автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Физическая культура таджикского народа в средние века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Махмадрасулов, Бободжон Саймахмудович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Физическая культура таджикского народа в средние века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Махмадрасулов, Бободжон Саймахмудович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТАДЖИКСКОГО НАРОДА

В ПЕРИОД ВОЗШКНОВЕШШ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Физическая культура таджикского народа накануне возникновения феодальных отношений

2. Становление феодальных отношений и их влияние на физическую культуру народов Согда, Тохаристана и Уструшана

Глава Н. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В УШ-ХУ вв.

1. Физическая культура -таджикского народа в период Арабского Халифата и государства Саманидов.

2. Состояние физической культуры таджикского народа в период его вхождения в состав государств Чингизидов и Тимуридов

Глава Ш. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ 111АЙБ0НИД0В И АШТАРХАНИДОВ

1. Физическая культура таджикского народа в период правления государства Шайбонидов

2. Некоторые особенности физической культуры таджикского народа в государстве Аштарханидов. III

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Махмадрасулов, Бободжон Саймахмудович

Актуальность теш исследования. Образование суверенной Республики Таджикистан открыло новые широты в деле дальнейшего развития физической культуры. Ныне созданы благоприятные условия для глубокого изучения,обобщения и освещения истории физической культуры таджикского народа. На современном этане назрела необходимость в эффективном использовании физической культуры в формировании физических, психических качеств и гармоничном развитии людей. Как отмечает Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов: "Знание историк необходимо не только ради самого прошлого - око, как компас, помогает определить дальнейший путь нации, выявлять новые процессы и течения,с которыми сталкивается в своем развитии любая государственность. Несомненно, одним из главных источников национального самосознания является именно приобщение г к славному и героическому прошлому своего народа, сохранение и приумножение духовного наследия предков"^-.

Изучение и обобщение истории физической культуры таджикского народа имеет научно-теоретическое и практическое значение.Необходимость исследования данной темы определяется следующим: во-первых, после распада СССР и образования суверенного Таджикистана произошли коренные изменения в сфере физической культуры, в связи с чем возникает необходимость Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. - Лондон. - 2000. - С.127. нового подхода к решению рассматриваемой проблемы; во-вторых. таджикский народ еще в древности занимался разнообразными видами физической культуры, спорта и ныне назрела необходамость их практического использования в условиях суверенного Таджикистана; в-третьих, актуальность рассматриваемой темы возрастает также в связи с тем, что в XXI веке на первый план выдвигается задача укрепления здоровья людей и их физической закалки.

Таким образом, избранная тема исследования "Физическая культура таджикского народа в средние века" является актуальной, её изучение, анализ и обобщение будет способствовать практическому использованию древней традиции национального опыта физической культуры, спорта в суверенном Таджикистане.

Степень изученности темы. История физической культуры таджикского народа в древности и средневековье до настоящего времени не подвергалась специальному научному анализу и обобщению. Хотя некоторые аспекты истории физической культуры, спорта таджиков частично освещены в трудах историков бывших союзных республик.* Ради справедливости следует отметить, что История физической культуры и епорта. Под ред.Столбова В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С.55-56; Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта, - М.: Радуга, 1982. - С.135; Омурзаков Д. Спортсменки Советского Востока. - Фрунзе, 1971; Танкеев М.Т. История физической культуры в Казахистане, - Алма-Ата, 1971; Бердиев А. История развития физкультурного движения в Туркменской CGP (19171958 гг.). - Ашхабад, 1981, и др. отдельные данные исследуемой темы встречаются в трудах историков Таджикистана, которые посвящены истории физической культуры и спорта советского периода.

Итак, научную литературу, посвязенную истории физической культуры таджикского народа условно можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся монографии, брошюры и научные статьи, посвященные истории физической культуры и спорта таджикского народа^. Хотя в этих работах не ставилась задача специального изучения и освещения исследуемой темы, однако в них дается краткий очерк истории физической культуры таджиков и в древности. Так, в монографии профессора Т.М.Суяркулова "Прошлое и настоящее таджикского спорта"раскрываются разнообразные виды физических упражнений и игр на древней земле таджиков. "К ниш относятся: верховая езда, таджикская борьба (гуштингири), хозлодрание (бузкаши), хоккей на траве (чавгонбози), бег, кулачный бой, единоборство, плавание, военные упражнения, метание, всевозможные игры и пляски"^. Следует отметить, что данная монография в основном освещает историю физической культуры советского периода. Суяркулов Т.М. Прошлое и настоящее таджикского спорта. -Душанбе: йрфон,1968; Он же. История возникновения физической культуры и спорта в Таджикистане * - Душанбе,1990;То-ропов Н.й. Национальные виды спорта и игр в Таджикистане. - М., 1944; Куленко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение,1982; Бустонова Н.Д. Из истории физкультурного движения // Иаёми Донишгох (Вестник ун-та). - 1994. - № 4. - С.66-70 и др. Суяркулов Т.М. Прошлое и настоящее таджикского спорта. -С.5.

Определенный научный интерес представляет книга историка п. И.Торопова "Национальные виды спорта и игр в Таджикистане", где автор в главе "Физическое воспитание таджикского народа до Октябрьского периода" на отдельных примерах доказывает, что до революции национальные виды спорта и спортивные игры составляли неотъемлемую часть народных сборищ, праздников, таких как "Навруз" (праздник Нового года ), "Гаштак" (еженедельное увеселительное сборище), весенний праздник тюльпан - "лола", различные свадьбы. Заслуга автора состоит в том, что он дает ценные сведения о развитии таких видов спорта, как стрельба из лука, шахматы,конно-спортивные игры и др., рассматривая их распространение как среди феодалов, так и среди простого народа. Кроме того, автор впервые дает сведения о таких национальных играх таджиков, проживающих высоко в горах, отличающихся по своему содержанию и организации соревнований, как "Сараспо", "Бузкаиш дар об" ("козлодраше на воде"). Однако, работа в основном базируется на исторических фактах и событиях в южных и восточных районах и Горно-Бадахшанской области, а северные районы современного Таджикистана с большим разнообразием национальных традиций остались н© исследованными. Несмотря на это работа Я.И.Торопова является ценным материалом для нашего исследования.

Исследователь Н.Ф.Куленко, кратко раскрывает историю физической культуры народов Центральной Азии в феодальной обществе, приводит примеры о системе физического воспитания прямых предков таджиков - согдийцев, скифов, сарматов.

Безусловно, вышеназванные работы оказажи автору определенную помощь в написании данной диссертации. Однако, необходимо констатировать, что в указанных трудах недостаточно использованы первоисточники, особенно на арабском шрифте, наблюдается повторение однообразных материалов по физической культуре и спорту таджикского народа в ранний период феодализма.

Ко второй группе относятся диссертационные работы, посвященные истории физической культуры и спорта Таджикистана. На материалах республики защищены одна докторская и три кандидатских диссертации^. В указанных работах в основном освещается история физической культуры и спорта таджикского народа в IX столетии. Следует отметить, что во введении этих диссертаций даются некоторые сведения об историографии исследуемого вопроса, а в тексте приводятся отдельные факты о видах спорта таджикского народа в древности.

К третьей группе относятся труды по иетории таджикского народа, где приводятся отдельные данные об истории физической культуры в феодальном обществе^.Определенные сведения Бабаджанов А.К. История физической культуры и спорта в Таджикистане (I9I7-I997 гг.). - Душанбе, 1998; Бустонова Н.Д. Участие женщин Таджикистана в физкультурном движении 1955-1985 гг. - Душанбе, 1995; Бабаджанов А.К. Развитие физической культуры и спорта в Таджикской ССР в период I97I-I985 гг. - .Душанбе, 1990; Мавлоназаров Б.История развития физической культуры и спорта в Горно-Бадахшанской автономной области (1950-1990 гг.). - Душанбе, 1999. о

История таджикского народа. T.I, П. - М.: Наука, 1964; История Таджикской ССР. - Душанбе, 1983; Очерки истории и теории культуры таджикского народа (сборник статей). -Душанбе, 2001 и др. о культуре, в том числе физическом воспитании, военно-физической подготовке воинов и их снаряжении, методах тренировки, способах охоты и др. имеются в трудах М.С.Андреева, В.В.Бартольда, Е.Э.Бертельса, А.М.Беленицкого,Б.Г.Гафурова, А.Джалилова, Б.А.Литвинекого, А.М.Мухтарова1 и др.

К четвертой группе относится литература, в которой на-аяо освещение некоторые проблемы истории физической культуры в период феодального общества. Это специальные сборники статей^ и методические пособия изучающим историю таджикскоч то спорта . Автор данной диссертации принимал .непосредственное участие в подготовке и издании этих работ.

Таким образом, изучение исследуемой проблемы привело автора к выводу о том, что до настоящего времени еще отсутствуют труды, в которых комплексно исследовалась история I

Андреев М.С. Таджики долины Хуф. - Душанбе, 1958. Вып.1. Т.7; Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. - 1., 1927; Бертельс Е.З. История персидско-таджикской литературы. - М., I960; Беленицкий A.M. Древний Пенджи-кент - раннефеодальный город Средней Азии. - Л., 1967;

Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972; Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине УШ в. - Сталинабад, 1961; Мухтаров A.M. Путешествие в Согднану. - Душанбе: йрфон, 1982. О

6 История физического воспитания у таджиков. - Душанбе, 2002. 4.1. (на тадж. языке). История таджикского спорта (Указатель литературы). - Душанбе, 1997. физической культуры таджикского народа б древности и средневековье. Всё вышесказанное и предопределило выбор темы нашего исследования. цель и задачи исследования» Целью данной диссертации является комплексное изучение истории самобытной национальной физической культуры таджикского народа в средние века, а также пути её распространения среди народов центральной Азии. В связи с этим определены следующие задачи:

- осветить состояние, развитие м особенности физической культуры таджикского народа в феодальном обществе;

- обобщить формы, методы и средства распространения самобытной физической культуры среди народных масс;

- проанализировать взаимовлияние физической культуры таджикского и других народов центральной Азии;

- раскрыть состояние и развитие физической культуры таджикского народа в период правления Арабского Халифата,Са-манидов, Чингизидов, Темуридов, Ша&бонмдов и Аштарханидоз;

- внести методические рекомендации по возрождению национальных видов спорта и осуществлению Закона Республики Таджикистан (1997 г.) "О физической культуре и спорте".

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое обобщающее исследование, освещающее проблемы, способствующие возрождению национальных видов физкультуры и спорта в Таджикистане. Впервые с позиции объективности раскрыты осооенности и самобытность физической культуры таджикского народа в средние века. Благодаря изучению и анализу опубликованных материалов археологических, этнографических и фольклорных экспедиций, изданных источников и литературы диссертант вводит в научный оборот конкретные виды военно-спортивных состязаний: конное поло, конные скачки, козлодрание, таджикская борьба, метание камня, стрельба из лука и т.д., использование которых окажет позитивное влияние на укрепление здоровья людей и их физическую закалку. Вместе с тем автор, опираясь на результаты исследования, вносит комплекс практических рекомендаций, способствующих дальнейшему развитию физической культуры в суверенной Республик© Таджикистан.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при написании научной историй физической культуры таджикского народа, составлении различных методических пособий по проведению физкультурных и спортивных мероприятий.

Основные положения исследования могут найти практическое применение при разработке и принятии государственной концепции развития физической культуры и подготовки кадров. Результаты исследования, обобщения, выводы и практические рекомендации автора будут содействовать совершенствованию системы физического воспитания, дальнейшему улучшению работы физкультурных организаций Республики Таджикистан.

Исторический опыт физической культуры таджикского народа может быть эффективно использован спортивными органами центральноазиатских государств, а также специалистами физической культуры Афганистана, Ирана, с народами которых судьба таджиков исторически связана.

Хронологические рамки исследования охватывают большой период истории физической культуры таджикского народа. Как известно, в течение 17 - ХУШ вв. на территории Центральной Азии формировалось и развивалось феодальное общество. Б это время усалились междоусобные войны, постоянно обострялась борьба между феодалами за сферу влияния в обществе. Безусловно, эти факторы оказали определенное влияние на формирование, совершенствование и развитие физической культуры и спорта таджикского народа.

Таким образом, выбор большого периода для темы исследования позволил автору, во-первых, проследить динамику становления и развития самобытной истории физической культуры таджикского народа, во-вторых. раскрыть взаимовлияние физической культуры между народами Центральной Азии и, наконец, выявить своеобразные формы, методы развития физической культуры и спорта таджикского народа.

Методологической основой исследования стал принцип историзма, который способствовал объективному рассмотрению событий и фактов, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимообусловленности. В связи с этим автор, опираясь на различные методы познания, стремился осветить те перемены, которые произошли в сфере физической культуры в эпоху феодального общества,раскрыть не только отрицательные явления, но и положительные моменты, способствующие влиянию на дальнейшее решение этой проблемы в Республике Таджикистан.

Источниковая база исследования обширна, многообразна и ее можно разделить на следующие группы:

К первой группе относятся исторические источники^, произведешь писателей, поэтов и ученых^: А. Ру-даки, А.Фирдоуси, Абуаяи Ибн Сино и др.

Ко второй группе относятся труды известных русеких ученых-востоковедов: М.С.Андреева, В.В. Бар-тольда, А.М.Веленицкого, Э.А.Грантовского, М.М.Дьяконова, М.Е.Массона, А.А.Семёнова, С.Е.Толстова и др.,в которых на основе материалов археологических и этнографических экспедиций приведены некоторые данные о военно-физических упражнениях, вооружении воинов, об участии женщин в спортивных сося тязаниях .

1 Авеста: избранные гимны. / Перевод и комментарии И.М.Стеб-лин-Каменекого. - Душанбе: Адиб, 1990; Балъами А. История Т'абари. - (Цикл "Иранские народы в исторических источниках"). - Душанбе, 1962; Беруни А. Избранные произведения. - Ташкент, 1963. Т.2; Байхаки Абу-л-Фазл. История Маеъуда (1030-1041). - М., 1969; Кайковус I. Кобуснаме. -Душанбе, 1979. Рудаки А. Избранное / Перевод С.Липкина. - М., 1957; Фирдоуси А. Шахнаме, (в 8 томах). - Душанбе, 1987-1991 гг.; Абуали ибн Сино. Канон врачебной науки. В 10-ти т. - Ташо кент, 1996 и др. Андреев М.С. По Таджикистану.Краткий очерк о работе этнографической экспедиции в Таджикистане в 1925 году. - Ташкент,1927. Вып.1; Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия / Соч.-М.: Воет.литература,1963. T.I; Бе-леницкий A.M.Древний Пенджикент - раннефеодальный город Средней Азии.-Л., 1967;Трантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. - М.: 1970; Дьяконов М.М.

У истоков древней культуры Таджикистана. - Сталинабад,1956; маесон М.Е., Пугаченкова Г.А. Шахрисябз при Тимуре и Улугбеке //' Археология Средней Азии. - Ташкент, 1953; Семёнов А.А. Гиратское искусство в эпоху Алишера Навои // Родоначальник узбекской литературы. - Ташкент, 1940; Толстое С.П. По следам древнехорезмийской цивилизаций. -М.-Л.: 1948.

- 13

Денные материалы, документы о физической культуре таджикского народа в древней и средневековой истории опубликованы в трудах таджикских ученых, академиков Б.Г.Гафурова, A.M. Мухтарова, Н.Н.Негматова и А.Д.Джалилова.

К третьей группе относятся архивные материалы Центрального Государственного архива Республики Таджикистан (фонд 19, 4Q4); текущего архива Комитета по делам физической культуры и спорта при Правительстве Республики Таджикистан, где имеются отдельные сведения о древних спортивных играх.

Апробация работы. Основные научные обобщения и выводы диссертации отражены в брошюре и статьях автора. Они также изложены в докладах, сообщениях на научно-теоретических и методических конференциях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета, оценена положительно и рекомендована к публичной защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Физическая культура таджикского народа в средние века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях физическая культура и спорт стали важным социальным фактором воспитания всего народа, они активно используются в организации разумного отдыха трудящихся, в борьбе против наркомании, а также подготовке населе-хчия к труду и обороне Республики Таджикистан. Для успешного решения данного вопроса большое место отводится изучению истории физкультурного движения, возрождению национальных видов спорта таджикского народа. На изучение истории национальной культуры, возрождение лучших исторических традиций таджикского народа направлен Указ Президента Республики Таджикистан "О праздновании 1100-летия Государства Саманидов".

Современная наука установила, что физические упражнения возникли в процессе трудовой деятельности (охоты) древнего человека. С развитием мышления человека в процессе передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования), с этой целью выполнение подражаний, наблюдение, копирование, инициации (посвящение), позже различные религиозные ритуалы и обряды возникло физическое воспитание.

Многочисленные археологические расколки, проведенные на территории современного Таджикистана, свидетельствуют о том, что вся эта трудовая деятельность была присуща и предкам таджикского народа. Согласно дачным археологии, этнографии и письменных источников, предки таджикского народа, занимаясь охотой, выполняли физические упражнения, как метание, бег, прыжки, скалолазание, кулачный бой, скольжение и др.

Совершенствование орудий труда, появление метательного оружия, одомашнивание и применение животных в хозяйстве положили основу зарождения новых видов физических упражнений(верховая езда, стрельба на скаку, облавная охота верхом на лошади, упражнения, связанные с боевыми колесницами, охота с собакой и др.). Предки таджикского народа, как и другие народы Центральной Азии в первобытном обществе с помощью физических упражнений и единоборств определяли народного героя (например, первого героя Согда) и урожайность года.

Изучение первоисточников привело автора к выводу о том, что в доисламский период женщины занимали высокое положение в общественной жизни предков таджикского народа. Почти во всех отраженных сюжетах в исторических памятниках живописного искусства древнего Пенджикента, далее батальных, вместе с мужчинами участвуют женщины. Они наравне с мужчинами пируют, играют на музыкальных инструментах, пляшут, сидят на коне одетые в рыцарские доспехи, участвуют в сражениях, различных соревнованиях, турнирах, играх посвященных "Наврузу" и других обрядах. Это уже явно свидетельствует о большой свободе и активности женщин в их повседневной жизни1. Ряд греческих, арабских, китайских, русских и др. историков-востоковедов с восхищением писали о высокой физической подготовке, о подвигах щенщин Центральной Азии, в том числе таджикского народа на полях сражений, об их нравах, занимаемом ими общественном положении. Так, Герадот, относительно девушек-массагеток пишет: "Вместе с мужьями и без них ездят верхом на охоту и на войну и одеваются так же как мужья их"2. Джалилов А. Из истории культурной жизни таджикского наро-г> да. - С. 122. См.: Толстов С.П. древний Хорезм. - М.: 1948. - С.326.

Богата и разнообразна физическая культура таджикского народа в древности и особенно в средневековье. Так, среди предков таджиков широко были распространены игры с костями (бараньи астрагалы) "Бучилбози". По различным историческим памятникам можно установить, что в период существования Согдиа-ны и Бактрии были известны искусные акробаты-канатоходцы.Сог-дийцы и бактрийцы участвовали в походах царя Дария на Грецию, показывали высокую военно-физическую подготовленность,в свою очередь заимствовали такие физические упражнения, как метание копья, гимнастические упражнения, бег, ходьба и др.

Обильные иконографические материалы, упомянутые источники доказывают, что оружейное производство у согдийцев и бакт-рийцев являлось одной из ведущих отраслей ремесел. А это в свою очередь свидетельствует, что предки таджикского народа большое внимание уделяли военно-физической подготовке населения. Об этом говорят подвиги легендарных героев таджикского народа: Рустама, Сиявуша, Исфандияра, Спитамена, Темурмалика и многих других. Главной чертой физического воспитания таджикского народа, как и других народов мира, в средневековье являлась его всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь разделение по полу) и строго обязательным. Во время образования классов, физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки.

На территории Согда, Хорезма и Бактрии в средневековье существовали школы физического воспитания аристократов, охотничьи парки, стрелковидные бойницы, где особое внимание уделялось военно-физической подготовке молодежи. В Ахеменидский период праздник "Навруз" стал традиционным и превратился в официальный праздник ираноязычных народов. В этом празднике участвовало всё население, организовывались выступления канатоходцев, устраивались конно-спортивные игры "Бузкаши", скачки, борьба и другие, где участвовали все желающие. В этот период наблюдалось проникновение системы физического воспитания других народов, особенно греческой,римской,китайской и др. Так, в Кушанский период в быт народов Центральной Азии, в том числе таджиков проникает игра в чутуранга (шахматы) - игра индийского происхождения, лечебная гимнастика из Китая и др. В свою очередь, другие страны позаимствовали у народов Центральной Азии игру конное поло, стрельбу из лука.

Как известно, средневековый период характеризуется сплошными захватническими и междоусобными войнами и поэтому физическое воспитание носило военизированный характер. Феодальное общество оказало определенное влияние и на культуру таджикского народа, в том числе на национальные виды спорта и игры. Феодальная знать использовала средства физического воспитания для укрепления своего могущества и захватнических войн. Военные действия в феодальном обществе отразились на физическом воспитании народа. Об этом свидетельствуют многочисленные миниатюры, портреты, рисунки на стенах замков и др. того времени, в которых отражались поединки богатырей, рыцарские турниры, эпизоды захватнических войн,охота на хищников и др. Во многих замках, в городских стенах строились специальные стрелковидные бойницы - места тренировки стрелков. Феодальное общество породило рыцарские турниры, охоту на крупных хищников, а также смертельные единоборства (дуэль).

Арабское завоевание отрицательно повлияло на физическую культуру народов Центральной Азии. Исламская религия запретила участие женщин в спортивных развлечениях,на время приостановила развитие национальных видов спорта и народных игр. Однако, образование Государства Саманидов способствовало их возрождению. Ряд поэтов и ученых Саманидского периода (Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сино, Беруни и др.) в своих произведениях пропагандировали физическую культуру.Определенное влияние на развитие физической культуры оказало движение "Джавонмардон" (рыцарское движение). Вторжение Газневидов в Индию способствовало развитию в Центральной Азии верховой езды на боевых слонах, связанных с этим военно-физических упражнений и игры в шахматы. монгольское нашествие, как и арабское в Центральной Азии нанесло огромные разрушения и разруху. Монголы запретили местному населению носить оружие, заниматься военно-физическими упражнениями. Однако, монголы широко использовали средства физического воспитания местного населения в своих целях. Например, во время монгольской охоты "Чарга" использовали народные методы физического воспитания. Несмотря на это местное население, в том числе таджики продолжали заниматься физическими упражнениями, развивали самобытную физическую культуру. Об этом свидетельствует своеобразная система военно-физической подготовки воинов легендарного героя таджикского народа Темурмалика.

Изучение и анализ разнообразных источников привело диссертанта к выводу о том, что физическая культура таджикского народа достигла определенного успеха в период правления Тимура и его династий. В этот период города Центральной Азии, в том числе Самарканд, Бухара превращаются в цветущий край. Это в свою очередь способствовало развитию национальной культуры, в том числе физического воспитания. Тимуриды, продолжая традиции народов Центральной Азии, приглашали в дворцы поэтов, ученых, пахлаванов, шахматистов, часто организовывали спортивно-развлекательные игры. Большое развитие среди народа получили игры в шахматы, нарды, верховая езда, борьба, охота с огнестрельным оружием и др. Поэты, ученые этого периода - Джами, Кошифи, Навои, Бехзод, Восифи и др. в своих произведениях высоко оценивали физическое воспитание народа. В этот период был написан ряд методических рекомендаций по видам спорта. Создавались специальные школы по воспитанию богатырей. По национальным видам спорта проводились международные встречи (например, по борьбе и калтакзани с пахлаванами Сирии и Ирака). Появились спортивные арены,охотничьи угодья (шикоргох), водоемы (хаузы) для плавания с использованием их в качестве арены борьбы, спортивные сооружения типа "Тамошотеппа", "Мугтеппа", "Талтеппа" и др.

Исследование показало, что как в период Шайбанидов, так и Аштраханидов были достигнуты определенные успехи в сфере физической культуры. Однако, главным недостатком этого периода являлось то, что мало было уделено внимание физическому воспитанию широких масс, особенно женского населения.

Таджики, как и другие народы Центральной Азии, несмотря на многочисленные набеги чужеземцев, геноцид и притеснения, сумели сохранить свою самобытную систему физического воспитания.

Таким образом, изучение истории физической культуры таджикского народа в средневековый период привело автора к следующим выводам:

- географическое расположение, природа края способствовали возникновению и развитию физической культуры на древней земле таджиков. Богаты и разнообразны формы и методы физического воспитания таджикского народа, поэтому еще в средневековье некоторые страны мира заимствовали у них отдельные виды спорта.

- Источники свидетельствуют о том, что физическая культура в феодальном обществе имела военизированный и классовый характер. Феодалы использовали средства физической культуры в военных и захватнических целях.

- Правители Центральной Азии пропагандировали физическую культуру, особенно военно-физические упражнения. Так, Чингизхан, Эмир Тимур, Темурмалик и др., будучи физически подготовленными людьми, ввели свою систему физического воспитания.

- В пропаганде физической культуры активное участие принимали поэты, писатели и ученые Рудаки, Фирдоуси,Ибн Сино, Джами, Кошифи, Бехзод, Восифи и др. Появление ряда методических пособий, таких как рекомендации по игре в шахматы (Али Шатранджи Самарканди), по борьбе "гуштингири" (Мухаммед Абдусаид), Кабуснаме (У.Кайковус), Мухсиновая этика (Воиз Кошифи) способствовали физическому воспитанию рыцарей.

- Накоплен определенный исторический опыт по строительству спортивных сооружений: охотничьих угодий ("Шикоргох"), водоемов ("хаузы") для плавания с использованием их в качестве арены для борьбы, спортивных сооружений типа "Тамошотеппа" и др.

- Систематически происходило обогащение системы физического воспитания другими народными системами; появление новых видов спорта и физических упражнений, как-то: игра в шахматы и езда на боевых слонах (индийского происхождения), плавание способом "кроль" и метание бумеранга (арабского происхождения) , охота способом "чарга" (монгольского происхождения) , стрельба из огнестрельного оружия русского происхождения) .

- Определенное воспитательное значение имело проведение международных соревнований с участием местных богатырей и борцов из Сирии, Ирака, чавандозов из Афганистана, и др.

Таким образом, несмотря на многократные завоевания территории Центральной Азии, жестокую эксплуатацию чужеземцами, таджики сумели сохранить свою самобытную систему физического воспитания, была заложена основа для дальнейшего развития физической культуры таджикского народа.

Безусловно, физическая культура таджикского народа нашла свое дальнейшее развитие в XX столетии. Однако, в физкультурном движении таджикского народа., особенно в последние годы имелся ряд существенных недостатков, нерешенных вопросов,тормозящих развитие физической культуры и спорта в республике. Главными из них, по нашему мнению, являются:

- отсутствие комплексного исследования истории физической культуры и спорта таджикского народа с древнейших времен до сегодняшнего дня;

- к сожалению, недостаточно использованы богатые формы, методы и средства самобытной физической культуры таджикского народа и на основании этого возрождения национальных видов спорта как "Сарипанча" (борьба руками), "калтакзани" ("фехтование на палках") и т.д. То есть, как сказал Президент

Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов по поводу подписания "Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане" - "Заполнить образовавшийся в обществе вакуум достойными национальными ценностями и достижениями мирового опыта";

- большим пробелом в советской системе физического воспитания являлась недооценка национальных видов спорта, факты приписок и очковтирательства со стороны отдельных руководителей Спорткомитетов и Советов ДСО Таджикистана;

- на снижение результатов спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в некоторой степени сказалась и текучесть кадров, особенно методистов по производственной гимнастике, председателей районных, городских спорткомитетов, а также использование имеющихся штатных единиц не по назначению;

- наблюдается ослабление работы по патриотическому воспитанию физкультурных кадров, контроль за их работой, их подбору и расстановке, в результате республика ощущает нехватку большого количества специалистов этой отрасли.

С целью эффективного использования самобытной физической культуры таджикского народа в условиях независимой Республики Таджикистан целесообразно провести следующие мероприятия: а) необходимо подготовить и издать научную историю физической культуры таджикского народа с древнейших времен до настоящего времени. В решении данного вопроса непосредственное участие должен принять Комитет по делам физической культуры и спорта при правительстве Республики Таджикистан; б) целесообразно через средства массовой информации систематически пропагандировать древнюю самобытную физическую культуру и спорт таджикского народа. Важно возобновить публикацию республиканской спортивной газеты "Варзиш"; в) целесообразно при Комитете по делам физической культуры и спорта при правительстве Республики Таджикистан организовать постояннодействующую комиссию из числа ученых,крупных специалистов и спортсменов, которые обсуждали и рекомендовали бы древние таджикские виды физической культуры с целью их дальнейшего использования; г) важно при Таджикском государственном институте физической культуры иметь группу исследователей, разрабатывающих методические пособия по эффективному использованию древне-таджикских видов спорта, а также по подготовке и изданию альбомов, посвященных национальным играм и другим видам спорта; д) в целях дальнейшего улучшения спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, следует принять меры к коренному улучшению работы по физкультуре и спорту в трудовых коллективах, дошкольных и школьных учреждениях, по месту жительства, особенно в сельской местности. Поднять роль физкультуры и спорта в деле повышения трудовой и общественной активности трудящихся, добиваться организационного укрепления всех первичных организаций физкультуры. Для этого Комитет по делам физической культуры и спорта при правительстве Республики Таджикистан, Совет ДСО профсоюзов и их органы на местах должны постоянно требовать от руководителей предприятий, организаций, хозяйств, строек, учебных заведений выполнения "Закона о физической культуре и спорта" Республики Таджикистан; е) одной из главных задач физкультурных организаций

- 146

Таджикистана считать возрождение и развитие национальных видов спорта и игр таджикского народа. Принять меры по выходу их на международную арену. В связи с этим необходимо:

- признать приоритетной поддержку государством развитие национальных и народных видов спорта, считать их национальным достоянием и одним из послов культурного наследия Таджикистана и придать им, а также планам развития, строительства спортсооружений в указанной сфере статус приоритета;

- освободить от налогов услуги, оказываемые населению Таджикистана, связанные с развитием детского спорта и детско-юношеских школ, клубов, секций, федераций на уровне областей, городов, районов, связанных с работой национальных видов спорта. Также освободить от налогов выпуск товаров народного потребления, предназначенных для проведения спортивных соревнований по национальным видам спорта.

Таким образом, исторический опыт физической культуры таджикского народа в рассматриваемый период ценен не только для независимой Республики Таджикистан, но и может быть полезным для многих стран зарубежного Востока.

 

Список научной литературыМахмадрасулов, Бободжон Саймахмудович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Абуали ибн Сино. Канон врачебной науки. В 10-и т. Ташкент, 1996.

2. Авеста: избранные гимны (Перевод и комментарии й.М.Стеб-лин-Камэнского). -Душанбе: Адиб, 1990.

3. Бальами А. История Табари (из цикла "Иранские народы в исторических источниках). Душанбе, 1962.

4. Байхаки Абу-л-Фазл. История Масуда. (I030-I04I).-М.,1969.

5. Беруни А. Избранные произведения. Ташкент, 1963. Т.2.

6. Кайковус У. Кобуснаме. Душанбе, 1979.

7. Фирдоуси А. Шахнаме (в 8 томах). Душанбе, I987-I99I гг.1. П. Архивные документы

8. Архив Министерства просвещения Таджикской ССР. -Фонд 360, оп.15, л.17-21, 27, 39.

9. Центральный Государственный архив Таджикской ССР. -Фонд 404, оп.З, д.1, л.73-76; д.14, л.67-76.

10. Текущий архиБ Комитета по делам физической культуры и спорта при Правительстве Республики Таджикистан за 19912000 гг.

11. Ш. Монографии, брошюры и статьи

12. Айни С. Повести и очерки (перевод с таджикского). -Душанбе: Маориф, 1983. 400 с.

13. Айни С. Бухара (воспоминание). 4.1. -Душанбе: Ирфон, 1980. 260 с.

14. Айни С. Бухара (воспоминание). 4.2. Душанбе: Ирфон,1987. 376 с.

15. Мни С. Восифи ва хулосаи Бадое ул Вакое. Т.13. Душанбе: Ирфон, 1977.

16. Авеста: Избранные гимны / Перевод и комментарии й.М.Стеб-лин-Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. - 176 с.

17. Абрамов Я.Ю. Таджикская борьба: правила соревнований. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1939. 35 с.

18. Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба. Душанбе: Дониш, 1978. - 200 с.

19. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховье Аму-Дарьи). Вып.1. Т.7. Душанбе, 1958.

20. Андреев М.С. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии.

21. Андреев М.С. По этнографии таджиков // Таджикистан. -Ташкент, 1925. С.162-163.

22. Амонов Р. Таджикские народные сказки. Душанбе, 1978.

23. Антология таджикской поэзии / Под ред. Бертельса А. и Шир-винского С.М. М.: Худож.литер., 1957. - С.152-163.

24. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Петроград: Огни, 1918.

25. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л,: АН СССР, 1927. - 227 с.

26. Бартольд В.В. Сочинения. T.I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Вост.литер., 1963. - 760 с.

27. Бартольд В.В. Сочинения. Т.2. Часть I. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: Вост.литер., 1963. - 1019 с.

28. Бартольд В.В. Сочинения. Т.УШ. М.: Наука,1973.- 723 с.

29. Бальами А. История Табари. Из цикла "Иранские народы висторических источниках". Душанбе, 1962. - 656 с.

30. Бабаджанов А. Гуштии миллии точикон (Национальная борьба таджиков). Душанбе: Оли Сомон, 1996. 174 с.

31. Бабаджанов А. Варзиши милли ва бозихои точикон (Национальные виды спорта и игр таджиков). Душанбе, 1997. - 56 с.

32. Бабаджанов А. Спортивный век Таджикистана. Душанбе: Мин-культуры Тадж., 1998.

33. Бабаджанов А. Таърихи тарбияи чисмонии точикон (История физкультуры таджикского народа). Душанбе: Спорткомитет, 2002. - 117 с.

34. Бабаджанов А. Развитие физкультуры и спорта в Таджикской ССР в период 1971-1985 гг. Автореф. днсс. канд.ист. наук. - Душанбе: ТГУ, 1990. - 27 с.

35. Бевзюк Б.В. Физические упражнения и массаж в "Каноне". Здравоохранение Таджикистана. Душанбе: Минздрав Тадж.ССР. 13, - 1980. - С.17.

36. Беленицкий А. и др. Ненджикент (Древние города). Наука и жизнь. М.: Правда, 1971. - С.120-125.

37. Бустонова Н.Д. Участие женщин Таджикистана в физкультурном движении (1965-1985 гг.). Автореф. .дисс. . канд. ист. наук. - Душанбе, 1995. - 20 л.

38. Беруни А. 0сор-ул-Бокия (Памятник минувших поколений). -Душанбе: Йрфон, 1990. 431 с.

39. Вилькин Я.Р. и др. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. Учебное пособие для институтов физкультуры. М.: ФиС, 1985. - 176 с.

40. Вить В.О. Коневодство и конеиспользование. М.: Колос, 1964. - 364 с.

41. Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне

42. СССР" М.: ФиС, 1972. - 38 с.

43. Всемирная история (в 10 томах). T.I / Под ред.ЮЛ. Франце -ва. и др. М.: Госиздат политич.литература (АН СССР, Институт истории, Институт востоковедения, Институт истории материальной культуры), 1955. - 747 с.

44. Всемирная история. Т.2 / Под ред. С.Л.Лутченко и др. -М.: Госиздат политич. литературы, 1956. 809 с.

45. Всемирная история. Т.З / Под ред. Н.Н.Сидоровой. М.: Госиздат политич. литературы, 1957. - 896 с.

46. Всемирная история. Т.4 / Под ред. М.М.Смирина и др. М.: Социально-экономическая литература, 1958. - 823 с.

47. Гафуров В. Таджики. Древнейшая, .древняя и средневековая история. Книга I. - Издание второе. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 389 с.

48. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга П. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 480 с.

49. Гафуров Б. История таджикского народа в кратком изложении.- T.I. Сталинабад: Госполитиздат, 1949, 1952, 1955.

50. Гафуров Б. История таджикского народа. T.I. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. М.: Политич. литература, 1957. - 539 с.

51. Гафуров Б. Доклад на международной конференции по истории архиологии и культуры Центральной Азии в Ку шанс кую эпоху.- М.: Наука, Вост.литер., 1968. 335 с.

52. Гафуров Б. Таджики в конце средних веков и нового периода. Книга вторая (на тадж.яз.). Душанбе: Ирфон, 1985,-416 с.

53. Герадот. История (в девяти книгах). Л.: Наука, 1972.

54. Грантовский Э.А. Индо-иранские касты у скифов / Материалы НХУ международного конгресса востоковедов. Докладыделегации СССР. М.: Вост.литература, IS60. - 22 с.

55. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М.: Наука, АН СССР. Институт востоковедения, 1970. -393 с.

56. Джалилоз А. Из истории культурной жизни таджикского народа.- Душанбе: Ирфон, 1973. 147 с.

57. Исхаки Ю.Б. "Канон" Ибн-Сино и современная медицинская наука. АН Тадж. ССР. Душанбе: Дониш, I960.

58. Иванов м.С. Возникновение и развитие конного спорта. М.: ВЦСПС, I960.

59. Ильясов Я. Согдиана. Душанбе: Адиб, 1987. - 688 с.

60. Кошифи Х.В. Этика Мухеина. Душанбе: Адиб, 1991. - 320 с.

61. Куленко Н.Ф. История и организация физической культуры. -М.: Просвещение, 1982. 223 с.

62. Капранов В. Мудрость веков (.Древняя таджикская медицина и сохранение здоровья). Душанбе, 1989. - 304 с.

63. Ковальская В.Б. Конь и всадник. М.: Наука. Вост.литер., 1977. - 152 с.

64. Литвинекий Б.А. древнейшие страницы истории горного дела Таджикистана и других республик Средней Азии. Сталинабад, 1954. - 46 с.

65. Литвинский Б.А. м др. Средневековая культура Тохаристана.- М.: Наука, 1985. 263 с.

66. Литвинский Б.А. и др. Культы и ритуалы Кубанской Бактрии.- М.: Наука, 1984. 238 с.

67. Литвинский Б.А., Мухторов А. История таджикского народа. -Душанбе: Маориф, 1392. 128 с.

68. Махмадрасулов С. и др. История таджикского спорта (Указатель литературы). Душанбе: Спорткомитет, 1997. - 140 с.

69. Макарцев Н.А. Страницы истории советского спорта. М.: ФиС, 1967. - 128 с.

70. Мухторов А. Путешествие в Согдиану. Душанбе: Ирфон, 1982. - 133 с.

71. Мухторов А. Материалы по истории городов Таджикистана. -Душанбе: дониш, 1975. 134 с.

72. Материалы УП республиканской конференция по физической культуре и спорту. Душанбе: Ирфон, 1373. - 160 с.

73. Материалы УШ республиканской конференции по физической культуре и спорту. Душанбе: Дониш, 1975. - 150 с.

74. Материалы 1У республиканской научной конференции и УШ педагогических чтений по вопросам физического воспитания детей и молодежи. Ташкент, 1974. - 83 с.

75. Набиева Р.А. Женщины в социалистическом обществе. Душанбе , 1991. - 264 с.

76. Наливкин В.и., Каливкина ш.В. Очерк быта женщин оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1666. - 245 с.62. йеъматов Н.Ы. Давлати Сомониен. Душанбе: Ирфон, 1989. -304 с.

77. Негматов Я.Н. Государство Саманидов. Душанбе: Дониш, 1977. - 279 с.

78. Негматов Н.Н. материалы по истории и культуре Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1981. - 229 с.

79. Нурджанов Н. Таджикский народный театр. М.: АН СССР, 1956. - 337 с.об. Нурджанов п. История таджикского советского театра. (1917-1941). Душанбе: дониш, 1967.

80. Низам-ал-Мульк. "Сиесат-наме". Книга о правлении Везира л! столетия / В переводе оаходер В.п. .vi.-Ji., 1949.

81. Обельченко О.В. Курганные могильники эпохи Кушан в Бухарском оазисе. / доклад на международной конференции по истории археологии а культуры центральной Азии в Кушанскую эпоху. М.: паука. Вост.литер., 1968. - 335 с.

82. Османов Г. Персидские народные сказки. wi.: Наука. Гл.ред. Вост.литер., 1987. - 503 с.90. прогрессивные последствия присоединения Средней Азии к России / Научные труды. Вып.346. Часть П. - Ташкент: Госунмверситет, 1970.

83. Раджабов 0. навеки вместе с великим русским народом. -Душанбе: Ирфон, I960. 160 с.

84. Рахмонов Э.Ш. Точикистон: чахор соли истиклолият ва худши-носи (Таджикистан: четыре года независимости и самопознания). Душанбе: Ирфон, 1995. - 208 с.

85. Рахмонов Э.Ш. По пути единства и созидания. Душанбе: Иргаон, 1996. - 54 с.

86. Рахмонов Э.ш. паша цель национальное единство. - Душанбе: Ирфон, 199?. - 72 с.

87. Рахмонов Э.ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов. Лондон, 2000. - 240 с.

88. Руми Д. Газали. Притча. Серия: классификация таджикско-персидской литературы. Душанбе: Адиб, 1989. - 224 с.

89. Сабуров ivi.ii. Развитие шахмат в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1987. - 143 с.

90. Салимов Ю. Насри ривояти форсу точик. Душанбе: Дониш, 1971. - 156 с.

91. Спорт и личность (Учебное пособие). Душанбе,1981.- 63 с.

92. Садуллоев м. Физкультура, спорт, туризм в Таджикистане. -Б.С.Э. 3-е изд. Т.25. - М., 1976. - С.183.

93. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1975. - 359 с.

94. Суяркулов Т.М. и др. таджикский спорт. Душанбе: Госиздат, 1963. - 49 с.

95. Суяркулов Т.М. Прошлое и настоящее таджикского спорта. -Душанбе: Ирфон, 1968. 185 с.

96. Суяркулов I.M. и др. история возникновения физической культуры и спорта в Таджикистане (Учебное пособие для студентов Института и техникума физической культуры). Душанбе: МНО Тадж.ССР, I9S0. - 79 с.

97. Таърихи Систон (История Систана) / Перевод, введение и комментарии Спиридонова Л.П. М.: Наука, 1974. - 573 с.

98. Таърихи варзиши "Бостонии Эрон". Тегеран, 1959.

99. Тартуси А. Достош Буровдухт ва кскандар. Душанбе: Сарват, 1991. - 95 с.

100. Танасийчук В. Загадка Памира. Наука и жизнь $ 8. М.: Всес. общ. "Знание", 1967. - С.93-97.

101. Таджикская Советская Энциклопедия (ТСЗ). В 8 томах. -Душанбе, 1978-1988.

102. Таджикистан родина таэквон-до // "Огонек". 1996. -ноябрь.

103. Толстов С.П. По древним дельтам Оксу и Яксарта. М.: Вост.лит., 1962. - 332 с.

104. Толстов С.П. Древний Хорезм. М.: МГУ, 1948. - 352 с.

105. Торопов Н.И. Национальные виды спорта и игр в Таджикистане. М.: Госиздат, 1944. - 80 с.

106. Турсунов Я.Н. Таджикские национальные подвижные игры. -Душанбе: ДГПИ им.Т.Г.Шевченко, 1981. 83 с.

107. Турсунов Н.Н. национальные таджикские игры (на тадж.яз.). Душанбе: Мрфон, 1983. - 55 с.

108. Турсунов Н.Н. "поло" хоккей на траве. Душанбе: Дониш, ±9ь2. - 86 с.

109. Указ Президента Республики Таджикистан от 9 августа1995 г. 1 295 "Об олимпийском Дне бега".

110. Указ Президента Республики Таджикистан "0 праздновании 1100-летия Государства иаманидов//народная: газета, J.997,5 мая

111. Фарханки забони точики (Словарь таджикского языка) в двух томах. М.: Совет, энциклопедия. - Т.1, 1969. - 991 е.; Т.П. 1969. - 952 с.

112. Фирдоуси Абуяь Касим. "Дахнаме" / Перевод В.державина. -Сталинабад: Таджикгоснздат, 1949.

113. Фирдоуси Абуль Касим. Рустам и Сухроб / Перевод с тадкик-ского-фарси В.державина. м.: Госиздат.худ.лит., 1959.

114. Фирдоуси А. "шахнаме" (в 3 томах). Душанбе: Адиб, 1987. - i99I гг.

115. Физическая культура в СССР (сост. д.Д.ларабуга). м.: ФиС, 1978. - 213 с.

116. Юсуфшохи Пъкубшох. Точикон (Таджики). Душанбе: Институт историй, археологии и этнографии им.А.Дониша АН Республики Таджикистан, 1994. - 98 с.1У. диссертации

117. Бабаджанов А.К. Развитие физической культуры и спорта в Таджикской ССР в период 1971-198о гг. дкс. . канд. ист.наук. - Душанбе, 1990. - 237 с.

118. Бабаджанов А.К. История физической культуры и спорта в

119. Таджикистане (1917-199? гг.). дисс.докт.ист.наук.- Душанбе, 1998. 348 с.

120. Бустонова Н.д. Участие женщин Таджикистана в физкультурной движении (1955-1985 гг.). дисс. . канд.ист.наук.- Душанбе, 1995. бТ7 с.

121. Кривенок А.Н. Становление и развитие физической культуры в Туркестанской Автономной Социалистической Республике (1917-1924). дисс. . канд. не д. наук. - Л., 1974. -161 л.

122. Мавлоназаров Б. Развитие физической культуры и спорта в Горно-Бадахшанской Автономной области (1957-1980 гг.). -дисс. . канд.ист.наук. Душанбе, 1999. - 151 с.

123. Суяркулов Т.М. Развитие физической культуры и спорта в Таджикской ССР (1917-1965 гг.). дисс. . канд.пед. наук. - Л., 1966. - 275 л.

124. Турсунов Я.Н. Таджикские национальные виды спорта и их воспитательное значение, дисс. . канд.пед.наук. -душанбе, 1964. - 210 л.

125. Шукроев л.Ш. Деятельность физкультурных организаций Таджикистана по внедрению физической культуры и спорта в быт народа (IS59-1973 гг.). Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1974. - 169 л.рае rSd < amp j%рис УЗtc amp /f1. Рае Jf4ft . с mf>. y/; ID Л