автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ухова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова'

Текст диссертации на тему "Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова"

•2

\

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛОСОФСКИИ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

УХОВА Елена Владимировна

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А.БУЛГАКОВА

специальность 09.00.05 - Этика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор С.Ф.АНИСИМОВ

■ ■ю'-ш-гх Москва-1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-13

ГЛАВА I|Общественно-политические и |философские воззрения \М. А.Булгакова 14

:§1.|Жизнь М.А.Булгакова и его 1 |отношение к социально-| |политическим процессам в | |России 4-43 |

!§2. 1 Влияние на писателя некоторых | |религиозно-философских учений 4-70 |

ГЛАВА11[Этические идеи в мировоззрении и \ творчестве М. А. Булгакова 72

| §2. !Приоритет морали перед | |политикой 1-80 |

|§2.[Значение моральной мотивации | |научной деятельности 1-106 |

|[М.Булгаков о счастье, долге, | [ответственности и достоинстве I [человека 07-125 |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26-129 \

ЛИТЕРАТУРА Предисловие (описание литературы) 30-138 |

БИБЛИОГРАФИЯ 39-148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49-152 (

ВВЕДЕНИЕ

Михаил Афанасьевич Булгаков - выдающийся деятель русской культуры и философии. Проблемы, поставленные писателем, обретают более значимую актуальность в наши дни. Смысл человеческой жизни, мораль и нравственность, человек и общество, человек в обществе - проблемы современной эпохи. Поэтому Булгаков - один из наиболее читаемых писателей, а его творческое наследие занимает значительное место в истории как русской, так и мировой культуры. Однако сложность и противоречия в постановке и решении этих проблем позволяют по-разному толковать его наследие и вызывает определенные • трудности в постижении глубины сложного мира художника-мыслителя. Искаженное и неверное толкование . его мировоззрения, и соответственно запоздалое должное признание, объясняются сложностью и противоречивостью его творчества. Всестороннее исследование творческого наследия Булгакова и определение его места как мыслителя в сокровищнице мировой культуры являются основной задачей данного исследования. Насколько можно говорить о скурпулезном изучении мастерства Булгакова, достаточно полном анализе

литературоведческого творчества, в особенности за последнее десятилетие, эстетической деятельности и ее воплощении в творчестве писателя, настолько сложно обнаружить исследования этического аспекта его творчества. Конечно же Булгаков не является

философом. И на первый взгляд может показаться странным, что автор решил изучить творчество Булгакова с философско-этической точки зрения. Однако, это вполне объяснимо, поскольку Булгакова можно назвать «философом-практиком». Не изучая теоретически и «научно» этические и нравственные аспекты общественной жизни, он смог на «практике» жизни через реальные и нереальные образы и жизненные ситуации сформировать морально-этический и нравственный «образ» своего современника и общества и предложить своеобразную оригинальную этическую «концепцию», которая особенно выражена в гуманистическом идеале Иешуа в его закатном романе. Бессмысленно выискивать какую-либо законченную, логически оформленную философско-этическую концепцию, однако, исследуя творчество писателя, мы находим в его произведениях и письмах множество этических идей, касающихся различных проблем этики, в том числе и его оригинальное представление, относящееся к отдельным

традиционным и новым категориям этики. Например, глубокие размышления о счастье, долге, достоинстве, ответственности и воздаянии и другие. Эти идеи и высказывания о категориях рассматриваются в соответствующем разделе данной диссертации, особенно во втором параграфе первой главы и целиком во второй главе.

Автор диссертации не задавался целью давать свои дефиниции, а лишь рассмотреть взгляды в

образно-мыслительном материале его произведений. Автором так же не ставится задача развивать научную этику. Использование Булгаковым каких-либо философских терминов и понятий представляется как выражение того, как они мыслились самим Булгаковым под влиянием философских авторитетных учений, но не ставиться целью сопровождение своими современными дефинициями и определениями, которые даны в любой академической литературе. Если же раскрывать истинное содержание у Булгакова этических понятий, как они существуют в современной научной этике, то представляется целесообразнее обратиться к современным словарям, где они даны в традиционной научной форме.

Объект исследования ограничивается

систематизированием и анализом имплицитно содержащихся идей в художественных произведениях писателя. Исследования сосредоточены на выделении собственно этических идей в мировоззрении писателя, тесно переплетенных с рядом других: социально-политических, ' философских,

психологических, научных, в том числе и фантастических и мистических. Почти все

исследователи, прямо или косвенно, касаются социально-политических взглядов писателя, и единого мнения по этому вопросу нет. Много пишется о значении творчества Булгакова для современности, изучаются и философские взгляды писателя. Но, несмотря на обилие работ о М.Булгакове, в которых

раскрыты существенные особенности его

мировоззрения, целостного исследования

нравственных воззрений в его творчестве пока еще нет. Необходимо исследование творчества Булгакова в этическом плане с той целью, чтобы личность писателя была представлена в целом, тем более, что нравственные мотивы в его творчестве представлены широко и богато. Специальный анализ этических воззрений Булгакова поможет снять некоторые недоразумения и кривотолки относительно его личности и творчества, которых было в его недавнем биографическом прошлом не мало.

Актуальность темы исследования определяется также и логикой происходящих в современном мире изменений. В условиях развития современного общества, образовавшееся опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человечества, особенно актуальной делает проблему нового осмысления роли и места морали и нравственности в создании современной целостной концепции человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей, гуманизации

современного общества. Поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода, то вклад М.Булгакова в проповедование гуманизма,

который отразился в нравственном идеале Иешуа Га-Ноцри, - очень значителен. Как известно, Булгаков не оставил никакого трактата по этике с четкими классификациями и с логическим содержанием текста, подобно Канту. Поэтому к нему трудно приложить «ярлык» какого-либо . одного философского направления. Он использует философско-этические идеи Канта, Ницше, Фрейда, Вл. Соловьева, Флоренского, представления некоторых мистиков и т.д. Но это вовсе не значит, что мы должны считать его неуклонным последователем этих учений. Все философско-этические категории он использует лишь постольку, поскольку хотел выразить какую-либо мысль в художественно-образной форме. Как например: мы не находим специальных рассуждений о мистике и мистицизме, ' зато находим гениальные образы и картины, рисующие в художественно-образной форме мистический мир Воланда и его спутников. Это полет в космосе, шествие человечества в видениях Мастера, касающиеся древнего Иерусалима и древнего христианства, великий бал у Сатаны. Нет так же каких-либо пространных специальных философских рассуждений об ответственности, воздаянии, но так рисуются герои, их поступки и ситуации, что приобретают более сильную выразительность. Нет у Булгакова и специальных размышлений о счастье, о благе, нет конкретных определений, но зато он нам впечатляюще с огромной силой рисует счастье Мастера и

Маргариты, как они его переживают, каждый по разному и противопоставляет сухим кабинетным определениям.

^'Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые предпринят целостный философско-этический анализ творчества писателя и систематизированы этические идеи в мировоззрении Булгакова и раскрыты существенные особенности его нравственной концепции.'

Новым также является рассмотрение проблемы научного эксперимента в русле не естественнонаучных, а социально-политических духовно-нравственных проблем. Нетрадиционность решения Булгаковым других нравственных проблем

представлена в отражении их разрешимости в ирреальном мировом пространстве. Проблематика исследований философской антропологии представляет собой специфическое отражение проблем

гуманистической этики в творчестве писателя. Применение метода реконструкции идей, выраженных в художественно-образной форме, в философские понятия и проблемы.

Любая естественно-научная проблема у Булгакова незаметно переходит в план социологии, так как научные открытия приходят в серьезный конфликт с действительностью. Все социальные проблемы представлены в гротескном плане и преломляются, как правило, в личные и отчасти в религиозные.

Можно было бы посвятить специальную работу гю проблемам общества, поскольку нет специального исследования этой темы, хотя не сложно составить представление о том, что большинство внутренних проблем возникают по общественно-социальным причинам. В связи с этим представляется вполне оправданным интерес к исследованию биографии и творческого наследия представителей

нефилологических наук. Принципиально новое рассмотрение предложено, например, психоаналитиком и социологом А.Эткиндом.- Исследования проблематики развития технотронного общества и рассмотрение такого ряда проблем, как проблема добра и зла в научной деятельности, проблемы экологии,

наркомании, научного эксперимента, представленных в творчестве Булгакова в свете социальных проблем, позволили автору диссертационного исследования провести параллели с проблемами гуманизации технологического общества и предложить попытку сопоставительного анализа в постановке и решении проблем гуманистической этики Эриха Фромма и своеобразном понимании и отношении Булгакова к идеям гуманизации технологического общества и психодуховного нравственного обновления.

В предлагаемой диссертационной работе предпринята попытка систематизировать рассыпанные по многотомному наследию этические идеи Булгакова в цельную "научную биографию" для воссоздания этического мировоззрения писателя во всей его

сложности. Следует отметить, что предлагаемая работа является первым целостным философско-этическим исследованием творчества Булгакова. Поскольку нельзя объять 'необъятное, автор вынужден оставить в стороне множество интересных вопросов, связанных с некоторыми представлениями

религиоведов, представителей философских,

социальных, психологических и других наук. Могло бы вызвать определенный научный интерес сопоставление Булгакова с некоторыми идеями в неоплатонизме, можно поискать связь с идеями Николая Федорова. Интересным можно было бы предположить вопрос о малой духовности перестроителей мира. Проблема власти лишь номинально затронута в данной диссертации и, как нам представляется, могла бы вызвать научный интерес в более полном и глубоком изучении. Так же представляется целесообразным посвятить

специальную работу вопросу о своеобразном «Булгаковском евангелии» в его философском романе «Мастер и Маргарита». Идеи и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса истории этики, истории мировой культуры, культурологии, эстетике, психоанализа, социологии.

Степень разработанности предлагаемой темы в отечественной литературе, можно сказать, ничтожна, за исключением исследований по одному его произведению, так называемому философскому роману

ллМастер и Маргарита". Во всяком случае нет ни монографии, ни диссертационного исследования, которые были бы посвящены этическим проблемам в творчестве М.Булгакова. Нужно сказать, что не страдают изобилием так же и статьи о специальном анализе этического аспекта его творчества. Можно назвать лишь некоторые работы, напечатанные в большей степени в периодических изданиях и сборниках, изданных в последние годы таких

авторов, как Л.Ф. Киселевой, Пенкиной Е.О.,

1

Скалона Н.Р., Маркова А. и другие. Нравственным проблемам в творчестве Булгакова посвящен ряд статей в периодических изданиях: А.В.Зайцева, П.Абрагама, Л.А.Левина, Л.Г.Ионина и другие2. Поэтому имеет смысл посвятить М.А.Булгакову диссертацию, содержащую специальный этический анализ его творчества.

Научный аппарат предлагаемой диссертации опирается, в основном, на собственно булгаковские произведения, письма, дневники и воспоминания друзей и современников. Особую ценность представляют его произведения, насыщенные глубокими этическими идеями и представлениями такие произведения, как "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Адам и Ева",

'Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе "Мастер и Маргарита// в cö.:Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова.Куйбышев,1990

Пенкина Е.О.Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А.Вулгакова//в сб.¡Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под ред. А.Р.Волкова.Черновцы,1991

Скалон Н.Р. Природа человека в романе "Мастер и Маргарита"// в сб.:Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Самара,1991 \/Марков А. "К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"//в сбТворчество Михаила Булгакова.Киев,1992

2 Зайцев A.B. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М.Булгакова//Вестник Моск. ун-та, филол.,1991,№6 VАбрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков//Филос.науки.М., 1990,№7

Левин Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе "Мастер и Маргарита"//Научн.докл.высш.шк.филолог.наук.М.,1991,№ 1

Ионин Л.Г. Две реальности "Мастера и Маргариты"//Вопр.философии.М.,1990,№2

"Блаженство", "Записки юного врача" и другие. А также те его произведения, в которых в той или иной степени представлены его общественно-политические взгляды и настроения, оказавшие влияние на его нравственные установки. К таким произведениям можно отнести "Белую гвардию", "Бег", "Дни Турбиных", "Дьяволиаду" и другие.

Следует отметить особенность вышедшей в 1997 году "Булгаковской Энциклопедии" Бориса Соколова, в которой содержательно глубоко ракрыты философские взгляды писателя, а также наряду с другими рассматриваются и нравственные проблемы в творчестве Булгакова.

Весь комплекс текстов, связанных с нравственной проблематикой творчества Булгакова, можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся исследования научной биографии Булгакова. Это- прежде всего литература о жизни и творчестве писателя М.О. Чудаковой, JI.M. Яновской, В.И. Лосева, Л.Е. Белозерской-Булгаковой .

Ко второй группе можно отнести исследования философских проблем в творчестве писателя. Среди авторов таких работ можно назвать Б. В. Соколова, А.Эткинда, Л.Г. Ионина, A.A. Кораблева, Ю.М. Смирнова, Н.К. Гаврюшина, И.Е. Ерыкаловой.

И третий блок литературы, посвященной проблемам комплексного подхода к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики

отношений человек-общество, представлен в работах Н.О. Лосского, В.А.Кутырева, А.А.Гусейнова, С.Ф.Анисимова, А.В.Разина, Е.Д. Мелешко и др. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, ценностей, размышления по поводу человеческой деятельности, свободы,

ответственности, моральных установок и

повседневного поведения характерны почти для всех представителей зарубежной философско-

антропологической мысли. Классическими стали работы таких авторов, ' как З.Фрейд, Э. Фромм, С.Гроф3.

Следует отметить, что этические идеи в творчестве Булгакова тесно переплетены с разными другими: политическими, философскими, - и выделение чисто этических, иногда очень затруднительно. Поэтому приходиться ограничиться лишь теми вопросами, ответы на которые можем найти в творчестве Булгакова в более или менее ясно выраженном виде.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе изложены общефилософские и политические взгляды, которые проявили себя и в этике Булгакова. Вторая основная глава посвящена собственно этическим аспектам его творчества, которые явственно представлены в его произведениях.

3 Более подробные сведения об авторах и источниках в разделах «Библиография» и «Описание литературы» в конце диссертации

ГЛАВА I

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.А.БУЛГАКОВА §1. Жизнь М.А. Булгакова и его отношение к социаль�