автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философские основания понятия "эколого-информационная реальность"

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Куйбарь, Владимир Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Философские основания понятия "эколого-информационная реальность"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куйбарь, Владимир Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 10 РЕАЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

§1.1. Единство субстанции и акциденций, как методологическое основание формирования субстанционального исследовательского подхода.

§ 1.2. Понятие реальности и философская трактовка единства мира.

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА СУБСТАНЦИИ И АКЦИДЕНЦИЙ, КАК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА

ПОЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

§ 2.1. Мера информационного движения и мера информационной акцидентальности.

§ 2.2. Понятие «информационная реальность».

§2.3. Информационно-виртуальная реальность.

ГЛАВА III. ЭКОЛОГО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ.

§3.1. Становление в науке понятия эколого-информационной реальности, как новейшей акциденции мира.

§3.2. Эколого-информационное общество и акцидентальный характер его устойчивого развития.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Куйбарь, Владимир Иванович

Актуальность темы исследования определяется практикой становления эколого-информационного общества, стремлением общества утвердиться в нише той акцидентальности мира, которая позволила бы преодолеть кризисные явления, вызванные к жизни технологической цивилизацией.

Начало третьего тысячелетия характеризуется становлением эколого-информационной цивилизации и эколого-информационной культуры, массовым процессом информатизации и экологизации общества, смысл которых осознается не только как путь выживания, решения глобальных проблем, но и как путь дальнейшего развития цивилизации; углубляется понимание того, что информатизация не сводится к массовой компьютеризации общества, к системам телекоммуникаций и информационным ресурсам, а выступает как деятельность, направленная на освоение эколого-информационной реальности - той акцидентальности мира, освоение которой составит альтернативу индустриальному обществу.

Назрела необходимость переосмысления в системе эколого-информационной культуры всех сторон общественной жизни - экономической, политической, социальной и духовной, с учетом актуализации единства мира в эколого-информационном плане.

В науке все более крепнет стремление разработать теорию, позволяющую осветить единство мира в эколого-информационном плане. В настоящее время эта работа по обоснованию общей теории (информологии) находится на новом этапе, когда информология в наиболее общем значении мыслится как науке об эколого-информационной реальности.

На пути изучения эколого-информационной реальности формируется копмлекс понятий (эколого-информационная форма движения материи, информационное пространство и время, информационные поля и отношения, инфор-матогенез и др.), требуется систематизация этого понятийного разнообразия и разработка принципов систематизации понятий.

В этой связи оказывается актуальным изучение центральной идеи информологии - идеи эколого-информационной реальности и исследование философских оснований этого понятия.

Степень разработанности темы. Понятие «информационная реальность» было введено в науку в 1986 году Н.М. Чуриновым. Вскоре это понятие стало использоваться многими исследователями, в том числе Ю.Ф. Абрамовым, Н.П. Ващекиным, А.Д. Урсулом, И.Б. Новиком, О.В. Бондаренко и др. Формулирование понятия «информационная реальность» естественным образом вытекает из процесса разработки понятийного аппарата общей теории информационной реальности - информологии. Разработка этого понятийного аппарата началась со времени становления понятия информации в качестве общенаучного понятия.

Понятие информации как научное понятие начало формироваться в 20-х годах в трудах Р. Хартли и К. Сциларда, предложивших модели исчисления количества информации.

В 30-х - 40-х годах XX века явление информации исследовалось в математизированных теориях, посвященных изучению связи и инженерных коммуникаций (В.И. Шестаков, К. Шеннон, А. Накасима, В.А. Котельников, Д.В. Агеев, А.Н. Колмогоров). Предложенное К. Шенноном статистико-вероятностное представление об информации (ее связь с такой характеристикой, как энтропия) формализует ту часть содержания понятия информации, которая характеризуется вероятностной мерой, неопределенностью.

В конце 60-х годов началось философское осмысление явления информации, проводившееся с позиций ленинской теории отражения, конкретно был поставлен вопрос о природе, сущности информации: был предложен ряд определений информации, но ни одно из них не удовлетворяло всем требованиям. Сложилось два подхода к феномену информации - функциональный и атрибутивный, оба подхода исходят из факта существования информации в объективной действительности, основное различие заключается в решении вопроса о наличии информации в неживой природе.

С начала 70-х годов и до середины 80-х рядом исследователей активно разработывалась идея общей теории информологии (В.И. Сифоров, А.Д. Урсул, Э.П. Семенюк и др.), но исследователями не была выявлена так называемая природа информации. В настоящее время продолжается работа по формированию общей теории информологии, ведущая к раскрытию сущности понятия информационного движения, информационной реальности, информационного пространства и времени и ряда других понятий.

Научное представление об информационном движении разработал Ю.Ф.Абрамов. Изучение феномена информационного движения, информационного пространства и времени (О.В. Бондаренко, Ю.М. Горский, П.М. Чуринов и др.) находится в начальной стадии, при этом, в частности методологию научного познания пополнили информационный подход и метод, субстанциальный подход, разрабатывается метод мысленного эксперимента применительно к изучению информационной реальности (О.В. Бондаренко). Важное значение в деле изучения информационной реальности и разработки общей теории информологии имеют идеи информационной картины мира, информационной среды, инфосферы, информациогенеза, информационного поля и времени, информационного взаимодействия и др. (Ю.Ф.Абрамов, В.З.Коган., В.А.Калеватов, А.Н.Кочергин, И.Б.Новик, Л.П.Суханов, А.Д.Урсул и др.). Наконец, в 1991 году (А.Д.Урсул) был поставлен вопрос обо эколого-информационной цивилизации как этапе в формировании ноосферы.

Полемика вокруг проблемы природы информации позволила сделать очередной шаг в изучении мира. Понимание того факта, что изучение названного феномена, его связей и отношений в физических терминах, т.е. в рамках физической картины мира, не в состоянии дать ответы на поставленные вопросы, привело некоторых исследователей (Л.Ш.Абдулаев, И.Б.Новик, О.В .Бондаренко) к формированию таких научных отраслей как информационная физика, информационная биология, информационная математика, информационная экология и т.д. Таким образом, назрела необходимость более широкой постановки вопроса --нужно исследовать не информацию, а информационную (эколого-информационную) реальность. В настоящее время Н.М.Чуриновым намечен новый путь, заключающийся в том, что на основе классификации форм движения материи выявлена возможность представить формы движения как способы существования различных акциденций мира (механической, физической, химической, биологической, социальной, технологической, информационной, экологоинформационной, виртуальной и др.).

Этот подход важен еще и потому, что новая эпоха, в которой оказалось человечество в конце XX века - эколого-информационная эпоха и существование новейших акциденций мира тесно связано с проблемой сохранения биосферы и формирования эколого-безопасного общества. Исследователи (Н.Н.Моисеев, В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев, А.Д.Урсул и др.) отмечают, что способ отношения общества и природы, являясь конкретно-исторической формой единства социально-экологических и информационных составляющих лишь тогда окажется основой ноосферного этапа развития цивилизации, когла в рамках названной формы будут в полной мере реализованы основные параметры эколого-информационного общества как следующей ступени социального развития, следующего за технологическим обществом.

Иными словами, создание экологической цивилизации на основе информационного общества - это неизбежный этап становления ноосферы, которая обеспечивает выживание и устойчивое безопасное развитие. Автор диссертации, опираясь на идею о признании экологической безопасности в качестве неотъемлемого атрибута эколого-информационной акциденции социального развития трактует необходимость развития социо-исторических императивов и ценностей в свете экологических ориентаций, как основы будущей устойчивости социо-природного развития.

В этой связи, экобезопасность в рамках концепции эколого-информационной формы движения материи можно определить как понятие, обозначающее такую качественную характеристику социального развития, которая предполагает формирование нового типа технологических процессов, социальной организации и управления, способных защитить общество и личность от любой экологической опасности.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является информационная реальность, ее специфические закономерности. Предметом исследования является та сторона информационной реальности, которая представлена единством субстанциального и акцидентального содержания, а именно, определенным соотношением эколого-информационных характеристик бытия.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие философских оснований понятия «эколого-информационная реальность» - системообразующего понятия общей теории информологии, отображающей в познании эколого-информационную форму движения материи.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть генезис понятий, послуживших основой для формирования философской традиции изучения мира, как единства субстанции и акциденций, сформулировать субстанциальный исследовательский подход в качестве исходного для решения задачи изучения соотношения реальностей мира;

- проанализировать понятие «реальность», исходя из положений собстанци-ального исследовательского подхода, чтобы определить место информационной реальности среди других акцидентальностей мира;

- представить классификацию реальностей мира, исходя из представлений о формах движения материи;

- изучить методологию освещения единства мер движения и мер акциденталь-ности и раскрыть их связь в соответствующих законах науки;

- выявить связь меры информационного движения с мерой эколого-информационной акцидентальности как закона науки об эколого-информационной реальности и уточнить содержание негэнтропийного принципа в познании эколого-информационной реальности.

Методологической основой диссертационной работы является диалектический метод, его определенным проявлением выступает субстанциальный исследовательский подход. Решение рассматриваемых в диссертационном исследовании теоретических проблем эколого-информационного движения и эколого-информационной реальности осуществляется с позиций фундаментальных принципов диалектики - принципа единства мира, принципа развития и принципа детерминизма.

Научная новизна исследования:

- на основе субстанциального исследовательского подхода доказано, что информационная реальность выступает как акцидентальность, раскрывающая единство мира;

- показано единство мер движения и мер акцидентальностей мира, в том числе меры информационного движения и меры информационной акцидентальности; связь соответствующих мер имеет характер закона науки;

- негэнтропийный принцип информационной реальности характеризует закон науки, раскрывающий единство меры информационного движения и меры эколого-информационной акцидентальности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Субстанциальный исследовательский подход раскрывает единство мира с той точки зрения, что мир представлен единством субстанции и акциденций, единством субстанциального и акцидентального содержания.

2. Дается следующая классификация реальностей мира: реальности субстанциального плана (объективная и совокупная реальности) и реальности акцидентального плана (реальности существования), которые, в свою очередь, различаются по признаку развития (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная реальности) и по признаку единства мира (технологическая и информационная реальности).

3. Информационная форма движения является способом существования эколого-информационной реальности; в соотношении (типа закона науки) ин-форматива как меры информационного движения и эко - информационной энтропии, как меры эко-информационной акцидентальности - раскрывается основной закон эколого-информационной реальности.

4. Негэнтропийный принцип познания эколого-информационной реальности выступает как один из основополагающих принципов в изучении единства мира в информационном плане: негэнтропийный принцип информационной реальности характеризует соотношение информатива и информационной энтропии; информационная энтропия раскрывает содержание информационной реальности с той стороны, которая представлена развитием, иформатив как мера информационного движения раскрывает внутреннюю связь движения и развития информационной реальности; понятие информатива и эко-информационной энтропии снимаются понятием «эколого-информационная реальность».

5. Эколого-информационная реальность является конкретной акциденцией, раскрывающей единство мира на современном этапе его развития, представлена диалектикой энтропии и негэнтропии природной и социальной реальности и выступает как явления информации, экоинформации, а также вещественно-энергетического обмена, которые в совокупности, научном сознании создают единый образ эколого-информационной формы движения материи.

Теоретическое выводы и практическое результаты работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что проведенное диссертационное исследование является одним из этапов на пути разработки общей теории эколого-информационной реальности, разработки системы понятий этой теории. Практическое значение состоит в том, что по мере развития этой теории она играет все более существенную роль в деле осмысления особенностей эколого-информационного общества.

Положения и выводы диссертации могут использоваться в преподавании курсов философских дисциплин, разработке философских и гуманитарных спецкурсов для студентов и аспирантов различных специальностей.

Апробация теоретических положений. Основные идеи диссертационного исследования излагались автором на ежегодных научно-практических конференциях студентов и соискателей (Иркутск, 22 апреля 2000 г., 28 апреля 2001 г.); на межвузовской практической конференции (Иркутск, 16 мая 2000 г.); на межвузовской практической конференции «Россия на пороге 21 века» (Иркутск, 20 мая 2001 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские основания понятия "эколого-информационная реальность""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное диссертационное исследование вызвано становлением эколого-информационной цивилизации, необходимостью освоения эколого- информационной реальности, стремлением разработать теорию, позволяющую осветить единство мира в информационном плане, в этой связи актуальным оказывается изучение центральной идеи информологии - информационной реальности, предстающей в познании в виде эколого - информационной формы движения материи.

Одним из исходных понятий в диссертационном исследовании выступает понятие «мир». Мир изучается с различных точек зрения: во-первых, как то, что представлено бытием и существованием; существует в действительности или в возможности, как совокупность всего сущего; во-вторых, мир рассматривается представленным материальным содержанием, и, в-третьих, в настоящее время нередко мир рассматривается как совокупность (в некотором роде тождество) материального, духовного, и в этой системе оказывается реальным и идеальное (как существующее в сознании и зависящее от сознания). Мир, таким образом, -это все то, что характеризуется признаками существования и бытия: бытие всегда непосредственно, существование же всегда опосредствовано. Характеристикой бытия и существования мира выступает понятие реальности, а поэтому можно сказать, что понятие реальности выступает как характеристика меры мира.

В основу данного исследования положены три фундаментальных принципа диалектики, которые выступают как основополагающие принципы учения о бытии: принцип единства мира, принцип развития и принцип детерминизма. Все явления мира существуют во взаимосвязи; всеобщая связь явлений лежит в основе представлений о всеобщей обусловленности объективных явлений, что и выступает основным содержанием принципа детерминизма. Принципы диалектики также взаимосвязаны между собой, в частности, всеобщая связь явлений обнаруживает себя в качестве аспекта единства мира и, с другой стороны, источником и следствием его развития, а значит, и единство мира, и его развитие воплощаются в детерминизме.

В работе сформулирован субстанциальный исследовательский подход для решения задачи дифференциации реальностей мира, имеющий своим истоком вековую философскую традицию изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, начало которой положили труды Аристотеля. В средневековой схоластике формируется традиция изучения субстанции мира в неразрывной связи с его акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах.

В субстанциальном исследовательском подходе субстанция понимается в контексте спинозовского представления о субстанции как causa sui - «причине самой себя». Мир как субстанция существует сам по себе (то есть самобусловлен), обладает независимым существованием, то есть не нуждается ни в чем ином для своего существования (то есть мир самодостаточен).

В Новое время утверждается идея о взаимосвязи, единстве субстанции и движения, а также представление о единстве субстанции и акциденций связывают с явлением развития. Движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования, а акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи; внутренняя связь движения и развития заключена в активности субстанции. Посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя.

Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием имеет положение о единстве субстанции и акциденций и предполагает рассмотрение предмета исследования в двух аспектах: как субстанции, олицетворяемой разными реальностями и как тождество (единство) акциденций. Мир, согласно субстанциальному исследовательскому подходу, представляет собой тождество субстанции и акциденций.

Субстанциональный исследовательский подход определяет соответствующий аспект мира, и, принятый к изучению, подход, таким образом, указывает ту акциденциальность мира, в свете которой будет исследоваться данный аспект. Способом и конкретной формой реализации подхода выступает метод, предполагающий наличие определенных принципов, норм, приемов исследовательской деятельности.

В категориальный аппарат субстанциального исследовательского подхода входит понятие «реальная акциденция», которое выступает первичной характеристикой относительной самостоятельности акциденции, то есть акциденция имеет свою меру; понятие же реальности предполагает единство двух мер - меры движения и меры акцидентальности.

Поскольку мир, двигаясь, развивается и, развиваясь, движется, то можно классифицировать реальности по признаку развития. В тоже время движение выступает как характеристика единства мира, следовательно, акцидентальность движения, проявляющая в наличии разных форм движения материи, может выступить для классификации реальностей по признаку единства мира.

Исходя из субстанциального исследовательского подхода, различаются две группы реальностей: первая - реальности субстанциального плана, реальности бытия, и вторая группа - реальности акцидентального плана, реальности существования. Реальности бытия показывают, что субстанция представлена в плане единства мира как объективная реальность (в котором раскрывается материальное единство мира, его неизменность в этом плане) и в плане развития -как совокупная реальность (в которой мир раскрывается как развивающийся, изменяющийся).

Реальности существования, в свою очередь, различаются, исходя из концепции форм движения материи: по принципу развития мира различается пять основных реальных акциденций - механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная реальности. По принципу единства мира выделяются две основные реальные акциденции - технологическая и информационная реальности, раскрывающие единство мира в технологическом и информационном плане соответственно.

Вместе с тем, существует по меньшей мере еще два вида акцидентального проявления информационной реальности, к ним относятся информационно-виртуальная и эколого-информационная реальности.

Единство мира раскрывается многообразием сторон, в частности, существует материальное единство мира и всеобщая связь явлений. Всеобщая связь прерывна и непрерывна, конечна и бесконечна; прерывистость всеобщей связи выражается в том, что она представлена отдельными, различными связами и отношениями, их многообразием. Связь, обладающая рядом признаков, а именно, существенностью, необходимостью, всеобщностью, устойчивостью определяется как закон. Исследование той или иной реальности мира предполагает изучение объективных законов и формулирование соответствующих им законов науки (той или иной степени общности), в частности законов о связи меры движения и меры акцидентальности.

Так, одним из основных законов механической реальности выступает закон науки о связи силы как меры механического движения и массы как меры механической акцидентальности, закон науки о связи энергии (меры физического движения) и энтропии (меры физической акцидентальности) является одним из основных законов физической реальности.

На пути изучения информационной реальности разрабатывается идея информационного движения, которое выражается, в частности, в хранении, переработке, передаче и т.д. информации. Имеет место соответствующая мера информационного движения, для характеристики которой было введено понятие «информатив». Данная мера находится в связи с особыми мерами акцидентальности, отраженными в понятиях «информационная энтропия» (которое характеризует неорганизованность движущейся материи в информационном аспекте) и «негэнтропия» (под которой понимается организованность).

Эту связь также можно рассматривать как закон науки. При изучении информационной реальности был сформулирован негэнторопийный принцип информационной реальности, который раскрывает противоречивость мира представленного процессами организации и дезорганизации, и уточняет связь меры информационного движения (информатива) и мераы информационной акцидентальности (информационной энтропии) по типу закона науки.

В понятии информационной энтропии нашел отражение тот факт, что информационные процессы, происходящие в мире, присущи как материальному, так и идеальному, и это отображается в одном из следствий субстанциального исследовательского подхода - мир как субстанция выступает в единстве его акциденций (материального и идеального), в частности это проявляется как информационно- виртуальная реальность.

В работе обосновывается понятие «экологическая реальность», которая автором трактуется как состояние биоты от масс энергетического движения до информационного через различные формы природной и социальной реальностей (вплоть до биологического и информационного терроризма).

Таким образом, возможности негэнтропийного подхода и здесь могут быть использованы для описания названных форм реальностей. Вместе с тем, его познавательная эффективность оказывается все более ограниченной при движении познания от информационно-физических процессов до биосоциальных.

Поэтому рассмотрена возможность представить систему «общество - природа, как диссипативную систему и использовать возможности синергетическо-го подхода, что позволяет описывать ее поведение в терминах социальной синергетики и проводить поиск решений, определяющих ее устойчивое развитие как новую акциденцию субстационального единства мира.

Наконец, при изучении эколого-информационной реальности и обосновании самого понятия этой реальности найдена связь между мерой информационного движения и мерой эко-информационной акцидентальности (эко-информационной энтропией), что позволяет использовать негэнтропийный принцип информационной реальности, как принцип познания эколого-информационной реальности.

В диссертации этот принцип уточняется в следующих отношениях: во-первых, он определяет природу эколого - информационной реальности и указывает на связь информатива и эко-информационной энтропии как на закон науки; во-вторых, информатив, как мера информационного движения раскрывает внутреннюю связь движения и развития информационной реальности. в третьих, эко-информационная энтропия, как мера эко-информационной акцидентальности раскрывает содержание эколого-информационной реальности с той стороны, которая представлена информационным движением материи;

137 в четвертых, он выступает характеристикой единства меры информационного движения и меры эколого-информационной акцидентальности.

Исходя из субстанциального исследовательского подхода и негэнтропий-ного принципа информационной реальности автором, под эколого-информационной реальностью понимается реальная акциденция, раскрывающая единство мира, представленное диалектикой энтропии (понимаемой в контексте итогового этапа развития этого понятия) и негэнтропии природной и социальной реальностей, при этом характерные проявления (черты, свойства, качества) эколого-информационной реальности выступают как явления информации, метаинформации, коинформации, экоинформации, а также в виде вещественно-энергетического обмена.

Таким образом, главный вывод диссертации заключается в следующем: историческая перспектива человечества в XXI веке - это необходимость освоения эколого-информационной формы движения материи как новой разновидности субстанционального единства мира, которое обнаруживается в виде новой акциденции эколого- информационного бытия.

 

Список научной литературыКуйбарь, Владимир Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2. Абрамов Ю.Ф. Вопрос о формах движения материи в естествознании и теория информации// Вопросы методологии и истории наук. Иркутск: Изд-во Ир-кут.ун-та, 1973.

3. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информации. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988.

4. Абрамов Ю.Ф. Формирование общенаучных методов познания как выражение интегративных тенденций в науке // Проблемы диалектики. Л., 1983. Вып. 12.

5. Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В. Информационная форма движения материи // Информационная реальность и цивилизация: Сб. науч. тр. Вып.2. Красноярск: САА, 1998.

6. Абрамов Ю.Ф., Бондаренко О.В., Душутин В.К. Информационное движение в природе и обществе. Иркутск: : Изд-во Иркут. ун-та. 1998.

7. Абрамов Ю.Ф., Душутин В.К., Куйбарь В.И. Эколого-информационное общество. Природа и перспективы развития. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 2000.

8. Абрамян Л.А. Понятие реальности // Вопр. философии. 1980. №11.

9. Алексеев Г.Н. Энергия и энтропия. М.: Знание, 1978.

10. Английские материалисты XVIII века. Собрание произведений в 3-х т. М.: Мысль, 1967.

11. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969.

12. Артомонов Ю.Г. Размышления об эволюции материи. М.: Советская Россия, 1976.

13. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Сочинения: В 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1986.

14. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4-х т. T.l. М.: Мысль, 1986.

15. Аронов Р.А. Две точки зрения на природу физической реальности // Фи-лос.науки. 1991. № 6.

16. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопр. философии. 1988. № 1.

17. Аскин Я.Ф. Принцип единства мира: многообразие аспектов // Принцип единства. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1980.

18. Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Социальная информация. // Вопр. философии. 1974. № 10.

19. Ахлибинский Б.В. Информация и система. JL: Лениздат, 1969.

20. Бажан В.В., Дышлевый П.С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев: Наук, думка, 1974.

21. Баженов Л.Б., Лебедев В.П. Второе начало термодинамики и проблема развития Вселенной // Философские проблемы астрономии XX века. М.: Наука, 1976.

22. Баженов Л.Б. Физика и теория информации // Вопр. философии. 1961. № 8.

23. Бернулли Д. Гидродинамика или записки о силах и движениях жидкостей. М.: Изд. АН СССР, 1959.

24. Бир С. Кибернетика и управление производством. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1965.

25. Бирюков Б.В., Спиркин А.Г. Философские проблемы кибернетики // Вопр. философии. 1964. № 9.

26. Богданов В.В. Понятие субстанции в метафизике XVII века (автореферат дисс.к. филос.н.). С-Пб, 1994 .

27. Больцман Л. Лекции по теории газов. М.: ГТТИ, 1956.

28. Бондаренко О.В. Мысленные эксперимент в познании физической и информационной реальностей. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996.

29. Бондаренко О.В. Теоретические основания информационной физики. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997.

30. Бондаренко О.В. Естественно-научные основания устойчивого развития общества. // Studium I. Иркутск: : Изд-во Иркут. ун-та. 2000.

31. Бражников Ю.М. Сущность и структура метода // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука, 1985.

32. Бранский В.Л. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1.

33. Бриллюен JI. Наука и теория информации. М.: Госуд. изд-во физ.-мат. лит., 1960.

34. Бриллюен JI. Научная неопределенность и информация. М.: Мир, 1966.

35. Бродянский В.М. Вечный двигатель прежде и теперь. От утопии - к науке, от науки - к утопии. М.: Энергоатамиздат, 1989.

36. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.

37. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. Мысль, 1971-1972.

38. Ващекин Н.П., Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.

39. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983.

40. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1958.

41. Виноградов В.А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопр. философии. 1983. № 12.

42. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб. 1996.

43. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.

44. Вопросы кибернетики № 181. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. М., 1995.

45. В.Ю.А. Методологические проблемы теории информации // Вопр. философии. 1968. № 10.

46. Гасилин В.Н. Единство мира и детерминизм // Принцип единства. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1980.

47. Гегель Г.В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1998.

48. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Мысль, 1964.

49. Голованов В.Н. Гносеологическая природа законов науки. М.: Мысль, 1967.

50. Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1963.

51. Горбачев Н.А. Формирование учения о единстве мира в материализме XVI-XVIII веков // Принцип единства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980.

52. Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. № 3-6.

53. Горский Ю.М. Системно-информационные анализ и гомеостатика новая база для информатизации // Проблемы информатизации. 1996. № 3.

54. Готт B.C. Философские вопросы современной физики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Высш.шк., 1988.

55. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высшая школа, 1981.

56. Готт B.C., Урсул А.Д. О категориях определенности и неопределенности // Вопр. философии. 1971. № 6.

57. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Общенаучные формы и средства познания // Филос. науки. 1977, № 6; 1978. № 1.

58. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О категориях современной науки // Филос. науки. 1980. № 2.

59. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М.: Знание, 1987.

60. Григорян А.Т., Ковалев Б.Д. Даниил Бернулли (1700-1782). М.: Наука, 1981.

61. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический взрыв и устойчивое развитие. М., Прогресс-Традиция. 2000.61а.Данилов-Данильян В.И. Зарницы свержений// Зеленый мир. 1996.-№ 13.

62. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Изд-во политич. лит., 1950.

63. Джеммер М. Понятие массы в классической и современной физике. М.: Прогресс, 1967.

64. Друянов Л.А. Законы природы и их познание. М.: Просвещение, 1982.

65. Дышлевый П.С., Эйнштейн о проблеме реальности в физике XX в. // Филос. науки. 1979. № 4.

66. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопр. философии. 1988. № 1.

67. Дубровский Д.И. К проблеме изменения стратегических установок научного познания // Идеалы и нормы научного исследования. Минск: Изд. БГУ им.1. В.И. Ленина, 1981.

68. Дубровский Д.И., Вержбицкий В.В. Категория информации // Филос. науки. 1976. № 1.

69. Жуков Н.И. Информация (философский анализ центрального понятия кибернетики). Минск: Наука и техника, 1971.

70. Земан И. Познание и информация. М.: Прогресс, 1966.

71. Злобин B.C., Федотова В.Г. Структура и функции информационных полей// Сознание и физическая реальность. 1996. Т.1. № 4.

72. Зоммерфельд А. Термодинамика и статистическая физика. М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1955.72а. Зубаков В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога// Общественные нуки и современность. 1997.-№ 3.

73. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопр. философии. 1979. № 6 7.

74. Ильенков Э.В. Субстанция // Филос. энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

75. История диалектика XIV XVIII вв. М.: Мысль, 1974.

76. История философии в 4-х т. /под ред. М.А.Дышика и др. Т. 1. М.: Акад. наук, 1957.

77. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопр. философии. 1988. №3.

78. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

79. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малиновский Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука. 1997.

80. Карно С. Размышление о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу. // Второе начало термодинамики (Сади Карно В.Томсон-Кельвин, Р.Клаузиус - JI.Больцман, М.Смолуховский). M.-JI.: ГТТИ, 1934.

81. Каширин В.П. Технологическое движение материи // Информационная реальность и цивилизация: Сб. науч. тр. Вып. 2. Красноярск: САА, 1998.

82. Категории «закон» и «хаос». Киев: Наук, думка, 1987. (авторы Парнюк М (ответств. редактор), В.В.Кизима, Б.П. Лазоренко, Е.Н.Причепий).

83. Кедров Б.М. Взаимосвязь форм движения материи и их классификация // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.

84. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985.

85. Кедров Б.М. Критерии различения высших и низших форм движения материи //Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.

86. Кибернетика и современное научное познание. (Отв. ред. Тюхтин B.C.) М.: Наука, 1976.

87. Клаузиус Р. Механическая теория тепла. // Второе начало термодинамики. М. JL: ГТТИ, 1934.

88. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мироведение: диалог с И.Пригожиным //Вопр. Философии. 1992. № 12.

89. Князева Е.П., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука. 1994.

90. Коблов А.Н. Диалектико-материалистическая концепция развития и современная физика. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987.

91. Ковалев В.И. Феномен самоорганизации как выражение единства мира // Принцип единства. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980.

92. Коган В.З. Маршрут в страну информологию / Отв. ред. А.Н.Кочергин. М.: Наука, 1985.

93. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Филос.-социол. очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.

94. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984.

95. Колмогоров А.Н. Проблемы теории вероятностей и математической статистики // Вестник АН СССР. № 5.

96. Коломейцев Н.С. Особенности проявления второго начала термодинамики. Ташкент: Наука, 1965.

97. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

98. Котова Е.В. Энергия и информация: (филос. анализ). Киев, Высш. школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1981.

99. Корсунов И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998.

100. Котова Е.В. Понятие энтропии и синтез современного знания // Вопр. общественных наук, 1982. № 50.

101. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Гносеологический анализ понятия «информация» // Методологические проблемы современной науки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.

102. Кочергин А.Н. Информациогенез и вопросы его оптимизации. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1977.

103. Кравец А.С. Новые тенденции в развитии методологии научного познания // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука, 1985.

104. Кравец А.С. Информация и структура // Философия и естествознание. Вып. 3, Воронеж, 1971.

105. Краткая философская энциклопедия. М.: Издат. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.

106. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука, 197.

107. Кричевский И.Ф. Понятия и основы термодинамики. Изд-е 2-е. М.: Химия, 1970.

108. Кудрявцев П.С. Курс истории физики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982.

109. Кузнецова А.П. Проблема субстанции в философии Декарта (автореферат дисс. . к.филос.н.). М., 1968.

110. Кузьмин В.П. Категория меры в марксистской диалектики. М.: Наука, 1966.

111. Купер JI. Физика для всех. Том. 1: классическая физика. М.: Мир, 1973.

112. Кутырев В.А. О континууме реальности (реальное и идеальное в условиях становления ноосферы) // Вест. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1994. № 5.

113. ИЗ. Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М. Наука, 1083.

114. Кучевский В.Б. Философское учение о бытие и субстанции. М.: Моск. коммерческий ун-т, 1993.

115. Лейбниц Г.В. О самой природе, или природной силе и деятельности творений// Сочинения: В 4-х т.: T.l. М.: Мысль, 1982.

116. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18.

117. Ломоносов М.В. Письмо к Эйлеру от 5 июля 1748 г. // Полное собраниесочинений: Т. 2. М. Л.: АН СССР, 1951.

118. Ломоносов М.В. Рассуждение о твердости и жидкости тел. // ПСС: Т. 3. М,- Л.: АН СССР, 1952.

119. Ломоносов М.В. Размышления о причине теплоты и холода. // ПСС: Т. 2. М.-Л.: АН СССР, 1951.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961.

121. Мартин Н., Ингленд Дж. Материалистическая теория энтропии. М.: Мир, 1988.

122. Мартынович С.Ф. Субстанция, единство, взаимосвязь // Принцип единства. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980.

123. Мелюхин И.С. Проблемы становления информационного общества // Информационные ресурсы России. 1997. №5.

124. Миклин A.M. Проблема развития в современной марксистской философии // Вопр. философии. 1980. № 1.

125. Михайловский В.Н. Современная естественнонаучная картина мира и синергетический подход// Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

126. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., КД"Университет", 1997.

127. МотрошиловаН.В. Бытие //Вопр. философии. 1989. № 4.

128. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высш. шк., 1974.

129. Нарский И.С. Реальность // Филос. энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. Т.4.

130. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата: Наука, 1968.

131. Новик И.Б., Абдуллаев А.Ш. Введение в информационный мир / ВИНИТИ. М.: Наука, 1991.

132. Новик И.Б. Негэнтропия и количество информации // Вопр. философии. 1962. № 6.

133. Новик И.Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. М.:1. Госполитиздат, 1963.

134. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. №10.

135. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989.

136. Овчинников Н.Ф. Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении. М.: АН СССР, 1957.

137. Омельяновский М.Э. О физической реальности // Вопр. философии. 1971. № 10.

138. Орлов В.В. К понятию развития// Филос. науки. 1980. № 1.

139. Орлов Е.В. Кафолическое в теоретической философии Аристотеля. Новосибирск: Наука, 1996.

140. Оруджев З.М. Диалектика как система. М.: Политиздат, 1973.

141. Осипов В.И. Проблемы теории познания и методологии науки в естественно-историческом материализме: вторая половина XIX начало XX в. JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.

142. Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М.: Наука, 1989.

143. Панченко А.И. Природа физической реальности // Филос. науки. 1991. № 10.

144. Парнюк М.А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме // Современный детерминизм и наука. (Общие проблемы детерминизма). Т.1. Новосибирск: Наука, 1975.

145. Петров Ю.А. Физическая материя и физическая реальность // Филос. науки. 1991. № 10.

146. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1971.

147. Петрушенко Л.А. Взаимосвязь информации и системы // Вопр. философии. 1964. № 2.

148. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М.: Мир, 1967.

149. Планк М. Динамическая и статистическая закономерность // Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966.

150. Планк М. О принципе возрастания энтропии. // Избранные труды. М.:1. Наука, 1975.

151. Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.2. М.: Мысль, 1968.

152. Поздняков А.И. Информатика как комплексная научная дисциплина // Вопр. философии. 1986. № 5.

153. Поплавский Р.П. Демон Максвелла и соотношение между информацией и энтропией//УФН. Т. 128. Вып. 1,1979.

154. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир. 1986.

155. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного. М.: Мир. 1990.

156. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев, 1989.

157. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск: Изд-во ТГУ, 1977.

158. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та, 1994.

159. Рахматулин К.Х., Келигов М.Ю. Является ли развитие атрибутом материи? // Вопр. философии. 1980. № 8.

160. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. С-Пб.: ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1994.

161. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. С-Пб.: ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1995.

162. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. С-Пб.: ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1996.

163. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.

164. Рузавин Г.И. О соотношении категорий "движение", "развитие" и "прогресс" // Филос. науки. 1980. № 1.

165. Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи // Вопр. философии. 1984. № 8.

166. Сачков Ю.В. Информация и вероятность // Вопр. философии. 1971. № 6.

167. Свенчников Г.А. Движение способ существования материи // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.

168. Седов Е.А. Одна формула и весь мир: книга об энтропии. М.: Знание,1982.

169. Седов Е.А. К вопросу о соотношении энтропии информационных процессов и физической энтропии // Вопр. философии. 1965. № 1.

170. Семенюк Э.П. Роль информационного подхода в методологических исследованиях // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука, 1985.

171. Семенюк Э.П. Информация как общенаучная проблема современности // Научно-техническая информация. М. ВИНИТИ. Сер.2, 1976. № 3 .

172. Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Филос. науки. 1997. № 2.

173. Синтез знания и проблема управления. М.: Наука, 1978.

174. Сифоров В.И. Информатика и ее взаимодействие с философией и другими науками // Филос. науки. 1984. № 2.

175. Сифоров В.И. Методологические вопросы науки об информации // Вопр. философии. 1974. № 7.

176. Соколов В.В. Европейская философия XV XVII веков. М.: Высш. шк., 1996.

177. Соколов В.В. Акциденция // Филос.энциклопедия. T.l. М.: Советская энциклопедия, 1960.

178. Солопов Е.Ф. Материя и движение. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972.

179. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1957.

180. Спиркин А. Метод // Филос. энциклопедия. Т. 4. М., 196 .

181. Степин B.C. Идеалы и нормы в динамике научного поиска // идеалы и нормы научного исследования. Минск: Изд. БГУ, 1981.

182. Степин B.C. Структура и динамика научного познания // Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

183. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. М.: Политиздат, 1975.

184. Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.

185. Тарасенко Ф.П. К определению понятия "информация" в кибернетике // Вопр. философии. 1963. № 4.

186. Толанд Дж. Избранные сочинения. М., 1927.

187. Томсон-Кельвин В. О проявляющейся в природе общей тенденции к рассеянию механической энергии. // Второе начало термодинамики. М. JL: ГТТИ, 1934.

188. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западно-европейской средневековой философии. М.: Госполитиздат, 1957.

189. Тредер Г.-Ю. Взгляды Гельмгольца, Планка и Эйгштейна на единую физическую теорию // проблемы физики: классика и современность. М.: Мир, 1982.

190. Тюхтин B.C. Отражение и информация // Вопр. философии. 1967. № 3.

191. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3-4. М., 1997-98.

192. Украинцев Б.С. Информация и отражение // Вопр. философии. 1963. № 2.

193. Украинцев Б.С., Урсул А.Д. Кибернетика и материалистическая диалектика // Филос. науки. 1975. № 2.

194. Урманцев Ю.А. Специфика пространственных и временных отношений в живой природе // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.

195. Урсул А.Д. Закон необходимого разнообразия и его философское значение // Филос. науки. 1970. № 4.

196. Урсул А.Д. Информационные критерий развития в природе // Филос. науки. 1966. № 2.

197. Урсул А.Д. Информация. Методол. аспекты. М.: Наука, 1971.

198. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Филос. науки. 1991. № 5.

199. Урсул А.Д. Нестатистические подходы в теории информации // Вопр. философии. 1967. № 2.

200. Урсул А.Д. О природе информации // Вопр. философии. 1965. № 3.

201. Урсул А.Д. Сложность, упорядоченность, организация // Филос. науки. 1968. №3.

202. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.

203. Философские проблемы естествознания / под ред. С.Т. Мелюхина. М.: Высш. шк., 1985.

204. Франкфурт У.И. Закон сохранения и превращения энергии. М.: Наука, 1978.

205. Франфурт У.И., Френк A.M. Физика наших дней. М.: Наука, 1971.

206. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир. 1980.

207. Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения. М.: Физматгиз, 1959.

208. Чуринов Н.М. Информационная реальность. Красноярск: САА, 1993.

209. Чуринов Н.М. Информационная реальность и негэнтропия // Информационная реальность и цивилизация. Красноярск САА, 1996.

210. Чуринов Н.М. Реальности: физическая и информационная. Красноярск: САА, 1995.

211. Чуринов Н.М. Философские основания информологии. Красноярск: Изд. Краснояр. ун-та, 1990.

212. Шалютин С.М. Кибернетические процессы в системе форм движения // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.

213. Шамбадаль П. Развитие и приложение понятия энтропии. М.: Наука, 1967.

214. Шаров А.А. Понятие информации в теории категорий // Семиотика и информатика. М., 1977. Вып. 7.

215. Шароградский В.И. К вопросу о соотношении энтропии и количества информации // Вестн. МГУ. Сер. Философия. 1967. № 2.

216. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд. иностр. лит., 1963.

217. Шестаков В.И. Алгебра двухполюсных схем, построенных исключительно из двухполюсников (Алгебра А-схем) // Журнал технической физики. Том XI. Вып. 6, 1941.

218. Шестаков В.И. Алгебраический метод анализа автономных систем двух-позиционных реле // Автоматики и телемеханика. Том XV. № 2,1954.151

219. Шералиева Р. Некоторые философско-психологические проблемы теории информации. Фрунзе: Илим, 1975.

220. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? М.: Атомиздат, 1972.

221. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. Сер.2, 1976. № 1.

222. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959.

223. Юшай Г.А. Развитие как единство изменения и сохранения. // Филос. науки. 1979, № 4.

224. Clausius R. Uber verschiedende fur die Anwendung bequeme Form en der Hauptgleichungen der mechanischen Warmetheorie // Annalen der Physic und Che-mie. Leipzig, 1865.