автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философско-мистическое учение Ака Наджафи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-мистическое учение Ака Наджафи"
На правах рукописи
МУСАЛЬРЕЗА АМИНЕЗАРЕИНИ МУХАММАД ХУСЕЙН
ФИЛОСОФСКО-МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АКА НАДЖАФИ
Специальность: 09.00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
□□34 <
Душанбе-2009
003477326
Работа выполнена в Отделе истории философии Института философии им. академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан
Научные руководители: доктор философских наук, член -корреспондент АН РТ, профессор Мухаммадходжаев Ахмадджон;
доктор философских наук Шамолов Абдулвохид Абдуллоевич.
Официальные оппоненты: доктор философских наук
Зиёев Хуршедцжон Махшулович;
кандидат философских наук Одинаев Якуб Курбанович.
Ведущая организация: Таджикский технический университет им.академика М.С.Асими, кафедра, общественных наук.
О ез
Защита состоится
«ЗА » ('1Л 2009 г. в /.?
['Диссертационного Ьовета Д 047.005.01 по
часов на заседании Диссертационного совета Д 047.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Институте философии им. А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025, г.Душанбе, пр. Рудаки, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, пр. Рудаки, 33).
Автореферат разослан 2009г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор философских наук / Садыкова Н.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человечества многие народы и нации оказались на грани угрожающей бездуховности, в первую очередь обусловленной экспансией чуждых им культур, порой агрессивных, толкающих мировое сообщество к формированию однополярного мира. Этот процесс как никогда актуализирует задачу целенаправленного изучения духовного наследия прошлого, того духовного опыта, использование которого во многом способно изменить сложившуюся ситуацию.
Сегодня большинство наук ориентировано на исключительно материальное начало и совершенно игнорирует духовные аспекты развития общества вообще и человека в частности, и в итоге наука, главная задача которой заключается в познании истины, все более и более удаляется от такого познания, что порождает новые проблемы в развитии цивилизации как таковой.
Все вышесказанное настоятельно требует от нас обратиться к истокам философии духа, к истории религиозных, мистических и метафизических учений, многие из которых пополнили сокровищницу культурных ценностей человечества. Обращение к истории духовной, интеллектуальной жизни иранского народа конца XIX - первой половины XX вв, к его богатому наследию также может помочь приобщить современного человека к познанию основ духовности. Однако история философии этого периода во многих ее аспектах еще не исследована и, следовательно, не систематизирована, но даже если такие исследования и имеются, то они зачастую фрагментарны и не могут претендовать на исчерпывающую оценку данного наследия.
История Ирана XIX в. - первой половины XX в. Характеризуются весьма важными, политическими, социальными, национально-освободительными событиями, которые, конечно, влияли на мировоззрение людей. Но для науки значима не только эта сторона вопроса. Большое значение здесь имеет и другой его аспект, а именно, что нового внесли мыслители XX в. В разработку идей, заложенных еще Зороастром, Платоном, Аристотелем, неоплатониками, заповедей, проповеданных Иисусом и Мухаммедом. Без преувеличения можно сказать, что решение некоторых проблем из этого ряда мы можем обнаружить в философской и мистической мысли Ирана XX в.
К числу философов, мистиков и теологов этого периода относится Сейид Мухаммад Хасан, более известный под именем Ака Наджафи Кучани, богатое философское и духовное наследие которого, к сожалению, до сих пор остаётся малоизвестным и малоизу-
ченным. В связи с этим попытка проанализировать творчество Ака Наджафи с позиции современной историко-философской науки представляется весьма своевременной и актуальной.
Степень разработанности темы. Философское наследие Ака Наджафи в современном Иране считается выдающимся вкладом в духовную культуру XX в. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране издаются многие труды мыслителя, которые весьма востребованы не только в научных кругах, но и в иранском обществе в целом. Особо следует отметить такие его трактаты, как «Путешествие по Востоку», «Путешествие по Западу, или судьба душ после смерти», «Страница из современной истории Ирана. Жизнеописание мыслителя Ахунда Хорасана» и др.
Интерес к творческому наследию Ака Наджафи в Иране проявился ещё при его жизни, однако весьма ценным в плане изучения его творчества является сборник «Алхимия тела и души»1, вышедший в 2005 г. и содержащий более 30 научных докладов, посвященных этому мыслителю. ВопрЪсам социально-политического положения Ирана в XX столетии и творчеству Ака Наджафи посвящен также статья Мухаммада Риза Хакими «Может ли спящего спящш разбудить?»2, в которой приводятся ценные сведения о жизненном пути и творчестве Ака Наджафи.
Вопросам судебной власти в Иране с сопоставительным анализом пятого раздела трактата Ака Наджафи «Об основании оправдания» посвящена статья Сайда Хусейна Алави «Судебная власть и условия деятельности судебной власти в исламе» . Вали Малакути своей публикации «Комментарий к книге «Об основании оправдания4» дает анализ основных правовых идей мыслителя.
Доктор Дауд Меъмури в статье «Место и роль Корана и хадис в мировоззрении Ака Наджафи»5 отмечает, что мыслитель при раз работке некоторых проблем своей доктрины, особенно при обосновании фундаментальных принципов бытия, исходил из учения Корана и сунны.
Проблемам методологии изучения трактатов Ака Наджафи пс священа работа Рамазана Али «Методы изучения трудов Ака На/
1 Алхимия тела и л^ши / Под общей редакцией Рамазана Али, - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.
" Хакими Мухаммед Риза. Может ли спящего спящий разбудить. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 147-156.
3 Алави Сайд Хусейн. Судебная власть и условия деятельности судебной власти в исламе II Алхимия тела и души. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 79-87,
* Малакути Вали. Комментарий к книге «Об основании оправдания» Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384-С. 157-166.
5 Меъмори Дауд Место и роль Корана и хдциса в мировоззрении Ака Наджафи'/ Алхимия тела и души. - С. . 182-183.
жафи»1, где основные труды мыслителя классифицирется по объему и методу исследования: а) путевые записки; б) комментарии; в) труды по теологии; г) трактаты по юрисприденции и т.д.
Следует также сказать о работе Али Шокири «Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи»2. В этой статье сделана попытка проблемного анализа правовых воззрений Ака Наджафи. В свою очередь, Хасан Коргар Кулухи при анализе проблем пожертвования и завещания как богоугодного дела, в статье «Безопасность и свержение имущества в «ва-куфных» документах Кучани»3 главное внимание уделяет выяснению места и роли шариата в вопросах пожертвования, решаемых Ака Наджафи.
Немаловажной заслугой иранских исследователей является также изданный ими сборник статей, посвященных чествованию Ака Наджафи в Кучане. В этом сборнике биографии, жизненному пути и творчеству мыслителя посвящены исследования Хусайна Мусаррата «Ака Наджафи Кучани» и Махди Икбала «Нравственная добродетельность Ака Наджафи».
Махмуд Фазил Язди в статье «Комментарии к трактату «Тафа-хийа» (роман), принадлежащей Аристотелю даёт анализ некоторых философских проблем, имеющих место в творчестве мыслителя.
Отношение Ака Наджафи к религиозным наукам, к столпам ислама, а также пропаганда исламской формы идентичности нашли свое отражение в статье Мухаммада Махди Рукни «Процесс обучения религии и пропаганды ислама в Коране».
Что касается исследований Хусейна Размджу «Комментарий трактата «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммада Джобони «Несколько слов по поводу книги «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Тимура Гуляма «Анализ структуры сказания в «Путешествии по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммада Таки Рахмани «Другое путешествие», то эти учение проанализировали события, которые происходили во время различных путешествий Ака Наджафи.
Особый интерес представляют статьи Батура Фахрулислама «Комментарий к молитве «Сабах» (Утро), Аббоса Али Султани «Комментарий трактата «Обстоятельства ислама в знамении Всеве-
1 Али Рамазан. Методы изучения трудов Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.
2 Шокири Али. Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи» // Алхимия тела и души - С. 243-249
3 Кулухи Хасан Коргар. Безопасность и свержение имущества в «вакуфных» документах Кучана // Там же С. 337-343.
дущего Бога», Зухры Гувохи «Комментарий книги «Об обосновании оправдания» и др., в которых дается анализ этико-правовых и мистических воззрений мыслителя. Авторы, в основном опираясь на вышеуказанные работы Ака Наджафи, вполне оправдано утверждают, что полемика мыслителя с Охундом Мухаммадом Каземом Хо-расани носит теолого-правовой характер.
Следует также отметить работы Абдул Карима Абдуллаха Над-жада «Требование и воля с позиции Хумайни», Хусайна Бахрвона «Душа и ее место в воззрениях Ака Наджафи», Гуляма Али Якуби «Научные взгляды Ака Наджафи» и Али Хайдари «Взгляд на метод анализа Ака Наджафи» и др., в которых авторы глубоко и беспристрастно анализируют проблемы онтологии, гносеологии, психологии и других аспектов знания в творчестве мыслителя.
При всей значимости исследований, посвященных учениям Ака Наджафи, изучение наследия мыслителя, констатирует автор, нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его мировоззрения, а также содержание его трудов и поныне остаются малоисследованными. Анализ некоторых вопросов философского учения Ака Наджафи, содержащийся в вышеуказанных статьях более объемных работах, не раскрывает целостности и последовательности развития идей мыслителя.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ мистико - философских воззрений Ака Наджафи на основе еще не изученных до сегодняшнего дня некоторых его трудов, представляющих большой интерес для философской науки.
Согласно этой цели, автором ставятся и решаются следующие задачи:
- проанализировать социокультурные особенности эпохи мыслителя;
- дать наиболее полную характеристику его философско - метафизических трактатов;
- раскрыть сущность идей Ака Наджафи о духовной природе человека;
- выявить и обосновать сущность этических воззрений мыслителя; -раскрыть глубокое смысловое содержание философско - мистических идей мыслителя;
- оценить мировоззренческие аспекты творчества Наджафи на основе эволюции его взглядов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в историко - философской литературе впервые:
- проводится анализ связи творчества мыслителя с социально-политической обстановкой и духовно - культурной жизнью его эпохи;
- прослеживаются идейные истоки формирования философско-мистических воззрений мыслителя, устанавливается, что его фило-софско - мистические идей покоятся на теологии и религиозно - философских учениях суфизма;
- в системной форме реконструируется целостная философско-мистическая концепция Ака Наджафи, в связи с чем доказывается, что его философско-мистическая концепция основано на анализе проблем бытия, познания, самопознания и самосовершенствования человека;
- раскрывается философско-мистическое и теологическое понимание мыслителем восприятия бытия;
- выявляются особенности теории познания Ака Наджафи сквозь призму идей религиозно -мистического характера;
- освещается философско-мистический аспект проблемы самопознания человека в учении Ака Наджафи;
- исследуются проблемы этики в философско-мистической доктрине Ака Наджафи;
- доказывается, что мыслителю удалось выдвинуть философско-теологическую мысль на арену политических перипетий своего времени;
- оценивается значимость вклада Ака Наджафи в развитие идей толерантности мировоззрений: религиозного и философско-мистического.
Основные положения диссертации, выносимые на зашиту:
1. Жизнь и духовная деятельность Сайда Мухаммада Хасана, более известного под именем Ака Наджафи Кучани, исторически совпали с последней четвертью XIX в. В этот период Иран находился в полуколониальной зависимости английского и русского империализма.
2. Октябрьская революция в России сильно повлияла на общественно-политическую ситуацию в Иране, и в определённой мере это влияние было весьма благоприятным.
3. В религиозно-мистическом восприятии действительности Ака Наджафи исходит из реально существующих миров. Согласно мыслителю, есть мир творца, куда нет доступа никому, и это первая ступень мироздания. Называя мир разума второй ступенью мироздания, Ака Наджафи считает, что телесные атрибуты здесь отсутствуют и в тоже время все отражаются во всем. Третьей ступенью мироздания является царство небесное. По мнению Ака Наджафи, царство не-
бесное разделяется на высшей и низший, правый и левый уровни. Здесь, считает он, обитают все разумные существа, силы добра и зла. За этими мирами в иерархии мироздания следует мир абсолютной натуры и абсолютной телесности. Иерархию мироздания замыкает активной хаос или первоматерия, основа всего телесного мира. Такова модель объективной действительности в восприятии Наджафи.
4. В вопросах познания Наджафи следует философии объективного идеализма Платона. Исходя из положений гносеологии Платона, в проявлениях мира Наджафи усматривает лишь «виды», которые так же не «становятся» реальными, как их идеи или образы.
5. Решая вопрос соотношения Бога и человека, Наджафи считает человека воплощением всех самооценочных имен Творца. Отсюда, человек имеет более высокий статус, чем ангелы. Нравственные нормы у Наджафи связаны с нормами самооценки и самосознания человека. Важнейшим моментом самосознания является постижение сущности потусторонного мира.
6. Нравственные идеи Наджафи наиболее четко изложены при анализе им различных теорий о природе морали. В основу моральных ценностей сентименталистическая теория ставит чувство, т.е. нравственность служит удовлетворению потребностей человеческого общества.
Методологической основой диссертационной работы послужили принципы структурно - типологического и логического анализа в освещении историко - философских проблем.
Источники исследования. Главным источником исследования явились сочинения самого Ака Наджафи, которые были доступны автору и в рукописном варианте и уже опубликованные. Но так как диапазон тематики в трудах Ака Наджафи достаточно широк, то при их исследовании били использованы также труды отечественных и зарубежных учёных в области философской, теологической, мистической и этической мысли.
Теоретическая и практическая ценность диссертации состоит в том, что она дает целостную картину становления философ-ско - мистических воззрений не только самого Наджафи, но и его предшественников и современников. В связи сэтим она может служить источником для дальнейшего исследования творчества мыслителей XX столетия. Материалы диссертационной работы также могут быть использованы при чтении курса истории философии народов Ближнего и Среднего Востока.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях, посвященных жизни и творчеству Ака Наджафи в Кучане (29.03.1380 г.х.) и в Мешхеде (01.04.1380 г.х.), в лекциях для студентов Открытого исламского университета Ирана (г. Мешхед). Работа был а обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии им. А. М. Богоутдинова АН РТ и рекомендована к защите.
Объем и структура диссертации. Согласно характеру поставленных целей и задач, а также логике исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Основное содержание работы
Во введении обосновываются выбор и значимость темы, ее актуальность, определяются степень изученности проблемы, научная новизна и практическая значимость исследования, обосновываются цель и задачи, теоретические и методологические основы диссертации. Первая глава диссертации - «Социально - политическая и духовно - культурная обстановка в Хорасане периода жизни и деятельности Ака Наджафи» - состоит из трех параграфов. В первом параграфе - «Социально-политическая обстановка времени Ака Наджафи» - рассматриваются события и явления, имевшие место в Хорасане и, конечно, повлиявшие на развитие мировоззренческих взглядов Сейида Мохаммада Хасана Наджафи Кучани. Естественно, все эты события прослеживаются в русле общеиранской общественной жизни.
Начальный этап жизни Сейида Мохаммада совпал с последней четвертью XIX в. К этому времени Иран фактически находился в полуколониальной зависимости от английского и русского империализма.
Политический строй Ирана на стыке двух веков представлял собой феодальную монархию во главе с шахом, считавшимся единодержавным правителем страны. Тем не менее в стране имели место и прогрессивные умонастроения. При этом идея революционного переустройства социальной и политической жизни страны в Иране оказалась укоренена гораздо глубже, чем представлялось силам реакции. В результате революционного движения развернувшегося в Иране вначале пал Тегеран а затем и Тебриз.
Дальнейшие события показали, что выступления демократических сил в Тегеране, Тебризе и некоторых других районах Ирана были не локальными и не случайными а имели вполне революционный характер. Вмешательство империалистических сил не могло спасти реакционный режим Мохаммадали - шаха.
В октябре 1911 г. английские войска высадились на юге Ирана. Север же страны оккупировали войска России. В итоге демократическое движение на севере и юге Ирана было подавлено, и первый этап конституционной, антифеодальной, антиимпериалистической буржуазной революции Ирана (1905-1911) был, по сути, драматическим. Совместными усилиями внутренней и внешней реакции демократические выступления удалось усмирить.
На империалистическую оккупацию страны иранский народ ответил массовыми выступлениями. Почти вся страна была охвачена партизанским движением. Наиболее мощное сопротивление оккупантам было оказано на севере Ирана, в лесистом Гиляне.
Следует признать, что Октябрьская революция в России, в определенной степени, благоприятно повлияла на социально - политическую обстановку в Иране.
Положение в России и затем в Иране после октябрьских событий 1917г. кардинально противоречило концепции английского империализма. В Иране англичане, поддерживаемые феодальной верхушкой и белогвардейскими русскими отрядами, разгромили местные общественные и политические организации. В обмен на признание англичанами власти Кучек-хана последний прекратил с ними военные действия и пропустил английские войска во главе с генералом Денстервиллем в Баку.
К этому времени в Иране усилилось антиимпериалистическое движение, чему способствовало поражение империалистической интервенции в Закавказье. 7 апреля 1920 г. в Тебризе началось восстание местных демократов, которое возглавлял шейх Мохаммад Хия-бани.1 Восстание, поддержанное населением, завершилось созданием в июне 1920 г. национального правительства Азербайджана.
Восстание демократов в Азербайджане имело важное значение для дальнейшего подъема национально - освободительного движения в Иране. Вскоре в Урмии, Хое, Ардебиле, Мараге, Салмале, Зенджанеасть также перешла к демократам.
Мощное национально - освободительное движение Ирана начала 20-х годов реализовалось в восстании гилянцев.
1 Озари Али. Циёми Шайх Мухдммади Хиёбонй дар Табрез. 1329 (на персидском языке).
10
Успехи национально - освободительных сил на севере Ирана, антиимпериалистических движений в Афганистане и Турции оказали сильное влияние на подъем освободительной борьбы в Тегеране, и 27 октября 1920 г. иранское правительство ушло в отставку.
26 февраля 1921 г. подписан советско-иранский договор, по которому Советская Россия отказывалась от всех договоров и соглашений царского правительства с Ираном, в том числе от режима капитуляции и прав экстерриториальности. Договор, независимо от идеологических и политических расчетов российской стороны, давал Ирану существенные шансы в его стремлении к независимости.
Брожения в стране, военная реформа, которую по договору (1919 г. и 1921 г.) проводили английские военные специалисты, усиливали позиции Реза - хана. До конца 1923 г. В Иране несколько раз сменялось правительство, но при этом во всех правительствах Реза - хан неизменно сохранял портфель военного министра. В усилившейся борьбе за власть различных политических сил, в конце концов победу одержал этот настойчивый военный и политик. В октябре 1923 г. шах был вынужден назначить Реза - хана премьер-министром. 31 октября 1925 г. Меджлис (Совет) принял решение о низложении династии Каджаров и передачи временного правления страной Реза - хану. 12 декабря того же года Учредительное собрание провозгласило его наследственным шахом Ирана.
В 20-е годы Реза-шах вел выгодную для Ирана политику нормализации взаимоотношений с СССР. 1 октября 1927 г. был подписан советско-иранский договор о гарантиях и нейтралитете.
С упрочением своей личной власти Реза-шах начал вести деспотическую внутреннюю политику, подавляя малейшие оппозиционные проявления, инакомыслие. Всяческие волнения, восстания крестьян, военных, племен различного масштаба, которые еще происходили в начале 30-х годов, Реза-шах решительно и беспощадно подавлял.
Во внешней политике Реза-шаха уже в 30-е годы начала прослеживаться тенденция сближения Ирана с фашистской Германией. В то время он стал сторонником англо-американской стратегической политики давления на СССР.
Второй параграф первой главы- <Духовная и культурная жизнь эпохи Ака Наджафи» - посвящен краткому освещения общего состояния духовной обстановки Ирана рассматриваемого периода.
В пробуждении Ирана огромную роль играла литература, которая в последней четверти XIX в. начала активно реагировать на все процессы, происходящие в стране. Традиции критического, сатирического взгляда на жизнь Ирана XIX в. послужили почвой для появления в начале нового XX в «Путешествий Ибрагим-бека» («Сияхат-намейе Ибрахим-бик»)
з
Зейнолабедина Маракайи, социальной поэзии Мирза Садег-хана, Ади-болмамапена Фарахани и др.
В начале века особенно популярны были в Иране проза и поэзия Алиакбара Деххода, который постепенно отошел от активной литературной деятельности, Малекушшоара Мохаммад-Таки Бахара, одного из самых крупных поэтов нового Ирана, Сайида Ашрафа Гилани, творчество которого являлется ярким примером политической и социальной сатиры, по стилю схожее с насмешливыми народными песнями, Абулька-сема Арефа Казвини с его «теснифами» (романами), поставленными на службу революции Машрутии (Конституционного движения) и др. Литературе этих лет характерно «возрождение» хорасанского стиля, сблизившем творчество с живым народным языком.
Реакция 1912-1914 гг. нанесла большой ущерб не только социально-политическим достижениям Ирана, но и его духовно-культурной жизни. Здесь особо следует отметить трехлетний запрет периодической печати, служившей и оживлению литературной жизни. За 1912-1920 гг. в литературной жизни происходит заметный регресс. В обществе и литературе рождается также идейное течение, как германофильство, настроения которого особенно четко отражал, в частности, журнал «Каве», начавший издавать в января 1916 г. На страницах этого весьма интересного издания появлялись яркие рассказы тонкого беллетриста Джемал-заде. Настроения германофильства находят свое отражение и в поэме Сейда Мохаммада Адиба Пешавери «Кейсар-наме», сочиненной в подражание «Шах-наме» Фирдавси. Но художественное творчество этого периода, за отдельными исключениями, было в основе своей подражательским.
Репрессии Реза-шаха в первую очередь обрушились на прогрессивную интеллигенцию. Так, в 1924 г. был убит известный поэт Эш-ки, в 1932 г. арестован и выслан Малекошшоара Бахар, в 1939 г. после продолжительных преследований, в тюрьме умер Фаррохи Йезди.
Среди поэтов первой четверти XX в. различной степени творческой известности достигли Адиб Нишабури, Ирадж Мирза, Мирза Хейдар-Али, Намали Яхья Доулатабади, Пуре Давуд, Лахути, Да'фар Хаменейи и др.
В третьем параграфе первой главы - «Жизнь и творчество Ака Наджафи» - излагается краткая биография Ака Наджафи и даются сведения о его творчестве.
Аятоллах Сейид Мохаммад Хасан Наджафи, известный как Ака Наджафи Кучани, родился в 1879 г. в селе Хосровийе, расположенное в 25 км юго-западнее от г. Кучана в Хорасане. Начальное образование Ака Наджафи получил в родном селе, а среднее - в Кучане.
После этого он отправился в Мешхед, где изучил законоведение, литературу и другие традиционные для Востока духовные дисциплины. После трехлетнего пребывания в Мешхеде Ака Наджафи поехал в Исфаган, где изучал философию, каллиграфию письмоводство, совершенствовал свое образование в законоведении. Здесь он провел четыре года. После это в 1900 г. он перебрался в Наджаф. Став учеником знаменитого ученого - богослова ахунда мулла Мохаммад -Казема Хорасани, он до 30-летнего возраста с помощью последнего совершенствовал свои познания в богословии и традиционных науках. В тридцать лет он завоевывает признание высшего духовенства и удостаивается высокого духовного звания моджтахеда. Свой путь познания и освоения духовных и светских наук Ака Наджафи описал в книге «Сияхате Шарк» («Путешествие по Востоку»).
Спустя 20 лет, в 1920 г. Ака Наджафи оставляет Наджаф и возвращается в Иран, по настоянию почитателей и земляков он обосновывается в Кучане. Здесь он живет более 25 лет. Ака Наджафи умер 30 апреля 1944 г. и был похоронен в Кучане.
Ака Наджафи прожил жизнь праведную, духовно богатую и продуктивную в творческом отношении. В доказательство этому можно привести название нескольких его работ: «Толкование молитвы «Утро», которая содержит мистические, философские и теологические суждения Ака Наджафи; «Оговорки, которые хуже самого греха» (1910г.) - произведение, в котором прозой на персидском и арабском языках раскрывается судьба революции Машрутия; «Обстоятельство ислама в жизни Знамения Всеведущего Бога», (1912 г.), посвященное подробному жизнеописанию ахунда муллы Мохаммад-Казему Хорасани; «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествиях Ака Наджафи Кучани» (1929 г.) содержит развернутую биографию самого автора; небольшая книга путешествий по окрестностям Кучана (1930 г.); «Путешествие по Западу, или судьбы духов после смерти» (1933г.)-это аллегорическое нравственно-мистическое произведение; комментарии этико-нравственных положений книги американского писателя Поля Домера «Мои дети» (1933 г.), в которых говорится о формировании духовной личности на основе исламских философских, этических и мистических ценностей.; «Комментарии к трактату «Тафахийат»(1935г.) в переводе Баба Аф-зала Кашани; рукописный трактат под названием «Об обосновании оправдания» и др.
Вторая глава диссертации - «Проблема бытия и познания в учении Ака Наджафи» - состоит из четырех параграфов. В первом параграфе рассматриваются проблемы теории познания, которые
пытался решить Ака Наджафи в своих работах. Здесь также подвергнуты анализу взгляды мыслителя о методах познания.
В религиозно-мистическом учении Ака Наджафи особо отмечается, что есть мир Творца-Бога, куда нет доступа никому. Если же кто-нибудь попытается проникнуть в этот мир, то он будет наказан. Это первая ступень мироздания.
Второй ступенью мироздания Ака Наджафи признаёт мир разума и божественного всемогущества (^jji? ^ j Jfe- ^JP- где отсутствуют телесные атрибуты и все отражается во всем.
Третьей ступенью мироздания, по его мнению, является царство небесное которое разделяется на высший и низший, правый и левый уровни. Здесь обитают все разумные существа, силы добра и зла.
За этими мирами в иерархии мироздания следует мир абсолютной натуры (уК и абсолютной телесности (4*1!" "Ц^).
Замыкает иерархию мироздания активный хаос, или первомате-рия (jit Lj tiVjjA), основа всего темного мира.
Такова модель объективной реальности, созданная философом мистиком Ака Наджафи. Человек, согласно этой теории, различными нитями связан со всеми этими мирами, и его сущность растворяется во всех сущих, представленных в этой схеме. Поэтому он может одновременно быть выразителем и высшего и низшего из миров.
Вместилищем, формой бытия материального мира, считает Ака Наджафи, является время, бесконечность же в этом вместилище -продолжительна, расчленима и текуча. Иное дело - мир разума и абстракций, вместилищем которых является бытие. Бесконечность в этом вместилище не имеет продолжительности и текучести, не расчленяется. Вечность здесь есть необходимое, незыблемое свойство вместилища. Иначе говоря, разум и абстракции, как субстанции Творца, остаются такими же вечными, бесконечными, неразделимыми, как сам Творец, т.е. первопричина.
Ака Наджафи был приверженцем идеалистической философии Платона, его последователя Плотина, а также Мулла Садра,и поэтому он проповедует идею о подлинности бытия и единстве всегосу-щего. Он переносит на человека все атрибуты, которыми наделен Бог. Если щедр Бог, щедрым может быть и человек; если Бог покрывает грехи, то покрывателем грехов может быть и человек; если милосерден и милостив Бог, милосердным и милостивым может быть и человек. Но в одном Ака Наджафи все же делает различие между Богом и человеком- в силе и слабости, которые они проявляют. Поэтому стремление человека достижению целей (как это особенно четко
отражается в книгах мыслителя о путешествиях, или в его осуждениях эгоистических устремлений человека) Ака Наджафи относит к слабости человеческой натуры.
Для различения предметов и явлений друг от друга, для проникновения в суть этих предметов и явлений Ака Наджафи прибегает в основном к помощи «познания»-<^»_>>«. Иногда эти функции он перелагает на такие способности, как (знакомство, позна-
ние) и <»Ь (априорное, первичное знание). Первичное знание которое достигается от соприкосновения рассудка с объективной действительностью, обозначается термином с^**. (поверхностное познание, беглое знакомство). Основательное же познание предмета, достигаемое с помощью анализа и синтеза его свойств и признаков посредством разума, обозначается понятием (сравнительное познание). Так во всех случаях терминологическое выражение имеет значение распознавать, различать. Иное значение имеет термин '■¿и*3, который применяется при распознавании сходных, но не тождественных предметов и явлений, свойства и признаки которых нуждаются в определении, уточнении.
В своих трудах Ака Наджафи различает пять разновидностей познания: 1) - доказательное (аргументационное) по-
знание; 2) ¿А^ - стихийное познание; 3) сл^л . научное познание; 4) о-*5 ¿¿и** - самопознание; 5) - истинное
познание.
Первый способ познания в учении Ака Наджафи - это метод философского познания действительности, опирающийся лишь на возможности разума.
Второй способ, служащий инструментом познания мудреца-мистика, опирается на внерассудочные силы сознания, в процессе подключения которых все существо субъекта познания охватывает неописуемое волнение. В этом состоянии мистик впадает в экстаз, который способствует его проникновению в мир божественной истины.
Научное познание (третий способ) представляет собой исследование, при осуществлении которого разум опирается на все средства, способствующие полноте раскрытия сущности изучаемого предмета или явления. При этом исследователь применяет теоретические знания, законы и закономерности естественных процессов, априорные знания, анализ и синтез и т. д.
Четвертый способ познания исходит из того, что познание мира, космической действительности предполагает самопознание чело-
века, раскрытие биологических и психологических возможностей человеческого феномена.
Согласно идеям мыслителя, для человека самым ценным, наиболее важным способом познания действительности и духа является пятый способ - истинное познание. Истинное познание - это путь, проделав который, человек познает божественную истину и свою сущность. Этот способ более всего соответствует теологическому и мистическому восприятию действительности. Исходя из важности данного способа познания в творчестве Ака Наджафи, в диссертации наиболее детально рассматривается именно этот метод познания.
Второй параграф второй главы - «Познание с точки зрения Ака Наджафи» - посвящен исследованию вопросов и концепции познания в мировосприятии Ака Наджафи.
Как теолог, в толковании положений веры Ака Наджафи главным образом опирается на высказывания Али, который считал, что первоосновой веры является осознание Бога. Осознание же Бога мыслитель обосновывает феноменом самопознания. В своем произведении «Путешествие по Востоку» Ака Наджафи, возражая тем, кто пренебрежительно относился к теологии, утверждал: «Квинтэссенцией богословия есть признание единства сущности, качеств и творчества Бога, и это есть основа веры. И если считать это ересью, то в чем же тогда заключается религия?» 1
В вопросах познания мира Ака Наджафи следует философии объективного идеализма Платона. Исходя из положений гносеологической философии этого мыслителя, в проявлениях реальной действительности Ака Наджафи усматривает лишь «виды», которые так же не «становятся» реальными, как их идеи или образы, т.е. в реальных предметах Ака Наджафи признает лишь их тени, а не сущность. Данная гносеологическая концепция нам знакома еще по теории познания, присущая мистицизму Джалалиддина Руми.
Ака Наджафи настаивает на том, что и началом религии, и серединой религии, и вершиной религии является познание. Если доказательный метод познания философ проповедует проникновением в каждый предмет познания, то мистику эту почву подготавливает признание единства сущего, в котором присутствие Всевышнего Творца воспринимается без всякого доказательства.
Что же касается форм существования вещей, то здесь Ака Наджафи следует за Платоном, и все, что существует в этом мире, он считает тенью их истинного бытия в потустороннем мире. Таким об-
'низомулисломи Кирмонй. Таърихи бедории Эрон. Ч-2. -Техрон, 1381.
16
разом, согласно теории философского познания Ака Наджафи, человек имеет дело в этом мире не с подлинными вещами, а с их отражением. К этому следует добавить, что в соответствии с этой теорией, материальный мир отличается изменчивостью, поэтому в природе нет ничего постоянного, как непостоянен в своем положении и Бог.1
Промежуточный мир между мирами действительным и потусторонним, о которой говорится в теории Ака Наджафи, дает шанс вперед к спасению, ибо все существа в этом мире способное к совершенствованию. Серединный мир на ступень выше этого мира, а загробный мир - на ступень выше серединного.
Будучи убежденным в абсолютности божественной истинны, Ака Наджафи все же считает познание относительным и потому придерживается стихийного метода в познании сути вещей.
Третий параграф второй главы - «Соотношение Бога, человека и ангелов в воззрениях богослова» - посвящен анализу истинного предназначения человека в мироздании, задуманного его Творцом с точки зрения Ака Наджафи.
Данный вопрос рассматривается Ака Наджафи в ответе, данный им одному из своих друзей - рештскому священнику, удрученному поступками земных правителей. В этом ответе содержится толкование суры «Бакара», стих 29, в котором Бог открывает тайну предназначения человека - избрание своим заместителем на Земле. В своих ответах Ака Наджафи доказывает, что ангелы своим протестом показывают свое невежество, и в этом они не отличаются от людей, но мудрость Творца не нуждается в пересмотре.
В полемике Ака Наджафи содержится указание на то, что человек выступает воплощением всех самооценочных имен Творца, и это возвышает человека над ангелами. Так, если богоискательство ангелов состоит из двух элементов—перебирание четок и избежание грехов, то человек в этом случае прибегает к (вознесение хвалы Аллаху), (изъявление благодарности), (молитва с четками) и (обожествление), что намного содержательней молитв ангелов. Следовательно, и по части молитвы человек превосходит ангелов.
Далее диссертант останавливается на значениях толкований Ака Наджафи, некоторых положений Корана, которые весьма важны для самосовершенствования духовно развитого человека, для обогащения содержания религиозного метода воспитания людей, для очищения религии от суеверий низменного сознания. Здесь интересны его высказывания об ангелах и человеке. Так, он отмечает, что
' Arasteh Reza. Education and Social awakening in Iran. - Zcyden, 1962.
17
сотворенные без мирских страстей ангелы пытаются раздуть свои малые деяния, а человек, совершая гораздо больше, не ищет корысти.
Другое преимущество человека перед ангелом Ака Наджафи видит в том, что телесная конструкция человека налагает на него обязанности, которые он должен удовлетворять, ибо эти обязанности возложены на него его общественной жизнью. Эти два явления (телесная конструкция и обязанности перед обществом) создают на пути человека к духовной чистоте или духовному совершенству всевозможные препятствия, в которых нет перед ангелами.
Ака Наджафи бичует ангелов с их хваленым абстрактным мышлением за то, что они проявляют себя в постижении тайн человеческой жизни такими беспомощными: ведь, если Бог определил своим заместителем на земле человека, то он был убежден в незыблемости своего выбора. Недовольство, даже бунт ангелов в связи с этим выбором, говорят о неспособности этих созданий трезво мыслить.
Следует заметить, что в споре между ортодоксальным теологом и мистиком у Ака Наджафи берет верх вторая натура. Обширная эрудиция теолога к тому же, подвигает его на размышления над тайнами мироздания и привлечение таких аргументов, которые сглаживают острые углы противоречий или недопониманий между различными подходами в познании духовных явлений.
Если все божественное и человеческое так переплетено друг с другом, предполагает друг друга, если человек - избранник Бога среди его одушевленных тварей, если среди этих одухотворенных созданий лишь он один одухотворен духом божественным, то никаких других препятствий не может быть перед человеческом. Это дает Ака Наджафи есть полное основание считать, что человек есть Бог. Он - Бог, и занят на земле делами, выполнение которых изначально возложено на него.
Третья глава диссертации - «Вопросы самосознания и нравственности в учении Ака Наджафи» - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - «Самосознание с точки зрения Ака Наджафи»- диссертант анализирует, как философ решал проблему самосознания - с позиций теологии и социологии.
Ака Наджафи относится к числу тех мыслителей, которые признают автономность духа. Последователи этой теории исходят из двойственности человеческого существа, которое состоит из духа и тела. Иначе говоря, это теория предполагает самостоятельность духа, а отсюда - и бес смертность его. Это обстоятельство приводит Ака Наджафи в лагерь последователей Платона и Плотина. Следует за-
метить, что до Ака Наджафи эту теорию восприняли Молла Садр и Хаджи Сабзевари.
Узловые моменты этой теории заключаются в следующем:
1. автономность или самостийность духа;
2. бессмертность, нетленность духа;
3. после физической смерти тела дух переносится в высший
мир;
4. высший мир заслуживает того, чтобы человек стремился к нему.
Проблема самосознания, или иначе наука о духе имеет прямое отношение к представлениям человека об основах религии (монотеизме, пророчестве, загробном мире). В принципе именно этот момент определяет отношение человека к основам веры и направляет его стремление по этому пути.
С точки зрения Ака Наджафи, соотношение самосознания и монотеизма является важнейшим пунктом религиозного мировоззрения. С этой позиции, существо каждого разумного творения подобно зеркалу, которое по мере своих возможностей отражает величие своего Творца. Чем совершеннее самосознание сотворенного, тем глубже он познает сущность и величие своего Творца. И так как человеческий дух обладает особыми способностями, то ни одно из других разумных творений Бога не может служит более четким проявлением высших качеств Бога.
Ака Наджафи, рассматривая проблему самосознания, исходит из того, что все люди по своим интеллектуальным признакам имеют равные возможности, но не все одинаково ими пользуются. Поэтому перед человечеством встает проблема воспитания. Феномен воспитания в нравственных воззрениях Ака Наджафи выступает универсальным инструментом самосознания для человека во все времена и во всех обстоятельствах. В связи с вопросом самосознания Ака Наджафи поднимает тему пророчества. Дело в том, что человек сам по себе не в состоянии постичь свою сущность, осознать свои великие возможности. В этом деле он нуждается в мудром наставнике, способном пробудить его сознание, высечь искры первичного интеллектуального самодействия в нём. Этот наставник и путеводитель, об особых качествах которого человек узнает в процессе самопознания, обладает достоинствами, обеспечивающими ему миссию посредничества между человеком и Богом. Такими созданиями и являются пророки. Но интеллектуальное развитие человека Ака Наджафи не ограничивает только миссией пророка.
Так как природа человека состоит из двух начал - божественного и животного, то в его земной жизни имеют шансы на развитие оба его начала. Низкое самосознание человека, наделенного разумом, может сделать из него самое варварское и опасное существо среди всех животных. Отрицательные эмоции в сознании человека могут нести за собой гораздо больше опасных последствий, чем инстинкты любого из зверей. Поэтому в процессе формирования человеческого самосознания исключительное значение приобретают нравственные ценности.
Анализируя нравственные, этические ценности, Ака Наджафи связывает их с нормами самооценки и самосознания. Так, рассматривая нравственные, социальные последствия таких пороков, как самомнение, алчность и зависть, мыслитель подкрепляет свое философское заключение религиозными мифами о сатане - падшем ангеле, искушавшим Адама и приведшем к изгнанию его из рая, а также Каина, от зависти убившего своего брата. Все эти великие трагедии рода человеческого имеют предпосылки, обусловленные отсутствием в человеке самосознания, самоанализа и самооценки. Философ свои рассуждения вокруг самосознания на примере трагедии сатаны заключает следующим образом: человечество и но сей день ничему не научилось на трагедии этого мифологического гордеца - сатаны, и на каждом шагу проявляет свое несовершенство.
Третьим важным моментом духовного самосознания для Ака Наджафи является постижение сущности потустороннего мира. Признание духа в качестве автономной субстанции предполагает и признание непосредственной и глубокой зависимости идеи бессмертия души и существования загробного мира, который может служить обителью духа после того, когда он покидает смертное тело. Игнорирование идеи бессмертного духа приводит к отрицанию существования загробного мира. Допущение бессмертности духа составляет важнейшую часть теологического человековедения. Вера же в существование загробного мира придаёт смысл и ценность жизни верующего человека, удерживает его от падения в пропасть бессодержательного, бессмысленного существования.
Во втором параграфе третьей главы - «Этические вопросы в воззрениях Ака Наджафи» - рассмотрены идеи Ака Наджафи о морали и нравственности.
В общих чертах, Ака Наджафи придерживается мнения, что если мы хорошо распознаем человека, всесторонне раскроем все зигзаги его натуры, то у нас появится возможность создать такие общие законы, такие препятствия на пути разгула страстей человеческого
существа, которые не будут подвержены разрушительному воздействию обстоятельств.
Следует отметить, что в вопросах этики Ака Наджафи больше всего испытал влияние Аристотеля.
Ака Наджафи считает, что человек страшнее всех зверей, и этому его состоянию, есть объяснение - оно длится до тех пор, пока человек не поумнеет. Так, мыслитель приводит следующие примеры: когда осел не видит перед собой пучка люцерны, он не пускается по чужим дворам, чтобы найти его. Человек же, раз наметив свою цель, роет себе и другому яму, уносит чужое добро и спокойно пользуется похищенным.
Если зверь узнает, что объект его охоты защищен препятства-ми, то он не стремится непременно его достать, но человек различными способами добирается до намеченной жертвы.
Ака Наджафи предупреждает людей от происков такого сильного врага, как животная натура человека, которая содержит в своих недрах и свиную похоть, и собачью лютость, и сатанинское коварство. Положение усугубляется тем, что этот хищник обитает в своем логовище. А всеизвестно, что собака, как бы ничтожны не были ее силы, в доме своего хозяина ведет себе весело, особенно по отношению к чужим1.
В единоборстве с таким лютым и коварным врагом, считает Ака Наджафи, человеку необходима мудрость, которую он может черпать из двух источников - книги сотворения (таквин) и книги составления (тадвин), первая из которых - вселенная, а вторая -Коран. Эти два источника дают человеку необходимые знания, для того чтобы познать самого себя. Через знания он познает Бога, через знания к истине ведет прямая дорога. В этических взглядах Ака Наджафи мы обнаруживаем по крайней мере четыре вида влияния сути и поведения человековедения на моральные устои: 1) подверженность человеческой натуры изменениям; 2) чувство благородия и великодушия; 3) различение относительности и абсолютности моральных ценностей; 4) расхождения взглядов на мораль.
Первый момент в системе воззрений Ака Наджафи берет начало в духовном воспитании человека, когда он постигает религиозную теорию происхождения человека. Второй относится к процессу воспитания, в котором острие внимания воспитателя направлено на то, чтобы воспи-туемый глубоко осознал чувство собственного достоинства, философское содержание этой важной этической категории. Третий момент ис-
1 Касравй, Таърихи мяшрутаи Эрой. Ч-1. -Техрон, 1319. сах. 102.
21
ходит из релятивистской позиции восприятия этических категорий. Здесь Ака Наджафи, признавая существование абсолютных и относительных ценностей, тем не менее выражает тревогу в связи с усилением релятивистских направлений в этических теориях, которые могут подвергнуть пересмотру все ранее считавшиеся абсолютными моральные ценности.
Этические взгляды Ака Наджафи наиболее четко и полно выражаются при анализе различных теорий о природе морали. Он рассматривает сентименталистскую теорию, характерную для цивилизаций Востока, особенно - Индии. Эта теория в основу моральных ценностей ставит чувства, а также консеквенциальную этику, сторонники которой исходят из того, что нравственность служит удовлетворению каких-либо потребностей общества и считают справедливым постигать и применять в повседневной жизни моральные ценности (детерминативная теория нравственности).
В заключении подводятся основные итоги проделанной работы. Основные результаты диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. «Шархи дуои Сабох» (Толкование молитвы «Утро»). Тегеран, 1381/ 2003.162 с. (На персидском языке).
2. Акоиди фалсафию ирфонии Око Начафии Кучонй (Философские и мистические взгляды Ака Наджафи Кучани). Тегеран, 1384/2005. 272 с. (На персидском языке).
3. Андешахои ирфонии Имом Алй дар «Шархи дуои Сабох»- и Окой Начафии Кучонй (Мистические взгляды Имама Али // Ака Наджафи. Толкование молитвы «Утро». / Материалы конференции, посвященной чествованию Ака Наджафи Кучани. г. Кучан, 1380/2001. С. 23-29.
4. Маротиби вахй ва расидани инсон ба он дар шархи дуои Сабохи Окой Начафии Кучонй (Ступени откровения и достижения им человеком в толкование молитвы «Утро» Ака Наджафи Кучани). Материалы научных конференций, посвященных «Жизни и творчеству Ака Наджафи» в Кучане (29.03.1380г.х./2001. С. 254-262, и в Мешхеде (01.04.1384г.х. /2005. С. 301-312).
5. Проблемы онтологии и гносеологии в творчестве Ака Наджафи Кучани // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2007. №2. С. 57-63.
6. Учение Ака Наджафи о соотношений Бога и человека//Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философии и право. 2007. №3. с.5-13.
Разрешено к печати 26.08.09 Сдано в печать 27.08.09 Бумага офсетная. Формат 60 х 84 1/16,
Печать офсетная. Заказ № 80.Тираж -100 экз. Отпечатано в типографии «Дониш», ул. Айни, 121, корп. 2
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн
Введение . 3
Глава 1. Социально — политическая и духовно — культурная обстановка Хорасана периода жизни и деятельности Ака Наджафи
1.1 Социально-политическая обстановка времени Ака Наджафи. 14
1.2. Духовная и культурная жизнь эпохи Ака Наджафи.33
1.3. Жизнь и творчество Ака Наджафи.46
Глава 2. Проблемы бытия и познания в учении Ака Наджафи.55
2.1. Религиозно-мистическое восприятие бытия Ака Наджафи.55
2.2. Соотношение Бога, человека и действительности в системе воззрений Ака Наджафи.61
2.3. Познание с точки зрения Ака Наджафи.77
Глава 3. Вопросы самопознания и нравственности в учении Ака Наджафи .106
3.1. Учение Ака Наджафи о самопознании человека.106
3.2. Этические воззрения Ака Наджафи.111
Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человечества многие народы и нации оказались на грани угрожающей бездуховности, в первую очередь обусловленной экспансией чуждых им культур, порой агрессивных, толкающих мировое сообщество к формированию однополярного мира. Этот процесс как никогда актуализирует задачу целенаправленного изучения духовного наследия прошлого, того духовного опыта, использование которого во многом способно изменить сложившуюся ситуацию.
Сегодня большинство наук ориентировано на исключительно материальное начало и совершенно игнорирует духовные аспекты развития общества вообще и человека в частности, и в итоге наука, главная задача которой заключается в познании истины, все более и более удаляется от такого познания, что порождает новые проблемы в развитии цивилизации как таковой.
Все вышесказанное настоятельно требует от нас обратиться к истокам философии духа, к истории религиозных, мистических и метафизических учений, многие из которых пополнили сокровищницу культурных ценностей человечества. Обращение к истории духовной, интеллектуальной жизни иранского народа конца XIX - первой половины XX вв, к его богатому наследию также может помочь приобщить современного человека к познанию основ духовности. Однако история философии этого периода во многих ее аспектах еще не исследована и, следовательно, не систематизирована, но даже если такие исследования и имеются, то они зачастую фрагментарны и не могут претендовать на исчерпывающую оценку данного наследия.
История Ирана XIX в. - первой половины XX в. характеризуются весьма важными, политическими, социальными, национально-освободительными событиями, которые, конечно, влияли на мировоззрение людей. Но для науки значима не только эта сторона вопроса. Большое значение здесь имеет и другой его аспект, а именно, что нового внесли мыслители XX в. в разработку идей, заложенных еще Зороастром, Платоном, Аристотелем, неоплатониками, заповедей, проповеданных Иисусом и Мухаммадом. Без преувеличения можно сказать, что решение некоторых проблем из этого ряда мы можем обнаружить в философской и мистической мысли Ирана XX в.
К числу философов, мистиков и теологов этого периода относится Сейид Мухаммад Хасан, более известный под именем Ака Наджафи Кучани, богатое философское и духовное наследие которого, к сожалению, до сих пор остаётся малоизвестным и малоизученным. В связи с этим попытка проанализировать творчество Ака Наджафи с позиции современной историко-философской науки представляется весьма своевременной и актуальной.
Так как философские, главным образом теологические и мистические воззрения Ака Наджафи нашли свое выражение в его комментариях, полемических произведениях, книгах путешествий, зачастую тесно связанных с традициями философской, теологической мысли, в диссертации этому обстоятельству уделено особое внимание.
В системе философско-теологической и мистической воззрений Ака Наджафи центральное место уделено познанию сущности человеческого духа. Ведь именно духовность делает человека избранным среди других созданий Бога, целью мироздания.
Исходя из этого положения, этическая концепция Ака Наджафи предполагает присутствие божественного начала в человеке, предназначенном вершить земные дела. Наиболее глубинное раскрытие этой особенности воззрений Ака Наджафи составляет главную часть задач исследователя.
Творчество Ака Наджафи на научных принципах изучается впервые, ибо не только в Иране, но и вообще в научной практике филологическо— теологические и мистические воззрения ученого изучению не подвергались.
В ходе исследования диссертанту удалось установить, что Сейид Мухаммад Хасан входил в ограниченный круг мыслителей, выдвинувших философско-теологическую мысль на арену политических перипетий. Невзирая на то, что философы стремятся к объяснению действительности, а не к ее изменению, Ака Наджафи совместно с одним из представителей иранского движения конституционализма, своим учителем-Ахундом Хорасани - вывел мистику из традиционного угла отшельничества и сделал ее активным средством воспитания духовно богатой личности. Об этом ярко свидетельствует написанная им книга «Страница из современной истории Ирана», являющаяся надежнейшим источником истории революции конституционализма.
Философско-теологическое, мистическое наследие Ака Наджафи в современном Иране признанно в качестве выдающегося творения мысли и культуры страны в XX в. Об этом свидетельствует то, что на сей день изданы нижеследующие труды мыслителя:
1) '"'^J'1" - «Путешествие по Востоку». — Издано в 1375 / 1997 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан — Али Шакери.
2) jl (jmj ^tjjl Ctwjjj^u U <jjp »n — «Путешествие по западу или судьба душ после смерти». - Издано в 1375 / 1997 г. в Тегеране по инициативе господина Мухаммад — Реза Атайи.
3) ОЫ jl J^ji - «Страница из современной истории Ирана». Жизнеописание учителя мыслителя Ахунда Хорасани. - Издано в 1378 / 1999 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан — Али Шакери.
4) {Ллил ^lej «Комментарии к молитве "Утро"» - издано в 1381 / 2002 г. в Тегеране совместными усилиями господина Мухаммад - Реза Атайи и автора диссертации.
5) снЦи^ 'Ц? jb^jl ^bU-aj «Комментарии к наставлениям Аристотеля Шимасу», извлечениям из трактата Баба Афзала Кашани под названием "Тафахийа" — издано в 1378 / 1999 г. в Тегеране по инициативе господина Мухаммад — Реза Атайи.
6) Сборник письменных мемуаров Ака Наджафи, послуживший источником для целого ряда публикаций, вошедших в юбилейный сборник материалов конференции в честь Ака Наджафи.
7) cjbaJb — «Воспоминвния об Ака Наджафи». — Юбилейный сборник, опубликованный в 1380 / 2001 г. в Мешхеде по инициативе господина Голам-Али Йакуби.
8) j^jJ - «Другая книга путешествий». — Издана в 1380 / 2001 г в Мешхеде по инициативе господина Мухаммад — Таки Рахмани.
9) Ch>j — «Эликсир для тела и души». — Сборник материалов юбилейной конференции в честь Ака Наджафи, изданный в 1384 / 2005 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан - Али Шакери.
Степень разработанности темы. Философское наследие Ака Наджафи в современном Иране считается выдающимся вкладом в духовную культуру XX в. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране издаются многие труды мыслителя, которые весьма востребованы не только в научных кругах, но и в иранском обществе в целом. Особо следует отметить такие его трактаты, как «Путешествие по Востоку», «Путешествие по Западу, или судьба душ после смерти», «Страница из современной истории Ирана. Жизнеописание мыслителя Ахунда Хорасана» и др.
Интерес к творческому наследию Ака Наджафи в Иране проявился ещё при его жизни, однако весьма ценным в плане изучения его творчества является сборник «Алхимия тела и души»1, вышедший в 2005 г. и содержащий более 30 научных докладов, посвященных этому мыслителю. Вопросам социально-политического положения Ирана в XX столетии и
1 Алхимия тела и души / Под общей редакцией Рамазана Али.
- Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. творчеству Ака Наджафи посвящена также статья Мухаммада Риза Хакими «Может ли спящего спящий разбудить?»1, в которой приводятся ценные сведения о жизненном пути и творчестве Ака Наджафи.
Вопросам судебной власти в Иране с сопоставительным анализом пятого раздела трактата Ака Наджафи «Об основании оправдания» посвящена статья Сайда Хусейна Алави «Судебная власть и условия л деятельности судебной власти в исламе» . Вали Малакути в своей публикации «Комментарий к книге «Об основании оправдания3» дает анализ основных правовых идей мыслителя.
Доктор Дауд Меъмури в статье «Место и роль Корана и хадиса в мировоззрении Ака Наджафи»4 отмечает, что мыслитель при разработке некоторых проблем своей доктрины, особенно при обосновании фундаментальных принципов бытия, исходил из учения Корана и сунны.
Проблемам методологии изучения трактатов Ака Наджафи посвящена работа Рамазана Али «Методы изучения трудов Ака Наджафи»5, где основные труды мыслителя классифицирется по объему и методу исследования: а) путевые записки; б) комментарии; в) труды по теологии; г) трактаты по юрисприденции и т.д.
Следует также сказать о работе Али Шокири «Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи»6. В этой статье сделана попытка проблемного анализа правовых воззрений Ака Наджафи. В свою очередь, Хасан Коргар Кулухи при анализе проблем пожертвования и завещания как богоугодного дела, в статье «Безопасность и
1 Хакими Мухаммад Риза. Может ли спящего спящий разбудить. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 147-156.
2 Алави Сайд Хусейн. Судебная власть и условия деятельности судебной власти в исламе // Алхимия тела и души. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 79-87.
3 Малакути Вали. Комментарий к книге «Об основании оправдания» Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.-С. 157-166.
4 Меъмори Дауд. Место и роль Корана и хадиса в мировоззрении Ака Наджафи// Алхимия тела и души. -С. 182-183.
5 Али Рамазан. Методы изучения трудов Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.
6 Шокири Али. Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи» // Алхимия тела и души - С. 243-249 свержение имущества в «вакуфных» документах Кучани»1 главное внимание уделяет выяснению места и роли шариата в вопросах пожертвования, решаемых Ака Наджафи.
Немаловажной заслугой иранских исследователей является также изданный ими сборник статей, посвященных чествованию Ака Наджафи в Кучане. В этом сборнике биографии, жизненному пути и творчеству мыслителя посвящены исследования Хусайна Мусаррата «Ака Наджафи Кучани» и Махди Икбала «Нравственная добродетельность Ака Наджафи».
Махмуд Фазил Язди в статье «Комментарии к трактату «Тафахийа» (роман), принадлежащей Аристотелю даёт анализ некоторых философских проблем, имеющих место в творчестве мыслителя.
Отношение Ака Наджафи к религиозным наукам, к столпам ислама, а также пропаганда исламской формы идентичности нашли свое отражение в статье Мухаммада Махди Рукни «Процесс обучения религии и пропаганды ислама в Коране».
Что касается исследований Хусейна Размджу «Комментарий трактата «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммала Джобони «Несколько слов по поводу книги «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Тимура Гуляма «Анализ структуры сказания в «Путешествии по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммада Таки Рахмани «Другое путешествие», то эти учение проанализировали события, которые происходили во время различных путешествий Ака Наджафи.
Особый интерес представляют статьи Батура Фахрулислама «Комментарий к молитве «Сабах» (Утро), Аббоса Али Султани «Комментарий трактата «Обстоятельства ислама в знамении Всеведущего
1 Кулухи Хасан Коргар. Безопасность и свержение имущества в «вакуфных» документах Кучана // Там же -С. 337-343.
Бога», Зухры Гувохи «Комментарий книги «Об обосновании оправдания» и др., в которых дается анализ этико-правовых и мистических воззрений мыслителя. Авторы, в основном опираясь на вышеуказанные работы Ака Наджафи, вполне оправдано утверждают, что полемика мыслителя с Охундом Мухаммадом Каземом Хорасани носит теолого-правовой характер.
Следует также отметить работы Абдул Карима Абдуллаха Наджада «Требование и воля с позиции Хумайни», Хусайна Бахрвона «Душа и ее место в воззрениях Ака Наджафи», Гуляма Али Якуби «Научные взгляды Ака Наджафи» и Али Хайдари «Взгляд на метод анализа Ака Наджафи» и др., в которых авторы глубоко и беспристрастно анализируют проблемы онтологии, гносеологии, психологии и других аспектов знания в творчестве мыслителя.
При всей значимости исследований, посвященных учениям Ака Наджафи, изучение наследия мыслителя, констатирует автор, нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его мировоззрения, а таюке содержание его трудов и поныне остаются малоисследованными. Анализ некоторых вопросов философского учения Ака Наджафи, содержащийся в вышеуказанных статьях более объемных работах, не раскрывает целостности и последовательности развития идей мыслителя.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ мистико - философских воззрений Ака Наджафи на основе еще не изученных до сегодняшнего дня некоторых его трудов, представляющих большой интерес для философской науки.
Согласно этой цели, автором ставятся и решаются следующие задачи:
- проанализировать социокультурные особенности эпохи мыслителя;
- дать наиболее полную характеристику его философско — метафизических трактатов;
- раскрыть сущность идей Ака Наджафи о духовной природе человека;
- выявить и обосновать сущность этических воззрений мыслителя;
- раскрыть глубокое смысловое содержание философско - мистических идей мыслителя;
- оценить мировоззренческие аспекты творчества Наджафи на основе эволюции его взглядов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в историко - философской литературе впервые:
- проводится анализ связи творчества мыслителя с социально-политической обстановкой и духовно -культурной жизнью его эпохи;
- прослеживаются идейные истоки формирования философско-мистических воззрений мыслителя, устанавливается, что его философско — мистические идей покоятся на теологии и религиозно' - философских учениях суфизма;
- в системной форме реконструируется целостная^ философско-мистическая концепция Ака Наджафи, в связи с чем доказывается, что его-философско-мистическая концепция основано на анализе проблем бытия^ познания, самопознания.и самосовершенствования человека;
- раскрывается философско-мистическое и теологическое понимание.: мыслителем восприятия бытия;
- выявляются- особенности^ теории познания Ака Наджафи сквозь призму идей.религиозно -мистического характера;
- освещается философско-мистический аспект проблемы самопознания человека в учении Ака Наджафи;
- исследуются проблемы этики в философско-мистической доктрине Ака Наджафи;
- доказывается, что мыслителю' удалось выдвинуть философско-теологическую мысль на арену политических перипетий своего времени;
- оценивается значимость вклада Ака- Наджафи в развитие идей толерантности мировоззрений: религиозного и философско-мистического.
Основные положения диссертации, выносимые на зашиту:
1. Жизнь и духовная деятельность Сайда Мухаммада Хасана, более известного под именем Ака Наджафи Кучани, исторически совпали с последней четвертью XIX в. В этот период Иран находился в полуколониальной зависимости английского и русского империализма.
2. Октябрьская революция в России сильно повлияла на общественно-политическую ситуацию в Иране, и в определённой мере это влияние было весьма благоприятным.
3. В религиозно-мистическом восприятии действительности Ака Наджафи исходит из реально существующих миров. Согласно мыслителю, есть мир творца, куда нет доступа никому, и это первая ступень мироздания. Называя мир разума второй ступенью мироздания, Ака Наджафи считает, что телесные атрибуты здесь отсутствуют и в тоже время все отражаются во всем. Третьей ступенью мироздания является царство небесное. По мнению Ака Наджафи, царство небесное разделяется на высшей и низший, правый и левый уровни. Здесь, считает он, обитают все разумные существа, силы добра и зла. За этими мирами в иерархии мироздания следует мир абсолютной натуры и абсолютной телесности. Иерархию мироздания замыкает активной хаос или первоматерия, основа всего телесного мира. Такова модель объективной действительности в восприятии Наджафи.
4. В вопросах познания Наджафи следует философии объективного идеализма Платона. Исходя из положений гносеологии Платона, в проявлениях мира Наджафи усматривает лишь «виды», которые так же не «становятся» реальными, как их идеи или образы.
5. Решая вопрос соотношения Бога и человека, Наджафи считает человека воплощением всех самооценочных имен Творца. Отсюда, человек имеет более высокий статус, чем ангелы. Нравственные нормы у Наджафи связаны с нормами самооценки и самосознания человека. Важнейшим моментом самосознания является постижение сущности потусторонного мира.
6. Нравственные идеи Наджафи наиболее четко изложены при анализе им различных теорий о природе морали. В основу моральных ценностей сентименталистическая теория ставит чувство, т.е. нравственность служит удовлетворению потребностей человеческого общества.
Методологической основой диссертационной работы послужили принципы структурно - типологического и логического анализа в освещении историко - философских проблем.
Источники исследования. Главным источником исследования явились сочинения самого Ака Наджафи, которые были доступны автору и в рукописном варианте и уже опубликованные. Но так как диапазон тематики в трудах Ака Наджафи достаточно широк, то при их исследовании били использованы также труды отечественных и зарубежных учёных в области философской, теологической, мистической и этической мысли.
Теоретическая и практическая ценность диссертации состоит в том, что она дает целостную картину становления философско — мистических воззрений не только самого Наджафи, но и его предшественников и современников. В связи сэтим она может служить источником для дальнейшего исследования творчества мыслителей XX столетия. Материалы диссертационной работы также могут быть использованы при чтении курса истории философии народов Ближнего и Среднего Востока.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях, посвященных жизни и творчеству Ака Наджафи в Кучане (29.03.1380 г.х.) и в Мешхеде (01.04.1380 г.х.), в лекциях для студентов Открытого исламского университета Ирана (г. Мешхед). Работа была обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии им. А. М. Богоутдинова АН РТ и рекомендована к защите.
Объем и структура диссертации. Согласно характеру поставленных целей и задач, а также логике исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-мистическое учение Ака Наджафи"
Заключение
Проанализировав филосовско-мистическое учение известного иранского мыслителя Ака Наджафи, мы пришли к следующим выводам:
1. Мохаммад Хосейн Кучани, более известный как Ака Наджафи Кучани, один из оригинальнейших мыслителей своего времени. Широко г эрудированный в самых различных областях науки, Ака Наджафи был не только выдающимся философом, но и глубоким знатоком теологии и этики.
2. Ака Наджафи не был сторонником противопоставления философии и теологии, он не отрицал философские принципы познания действительности, но считал при этом, что наука не должна оставлять без внимания феномен духа.
3. Ака Наджафи считает нравственность и действительность абсолютными, а познание - относительным. Его исследовательским методом был метод стихийного1 познания: считал науку небесным вдохновением и, внутренним даром, служащим инструментом познания мудреца-мистика. Его метод исследования вечных проблем человечества опирается на внерассуд очное силы сознания, которые в процессе совершенствования человека приводят его к незнанию Истины.
4. Несмотря на то, что Ака Наджафи.с большим почтением относится к Аристотелю, в нем все же следует видеть активного последователя Плотина.
5. В вопросе о бессмертии души Ака Наджафи придерживается воззрений Платона, Плотина, Муллы Садра и Мулла Хади Сабзевари. Он признает и подлинность, сущего, и его сомнительность, и его единство. В этом отношении ученый разделяет воззрения. Упанишад, стоиков, буддистов.
6. Ака Наджафи своим участием в движении Ахунда Хорасани в годы революции Машруте внес существенный вклад в борьбу за права человека, за его социальное освобождение.
7. Ака Наджафи вывел у себя на родине философию и мистицизм из узкого угла затворничества и медресе на широкий социальный простор.
8. Ака Наджафи достаточно позитивно воспринял концепцию Жан Жана Руссо и Жана Пиаже о влиянии окружающей среды и наследственных факторов на формирование личности человека.
9. Вопреки позиции ряда выдающихся философов, Ака Наджафи считает, что эмпирическая философия и эмпирическое сознание, теоретическая философия и теоретическое сознание имеют единую основу. Он придерживается мнения, что человек имеет один разум, но этот разум выполняет двойную функцию: когда человек познает окружающую его действительность, его разум выполняет теоретическую функцию, но когда человек применяет результаты своей теоретической деятельности на практике, то его разум выполняет эмпирические функции.
10. Ака Наджафи считает, что каждая частица действительно сущего пронизана любовью, что любовь является первородным двигателем божественной миссии. Все существа он считает способными к восприятию божественного откровения.
11. Ака Наджафи выделяет пять ступеней божественного откровения: первая ступень - это врожденная способность, которая имеет место в душе каждого сущего и которая ведет его к совершенству. Простые люди с использованием божественных откровений и собственным подвижничеством могут достичь четвертой ступени. Пятая ступень откровения предназначена для пророков.