автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях"

Дагестанский государственный университет Диссертационный совет Д-212.053.04

На правах рукописи ГАДЖИМУРАДОВА ГЮЛЬНАРА ИЛЬЯСБЕКОВНА

ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ В СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ НА ЖЕНЩИНУ В АВРААМАТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ

Специальность 09.00.13. - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Махачкала 2005

Работа выполнена на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета

Научный руководитель: - Заслуженный деятель науки Российской

Федерации и Республики Дагестан, кандидат философских наук, профессор Авшалумова Людмила Хизгиловна

Официальные оппоненты: - Доктор философских наук, профессор

Мустафаева Маида Ганифаевна - Кандидат философских наук, доцент Гусаева Карина Гамидовна

Ведущая организация: Дагестанская государственная сельхозакадемия, кафедра философии и экономической теории

Защита состоится « '/> $.005 года в . на заседании

Диссертационного Совета Д-212.053.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Дагестанском государственном университете.

Адрес: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета.

Автореферат разослан /¿¿г <■*■*/' у 2005 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета кандидат философских наук, доцент ___-7 А.Ш.Исмаилов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Настоящее время характеризуется процессами активного возрождения религии. Растет процент верующих среди молодежи, причем основную часть верующих составляют женщины. В этой связи вопрос об отношении религии к женщине остается очень актуальным. Прежде всего, важность проблемы заключается в определении положения, которое занимает женщина в социальном организме, и при этом возникает объективная необходимость исследования противоречий, проявляющихся между принципами религиозной регламентации жизни женщины и ее естественным стремлением к обеспечению максимального равноправия в современном человеческом обществе.

В процессе исторического развития взгляды на женщину изменялись сообразно степени ее социального статуса и социальной зависимости, проистекающей из зависимости экономической. Поэтому с учетом того, что религия на протяжении многих веков являла собой способ выражения реальных повседневных потребностей человека, осмысление вероучения о женщине, его трансформация в аврааматических религиях представляется весьма важным.

Преемственность религиозных мировоззренческих систем

обусловливалась закономерностями развития самого общества, и этот

объективный процесс мало зависел от воли отдельных личностей.

Аврааматические религии характеризуются внутренней генетической связью,

признанием единственности и истинности общего бога, проистекающим,

бесспорно, из основных догматов и мировоззренческих представлений

иудаизма. Возникшие позже хрисгианство и ислам формировали принципы

собственного монотеизма, как, впрочем, и взгляды на женщину, именно на

этой вероучительной базе. Между тем, при общности единого

аврааматического бога, иудаизм, христианство и ислам признают только

своего бога, отвергая истинность других. И тодьке-совпадающее в них

¡'оС. НАЦИОНАЛЬНАЯ

чЛОПЛИ I

ЕЧ /

да/]

БИБЛИОТЕК. С.Пете] 09

отношение к женщине, отводимая ей роль в обществе свидетельствуют о едином источнике их происхождения.

Все три Священных Писания - Танах (Тора, Небиим, Хсубим), Новый Завет и Коран - примерно одинаково регламентируют жизнь женщины, как существа, подчиненного мужчине. В этой связи изучение общего, особенного и единичного о взглядах на женщину в аврааматических религиях представляет большую научную и практическую ценность, чем и обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования. Ее актуальность определяется еще и тем, что комплексное изучение проблемы религии и женщины на основе сравнительно-сопоставительного и философского анализа, обобщения теоретического и эмпирического материала позволяет глубже раскрыть сущность вероучения аврааматических религий о женщине, проследить ключевые этапы его эволюции.

При этом следует также заметить, что научные исследования указанной проблематики в нашей стране раньше служили конъюнктурным задачам антирелигиозной пропаганды, преимущественно были направлены на выработку теоретических и прикладных рекомендаций в области освобождения сознания людей от религиозных взглядов, разрушения и преодоления религиозного мировосприятия, что не могло не отразиться на их объективности и степени научной ценности.

В контексте разворачивающегося в настоящее время диалога различных религий, культур и цивилизаций особое значение приобретает обеспечение адекватного научного освещения подлинных истоков формирования статуса женщины в условиях возрождения религиозной практики и ее влияния на современные общественные отношения, в том числе семейно-брачные, социальные, правовые.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе первоисточников - Танаха, Талмуда, Евангелия, Корана - а также трудов отечественных и зарубежных религиоведов проанализировать общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на женщину, их

изменения в исторической ретроспективе и влияние на современную жизнь религиозных общин. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:

-проанализировать материалы, проливающие свет на зарождение аврааматических взглядов на женщину;

-изучить особенности религиозной среды и преемственность учения о женщине в аврааматических религиях;

-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к изучению причин религиозной дифференциации по половому признаку;

-проследить особенности реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама;

-оценить единство и различие исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

Источники, степень разработ ки и историография проблемы. Главнейшими источниками в первую очередь являются священные книги аврааматических религий - Танах, Талмуд, Новый Завет, Коран, а также богословские сочинения, в которых рассматриваются ключевые положения иудаизма, христианства и ислама.

Статус женщины в аврааматических религиях многими исследователями признается одной из серьезных проблем, причем ее важность в равной мере имеет значение как для самих женщин, так и для специалистов в области зашиты женских прав, современной цивилизации в целом. Данному вопросу посвящено достаточно много научных исследований Наряду с разносторонним анализом различных аспектов аврааматических религий, в них в той или иной степени рассматривется и женская проблематика в ее историческом развитии. Широкую известность получили труды таких отечественных ученых, как В.Рожицын1, А.Гарнак2,

' Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. М.-Л, 1926.

2 Гарнак А Сущность христианства// Общая теория европейской культуры СПб, 1911.

Т.У.

В.В.Бартольд3, И.Д.Амусин4, С.И.Ковалев5, Н.И.Голубцова6, Г.М.Лившиц7, М.Шахнович8, И.Крывелев9, М.Беленький10, Б.Пальвановой11, М.В.Вагабов12, Л.Х.Авшалумова13, Л.И.Климович14, Л.И.Шайдуллина15 и др. Эти и другие исследования касаются не только общих теоретических проблем, но и состояния прав и свобод женщин в отдельных регионах мира с преимущественным распространением той или иной веры.

В настоящее время наблюдается возросший научный интерес к женской проблематике, поэтому предпринимаются попытки исследовать данный вопрос с разных точек зрения: критической и апологетической. В этом отношении характерны работы западных исламоведов, уделяющих религиозной дифференциации по половому признаку большое внимание.

Среди них выделяются исследования, посвященные истокам аврааматизма, зарождению и развитию христианства и ислама, а также раскрывающие роль основателей этих вероучений в формировании новых взглядов на место женщины в семье и обществе. Авторы этих грудов по-разному интерпретируют вероучительные источники, но их выводы, в целом, идентичны. Большой вклад в сравнительное изучение религиозных

3 Бар гольд В В. Сочинения Т. VI. М., 1966

4 Амусин И Д Кумранская община. М., 1975

5 Ковалев С.И Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л., 1964.

61 олубцова Н И. У истоков христианской церкви М , 1967.

7 Лившиц Г М Происхождение христианства в светс рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

8 Шахнович М. Реакционная сущность иудаизма М., 1960 Его же- Закат иудейской религии. Л., 1965

Крывелев И. Книга о Библии. М., 1959.

10 Беленький М. Что такое Талмуд9 М , 1963 Его же: Иудаизм. М., 1966.

11 Пальванова Ь Женщина и ислам. Ашхабад, 1965

12 Вагабов МВ Отношение мусульманской религии к женщине. М., 1962 Его же: Пережитки ислама и пути их преодоления М.-Л, 1966. Его же: Ислам и женщина М., 1967 Его же Ислам и семья М, 1980. Ею же Ислам, женщина и семья Махачкала, 1994 Его же: Основы мусульманского семейного права. М. 1997.

п Авшалумова Л.Х. Именем бога Яхве (Что говорит иудейская релшия о женщине'') Махачкала, 1967 Ее же Положение женщины в иудаизме // Очерки по научному атеизму. Сборник Дагестанскою госуниверситета Махачкала, 1967. Ее же Иудаизм и его особенности в Дагестане Махачкала, 1997

14 Климович Л.И Ислам и женщина. М , 1958

15 Шайдуллина Л И Арабская женщина и современность М., 1978

представлений о женщине внесли Дж.Клоснер, |6Дж.Бартон17, К. Норт18, Дж.Шахт19, А.Триттон20, У.Уолкер21, У.Уибке22, У.Уотт23, М.Пой24 и др. Сбалансированным подходом к изучению проблемы, научным и богословским обоснованием религиозной толерантности характеризуются работы М.Форварда25 и Р.Фрилинга26, переведенные недавно на русский язык.

Работы отдельных авторов однозначно защищают религиозный статус женщины, считая, что он наиболее полно отражает сущность их социальной роли и не видят необходимости в ее изменении. Это касается трудов таких исследователей, как Дж.Янг27, Л.Ахмед28, С.Али29, Ф.Хитти30, Х.Сервер31, Ф.Мернисси32, Б.Филипс33 и др. В этом ряду выделяется острополемичная апология С.ал-Бахнасави34, который идеализирует положение мусульманки, превозносит исламскую концепцию женщины, а другие аврааматические религии с их взглядами на данный вопрос подвергает необоснованной критике.

16 Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1945.

17 Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

18 North C. An outline of Islam. L., 1952.

19 Schacht J. The Origins ofMuhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950

20 Tritton A Muslim Theology L„ 1947. Его же- Islam. L., 1957.

21 Waiker W. A History of the Christian church. N.y., 1959.

22 Wiebke W. Women in Islam From Medieval to Modern Times. Princeton, 1993.

23 Watt W Muslim-Christian Encounters' Perceptions and Misperceptions. L., 1991

24 Poya M. Women, Work and Islam. L , 1999.

25 Форвард M Мухаммад. Крапсая биография M., 2002. Его же' Иисус Краткая биография. М., 2003

26 Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997

27 Янг Дж. Христианство. М., 2003.

28 Ahmed L. Women and Gender in Islam New Haven, Yale University Press, 1922.

29 All S. The Spirit of Islam L., 1922

30 Ilitti Ph. History of the Arabs. L., 1946.

jl Serwar H. Philosophy of the Quran. Lahore, 1955.

32 Mernissi F Women and Islam' An Historical and Theological Enquiry Oxsford, 1993

33 Филипс Ь Эволюция фикха Исламский закон и мачхабы Пер. с англ Г В Гончаровой Киев, 2001

34 Ал-Бахнасави С Статус женщины в исламе и мировых законодательствах Баку, 2002

На защиту выносятся основные положения работы:

1 .Анализ исторического и теологического материала, имеющего отношение к формированию религиозных взглядов на женщину.

2.Результаты исследования концепции взглядов на женщину в библейских источниках.

3.Результаты анализа преемственности и различия иудейского учения о женщине в христианстве.

4.Оценка особенностей реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама.

5 Результаты исследования единства и различия исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

б.Результаты анализа методологических подходов к научному изучению общего, особенного и единичною о взглядах на женщину в аврааматических религиях.

Научная новизна. В диссертации обосновывается новый подход к сравнительному исследованию статуса женщины в аврааматических религиях, прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в иудаизме, христианстве и исламе, показан характер его исторических интерпретаций. Проанализированы формы преемственности и различия библейских канонов о женщине в вероучительных системах христианства и ислама, объективные предпосылки изменения взглядов на женщину в конкретно исторических социально-политических условиях.

Теоретическую и методолигическую основу исследования составляют научно-философские принципы историзма, диаггектико-материалистическая теория познания. В качестве основополагающих теоретических принципов использованы идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых по проблемам религиоведения и философской антропологии. Объект исследования - общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на

женщину. Предмет исследования - объективные условия возникновения и изменения женской проблематики в аврааматических религиях.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы в процессе межрелигиозного диалога, а также в идеологическом обосновании религиозной толерантности, в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «философия культуры». Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов государственно-правовой области.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения двух глав (четыре параграфа), заключения и библиографии. Объем диссертации -137 страниц компьютерного набора текста (шрифт Times New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении с учетом процессов активного возрождения религии, роста числа верующих среди женщин, важности проблемы в определении положения, занимаемого женщиной в социальном организме, необходимости исследования противоречий, проявляющихся между принципами религиозной регламентации жизни женщины и ее естественным стремлением к обеспечению максимального равноправия в современном обществе, обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формируются цели и задачи диссертации, раскрываются основные положения, выносимые на защиту, научная новизна работы. Подчеркивается то обстоятельство, что в процессе исторического развития взгляды на женщину изменялись сообразно степени ее социально! о статуса и социальной зависимости, проистекающей из зависимости

экономической, причем осмысление вероучения о женщине, его трансформация в аврааматических религиях представляется весьма важным.

По мнению диссертанта, аврааматические религии характеризуются внутренней генетической связью, признанием единственности и истинности общего бога, проистекающим из основных догматов и мировоззренческих представлений иудаизма. Следовательно, возникшие позже христианство и ислам формировали собственные взгляды на женщину именно на этой вероучительной базе. Указывается, что вопрос о происхождении человеческого рода так, как он отражен в библейских источниках, характеризующихся явными противоречиями и недомолвками, в разные времена служили поводом для кри I ического отношения к сущности женской проблематики в аврааматических религиях.

Первая глава «Взгляды на женщину в библейских источниках» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Иудейское начало канонизации аврааматических взглядов на женщину» диссертант отмечает, что ветхозаветные представления о происхождении женщины являлись ключевыми положениями, обосновавшими место и роль, отведенные ей в обществе. Противоречивые установки прослеживаются уже в начальных главах «Книги бытия», в которых описывается картина сотворения мира и живых существ Ьогом. Обе версии - одновременное сотворение мужчины и женщины, а также создание женщины из ребра мужчины - не подлежат рассмотрению с естественнонаучной точки зрения, однако есть серьезные основания считать, что подоплекой библейских легенд являются социальные факторы, проистекающие из первобытных форм социальной организации человечкекого общества.

В этой связи указывается, что оба рассказа, бесспорно, далеки от материалистического понимания истории, т.к. способствуют формированию ошибочных взглядов на женщину, которая якобы унаследовала инстинкт подчиненности мужчине в процессе приспособления и по этой причине не имеет право на самостоятельность, в том числе духовную и экономическую

независимость. Подобные представления отчасти основываются и на другом библейском сюжете об изгнании Адама и его жены из рая, в котором вина за это прямо возлагается на женщину. Подчеркивается, что еще античные критики христианства недоумевали по этому поводу, считая библейский сюжет неуклюжей выдумкой35.

Угнетение женщины в иудаизме узаконено авторитетом Яхве и требует от нее беспрекословного подчинения мужчине. Социальное и духовное закабаление женщины иудаизмом обусловлено, по мнению диссертанта, социально-экономическими и историческими факторами, а изначальная I «греховность» женщины определена божественной санкцией. Здесь

идеологическая составляющая заключается в том, что зависимость женщины , от мужчины обосновывается легкомысленным поступком женщины,

обольщенной змеем, из-за чего она пала в I лазах Бога, а вместе с ней и мужчинв, поддавшийся ее уговорам. Библейская история грехопадения в иудейской традиции обросла новыми подробностями, призванными обосновать тезис о богоизбранности народа Моисея. В Талмуде Бавли, т.е. составленном в Вавилоне, говорится о том, что тело Евы, соблазненной змеем, было отравлено ядом. Из этого следует, что все люди изначально греховны. Однако, как утверждает Вавилонский Талмуд, во время синайского стояния евреев, Яхве вывел яд только из их тел, и они очистились в отличие от язычников, феховная природа которых сохранилась36.

Тень первородного греха преследовала женщину всегда, подчеркивая ее ущербность Последствия оказались судьбоносными для женщины не только в мире земного существования, но и в потустороннем мире. Существует иудейское поверье, согласно которому «праведной жене уготовлено в раю быть скамеечкой в ногах своего мужа»37. Скорее речь идет не о высоком чувстве преданности и верности, а об исходящем из талмудических воззрений необходимости и предопределенности подчинения

35 Юлиан Ф К Против христиан.//Ранович А Б Алтичные критики христианства М, ¡990 С 401 "Йевамог 1036

37 Михаэль Д В раю жена - скачсечка в ногах своего чужа // журн «Заметки по еврейской исгории,- 2002, №23

женщины мужчине, трактуемого как искупление за прегрешение во время прежней жизни в раю, до изгнания их Богом.

Таким образом, подчиненное положение женщины освящено божественной санкцией, и это обстоятельство прослеживается в институте иудейского брака, брачно-семейных отношениях в целом. Превосходство мужчины над женщиной устанавливается не только за первородный грех, но и за другие не менее значимые прегрешения, якомы спровоцировавшие всемирный потоп, уничтожение еврейского государства, возглавляемого Соломоном: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин...К ним прилепился Соломон любовию»38.

Библия содержит указания на многие формы взаимоотношений между полами. О существовании среди древних евреев полигамии свидетельствует Книга Судей Израилевых (8:30). Ключевые изменения в сфере брачно-семейных отношений, отражающие усиление отцовского права, зафиксированы в Книге Левит, запрещающей близкородственные браки (18:6). Иудейское право требовало от мужчины оберегать целомудрие женщины, например, отец обязан был ограничивать свободу дочери в целях недопущения внебрачных связей с посторонними мужчинами (Левит, 19:20). Более строгие правила были установлены для священнослужителей и их семейств. Анализ этих и других религиозных предписаний позволяет полагать, что в их основу положен скорее реалистический подход к проблеме взаимоотношения полов, нежели идеалистический. Религиозная верхушка стремилась сосредоточить в своих руках максимальный объем материальных благ, обосновывая это божественной санкцией. Например, запрещалось расходовать храмовые подношения даже дочерям священнослужителей, находящимся в замужестве за посторонними. Они могли воспользоваться этим правом только в том случае, если станут вдовами, при этом не будут иметь детей и вернутся в отчий дом, «как была в юности своей» (Левит, 21:614). Происхождение подобных правил прозрачно: здесь действует

" Третья Книга Царств 11 1-2,9.

усилившееся отцовское право на средства и продукты производства, которые должны наследоваться по отцовской линии. Освящение храмовой и частной собственности явилось прямой причиной наступления экономической зависимости женщины от мужчины и, как следствие, полное ее подчинение и закабаление.

По мнению диссертанта, несмотря на то, что вероучение иудаизма считает господство мужчины над женщиной извечным и естественным, в библейских взглядах на нее прослеживается определенная противоречивость, обусловленная сохранившимися к тому времени пережитками матриархата. Например, отголосок права женщины на выбор мужа сохранился в брачной истории Исаака и Ревеки (Бытие, 24:51, 57-60). Библейский закон о левирате обязывал мужчину брать себе жену умершего брата, чтобы продолжить его род. С одной стороны эта норма подчеркивает зависимое положение женщины, но в то же время, ей позволялось проявлять инициативу, если деверь отказывался от нее (Второзаконие, 25:9, 5-8). Ярким примером женской властности являет собой библейская Девора, пророчица и одна из судей израильских (Книга Судей Израилевых, 4:5).

Анализ библейских текстов, касающихся положения женщины, однозначно показывает, что ей в обществе отводятся две главные функции -рожать детей и вссти хозяйство. В реальной жизни, возможно, были некоторые исключения, но они могли относиться только к женщинам, входящим в привилегированные слои общества, где вместо них изнурительным трудом занимались рабы и невольницы. Диссертант имеет в виду, что иудейская религия не была монолитной, в ней на протяжении многих веков появлялись и исчезали различные группы и объединения с собственными принципами и взглядами на социальные и духовные проблемы, в том числе и на женский вопрос.

Во втором параграфе «Трансформация иудейских взглядов на женщину в христианстве» диссертант подчеркивает, что теологические дискуссии не могли не положить основу преемственности взглядов в новых

нарождающихся течениях богонскательской мысли. Принципиальным оставалось верование в единого Бога, однако по другим важнейшим вопросам мнения, бесспорно, расходились. Диссертант полагает, что именно в русле таких религиозных споров зарождалось новое вероучение -христианство с собственной системой религиозных и духовно-нравственных ориентиров. Проблема преемственности иудаизма и христианства тесно связана с вопросом иудейского мессианства, трансформировавшегося из обожествления царей в учение о мессии, как спасителе избранного народа после утраты иудеями государственности.

Диссертант, на основе анализа ряда евангелических текстов, полагает, что Иисус относился к женщине как к людям, равным во всем другим. В Евангелии от Луки содержится стоящий особняком сюжет о том, как женщина по имени Марфа, имеющая сестру по имени Мария, пригласила Иисуса в свой дом, чтобы накормить. Данная ситуация не согласуется с иудейским законоуложением о женщине, которая могла вести настолько свободный образ жизни, чтобы приглашать в дом путника. Но Иисус не видит в этом ничего предосудительного, более того, говорит с Марией о своем вероучении, считая ее интерес к проповеди более значимым, чем забота о приготовлении пищи, чем была занята Марфа. Помогая женщинам, которые не имели в жизни опоры в лице мужчины, Иисус способствовал возникновению реальных условий для социальных трансформаций, внедрения социальных новшеств, из которых проистекал необычный для его времени подход к женскому вопросу. Демонстрируя свое приветливое отношение к женщине, он, прежде всего, требовал и от женщины, и от мужчины строгого стремления к Царствию Божиему, т.е. вопросы вероучения стояли на переднем плане, и это обстоятельство впоследствии послужило основанием к органичному переходу от иудейского к христианскому закабелению женщины.

Женская проблематика в христианском вероучении оставалась животрепещущей и после смерти и вознесения Иисуса. В этой связи

диссертант рассматривает христианскую интерпретацию вопроса о роли и места ветхозаветных женщин в социально-религиозном аспекте. Женщина в христианстве объявляется сонаследницей Божьей благодати через Иисуса, искупившего собственной смертью ее грех перед Творцом. Женщина постоянно должна находиться в страхе, что злые силы стремятся реализовать свои козни именно через нее, но, находясь во Христе, следовательно, исполняя Божью заповедь быть в подчинении у мужчины, она может избавиться от всевозможных искушений. Анализ обстоятельств жизни и поступков абсолютного большинства ветхозаветных женщин в христианской традиции свидетельствует о том, что они выступают в качестве причины разрыва людей с Богом, всех грозных бед, обрушившихся на мир. ЕЕ может реабилитировать единственная функция - деторождение - надежда на то, что с божественной санкции она может произвести на свет Мессию и тем самым оказать добрую услугу миру и человечеству. Эта призрачная надежда, перенятая от иудаизма и культивировавшаяся позднее христианством, призвана огвлечь женщину от всех прочих социальных проблем, воспитать ее в духе подчиненности мужчине. В период своего становления христианство активно воспользовалось зависимым положением женщины, обещая ей равноправие за поддержку нового вероучения. Проповедь нового вероучения воздействовала на них так сильно, что они презирали смерть и утрачивали страх перед истязаниями и гонениями. Об активном распространении христианских идей среди женщин и детей свидетельствует Цельс в своем сочинении «Правдивое слово» (II в.)1''.

Диссертант указывает, что после смерти Иисуса положение женщины еще более усугубилось, и в этом деле большие старания приложил один из его учеников - апостол Павел. Построенная им на основе иудейской традиции новая идеология не оставила женщине ни одного шанса на равноправие с мужчиной. С усилением его роли в религиозной жизни христиан связано начало их отхода от иудейской традиции. Он внушал

^РановичА.Б Первоисточники по истории раннего христианства М , 1990 С 187

15

последователям Иисуса мысль о том, что Мессия своей мученической смертью на распятии искупил для христиан свободу от иудейского закона.

На основе анализа новозаветных текстов диссертат полагает, что сам Иисус не придавал особого значения ни единобрачию, ни образцовой семейной жизни вообще, т.к. во главу угла ставил необходимость стремления войти в Царство Божье. Трансформируясь в представлениях Иисуса о браке, иудейская брачная традиция лишается своей позитивности, поскольку христианство полагает невозможным в Царстве Божьем применение чисто земных атрибутов, в том числе бракосочетание и следующие из этого семейные обязанности - половое сочетание, деторождение, воспитание потомства, продолжение рода. Философия христианских представлений о бессмертии и уподобление всех, то вошел в Царство Божье ангелам исподволь предполагает их бесполость, невозможность в грядущей жизни естественных отношений между мужчиной и женщиной. Отрицание левирата явилось первым существенным отходом от иудейского семейно-брачного законоуложения, санкционированным Иисусом. Второе принципиальное отличие заключается в невозможности и недопустимости развода, провозглашаемого христианством. Отвергая ветхозаветное разрешение на развод, Иисус утверждал, что оно происходит из жестокосердия людей, вынудивших пророка Моисея пойти на это вопреки изначальному акту творения, и установленное Богом не должно разрушаться людьми. Нерасторжимость брака по Иисусу - это данность, она либо есть, либо ее нет. Принцип обеспечения единственности и таинства христианского брака, исключающего всяческие формальности, выразилось впоследствии в запрещении второбрачия тем, кто стремится к вступлению в церковный клир. Как таинство христианский брак представляется вечным, поскольку причащается к Иисусу и через него к Богу, и это есть новое в христианском браке - слияние супругов в единую плоть при вступлении в Царство Божье, где жизнь длится вечно.

Таким образом, рассматривая человека в целом, как существо падшее и греховное, христианский идеализм пытается обосновать возможность духовно-нравственного его возвышения, в том числе и через семейно-брачные отношения, исключительно на путях служения Богу, подражания Иисусу, который с точки зрения этого вероучения явился образцом безгрешного человека и человечества. Принимая во внимание то, что первоначальная христианская проповедь велась на языке Библии с библейскими же аргументами и являлась, по существу, раскрытием уже существовавшего иудейского вероучения, диссертант полагает: христианское религиозно-философское понимание женской проблематики продолжило иудейскую традицию и, сохранив ее общие черты, обозначило отличительные особенности, выразившиеся, главным образом, в отношении к браку, разводу, проблемам семьи, полигамии и сожительству.

Во второй главе «Реконструкция библейских канонов о женщине в исламе», состоящей из двух параграфов, автор исследования оценивает особенности реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама, прослеживает единство и различие исламской реконструкции библейских взглядов на женщину, увязывает возникновение нового мусульманского вероучения с процессом формирования исторического сознания арабов как единой нации, что во многом обусловило и изменения в социальной организации, в юм числе и трансформацию отношения к женщине.

В первом пара! рафе «Возникновение ислама - объективная предпосылка изменения взглядов на женщину» указывается, что особенности исламского взгляда на женщину проистекают из коранических представлений о сотворении мира и человека. При этом встречающиеся в Коране и Ветхом Завете параллельные места не означают, что Мухаммад цитировал Священное Писание иудеев и христиан, но пересказывал их, сообразуя с аравийской языческой традицией. Диссертант замечает, что Коран не обвиняет женщину за первородный грех, поэтому ее подчиненное

положение в дольнем мире можно объяснить только тем обстоятельством, что первым был сотворен мужчина, и его призвание - быть покровителем женщины. Существует и другое объяснение: после контакта с запретным деревом, Адам, будто бы осознавший всю тяжесть содеянного, раскаялся и обратился к Аллаху за прощением, а женщина этого не сделала. Во всяком случае, Коран об этом умалчивает. Бессловесность коранической женщины, сотворенной в качестве пары Адама, позволяет опосредовано полагать, что ей во всей этой истории отведена второстепенная роль. Религиозно-философское обоснование взглядов на женщину в исламе происходит из идеи единобожия и принадлежит самому Аллаху. Он изначально сотворил мужчину и женщину, наделив их разными биологическими функциями, определяющими и различие их социальных ролей. Анализ коранических текстов показывает, что подавляющее их большинство представляет собой обращение Аллаха к мужской половине человечества, в них содержатся конкретные предписания для мужчин, в том числе и в отношении к женщине. Мусульманское религиозно-историческое предание развивает и детализирует эти божественные установления. Ислам выносит на передний план интересы мужчины, их божественное узаконение ограничивает интересы женщины. Диссертант соглашается с мнением академика В.В.Бартольда о том, что «созданные исламом порядки не оставляли места ни для народовластия, ни, тем более, для участия в общественных делах женщин»40.

Феодализация арабского общества, формирование качественно нового исторического сознания арабов, консолидация племен и образование единой арабской народности - все эти прогрессивные явления, преимуществешю инициированные исламским вероучением о единобожии, в то же время не уравняли мужских и женских прав, а в некотором смысле даже усугубили положение женщины, превратив ее в затворницу в добровольно-принудительном порядке Ислам явился объективной предпосылкой изменения взглядов на женщину не только как религия, но как целостная

40 Бартольд В В Соч Т VI М, 1966 С 648

система философских, морально-этических, правовых представлений об устройстве общественной жизни, как сам образ жизни.

Хотя большинство коранических сказаний базируется на нудейско-христианской традиции, их арабо-мусульманская версия отличается большей экспрессией и даже патетикой, призванной способствовать овладению умами слушателей Мухаммеда. Наблюдаемая при этом некоторая половинчатость, незавершенность сюжетов свидетельствуют о том, что предложенная Мухаммадом новая концепция генеалогии арабов в рамках всеобщей истории человечества, берущей начало от Адама, не предполагала коренного изменения социального статуса женщины, она всецело относилась к утверждению мужского превосходства, а первородный женский грех так и остался наследуемым понятием, постоянно проявляющимся, например, в родовых схватках. Все фрагменты Корана, касающиеся женской и семейно-брачной проблематики, основаны на идеализации патриархальности и культе мужчины. Даже те аяты, которые можно толковать в качестве устанавливающих равноправие по половому признаку, в целом являются лишь указаниями, подтверждающими необходимость беспрекословного подчинения воле Аллаха. Равноправие между мужчиной и женщиной возможно лишь в делах поклонения Аллаху. Женщина стояла перед дилеммой - уверовать и достичь справедливости в равноправии, или отвергнуть новое вероучение и быть унижаемой в реальном и трансцендентальном мирах. Догмат о женщине был простым и имел характер императива. Еще одним важным условием довольно быстрого восприятия и усвоения исламских представлений о женщине было, по мнению диссертанта, отсутствие в проповеди Мухаммада навязчивости, тяготеющей к грубой назидательности и бездушной дидактике. Женщина, подчиняясь волею Аллаха мужчине, избавлялась от множества неприятных ситуаций, возникавших в быту и общественной жизни. Подобная мотивация ее действий не противоречила привычному кругу ее обязанностей, существовавших и в доисламский период. Именно в нравственной мошвации

отношений полов просматривается успех социальной доктрины ислама. Подобная духовность в мусульманском представлении и является божественной истиной, следовательно, преимущество мужчины перед женщиной устанавливается в ее же интересах и больше не воспринимается как средство подавления женской свободы.

Диссертант полагает, что иудейско-христианские догматы о женщине были приемлемы исламу лишь в той их части, которые соответствовали духу нового вероучения, как бы парадоксально это ни звучало: свобода женщины возможна только при условии большей степени свободы мужчины.

Второй параграф «Единство и различие исламской реконструкции библейских взглядов на женщину» прослеживает общность взглядов мусульман, иудеев и христиан на женщину, проистекающую из общих истоков религиозной веры. В то же время диссертант подчеркивает, что, если в догматической части исламского учения о женщине просматриваются явные иудейско-христианские параллели, то в обрядах и правовой системе наличествует много заимствований из бедуинско-языческой семейно-бытовой практики. Несмотря на свою генетическую связь с библейскими источниками, коранические постановления о женщине отличаются реформаторским духом, который проистекает из признания Мухаммадом всех бывших до него пророков, которым ниспосылались божественные откровения, но которые были впоследствии либо отвергнуты, либо искажены, последователями иудаизма и христианства. Поскольку свою пророческую миссию он видел в доведении до всего человечества истинного божественного слова, то и введение новых религиозных установлений признавалось справедливым и необходимым. Это тем более важно, что божественной санкцией освящена единая совокупность предписаний, составляющих шариат, положения которого регулирую^ помимо прочего, положение женщины не только в семье, но и в обществе, определяют ее права и обязанности. Законодательная основа Корана в отношении женщины более предметна, чем в отношении мужчины при этом исламская доктрина

нравственности находится в тесной увязке и с эволюцией взглядов на женщину, как составной части норм морали, узаконенных Кораном. Объявление этих норм вечными и неизменными удаляет и отрывает их от естественных потребностей людей, претендуя на абсолютное совершенство. Согласно данной точке зрения, высшее нравственное совершенство женщины может быть обеспечено только принятием учения об абсолютной истинности исламской морали и безусловным следованием ему. При этом весь спектр возможных социальных последствий не принимается в расчет, поскольку изначально предполагается, что морально-этический абсолютизм устраняет все трудности нравственного свойства с помощью одного только благочестивого поведения, целью которого является совершенствование веры в Аллаха, установившего и освятившего подобный абсолютизм.

Исламская система нравственности, претендующая на сверхъестественное происхождение, как и аналогичные системы иудаизма и христианства, в действительности отражает реальные социальные отношения, что подтверждается постоянными попытками ее модернизации. Ислам с самого начала своего возникновения выступал за обеспечение социальной справедливости и стал знаменем протеста против существовавших в патриархально-родовой Аравии социально-экономических порядков. Поставив знак равенства между неверием и несправедливостью, мусульманская религия предопределила правила поведения людей, в том числе и женщины. Это принципиальное различие ислама с одной стороны, иудаизма и христианства - с другой, объективно должно было определить и концепцию сегрегации по половому признаку. Позитивность ислама как религии не представлялась бы новообращенцам привлекательной, если бы сразу и однозначно все то, во что верили прежние поколения и образ их жизни были бы объявлены полной бессмыслицей и безнравственностью. Ислам выдвинул в качестве священной истины новую идею, проистекающую из прежних представлений как о справедливом устройстве жизни, так и о ее возможности путем уверования в старого, но отвергнутого людьми в своем

невежестве Бога. Суть такого реформаторства заключалась в объявлении аравийского язычества всего лишь заблуждением, а не осознанным отрицанием единобожия. Философско-религиозная сущность мусульманского семейно-брачного законодательства заключается в том, что брак, как общественно значимое действо, рассматривается не в качестве таинства, что принято, например, в христианстве, а как необходимая целостная связь, призванная обеспечить продолжение человеческого рода через совместную жизнь мужчины и женщины, которая проявляется в естественном зачатии, рождении, вскормлении и воспитании потомства. В этом смысле мусульманский семейный закон не является неким рядом дозволений, а представляет собой вполне определенный свод запрещений, поэтому дозволяется все, что не подпадает под запрет. В данном контексте свобода личности не просматривается, потому что личная воля подчиняется воле общей, прописанной в семейно-брачном праве. Такой подход оправдывается тем, что жизнь человека в целом предопределена Аллахом, и этот предназначенный ему путь он обязан пройти, чтобы приблизиться к Всевышнему после земной жизни. Рассматривая далее религиозно-философскую подоплеку мусульманского брачного права, диссертант полагает, что в браке мужчина является сувереном именем Аллаха, женщина, как индивид, может не соглашаться с этим, но либо вынуждена принять освященные правила игры в качестве общей воли, либо безоговорочно доверять им, как единственно возможным в отношении женщины. Безусловно, в этом процессе многое зависит от социального статуса самой женщины, от уровня ее образованности и интеллекта, восприимчивости к внешнему воздействию и от многих других социально-психологических факторов.

Религиозно-нравственная мотивация семейно-брачных отношений в исламе имеет большую непреложность по сравнению с сознательными установлениями. В основе эюго, согласно Корану и сунне, лежит вера в Аллаха, которая не подлежит изменениям, а непостоянство общественною

мнения, в том числе и по отношению к женской проблематике объясняется человеческим заблуждением. Поскольку божественная воля имеет всеобъемлющий характер, и она изначально высоконравственна, то и женщине, и мужчине не остается никакого выбора, кроме, как подчиниться этой воле, так как попрание божественных нравственных законов оборачивается личной катастрофой. Теоретически женщина имеет право ослушаться мужа, отца или брата даже под страхом физического воздействия в ее отношении, но мысль о неминуемости божьей кары принуждает ее не входить в конфликт с религиозно-нравственными установлениями. Исламская схема половых ролей и соответствующие ей культурные стереотипы, в отличие от иудаизма и христианства, включают две особенности, окончательно закрепляющие превосходство мужчины -полигамия и затворничество женщины. Обе эти особенности освящены Кораном и со времен Мухаммада не претерпели существенных изменений. Хотя в Ветхом Завете содержатся многочисленные примеры полигамии, они не дают основания полагать, что например, иудейство разработало более или менее стройную систему семейно-брачного права, узаконивающего многоженство, как это произошло в исламе.

Поскольку женская проблематика постоянно находилась в центре внимания всех аврааматических религий, то и религиозные основоположения в данной сфере были направлены на у!верждение определенного способа поведения женщины в общей ве. Модернизация ее поведенческой парадигмы может коснуться лишь незначительных формальных признаков, но не основополагающих принципов. Ислам, как религия, двуедин в своем субъективном и объективном проявлениях, причем ею объективизм является более сильной стороной, так как ограждает женщину от абсолютного произвола мужчины посредством шариата, где четко прописаны, например, имущественные права женщины. Очевидно, они усечены по сравнению с аналогичными мужскими правами, но они I арантированы законом. Здесь, по мнению диссертанта, просматривается внутренний смысл философской

категории справедливости и несправедливости, заложенной в первоначальной мекканской проповеди Мухаммада, содержащей зачатки социальной доктрины ислама. В этом отношении диссертант считает, что ислам более рассудочен, чем иудаизм и христианство, более объективен и практичен, поскольку его основатель - Мухаммад - как он и сам утверждал, является всего лишь человеком, в то время, как Иисус представляется христианам богочеловеком, а мусульмане почитают его одним из пророков, предсказавшим явление человечеству последнего божьего избранника -Мухаммада. Параллельные места содержатся и в Коране (ЬХ1, 6), и в Новом Завете (Евангелие от Иоанна, 16:7-14). Почитание мусульманами всех библейских пророков, безусловное признание их божественной миссии, восприятие их представлений о месте и роли женщины в обществе - есть то общее, на основе которого формировались чисто исламские взгляды на женщину с их прагматическими особенностями и отличиями.

Таким образом, подтверждая единство взглядов аврааматических религий на женщину, главное различие исламского подхода к данной проблеме заключается в кораническом признании равенства женщины и мужчины, исключающего, в то же время, идентичность их прав. Это означает, что женщине воспрещается участие в социальной конкуренции с мужчиной, поскольку ее социальная роль ограничивается, исходя из физиологических, естественных, прежде всего, репродуктивных функций, свойственных только ей. Здесь можно говорить о персональной правовой индивидуальности женщины, которая защищается шариатом. Теоретическое равноправие полов, провозглашаемое Кораном, на практике получает дифференцированную реализацию, и это согласуется с социальной доктриной ислама в целом.

В заключении приводятся основные выводы диссертационного исследования, обозначаются важные аспекты межрелигиозного диалога, одной из заинтересованно обсуждаемых тем которого является проблема статуса женщины. По мнению диссертанта, генетическая связь

аврааматических религий и, прежде всего, сам факт их последовательного возникновения на смежных территориях не стали побудительными мотивами для устранения догматических различий. Ни в одной из этих религий, как показывает проведенный анализ, не обеспечивается подлинное равенство между верующими - мужчиной и женщиной. Что касается современного феминистского движения в мире, то за исключением более или менее стройных теоретических концепций, реальными достижениями оно не выделяется в ряду других общественных движений, так как следование религиозной морали считается более достойным устремлением, чем попытки что-либо изменить в религиозной системе социальных ролей мужчины и женщины. Автор полагает, что материалы диссертации могут послужить решению проблем, требующих дальнейшего исследования.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1) Проблемы студенческой молодежной политики // Сборник материалов Межвузовской научно-методической конференции МГУ ПП. Москва 2004 год.

2) Женщина и общество // Журнал «Наука и религия» Москва 2005 год. / В печати /1,5 п.л.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Формат 60х90\1/16 Заказ 1217. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Типографии ООО «Матрица» РД, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 10

I

i

#21337

РНБ Русский фонд

2006-4 20088

t

s

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВЗГЛЯДЫ НА ЖЕНЩИНУ В БИБЛЕЙСКИХ

ИСТОЧНИКАХ.

§ 1. Иудейское начало канонизации аврааматических взглядов на женщину.

§ 2. Трансформация иудейских взглядов на женщину в христианстве.

ГЛАВА II. РЕКОНСТРУКЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ КАНОНОВ О

ЖЕНЩИНЕ В ИСЛАМЕ.

§ 1. Возникновение ислама - объективная предпосылка изменения взглядов на женщину.

§ 2. Единство и различия исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна

Актуальность исследования. Настоящее время характеризуется процессами активного возрождения религии. Растет процент верующих среди молодежи, причем основную часть верующих составляют женщины. В этой связи вопрос об отношении религии к женщине остается очень актуальным. Прежде всего, важность проблемы заключается в определении положения, которое занимает женщина в социальном организме, и при этом возникает объективная необходимость исследования противоречий, проявляющихся между принципами религиозной регламентации жизни женщины и ее естественным стремлением к обеспечению максимального равноправия в современном человеческом обществе.

В процессе исторического развития взгляды на женщину изменялись сообразно степени ее социального статуса и социальной зависимости, проистекающей из зависимости экономической. Поэтому с учетом того, что религия на протяжении многих веков являла собой способ выражения реальных повседневных потребностей человека, осмысление вероучения о женщине, его трансформация в аврааматических религиях представляется весьма важным.

Преемственность религиозных мировоззренческих систем обусловливалась закономерностями развития самого общества, и этот объективный процесс мало зависел от воли отдельных личностей. Аврааматические религии характеризуются внутренней генетической связью, признанием единственности и истинности общего бога, проистекающим, бесспорно, из основных догматов и мировоззренческих представлений иудаизма. Возникшие позже христианство и ислам формировали принципы собственного монотеизма, как, впрочем, и взгляды на женщину, именно на этой вероучительной базе. Между тем, при общности единого аврааматического бога, иудаизм, христианство и ислам признают только своего бога, отвергая истинность других. И только совпадающее в них отношение к женщине, отводимая ей роль в обществе свидетельствуют о едином источнике их происхождения.

Все три Священных Писания - Танах (Тора, Небиим, Хсубим), Новый Завет и Коран — примерно одинаково регламентируют жизнь женщины, как существа, подчиненного мужчине. В этой связи изучение общего, особенного и единичного о взглядах на женщину в аврааматических религиях представляет большую научную и практическую ценность, чем и обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования. Ее актуальность определяется еще и тем, что комплексное изучение проблемы религии и женщины на основе сравнительно-сопоставительного и философского анализа, обобщения теоретического и эмпирического материала позволяет глубже раскрыть сущность вероучения аврааматических религий о женщине, проследить ключевые этапы его эволюции.

При этом следует также заметить, что научные исследования указанной проблематики в нашей стране раньше служили конъюнктурным задачам антирелигиозной пропаганды, преимущественно были направлены на выработку теоретических и прикладных рекомендаций в области освобождения сознания людей от религиозных взглядов, разрушения и преодоления религиозного мировосприятия, что не могло не отразиться на их объективности и степени научной ценности.

В контексте разворачивающегося в настоящее время диалога различных религий, культур и цивилизаций особое значение приобретает обеспечение адекватного научного освещения подлинных истоков формирования статуса женщины в условиях возрождения религиозной практики и ее влияния на современные общественные отношения, в том числе семейно-брачные, социальные, правовые.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе первоисточников - Танаха, Талмуда, Евангелия, Корана - а также трудов отечественных и зарубежных религиоведов проанализировать общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на женщину, их изменения в исторической ретроспективе и влияние на современную жизнь религиозных общин. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:

-проанализировать материалы, проливающие свет на зарождение аврааматических взглядов на женщину;

-изучить особенности религиозной среды и преемственность учения о женщине в аврааматических религиях;

-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к изучению причин религиозной дифференциации по половому признаку;

-проследить особенности реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама;

-оценить единство и различие исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

Источники, степень разработки и историография проблемы. Главнейшими источниками в первую очередь являются священные книги аврааматических религий — Танах, Талмуд, Новый Завет, Коран, а также богословские сочинения, в которых рассматриваются ключевые положения иудаизма, христианства и ислама.

Статус женщины в аврааматических религиях многими исследователями признается одной из серьезных проблем, причем ее важность в равной мере имеет значение как для самих женщин, так и для специалистов в области защиты женских прав, современной цивилизации в целом. Данному вопросу посвящено достаточно много научных исследований. Наряду с разносторонним анализом различных аспектов аврааматических религий, в них в той или иной степени рассматривется и женская проблематика в ее историческом развитии. Широкую известность

1 о получили труды таких отечественных ученых, как В.Рожицын , А.Гарнак ,

1 Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. М.-Л., 1926.

2 Гарнак А. Сущность христианства.// Общая теория европейской культуры. СПб., 1911. Т.У.

В.В.Бартольд1, И.Д.Амусин2, С.И.Ковалев3, Н.И.Голубцова4, Г.М.Лившиц5, М.Шахнович6, И.Крывелев7, М.Беленький8, Б.Пальвановой9, М.В.Вагабов10, Л.Х.Авшалумова11, Л.И.Климович12, Л.И.Шайдуллина13 и др. Эти и другие исследования касаются не только общих теоретических проблем, но и состояния прав и свобод женщин в отдельных регионах мира с преимущественным распространением той или иной веры.

В настоящее время наблюдается возросший научный интерес к женской проблематике, поэтому предпринимаются попытки исследовать данный вопрос с разных точек зрения: критической и апологетической. В этом отношении характерны работы западных исламоведов, уделяющих религиозной дифференциации по половому признаку большое внимание.

Среди них выделяются исследования, посвященные истокам аврааматизма, зарождению и развитию христианства и ислама, а также раскрывающие роль основателей этих вероучений в формировании новых взглядов на место женщины в семье и обществе. Авторы этих трудов по-разному интерпретируют вероучительные источники, но их выводы, в целом, идентичны. Большой вклад в сравнительное изучение религиозных

1 Бартольд В.В. Сочинения. Т.VI. М., 1966.

2 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1975.

3 Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л., 1964.

4 Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

5 Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

6 Шахнович М. Реакционная сущность иудаизма. М., 1960. Его же: Закат иудейской религии. Л., 1965.

Крывелев И. Книга о Библии. М., 1959.

8 Беленький М. Что такое Талмуд?. М., 1963. Его же: Иудаизм. М., 1966.

9 Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965.

10 Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. М., 1962. Его же: Пережитки ислама и пути их преодоления. М.-Л., 1966. Его же: Ислам и женщина. М., 1967. Его же: Ислам и семья. М., 1980. Его же: Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994. Его же: Основы мусульманского семейного права. М. 1997.

11 Авшалумова Л.Х. Именем бога Яхве. (Что говорит иудейская религия о женщине?) Махачкала, 1967. Ее же: Положение женщины в иудаизме.// Очерки по научному атеизму. Сборник Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 1967. Ее же: Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала, 1997.

12 Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958

13 Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978. представлений о женщине внесли Дж.Клоснер, 'Дж.Бартон2, К. Норт3, Дж.Шахт4, А.Триттон5, У.Уолкер6, У.Уибке7, У.Уотт8, М.Пой9 и др. Сбалансированным подходом к изучению проблемы, научным и богословским обоснованием религиозной толерантности характеризуются работы М.Форварда10 и Р.Фрилинга11, переведенные недавно на русский язык.

Работы отдельных авторов однозначно защищают религиозный статус женщины, считая, что он наиболее полно отражает сущность их социальной роли и не видят необходимости в ее изменении. Это касается трудов таких исследователей, как Дж.Янг12, Л.Ахмед13, С.Али14, Ф.Хитти15, Х.Сервер16, Ф.Мернисси17, Б.Филипс18 и др. В этом ряду выделяется острополемичная апология С.ал-Бахнасави19, который идеализирует положение мусульманки, превозносит исламскую концепцию женщины, а другие аврааматические религии с их взглядами на данный вопрос подвергает необоснованной критике.

I Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1945. fy

Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

3 North C. An outline of Islam. L., 1952.

4 Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.

5 Tritton A. Muslim Theology. L., 1947. Его же: Islam. L., 1957.

6 Waiker W. A History of the Christian church. N.y., 1959.

7 Wiebke W. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton, 1993. Q

Watt W. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. L., 1991.

9 Poya M. Women, Work and Islam. L., 1999.

10 Форвард M. Мухаммад. Краткая биография. M., 2002. Его же: Иисус. Краткая биография. М., 2003.

II Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997.

12 Янг Дж. Христианство. М., 2003.

13 Ahmed L. Women and Gender in Islam. New Haven, Yale University Press, 1922.

14 Ali S. The Spirit of Islam. L., 1922.

15 Hitti Ph. History of the Arabs. L., 1946.

16 Serwar H. Philosophy of the Quran. Lahore, 1955.

17 Mernissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Oxsford, 1993.

18 Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Пер. с англ. Т.В.Гончаровой. Киев, 2001.

19 Ал-Бахнасави С. Статус женщины в исламе и мировых законодательствах. Баку, 2002.

На защиту выносятся основные положения работы:

1.Анализ исторического и теологического материала, имеющего отношение к формированию религиозных взглядов на женщину.

2.Результаты исследования концепции взглядов на женщину в библейских источниках.

3.Результаты анализа преемственности и различия иудейского учения о женщине в христианстве.

4,Оценка особенностей реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама.

5.Результаты исследования единства и различия исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

6.Результаты анализа методологических подходов к научному изучению общего, особенного и единичного о взглядах на женщину в аврааматических религиях.

Научная новизна. В диссертации обосновывается новый подход к сравнительному исследованию статуса женщины в аврааматических религиях, прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в иудаизме, христианстве и исламе, показан характер его исторических интерпретаций. Проанализированы формы преемственности и различия библейских канонов о женщине в вероучительных системах христианства и ислама, объективные предпосылки изменения взглядов на женщину в конкретно исторических социально-политических условиях.

Теоретическую и методолигическую основу исследования составляют научно-философские принципы историзма, диалектико-материалистическая теория познания. В качестве основополагающих теоретических принципов использованы идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых по проблемам религиоведения и философской антропологии. Объект исследования - общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на женщину. Предмет исследования объективные условия возникновения и изменения женской проблематики в аврааматических религиях.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы в процессе межрелигиозного диалога, а также в идеологическом обосновании религиозной толерантности, в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «философия культуры». Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов государственно-правовой области.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения двух глав (четыре параграфа), заключения и библиографии. Объем диссертации - 137 страниц компьютерного набора текста (шрифт Times New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время ислам проявляет мощную религиозную активность, следовательно, становится существенным фактором современной истории. Его духовные основы приобретают большую прочность и влияние на общественные процессы, в том числе и на женский вопрос. В этих условиях, как никогда прежде, весьма актуальна подготовка платформы для плодотворного диалога между религиями и мировоззрениями, а это возможно только путем научного исследования общих моментов и различий между ними.

Библию и Коран, в первую очередь сближает то особенное значение, которое они придают личности Авраама, объединяющего все три религии. Все ветхозаветные пророки и центральная фигура христианства Иисус занимают видное место в Коране. Сам Мухаммад, создавший предпосылки для формирования исторического сознания арабов и их органическое вхождение в мировую человеческую генеалогию, признавал его выдающуюся роль: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников. Самые близкие к Ибрахиму люди, конечно, те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали»1. Главная претензия ислама к иудаизму и христианству заключается в том, что они якобы исказили Священное Писание - тезис, обосновывающий различия между ними. Несмотря на это, догматика всех трех религий осталась неизменной, что препятствует взаимопониманию между ними. Следовательно, возникает насущная необходимость в объективном анализе содержания этих догматов с целю углубления позитивности многовекового религиозного опыта человеческого сообщества. Только таким путем можно минимизировать негативные следствия существующих различий. В современной богословской литературе предпринимаются отдельные попытки такого анализа, но они,

1 Коран. III, 60(67)-61(68). преимущественно отражают сущность религиозной конкуренции, нежели религиозного сотрудничества и взаимодействия: «Энергичному, хотя и застрявшему в рационализме исламскому духу, его тяге к научному познанию мира, по-настоящему способно противостоять только новое, просветленное христианство, а отнюдь не христианство «догматизированное», утратившее веру в возможности человеческого разума»1.

В рамках межрелигиозного диалога одной из заинтересованно обсуждаемых тем является проблема статуса женщины. Если иудаизм и христианство представляют женщину в качестве орудия искушения и первоисточником грехопадения, то ислам далек от такого ее восприятия. Ислам уравнивает женщину и мужчину в вопросах, связанных с соблюдением чистоты, как внешней, так и внутренней. В своем учении о женщине ислам исходит из принципа взаимодополняемости полов, что видно из Корана. Хотя они были изгнаны из рая «будучи врагами друг другу», их соединение на земле оказалось неизбежным и необходимым. Совместная жизнь мужчины и женщины в браке также отличает исламское вероучение от иудаистского и христианского, особенно от последнего, где брак является таинством, совершаемом на небесах. Исламский брак земной, реальный с четким разграничением супружеских отношений в семейном быту и праве о наследовании, поэтому семейно-брачные отношения являются неотъемлемой частью религиозного права, хотя здесь и просматривается некоторая двойственность положения мужчины и женщины. Например, женщина может наследовать своему мужу и детям, но в меньшем размере, чем мужчина, что объясняется особыми материально-экономическими обязательствами последнего, как покровителя, защитника и кормильца семьи.

Ключевые положения библейского учения о женщине наложили неизгладимый отпечаток на все три религии. В их основе - непоколебимость

1 Фрилинг Р. Указ. соч. С. 99. принципа подчиненности женщины мужчине, причем иудаизм и христианство обосновывают данный тезис, умозрительно, исходя из Священного Писания, отводящего женщине роль виновницы грехопадения, ислам исходит из экономических посылок, которые также обозначены в Коране — преимущество мужчины освящено божественной санкцией, потому что он тратит из своего имущества на выкуп за жену, на материальное обеспечение семьи и т.д. Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что экономические принципы, на которых строилась мусульманская семья, даже с их явным перевесом в пользу мужчины, не вступали в противоречие с традиционной патриархальной системой, которая находила поддержку в лице религиозно-политической власти.

Генетическая связь аврааматических религий и, прежде всего, сам факт их последовательного возникновения на смежных территориях не стали побудительными мотивами для устранения догматических различий. Соглашаясь в общем, что женщина подчинена мужчине, благодаря божественной санкции, все указанные религии выработали собственные конкретные формы обособления женщины от общественной жизни. Иудаизм считает единственным назначением женщины рождение детей и ведение домашнего хозяйства. Христианство, помимо этого, отводит им ведущую роль в уходе за больными, заботе о детях и нищих. Ислам изолирует женщину от внешнего мира, допуская при этом и полигамию.

Аврааматические религии, за исключением, может быть, иудаизма, претендуют на глобальность своих учений, следовательно, они нуждались и нуждаются в модернизации толкования религиозных принципов половых различий. Религия как одна из форм общественного сознания ограничивает взаимодействие людей, оставляя неизменными установленные некогда отношения к женщине, семье, детям, распределение социальных ролей. Ни в одной из этих религий, как показывает проведенный анализ, не обеспечивается подлинное равенство между верующими - мужчиной и женщиной. Запрет на межконфессиональные браки, освященный божественной санкцией и свойственный всем аврааматическим религиям, наиболее ярко демонстрирует то общее в них, которое одновременно ведет к различению и разъединению. Аврааматический прозелитизм - это неослабевающая межрелигиозная конкуренция, которая доминирует в сознании верующих, значительно более терпимо относящихся к различию человеческих характеров, чем к расхождению во мнениях.

В этом отношении различия во взглядах на женщину весьма показательны: вряд ли мусульманин сможет убедить христианина в том, что, например, многоженство, является актом, освященным божественной санкцией, или иудей приверженца ислама в том, что единственно верным является иудейский закон о наследовании женщины мужчине. В сознании каждого из них основанные на истории догматы его веры приобретают характер всеобщности и исключительной истины. В современных условиях теория и практика прозелитизма представляются нереальными и должны уступить место прогрессивному диалогу. Можно также полагать, что в гражданском обществе наибольшее внимание заслуживают только те религиозные обязанности, которые проистекают из прав и обязанностей приверженцев иных религий.

Принимая какую-либо аврааматическую религию, человек связывает себя определенными обязанностями по отношению к нему, его догматам, будучи уверенным в их правоте, и не претендуя на право их модификации. Точно так же обстоит дело с особенностями учения о женщине в каждой из этих религий, в том смысле, что верующий добровольно лишает себя права судить, справедливы эти взгляды или нет, представляет женщина ценность или ущербна с момента творения мироздания и человека. В то же время ни одна из указанных религий не оставляет места для плюрализма и со всей строгостью относится к вероотступничеству. Что касается современного феминистского движения в мире, то за исключением более или менее стройных теоретических концепций, реальными достижениями оно не выделяется в ряду других общественных движений, так как следование религиозной морали более достойным устремлением, чем попытки что-либо изменить в религиозной системе социальных ролей мужчины и женщины.

 

Список научной литературыГаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Авшалумова Л.Х. «Именем бога Яхве.» (Что говорит иудейская религия о женщине?). Махачкала, 1967.

2. Авшалумова Л.Х. Положение женщины в иудаизме.// Очерки по научному атеизму. Сборник Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 1967.

3. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала, 1997.

4. Ал-Бахнсави С. Статус женщины в исламе и мировых религиях. Баку, 2002.

5. Ал-Газали Абу Хамид. Наставление правителям. М., 2004.

6. Ал-Исфахани А. Книга песен. Пер. с араб. А.Б.Халидова, Б.Я.Шидфар. М., 1980.

7. Ал-Куфи Й. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и комм. А.Э.Шмидта. СПб., 2001.

8. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1975.

9. Ан-Навави М. Сады праведных. М., 2002.

10. Ю.Апокрифы древних христиан. Сост. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. М., 1989.

11. П.Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

12. Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. М., 1972.

13. Бартольд В.В. Сочинения. Т.VI. М., 1966.

14. Н.Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

15. Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

16. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.

17. Беляев Е.И. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье. М., 1965.

18. Бертельс Е.Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М., 1965

19. Библия. Канонические книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальное издание.

20. Болыпаков О.Г. История халифата. T.I. М., 1989.

21. Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М., 1892.

22. Вагабов М.В. Женщина и религия. Махачкала, 1959.

23. Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. М., 1962.

24. Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980.

25. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994.

26. Вагабов М.В. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.

27. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

28. Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

29. Византийские легенды. Сост. Полякова C.B. М., 1994.

30. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

31. Винников И.Н. Коранические заметки.// Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь академика И.А.Орбели. М.-Л., i960.

32. Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах. СПб., 1874.

33. Гарнак А. Сущность христианства.// Общая теория европейской культуры. Т. 5. СПб., 1911.

34. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

35. Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х тт. М., 1970.

36. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

37. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912.

38. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

39. Григас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.

40. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

41. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1986.

42. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.).// Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

43. Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

44. Древе А. Миф о Христе. М., 1923.

45. Древс А. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930.

46. Дубнов С.М. Краткая история евреев. СПб., 1912.

47. Жебелев С.А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919.

48. Журавский A.B. Христианство и ислам. М., 1990. 49.3ерига ди Г. Христиане и язычники. М., 2002.

49. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Пер. с араб. Н.А.Гайнуллин. М., 2002.

50. Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958.

51. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1990.

52. Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965.

53. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1966.

54. Картленд Б. Таинство любви сквозь призму истории. Пер. с англ. Е.В.Нетесовой. М., 2001.

55. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.5 7. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

56. Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958.

57. Кпимович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

58. Юиочевский В. Жития святых как исторический источник. М., 1871.

59. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

60. Коран. Пер. Крачковского И.Ю. М., 1963.

61. Коран. Пер. Османова М.-Н. М., 1994.

62. Косвен М.О. Матриархат. М.-Л., 1948.

63. Косидовский 3. Сказания евангелистов. М., 1987.

64. Кремер А. Мусульманское право. Ташкент, 1888.

65. Крывелев И.А. Христос: миф или действительность? М., 1987.

66. Крымский А. Семь спящих отроков эфесских. М., 1914.

67. Кубланов М.М. Восникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М., 1974.

68. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.

69. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1958.

70. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

71. Лукиан. Избранное. М., 1987.74.Массэ А. Ислам. М., 1963.

72. Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991.

73. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

74. Негря Л. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в У-УП вв. М., 1981.

75. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. Отв. ред. Большаков О.Г. М., 1982.

76. Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965.

77. Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. СПб., 1897.

78. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. Л., 1966.

79. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии УП в.// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

80. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

81. Полонская Л., Вафа А. Восток: идеи и идеология. М., 1982.

82. Притчина Е.А. Женщина и религия. М. 1960.

83. Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937.

84. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.,1990.

85. Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1990.

86. Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959.

87. Резван Е.А. Адам и бану Адам в Коране (к истории понятий «первочеловек» и «человечество»).// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

88. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1988.

89. Ризванов М.Р. Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним. Махачкала, 2004.

90. Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959.

91. Робертсон Дж. Евангельские мифы. М., 1923.

92. Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. M.-JL, 1926.

93. Розенталь H.H. Социальные основы языческой реакции императора Юлиана.// Известия АН СССР. Серия истории и философии. 1945. Т.2. №5.

94. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

95. Спасский A.A. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913.

96. Старкова К.Б. «Странствие Авраама».// Палестинский сборник. С., 1986, 28(91).

97. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982.

98. Стошкус С. Этикет в развитии общества.// Этическая мысль. М., 1988.

99. Султанова Р.И. Об изучении начальной стадии ислама.// Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.

100. Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

101. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

102. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

103. Тюменов А.И. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.

104. Уотт М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

105. Уотт М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.

106. Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Пер. с англ. Т.В.Гончаровой. Киев, 2001.

107. Флавий И. Иудейские древности. В 2-х тт. М., 1996.

108. Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. М., 2002.

109. Форвард М. Иисус. Краткая биография. М., 2003.

110. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993.

111. Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997.

112. Фролова Е.А. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль.// Наука и религия. №10. 1971.

113. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1986.

114. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

115. Церен Э. Библейские холмы. М., 1985.

116. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1990.

117. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

118. Шахнович М. Реакционная сущность иудаизма. М., 1960.

119. Шахнович М. Закат иудейской религии. JL, 1961.

120. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура: из истории культуры доисламской Аравии. М., 1976.

121. Янг Дж. Христианство. М., 2003.

122. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

123. Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. М., 1977.

124. Ahmed L. Women and Gender in Islam. New Haven, Yale University Press, 1922.

125. Alfoldi A. A Conflict of Ideas in the Late Roman Empire. Oxford, 1952.

126. Ali S.A. The Spirit of Islam. L., 1922.

127. Baldwin B. Studies in Lucian. Toronto, 1973.

128. Bowersock G.W. Roman Arabia. L., 1983.

129. Bowker J. Voices of Islam. Oxford, 1995.

130. Bultmann R. Die Geschichte der synoptischen Tradition. B., 1963.

131. Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

132. Crone P., Cook M. Hagarism. Cambridge, 1977.

133. Dibelius M. Die Formgeschichte des Evangeliums. Tubingen, 1966.

134. Hitti Ph. History of the Arabs. L., 1946.

135. Hirschberg J.W. Judische und Christliche Lehren im vor- und fruhislamischen Arabien. Krakow, 1939.

136. Hoffmann E. Piatonismus und Christliche Philosophie. Stuttgardt, 1960.

137. Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1945.

138. Lapidus I. A History of Islamic Societies. Cambridge, 1988.

139. Mernissi F. Women and Islam: An Historical and theological Enquiry. Oxford, 1993.

140. North C.R. An outline of Islam. L., 1952.

141. Parrinder G. Jesus in the Quran. Oxford, 1995.

142. Poya M. Women, Work and Islam. L., 1999.

143. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.

144. Serwar H.G. Philosophy of the Quran. Lahore, 1955.

145. Spellberg D.A. Politics, Gender, and the Islamic Past: The Legacy of A'isha bint Abi Bakr. N.Y., Columbia, 1994.

146. Stowasser B.F. Women in the Quran, Traditions, and Interpretation. N.Y., 1994

147. Tritton A.S. Muslim Theology. L., 1947.

148. Tritton A.S. Islam. L., 1957.

149. Walker W. A history of the Christian church. N.Y., 1959.

150. Watt W.M. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. L., 1991.

151. Wiebke W. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton, 1993.