автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философский анализ магии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ магии"
тп " 4 - '}
САШ'-ПЬТЗРБУГГСКЙй ГОСУДАГСТЗЗЯКЫЙ га1'ВЗРСИТ£Т
На правах рукописи ГРйГОРЕНКО Андрей Юрьевич
ОШЮСООСКЕЙ АНАЛИЗ МАГИИ
09.00.03 - история философии 09.00.06 - теория и история религии, свободомыслия и атеизма
й I I о р в фзр а т
диссертации на соискание ученой степени доктора филооофских наук
Санкт-Петербург 1992
Диссертация выполнена на кафедре философии Ленинградского электротехнического института связи им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Ипатои А.Н. доктор философских наук.^ профессор Калинин В.А. - доктор философских наук, гсо^.ессор Пулы; Е.Л.
Ведущее учреждение - -Институт философии АН Украина
Защлта диссертации состоится 1992 г.
у >' часов .ча заседании Специализированного совета Д 0-33.57.02 по заедте диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете г.о адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, философский факультет.
С диссертацией моино ознакомиться в научной библиотеке км. А.М.Горького Санкт-Петербургского университета
Автореферат разослан " ^¿¿/У^С 1992
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат философоккх наук, ■ ■
доцент , ' С.И.Дудник
г.
Актуальность доследования. Проблема капы, ее ;лор;.слогпд, фушщдГ', закономерностей эболзоцгл :: исторической типология является одно!! ::з сатос иктересгаос а актуальных с теоретической точил зрения проблем соцх-:алыю:"1 философии л религиоведения. Do ропени? позволило би болое плодотворно рассмотреть :з>Л1& ряд вопросов, связанных с возникновением л эволюцией человеческого созканля и мышления, помять ала уточнить генозкс п природу нно-глх соддал чих л культурнгх институтов,' ::бо магпя, будучи' елоп-швг духовным и соцаокультуршм ккстетутои, касчптцЕзщлц десятка тысяч лет oboeil историк, находилась, в силу ряда причин, в тесных и сломгдх связях и отношениях с самыми различными сторона;::! человеческой млзнедеятельностл: экономической', социальной, духовной. Она представляет огромный теоретически» интерес л к^к самостоятельная проблема, ибо, возникнув на заро человечества и проЯдв сквозь века л тысячелетня, магия до сих пор продолжает существовать как специфический феномен, iaie:r:;tfr свою структуру, по-прсшему гллолнянщий свод многочисленные ч.ункцли в обществе. Еилвлонпе п. изучение пал^стк и факторов возникновения и последующего воспроизводства этого древнейшего феномена, анализ его прлродн л спецдушс:, семантики л морфология, изменения (Т.ужгдпД по мере лстсрлческой эволюции является поэтому необходимым ус-ловле;/. для исследования к понимания шшспенлх разновидностей ма-глл, се функций в современном обцестве, созждшя и поведения ее сегодняпнлх адептов и приверженцев.
Степень оазработанкоотя. Ня в отечественной, шгв зарубежной литературе по ояиоссфлл, истерли религии и культуры до снх пор нет нл одной работы, в которой было бы дано цельное и всестороннее, системное рассмотрение магди н комплекса всех связанных с ней теоретических философских и социальных вопросов. Единственным, кто пытался подойти к каган с таких позиции, был основололо'днис диалектического метода Г.В.¿.Гегель, но до конца cro:'i загяюел он не реализовал л в своих "Лекциях по философии реллглл" ограничился ликь постановкой и обцим очертанием целен л згдач такого исследования. Что касается тех исследоваш5Й по магии, которые вышли в свет позже, в конце XIX - начала XX вв., то они в болыхшстве своем принадле:г.алл перу этнографов я потому, хотя л носллл теоретический, а не описательный хах>актер, посвящены были обычно отдельным частным л специальным проблемам этпогратпл л истории религии: а) классификации магических обрп-
— л —
доа (Д-5.'Зрэзед, А.Сдркандт, К.Ирейсс); б) взаимоотношениям маги;: к религии (Э.Тайлор, Дч.йрэзер, Р.Иаррет, IC.ilpeiicc, А.йир-кандт, 3 .ДгоркгеГм); в) фуш:цням, выполняемый кагией в общество (Э.Дйркге;1;л, Б.ыалановскйй, А.РадклиТЛ-Браун, Э.Эванс-Притчард) к т.д. Отдельные стороны и аспекты папы в конце XIX-XX вв. исследуются. в работах, авторы которых предстаБлпот другие гуманитарные дисциплины: психологию (З.ФреПд, К.Юнг, Дк.Рухейм), структурную лингвистику (КЛевп-Строс, З.Ляч, .М.Деннинг), культуролог;;;! i: социология (.М.Бебер, П.Морток, Х.Трезор-Ропер) и т.д. Иомпио таких теоретических изысканий на теку г,;аг:п: в конце xix-xa вв. било такте написано лшотлзство этнографических работ, в которых накоплен обильный эмпирически"; материал по верованиям и обряцагл различиях "пр:в.;:п".:вньс:" народов : племен. Во вто-poit половике нашего отология в связи с растущим интересом населения многих стран к магии появляются этнограТ.цчесшю и социологические исследования современных разновидностей магиа (Кл. Одчорлан, Э.!.!удп, ?.1Дур, Э.Тирьякпн, Э.Труззд и др.).
Что касается советских ученых, то он:: провели о^льшум работу по исследованию религии, ее социальных, психологических и гносеологических корней, других вопросов. Многие m них касалась и проблемы магки, высказывая при этой глубокие и иитерес-ниа миелл и положения (А.^.Анпс.г.юв, КЫ.Борукков, И.А.Крхте-леъ, Г.П.Лебодшец, 13.А.Левада. Б.А.Лобовкк, В.ПЛ.'оскалзц, A.C. Онищсшю, ¡0. П. Семенов, А.Г.Оннрюш, А.Д.Сухов, В.КЛ'анчер, С.А." Токарев, Д.М.Угркнович, Б.Л.Иаревская, ы.П.Шахнович, Б.й.11лкка~ рук др.). Кь:: самостоятельная и особая проблема магия за всю леторл:о сойотской наук: рассматривалась лить в нескольких статьях, авторами которше являйте л Б.Ь.Богаеьоки;!, И.А.Кривелев, ВЛСЛГ.'.г.о.тьокпГ., С.А.Токарев, З.А.ЦЫ.исш З.И.Ямпольсклй.
'¿цпнм обрело;;, системного исследования магии ни в совет-cko.'i, ни в зарубежной литературе до оего дня предпринято не било >1 поэтому, несмотря на об гите литературы, прежде всего и глак«."! образом этнографической, по цэниой тшо, послешпго не-;оы..о.шо признать ив только почерпанной, но и достаточно разработанной. Задали системного исследования шгил как спецпТ'ичес-5-.;д"о социокультурного института, оогбого духовного феномена еще но не в советской, ни в зарубо-кноа л.гаеразуро. Чаше ио-
сло -oi a v!Oh отдплыше опзиаалыше войлок вышеуказанно!! пробло-г.'Л (:и:)гл,;оот.:опгптг ыагиа о р»?лигие1'., место югиа в рвлзгкопыоы
комплексе, классификация магических обрядов, отдельные функции магии в обществе и т.п.), а 06253.1 теоретико-философским вопроса!.! маша (ее семантики,' морфологии, методологии исследования и т.д.) уделялось гднлыалыюе внимание. За рамками анализа обычно оставались принципиальные вопросы генезиса и эволюции, исторической типологии магии как слокного полиморфного и полифункционального социокультурного и .духовного феномена.
Задач" и цели диссертации. Вкпесказаннсэ обусловило и предопределило задачи и целя данной диссертации. Ее общей целью является вир 1отка общей концепции или теории магии, что явля-огся возмо.тлкг,: лишь при, по воз.*,годности, полком, системном и комплексном исследовании такого сложного феномена как магия. Системность и комплексность исследования магии, требующие анализа, по крайней море, главных сторон этого феномена, предопределили и основные задачи заботы:
- дать критическое освещение историографии данной проблемы под углом зрения характерных для отдельных научных направлений или исследований особенностей, преобладающих методов л специфики подхода к магил;
- провести семантический и морфологический анализ магии;
- определить место магил в религиозном комплексе;
- выявить социальную основу магил, раскрыть ее пснхолога-ческуэ и гносеологическую природу;
- раскрыть социокультурную сущность магил и ее соответствующие функции;
- исследовать философские проблема и вопросы генезиса магии;
- провести социально-культурологический анализ эволюции магия. ■
Иначе говоря, реализовать принципы системного диалектического метода исследования, вклзчашего в се^я гносеологический, социальный, психологический, псторико-генетический, структуралистский уровни.
Методологическая основа исследования - материалистическая диалектика. Руководствуясь ее принципами, автор при решении выше названных задач рассматривает магию ш в застывшем, снятом виде, а как слоеный, развивавшийся в течение тысячелетий социокультурный и духовный феномен. Свое исследование он строит, исходя из принципиальных положений диалогического метода, касающихся
.диалектической связи исторического и логического, общественного бнтия и общественного сознания, генетически-функциональной связи производительного труда о непроизводительным, взаимного детерминирования материально-предметной и субъектно-цдейной сфер общественной шзки, относительного а автонашого характера развития духовной культуры, понимания веры в сверхъестественное как "превращенной" формы человеческого сознания.
Вазшейкшг/л теоретическими источниками при написании диссертации яв'ллпсь:
1. Труды советских ученых, посвященные исследованию различных вопросов происхождения и сущности религии и магия:
A.Ф.Анисимова, Ю.Ф.Борункова, И.А.КрывелеЕа, Г.М.Дебединнэ,
10.Л.Левады, Б.А.Лобовика, В.П.Коскальца, А.С.Ошщенко, Ю.II.Семенова, А.Г.Спнркина, А.Д.Сухова, В.К.Танчера, С.А.Токарева, Д.М.Угриновича, Д.Е.Халтуна, Б.И.Шаревской, К.И.Сахновича,
B.ИХшжарука, И.К.йблжова и др.
2. Аналогичные исследованш зарубежных ученых: и.Вебера, Э.Дюркге?.г.:а, КЛеви-Строса, Б.Малиновского, Р.;,*лрре*.а, М.Пос-са, К.Прейсса, А.Радюим5-Брс.уна, Э.Таплора, А.Оиркаццта, З.ЭЕапс-Поитчарда, Х.йбера и др.
3. Работа отечественных и зарубекних специалистов в области генойпса сознанич ж психологии: Ф.Воаса, Л.И.Бондаренко,
B.А.Вагнера, ¿.Кдикса, А.Н.Леонтьева, Э.Ллча, А.Р.Лурия, U.C. Пшкв, 3.Л.Рубинштейна, Дч.Рухейш, Д.Я.Соверцева, А.Г.Сшркя- -кй, З.Ьройда к др.
А. Совете кая и зарубежная литература по вопросам сущности, структуры, социология и истории ку^гьтуры: ¡Л.Зебера, Р.Дз-вяса, А.Кребера, Э.С."!ар;:аряна, В.ш.Межуева, Д.;.:ертона, Э.В.Соколова, Х.Тоовор-Ропора и др.
5. Работы советских и зарубе.чшнх этнографов, содержащие эл-лцрический ».:атс<рпал по верованиям и культам различных наро-чоп и пле.мон: Л.2.Аш:сшова, В.Г.Богораэ-Тана, К.Берндта, Р.Горндт , I, Вебстера, $.Вплъялоа, Х.Дебрукнера, Ф.Дталлена, А.А.Попова, Г.Опенсе;-.!, А.Элькана, К.Эпгона а мн.др.
С. Гпоизвец'зниг зар^беглах философов, психологов, этногра-i]oi; i; ооц-юлогог), в котовдх исолвдуотся со1реыеюше разновидности А.Грили, С,Лопана, E.l.îjwr, P.i'jpa, Кл.Оддершна, Д-..
C.ïi-ouh, Х.ГЗлОо.Пьда, Э .Тирз.'т.ина t ЭЛ'рувзл и др.
Научная новизна и основные положения., внноопг.ше па защиту. Диссертация - первое в советской и зарубетаой литературе системное диалектико-материалистнческое исследование ката:, рассматривающее последним во взаимосвязи воох ее сторон п уровней, в процессе становления и исторической эволюции. Б ней разработана система 'философски обоснованных теоретических положений и выводов, представляющих собой в совокупности целостную соципьно-'филосат'с1сую теорию магии, в которой впервые пли'в существенно новых аспектах ставятся и ре^агэтся вопросы сущности поо ■•дней, ее семантики, морфологии, предпосылок, корне:": п осно:. ;ых детерминант ее генезиса и особенностей исторической эволюции, функций и роли.б обществе. Создание такой теории необходимо как для дальнейшей реконструкции истории .духовной культуры в целом, ;:с торги религии в частности, так и для дальнейшего, более глубокого анализа особзнгостей современной культуры, одной из хаоактерннх черт которой является-постоянное воспроизводство магического сознания я поведения. Исследование психологзческой сторож и когнитивной природы г:э-ги.1 позволяет объяснить причины постоянного воспроизводства магических: верований и культов на лротямэшы зеков.
Построение теории стало возмочнъм благодаря пр:п.:енетио1,у принципиально косому - системного, комплексной^ - подходу накопленному многими поколениями этнографов, историков религии и культуры материалу. Этот подход позволил реконструировать и объяснить не только магию как целостный институт, но такте способ к содерглние взаимодействия на синхронном срезе общества автономных уровней функционирования этого института ("идеологический" , "практически-поведенческий", "соцпоорганнзацион-кый"). Предложенный нами и апробированный в диссертации подход пр'ллсн"м и к родственна.! магии феноменам - мистицизму, оккультизму, к различным исторически.: фор.*.:ам религии (тотемизм, фетишизм и т.д.). Б результате использования данного подхода, или метода, исследование магии в настоящей диссертации выполнено Н5 качественно новом гак для советской, так и для зарубежной религиоведческой п фнлосоТской литературы уровне, многие стороны и аспекта такого слаяюго феномена как магия ьпервые полутали адекватное освещение. Впервые в философской л религиоведческой литературе проблема магии рассмотрена с позиций системы предельных оснований "деятельность - культура - история" и на
основе оригинальной социоинетрументальной концепции культуры выявлена социокультурная сущность и природа маши, построена логическая схема ее социокультурных функций. Осуществлена разработка соответствующей концептуальной структуры и понятийного аппарата. Епервде рассмотрена система специфических для нагая когнитивных и 'психологических детерминант, взятых в кх исторической последовательности и определивших генезис я воспроизводство магических верований. В диссертация впервые создана историческая классификация типологий-к моделей функционирования магли в различные периода развитая человечества. Наконец, впервые проведен монологический анализ магии, на основе которого только и ыонно решать все остальные проблемы, связанные с этим феноменом. Автор ввел целый ряд новых категорий и понятий, без которых невозиоино решение проблем ма-гли, пспользозал обширную'литератур!' по данной проблеме, не всегда доступную не только широкому кругу читателей, но и специалистам.
В ходе процесса реализации системного диалегапг.о-матери-алхстгческого метода диссертантом получены следующие результаты, которые раскрывают научную новизну диссертации;
- дан ксторико-ирлтачемай анализ научных представлений о магии, обоснована их зависимость от общих философских и теоретико-методологических взглядов та авторов;
- уточнено семантическое содержание понятия магии;
- введено в научный оборот понятие "морфология магии"
а проведел морфологический анализ последней, позволявший выявить ее ваутпенние уровни и элементы, проанализировать связи :: отношения мег.щу ними;
- по-новому определено 1.!еото магии в религиозном комплексе и доказана правомерность применения к магии категории "историческая форма религии", в связи с чем проведен анализ эволоцпн представлений о сверхъестественном;
- проведен анализ социальных деторм;шант магии, на основе оригинальной ооцяоипструпентальнсй концопции раскрыта со-щю^'льтурная природа магии и построена адекватная ко;.шлеко-нал логическая охема ее основных социокультурных функции;
-, реконструирован процесс генезиса „магий, в результате чэго т.г.чплены ее психологические и когнитивные корни и детер-
- проведено социально-культурологическое исследование магии и ее эволюции на протяжении истории человечества, зз результате чего построена историческая типология иагид.
На защиту выносятся слез.ую'дпе основные полс/здкия:
1. Проблеял маги:!, эе сущности, семантики, корйологии, функций закономерностей эволюции л исторической тлпологла является актуальной с теоретической и практической точки sno-ния в связг с тем, что ее решение но только позволяет зо йогом'по-новому осветить и редить делкл ряд вопросов и узлов социальной и д'хоенол истории человечества, становления человеческого сознчкпя, культуры и культурных институтов - гро-цессов, в которых неиаловачщую роль играла магия, ко и поднять на качественно новый уровень наше понимание ряда особенностей современного общества п культуры, поведение и ссзпгнле l.uiornx членов и субъектов которых носят черти магического образа ¡.каления и поведения.
2. Основой адекватного пезеняя всего комплекса яообле-л, связанных с исследование!,: такого елового полгв.юроного, поли-'Tiyнационального и полифонического явления как ша? ;.!о~ст быть только диалектически!: систешп.ц метод, шлючазяргЧ в себя ряд уровней анализа: £ллоео5скя£*, согаолот.'ячесндГ, морфологический, нсторико-гсшетический, соц:юку.тьтурологпч9с:ий.
3. Будучи сло^-сй за:,ткнутой л особым образе:: структурированной системой, шпк Еклячает з себя несколько самостоя-те-:;ьыых уровней: з,зе5лышй. ¡¡¡.¡скида дело с особил! ¡.¡згичесхл-;.1и верованиями, представлениями и эг.оцдпз! человека; чнетру--ьушельнай. в сшсле наличия зз этой систсг.е (магна) особого .леханизт.а и особых инструментов, посредством которых указанные вн^с верования, представления и эмоции матерпализуготся и рогл.:з,ттотся на практике в поседении их субъектов и носителей; ооззоовгаппзапЕОяивй. в смысле шзкленогвшл в процессе рзп-л;пацпп и материализации этих верований, представлений л эг:о-ций в магическом культе определенного типа социальных организаций, связей и отношений тех и ке::ду те-мя, дтд является субъектом этой реализация и материализации. Дальнейшей морфологический анализ магии и ее епшойших уровней позволяет придти i: выводу о том, что маппэ нельзя сводить исключительно либо к озшс.1 только культовы!.: действиям, либо к одним только верованиям и представлениям. Она есть единство трех вагшеГтшх
- а -
элементов: магического сознания, магического действия и магической организация. Анализ этих элементов и раскрывает сущность магия.
4. Неотъемлемым признаком шгии является вера в сверхъестественное, причем именно магичеокие представления о сверхъестественном с присущей им спецификой являются генетически первичной формой веры в сверхъестественное. В силу этого магия закономерно занншет одно из важнейших мест в религиозном комплексе, будучи одной из исторических форм религии наряд1 с аниыиэмом, тотемизмом а т.д., предшествуя им как генетически первичная, наиболее грубая, неразвитая форса веры б сверхъестественное.
5. Социальная основа магии в первобытную эпоху определяется следующими моментами: а) бессилие и практическая слабость древнейших лвдей в борьбе с природой; б) их бессилие перед общественными отношения!,а и процессами доклассового общества; в) преемственность, консерватизм и традиционность в развитии магических веровании и культов, стимулируемые и поддерживаемые особой группой заинтересованных в этом л^одей, ■вначале стариков, составлявших авторитарный слоГ первобытных коллективов, а впоследствии "специалистов" (профессионалов-колдунов) .
5. ?,5агдя является социокультурным явлением, будучи исто-рнчоски детершнаровшшш моментом или формой становления культуры. Социокультурная сухость магии в доклассовом обще-с зе состоит з том, что она, в отсутствие неофоршроваьшихоя в то время светских механизмов культуры, в условиях синкретизма архаического сознания и нераочлекенностл общественной практики на отдельные обособлешше виды и направления, выполняла в обществе и культуре вое те функции, которые впоследствии перешли к другим специфическим культурным механизмам регуляции и адаптации облретва - морали, праву, религии (в смысле мопотеиотпческой) и т.д. В совршенном постиндустриальном обществе магия являет собой одно из проявлений массовой культуры, функции которой в специфической форме она продолжает вы-лолкягь и по оей день, по-прегшему выступая как оообый социо-культу ри:!' Ф еномен.
7. Социальный анализ нагая нельзя отрывать от гносеоло-глчсского, 1! ходе которого раокркваотвя специфические когни-
тпвкне детерминанты возникновения верп в магию, выявляется историческая закономерность эо генезиса и эволюции как "превращенной" фор:ли становления человеческого сознания в целом.
8. Адекватное понимание ыагии, являющейся сло:таым социокультурным явлением о тысячелетней историей, невозможно <3ез построения ее исторической типологий, конкретно-лстори-ческого социолыго-культурологического анализа. Классификация исторг "еских типов а форм отдельных этапов эволщаа магии долтша охватывать весь период историк шиш, начиная о первобытных 'е форм и кончая типами и моделями функцлониро-вания магии в XX в., воспроизводство и ""лзнвспособность которых обусловлены, как и ранее, не только социальными, но и споциТ.ическимя историко-культурными и гносеологическими фак-торэми.
9. Особенности развития СССР в последние года позволяет прогнозирогать бурный рост интереса к ыггии у значительной части населения нашей страны. Каш прогноз мы связываем, во-' первых, с тек фактом, что советским людям придется гить и работать в непривычных для них условиях рыночной экономики с краКяэ высокой степенью неопределенности я непредсказуемости их настоящего и будущего, являющейся, как метаю судить по опыту прошлых эпох, одной из главных причин тенденции роста верк в сверхъестественное и надеты на чудо. И, во-вторых,
о '¡актом образования в нашем обществе в результате крушения прежних идеалов, "идеологического вакуума", который, при отсутствии у многих твердой мировоззренческой позиции, заполняется различного рода суррогатами, обещающими душевнее спокойствие а, пусть и иллюзорную, но надежду-на лучшее будущее.
Практическая значжооть работы.
рэзработашше в диссертации проблемы, связанные с исследованием магии и объединенные в единую теорию магии, представляется автору относящимися к разряду крупных, имеющих общенаучное значение. По своему содертанлю, основным результатам, способу применения диалектической методология диссертация имеет значительную научно-практическую ценность при решении фундаментальных проблем философии, гносеологии, социологии, истории религии и культуры. Полученные а- ходе исследования результаты мо'тао использовать:
- при дальнеЬиеЯ разработке эпистемология, социологии,
истории (философии и социологии, истории религии и культуры;
- при проведении спецкурсов гхо данной тематике преподавателя,! философии,'социологии, история философии, истории религии, истории культуры, повышающим квалификации в ШК, аспирантам и студентам философских факультетов в целях болео глубокого изучения вопросов истории человеческого мышления, 1;ультуры, общества, особенностей современной культуры и общественного сознания;
- при составлении учебных пособий и подготовке курсов лекций по философии, истории религии и атеизма, истории мировой культуры, социологии.
Результаты диссертационного исследования получили практическое применение при чтении диссертантом лекционного курса по истории'религии и атеизма в Санкт-Петербургском госунивер-снтете, в Ленинградском электротехническом институте связи им. Ы.А.Бонч-Бруевича, по философии в ЛЗКС а:. проф.М.А.Бонч-Бруеьича, при чтении спецкурсов "¡.'¡истика в современном мире", "¡¡сторш: магии и оккультизма" там не, в лекционной и научно методической работе по линии общества "Знание". Штариалы диссертационного исследования были использованы при подготовке целого ряда методических работ в Л&ЯС им. проф. Ы.А.Еонч-Бруе-вича и двух бропвор в издательстве "Знание".
Апробация. Диссертация представляет собой результат многолетней работы автора над проблемой. Осношые положения и выводи диссертация получили публичнуз апробация и пологаггель-н;>ю оценку научной общественности. Теш исследования, структура и ocitosaue идеи докладывались и обсувдалнсь на кафедре философии ленинградского электротехнического института связи и.;, проф. Г.1.А.Бонч-Еруевича, где она была рекомендована к запето (1591 г.), на конференциях и мэтодологических семинарах каф;одры философии ШК при Санкт-Петербургском госушверслтете i1031 и IS90 гг.), на заседаниях подсекции "истории л философии рютгип" Сегеро-Западного координационного Совета по об-¡г.естпзг.ннм наукам .'.3 к ССО РОЗ? (1990 г.), сектора теоретических проблем научного атеизма Института философии .11! УССР (ICZ9 г.), в ыо^есгг/блпкаксксм филиале лыстнтута научного атеизма АОК при ЦК КПСС в г.Киеве (Iöü9 г.), на Всесоюзной гаорстяческой коаЬерект« "Религия к атеизм в истории культуры" (Ленинград, IS£0). Основные колошения, результаты и выво-
- l'I -
ды диссертационного исследования опубликованы в 3 монографиях и 2 бро:2орах автора, а таг.ме в статьях и тезисах ко:?Торен-цлл общм объемом свк^е 40 л.л. Ссковноо содержание монографий освещалось в реферативном журнале "Общестпстшо пауки в СССГ", Сер. 3. •5jluocov,ci::io пауки (JJ.: ilEIOIi, 1987. - К 3. -С. I02-10G). IIa работа: автора, каса.шуеся теми диссертации, имеются (в позитивном плаке) ссылки в ряде издании: Глаголев B.C. Роллг озпо-иде.алистичэская культурология: лдо:-;ныо тупл-ки. - 1.1.: Мысль, I0G5. - J. IC5; До вина Л.13. Мистицизм и ре-лнгия (обзор советской литературы) // Бог/росы научного атеизма. - Бип. 39. - Мысль, ЮЗЭ. - С. 255-253 и др.
Структура и объем диоегяхгозян. Специфика системного диалектического метода, используемого в диссертации для изучения глгии как сложного полиморфного к аодфункцгона. тпого .духовного л социокультурного образо-.-ашш, определяла логлх-у лЪсле-довалля л соответственно архитектонику работы, которая состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Библиографии.
Диссертация'Кзло"ег.а на 371 странице машинописного текста л включает в себя три табгсцн, на конкретном соцлологлчо-скал .лторпале хуиэстркх^аткх основные положения, лмдвилутко дкссортанто;л на зоткту; б::бл юграфлю, содерщэщуц 352 каагоно-;чагю (из шзс 151 - на русском гзнге и 201 паткогованхо на икостр:л::п:;; гзгках).
Во Вгслгогея обоснована актуальность юх, проаналлзирога-на разработанность проблемы, определен!! цели и задачи ксслсдо-кцкя, охарактеризованы теоретнко-методологичоские основа::;т» исследования, княЕЛ>.ч:а новизна полученных результатов исследования, сформулированы положения, еь-посилю на защиту, оаскры- . та ?оо?зт::чесг.ая и практическая значимость результатов, а такте представлена пнф.зрьтацпя об алробацгз* диссертационного после зоглкия.
Палдая глава хботы - ".¡стог:адра.^яя проблем»" содор'глт чегкре 5 I. проблема магии в классической немецкой
Ги.тсоо'ли второй половики ¡ЗГл - шч:-.ла дш вв.; § 2. Магия в контексте этнологических теорлй MIX--XX вв.; § 3. Магия в систоле гуманитарного знания XIII-MIC вв.; § 4. Проблема магли з со-CSTOKO" пауке. Главной целью первой главк является критический анализ эголгяда представлений о магли в истории фллосафлн и науке под углом зрения характерных для отдельных этапов, направ-
лений или исследовании особенностей, преобладающи методов и специфика подхода к магии.
Б первом параграфе освощается постановка проблем магии в творчества ряда представителе:" классической неженкой философии, которые первыми с?али Еыделять магии как особенны:;, специфический феномен религиозного творчества человека. Среди немецких философов этого пермода первым, кто обратил свое внимание па магию, был Л.Глнт, который в своей работе "Религия в пределах только разума" по существу предвос::лгпл позднее более детально разработанную Гегелем схему исторического раеЕ::т:ш религии, начальной стадией которой является естественная религия - колдовство как вера в сверхъестественное без бога. Однако проблема происхождения религии, исторической эволюции религиозного сознания п моста в кой магия ко входила е область специальных интересов Канта к потому свои замечания и идеи о магил и ее отношениях с религией оы оставь незавер-сепнгми.
Научный отатус проблеме магил придал ..".ругой немецкий философ Г.З.О.Гогель, предприняв попытку определить место магии в исторической эволюции религии. В своих "Лекциях по философии религии", прочитанных им в Берлинском университете з 18211331 гг., анализу специфики магического сознания и поведен:ш, их »,;осту в истории религии Гегель посвящает отдельную главу под названием "Естественная религия". В ней он создал первую в истории науки концепция магии как исходной точки эволпции «олиг.:;: в связи со сво:ш всеобщи замыслом построить глобальную схе;!у исторического развития человеческого духа, частью и ступенью которого является религия. ",!аги:о Гегель рассматривает как "первую фо;>му религии, которая, собственно говоря, еще ну мотет быть названа религией", как "самую древнюю религию, наиболее дккуы и грубую ее Форму", предполагающую власть человеческого ¿уха над природой и в этом смысле противозтоядуга собственно религии с ее верой п абсолютную волю.
Под влиянием Гегеля оказался к Л.Фейербах, большое внимание п своем творчестве уделявший истории и философии религии. С сво;::с "Лекциях о сущности религия" он вслед за Гегелем онр?Д£1Л.ч9т илгиь как нэрглпгиозную форму религии, покоящуюся на вере цолоЕека в сбою власть над природой. Впоследствии эта точка зрения на иягио наила многочисленных последователей ере-
-ЕЗдя созетских ученых 30-х и 60-х гг. (В.К.Никольский, З.А.Цейтлин, Ю.;1. Семенов и др.).
Во втором параграфе рассматривается отношение к магии представителе!', этнологических теорий XIX-XX вв. В связи с тем, что среди этнологов не было единства ео взглядах гак на магяэ, так я на общие методологические вопросы этнологии (этнографии) , в чараграфе выделяется главные этнологические направления итого хронолог гаеского отрезка, а именно: а) эволщиони-стское напраьлчк-íe «жца XIX в. (Э.Тайлоп, Дд.Орэзер, Л.Каст-рен, 5.Гребнср, Р.',!аретт, К.Прейсс, А.Зирклндт, В.Еуцдт); б) французская социологическая скола конца XIX - начала XX вв. (Э.Д:оркге£н, Х.Юбер, Р.Хертц, М.Мосс, .'.¡.Гранет, А.;.:ейлет, Л.Леви-Ершь); в) функционалисте кое направление, стагяее особо популярным з соредлне XX в. (Б.Малиновский, А.р.радгаифф-Браун, Э.Э.Эванс-йрдтчард). Б параграфе внимательно аналлзи-руется как общая позиция в относенпп к магии перечисленных представ ¡телей указанных направлений, так л то, что их отличает друг от .друга по интересующей нас проблеме.
Б третьем ^раграфе первой главы проблема магии рассматривается в общем контексте гуманитарного знания конца XIX-XX вв. Предметом отдельного анализа являются: а) психологические концепции магии (З.Зрейд, К.Юнг, i.Скнпнер); б) структуралистский подход к маг:г: (X.Леви-Строс, Э.Ллч, Р.Якобсон), в) социологическая концепция мэгии .'¡.Вебера и его последователей. Результатам проведенного в параграфе анализа является тлполо-гизация воззрений различных исследователей, представляющих разные гу.манитарные дисциплины, на проблему магии, ее отношение к .духовной культуре, к общестгу в цетсм.- Это первая попытка такого рода типологии по отношения к исследуемой в диссертации проблем!.
В четвертом параграфе рассматривается история изучения проблемы магии в советской науке, анализируются позиции отдельных советских исследователей, работавшее по этой теме. Хсторш исследования магии в советской науке мопшо разделить на три этапа. На первом этапе - с 1917 г. по качало 30-х гг. - во взглядах советских ученых, несмотря на ярко выраженную ими прлвергтекнэсть к материалистическому объяснению магии п ее корней, в то ги время ощутимо заметно влияние западных исследователей этой проблемы, главным образом классиков эеолю-
цнонизма ЭДаИлора и Дж.Фрэзера, отчасти представителей (французской социологической насоли Э.Двркгейш и Л.Леви-Бршя и британского функционализма в лице Б.Малиновского. С середины 30-х годов в советской науке, в том числе философии и религиоведении начался новый период, связанный с привнесением в науку .пуха "классовой борьбы" и борьбы "с влиянием бур-'луаз-нод вдоолошей", следствием чего стало, в частности, осуждение' западных концепций магии и, соответственно" "западничество" тех советских ученых, кто разделял позиции, скажм, Фрэзера или Д:эрпгей.:а, или Леак-Брлвд. Деидсолох^изация советской (милософм и науки, а значит, и проблемы магии началась с IÍ53 г. и с этого момента начался новый период в исследовании мапш советский |Тдлосо.1шя и историками, выразившийся главным образом в возвравеша в научный оборот теорий 5¿>33e-ра, Леви-Ерпля л т.д.
Во второй глав о - ".Магия, ее суидость и морфология" рассматривается слолухтю вопросы: 5 I. Проблема семантики. Магия и рэллгия; в 2. ¡.'орфо.тогия магии. Основной задачей в этой главе било уточноние ссмантичосково содерганкя термина "магия", проведение анализа взаимоотношений магия и религии :: нос то кование морфологии магии. В первом параграфе после уточнения соматического содер-ханая категории "магия" доказывается, что в религиозном ког.шлоксе илоется достаточно большое мкомоство различных единичных явлений, обладающих цела» рядом сходных существенных признаков, сторон, которые и по-зеу.ад:1» объединить эти явлаиия в особый •отдельннй класс -класс, который к ялзпуотся в работе понятием "магля". Поп рамен 1.1 вопроса о coo?::o¡r.3i¡.;¡: религии и магии автор исходил, 470 •íur.oiío«-} следует проводить по липли род-вид. Родовим в данном случае понятном Судот ;ч)лж«я, ибо термин этот пелоль-з:,-0'Гся для обозначения целой груяиы конкроишх и крайне мно-гойбргзш-х верований я культов, объединенных друг с другом oíirx родоглк: признаком - верой в сверхъестественное. Fo рели-w): как а'.ст.-да.дли в чистом виде не существует, как не существуй? ow-:rai!o от один :чиого и об::;ого. Последнее существует :: fi-j.risjeTCí: то.чь'со в л через единичное. Так и религия всегда еуиестгосола и гг;л;ствуот в и чорез esoa конкретные л оди-ин'пл'р кзгорлчеагаа уорлы. i; чюлу таких 'фор,.: обычно относят тотемизм, 1»ол11дюто"пзн, мопото.сты, !лг;;и ме отказы-
- 15 -
ш.от в праве на место в это;"; схеме на том основами1:, что, в отличие от перечисленных исторических форм религии, она dy.vo бы по обладает объектом веровании, ^водясь только к ритуальному поведению. 3 параграфе ira конкретном материале покапывается некорректность такого отношения к маги, раскрывается объект магпчес:-;пх верований, наличие которого и дает право на то, чтобы поместить магию в вышеуказанную схему исторических форм религии. Еолзе того, этот материал дает основания док вывода о том, что iimoiiko магические представления о сверхъестественном с прдсууеК ни сиецзрлной являются г&нртлЧоски первичной формой веры в сверхъестественное. 3 силу этого маг::я закономерно запхает одно ::з ва":яейп:1Х мест в религиозном комплексе, будучи кзр.яду с гушпзглом, тогетлигшг.! и т.д. одной из iic— торнчеоки:: форм реагин, предшествуя ым как генетически :тор-внчная, наиболее грубая, неразвитая фор:а веры в сверхъестественное .
Зторой параграф посвяден морфологического анализу магия. 3 нем показывается, что магию нико::м образом нельзя сводить, так это часто делается в литературе, к системе одних только обрядов и ритуалов, ибо она представляет собой гораздо более сло'шое явление, включающее в себя кесг-олько различных само-стоятельн:;: уровней: идеальный. имеюднй доло с особп/л магиче-ск:~!Л представлениями, верованиями и эмоциями человечеа; инструментальный. в смысле наличия в этой системе лш) особого механизма и особых инструментов (люди-колдуны, магические обряды и манипуляции, коддовские снадобья, заклинания, фетнмн, амулеты д другие магические лрод".оты), посредством которых указанные паве верования, представлен:л л зкоцдо материализуется и реализуются па практике в поведения их субъектов и носителей; с однорог -ипзац попнвй. в смысле возникновения в процессе роаллзадил и материализации этих верова;:::й в форме обрядов определенного типа социальных отношений тех и г.е*:.:,у теми:, кто является субъектом такой реализации и »'атерпали^аиин. В результате проведенного морфологического анализа »сдгки. целью ;;оторогс является а) выявление всех сучс-ст1;ен:.;1!х уровней дифференциации магии и б) анализ существу .ом::.". :.,с.?;ду эти."!! уроЕиямл связей и отно.анай с тем, чтобы, проникнуть в суд-пость макв1, т.о. выдать се ттуареглоз строшшо как сло:л\й: за:л'л:утон систс:.ты, млгия лгедстает как ед'/кст'о тпт.-'с''-
шпх ос элементов: магическое -сознание, магическое действие и магическая оргахглзацня. Вводзлне в научный оборот вышеуказанные термины (магическое сознание, существующее на двух уровнях - "лце- югиг" и "психология" колдовства; магическая орга-'ппоацпл п т.д.) слу;:саг для обозначения вакнейших морфологических структур магии, без анализа которых невозмогао постижение, сущности ыагин. Такой анализ проводится впервые.
Просчетом третьей главы - "Шгия 1сак социальный феномен" - являются следующие вопросы: § I. Социальная основа магии и § 2. 1.:агия х'лк социокультурный институт, ¿уподи магии. Основной цель .о этой главы является социальный анализ магии, раскрытие ее социокультурной сущности и соответствующих функций.
В первом параграфе рассматривается социальная основа магии в доклассовом обществе. Помимо графической слабости и зависимости от природы древнейших лпдей как основного социального фактора, обусловившего их поиски иллюзорных, иррациональных, .т.е. магически: средств практического воздействия на природу в параграфе в структуру социально:": основы первобытной ма-пш вводятся такле моменты как бессллие человека перед общественными отноиекия.л и процессами доклассового общества и ппц-емстаенность, консерватизм и традиционность в развитии магических верований и культов. стимулируете л поддср'киваемые особой грудной за:шторэсованных в этом лодей - вначале стариков, составлявших авторитарны!! слой пеовобытных коллективов, а впоследствии специалистов, т.е. профессионалов-колдунов. Суть этих факторов состоит в том, что первобытный человек был полностью в плену тех форм общеяития, которые сформировались в первобытную эпоху. Они им воспринимались как некая ¿необходимость, которая по природе своей является надчеловеческой. Традиционный, застойный характер родового коллектива определял и устойчивость норм и обычаев мизни и быта его рядовых членов, всевластие слоштшхся стереотипов, в конце родог.леменного общества - определенных форм власти. Все это, несомненно, оказыт Бало значительное влияние на формирование представлений о сверхъестественно-1, в том числе и ыагтчэских;
Во втором параграфе анализируется специфика магии как социокультурного феыо;.:ена и исследуются ее соответствующие функции. Теоретико-методологической основой такого анализа и ис-
следования является выдвинутая автором социолнотрументальная концепция культуры, согласно которой кагдый социокультурный феномен (техника, наука, религия и т.д.) выполняет определению инструментальные функции в обществе только ему присущим способом. Исследование этого способа, спецлп:п;и вылол:;о:ик им своих инструментальных в культуре и обществе и рас-
крывает социокультурную сущность того или иного социального института, выступающего в этом смысле средством или точнее -инструментом, с помощью которого реализуется культурная деятельность человека. Повелительно к магли это означает, что для поцллтткого понлмгния маглп как социокультурного института неоОхочхло выявление ее лнстпу: тентачыг.х г'^нкца": л аиг.ллз спе-цл'л'кп их пзаллзацил в тодессе человеческой дзятельностл. Такой анализ еще не проводился ал в советской;, ни в зарубежкой литературе по этой проблеме. Б отличие от представитслей британского функционализма литовский, Э.Э.Эванс-Прлтчар-да, Р.А.Радыв;:]»п-Брауна и др.), пытавхихся подменить аналлз» социокультурной сущности магли анализом какой-нибудь одной . Функция этого феномена, в диссертации построена логическая схсма всего комплекса основных социокультурных функций магли (мировоззренческая, регуЛятивно-нормативная, организационная, разграничительно-объединительная и компенсаторно-затаная), выявлена спецпОпка выполнения еп этих функций в процессе культур! ,й деятельности челозека. С-то позволшо придти к выводу, что магия есть исторически обусловленный момент или форма становления культуры. Социокультурная сущность магли а цоклао-совом обществе состоит в том, что она в отсутствие нзсТ.ормнпо-вавппхея в то впемя светских механизмов культуры. в условия:: сиркозтизма архаического сознания и негаочлекенностл общественно:'; практики на отдельные обособленные взды п наг/давления, выполняла ь обществе и культуре все те функции, которые гпо-следст': и поогстлл к другим елец т".:1ческ::.л культурны:.! механизмам регуляции и адаптации общества - морали, праву. монотзио-тической пелагии и т.д. Что касается социальной ролл магли п доклассовом обществе, то ее, как показано н параграфе, раскрывает не адна какая-либо функция кагии, а ъеоь комплекс ваех ее функций, взятых в системном единстве, причем в определении.'' исторически конкретный момент.
- 18 -
Б четвертой главе диссертации - "¿илссофские проблемы генезиса и эволлции магии" - содержатся следующие параграфы: § I. Бознммювенио первых магических, верований и их когннтпв-ш:о детерминанты; § 2. Генезис и становление первобытной магии; § 3. Зволяцая порвобитной магии в связи с переходом к копкротно-поглтийпоыу п абстрактко:.;у !.л:млгкп:о. Главной задачей данной главы было по:сазать, что социальны!': анализ магии нельзя отрывать от гносеологического, в ходе которого раскры-ваотсл опецп. йческне когнитивные детерминанты возникновения воры в мягн:о, выявлгетсл историческая обусловленность и закономерность ее генезиса и эволэцты как "превращенной" фор:,ш становления человеческого сознания в целой. Предметом анализа данной главы и явились те особые идеальные структуры и особенности архаического дознания и ажкш, которые способствовали возникновения и дальнейсему развитию м?"дческих верований.
Б первом па «аграфе речь идет о первоначальных этапах развития человеческого сознания и о возн;ыпювенил первых магических ворован:»;. Тот этап развития сознания человека, на котором стало возпотвд появление этих верований, в науке обозначается как эпоха "наглядно-обр-люго" мышления. йменно на этом этапе возникает представление как особое свойство человечен.сой психики, шк особый психический (феномен, сыгравший огромную роль в развит::.! человеческого сознания. Характерными чертами этого нового тила мышюния было отделение да.' стиля от орудия и предмета труда и появление действия обобщенного, целью к смыслом которого било уже не получение конкретного результата, а превращение результативного действия в его изображение.
В тог момент, когда действие стало производиться в отрьте от предмета, в £орг.;е изображения реального трудового результативного акта, выявилось, что оно оказывает эффективное' воздействие на трудовой коллектив. 3 этом смысле имитация действия' (вместе с сопровождающими его звукз"и) стала выполнять сигнальную, коммуникативную функцию, Зстестзенно, что даме такая примитивная коордишдш действий коллектива сберегала его силы в отличие от тон ситуации, если бы вместо сиыволов-:ср:цсов и хостов сразу координировались разнородные действия - одни реально начинали бы в случае битвы нападать на врага, крупного хищника, другие бегать от него и т.п. Так произошло реальное разделение трудового акта к его символа (имитации), с сохранением нераз-
- 19 -
рывной связи медду ними в сознании. Постепенно такого рода имитация действия с помощью движения рук и других вспомогательных срсдстз, будучи социально прогрессивным, явлением, человеческой культуры, превратилась в "язык жестов", который, будучи ватаейыим в то время средством и формой общения, кресте с рдзЕявадпддлНся на его основе звукаьа стал выполнять не менее шглше социальные функция: кошушкатнвно-сигнификатпз-ную, регулятивную, а такие фушцию средств передачи информации - культурных традиций, обычаев и т.п. - от поколения к поколению. Перечисленные функции сохранились за такими действи-ямп и тогда, когда они превратишь в магический ритуал. Зто произошло потому, что в условиях "отрицатедьно-эконалнчеоко-го" развития продзЕэднгольгдах сил доклассового обвесит перво-бытш:е люди были ограничены и в своем знании подлинных прд-чикно-следственкнх связей в миро, а потому не могли разобраться л в том, какие их действия выступают в качестве прпчлтш необходимых для их ялзни следствии, а какие - нот. Потот^-то они действия не результативные, а лимь с;:мволизлру:ощие результат или средства к способы достижения этого результата, выступавшие до того сродством сообщения о наличии зверя там-то и там или средством призыва, скажем, к охоте, или ме средством координаты усилий; всех членов трудового коллектива во врег.ш этой операции, сочли за необходимое и важнейшее условие успешного завершения этой и подобных ей хозяйственных операций. Б своем сознании древнеймпэ люди связали успеиный исход своих трудовых усилий, а, значит, и есю свою хиа не только с результативными действиями, но и с действиями символическим:!, т.е. иллюзор-нымл. Большую роль в возникновении названной зисе связи, ассоциации сыграли и тот факт, что первобытный ритуал бил ежпере-тнчееккм, полггфупгдыонзльним. Но постепенно з услов::лх постоянно возниглющих на "отридательно-эконо-икеской основа" проблемных, т.е. амбивалентных, конфликтных елтуацдй и соответствующего им общего эмоционального фона магическая функция ритуала стала ведущей, ибо способствовала выходу из этих ситуации, из состояния стресса.
Символические, иллюзорные действия, составивши основное содержание первобытного ритуала, в зяазки дрозне^дд:- людей постоянно переплетались с действии'.*! результату;;:!;.;::, т.е. реальными. Оба эти вида первобытной .диктат- - лллюзэинал, стголд-
- 20 -
ческая и реальная, предметная.- в архаическом сознании рассматривались как в равной степоки необходимые для благополучия. всей кизил. Действия дрог.нейустс дядей, относящиеся к их пдлюзорно-сишоллческой практшсе. и составили основное содержание первых этапов первобытной магии. гноееологической осно-еой которой является смешение объективного с субъективным. Первоначально такого рода объективация субъективного с субъ-ектиънш выступала в форме отсутствия различай мезду действием как знаком, символом результата и действием, реально приводящим к результату, т.е. действием-результатом. Именно поэтому первобытный человек посредством ритуально-символических действий, в которых объективируются в чувственно ощутимых (Формах его прсдставлсшш, пытался воздействовать на мир. Именно этими факторами объясняются самые древнейшие магически ритуалы и обряды, в которых люди столь настойчиво и упорно имитировала реальные свои действия во время охоты, рыбной ловли, военных схваток и т.д., то есть ритуалы, относившиеся к гомеопатической магяи и составившие первый этап в развитии колдовства - непосредственное, или прямое колдовство, когда магическая сила приписывается исключительно пока одним только человеческим действиш, имитировавшим реальные предметы .ли процессы природы и применявшимся о цели воздействия на эти яшэ-ыенно важные ,для первобытных людей объекты.
Тот факт, что вначале магической силой наделялись не предметы и явления природы, а человеческие действия, был известен в науке еще со времен Геге^л. Сторонниками гегелевской точка зрения на генезис магии били А.Фиркавд, К.Прейсс. В советской науке этой точки зрения придерживается Ю.И.Семенов. Однако перечисленные последователи не могли объяснить, а почему человеческим действиям стала приписываться магическая сила, почему одни действия стала рассматриваться как имоюпдо колдовскую силу, а другие - нет и т.д.? Б то же ^ремя ответ на эти вопросы является важнейшим моментом в теории магии, а найти его можно только учитывая особенности первых человеческих представлений и их связь о действием, ритуалом, что ш и сделали при анализе первоначального этапа в генезисе магии. До этого ни в советской, ни в зарубежной литературе эти моменты при объяснении причин возникновения магии не учитывались.
Во втором параграфе исследуются когнитивные детерминанты,
- 21 -
обусловившие переход от пряного, непосредственного колдовства, когда магической силой наделялись лишь действия самого человека, к колдовству опосредованному, когда мехду человеком и объектом коддовстеэ появляется инструмент колдовства, когда возникает вера в наличие маг;гческп: свойств предметов и явлений природы и в возмо'шость пользоваться шли в своих интересах человека. Появление подобного рода вооований о наличии магической способности явлений!, процессов п предметов внешнего мноа влиять на исход человеческой деятельности стало возможным поп переходе архаического сознания па трет-тй зтап своего развития - на стадий конкоетко-почятиГщого йыштгеппя. lía этой стадии начали формироваться первые формы и способы лошческо- ' го рассуждения. К выводу о магических свойствах, о магическом влиянии, магических эманациях со стороны процессов, явлений и предметов природы первобытный человек пришел вследствие своей Склонности к рассуддепию на основе аналогии, ибо одна из тарных умственных операций, которую он освоил, было умозаключение по аналогии на основе выделения сходных признаков. Конкретный анализ первых магических верований (гомеопатического, контагиозного, парциального колдовства) и их когнитивных детерминант подтверждает справедливость этого вывода.
В третьем параграфе анализируется эволюция первобытной магии в связи с переходом к коиеретпо-поаятийному и абстракт-налу мышлешю. Ka этом этапе развитая сознания весь мир представлялся первобытному человеку оплетенным вообрачаемнмл магическими нитями и связями. Црзчшш, которые привели к формированию тадого мировоззрения, не следует дскатъ в мистическом складе первобытного сознания; напротив, они связаны с особенностями само" первобытной рефлекс::':, т.е. коренятся в работа отлого логического .мышления, которое еще формируется и потом;' иц только приводит к открытии мира я его законов, но одновре-мздио и породдаот мистический, по выражению Леви-Ерюля, вдглчд
шр, оояаругшвая в нем связи вни'ааеннге, вообратаегше. Угэ происходит поте:,у, что, itaic свидетельствует история пволю-Шц! человеческого сознания, еде задолго до окончательного формирования мышления первобытные люди в процессе своей практической матерчачьнои деятельности шаг за шагом познавлЛи про-oreüune связи п отношения, действуйте в мире. Но наряду со связями реалькши они устанавливали ие.дду еския и явлениям'
- 22 -
связи и вымышленные, иллюзорные, в частности, такие связи ке:вду причиной и следствием, которые предметам и явлениям природы вовсе не были свойственны. Результатом последнего было, например, рождение "каузальной" магии, основанной на принципе "post hoc, ergo prop tar hoc". Гносеологическим фактором, способствовавшим росту в архаическом шллении рассуздать по этому принципу, являлась метафизичность первобытного сознания, вынуждавшая его во многом игнорировать роль случайности в мире. Так, "дикарь", убежденный в том, что каждое явление и событие в природе и общестзе имеет свою причину, целенаправленно питается найти ее в той или иной ситуации. Там же,, где эта ' причина скрыта от него множеством факторов к условий, где она есть результат игры многих случайных, он исходит из указанного принципа, объясняя ее ссылкой на колдовство. Подтверждением данного положения является приведенный в параграфе анализ нейрофизиологической основы указанного выше принципа, а также материалов, связанных с умственным развитием ребенка. Данный анализ и материалы помогают понять целый ряд особенностей архаического сознания, которые способствовали йормиропанию и развитию магических верований, но до сих пор не учитывались в литературе по данной проблеме.
Что касается абстрагирующей деятельности сознания, то советские исследователи подробно изучили ее роль в возникновении верь в сверхъестественное. Вместе с тем следует отметить, что применительно к магии эту проблему они не анализировали. А ыеяду тем, благодаря абстрактно-словесной шооме мысли появились новые возможности для магического отранения действи-те.&ности в человеческой голове, ибо превращение идеи в самостоятельную сущность привела к тему, что человек поставил слово над вещью и слепо поверил в силу слова, в способность последнего изменять саму вещь, влиять на ее судьбу. Повелительный характер слов привел к представлению об их колдовской силе. Речь в силу своего преимущества перед кзетами оказала огромное влияние на развитие и распространение самой магии. Слово было, в представлении наших предков "именем", "знаком" предмета, как до тою эту роль выполнял описательный жест или рисунок, а потому власть над словом, как до того над любым другим знаком позволяла им воздействовать на сам предает. Вполне понятно, что эту возможность наши далекие предки ис-
пользовали максимально широко, следствием чего явилось возникновение заговора, заклинания, т.е. вербальной магии. Но нь только возникновение вербальной маг~л и веры в магическую си- . лу слова явилось побочным результатом развития абстрактного мышления. Переход от чувственно-конкретного, наглядно-образного к понятийно-теоретическому мышлению налогом свой отпечаток и на эволюцию к тому времени уме существовавших форм магии, на укрепление представлений о существовании в мире магических связей и отношений медцу вещами и явлениями, способствовал установлению в воображении человека все новых и новых колдовских нитей кецду объектами материального мира, ме.'.щу ними и самим человеком, ибо слово, как мокно судить по исследования!,1 развита ре'И и ккьления у ребенка, первоначально вы-стугает как свойство зещи, как знак чувстзенной вещи, ассоциативно связанной о другой чувственной вещью. В силу этого одной из характеристик архаичззкого мышления яатяется его синкретизм, следствие?.! чего выступает но различение им субъоктив- , тк связей, в основе кот о тс'х лежт случайные ассотуацт-д: и онуленпя. и связи объективные, ппяьъдле-к.'лю миру. Ребенок поэтому мыслит целыми кусками, фрагментами, не разделяя в них прздаетов друг от друга. Данные филогенетические процессы, как показано з работе, помогают понять процессы онтогенетические, ибо такое яе магическое отношение к словам наблюдается и у "примитивных" народов.
Во многом синкретизм, или комплексность архаического мышления объясняется также и лингвпстпческгдд Фактором, а именно: отсутствием у первобытного человека достаточного количества языковых средств для выражения общих понятий, вследствие чего ему прпходллось (I) выражать общее через отдельное. (2) Другой особенностью первых языков было то, что р них очень часто одно и то ке гралкатическое средство использовалось не только для выделения имечкого сказуемого, но и для выделения определений. Выражение же с помощью одних и тех же язчкогых средств отождествления, эпитета « сравнений создало возможность для того, чтобы вместо абстрактных обобщений использовались обобщения или по принципу метафоры (т.е. таким образом, что одно явление сопоставляется-ототдествляется с другим, хотя с нкм в действительности и не связанным, но обладающим общим с г:гл признаком, для выделения-обобщения именно этого признака),
или но принципу различных метонимий, т.е. подаены одного понятии другим, связанным с нш в каком-то отношении, но не обязательно в смысле причинно-следственных связей В результате этих операций в языке мокет появиться и появлялись в реальности целые семантические ряды, т.е. цепочки понятий, взаимозаменяемых или ассоциативно связываемых друг с другом, причем обусловленность их связи с позиций формальной логики и структуры современных языков чаще всего отсутствует, но с точки зрения социально-гносеологической, исторпко-генетической она раскрывается как "метафорическая" или "метонимическая" ассоциация. В каждом из семьи древнейших языков мо:шо найти множество подобных семантических рядов. Причем эти семантические ассоциа-ляк и связи были но только ^всткеяно-образными; они одновременно порождали и специфические эмоции, ибо имели определенные нейрофизиологические обоснования, о тоторых вдет речь в настоящем параграфе. Эмоциональное же отношение к семантичес-ки-ассоцпативным языковым рядам также приводило к тому, что связи, которые возникали мезду различными понятиями в этих рядах, переносились человеком в объективный мир, где он также "находил" связи мезду обозначаемыми этими понятиями объектами и явлениями. Магические верования такого рода были снованы ка реализации метаФоро-мотонпмлческлх трансформаций, на создании, другими словами говоря, синтагматических течений из парадигматических связей и наоборот.
Метонимия, установленная путем соотношения (реляции) смеаноотей. т.е. подмены одного понятия друга.;. связанном с нил в каком-то отношении, раскрывает специфические механизмы образования такой разновидности первобытного колдовства, как контагиозная магия, основанная на принципе соприкосновения ила заоааения.
Метафора же находит свой эквивалент в исходной точке гомеопатической магии, основанной нр принципе подобия (метафорическая связь подобия является основой Формирования метонимического воображаемого причинного соединения).
Перенеся воображаемые связи такого рода в объективный мир, первобытный человек попытался с псмоцыо -кагических обря-
1 Мифология Древнего topa. - М.: Наука, 1977. - С. 11-12.
дов использовать их в своих интересах. Ужз Дк.Фрэзер отметил роль и значение такого рода связей и ассоциаций в процессе генезиса различных ветвей магии, но раскрыть их истоки V причины появления он не смог. Данный анализ восполняет пробелы в учении Фрэзера и ложится еще одним "кирпичиком" в теория магии, предложенную в работе.
Вышеперечисленные особенности архаического сознания и явились когнитивными предпосылками и факторами возникновения веры в магию, обусловили закономерности ее генезиса и эволюции как "превращенной" формы эволюции человеческого сознзния в цолом. Основное направление эволюции магии - это дличонле по линии все большей я большей символизации и сгыпптуалпзд-гога. что приводит к персонификации магических сил, как благодетельных, так и "згубных, вредоносных, в форме образов пухов, демонов и да;.-се богов.
Предметом последней, пятой главы - "Социально-культурологическое исследование типов и моделей функционирования магии в классовом обществе" - являются следующие вопросы: § I, место и роль магии в религиозном комплексе древних обществ; § 2. Тип, модели и особенности функционирования магии в западно-европейском общостве в эпоху Средневековья; § 3. Три модели функционирования магии в XX в.
В первом параграфе исследуется качественная специфика двух различных исторических разновидностей магии - "динамической" и "демонической". Наряду о культурологическим анализом этих разновидностей мапш вскрывается и причини, которые привели к переходу от магии "днпатаческо:'" к маг::.; "демонической". анализируются специфические особенности инрооай'де'шя членов древних обцестЕ. которые оассобсч ювали рогдон:п воры в "демоническую" мзгаэ. тему, что она заняла центральное место в религиозных комплексах древнего мира.
Во зтором параграфе рассматривается еще одна историческая разновидность магии "разжалованная" магия. Под попятл-г: "Шо-:г.';ловаичая" магдя имеется в шуу оу:.-м.л веповаш';. и депо;.--вий. гснетичес'.ш связанных с магическими нрзиставл^н::.?;.::'- и ритуалами "длнамичоскоП" и "демонической" магии горвобыиюосп и древности, но ;у:?е в ситуация, когда маг/л ко.ялгчагся ,нр только едпнственным, но и .просто. велущш .Фактором :мк пр^с.-ной, так л светской жзнсде^телънооти ладои ^ ¿оэдз_гл¡ог,;до
- 26 -
того выполнявшиеся ею и только ею социокультурные функции. теперь исполняются другими социальными институтами. Типичным пржером такой "разжалованной" мапш может быть магическая практика и мировоззрение времен Средневековья и Ренессанса в Западной и Восточной Европе в условиях доминанты религпозно-христмаксксго мировоззрения, связанного уже с автономностью с;У>ер культуры, анализ которой предпринят в данном параграфе. Отдельным вопросом рассматривается знаменитая "охота на ведам", захватившая Западную Европу с третьего десятилетия ХУ1 в. Для понимания причин, породивших ее, специальному анализу подвергается "институт обвинений в ведовство" как осо-1 бый социальный феьомен.. В свете полученных результатов рассматривается история Западной Европы этого периода, социальные и духовные процессы, происходившие в ней в это время, следствием чего явился вывод о том, что "охота на ведьм" -это отнюдь не изолированная случайная страница в истории западно-европейских народов; она была очень тесно связана с экономическими, политическими и идеологическими противоречиями и конфликтами этой эпохи, будучи специфической формой их канализации и реализации в социокультурном пространстве.
В третьем параграфе рассматриваются основные гудели функционирования магии в конце XIX - IX вв. К первой относятся магические верования, ритуалы и обычаи, сохранившиеся среди сельского населения Западной и Восточной Европы в конце XIX -середине XX веков. Вторую модель составляют колдовские поверья и действия народов огран Третьего Мира - Африки, Азии и Америки - поверья и действия, живучесть которых сегодня есть одна из животрепещущих проблем этих континентов. И, наконец, третью модель составляет магомания, охватившая различные слои городского населения стран Западной Европы и Америки в конце XX в.
Анализ первой из них показывает, что сохранившиеся среди сельского населения Западной и Восточной Европы в конце XIX -середине XX столетий магические верования, ритуалы и обычаи представляют собой то, что Э.Тайлор назвал "культурным пережитком" предшествующих исторических эпох. Имея в своей основе глубокие социальные корни, они во многом определяли повседневную жизнь и быт сельского населения рассматриваемого периода в указанных регионах. Анализ второй модели (на материале Афри-
ни) свидетельствует о том, что воспроизводство магических верований в странах Третьего мира, в частности в африканском обществе, обусловлено прекде всего нарастаюдим социаль:?:;.: дискомфортом вследствие активного внедрения в традиционные об'де-ства новых социальных и экономически связей, что способствовало росту беспокойства и отчуждения индивидуума, вылившегося в невиданный социальный и духовный кризис традиционного общества. И тогда были включены все тлевшиеся в наличии этого общества форды к средства снятия и нейтрализации этого Зеспокой-ства. Рост магических верований, возроддкше многих колдовских ритуалов, в том числе института обвинены; в колдовстве и ведовстве и явились сзкралпзипованноп Нормой реакции традиционного общества на происходящие в нем кслзнсгше явления и процессы. Заключительная чгсть параграфа посвящена анализу историко-культурной обусловленности различных современных магических культов в западных странах, исследованию характера тех потсеб-ностей высоконндустриальных обществ, которые обусловливают воспроизводство и фу.'псционирование там всевозмоглшх магических верований. Особо отмечается тот факт, что помимо социальных уак-тоооп, способствующих росту интереса к магии зшчлтелькой части населения западных стран необходимо учитывать и другие Факторы. а именно: I) историко-культурные. связанные с особенностями развития запацно!; культуры к 2) гносеологические, с.вя-заннне с теми характеристиками современного обыденного сознания . которые действуют в направлении роста интереса к мат ли. со стороны обывателя. В качестве предмета особого исследования выделяется процесс стремительного роста интереса к магии среди большой части населения ССОР, обусловленного растудей социальной нестабильностью нашего общества. 3 работе прогнозируется дальнейшее развитие этох'о процесса в связи с резкими изменением уклада 'лизни многих миллионов советских людей, в худшую, по их опущению, сторон;'.
В Заключении работы подводятся основные нчог;: кослепсга-ния и намечаются дальнейшие перопектнвы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Гносеологические корни идеализма // Вестшщ ллТ/. Зкп.1. }? 5. - 1981. (0.2 п.л.) (в соавторстве о А.З.Хол&оаиког-чм).
2. Диалектика рационального и иррационального в исюр:и науки // Социологические проблемы познания и культуры. - Нем-
черкасок, 1931. (0,7 п.л.). - Дзп. з 1'ЛЛОН АН СССР от 04.09. 81, ;г 8410.
3. '¿нцеизм и наука. Критика теологизации происхождения науки. -К.: Знание, 1С83. (3,5 п.л.),
4. Проблема рационального и иррационального в познании // Марксистско-лзнинская философия и научный коммунизм: некоторые актуальнее проблемы. - Л., 1234. (0,6 п.л.). - Деп. в ^¿ЛСН .111 СССР от 18.04.85. 20411.
5. Сон разуш роддает чудовац. Критические очерки о мистика и иррационализме. - 1.: Лениздат, 1986. - 10 п.л.
С. Разноликая маг:ш. - К.: Советская Россия, 1987. -10 п.л.
г>. Колдовство под маской туки. Магия в нроолом и настоящем. - },'..: Зна;и1'- 1968 (3,5 п.л.).
8. ;.дг:;к и ее место в которая наук? // Религия и атеизм в истории культуры (Тезисы докладов). -Л.: ¿зд-во ЛГУ, 1989 (0,2 п.л.).
9. , ритуал, культура. Критика иррационализа-ции генезиса науки и культуры // Религия, атеизм и современная культура. - Л.: ¿1зд-ео гос. лн-га культуры юл. Н.К.Крупской, 1989. (0,5 п.л.).
10. Сатана там правит бал. Критические очерки магии. -Киев: Украина, 1991. - 21 п.л.