автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философский анализ мистических аспектов бытия человека

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ушаков, Павел Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философский анализ мистических аспектов бытия человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ушаков, Павел Владимирович

Введение

Глава 1. Комплексный подход к изучению человека в современной философии.

1.1. Философская антропология и научный подход к исследованию человека как биосоциального феномена.

1.2. Синтезирующий подход к человеку как многомерному феномену

Глава 2. Мистические аспекты бытия личности как предмет философского анализа.

2.1. Гносеологический анализ мистицизма

2.2. Мистический опыт и мистический путь практикующего субъекта

2.3. Значение мистики и мистицизма в жизни современного общества.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Ушаков, Павел Владимирович

Сегодня все большее число ученых отмечает нарастание духовного и экологического кризиса цивилизации в конце XX в. и высказывает мысль о необходимости поиска путей выживания человечества в XXI в. (Ахиезер, Баландин, Барулин, Гиренок, Дмитриев, Каган, Каганова, Казначеев, Камшилов, Капица, Карпинская, Кобылянский, Кочуров, Лекторский, Лисеев, Лойфман, Моисеев, Налимов, Платонов, Рудский, Рузавин, Степин, Фролов, Хоружий, Югай, Яковец и многие другие) [15; 26; 41; 84; 86; 90; 126; 137; 155; 172; 185; 213; 239 и др.]. В исследованиях подчеркивается, что основные катаклизмы на поверхности планеты в настоящее время инициированы именно человеком, имеют рукотворную социальную природу. Поэтому сегодня в центре исследовательского внимания оказывается сам человек (объединенный в самые разнообразные социальные системы) и его широкомасштабная социальная и природная (социоприродная) деятельность. Это социоприродные причины, приковывающие внимание к современному исследованию проблемы человека. С другой стороны, происходят разнообразные и сильные изменения в самом человеке, в его духовной и телесной организации. К ним можно отнести, например, изменения психодуховного характера, определенную деформацию нравственных ориентиров и моральных норм, ухудшение физического здоровья. Это вызвано: значительным отрывом современных людей от естественной природы и законов ее бытия; резким преобразованием природной среды и созданием искусственной среды социальной жизни; экологическими факторами и проблемами. Имеют место и собственно социальные причины -усложнение или даже кризис межчедовеческих экономических и духовных отношений. «Интеллектуальная революция развертывается бурными темпами, чего, к сожалению, нельзя сказать о духовной революции. Она идет робкими шагами» [156, с.8].

Во всех отмеченных случаях важнейшее значение приобретает проблема всестороннего понимания сущности самого человека и целенаправленного изменения его жизнедеятельности в более оптимальных, сбалансированных с природой и обществом направлениях. Это обусловлено следующими факторами. 1. Именно человек представляет активный целостный элемент, исходную структурную единицу любой надорганизменной социальной системы, является носителем главных социальных качеств. 2. Человек есть актуальная движущая сила любой социальной системы, основа всех социальных преобразований. Поэтому, если мы хотим понять общество, мы должны прежде всего понять сущность человека и его разнообразной внешней деятельности. В связи с изложенным, проблема человека, на рубеже XX-XXI вв. приобретает особую актуальность, оказьюается краеугольной в осмыслении процессов, происходящих в обществе и природе. Анализ философско-научного материала в данном аспекте показывает, что в настоящее время существует удивительное многообразие исследований по проблеме человека, разноплановость частных антропных исследований. В то же время, ярко выступает явная недостаточность комплексных синтетических трудов, необходимых для широкого понимания проблемы человека.

Так, начиная с XIX в., на Западе развивается ряд философских направлений, предметом которых являются те или иные стороны бытия человека: экзистенциализм, психоанализ, персонализм, концепции волюнтаризма, ницшеанского сверхчеловека, логический позитивизм и герменевтика и т.п. (Барт, Витгенштейн, Гуссерль, Камю, Кассирер, Ницше, Рикер, Сартр, Фрейд, Фромм, Фуко, Хайдеггер, Шопенгауэр, Юнг, Ясперс и др.) [8; 50; 67; 73; 122; 144; 145; 149; 168; 179; 184; 221; 232; 242; 243; 244; 268; 270 и др.]. А примерно с 20-х гг. XX в., на Западе формируется особое философско-научное направление - философекая: антропология, в котором человек становится главным, предметом познания: X. Блюменберг, М. Бубер, Г. Буркхардт, А. Гелен, О. Дериси, Д. Келли, X. Плеснер, X. Рикман, А. Сервера Эспиноза,. Л. Фарре, F. Хенгстенберг, Р. Цанер, М. Шелер и др. [122; 168; 184; 244; 248; 255; 259; 260; 261; 267; 265; 266; 268; 270; 277 и др.].

Проблему человека, в разных аспектах, все более пристально исследуют российские философы и ученые из разных областей знания: В.П. Алексеев, Б.Г. Ананьев, И.Л. Андреев, Л.И. Анциферов, B.C. Барулин, Д. К. Беляев, Н.П. Бехтерева, М.Я. Бобров, Н.П. Бочков, А. О, Бороноев, Л. П. Буева, В.М. Бурень, В.И. Гараджа, С.И. Григорьев, Т.П. Григорьева, Б.Т. Григорь-ян, А. Гулыга, л.Н. Гумилев, П.С. Гуревич, А.А. Гусейнов, В. В. Давидов, А. П. Дубров, Л. А. Зеленов, А. В. Иванов, Э.В. Ильенков, В.П. Казначеев, В.К. Кантор, Н.Г. Козин, В.А. Лекторский, Б.Ф. Ломов, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, В.М. Ме-жуев, Л.Н. Митрохин, Ф.Т. Михайлов, Н.Н. Моисеев, А.Г. Мысли-виченко, В.В. Налимов, В.Л. Обухов, Б.В. Раушенбах, В.М. Ро-зин, Е. А. Спирин, B.C. Степин, А. И. Субетто, А. В. Толстых, АГД. Урсул, В.М. Федоров, В.Н. Филиппов, В.П. Фофанов, И.Т. Фролов и ряд других исследователей [8; 16; 18; 21; 36; 44; 50; 61; 62; 68; 73; 76; 84; 85; 92; 98; 111; 127; 134; 143;160; 193; 213; 222; 234; 241 и др.].

Начиная с мыслителей древности и в последующие века, самые пытливые умы своего времени ставили, вопросы о. природе, сущности., смысле существования, о. предназначении: человека, и пытались- дать на них ответы, И если древние мудрецы подходили к проблеме более широко и целостно, то далее, в связи с общей тенденцией к дифференциации и специализации знаний, изучение человека также стало более дробным, разделилось на несколько русл и множество познавательных линий. Например, оно шло в руслах материализма., идеализма, мистики, религии и т.п., по разным линиям практических знаний (врачевания, предсказания судьбы, физического и духовного здоровья и совершенства, умения общаться с другими людьми и т.д.). В науке человек также стал изучаться разнообразными дисциплинами - анатомией, физиологией, биохимией, биофизикой, генетикой, эмбриологией, антропологией, демографией, психологией, социологией и др.

В результате этого многопланового и все более дифференцированного подхода к проблеме сформировались очень разнообразные и порой несопоставимые друг с другом частные антропные ксследовашш. Взятые в отдельности, они носят локальный характер, являются разнородными, дифференцированными и специализированными. Но в антропных исследованиях получают обоснование и более глубокое развитие разные концепции частичного, «нецелостного»- человека. Это, например, концепции «одномерного» или «двухмерного» человека, имеющие место в разных вариантах западной философской антропологии или в советских философских школах (человек как высшее животное, человек рациональный, человек деятельный, человек трудящийся, человек как биологическое и социальное существо, человек как существо недостаточное и др- частные подходы и нецелостные антропологические концепции) [21; 99; 122; 124; 193; 241; 242; 248].

Таким образом, изначально единые, наивно-гениальные знания древних о человеке претерпели впоследствии глубокое расчленение, Предельно возросли многочисленные конкретные данные о предмете. Но по мере накопления очень большого и, как правило, исключительно разнородного материала по проблеме, возрастала необходимость рационального синтеза неуклонно нарастающей массы важного, интересного, но раздробленного антропологического материала. Стали затрагиваться все более- фундаментальные проблемы, связанные с человеком. Как отмечает В.Н.

Филиппов: «Общая проблема человека и философия человека в конце XX века предстали перед категорическим требованием допустить онтолоп-ао (учение о бытии и сущности) одновременно с логикой и теорией познания к исследованию интегральной природы человека» [222, с. 4].

XX век принес качественные изменения в гносеологию антропологии: «Интегральные процессы в знаниях о человеке четко обозначились к концу XIX - началу XX вв. .Ло наиболее- ярко определилась тенденция к интеграции, синтезу знаний о человеке во второй половине XX в., которая здесь уже исходила и от науки, и от социальной практики, и от культурологии (в широком смысле) , и от разных направлений философии. То есть, во второй половине XX в. антропные исследования вышли на качественно новый уровень, все более приобретая целостный, комплексный, интегративный характер. Именно этот этап в развитии разнообразных и все более взаимопроникающих философских, социологических, культурологических., специально-научных: и. практических комплексных знаний о человеке мы обозначаем понятием антропное двгтешле» [21, с. 4-5 ] .

Предметом рассмотрения в антропном движении (в отличие от отдельных антропных исследований) является не «частичный»., «нецелостный» (одномерный, двухмерный), а «цельный» многомерный человек и интегративный, синтетический подход к его исследованию. Постепенно начинает формироваться новая общая философская и научно-практическая парадигма человека, отражающая единство его многогранной физической и духовной сущности, всевозможных форм существования в мире, включающая результаты разных познавательных направлений истории и современности. Разработка интегративной парадигмы человека в■антропном движении на уровне современных знаний еще только начинается. Это обстоятельство и определило выбор темы работы, отраженной в диссертации: синтезирующего подхода к человеку в русле ан-тропного движения и новых направлений познания человека в рамках предлагаемой интегративной парадигмы. В связи с последним, необходимо широко изучить также и наиболее ценный опыт прошлых поколений, закономерно повторяющийся или аналогичный в разных странах, религиях, культурах.

В этом отношении, как полагаем, важное значение имеет изучение и использование очень своеобразного социокультурного опыта многих поколений людей в особых формах религиозной, мистической и аскетической жизнедеятельности человека, которые в целом обозначены нами как «мистические аспекты бытия человека»:. Эти мистические течения, малочисленные (в связи с особой сложностью жизнедеятельности адептов), но весьма важные по. достигаемым результатам, присутствуют практически во всех мировых религиях. Они аккумулируют в себе особые многовековые знания об особом мистическом существовании человека, о достижении высшего духовного совершенства посвященных (адептов) и их учеников, об удивительных практиках контроля над развитием и существованием собственного Я, о целенаправленной трансформации всего организма. В том числе, в ряде форм мистического бытия уже существуют отработанные пути оптимального существования человека в гармонии с природой при минимуме личного потребления, в определенных случаях - в: гармонии с социальным окружением, а также- практически отработанные и эффективные пути достижения высшего духовно-нравственного совершенства личности.

На этом пути достигнуты важные результаты, часть которых имеет непреходящее значение в практике становления: и. развития: духовного целостного человека. Теоретико-философское изучение проблемы показывает, что речь идет не о случайных разнородных эпизодических явлениях социальной жизни, а об определенных закономерностях миропонимания, и. существования: человека, отражающих глубинные потребности познания высших. форм духовного бытия у наиболее продвинутых (по пути самосовершенства) и просветленных личностей. Данный опыт посвященных и святых приобретает особое значение в начале- XXI в., когда на исходе оказываются, жизненные ресурсы природы, когда, социальные конфликты эгоцентричной техногенной цивилизации достигают своей предельной остроты, и человек вынужден искать новые пути более духовного и по необходимости аскетического существования.

Разные виды мистического бытия человека в той или иной мере являются предметом- изучения в востоковедении, религии, теологии, истории, психологии, психоанализе и др. областях [1; 22; 25; 33; 42; 46; 47; 52; 54; 67; 70; 94; 102; 105; 120; 132; 164; 173; 182; 195; 206; 207; 214; 236; 240; 252; 253; 256; 257; 258; 263; 269; 272; 274; 275; 281; 285]. Однако, несмотря на актуальность проблемы, в теоретическом и практическом плане, эта тема в современной российской (постсоветской) философии еще только начинает привлекать внимание. Главная причина этого в нашей стране обусловлена сложившимися в советской философии материалистическими атеистическими традициями и господством «двухмерной» парадигмы человека как биосоциального существа. И здесь синтезирующий подход к человеку, предпринятый в рамках философских обобщений в антропном движении, позволяет (как будет показано ниже) непротиворечиво включить проблему мистических аспектов бытия человека в современную философию человека.

В свдеи с изложенным, общая структура диссертационного исследования распадается на две взаимосвязанные части (отраженные в тексте в разных главах). Во-первых, это обобщение современных представлений о человеке, выявление разных путей и результатов его познания на рубеже XX-XXI вв. и разработка общей философско-методологической основы для синтезирующего подхода к пониманию человека. Во-вторых, использование разработанной интегративной концептуальной схемы для философского изучения конкретной проблемы - мистицизма и мистического бытия личности как особого духовно-практического опыта изменения и совершенства человека.

Очерченный круг неисследованных областей позволил определить основную проблему исследования в диссертационной работе, которая, во-первых, заключается в отсутствии философских оснований для формирования современной интегративной парадигмы «цельного» человека, синтезирующей разнообразные антропные исследования на рубеже XX-XXI вв., а во-вторых, в том, как применить этот синтезирующий подход (на базе создания данной парадигмы человека) к исследованию разнообразных мистических аспектов бытия человека. Проблема же познания мистических аспектов бытия человека заключается в противоречии между их наличным существованием и недостаточной отрефлексированностью данной области. Такая двухуровневая проблема определила специфику объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект диссертационного исследования: человек как целостный многогранный феномен.

Предмет исследования: бытие человека в его многосторонней определенности, в том числе, в форме мистических аспектов бытия, как специального предмета интегративного философского познания.

Цель, диссертационного: исследования: выявить философские основания для формирования современной интегративной концепции человека и определить ее главное содержание,, а зашем. использовать ее в качестве основы для философской рефлексии мистических аспектов существование человека.

В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать достижения и ограниченности западной философской антропологии и отечественного научно-философского биосоциального подхода к человеку.

2. Показать возможности и преимущества интегративного исследовательского подхода к человеку как. к «многомерному» со-циоприродному феномену,, способному познавать, осознавать и преобразовывать себя и окружающий мир.

3. Раскрыть значение и сущность философского изучения мистицизма и мистических аспектов бытия человека в общей фи-лософско-антропологической проблематике.

4. Показать многообразие форм и проявлений мистических аспектов существования человека, наличие в них общих элементов и определенных закономерностей.

5. Выявить социокультурную роль изучения мистицизма, мистического опыта и мистических практик на рубеже XX-XXI вв., в теоретическом, и практическом аспектах. Методологическая основа исследования представлена всеобщими (философскими) и общими (общенаучными) методами изучения человека в онтологическом, гносеологическом: и социально-философском аспектах. Это: метод взаимосвязи исторического и логического при анализе общих проблем человека и многообразных видов мистического опыта и мистических практик; философский метод восхождения от абстрактного к конкретному применительно к проблеме человека в целом и к мистическим аспектам его бытия, в частности. В работе широко применен комплексный метод всестороннего, рассмотрения, человека как. предмета, познания, ведущий к продуктивной интеграции антропологических знаний. Применен метод экстраполяции полученных результатов на будущее развитие человека в новейшей цивилизации с элементами праксеологии и прогнозирования.^

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем :

1. Показано, что человек - это сложный феномен, обладающий многогранной сущностью, с разными, но взаимосвязанными сторонами: космологической, биологической и социологической. При этом в биологическую сущность включаем также экологический аспект, а в социологическую - как равноценные материально-экономический и духовно-нравственный аспекты. Это и определяет сложные формы реального существования человека.

2. Отмечено, что мистические аспекты бытия человека представляет особый аспект его духовного и физического существования. Оно связано со специфическими формами постижения бытия, в высших формах - с движением практикующего субъекта к Абсолюту и с разными формами взаимодействия с ним. В результате мистического, опыта и. мистических, практик, происходит целенаправленное самоизменение (трансформация) личности. Таким образом, формируются особые мистические- аспекты бытия человека. С ними связаны разные виды мистицизма и мистики, сформировавшиеся в истории человечества. Соответственно, можно выделить протомистицизм (шаманизм и т.п.), обыденный (нерелигиозный), традиционно-религиозный, сектантский мистицизм и наиболее сложные формы духовно-религиозного (многообразные мис-тико-аскети-ческие практики) и духовно-светского (спиритизм, определенные виды экстрасенсорики, астрологии и пр.) мистицизма

3. Осуществленное в диссертации философское исследование наиболее сложных форм мистицизма - религиозно-мистических практик - показало,, что, несмотря на большое разнообразие, во всех этих практиках присутствуют основные общие компоненты: мировоззренческая установка, этическая: установка,, эмоционально-чувственная установка и праксис - реальный процесс законо— мерного целенаправленного самоизменения (трансформации) всего организма человека в виде отработанных методик психосоматики и психотехники^

4. Выделены и описаны следующие общие типы мистицизма, имеющие место в разных религиозно-мистических традициях (буддизма, индуизма, йоги, исихазма, суфизма, каббализма и др.), с более архаичными или совершенными способами постижения высшей реальности. Это интеллектуально-созерцательный, психотехнический, акустико-герменевтический, психоделический, психосоматический, эмоционально-чувственный, эротико-сексуальный мистицизм. Многообразие типов мистицизма на практике позволяло приобщаться к особым формам духовно-нравственного и религиозного бытия людям с разными типами нервной деятельности, темпераментами, характерами, с разными уровнями образования и формами воспитания в культурах Востока, Запада, России.

5. Показано, что разработка интегративной концепции человека как многомерного феномена, в которой синтезируются достижения разнообразных антропных исследований, имеет важное значение для понимания сложной сущности человека в современном мире,, позволяет определить основные, оптимальные пути существования человечества в начале третьего тысячелетия. В том числе, мистические аспекты существования: человека, постоянно проявляют себя и в современной жизни. В диссертации представлено. несколько возможных форм практического, применения знаний о мистицизме и мистическом опыте в настоящее время. Это-: раскрытие и мобилизация резервов человеческого организма С учетом опыта мистических практик; негативное воздействие на человека неквалифицированного или частичного применения техник и методик мистицизма; атрибутивность духовно-нравственных основ бытия человека; альтруистическая стратегия формирования духовно богатого человека в противовес эгоцентризму.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показано, что «одномерные» и «двухмерные» (в том числе, биосоциальный) подходы к человеку имеют важное значение для глубокого раскрытия отдельных сторон его сущности и бытия. Они оказывались исторически необходимыми и плодотворными на определенных этапах развития антропологических знаний. Но все же они не отражают в целом более широкой, многогранной сущности человека. Поэтому на рубеже XX-XXI вв., при всестороннем познании человека, необходим более широкий интегра— тивный подход, отражающий его многомерную сущность и разные аспекты существования. Применение синтезирующего подхода к проблеме человека позволило обосновать, что человек предстает как социологический (и духовно-нравственный, и материально-экономический) , биологический (в том числе, экологический) и космологический феномен одновременно. Раскрыто содержание каждой из отмеченных сторон существования и сущности человека.

2. Отмечено, что на базе многомерного подхода к человеку впервые - в философском плане - появляется возможность целостного рассмотрения ряда новых широких, антропологических: проблем, в том числе, философского изучения мистических аспектов бытия человека, что имеет не только теоретическое,, но и практическое значение при выборе оптимальных путей существования человечества в третьем тысячелетии.

3:. Выявлены общие компоненты мистического бытия личности в разных видах религиозно-мистических практик, К ним отнесены следующие: 1) ситуация (мировоззренческий контекст); 2) этическая установка; 3) эмоционально-чувственная установка; 4) сам процесс делания, или праксис, нацеленный на достижение просветленности сознания субъекта и включающий два основных направления целенаправленной трансформации организма человека

- психосоматику и психотехнику. Раскрыта характеристика каждого из компонентов.

4. Проведен гносеологический анализ понятий мистицизма, мистики, мистического опыта, мистического бытия личности. Выявлены закономерности постижения Абсолюта в мистическом опыте и выделены основные типы мистицизма: интеллектуально-созерцательный, психотехнический, акустико-герменевтический, психоделический, психосоматический, эмоционально-чувственный, эротико-сексуальный. Показаны пути достижения сотериологиче-ских целей в каждом из отмеченных типов.

Теореттяческая и iipaктичеекая значимость исследования:

Разработка основ интегративной концепции человека, синтезирующей достижения разнообразных антропных исследований, играет важную роль для понимания сложной сущности человека, позволяет раскрыть значение и основные оптимальные пути существования человека в начале XXI в. Основные положения диссертации и результаты исследования могут применяться в педагогической практике для чтения отдельных тем в вузовских курсах по философии, социальной философии, социологии человека, по психологии религии, религиозным культам." На основании полученных результатов., автором разработан и прочитан на теологическом отделении факультета политических наук Алтайского госуниверситета спецкурс «Аскетико-мистические религиозные практики» (объемом 60 часов). Кроме того, философский анализ мистических аспектов бытия человека раскрывает ряд закономерностей духовно-нравственного преобразования человека, имеющих непосредственное практическое значение для отыскания способов выживания человечества в XXI в. в условиях надвигающейся, не только экологической, но и духовной катастрофы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ мистических аспектов бытия человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование философско-антропологической проблематики в XX в. показало, что западная философская антропология, несмотря на ряд новых подходов к проблеме человека, все же не создала единой теории и целостной концепции человека. Здесь, скорее, можно говорить о наличии нескольких направлений, где более полно отражены те или иные аспекты исследования человека, сформированы концепции «одномерного» человека (человек деятельный; активный; экономический; рациональное животное; природное существо; социальное животное; политический субъект, недостаточное существо; «болезнь космоса» и т.д.) и,пи «двухмерного» человека (например, как биологического и духовного существа). Таким образом, краеугольная проблема формирования единой, целостной концепции человека в философской антропологии осталась заявленной, но до конца не решенной.

Прослежена также эволюция философских взглядов на проблему человека в советский период в истории нашей страны. Показано, что вначале господствовало (сходное с некоторыми западными концепциями) «одномерное» представление о человеке как существе социальном (социально-экономическом и социально-политическом) . Но по мере философского осмысления и накопления научных данных, постепенно сформировалась более объемлющая «двухмерная» парадигма человека как существа биологического и социального (биосоциального).

Подчеркнем, что «одномерные» и «двухмерные» (в том числе, биосоциальный) подходы к человеку имеют важное значение для глубокого раскрытия отдельных сторон его сущности и бытия. Они оказывались исторически необходимыми и плодотворными на определенных этапах развития антропологических знаний. Но все же в настоящее время они уже не отражают в целом более широкой, многогранной сущности человека. Поэтому на рубеже XX-XXI вв., при всестороннем познании человека, необходим более широкий интегративный подход. Учеными начали, рассматриваться более комплексные решения проблемы человека, например, как социального и природного (социоприродного) феномена (Казначеев, Спирин), с разными проявлениями его существования, и др.

Нами предложен синтезирующий подход к описанию сущности человека как сложного и многопланового феномена. Исследование показало, что при данном подходе человек предстает в единстве нескольких главных сторон своей сложной сущности: космологической, биологической (в том числе, экологической) и социологической (в которой материально-экономическая и духовно-нравственная стороны сущности рассматриваются как исходно дуальные и в этом смысле равнозначные). В первой главе работы раскрыто содержание и значение каждой из отмеченных сторон человеческой сущности. Показано, что лишь в их единстве человек может познаваться целостно, интегративно. На данной теоретико-методологической основе появилась возможность синтезировать практически весь спектр теоретических антропологических построений, в том числе и тех, которые традиционно отбрасывались научно-философскими построениями XX в. Сформировалась реальная база для построения качественно новой, синтетической по сути философии человека на рубеже XX-XXI вв.

Отмеченный интегративный подход к человеку позволил нам далее, во второй главе диссертации непротиворечиво, с современных интегративно-философских позиций рассмотреть проблему мистических аспектов бытия человека как одну из важных проблем его реального существования не только в прошлом, но и в настоящее время. Предложен и исследован категориальный аппарат изучения проблемы. Отражена закономерная связь таких понятий, как социальное бытие (в разных формах) и мистическое бытие (как одна из форм и сторон социального бытия человека).

Проведен гносеологический анализ понятий мистики, мистицизма, показана их роль в понимании разных сторон мистического бытия человека (МАБЧ). Исследованы основные формы реального мистического бытия человека в различных религиозных практиках существования и самосовершенства адептов. Выделены, описаны и проанализированы с онто-гносеологических позиций следующие типы мистицизма: интеллектуально-созерцательный (гностический) ; акустико-герменевтический; психотехнический; эмоционально-чувственный; психо-соматический; эротико-сексуальный; психоделический.

Раскрыта связь разных форм мистицизма и мистических практик с жизнью современного общества. В целом показано, что в мистических аспектах бытия челолвека кроются основы знаний о регуляции духовно-телесной жизнедеятельности человека, присутствует широкий эмпирический материал, который (при определенной философской интерпретации) может составить важную фактологическую базу для определения организационно-управленческих, оптимологических законов и законов самоуправления человека. В частности, современное праксеологическое значение проблемы состоит: в более глубоком понимании и раскрытии резервов человеческого организма (с учетом богатейшего опыта религиозно-мистических практик); в осознании безусловной первичности духовных и нравственных начал во всей деятельности человека; в жизненной необходимости продвижения человека к гармонии с окружающим миром; в осознании опасности неквалифицированного или частичного применения мистического опыта, соответствующих техник и методик; в раскрытии разнообразной роли пси-факторов и их воздействия на организм; в понимании кардинального различия между обыденными и высшими формами мистицизма. Таким образом, проведенное исследование показало не только сугубо теоретическое, но и выраженное практическое значение изучения мистических аспектов бытия человека в современной философии и социальной практике.

В итоге подчеркнем, что сегодня проблема формирования новой цивилизации, в центре которой стоит человек широко мыслящий и высоко духовный, является не просто футурологической идеей. Разрабатываются ее теоретические основы, принципы, кодекс бытия человека в ней. Например, в резолюции 3-й Международной конференции «Алтай - Космос - Микрокосм», проходившей в 1995 г. на Алтае, отмечалось: «.Во имя выживания и процветания человечества необходимо отказаться от оказавшейся разрушительной техногенно-потребительской цивилизации и сознательно избрать духовно-экологическую стратегию развитт4я. Человечество должно кардинально изменить систему приоритетов и ценностей, определявших жизнь земного сообщества на протяжении трех последних веков:

- на смену идеологии покорения природы и бездумного расхищения ее богатств должна прийти философия неразрывного единства человека с природным целым, обеспечивающая устойчивую коэволюцию биосферы и социосферы;

- культ потребления и материального накопительства должен смениться почитанием природных и духовных святынь (агиокра-тии) , культом творчества и всестороннего самосовершенствования;

- от соблазнов политического властвования, национального и индивидуального эгоизма жизненно важно перейти к торжеству принципов соборно-экологической этики: благоговения и ответственности перед жизнью на Земле и во Вселенной, ненасилия, нестяжательства, социального компромисса, братского сотрудничества между людьми и народами;

179

- существующие ныне идейный хаос и религиозная нетерпимость должны смениться органическим синтезом различных ракурсов видения единой Вселенской Реальности» [7, с.171].

Аналогичные принципы выдвигаются и на других форумах прогрессивно мыслящей общественности. О такой цивилизации эпохи ноосферы все более широко пишут прогрессивные ученые разных стран. Но реализация подобной стратегии возможна лишь при глубоком современном научно-философском осмыслении идей цельного человека, присущих русской философии XIX в. - начала XX в., отражающих разные стороны его телесного и духовного, в том числе, мистического, бытия, на основе синтезирующего подхода к пониманию самого человека, при непременной практической реализации развиваемых интегративных концепций.

 

Список научной литературыУшаков, Павел Владимирович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абаев 1..В. Чаш,-буддизм и культурно - психологические традиции к средневековом Ки тае. Новосибирск: Паука, 1983. --210 с.

2. Авалон Л. Змеиная сила / ')джи1 Мукерджи «Кундалнпи». Артур Авалон «Змеиная сила». М.: Изд-во Золотой пек, 1997. -С. 157-320.

3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. № 2. 1989. С.75-8.3.

4. Агни йога. Т. 1-3. Самара: Рсриховский центр, 1992.

5. Ак-Кем. Междисциплинарный, научно-художественный альманах. Барнаул: Ак-Кем, 1994. 55 с.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ТЕИС, 1997. 504 с.

7. Алтай. Космос. Микрокосм. //Тез. докл. I IV Междупарод, конф. Барнаул -Горный /Алтай: Дк-Кем, 1993, 1994, 1996, 1998.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М.: Паука, 1977. -• 210 с.

9. Андреев Д. Роза мира. М.: Иной мир, 1991. 287 с.

10. Анти-саеитология // Сб. науч. тр. СПб: СПб под. ун-т, 1998. -325 с.

11. Антология даосской философии. СПБ: Тов-во Комаров и К, 1994. -550 с.

12. Антология мировой философии. В 4-х т. М: Просвещение, 1969-1972.

13. Антроииый принцип в структуре научной кар титл мира: история и современность. В 2-х т. JI.: Паука, 1989.

14. Антропономия (Общая теория человека) / Научи, ред. Л.А.Зеленов. П.Новгород: Нижегородск. филос. клуб, 1991. -172 с.

15. Баландин Р.К. Геологическая деятельность человечества: Техногенез. Минск: Вышэйш. школа, 1978. -303 с.

16. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Изд-во МГУ, 1993, -320 9.

17. Бердяев И. А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО Сварог, 1997. 541 с.

18. Бобров М.Я. Гомология. Барнаул: Ноосфера, 1996. -180 с.

19. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. 196 с.

20. Бобров М.Я. Законы развития общества. Барнаул: Алт. отд. ФО АН СССР. 1990. 237 с.

21. Бобров М.И., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, riyra и нерсиекшвы аптропного движения в социологии и философии XX века. Барнаул: AI У,1996. -59 с.

22. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Паука, 1993. -287 с.

23. Буддизм в переводах. Альманах. СПб: Восточный мир, 1993. -433 с.

24. Буддизм. Словарь. М.: Просвещение, 1992. -512 с,

25. Буддийский взгляд на мир. Снб: Андреев и сыновья, 1994. -325 с.

26. Будько ГШ., Федоров В.М. Учение о биосфере, научная картина мира и глобальные проблемы современности: к 125-летию со дня рождения В.И. Вернадского .7 Вест. МГУ. Сер.Философия. №. 1. 1988. -С. 55-64.

27. Букалов А.В. Соционика новый подход к пониманию человека и общества // Соционика, ментология и психология личност и. № 1. 1996. -С. 121-126.

28. Булгаков СЛ. Труды но социологии и теологии. В 2-х т. М.: Современник,1997.

29. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Наука, 3988. 356 с.

30. Васубаидху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). М.: Андреев и сыновья, 1990. -433 с.

31. Веданта-Сутра. СПб: Изд-во об-ва ведич. Культуры, 1995. -441 с.

32. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Паука, 1989. -368 с.

33. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вильнюс: Знайте, 1992. -192 с.

34. Винокуров И. Парапсихология. М.: Олимп. 1998. 542 с.

35. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово: КПИПГ1Д993. 339 с,

36. Восток Запад. Исследования, переводы, публикации. Вып. 1-4. М.: МГУ, 1982, 1985, 1988, 1991.37.