автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские проблемы зороастризма

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Муминджанов, Хамдам Хамидович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские проблемы зороастризма'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Муминджанов, Хамдам Хамидович

Введение----------------------------.— 3

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

§ 1. Проблемы основания бытия------------------------------------------------- 15

§2. Сотворение и периоды бытия в зороастрийской традиции------------ 34

§3. Некоторые проблемы познания--------------------------------------------- 53

ГЛАВА И. АНГЕЛОЛОГИЯ ЗОРОАСТРИЗМА

§ 1. Ахурамазда.-.—------------------------------ 78

§2. Ангелы приумножения. Амэша Спэнты и язаты. 87

§3. Вредоносные существа—.-.— 156

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЗОРОАСТРИЗМА

§1. Диалектика противоположностей----------------------------------------- 173

§2. Проблемы соотношения свободы и ответственности----------------- 188

§2. Человек - творец эмпирического бытия-------------------------------- 204

ГЛАВА IV. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

§ 1. Ритуалы, традиции, и обычаи.------------------------------------219

§ 2. Единство права, политики и веры —-------------------------------------243

§ 3. Зороастрийская этика.--------------------------------------261

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Муминджанов, Хамдам Хамидович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ:

Актуальность темы. Диалектика развития предполагает преемственность во всех процессах и явлениях, в том числе и духовных. В свою очередь преемственность является объективным процессом, который связывает материальную и духовную культуру поколений путем передачи опыта, обеспечивая интеллектуальный прогресс, сохраняя тем самым почву для продолжения материальной и духовной жизнедеятельности человеческого рода. Преемственность, связь поколений и передача интеллектуального опыта наиболее ярко выражены в философии, которая всегда была ориентирована на непрерывное обогащение духовных достижений человечества. Это обстоятельство приобретает особую значимость в условиях, когда каждый из народов бывшего Советского Союза, обобщая достижения своей духовной и интеллектуальной деятельности, стремится на этом фундаменте построит свою национальную идеологию.

Забвение или искаженное представление своего исторического наследия, поверхностное знакомство с ним может привести не только к историческому нигилизму, деформированию сознания, но и неправильному определению пути будущее. Нарушение преемственности, создание искусственных преград исследованию и анализу духовного наследия может нарушить не только научные принципы и устои, но и общее национальное воззрение, что в свою очередь, может привести к негативным общественным и политическим последствиям, от чувства вседозволенности и анархизма, до шовинизма, национальной розни и исключительности и, в конечном счете, к потере ясного представления о будущем. Это касается и доисламского наследия таджикского народа и народов сопредельных стран. Одной из величайших ценностей древности, является Авеста, представляющая собой неотъемлемую часть истории не только таджикского народа, не только арийской культуры, но и общей индоевропейской цивилизации. Ибо в Гатах, особенно старых яштах (5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 19), яснах 9-11, 57, по определению многих европейских исследователей, еще слышны отголоски индоевропейской общности.1 Авеста, особенно Гаты, как и ведийская литература свидетельствуют об интеллектуальном восхождении арийских народов. Древний митраизм и культура Вед, берущие начало в Центральной Азии, заложили основу качественного скачка от обожествления естественых предметов и явлений, от политеизма к монотеизму. Недаром 8 могущественных богов ведического пантеона вошли в Авесту в противоположных своему образу ролей-в качестве даевов (демонов). Митра, хотя и утратил свое былое могущество, сохранил под началом Ахурамазды существенное значение. В первых строфах Михряшта Ахурамазда представляет Митру объектом таких же восхвалений и почитаний, как и он сам.

Зороастр-пророк религии маздаясны и великий реформатор, как образованнейший человек, тонкий психолог своего времени, проанализировав пройденный этап человеческого общества, изучив традиции и наследие древнейшего и древнего времени, сумел воплотить в свою религию немеркнущие идеалы добра и созидания. Высокое назначение человека, его безупречние честь и достоинство, высокая роль в обновлении окружающей среды - главная заповедь зороастризма.

Изучение зороастризма и его священной книги Авесты, как и изучение их философского содержания, не является самоцелью. Оно призвано содействовать пониманию современных общественно-экономических и духовных проблем, так как «научное понимание современности не может быть результатом изолированного рассмотрения данного исторического бытия. Постижение настоящего предполагает осмысление предшествующих ступеней общественного

1 Кристенсен А. Кейаниян. - Тегеран, 2535 (1336 х.).-С.12; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов - М., 1995.-С.255. развития».1 Осмысление и восприятие этого богатого наследия может служить упрочению духовной связи между прошлым и настоящим, может оказать благотворное влияние на решение практических задач нравственного и духовного воспитания нового поколения людей, направить их на путь благородства, благоразумия и терпимости.

В настоящее время, когда Таджикистан вступил на путь независимости и суверенитета, он как никогда нуждается в возрождении своих позитивных традиций и открытости к общечеловеческим принципам, чтобы объединить народ страны и направить его на путь, консолидации и прогресса. Основные жизнеутверждающие принципы, обновленческий характер принципов зороастризма, покоящиеся на высоких идеалах общечеловеческих ценностей, наравне с другими факторами могут стать не только составной частью идеологии Таджикистана, как молодого, суверенного, демократического, правового и светского государства, но и важным рычагом совершенствования духовного мира современного человека.

Актуальность темы заключается и в резком повышении интереса наших соотечественников к своему историческому прошлому, особенно к доисламскому, к героической традиции. Авеста действительно сумел создать прекрасный идеальный образ ария - благородного, честного, гордого, смелого ашавана, бесстрашного борца за все возвышенное.

Другой важный фактор, определяющий актуальность исследуемой темы -это резкое усиление религиозного фундаментализма, в особенности в сопредельных с Таджикистаном странах, чрезвычайная активизация религиозного сознания в регионе, особенно после распада Советского Союза и приобретения независимости бывшими его республиками, чрезмерная политизация религии, временами перерастающая в фанатизм. В Авесте,

1 Богомолов A.C., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М., 1983.-С.66. зороастрийской литературе, богатой религиозной мифологии древних богатой религиозной мифологии древних таджиков можно найти разнообразные идеи и мысли против зла, насилия, фанатизма, войн, за торжество социальной справедливости, установления мира и дружбы между людьми и народами. Внедрение этих идей в общественное сознание, безусловно, будет способствовать ослаблению накала фундаментализма и фанатизма, укреплению тенденций толерантности.

Актуальность данной темы заключается также и в том, что многие общечеловеческие этические и эстетические идеи зороастризма, его принципы о необходимости координации деятельности индивидов, общества и природы, о взаимообусловленности свободы и ответственности и т.д. сохранили свою ценность и для нашей эпохи. Эти идеи, в силу их общечеловеческого содержания, вобравшие ценные гуманистические идеалы, остаются жизнеспособными и могут сыграть положительную роль в совершенствовании современных этических и эстетических норм. В социальном плане многие идеи зороастризма, утверждающие идеи справедливости и равенства, отвергающие несправедливость, гнет и тиранию, могут способствовть укреплению общественного порядка и согласия, что очень важно в наши беспокойные дни.

Источники исследования. Основными источниками настоящего исследования являются Гаты-песни древнего пророка, книги Авесты, изданные Ибрагимом пури Давуд-знаменитым иранским исследователем в различные годы: «Гаты-песни Зороастра» (Тегеран, 1354), «Ясна» в двух частях (Тегеран, 25361337), «Яшты» (в двух частях (Тегеран, 1347), «Хорде Авеста» (Тегеран, 1339), Виспарад (Тегеран, 1341) и обширная зороастрийская литература. Среди изданий И. пури Давуда отсутствует Видевдат. Отличительной особенностью изданий последнего является оригинальный текст Авесты и его подстрочный перевод на персидский язык. Здесь следует отметить, что за последние годы изучение Авесты, особенно ее лексики, достигло определенных успехов, и это позволяет сказать, что все меньше и меньше остаются в нем «белых пятен». В последние годы в Иране появилось множество переводов Авесты. Среди них хотелось бы подчеркнуть переводы Али Акбара Джафари, Фируза Озаргошаспа, Хусейна Вахиди, Джалила Дустхо, Мурода Авранг. С сожалением надо отметить, что часть этих переводов некачественны и грешат множеством неточностей и ошибок. В них часто не учитывается историческая действительность времен арийского пророка, наблюдается попытка модернизации текстов, а также стремление представить зороастризм как исключительную религию. Подстрочные переводы Ибрагима пури Дауда, выполненные им и изданные в Индии в начале века, а затем переизданные в Иране, отличаются простотой и ясностью, но в то же время определенным несовершенством, заключающейся в том, что успехи, достигнутые авестологией (особенно лексикой) за истекшие почти сто лет, в них не учтены. Неизвестные, спорные и двусмысленные слова обойдены стороной или им приданы те значения, которые не всегда идентичны с содержанием оригинала.

В данном исследовании автором также использованы переводы видного российского ученого И.М. Стеблина - Каменского1

Методологической основой исследования является историко-диалектический подход к изучению духовных явлений, в частности, историко-философского процесса. Автор, исходя из принципа объективного освещения, избегал жестких, однозначных суждений и стандартов, в духе ныне существующих некоторых политизированных методологических регламентаций. Замысел автора заключался в новое осмысление исторического прошлого на основе принципа единства логического и исторического, научной объективности теоретического познания. Методологической основой диссертации также служили основополагающие методы классиков философии, а также труды истори

1 Стеблин - Каменский И.М. Авеста. - МЛ 993: Авеста. Избранные гимны,- Душанбе, 1990. ков философии Таджикистана -Асимова М.С., Богоутдинова A.M., Диноршоева М.Д., Додихудоева Х.Д., Олимова К.О., и других.

Степень научной разработанности проблемы. Зороастризм, в целом, Авеста, в частности, в философском плане исследованы недостаточно. Он не подвергнут глубокому философскому анализу ни европейскими, ни азиатскими учеными. Но среди прочих философских проблем имеет место и проблема, по которой многие учёные изложили свои точки зрения. Это - характер религии. В связи с разработкой данной проблемы на основе ясны 30 и 45, ученые разделились на две группы: первая группа, которая помимо Гат избрала объектом своего исследования религиозную пехлевийскую литературу, считают зороастризм дуалистической религией. К этой группе относятся Гельднер, Виденгрен, Мул-тон, Джексон, Бартоломе и ряд других.1 Французский исследователь XIX века Э. Диллень в предисловии к своему труду «Дуализм в Авесте» также отмечает, что «религиозная система, обнаруживающаяся в предписаниях по своему характеру, очевидно дуалистическая.»2

Вторая группа, которая опиралась, кроме Гат, на древние части Ясны, особенно Хаптанхаити, старые яшты, считают зороастризм монотеистической религией. В эту группу входят Гейгер, Вэст, Шедер, Зульцер, Ломель, Миллз и ряд других. Известный французский исследователь Ж. Дюмезиль пишет: «В мышлении самого Заратуштры, отраженной в Гатах, царит абсолютный моно4 теизм».

Отдельным проблемам этой темы посвящены труды иранских исследователей М.Мехрина, М.Казима.5 Первый из этих исследователей, не аргументируя свои суждения, лишь превозносит зороастрийскую философию. Второй же

1 Оштияни Дж.Зартошт.-Мюнхен, 1981. - С.122-129

Диллень Э. Дуализм в Авесте. Санкт - Петербург, 1881. - С.3

3 Бойс М. Зороастрийцы. -М.1988.-С244:Оштияни. Зартошт.-С.122-129

4 Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев.-М. 1986.-С.32

5 Мехрин М. Фалсафа-йе Шарк.-Тегеран,1337: Казим М.Фалсафа-йе Иран-е бастан. -Тегеран, 1368 строит свои умозаключения, вокруг высказываний различных философов древности и средневековья о зороастризме. Зороастризм подвергнут определенному философскому анализу в труде другого иранского исследователя, Фарханг Михра под названием «Философия Зороастра».1 Книга затрудняет поиск отсутствием оглавления. Главное достоинство исследования заключается в том, что создает общую структуру зороастризма как религии. По мнению автора, религия маздаясны опирается на 7 основополагающих начал:

1. Единство, единовластие Ахурамазды

2. Пророчество Зороастра

3. Динамизм сотворения (Спентамайню)

4. Основание прогресса (Аша Вахишта)

5. Мысленный дуализм

6. Свобода выбора

7. Очищение, обновление мира (фрэша кэрэти).

Перечисленные автором основополагающие начала, во-первых, сопровождаются противоречиями. Противоречие, прежде всего, наблюдается в утверждении единовластии Ахурамазды и, в то же время, в мысленном дуализме его существования. Во-вторых, автор, уделив несколько страниц обоснованию единобожия Ахурамазды (10-12) и анализу его сущности, переходит к подробной характеристике Амэша Спэнт и язатов (13-65). Фарханг Михр вопреки утверждению Авесты, считает, что аша, являясь одновременно естественным и божественным законом, характеризуется постоянством. Иными словами, эти законы неизменны и вечны. . Автор поверхностно рассматривая вопросы, с легкостью переходить из проблем бытия (74) в этические (75) или из изложения экологических вопросов (62) к проблемам дуализма (64), от принципов свободы человека к лексике (35-37). Хотя автор защищает позицию монотеизма и уделяет этой про

1 Фарханг Мехр. Фалсафа-йе Зардошт.-Тегеран, 1368

2 Там же - С. 52. блеме лишь несколько страниц, вопросы дуализма, им проанализированы довольно подробно (68-87). Ученый часто пользуется сравнительным методом, манипулируя этическими принципами зороастризма, Ветхого и Нового Заветов. Другой иранский мусульманский богослов - Муртаза Мутаххари, отмечая в своей книге «Взаимные услуги ислама и Ирана» факт отсутствия философии в зороастризме, пишет: «Правда заключается в том, что дух зороастризма был таковым (может быть установили), что он никак не находил общего с наукой и философией и если иногда кому-либо удавалось сорвать эти цепи и обратиться к науке, такие люди, оказывается, прощались с зороастризмом».1

Автор, наследуя мусульманскому ортодоксу, отрицает какую-либо положительную роль зороастризма в истории Ирана. Более того, он, отрицая какую-либо науку и философию в доисламском периоде, считает, что первые переводы научных и философских трудов из греческого и индийского на арабский были выполнены во 2 веке хиджри. Правда, это не мешает ему вести философскую полемику с зороастрийскими религиозными принципами (138), признать религиозную реформу Зороастра (142), считать зороастризм и возникшие на его основе манихейское и маздакитское учение религиозным дуализмом (153173). Иными словами, автор, отрицая философию зороастризма, противоречит самому себе. Это противоречие подтверждается и следующим: отрицая философию зороастризма, Мутаххари в предисловии к своей книге считает Шейха Шахабиддина Сухраварди великим философом и признает основанную им школу- иллюминативную философию. Как известно, учение Сухраварди, сочетает воззрения зороастризма и герметизма.3

Отдельные элементы зороастризма подвергнуты анализу и философами Таджикистана. Например, академик Диноршоев М.Д. в своем труде «Из истории тад

1 Мутаххари М.Хадамоти мутакабил-е ислам ва Иран.-Душанбе, 1999.-С.504.

2 Там же.-С.411.

3 Философский энциклопедический словарь.-М., 1983. жикской философии» проанализировал одно из интереснейших еретических течений зороастризма-зурванизм.1 Это древнейшее, в основном материалистиче -ское, течение оставило глубокий след в истории прогрессивной мысли не только иранских народов. Кандидатская диссертация Я.К. Одинаева «Философия Ша-хабиддина Яхя Сухраварди»2 и докторская диссертация Хазраткулова М. «ФилоСофия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденции развития» посвящены анализу возникновения, формирования и совершенствования иллюминативной философии, одним из источников которой является зороастризм.

М.Хазраткулов, в специальном параграфе своей диссертации, которая называется «Отношение философии ишрака к древнеиранской и древнегреческой культурным традициям», достаточно аргументированно доказывает, что зороастризм является одним из важных истоков иллюминативной философии.4 Краткое, популярное изложение социальной философии зороастризма дается и в статье К.Олимова.5

Цели и задачи исследования. Зороастризм, вообще, его главный источ-нык Авеста, в частности, до сих пор не подвергнулись обстоятельному философскому исследованию. Автор, желая восполнить этот пробел, поставил в диссертации следующие цели и задачи:

- выявление сущности зороастрийской доктрины о предельных основаниях бытия:

- определение основных философских проблем зороастризма, в частности, философии бытия и познания:

1 Диноршоев М.Д. Аз таърих-е фалсафа-йе таджик.-Душанбе, 1988.-С.6-12 л

Одинаев Я.К. Философия Шахабиддина Яхя Сухраварди: Автореф. дис.канд. филос. наук.-Душанбе, 1984. о

Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденции развития: Автореф.дис. д-ра филос.наук. -Ташкент, 1991.

4 Там же. - С. 15.

5 Олимов К.Назаре ба фалсафаи ичтимоии зардуштия //К.Олимов Баррасихо дар тасав-вуф. Душанбе 1999.-С.76-88.

- раскрытие значения учения зороастризма о роли человека в познании Вселенной и его потенциальных возможностях:

- исследование ангелологии зороастризма как эманаций Ахурамазды и элементов непрерывного и бесконечного сотворения;

- анализ проблем социального бытия, предполагающего единства материального и духовного, физического и метафизического;

- определение высоких идей и общечеловеческих ценностей в высших этических принципах зороастризма;

- показ содержания и специфики практической философии зороастризма, внесший весомый вклад в развитие философии, культуры, формировании современных мировых религий.

Научная новизна работы.

Впервые:

- Предпринята, попытка систематического философского анализа зороастризма на основе Авесты и других зороастрийских источников.

- Всесторонне проанализирована философская концепция бытия и познания зороастризма и доказано, что её суть составляет идея всеобщности, единства и борьбы противоположностей различных материальных, духовных процессов и явлений, в.т.ч. социальные проявления добра и зла.

- Обстоятельно рассмотрены существующие в научных исследованиях различные точки зрения о монотеизме, дуализме, одновременном монотеизме и дуализме зороастризма, об их других формах в различных исторических эпохах. На основе ясны 30, других материалов Авесты и новых гипотез, подкреплена концепция английского авестолога Э.В.Вэста и французского исследователя Ж. Дюмезиля о монотеизме древней религии.

- Всесторонне проанализирована зороастрийская концепция места и роли человека во Вселенной, согласно которой самопознание человека протекает через познание окружающего мира. Дан философский анализ проблемы взаимосвязи макрокосма-Ахурамазды и микрокосма-человека;

- Обстоятельно исследована зороастрийская концепция личности человека, соотношения его свободы и ответственности, координированной роли воли, разума, мудрости (приобретенного опыта), Даены и Аши в принятии конкретных решений.

- Осуществлен сопоставительный анализ теорий анамнезиса и «мира идей» Платона и теории мира фравашей зороастризма. На этой основе установлено, что эти две теории, являясь во многом идентичными, в то же самое время в содержательном плане дополняют друг друга.

- На основе анализа ангелологии более убедительно доказано, что зороастризм по своей сути носит монотеистический характер.

- Дано целостное философское истолкование зороастрийского понимания огня, световой символики и их определяющей роли в зороастризме.

Практическая ценность работы. Содержание, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов страны, при чтении спецкурсов по истории философии, религиоведении, культурологии, при исследовании доисламской философии, таджикской мифологии, национальных традиций. Выводы, диссертации могут стать важной предпосылкой для более углубленного изучения отдельных доктрин философии зороастризма. Исследование философских проблем первой монотеистической религии, даже при фрагментарности отдельных его элементов, обогащает современное мировосприятие, даёт мощный импульс к обогащению содержания общечеловеческих ценностей и реализации прогрессивных идей духовной культуры прошлого.

14

Апробация работы и публикации. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на международной конференции по древнетаджикской культуре (Душанбе, сентябрь 1999г.), на научно-практических и ежегодных конференциях в ТГНУ, в более 60 статьях и сообщениях на страницах республиканской печати, научных сборниках, журналах «Вестник университета», «Социализм», «Осори ниёкон», «Фируза», в сборнике «Древняя цивилизация и её роль в сложении и развитии культуры Центральной Азии эпохи Саманидов», в монографиях «Зороастр и его религия», (в двух книгах) Душанбе 1993 (кн.1) и 1997 (кн.2.), «Философские проблемы зороастризма», на русском языке, Душанбе 2000 г.

Структура работы. Структура и объём работы подчинены её общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские проблемы зороастризма"

Выводы:

- в Авесте постоянно подчеркивается неотъемлемое единство материального и духовного миров. Перспектива жизнедеятельности человека определяется не столько материальными, сколько духовными факторами;

- светская и духовная власти были изначально едины. Основные идеи зороастризма о достоинствах и качествах правителя, царя, самодержца, его личной роли в управлении государством, окружающих его вельмож, о принципах справедливого управления не потеряли свое значение и в наше время;

-зороастризм проповедует, что человек располагает вечной, не умирающей духовной силой, порядок и дисциплина материального мира является одним из условий гармоничного развития общества. Конечная цель жизни заключается в том, чтобы индивид своим трудом, стремлением, инициативой обеспечил необходимыми благами не только свою личную жизнь, но и приносил пользу людям, оказывая тем самым содействие общему приумножению добра;

-движение мира и общества основывается на преемственности;

-Люди появляются от своих родителей, получают их материальное и духовное воспитание, продолжают не только их род, соблюдают и совершенст

275 вуют семейные, национальные обычаи, традиции, законы человеческого общежития, укрепляют их своим материальным и духовным опытом;

-зороастризм рассматривает совесть не как простую морально-нравственную категорию, а как некую божественную духовную силу для контроля жизнидеятельности человека. Посколку человек соответствует природе, окружающей среде, постольку его развитие обусловлено гармонизацией, координацией его внутренного и внешнего мира;

- Три принципа маздаясны могут служить основой жизнедеятельности честного, праведного человека. Но здесь Зороастр, выступая как великий психолог, считает их недостаточными. Благая мысль, благое слово, благое дело, во-первых, возникая каждая в отдельности, могут исчезнуть бесследно. Благая мысль ценна лишь в том случае, если сопутствует благому слову и конкретным благим действиям. С другой стороны, субъективные мысли, слово и дело конкретного человека могут показаться лично ему великим благом, хотя они не отражают общих интересов. Поэтому эти принципы сыграют положительную роль лишь в том случае, если их будет сопровождать содержания аши.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Зороастризм - первая мировая религия, утвердившая структуру, основные догмы и принципы монотеизма. Она, во-первых, результат естественно-исторического пути развития арийских народов от простого к сложному, от митраизма, брахманизма, до зороастризма, от политеизма к монотеизму. Во-вторых, она-итог духовного развития человечества древнейшего и древнего периода истории, в том числе, арийской общности. Как последний переходный этап от древнейшего и древнего к новому периоду, зороастризм сумел сконцентрировать в себе самые ценные, прогрессивные и практические идеи первых ступеней развития человеческого общества и передать на очередную историческую эпоху.

2. Философия зороастризма интересна, содержательна и многогранна. Она, отражая богатое внутреннее своеобразие, чистоту, духовный мир человека и его непрерывное стремление к совершенству, представляет его главним действующим лицом. Ахурамазда (макрокосмос), сотворив человека (микрокосмос), возлагает на него часть своих полномочий по обновлению Вселенной. Идея реформы, обновления проходит красной нитью по всей Авесте. Так же как и Амэша Спэнты и язаты, располагая эсхатологичекими и материальными качествами, обладают непрерывно совершенствующими, обновительными, сравнительными качествами. Обновление и перестройка мира также протекает в постоянно действующей основе. Поэтому философия зороастризма, как жизнеутверждающая философия оптимизма, поставившая человека в центре Вселенной и координирующая деятельность всех элементов и явлений его материального и духовного миров, оказала значительное влияние на последующее развитие всех аспектов деятельности человечества в целом.

3. Общее решение проблемы бытия, координированное развитие материального и духовного миров путем противопоставления - одна из важнейших находок пророка маздаясны. Всеобщее движение, прогресс он предполагает на основе закона единства и борьбы противоположностей.

4. Авеста выделяет две формы разума: естественное и приобретенное. Высоко ценит вторую. Поставив во главе угла самопознание человека, считает, что этот процесс протекает через познание окружающей среды. Познание, наравне с физическими, опирается на целый ряд этических и эстетических принципов, которые открывают широкие возможности для человека. Все сотворения Ахурамазды, в том числе человек, не только священны, но и совершенны. Так как все они обладают прекрасной формой, они должны располагать и прекрасным этическим и эстетическим содержанием. Все элементы священного сотворения наделены благом и раскрывают себя при познании таких же импульсов. Благая мысль, благое слово, благое дело, аша, фраваши, воля, Даена, располагая материальным и духовным содержанием, являются критерием существования бытия.

5. Философия зороастризма-это «философия природы», философия гармоничного развития тел, элементов и явлений материального мира, философия координации деятельности человека и Вселенной. Из всех творений Ахурамазды лишь человек располагает способностью и умением изменить и обновить мир. В этом отношении человек и его сознание могут сыграть двоякую роль: созидательную и разрушительную. Пророк в Гатах многократно выражает свое убеждение в силу разума, опыта. Он говорит, что разумный (опытный, знающий) человек никогда не пойдет против своей выгоды и интересов. В Авесте выгода и интерес индивида, сопровождаемая ашой, непрерывно связана с обществом, природой, космосом.

6. Философия зороастризма - это эстетико и этиконосная философия, основанная на реальном опыте повседневной жизны. Ее три принципа охватывает весь цикл деятельности человека в каждом значительном и незначительном действии. В соответствии с ними, труд, характер труда могут определить сущность человека. Иными словами, человека способен воспитать, отшлифовать, повысить его навыки, умения, мастерство и, вообще, изменить его духовный мир только целенаправленный, созидательный и общественно полезный труд. Приобщив к труду и выделяя индивид, как основного самостоятельного, творческого исполнителя в созидании или разрушении мира, зороастризм стремится поставить его в центре бытия, связав его с коллективом, обществом и природой. Так как мир , благополучие индивида, коллектива, общества и природы связаны с духовными, морально-этическими и эстетическими ценностями человека, с его отношениями к предметам и явлениям материального мира, среду можно обновить посредством труда. В Гатах и других частях Авесты много стихов, где Зороастр призывает своих последователей к обновлению, перестройке материального мира. Любой труд, имеющий благое направление, обновляет, не только мир, но и самого человека.

7. Зороастризм высоко ценит свободу человека и представляет ее каждому индивиду. В соответствии с ним, свобода может быть абсолютной и разумной. Абсолютная свобода игнорирует любое ограничение: законы природы, общества, принципы. Она отрицает знание, опыт, традиции. Предоставив такую свободу, зороастризм исключает из своих рядов последователей абсолютной свободы. Воля, Даена, аша в Авесте выступают, как средство постояннного соверщенствования. Человек рождается свободным. Основное препятствие в его всесторонней свободе - это выбор того или иного пути. Выбор человека обусловлен его знанием, навыками, опытом, способностями. Эти качества в Авесте высоко оцениваются. Поэтому зло во всех частях этой древней книги классифицируется со слепотой, недальновидностью, безысходностью. Вступая в дело, свое решаюшее слово скажет разум. Любой выбор человека, лишенного знания, опыта, навыков, незнакомого с тайнами явлений и элементов материального мира, не располагает перспективой. Такой выбор, лишая человека всех его преимуществ, направит к дайвам Ангра-майню, ибо он основан не на истине, а на лжи.

8. Зороастризм наделяет фраваши своим миром, высоко оценивает фрава-ши праведных и достойных, связывает прошедшее, настоящее и будущее с их деятельностью. Так как праведные и достойные, по зороастризму, это активные, умные, деятельные, мудрые, много повидавшие и сделавшие люди по обновлению и воссозданию мира, мир фравашей аккумулирует и концентрирует их эмпирическую деятельность и направляет настоящее и будущее на основе общего, правильного, достойного пути праведного человека. Мир фравашей зороастризма анализируется в сопоставлении с анамнезисом и «миром идей» Платона.

9. Ангелология - одна из центральных стержней зороастризма, придающая религии одновременно пантеистический, дуалистический и монотеистический характер. Она настолько многогранна, обширна и интересна, что отражает бесконечное многообразие потребностей и желаний человека, его неиссякаемое воображение. В то же самое время, это рисует интеллектуальную среду, нравственную, этическую и эстетическую потребность эпохи древнего пророка. Если мы сегодня можем назвать два-три десятка положительных и отрицательных качеств в человеческом характере, зороастризм перечисляет их сотнями.

10. Зороастризм отвергает анархическую абсолютную свободу, сопровождаемую дайвами Анграмайню - Друджью (ложью), Аишмой (злостью, яростью), Индрой (агрессором), Саини (двурушничеством), Араском (завистью), Акташом (отвращением),Фрефтаром (обманом), Насу (зловонием), Сауру (леностью), Тарамати (эгоизмом), Заириком (голодом), Тауру (жаждой), Маршу-ном (разрушением), Кундаком (тупостью) и множеством других. Он воспевает ту абсолютную творческую свободу, которую провозглашает Порядок, Дисциплина, Красота, Соразмерность, Координация, Благополучие, Грация, Счастье, Чистота, Прозорливость, Безупречность, Правдивость, Честность, Истина, Здоровье, Процветание и великое множество других благих качеств. Зороастр, как великий психолог, именуя отрицательные качества человеческого характера, дайвами призывает людей к сознательной борьбе против них. Он считает, что человек, руководствуясь Доброй Мудростью, Благой мыслью, Лучшей Истиной и Святым Благочестием может достичь Желанной Власти, Целостности и Бессмертия.

11. Авеста рассматривает совесть (Даена) не как простое нравственно

280 этическое понятие, а как конкретную божественную духовную силу, заложенную для контроля деятельности человека. Физическое и душевное чувство совести, присущее каждому индивиду, - одна из этических доктрин зороастризма. Так как внешний мир индивида составляет общество, природа, окружающий мир и Космос, его индивидуальный прогресс обусловлен координацией, соразмерностью его внутреннего и внешнего мира. Если бы все жители планеты во всех ситуациях поступали по велению своей совести, сегодня бы не существовало множество политических, общественных и социальных проблем.

12. Человек и его счастье находятся в центре внимания Авесты. В соответствии с ней, жизнь священна, неповторима, благородна и является высшим божественным проявлением. Надежда, радость, счастье-это божественные блага. Вопреки современным мировым религиям, зороастризм отвергает мысль приобретения потустороннего счастья ценой лишения радости в этом мире. На его основе радость, счастье, наслаждение, которые исходят от жизни и прият-ны-это призвание человека. Их не только необходимо принять с благодарностью и ценить, но и стремиться к их умножению.

 

Список научной литературыМуминджанов, Хамдам Хамидович, диссертация по теме "История философии"

1. Авеста Пер. Стеблин-Каменского И.М. -Душанбе, 1990. -173 с.

2. Авеста Пер. Стеблин-Каменского И.М. М., 1993. 205 с.

3. Бахар М. Важанаме-йе Бондахеш. -Тегеран, 1332. -173 с.

4. Бахар М. Гозидеха-йе Затспарам. -Тегеран, 1351. -157 с.

5. Бундахеш (ирани). -Тегеран, 1369. -240 с.

6. Бундахеш (хинди). Тегеран, 1368. -218 с.

7. Вахиди X. Виспарад. . Тегеран, 1367. -94 с.

8. Вахиди X. Гатха. Тегеран, 1366.-124 с.

9. Вахиди X. Хордеавеста. Тегеран, 1368. -115 с.

10. Гатха. «Садои шарк».-Душанбе, 1989. № 9. - С.63-82.

11. Дармстетер Ч. Тафсир-е Авеста ватарджоме-йе Гатха. Тегеран, 1348. - 353 с.

12. Дустха Дж. Авеста. -Тегеран, 1370. -Т.1. -528 с.

13. Дустха Дж. Авеста. Тегеран, 1370. -Т. 2. -667 с.

14. Пури Давуд И. Ясна- Тегеран, 1345.-Т. 1. 317 с.

15. Пури Давуд И. Ясна. Тегеран,1345. -Т.2. - 216 с.

16. Пури Давуд И. Яштха. Тегеран, 1347. -Т.1. - 629 с.

17. Пури Давуд И. Яштха-Тегеран, 1347.-Т.2. -574 с.

18. Пури Давуд И. Хорде Авеста. Тегеран, 1351. -248 с.

19. Пури Давуд И. Виспарад. Тегеран, 1342. -193 с.

20. Пури Давуд И. Гата-ха соруд-ха-йе Зардошт. Тегеран, 1353. -219 с.

21. Джафари А. Сатават ясн. Тегеран, 1359. -414 с.

22. Аяткар-е Зарир-ан. Муин М.Маздаясна ва та, сир-е ан дар адабийат-е парси. Тегеран,1348. - С.360-361.

23. Маковельский А.О. Авеста. Баку, 1960. - 144 с.

24. Махяр Н.Манзоме-йе драхт-е асорик. Тегеран, 1346. - 42 с.

25. Озаргошасб Ф.Гатха-сородха-йе Зардошт. Тегеран, 1352. -Т.1. -194 с.

26. Озаргошасб Ф.Гатха-сородха-йе Зардошт. Тегеран, 1359. . -Т.2 -274 с.

27. Тафсил А. Важанаме-йе Мино-йе хирад. Тегеран,1338. -14 с.

28. Хедаят С. Зандвахоман ва Карнама-йе Арташир-е Бабакан. -Тегеран, 1336. -194 с.

29. Хедаят С. Нирангестан. -Тегеран, 1336.-231 с.

30. Шуштари А. Гатха сородха-йе Зардошт. -Тегеран, 1354. -304 с.

31. ЛИТЕРАТУРА НА ПЕРСИДСКОМ И АРАБСКОМ ЯЗЫКАХ

32. АврангМ. Барраси-йе Ясна. Тегеран, 133 8-Т.1. -271 с.

33. Авранг М. Барраси-ей Ясна.-Тегеран,1340. . -Т.2 -294 с.

34. Авранг М. Гозариш-е Гатха. -Тегеран, 1341. -181 с.

35. Алави А. Таърих-е камил-е аден. -Тегеран, 1342. -584 с.

36. Бахар М. Асатир-е Иран. -Тегеран, 1351. -507 с,

37. Бахар М. Сабкшенаси йа таърих-е татаввор дар Иран. Тегеран, 1323. -592 с

38. Бенвенист Э. Дине-е ирани- Табриз, 1350. -254 с.

39. Бируни А. Асар-ол-бакийе. Тегеран, 1343. -377с.

40. Бехруз 3. Заман-е Зардошт. Тегеран, 1346. -11 с.

41. Браун Э. Таърих-е адабийат-е Иран. Тегеран,1338. -Т.1. -410 с.

42. Браун Э. Таърих-е адабийат-е Иран. -Тегеран, 1340. -Т.2. -580 с.

43. Горгани Ф. Вис ваРамин. -Тегеран, 1349. 216 с.

44. Джалоли А. Пахлав, пахлаванан дар «Шахнама». Тегеран, 1354.-285 с.

45. Джахиз. Ахлак-ол-молок. Тегеран, 1308. -516 с.

46. Диншах-е Ирани. Фалсафа-йе Иран-е бастан. Тегеран, 1361. - 112 с.

47. Женю Ф. Ардаевирафнама. Тегеран, 1373. - 268 с.

48. Дюшен Гийемен Ж. Зардошт ва джахан-е гарб.-Тегеран,1350. -с

49. Ибн-ал-Балхи. Форснома. -Душанбе, 1989. -159 с.

50. Ибн-ан-Надим. Ал-фехраст. Каир, 1348.- с

51. Иностранцев К. Моталоат-дар бара-йе сасанийан. -Тегеран, 1347. -277 с.21.22,23,24,25,2627,28,29,3033