автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира"
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУБКУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ ТЕНДЕРНОЙ КАРТИНЫ МИРА
24 00 01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
□ОЗ175328
Белгород 2007
003175328
Работа выполнена на кафедре философии Белгородского государственного университета
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент Климова Светлана Мушаиловиа
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Юрков Сергей Евгеньевич
кандидат социологических наук, доцент Лебедев Сергей Дмитриевич
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия»
Защита состоится 2 ноября 2007 г на заседании диссертационного совета Д 212 015 05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Белгородском государственном университете (308008 г. Белгород, ул Преображенская, 78, социально-теологический факультет)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгородского государственного университета (308015 г Белгород, ул Победы, 85)
Автореферат разослан «2» октября 2007 г Размещен на сайте www bsu edu ru 1 октября 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент
СМ Климова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное общество сегодня все больше обращается к социальным вопросам, долгое время не обсуждавшимся широко, ранее закрытые темы сексуальности, нетипичности, телесности становятся все более доступными объектами для освещения и анализа в научных и в публицистических изданиях Происходящие общественные процессы затрагивают сферу тендерных отношений, ломая традиционные -маскулинные - представления о взаимодействии мужского и женского, гомосексуальности, эротомании и т д Понятия «пол» и «гендер» перестают быть однозначно адекватными для передачи всего многообразия в постижении человеческой идентичности в интересующей нас сфере
Первоначальное понятие тендера как социального пола, претерпевает изменения и наполняется более вариативным культурным содержанием на первое место выходит глубинный анализ философских, культурных и лингвистических составляющих, что позволяет вывести дискуссию из русла теоретической социологии в культурологические и философские измерения Понимание процесса изменений тендерных отношений не может быть полным без анализа наиболее быстро меняющейся их части - тендерной картины мира
В ХХ-ХХ1 вв «гендер» как стратификационная категория становится все более дифференцированным, включая не только классическое деление на «мужское» и «женское», но и многообразие субкультурных идентичностей Современное общество не монолитно, его состав многомерен и разнообразен, множество субкультур составляют его специфику, и без учета их функционирования невозможно дать объективный анализ ни одному социальному явлению В XX веке в результате «победы» сексуальной революции роль тендерных субкультур возрастает, так как в них складываются самостоятельные системы ценностей, появляются внутренние модели поведения, системы символов, отражающие внутреннюю специфику тендерных конструктов и тендерного взаимодействия
Постоянное «столкновение» разрабатываемых и внедряемых западной наукой феминистических теорий и принципов с традиционно-патриархальными установками российского менталитета позволяет не только расширить знания о сути тендерных отношений, их реальном и вымышленном бытовании в культуре, но и ведет к постоянному обновлению восприятия существующей тендерной картины мира, новационным представлениям о ее структуре, легетимизирующей новые идеи и новые репрезентации ген-
дерной идентичности личности Тендерные субкультуры включают в себя не только две традиционные субкультурные группы - женскую и мужскую, но и лесбо-, гей-, транссексуальную субкультуры, постепенно входящие в повседневную жизнь российского общества
Понимание специфики каждой тендерной субкультуры дает возможность для отслеживания их взаимовлияния и развития, а также анализа тендерной картины современного мира в целостности Открытое появление представителей всех тендерных субкультур в российском обществе, их борьба за свои права, требует детального изучения проблемы не только на юридическом, политическом, но и на философско-культурологическом уровнях При мозаичности современного тендерного пространства остро стоит вопрос о толерантности по отношению к людям с различными тендерными идентичностями
Философско-культурологическому изучению различных аспектов схожести и разницы тендерной картины мира тендерных субкультур посвящена наша работа.
Степень научной разработанности темы. При анализе тендерной картины мира и тендерных субкультур потребовалось обратиться к исследованиям различных аспектов рассматриваемой темы
Рассмотрение тендерной картины мира невозможно без обращения к понятиям «пола» и «сексуальности», трансформации их восприятия и анализа Основы бинарной системы полового деления мира заложены Платоном, жесткая же поляризация полов, прослеживается через всю историю европейской и российской философии Обоснование необходимости и закономерности разделения людей по половому признаку мы находим в трудах Аврелия Августина, Ф Аквинского, Дж Локка, Ж-Ж Руссо, И Канта, О Вейнингера, Н А Бердяева, В С Соловьева. Понятие «тендера» сравнительно недавно было введено в научный оборот (1968), получило развитие в трех измерениях его бытования в литературе- как социокультурный конструкт (К Уэйст и Д Циммерман), как тендерная система (Г Рубин, Дж Скотт, Т де Лауретис), как культурные метафоры (Ю. Кристева, Э Сиксу, Б Фридан). Понятие сексуальности было введено в научный оборот 3 Фрейдом, и в дальнейшем стало основой для психоаналитических, культурологических и философских теорий К Хорни, М Фуко, Ж Лакан, Ж Бодрияр и д р Сегодня неправомерно говорить только о поле или только, о сексуальности, эти понятия пересекаются и взаимно дополняют друг друга
В рамках тендерного подхода в философской антропологии статус пола как генетически первоначальной характеристики субъекта перестает быть прескриптивным (предписанным), а предстает в качестве сложной многослойной конструкции (Г Гарфинкель, И Гоффман, Д Лорбер, Э Оукли, Д Смитт и др), рассматривается через категорию тендера как достигаемого социального статуса (К Уэст и Д Зиммерман), а тендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства (Б Фридан, К МакКинон, А Дворкин, К Миллетг) В феминистической философии сексуальность становится не только частью властных отношений (М Фуко), но и дифференцируется выделяется женская, лесбийская гомосексуальность, рассматриваемая как уникальный социокультурный конструкт, существующая по иным правилам, нежели привычная для большинства гетеросексуальность (Т де Лауретис)
История западноевропейской феминистической теории, заявившей проблему женского в культуре и обществе, позволила раскрыть механизмы формирования тендерного неравенства, что нашло отражение в работах и наших отечественных исследовательниц — С Г Айвазовой, О А Ворониной, И А Жеребкиной, Т А Кпименковой и др
Философское осмысление тендерных отношений в российском культурном пространстве (О А Воронина, ЗА Хоткина, И А и СИ Жеребкины, Т А Клименкова) еще только начинается, основываясь на эмпирической констатации различий, рассмотрении различных практик подавления тех или иных субкультур, с использованием методологии, разработанной западной феминистической философской традицией в 70-е годы XX столетия При этом недостаточно учитывается российский ментальный фон, что еще раз позволяет нам констатировать важность и актуальность заявленной темы
Свое начало анализ тендерных отношений, как властных берет в работах Б Фридан, К МакКинон, А Дворкин, К Миллетг Проблема структуры тендерных отношений рассмотрена Р Коннеллом, И Хирдман Отечественную специфику тендерных отношений, данную в рамках теории тендерной системы, мы находим у А А. Темкиной, Е А Здравомысловой
Механизмы культурного закрепления и воспроизводства гендерного неравенства рассматривались различными авторами (С де Бовуар, Р Брайдотти, ТА Клименкова) Термин «гендерная культура», несмотря на широкое распространение, еще не получил своего однозначного теоретического наполнения, поэтому отметим различные подходы к его пониманию как синониму понятия «гендерная система» (Е А Здравомыслова), как культура,
предполагающая сформированность у человека адекватного понимания предназначения мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и в семье (С Д Матюшкова, Н И Андреева), как коммуникативной культуре (И И Халеева), как аспект социального взаимодействия полов (Е В Гасымова, А Абасов, Е А Прокопчик)
Социально-философское осмысление тендера как проблемы персональной идентичности, восходящей к Д. Локку и Д Юму, исследуется зарубежными авторами (X Арендт, Э. Левинас , Дж Г Мид, П Рикер, М Хайдеггер, В Хесле, Э Эриксон и др ), в отечественной науке И А Акчу-риным, Л Г. Иониным, В С Малаховым, А Г Никитиной, Е Г Трубиной, Г Л Тульчинским и др
Проблема гомосексуальности неоднократно изучалась в истории философской мысли, начиная с Платона, характеризующего её как одно из проявлений любви и заканчивая В В Розановым, М Фуко, Т де Лауретис, С де Бовуар, И С Коном Тендерные субкультуры анализировались как зарубежными, так и отечественными социологами и сексологами (ФМ Мондимор, ЕР Ярская-Смирнова, И С Куприянова, Н И Ловцова, И С. Кон) и философами (Э Ауслан-дер,Д Батлер, И Гофман, А Г Стрельникова)
Особо следует отметить социологические, политологические и психологические исследования российских ученых, изучающих тендерную специфику различных сфер российского общества в последнее десятилетие социальную (И Г Абрамова, И С Клецина, С И Голода и др), политическую (С Г Айвазова, О А Хасбулатова, НВ Шведова и др), экономическую (3 А Хоткина, О И Карпухина и др )
Проблема ««Другого»» как онтологической и культурологической категории идентификации личности исследуется в работах. ММ Бахтина, М Фуко, Ю Кристевой, Ж -П Сартра, Ж. Лакана и др
Феномен картины мира неоднократно рассматривался в трудах М.Вебера, А Шюца, Л Габора, У Дархэма, К. Клакхон, Ф Клакхон, Ф Стродбека, Б Уорфа, Ю М. Лотмана и других При этом выявленные соотношения понятий картины мира и гевдерной картины в науке фактически еще не предпринималось
Таким образом, можно отметить, что комплексное исследование тендерной картины мира только начинается и требует детального рассмотрения, в том числе и в диссертационных исследованиях
Объект исследования — репрезентация современной тендерной картины мира и тендерных субкультур как часть системы тендерных отношений
Предмет исследования — анализ субкультурных аспектов тендерной картины мира и изучение тенденций их изменения
Основная цель исследования - выявление основных закономерностей и тенденций субкультурной специфики современной тендерной картины мира
Задачи исследования заключаются в том, чтобы
• вьивить специфику взаимодействия элементов системы «тендерные отношения - тендерная культура - тендерная картина мира - тендерная субкультура»,
• определить роль понятия ««Другого»» в соотношении традиционной тендерной оппозиции «Мы - Они», дать новую типологию отношений «Мы-Другой» в контексте взаимодействия тендерных субкультур,
• выявить, проанализировать и установить закономерности преломления базовых ценностей тендерной культуры в субкультурных картин мира,
• установить основные тенденции в изменении субкультурных картинах мира на современном этапе
Методологическая основа исследования.
Философский анализ тендерных субкультур осуществлен на базе историко-культурного описания их возникновения, развития и трансформации
Тендер является сложным социокультурным конструктом, понимание которого достижимо в результате различных аналитических подходов и может рассматриваться с позиций различных философских дискурсов
В работе диссертант опирается, прежде всего, на конструктивистский подход, так или иначе представленный в работах П.Бергера, Г Гарфинкеля, И Гоффмана, Т Лукмана и примененный для анализа тендерных взаимодействий у Д Зиммермана, Р Коннелла, Дж Лорбера, М Месснера, К Узста при рассмотрении понятия «тендер и исследовании механизмов его воспроизводства в культуре. Также в работе использована теория структурного функционализма (Т Парсонс), лежащая в основе трактовки тендера как тендерной системы Безусловно, полноценный анализ данной темы невозможен вне метода поструктуралистского анализа современной картины мира, используемого в трудах М Фуко, Ж Деррида, Ю Кристевой и Ж. Бодрийара Основной прерогативой данного метода стало разрушение лотоцентризма и обнаружение за всеми культурными продуктами, в том числе и «тендерными», языка власти и власти языка, чему уделено достаточно много внимания в данной диссертации
Диссертационное исследование опирается на теории конструктивизма, инструментализма и примордиализма1, по-разному, но одинаково плодотворно интерпретирующие специфику феноменов сексуальности и гомосексуальности через идею социальной обусловленности В первой гомосексуальность -одна из вариаций множества сексуальностей, во второй — отклонение от общественных норм, в третьей через идею биологической детерминированности в примордиализме (гомосексуализм здесь — есть физиологическая патология) Каждый из данных подходов позволяет моделировать методы социологических исследований и интерпретировать полученные данные в разных областях социологии социологическом конструктивизме, социальной девиации, социологии медицины
В работе автор использовал компаративный подход, который дает возможность рассмотреть, сопоставить и выявить разницу между понятиями пол и тендер, «субкультура» и тендер, тендерная и общая картины мира и тд представленные различными философскими и культурологическими школами
Системный подход использован при анализе понятий «феминное /маскулинное» не как противоположных, но составляющих единую картину социальной и культурной действительности
Научная новизна исследования.
• Выявлены и проанализированы сущность и взаимодействие понятий «гендерные отношения», «гендерная культура», «тендерная картина мира», «тендерная субкультура» и установлено, что гендерная картина представляет собой наиболее изменчивую часть системы «гендерные отношения -гендерная культура — гендерная картина мира»
• Определена роль «Другого» как смена традиционной оппозиции «Мы-Они» на субкультурную оппозицию «Мы — Другой», представлена типология Других в субкультурной тендерной картине мира желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой
• Определены базовые для материнской тендерной культуры ценности и их значимость в субкультурных картинах мира
• Рассмотрена динамика изменений субкультурных тендерных картин мира в современном обществе
Положения, выносимые на защиту.
• Определена система взаимодействия понятий «гендерные отношения» — «гендерная культура» — «гендерная картина мира», «гендерная субкультура» Любая картина мира отражает систему представлений человека об
1 Примордиапизм — общетеоретический подход, базирующийся на биологическом детерминизме, предполагает разработку моделей исследований и интерпретаций полученных данных в рамках социологии медицины, поскольку сексуальность и сексуальная ориентация, согласно данному подходу, носит биологический характер и определяется физиологией человека
окружающей действительности и своем месте в ней, то есть его взгляды, идеи, ценности и, следовательно, любое изменение картины мира автоматически говорит об изменении самого человека, ее репрезентирующего Тендерная картина мира представляет собой наглядную демонстрацию многообразия представлений о «человеке половом» через анализ понятий «гендерные субкультуры» и тендерных отношениях, как формирующих данную картину мира Аксиологическое основание тендерной картины мира заключается в формировании определенных схем действия индивидов в рамках тендерных отношений, являющихся социальным конструктом доступа к власти и другим социальным ресурсам Тендерная картина мира складывается из субкультурных картин мира, показывающих ее носителю все общественные и культурные события под особым углом, соответствующим ценностным установкам мужской гетеросексуальной, женской гетеросексуальной, гей- и лесбо- субкультурной картины мира
• В ходе анализа тендерной картины мира, было выявлено, что коллективное чувство «Мы», свойственное всем представителям той или иной субкультуры, формируется не через традиционную оппозицию «Мы-Они», а через новую, как противостояние «Другому» в роли которого выступают представители иных субкультур Внутри субкультурной картины мира существует иерархия «Других» желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой На основе проведенного анализа была выявлена типология отношений «Мы - Другой»» в различных субкультурах Выделены следующие типы 1 в мужской гетеросексуальной субкультуре желаемый традиционно сложившийся Другой - это женщина, она вписана в маскулинную субкультуру как ее неотъемлемая часть, принимаемый «Другой», присутствие которого оценивается негативно - это Другой - лесбиянка, отвергаемый Другой — это Другой-гей Система «Других» в женской субкультуре различается в зависимости от преобладающей картины мира 2 Система Других в женской традиционной картине мира, выглядит следующим образом максимально высоко оцениваемый и желаемый Другой - мужчина, принимаемый Другой — гей, отвергаемый Другой — лесбиянка 3 В феминистической картине мира наиболее желаемый Другой — это лесбиянка, принимаемый Другой — мужчина-гей , зачастую лишенный маскулинного превосходства, в силу опыта дискриминации, отвергаемый Другой - гетеросексуальный мужчина 4 Система Других в тендерной картине мира гей-субкультуры выстраивается таким образом желаемый Другой- лесбиянка, принимаемый Другой — Женщина, отвергаемый Другой — гетеросексуальный мужчина
5. В тендерной картине мира лесбийства наиболее желаемый Другой — это гей, принимаемый - женщина, отвергаемый — гетеросексуальный мужчина
• Во всех субкультурных картинах мира происходит сохранение традиционного ценностного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценностные установки, относительно которого формируются системы ценностей каждой субкультуры Для тендерной картины мира, находящейся в состоянии перехода, но еще тяготеющей к патриархату, такими ценностями являются конструкты сексуальной идентичности как основание для вхождения в ту или иную тендерную субкультуру, образ базовой тендерной культуры, отношение к предписанным ею нормам морали, регулирующим тендерное поведение Преломляясь в субкультурных тендерных картинах мира, они становятся основой для субкультурного позиционирования по отношению к другим субкультурам
• Тенденции размывания целостной тендерной картины мира происходит за счет отказа части представителей различных тендерных субкультур от соблюдения жестких требований к проявлению мужественности, а также снижения «ценности чистых» характеристик мужественности и женственности в современной культуре Происходит размежевание мужских и женских субкультурных картин мира. Мужская субкультурная картина мира имеет две тенденции традиционную, стремящуюся к сохранению патриархатных моделей мужественности, и андрогинную постепенно включающую в себя ценности гей-субкультуры В современной женской субкультурной картине мира можно выделить патриархатную, воспроизводящую традиционную систему ценностей, нео-патриархатную, воспроизводящую внешние атрибуты патриархатной культуры, но отрицающую основополагающие принципы доминирующей мужественности, и конструирования женственности как слабости, а также феминистическую, создающую сложный образ успешной и стремящейся к доминированию женщины, отличающейся высоким уровнем толерантности, умеющей видеть дискриминацию на всех уровнях и борющуюся с ней Тендерная картина мира гей-субкультуры постепенно теряет свои черты противоречия базовой тендерной культуре происходит сохранение традиционного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценности, и «спокойного крыла», не видящего в собственной гомосексуальности повода для отделения от общества и стремящегося органично вписаться в меняющуюся тендерную культуру. Говоря о тендерной картине мира лесбийской субкультуры, необходимо отметить тенденцию к снижению политизированности и выход на первый план понимания лесбийства как самостоятельного социокультурного явления
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для более углубленного и конструктивного понимания тендерных отношений и тендерной культуры современности Выводы и положения диссертации можно рассматривать как перспективу новых исследований тендерных отношений и тендерной культуры, они могут способствовать пониманию особенностей характера тендерных отношений в современной России и путей их развития Это исследование важно и для понимания происходящих сегодня процессов переходности и специфики постмодернистского сознания в целом Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для разработки вузовских спецкурсов по тендерным, культурологическим и социологическим проблемам и для исследования, в учебном процессе
Апробация результатов исследования. По теме диссертации были опубликованы тезисы и статьи на научных конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровней (Москва, Белгород,) Автор диссертационного исследования с докладами, непосредственно отражающими идеи работы, выступала на Четвертом Российском Философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), Межрегиональной научной конференции «Язык, фольклор, культура проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005), Международной научной конференции молодых ученых «Философия поверх барьеров планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006), Всероссийской научной конференции «Провинция и столица центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006) и др
Структура работы. Структура диссертации определена замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных в диссертации задач, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, источников на русском и английском языках
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение включает в себя обоснование актуальности исследования, степени разработанности данной проблемы в научной литературе, формулировку цели и задач работы, характеристику методологической базы, моментов научной новизны, положений, выносимые на защиту, а также практической значимости исследования
В первой главе «Теоретико-методологические основания анализа тендерной картины мира» обосновывается теоретическая и методологическая база философского и социокультурного анализа тендерных отношений и тендерной культуры, выявляются рамки теоретических подходов, используемых в работе
В первом параграфе «Пол», «гендер» и «сексуальность» как системообразующие понятия тендерной картины мира» рассмотрены вопросы общеметодологического характера, подходы к понятиям «пол», «гендер» и «сексуальность», показана динамика изменения взглядов на проблему В истории философской мысли традиционно доминировали исследования и различные модификации прежде всего понятия пол, имплицитно содержащего такие разновидности функционирования, как лесбо-и гомопрактики, сексуальность. Платон в своем знаменитом «Пире», определяя природу и сущность Любви, устанавливает типологию и Любви-Пола, и отношений между полами «небесная любовь есть любовь к мужчине, которые прекраснее, умнее женщин»2, а пошлая низменная любовь всегда ассоциируется с женщиной — вторичной и в умственном, и в физическом смысле по сравнению с мужчиной Но тот же Платон создает и теорию анрогинносга, описав в мифологической форме бессознательную тягу людей к другой половине, независимо от ее половой принадлежности В средние века проблема полов рассматривалась так же с позиции иерархии, мужчина не только был противопоставлен женщине, но и наделялся недоступной ей характеристикой близости к божественному (Ф Аквинский,) Закономерность дифференциации мужского и женского и доказательства ее логичности мы находим в истории философии (Дж Локк, Ж-Ж Руссо, И Кант, О Вейнингер, Н А. Бердяев и др) Однако, проблемы сексуальности, не однозначности пола, не могли ускользнуть в процессе философского осмысления действительности В начале XX века в России возник особый интерес к проблематике полай В В Розанов говорил о множественности полов, их конструируемости, что давало возможность для ухода от бинарной системы рассмотрения пола Переосмысление сексуальности, данное М Фуко, сломало представления о сексуальности, как исключительно психофизиологической характеристике личности, он раскрыл ее как социокультурный властный конструкт, механизм контроля общества над частной жизнью индивида В современном обществе идентичность человека не может быть монолитной и включает в себя множество более частных идентичностей, в том числе и тендерную идентичность, основанную на собственной сексуальности, телесности, половой принадлежности
2 Платон Пир [Текст]/ Платон // Платон Собрание сочинений в 4 т М Мысль, 1993 Т 2 С
12
Изолированное рассмотрение этих понятий не может быть использовано для анализа специфики тендерных отношений, так как не дает целостного видения тендерной картины мира Понятие «тендер» охватывает не только социальные границы половых различий, но и является механизмом конструирования социальных идентичностей, отвечающих запросам общества «Пол», «тендер», «сексуальность» предстают как пересекающиеся взаимовлияющие социальные конструкты, нуждающиеся в постоянном подтверждении в процессе повседневных практик Построение тендерной идентичности связано с созданием баланса в этой системе и постоянным поддержанием соответствия или несоответствия собственного конструкта запросам общества Тендер рассматривается нами, с одной стороны, как стратификационая категория (Дж Батлер), с «Другой», как социальный конструкт в рамках методологии конструирования, ставший результатом обобщения взаимовлияния индивидуальных половых и психологических характеристик и требований тендерной идентичности личности
Мы рассматриваем процесс создания тендера как построение властных отношений, с помощью которых общество регулирует формирование тендерной идентичности в рамках отвечающих его потребностям Данная позиция рассмотрена в рамках теории сексуальности М Фуко
Во втором параграфе «Гендерная картина мира как структурный компонент тендерной культуры» гендерная картина мира рассматривается как частное проявление картины мира, отражающее специфику тендерных отношений в обществе.
Тендерные отношения - образно-символическая система, описывающая взаимодействие женщин и мужчин в обществе, комплекс норм, которые предопределяют образно-символическую систему и находят выражение в научных, правовых, религиозных и политических доктринах и течениях, социальные институты и отношения, формируемая на их основе самоидентификация личности Субъект создает тендерную культуру и тендерные отношения, а не только усваивает и воспроизводит их Сама идея создания подразумевает возможность изменения социальной структуры. Тендерные отношения понимаются конструированными не с позиции различие-дополнение, а как отношение неравенства, где доминирующие позиции занимают мужчины Гендерная культура в свою очередь дополняет существующее неравенство путем его закрепления через систему тендерных стереотипов, обычаев и традиций, и норм и идеалов Гендерная картина представляет собой наиболее изменчивую часть системы тендерные отношения — гендерная культура -гендерная картина мира
Тендерная картина — собрание наиболее важных и востребованных высказываний и оценок, цементирующих существующий тип тендерных отношений Действуя, как оценочная структура, тендерная картина мира регулирует механизмы и схемы действия индивидов в рамках тендерных отношений, являющихся социальным конструктом доступа к власти и социальным ресурсам Сегодня можно говорить о двух крупных тендерных картинах мира, связанных с двумя типами тендерных отношений патриархатной и феминистической
Тендерная картина мира складывается из субкультурных картин мира, отражающих разные точки зрения и позиции видения мира Мы с уверенностью можем говорить о женской гетеросексуальной, мужской гетеросексуальной, гей- и лесбо- субкультурных картинах мира Субкультурная тендерная картина мира выстраивается в процессе приведения к общему знаменателю системы ценностей доминирующего типа тендерных отношений, всех субкультур, меняясь за счет взаимодействия субкультурных картин мира Тендерная картина мира, является механизмом изменения тендерной культуры и тендерных отношений, так как ее объектом воздействия является индивидуальное сознание
Таким образом, тендерная картина мира является наиболее изменчивым компонентом системы «тендерные отношения - тендерная культура — тендерная картина мира», она реагирует на все социокультурные изменения, затрагивающие сферу тендерных отношений, и позволяет представителям данной тендерной культуры выстраивать свое отношение к социальным и культурным явлениям в обществе
В третьем параграфе «Тендерные субкультуры» рассматриваются крупные субкультурные группы, в основе деления которых лежит тендерный признак Тендерные субкультуры только начинают всесторонне анализироваться в философских и культурологических исследованиях в XX веке Однако, проблема существования в обществе людей, сексуальная идентичность которых не вписывалась в рамки гетеросексуальности В В Розановым в труде «Люди лунного света», он видел их как иных, глубоко отличных от большинства, М Фуко называл гомосексуальность — приобретением XX века и сексуальной революции, потому что до этого существовали только гомосексуальные и гетеросексуальные акты Сегодня е гомосексуальная идентичность становится основанием для выбора стиля жизни, мыслей, поведения
В каждом обществе существует базовая (материнская) тендерная культура, выработанная обществом на протяжении своей истории система взаимодействия и оценочных критериев, посредством, которой активно создает-
ся, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка
Теория тендерных исследований рассматривает не один (женский), и не два (женский и мужской), а как минимум пять субъективаций в современной культуре - женская, мужская, гомосексуальная, гетеросексуальная и транссексуальная, каждая из которых является специальным предметом тендерной теории и тендерных исследований На наш взгляд, каждому из этих типов соответствует собственная тендерная субкультура - аутентичная система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля, воспроизводящая представления о мужском и женском в рамках данных субкультур, отличные от транслируемых материнской тендерной культурой, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках материнской тендерной культуры.
Эти субкультурные образования базируется на имеющейся тендерной культуре патриархатного типа Каждая из этих структур имеет свои инициативные практики, систему ценностей, созданную не только по степени доступа к власти и материальным благам, но и по степени соответствия «истинности» тендерной идентичности, четко делит окружающих по типу свой/чужой,
Геидерная субкультура — это вариант проявления нормы материнской тендерной культуры, адаптированный к традициям и стилю жизни отдельной социальной или этнической группы В основе дифференциации тендерных субкультур лежит дихотомия мужского и женского, степень соответствия одной из этих групп определяет статус субкультуры в системе тендерных субкультур
Таким образом, тендерные субкультуры связаны с материнской, так как не только опираются на базовые модели поведения, разделение тендерных ролей и репрезентаций мужского и женского, но и находятся внутри уже существующих тендерных субкультур, составляющих ядро тендерной культуры - мужской и женской субкультур
Вторая глава «Гендерные картины мира как базовые элементы дифференциации субкультур» посвящена анализу общих и частных субкультурных особенностей тендерной картины мира
В первом параграфе «Роль и значение понятия ««Другого»» в системе субкультурных тендерных картин» анализируется проблема «Другого» как одна из основных в современной философской мысли
Существование «Другого» - это необходимое условие существования Я Так Э Гуссерль видел «Другого» как сконструированного в актах сознания Я Данность сознания «Я» предполагает наличие в окружающем мире «Другого» сознания, опыт которого может быть отличен X Ортега-и-Гассет, размышляя над проблемой «Другого» уделил внимание телесному опыту и сигналам, подаваемым нам его телом Оно постоянно посылает нам сигналы, говорящие о том, что происходит во внутреннем мире «Другого», о существовании которого мы только можем догадываться Рассмотрение социального аспекта «Другого» - заслуга Ж -П Сартра, видевшего в нем источник бы-тия-для-другого по отношению к «Другому» Между «Я» и «Другим» — постоянный конфликт, «Другой» стремится сделать «Я» своим объектом и ограничить область его бытия «Другой» выступает необходимым посредником отождествления меня с самим собой Именно на этом направлении видения проблемы «Другого» стоит и С. де Бовуар Патриархатная культура позиционирует женщину как маскулинного «Другого», лишая женщину собственного места в системе общества, права на собственное переживание В патриархат-ной культуре женщина — лишь то, что назначает ей мужчина. Бытие женщины есть тень мужского бытия С де Бовуар, называет его «бытие-не-для-себя», смысл которого в сосредоточении женщина на мужчине, стремление реализоваться через «Другого»
В постструктурализме, оказавшем значительное влияние на методологию и проблематику тендерных исследований, мы видим несколько концепций объясняющих мыл понятия «Другой» Для Ж Лакана «Другой» связан с бессознательным, он контролирует наши способы вхождения в мир символов М Фуко акцентировал внимание на роли, которую сыграл «Другой» в становлении европейской рациональности В этом процессе происходило отделение собственного разума от того, что не может получить статус разумности Образ «Другого» наделен угрожающим самотождественности качеством безумностью А так как европейский разум стремится к суверенности за счет практик исключения, которые становятся правовыми институтами, «Другой» -это не только он, «Другой» у М Фуко отличен от «Я» по различным идентификационным характеристикам, в том числе и по тендерным Рассматривая отношение к гомосексуализму, как социальному и культурному явлению, он выделил три стадии отношение к гомосексуальности как к греху, как к уголовному преступлению, и как к патологии Рассмотрение взаимосвязи «Я»-«Другой»-«Чужой», где чужой выступает в качестве потенциального «Другого», которому можно открыться самому, измениться навстречу ему, став чуждым себе, ради превращения «Чужого» в «Другого»
Однако, в рамках тендерных субкультур проблема «Другого» обретает новые смысловые характеристики «Другой» не является «Чужим», так как различия настолько принципиальны и касаются базовых принципов дифференциации, что ассимиляция невозможна Но степень близости тендерных картин мира может быть отражена в соответствии с тем, насколько близок или далек тот или иной «Другой», как представитель конкретной субкультуры Это можно представить как шкалу желаемый «Другой», принимаемый «Другой», отвергаемый «Другой»
Для мужской гетеросексуальной субкультуры желаемый традиционно сложившийся «Другой» - это женщина, она вписана в неё как её неотъемлемая часть, принимаемый «Другой», присутствие которого оценивается негативно - это «Другой»-лесбиянка, отвергаемый «Другой» — это «Другой» -гей Система «Других» в женской субкультуре различается в зависимости от преобладающей картины мира, в женской традиционной картине мира желаемый Другой — мужчина, принимаемый Другой— гей, отвергаемый Другой — лесбиянка, в феминистической картине мира наиболее желаемый Другой — это лесбиянка, принимаемый Другой — мужчина-гей , зачастую, для носительниц данной картины мира, лишенный маскулинного превосходства, в силу опыта дискриминации, отвергаемый «Другой» — гетеросексуальный мужчина Система Других в тендерной картине мира гей-субкультуры выстраивается таким образом желаемый Другой - лесбиянка, принимаемый Другой - женщина, отвергаемый Другой - гетеросексуальный мужчина В тендерной картине мира лесбийства наиболее желаемый Другой - это гей, принимаемый — женщина, отвергаемый — гетеросексуальный мужчина Таким образом, «Другой» в субкультурной тендерной картине мира — это представитель иной субкультуры, имеющий отличную сексуальную идентичность, отличную от нашей систему ценностей и никогда не могущий стать таким же, как мы
Второй параграф «Базовые ценности тендерной культуры в субкультурных картинах мира» Базовыми для всех тендерных субкультур, являются те, которые связывают их с материнской субкультурой В нашем случае - это конструкт сексуальной идентичности, как основание для вхождения в ту или иную тендерную субкультуру, образ базовой тендерной культуры, отношение к предписанным ею нормам морали, регулирующим тендерное поведение
В мужской субкультуре, наиболее близкой к базовой тендерной культуре, воспроизводится характерная для неё картина мира, также включающая двойную мораль по отношению к мужчинам и женщинам, высокую степень
ценности семьи, репродуктивного секса, умения соблюдать нормы В то же время субкультурная картина мира предполагает снижение требований в выполнении базовых элементов своими членами, но жестко следит за их соблюдением представителями других субкультур
В отношении базовых ценностей материнской субкультуры со стороны представительниц женской субкультуры ключевую роль играет тот тип картины мира, который они разделяют Патриархатная картина мира направлена на умение следовать множеству правил, позволяющих не только принимать ценности базовой тендерной культуры, но и усложнять систему норм и правил Феминистическая картина мира в свою очередь опровергает большинство норм и заменяет их требованиями к личностным качествам и стремлениям, которые не должны быть ограничены рамками тендера
Для гей-субкультуры, ориентированной на молодость, наслаждение, эпатажное противостояние базовой тендерной культуре, характерно стремление к получению гражданских прав на юридической основе, наравне с гетеросексуальным большинством, то есть стремление сравняться с традиционной культурой в правах Но при этом, сохранение своей субкультуры без изменений под влиянием общества, рассматривается как наивысшее достижение в идентичности личности
Противопоставленная патриархатному обществу и его ценностям лесбийская субкультура, в меньшей степени склонна мириться с требованиями в силу ее политизированности субкультуры, ее ориентированности на активную борьбу за свои права Однако, несмотря на ожидаемый отказ от базовых ценностей, в этой субкультуре они воспроизводятся в полной мере моногамные союзы, в которых воспитываются дети, романтизированное ухаживание и др
Без воспроизведения в той или иной мере базовых ценностей субкультура не может существовать и становится контр культурой, следовательно, диаметрально противопоставляя себя материнской субкультуре, которая существует в любом обществе как один из критериев его стабильности
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация Борьба за свою уникальность становится продуктивной только при определенном базировании на традиционных ценностях, с которыми субкультура вступила в борьбу Лишаясь связи с базовой культурой, субкультурная система ценностей, стиль жизни, тендерная картина мира теряют свою значимость, как для общества, так и для представителей субкультуры
В третьем параграфе «Динамика субкультурных тендерных картин мира в современном мире» рассматриваются происходящие и намечающиеся изменения в субкультурных тендерных картинах мира
В мужской гетеросексуальной субкультурной картине мира отмечается снижение критериев мужественности, уменьшение ее значения в обществе, привело к тому, что данная картина мира постепенно размывается на периферии Этот процесс происходит за счет отказа части ее представителей от соблюдений жестких требований к проявлению мужественности, а так же из-за снижения ценности мужских брутальных характеристик в современной культуре Происходит размежевание двух субкультурных картин мира традиционной, стремящейся к сохранению патриархатных моделей мужественности, и андрогинной, постепенно включающей в себя ценности гей-субкультуры, ориентированные на повышенное внимание к себе и собственному телу
В современной женской субкультуре можно выделить тенденции к развитию следующих картин мира патриархатной, как и в случае с мужской субкультурой воспроизводящей традиционную систему ценностей, нео-патриархатной, воспроизводящей внешние атрибуты патриархатной культуры, но отрицающей основополагающие принципы доминирующей мужественности, и конструирующей женственность как слабости В нео-патриархатной картине мира, культивируется искусство управления и манипулирования мужчиной, он рассматривается как источник дохода и статуса Успешная женщина приобретает черты умной куртизанки, жизнь которой строится вокруг мужского мира Внутри женской субкультуры происходит борьба между патриархатной, нео-патриархатной и феминистической картинами мира Несмотря на то, что современная феминистическая позиция стала менее сложной и противоречивой, она ориентирована не только на личностную и профессиональную реализацию, но и на изменение архитектуры отношений между мужчиной и женщиной В ней равенство возможностей и равенство позиций понимаются как отправная точка любых отношений женщины и общества
Женская субкультура сегодня переживает очень серьезный кризис идеалов, в соответствии с которыми оцениваются отношения и люди Каждая из картин мира представляет свой идеал мужчины, отношений, статуса брака, родительства Женщина сама должна выбрать наиболее подходящую ей модель
Изменение положения сексуальных меньшинств на Западе привело к раздроблению субкультурных картин мира на несколько, как и в случае с первыми двумя субкультурами Происходит сохранение традиционного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценности, и «спокойно-
го крыла», не видящего в собственной гомосексуальности повода для отделения от общества и стремящегося органично вписаться в меняющуюся тендерную культуру
Схожая картина наблюдается и в лесбосубкультуре, где снижается степень политизированности и на первый план выходит понимание лесбийства как самостоятельного социокультурного явления
Таким образом, прослеживаются две общие для всех субкультурных картин мира тенденции первая - стремление к сохранению субкультурной уникальности, и вторая - размывание границ между субкультурами, снижение тендерной поляризированности общества
В заключении подводятся итоги, определяются направления дальнейшей разработки поднятых в работе проблем, обосновывается значимость полученных результатов
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
В журнале списка ВАК
1 Некрасова, H А Бацанова, С В Тендерные отношения и тендерная культура как предмет социокультурного анализа /Н А Некрасова, С В Бацанова//Вестник Белг гос ун потреб кооп - Белгород, - № 3 (18) -2006г -С 199-201
2 Бацанова, С В Влияние тендерных практик на изменение тендерной культуры [Текст] / С.В Бацанова // Философия и будущее цивилизации тез докл и выст IV Российского философского конгресса, 24-28 мая 2005 - M Современные тетради, 2005 -С 497-498.
3 Бацанова, С В Теоретические основания тендерного анализа культуры / С В Бацанова // Общество Личность Культура сб. науч. тр - Белгород, 2005 Вып 3-С 89-92
4 Бацанова, С В Структура тендерной культуры / С В Бацанова // «Язык, фольклор, культура проблемы взаимодействия» сбор межрег кон-фер. - Белгород, 2005 -с. 129-132
5 Бацанова, С В Специфика тендерных субкультур российской провинции [Текст] / С В Бацанова // Провинция и столица центробежные и центростремительные процесс духовной эволюции культуры материалы Всерос науч конф./ отв ред проф С M Климова - Белгород Изд-во БелГУ, 2006 -С 142-145
6 Бацанова, С В Взаимодействие мужского и женского в гендерной культуре / С В Бацанова // Духовное возрождение, № 38 — Белгород, 2006 г -С 78-84
7 Бацанова, С В Тендерные субкультуры в системе тендерных отношений / С В Бацанова // Философия поверх барьеров планетарное мышление и глобализация XXI века материалы Междунар науч конфер молодых ученых, аспирантов, студентов— Белгород Издательство БелГУ, 2006 -Ч 2-С9-12
Подписано в печать 27 09 2007 Формат 60x84/16 Гарнитура Times Уел п л 1,0 Тираж 100 экз Заказ 332 Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в издательстве Белгородского государственного университета 308015, г Белгород, ул Победы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бацанова, Софья Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ТЕНДЕРНОЙ КАРТИНЫ МИРА
1.1 «Пол», «гендер» и «сексуальность» как системообразующие понятия тендерной картины мира
1.2. Тендерная картина мира как структурный компонент тендерной 35 культуры
1.3. Тендерные субкультуры 56 11 ТЕНДЕРНЫЕ КАР ТИНЫ МИРА КАК БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУБКУЛЬТУР
2.1 Другой в системе субкультурных тендерных картин
2.2 Базовые ценности тендерной культуры в субкультурных картинах 92 мира
2.3 Перспективы изменения субкультурных тендерных картин мира 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ пор ШГШуИГ
Введение диссертации2007 год, автореферат по культурологии, Бацанова, Софья Владимировна
Первоначальное понятие тендера как социального пола, претерпевает изменения и наполняется более вариативным культурным содержанием: на первое, место выходит глубинный анализ философских, культурных и лингвистических составляющих, что позволяет вывести дискуссию из русла теоретической социологии в культурологические и философские измерения. Понимание процесса изменений тендерных отношений не может быть полным без анализа наиболее быстро меняющейся их части - тендерной картины мира.
В ХХ-ХХ1 вв. «гендер» как стратификационная категория становится все более дифференцированным, включая не только классическое деление на «мужское» и «женское», но и многообразие субкультурных идентичностей. Современное общество не монолитно, его состав многомерен и разнообразен, множество субкультур составляют его специфику, и без учета их функционирования невозможно дать объективный анализ ни одному социальному явлению. В XX веке в результате «победы» сексуальной революции роль тендерных субкультур возрастает, так как в них складываются самостоятельные системы ценностей, появляются внутренние модели поведения, системы символов, отражающие внутреннюю специфику тендерных конструктов и тендерного взаимодействия.
Постоянное «столкновение» разрабатываемых и внедряемых западной наукой феминистических теорий и принципов с традиционно-патриархальными установками российского менталитета позволяет не только расширить знания о сути тендерных отношений, их реальном и вымышленном бытовании в культуре, но и ведет к постоянному обновлению восприятия существующей тендерной картины мира, новационным представлениям о ее структуре, легетимизирующей новые идеи и новые репрезентации тендерной идентичности личности. Тендерные субкультуры включают в себя не только две традиционные субкультурные группы -женскую и мужскую, но и лесбо-, гей-, транссексуальную субкультуры, постепенно входящие в повседневную жизнь российского общества.
Понимание специфики каждой тендерной субкультуры дает возможность для отслеживания их взаимовлияния и развития, а также анализа тендерной картины современного мира в целостности. Открытое появление представителей всех тендерных субкультур в российском обществе, их борьба за свои права, требует детального изучения проблемы не только на юридическом, политическом, но и на философско-культурологическом уровнях. При мозаичности современного тендерного пространства остро сшит вопрос о толерант ности но отношению к людям с различными тендерными идентичностями.
Философско-культурологическому изучению различных аспектов схожести и разницы тендерной картины мира тендерных субкультур посвящена наша работа.
Степень научной разработанности темы. При анализе тендерной картины мира и тендерных субкультур потребовалось обратиться к исследованиям различных аспектов рассматриваемой темы.
Рассмотрение тендерной картины мира невозможно без обращения к понятиям «пола» и «сексуальности», трансформации их восприятия и анализа. Основы бинарной системы полового деления мира заложены Платоном, жесткая же поляризация полов, прослеживается через всю историю европейской и российской философии. Обоснование необходимости и закономерности разделения людей по половому признаку мы находим в трудах Аврелия Августина, Ф.Аквинского, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, И. Канта, О. Вейнингера, Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева. Понятие «гендера» сравнительно недавно было введено в научный оборот (1968), получило развитие в трех измерениях его бытования в литературе: как социокультурный конструкт (К. Уэйст и
Д. Циммерман), как тендерная система (Г. Рубин, Дж. Скотт, Т. де Лауретис), как культурные метафоры (Ю. Кристева, Э. Сиксу, Б. Фридан). Понятие сексуальности было введено в научный оборот 3. Фрейдом, и в дальнейшем стало основой для психоаналитических, культурологических и философских теорий К. Хорни, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.Бодрияр и д.р. Сегодня неправомерно говорить только о поле или только, о сексуальности, эти понятия пересекаются и взаимно дополняют друг друга.
В рамках тендерного подхода в философской антропологии статус пола как генетически первоначальной характеристики субъекта перестает быть прескриптивным (предписанным), а предстает в качестве сложной многослойной конструкции (Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Д. Лорбер, Э. Оукли,
Д. Смитт и др.), рассматривается через категорию гендера как достигаемого социального статуса (К. Уэст и Д. Зиммерман), а тендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства (Б. Фридан, К. МакКинон, А. Дворкин, К. Миллетг). В феминистической философии сексуальность становится не только частью властных отношений (М. Фуко), но и дифференцируется: выделяется женская, лесбийская гомосексуальность, рассматриваемая как уникальный социокультурный конструкт, существующая по иным правилам, нежели привычная для большинства гетеросексуальность. (Т де Лауретис).
История западноевропейской феминистической теории, заявившей проблему женского в культуре и обществе, позволила раскрыть механизмы формирования тендерного неравенства, что нашло отражение в работах и наших отечественных исследовательниц - С.Г. Айвазовой, O.A. Ворониной, И.А. Жеребкиной, Т.А. Клименковой и др.
Философское осмысление тендерных отношений в российском культурном пространстве (ОА. Воронина, ЗА Хоткина, И.А. и С.И. Жеребкины, Т.А. Клименкова) еще только начинается, основываясь на эмпирической констатации различий, рассмотрении различных практик подавления тех или иных субкультур, с использованием методологии, разработанной западной феминистической философской традицией в 70-е годы XX столетия. При этом недостаточно учитывается российский ментальный фон, что еще раз позволяет нам констатировать важность и актуальность заявленной темы.
Свое начало анализ тендерных отношений, как властных берет в работах Б. Фридан, К. МакКинон, А. Дворкин, К. Миллетг. Проблема структуры тендерных отношений рассмотрена Р. Коннеллом, И. Хирдман. Отечественную специфику тендерных отношений, данную в рамках теории тендерной системы, мы находим у A.A. Темкиной, Е.А. Здравомысловой.
Механизмы культурного закрепления и воспроизводства тендерного неравенства рассматривались различными авторами (С. де Бовуар, Р. Брайдотги, Т.А Клименкова). Термин «тендерная культура», несмотря на широкое распространение, еще не получил своего однозначного теоретического наполнения, поэтому отметим различные подходы к ею пониманию: как синониму понятия «тендерная система» (Е.А. Здравомыслова); как культура, предполагающая сформированное^ у человека адекватного понимания предназначения мужчины и женщины, их статуса, функций, взаимоотношений в обществе и в семье (С.Д. Матюшкова, Н.И. Андреева); как коммуникативной культуре (И.И. Халеева), как аспект социального взаимодействия полов (Е.В. Гасымова, А. Абасов, Е.А. Прокопчик).
Социально-философское осмысление тендера как проблемы персональной идентичности, восходящей к Д. Локку и Д. Юму, исследуется зарубежными авторами (X. Арендт, Э. Левинас , Дж. Г. Мид, П. Рикер, М.Хайдеггер, В. Хесле, Э. Эриксон и др.), в отечественной науке И.А. Акчуриным, Л.Г. Иониным, B.C. Малаховым, А.Г. Никитиной, Н.Г. Трубиной, Г.Л. Тульчинским и др.
Проблема гомосексуальности неоднократно изучалась в истории философской мысли, начиная с Платона, характеризующего её как одно из проявлений любви и заканчивая В.В. Розановым, М. Фуко, Т. де Лауретис, С. де Бовуар,
И.С. Коном, i ендерные субкультуры анализировались как зарубежными, так и отечественными социологами и сексологами (Ф.М. Мондимор, Е.Р. Ярская-Смирнова, И.С.Куприянова, Н.И. Ловцова, И.С. Кон) и философами (Э. Аусландер, Д. Батлер, И. Гофман, А.Г. Стрельникова).
Особо следует отметить социологические, политологические и психологические исследования российских ученых, изучающих тендерную специфику различных сфер российского общества в последнее десятилетие: социальную (И.Г. Абрамова, И.С. Клецина, С.И. Голода и др.), политическую (С.Г. Айвазова, O.A. Хасбулатова, Н.В. Шведова и др.), экономическую (З.А. Хоткина, О.И. Карпухина и др.).
Проблема ««Другого»» как онтологической и культурологической категории идентификации личности исследуется в работах. М.М. Бахтина, М. Фуко, Ю. Кристевой, Ж.-ll. Сартра, Ж. Лакана и др.
Феномен картины мира неоднократно рассматривался в трудах М.Вебера, А. Шюца, J1. 1'абора, У. Дархэма, К. Клакхон, Ф. Клакхон, Ф. Стродбека, Б. Уорфа, Ю.М. Лотмана и других. При этом выявленные соотношения понятий картины мира и тендерной картины в науке фактически еще не предпринималось.
Таким образом, можно отметить, что комплексное исследование тендерной картины мира только начинается и требует детального рассмотрения, в том числе и в диссертационных исследованиях.
Объект исследования — репрезентация современной тендерной картины мира и тендерных субкультур как часть системы тендерных отношений.
Предмет исследования — анализ субкультурных аспектов тендерной картины мира и изучение тенденций их изменения.
Основная цель исследования - выявление основных закономерностей и тенденций субкультурной специфики современной тендерной картины мира.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
• выявить специфику взаимодействия элементов системы «тендерные отношения - тендерная культура - тендерная картина мира - тендерная субкультура»;
• определить роль понятия ««Другого»» в соотношении традиционной тендерной оппозиции «Мы - Они», дать новую типологию отношений: «Мы-Другой» в контексте взаимодействия тендерных субкультур;
• выявить, проанализировать и установить закономерности преломления базовых ценностей тендерной культуры в субкультурных картин мира;
• установить основные тенденции в изменении субкультурных картинах мира на современном этапе.
Методологическая основа исследования.
Философский анализ тендерных субкультур осуществлен на базе историко-культурного описания их возникновения, развития и трансформации.
Тендер является сложным социокультурным конструктом, понимание которою достижимо в результате различных аналитических подходов и может рассматриваться с позиций различных философских дискурсов.
В работе диссертант опирается, прежде всего, на конструктивистский подход, так или иначе представленный в работах П.Бергера, Г.Гарфинкеля, И. Гоффмана, Т. Лукмана и примененный для анализа тендерных взаимодействий у Д. Зиммермана, Р. Коннелла, Дж. Лорбера, М. Месснера, К. Уэста при рассмотрении понятия «тендер и исследовании механизмов его воспроизводства в культуре. Также в работе использована теория структурного функционализма (Т. Парсонс), лежащая в основе трактовки тендера как тендерной системы. Безусловно, полноценный анализ данной темы невозможен вне метода поструктуралистского анализа современной картины мира, используемого в трудах М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристевой и Ж. Бодрийара. Основной прерогативой данного метода стало разрушение логоцентризма и обнаружение за всеми культурными продуктами, в том числе и «тендерными», языка власти и власти языка, чему уделено достаточно много внимания в данной диссертации.
Диссертационное исследование опирается на теории конструктивизма, инструментализма и примордиализма1, по-разному, но одинаково плодотворно интерпретирующие специфику феноменов сексуальности и гомосексуальности через идею социальной обусловленности. В первой гомосексуальность - одна из вариаций множества сексуальностей, во второй -отклонение от общественных норм; в третьей через идею биологической детерминированности в примордиализме (гомосексуализм здесь — есть физиологическая патология). Каждый из данных подходов позволяет моделировать методы социологических исследований и интерпретировать
1 Примордиализм — общетеоретический подход, базирующийся на биологическом детерминизме, предполагает разработку моделей исследований и интерпретаций полученных данных в рамках социологии медицины, поскольку сексуальность и сексуальная ориентация, согласно данному подходу, носит биологический характер и определяется физиологией человека. полученные данные в разных областях социологии: социологическом конструктивизме, социальной девиации, социологии медицины.
В работе автор использовал компаративный подход, который дает возможность рассмотреть, сопоставить и выявить разницу между понятиями пол и тендер, «субкультура» и тендер, тендерная и общая картины мира и т.д. представленные различными философскими и культурологическими школами.
Системный подход использован при анализе понятий «феминное /маскулинное» не как противоположных, но составляющих единую картину социальной и культурной действительности.
Научная новизна исследования.
• Выявлены и проанализированы сущность и взаимодействие понятий: «тендерные отношения», «тендерная культура», «тендерная картина мира», «тендерная субкультура» и установлено, что тендерная картина представляет собой наиболее изменчивую часть системы: «тендерные отношения - тендерная культура - тендерная картина мира».
• Определена роль «Другого» как смена традиционной оппозиции «Мы-Они» на субкультурную оппозицию «Мы - Другой», представлена типология Других в субкультурной тендерной картине мира: желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой.
• Определены базовые для материнской тендерной культуры ценности и их значимость в субкультурных картинах мира.
• Рассмотрена динамика изменений субкультурных тендерных картин мира в современном обществе.
Положения, выносимые на защиту.
• Определена система взаимодействия понятий «тендерные отношения» - «тендерная культура» - «тендерная картина мира», «тендерная субкультура». Любая картина мира отражает систему представлений человека об окружающей действительности и своем месте в ней, то есть его взгляды, идеи, ценности и, следовательно, любое изменение картины мира автоматически говорит об изменении самого человека, ее репрезентирующего. Тендерная картина мира представляет собой наглядную демонстрацию многообразия представлений о «человеке половом» через анализ понятий «гендерные субкультуры» и тендерных отношениях, как формирующих данную картину мира. Аксиологическое основание тендерной картины мира заключается в формировании определенных схем действия индивидов в рамках тендерных отношений, являющихся социальным конструктом доступа к власти и другим социальным ресурсам. Тендерная картина мира складывается из субкультурных картин мира, показывающих ее носителю все общественные и культурные события под особым углом, соответствующим ценностным установкам мужской гетеросексуальной, женской гетеросексуальной, гей- и лесбо- субкультурной картины мира.
• В ходе анализа тендерной картины мира, было выявлено, что коллективное чувство «Мы», свойственное всем представителям той или иной субкультуры, формируется не через традиционную оппозицию: «Мы-Они», а через новую, как противостояние «Другому» в роли которого выступают представители иных субкультур. Внутри субкультурной картины мира существует иерархия «Других»: желаемый Другой, принимаемый Другой, отвергаемый Другой. На основе проведенного анализа была выявлена типология отношений «Мы - Другой»» в различных субкультурах. Выделены следующие типы: 1. в мужской гетеросексуальной субкультуре желаемый традиционно сложившийся Другой - это женщина, она вписана в маскулинную субкультуру как её неотъемлемая часть; принимаемый «Другой», присутствие которого оценивается негативно - это Другой -лесбиянка; отвергаемый Другой - это Другой-гей. Система «Других» в женской субкультуре различается в зависимости от преобладающей картины мира. 2. Система Других в женской традиционной картине мира; выглядит следующим образом: максимально высоко оцениваемый и желаемый Другой - мужчина, принимаемый Другой - гей, отвергаемый Другой - лесбиянка. 3.
В феминистической картине мира наиболее желаемый Другой - это лесбиянка, принимаемый Другой - мужчина-гей , зачастую лишенный маскулинного превосходства, в силу опыта дискриминации; отвергаемый Другой - гетеросексуальный мужчина. 4. Система Других в тендерной картине мира гей-субкультуры выстраивается таким образом: желаемый Другой- лесбиянка, принимаемый Другой - Женщина, отвергаемый Другой -гетеросексуальный мужчина.
5. В тендерной картине мира лесбийства наиболее желаемый Другой - это гей, принимаемый - женщина, отвергаемый - гетеросексуальный мужчина.
• Во всех субкультурных картинах мира происходит сохранение традиционного ценностного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценностные установки, относительно которого формируются системы ценностей каждой субкультуры. Для тендерной картины мира, находящейся в состоянии перехода, но еще тяготеющей к патриархату, такими ценностями являются: конструкты сексуальной идентичности как основание для вхождения в ту или иную тендерную субкультуру, образ базовой тендерной культуры, отношение к предписанным ею нормам морали, регулирующим тендерное поведение. Преломляясь в субкультурных тендерных картинах мира, они становятся основой для субкультурного позиционирования по отношению к другим субкультурам.
• Тенденции размывания целостной тендерной картины мира происходит за счет отказа части представителей различных тендерных субкультур от соблюдения жестких требований к проявлению мужественности, а также снижения «ценности чистых» характеристик мужественности и женственности в современной культуре. Происходит размежевание мужских и женских субкультурных картин мира. Мужская субкультурная картина мира имеет две тенденции: традиционную, стремящуюся к сохранению патриархатных моделей мужественности, и андрогинную постепенно включающую в себя ценности гей-субкультуры. В современной женской субкультурной картине мира можно выделить патриархатную, воспроизводящую традиционную систему ценностей, нео-патриархатную, воспроизводящую внешние атрибуты патриархатной культуры, но отрицающую основополагающие принципы доминирующей мужественности, и конструирования женственности как слабости; а также феминистическую, создающую сложный образ успешной и стремящейся к доминированию женщины, отличающейся высоким уровнем толерантности, умеющей видеть дискриминацию на всех уровнях и борющуюся с ней. Тендерная картина мира гей-субкультуры постепенно теряет свои черты противоречия базовой тендерной культуре: происходит сохранение традиционного ядра, ориентированного на доминирующие субкультурные ценности, и «спокойного крыла», не видящего в собственной гомосексуальности повода для отделения от общества и стремящегося органично вписаться в меняющуюся тендерную культуру. 1 оворя о тендерной картине мира лесбийской субкультуры, необходимо отметить тенденцию к снижению политизированности и выход на первый план понимания лесбийства как самостоятельного социокультурного явления.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты важны для более углубленного и конструктивного понимания тендерных отношений и тендерной культуры современности. Выводы и положения диссертации можно рассматривать как перспективу новых исследований тендерных отношений и тендерной культуры, они могут способствовать пониманию особенностей характера тендерных отношений в современной России и путей их развития. Это исследование важно и для понимания происходящих сегодня процессов переходности и специфики постмодернистского сознания в целом. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для разработки вузовских спецкурсов по тендерным, культурологическим и социологическим проблемам и для исследования, в учебном процессе.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации были опубликованы тезисы и статьи на научных конференциях международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровней (Москва, Белгород,). Автор диссертационного исследования с докладами, непосредственно отражающими идеи работы, выступала на Четвертом Российском Философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), Межрегиональной научной конференции «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005), Международной научной конференции молодых ученых «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006), Всероссийской научной конференции «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006) и др.
Структура работы. Структура диссертации определена замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных в диссертации задач, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, источников на русском и английском языках.