автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Балаш, Маргарита Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Горно-Алтайск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Балаш, Маргарита Александровна

ДЛС - доминантный личностный смысл

ЛПУ - лексический поэтический уровень

ПТ - поэтический текст

ИТ - искусственный текст

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯФОНОСЕМАНТИКИ.

1.1 Литературоведческий и лингвистический аспекты исследования проблемы.

1.2 Психолингвистическое и психофизиологическое обоснование проблемы.

1.3 Нейропсихологическое и нейрофизиологическое обоснование проблемы.

1.4 Выводы.

ГЛАВА 2 ФОНОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СМЫСЛООБРАКУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

2.1. Экспериментальное исследование поэтического текста как объекта фоносемантики.

2.1.1 Теоретические основания проблемы.

2.1.2 Выбор материала исследования.

2.1.3 Цель, задачи и методика исследования.

2.1.4Анализ эмоционально - смысловой и фоносемантической структуры поэтических текстов.

2.2 Экспериментальное исследование прозаических текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям.

2.2.1 Цель и задачи эксперимента.

2.2.2Выбор экспериментальной методики.

2.2.3 Материал исследования и характеристика испытуемых.

2.2.4 Анализ результатов эксперимента.

2.2.5 Выводы.

2.2.6 Повторный эксперимент.

2.2.7 Характеристика испытуемых.

2.2.8 Материал исследования.

2.2.9 Анализ результатов экспериментов.

2.2.10 Выводы.:.

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ТЕКСТОВ КАК СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ЗВУКОМ И СМЫСЛОМ.

3.1.1 Искусственный текст как объект фоносемантического исследования.

3.1.2 Цели, задачи эксперимента и выбор экспериментальной методики.

3.1.3 Материал исследования.

3.1.4 Характеристика испытуемых.

3.1.5 Анализ результатов эксперимента с поэтическим искусственным текстом.

3.1.6 Анализ фоносемантического содержания экспериментального поэтического текста.

3.1.7 Анализ результатов эксперимента с прозаическим искусственным текстом.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Балаш, Маргарита Александровна

Новый этап развития лингвистической науки характеризуется обращением к одной из форм существования языка - звучащей речи, репрезентирующей физические свойства составляющих его элементов. Одновременно текст (речевое произведение) рассматривается как некий конструкт, определяющийся структурными особенностями его существования и функционирования и эволюционирующий по физическим законам. С другой стороны, в современной психолингвистической науке сохраняется заметный интерес к изучению фоносемантического аспекта РД (Далее РД - М.Б.), а также эмоциональных характеристик текста, являющихся, до определенного момента, единственным смыслообразующим центром речевого произведения (Далее РП - М.Б.), репрезентированных в звуковой субстанциии. Отсюда чрезвычайно актуальной остается проблема обнаружения смысла звука и роли звуковой организации в процессах понимания. Активизируется также исследование суггестивных свойств речи, привлекающих фонику как один из способов суггестивного воздействия и коррекции эмоционального состояния личности. В этой связи, все более очевидной на фоне перечисленных особенностей психолингвистического исследования становится мысль о создании теории фоносемантики, которая бы обобщила все имеющиеся данные психологии, физиологии, нейропсихологии и нейрофизиологии, а также развивающихся в последнее время синергетики и лингвосинергетики. Это позволило бы решить ряд вопросов, касающихся проблем понимания, восприятия, смыслопорождения и смыслоформирования в РП, а также проблему поиска идеальной формы синхронизации, объединяющей в себе основные структурно значимые элементы текста.

Фоносемантика, выступающая в последние два десятилетия как- новая наука языковедческого цикла, имеет своим предметом звукоизобразительную систему языка и изучает связь между звуком и смыслом, основанную на принципе примарной мотивированности. В ряду исследований фоносемантического аспекта РД выделяются несколько проблемных вопросов, привлекающих внимание ученых. Среди них: проблема фонетической мотивированности языкового знака [Журавлев, 1972; Красникова, 1976; Горелов, 1983; Какиашвили, 1983; Левицкий, 1984], проблема фоносемантического сходства в различных языках [Абдуллаева, 1990; Камбаров, 1990; Шулепова, 1991; Гурджиева, 1973; Кузьмич, 1993; Воронин, 1990], исследования звукоподражательных моделей в языке [Бурау, 1997; Рузин, 1993, 1994], проблема взаимосвязи лексического и фонетического значения [Бурская, 1990;Левицкий. 1973]. Предпринимаются и попытки создания общей теории содержательности звуковой формы языка [Воронин, 1982; Левицкий. 1980; Журавлев, 1974, 1991;Михалев, 1995], а также опыты исследования фоносемантической составляющей РП [Валуйцева, 1987; Векшин, 1988; Чижова, 1995; Кинцель, 1998]. Однако, при всем интересе к проблемам фоносемантики до сих пор не существует аргументированной и непротиворечивой концепции, рассматривающей фонику как конструктивно-содержательно значимый компонент текста (РП). Современные теоретические и экспериментальные данные психолингвистических исследований позволяют создать нам такую концепцию. Остановимся на некоторых из них.

В начале 90-х годов появляется ряд последователей идей C.B. Воронина, основоположника фоносемантики, изучающей проблему фоносемантического сходства в различных языках. Так, О.В. Шулепова исследует фоносемантический профиль слов и прозаических текстов на материале русско-английских параллелей. Исходя из идеи о том, что фоносемантика текста, наряду с семантикой лексической и синтаксической, является одним из необходимых звеньев организации художественного текста и его восприятия, автор приходит к выводу, что фоносемантика произведения - это основной фактор, обеспечивающий цельность и эмотивность текста. При этом О.В. Шулепова пытается установить роль фоносемантического компонента в процессе восприятия прозаических текстов на английском языке носителями русского и английского языков, а также степень аттрактивности признаковых шкал и функции, выполняемые фоникой в процессе смыслового восприятия текста, однако. Доказав, что звуки английского языка обладают фонической содержательностью и проверив адекватность восприятия одного и того лексического англоязычного материала англичанами и русскими. Ученый так и не предлагает своего решения вопроса о природе и возможных причинах фоносемантического сходства в русском и английском языках [Шулепова, 1991].

Подобного рода исследования проводились Н.М. Камбаровым и М.Г. Абдуллаевой на материале английского, таджикского и узбекского языков. Н.М. Камбаров, например, посредством комплексной методики пытался изучить способы проявления звукового символизма при сопоставлении оригинала и перевода поэтического текста (Далее ПТ -М.Б.) в английском и узбекском языках. В результате проведенного экспериментального исследования Н.М. Камбаров приходит к выводу, что перевод ПТ должен соответствовать подлиннику в функциональном отношении на акустическом уровне на основании установленной связи между звуком и значением. При этом ученый отмечает, что самые частотные звуки воспринимаются носителями узбекского языка как звуки с положительной семантикой, а редкие - с отрицательной. Однако, исследователь не раскрывает причин подобных соответствий, но указывает, что различные дифференциальные признаки по-разному воспринимаются носителями различных языков, а это, на наш взгляд, и так очевидно и связано с основной смыслоразличительной функцией фонемы и особенностями фонетического строя языка [Камбаров, 1990].

В свою очередь, М.Г. Абдуллаева подходит к системному описанию и типологическому сопоставлению звукоизобразительных слов в английском, узбекском и таджикском языках. Единственно общую черту, объединяющую эти языки, ученый находит в примерно одинаковом количестве суффиксальных морфем, имеющих символическое сходство на фоносемантическом уровне. Эта общая черта, по мнению автора, унаследована из индо-европейской эпохи. Общей чертой таджикского и узбекского языков является редупликация лексем - либо простая, либо с изменением тембра гласного звука. В результате М.Г. Абдуллаева приходит к выводу, что таджикские и узбекские звукоизображения проявляют большое сходство на просодическом, а отчасти и фонемном уровне, отличаясь в обоих отношениях от английских [Абдуллаева, 1990]. По нашему мнению, исследование фоносемантических соответствий должно идти в близкородственных языках, принадлежащих к одной языковой группе, в противном случае, оно должно основываться не на морфологическом сходстве языков, а на символических свойствах звука, имеющих психофизиологическую и физическую природу.

Попытка фоносемантического анализа звукоизобразительной лексики американского слэнга была предпринята И.В. Кузьмич. Используя метод фоносемантического анализа, исследователь пытается выявить фоносемантические закономерности формирования корпуса звукоизобразительных слэнговых образований и приходит к выводу, что одним из критериев определения звукоизобразительности слова являются экспрессивность и эмоциональность. При этом И.В. Кузьмич отмечает, что звукоизобразительность проявляется только на уровне мотива номинации. Каждый ономатоп включает в себя несколько символических элементов. И их конкретное сочетание зависит от особенностей фонетической системы конкретного языка. Фомирование же лексики слэнга происходит на основе активного использования звукоизобразительных корней общелитературного языка и многократного экспрессивного . переосмысления с использованием различных свойств денотата и разнообразных мотивов номинации [Кузьмич, 1993].

Можно привести еще ряд примеров, касающихся исследования универсального характера звукового символизма. Однако, сущность фоносемантического сходства в различных языках кроется не только в символической природе звучания, но и в физических свойствах звука, связанных с психическими и психофизиологическими особенностями восприятия. Иначе говоря, существуют общие закономерности формирования связи между звуком и смыслом в различных языках, вне зависимости от фонетического, а тем более, морфологического строя языка. Подобная идея была высказана А.Б. Михалевым, который, сопоставляя данные русского, французского, арабского и английского языков, доказал универсальность конструирования лексики по принципу фоносеманического поля. Исследователь даже попытался представить систему звукосмысловых корреляций, совместив звукоподражательное значение, актикуляционно-символическое значение и синестетические свойства звуков, т.е. явления разного порядка. Недостатком теории А.Б. Михалева является стремление определить фоносемантичсекое сходство в различных языках на анализе корней (морфемотипов), развивающихся на основе уже готовых значимых форм, а также префиксальных и суффиксальных морфем, обнаруживающих семантические сходства по языкам. Так или иначе, это уводит в сторону от решения основных проблем фоносемантики [Михалев, 1995].

Рассмотрение явления звукового символизма как психологической универсалии представлено в исследованиях Е.А. Чижовой [Чижова, 1995]. Именно здесь впервые предлагается понятие фоносемантической доминанты (Далее ФД - М.Б.) и экспериментально доказывается ее роль в восприятии доминантного смысла художественного текста. На материале анализа концептуалистской литературы Е.А. Чижова доказывает мысль о том, что для адекватной репрезентации авторской картины мира ФД должна быть мономодальной (структурированной) и изоморфной модальности эмоциональной и понятийной доминант художественного текста, при этом отмечено, что регулирующая роль фоносемантики обусловлена действием механизма синестэмии и психофизиологической основы адекватного понимания. Исследование Е.А. Чижовой можно назвать одной из первых попыток рассмотрения фонического уровня художественного текста как самостоятельного носителя смысла.

Актуальность проводимого нами диссертационного исследования заключается в необходимости создания теории содержательности звуковой формы РП и в обращении к проблеме изучения фоники как одного из основных структурообразующих, а также конструктивно-содержательно значимых компонентов РП. Это связано, во-первых, с появлением и активной разработкой психолингвистических методик исследования смыслов («субъективных значений»), которые обнаружили значимость фоносемантики для процесса понимания текста и тем самым обусловили возможность научной постановки проблем фоносемантики. Во-вторых, с рассмотрением текста (РП) как продукта РД индивида. Имеющиеся сегодня попытки создания фоносемантической теории нуждаются в экспериментальном обосновании. В настоящем исследовании рассматриваются экспериментально выявленные фоносемантические закономерности РД как один из факторов регуляции понимания РП.

Объектом нашего исследования выступает текст (РП). Предметом фоносемантическое содержание звуковой субстанции текста. При этом текст (РП) в фоническом отношении рассматривается как ритмико-интонационное единство, репрезентированное звуковой субстанцией языка, которая является компонентом эмоционально-смысловой структуры текста. Ритмико-интонационная структура, в свою очередь, совпадает с ритмом динамического развертывания формальной (физической) структуры текста на его пути к эволюции. Единицы фонического уровня - фонемы и звукобуквы (психофонемы), выполняющие смыслоразличительную и смыслоформирующую функции, реализуют специфическую ритмико-интонационную структуру текста, являющуюся компонентом доминантного личностного смысла (Дале ДЛС - М.Б.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

- рассматриваются основные положения фоносемантики с позиций лингвосинергетики;

- аргументируется совмещение понятий примарной и секундарной мотивированности с позиций теории деятельности;

- в сопоставительном аспекте исследуется фоносемантическое содержание текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям;

- выявляются общие закономерности фоносеманического аспекта стратегии понимания искусственных текстов (Далее ИТ - М.Б.);

- экспериментально устанавливается взаимная обусловленность звука, цвета и эмоции;

- предпринимается попытка экспериментального исследования цвета согласных звуков русского языка.

Целью диссертационного исследования является определение роли фоносемантической организации текста как РП в понимании его смысловых доминант.

Достижение цели предполагает решение ряда теоретических и экспериментальных задач:

1. Установить сущностные тенденции фоносемантики.

2. Определить базовые понятия фоносемантики «звукобуква», «фоническая организация» или «фоническая структура», «фоносемантическое значение».

3. Экспериментально установить функции, выполняемые фоникой в различных текстах (художественных и нехудожественных).

4. Выявить характер представления эмоционального компонента смысловой доминанты на основе анализа структурно-изоморфных лексического и фонического уровней текстов.

5. Экспериментально обосновать наличие устойчивой закономерной связи между звуком и цветом.

6. Экспериментально выявить фоносемантические закономерности стратегии понимания ИТ.

7. Определить общие особенности формальной организации фонической структуры текста и способы ее репрезентации на основе метода анализа единиц в целом тексте с использованием эвристичесих возможностей теории сильных позиций текста и пропорций золотого сечения.

8. Систематизировать некоторые психо лингвистические, психофизилогические, нейропсихологические, а также психолингвистические и лингвосинергетические данные об особенностях звукового и зрительного восприятия, лежащие в основе формирования связи звука и смысла.

Практическая значимость работы заключается в разработке оригинальной методики исследования фоносемантической структуры текста, что позволяет выявить сущность фонической организации РП, ее изоморфность смысловому содержанию. Результаты теоретического и экспериментального исследования, а также новые факты, касающиеся структурной природе текста и его самоорганизации, которые проявляются в звуковой субстанции, могут применяться в исследовательской практике коррекции и регуляции эмоционального состояния личности, для исследования суггестивных моментов восприятия. Кроме того, полученные данные могут быть использованы в практике перевода и в качестве материала при разработке спецкурсов по проблемам психолингвистики.

Для решения поставленных цели и задач использованы следующие приемы и методы исследования:

1. элементы компонентного анализа;

2. метод концептуального анализа, направленный на выявление смысловой структуры текста и определение ДЛС;

3. метод определения ФД;

4. прием компьютерного фоносемантического анализа слов и ПТ;

5. прием субъективного шкалирования;

6. экспериментальные методы и приемы: а) ассоциативный эксперимент; б) эксперимент по восприятию фоносемантического значения (Далее ФЗ - М.Б.) отдельных слов; в) эксперимент на определение характеристик звучания ИТ; г) эксперимент на восприятие эмоционально-смысловой структуры ИТ; д) эксперимент по определению эмоциональной модальности текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям; е) эксперимент по определению цвета согласных звуков; ж) эксперимент по определению цветового содержания ИТ; з) эксперимент по расстановке знаков препинания в ИТ;

7. метод анализа размещения единиц в целом тексте, основанный на эвристических возможностях теории сильных позиций текста и пропорциях золотого сечения (применительно к эмоционально-смысловой и фонической структуре ИТ)4'

8. элементы статистического анализа для обработки экспериментальных данных и сверки результатов;

Выдвинутая цель исследования и поставленные задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего более 200 наименований и приложения, содержащего данные экспериментов с художественными и нехудожественными текстами, также образцы анкет.

В первой главе «Основные проблемы и тенденции развития фоносемантики» предпринята попытка установления основных тенденций в исследовании проблемы фонической содержательности (Далее ФС - М.Б.) слова с целью выявления базовых понятий современной фоносемантики и ее фундаментальных положений, обоснования понятия «единица фонической содержательности». Для этого приводится краткий обзор литературоведческих, лингвистических аспектов исследования проблемы, привлекаются теоретические и экспериментальные данные психофизиологических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследований с целью обоснования проблемы, подчеркивается важность психолингвистического подхода в создании теории ФС и необходимость рассмотрения ее с позиций теории деятельности. Предварительно даются определения понятий «звукобуква» и «ФЗ».

Во второй главе «Фоносемантическая организация как смыслообразующий компонент речевого произведения» представлено экспериментальное исследование фонической организации ПТ и текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. Выявлены основные функции, выполняемые фоникой в различных текстах. Доказана идея о структурном изоморфизме значимых уровней РП. На основе данных современных фоносемантических исследований разработана оригинальная методика анализа фонической структуры текста.

Третья глава «Экспериментальное исследование искусственных текстов как способ обнаружения связи между звуком и смыслом» посвящена экспериментальному выявлению возможных закономерностей фоносемантического аспекта стратегии понимания ИТ. Теоретическим основанием такого исследования послужило утвердившееся в теории фоносемантики положение о наличии устойчивой повторяющейся связи между звуком и смыслом, а также доказанное нами теоретически и проверенное экспериментально положение о том, что фонетическая оболочка слова находится в однозначном соответствии с эмоциональным и оценочным компонентами содержания слова и текста в целом. В этой связи устанавливается зависимость эмоционально-смыслового содержания текста от его фоносемантической структуры, определяются основные фоносемантические характеристики звучания ИТ и их соотношение с «цветовым содержанием» на материале специально созданных ИТ. Кроме того, предпринимаются попытки исследования цвета согласных звуков русского языка. Впервые исследуется фоносемантическая структура текста (РП) с позиций лингвосинергетики.

В заключении диссертационного исследования даны основные теоретические и экспериментальные выводы, представлены некоторые перспективы исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Явление «секундарной мотивированности» возможно лишь потому, что существует явление «примарной мотивированности», т.е. звук связан со смыслом лишь потому, что он связан с мотивом номинаци.

2. У любого носителя языка ФЗ формируется на базе уже имеющихся в мозгу эталонов или образцов, включающих сенсорные и акустические характеристики. При определении ФЗ следует идти не от знака и соответствующих ему представлений, а от звуковых обликов слов, с которыми ассоциируются у носителей языка определенные чувственных представления.

3. Фоническая структура текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, не обязательно полостью формирует их эмоциональную модальность и лексическое содержание. В некоторых случаях фоника выражает эмоцию, представленную вербально, и тогда она не определяет понимание текста и процесс его восприятия (в силу высокой конвенциональности знака).

4. Реципиенты воспринимают текст прежде всего как набор повторяющихся звуков, составляющих ФД и подчиняющихся законам ритмико-интонационной организации РП.

5. Сосуществование симметричных и асимметричных компонентов в тексте, т.е. фонемы, выполняющей смыслоразличительную функцию, и звукобуквы, выполняющей смыслоформирующую функцию, создают его основное структурное единство.

Основные положения исследования в виде докладов, выступлений, сообщений излагались на XXI и XXII научной конференции студентов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, АГУ, 1994, 1995); на научно-практической конференции «240-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и современность» (Горно-Алтайск, ГАГУ, 1996); на 5 Тверской международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации. Культуре и образовании» (Тверь. ТГМА, 1996); на XII международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира» (Москва, Ин-т яз-я, 1997); на Всероссийском научном семинаре «Человек -коммуникация - текст» (Барнаул. АГУ, 1998).

По теме исследования имеется 6 публикаций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания"

3.4 Общие выводы.

Проведенное исследование фоносемантического содержания ИТ позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Результаты эксперимента свидетельствуют о наличии общей когнитивной стратегии поэтического и прозаического ИТ, связанной с восприятием фоносемантического содержания текста. Это становится возможным благодаря ритмико-интонационной организации, совпадающей с ритмом динамического развертывания структуры. Как для поэтического, так и для прозаического текста характерно наличие разнообразных смысловых компонентов, составляющих смысловую структуру текста, а также различных оттенков эмоции и связанных с ними оттенков звука и цвета, синхронизированных в звуковой субстанции текста. Фоника играет ведущую роль в формировании эмоционально-смыслового содержания текста.

2. В ИТ наиболее отчетливо проявляется принцип примарной мотивированности, лежащий в основе связи звука и смысла. Он срабатывает в процессе понимания текста и связан с состоянием нейронной активности деятельности мозга, а также с функциональным взаимодействием зрительного и слухового анализаторов.

3. Динамическая структура текста реализуется тремя основными составляющими: нарастанием плотностей звуков, совпадающей с максимальной плотностью циклов и связанных с наибольшей интенсивностью (громкостью)звучания, а также цветовой насыщенностью (интенсивностью), нарастанием интенсивности эмоции, репрезентированной в тексте, иначе говоря, приток энергии в тексте идет к тем компонентам структуры, которые обладают наибольшей интенсивностью, что обеспечивает динамику структуры текста и реализацию общего замысла. Отрезки текста, к которым направлен приток энергии, выталкиваются самой структурой текста и способствуют формированию доминанты - смысловой, эмоциональной, фонической, цветовой.

4. Структура текста задана флуктуациями квантового потока. От которого зависит: а) отклонение от границ предложений, а значит и от общего замысла текста, изменяя характер аттрактора в тексте; б) изменение амплитуды колебания частотностей звукобукв, которая позволяет определить места наибольшего скопления звуков в тексте; в) появление новых оттенков цвета, связанных с изменением фоносемантической структуры текста, а также общим эмоционально-смысловым содержанием.

5. Изменение границ предложений в текста с целью создания идеальной формы, в которой бы наблюдалось гармоничное сочетание симметричных и асимметричных тенденций, не оказывает особого влияния на формирование фоносемантического и смыслового содержания текста. Фоническая структура уже задана и она согласуется с основными пропорциями золотого сечения, а изменения характерны только для эмоционально-смысловой структуры. Например, появление новых оттенков смысла и смена эмоциональной модальности. Модель формы проанализированных текстов дает возможность предсказать характер креативного аттрактора. А отсюда и характер эмоции, поскольку за каждой формальной моделью закреплена определенная фоническая структура, обусловленная устойчивым эмоциональным и фоносемантическим содержанием.

В заключение представим основные выводы, касающиеся комплексного рассмотрения проблемы фоносемантической организации РП.

Подход к рассмотрению фонической организации РП с позиций теории деятельности предполагает, в первую очередь, обнаружение способов репрезентации связи между звуком и смыслом в тексте, т.е. обнаружение мотива номинации, а также установление сущностных характеристик фонической структуры текста, согласующейся с мотивом и целью РД.

С одной стороны, фоника может выступать в роли доминанты в речевых процессах и способна интегрировать и синхронизировать смысловую и эмоциональную доминанты текста, с этой точки зрения, фоника, как один из компонентов концепта, наряду с эмоциональным, смысловым, понятийным и ассоциативным компонентами, образует целостное структурное единство. На этом основании мы можем представить фонику в виде сложного системного образования, объединяющего единицы нескольких уровней речи - от звука до текста в целом на основе интегративной деятельности мозга (См. теорию функциональных систем П.К. Анохина), при этом в фонической структуре текста, помимо основных признаков звучания, объединяющих сенсорные и эмоциональные характеристики, синхронизируются ритмико-мелодические и ритмико-интонационные особенности. Последние, в свою очередь, связаны с физическими свойствами звука, что позволяет рассматривать его (звук) как универсальную единицу, функционирующую в структуре текста по физическим законам.

С другой стороны, фоника как компонент концепта способна включать в себя смысловые и эмоциональные характеристики на основе ассоциативных связей, выстраивающихся в процессе понимания смыслов, заложенных в структуре текста, в этот момент доминирующим для воспринимающего текст становится принцип примарной мотивированности языкового знака. Который способствует формированию определенного фоносемантического содержания. Наиболее отчетливо свойство примарной мотивированности проявляется в ИТ.

Наличие перечисленных выше особенностей фоники позволяет считать ее универсальным средством регуляции понимания, репрезентированным звуковой материей языка. Важнейшей характеристикой фоники является ее способность быть связанной а) с эмоцией (на уровне мотива номинации), что проявляется в структуре ФЗ, образованного из противоположных признаков звучания - положительных и отрицательных; б) со смыслом, что проявляется в структурном изоморфизме смыслового и фонического уровней; в) с ассоциативным компонентом как обнаружение устойчивой неосознаваемой связи между звуком и смыслом; г) с цветом, что способствует формированию «цветового содержания» текста, интегрированного с эмоционально-смысловой доминантой. Несмотря на это, фоника выступает как самостоятельный компонент РП и способна подчинять себе все смыслообразующие. компоненты структуры текста. В ИТ фоника является одним из основных компонентов в процессах восприятия и понимания благодаря своей связи с ритмико-интонационными особенностями организации РП. В поэтическом и, в особенности, в прозаическом тексте фоносемантическое содержание зачастую подавляется смысловым содержанием, что связано с мотивом и целью РД - репрезентацией авторских смыслов, заложенных в структуре текста.

Напротив, рассмотрение фонической структуры текста с позиций лингвосинергетики позволяет считать фонику связующим звеном - «формой синхронизации» процессов восприятия и понимания РП. Звук в этом случае выступает как «энергетический квант средовой информации», имеющий волновую природу и способный синхронизировать процессы смыслопорождения и смыслоформирования. Это становится возможным и благодаря наличию эталонных образцов или паттернов, являющихся результатом действия биоэлектрических процессов, срабатывающих в момент восприятия текста, среди них: ФЗ, когнитивная ритмическая модель, модель структуры текста и др. Выбор фонетических средств, в частвности, осуществляется клетками мозга - нейронами, включенными в процесс обмена энергией, веществом и информацией, которые подчиняются физическим законам самоорганизации материи языка.

Мы можем с большой долей уверенности говорить, что все изменения, происходящие в звуковой субстанции текста, обусловлены особенностями глубинной структурной организации. Наряду с существованием устойчивых структурных моделей текста существуют и устойчивые фонические структуры с заданными параметрами. В этой связи интересным представляется изучение суггестивных свойств восприятия. Знание особенностей фонической структуры текста позволяет нам управлять речевыми процессами, не говоря уже о создании текстов, которые могут быть использованы в разработке методики коррекции эмоционального состояния личности с помощью текста. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности реципиентов, способность их выстраивать ассоциативные ряды, не вполне согласующиеся с привычными ассоциативными связями. Последнее требует рассмотрения различных видов афазий, а также суггестивных парадигм. Являющихся одной из основных формообразующих структур индивидуальной картины мира. По свидетельству психофизиологов, при нарушении отдельных участков коры головного мозга сохранной может оставаться ритмико-интонационная сторона речи. Это, в свою очередь, требует подробного рассмотрения проблемы ритмико-интонационной организации и энергетических свойств речи.

Интересным представляется и изучение цвета русских согласных звуков в аспектах цветонаименований и цветоразличений, качающихся различных вариантов фонем, противопоставленных по твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также цветового содержания различных текстов, что позволит дополнить общую картину фоносемантической организации РП. Кроме того, изучение природы звука и цвета открывает большие возможности для фоносемантики, поскольку психофизиологическая сторона этих явлений до сих пор не изучена.

И, наконец, положение о фоносемантической значимости текста и обусловленности основных компонентов его фоносемантическим содержанием может и должно учитываться в практике перевода. Когда речь идет об эмоционально-смысловом содержании текста и необходимости его адекватного перевода.

 

Список научной литературыБалаш, Маргарита Александровна, диссертация по теме "Теория языка"

1. Абдуллаева М.Г. Типология звукоизображений: (артикуляционно-физиологические процессы в тадж., узб. И англ. Языках). АКД. Баку, 1990. 21С.

2. Адмони В.Г. Синтагматическое напряжение в стихах. и прозе//Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М., 1969. С. 16-26

3. Альтман Я.А. Слуховая система // Физиология сенсорных систем. М., 1977. С.159-199

4. Ананьев Б.Г. Сенсорно -перцептивная организация человека// Познавательные процессы : ощущения, восприятия. М., 1982.С.7-31

5. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979. 453с.

6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 196с.

7. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций//Вопросы языкознания. 1993. №3. С.24-36

8. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.300с.

9. Арнольд И.В. О значении сильной позиции в интерпретации художественного текст//Иностранный язык в школе. 1978.№4.С.23-31

10. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.367с.

11. Ахматова A.A. Десятые годы: В 5 кн. М., 1989. 228с.

12. Ахматова A.A. После всего: В 5 кн. М., 1989. 288с.

13. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. 213с.

14. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизиологические методы. М., 1976. 359с.

15. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988. 120с.

16. Белянин В.П. Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. АКД. М., 1992. 40с.

17. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1998. 260с.

18. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности. М., 1977. 300с.

19. Бехтерева Н.П. Нейропсихологические аспекты психической деятельности человека. М„ 1974. 150с.'

20. Богданова Н.В., Юдкина Л.С. К проблеме способа описания вокалистической структуры русского слова//Лингвистика и модели речевого поведения. Л.', 1984. С. 112145

21. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

22. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. 312с.

23. Босова Л.М. Проблемы соотношения семантичских и смысловых полей качественных прилагательных (на материале рус. и англ. языка). Барнаул. 1997. 184с.

24. Бурау И.Я. Загадки мира слов. Донецк, 1997. 448с.

25. Бурская И.А. Фоносемантический аспект антонимии в русском языке. АКД. М., 1990. 16с.

26. Валуйцева И.И. Влияние фонетической значимости текста на особенности его восприятия. АКД. М., 1987. 19с.

27. Вартанов A.A. семантическое цветовое пространство: механизмы формирования. Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1998. №3. С. 40-53

28. Вартанян И.А. Звук слух - мозг. JL, 1981. 176с.

29. Венбейрг Б.С., Вайн JI.H. Бытовые компрессионные холодильники. М., 1974.271с.

30. Векшин Г.В. Фонографическая структура русского стиха в аспекте эстетического выражения. М., 1988. 207с.

31. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288с.

32. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 142с.

33. Винарская E.H. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М., 1989.135с.

34. Власова M.JI. Функциональный аспект интонационной структуры текста //Текст как отображение картины мира. Сборник научных трудов. М., 1989. С. 11-16

35. Воронин C.B. Основы фоносемантики. JL, 1982. 219с.

36. Воронин C.B. Синенстезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. 285с.

37. Воронин C.B. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения. JL, 1990. 220с.

38. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. 348с.

39. Выготсткий JI.C. Психология искусства. М., 1986. 572с.

40. Вы и ваш магазин. 1998. Выпуск 20.

41. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 139с.

42. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. М., 1996. 352с.

43. Гаспаров M.JT. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974. 487с.

44. Гаспаров M.JI. Стих Ахматовой: четыре его этапа // Литературное обозрение. 1989. №5. С.26-28

45. Герасимова М.А. Музыка и духовное творчество 43. Герасимова М.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. №5. С.87-97

46. Глезер В.Д. Зрительная система // Физиология сенсорных систем. М., 1977. С.108-159

47. Гол ев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск, 1989. 252с.

48. Голев Н.Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка // Известия АГУ. 1996. №2 . С.7-12

49. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В ^Набокова). АКД. Барнаул, 1996. 19с.

50. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986. 336с.

51. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. 380с.

52. Горелов И.Н. Проблема связи «знак представление» в психолингвистическом эксперименте // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. 285с.

53. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997. 224с.

54. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М., 1987. 205с.

55. Горский Д.П., Ивин A.A. Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991. 280с.

56. Государев H.A. Треугольный человек. М., 1991. 270с.

57. Грановская P.M. Восприятие и признаки формы. М., 1989. 208С.

58. Гридин В.П. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики. АКД. М., 1976.33с.

59. Гридин В.П. Семантика эмоционально-экспрессивных средств языка // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. 285с.

60. Гумбольдт фон В. О различии строения языков и его влиянии на духовное развитие человечества // В. фон Гумбольдт Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С.37-298

61. Гурджиева Е.А. Элементарный звуковой символизм (Статистическое исследование). АКД. М„ 1973. 40с.

62. Добин Е.С. поэзия А.Ахматовой. Л., 1968. 250с.

63. Енгалычев В.Ф., Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак. М., 1991. 240с.

64. Жирмунский В.М. Творчество А.Ахматовой. Л., 1973. 184с.

65. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. 664с.

66. Журавлев А.П. Диалог с компьютером. М., 1987. 205с.

67. Журавлев А.П. Звук и смысл. М. 1991. 160с.

68. Журавлев А.П. Символическое значение языкового знака //Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972. С.81-105

69. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974. 160с.

70. Журавлев А.П. Фоносемантика // Текст лекций «Введение в психолингвистику». Часть 2. М„ 1991. С.20-33

71. Зверева Н.В., Каримулина Е.Г. Исследование тактильной сферы в психологии // Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1997. №2. С. 76-87

72. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения //

73. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.5-34

74. Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.С.136-143

75. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 184с.

76. Измайлов Ч.А., Исайчев С.А., Шехтер Е.Д. Двухканальная модель различения сигналов в сенсорных системах // Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1998. №3. С.29-40

77. Исакович М.А. Общая акустика. М., 1973. 495с.

78. Исследования в области фоносемантики (обзор) // Российский журнал: социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. Серия 6. 1993. №2. С.32-56

79. Какиашвили М.Г. К проблеме мотивированности. АКД. Тбилиси, 1982. 21с.

80. Камбаров Н.М. Фоносемантические средства английского языка и их соответствия в узбекском языке. АКД. Ташкент, 1990. 17с.

81. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.285с.

82. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. Л., 1989.336с.

83. Кинцель A.B. Репрезентация ведущего мотива (доминантной эмоции) речевой деятельности в текстах научного стиля (экспериментальное исследование)// Известия АГУ. Барнаул, 1997. №2. С.67-72

84. Кинцель A.B. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. АКД. Барнаул, 1998. 19с.

85. Кинцель A.B. Эмоциональная характеристика текстов официально-делового стиля (экспериментальное исследование//Семантика и прагматика текста. Барнаул, 1998. С.115-122

86. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. 62-79с.

87. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №3. 3-21с.

88. Кожина М.Л. Стилистика русского языка. М., 1993. 224с.

89. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Офиц. Текст по сост. на окт. 1997. -М. 1997. 134с.

90. Колере П. Межъязыковые словесные ассоциации // Новое в лингвистцке. Выпуск 4. М., 1972.С. 254-276

91. Кондратов А.К. Звуки и знаки. М. 1966. 206с.

92. Красильников В.А. Зв'уковые и ультразвуковые волны в воздухе, воде и твердых телах. М., 1960. 558с.

93. Красникова Е.И. Прогнозирование оценки квазислова в связном тексте // Проблема мотивированности языкового знака. Калининград, 1976. С.56-70

94. Кроль В.М. Психофизиологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. 1998.№6. С.44-58

95. Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. М., 1986. 240с.

96. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980. 78с.

97. Кузьменко-Наумова О.Д. Стратегии и тактики чтения и категории чтецов // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.204-210

98. Кузьмич И.В. Звукоизобразительная лексика американского слэнга: фоносемантический анализ. АКД. Санкт-Петербург, 1993. 16с.

99. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Синергетика новые направления // Математика и кибернетика. 1989. №11. 48с.

100. Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977. 287С.

101. Левицкий В.В. Звукосимволизм в четырех неродственных языках // Проблемы психолингвистики: Слово и текст. Сборник научных трудов. Тверь, 1993. С.91-96

102. Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Черновцы, 1973. 103с.

103. Левицкий В.В. О соотношении объективного и субъективного звукосимволизма. Восприятие звукового значения. Калининград, 1980. 140с.

104. Левицкий В.В. Фонетическая мотивированность слова// Вопросы языкознания. 1994. №1. С.26-37

105. Леонтьев A.A. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. 137с.

106. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М., Наука. 1965. 243с.

107. Леонтьев A.A. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1976. 216С.

108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. 320с.

109. Леонтьев А.Н. Ощущение и восприятие как образы предметного мира // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М., 1982. С.32-50

110. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 682с.

111. Ломов Б.Ф. , Беляева A.B., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М., 1986. 127с.

112. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 213с. .

113. Лосик Г.В. исследование восприятия гласных методом многомерного шкалирования // Психологический журнал. Т13. 1992. №2. С. 89-95

114. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. 300с.

115. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т1. Таллин, 1992. 479с.

116. Лотман Ю.М. структура художественного текста. М., 1970. 384с.

117. Лукьянова H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблема семантики). Новосибирск, 1986. 225с.

118. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования. М., 1963. 480с.

119. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 253с.

120. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 370с.

121. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990. 172с.

122. Матусевич М.И. Современный русский язык. М., 1976. 288с.

123. Мацковский М.С. Проблемы читабельности печатного материала// Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. 140с.

124. Михалев А.Б. Теория фоносемантического поля. АДД. Краснодар, 1995. 37с.

125. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254с.

126. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста: Монография. Барнаул, 1998. 240с.

127. Мурзин JI.H., Штерн A.C. Текст и его восприятие. М., 1991. 168с.

128. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. 303с.

129. Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюционное направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996. №1. С.70-90

130. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979. 310с.

131. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев-Одесса, 1986. 154с.

132. Общая биология: Учебник для 10-11 классов сред. шк. Под ред. Ю.И. Полянского. М., 1993. 287с.

133. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 21-е изд., перераб. и доп. М.,1989. 924с.

134. Орлова Е.В. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. С. 144-154

135. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 368с.

136. Павиленис Р.И. Проблема смысла (Современный логико-философский анализ языка). М., 1983. 286с.

137. Панов М.В. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. С. 155-162

138. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. 177с.

139. Петренко В., Курченко В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1988. №3. С. 14- 44

140. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М., 1984. 220с.

141. Петрушевская Л. Бессмертная любовь. Рассказы. М., 1988. 186с.

142. Пищальникова В.А. Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Барнаул. 1993. 209с.

143. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул, 1991. 87с.

144. Пищальникова В.А. К становлению лингвосинергетики // Вст. Статья к монографии Г.Г.Москальчук "Структурная организация и самоорганизация текста". Барнаул, 1998. С. 5-12

145. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. Новосибирск, 1992.132с

146. Пищальникова В.А. Психопоэтика: Монография. Барнаул. 1999. 176с.

147. Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система // Известия АГУ. Барнаул, 1997. №2. С. 72-80

148. Пищальникова В.А. Соотношение симметричных и асимметричных компонентов текста // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 1999. С.72-79

149. Плужников М.С. Среди запахов и звуков. М., 1991. 270с.

150. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: М., 1997. 528с.

151. Потебня A.A. Мысль и язык // А.А.Потебня Слово и миф. М., 1989. С. 17-201

152. Правила дорожного движения Российской Федерации. М., 1998. 48с.

153. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1979.310с.

154. Психология: Словарь. 2-е изд. М.,1990. 592с.

155. Рабинович М.И., Трубецков Д.И. Введение в теорию колебаний и волн. М., 1992. 456с.

156. Рузин И.Г. когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке // Вопросы языкознания. 1994. №6. С.79-101

157. Рузин И.Г. природные звуки и семантика языка. (Когнитивная стратегия именования)//Вопросы языкознания. 1993.№6. С. 17-27

158. Русский ассоциативный словарь. Книга 2. Обратный словарь от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус свор. Рус. Яз. Часть 2// Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Т.А.Черкасов. М., 1996. 324с.

159. Свободный курс. 1999. №3 от 28 января.

160. Семантика и прагматика текста. Барнаул, 1998 154с.

161. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культорологии. М., 1993. 655с.

162. Словарь ассоциативных норм русского языка. Под ред. А.А.Леонтьева. М.,1977. 191с.

163. Словарь русского языка. В 4-х томах. М., 1985-1988.

164. Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., исправл. М., 1983. 688с.

165. Смирнов И.В. Психотехнологии: компьютерный анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1995. 416с.

166. Солганик И.Я. стилистика газетных жанров. М. 1978. 215с.

167. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991. 182с.

168. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971. 292с.

169. Соколов E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981. 138с.

170. Соколов E.H., Измай лов И.Н. Черноризов А.П. Психофизиология цветового зрения. М., 1986. 206с.

171. Соколов И.Н., Измайлов И.Н. Цветовое зрение. М., 1984. 174с.

172. Сорокин Ю.А Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985. 168с.

173. Сорокин Ю.А. Текста и его изучение с помощью лингвистических и психолингвистических методик // Текст лекций: "Введение в психолингвистику". Часть 1.М., 1991. С.30-56.

174. Староселец O.A. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста. Барнаул, 1997. 23с.

175. Стретт Дж.В. (лорд Рэлей) Теория звука. Т1-2. М.-Л., 1955. 395с.

176. Таранец В.Г. Энергетическая теория речи. Киев-Одесса, 1981. 149с.

177. Теплов Б.М. Избранные труды. Tl. М., 1985. 329с.

178. Терехина А.Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М., 1986. 168с.

179. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М., 1959. 240с.

180. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований // Вопросы языкознания. 1984. №.1. С.116-126

181. Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдений: разведочный анализ. М., 1981. 693с.

182. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.175с.

183. Утробина Т.Г. Экспериментальное исследование языковых репрезентаций комического смысла. АКД. Г-Алтайск. 1997. 23с.

184. Ухтомский A.A. Избранные труды. Л., 1978. 352с.

185. Фант Г. Акустическая теория образования. Пер. с англ. М., 1964. 284с.

186. Физика. Большой энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1998. 944С.

187. Фрумкина P.M. Цвет. Смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М., 1984. 176с.

188. Фрумкина P.M., Михеев A.B., Терехина А.Ю. Экспериментальное изучение семантических отношений в группе слов-цветообозначений. М., 1982. 170с.

189. Хакен Г. Синергетика. М., 1990. 400с.

190. Хомский H. Язык и мышление. М., 1972. 121с.

191. Хорошилова C.B. Психолингвистические исследования символической природы цвета в художественном тексте (на материале желтого цвета в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита")// Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1998. С.28-33

192. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики художественной речи. Киев, 1981. 240с.

193. Чижова Е.А. Репрезентация концептуальной картины мира в художественном тексте (на материале альтернативной литературы). АКД. 1995. 22с.

194. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации М., 1997.480с.

195. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности. М. 1967. 327с.

196. Шахнарович A.M. Психолингвистические проблемы овладения речи в онтогенезе// Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, A.M. Шахнарович Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979. 326с.

197. Шевелев И.Ш., Муртаев М.А., Шмелев И.П: Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М., 1990. 340с.

198. Шмелев Д.Н. Об асимметричном параллелизме в поэтической речи // Русский язык в школе. 1970. №5. С.8-13

199. Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония. М., 1986. 206с.

200. Шулепова О.В. Фоносемантический профиль слов и прозаических текстов (русско-английские параллели). АКД. Саратов, 1991.18с.

201. Щерба JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т1. Л., 1962. 180с.

202. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Хрестоматия по истории языкознания 19-20 века. М., 1956. 264с.

203. Щерба Л.В. Языковая и речевая деятельность. Л., 1974. 424с.

204. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1986. 529с.

205. Язык и наука конца 20 века. Сб. статей под редакцией Ю.С.Степанова. М., 1995. 320с.

206. Якобсон Р. Звук и значение // Якобсон Р. Избранные работы.М., 1985. С.30-91

207. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. 428с.

208. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм "за" и "против". М., 1975. 468с.

209. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984. 136с.

210. Якобсон Р., Фант Г.М., Халле М. Введение в анализ речи // «Новое в лингвистике». Вып.2.М., 1962. С.115-140