автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
"Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Самсонова, Светлана Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кострома
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему '"Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Самсонова, Светлана Алексеевна

Введение

Глава I. "Fin de siecle" как культурологическое понятие

§ 1. Эпоха "fin de siecle" как культурный контекст

§ 2. Теоретические рамки понятия "fin de siecle"

§ 3. Художественные составляющие понятия "fin de siecle"

Глава II. Понятие "fin de siecle" в художественных практиках

§ 1. Художник культуры "fin de siecle"

§ 2. Писатель культуры "fin de siecle"

§ 3. Культурный герой романа "fin de siecle"

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Самсонова, Светлана Алексеевна

В литературе, посвященной европейской и отечественной художественной культуре, имеются многочисленные дефиниции периода конца XIX - начала XX веков, зачастую противоречащие друг другу. Такого рода противоречивость в понимании своеобразия культуры обозначенного периода была присуща как её создателям, так и тем работам, в которых эта культура исследовалась. Подчас взаимоисключающие друг друга оценки, с точки зрения автора диссертации, объясняются появлением нового искусства, которое не могло быть осмыслено в системе уже сложившихся представлений о специфике художественного творчества. Так возникла необходимость поиска новых подходов к осмыслению своеобразия произведений искусства, методов их создания, постижению специфики культурной жизни обозначенного периода. Мнения учёных в определении термина, в пределах которого можно было бы в полной мере постичь глубину и многогранность этого явления, разделились. При всех разногласиях во многих работах, посвященных исследованию художественной культуры конца XIX -начала XX веков, можно встретить словосочетание "fin de siecle". Однако специального описания того, что понимается под этим словосочетанием, до сих пор не существует.

Актуальность исследования связана с попыткой определения словосочетания "fin de siecle" («конец века») как одной из категорий культурологии. Здесь важно отделить его от других терминов и, прежде всего, от понятия «рубеж». В категориальном аспекте существуют как рубежное время, так и время начальное или конечное. Однако «конец века» (в кавычках) и конец века (во временном аспекте) не синонимичны.

Конец века» как культурологическое понятие имеет кроме временных рамок свои теоретические и художественные составляющие.

Словосочетание "fin de siecle", по нашему мнению, не может рассматриваться как синонимичное понятию «рубеж веков». Рубеж веков верифицируется не столько самим переходным состоянием, сколько его преодолением и становлением новых форм культуры и искусства. «Конец века» в качестве понятия актуализирует мировоззренческий сдвиг, происходящий в сознании творческой личности, в результате чего акцент смещается в сторону предметного мира, открывающегося художнику как многообразие форм в их собственной, не зависящей от сознания художника экзистенции. Рубеж веков непосредственно связан со становлением нового искусства - искусства XX века. "Fin de siecle", в свою очередь, способствует пониманию сущностного основания этого становления.

Осмысление словосочетания "fin de siecle" позволяет определить его категориальный статус в культурологии, выявить основные структурные единицы, охарактеризовать их специфику и художественную значимость.

Цель исследования - выявление основных теоретических и художественных характеристик "fin de siecle" как культурологического понятия и анализ его бытийствования в художественных практиках.

Для последовательного разрешения цели исследования ставятся следующие задачи:

- обозначить своеобразие культурной ситуации"йп de siecle" во Франции и России (генетическая связь, типологическое сходство);

- обосновать категориальный статус словосочетания «fin de siecle» в культурологии, актуализировав его содержательный компонент;

- определить основные характеристики культурологического понятия "fin de siecle" и его составляющие (декаданс, модерн, символизм);

- обосновать функциональный смысл и параметры бытийствования понятия "fin de siecle" в художественных практиках;

- выявить главные черты культурного героя эпохи "fin de siecle";

- представить основные характеристики творческой личности эпохи "fin de siecle" (писателя и художника).

Объект исследования: художественная культура конца XIX -начала XX веков, ставшая основанием для формирования нового мироощущения творческой личности «конца века».

Предметом исследования является понятие "fin de siecle" и его функционирование в художественных практиках.

Методология и методы исследования:

Методологическим основанием работы является герменевтико-феноменологический подход к изучению понятия "fin de siecle", способствующий разрешению проблем, связанных с осмыслением своеобразия культурной ситуации рассматриваемого периода и специфики художественного творчества данной эпохи, дающей возможность подойти к осмыслению феноменов реального мира. Герменевтико-феноменологический метод применяется в нашем исследовании для анализа процессов, происходивших в эпоху "fin de siecle", с целью выявить смысл художественных исканий личности, что, в свою очередь, позволяет прийти к дефиниции словосочетания "fm de siecle" в качестве культурологического понятия и классификации его содержательных аспектов.

В данном диссертационном исследовании используются следующие методы: культурно-типологический метод, позволяющий выявить взаимосвязи художественных концепций культуры "fin de siecle" с исканиями в других творческих практиках; эмпирический метод, позволяющий наблюдать за развитием художественного сознания "fin de siecle", которое определяется автором диссертации как сознание особого типа (символистское); психологический метод, дающий возможность рассматривать процессы, происходившие в этом художественном сознании; нами был также востребован онтологический подход к исследованию понятия "fm de siecle"; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: искусствоведческий и литературоведческий анализ.

Таким образом, в исследовании используется комплексный подход к изучению основной проблемы диссертации, объединяющий вышеуказанные методы.

Материал исследования составили художественные произведения (литература, изобразительное искусство) анализируемого исторического периода, воспоминания, эстетические манифесты; исследования, принадлежащие как авторам, жившим в обозначенный период, так и более поздние работы.

Степень разработанности проблемы: описание и основные характеристики культуры конца XIX-начала XX веков достаточно широко представлены в исследованиях специалистов различных областей гуманитарного знания. Поэтому тема диссертации предопределила обращение к обширному и разнообразному кругу литературы. В современной научной литературе имеется большой материал, посвященный, во-первых, описанию общих закономерностей развития русской и французской культур конца XIX- начала XX веков, а во-вторых, - анализу творчества представителей разных направлений этого периода. Словосочетание "fin de siecle" также достаточно часто встречается как в литературных источниках, так и в трудах современных авторов. Однако в настоящий момент в культурологии не существует дефиниции словосочетания "fin de siecle" в теоретическом аспекте или же описания данного понятия в смежных гуманитарных науках (философии, искусствоведении, филологии).

Для рассмотрения обозначенной в диссертации проблемы наиболее существенными являются работы М. Нордау, В. Розанова, А. Пайман. Однако в них авторы скорее ставят проблему, нежели её разрешают.

Для понимания тех процессов, которые происходили в обозначенный период, актуальными представляются размышления таких писателей эпохи "fin de siecle", как С.К. Маковский, К.В. Мочульский, Н.В. Валентинов, А.Н. Белый, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, которые были не просто мыслителями, но также современниками процесса становления культуры «конца века», философов Ф. Ницше, О. Шпенглера, в работах которых даётся осмысление процессов, происходивших в культурной жизни эпохи "fin de siecle", а также исследования современных авторов: И.А. Едошиной, Т.С. Злотниковой, В.А. Крючковой, Е.Б. Муриной, А.Г. Образцовой, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина. Важными явились труды зарубежных авторов: Haskell F., Chasse Ch., Hautecoeur L., анализирующих в своих работах период, важный для решения проблемы диссертации.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что

- культурная ситуация, сложившаяся во Франции и России в конце XIX -начале XX веков, символистская по доминирующему типу мировосприятия, нашла своё воплощение в понятии "fm de siecle" ;

- основными характеристиками понятия "fm de siecle" являются специфическое (символистское) мироощущение, в котором на первое место выходит не «я» художника, а феномены бытия в их маргинальности, мистической окрашенности, а также эстетизме и утончённой рафинированности, в результате чего формируется особая творческая личность «конца века», чьё сознание может быть соотнесено со спецификой миропонимания "fin de siecle";

- основными художественными составляющими понятия "fin de siecle" являются декаданс, символизм и модерн; культура "fin de siecle" способствовала становлению особого типа творчества «жизнетворчества», позволившего сформулировать принципиально новые художественные формы и методы создания произведений искусства.

- словосочетанию "fin de siecle" может быть придан статус культурологического понятия.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые монографически обобщается теоретический аспект понятия "fin de siecle" в сопоставлении с его воплощением в художественных практиках (литература, живопись). Впервые уникальный феномен культуры «конца века» исследован в аспекте его целостности, исходящей из онтологизма творческих исканий эпохи, отразивших существенные изменения в художественном сознании и понимании отношений мира и человека. Понимание культуры "fm de siecle" как целостного феномена культуры представляет широкие возможности для принципиально нового понимания процессов, протекавших во Франции и России в конце XIX - начале XX столетий и способствует уточнению смысла художественных исканий обозначенного периода.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии содержания, целей и значения нововведений культурной жизни «конца века». Особенно сущностным является выявление содержания основных элементов самого понятия и определение значимости включения термина "fin de siecle" в категориальный аппарат культурологии. Понимание словосочетания "fin de siecle" как культурологического понятия позволяет глубже осмыслить процессы, происходившие в художественной культуре конца XIX - начала XX веков, причины новых художественных исканий, позволяет понять значимость этой культуры в контексте мировой.

Практическая значимость исследования состоит в описании культурологического понятия "fin de siecle", результаты которого могут быть применены в практике анализа эпохи и художественных произведений конца XIX - начала XX веков. Содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы в процессе изучения истории зарубежной (прежде всего французской) и русской культур, в программах вузовского образования в рамках курсов общей культурологии, теории и истории культуры, в разработке учебно-методической литературы, пособий для школы и вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

- ситуация, сложившаяся в художественной культуре конца XIX- начала XX веков, явилась поворотным моментом в осмыслении жизни и художественного творчества, поскольку отразила завершающий этап предшествующей культуры (антропоцентризма) и подготовила почву для становления совершенно нового (символистского) художественного сознания и культуры "fin de siecle";

- культура "fin de siecle" представляет собой качественно новый тип, нашедший свои методы, имеющий специальные цели и создающий художественные формы, их воплощающие; «конец века» отразил, с одной стороны кризис уходящей культуры, с другой, сыграл значительную роль в формировании последующей культуры модернизма и послужил базовой основой для всей художественной культуры XX века;

- словосочетанию "fin de siecle" может быть придан статус понятия в культурологии; его сущностными характеристиками являются символистское мироощущение, где на первое место выходит не «я» художника, а постижение им бытия, маргинальное состояние нахождения между сном и явью, мистицизм, а также эстетизм и утончённая рафинированность, стремление во всём видеть красоту; основными структурными составляющими понятия "fin de siecle" являются декаданс, модерн, символизм, синтез искусств;

- в хронологическом аспекте, можно утверждать, что "fin de siecle" как понятие хотя внешне и совпадает с временным отрезком конца XIX-начала XX веков, но им не исчерпывается, являясь самостоятельной единицей в культурологии;

- «конец века» как понятие в культурологии является уникальным феноменом в художественной культуре 1880-1900х годов, запечатлившим итоговые оценки развития классических форм в искусстве, получившие своё оформление в декадентском мироощущении и модерне. Другой стороной культуры «конца века» является зарождение нового мироощущения - символистского, где приоритетное место занимает не «я» художника, а постижение им скрытых истин бытия.

- благодаря развитию синтеза искусств, культура "fin de siecle" способствовала становлению особого типа творчества жизнетворчества», позволившего сформулировать принципиально новые художественные формы и методы создания произведений искусства;

- представители художественной культуры «конца века», писатели и художники сместили привычные ориентиры художественного творчества, обратившись к предметному миру и отразив его во всей полноте бытия. Воплощая собой новый тип сознания, художник «конца века» предвещает эпоху модернизма и творит другую культуру.

Ключевые концепты исследования:

Система ключевых концептов данного диссертационного исследования обусловлена целями и задачами, которые ставит перед собой автор, стремясь определить категориальный статус словосочетания "fin de siecle": рубеж веков - «стык», «встреча» двух столетий. Рубеж веков сопровождается изменением ментальности, жизненных идеалов и целей. В культурологическом аспекте на рубеже веков наблюдается ощущение исчерпанности содержания, форм и средств выражения культуры уходящего века, потому он осмысливается как чуждый новому и подвергается критике, а зачастую и полному неприятию. начало века - период времени, характеризующийся утверждением нового мышления, сменой мировоззренческих установок, использованием качественно новых способов и форм выражения мысли. «Начало века», пришедшее вслед за "fin de siecle", совпадает с авангардом - 10-30е годы XX века. маргинальное сознание - сознание «поиска», присущее культуре "fin de siecle", характеризующееся пограничными, переходными настроениями. В аспекте поставленной в данном исследовании проблемы маргинальное сознание отражает состояние человека, осознавшего, что он более не есть мера всех вещей, акцентирующего своё внимание на предметном мире и открывающего для себя совершенно новую культуру XX века. декаданс - понятие, отражающее совокупность кризисных явлений в культуре конца XIX - начала XX веков; культуре декаданса присущи безысходность, безнадёжность, пессимизм и кризисные настроения, но, с точки зрения диссертанта, декаданс характеризуется скорее, не упадком, а достижением той степени зрелости, какая наступает на закате цивилизации и поисками культурных средств и форм воплощения новых идей и ощущений. символизм - художественное течение, возникшее в конце XIX века, где в качестве главного средства выражения выступает символ, ставший его центральной категорией. В контексте проблематики исследования, наиболее значимыми чертами символизма являются «недосказанность», «непонятность», смещение привычных ориентиров и поиск новых средств выражения. модерн- направление в искусстве конца XIX - начала XX веков, рассматриваемое как художественный стиль. Благодаря синтезу искусств модерн сочетает разные виды искусств и несёт в себе идею утончённого эстетического идеала. Свобода в замыслах и своеобразный декор модерна позволили создать необычные, индивидуализированные художественные произведения, несущие в себе символическое значение и красоту. мистицизм тесно связан с культурой "fin de siecle". Произведения художников «конца века» содержат мистические сюжеты, изображающие нечто неподдающееся выражению, переходное состояние между сном и явью. Творчество мистиков эпохи "fin de siecle" тяготело ко всему таинственному, фантастическому, абстрактному и суггестивному, а возможное значение образа они ценили больше, чем его действительный смысл. эстетизм рассматривает окружающий мир и человека с точки зрения красоты и изящества, выражая утончённость, совершенство, элегантность и чувственность. Эстетизм является актуальным для решения проблемы, обозначенной в диссертационном исследовании, прежде всего тем, что уделяет специальное внимание мельчайшим деталям, где окружающий мир и сам человек рассматриваются словно под микроскопом, выстраивая из деталей единое целое. синтез искусств есть соединение разных искусств в едином произведении, которое возникает не как объединение разных видов искусств, а как органическое целое, обладающее особым художественным воздействием на человеческое сознание. В эпоху "fin de siecle" взаимовлияние и взаимопроникновение разных видов искусств, мысль о необходимости синтеза искусств, а также о единстве человека с искусством и жизни с искусством (жизнетворчество) были особенно важны, поэтому присутствуют в культуре "fin de siecle".

Внедрение: материалы диссертационного исследования были использованы в ходе доцентской практики при чтении спецкурса «Художественная культура Франции и России конца XIX века» на факультете иностранных языков для студентов третьего курса в 2001 году.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях, посвященных проблемам истории и теории культуры. Результаты исследования были представлены на VIII Международной научной конференции «Провинция как социокультурный феномен» в Костромском

Кроме того, результаты исследования представлены в следующих публикациях:

1. Самсонова С.А. Понятие "fm de siecle" в концепции Макса Нордау // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. №3. С. 105-109. (0,3 п.л.)

2. Самсонова С.А. В.В. Розанов о понятии "fm de siecle" // Энтелехия. 2001. №1. Кострома. С. 113-115. (0,2 п.л.)

3. Самсонова С.А. "fin de siecle" в поисках новых смыслов // Русская художественная культура первой трети XX века: проблемы межвидовой поэтики. Киров, 2001. С. 24-26. (0,2 п.л.)

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 150 наименований. Общий объём диссертации 147 стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Fin de siecle": культурологическая дефиниция и художественные практики"

Заключение

Культура "fin de siecle" является переходной культурой, культурой поиска. В искусстве те истины и идеи, которые были сформированы в XIX веке, более не удовлетворяли художников «конца века». Требовалась качественно другая концепция, которая соответствовала бы становящимся «идеям времени». Эти идеи, в свою очередь, потребовали от искусства перестройки всего художественного сознания и мышления. Пристальное внимание творческой личности сосредоточилось не на собственном «я», а на реальных явлениях и предметах в их самости и ассоциативных связях.

Понятие "fm de siecle" даёт органичное представление о художественной ситуации, сложившейся во Франции и России в конце XIX века. Оно позволяет представить эту ситуацию как амбивалентно развёрнутую и в прошлое (классическое искусство), и в будущее (искусство XX века). Не порывая с миметическими основаниями искусства, не отрицая определяющей роли творческой личности в её взаимоотношениях с миром, художественное сознание эпохи "fin de siecle" утверждает свою систему миропонимания.

Культура «конца века» была призвана изменить общие представления о художественном творчестве, изобрести такие способы создания произведений искусства, которые могли бы способствовать созданию новой культуры XX века. Отсюда рождается пристальный интерес творческой личности к проблеме синтеза искусств. Решение этой проблемы повлекло за собой поиск новых художественных форм, способных в полной мере отразить самую суть мучительных раздумий «я» сознания, в них запечатлелось его стремление к постижению целостности бытия как основания произведений искусства.

Эпоха "fin de siecle" характеризуется настроениями противоречивости и поиска. Она передает особую атмосферу последних десятилетий XIX столетия, не просто «конец века», а самоё время конца, отражающее состояние безнадёжност-и, завершённости целого этапа в развитии культуры, что отражается в пессимистических настроениях эпохи. Этот пессимизм странным образом не совпадает со стремительным развитием цивилизационного процесса. Достижения в области науки и техники, становление в искусстве новых форм выразительности, развитие театра и драматургии никак не свидетельствуют об упадке культуры. Скорее наоборот, утверждают веру в прогресс, развитие человеческих способностей. Настроения пессимизма, свойственные культуре "fin de siecle", можно определить как своеобразную критику этого оптимизма. Художественная культура "fm de siecle" предрекает неизбежность гибели антропоцентрической формации.

Эпоха "fin de siecle" - уникальный культурный феномен, которому свойственны пограничность, поиск новых образных средств выражения, определяемых изменениями в художественном сознании. Эпоха «конца века» характеризуется повышенной чувствительностью к становящемуся, остротой ожиданий, проектированием образов и моделей будущего.

Эпоха "fin de siecle" манифестирует не только завершение развития классического искусства, но и начало нового этапа в исканиях художественного сознания модернизма. Пристальный интерес "fm de siecle" к символу будет развит в период становления модернизма, прежде всего в аспекте самотождественности предметного мира.

Специфическими чертами "fin de siecle" обладает творческая личность как в реальности, так и в художественном произведении. Человек эпохи "fin de siecle" является одной из тех беспокойных натур, которые никогда не останавливаются на достигнутом. Его мысль постоянно бьется в поисках ответов на так называемые «вечные» вопросы. Он - эстет, образованный и чувствительный денди, искатель правды и смысла жизни. Он бросает вызов привычным и устоявшимся канонам, ищет способы перестроить существующие правила. Он живёт в переходную эпоху и творит новую жизнь.

В своих художественных произведениях писатели и художники культуры "fin de siecle" отражают состояние пограничности, мистицизма, нахождения между сном и явью, их герои - фантастические и загадочные существа. Художник «конца века» ищет новые немыслимые сюжеты, новых невиданных героев и не использованные ранее способы создания художественных произведений. Представляя новый тип художественного сознания, он связывает реальность с вымыслом и тем самым творит другую культуру.

Что касается понятия "fm de siecle", то, с точки зрения автора данного исследования, оно является самостоятельной категориальной единицей в культурологии. Представленные в диссертации факты художественной жизни конца XIX века позволяют прийти к следующим выводам в определении понятия "fin de siecle". Прежде всего, следует разграничивать его прямой смысл, вытекающий из самого словосочетания (узкое значение), и другой - более широкий и выходящий за рамки первого. В узком смысле "fm de siecle" обозначает временной промежуток последнего двадцатилетия всякого уходящего века, как и первые двадцать лет всякого наступающего столетия следует отнести к началу века.

В узком смысле слова понятие "fin de siecle" ограничивается временными фреймами и определяется нами как 1880 - 1900е годы. Однако чисто формальный признак завершения века не может быть положен в основание категориального статуса понятия "fin de siecle". Здесь следует обратиться к широкому (читай: мировоззренческому) смыслу. В период развития культуры "fin de siecle" происходят значительные мировоззренческие сдвиги, которые ещё не изменяют полностью привычного антропоцентризма, но вносит в него некое сомнение. Это выражается в том, что, размывая в художественном произведении границы предметного мира, «я» сознания "fin de siecle" невольно, неосознанно утверждало инобытие как нечто, выходящее за пределы человеческой компетенции. Во всяком случае, это инобытие не поддаётся рациональному постижению, хотя бессознательно получает статус доминанты в художественном творчестве в маргинальных, мистических лейтмотивах.

Понятие «конец века» ("fin de siecle") обладает собственной онтологией и выходит за пределы только временных рамок. Поэтому представляется возможным определить его как уникальный феномен в художественной культуре 1880-1900 годов, в котором запечатлелись итоговые оценки развития классических форм в искусстве, получившие своё оформление в декадентском мироощущении и модерне. Другой стороной культуры "fin de siecle" является зарождение нового мироощущения - символистского, где приоритетное место занимает не «я» сознания художника, а постижение им скрытых истин бытия.

Представление словосочетания fin de siecle в качестве культурологического понятия позволяет глубже осмыслить процессы, происходившие в художественной культуре конца XIX - начала XX веков, причины их породившие, позволяет понять значимость этой культуры в контексте развития истории искусств. f= * *

Таким образом, можно утверждать, что на основе выявленных нами определённых особенностей "fin de siecle" как дефиниции и культурного феномена, можно обозначить разные аспекты его уточнения:

- влияние европейской культуры "fin de siecle" на культуру в России в контексте синтеза искусств;

- влияние культуры "fin de siecle" на развитие художественного сознания модернизма;

- культура "fin de siecle" в контексте мировой художественной культуры.

Таким образом, настоящее исследование позволяет утверждать, что анализ художественной культуры «конца века» может быть применён к многоаспектным явлениям современной культуры. Проведённая работа позволяет наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования обозначенной в диссертации проблемы, которая наглядно свидетельствует об универсальности понятия культура "fin de siecle" в контексте ее использования в процессе изучения искусства конца XIX - XX начала веков.

 

Список научной литературыСамсонова, Светлана Алексеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. АдаскинаН.А. Символизм в творчестве авангардистов: О «символистском формализме» // Искусствознание. М., 2001. № 1. С.352-362

2. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001. 400 с.

3. Анастасьев Н.А. Разочарования и надежды: Заметки о западной литературе сегодня. М., 1979. -182 с.

4. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. М., 1986.-317 с. •

5. Анненский И.Ф. Книги отражений. М, 1979. 679 с.

6. Баевский B.C. История русской поэзии. Смоленск, 1994. 320 с.

7. Бальзак О. де. Серафита. М., 1996. 288 с.

8. БарнашеваЕ.В. Взаимосвязь натуралистических эстетических тенденций в европейской художественной культуре XIX // Вест. Том. гос. ун-та. Томск, 1999. С. 110-114.

9. Белый А. Бальмонту // Белый А. Сочинения. Том 1. М., 1990. 703 с.

10. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 1. 478 с.

11. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.-571 с.

12. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. 542 с.

13. Белый А. Начало века. М., 1990. 496 с.

14. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 525 с.

15. Белый А. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 1. Симфония (2-я драматическая); Серебряный голубь. Поэзия: Циклы: Золото в лазури; Пепел; Урна. 702 с.

16. Белый А. Сочинения .в двух томах. М., 1990. Т. 2. Петербург. Котик

17. Летаев. Москва под ударом. — 669 с.

18. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. 448 с.

19. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1.-542 с.

20. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т.2.-510 с.

21. Библер B.C. Культура XX века и диалог культур // Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения 1992» М., 1994. С. 5-19.

22. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996. 530 с.

23. Бодлер Ш. и др. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. М., 1997.-416 с.

24. Борисова Е.А., Стёрнин Г.Ю. Русский модерн: Архитектура. Живопись. Графика. М., 1998. 359 с.

25. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М, 1971.-239 с.

26. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года / Хрестоматия по культурологии. М., 1998 592 с.

27. Брюсов В .Я. Заря времён. М., 2000. 496 с.

28. Бютор Мишель. Роман как исследование. М., 2000. 208 с.

29. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978. 695 с.

30. Валентинов В (Вольский Н.В.). Два года с символистами. М., 2000. -384 с.

31. Василий Розанов в контексте культуры / Под науч. ред. И.А. Едошиной. Кострома. 2000. 212 с.

32. Вейдле В. Умирание искусства. СПб., 1996. 333 с.

33. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro издания 1899 г. М., 1991.- 1370 ст.

34. Верлен П. Избранное. М., 1999. 480 с.

35. Верлен П. Романсы без слов. СПб., 1999. 448 с.

36. Волынский JI.H. Зелёное дерево жизни. М., 1978. 159 с.

37. Волынский A. JI. Силбфида // Минувшее. Исторический альманах. М., 1993.-315 с.

38. Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. Ст. В.М. Пискунова. М, 1995.-591 с.

39. Гак В., Кунина И. Французско-русский фразеологический словарь. Около 35000 выражений. Под ред. Я.И. Рецкера. М., 1963. - 1112 с.

40. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. 303 с.

41. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 1984. 351 с.

42. Гаспаров М.Л. Поэтика серебряного века / Русская поэзия серебряного века, 1890-1917: Антология. М., 1993. С.3-28.

43. Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн. / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М., 1999.-Кн.1,-736 с.

44. Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн. / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М., 1999.-Кн.2.-720 с.

45. Гиппиус З.Н. Живые лица. СПб., 2001. 304 с.

46. Гиппиус З.Н. Проза поэта. М., 2000.-269 с.

47. Гиппиус З.Н. Стихотворения. СПб., 1999. 289 с.

48. Горюнова B.C., Тубли. М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992. -359 с.

49. Государев А.А. Сумерки интеллигенции // Русская культура как живой организм. СПб., 1996. С. 58-66.

50. Готье Т. Шарль Бодлер. // Шарль Бодлер и др. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. М., 1997. С. 294-350.

51. Гурмон Реми де. Книга масок. Томск. 1996. -224 с.

52. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. 1096 с.

53. Дёготь Е. История русского искусства XX века. М., 2001. 187 с.

54. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988. -146 с.

55. Долгополов Л.К. Принципы и приёмы изображения города // Андрей Белый. Петербург. М., 1981. 692 с.

56. Древнегреческо-русский словарь. Составил И.Х. Дворецкий под редакцией С.И. Соболевского. Т. II. М., 1958. 1593 с.

57. Едошина И.А., Бондарев В.А. Культурология: основные понятия. Адаптированный словарь для студентов. Кострома. 2000. 52 с.

58. Едошина И.А. Человек в пространстве культуры: (Монографические размышления). Кострома. 1999. 135 с.

59. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. Монография. Москва-Кострома. 2002. 252 с.

60. Затонский. Д. В. В наше время: Кн. о зарубежной литературе XX в. М., 1979.-431 с

61. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. Харьков, 2000 337 с.

62. Злотникова Т.С. Публичное одиночество. Ярославль, 1998. 234 с.

63. Каган М.С. Искусство и общение // Искусство и общение. Л., 1984. С. 17.

64. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 414 с.

65. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. 1996. 192 с.

66. Квинси Томас де. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум; Suspiria de Profundis,, составляющее продолжение «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». М., 2001. 192с.

67. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 687 с.

68. Кондаков И.В. Культура России. Учебное пособие. М., 1999. 360 с.

69. Костневич А. Французская живопись XIX н. XX века в Эрмитаже. Л., 1979.-166 с.

70. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2001. 671 с.

71. Кристиан Джон. Символисты и декаденты. М., 2000. 205 с.

72. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900. М., 1994. 272 с.

73. Куликова И.С. Антиискусство и буржуазная действительность. М., 1978.- 152 с.

74. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980. 272 с.

75. Культурные традиции России и Франции: история, литература, искусство. Конец века как социокультурное явление. Тезисы докладов и сообщений V международной научно-теоретической конференции. 20-30 июня 2000 года.-СПб., 2001. 30 с.

76. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией проф. А.Н. Марковой. М., 1998. 576 с.

77. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведени. Под редакцией проф. Г.В. Драча. Ростов на Дону, 1998. 576 с.

78. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. 640 с.

79. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., Т. 1. 1998. 447 с.

80. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., Т. 2. 1998. 446 с.

81. Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. - 420 с.

82. Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000608 с.

83. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. -704 с.

84. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1989. 94 с.

85. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000.- 560 с.

86. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.,1999,- 530 с.

87. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. -384 с.

88. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991- 272 с.

89. Метерлинк М. Разум цветов. Жизнь пчёл. СПб., 1999. 505 с.89. «Мир искусства»: Объединение русских художников начала XX века. Л., 1991.-331 с.

90. Мотылева Т. Л. Зарубежный роман сегодня. М., 1965. 472 с.

91. Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М., 1997. 479 с.

92. МуринаЕ.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982. -192 с.

93. Наоборот: Три символистских романа / Сост. и послесл. В.М.Толмачева; Пер. А.Е. Суриц, М.П. Богословской-Бобровой, Е.Л. Кассировой. -М., 1995 463 с.

94. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Литературные памятники. М., 1990.

95. Новая философская энциклопедия. Т. 1. М., 2000. 721 с.

96. Нордау Макс. Вырождение ( Перевод с нем. и предисловие Р.И. Сементковского.) Современные французы ( Перевод с нем. А.В. Перелыгиной). Послесловие В.М. Толмачева. М., Республика, 1995. -400 с.

97. Образцова А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX веков. М., 1984.-333 с.

98. Пайман А. История русского символизма / Авториз. пер.; Пер. с англ. В.В. Исакович. М., 1998. - 415 с.

99. Раппопорт С.Х. Художественная культура и художественная жизнь // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 118.

100. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М., 1996. 462 с.

101. Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 1999. — 413 с.

102. Редон О. Исповедь художника / Искусство. 1990. №4. С. 56-60

103. Рильке Р. -Ворпсведе М. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1997. -415 с.

104. Розанов В.В. Истинный fin de siecle. // В мире неясного и нерешённого. М., 1995. С. 54-60

105. Розанов В.В. Приложение к журналу "Вопросы философии". Том 1. Религия и культура. М., 1990. 635 с.

106. Розанов В.В. Собрадие сочинений. В мире неясного и нерешённого. Из восточных мотивов. М., 1995. 460 с.

107. Розанов В.В. Уединённое. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях. М., 2001. 776 с.

108. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995,- 451 с.

109. Русская художественная культура первой трети XX века: грани синтеза: Материалы межвузовского научно-теоретического семинара «Теория и практика художественных направлений в русской культуре первой трети XX века». Киров. 2001. 65 с.

110. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991 366 с.

111. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001. 343 с.

112. Сарабьянов Д.В. История русского искусства к. 19 н. 20 в.в. М., 1993.-319 с.

113. Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 века среди европейских школ. М., 1980.-259 с.

114. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. 153 с.

115. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М., 1999, - 816 с.

116. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910" годов. М., 1988.-285 с.

117. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. М., 1970. -293 с.

118. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века 70-806 годы. М., 1997. 223 с.

119. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века! М, 1984. - 296 с.

120. Стерноу С. А. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи. М., 1996. 128 с.

121. Уайльд О. Письма. СПб., 2000.-416 с.

122. Уваров М.С. Язык и текст в культуре XX в. // Перспективы метафизики. СПб., 2001. С. 116-122.

123. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3 / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 3-е изд., стер. СПб., 1996. 832 с.

124. Фетисов И.В. Западноевропейская живопись конца XIX начала XX века. М., 1998.-64 с.

125. Флоренский П.А. «Золото в лазури» Андрея Белого. Критическая статья / Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 695-701.

126. Хаксли Олдос. Двери восприятия. Рай и ад. СПб., 1994. 133 с.

127. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону. 1997 640 с.

128. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. М., 1992. - 148 с.

129. Чеснокова В.Д. Индивидуальная культура // Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993. С. 33-41.

130. Шепетис Л. От жизни в ничто. М., 1972. - 176 с.

131. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М., 1973.-447 с.

132. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов на Дону. 1998. 640 с.

133. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. М., 2000. 464 с.

134. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература, музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.; Научн. ред. и авт. послесл. В.М. Толмачева; Пер. с франц. М., 1998.-428 с.

135. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. М., 2000. 320 с.136. «Я лучшей доли не искал.» (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). М., 1988. 560 с.

136. Baudelaire Charles. Le Spleen de Paris. Petits роётеэ en prose. Thuringe, Allemagne. 2000. 92 p.

137. Baudelaire Charles. Les fleurs du mal. Paris. 2000. 260 p.

138. Chasse Ch. Le mouvement symbiliste dans Г art du XX siecle. Paris, 1947. 209 p.

139. Dauzat Albert. Dictionnaire ethimologique de la langue francaise. Paris. 1954.-824 p.

140. Dictionnaire du francais contemporain illustre: 33000 mots, 1062 ill. / direction J. Dubois. Paris. 1980. 1263 p.

141. Gibson M. Odilon Redon: The Prince of Dreams. Koln, 1996. 96 p.

142. Gohn C. Symbolists and Decadents. Blacker Colmann Cooper. Ltd., 1989. -187 p.

143. Jean d'Ormesson. Une autre histoire de la litterature francaise. La poesie au XIX siecle. Paris. 2001.- 123 p.

144. Haskel F. The Sad Clown: some notes on 19-th century mith // French 19-th century painting and literature. Manchester, 1972. 187 p.

145. Hautecoeur L. Litterature et peinture en France du XVII-XX siecle. Paris, 1963. 865 p.

146. Le petit Larousse. Paris. 1995. 1784 p.

147. Robert Paul. Le petit Robert: Dictionnaire alphabethique et analogique de la langue francaise. 1986. Paris. 2172 p.

148. The fm de siecle reaction: new views of the state. // The Oxford popular history of Britain. Edited by Kenneth O. Morgan. Oxford University Press. 1996.-747 p.

149. Verlaine Paul. Fetes galantes et autres recueils. Paris. 2000. 128 p.