автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сазонова, Людмила Алексеевна
Введение.
Глава 1. Методологические проблемы исследования женского нонконформизма в контексте русской культуре.
1.1. Тендер как объект теоретико-методологического исследования: подходы и решения.
1.2. Конструирование тендера в древнерусской мифологии и 35 философии.
Глава 2. Развитие концептуальных идей эмансипации и самосознания и их влияние на формирование женского • нонконформизма в России.
2.1. Влияние концепции права индивидуальной свободы на формирование женского нонконформизма в России.
2.2. Основные этапы решения вопроса о женском нонконформизме в русской философии.
Глава 3. Российский феминизм и тендерная философия как формы проявления женского нонконформизма.
3.1. Философский анализ идей эмансипации и самосознания в движении российского феминизма.
3.2. Современные философские подходы для анализа женского нонконформизма в России.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Сазонова, Людмила Алексеевна
Актуальность темы исследования. Глобальные трансформационные процессы в странах, развивающих демократию и принципы открытого общества, не столько решили, сколько поставили перед обществом новые задачи, одной из которых является преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности, в том числе и по признаку пола. Речь идет о том, что постепенно классический базовый полоролевой контракт, вытесняется, по крайней мере, для среднего класса, контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения относительно прав и возможностей мужчин и женщин, как в публичной, так и в приватной сферах. Появились возможности для самореализации, как в профессиональной, так и в политической области, усиливается сензитивность женщин в отношении прав личности и чувства собственного достоинства. Дискриминационные практики все острее вызывают к жизни женский активизм в различных его формах: от так называемой женской взаимопомощи и психологической поддержки до активного участия в политике, предпринимательстве, творчестве, повышении уровня образования, карьерного роста и т.д.
В связи с этим в гуманитарном знании и социальных науках возникает ряд вопросов. Каковы онтологические корни женской эмансипации и социальной активности? Почему в постиндустриальном обществе различия между полами имеют тенденцию к эгалитаризму, а в патриархальном биологические различия между полами реализуются как иерархические и предполагают не только разный статус, но и разные возможности? Является ли период современного активизма выражением эгалитаризма полов или же он есть лишь модификация традиционной тендерной системы? Каковы идеологические и культурные барьеры, препятствующие ресоциализиции и созданию новых норм тендерных отношений, регулирующих социальное взаимодействие в условиях гендерно-стратифицированного общества?
Ответы на эти и другие вопросы пытается найти современная тендерная философия, стремящаяся концептуализировать опыт пола и подвергающая критике патриархатную идеологию социально-половых ролей. Использование понятия «гендер» означает отказ от дискриминации любого рода, который имплицируется при использовании понятия «пол» или «половое различие». Эмпирические и теоретико-методологические изыскания в данной области российских и зарубежных философов позволяют адекватно осмыслить место женщины в общественно-историческом процессе. Концепция тендера позволяет пересмотреть все нормативные определения женственности, паттерны женской социально-половой роли и дихотомию полов, представления о различных возможностях для развития мужчин и женщин, смоделированные и динамически моделируемые культурой. Тендерная философия оказывается, таким образом, своеобразной метатеорией, синтезирующей гуманитарные знания с целью критически-конструктивного воссоздания прошлого и создания новой познавательной модели, основывающаяся на вполне определенных предпосылках и критике производства знаний в традиционной науке.
Тендерная модель знания выявляет следующее. Традиционное онтологическое понимание проблемы пола основывается на том, что, во-первых, женское сопоставляется с природным и вследствие этого происходит имплицитное, часто неосознанное умаление ценности женщин. Во-вторых, биологически детерминированное различие между мужчинами и женщинами является причиной социального неравенства, и именно поэтому в культуре вообще, и в русской культуре в частности, женщине отводилась «вторичная социальная роль». В-третьих, репродуктивная деятельность женщины как в традициях российской, так и в большинстве традиций мировой философии в целом, считалась ее основным биологическим предназначением и относилась к менее почетной, приватной сфере, в то время как продуктивная, созидающая культуру деятельность была возможна лишь в общественной сфере, представленной мужчиной. Подобным образом в философии доказывалось, что статус женщины в культуре был менее значительным, чем статус мужчины.
Таким образом, деконструкция традиционных установок в тендерные отношения позволяет перейти от констатации простого факта выключенное™ женщин из истории к поиску того предпосылочного уровня, который задает исследовательские рамки для доказательства значимости женщин в общественной жизни. Тендерный подход позволяет обнаружить, что: во-первых, женское бытие является естественной предпосылкой исторического бытия; во-вторых, женщины включались в историческую реальность в той мере, в какой их присутствие не противоречило общей конструкции этой реальности; в-третьих, тендерный анализ российской философской и общественной мысли позволяет найти не только новую национальную идентичность, но и, в самом общем смысле, личностную идентичность русской женщины. В конечном итоге, в противоположность традиционной идеологии патриархата, в концепциях тендерной философии женщина трансформируется из объекта в субъект истории, из пассивной категории в категорию деятельную, творящую себя и мир социального взаимодействия.
Но для нас особенно важно понять, какие механизмы лежат в основе изменения тендерной идеологии и какую роль в этом сыграли женщины? В связи с этим мы обращаемся к исследованию мировоззренческих и философских основ женского нонконформизма как исходных положений теории и практики женской эмансипации и развития новой женской идентичности, базирующихся на отказе - явном или скрытом - от традиционной женской роли. Женский нонконформизм нами определяется как совокупность идей, движений и принципов, направленных на «взрыв» (эволюционный скачок) традиционных ценностей, норм и правил, формирующих социальное неравенство полов в частной и общественной сферах. Социальные проявления женского нонконформизма имеют различные и часто противоречивые формы выражения. В российской истории женский нонконформизм принимал формы бунташного движения и дворцовых переворотов, интеллектуального и идейного протеста, нигилизма, феминизма и другие.
В настоящее время в России женский нонконформизм в теоретическом аспекте развивается в рамках одного из направлений тендерной философии - философии либерального феминизма, основывающейся на двух источниках: на современном женском движении, которое стимулирует особые теории построения, и на традиционной философии. В этой связи происходит интеграция опыта социальной практики и научно-исследовательской работы женщин-философов (О.А. Ворониной, С.А. Айвазовой, Т.А. Клименковой и других), но одновременно это делает очевидным патриархатный и андроцентрический характер традиционной науки и философии. Феминистская философия демонстрирует .обостренное понимание и квалифицированное объяснение проблем женщин, внося свой вклад в дело освобождения женщин посредством критики стереотипов мышления. Впервые в российской философии открыто обсуждаются проблемы тендерной идентичности и социального равенства полов, проблемы мужской и женской сексуальности, семейного насилия, гомосексуальной любви, абортов и многого другого. Философия пола становится неотъемлемой составной частью философии в целом.
Исследование мировоззренческих и философских оснований женского нонконформизма в контексте русской культуры и философии подвергает анализу ментальные причины тендерных диспропорций современного общества. Это не только критический подход к нормам и стереотипам культуры, но и основа для формирования иного смыслового компонента философии и возможность создания идейных предпосылок для нового общества тендерного равенства.
Степень научной разработанности проблемы. Научная разработка проблемы нонконформизма начинается с появления в западноевропейском обществе идей демократии и прав человека.
Либеральные идеи равноправия полов развиваются в теориях западных
I 1 мыслителей: Жан-Жака Руссо , Дж. С. Милля . Руссо выдвинул идеи о воспитании женщины, о самостоятельном выборе спутника жизни, однако природное равенство мужчины и женщины не означало для Руссо их политического равенства. Английская писательница Мэри Уоллстонкрафт в книге «Защита прав женщины» (1792) критикует идеи Руссо, считая, что именно воспитанием вну
1 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Соч. в 3 т. - М.: Худож. лит, 1961. -Т.1.-С. 545-712.
2 Милль Дж. С. О подчинении женщины. - СПб., 1986. шаются «естественные» склонности женщины, и что основная цель воспитания женщины и ее существования по Руссо — помогать мужчине и доставлять ему удовольствие. По мнению Уоллстонкрафт, данное утверждение неверно ни с теоретической, ни с практической точек зрения.
Либеральные идеи феминизма детально разработал Джон Стюарт Милль, который считал, что господство мужчины над женщиной не является естест-. венным. Для либералов «равенство» полов означало, прежде всего, юридическое равенство. В вопросе же природных характеристик Руссо, как и Аристотель, считал женщину существом второго сорта, а Милль утверждал, что природное назначение мужчины и женщины — это лишь искусственно созданная концепция.
В теории марксизма находятся существенные выводы о зависимости женской эмансипации и общей эмансипации человеческого общества.1 Идеи марксистского феминизма становятся фундаментальной идеологической базой для формирования женского движения как в Европе, так и в России.
Исследования «женского вопроса» в русской философии, истории, праве появились в середине XIX в. Основными вопросами, выносимыми на обсуждение, стали социальные аспекты жизнедеятельности женщины. Одними из первых, кто обратился к исследованиям положения женщин в русской истории л стали Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Е. Забелин .
Философское осмысление значимости женского нонконформизма в русской культуре и проявление его в практике женской эмансипации находит от
1 См. работы: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. - М.: Гос. Изд. Полит, лит., 1961. - Т. 21.
2 Карамзин Н.М. Марфа-посадница, или покорение Новгорода // Избр. Произв. в 24 т. — М. -JL: Худож. лит-ра, 1964; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. - М.: Мысль, 1993;. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: Голос, Колокол-Пресс, 1997; Забелин И.Е. Русский народ. - М.: Автор, 1992; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI - XVII столетиях. - Новосибирск: «Наука», 1992; Забелин И.Е. Женщина по понятиям старинных книжников // Опыт изучения русских древностей и истории.-М., 1872. ражение в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Г.Е. Благосветлова, А.С. Хомякова.1
Наиболее детально проблема женского нонконформизма в XIX в. была разработана Н.Г. Чернышевским . Его основная философская работа «Что делать?» в значительной степени посвящена конструированию вопроса создания равноправных отношений между мужчиной и женщиной.
Осмысление места женщин в социо-культурном пространстве вернуло к осознанию значимости их роли и последствий самореализации женщины в социальной среде. В данном контексте поведение женщины в различные исторические эпохи русского государства рассматривали С.С. Шашков, В.М. Хвостов, Г.А. Тишкин3.
Глубоко реализуются проблемы пола и эмансипации человека в русской философской мысли конца XIX середины XX в. Идею «греховности» полового разделения и деторождения с разной степенью радикальности отстаивали Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, JI.H. Толстой4, резко отрицательно они относились к самой идее нонконформизма, усматривая предназначение женщины в ее жертвенности ради любви, детей, мужа, а ее высший «героизм» — в признании этого предназначения. Философское развитие идеи нонконформизма находит выражение в работах Ф.М.Достоевского и В.С.Соловьева5. С одной стороны, они подходят к решению данной проблемы с позиции традиционной патриархатной
1 Белинский В.Г. Собр. соч. в 4-х т. - М., 1986. - Т. 1.; Герцен А.И. Былое и думы. Собр. соч. в 8 т. - М.: Правда, 1975. - Т. V; Благосветлов Г.Е. Сочинения. «Для чего нам нужны женщины», «Женский труд и вознаграждение его». - СПб., 1882;. Хомяков А.С. О старом и новом. — М.: Современник, 1988.
2 Чернышевский Н.Г. Что делать? - М.: Худож. лит-ра., 1969.
3 См. напр.: Тишкин Г.А. Женский вопрос в России: 50-60 годы XIX века. - JI., 1984. Шашков С.С. Очерк истории русской женщины. — СПб., 1872. Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство // Женщина в Российском обществе. - 2000. - № 2.
4 См.: Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Федоров Н.Ф. Собр. соч.: в 4 Т. Т. 1. - М., 1995; Толстой JI.H. Крейцерова соната // Толстой JI.H. Крейцеро-ва соната. - Южно-Сахалинск, 1978; Бердяев Н.А. Смысл творчества. — Харьков: «Фолио», М.: ACT, 2002; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
3 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. в 30-ти т. - JI., 1984.-Т. 27; Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1990; Соловьев B.C. Смысл любви // Соч. в 2 т. -М.: Мысль, 1990. идеологии и рассматривают земную женщину как природное греховное существо. С другой стороны, философы используют женские природные характеристики для создания некоего онтологического символа доминирования женского управляющего начала в мировом порядке.
Дальнейшее развитие идей женской эмансипации и женского самосознания продолжилось И. Арманд, А. Коллонтай, О. Шапир, практиковавших эти проблемы в духе феминизма1. Их гражданская позиция, зафиксированная в ряде выступлений и философских работ, состояла в идее воспитания новой эмансипированной женщины. В то же время следует отметить, что в условиях пат-риархатной культуры и господства маскулинной идеологии, их речи и содержание работ порою приобретали крайне радикальный характер. Они провозглашают новые женские добродетели: прагматизм, профессионализм, свободу от «рабства любви». Арманд и Коллонтай развивали идеи равенства полов в духе марксистского эгалитарного феминизма, О.Шапир шла еще дальше, настаивая на развитии собственно женской культуры. Ее идеи определили направление в русском феминизме - феминизм «разности».
В современной философии проблема женского нонконформизма аккумулируется вокруг проблемы философии пола, занимающей значительное место в современных исследованиях отечественной социальной философии. Предметом данных исследований выступает феминистская критика традиционного социального знания. В свете критических замечаний переосмысливается роль женщины в развитии общества. В данной области работают С. Айвазова, О.А. Воронина, Т.А. Клименкова, И. Жеребкина, Г.А. Брандт, Е. Здравомыслова, И.В. Костикова, Н.Л. Пушкарева2 и др. Однако проблема женского нонконформизма См. напр.: Арманд И.Ф. Избирательные права женщин // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. -М.: Полит, лит-ра, 1975;. Арманд И.Ф. Условия полного освобождения работниц и крестьянок // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. - М.: Полит, лит-ра, 1975; Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. - М.: Изд-во полит, лит, 1972; Осипович Т. «Новая женщина» в беллетристике Александры Коллонтай. — Преображение. - 1994. - № 2; Шапир О.А. Вопреки обычаю // Преображение. - 1997. - № 2.; Юкина И. Забытая феминистка Ольга Шапир // Женщина и культура // Вестник. - 1997. - № 9.
2 См. напр.: Айвазова С.Г. Симона де Бовуар: Этика подлинного существования // Женщина в российском обществе. - 1997 .- № 2.; Воронина О.А., Клименкова Т.А. Тендер и культура // в контексте русской культуры не получила в их работах самостоятельного звучания.
Объектом исследования — женщина как субъект общественного развития.
Предметом исследования - феномен женского нонконформизма. Основная цель исследования — выявить философские и мировоззренческие основания женского нонконформизма в фило- и онтогенезе в контексте русской ментальности.
Задачи исследования. Цель достигалась через постановку следующих задач: проанализировать влияние концепции «права на индивидуальную свободу» на формирование женского нонконформизма в России; изучить исторически изменяющиеся стереотипы феминности в системе ментальности русской культуры на основе мифологического, исторического, философского, материала; выявить социальные и ментальные корни женского протеста нормам стабилизирующих институтов патриархатного общества; подвергнуть тендерному анализу идеи русских философов относительно женского нонконформизма;
Женщины и социальная политика (гендерный аспект). - М., 1992.; Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе. - ОНС. — 2000. -№ 4; Юшменкова Т.А. От феномена к культуре. — М.: Наука, 1991; Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры // Взгляд из России. — М., 1996; Клименкова Т.А. Феминизм как культурная позиция // Преображение. - 1993. - № 1; Пушкарева H.JI. Женщины Древней Руси. — М.: Мысль, 1989; Пушкарева H.JI. Какими были древнерусские женщины? // Наука и жизнь. - 1991. - № 8; Пушкарева H.JI. Русская женщина в семье и обществе X - XX вв.: этапы истории // Этнографическое обозрение. - 1994. - № 5; Пушкарева H.JI. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). - М., «Ладомир», 1997; Жеребкина И. М. Фуко. Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение. - 1996. - № 4. - С. 20-28; Брандт Г.А. Почему вы не пишите? Пишите себя! (Феминизм и поструктурализм о женском теле и женском письме) // Женщина. Тендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. — С. 66-82; Здравомыслова Е.А. Темкина А.А. Феминистская эпистемологическая критика: кризис социального знания и поиски выхода // Женщина. Тендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. - С. 66-82; Здравомыслова Е.А. Темкина А.А. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Материалы первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. - М., 1997. исследовать идейную эволюцию женского нонконформизма в России как процесс формирования новой тендерной идентичности; представить модели женского нонконформизма в российской философии феминизма.
Методологическая основа исследования
Для определения сущности нонконформизма в контексте формирования русской ментальности используется методология современных тендерных исследований, в которых есть ряд подходов для анализа данной проблемы. С точки зрения Джоан Скотт, эти подходы сводятся к выбору между тремя теоретическими позициями1. Первый подход базируется на теории радикального феминизма, представленной Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун, Кристиной Дельфи, Мэри О'Брайен и другими.
В рамках данного подхода основу для угнетения женщин в обществе создают патриархатные социальные отношения. Доминирование маскулинной культуры проявляется в контроле над женским телом, женской сексуальностью. Патриархатной культурой сконструированы формы существования женского тела, призванного рожать, кормить, быть объектом сексуального наслаждения мужчины. Мэри О'Брайен2 определила мужское доминирование как компенсацию за отчуждение мужчины от воспроизводства вида, то есть женщина воспроизводит потомство, а принцип продолжения рода восстанавливает главенство отцовства и скрывает настоящий труд и социальную реальность женского участия в рождении детей. Источник женского освобождения лежит в «адекватном понимании процесса воспроизводства», признании противоречия между природой женского репродуктивного труда и (мужской) идеологической мистификацией его». Контроль над женским телом нужен мужчине для контроля над потомством и для уверенности в своей связи с процессом продолжения рода. С точки зрения Мак Киннон, половые отношения отождествляются с соци
1 Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Введение d тендерные исследования. Ч. II.-Харьков: ХЦГИ. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001.-С. 418.
2 O'Brien М. The Politics of Reproduction. - London: Routledge and Kegan Paul 1981. - P. 8-15, 46. альными. Источником неравенства является женская сексуальность. Женщины никогда не станут равными с мужчинами в экономической, политической и социальных сферах до тех пор, пока не будет равноправия в сексуальных отношениях.
Второй подход опирается на марксистскую традицию. Марксистский феминизм взял за основу следующие положения марксизма: полная эмансипация человечества невозможна без освобождения женщин от социального угнетения; частная собственность и общественное разделение труда привели к угнетенному положению женщин, что включается в логику развития классового общества1; ликвидация порабощения возможна с ликвидацией классового общества.
В настоящее время марксистский феминизм представлен в работах Эммы Голдман, Синтии Кокбёрн, Мэри Эванс и других. Анализ экономических и социальных аспектов положения женщин в капитализме привел к выводу, что обществе разделение труда происходит по половому признаку. Мужчина на производстве создает продукты обменной стоимости, а женщина, отождествляемая с домашней сферой, имеет вторичный статус. Разделение публичной и приватной сфер носит классовый характер. Освобождение женщин возможно лишь вне капитализма и частной собственности.
Идеи марксистского феминизма развиваются в социалистическом феминизме Зиллой Айзенстайн, Мэри О'Брайен. Акцент делается на необходимость вычленения из общеклассовых и общесоциальных — собственно женских проблем. Идеологическую и материальную базу для подавления женщин создает патриархат, объясняя различные возможности для мужчин и женщин их различными природными склонностями.
Третий подход полагается на школы психоанализа (французский постструктурализм и англо-американский анализ объективных отношений) для объяснения производства и воспроизводства тендерной идентичности субъекта.
1 См.: Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. - М.: Гос. изд. полит, лит, 1961. - Т. 21. - С. 23.
Психоаналитические теории классифицируются по национальному происхождению их основателей. Англо-американская школа (Нэнси Чодоров, Кэрол Гиллиган) разработала теорию объективных отношений. Французская школа основана на структуралистских и постструктуралистских прочтениях Фрейда в понятиях теории языка. Для Чодоров бессознательное подчинено сознательному в отличие от Гиллиган, которая продолжает традиции Лакана в отношении языка. Согласно Лакану, ключом введения ребенка в символический порядок является язык, «посредством которого он конструирует тендерную идентичность где фаллос - центральное означаемое половое различие». Данная теория ставит под сомнение тендерную идентификацию категорий «мужчина» и «женщина», т.к. сознательные идеи о маскулинности и феминности не фиксированы и варьируются в зависимости от контекстуального использования. Таким образом, всегда присутствует конфликт между потребностью субъекта и видимостью целостности, неточности терминологии, ее относительными значениями, ее зависимостью от вытеснения»1. В данном контексте для определения половых отличий следует отказаться от качества «фиксированности и постоянства»2 в определении категорий «мужское» и «женское». Для анализа данных категорий применима «диструкция объекта и реконструкция конструирования субъекта во всех его расщепленностях» и в этом контексте будет смещение иерархической структуры в бинарной оппозиции, а не «принятие ее как действительной, самоочевидной или свойственной природе вещей».3
Для обнаружения глубоко скрытых основ маскулинной культуры Древней Руси и России в диссертации используется структурный метод, позволяющий обнаружить определенные «молчащие» структуры, длительное время находившиеся за сценой истории. К числу таких структур относятся женщины, роль которых в истории до настоящего времени четко определяется как второстепенная и зависимая от маскулинизированной власти. Исторический и этно
1 Скотт Дж. Геидер: полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. Ч. II.-Харьков: ХЦГИ.-СПб.: Изд-во «Алстейя», 2001. —С. 419.
2 Там же. - С. 420.
3 Митчелл Дж. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudiene // Введение в тендерные исследования. Ч. II. - Харьков: ХЦГИ. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. - С. 450. графический материал, мифология и философия обнаруживают начала патри-архатного доминирования. Структурализм помогает различить развитие и функционирование стереотипов маскулинной культуры и выявить систему внешних и внутренних связей человеческого общества через единообразные мысленные (ментальные) структуры, которые реализуются в мифологических системах, общественных стереотипах, обычаях и верованиях.
С точки зрения структурализма, все культурные системы, формирующие ментальные стереотипы, язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции — могут быть рассмотрены как знаковые системы. Таким образом, цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора формирования ментапьности общества, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов. Этот системообразующий фактор-структура — это совокупность правил, по которым путем перестановки его элементов из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. Это единообразие, с точки зрения структурного метода, выявляется не за счет отбрасывания различий этих объектов, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного образца. Идея структурализма в применении к тендерной теории были разработаны постструктурализмом, прежде всего Ж. Деррида1. Основные идеи его концепции заключаются в следующем: современные социальные отношения основаны на патриархатном дискурсе; язык (коммуникация) закрепляет в культуре дискриминационное различение полов; для «децентрации» культуры следует применить метод «деконструкции» текста и мыслить новое без традиционных стереотипов, где нет данных раз и навсегда норм и ценностей. В диссертации используются историко-сравнительный метод, необходимый для определения основных этапов женского нонконформизма в российском обществе, логический метод, позволяющий проследить закономерности формирования женского нонконформизма в русской ментальности.
1 См. напр.: Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Акад. Проект, 2000.
Положения, выносимые на защиту
1. В рамках патриархатной культуры тендерный порядок общества устанавливается как иерархический и маскулинный. В русской культуре дискриминационное различие полов основано на патриархатном дискурсе, формирующем ментальные и культурные стереотипы общества. Путем дискурсивных практик конструируется понятие пола и соответствующий статус мужчин и женщин в частной и публичной сферах.
2. Онтологическими основаниями женского нонконформизма являются:
- определение биологической природы женщины как вечно заданной социальной роли;
- идея «инаковости» и «греховности» женщин;
- отчуждение женщины от публичной и образовательной сфер в приватную сферу;
- восприятие женщин в культуре как «молчащего пола»;
- правовые, семейные и религиозные нормы, закрепляющие тендерные асимметрии русской культуры.
3. Женский нонконформизм является важнейшим средством «взрыва» системы патриархатных отношений.
4. В качестве основных этапов женского нонконформизма в российской социальной истории нами определяются:
- стихийный нонконформизм (начало XVII - 80-е гг. XVII вв.)
- реформаторский нонконформизм (80-е rr.XVII - XVIII вв.)
- интеллектуальный нонконформизм (начало XIX — 60-е гг. XIX в.) первая волна движения и идеологии феминизма (конец XIX в. -90-е гг. XIX в.)
- вторая волна феминизма (начало 90-х гг. XIX в. - 20-е гг. XX в)
- идейный нонконформизм (конец 70-х - 80-е гг. XX в.)
- концептуализация основных идей феминизма в рамках тендерной философии (80 - 90-е гг. XX в. - настоящее время).
Научная новизна исследования зафиксирована в следующих положениях: в работе впервые проделан систематический анализ философских оснований теории и практики женского нонконформизма; обоснована теоретико-методологическая база исследования проблемы женского нонконформизма; . - определены основные факторы, влияющие на конструкцию тендера в российском обществе; выявлены аксиологические и онтологические основания формирования женского нонконформизма в русской культуре; реконструирован механизм трансформации категории «женственность» в эпоху российского Просвещения; определены формы проявления социального и идейного нонконформизма в российской патриархатной системе тендерных отношений; определены философские и мировоззренческие основания формирования женского движения в России XIX и в XX в.в.; сформулированы основные этапы развития философских идей женской эмансипации в России и их влияние на создание новой социальной идентичности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы определяется тем, что в ней, во-первых, рассматриваются причины появления и формирования женского нонконформизма в русской культуре, во-вторых, исследуются основные этапы женского социального протеста патриархальной культуре, в-третьих, выявляются формы проявления женского нонконформизма в контексте русской культуры.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии, тендерным исследованиям, а также по эстетике, культурологии, политологии.
Материалы диссертации могут служить базовой основой для дальнейшего осмысления особенностей социо-культурного развития России с точки зрения тендерной теории, методологии и практики, для выявления роли женщины в контексте русской культуры.
Выводы исследования могут быть использованы для методологического обеспечения работы женских межправительственных организаций России в сфере тендерного образования.
Результаты исследования используются автором при чтении лекций во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.
Структура и объем работы. Структура диссертации подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на 150страницах. Список литературы состоит из 173 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности"
Выводы по III главе.
1. Методологическими основами российского женского движения рубежа XIX — XX столетий является с одной стороны борьба женщин за равные гражданские и политические права с мужчинами, а с другой стороны —участие женщин в освободительном движении против самодержавия.
2. На развитие феминистских идей в России влияли революционный радикализм и нигилизм. Философское осмысление идеи эмансипации получили в русле либерального феминизма, представленного Н.В. Стасовой, М.В. Трубниковой, А.П. Философовой. В результате развития идей феминизма женщина перестает быть только объектом «полодетерминированных» исследований, а становится субъектом истории и культуры.
3. Теоретики феминизма М.К. Цебрикова, А.Н. Шабанова, A.M. Коллонтай, О.А. Шапир критически анализируют стереотипы русской ментальности, ломая традиционные понимания о «женском долге», жертвенности, любви и сексуальности. Женщины - феминистки разрабатывают теорию эмансипации в контексте русской культуры, конструируют новый тендер, доказывая право женщины на личностную состоятельность.
4. Современные тендерные исследования являются проявлением нонконформизма в отношении патриархатного общества. Изменение подходов к анализу пола в современной российской философии позволило по-новому рассмотреть социально-культурное развитие России, результатом является теория «социального конструктивизма», отвергающая биологический детерминизм в поло-ролевых отношениях. В данном контексте исследуются и проблемы женской сексуальности в русском обществе, где женщина, с одной стороны пытается адаптироваться к социальным нормам патриархата , а с другой — проявляют нонконформизм.
5. В период советского тоталитаризма основу для созревания нового женского сознания - социального сознания пола создают женские нонконформистские издания, подавшие пример сопротивления нормам патриархата.
6. Российскими исследовательницами создается новая парадигма ментальной идентичности женщины и конструируется новая женская субъективность, где решающее значение имеет механизм женского желания и сексуальности, а не жертвенность и страдание, лесбийская любовь рассматривается как неосознанная попытка обретения женской субъективности.
Заключение
В результате проведенного диссертационного исследования по теме «Философ-ско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности» мы пришли к следующим выводам:
1. При исследовании проблемы женского нонконформизма в контексте русского общества используется методология тендерных исследований, в рамках которых развивается критический подход к анализу традиционного общества. Ментальные стереотипы общества, и, в частности, в области поло-ролевых отношений, формируются на основе мифологического сознания. Тендерное конструирование общества происходит иерархически: властные позиции в публичной и домашней сферах занимает мужчина, а подчиненные — женщина.
2. Женский нонконформизм в русском обществе формировался как протест патриархатной политике пола. Исследователи Древней Руси отмечают дискриминационное положение женщин в обществе, при этом категория «женщина» воспринимается как «инаковость» из-за способности к деторождению и лечению травами. В эпоху христианства в философии выводится дуалистическое противостояние духовного — мужского и телесного — женского, где с мужским олицетворяется гармония и порядок, а с женским неупорядоченность и хаос, то есть «женскому» приписывается онтологическая вторичность. Причинами формирования женского нонконформизма в Древней Руси является патриархатные властные отношения, концепция «инаковости» и «греховности», нормы «семейного права».
3. Рационалистические идеи эпохи Просвещения существенным образом отражаются на развитие женской эмансипации как на Западе, так и в России. Однако Руссо, Дидро, Кант, разоблачив миф об онтологической вторичности женщины в обществе и признав за ней право на духовное и человеческое, продолжают считать женщину объектом истории. Женское предназначение видится в создании домашнего уюта и жертвенной преданности мужу и детям. В то же время идеи Руссо подготовили женщин к отстаиванию своих прав и во время французской революции женщины борются за включение в категорию «свободных» и «равных». Во Франции возникает первое идейно оформленное нонконформистское движение — феминизм.
4. В Российском Просвещении идеи эмансипации и самосознания женщин становятся существенной гранью социально-культурного развития. Благодаря нонконформистским идеям царевны Софии, Симеона Полоцкого, Новикова, Екатерины Великой, Екатерины Дашковой, под категорией «женственность» выявляется не природно-онтологический, а социо-культурный конструкт. В XVIII в. сложилась концепция, что женщина является наиболее адекватным выразителем истории. Женщина начинает реализовывать свое личностное «я» и выполнять значимые социальные роли.
5. Решение вопроса о женском нонконформизме в русской философии началось с развития либеральных идей В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Философы признавали за женщиной право на образование и самостоятельность и рассматривали женскую эмансипацию, как возможность роста престижа ее личности, хотя в философии пола В.Г. Белинского мужчина детерминирован природой быть умным и сильным, а женщине представлена роль воодушевлять его на подвиги. Обсуждение вопросов эмансипации продолжили Писарев, Бла-госветлов, Шелгунов, которые исследовали причины нонконформизма в России. Эта же проблема освещается в теории славянофильства, в рамках которой эмансипация связывается с войной полов. Однако само проявление эмансипации считается протестом женщин в отношении патриархата. Чернышевский же, напротив, доминирование мужчины рассматривает как господство сильного над слабым и считает данный факт источником остальных форм угнетения в обществе. Русские философы, Ф.М. Достоевский и JI.H. Толстой, вслед за славянофилами склонялись к защите устоев патриархата. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов рассуждали о философии пола, создавая символ Вечной Женственности, как мировой души, Софии и Логоса. Вл. Соловьев, в отличие от толстовского нигилистического отрицания половой любви, доказывает точку зрения, что половая любовь — это высшее проявление Божественной любви на земле.
6. Идейное развитие философия пола получает в философии феминизма, согласно которой женщина перестает быть объектом «полодетерминирован-ных» исследований, а становится субъектом истории и культуры. Теоретики феминизма М.К. Цебрикова, А.Н. Шабанова, A.M. Коллонтай, О.А. Шапир, разрабатывая теорию эмансипации, конструируют новый тендер, в основе которого лежит категория женской субъективности и доказывают право женщины быть творцом истории и культуры.
7. В советском государстве, начиная с 20 - х гг. XX столетия запрещается развитие идей и само движение феминизма, а женский протест тоталитарному режиму проявляется только в конце 70-х гг. на страницах нонконформистских изданий в форме критики идеологии и политики советского режима.
8. В современной России тендерная философия и в особенности философия феминизма является проявление нонконформизма в отношении патриархата. Используя методологию философии постмодерна, в русле либерального культурного феминизма женщины - философы создают новую ментальную парадигму гуманитарного знания и конструируют новый тендер. Результатом их исследований является, во-первых, возможность написания новой истории, в которой категория женщина будет рассматриваться не как «молчащий пол», «инаковость» или символ, а категория, имеющая возможность быть и субъектом и объектом истории. Во-вторых, в результате выработки эгалитарного сознания предоставляется возможность создания новых моделей общества, в котором предполагается тендерное равенство. В-третьих, именно в философии феминизма поставлены проблемы, требующие безотлагательного обсуждения и возможного разрешения: проблемы сексизма в приватной и публичной сферах, проблема гомосексуальной любви, насилия, материнства, проституции и многие другие.
9. К основным факторам, влияющим на конструкцию тендера в российском обществе относятся: мифологическое моделирование мира; закрепление половых различий в культурных символах; концепция «инаковости» и греховности; подавление феминного в обществе путем контроля над женским телом и женской природой; идеи западноевропейских и русских мыслителей эпохи Просвещения; реформаторские начинания в России конца XVII - XVIII вв.; идейное движение феминизма; идеи русских философов XIX - XX вв.; советская идеология; конструирование новой тендерной идентичности в культуре на рубеже XX- XXI вв., ломка стереотипов.
Список научной литературыСазонова, Людмила Алексеевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Айвазова, С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия / С.Г. Айвазо-ва. М.: ЗАО «Редакционно - издат. компл. Русанова», 1998. - 408 с.
2. Арманд, И.Ф. Избирательные права женщин // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. — М.: Полит, лит-ра, 1975. С. 24 - 25.
3. Арманд, И.Ф. Условия полного освобождения работниц и крестьянок // Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М.: Полит, лит-ра, 1975. - С. 103 - 232.
4. Асов, А. Амазонки были славянками / А. Асов // Наука и религия. 1998. -№ 3. - С. 34-46.
5. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А.С. Ахиезер. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. -Т. 1.-805 с.
6. Бабишин, С.Д. Данные эпиграфики о грамотности древнерусских ремесленников / С.Д. Бабишин//Вопросы истории. 1973.-№4.-С. 25 -30.
7. Бакунин, М.А. Анархия и Порядок: Сочинения / М.А. Бакунин. — М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. 704 с.
8. Белинский, В.Г. Стихотворения графини Е. Ростопчиной // Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13т./ В.Г. Белинский М.: Изд-во Академии наук, 1953.-Т. 5. — С. 456-461.
9. Белинский, В.Г. Жертва. Литературный эскиз. Соч. Г-жи Монборн // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13т./ В.Г. Белинский. М.: Изд-во Академии наук, 1953.-Т. 1 - С. 221 -228.
10. Белинский, В.Г. Сочинения Зенаиды Р-вой // Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13 т. / В.Г. Белинский. М.: Изд-во Академии наук, 1955. — Т. VII. — С. 648-678.
11. Белинский, В.Г. Собр. соч. в 4-х т. / В.Г. Белинский. М.: Советская Россия, 1986.-Т. 1.-365 с.
12. Бердяев, Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. — № 2 - С. 31 - 142.
13. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-383 с.
14. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. Харьков: Фолио; М.: ООО «Изд-во ACT», 2000. - 400 с.
15. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. Харьков: «Фолио»; М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 688 с.
16. Бердяев, Н.А. Судьба России. Самопознание // Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. Ростов Н/Д: Феникс, 1997. - 541 с.
17. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.
18. Благосветлов, Г.Е. Сочинения / Г.Е. Благосветлов. СПб., 1882. - 600 с.
19. Богданов, А.П. В тени Великого Петра. (Россия. Исторические расследования) / А.П. Богданов. — М.: Армада, 1998. 330 с.
20. Богданов, А.П. Летописец и историк конца XVII века: Очерки исторической мысли «переходного времени» / А.П. Богданов. М.:АСТ, 1994. — 302 с.
21. Болтин, И.Н. Примечания на историю древней и нынешней России г. Леклерка / И.Н. Болтин. СПб., 1788. - Т. 1. - 673 с.
22. Брандт, Г. «Почему вы не пишете? Пишите себя!» (Феминизм и пострук-турализм о женском теле и женском письме) / Г. Брандт // Женщина. Тендер. Культура.-М.: МЦГИ, 1999.-С. 142- 150.
23. Брандт, Г. Какого пола был человек, природой которого занималась европейская философия? / Г. Брандт // Женщина и культура. 1998. - №1 — С. 2 -15.
24. Брандт, Г.А. Природа женщины / Г. Брандт. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. — 180 с.
25. Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй / А.Г. Брикнер. — М.: ACT, 2002.-847.
26. Валишевский, К. Роман одной императрицы / К. Вапишевский. — М.: ИК-ПА, 1989. 130 с.•29. Введение в тендерные исследования / Под ред. А.А. Костиковой. М.: МГУ, 2000.-222 с.
27. Введение христианства на Руси / Под ред. Н.Н. Сухова. — М.: Мысль, 1987.-302 с.
28. Вернадская, М.Н. Собрание сочинений / М.Н. Вернадская. СПб., 1862.
29. Веселовский, А.А. Любовная лирика XVIII в. К вопросу о взаимоотношениях народной и художественной лирики / А.А. Веселовский. СПб., 1909.
30. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Вла-димирский-Буданов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 639 с.
31. Воронина, О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа / О.А. Воронина // Феминизм: Восток. Запад. Россия / Под ред. М.Т. Степанянц.- М.: Наука, 1999. С. 205 - 225.
32. Воронина, О.А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / О.А. Воронина. — М.: МЦГИ,2001.-С. 95- 109.
33. Воронина, О.А. Пол, тендер как категории феминистской философии / О.А. Воронина // Философские исследования. 1995. - № 4 - С. 80 — 99.
34. Воронина, О.А. Психоаналитический и постмодернистский феминизм / О.А. Воронина // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций.- М.: МЦГИ, 2001. С. 74-95.
35. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе / О.А. Воронина // ОНС. 2000. - № 4. - С. 9 - 20.
36. Воронина, О.А. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании тендерной системы / О.А. Воронина // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ, 2001. - С. 13 - 29.
37. Воронина, О.А. Философия пола / О.А. Воронина // Философия: Учебник / Под ред. Губина. М.: Русское слово, 1998. - С. 300 - 401.
38. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 1891)-М.: Республика, 1996.-799 с.
39. Герцен, А.И. Былое и думы // Собр. соч. в 8 т. / А.И. Герцен. М.: Правда, 1975.-Т. VII-608 с.
40. Герцен, А.И. Былое и думы // Собр. соч. в 8 т. / А.И. Герцен. М.: Правда, 1975.-Т. V. — 384 с.
41. Герцен, А.И. Капризы и раздумье // Собр. соч. в 8 т. / А.И. Герцен. М.: Правда, 1975. - Т. 2. - 399 с.
42. Герцен, А.И. Собр. соч. в 30 т. / А.И. Герцен. М.: Правда, 1954-1963. — Т.7, Т.Н.
43. Герцен, А.И. Сорока-воровка // Собр. соч. в 8 т. / А.И. Герцен. М.: Правда, 1975.-Т. 1 -590 с.
44. Горьковская, З.П. Реконструкция женских социальных ролей в России второй половины XVIII начала XIX вв. (по запискам Е.Р., Дашковой) / З.П. Горьковская // Сибирь - мой край. - Новосибирск, 1999. - С. 301 - 310.
45. Громов, М.Н., Козлов, Н.С. Русская философская мысль X XVII веков / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
46. Гуннила-Фридерике, Б. Пол истории / Б. Гуннила-Фридерике // Пол. Ген-дер. Культура. М.: Изд-во Росс. Гум. Ун-та, 1998. - С. 131 - 135.
47. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.-350 с.
48. Дашкова, Е.Р. Записки княгини Е.Р. Дашковой / Е.Р. Дашкова. — М.: Правда, 1990.-363 с.
49. Державина, Е.И. Предшественник «Словаря Академии Российской 1789 — 1794» и его автор / Е.И. Державина // Е.Р. Дашкова и ее современники. М.: МГИ им Е.Р. Дашковой, 2002. - 159 с.
50. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. — СПб.: Акад. Проект, 2000.-428 с.
51. Домострой // Библиотека литературы Древней Руси. XVI в. / Под. общ. ред. Д.С. Лихачева. СПб: Наука, 2000. - Т. 10. - С. 116-215.
52. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. / Ф.М. Достоевский. Л.: Наука, 1984.-Т. 27.-462 с.
53. Женщины русской революции / Сост. Л. Стишова. М.: Политиздат, 1982.-254 с.
54. Жеребкина, И. М. Фуко Политические технологии тела. История женского как история сексуальности / И. Жеребкина // Преображение. — 1996. —№ 4. — С. 20-28.
55. Жеребкина, И. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России / И. Жеребкина. СПб.: Алетейя, 2001. - 336 с.
56. Жидкова, Е. «Свою личную драму она обобщила и выступила на защиту женщины вообще» / Е. Жидкова // Преображение. 1997. -№.5. - С. 88 - 95.
57. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях / И.Е. Забелин. Новосибирск: «Наука», 1992. — 240 с.
58. Забелин, И.Е. Женщина по понятиям старинных книжников / И.Е. Забелин // Опыт изучения русских древностей и истории. М., 1872. — 213 с.
59. Забелин, И.Е. Русский народ / И.Е. Забелин. М.: Автор, 1992. — 607 с.
60. Записки и воспоминания русских женщин XVIII первой половины XIX веков / Сост. Моисеева Г.Н. - М.: Современник, 1990. - 539 с.
61. Здравомыслова, Е.А. Темкина, А.А. Феминистская эпистемологическая критика: кризис социального знания и поиски выхода / Е.А. Здравомыслова, Е.А. Темкина // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. - С. 83 - 97.
62. Изборник. Сб. произведений лит. Древней Руси / Сост. J1.A. Дмитриев. — М.: Худож. лит., 1969. 799 с.
63. Иконников, B.C. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее / B.C. Иконников. — Киев, 1874.
64. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. СПб.: Наука, 1999.
65. Карамзин, Н.М. История государства Российского. Кн. I. / Н.М. Карамзин. М.: Эксмо, 2002. - 220 с.
66. Карамзин, Н.М. Марфа-посадница, или покорение Новгорода / Н.М. Карамзин // Бедная Лиза. Повести. — М. Л.: Сов. Россия, 1976. - С. 28 - 43.
67. Киево-Печерский патерик // Памятники литературы Древней Руси. XII век. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Худож. лит., 1980. - С. 413 - 627.
68. Кирилина, А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики /
69. A.В. Кирилина // Теория и методология тендерных исследований. — М.: МЦГИ МВШСЭН - МФ, 2001. - С. 366 - 382.
70. Кирилл Туровский. Слово о расслабленном // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. / Сост. А.Г. Кузьмин. М.: Молодая гвардия, 1990. - С 200 - 215.
71. Кпименкова, Т.А. Тендер и культура / Т.А. Клименкова // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М.: Наука, 1992. - 87 с.
72. Клименкова, Т.А. От феномена к культуре / Т.А. Клименкова. М.: Наука, 1991.-87 с.
73. Клименкова, Т.А. Феминизм как культурная позиция / Т.А. Клименкова // Преображение. 1993.-№ 1.-С. 30-37.
74. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах /
75. B.О. Ключевский. М.: Мысль, 1993.
76. Коллонтай, А. Новая мораль и рабочий класс / А. Коллонтай. М., 1919. — 79 с.
77. Коллонтай, А. Освободите крылатого Эроса / А. Коллонтай // Молодая Гвардия. 1923. -№ 103.-С. 111 - 124.
78. Коллонтай, А. Семья и коммунистическое государство / А. Коллонтай. — М.-Пг., 1918.- 123 с.
79. Коллонтай, A.M. «Революция великая мятежница.». Избранные письма, 1901-1952/A.M. Коллонтай. - М.: «Советская Россия». 1989.-607 с.
80. Коллонтай, A.M. Из моей жизни и работы / A.M. Коллонтай. — М., 1974. — 371 с.
81. Коллонтай, A.M. Избранные статьи и речи / A.M. Коллонтай М.: Изд-во полит, лит., 1972.-430 с. v
82. Кон, И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон М.: ООО «Изд-во «Олимп»: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 574 с.
83. Костикова, А.А. Тендерные измерения новейшей философии языка и их значение для современной культуры / А.А. Костикова // Введение в тендерные исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 184 - 201.
84. Костикова, А.А. Постструктуралистская феминистская критика культуры / А.А. Костикова // Введение в тендерные исследования. М.: МГУ, 2000. — С. 185- 190.
85. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений / В.П. Кохановский. Ростов Н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.
86. Курбский Андрей. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI в. — М.: Худож. Лит., 1986. — С. 218-400.
87. Ленин, В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике / В.И. Ленин // Нравственный идеал коммунистов. М.: Полит, лит-ра. 1987. - С. 130- 145.
88. Либоракина, М. Независимая женская пресса / М. Либоракина // Женщина и культура. 1997. - № 9. - С. 73 - 79.
89. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России. Т. 1. (1086-1796) / Е. Лихачева. СПб., 1890. - 317 с.
90. Лихачева, Е. Материалы для истории женского образования в России 1086-1856./Е. Лихачева. СПб., 1899.-263 с.
91. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.в.) - СПб.: «Искусство СПБ», 1994. - 398 с.
92. Малаховская, А.Н. Женщина как объект и субъект в искусстве (из выступления на Московской феминистской конференции) / А.Н. Малаховская // Преображение. 1994. - № 2. - С. 19 - 21.
93. Митчелл, Дж. Женская сексуальность. Введение / Д. Митчелл // Тендерные исследования / Под ред. С. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ. - СПб.: изд. «Алетейя», 1998 - Ч. I. - С. 67 - 100.
94. Митчелл, Дж. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudiene / Д. Митчелл // Введение в тендерные исследования. Харьков: ХЦГИ. — СПб.: изд. «Алетейя», 2001. - Ч. II. - С. 534 - 561.
95. Михневич, Вл. Русская женщина XVIII столетия. Киев Харьков 1895 г. Репринтное издание / Вл. Михневич. — М.: «Панорама», 1990. - 402 с.
96. Муравьев, В.Б. В царстве муз: Московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824-1829 гг. / В.Б. Муравьев М.: Моск. Рабочий, 1987. - 574 с.
97. Муравьев, Н.М. Проект Конституции / Н.М. Муравьев // Избранные социально политические и философские произведения декабристов. — М.: Изд-во полит, лит., 1951.-Т. 1.-С. 250-310.
98. Немирович-Данченко, В.И. Русские женщины / В.И. Немирович-Данченко // Швейгер А.Ф.-Лерхенфельд. Женщина. М.: Кураре. Н, 1998. — С. 643-688.
99. Никифор митрополит Киевский. Послание к князю Владимиру // Злато-струй: Древняя Русь X—XIII в.в. М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 160 - 172.
100. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. М.: Политиздат, 1988.-488 с.
101. Огарков, В.К. Е.Р. Дашкова: ее жизнь и общественная деятельность / В.К. Огарков.-М., 1893.- 168 с.
102. Олесин, М. Первая в мире. Биографический очерк об A.M. Коллонтай / М. Олесин. М., Полит, лит., 1990. — 383 с.
103. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. — 592 с.
104. Осипович, Т. Новая женщина в беллетристике Александры Коллонтай / Т. Осипович // Преображение. 1994. - № 2. - С. 66 - 72.
105. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. — М.: Худож. лит., 1985.-625 с.
106. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России. Историко- педагогические очерки / Ф.Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. - 216 с.
107. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1993. — 429 с.
108. Повесть временных лет. М.: АН СССР, 1950. - 405 с.
109. Повесть о Тимофее Владимирском // Русская бытовая повесть. — М.: Советская Россия, 1987. С. 76 - 82.
110. Повесть об Акире Премудром // Памятники литературы Древней Руси. XII век / Под ред. Д.С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1980. - С. 247 -281.
111. Поликарпов, B.C. История нравов России. Восток или Запад?: От Алексея Тишайшего до Николая Второго / B.C. Поликарпов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.-575 с.
112. Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. — Т. 21. — 350 с.
113. Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л. Пушкарева. М.: Мысль, 1989.-286 с.
114. Пушкарева, H.JI. Какими были древнерусские женщины? / H.JI. Пушкаре-ва//Наука и жизнь. 1991.-№ 8.-С. 14-21.
115. Пушкарева, H.J1. Русская женщина в семье и обществе X — XX вв.: этапы истории / H.JI. Пушкарева // Этнографическое обозрение. 1994. - № 5. - С. 3 — 15.
116. Пушкарева, H.JI. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.) / H.JI. Пушкарева. М., «Ладомир», 1997. - 381 с.
117. Розенхольм, А. Пишу себя: Творчество и женщина — автор / А. Розен-хольм // Современная философия. 1995. — № 1. - С. 23 - 27.
118. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки княгини Е.Р. Дашковой. Репринт, изд. — М.: «Наука», 1990.-224 с.
119. Рубин, Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола / Г. Рубин // Антология тендерной теории. — Минск: «Пропилеи», 2000. С. 99 — 114.
120. Руссо, Ж.Ж. Трактаты /Ж.Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. - 703 с.
121. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.Ж. Руссо // Руссо Ж.-Ж. Соч. в 3 т. -М.: Худож. лит., 1961.-Т. 1.-С. 545-712.
122. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. — М.: Наука. 1994.-606 с.
123. Рябова Т., Рябов О. Женщина и трансгрессия в средневековой культурной традиции // Женщина и культура. М.: ИЦНЖФ, 1998. - С. 15-21.
124. Скотт, Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа / Дж. Скотт // Введение в тендерные исследования Харьков: ХЦГИ. — СПб, изд. «Алетейя», 2001. -Ч. II. -С. 405-437.
125. Слово о злых женах // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: «Наука», 1999.-Т. 7-С. 485-487.
126. Соловьев, B.C. Смысл любви / B.C. Соловьев // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1990. Т. 2. - С. 493 - 548.
127. Соловьев, B.C. Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль. - Т. 2. - С. 582 - 626.
128. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев — М.: Голос, Колокол-Пресс, 1997. Т. 14. - 746 с.
129. Сочинения преподобного Максима Грека в 3 ч. Тип. Троице - Сергиевой Лавры, 1910.-374 с.
130. Спендер, Д. Мужчина создал язык / Д. Спендер // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. Жеребкина С. Харьков: ХЦГИ; СПб:• изд «Алетейя», 2001. Ч. II. - С. 775 - 784.
131. Стасов, В.В. Надежда Васильевна Стасова. Воспоминания и очерки /В.В. Стасов. СПб., 1899.
132. Строганова, Е.Н. Из истории женского движения 1870 1880х годов (Е.П. Свешникова) / Е.Н. Строганова // Женщины. История. Общество. - Тверь: Кн. изд., 1999.-С. 96- 107.
133. Темкина, А.А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория / А.А. Темкина // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. — С. 46-65.
134. Теория и история феминизма: курс лекций / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, СПб.: «Алетейя», 2001. 4.1 - 236 с.
135. Тереза де Лауретис. В зазеркалье: женщина, кино и язык / Тереза де Лау-ретис // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. Харьков: ХЦГИ; СПб: изд «Алетейя», 2001. - С. 738 - 774.
136. Тишкин, Г.А. Женский вопрос в России 50 60 годы XIX в. / Г.А. Тиш-кин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 23 8 с.
137. Толстой, Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. -М.: Сов. Россия, 1982. -368 с.
138. Толстой, Л.Н. Собр. соч. в 12 т. / Л.Н. Толстой. М.: Правда, 1987. - Т. 11.-574 с.
139. Толстой, Л.Н. Дневники 1895 1910 гг. //Л.Н. Толстой Собр. соч. в 20 т. / Л.Н. Толстой. - М.: Худож. лит., 1965. - Т. 20. - С. 91 - 108.
140. Толстой, JI.H. Письмо Н.Н. Страхову // JI.H. Толстой. Собр. соч. в 20 т. Письма 1845 1886 гг. / JI.H. Толстой. - М.: Худож. лит., 1965. - Т. 17. - С. 335-338.
141. Федоров, Н.Ф. Собр. соч. в 4 т. / Н.Ф. Федоров. М.: Прогресс, 1995. -Т. 1. — 517 с.
142. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ / 3. Фрейд. — Тверь: Эксмо-Пресс, 2001.-528 с.
143. Фрейд, 3. Тотем и Табу / 3. Фрейд. Минск: «Попурри», 1999. - 492 с.
144. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм // Психоанализ и культура. — М.: Юрист, 1995. С. 276 - 596.
145. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
146. Хвостов, В.М. Женщина и человеческое достоинство / В.М. Хвостов // Женщина в Российском обществе. Иваново: ИГУ, 2000. - С. 59 - 67.
147. Хомяков, А.С. О старом и новом: статьи и очерки / А.С. Хомяков. М.: Современник, 1988.-462 с.
148. Хорни, К. Психология женщины / К. Хорни // Психоанализ и культура. — М.: «Юрист», 1995. С. 193 - 272.
149. Цебрикова, М.К. Письмо к Александру III. / М.К. Цебрикова. СПб., 1906.-23 с.
150. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. в 15т./ Н.Г. Чернышевский. — М.: Правда, 1939.-Т.1.-503 с.
151. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. в 15т./ Н.Г. Чернышевский. М.: Правда, 1950.-Т. 15.-450 с.
152. Чернышевский, Н.Г. Что делать? / Н.Г. Чернышевский. М.: Олимп, 1997.-704 с.
153. Чухим, Н.А. Присутствие в истории: опыт методологического анализа / Н.А. Чухим // Женщины в истории. Возможность быть увиденными. — Минск: БГПУ, 2001.-С. 157- 160.
154. Шабанова, А.Н. Женские врачебные курсы // А.Н. Шабанова. Вестник Европы. - 1886. - № 1. - С. 34 - 78.
155. Шабанова, А.Н. Очерк женского движения в России / А.Н. Шабанова. — СПб., 1912.-156 с.
156. Шаберт, И. Тендер как категория новой истории литературы / И. Шаберт // Пол, тендер, культура. М.: Изд. Рос. гос. туман, ун-та., 1999. - С. 109 — 131.
157. Шайхмайкин, A.M. Проблема лингвистического статуса категории рода / A.M. Шайхмайкин // Актуальные проблемы современной русистики. Диахрония и синхрония. М.: МГУ, 1996. - С. 226 - 273.
158. Шапир, О.А. Вопреки обычаю // Преображение. 1997. - № 5. — С. 97 — 105.
159. Шашков, С.С. Очерк истории русской женщины / С.С. Шашков. — СПб., 1872.-256 с.
160. Шелгунов, Н.В. Избр. педагогич. соч. / Н.В. Шелгунов. М.: Академия наук РСФСР, 1954. - 403 с.
161. Шпренгер, Я., Инсисторис Г. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г Инсисторис. -М.: «Амфора», 2001.-525 с.
162. Шутова, О.М. Устная и тендерная истории в свете антропологизации историографии / О.М. Шутова // Женщины в истории. Возможность быть увиденным. Минск: БГПУ, 2001. - С. 60 - 62.
163. Щербатов, М.М. О повреждении нравов в России / М.М. Щербатов. -СПб., 1906.- 126 с.
164. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. — М.: Гос. изд. полит, лит., 1961. Т. 21. - 745 с.
165. Эрих-Эсэфели, В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.Ж. Руссо Софи / В. Эрих-Эсэфели // Пол. Тендер. Культура. М.: Изд-во Росс. Гум. Ун-та, 1998. - С. 55 - 109.
166. Юкина, И. Забытая феминистка Ольга Шапир / И. Юкина // Женщина и культура. Вестник. М.: ИЦНЖФ, 1997. - С. 21 - 40 .
167. Britton, J. Language and Learning / J. Britton. London: Pengvin Books, 1975.- 123 p.
168. Mendel, G. On est tonjours l'entant de son siecle le XX siecle: Un segard psy-chopolitidue / G. Mendel. P., 1986. - 118 p.
169. Merilyn, F. To See and Be Seen: the Political of Reality / F. Merilyn. // Women, Knowledge, and Reality: Exploration in Feminist Philosophy. — Boston: Unwin Hyman, 1989. P. 52 - 64.
170. O'Brien, M. The Politics of Reproduction / M. O'Brien. London: Routledge and Kegan Paul, 1981. - 240 p.
171. Okin, S. Women in Western Political Thought // S. Okin, S. Moller. Princeton, N.Y.: Princeton University Press, 1979. - 424 p.