автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философско-религиозное учение арх. Никанора (А. И. Бровковича)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Борисова, Светлана Георгиевна
ГЛАВА
I. Истоки философско-религиозной системы арх. Никанора
1. Предметная детерминация
2. Социоисторическая и социокультурная детерминация
3. Детерминация по традиции 35-62 а) Арх. Никанор и античная философская мысль 36-40 б) Арх. Никанор и средневековая философия 40-45 в) Арх. Никанор и философская традиция Возрождения и Нового времени 45-51 г) Арх. Никанор и немецкая классическая философия 51-56 д) Арх. Никанор и европейский философский теизм X IX века 56-59 е) Арх. Никанор и русская духовно-академическая философия первой половины XIX века
ГЛАВА
II. Гносеологические, онтологические, космологические и антропологические основания системы «позитивной философии» арх. Никанора
1. Теизм общее основание философского учения арх. Никанора
2. Сущность гносеологической концепции арх. Никанора 67-85 а) Душевное чувство предмет исследования в гносеологии арх. Никанора 69-76 б) Категории «понятие» и «идея» в гносеологической концепции арх. Никанора
3. Онтологические и космологические воззрения арх. Никанора 85-108 а) «Математическая метафизика» арх. Никанора б) «Динамическая космология» арх. Никанора 91-93 в) Учение об «эйдосах» в контексте онтологической проблематики 93- г) Онтологическая модель человеческой души в «эйдосной метафизике» арх. Никанора
4. Антропология и моральная метафизика арх. Никанора
ГЛАВА
III. Социальные аспекты философского учения арх. Никанора
1. Философия воспитания, историософия и философия религии арх. Никанора как составные элементы его «церковно-обш;ественного» мировоззрения
2. Этико-социальный консерватизм арх. Никанора
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Борисова, Светлана Георгиевна
и список использованной литературы.Основные положения диссертации были апробированы автором в ходе проведения следующих научных мероприятий: - ежегодных международных научно-методических конференций под общим названием «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проходивших в УГПИ в мае 1999 и 2000 гг. - региональной научно-практической конференции «Философское образование на Дальнем Востоке (проблемы и перспективы)», проходившей в ДВГУ в июне 2000 г. - аспирантских теоретических научных семинаров в УГПИ в феврале 1999 г., марте 2000 г. и мае 2001 г.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-религиозное учение арх. Никанора (А. И. Бровковича)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании мы попытались показать системный характер философского миросозерцания архиеп. Никанора (Бровковича), и, кроме того, определили фундаментальные элементы данной системы. Покажем кратко суть умозрительной позиции автора труда «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»:
1. Метафизическая доктрина арх. Никанора имеет определенно теистический характер. В центре ее лежит учение об Абсолюте и Его модификациях, познавательных характеристиках, а также учение о Его личной природе. Арх. Никанор признавал одновременную трансцендентность и имманентность Абсолюта, вступая в полемику как с представителями крайнего трансцендентализма и деистами с одной стороны, так и с защитниками имманентистско-пантеистической линии в европейской метафизике.
2. Главный философский труд арх. Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» представляет собой массив отдельных разбросанных в трех томах мыслей и системная реконструкция их и, тем более, интерпретация представляют собой определенную сложность. Тем не менее, философская система арх. Никанора выстроена по классической европейской схеме, в ней представлены традиционные отрасли философии того времени -гносеология, онтология, космология и антропология. Содержательно она также фундируется на определённой философской традиции, развивает объективный идеализм Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Мальбранша, Лейбница, арх. Иннокентия (Борисова), Ф.А. Голубинского.
3. Исходная философская интуиция, с которой арх. Никанор начинает своё исследование - идея Бесконечного Бытия. Она есть основной объект рассмотрения в системе «позитивной философии». При этом арх. Никанор решает три главные задачи: во-первых, апологетическую, состоящую в рациональном оправдании теистического учения, во-вторых, гносеологическую, заключающуюся в обозначении сфер применения веры и разума в познании, в-третьих, онтолого-космологическую, направленную в определении исходных начал и движущих сил развития сущего.
4. Гносеологическая концепция арх. Никанора начинается с утверждения, что без чувственности был бы невозможен процесс познания и мышления. Он разделяет чувства на внешние (вкус, слух, зрение, осязание), внутренние телесные (голод и сытость, жажда и её удовлетворённость, дыхание и удушье, движение и покой, здоровье и боль) и внутренние душевные (эстетический вкус, интеллектуальное сознание и совесть). Над всеми этими видами чувств арх. Никанор ставит чувство самосознания, ощущение личного существования.
Далее арх. Никанор репрезентирует иерархию достоверности чувств: на первом месте по степени достоверности у него стоит чувство самосознания, меньше всего достоверны внешние чувства, но все чувства (как внешние, так и внутренние) не способны дать абсолютную истину по причине своей зависимости от различных внешних обстоятельств, которыми сопровождается всякий опыт чувствования. Не является исключением здесь и чувство самосознания (хотя оно и менее всего зависимо от внешних явлений), т.к. субъект, «Я» неизбежно отождествляет себя с самыми разными внешними идеями и стереотипами. Из всего этого арх.
Никанор заключает о том, что чувственное познание как таковое далеко от абсолютной истины, хотя и является условием для её дальнейшего постижения.
Следующим элементом познавательной системы в гносеологии арх. Никанора является способность человека удерживать ощущения в сознании с той или иной степенью точности и даже модифицировать содержание данных ощущений (арх. Никанор определяет это как память или воображение). Природное несовершенство данной способности ещё больше удаляет нас об абсолютной истины, увеличивает субъективность процесса восприятия.
Третьим элементом познавательной системы в учении арх. Никанора является способность человека к формированию понятий, к обобщению, которая в классической философской традиции обозначается как «рассудок». Здесь можно наблюдать ещё большее отдаление от абсолютной истины, т.к. с чем большей абстракцией мы имеем дело, тем дальше она находится от конкретных реальных вещей.
Но арх. Никанор не был скептиком при взгляде на перспективы познания абсолютной истины. Её, уверяет философ, можно достичь и человечество познаёт эту истину. Более того, как полагает арх. Никанор, нет такой вещи в мире, которую человек не мог бы познать с абсолютной достоверностью. Приоритет в познании абсолютной истины он отдаёт разуму, как особой познавательной способности.
Итак, абсолютная истина доступна лишь разуму, который есть способность человека познавать идеи или «эйдосы» вещей. Свои собственные идеи или «эйдосы» имеют не только конкретные вещи, но и каждый общий вид и род предметов. Идея или «эйдос» есть абсолютно-идентичная, полностью соответствующая объекту сущность. Она включает в себя бесконечное число свойств и качеств предмета, по сути это сам предмет, предстающий перед нами в таком виде, что мы можем его интеллектуально, дискурсивно осмысливать. Эйдосы формируются не через выделение отдельных важных признаков, как это происходит при формировании понятий, а существуют как «равнодействующая сила» массы идей одного вида или рода, подобно окружности, что заключает в себе все углы. Точно также самая общая идея - идея бытия - есть «равнодействующая» множества идей всего наличествующего, имеющего статус существования, в отличие от самой общей смысловой единицы - понятия бытия, которое при своём бесконечном содержании имеет нулевой объём, т.е. по сути совпадает с понятием небытия.
Кроме того, арх. Никанор проводит реструкцию разума, выделяя в нём две сущностные стороны — сознательную и бессознательную. Источник познания идей находится, как он полагает, в «недрах» бессознательного разума. Следовательно, по мысли философа, человек имеет бесконечный познавательный потенциал («потенциально всезнающ»). Актуализация, вербализация знания есть перевод его из сферы бессознательной в сознательную часть разума. Процедура подобного перевода осуществляется через четыре последовательные операции: чувственное восприятие, воспроизведение его в памяти-воображении, мгновенное приложение к полученному представлению готовой идеи и превращение задействованной идеи в словесно-понятийную форму. Следовательно, динамика познавательной активности человека выражается в следующих пунктах: ощущение в чувствах - восприятие в памяти -воображение — идея в бессознательном разуме - понятие в рассудке - суждения и умозаключения в сознательном разуме.
Здесь можно провести параллели с современными концепциями «личностного знания» (М.Полани).
Вместе с тем, религиозно-философское учение арх. Никанора оставляет впечатление незавершенности. Он так и не смог научно обосновать бытие и свойства Совершенного Существа, доказать существование и бессмертие человеческого духа (выполнение этих задач вряд ли вообще для разума возможно). Кроме того, он не смог научно опровергнуть до конца атеизм, материализм и позитивизм, хотя и представил соответствующую логическую аргументацию. Подвергая критике Канта за недостаточные по убедительности доказательства, арх. Никанор сам не смог представить доказательства сколько-нибудь более убедительные. Вся его система строится на логически слабых платоновских положениях, которые изначально коренились в мистическом опыте (орфических культов и пр.). Для Платона подобная методология была естественной, он часто лишь поверхностно был рационалистом, оставаясь в сути убеждённым мистиком. То же мы наблюдаем у арх. Никанора, который оставался мистиком и лишь отдавал символическую дать философским традициям рационализма и дискурсивности. Именно в силу нехватки логической аргументации не вполне ясен метафизический статус его «эйдосов», природу которых он так и не определил до конца. Справедливости ради следует отметить, что труд арх. Никанора совсем не имел задачей построение научной, аргументированной мировоззренческой доктрины, но был скорее средством для приближения самого человека к Абсолютному бытию, был сочинением скорее нравственным, возвеличивавшим истины веры, нежели исключительно научным. Общий замысел арх. Никанора состоял в том, чтобы показать, как Абсолютное бытие и бытие бессмертной человеческой души могут познаваться собственно научными средствами и даже через органы чувств.
Наивность и утопичность присуща и социально-философским воззрениям арх. Никанора. Научный взгляд на общественное развитие он подменяет христианским нормативизмом, этика и антропология заменяют у него социологию и политэкономию. Подобное «благодушие» объясняется его общей идеалистической настроенностью, которая вступает в противоречие с выдвигавшейся им самим установкой на конструирование философии, близкой реальной науке. Следовательно, можно говорить о его «позитивной философии» применительно к онтологии, гносеологии и космологии, но никак не к социальной философии.
В целом философско-религиозное учение арх. Никанора представляет собой своеобразную интерпретацию платонизма на почве теистической метафизики, отличается глубиной выводов и характеризуется попыткой примирить опытное и рациональное знание, соединить преимущества научного анализа с апелляцией к последним основаниям бытия и познания в религиозной метафизике.
Список научной литературыБорисова, Светлана Георгиевна, диссертация по теме "История философии"
1. Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии// Платон и его эпоха. М., 1979.
2. Абрамов А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России// Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань, 1990.
3. Абрамов А.И. Духовно-академическая философия в её сущностном отношении к философскому учению Фихте// Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000.
4. Абрамов Н. Архиепископ Херсонский Никанор. Его жизнь и церковно-общественная деятельность. 4.1. Казань, 1902 (канд.дисс.)// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. Д 1561.
5. Абрамов Н. Краткие биографические сведения о преосвящ. Никаноре// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10. Оп.2. Д. 1425.
6. Абрамов Н. Пастырские воззрения преосвящ. Никанора. 4.2. Казань, 1902// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 1425.
7. Адамов И. Никанор, архиепископ Одесский, как проповедник. М., 1904// ОР РГБ. Ф.172. Карт. 165. № 4.
8. Азиатский А. В чем особенность логики самообоснования христианства в отличие от логики самообоснования систем так называемого научного и философского мировоззрения. СПб., 1891.
9. Аквилонов Е.П. Научно-философское самооправдание христианства// Странник. 1893. Т.З.
10. Алешковский В. Реальные основания веры в непостижимое. Казань, 1901 (канд.дисс.)// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 719.
11. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.
12. Преосв. Амвросий. О внутреннем опыте// Церковный вестник. 1880. № 20.
13. Антоний (Храповицкий). Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. СПб., 1888.
14. А.О. Заметка об упадке философского образования в духовных семинариях// Церковный вестник. 1883. № 43.
15. Б. Значение философии в системе семинарского курса и преимущества ее в этом отношении перед математикой и другими общеобразовательными предметами// Вера и разум. 1884. Т.2.
16. Бажанов В.А. К истории философии и логики в учебных заведениях дореволюционной Казани// Начала. 1993. № 3.
17. Бахталовский Е. Человек и человечество// Церковный вестник. 1876.
18. Бельский А. Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века. Казань, 1912 (канд.дисс.)// ОР Казанского гос.ун-та им. Н.И.Лобачевского. Ф. Казанская духовная академия. Е.х. 3576.
19. Беляев Н. Архиепископ Никанор, как педагог (курс.соч.). Казань, 1899// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10. Оп.2. Д.2295.
20. Беляев Н. Краткие биографические сведения о преосвящ. Никаноре. Казань, 1899 (канд.дисс.)// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 1611.
21. Беляев Н.Я. Памяти высокопреосвящ. Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. Казань. 1891.
22. Бердяев Н.А. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ, 1996.
23. Бобров Е.А. Философия в России; материалы, исследования и заметки. Вып. 5. Казань, 1901.
24. Боголюбов Н. Теизм и пантеизм (Критическая оценка и отличительные черты этих мировоззрений)// Вера и разум. 1901. №1. С.29-56.
25. Борзов В.Н. Духовно-практический аспект историко-философского знания// Историко-философские исследования. Проблемы методологии. Свердловск, 1988.
26. Арх. Борис (Плотников). Онтология или метафизическое учение о бытии вообще// Вера и разум. 1888. Тт. 1-2.
27. Арх. Борис (Плотников). Задачи метафизики. Введение в курс метафизики. Апологетическое исследование. Харьков. 1889.
28. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении их учения о нравственности перед лицом Евангелия. СПб., 1884.
29. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России. СПб., 1901.
30. Буткевич Т.И. Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству. Харьков, 1887.
31. Буткевич Т.И. Учение Якоби о религии и ее сущности// Вера и разум. 1901. № 20.
32. Буткевич Т.И. Учение теистов о религии и ее сущности// а и разум. 1903. № 21.
33. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М.: РИЦ «Пилигрим», 1994.
34. Васильев А.В. К вопросу о судьбах антропологизма Л.Фейербаха в России// Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 7. М., 1992.
35. Введенский А.И. Вера в Бога, ее происхождение и основания. Опыт положительного решения вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии. М., 1891.
36. Введенский А.И. Очерк современной французской философии// Вера и разум. 1893. № 19. С.318-328; №20. С.329-350.
37. Введенский А.И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии// Богословский вестник.1895. № 10.
38. Введенский А.И. Реальность внешнего мира// Вера и разум. 1901. Отд.филос. № 12.
39. Вержболович М. Обзор главнейших направлений русской психологии// Вера и разум. 1895. Отд.филос. №№ 3-6.
40. Визгин В.П. Научный текст и его интерпретация// Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1989.
41. В защиту наших академий// Православный собеседник.1896. №9.
42. Волковский Д. Высокопреосвящ. Никанор, архиеп. Херсонский и Одесский как проповедник. М., 1896 (канд.дисс.)// ОР РГБ. Ф.172. Карт.213. № 12.
43. Воронцов А. Метафизика высокопреосвящ. Никанора, арх. Херсонского// Сборник сочинений студентов Казанской духовной академии. Вып. 1. Казань, 1900.
44. Высокоостровский А.П. Характер философских воззрений проф. В.Н.Карпова (по поводу 25-летия со дня его кончины)// Церковный вестник. 1892. № 49. С.772-774.
45. Высокоостровский А.П. Покойный Карпов, как почитатель сократо-платоновской философии// Христианское чтение. 1893. № 3-4. С.389-395.
46. Высокоостровский А.П. О праве Духовных академий присуждать ученые степени по философским наукам// Христианское чтение. 1906. № 5.
47. Арх. Гавриил (В.Н.Воскресенский). Основания опытной психологии. СПб., 1858.
48. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание//Вопросы философии. 1994. № 1.
49. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского//Вопросы философии. 1994. № 1.
50. ГеффдингГ. Философия религии. СПб., 1913.
51. ГеффдингГ. Учебник истории новой философии. М., 1924.
52. Гиляревский А. Запросы жизни и русская философская мысль// Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1891. № 5-6. С.234-250.
53. Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский, как православно-христианский философ// Богословский вестник. 1898. № 3.
54. Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной церкви// Вера и разум. 1899. Отд.филос. № 10.
55. Головаха Н.П., Горский B.C. Проблема взаимосвязей в историко-философском исследовании// Идейные связипрогрессивных мыслителей братских народов (XVTI-XVIII вв.). Киев, 1978.
56. Голостенов И. Философские воззрения пр.Никанора, архиепископа Херсонского. СПб., 1916.
57. Голубев В. Бог, как первая причина бытия, с философской и естественно-научной точки зрения// Вера и разум. 1904. № 1.
58. Голубинский В. Историко-критический очерк философских направлений, возникших по поводу решения вопроса о познании человеческом// Православный собеседник. 1871. Т.1.
59. Голубинский Ф.А. Лекции философии. М., 1884.
60. Голубинский Ф.А. Лекции по умозрительной психологии. М., 1897.
61. Горский B.C. Методологический анализ историко-философского знания. Киев, 1984.
62. Горский B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев. 1981.
63. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.
64. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики//Вопросы философии. 1995. № 8.
65. Гусев А.Ф. Христианство в его отношении к философии и науке//Православное обозрение. 1885. №№ 1-4.
66. Гусев А.Ф. Зависимость морали от религиозной или философской метафизики. М., 1886.
67. Гусев А.Ф. Потребность и возможность научного оправдания христианства// Православный собеседник. 1887. № 3.
68. Гусев А.Ф. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.З. Критика на критику чистого разума Канта
69. Давыденко Н. Святоотеческое учение о душе. СПб., 1909.
70. Даниловский А. История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России. М., 1912// ОР РГБ. Ф.172. Карт.232. № 10.
71. Дебольский Г.С. О духовности души человека// Странник. 1870. №7.
72. Дебольский Н.Г. Лекции по метафизике. СПб., 1884.
73. Дылевский Е. «Лекции по умозрительному богословию» прот. Ф.А.Голубинского// Странник. 1869. № 1.
74. Дьяков Г. Задачи русской философии; историческая справка с ее прошлым; преобладание нравственного и религиозного элемента в идеале ее. СПб., 1896.
75. Дьячков И. Возможность богопознания. Опыт научно-философского обоснования теизма из природы человеческого сознания. Казань. 1901//Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 749.
76. Емельянов Б.В. Методологические проблемы источниковедения истории философии// Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып.2. М., 1974.
77. Ершов М.Н. Проблема богопознания в философии Мальбранша. 1911 (канд.дисс.)// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10. Оп.2. Д.852.
78. Ершов М.Н. Пути развития философии в России. Владивосток. 1922.
79. Ефименко М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. филос. наук. М., 2001.
80. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
81. Жанэ П. Единство философии// Вера и разум. 1893. Отд.филос. № 13. С.30-44.
82. Журналы Совета Московской духовной академии за 1889 год// Прибавления к творениям святых отцов. 1890. Кн. 1.
83. Зеньковский В.В. История русской философии. JL: «ЭГО», 1991. Т.2. 4.1.
84. Зефиров Е. Мои воспоминания о преосвящ. Никаноре// Странник. 1893. Т. 1.
85. Знаменский П.В. Несостоятельность современного материалистического учения о происхождении мира с точки зрения положительной науки и христианского вероучения. Казань, 1873// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 526.
86. Знаменский П.В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Казань, 1891. Т. 1.
87. Зяблицев Ю. Платонизм и богословие св. Григория Нисского// Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. Клайпеда, 1990. С.80-91.
88. Ибн-Сина. Книга спасения О вечности мира. Перев. А.В.Сагадеева// Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. 4.2.
89. Иннокентий (Борисов). Сочинения. Киев, 1845.
90. Иннокентий (Борисов). Сочинения. СПб., 1907. Т.1.
91. Каменский З.А. Вопросы методологии историко-философского исследования// Философские науки. 1970. № 1.
92. Каменский З.А. О некоторых специальных способах исследования философской школы// Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып.1. М., 1974.
93. Каменский З.А. Методология историко-философского исследования// Методологические проблемы историко-философской науки. Воронеж, 1986.
94. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
95. Кант и философия в России. М.: Наука, 1994.
96. Карпов В.Н. Вступительные лекции по психологии. СПб., 1868.
97. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989.
98. Кимелев Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. М.: Наука, 1993.
99. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
100. Коротаев В. Главные течения русской философской мысли за последнюю четверть XIX столетия. СПб., 1906.
101. Корсунский И.Н. Высокопреосвящ. Никанор, архиепископ Херсонский. М., 1891.
102. Косаткин И. Основоположения философии архиепископа Никанора. Сущность метафизических его воззрений и религиозно-философская ценность его гносеологических принципов. СПб., 1898.
103. Коялович М.О. Что такое схоластика с религиозной точки зрения, и откуда она перешла к нам?// Странник. 1861. № 11.
104. Красносельцев Н.Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, и его учено-литературная деятельность. Одесса, 1893.
105. Крылов A.JI. О сочинении преосвящ. Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»// Донские епархиальные ведомости. 1876. № 86.
106. Крылов A.JI. Арх. Никанор, как педагог. Новочеркасск, 1893.
107. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. М., 1892. Т.2. Вып.1.
108. Леонидов Д.В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма// Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып.З. Уссурийск: УГПИ, 2001.
109. Лопухин А.П. Санкт-Петербургская духовная академия// Христианское чтение. 1881. № 3-4. С.476-484.
110. Лопухин А.П. Духовные светила XIX века// Странник. 1911.№ 1.
111. Лосский Н. Персоналистический идеал-реализм// Путь. 1995. №8.
112. Лукьянов С.М. О Вл.С.Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии (репринт). М.: «Книга», 1990. Т.1.
113. ПЗ.Любутин К.Н. Философия и история философии// Историко-философские исследования. Проблемы методологии. Свердловск, 1988. С.
114. Матвеев А. Христианское учение о человеческой личности и его философско-психологическое обоснование в современном французском материализме. Казань, 1905 (канд.дисс.)// Национальный архив Республики Татарстан. Ф.10/2. № 378.
115. Милославский П.А. Позднее слово о преждевременном деле. Страница из истории русской философской мысли (об арх. Никаноре)// Православный собеседник. 1879. Т.1.
116. Можейко М.А. Эйдос// Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 1244-1245.
117. Нечаев П. К спекулятивному обоснованию религиозной веры// Вера и разум. 1913. №№ 7-9.
118. Никанор (Бровкович). Можно-ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного Бога, духовной бессмертной души и т.п.// Православный собеседник. 1871. № 5.
119. Никанор (Бровкович). Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.1. СПб., 1875;
120. Никанор (Бровкович). Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.2. СПб., 1876;
121. Никанор (Бровкович). Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т.З. СПб., 1888.
122. Никанор (Бровкович). Поучения. Уфа, 1883.
123. Никанор (Бровкович). Беседы и поучения. Тт.1-5. Одесса, 1885.
124. Никанор (Бровкович). Направление и значение философии Николая Грота//Православное обозрение. 1886. № 10.
125. Никанор (Бровкович). Братьям славянам. СПб., 1889.
126. Никанор (Бровкович). Поучения, беседы, речи, воззвания и писания. Т. 1-2. Одесса, 1890.
127. Никанор (Бровкович). Биографические материалы. Т.1. Одесса, 1890.
128. Никанор (Бровкович). Против графа Льва Толстого. Восемь бесед. Одесса, 1891.
129. Николай, еписк. Новомиргородский. Слово пред началом отпевания арх. Никанора// Православный собеседник. 1891. Т. 1.
130. Никанор, арх. (некролог)// Церковный вестник. 1891. № 1.
131. Никольский А. Русская духовно-академическая философия, как предшественница славянофильства и университетской философии в России// Вера и разум. 1907. №№ 220.
132. Новиков А.И. Методологические проблемы источниковедения истории философии// Проблемы методологии социального исследования. М., 1970.
133. Образцов А. «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» архиепископа Никанора. Характерные стороны труда высокопреосв. Никанора и положение его в истории русской философской науки. СПб., 1892.
134. Ойзерман Т.И. К вопросу о кантовском понимании предмета метафизики// Историко-философский ежегодник.96. М.: Наука, 1997.
135. Петров Н.И. Отзыв на магистерскую диссертацию Я.Н. Горожанского// Труды Киевской духовной академии. 1894. №10.
136. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации). Владивосток, 1999 (канд.дисс.).
137. Пишун С.В. Православная персонология XIX века в России. Уссурийск, 1996.
138. Пишун С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: «Прометей», 1996.
139. Пишун С.В. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX века. М., 1996 (докт.дисс.).
140. Пишун С.В. Умеренно-критический реализм как важнейшее направление православной гносеологии// Гуманитарные исследования. Вып.1. Уссурийск: УГПИ, 1997.
141. Пишун С.В. Эйдосная типологизация бытия арх. Никанором (опыт реконструкции)// Христианство на Дальнем Востоке. Владивосток: ДВГУ, 2000. 4.2.
142. П-ов М. (Милославский П.) Позднее слово о преждевременном деле. Страница в истории русской философской мысли (об арх. Никаноре)// Православное обозрение. 1879. № 2.
143. Подокшин С.А. Франциск Скорина. М., 1981.
144. Последние дни пребывания в г.Уфе преосвящ. Никанора, еп. Уфимского и Мензелинского// Уфимские епархиальные ведомости. 1884.
145. Пустарнаков В.Ф. Никанор (А.И.Бровкович)// Русская философия: Словарь (под общ. ред. М. Маслина). М.: «ТЕРРА-Книжный клуб».
146. Раздольский А. Преосвященный Никанор Херсонский как пастырь и педагог. М., 1905 (канд.дисс.) // ОР РГБ. Ф.172. Карт.358. № 12.
147. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т.1. СПб., 1884.
148. Розанов В.В. Идиллия на вулкане// Вестник РСХД. 1995.
149. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1985.
150. Сахатский А.Г. Ценностные аспекты соборного сознания. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Владивосток, 2001.
151. Серебреников B.C. Лейбниц и его учение о душе человека. СПб., 1908.
152. Середович А. Положительные и отрицательные взгляды русской научно-философской литературы последнего 25-летия на вопросы о духовности человеческой души и ее свободе. СПб., 1903 (канд.дисс.) // РО НРБ (Дом Плеханова). Ф.574. Оп.2. Е.х.196.
153. Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Киев, 1878. Т.1.
154. Смирнов А. Вера и богословское знание// Православный собеседник. 1893. № 11.
155. Снегирев В.А. Психология и логика как философские науки//Православное обозрение. 1876. Т.2.
156. Соловьев B.C. Опыт синтетической философии (несколько слов о книге епископа Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Т.2)//Православное обозрение. 1877. № 5.
157. Степанова С.Г. Чувства в гносеологической концепции арх. Никанора (Бровковича)// Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып.2. Уссурийск: УГПИ, 2000.
158. Степанова С.Г. Категории «понятие» и «идея» в гносеологической концепции арх. Никанора (А.И.Бровковича)// Философское образование на Дальнем Востоке: история, теория, практика. Владивосток, 2000.
159. Тарелкин А. Новейшие опыты научного обоснования теизма. М., 1892 (канд.дисс.) // ОР РГБ. Ф.172. Карт.409. № 11.
160. Тихомиров П.В. Православная догматика и религиозно-философское умозрение//Вера и разум. 1897. Отд.филос. №№ 16-17.153
161. Фалькенберг. История Новой философии от Николая Кузанского до настоящего времени. СПб., 1894.
162. Филарет Московский. Пространный Христианский Катехизис православные кафолические восточные церкви. М., 1842.
163. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
164. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
165. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России. СПб., 1894.
166. Шапошников Л.Е. Православие и философский идеализм: Несостоятельность философской апологетики православия. Горький, 1996.
167. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: СПбГУ, 1996.
168. Ястремский Н. Высокопреосвященный Никанор, архиеп. Херсонский, как проповедник. М., 1911 (канд.дисс.)// ОР РГБ. Ф.172. Карт.441. № 6.