автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Виртуальная реальность

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ковалевская, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Виртуальная реальность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ковалевская, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1. Историко-философские истоки и концептуальный анализ виртуальной реальности.

1.1 Эволюция представлений о реальности и проблема виртуальности.

1.2. Концептуальные основания введения понятия виртуальной реальности в категориальный аппарат современной науки.

1.3. Онтологический и гносеологический статус виртуальной реальности; свойства и признаки виртуальной реальности.

Глава 2. Философско-методологический анализ компьютерной виртуальной реальности.

2.1. Виртуальные реальности погружения.

2.2. Коммуникативные виртуальные реальности.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Ковалевская, Елена Владимировна

Актуальность диссертационного исследования определяется философско-методологической неразработанностью его центральной темы - сущности виртуальной реальности и ее места в структуре бытия.

Сегодня понятие "виртуальная реальность", равно как и категория виртуальности вошли в научный, философский и повседневный обиход. Тем не менее, употребляются они в самых различных значениях и смысловых контекстах. Говорят о виртуальных реальностях сознания, js компьютерных виртуальных реальностях, о мистике как виртуальной-^ реальности, о виртуальной реальности преступников, о виртуальной цивилизации, виртуальных войнах, виртуальных деньгах, корпорациях и т. д. Нам представляется, что даже простого перечисления подобных названий достаточно для иллюстрации многозначности этих понятий. Анализ показывает, что сейчас существует множество различных и часто конкурирующих трактовок понятия виртуальной реальности. Несмотря на это, термин "виртуальная реальность" завоёвывает все более прочные позиции в науке и методологии познания. Обусловлено это тем, что за словосочетанием "виртуальная реальность" стоит сложное, еще недостаточно сформировавшееся понятие, необходимое для описания и исследования многих явлений, которым ранее не уделялось достаточного внимания, а также некоторых новых явлений.

Термин "виртуальная реальность" появился в конце 80-х годов. Данное словосочетание было предложено американским исследователем Жароном Ланье для обозначения электронных уст^ойст^вводящих пользователя^ в мир информадии, дающих человеку возможность наглядного представления и манипулирования с данными высокой степени сложности. По оценкам исследователей, приблизительно одновременно с появлением термина "виртуальная реальность" в Америке, он появился и в отечественной литературе. В начале 80 гг. Н.

А. Носов и О. И. Генисаретский, рассматривая проблему духовного^ восхождения и нисхождения человека, выявили особые психические J виртуальный". Позднее ими стало применяться и понятие "виртуальная реальность".

Сегодня понятие виртуальной реальности используется для описания и исследования целого ряда явлений. Причем, речь идет не только о компьютерных виртуальных реальностях, но и о виртуальных реальностях других типов, например, психологических, эзотерических, эстетическихвиртуальных реальностях, виртуальных реальностях восприятия. Более того, практическое применение некоторых идей, основанных на концепциях виртуалистики, дает эффективные практические результаты. Например, с помощью использования методик, основанных на разработках в области виртуалистики, стало возможно эффективное лечение алкогольнозависимых людей и т. д.

Тем не менее, проблема виртуальной реальности еще недостаточно изучена, мало систематических философских исследований, посвященных данной тематике. Это особенно заметно, когда речь идет о компьютерных виртуальных реальностях. Несмотря на обилие посвященных данной теме публикаций, большинство из них носят весьма поверхностный, неконцептуальный характер, полны штампов. Нам представляется, что рассмотрение сущности виртуальной реальности, в частности, компьютерной виртуальной реальности, ее свойств и признаков, воздействия, оказываемого ею на реальность константную и тех возможностей, которые она предоставляет в сфере познания является крайне важной задачей философско-методологического характера. Кроме того, как указывают многие исследователи, философский анализ виртуальной реальности мог бы стать продуктивной методологической основой для исследования человеческой психики, измененных состояний сознания, реальностей восприятия, а также для обозначения которых был использован термин анализа ряда классических философских проблем, в частности, традиционно сложной проблемы соотношения субъективной и объективной реальности. ^

Вопрос о соотношении категорий субъективной, объективной и виртуальной реальности крайне сложен и еще специально не рассматривался в философско-методологической литературе. Определяя место понятия виртуальной реальности в системе классических представлений о реальности, мы пришли к выводу, что о виртуальных реальностях необходимо говорить в узком и широком смыслах. Причем для рассмотрения виртуальной реальности в широком смысле требуется новые, более адекватные возникающим проблемам и задачам, концепции объективной, субъективной и виртуальной реальностей. В то время как подход, рассматривающий виртуальную реальность в узком смысле, оставляет старую систему категорий без изменений, добавляя к ним новое понятие - "виртуальная реальность" (виртуальная реальность в узком смысле).

Поскольку специальное рассмотрение вопроса о выработке новых представлений об объективной, субъективной и виртуальной реальностях, их содержательных границах и определении смыслового поля виртуальной реальности в широком смысле выходит за рамки —. .-.--——- ■■ - -j данной работы и требует проведения специального систематического междисциплинарного исследования^ то, несмотря на то, что диссертанту /' близка точка зрения, в рамках которой сны, фантазии, измененные л \ состояния сознания, реальности восприятия и т. д. выводятся из под/j [^"юрисдикции" субъективной реальности и интегрируются в понятие/ I виртуальной реальности в широком смысле, в данной работе автор' пользуется преимущественно классическим понятииным аппаратом и специально рассматривает виртуальные реальности, созданные на основе компьютерных технологий.

На наш взгляд, виртуальная реальность может рассматриваться как частный случай концепции множественности реальностей. Понятие виртуальной реальности в рамках подобной онтологии вводится для ориентации человека среди различных реальностей. Если раньше в западноевропейской науке и философии мир описывался в рамках дихотомии субъективная-объективная реальности, то теперь этой оппозиции оказывается недостаточно для рассмотрения ряда явлений, среди которых компьютерные виртуальные реальности, измененные состояния сознания и т. д. Введение в данную систему категорий понятия виртуальной реальности увеличивает ее возможности, продуктивность. Нам кажется более последовательным принятие концепции множественности реальностей^ как и делают некоторые современные философы, такие как, Майкл Хайм, Нельсон Гудмен, В. М. Розин и др. Тогда виртуальная реальность оказывается важной категорией в рамках онтологии, учитывающей множественность / реальностей и ориентирующейся на человека. !

На наш взгляд, подход обосновывающий множественность и равноправность различных реальностей крайне важен не только с методологической и теоретической, но и с практической точек зрения. По мнению некоторых исследователей, такая позиция близка постмодернизму, поскольку провозглашает множественность и конкуренцию парадигм, допускает "сосуществование гетерогенных элементов, .предполагает переоценку фундаментализма, признание многомерного образа реальности и множества типов равносущных отношений, а также неустранимой множественности описаний и "точек зрения", отношения дополнительности и взаимодействия между ними"1 . Такой подход дает возможность по-новому увидеть и понять онтологический статус многих явлений, например, таких как, измененные состояния сознания, сон, реальности фантазий, эстетические реальности и т. д. Подход, основанный на признании полионтологичности реальностей позволяет занять позицию при которой , вышеназванные состояния перестают рассматримтьдя---кд,к / второстепенные, не вполне реальные, не достойные научного анализа и ^ т. д. Концепция множественности реальностей уравнивает в правах различные типы реальностей, обосновывает их право на существование и помогает выработать соответствующих понятийный и концептуальный аппарат, пригодный для их описания, исследования и анализа.

Состояние научной разработанности проблемы. Изучение литературы, касающейся исследования виртуальных реальностей показало многообразие освещаемых аспектов проблемы. В феврале 1998 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась защита первой докторской диссертации на тему виртуальной реальности1.

Виртуальная реальность как неаристотелева реальность исследуется С. С. Хоружим. Виртуальную реальность как ^ представленность бытия в рефлексии субъектов анализирует И. Г. ( Корсунцев. Рассмотрение виртуальной реальности как одного из видов реальностей и ее понимание как подтипа класса символических реальностей представлены в работах В. М. Розина. Онто-диалогический подход к проблеме виртуальной реальности разрабатывается в работах М. Ю. Опенкова.

Ряд методологических аспектов понятия виртуальной реальности рассматривается в работах О. И. Генисаретского, Н. А. Носова, М. Хайма, Е. А. Шаповалова.

Среди работ, посвященных тематике виртуальной реальности следует выделить сборник "Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы"1, монографию JL А. Микешиной и М. Ю. Опенкова "Новые образы познания и реальности"2, книгу И. Г. Корсунцева "Субъект и виртуальная реальность"3.

Рассмотрению различных (философских, психологических, юридических, экономических, культурологических и т. д.) аспектов проблемы виртуальной реальности посвящены работы О. С. Анисимова, Ю. М. Антоняна, О. Н. Астафьевой, В. С. Бабенко, М. А. Вайнпггайна, О. И. Генисаретского, JL П. Гримака, В. Ф. Жданова, И. Г. Корсунцева, В. В. Кравченко, А. Крокера, Н. Б. Маньковской, Н. А. Носова, Т. В. Носовой, В. М. Розина, Т. В. Смирновой, JI. А. Хачатурова, Ю. Т. Яценко.

Некоторые аспекты проблемы компьютерных виртуальных реальностей затрагивались в работах В. И. Аршинова, Р. Барбука, Ю. Д. Данилова, С. Дацюка, Э. Камертона, М. М. Кузнецова, Ж. Ланье, В. М. Розина, В. В. Тарасенко.

При рассмотрении вопросов, связанных с анализом возможностей, предоставляемых рассмотрением виртуальных реальностей для теории познания, мы опирались на работы С. Лема и М. Ю. Опенкова.

Эволюция понятия виртуальное, история его функционирования и современное использование прослежены на основе работ философов прошлого Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Д. Скота, а также современных ученых А. В. Ахутина, И. Г. Корсунцева, А. Ф. Лосева, Н. А. Носова, А. В. Родина, С. С. Хоружего.

1 Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.Д997.- 182 с.

2 Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности.-М.: РОССПЭН, 1997. - 238 с. зКорсунцев И. Г. Субъект и виртуальная реальность. - М., 1998. - 172 с.

Тем не менее, в философско-методологическом отношении проблему виртуальной реальности следует считать недостаточно разработанной.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование сущности виртуальной реальности, ее свойств и признаков, а также специальное рассмотрение вопроса о специфике и перспективах развития компьютерных виртуальных реальностей; философско-методологический анализ компьютерных виртуальных реальностей как феномена, оказывающего важное воздействие на становление и развитие информационного общества. Для достижения данной цели потребовалось решить ряд задач, из которых можно выделить:

- операциональное прояснение философского статуса понятия реальности для целей дальнейшего исследования и анализ историко-философских корней понятия виртуальности в западноевропейской науке и философии;

- выявление основных подходов к проблеме виртуальной реальности, прояснение онтологического и гносеологического статуса виртуальной реальности, исследование ее основных свойств и признаков;

- выяснение места категории виртуальной реальности в системе классических представлений о реальности;

- исследование вопросов о соотношении разных реальностей, их взаимовлиянии и возможностях их теоретического и практического различения, ориентации между ними;

- анализ специфики, функционирования и генезиса компьютерных виртуальных реальностей, их места в современной культуре и влияния оказываемого ими на жизнь людей и общества в целом;

- выявление возможностей, возникающих при изучении и рассмотрении виртуальных реальностей в теории познания.

Методологическая база диссертационного исследования. В исследовании использованы системно-генетический метод, принцип дополнительности, идея интенциональности мышления, элементы полифундаменталистского подхода.

Как отмечают многие исследователи, философская интерпретация виртуальной реальности затруднена как с позиций материализма, так и с позиций идеализма, а также с позиции картезианского дуализма1. Для философского анализа виртуальной реальности методологически продуктивными оказываются некоторые идеи Д. Беркли и Э. Маха. В частности, тезис Д. Беркли о том, что существовать - значит быть воспринимаемым и подход Э. Маха, при котором мир рассматривается как комплекс ощущений.

Рассмотрение категории виртуальности осуществляется в рамках дискурса энергии.

Научная новизна диссертации заключается в:

- выявлении специфики виртуальной реальности, выделении и анализе ее основных свойств и признаков (иммерсивности, автономности, интерактивности, степени погружения, порожденности виртуальной реальности естественным или искусственным путем);

- проведении содержательного различения виртуальной реальности в узком и широком смыслах;

- определении места виртуальной реальности в категориальном аппарате классической науки и показе взаимоотношений объективной, субъективной и виртуальной реальностей;

- рассмотрении проблемы компьютерных виртуальных реальностей в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и социально-философском ракурсах; выделении основных свойств и характерных черт компьютерных виртуальных реальностей, а также исследовании влияния оказываемого ими на жизнь отдельных людей и общества в целом;

- изучении специфики коммуникативных виртуальных реальностей и виртуальных реальностей погружения;

- выявлении возможностей, возникающих при изучении и рассмотрении виртуальных реальностей в теории познания.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в определении онтологического статуса виртуальной реальности, осмыслении реального состояния и перспектив развития компьютерной виртуальной реальности, тех возможностей, которые она дает для понимания и исследования многих философских вопросов, а также влияния оказываемого ею на жизнь человека и общества в целом.

Основные положения и выводы, содержащиеся в работе могут быть использованы при исследовании широкого круга философских, социальных и культурологических проблем, связанных с рассмотрением влияния новых информационных и коммуникационных технологий на развитие человека, общества и культуры. Материалы исследования могут найти применение в рамках преподавания курсов современной философии, онтологии и теории познания.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании проблемной группы по социальной философии на кафедре истории российской государственности и общественно-философской мысли Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; конференции "Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы" (Москва, 1997 год); на междисциплинарном семинаре: "Виртуальная реальность: психологические, технические и семиотические аспекты" (Москва, 1997 год) и изложены в публикациях автора

Структура работы. Структура и объем работы соответствуют целям и задачам диссертационного исследования и включают: введение, две главы, заключение и библиографию.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Виртуальная реальность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном диссертационном исследовании проанализирована сущность виртуальной реальности, выделены ее основные свойства и признаки.

Проведен историко-философский анализ категории виртуальности и операциональное исследование философского статуса понятия реальности. О виртуальности говорят, когда речь идет о потенциальности, остающейся таковой и не переходящей в актуальное состояние, но имеющей актуальные, реальные следствия.

Проведенное операциональное исследование философского статуса понятия реальности позволяет выявить недостаточность существующих категорий субъективная-объетивная реальности для исследования и анализа ряда новых явлений.

Появившийся в последней четверти двадцатого века термин "виртуальная реальность" первоначально использовался лишь для обозначения виртуальных реальностей, основанных на использовании ВР-технологий, позднее это понятие было расширено и стало применяться и для обозначения самых разных типов виртуальных реальностей (художественных, психологических, эзотерических и т. д. ).

Исследование вопроса о соотношении категорий субъективная, объективная и виртуальная реальности позволяет говорить о двух возможных подходах к вопросу о месте виртуальной реальности в системе классических представлений о реальности. Первый подход оставляет нетронутой старую систему категорий, добавляя к ним понятие виртуальной реальности для описания нового класса явлений, связанных с использованием электронных приборов и устройств, а также ВР-технологий. Второй подход состоит в выработке новых, более адекватных возникающим проблемам и задачам, концепций объективной. субъективной и виртуальной реальностей для их практического использования и оперирования с ними. В рамках второго подхода, виртуальную реальность можно определить как осмысленную часть мира, преломленную через измененное состояние сознания.

На основе предпринятого анализа понятия виртуальной реальности, нами сделаны следующие выводы:

- о виртуальной реальности можно говорить в узком и широком смыслах.

Виртуальная реальность в узком смысле служит для обозначения компьютерных виртуальных реальностей или виртуальных реальностей, созданных на основе ВР-технологий.

Виртуальная реальность в широком смысле дополняет традиционную оппозицию "субъективная-объективная" реальности и позволяет выделить некоторые новые явления, а также явления традиционно относимые к юрисдикции субъективной реальности в отдельный класс, что дает исследователям адекватную методологическую базу для их анализа и изучения;

- виртуальная реальность(в широком смысле) может пониматься как осмысленная часть мира, преломленная через измененные состояния сознания. Кроме того, о виртуальной реальности можно говорить как о реальности, не включаемой во временной порядок, в темпоральность наличного бытия, но изъятой из этого порядка, отдельно сущей, дискретной;

- виртуальная реальность в узком смысле расширяет классическую оппозицию субъективная-объективная реальность;

- выявлена близость категории виртуальной реальности (в широком смысле) понятию радикального трансцендирования как выходу на иные онтологические горизонты, характеризуемые иными фундаментальными предикатами бытия;

- виртуальная реальность может рассматриваться в рамках более общей концепции множественности реальностей;

- рассмотрение виртуальной реальности ориентировано на человека как смысловое ядро подобной онтологии, поскольку именно с ним связан "пучок реальностей".

В качестве основных свойств виртуальных реальностей нами выделены и проанализированы: иммерсивность, автономность / логичность и интерактивность.

Кроме того, на наш взгляд, в рамках концепции, рассматривающей виртуальные реальности в широком смысле слова, возможно говорить о классификации виртуальных реальностей по таким признакам как степень погруженности человека в виртуальную реальность и искусственное или естественное происхождение (порождение) виртуальной реальности.

Особое внимание в диссертационном исследовании уделено исследованию компьютерных виртуальных реальностей и тех вопросов, которые они поднимают в теории познания, а также вопросов, связанных с их влиянием на жизнь отдельных людей и общества в целом. Под компьютерными виртуальными реальностями подразумевается возможность для человека наглядного представления, взаимодействия и манипулирования с данными высокой степени сложности.

Исследование компьютерных виртуальных реальностей дает возможность по-новому взглянуть на некоторые традиционные философские проблемы, предоставляет инструмент для их изучения и анализа.

Особо рассматривался в диссертационном исследовании вопрос о взаимовлиянии реальностей, о переносе знаний, опыта из одной реальности в другую, о влиянии виртуальных реальностей на реальность константную, реальность повседневности. В работе проанализировано возможное влияние опыта, выносимого из компьютерных виртуальных реальностей на реальность константную. В компьютерной виртуальной реальности человек получает практически неограниченные возможности, такой опыт несет как положительные, так и отрицательные следствия, воздействия на реальность константную.

Выявлены возможности, предоставляемые компьютерными виртуальными реальностями для исследования многих философских проблем и понимания сути многих явлений, для описания которых ранее не было адекватных ярких и простых метафор, например, проблемы реальности, объективности существования окружающего нас мира, вопроса о множественности реальностей, об их иерархии.

Особо рассмотрены в диссертационном исследовании коммуникативные виртуальные реальности. В частности, сеть Интернет и те возможности о опасности, которые она может принести. Сетевое сообщество рассматривается как вторая (по аналогии со второй природой) социальная реальность. Рассмотрен ряд практических вопросов связанных с влиянием коммуникативных виртуальных реальностей на жизнь отдельных людей и общества в целом.

Изучение виртуальной реальности представляется необъятным полем для исследований и многие из проблем, затронутых в данной работе, еще ждут своего более полного и глубокого рассмотрения, кроме того, сама жизнь ставит перед нами все новые и новые вопросы, и мы надеемся, что сможем и в дальнейшем продолжать работу над этой темой.

 

Список научной литературыКовалевская, Елена Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аксенова Ю. А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых // Модели мира.-М., 1997.-С. 181-197.

2. Акчурин И. А. Коняев С. Н. Концепция возможных миров и когерентность // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 51- 53.

3. Александров О. И., Максимова Н. Е. Структурные уровни организации познания и проблема специфичности научной картины мира // Модели мира.-М., 1997.-С. 49-69.

4. Алексеев Б. Т. Инвариантность и проблема реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996.-С. 63- 65.

5. Антипенко Л. Г. Проблема физической реальности.- М.: Наука, 1973,- 261 с.

6. Антонян Ю. М. Виртуальная реальность преступника // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М., 1997.- С. 112-117.

7. Аршинов В. И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики.- М., 1997.- С. 12 25.

8. Аршинов В. И. , Данилов Ю. Д. , Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации // Онтология и эпистемология синергетики.- М., 1997.- С. 101-118.

9. Астафьева О. Н. Постмодернизм: человек и техника в художественной культуре // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива.- М., 1997.- С. 171-180.

10. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: от античности до XVII в. т1.- М.: Наука, 1976.- 291 с.

11. Бабенко В. С. Виртуальная реальность: проблема интерпретации // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 21-27.

12. Бабенко В. С. Две книги о виртуальной реальности // Виртуальные реальности и современный мир (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3). М„ 1997,- С. 56-69.

13. Барбук Р., Камертон Э. Калифорнийская идеология // Integratio: К пайдейе XXI: контексты.-М., 1997.- С. 52-75.

14. Барлоу Дж. П. Декларация независимости Киберпространства // Integratio. Образование и интеграция/рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997,- С. 6-10.

15. Барлоу Дж. П. Конец культуры контроля // Integratio. Образование и интеграция / рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997.- С. 20-23.

16. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингсон; Иллюзии или Приключения Мессии поневоле.- Санкт-Петербург, 1993. 315 с.

17. Бердяев Н. А. Самопознание.- М.: ДЭМ, 1990. 333 с.

18. Берже П. Шлем вместо экрана // Мир ПК. М., 1995. - №5. - С. 2022.

19. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения.-М.: Мысль, 1978.- С. 149-249.

20. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения.-М.: Мысль, 1978.- С. 249-361.

21. Большая Советская Энциклопедия. т. 11. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. - 831 с.

22. Борн М. Физика в жизни моего поколения.-М., 1963.- 267 с.

23. Васильев Г. Н., Игнатьев Н. Б., Чефранов А. С., Шаповалов Е. А. Виртуальный образ личности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 43- 50.

24. Ваш ключ к Интернет: руководство пользователя Гласнет. М. 1996. -158 с.

25. Винер Н. Кибернетика и общество.- М.: Иностранная литература, 1958.-200 с.

26. Виртуальная реальность в психологии и психопрактике. М., 1995. -181 с.

27. Витгенштейн. Логико-философский трактат.- М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 133 с.

28. Возможные миры и виртуальные реальности/ вып. 1.- URL: http://ftp.capitals.ru/MEDIA/pwvr.html

29. Генисаретский О. И. Совершенный человек: пространственность и событийность перфективного праксиса // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С.8-37.

30. Гилслер П. Навигатор Internet: Путеводитель для человека с компьютером и модемом. М.: АОЗГ "Джон Уайли энд Сандз", 1995. -735 с.

31. Гримак JI. П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М., 1997.- С. 100-112.

32. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.-М.,1993.- 497 с.

33. Данилов Ю. Д., Кадомцев Б. Что такое синергетика?// Integratio. Образование и интеграция/рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997.- С. 30-43.

34. Дацюк С. Ноу-Хау виртуальных технологий. URL: http://w w w. win. zhurnal .ru/5/virte ch. htm

35. Дацюк С. Парадоксальная интенция свободы в Internet // Integratio. Образование и интеграция / рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997.- С. 10-20.

36. Декарт Р. Избранные произведения.- М.: Госполитиздат, 1950.- 712 с.

37. Дубровский Д. И. Проблема идеального.- М.: Мысль, 1983.- 227 с.

38. Екинцев В. И. Искусство пантомимы и виртуальная реальность // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 76- 78.

39. Елькина Е. Е., Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д. К вопросу о природе виртуальной реальности и технике взаимодействия с нею // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 65- 67.

40. Ениколопов С. Н. Три образующие картины мира // Модели мира.-М., 1997.-С. 35-43.

41. Еременко Е. Д. "Третья природа" электронного музея // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 80- 83.

42. Жданов В. Ф., Носов Н. А. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 132-144.

43. Желтов С., Лихачев А. Степанов А. Виртуальная реальность новая информационная технология // Аномалия. - М., 1995. - №1. - С. 6-10.

44. Игнатьев Н. Б. Системы виртуальной реальности и антропный принцип // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 12- 21.

45. Иконникова С. Н. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 3839.

46. Информационно-психологическая безопасность: определение и анализ предметной области / Смолян Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский А. Е.; РАН. Ин-т систем, анализа. М., 1997.-52 с.

47. Информация и самоорганизация. М.: Издательство РАГС, 1996.- 250 с.

48. Кабанов А. А. Насколько реальна "Виртуальная реальность"? // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 69- 70.

49. Кант И. Критика чистого разума// Сочинения в 6-ти томах.-т. 3.- М.: Мысль, 1964,- С. 69-124.

50. Кант И. Пролегомены. М.-Л.: СОЦЭКГИЗ, 1934. - 377 с.

51. Кант И. Трансцендентальное учение о началах // Сочинения в 6-ти томах.-т. 3.- М.: Мысль, 1964.- С. 125 593.

52. Кастанеда К. Дверь в иные миры. кн. 2. Особая реальность. СПб., 1991. - 309с.

53. Кастанеда К. Сказки о силе // Сборник произведений . т. 4. М., 1995. - 478 с.

54. Козырев Д. Н. Виртуальная реальность на путях к метафизическому эксперименту // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 58- 63.

55. Колтон Д. Microsoft и инновации в цифровую эру // Integratio: К пайдейе XXI: контексты.-М., 1997.- С. 48- 52.

56. Корсунцев И. Г. Имиджи это образы, формирующие виртуальные реальности // Виртуальные реальности и современный мир (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3). - М., 1997.- С. 50-55.

57. Корсунцев И. Г. Конечное в бесконечном.- М., 1996.- 176 с.

58. Корсунцев И. Г. Можно ли моделировать развитие? //Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 117-132.

59. Корсунцев И. Г. Проблемы виртуального в философии // Виртуальные реальности и современный мир (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3) М., 1997.- С. 33-49.

60. Корсунцев И. Г. Субъект и виртуальная реальность. -М., 1998.172 с.

61. Корсунцев И. Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.-С. 3756.

62. Кравченко В. В. О мистике как виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 156-161.

63. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность?: Человек. Сознание. Коммуникация. -М.: Диалог-МГУ, 1998.- 350 с.

64. Крокер А., Вайнштайн М. А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм (фрагмент) // Виртуальные реальности и современный мир (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3). М., 1997.- С. 70-78.

65. Крол Эд. Всё об Internet. Киев:Торгово-издательское бюро BHV, 1995. - 591 с.

66. Кузанский Н. Сочинения в двух томах, т. 2-М.: Мысль, 1980.- 471 с.

67. Кузнецов М. М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 86-100.

68. Кутырев В. А. Проблема реального в условиях становления ноосферы // Философские исследования. М., 1994. - №2. - С. 5-20.

69. Лем С. Звездные дневники Ийона Тихого.-М.: Молодая гвардия, 1961.- 192 с.

70. Лем С. Сумма технологии.- М.: Мир, 968.- 608 с.

71. Лем С. Формула Лимфатера: Из воспоминаний Ийона Тихого.-М.: Знамя, 1963. 72 с.

72. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 18. М., 1961. - 525 с.

73. Либин А., Либина А. Устойчивость личности к взаимодействию информационной среды // Мир связи и информации. Connect!-1997.-№6.-С. 84-89.

74. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. -М. Изд-во МГУ, 1979.- 415 с.

75. Маньковская Н. Б. Постмодернизм, пост-постмодернизм и проблемы гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива.- М., 1997.-С. 146-153.

76. Махлина С. Т. "виртуальная реальность" в современной художественной культур / Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 40- 43.

77. Махлина С. Т., Бабенко В. С. Искусство, компьютеризация и виртуальная реальность // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 70- 76.

78. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности.-М.: РОССПЭН, 1997,- 238 с.

79. Мирошников С. А. Системная реальность человеческой психики и природы // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 78- 80.

80. Назиров А. Э. Проблема генезиса технического мышления // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 53- 58.

81. Неклесса А. Мир модерна. Мир нового времени подходит к своему логическому концу И Рубежи. 1997.-№5(20).- С. 3-39.

82. Носов Н. А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Технологии виртуальной реальности: состояние и тенденции развития.-М., 1996.-С.7-14.

83. Носов Н. А. Виртуальная цивилизация // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М.: Ин-т человека РАН, 1995.-С. 105-116.

84. Носов Н. А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства.-М.: Магистр, 1997.- 191 с.

85. Носов Н. А. Духовная лествица св. Исаака Сирина // Человек.-М., 1992.-№5.-С. 76-85.

86. Носов Н. А. Идея виртуальности // Виртуальные реальности и современный мир (Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3) М., 1997.- С. 7-32.

87. Носов Н. А. Психология ангелов по Я. Беме // Человек.-М., 1994.-№6.-С. 88-95.

88. Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности.-М., 1994.195 с.

89. Носов Н. А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 68-86.

90. Носов Н. А., Генисаретский О. И. (редакторы-составители) Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1.-М.: Ин-т человека РАН, 1995. 181 с.

91. Носов Н. А., Яценко Ю.Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизми. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. -М.: Ин-т человека РАН, 1996.- 128 с.

92. Носова Т. В. Виртуальная реальность сознания//Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 161-171.

93. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.- 214 с.

94. Ортега и Гассет X. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. - 700 с.

95. Опенков М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход // Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук,-М., 1997.- 38 с.

96. Папуш М. П. Нереальная действительность, в которой живут люди// Модели мира.-М., 1997.- С. 139-147.

97. Переверзев JI. Б. Телекоммуникационный рог изобилия: политико-экономические сдвиги, информационный суперхайвэй, адекватная инфраструктура и социо-культурные нормы/ на правах рукописи.-М., 1994.

98. Петренко В. Ф. Личность человека основа его картины мира// Модели мира.-М., 1997.-С. 9-27.

99. Петухов В. В. Воображение и познание // Модели мира.-М., 1997.-С. 27-35.

100. Поспелов Д. А. Знания и шкалы в модели мира// Модели мира.-М., 1997.-С. 69-87.

101. Родин А. В. Синергетика и детерминизм // Онтология и эпистемология синергетики.- М., 1997.- С. 26-49.

102. Розин В. М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса//Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М., 1997.- С. 56-65.

103. Розин В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально-политический журнал: социально-гуманитарные знания.-М.,1997.-№6.- С. 183-199.

104. Розин В. М. Области употребления и природа виртуальных реальностей // Технологии виртуальной реальности: состояние и тенденции развития.-М., 1996.-С. 57-68.

105. Розин В. М. "Существование" и "реальность": смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии.- М.,1994. -№3-4.

106. Розин В., Борисова Л., Рабунский Д. и др. Технологии виртуальных реальностей // Аномалия. М., 1995. - №1. - С. 2-5.

107. Свирский Я. И. Синергетика смысла, или смысл синергетики // Онтология и эпистемология синергетики.- М., 1997.- С.69-86.

108. Семенов А., Носов Н. Виртуальное движение в России // Технологии виртуальной реальности: состояние и и тенденции развития. -М., 1996.-С. 5-6.

109. Симуш П. И. Виртуальная крестьянская политика // Власть. -1997.-№8.-С. 21-26.

110. Смирнова Т. В. Виртуальные реальности в музыке // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.-С.175-180.

111. Смолян Г.,Черешкин Д. Пятая информационная революция // Мир связи и информации. Connect!-1997.-№7-8.-С. 10-16.

112. Тарасенко В. В. Особенности введения понятия фрактала // Integratio. Образование и интеграция/рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997.- С. 44-49.

113. Уилбер К. Сколь велик наш зонтик? // Integratio. Образование и интеграция/рабочие материалы выпуск 2.-М., 1997.- С. 63-72.

114. Федоров В. Е. "Унылая" диалектика по поводу виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Санкт-Петербург, 1996. - С. 83- 87.

115. Философия древности и средневековья // Антология мировой философии, т. 1,ч. 2,-М.: Мысль, 1969.-935 с.

116. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская Энциклопедия, 1983.- 840 с.

117. Фромм Э. Бегсво от свободы.-М.: Прогресс, 1995.- 251 с.

118. Фромм Э. Иметь или быть.-М.: Прогресс, 1986.- 238 с.

119. Фукуяма Ф. Главенство культуры // Integratio: К пайдейе XXI: контексты.-М., 1997,- С. 25-34.

120. Фукуяма Ф. Будущее фундаментализма // Integratio: К пайдейе XXI: контексты.-М., 1997.- С. 34- 39.

121. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. URL: http://pinskij.centro.ru/virthime.html

122. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка // Integratio: К пайдейе XXI: контексты.-М., 1997.- С. 7- 17.

123. Хачатуров JI. А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.-С.171-175.

124. Хоружий С. С. Род иди недород? Заметки к онтологии виртуальности. // Вопросы философии.-М.,1997.- №6.- С. 53-69.

125. Цветов В. П. Реальность как описание // Модели мира.-М., 1997.-С. 159-181.

126. Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. - 245 с.

127. Цицерон М. Т. Об обязанностях // Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. -М. Изд-во МГУ, 1979.- С. 361-385.

128. Шаповалов Е. А. Философские проблемы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. -Санкт-Петербург, 1996. С. 6-12.

129. Юров С. В. Дж. Беркли и проблема солипсизма // Вопросы философии.-М.,1997.- №6.- С. 152-161.

130. Яновский Р. Г. Культура и нравственность: вызовы, национальная безопасность // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 65-68.

131. Яценко Ю. Т. Алкоголизм с виртуальной точки зрения // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы.-М.,1997.- С. 144-149.

132. Kate McMillan Virtual Reality: Architecture and the Broader Community. URL: http://www.arch.unsw.edu.au/subjects/arch/specres2/mcmillian/, 1994.

133. Locke John. An essay concerning human understanding: in 2 vol.-London:Denit; New York:Duhon, 1974.-v.l.-341p.

134. H. Margenau. The nature of physical reality, a phylosophy of modern physics.- N. Y., Toronto, London, 1950.-479p.