автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философские проблемы аврааматического монотеизма

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Нурилова, Альбина Захарьяевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Философские проблемы аврааматического монотеизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нурилова, Альбина Захарьяевна

Введение.3

Глава I. Идея бога: некоторые аспекты истории и теории.

§1. Анализ богословских и философских интерпретаций идеи бога.12

§2. Возникновение и эволюция идеи богов в историческом процессе . 39

Глава П. Аврааматический монотеизм: историко-философский анализ.

§ 1. Особенности генезиса идеи бога в аврааматических религиях.64

§2. Сравнительный анализ образов богов в контексте Священных

Писаний и теологических изысканий.99

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Нурилова, Альбина Захарьяевна

Актуальность темы исследования. Религия как одна из форм общественного сознания, возникнув на определенной стадии исторического развития общества, претерпела трансформацию от примитивных представлений о сверхъестественном до современных развитых религиозных

XT u и с» и с» систем. Центральной идеей любой, более или менее развитой, религиозной системы выступает идея бога, возникновение и становление которой явилось закономерным следствием эволюции религиозного сознания в целом. Отношением людей к богу, как к творцу мира и человека, как к источнику религии вообще определяется и основной догмат религии. Вследствие этого осмысление религиозного вероучения как особой формы общественного сознания в контексте возникновения и эволюции этой центральной идеи -идеи бога, наряду с социальными, мировоззренческими и психологическими аспектами, представляется весьма важным и интересным.

На протяжении истории человечества одни религии, возникнув однажды, прочно удерживают свои позиции и поныне, другие - в силу ряда обстоятельств сошли с исторической арены, третьи - вытеснялись (в основном христианством и исламом) мирными или насильственными средствами другими религиями. В современном мире в силу того, что религии утратили свое экономическое и военное могущество, практически перестали быть политическим и основным идеологическим орудием, установилась иная ситуация. Ни одна религия не может уже насильственно навязывать свое вероучение. Напротив, наметилась тенденция к сближению позиций и достижению цивилизованных отношений между различными конфессиями. Примечательны в этом плане такие факты, как снятие взаимной анафемы между католической и православной церквами, их стремление к объединению в единую церковную организацию. Возникли различные экуменические организации и движения: христианский

Всемирный совет церквей», «Всемирный исламский конгресс», «Всемирное братство буддистов». Надо отметить, что наметившееся стремление мировых религий к диалогу и некоторые практические шаги в этом направлении вселяют надежду на то, что экуменическое движение выйдет за рамки отдельных конфессий и примет межрелигиозный характер. Очень важно, что основное внимание на различных форумах акцентируется на нравственный и миротворческий потенциал религии.

Наибольшую перспективу и реальные шансы в этом плане имеют, на наш взгляд, аврааматические религииЛ - иудаизм и две ведуш;ие мировые религии: христианство и ислам, которые, в силу своей внутренней генетической связи имеют много общего в мировоззрении, догматике и культе, в вероучении в целом. Однако основным камнем преткновения, разобщающим фактором в них выступает идея бога: признавая единственность и истинность общего аврааматического бога, каждая из этих религий признает таковым только своего бога. Между тем следует отметить, что при последовательном возникновении христианства, затем и ислама, они ввели в свое вероучение основные догматы и мировоззренческие представления иудаизма. Эти основы определяют и составляют идею и сущность монотеизма, что обусловило то, что именно эти три монотеистические религии, в отличие от всех других, известных в истории

U U и у \ религий, оказались в столь тесной генетической связи. Как и во всех друтш. религиях, бог здесь выступает центральной фигурой, и он рассматривается как источник верозЛения; все три религии считаются их последователями богооткровенными, то есть посланными богом через пророков. Однако все три Священных Писания (Ветхий Завет, Новый Завет и Коран) посланы Аллахом, утверждают мусульмане. Христиане дополнили иудейский Танах

Термин «аврааматические религии», спорадически встречающийся в религиоведении, пока еще не приобрел обязательного характера. В данной работе мы пытаемся обосновать его правомерность.

Новым Заветом и приняли в качестве своего Священного Писания. Иудеи отвергают как истинность Священных Писаний, так и богов христиан и мусульман. Между тем адепты всех трех религий считают, что аврааматический бог один. Создается парадоксальная ситуация: бог один и у всех он разный.

В этой связи изучение и осмысление идеи аврааматического бога представляет большой интерес, научную и практическую ценность, чем и обусловлен выбор нами указанной проблемы в качестве темы диссертационного исследования. Актуальность определяется еще и тем, что комплексное изучение образов богов указанных родственных религий в плане сравнительного анализа их возникновения, становления и трансформации, общих и особенных их качеств и свойств в религиоведческой науке прежде не осуществлялось. Следует также указать, что научные исследования религиозной проблематики, идеи бога в том числе, в нашей минувшей истории были подчинены задаче ускоренного преодоления религии, что не могло не повлечь за собой определенную деформацию и снижение научной ценности исследований.

Степень разработанности проблемы. Наличие в мире множества религиозных систем с большим количеством богов, претензии каждой религии, аврааматических в том числе, на истинность только своих богов, а также возникновение и развитие различных форм свободомыслия породили необходимость защиты идеи бога, которая оформилась как теология - учение о боге. Наибольшее развитие оно получило в христианстве, исламе, а также в иудаизме. Поэтому нами рассматриваются различные концепции идеи бога в трудах ряда ведущих теологов и религиозных философов всех трех аврааматических религий.

Из работ еврейских богословов и религиозных философов в плане анализа идеи бога Яхве и его качественных характеристик большой интерес представляют теологические разработки Г. Вука, А.И. Гегеля, Андре Неера,

Э.Э. Урбаха, Шломо Авинера, а также Иосифа ФлавияА и мировоззрение талмудистов.

Из работ христианских теологов нами использовались фундаментальные труды М. Пальмова, Е.Е. Голубинского, А. Меня, Уитнесса Ли, а также работы русских религиозных философов B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, H.A. Бердяева и др.

Среди мусульманских мыслителей и богословов следует отметить использованные нами труды: ал-Калби, ал-Фахри, аш-Шахрастани, М.М. Лари, С. Кутба, С. Хавы, ат-Тамими, Б.С. Нурси, Хазрат МирзыА и др.

В перечисленных работах теологов и религиозных философов с позиции как ортодоксального, так и модернистского богословия дается всесторонняя характеристика трем богам аврааматических религий, обосновывается бытие бога, утверждается или отвергается наличие в них тех или иных (например, антропоморфных) атрибутов, обосновывается

Авинери Шломо. Основные направления в еврейской политической мысли. -Б. м.: Библиотека-Алия, 1990; Бук Г. Это Б-г мой. (Еврейский образ жизни). -Иерусалим: «Шамир», 5751 (1991); Гешель А.И. Земля господня. - Б. м.: Библиотека-Алия, 1989; Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в вьщержках из главнейших книг раввинской письменности. Репринт, воспроизведение изд. 1874-1876гг. - М.: Ладо мир, 1994; Неер А. Ключи к иудаизму. - Б. м.: Библиотека-Алия, 1991; Урбах Э.Э. Мудрецы талмуда. - Б. м.: Библиотека-Алия, 1989; Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2-х т. - М.: Крон-Пресс, 1996. а Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. - М.: СПб., 1903; Ли Уитнесс. Всеобъемлющий Дух Христа. - М.: Живой поток, 1992; Мень А. История религии. Т.1. Истоки религии. - М.: Слово, 1991; Пальмов М. Идолопоююнство у древних евреев. - СПб.: Тип. И.Ф. Пухира, 1897; Соловьев Вл. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. - СПб: Строитель, 1992; Флоренский П.А. Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т. /Сост. и общ. ред. Игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. - М.: Мысль, 1994. а ал-Калби Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах. - М.: Наука, 1984; Кутб С. Будущее принадлежит исламу. - Махачкала: БАДР, 1997; Лари М.М. Бог и его атрибуты. - Баку: Иршад, 1994; Нурси Б.С. Трактат о природе. - Стамбул: Изд. Sozler, 1990; ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман. Книга единобожия. - Баку: Изд. Абилова, Зейналова, 1997; Хава С. Аллах всемогущий Он и великий.- Тайбах, Б.м. и г. изд. ал-Фахри Али ибн Мухаммад ибн-Абдуллах. (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер.) - М.: Наука, 1988; аш-Шахрастани Мухаммад ибн абу ал-Карим. Книга о религиях и сектах. - М.: Наука, 1984. единственность бога и т.д.

В плане критики и научного анализа возникновения и эволюции идеи бога вообще, в аврааматических религиях в частности, нами использовались трудыряда ведущих зарубежных и отечественных исследователей религии.

Из зарубежных особо следует отметить труды, в той или иной степени касающиеся идеи бога, Г. Гегеля. П. Гольбаха, Б. Спинозы, Э. Дюркгейма, В. Малиновского, Э. Ренана, В. Ирвинга, Э.Б. Тайлора, Д. Фрэзера, И. Гольдциэра, Г.Э. Грюнебаума, А. Массэ, 3. Косидовского, Б. Рассела, Ч. Додда, 3. Фрейда\

Большой вклад в изучение и осмысление развития и становления идеи бога внесли отечественные ученые-религоведы, труды которых составили теоретическую основу диссертационного исследования. Особо следует отметить В.В. Бартольда, Е.М. Ярославского, М.С. Беленького, А.Б. Рановича, Е.А. Беляева, Д.Г. Большакова и СМ. Дубнова, Г. А. Габинского, Д.В. Гурьева, М.В. Вагабова, Л.Х. Авшалумову, В.И. Добренькова, Е.К. Дулумана, С. А. Исаева, A.M. Каримского, Л.И. Климовича, М.П. Ласковую, И.П. Петрушевского, М.И. Рижского, Н.В. Рябушкина, Н.С. Семёнкина, И.И. Скворцова-Степанова, М.М. Скибицкого, С.А. Токарева, И.Н. Яблокова, Гегель Г.В. Философия религии. В 2-х. т. - М.: Мысль, 1977; Гегель Г.В. Жизнь Иисуса. - М.: Совм. Сов.-зап.-герм. предпр. «Вся Москва», 1990; Гольбах П. Галерея святых. - М.: Госполитиздат, 1962; Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. - М.: Изд. АН СССР, 1956; Гольдциэр И. Лекции об исламе. - М.: Изд. И. Бараганского, 1912; Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М.: Наука, 1988; Додц Ч.Г. Основатель христианства /Пер. с англ. - М.: Наука, 1933; Дюркгейм Э. Священные объекты как символы //Хрестоматия по социологии религии. 4.2. - М.: Наука, 1994; Ирвинг В. Жизнь Магомета. - Махачкала: Дат. кн. изд., 1991; Косидовский 3. Сказания евангелистов. - М.: Политиздат, 1987; Малиновский В. Магия и религия //Хрестоматия по социологии религии. 4.2. - М., 1994; Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М.: Наука, 1982; Рассел Б. Почему я не христианин. - М.: Политиздат, 1987; Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.: Прометей, 1990; Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - М.: Гос. антирел. изд., 1935; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989; Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Наука, 1993; Фрэзер Д. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1986.

И.Ш. Шифмана, A.B. Журавского\

В работе приводится также ряд положений классиков марксизма относительно идеи сверхъестественного и бога в том числе.

Между тем следует отметить, что при достаточно высоком уровне изученности каждой из этих религий и идеи бога в отдельности и некоторых аспектов их общности и особенностей, центральная идея - идея бога в них -в религиоведческой литературе, на наш взгляд, оказалась изученной не в достаточной степени. В частности, например, проблема трансформации идеи бога с уклоном в сторону политеизма в христианстве и восстановление еще более строгого и последовательного монотеизма в исламе при практической неизменности общих и основных догматов в этих религиях, или обособление бога при сохранении тех же обпщх мировоззренческих основ и др.

Единственная комплексная научная работа «Идея бога.

Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала: Дат. кн. изд., 1997; Бартольд В.В. Ислам /Собр. соч. в 9-ти т., T.VI. - М.: Наука, 1966; Беленький М.С. Что такое Талмуд. - М.: Наука, 1970; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М.: Наука, 1965; Большаков Д.Г. История халифата. В 2-х т. Т.1. - М.: Наука, 1989; Вагабов М.В. Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. - Махачкала, 1999; Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. - М.: Политиздат, 1989; Габинский Г.А. Теология и чудо. - М.: Мысль, 1978; Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. - М., 1978; Дубновъ СМ. Краткая история евреевъ. - СПб, 1912; Дулуман Е.К. Идея бога. - М.: Наука, 1970; Журавский А.В. Христианство и ислам. - М.: Наука, 1990; Исаев СА. Теология смерти. - М.: Политиздат, 1991; Каримский А.М. Теология истории и реальность. - М.: Знание, 1985; Керимов М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978; Климович Л.И. Книга о Коране. - М.: Политиздат, 1986; Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. - М., 1976; Петрушевский И.П. Ислам в Иране V11-XV вв. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1966; Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. - М.: Политиздат, 1988; Рябушкин Н.В., Царегородцев Г.И. Наказание ли божье? - М.: Политиздат, 1988; Семенкин Н.С Философия богоискательства. - М.: Политиздат, 1986; Скибицкий М.М. Современная теология и естествознание: миф о союзе и действительности. - М.: Знание, 1983; Скворцов-Степанов И.И. Происхождение нашего бога. - М.: Политиздат, 1958; Токарев СА. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986; Шифман И.Ш. Миф о единобожии или Во что верили евреи? //История. -1997. - №3; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979; Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. - М.: Политиздат, 1977.

Исследовательский полемический очерк» Е.К. Дулзпмана, посвященная идее бога вообще, на наш взгляд, страдает односторонностью: воинственный атеистический тон и направленность ее на опровержение и преодоление религии и идеи бога в значительной степени обесценивает и затмевает ее научную ценность. Изученные нами в процессе работы труды исследователей и богословов делятся в основном на две категории: крайне апологетические и крайне критические.

Цели и задачи исследования. Исходя из изложенного целью данного исследования нами мыслится в беспристрастном изучении проблемы идеи бога в аврааматических религиях на основе сравнительно-исторического и теоретического методов анализа.

Указанной целью определяется следующий комплекс задач исследования:

- проанализировать основные теологические и религиозно-философские концепции идеи бога;

- проследить и показать основные исторические направления развития идеи бога в религии, её многообразие и разновидности; в контексте общих закономерностей развития идеи бога и различных её интерпретаций провести историко-философский анализ идеи бога в аврааматических религиях;

- провести сравнительный анализ причин и условий возникновения монотеизма, характерного только иудаизму, христианству и исламу;

- показать общее и особенное в образах богов трех указанных религий на основе Священных Писаний и богословских разработок;

- проанализировать причинно-следственные связи трансформации идеи бога от иудейского монотеизма к троице и строгому и последовательному монотеизму в исламе;

- воссоздать образы современных монотеистических богов в контексте модернистских тенденций и кризиса идеи бога;

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые делается попытка провести параллельный сравнительно-исторический анализ возникновения и становления монотеизма в аврааматических религиях;

- подвергается комплексному изучению идея бога в иудаизме, христианстве и исламе в контексте их генетической и мировоззренческой связи и обусловленности;

- проводится сравнительный анализ общих и особенных характеристик образов и атрибутов указанных богов на основе Священных Писаний, а также особенности их образов в Священных преданиях (как результат творчества теологов);

- раскрываются также основные модернистские тенденции в развитии идеи бога, их сущность, направление развития и причинная обусловленность;

- анализируется и аргументируется правомерность понятия единого аврааматического бога.

Методологической основой диссертационного исследования являются научные принципы историзма, детерминизма и диалектический подход к явлениям и процессам в природе, обществе, общественном и индивидуальном сознании.

Теоретическая значимость и практическая ценность исследования. Диссертационное исследование дает целостную, комплексную характеристику идеи бога в её возникновении, развитии, трансформации в религии вообще, в аврааматических религиях в частности, показывает закономерный характер этих процессов в развитии религиозного общественного сознания.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в виде спецкурсов в курсе основ религиоведения, а также в соответствующих разделах философии и культурологии. Практические рекомендации, содержапщеся и вытекающие из материалов исследования.

11 могут помочь заинтересованным общественным и государственным организациям в их практической работе. Более того, проведенный анализ идеи бога в аврааматических религиях как единого бога иудеев, христиан и мусульман может способствовать осознанию веруюпщми общности творца и вершителя их судеб, что в свою очередь может способствовать сглаживанию межконфессиональньЕХ противоречий и развитию общественного религиозного сознания в направлении сближения их мировоззренческих позиций и достижения взаимопонимания.

Апробация работы. Отдельные результаты исследования послужили основой докладов на межвузовских и университетских конференциях 1998 -2000 годов. Диссертация обсуждена на заседание кафедры основ религиоведения Даггосуниверситета.

По теме диссертации опубликованы две статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские проблемы аврааматического монотеизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа использованных источников, литературы, опросов и наблюдений можно сделать следующие общие выводы. Бог или идея бога является центральным и важнейшим элементом всякой сколько-нибудь развитой религиозной системы. В ранних формах религии идея личного бога еще отсутствует, здесь основными сверхъестественными элементами выступают различные олицетворения: ангелы, демоны, духи предков, природы, вождей и т.д. Это соответствует первобытному состоянию общества с низким уровнем развития производительных сил, социальной структуры и связей.

С течением времени объединение родов в племена, последних - в племенные союзы и, наконец, возникновение первых государственных объединений сопровождается соответствующими изменениями и в религиозном сознании. Если прежде творческое, деятельное начало в человеке в мистифицированной форме переносилось на природные явления и объекты, то теперь сам человек с его биологическими, физическими и психическими свойствами персонифицируется в образе вымышленных сзчцеств, стоящих над этими явлениями, и в некоторых таинственных и социально-значимых объектах природы (солнце, луна и др.). Так возникают первые представления о боге в образе человека, как совокупность всех его качеств и свойств, и таковыми остаются и поныне с той лишь разницей, что эти атрибуты бога бесконечно преувеличены. Постепенно формируется политеизм, где боги управляют и контролируют различные природные объекты и стихии, а затем после фундаментальной дифференциации трудовой деятельности управляют различными ее видами.

С другой стороны, наличие в мире добрых и враждебных для человека начал, преломляясь в общественном мистическом сознании как деяния управляющих ими богов, породило различные варианты дуализма и триады богов. Такое политеистическое состояние религиозной мысли обрело достаточно устойчивый характер и сохраняется практически во всех, 1фоме аврааматических, религиях в течение тысячелетий, не обнаруживая при этом признаков трансформации.

Что же касается аврааматического монотеизма, то естественный закономерный процесс перерастания или трансформации политеизма в монотеизм наблюдается только в случае с иудаизмом, который в этом контексте можно рассматривать как классический пример. Эта закономерность приложима, правда с большими оговорками, также к исламу, а к христианству не приложима вовсе. Невозможно признать возникновение христианской троицы с точки зрения закономерности перерастания его из политеизма. Это скорее продукт творчества богословов, - симбиоз иудейского монотеистического бога, идеи порожденного им сына Иисуса -мессии и позднейшего присовокупления третьего лица - святого духа. Здесь нет связей и отношений с какими-либо политеистическими богами. Напротив, сравнительно с иудейским монотеистическим богом троица - это отступление в сторону политеизма. Что же касается исламского бога, то здесь хотя и фигурируют другие боги (в период формирования), но победа Аллаха была практически обеспечена за короткий промежуток времени в результате успешной проповедческой деятельности Мухаммада, которая затем, как и сама религия, была закреплена преимушественно посредством насилия.

Аврааматические религии имеют тесную и ярко выраженную генетическую связь между собой. Несмотря на то, что они возникли, вырастая как бы одна из другой с большими временными промежутками, этот процесс не воспринимается как развитие религии или идеи бога. Здесь скорее заимствование и адаптация последующими религиями основных идей и представлений. Относительно идеи бога здесь, однако, обнаруживаются изменения некоторых качественных характеристик. Например, бог Яхве в христианстве, породив сына и присоединив к себе в качестве отдельной, самостоятельно воспринимаемой ипостаси также святого духа, утрачивает свое единство. В образе же Аллаха не только восстановлено единство и предельное могущество посредством неприятия троичности, но и преодолены все слабые стороны иудейского бога: если Яхве удалось сотворение мира в 27-й раз (26 раз все сотворенное разваливалось), нуждался при этом в советниках и помощниках, то у Аллаха не возникло никаких проблем; если Яхве устал после сотворения, то у Аллаха не обнаружилось никакой усталости и т.д. Эти изменения в идее бога, несомненно, есть отражение в общественном религиозном сознании, с одной стороны, потребностей общества, с другой стороны, - исторических условий и логики развития событий, обусловленных их особенностями. Иудейский бог выходит победителем в борьбе с иноплеменными богами, что есть мистифицированное отражение в общественном сознании победы евреев в 200-летней борьбе за Палестину; Идея Иисуса Христа - это ничто иное, как мистифицированное выражение потребности в спасении угнетенных Римом нищих и обездоленных масс, иллюзорное утешение вместо реального спасения; организованные, вооруженные и воодушевленные идеей джихада, сулящего материальные выгоды, арабы не нуждались в равных им союзниках: у единого, возвышающегося над другими, народа должен быть и единый бог, с неограниченным могуществом, который не нуждается ни в помощниках, ни в сотоварищах, ни в советниках.

Сравнительный анализ образов богов трех аврааматических религий показывает идентичность общественного религиозного сознания масс, в среде которых возникла и формировалась идея бога, как персонифицированный образ человека со всеми антропоморфными и т-ч и качествами и свойствами. В этом плане нет принципиальных различий между ними. Усилия богословов на их преодоление посредством абстрагирования образа бога, как существа трансцендентного, непознаваемого, недоступного разуму и т.д., оказываются тщетными, ибо указанные характеристики затмевают восприятие бога, между тем как образ бога не может ассоциироваться иначе, как созерцательный. Более того, отказ от признания антропоморфных качеств бога противоречит священным писаниям, где у бога нет иных качеств, кроме как гипертрофированных человеческих. Возникает дилемма: либо не признать антропоморфных качеств бога, либо отказать священному писанию в его непререкаемой святости.

Среди других проблем следует выделить эсхатологические представления, в частности божественное воздаяние и наказание. В этом плане следует отметить две крайности: чрезмерную жестокость и чрезмерную щедрость, которые находят четкое выражение в адских муках и райском блаженстве. Характерной особенностью при этом является то, что Яхве воздает и наказывает своих подопечных в реальном посюстороннем мире, что объясняется отсутствием идеи потустороннего мира в Ветхом Завете, а Аллах переносит это в иной, потусторонний мир, хотя может при желании вознаградить и в посюстороннем мире. Однако согласно одному из хадисов, если Аллах возлюбит какой-нибудь народ, то в отличие от Яхве, он посылает ему несчастья. В этом плане образ действий христианского бога аналогичен мусульманскому.

В Коране милость Аллаха преподносится как важнейшее его качество наряду с милосердием. Эта идея находит свое логическое завершение в утверждении, что все хорошее от бога, а все плохое от самого человека. Между тем, несмотря на усилия богословов разрешить противоречие, содержащееся в догмате предопределения, несомненным остается то, что плохое тоже, согласно Священному Писанию, предопределяется богом. За некоторым исключением эта проблема одинаково интерпретируется во всех трех религиях.

Общей является так же идея о том, что все сотворено богом для и во имя человека, однако человек периодически упрямо отворачивается от бога, за что порою подвергается поголовному уничтожению. Согласно Библейской легенде, даже первые люди и их первые дети оказались в положении грешников и преступников: из четырех первых людей единственно безвинный Авель был убит родным братом, а убийца не только не понес наказания, но и даже был поощрен богом. В контексте указанных библейских сказаний милостивость и милосердность бога выглядят, по меньшей мере, сомнительными. Однако этот аспект богословами не рассматривается.

Относительно атрибутов бога следует отметить, что Ветхий Завет многократно упоминает о них, в Новом Завете, напротив, это редкость. Что же касается Корана, то он насыщен такими упоминаниями и практически воссоздает полный и детальный образ бога.

Современные же модернистские теологи то приближают бога к человеку, придавая ему пантеистические черты, то удаляют его на недосягаемое человеческим воображениям расстояние. Характерным при этом является то, что богословы, уверяя нас в недосягаемости, недоступности бога, с другой стороны, также воссоздают достаточно полный законченный его портрет.

Следует отметить также, что в идеальном образе бога с его возвышенными качествами выражено сокровенное желание человека стать бессмертным, быть сильным, могущественным, всезнающим и т.д. Человеку же, будучи разумным и наиболее совершенным существом природы, нет надобности в каких-то дополнительных качествах и свойствах. Проблема в том, чтобы естественный, разумный человек, как бережливый хозяин естественной природы, как дитя, любящее свою мать, создавал бы рай на земле, не полагаясь на бога или еще какую-нибудь сверхъестественную силу. В этом именно ценность и смысл человеческой жизни, его бессмертие, его сила и могущество.

И наконец, исследования по проблеме идеи бога можно было бы продолжить, на наш взгляд, в следующих малоизученных аспектах. Политеизм и монотеизм: общее и особенное; политеизм и монотеизм как двуединый процесс в развитии религиозного мышления; ортодоксальная и модернистская теология в контексте развития идеи бога.

 

Список научной литературыНурилова, Альбина Захарьяевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Ал-Баладзури Абу ал-Хасан. Китаб футух ал булдан (Книга завоеваний стран). - Бейрут, 1983. - 620с.

2. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Б. м. изд., 1990.-925+292С.

3. Большой путеводитель по Библии /Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -479с.

4. Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения. -СПб.: РХГИ, 1996.-384с.

5. Житие Аввакума и другие его сочинения /Сост. и коммент. А Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. - 368с.

6. Кавказские горцы. Сб. сведений о кавказских горцах. Вып. 1. М.: МНТПО «Адер», 1992. - 412с.7. ал-Калби Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах. М.: Наука, 1984. - 64с.

7. Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы теологии ислама. Махачкала: Дат. кн. изд., 1973. - 152с.

8. Авинери Шломо. Основные направления в еврейской политической мысли. Б. м.: Библиотека-Алия, 1990. - 330с.

9. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала: Дат. кн. изд., 1997. - 168с.

10. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религии. Курс лекций. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. 273с.

11. Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: Миф и действительность. М.: Политиздат, 1987. - 109с.

12. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - 550с.

13. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983. - 559с.

14. Бартольд В.В. Ислам /Собр. соч. в 9-ти т., T.VI. М.: Наука, 1966. - 784с.

15. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. -167с.

16. Беленький М.С. Что такое Талмуд. М.: На>тса, 1970. - 216с.

17. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в обществе //Хрестоматия по социологии религии. 4.2. М.: Наука, 1994. - 127с.

18. Белов A.B. Правда о православных «святых». М.: Наука, 1968. - 168с.

19. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -М.: Наука, 1965.-280с.

20. Берар Петру. Религии в современном мире: Пер. с рум. М.: Политиздат, 1979.- 143с.

21. Библия слово бога или человека? Бруклин: Нью-Йорк, 1998. - 192с.

22. Боги, брахманы, люди: Пер. с чеш. М.: Наука, 1969. - 416с.

23. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.1. Введение в церковную историю. М., 1994. - 235с.

24. Большаков Д.Г. История халифата. В 2-х т. Т.1. М.: Наука, 1989. - 312с.

25. Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998. - 336с.

26. Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Чикаго, 1990. -156с.

27. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1969.-230с.

28. Вагабов M.B. Ислам и проблемы атеистического воспитания. М.: 1998. -270с.

29. Вагабов М.В., Вагабов K.M. Ислам как мировая религия. Махачкала: Дат. кн. изд., 1999.-288с.

30. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала: Дат. кн. изд., 1994. -192с.

31. Васильев A.B. История Саудовской Аравии. М.: Наука, 1982. - 612с.

32. Васильев A.B. По следам «святых» преступлений. М.: Мол. гвардия, 1988.- 158с.

33. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособ. для студ. вузов. -2-е изд-е, перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988. - 416с.

34. Введение христианства на Руси /Отв. ред. А. Д. Сухов. М.: Мысль, 1987. - 302с.

35. Вилла А. Религия в свете науки /Ред. и авт. вступ. ст. Г. Сандомирский. Пер. с итал. А. Гольдфарб. 2-е изд-е, испр. - М. - Л. Госиздат, 1925. - 205с.

36. Витнесс Ли. Домостроительство Божие. Б. м.: А/О Издат. группа «Прогресс». Анахайм, 1985. - 312с.

37. Вук Г. Это Б-г мой. (Еврейский образ жизни). Иерусалим: «Шамир», 5751 (1991).-478с.

38. Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. М.: Политиздат, 1989. - 127с.

39. Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978.-280с.

40. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995. - 223с.

41. Гегель Г.В. Философия религии. В 2-х т. М.: Мысль, 1977. Т.1. - 532с.; Т.2. - 573с.

42. Гегель Г.В. Жизнь Иисуса. М.: Совм. Сов.-зап.-герм. предпр. «Вся Москва», 1990.-224с.

43. Гельвеций К.А. Счастье. М.: Сов. Россия, 1987. - 480с.

44. Гешель А.И. Земля господня. Б.м.: Библиотека-Алия, 1989. - 90с.

45. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М.: СПб., 1903 .-376с.

46. Гольбах П. Галерея святых. М.: Госполитиздат, 1962. - 352с.

47. Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. М.: Изд. АН СССР, 1956. -456с.

48. Гольдциэр И. Культ святых в исламе: (Мухаммедовские эскизы). М.: Гос. антирелигиозн. изд., 1938. - 180с.

49. Гольдциэр И. Лекции об исламе. М.: Изд. И. Бараганского, 1912. - 63с.

50. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. -304с.

51. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963. - 274с.

52. Граждан В.Д. Вероучение и мораль пятидесятников. М.: Знание, 1989. -64с.

53. Грем Б. Мир с богом: Пер. с англ. Б. м.: «Евангелизационная Ассоциация Билли Грэма», 1992. - 192с.

54. Григорян СП. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.).-М.: 1960.-330с.

55. Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М., 1974. - 309с.

56. Григорян Т.Г. Противоположность религиозного и научного мировоззрения. М.: Изд. МГУ, 1976. - 382с.

57. Григулевич И.Р. Пророки «Новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. 303с.

58. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М.: Наука, 1988. - 216с.

59. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд. АН СССР, 1956.-447с.

60. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М.: Знание, 1978. - 64с.

61. Додд Ч.Г. Основатель христианства /Пер. с англ. СВ. Тищенко. М.: Наука, 1993.- 175с.

62. Долинина A.A. Очерки арабской литературы нового времени (Египет и Сирия).-М., 1968.-272с.

63. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиана): Пер. с итал. М.: Политиздат, 1989. - 365с.

64. Дубновъ СМ. Краткая история евреевъ. СПб., 1912. - 159с.

65. Дулуман Е.К. Идея бога. Исследовательский и политический очерк. М.: Наука, 1970. - 176с.

66. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990-288с.

67. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. - 352с.

68. Журавский A.B. Христианство и ислам. М.: Наука, 1990. - 128с.

69. Замаровский В. Их величества пирамиды /Пер. с словац. М.: Наука, 1986.-432с.

70. Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков человеческого сознания. -М.: Политиздат, 1967. 240с.

71. Иллюстрированная история религии. В 2-х т. Т.1. /Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. М.: Изд. отд. Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1992.-525с.

72. Иллюстрированная история религии. В 2-х т. Т.2. /Под ред. проф. Д.П. Шантени де ля Соссей. М.: Изд. отд. Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1899.-416с.

73. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала: Дат. кн. изд., 1991. - 240с.

74. Исаев C A. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991. - 236с.

75. Ислам как он есть. Баку: Азерб. гос. кн. палата, 1999. - 320с.

76. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. - 315с.

77. Кавказские горцы: Сб. сведений о кавказских горцах. Вып. 1. М.: МНТПО «Адер», 1992 - 412с.

78. Каждан А. Религия и атеизм в древнем мире. М.: Изд. АН СССР, 1957. -341с.

79. Каптеров И.Я. Клерикализм сегодня. М.: Знание, 1988. - 64с.

80. Каримский А.М. Теология истории и реальность: к критике протестантской эсхатологии. М.: Знание, 1985. - 64с.

81. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. -223с.

82. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.-285с.

83. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.: Изд. дом «Нота Вене», 1998. - 424с.

84. Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр.; /Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон +, 1996. - 493с.

85. Климович Л.И. Ислам: Очерки. М.: Наука, 1965. - 334с.

86. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. -270с.

87. Косидовский Зенон. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1987. -256с.

88. Критика иудейской религии /Сост. и ред. М.С. Беленький. М.: Изд. АН СССР, 1962.-436с.

89. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1985.-255с.

90. Крывелев И.А. История религий: Очерки: В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1988. - 445с.

91. Крывелев И.А. История религий: Очерки: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. -384с.

92. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М.: Мол. гвардия, 1988. - 240с.

93. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. -303с.

94. Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сб. /Под ред. В.И. Рутенбурга и др. Л.: Наука, 1981. - 267с.

95. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.-526с.

96. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. Махачкала: БАДР, 1997. - 277с.

97. Лари М.М. Бог и его атрибуты. Баку: Иршад, 1994. - 188с.

98. Ларичев В.Е. Колесо времени: Солнце, луна и древние люди. -Новосибирск: Наука, 1986. 175с.

99. Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. -М.: Моск. рабочий, 1976. 136с.

100. Лекции по истории религии. СПб.: Лань, 1997. - 269с.

101. Лекции по религиоведению: /Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Изд-во МГУ, 1998.-144с.

102. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. - 382с.

103. Ли Уитнесс. Всеобъемлющий Дух Христа: Пер. с англ. М.: Живой поток, 1992.-30с.

104. Магомедов P.M. Легенды и мифы о Дагестане. Махачкала: Дат. кн. изд., 1969. - 240с.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Ленин В.И. О религии. М.: Политиздат, 1983. -368с.

106. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-е, Т.1. - С.219 - 368.

107. Макдауэлл Д. Непосредственные свидетельства: (История свидетельства, факты, документы христианства) /Сост. Д. Макдауэлл; Пер. с англ. Бахых Кенжеев. М.: СП «Соваминко», 1992. - 320с.

108. Максуд Р. Ислам /Пер. с англ. В. Новиковой. М.: Фаир - Пресс, 1999. -304с.

109. Массэ А. Ислам. Очерки истории. М.: Наука, 1982. - 191с.

110. Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат, 1988. - 255с.

111. Мезенцев В.А. В тупиках мистики. М.: Моск. рабочий, 1987. - 176с.

112. Мельвич Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983.-247с.

113. Мень А. История религии: В 7-ми т. Т.1. Истоки религии. М.: Слово, 1991.-286с.

114. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. Репринт, воспроизведение издания 1874-1876 гг. М.: Ладомир, 1994. - 672с.

115. Негря Л. В. Обшественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М.: Наука, 1981. - 160с.

116. Неер Андре. Ключи к иудаизму /Пер. с фр. С. Тартаковской. Б. м.: Библиотека-Алия, 1991.- 168с.

117. Нефедов А.Н. На древнем Маковце. М.: Моск. рабочий, 1987. - 110с.

118. Ни Вочман. Евангелие Бога. Т.1. Живой поток. Анахайм, 1994. 195с.

119. Никольский Н.М, История Русской церкви. М.: Политиздат, 1983. -448с.

120. Нурси Б.С. Трактат о природе. Стамбул: Изд. Sozler, 1990. - 70с.

121. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. - 256с.

122. Ойдерман Т.И. Главные философские направления. М.: Мьюль, 1984. -303с.

123. Очерки истории еврейского народа /Под ред. проф. Ш. Эттингера. Б. м.: Библиотека-Алия, 1991. - 429с.

124. Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. СПб.: Тип. И.Ф. Пухира, 1897.-418с.

125. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. -495с.

126. Петрушевский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. - 217с.

127. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII-XV вв. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1966.-400с.

128. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - 607с.

129. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. -М.: Мысль, 1977.-355с.

130. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975. 192с.

131. Портер Д. Р. Иисус Христос: Пер. с англ. М.: ВММ АО, 1999. - 240с.

132. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М.: Политиздат, 1987. - 191с.

133. Происхождение религии в понимании буржуазных ученых: Сб. ст. /Под ред. А.Т. Лукачевского; Пер. Я.М. Глана. М.: Моск. рабочий, 1932. - 230с.

134. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история, современные религии. М.: Центр, 1996. - 303с.

135. Развитие философии за 100 лет. Дамаск (на ар. яз.), 1981. - 580с.

136. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. - 479с.

137. Рассел Б. Почему я не христианин: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1987. -334с.

138. Ратцель Фридрих. Народоведение. Т.1. /Пер. с нем. Д. А. Коропчевского.- СПб: Книгоизд. товарищество «Просвещение», 1900. 762с.

139. Религии мира /Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Просвещение, 1994. - 92с.

140. Религия и общество //Хрестоматия по социологии религии /Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Рубкович: В 2-х ч. М.: Наука, 1994. - 4.1. - ЗООс; 4.2. - 204с.

141. Религия сикхов /Пер. с англ. И.Н. Полонская, В.Н. Нечипуренко. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. 346с.

142. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. - 320с.

143. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1988.-3 19с.

144. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов.- Л.: Лениздат, 1989. 160с.

145. Рябушкин Н.В., Царегородцев Г.И. Наказание ли божье? М.: Политиздат, 1988. - 319с.

146. Сайид Муджтаба Мусави Лари. Бог и его атрибуты: Лекции по мусульманской догматике. Баку, 1994. - 188с.

147. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.: Политиздат, 1980. - 198с.

148. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худ. лит., 1986.-543с.

149. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М.: Политиздат, 1986. -175с.

150. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. - 575с.

151. Скворцов-Степанов И.И. Происхождение нашего бога. М.: Политиздат, 1958.-136с.

152. Скибицкий М.М. Современная теология и естествознание: миф о союзе и действительности. М.: Знание, 1983. - 64с.

153. Соди Д. Великие культуры Месоамерики: Пер. с исп. М.: Знание, 1985. -208с.

154. Соловьев В л. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб: Строитель, 1992. -72с.

155. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М.: Гос. антирел. изд., 1935.-415с.

156. Стингл М. Приключения в Океании. М.: Правда, 1986. - 592с.

157. Сумерки богов /Сост. A.A. Яблоков. М.: Политиздат, 1989. - 398с.

158. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967. - 287с.

159. Существует ли заботливый Творец? Бруклин: Нью-Йорк, 1998. - 192с.

160. Тайлор Э.Б. Первобытная культура /Пер. с англ. Д.А. Коропчевского. -М.: Политиздат, 1989. 573с.166. ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман. Книга единобожия. Баку: Изд. Абилова, Зейналова, 1997. - 250с.

161. Тиле К. Основные принципы науки о религии //Классики мирового религиоведения. М.: Канон +, 1996. - С.144-196.

162. Тихомиров Л.Д. Религиозно-философские основы истории. М., 1998. -592с.

163. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 622с.

164. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: Высш. шк., 1978. -352с.

165. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. -576с.

166. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Мысль, 1973-240с.

167. Урбах Э.Э. Мудрецы талмуда. Б. м.: Библиотека-Алия, 1989. - 490с.

168. Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа. М.: Сварог и К, 1999. - Т.1. - 484с.; Т 2.-456С.

169. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2. М.: Политиздат, 1955. - 676с.

170. Фейербах Л. История философии. Собр. произв. в 3-х т. Т.2. М.: Мысль, 1967.-480с.

171. Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2-х т. /Пер. с греч. Г. Генкеля; Гравюры Ю.Ш. фон Карольсфельда. М.: Крон-Пресс, 1996. - 864с.

172. Флоренский П.А. Свяшенник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т. /Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. М.: Мьюль, 1994. - 797с.

173. Французские просветители XVIII в. о религии. М.: Госполитиздат, 1960.-788с.

174. Фрейд Зигмунд. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Наука, 1993. - 172с.

175. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1986. 703с.

176. Фзфати Кырк Сюаль. Сорок вопросов иудейских ученых пророку Мухаммеду. Казань: Типограф, император, ун-та, 1889. - 81с.

177. Хава Сайд. Аллах всемогущий Он и великий /Пер. Мухаммед Расул Дагестани. Тайбах, Б.м. и г. изд. - 149с.

178. Хазрат Мирза Вашируддин Махмуд Ахмад. Введение в Священный Коран. Исламабад.: Ислам, междунар. изд-во, 1991. - 460с.

179. Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана. Философия исламских учений. -Исламабад.: Ислам, междунар. изд-во, 1991. 139с.

180. Хортен М. Религиозные представления современных мусульман. М.: Атеист, 1930. - 157с.

181. Черный туман. М.: Политиздат, 1976. - 335с.

182. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М.: Политиздат, 1987. - 239с.

183. Энгельс Ф. Анти Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд-е, Т.20. -С.5 -338.

184. Энгельс Ф. Энгельс Марксу от 18 октября 1846г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд-е, Т.27. - С.53-59.

185. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-е, Т.21. - С.23-178.

186. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1964. - 182с.

187. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мьюль, 1979. - 182с.

188. Янг Джон. Христианство /Пер. с англ. К. Савельева. М.: Фаир-Пресс, 1999.-3 84с.

189. Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. М.: Политиздат, 1977. - 375с.1. СТАТЬИ.

190. Валянский С, Калюжный Д. По следам Моисея //История. 1997.-№3-С. 170-175.

191. Гольбах П. Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и ее последствий //Черный туман. М.: 1976. - С.144-152с.

192. Дюркгейм Э. Священные объекты как символы //Хрестоматия по социологии религии. Ч.2 М., 1994. - С.3-4.

193. Игумен Сергий великий святой //Жури. Моск. Патриархии. - 1967.- №6.

194. Каранджиа Р.К. Творец живет в Индии //РЖС. 1995, №1-2.

195. Календарь газеты «Тюркие» (парусе, яз.). Стамбул, 1996.

196. Крывелев И.А. Гносеологические корни религии //Вопр. истории, религии и атеизма. 1958. - Вып.6. - С.78-112.

197. Кудрявцев. Дагестанская Мадонна //Известия. 1987. 30 нояб.

198. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление //Хрестоматия по истории психологии. М., 1933. - С.78-97.

199. Малиновский В. Магия и религия //Хрестоматия по социологии религии. Ч.2.-М., 1994.-С.23-40.

200. Мелье Ж. Завещание //Черный туман. М., 1976. - С.29-48.

201. О трех обманщиках: Аноним, трактат XVIII в. //Черный туман. М., 1976. - С.48-72.

202. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кохины //Ислам в истории Востока. М., 1981. - С.9-18.

203. Суворова А. Чудотворцы и чародеи //Наука и религия. 1995. - №6 -С.18-20.

204. Шаревская М.Б. О традиционных верованиях народов Африки южнее Сахары //Вопросы истории религии и атеизма. 1964. - Вып. 12. - С.36-41.

205. Шифман И.Ш. Миф о единобожии или Во что верили евреи? //История. 1997.-№3-С.153-169.1. АВТОРЕШЕРАТЫ.

206. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе: Автореф. дне. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Махачкала, 1995. - 24с.153

207. Дулуман E.K. Научная критика идеи бога и ее значение для преодоления религиозных пережитков: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук. Киев, 1965. - 19с.

208. Саидов СМ. Культ святых и особенности его проявления в исламе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Махачкала, 1997. - 23с.

209. Ханмагомедов Я.М. Хадж и его трансформация в исламе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Махачкала, 1999. - 24с.