автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петров, Александр Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества'

Текст диссертации на тему "Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества"

Г). /1

Казанский Государственный университет

кафедра философии

На правах рукописи

Петров Александр Викторович

Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Щелкунов М.Д.

Казань -1999

Глава 3. Гуманизация образования: информационный контекст.

§ 1 Образовательная среда, основанная на новых информационных технологиях.

§ 2 Современные формы гуманизации образования (на примере дистанционного образования).

§ 3 Изменение образовательной матрицы и содержания взаимодействия субъектов в новой образовательной среде.

Заключение.

«Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества».

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

Глава 1. Кризис образования рубежа ХХ-ХХ1 веков: проявления, сущность, причины. § 1 Образование как социальный феномен. § 2 Кризис образования. 2.1. Проявления кризиса. 2.2 Дегуманизация образования как основная причина его кризиса. § 3 Системное мышление и кризис образования.

Глава 2. Гуманизация образования: мировоззренческий контекст.

§ 1 Гуманизм как мировоззренческая позиция. § 2 Исторические типы гуманизма и образовательные парадигмы. § 3 Новый гуманизм - идейная основа образования XXI века.

Введение

Рубеж веков, их смена активизирует философскую мысль, требует от нее осмысления сложившейся на этом рубеже социо-культурной ситуации и ее исторических корней. Смена веков вызывает необходимость смены устаревающих мировоззренческих оснований, отказа от старых представлений. Не хочется путешествовать по дорогам третьего тысячелетия в «карете прошлого». Появляется желание прикоснуться к «духу будущего», увидеть некие горизонты и тенденции в развитии человеческой цивилизации.

На протяжении последних десятилетий все острее стала осознаваться тенденция движения цивилизации (по крайней мере, западной) в капкан, который она сама себе расставила. Те формы и методы деятельности, которые стали развиваться в недрах европейской культуры начиная с эпохи Возрождения и в итоге обусловили достижение великих результатов - науки, техники, технологии, материальной инфраструктуры - сегодня стали причиной тех глобальных проблем, которые, с одной стороны, ставят человека на грань выживания (а не жизни), а с другой - кажутся в контексте существующих мировоззренческих и социальных оснований неразрешимыми.1

«Общества всего мира стоят перед лицом глобального кризиса, который оказывает влияние на все аспекты и сферы жизни цивилизации. Это глубокий кризис этических ценностей, который усугубляется экономическим, торговым, финансовым кризисом и проблемами безработицы... Мы также столкнулись с общим кризисом социальных институтов».1

1 Ср. «Современный мир переживает глубокий кризис: экономический, политический, культурный, духовный. .. .специфика современного момента заключается в том, что наличие кризиса во всех сферах человеческой деятельности усугубляется глобальным экологическим кризисом, охватившим весь наш дом - планету Земля. И это обстоятельство кардинально изменяет по существу всю современную ситуацию в мире, делает ее критической и требует от Человека выбора. Выбора принципиального и решительного».Абрамян Э.А.«Кризис антропоцентрического гуманизма - трагедия человека».Первый Российский философский конгресс Т.7, стр.382 СПб. 1997г.

1 Р.Диез-Хохляйтер. Университеты в контексте глобальных проблем современности. Aima mater №5-6 1994г. с.8

На этом фоне, когда традиционное социальные институты, ответственные за обустройство общественной жизни (государство, право, церковь и т.д.). теряют свою эффективность в разрешении глобальных проблем, резко усиливается роль и значение института образования. В периоды своего развития он часто был той сферой, в которой появлялись новые подходы и формировались новые тенденции развития всего общества. Образование как один из значимых институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами в жизни общества в XX веке. Образование становится одним из главных механизмов эволюции цивилизации. Именно образование как одна из основных функций человеческой жизни и ее важнейший атрибут может подготовить переход человечества на путь регулируемого развития.

Однако весь парадокс заключается в том, что институт образования сам помещен в тот же социо-культурный контекст и испытывает на себе груз тех же социально-мировоззренческих проблем и противоречий. И дело даже не в российской действительности, в которой образование испытывает дополнительные трудности, вызванные социально-политическими и экономическими причинами. Кризис образования по своей глубине гораздо сложнее и охватывает всю европейскую и северо-американскую культуру. Он - выражается в глубоком разрыве между сформировавшейся за последние 200-300 лет сферой образования, имеющимися в ней ценностями, принципами, подходами и той исторической реальностью информационного общества, в которой оно оказалось на рубеже третьего тысячелетия. Эта ситуация задает основной проблемный пафос данной темы.

Актуальность исследования Кризис образования, имея множество различных проявлений, в своей сущности состоит в его дегуманизации: человеческая личность, ее творческая устремленность и природа во многом элиминированы из сегодняшнего институционального образовательного процесса. Ситуация такова, что на одном полюсе находятся содержание и формы традиционного образования, основанного на про-

свещенческой парадигме, а на другом - современная личность, образующаяся вопреки и вне существующих образовательных институтов. Возникает внешнее отношение к обучению, появляются квазиобразовательные ценности и цели. В ответ на такое положение вещей стал утверждаться тезис о необходимости гуманизации образования, то есть такой его перестройки, в результате которой оно бы могло приблизиться к действительным жизненным интересам человека, его личностным устремлениям.

Очевидная потребность гуманизации образования наводит на ряд серьезных философских рассуждений. Все их можно объединить одним вопросом: "Как получилось, что из образования исчезла его основная составляющая - духовное развитие личности?"

Один из путей возможного ответа - увязывание процесса дегуманизации образования с историей отчуждения от человека его сущностных сил. Однако логика этого рассуждения приводит к неразрешимому в ее рамках противоречию между естественной человеческой духовностью и искусственным миром техники, созданным в результате отчуждения. Отрицание последнего в угоду первому, решение проблем гуманизациии различных сфер, включая и образование, за счет отрицания техносферы и тенденций ее дальнейшего развития (а сегодня речь идет о развитии компьютерной техники и информационных технологиях) малопродуктивно. Остановить эти процессы не представляется возможным. Поэтому абстрактно гуманистическая позиция с ее технофобией и прогнозами окончательной гибели человечества под обломками собственной цивилизации не позволяет эффективно решить проблему гуманизации образования.

Философская задача состоит в том, чтобы осмыслить две, на первый взгляд, противоположные тенденции - гуманизацию и информатизацию образования - в их единстве в отличие от узкопредметной оппозиции "либо человеческая духовность, либо бездушный компьютер". Сделать это возможно лишь при рассмотрении проблемы в исторической плоскости, отвечая на вопрос "в чем может и должен быть смысл и значение гуманизации образования в конкретных условиях информационого общества?".

Степень разработанности проблемы. Образование традиционно было включено в сферу философского мышления и рефлексии. Достаточно вспомнить работы Аристотеля, Я.Коменского, философов Просвещения, труды И.Канта, Г. Гегеля, а также философских реформаторов образования Х1Х-ХХ века В.Гумбольдта, Д.Дьюи, М.Бубера, К.Ясперса, Х.Ортега-и-Гассета.

Примерно с конца 50-х годов уходящего века появляется большое количество работ, в том числе подготовленных по заказу ЮНЕСКО, в которых на основе анализа тенденций развития общества в целом, изменения мировоззрения, места человека в мире начинает создаваться концептуальный фундамент будущего образования. Образованию начинает предрекаться роль силы, интегрирующей мировое сообщество. Среди многих исследований посвященных образованию наиболее значителен доклад Римского клуба "Нет пределов обучению", подготовленный в 1979 году гг. Д. Боткиным, М.Эльмандирой, М.Малитцем. В докладе делалась попытка определить роль и место образования в решении глобальных проблем современности, в преодолении разрыва, возникшего между человеком и созданной им цивилизацией. В 1990 г. ЮНЕСКО был разработан проект "Философия образования в перспективе XXI века", где были подчеркнуты гуманистические ценности и цели образования. В результате среди множества отраслей философского знания стала оформляться особая отрасль - философия образования.

В России ее становление протекает очень активно. Возможно, в будущем именно в России можно ожидать крупных, прежде всего теоретико-методологических разработок в области образования. В работах Б. Гершунского, О.В.Долженко, Ф.Т.Михайлова, Н.Н.Пахомова, В.М.Розина образование рассматривается в контексте личностного существования и развития. В трудах Д.С.Лихачева, А.А.Касьяна, И.А.Зимней, В.М.Розина, Н.С.Розова, в докторских диссертациях Н.А.Люрья Л.В.Хазовой, В.И Кудашова ставились принципиальные проблемы гуманизации образования и делались попытки их решения.

Философский анализ университетского образования представлен в работах Н.С.Лодыжец, И Захарова, Е.Ляхович, Н.Карлова, М.Б.Садыкова, Ф.Ф.Серебрякова, М.Д.Щелкунова.

Серьезная философско-мировоззренческая компонента присутствует и в работах советских и российских теоретиков педагогики и образования П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, И.Я. Лернера, В.С.Библера, В.Д.Шадрикова. Особое место здесь занимает системомыследеятельностная методология и ее мировоззренческий подход, а также методологическое движение, возникшее на их базе, которое представляет оригинальную образовательную практику его участников (Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, Ю.В.Громыко, C.B. Попов и др.).

Большой вклад в построение современной гуманистической парадигмы образования сделан в рамках гуманистической психологии.в работах А.Маслоу, В.Франкла, Ш.Бюллера.

Принципиальные вопросы изменения содержания образования в условиях информационного общества рассматриваются в трудах Д.Бока, Т.П.Ворониной, В.Майера, П.Мерфи, Б.Саймона, Б.Геранзона. Концепция дистанционного образования нашла свое отражение в публикациях Международного центра дистанционного обучения, в частности ¿ работах В.С Дудченко, А.М.Долгорукова. Вместе с тем практически отсутствуют работы, в которых бы процессы гуманизации рассматривались в контексте информационного общества и соответствующего ему мышления и мировоззрения.

Характерной чертой образования как социального института является особое положение в нем человеческой личности. Образование, кажется, остается чуть ли не единственным институтом, в котором человек является целью, а не средством. Кроме того, сама трансляция опыта и культуры протекает в неотчужденных формах человеческого общения и взаимодействия. Отсюда особое место образования как сферы гуманистической по своей природе, где человеческие отношения, духовное общение и сама человеческая

жизнь имеют первостепенный смысл. Поэтому гуманизм как ценность всегда был (и в определенном виде остается и сегодня) исходным мировоззренческим основанием учителя и всего института образования.

Однако проблема гуманизации образования вновь становится сегодня актуальной в силу нетрадиционных причин, приобретая новый культурно-исторический смысл. А именно: в работах, посвященных гуманизации образования, соверешенно недостаточно изучен информационный контекст.

Основной целью предлагаемой работы является обнаружение и исследование фи-лософско-мировоззренческих оснований гуманизации образования в новой информационной среде. Тем самым делается попытка разрешения противоречия между двумя, на первый взгляд кажущимися противоположными, тенденциями: гуманизацией образования и его информатизацией и компьютеризацией. Данная цель имеет сугубо философскую, а не узко педагогическую направленность. Она состоит в расширении смысла и рамок понимания единства противоположных явлений. Противопоставление гуманистического, духовного техническому и рациональному в угоду первому, на мой взгляд, не является продуктивным. Сегодняшнее стремление многих представителей гуманитарных и педагогических областей знания и даже некоторых профессиональных философов использовать тему гуманизации как средство идейного реванша за лолгое нахождение на научном Олимпе представителей естественно-научных и технических дисциплин не является собственно-философским. Оно скорее является стремлением узко-предметного и профессионального характера. А философская рефлексия позволяет увидеть положение вещей широким, распредмеченным взглядом.

Достижение данной цели могло бы позволить снять содержательный конфликт между техническим и гуманитарным подходами и определяемыми ими системами образования. Это становится возможным при введении рамок культурно-исторического контек-

ста информационного общества, в котором происходит объединение и примирение различных видов и типов мышления и деятельности на базе системного мировоззрения.

Действительно, гуманизация, очеловечивание индивида внутренне присущи самому феномену образования. Но на различных этапах культурно-исторического развития эта сущность образования приобретала новый смысл. Каждому типу общества соответствует свой гуманистический идеал, идеал личности, задаваемый социо-культурным и мировоззренческим контекстом. На раскрытие содержания этого контекста применительно к информационному обществу, выявление соответствующих ему качеств личности, на анализ диалектики их формирования в системе образования и нацелена предлагаемая работа.

Указанные цели определили задачи исследования.

1) Философский анализ состояния образования на рубеже XXI века и выявление основных проявлений и причин его кризиса, который признается сегодня большинством философов, теоретиков и практиков образования.

2) Исследование основных параметров и принципов системного мышления. Выявление значения системного мышления для формирования нового содержания образования. Противопоставление его традиционному мышлению, которое опирается на постулаты а) параллелизма мысли действительности, б)автономности мышления от других сфер жизни и деятельности и в) неразделенности его на различные типы. Это отвечает традиционному содержанию образования, основаннму на естественно-научном, натуралистическом мировоззрении.

3) Исследование истории гуманизма и эволюции гуманистического идеала. При этом в качестве гипотезы взято предположение о том, что единого гуманизма как статической мировоззренческой позиции не существует. Поэтому актуальной стала задача исследования исторической эволюции гуманизма и связанной с ней эволюцией образовательных парадигм. При этом основной упор делается на т.н. новый неклассический тип гуманизма, содержание которого связывается с отказом от антропоцентризма, тех-

нократического прагматизма, европоцентризма, культурной тенденциозности и агрессивности и утверждением антропокосмизма, экологизма, многообразия и богатства возможностей, заложенных в национально-исторических традициях народов. Новый гуманизм также связан с реабилитацией культурного многообразия и культурной самобытности, экологии национальной культуры как источника ценностей и смыслов, творчества и самосозидания личности, утверждением духовности нового типа, объединяющей разум, нравственность и волю, который отвечает требованию сохранения жизни, культуры и природы. 4) Определение социо-культурных тенденций и идей, составляющих фундамент нового гуманистического идеала и типа человеческой личности. Для этого потребовалось переосмысление основных атрибутивных понятий гуманизма, таких как «индивидуальность», «Я», «свобода», «деятельность» на фоне происходящих исторических изменений.

5) Исследование основных изменений, происходящих в сфере образования в связи с его информатизацией и компьютеризацией^ точки зрения баз�