автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Абакаров, Руслан Исамутдинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абакаров, Руслан Исамутдинович

Введение.

Глава I. Специфика суфийского мистического опыта.

1. Мистический опыт, его универсальный характер.

2. Суфийский мистический опыт: сущность, содержание, формы проявления.

Глава II. Иррациональное и рациональное в суфийском мистическом познании.

1. Бессознательное в суфийском постижении истины.

2. Специфика рационального в суфийском мистическом опыте.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Абакаров, Руслан Исамутдинович

Актуальность темы исследования. В последние годы исламская цивилизация, создавшая свой собственный интеллектуальный мир и собственную интеллектуальную жизнь, все чаще и активнее противостоит рационалистически и прагматически настроенному Западу. Заметная динамика роста населения исламских стран и постоянно усиливающееся негативное отношение остального мирового сообщества к представителям данной религии не могли не вызвать политических, экономических и военных конфликтов, последствия которых сегодня вполне очевидны. Особая роль в цивилизационных взаимоотношениях принадлежит суфизму, который сегодня становится довольно заметным фактором современной общественной жизни не только в исламских странах, но в республиках Северного Кавказа, где широкое влияние на духовную жизнь издавна имеют различные суфийские сообщества. Уже давно, но особенно в последние десятилетия, происходит интенсивное распространение суфийских идей в западноевропейских странах, что, в свою очередь, накладывает свой специфический отпечаток на массовое сознание и общественную психологию людей. Кроме того, хотя XX век отмечен огромным скачком научно-технического прогресса и торжеством рационального над иррациональным, стремление к мистическим формам постижения бытия не уменьшается и даже постоянно растет.

Актуальность исследования гносеологических особенностей суфийского мистического опыта обусловлена, по крайней мере, двумя важными причинами. Во-первых, жесткая организация мистического опыта, основанная на беспрекословном подчинении мюрида своему духовному наставнику, по мере роста последователей приводит к увеличению политического, экономического и идейного влияния на регион, в рамках которого это течение развивается. Для оценки границ и возможностей такого влияния необходимо проанализировать те познавательные идеи и идеалы, которыми руководствовались его адепты на протяжении всей своей истории и которые предстают своеобразной методологической основой различных социально-политических действий субъектов общественного развития.

Во-вторых, с самого начала существования человеческой цивилизации и до наших дней появилось широкое многообразие форм постижения окружающей нас реальности (религия, наука, философия, искусство и т. д.), которые предлагают особенное видение истины и, как правило, исключают остальные варианты познания. В связи с этим важнейшая задача данного исследования - анализ познавательного потенциала суфийского мистического опыта, позволит уточнить место суфизма в совокупной познавательной деятельности человечества.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию мусульманского мистицизма посвящено огромное количество работ. Этой теме уделяют пристальное внимание не только адепты исламской теологии, но и представители светской философии. Всех их объединяет один и тот же объект исследования, но цели, а, следовательно, средства, методы, подходы и позиции исследования, сильно отличаются друг от друга. Одним из основных спорных вопросов суфизма является проблема происхождения и развития данного мистического течения. Представители различных научных школ и направлений, затрагивавшие в своем анализе исторические аспекты развития суфизма, в зависимости от сферы своих научных интересов подчеркивали сходство его составляющих элементов с мистическими концепциями индуизма, буддизма, неоплатонизма, христианства и др. (М.А Абдуллаев1, Г. Беверинг, В.А. Жуковский2, A.A. Игнатенко3, А.Д. Кныш4, JI. Массиньон, Р. Никольсон, М.Т. Степанянц5, Дж. Тримингэм6, K.M. Ханбабаев7 и др.), но расходились во мнении о степени такого влияния на формирование идейной и аскетической основы суфийского мистицизма.

Основными источниками для знакомства с аскетической идеологией и психотехнической практикой суфизма, а также с идеями отдельных представителей данного мистического течения, могут послужить научные труды О.Ф. Акимушкина8, М.И. Билалова9, Г.Р. Габунии10, A.A. Хисмату

1 М.А. Абдуллаев. «Суфизм и его разновидности на северо-восточном Кавказе». Махачкала 2003. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала. 1993. Деятельность и воззрения шейха Абдрахмана-хаджи и его родословная. Махачкала. 1998. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. Махачкала. 1987.

2 Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. СПб., 1895.

3 Игнатенко A.A. Ибн-Хальдун. М. 1998; В поисках счастья. М., 1989; Познать непознаваемое. (ал-Газали о рациональном познании трансцендентного - «ал-гайб».). //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

4 Кныш А.Д. «Некоторые проблемы изучения суфизма». Суфизм. // Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

5 Степанянц М. Т. «Философские аспекты суфизма». М. 1987

6 Дж. Тримингэм «Суфийские ордены в исламе». М. 1989.

7 Ханбабаев K.M. «Суфизм и борьба горцев.- Кавказская война. Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов международной научной конференции. Махачкала. 1998.

8 Акимушкин О.Ф. К вопросу о роли суфийских орденов традиционном мусульманском обществе. //Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе. М.-Ташкент, 1980.

9 Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала 2003. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М. 2003. Истина. Знание. Убеждение. Ростов-на-Дону, 1990. Культура постижения истины. Махачкала, 1993. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. № 3. Элементы познавательной культуры в христианстве и исламе. //Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа. 1999.

10 Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма. Дисс. к. филос. н. Махачкала, 1971; Социальная сущность в суфизме. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, 1982. лина1, А. Шиммель2 и др. Непосредственно гносеологическую проблематику исламского мистицизма рассматривают в своих работах М.И. Била-лов, В.А. Жуковский, Т.К. Ибрагим3, A.A. Игнатенко, Ф. Роузенталь4, М.Т. Степанянц5, A.B. Смирнов6, Е.А. Фролова7 и др.

Очень большой интерес представляют работы психологов, философов и социологов С. Грофа и Д. Хэлифакса8, П.С. Гуревича9, Д.И. Дубров

А.А. Хисматуллин. «Суфизм» С.-Петербург. 2001.

2Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2001 1 Ибрагим Т.К. Вуджудизм как пантеизм. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1988; Философские концепции суфизма (обзор). //Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.

4 Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1968.

5 Степанянц М.Т. К вопросу о специфики «восточных» типов философствования // Рационалистическая традиция и современность. М. Наука, 1988; Мусульманские концепции в философии и политике. XIX - XX век. М., 1982; Ислам в философской и общественной жизни зарубежного востока. М., 1987; Философские аспекты суфизма. М., 1987; Восточная философия. М., 1997.

Смирнов A.B. Философия Н. Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма. М., Наука, 1993; Что стоит за термином «арабская философия». (Рассмотрение вопроса ракурсе проблематики истины и причинности). //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998; Три решения проблемы трасцен-дентности и иманнентности божественной сущности в философии Ибн Араби. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.

7 Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983; Индивидуальное бытие, искомое но не найденное. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

8 Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М., 1992; Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.

9 Гуревич П.С. Мистицизм как феномен буржуазного сознания. М., 1987; Поиск новой рациональности // Рациональность как предмет философского анализа. М., 1996; Гуманизм и вера: Дискуссия вопр. Взаимоотношений современного религиозного сознания в свете гуманистической традиции. М., 1990; Мировоззренческие аспекты соотношения мистики и науки //Вопросы научного атеизма. М., 1989. ского1, M.K. Мамардашвили2, А. Маслоу, В.В. Налимова3, Д.Л. Спивака4, П.В. Симонова5, Ч. Тарта6, 3. Фрейда, Э. Фромма7, М.В. Флорова и др. Они позволяют соотнести измененные состояния сознания с мистическими и проанализировать их гносеологический потенциал в рамках мистического опыта суфизма. Но проблема эта остается весьма малоизученной.

Что касается специфики рационального, то в контексте мистического опыта эта проблема рассматривалась как взаимодействие непосредственного и опосредованного знания и как взаимоотношение мистического опыта и его интерпретации. Существует несколько основных подходов к данной проблематике. Один из них основан на приоритете мистических форм постижения истины, которые считаются высшими формами «гнозиса», направленного исключительно на Бога. Так представляли познание Ибн Ара-би, Бернар Клервосский, С.Н. Булгаков, Абу-Хамид ал-Газали, Плотин, Тертуллиан, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Явмлих, Ф.Г. Якоби, H.A. Бердяев и др. Мнения о том, что мистический опыт изначально лишен каких

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., Мысль, 1983. С. 93.

2 Мамардашвили М.К., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании. М., Языки русской культуры, 1997. - С. 80.

3 Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальности нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995; В поисках иных смыслов. М., 1993; Как возможна трансценденции личности? // Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

4 Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и психическая реальность, Том 1, № 4, 1996. - С. 48-55.

5 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М. 1975; О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии, 1979, №9. С. 37-43; Эмоциональный мозг. М. 1981.

6 Тарт Чарльз. Состояния сознания / Пер. В.Н. Поруса // Магический

Т".- кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М. 1994. С. 180-248.

7Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. М. 1990. С 143229. либо рациональных установок, и придерживаются современные исследователи И.В Егорова, Е.А. Торчинов, Б.Ф. Шталь и др.

Существует и другая точка зрения, последователи которой (A.C. Богомолов, М. Вебер, М.А. Мамонова, С.С. Неретина, Т.Н. Ойзер-ман, A.B. Смирнов, М.П. Терехов и др.) отстаивают наличие в сознании мистика абстрактно-рациональных установок и обосновывают включение мистического опыта в сферу «теоонтологической» рациональности, как интерсубъективного свойства культуры.

Но ряд авторов (Г.В.Ф. Гегель, Г.П. Григорьев, П.С. Гуревич, J1.H. Митрохин, B.C. Поликарпов, B.JI. Рабинович и др.) ставят под сомнение непосредственный характер мистических переживаний и сводят их к опосредованным рациональным формам знания. Согласно такой точке зрения мистическое знание предстает опосредованным феноменом воспитания, культуры, образования. Мистическое, понимаемое как непосредственное единение с Абсолютной первоосновой бытия, элиминируется, поскольку всякое знание, которое способен получать человек, по мнению указанных авторов, является только опосредованным.

Проблемам суфийского познания посвящены кандидатские диссертации А. Аруховой и М. Ичаловой. Однако в этих и других трудах проблематика данного диссертационного исследования лишь затрагивается с отдельных сторон, в них нет комплексного осмысления и изложения гносеологических аспектов суфийского мистического опыта.

Объектом исследования являются религиозные, философские и психологические факторы, образующие структуру познания в мистическом опыте суфизма, а также универсальные составляющие мистического опыта различных религиозно-культурных традиций.

Предмет исследования - гносеологические аспекты суфийского мистического опыта.

Цель диссертации заключается в анализе сущностной характеристики мистического опыта суфизма, а также в определении роли бессознательного и рациональной специфики как в самом процессе опытного постижения истины, так и в последующей интерпретации данного опыта.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие мистического опыта в суфизме и проанализировать основные исторические, философские, религиозные и психологические факторы, обуславливающие его структуру;

- рассмотреть специфику суфийского мистического пути познания и выявить зависимость мистических состояний сознания от составляющих мистической практики суфизма;

- уточнить роль бессознательного в суфийском мистическом постижении истины;

- проанализировать специфику рационального в построении методов и реализации целей мистического опыта;

- рассмотреть проблему осмысления и интерпретации знания в суфизме.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные принципы историко-философского исследования, современные теории познания и комплекс общенаучных положений, предполагающий анализ мистических традиций в контексте взаимодействия различных форм духовной культуры.

Для осмысления сущностной характеристики мистического сознания использованы методы психоаналитической психологии.

Научная новизна исследования:

- проведен сравнительный анализ, позволяющий выявить идентичные аспекты как мистического опыта, так и духовного содержания суфизма с мистическими концепциями неоплатонизма, индуизма, буддизма, христианства и т. д.;

- уточнены вопросы, связанные с происхождением мусульманского мистического течения, а также причины его противоречивых взаимоотношений с ортодоксальным исламом. Результат этого уточнения - вывод о том, что именно религия становится прочным фундаментом дальнейшего развития новых форм и реализации мистического опыта;

- выявлено, что ведущую роль в осмыслении суфийского мистического опыта и его дальнейшей интерпретации играют те нормы и категории религиозной культуры, в которых этот опыт выражен и зафиксирован;

- прослежена степень и определен характер влияния комплекса психотехнических упражнений на духовное и психофизическое состояние индивида в процессе суфийского постижения истины;

- проведен анализ, позволяющий определить сущностную характеристику, место и роль бессознательного в суфийском мистическом опыте постижения Бога;

- раскрыта специфика рационального в суфийском мистическом познании;

- в научный оборот введены новые источники на иностранных языках для характеристики мистического опыта суфизма.

Положения, выносимые на защиту.

1. В различных религиозных и культурных системах сущностные характеристики мистического опыта, направленного на интуитивное постижение истины, обусловлены прежде всего психофизическими качествами людей и имеют идентичный характер.

2. Содержание мистических концепций относительно проблем бытия и познания определяется как спецификой самого опыта, так и нормами и категориями религиозной культуры, в рамках которой формируется конкретное мистическое течение.

3. Структура мистического опыта, построение его процедур подчинены достижению экстатических состояний сознания и не зависят от идейного содержания суфизма.

4. Мистический опыт отличен от мистического знания. Опыт бессознателен, невыразим, и любая его интерпретация не может быть идентичным его отражением.

5. Формы бессознательного в суфийском мистическом постижении истины идентичны тем, которые переживали мистики всех религиозных культур вне зависимости от времени и места своих исканий.

6. Мистический путь познания не является в чистом виде иррациональной практикой в силу целерационального устройства мистического опыта устроен, и опосредования мистического знания понятиями и убеждениями, с помощью которых данный опыт интерпретируется.

Научно-практическое значение работы. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при изучении специфики мистического знания в исламе, в рамках преподавания философии, психологии религии, культурологи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и результаты исследования опубликованы автором в ряде статей и тезисов. Работа обсуждалась на кафедре философии Дагестанского государственного университета. Отдельные аспекты исследования докладывались на научных семинарах и конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данного исследования можно выделить следующие моменты.

Во-первых, мистическую традицию можно с большой степенью вероятности определить как универсальную и условно разделить на две части: непосредственное переживание духовного опыта и интерпретация данного опыта.

Методы постижения истины в различных религиозно-мистических учениях, как мы уже упоминали в первой главе, с точки зрения психологии практически идентичны. Что касается интерпретации знания, переживаемого в момент экстатического состояния, то, видимо, представители различных конфессий трактуют его, исходя из тех религиозных, нравственных, философских и т.д. представлений, в рамках которых сформировалось их мировоззрение.

Такая постановка вопроса позволяет решить проблему происхождения суфизма, оставляя в стороне теории влияния внешних факторов на формирование исламского мистицизма. Схожесть составляющих суфизма с неоплатоническими учениями, мистическими практиками в христианстве, иудаизме, буддизме и т.д. объясняется не столько исторической преемственностью, сколько универсальностью самого явления мистицизма. И это, в свою очередь, влияет на конфликтный во многих вопросах характер взаимоотношений мусульманского (и не только) мистицизма с ортодоксальной формой религии. Ибо хотя появился и сформировался суфизм в исламе, его корни нельзя приписать какой-либо одной религии.

Во-вторых, поскольку представители суфизма (как впрочем, и остальных мистических течений) настаивают на том, что единственно истинный вид знаний может быть получен именно в экстатических (измененных) состояниях сознания, то вполне обоснованным и закономерным кажется желание определить познавательные возможности таких состояний.

Сравнительно краткий обзор таких состояний сознания в первом параграфе второй главы позволяет нам сделать следующие выводы: степень восприимчивости к таким состояниям обусловлена индивидуальными психическими и физиологическими свойствами личности, присущими ей от рождения и, хотя и в меньшей степени, мировоззренческими установками, воспитанными в процессе взаимодействия с окружающей средой.1

Кроме того, проанализировав литературу, посвященную деятельности новых религиозных движений, можно обнаружить, что в основе методов так называемой «кодировки мозгов» лежат те же базовые принципы, что и в психотехнической практике любого мистического течения. Следовательно, вне зависимости от целей и религиозно-нравственных установок для достижения нужных экстатических состояний сознания используются одни и те же приемы, которые на протяжении не одного тысячелетия приводят к разным «результатам» представителей различных конфессий.

Таким образом, конечный результат - мистическое знание нельзя исключительно отнести к непосредственному, интуитивному или, иначе говоря, к иррациональному способу постижения окружающей нас реальности.

1 Здесь речь идет лишь об искусственно вызываемых ИСС. (прим. автора)

 

Список научной литературыАбакаров, Руслан Исамутдинович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Араби. Мекканские откровения. - СПб. 1995.

2. Арухова А. Гносеологическая проблематика суфизма. // Дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. - Махачкала, 2001.

3. Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы философской науки. Ч - Махачкала, 2004. / 4. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на северовосточном Кавказе. - Махачкала, 2003.

4. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно- политической мысли Дагестана. - Махачкала, 1993.

5. Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдрах- мана-хаджи и его родословная. - Махачкала. 1998.

6. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. - Махачкала, 1987.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1995.

8. Ас-Сарадж. «Самое блистательное в суфизме". // Хрестоматия по исламу. - М., 1999.

9. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - М., 1990.

10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

11. Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. - М., 1965. ^ 13. Бесонова Л. Мистицизм как феномен культуры. Дис. на со-иск. уч. степени д. филос. н. - М,, 2000. / • ^ кала, 2003.

12. Билалов М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М. 2003.

13. Билалов М.И. Истина. Знание. Убеждение. - Ростов-на- Дону, 1990.

14. Билалов М.И. Знание и вера. // Вестник ДГУ. Вып. 5. - Махачкала, 1997.

15. Билалов М.И. Культура постижения истины. - Махачкала, 1993. / 19. Билалов М.И. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. № 3.

16. Брагинский И. 12 миниатюр. - М., 1996.

17. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., Прогресс, 1990.

18. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб., 2000.

19. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. - Киев, Москва, 1998. / ^ 24. Гибб Х.А.Р. Мусульманская историография. - М . , 1960.

20. Голосовкер Я.Э. Предварения к имагинативной эстетике // Символ. - 1993. - №5.

21. Гольдциер. И. Культ святых в исламе. - М., 1938.

22. Григорян Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока. - М., 1966.

23. Гроф С , Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.

24. Гуревич П.С. Мистицизм как феномен буржуазного сознания. - М., 1987. •л /