автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Философско-эстетическое своеобразие цикла "Сонетов к Орфею" Райнера Марии Рильке
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Сергеев, Виталий Анатольевич
Поэт не должен быть простым эхом, он должен стать опорой, основой, помогающей человеку выстоять и восторжествовать".
У.Фолкнер
Райнер Мария Рильке (1875-1926) по праву занимает одно из первых мест в немецкой поэзии. Его имя и его произведения не просто являются символами эпохи и представляет собой своеобразный кладезь необыкновенных, типично немецких тайн, загадок, где "сумрачный германский гений" порождает свойственную ему философскую глубину подходов к природе человека, к вещам и процессам бытия. Своим гением поэт обогатил не только культуру Германии, но и всей Европы, России, которая навсегда заняла в сердце поэта центральное место и повлияла на все его зрелое поэтическое творчество.
В поэзии Рильке воплотились такие переживания и состояния души, которые явились чем-то новым и важным- для множества людей на рубеже XX века. Но, несмотря на близость его поэзии к людским сердцам, очень многое в ней еще не раскрыто сознанием, исследовательским умом, многие составляющие компоненты картины мироздания Рильке еще не обнаружены, даже сам поэт не все мог объяснить, да это было и не нужно. Его поэзия прекрасна многоточием, которое так или иначе можно поставить в конце каждого стихотворения, каждой строчки.
Поэзия Рильке зародилась на самом переломном хронологическом отрезке - на рубеже Х1Х-ХХ веков и это, несомненно, наложило отпечаток как на творчество молодого Рильке, так и на более зрелый его гений. Переоценивались ценности, изменялась психология общества, менялись цели и задачи искусства, литературы. Рильке выразил своим творчеством сложность, трагичность перехода веков. В этом состоит особая ценность поэзии Рильке, ибо современный нам переход веков актуализирует его духовный, философско-эстетический опыт.
Духовный кризис, охвативший Европу на рубеже веков, не миновал и творчества Рильке. Своеобразным ответом на отсутствие некоей опоры для человека послужили поздние произведения немецкого поэта -"Дуинские элегии" (1923) и "Сонеты к Орфею" (1923), полные веры и глубокого философского смысла. В этих произведениях отразились раздумья поэта о судьбах мира и человека. Рильке долгое время противостоял хаосу своей эпохи войн и разрушений человеческой личности. Он постоянно находился в поиске духовно-нравственной опоры. Это проявилось в его обращении к мифу, к теме Востока, к образам Христа, к образам библейских героев, Будды, Аполлона, Гермеса, Орфея. Он искал корни человека в природе, порой отрицал смысл цивилизации, говорил об отсутствии духовности в "технических проявлениях человека". Но в поздний период своего творчества Рильке находит опору в жизни человека - это гармония, связь человека с прошлым, настоящим и будущим, а также его творчество, единение человека-певца с землей и небом. В связи с вышеприведенными особенностями поэтического творчества Райнера Марии Рильке: философской глубиной и стройностью композиции его "Сонетов к Орфею", эстетической ценностью этого произведения тема диссертационной работы формулируется как "Философско-эстетическое своеобразие цикла "Сонетов к Орфею" Р.М.Рильке".
Во многих странах творчество Рильке не изучено в достаточной степени. В Германии анализом творчества поэта занимаются достаточно много исследователей (Анна Геринг, Хольтхузен, Норберт Фюрст, Рудольф Касснер, Рудольф Эппельсхаймер, Йорст Кирхграбер, Петер Сцонди, и др.) и их работы представляют большую научную ценность. Это объясняется обилием исходного материала: воспоминаний, писем, произведений, а также интересом, который вызывает личность и творчество поэта и, конечно, актуальностью его творчества рубежа веков.
Из немецких исследователей надо отметить Хартмана Гертца с его работой "Frankreich und das Erlebnis der Form im Werke Rainer Maria Rilkes" ("Франция и переживание форм в произведениях Райнера Марии Рильке"), в которой автор рассматривает влияние Франции на поэзию Рильке. Эта страна, в особенности творчество Родена (с которым, правда, позднее сам поэт был во многом не согласен), произвели сильное впечатление на Рильке. Хартман Гертц прослеживает также подобное влияние на форму и сюжет его произведений. Крупными исследованиями поэзии Рильке являются работы Марселя "Rainer Maria Rilke. Wandel in seiner Geisteshaltung" ("Райнер Мария Рильке. Изменения в его духовной сути") и Дитера Бассермана "Der spaete Rilke" ("Поздний Рильке"). Эти труды посвящены анализу поэтического творчества позднего Рильке, пережившего болезнь, духовный кризис, но в начале XX века нашедшего гармонию для своей души. Биографические исследования в наиболее полном виде представлены у Баден Ханс Юргена "Der Glaube des Dichters" ("Вера поэта"), Черткова "Rilke in Russland, auf Grund neuer Materialien" ("Рильке и Россия, на основе новых материалов"). Эти исследования посвящены в большей мере духовному состоянию поэта, его религиозному и философскому мировоззрению. Известно, что Рильке неоднократно бывал в России и наша страна оказала решающее влияние на его творчество и жизнь. В первую очередь его привлекал, как поэт пишет в одном из писем, "простой народ" своей искренностью, доверчивостью и "чистотой веры". Именно Россия и стала в конце жизни поэта импульсом, путеводной звездой, которая вывела его не просто к гармонии, а к истоку этого понятия: ". мы сделали огромный шаг к сердцу России, в чьи удары мы еще долго будем вслушиваться с чувством, что найдем там верный ритм и такт и для своей собственной жизни тоже" (из письма к Софье Шиль 1908г.).
С уверенностью можно сказать, что в Германии в достаточной мере изучено раннее творчество поэта, его прозаические произведения и ранняя лирика. Поздний период творчества менее освещен, хотя существуют исследования двух грандиозных, завершающих творческий путь Рильке произведений: "Дуинские Элегии" и "Сонеты к Орфею", Причем последнее произведение анализируется только в нескольких монографиях Анны Геринг, Хольтхузена и Фюрста. Немецкие литературоведы зачастую обращаются к "трагической стороне творчества поэта", к философской пропасти, которой он отгородился от внешнего мира (имеется в виду его раннее творчество). Не особенно внимательно относились в Германии к особенностям построения, композиции, поэтической формы произведения "Сонеты к Орфею".
Во Франции и Англии существует намного меньше исследований творческого наследия Рильке. Что касается "Сонетов к Орфею", то они представлены прекрасным английским переводом. В достаточной степени изучена его ранняя проза, но только немногие исследования посвящены поздней поэзии Рильке. Стоит отметить такие монографии, как Dedeyan Charles "Rilke et la France", Mason Edo C. "Rilke, Europe and the English-speaking world", Jayne Richard "The Symbolism of space and motion in the works of Rainer Maria Rilke", Belmore, H.W. "Rilkes craftmanship. An analysis of his poetic style".
В России Рильке изучался, к сожалению, практически только на уровне предисловий к изданиям. Вместе с тем, переводами произведений Рильке занимались Ратгауз, Гаспаров, Неусыхин, Карельский, Болдырев, Пастернак, Цветаева. Можно смело утверждать, что не только раннее, но и позднее творчество поэта, тесно связанное с Россией, с именами русских писателей, художников (Толстого, Пастернака, Цветаевой, Дрожжина) осталось неизученным.
Те монографии о творчестве Рильке, которые существуют сейчас на русском языке, являются в массе своей переводами работ зарубежных исследователей (в основном австрийских, немецких и швейцарских). В таком же плачевном состоянии находятся и переводы "Сонетов к Орфею" на русский язык. Это произведение не только не переведено на русский язык полностью, но и отсутствует как таковое даже на немецком языке в России (оно просто не издается).
Поэтическое творчество Рильке у нас незаслуженно обошли вниманием, хотя жизнь Рильке и его произведения (имеется в виду поздний, наиболее зрелый период творчества) посвящены России, русской культуре, религии, философии, народу. В советское время Рильке никогда не издавался в полном, "законченном" виде, печатались лишь отрывки из его произведений. Это можно объяснить тем, что Рильке был "непонятным" поэтом, с одной стороны воспевающим нечто абстрактное, с другой стороны выделяющим отдельную личность, с ее переживаниями, романтическими духовными томлениями, вечными исканиями, Ь то время как в стране поощрялась массовость, общность идей, а индивидуализм полностью искоренялся.
Из этого следует вывод о необходимости дальнейшего исследования и интерпретации творческого и философского наследия Рильке. Важно раскрыть значение поэтического гения Рильке для человечества.
Особое место в изучении поэтического творчества Райнера Марии Рильке занимают "Сонеты к Орфею". Это последнее его произведение. Оно окружено целым рядом вопросов, на которые далеко не просто ответить, окутано тайной, разгадать которую пытались и переводчики, и исследователи, и читатели.
Существует высказывание Рильке о "Сонетах к Орфею" как о "довеске" к "Дуинским Элегиям" (". я вижу бесконечную милость в том, что сумел на одном дыхании наполнить оба эти паруса: маленький, вспомогательный, цвета ржавчины парус Сонетов и громадную белую парусину Элегий". Из письма к Витольду Гуревичу). Основываясь на этом, многие исследователи, как немецкие (Хольтхузен, Штайнер, Мевиус и др.), так и русские (Неусыхин, Лебанидзе, Ратгауз), склонны рассматривать "Сонеты к Орфею" именно как продолжение элегий, а не как отдельное, самостоятельное произведение (D.Gerhardus Hauptwerke, Hans Holthusen "Rilkes Sonette an Orpheus. Versuch einer Interpretation", Katharina Kippenberg " Rainer Marie Rilkes. "Duineser Elegien" und Sonette an Orpheus"). При подобном подходе "Сонеты" рассматриваются как часть "Элегий", как дополнение к предшествующему стихотворному циклу} начатому в 1912 году, оконченному в 1922 году - большинство элегий написаны в годы Первой мировой войны. Такой подход к "Сонетам к Орфею" обусловлен возможно тем, что элегии, в отличие от сонетов, иногда более понятны, традиционны.
Новизна диссертации состоит в том, что "Сонеты к Орфею" рассматриваются как произведение послевоенного времени, созданное "новым" Рильке, конечно, "вышедшим" из "Элегий", но уже шагнувшим в новую эпоху, с изменившимися взглядами на мир, на структуру миропорядка, с обновленной концепцией бытия, представлениями о мифе и традициях, о месте человека в этом мире, о месте поэта и его творений. То есть, чрезвычайно важным представляется тот факт, что орфический цикл - это уже сонетный цикл, а не элегический . Это концептуальный момент, "Сонеты к Орфею" - во многом принципиально новое произведение.
Цель исследования.
В данной диссертации сонетный цикл, состоящий из двух частей, рассматривается не только как произведение, органически связанное с предшествующим ему циклом "Дуинских элегий" и ранним творчеством, но как самостоятельное, наполненное новым смыслом, новым содержанием, выдающееся произведение нового века послевоенной эпохи.
Целью диссертационной работы является доказать, что именно в "Сонетах к Орфею" художественно была сформулирована сокровенная мысль художника о гармоничном мире, имеющем прочные основы и гуманные скрепы, где человек не только присутствует, не только является его важнейшей частью. В "Сонетах к Орфею" Рильке высказывает глубокую мысль о том, что человек является организующим центром мироздания, творит его, вносит в него гармонизирующее, гуманизирующее начало.
В широком плане ставится целью раскрытие идейно-философского, эстетического богатства цикла. В связи со сформулированной и поставленной целью в процессе проводимого исследования решаются следующие основные задачи:
1 .Обнаружение эстетического движения, эволюции Рильке в русле неоромантического течения: от романтического недоверия к Земному до осознанного интереса к реальному миру, к сложной, но неразрывной связи между ними. Рассмотрение осознанного доверия Рильке к внешнему миру и преодоления хрупкого балансирования между Там и Здесь, обретения опоры. Установление художественного метода написания цикла, а именно - нарастающего реализма в рамках неоромантизма.
2.Обращение Рильке как неоромантического поэта к мифу, к духовно-нравственному опыту веков. Рассмотрение новой версии, идейно-философского реконструирования мифа Рильке, пришедшего к эстетическому признанию Земного.
3.Осмысление достаточно нового для Рильке, как неоромантического поэта, обращения к редкой, не типичной для его поэзии стихотворной форме - сонету. В "Сонетах к Орфею" Рильке использует данную форму, придя к выводу, что она единственно способна выразить новую картину, новую структуру мира, выход на поэтическую форму, противостоящую хаосу и распаду, воссоздающую мир в его разумно выстроенной и гармоничной сущности. Эпизация стиха - нечто новое для поэта, представляющего романтическую традицию, романтическую линию в литературе. Им обнаруживается новый порядок мироздания (строгий и четкий, в своем роде чертеж), который воплощается в адекватную ему стиховую форму.
Структура работы:
Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения.
Список научной литературыСергеев, Виталий Анатольевич, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Rilke R.M. Die Sonette an Orpheus. Leipzig, 1923. -63S.
2. Произведения (оригинальные издания)
3. Rilke R.M. Leben und Lieder. Bilder und Tagebuchblaetter. Strassburg u. Leipzig, 1894. - 633 S.
4. Rilke R.M. Neue Gedichte. Leipzig, 1907. -543 S.
5. Rilke R.M. Duineser Elegien. Leipzig, 1923. - 245 S.
6. Rilke R.M. Das Stunden-Buch. Leipzig, 1905. - 311 S.
7. Rilke R.M. Larenopfer. Prag, 1896. - 276 S.
8. R.M.R.: Auguste Rodin. 5. Aufl.. Frankfurt а. M.: Insel, [1992]. [6. Aufl.]. 1994.362 S.
9. R.M.R.: Ausgesetzt auf den Bergen des Herzens. Gedichte aus den Jahren 1906 bis 1926. 7. Aufl.. [Frankfurt а. M.:] Insel, [1992]. [8. Aufl.]. [Frankfurt а. M. (u. a.)]: Insel, 1994. 407 S.
10. R.M.R.: Ausgewaehlte Gedichte. Der ausgewaehlten Gedichte erster Teil. Ausgew. von Katharina KIPPENBERG. 446.-450. Tsd. Frankfurt а. M.: Insel, 1991. 38. Aufl. 1994. 533 S.
11. R.M.R.: Ausgewaehlte Gedichte. Der ausgewaehlten Gedichte zweiter Teil. Ausgew. von Katharina KIPPENBERG. 26. Aufl. Frankfurt а. M.: Insel, 1992. -400 S.
12. R.M.R.: Ausgewaehlte Gedichte. Einschliesslich der 'Duineser Elegien' und der 'Sonette an Orpheus'. Ausw. und Nachw. von Erich HELLER. 15. Aufl. Frankfurt а. M.: Suhrkamp, 1992. 16. Aufl. 1994. 542 S.
13. R.M.R.: Auguste Rodin. 5. Aufl.. Frankfurt а. M.: Insel, [1992]. [6. Aufl.]. 1994. -287 S.
14. R.M.R.: Ausgesetzt auf den Bergen des Herzens. Gedichte aus den Jahren 1906 bis1926. 7. Aufl.. [Frankfurt a. M.:] Insel, [1992]. [8. Aufl.]. [Frankfurt a. M. (u. a.)]: Insel, 1994. 250 S.
15. R.M.R.: Ausgewaehlte Gedichte. Der ausgewaehlten Gedichte erster Teil. Ausgew. von Katharina KIPPENBERG. 446.-450. Tsd. Frankfurt a. M.: Insel, 1991.38. Aufl. 1994.- 318 S.
16. R.M.R.: Ausgewählte Gedichte. Der ausgewählten Gedichte zweiter Teil. Ausgew. von Katharina KIPPENBERG. 26. Aufl. Frankfurt a. M.: Insel, 1992. 389 S.
17. R.M.R.: Ausgewählte Gedichte. Einschliesslich der 'Duineser Elegien' und der 'Sonette an Orpheus'. Ausw. und Nachw. von Erich HELLER., 15. Aufl. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1992. 16. Aufl. 1994. -210 S.
18. R.M.R.: Bucher, Theater, Kunst. Aufsaetze 1896-1905. Hrsg. von Richard von MISES. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1991.- 423 S.
19. R.M.R.: Das Buch der Bilder. Neuausg. Frankfurt a. M. u. a.: Insel, 1991. -290 S.
20. R.M.R.: Das Buch der Bilder. 9. Aufl., [Frankfurt a. M.]: Insel, [1992]. [10. Aufl.]. 1994. 300 S.
21. R.M.R.: Das Marien-Leben. 18. Aufl. Frankfurt a. M. u. a.: Insel, 1991. 587 S.
22. R.M.R.: Das Stunden-Buch: enthaltend die drei Bbcher: Vom mönchischen Leben, Von der Pilgerschaft, Von der Armut und vom Tode. Neuausg. Frankfurt a. M. u. a.: Insel, 1991.- 396 S.
23. R.M.R.: Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. 14. Aufl. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1991.-329 S.
24. R.M.R.: Die Dame mit dem Einhorn. Mit Abb. der Teppiche „La dame a la licorne" und einem Nachw. von Egon OLESSAK. 7. Aufl. Frankfurt a. M.: Insel, 1993.-211 S.
25. R.M.R.: Die Erzaehlungen. 1. Aufl. Frankfurt a. M. u. a.: Insel, 1992.-413S.
26. R.M.R.: Die Gedichte. Nach der von Ernst ZINN bes. Ed. der Samtlichen Werke., 5. Aufl. Frankfurt a. M.: Insel, 1992. 6. Aufl. 1993. 205 S.
27. R.M.R.: Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke. Tsd. Frankfurt a. M.: Insel, 1991.- 331 S.
28. Райнер Мария Рильке. Лирика. -М., 1965. -231с.
29. Райнер Мария Рильке. Заметки о мелодии вещей. // Ворпсведе. -М., 1976. 100 с.
30. Райнер Мария Рильке. Заметки о мелодии вещей. // Ворпсведе.- М., 1976. 133 с.
31. Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бригге. М.: Известия, 1988. -324 с.З.ОБШЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СПРАВОЧНАЯЛИТЕРАТУРА
32. Аверинцев С. С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии/Ю современной буржуазной эстетике. -М., 1979. 542с.
33. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная "словесность "//Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М.; Наука, 1971. -418с.
34. Аверинцев С.С. Западно-восточный генезис литературных канонов византийского Средневековья// Типология и взаимосвязи средневековых литератур. Восток и Запад. М.: Наука, 1974. - 643с.
35. Аверинцев С. С. Культурология Йохана Хейзинги// Вопросы философии. -1969.-№11/12.-С.169-179.
36. Аверинцев С. С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века //Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979. -623с.
37. Аверинцев С. С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью//Из истории культуры. Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - 660с.
38. Анастасьев Н. Обновление традиций: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. -М.: Сов. писатель, 1984. -354с.
39. Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. -М.:Наука, 1988. -310с.
40. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. -М.: Наука, 1967. -455с.
41. Античная цивилизация/Отв. ред. В. Д. Блаватский. -М.: Наука. 1973. -267с.
42. Античность в контексте современности. -М.: МГУ, 1990. -252с.
43. Античность как тип культуры. -М.: Наука, 1988. -333с.
44. Аполлодор. Мифологическая библиотека. -М.: Наука, 1993. -216с.
45. Асмус В. Ф. Гете в "Разговорах" Эккермана//И. П. Эккерман. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. -M.-JI.: Academia, 1934. -300с.
46. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. -М.: Искусство, 1963. 311с.
47. Ауэрбах Э. Мимесис. -М.: Прогресс, 1976. -556с.
48. Афанасьев А. И. Древо жизни. -М.: Современник, 1982. -464с.
49. Афасимсев М. Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. -М.: Наука, 1971. -120с.
50. Барт Р. Мифологии. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312с.
51. Баумгартен Ф. Эллинская культура. -СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1908. -585с.
52. Баумгартен Ф. Эллинистическо-римская культура. -СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1915. -777с.
53. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1984. -444с.
54. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1925. -502с.
55. Бачинин В.А. Искусство и мифология. -М.: Знание, 1987. -63с.
56. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Белинский В.Г. Собр. соч. В 9т. -Т.З. -М.: Худож. литература. 1978. -583с.
57. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. -М.: Худож. лит., 1990. -543с.
58. Бердюгина Л.А. Философско-эстетические взгляды Т. Манна// Автореф. Дисс. На соиск. уч. ст. кандидата филологических наук. JL: ЛГУ, 1977.
59. Бердяев С. Судьба России. -М., 1990. -205с.
60. Берковский И.Я. Романтизм в Германии. -Л.: Худож. лит., 1973. -567с.
61. Беспокойство духа (Философия Ф. Ницше)/Под ред. Л. И. Кравцова. -М., 1992. -118с.
62. Бонна А. Греческая цивилизация. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994. - Т. 1. -448с.; Т.2. - 448с.
63. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. -Л., 1975.
64. Вагнер Р. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978. -695с.
65. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966. 403с.
66. Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. -М.: Искусство, 1967. -342с.
67. Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур: Материалы дискуссии. М., 1961. -344с.
68. Взглянуть в лицо времени (Панорама: 70-е годы в литературах социалистических стран Европы)//Иностранная литература. 1981. - № 1; № 2.
69. Винкельман И. Избранные произведения и письма. М., 1935. -590с.
70. Винкельман И. Избранные произведения и письма. -М.: Ладомир, 1996. -687с. 71 .Винкельман И. История искусства древности. -Л.: Изогиз. 1933. -429с.
71. Вейман Р. История литературы и мифология. -М.: Прогресс, 1975. -375с.
72. Вересаев В. Живая жизнь. М.: Изд-во полит, лит., 1991. -336с.
73. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -Л.: Гослитиздат, 1940. -648с.
74. Веселовский А.Н. Сравнительная мифология и ее метод// Веселовский А. Н. Собр. соч. -Т. 16.- М.-Л., 1938. -100с.
75. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. -240с.
76. Владимирова Н.Г. Миф в жанровой структуре современного западного романа// Жанровое своеобразие художественных форм в литературе XX века. -Ташкент, 1992. -319с.
77. Волошинов В.Н. Фрейдизм. М.: Искусство, 1993. -347с.
78. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1981. -572с.
79. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367с.
80. Гальцева P.A. Западноевропейская культурфилософия между мифом и игрой//Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. -624с.
81. Гачев Г. Образы Индии, эллинский и германский// Иностранная литература. 1990. -№ 2. - С. 194-202.
82. Гачев Г. Национальные образы мира//Вопросы литературы. -1987.- №10. -С.156-191.
83. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М., 1973. - Т.1.- 671с.; Т.2. -63 с.
84. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. -312с.
85. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. -218с.
86. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. -319с.
87. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. -624с.
88. Гулыга А. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. -182с.
89. Гулыга A.B. Миф и современность// Иностранная литература. 1981. - № 2. -СЛ 67-174.
90. Гулыга А. В. Пути мифотворчества и путь искусства// Новый мир. 1969. -№5. - С. 114-120.
91. Гулыга A.B. Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1984. -317с.
92. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. М.: Худож. лит., 1978. -365с.
93. Давыдов Ю.Н. Интеллектуальный роман и философское мифотворчество // В о пр. лит. 1977. - № 9. -С.31-45.
94. Джеймсон М.Г. Мифология Древней Греции//Мифология Древнего мира. -М.: Наука, 1972. С.233-283.
95. Дьяконова И.М. Введение//Мифология древнего мира. -М.: Наука, 1977. -С.5-54.
96. Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции "Випперовские чтения". 1986. - Вып. XVIII. - М.: Изд-во:Советский художник, 1988. -464с.
97. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейской литературы. Д.: Наука. 1981. -302с.
98. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. -СПб.: Марс, 1995. -380с.
99. Зелинский Ф.Ф. Лекции по истории греческой культуры. -СПб., 1907. 47с.
100. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. М.: Моск. рабочий, 1993. -382с.
101. История греческой литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. - 486с.
102. История всемирной литературы В 9т. -Т.5./Отв. ред. С. В. Тураев. М.:Наука, 1988. -784с.
103. История немецкой литературы: В Зт. -М.: Радуга, 1985-1987.
104. История немецкой литературы: В 5т. М.: Наука, 1966. -Т.3.-586с.
105. История немецкой литературы: В 5т. М.: Наука, 1968. -Т.4. -614с.
106. История немецкой литературы: В 5т. М.: Наука, 1976. -Т.5. -286с.
107. История Древней Греции. -М.: Высшая школа, 1996. -399с.
108. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. М.: Сов. писатель, 1986. -286с.
109. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. -335с.
110. П.Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. -34 с.
111. Кесседи Ф. От мифа к логосу. М., 1979.
112. Краузе В. Зигмунд Фрейд и литература// Вопросы философии. 1995. - № 2. -С. 122-123.
113. Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше//Философские науки. 1990. - № 9. - С.66-77.
114. Леви-Брюль Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 372с.
115. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536с.
116. Леви-Строс К. Структурное изучение мифов// Вопросы философии. 1970. -№7.
117. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -372с.
118. Литература и мифология. Сб. научн. трудов ЛГПИ им. Герцена. Л., 1976. -247с.
119. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. Греческая трагедия. -М.: Просвещение, 1958. -202с.
120. Лосев Д. Ф. Диалектика мифа. М.: Изд-во автора, 1930. - 268с.
121. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994. -544с.
122. Лосев А Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. - 975с.
123. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера// Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. -С.7-48.
124. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 959с.
125. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 376с.
126. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. -296с.
127. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Искусство, 1982. -623с.
128. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384с.
129. Лотман Ю., Успенский Б. Миф-имя-культура// Успенский Б. Избранные труды. -М., 1994.-С.298-319.
130. Лукин А., Ранкевич В. В магическом лабиринте сознания. Литературный миф XX века// Иностранная лит. 1992. - № 3. - С.240-249.
131. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Владос, 1996. -416с.
132. Мальчукова Т.Г. Античное наследие и современная литература. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та. 1988. - 64с.
133. Медведева Н.Г. Миф как форма художественной условности// Автореф. Дисс. На соиск. уч. ст. Кандидата филологических наук. М., МГУ, 1984.
134. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. Т.1. - М., 1971. -С.60-129.
135. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Изд-во Российского гос. гум. ун-та, 1994. - 352с.
136. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Прогресс, 1976. -358с.
137. Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978. - 645с.
138. Мифология Древнего мира. М., 1977. - 380с.
139. Мифы в искусстве старом и новом. СПб.: Лениздат, 1993. - 384с.
140. Мифы народов мира: В 2т. М.: Сов. энциклопедия, 1980-1982. - Т.1. - 672с.
141. Низамидцинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: Гелиос, 1993. -47с.
142. Нусинов И. Вековые образы. М.: Гослитиздат. 1937. -352с.
143. Нусинов И. История литературного героя. М.: Худож. лит., 1958. -551с.
144. Называть вещи своими именами// Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX века. М.: Прогресс, 1986. -640с.
145. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства// Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. -С. 17-94.
146. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербук, 1990. - 301с.
147. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм// Ницше Ф. Собр. соч.: В 2т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 430с.
148. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Мысль, 1990. - 416с.
149. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. -342с.
150. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1986. -614с.
151. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. - 342с.
152. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. JL: ЛГУ, 1946. -340с.
153. Радциг С. И. Античная мифология. М., 1939. -98с.
154. Романтизм и реализм в литературном взаимодействии. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. -162с.
155. Романтизм: эстетика и творчество/ И. В. Карташева. Тверь, 1994. - 353с.
156. Самопознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. -336с.
157. Сучков Б.А. Исторические судьбы реализма. М.: Сов. писатель. 1977. -528с.
158. Тавритян Г.М. О.Шпенглер, И.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. - 269с.
159. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -573с.
160. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. - 162с.
161. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. - 302с.
162. Тахо-Годи A.A. Миф у Платона как действительное и воображаемое// Платон и его эпоха. М., 1979. -С.306-315.
163. Тахо-Годи A.A. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков//Искусство слова. М.: Наука, 1973. -С.306-314.
164. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. -М.: Карьер. 1995. 94с.
165. Телегин С. М. Философия мифа// Введение в метод мифореставрации. -М.Юбщина. 1994. 140с.
166. Типология и взаимодействие литератур Древнего мира. М., 1971. - 420с.
167. Токарев С.А. Что такое мифология?// Вопросы истории религии и атеизма. -Вып. 10. М., 1967.
168. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв"// Вопросы философии. 1990. - № 7. - С.208-263.
169. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448с.
170. Царен Э. Библейские холмы. М.: Правда, 1986. - 480с.
171. Цвейг С. Фридрих Ницше// Цвейг С. Собр. соч.: В 6т. Т.6. - Тула: АО "Гриф", 1994. - С.303-391.
172. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989. -221с.
173. Шахова К.А. Вечно обновляющийся реализм. Киев: Высшая школа, 1984. -215с.
174. Шестаков В.П. Античность в современной буржуазной философии истории / /Вестник древней истории. 1963. - № 2.
175. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философская проповедь// Вопросы философии. 1990. - № 7. - С.59-132.
176. Шеллинг Фр. Введение в философию мифологии// Шеллинг Фр. Соч.: В 2т. -Т.2. М.: Мысль, 1989. -С. 159-374.
177. Шеллинг Фр. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496с.
178. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -473с.
179. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. -529с.
180. Шталь И.В. О происхождении богов. М.: Сов. Россия. 1990. -320с.
181. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. -296с.
182. Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. Гераномахия, опыт типологической и жанровой реконструкции. М.: Наука, 1989. - 301с.
183. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М.: Наука, 1966. - 384с.
184. Экспрессионизм. М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1929. - 232с.
185. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. -304с.
186. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: Практика, 1994. - 252с.
187. Юнг К.Г. Психологические типы. -М.: Прогресс-Универс 1995. 716с.
188. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - 320с.
189. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
190. Андреев Л. Западноевропейская литература, XX век// Вопросы литературы. 1983. - №8. - С.130-151.
191. Андреев Л. Литература у порога грядущего века// Вопросы литературы. -1987. №8. - С. 3-42.
192. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М.: Худож. лит., 1986. -544с.
193. Анненский И.Ф. Художественная обработка мифов об Оресте, убийце матери в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида// Журнал Министерства народного просвещения. -1900. № 7-8.
194. Асмус В.Ф. Гете в Разговорах Эккермана// И.П.Эккерман. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.-Л.: Асайепиа, 1934. -739с.
195. Асмус В. П. Шиллер как философ и эстетик// Шиллер Фр. Собр. Соч.: В2.т. -М., 1957. 468с.
196. Бернштейн И. Автор, герой, мир (Заметки о романе в социалистических странах)// Вопросы литературы. 1981. - № 10. -67с.
197. Бернштейн И. Новая жизнь вековых образов// Вопросы литературы. 1984. -№7. - С.34-56.
198. Гайдукова Т.В. Ницше и античность// Вестник Московского ун-та. Сер.Философия. 1980. - № 6. - С.21-24.
199. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. М.: Советский писатель, 1991. - 312с.
200. Гулыга A.B. Путями Фауста. Этюды германиста. М.: Сов. писатель, 1987. -451с.
201. Гусев Ю. Художественные конфликты и реальность// Вопросы литературы. -1986. -№2. -С.27-45.
202. Данилевский В.Ю. Русский образ Фр. Ницше (Предыстория и начало формирования) на рубеже Х1Х-ХХ: Из истории международных связей русской литературы. -Л., 1991. 483с.
203. Головенченко А.Ф. Мраморный Фавн Н. Готорна (К вопросу об итало-американских связях)// Литературные связи и традиции в творчестве писателей Западной Европы и Америки Х1Х-ХХ вв. Горький, 1990. - 273с.
204. Карельский А. В. От героя к человеку. М.: Сов. писатель, 1990. -300с.
205. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2х т. М.: Радуга, 1987. -568с.
206. Коренева М.Ю. Д.С.Мережковский и немецкая культура (Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание)// На рубеже XIX-XX вв. Из истории международных связей русской литературы. JL, 1991. - 320с.
207. Левин В.Б. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. - 381с.
208. Лейтес Н. С. Все о мифе// Вопр. Лит. 1988. - № 4. - С.34-58.
209. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945 гг. Пермь, 1975. -391с.
210. Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980.- 244с.
211. Лем С. Мифотворчество Т. Манна//Новый мир. 1970. - № 6. - С.51-68.
212. Лозович Т.Н. Мифологические заимствования в творчестве немецких романтиков //Литературные традиции и современность. Ташкент, 1989. -413с.
213. Л осев А.Ф. Эстетика символической выразительности у Аристотеля// Искусство слова. М.: Наука, 1973. -426с.
214. Михайлов A.B. Отражение античности в немецкой культуре конца XVIII-начала XIX вв.// Античность в культуре и искусстве. М., 1989. - 436с.
215. Млечина И.В. Вслушиваясь в голоса предшественников// Вопр. лит. 1985. -№ 5. -С.34-58.
216. Павлова Н.С. Экспрессионизм// История немецкой литературы в 5т. -М.: Наука, 1968. -438с.
217. Полтавченко Т.М. И.Кант и Ф.Шиллер об эстетическом воспитании человека// Некоторые проблемы формирования нравственной культуры личности. Кишинев, 1985. - 531с.
218. Полухина О. Античные сюжеты в драматургии антифашистского сопротивления// Проблемы зарубежной реалистической прозы 19-20 вв. Саратов, 1985. 311с.
219. Рыжова Т.О. Эллинизм как форма художественной условности в позднем творчестве Гельдерлина// Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX. Иваново, 1980. - С.23-42.
220. Сорокина Л. Античные мотивы в творчестве немецких поэтов-символистов на рубеже 19-20 вв.// Творческая индивидуальность писателя и взаимодействиелитератур. Алма-Ата, 1980. -С.51-57.
221. Тахо-Годи А. А. Миф и символ в сказке Горького "Девушка и Смерть" // Филол. Науки. 1968. - № 4. -С.34-79.
222. Традиции и новаторство (Конгресс MAJIK в Берлине)//Вопр. лит. 1982. -№9. -С.44-57.
223. Тураев C.B. Гете и формирование концепции мировой литературы. М.:Наука, 1989. 300с.
224. Тураев C.B. Немецкая литература// История всемирной литературы. М.:Наука, 1988. Т.5. -С430-589.
225. Тураев C.B. О немецком классицизме//Проблемы просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. - 366с.
226. Тураев C.B. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. - 311с.
227. Тураев C.B. Фауст, Мефистофель и XX век// Научные доклады высшей школы. Филол. Науки. - 1971. - № 1. -С. 12-35.
228. Фадеев В.В. Драматургические принципы Георга Кайзера// Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX вв. Саратов. 1975. -230с.
229. Федоров А. А. Томас Манн. Время шедевров. М.: МГУ, 1981. - 437с.
230. Фосскамп В. Классика как историко-литературная эпоха. Типология и функция веймарской классики//Античность в культуре и искусстве последующих веков. -М., 1984.-537с.
231. Фролов Г.А. Наследие романтизма в современной немецкой литературе (Восточная Германия)// Автореф. Дис. На соиск. уч. ст. доктора филологических наук. М., 1991.
232. Цветков Ю. JI. Структура символического образа в драме Гуго фон Гофмансталя "Безумец и смерть"// Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX вв. Проблема художественного образа. -Иваново, 1993. -341с.
233. Цветков Ю. JI. Становление драматургического жанра в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя// Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX вв. -Иваново, 1994.-347с.
234. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М.: МГУ, 1995. - 311с.
235. Чернышева Д.Л. Драматургия Г.Гауптмана 30-40-х гг. XX века (Античность и Шекспир в последних произведениях Гауптмана)// Автореф. Дисс. на соиск.уч. ст. кандидата филологических наук. Д., 1972.
236. Чернышева Н. Г. Тетралогия на тему греческой легенды об Атридах Г.Гауптмана// Развитие реализма в немецкой литературе 20-50-х гг. XX века. -Курск, 1982. -324с.
237. Шарыпина Т. А. Авторская интерпретация античности в трагедии Верфеля "Троянки'7/ Вопросы взаимовлияния литератур. Нижний Новгород:ННГУ, 1996. -С.181-187.
238. Шарыпина Т.А. Вагнер и Ницше (К проблеме рецепции античного наследия)// Материалы Международной конференции "Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе". Тверь: Изд-во Тверского ун-та. 1996. -С.42-46.
239. Шарыпина Т.А. Замысел Гете и трагедия Г. Гауптмана "Ифигения в Дельфах'7/ Гетевские чтения. М.: Наука, 1997.
240. Шарыпина Т.А. Интерпретация сюжета об Электре в одноименной трагедии Гуго фон Гофмансталя //Тезисы VIII Пуришевских чтений. М., 1996. -С.4.
241. Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX. Н. Новгород: ННГУ, 1995. - 114с.
242. Angeleff A. Neue Arbeiten zur Mythostheorie// Allg. Ztschr. fuer Philosophie. -Stuhtgart. 1993. - Ig. 18. - Hf. 3.
243. Bachofen J.l. Das Mutterrecht. Frankfurt а. M.: Suhrkamp Taschenbuch. - Wiss. 1975. -142 S.
244. Baum G. Richard Strauss und Hugo von Hofmannsthal. Bri., 1962. -144S.
245. Blumberg H. Arbeit am Mythos. Frankfurt а. M.: Suhrkamp, 1979. - 312S.
246. Dahnke H.D. Krus I. Der Tanz der Leichen. Poetische Struktur und Geschichte in Goethes "Faust II//Weimarer Beitraege. 1989. -160S.
247. Dau R. Sichller und Goethe zur Verantwortung des Kunstlers in seiner Zeit// Weimarer Beitraege. 1984. - *3. - 152S.
248. Diersen K., Middel E. Gothland und "Iphigenie" — ein Doppelprojekt am DeutscheTheater — Inszenierung. AI. Lang/AVeimarer Beitraege. 1985. - 31 OS.
249. Esselbom K. G. Hofmannsthal und der antike Mythos. Muenchen: Fink, 1969. -533S.
250. Frenzel E. Stoff und Motivgeschichte. Bri.: Schmidt, 1966. - 232S. 261 .Frenzel E. Motiven der Weltliteratur. - Stuttgard: Kroner, 1980. - 423S.
251. Grimm I. Deutsche Mythologie. Bri., 1975. - 43IS.
252. Hamburger K. Das Opfer der delphischen Iphigenie// Hamburger K.Gerhart Haupfmann. Dapmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschafft, 1976. -312S.
253. Hamm H. Die Aufnahme von Goethes "Helena" Zwischenspiel in Deutschland und Ausland// Weimarer Beitraege, 1981. - 377S.
254. Heise W. Der Tag angebrochen. Gedanke ueber unser Verhältnis zur Klassik// Sinn und Form. 1980. - Ns 2. -210S.
255. Krueger I.I. Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss. Marrburg, 1934. - 319S.
256. Kaufmann H. Versuch ueber das Erbe. Leipzig: Philipp-Verl. Reclam, 1980. - 406S.
257. Koch H. Aktuelle Fragen der Aneignung des Erbes/ Weimarer Beitrage, 1976. 378S.
258. Lessing E. G. Laokoon oder Ueber die Grenzen der Malerei und Poesie// Lessing Werke in fuenf Bande. Bd.l. - W.: Autbau-Verl, 1975. -300S.
259. Literaturunterricht und Interpretation. Rundtischgespräch// Weimarer Beitrage. 1981. - №8. - S.34-76
260. Lohr H. Von Maerchen zum Mythos (F. Fuehmann) //Weimarer Beitraege. 1982. -413S.
261. Mythos und Dichtung. Zur Begriffs-und Stilgeschichte der deutschen Literatur im neuzehnten und zwanzigster Jahrhundert. Zuerich, 1967. - 61 IS.
262. Middell E. Schillers Klassikzutat und seine Stellung in der Deutschen Klassik //Weimarer Beitraege. 1983. - №7. -S.23-53.
263. Middell E. Totalitaet und Dekadenz zur Auseinandersetzung von Georg Lukais mit F. Nietzsche//Weimarer Beitraege. -1985. -l4. S.42-49.
264. MadI A. Thomas Manns Humanismus: Werden und Wandel einer Welt-u. Menschenauffassung. B.: Rutten u. Loening, 1980. -544S.
265. Nietzsche F. Werke in drei Banden. Muenchen: Carl Hauser, 1969. - 49IS.
266. Naumann M. Umbrüche in der Antike-Rezeption von der Aufklaerung bis Marx// Weimarer Beitrage. 1985. - № 12. - 45S.
267. Riedel V. Homer-Rezeption und poetische Konfession Erich Arendts// Weimarer Beitraege. 1981. »5. - S.23-64.
268. Richter H. Gegenwartsprosa der Deutschen Demokratischen Republik in gattungs und stiltheoretischer Licht//Sinn und Form, 1964. Ht. 3.
269. Rundtischgespräch zu "Faust" I und II am Mecklenburgischen Staatstheater Schwerin//Weimarer Beitrage, 1980. -388S.
270. Schiller D. Zum Figuren und Handlungaufbau im "Faust'V/Weimarer Beitrage. 1980. - №5. - 38IS.
271. Skrodzki К. I. Mythopoetik. Das Weltbild des antikes Mythos und die Struktur desnachnaturalistischen Dramas. Bonn., 1986. - 300S. 283.Stellmacher W. Drama und Theater bei klassischen Goethe//Weimarer Beitraege. -1963. -№7. -512S.
272. Swiatlowskil. Zur Bestimmung der oesthetischen Eigenart literarischer Kunstwerk//Weimarer Beitraege. -1981. №4. - 433S.
273. Thaiheim ff. -/. Zum Problem des geschichtlich handelnden Menschen bei Schiller/AVeimarerBeitraege. 1979. -U.-322S.
274. Trilse Ch. Antike und Theater heute. Bit: Akademia, 1979. -230S.
275. Protest und Verheissug Studien zur klassischen und modernen Dichtung. Frankfurt a. M., Bonn: Athenaeum, 1960. - 305S.
276. Аверинцев C.C. Традиции греческой диалектики и возникновение рифмы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1977. -322с.
277. АникстФ. Творчество У.Шекспира. М., 1964. -538с.
278. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. -438с.
279. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд4. - М., 1979. - 521с.
280. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. - 511с.
281. Берков П.Н. Проблемы истории мировой культуры в литературно-художественном и научном творчестве Валерия Брюсова//Брюсовские чтения 1962 года. Ереван, - 1963. -С.45-72.
282. Бехер И. Философия сонета, или Малое наставление по сонету. М.: Наука, - 1987. -651с.
283. Брюсов В.Я. Собрание соч.: В 7 т. М.: Мысль, 1991. -577с.
284. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди "Canzoniere" // Веселовский А.Н. Избранные статьи. -JI., 1939.426с.
285. Герасимов К.С. "Сонет о поэте" В. Брюсова// Брюсовские чтения 1983 года. -Ереван, 1985. С.66-68.
286. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении// Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987. -547с.
287. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1984. - 522с.
288. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. Изд. 2. - Пг., 1915. -490с.
289. Квятковскийй А.Л. Поэтический словарь. М.,1966. -534с.
290. Лебанидзе В.Ш. "Сонеты к Орфею" Рильке и проблема полноты теории сонета. // Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. -Тбилиси, 1979. -С.72-79.
291. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.// Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. - 612с.
292. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс.// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973. -672с.
293. Сильман Т.И. Семантическая структура лирического стихотворения// Сильман Т.И. Заметки о лирике. JI.,1977. -522с.
294. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. Л., 1931. -648с.
295. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.,1965. - 476с.
296. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. М., 1981. -200с.
297. Федотов О.И. Начала литературоведческого труда. -М., 1989.- 212с. ЗП.Федотов О.И. Сонет серебряного века. М., 1990. - 530с.
298. Федотов О.И. Основы руского стихосложения: учебное пособие. М.: Флинта, 1997. - 250с.
299. Цветаева М.И. Герой трудам/ Наше наследие. 1988. - № 5. -С.45-67.
300. Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960. - 436с.
301. Шишмарев В.Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории Франции и Прованса. Париж, 1911. - 320с.
302. Moench W. Das Sonett. Gestalt und Geschichte. Leipzig, 1978. - 844S.