автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.06
диссертация на тему: Фоносемантика образных слов якутского языка
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фоносемантика образных слов якутского языка"
'. ' РОССИЙСКАЯ АКАДЫШ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПКУТСКШ ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
На правах рукописи
Афанасьев Лазарь Андреевич
ФОГОСКМШМКА. ОБРАЗНЫХ СЛОВ ЯНУТСКОП) ЯЗЫКА
Специальность 10.02.06. - тюркские языки
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук-
Якутск - 1992
РОСГ-ИЙ.:^*
ГОСУ^'■-" 4 * ^ -
-"¡¡ТТ-"» Работа выполнена в отделе языкознания
,«.• , • V' 1 Якутского института языка, литературы — - "к истории СО РАН
Научный руководитель - доктор филологических наук
Н.Е.Петров
Официальные оппоненты- доктор филологических наук
Б.ИЛ'атаринцев
кандидат филологических наук, доцент Л.Л.Габътаева
Ведущая организация - кай-едра якутской филологии
Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова
Защита состоится г. в /Стасов на
заседании специализированного совета К.003.69.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.06. - тюркские языки при Якутском институте языка, лите- • ратуры и истории СО РАН /677891, г.Якутск, пр.Ленина, 39, ЯИШШ/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЯНЦ СО РАН
Отзывы на автореферат просим направлять по адресу: 677Ь91, г.Якутск, пр.Ленш:-, 39, ЯИЯЛИ. Специализированный совет.
Автореферат разослан ¿>¿^иё 1992 г.
Ученый секретарь специализированного
совета, кандидат филологических наук / Н.Н.Ефремов
Актуальность теш заключается в том, что впервые на ма-г териале якутского языка в более системном виде раскрывается фоносешнтика образных слов. Исследование образных слов якутского языка охватывает такие важные проблемы языкознания, как происхождение языка, процесс преобразования незнаковых слов в знаковые, этимология, морфология.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - раскрытие фоносекантической сущности образных слов якутского языка. В связи с этой целью поставлен ряд задач:
I/ ссор необходимого лексического состава образных слов якутского язь;ка;
2/ обоснование выделения основы как носителя образности;
3/ определение содержания отдельных фонем, составляющих основы образяых слов;
4/ изучение влияния фоносемантики образных слов на юс звуковое построение;
Б/ выделение генезиса фоносемантики образных слов.
Методика исследования. На каждом зтапе работы применяется соответствующий метод:
1. Для сбора словарного материала был необходим метод выборки.
2. При определении (толковании) образных слов применяется метод декодирования /вербализации/ значений образных слов сред ствами знаковых единил.
3. Выделение значений отдельных фонем из семантики основы образных слов осуществляется семантико-сопоставительнкм методо
4. Генезис идеофонем определяется методом сравнения значэ ний идеофонем с их артикулемой.
Научная новизна 'работы заключается в том, что впервые на примере якутского языка раскрыта фоносемантическая сущность об разных слов. Тем самым преодолен господствующий долгое время -подход к образным словам, сущность которого основывается на не признании подражательного характера образных слов. Данный под' ход к образным словам дает новые возможности для углубленного понимания данного явления языка.
Практическое значение. Полученные результаты исследован:« - 3 -
будут иметь широкое практическое применение. Метод декодирования образных слое применяется в данное времл в лексикографических работах. Языковеды давно заметили, что происходят существоннте изменения в функционировании образных слов г якутском языке. Результаты нашего исследования по с-вукогсму построению образных слов показкгавт, что возможно созттелькая активизация функционирования образной лексики.
Апробация работы. Основные положения диссертаинк били представлены на двух республиканских /Якутск, апргль, I9L5; Якутск, ноябрь, 1987/ конгерекшях, а такке, изложены .• трех статьях.
Обьем и структура работа. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, что составляет 360 страниц.
В первой главе "Из истории изучения проблемы фоносемапти-ки в языкознании" - указывается, что з связи с общей проблемой происхождения языка интерес к фоносекантике проявили сце древнегреческйе филос'офы Платон и Демокрит. Их усилиями,-также языковедов последующих веков установлена, что общение людей на основе жестов и мимики, сопровождаемое звукоиспускания-ми, постепенно переходило на общение с помощью звуковых комплексов. В возникновении членораздельной речи огромную роль сыграли такие категории слов, как междометия, звукоподражательные и образные слова. Они же и оказались основой для возникновения направления по звукосимволизму, которое получило глубокую разработку, в том числе экспериментальное изучение в нашем веке. В советском языкознании звукосимволизм получил признание только в последние десятилетия, создаются целые школы /С.В.Воронин^, А.П.Журавлев^ и др./. В данной главе основное внимание обращено на изучение образных слов в тюркологии и якутском языкознании.
Воронин C.B. Основы фоноссг.:актики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, jÇc;2. - 2*0 с.
^ Куравлев А.П. Фонетическое значение. - Л.: Изд-во Лекин-. градского ун-та, IS74. - 160 с.
Образные слова называются рааккми терминами: образно- • подражательные слова /тюркские и монгольские языковеде/, о'о-нокинематичсские. слова Донг Сеам/; кинеыато-изобразительнке слова /Ц.Б.Цкдендаг/баев/; нсовукоподраттелыдао "звуковые жесты" /Е.Д.Поливанов/; образные слова, связанные со зрительными образами /о.3,Панфилов/; образнее слога, передающие внеи-ний вид/Н.В.Кияе/; иккеюв, образующиеся посредством подражания явлениям незгукового порядка, к.юетш место в человеческом организге/Й.К .Агшарии/; икдош.квьг, образующиеся посредством озвуадьания первоначально беззвучных- ''подражательных жестов рта и носа" /Г.Е.Корнилов/; симтатическке звукокзобра-зительные слова /А.М.Щербак/, вкдеомшеда /3.Р.Тенинее/ и т. пр.
Почти зее языковеды, за исключением некоторых, подчеркивают подражательное происхождение образных слов. Некоторые из них/А.Н.Кононов, Д.Н.Харитонов, Н.А.Баскаков, Ц.Б.Цыдендамба-ев, Л.Ш.Шагдаров/ признает различное происхождение образных слов и тем самым - вторичлость их происхождения. Они, отрицая . "отприродную" мотивированность образних слов, признают некоторую их подражательность, связывая вто явление с чередованием звуков, которое служит способом словообразования. Почти все исследователи /Н.И. Аджарии, Е.Д.Поливанов, Ь.А.Чернышев, Б.Я.Владимиров, А.Т.Кайдаров, Т.А.Бертагаев, Н.К.Дмитриев, Л.Н.Харитонов, Л.Ш.Шагдаров, А.М.Щербак, Е.З.Кажкбеков. Б.П1, Кетамбаева, Ц.Б.Цыдендамбаев, А.И.Исхаков, А.Н.Куринекий, Р. Кун-гуров и т.д./ подчеркивают, что гласные, чередуясь, дифференцируют значение образных слов. При этом некоторые указывают на наличие определенных закономерностей.' Наблюдается попытка определения семантики отдельных гласных /Н.И.Аштрин, Л.Н.Харитонов, Б. Ш. Кетамбаева/. По отношению к со гласным звукам имеются отдельные высказывания о роли звонких и глухих согласных. Однако очень важное замечание Н.К.Дмитриева о том, что "в осно-.ве комплекса /ыимеы/ в целом лежит обычно согласный звук, ко- ' торый по ономатопоэтической теории в артикуляторном отношении считается близким к какой-либо стороне природа явления, обоз- 5 -
' на чаемого этш звуком"^, осталось ке разрабстатта.
В данной главе изучение образных слов якутского яэуга рассматривается под углем зрения того, как решается вопрос образной семантики в якутской языкознании. Бпервые в литературе об изобразительное словах якутского язь'ка говорил C.B.fic-тремскиЕ. Он эти слоза назвал "образнк-'и речениями Иод этим термином он поникает и образные, и срукоподражательные слова. Более глубокий анализ образнкх слов наблюдаем в работе А.Е.Кулаковского, где этот класс слов называет "картинньъ;и словами"0.
П о длинно научное исследование образкьх слов якутского язь'ка было произведено Д.Н.Харитоновым. Здесь нас интересует вопрос о том, как решается проблема фонос.екантики в его работах. Автор пишет: ''Действительно, звуковым явлениям окружающего мира можно подражать /т.е. создавать подобие, воспроизводить/ с помощью звуков речи. Но посредством слов невозможно подражать движению, физическим свойствам и внешнему виду предметов"^. Л.Н.Харитонов очень близко подошел к пониманию фоно-семантики образных слов. Он считает, что основное содержание образных слов заключается в корнях. Автор различает три вида корней: звукоподражаетедьнве корки, корни, связанные со знаменательными словами и звуко-мимические корни. Первые два типа корне!', по его мнению, переходят в образнее слова в результате "замещения одних представлений другими по их связи"^. А
^ Дмитриев Н.К. Строй тюркских языков. - М.: Изд-во восточной литературы, ГС62,- С,63.
о
ЯстремскиР C.B. Грамматика якутского язь-ка.- Иркутск: Издание-книжного магазина П.Й.Макушина в Иркутске, 1900. - С. 36-37.
о
Кулаковский А.Е. Научные труда.- Якутск, 1979.- С.365.
л
Харитонов Л.И. мили глагольной основы в якутском языке. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, К54. - С.203.
с
Харитонов Л.Н. Ук.соч., с.203.
звукэмижческкх корнях говорится, иго их значение "связывается юшкой якка, обусловленной проионопением различных звуков и звуком* комплексов'^ Таким образом, он ооразнь© слова фактически делкт на две группы: условнее ооразные слова и звуке-шмическке. По етой причине он различает два вида «вредсвшмя звуков. Б услоьккх образннх словах чередование звуков служит способом смьтелсразличекш, при этом указывается следующая закономерность "...передние гласные, противопоставленные задним гласным, нередко содержат уменья отеяьшй оттенок значения"^. А в свуко-нгожческих слогах внраЕительную' функцию чередующихся гласных автор видит "в особенностях их артикуляции"0. Таким образом, проф. Харитонов Л.Н. заложил основы для специального исследования осразшх слов с точки зрения звукосимволизиа. -
Вторая глава расоты посвяшека лроносеиантичесхому анализу сбразньтх слов и составляет основную часть диссертации. Здесь, в первую очередь указывается на источники, из которых автором выявлен достаточно полный состав образных слов в якутском языке. Словарь Э.К.Пекарского содержит приблизительно -1600 образных слое, образованных из 13-..0 основ, что составляет десятую часть всего этого огромного труда; В словарь Т.Е.Сосина^вклга-чены около 740 образных слов, однако их основная масса повторяет материалу 3.К.Пекарского. Нами выявлено 150 основ, незафиксированных Э.К.Пекарским.. Перечень образных слов Л.Н.Харитонова составлен на основе : новых'слов , введенными им самим. Образные слова в "Диалектологическом словаре якутского языка"^ зафиксированы в именной <|орме., -как названия различных реалий.
. 1 Харитонов Л.Н. Ук.соч, С.220.'
^ Харитонов Л.Н. Ук.соч. С.256.
3 Харитонов Л.Н. Ук.соч. С.25Е.
^ Пекарский Э.К. Словарь якутского языка.-!.1-2-3. 1959.
с
Сосин Т.Е. Словарь образных, парных слов якутского язы--' на.//Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.4, ед.хр.2].
® Диалектологический словарь якутского языка.- М,, Наука, 1976.
Всего имеется около 500 слсв, яэ которых вгяаясик некоторые • основы образных слов, которых в письменной рс-чп но удалось найти. Академическая картотека якутского языка, содержал сЕыпе двух млк. карточек-цитат, является богатейшим собранием образных слов. Б этом'материале нам удалось обнаружить более 1000 основ, невключенных в словари. Креме того достаточно много слов взято автором прямо из разговорной речи гак как образные слова в разговорной речи представдгетлт значительно шире. На основе материалов указаякьх^слов<лсодер,;Ш4в^ 3150 основ, который в данную работу вкякюен как гршкпенис.
Принципы. определения. Образные слова ке являются знаковыми словами. Оки воспроизводят представление, ощущение з виде формы. В этом заключается трудность их определения на уровне знаковых слов.
Впервые в практике лексикографии Э.К.Пекарский разработал принцип определения образных слов. Определение образных слов состоит из двух частей: признаковая и референтная, В признаковой части используются слова типа согнутый, широкий, вздутый и т.п. В референтной - определяется, к какой части тела относится данное образное слово.
А.Е.Кулаковский указывает, что для определения какого-л. образного слова необходимо сравнение его значения со значениями нескольких- семантически близких друг с другом слов?
Л.Н.Харитонов впервые на теоретическом уровне раскрыл в признаковой части определения наличие двух составляющих- характер формы и размер формы?
Таким образом, схема декодировки образных слов на уровне знаковых-единиц состоит из следующих элементов:
Признаковая часть определения ! Референтная часть
h 'определения
размер формы! характер формы ! указывается референт
1 Кулаковский А.Е. Ук.соч. С.385.
р
Харитонов Л.Н. Ук.соч. С.223.
Например, слово балла-Г. определяется таким таким образом: больной, толстый/о губах/. Слово 'большой' определяет размер, слоео 'толстый* выделяет признак данной формы, а пометой 'о губах' указывается, к какой части тола относится данное образнее слово. St¿ схсыа определения образных слов в полном объеме действует в первичных состояниях образных слов. Современные образные слова якутского языка употребляется в различных состояниях.
Структура образных слов. В основах образных слов исследователи различают корень и аффиксальную часть. Корни образных слов тгсст следящие звуковые структуры: ГС - ар- , ис-, он-СГС - бар- , бал-, лах-.
Основа образных слов в плаке семантики есть та часть слова, в которой содершгея образное значение; а в плане ыорфоло-гки - ото та часть слова, к которой присоединяется грамматические айкжи. Д.Б.Харитонов в своих трудах указывает, что "... основы образных глаголов, как правило, бывают двусложными, и подчеркивает, что "оби;ей и постоянно приметой формы основы образных слов глаголов является конечный Исключаем показатель глагольности -й из этой звуковой структуры, тогда остает~ ся двусложное образование с открытым'последним слогом. Капри-мер., оло^/оло,-/, дагдай/дагда-/, сарай /сара-/.
Основа состоят из двух образований: корневого и аффиксального элементов. Корневой элемент состоит из двух или трех звуков : "начальный корневой согласный /который может отсутствовать^ гласный, конечный корневой согласный. Аффиксальный элемент состоит из одного или двух звуков: модкфикат-согласный /который |дожет отсутствовать/ и модкфикат - гласный. '
Модель и варианты. Состав согласных /согласного/, содерзка 'цихся в основе образных- слов и носящих основное значение, назы рвется моделью. Модель в речи актуализируется посредством огла ровки. В зависимости от того, какие гласные вошли в состав модели, образ, заключенный в модели, получает соответствующее пространственное содержание. Слова, образованные путем огласов
1 Харитонов Л.Н. Ук.соч., с.231.
- 9 -
ки модели называется вариантами. Слова баллай, боллой, бол^ лой > ^25522. являются вар -антами модели б-лл~к.
Гласные идесс'онемы.
Идеоаднема а. Сопоставительный анализ вариантов одной модели показывает, что вариант а^а- изображает предельно большой объем, размер данной фсрки. Бозгла-й*- I/ быть большим, толстым /о губах/'; болло-^- I/ быть надуты.: /о губах/. В сужающихся основах данное свойство звука ^сохраняется: Например, в слове баддьй корневойуказывает, что заключенная в модели форма развертывается в предельном объеме* но моди.тикат
ее уменьшает Звук а отражает плотность тела,- подчеркивая твердое его состояние. Балла- /большой, толстый/ по сравнению с бэллэ- /раздавайГ:ся, мягкий/. В некоторых моделях он таюке несет дополнительное значение увесистости: бадьа-/тяжелая, неуклюжая форма/ по сравнению с бэ£ьэ-/легкая фигура/. В СЕето-гаетовых моделях звук а^выракает интенсивность ивета: балаар /быть темно мутным/, сандаар /сиять/.
Идеофонема о. При огласовке на с^о^ пространственное со-'держание сводится"к округлой, ограниченной форме: болло-/наду-тьго - о губах/, тоото-/неболсиой, круглый/. Зто пространственное содержание зависит от пространственной направленности моделей. 0н{> может относиться к фигуре, к какей-л. части тела или к полости чего-л.: боко-й /горбиться/, лоппо-й /выступать бугром/. В моделях, где проявляется плотность, звук^подчер- • ■кивает твердое состояние: дордо-/твердыЛ/. По сравнению с идео-фонемой о^мокно прийти к заключению, что звук унесет значение увесистости: согдо-/гя;хеловатая фигура/, сзгдэ-/легкая фигура/. В свето-пвстовых моделях он обозначает мутный, серый, тусклый свет: болоор/быть мутным/.
Идеофонема е. При огласовке модели на е-е-образ, заключенный в модели, приобретает'ограниченный пространственный охват и выпуче'пную форму: беллн-/кругло вспученный/, бегде-/сильно
к Все примеры образных слов извлечены из "Модельного словаря основ образных слоз якутского языка", которые в данной работе содержатся в качестве приложения.
- 10 -
горбатый/. Звук ojiccct дошшнитслькуй оттенок мягкости: тя-ба-/мягкий, тулий/. Иногда отст оттенок слуотг для выражения слабости, маленького раокера: дьее -дье-Агаленький, слабый/. Передаваемое звуком о значение мягкости, вялости указывает, что он "увесистый". Б свето-пветових моделях звук е символизирует бол иву» степень мутности: бэлй<зр /быть густо мутным/.
ИдеогТонеш о.Звук о образу, заключенному в модели, дает широкий плоский вид: «олэ-/гаирокое лило/, боллэ-/сильно раздавшиеся/. Со звуком _о^свясапс дополнительное значение мягкости, легкости: сэгдо -/легкая фигура/'. Зьуку^свойственно значение мягкости: о'ся.то-/скльно расплющенный/. В некоторых моделях он выражает значение хоршс-й освещенности: сэндаяэс /ярко освещенный/» »когда при втом придаст красноватый оттенок цвети: дьэбо-/красноЕатый/.
Идсофоно/а н. Звук ы придает моделям предельно маленькое пространственное содержание: бь'тьь/каленькая фигура/, бьтаь/ма-ленькое липо/. Ему не свойственно значение мягкости. Увесистость тоже не г-ыделяотся. В свето-нветовьтх моделях звук_ы_вь:~ рахает блеск: ташба-УблесгадЯ/, кылк-/сьеркающий/, иногда придает красный оттенок: КОДЩЩ,-/быть красноватым/.
' .Ипео^.онйма у. Звук у форму удлиняет, вытягивает: дулу/удлиненная фигура/. Б моделях, носящих идею согнутости, при огласовке на -у-у-, стремление к удлинению ограничивается в райках согнутого положения: буку-/согнутый, свернувшийся/. По сравнению с идеофонемой^э_звук у лишен качества мягкости и легкости. В свето-иветовых моделях он обозначает серый, мутный тает: буд^-/серый, мутный/.
Идеофонема у. Звукд, образу, заключенному в модели, придает удлиненную, крупную форму, при этом подчеркивает неясную очерченное?ь, тенеподобность данной формы: куду-/о силуэте кого-л./, буку-/неясный, тенеподобный вид/. Значение плотности выражено очень слабо. Ощущается мягкость, расплывчатость формь а масса воспринимается тяжеловатой: дугду-/тяжеловатый, огромный силуэт кого-л./. Этому звуку свойственен мутный, серый цвет: б^щ-/сумрачный, мутный/.
Идеофонема и. Звук д_форму делает незаметным, скрытым,
мясистый: билги^/нпзкий, мясистый/, сид^^/полный, невысокий,-крепкое битый/. Звук^имеет значение мягкости и увесистости: биски-/тяжелоЕаткй, мягкий/, сили-/увесистый, мягкий/. В све-то-иветовых моделях звук ^выранает блеск с металлическим оттенком: килз^/бкпестящий/.
Удлинение гласных. Бее якутские гласные имеют свои долгие варианты: а-аа, о-оо, г^ээ, о^ов, ы-ыы, Уй&Ь. Долгие гласные в основах образных слов встречаются достаточно часто. И их наличие всегда вызывает изменение содержания слова. В основном мокно выделить два вида семантической нагрузи, связанных с удлинением гласных: I/ усиливается проявляемое состояние: дьаадьа-/признак кривоети ног усиливается/ или подчеркивается постоянно проявляемое состояние:' ордьоо_-/крупные, выдвинутые вперед - о зубах/, 2/ подчеркивается двигательная характеристика формы, именно замедление, неуклюжесть: боот^Г /невысокий, круглый, медлительный/.
Дифтонги:Дифтонги /на, уо, ^э^^иэ/ состоят из двух гласных, при переходе из одного гласного на другое наблюдается эффект скольжения, т.е. кратковременно проявляется признак третьего гласного. Дифтонги якутского языка имеют расширяющийся характер. Сперва .произносится узкое гласное, за ним следует широкое. При .слитном произношении"пространственное значение гласных сливается. В результате форма, выраженная дифтонгом, приобретает-изменяющееся пространственное развертываение: оно сводится к тому, что форма становится мягкой, мешковатой, переливающейся: даа^/большой, брюхатый/> ыача-/широкий, раздавшийся/. Кроме того, дифтонги характеризуют и двигательную способность формы, придавая ей'медленность, плавность гаи покачивание.
Согласные идеофонемы.
Идеофонема б. В образных словах якутского языка имеются модели, состоящие только из одного согласного. Именно в них в "снятом" виде проявляется, функция отдельных согласных. Модель несет значение объемного вида* /конкрет-
я 1'ермин "вид" обозначает, в основном, форму фигуры человека или форму какой-либо части тела.
- 12 -
но: губообразнсеть/. В неусеченных основах конечный корневой, б^/с^аба-^ х-аба-й/ сохраняет, свое значение. Таким образом, звук б носит значение внлуклости, объемности, боль-лого размера.
И.геогпонема г. Модель изобража-
ет суженный, согнутый вид. Зтот звуковой комплекс при прибавлении начального согласного /т-эгэ-рий, б-эгз-й/ приобретает новое содержание: которое сводятся к круглому виду. Звук г в роли модификата /¿«йгезД, д-клгы-й/ несет объемное значение. Все эти примеры показывают, что звук изображает изогнутый, суженный или круглый вид.
Пдаос/онсиа 'г,. Модель -5- обозначает /ады-й, ыг,а-й/ изображает плавно согнутый или мешковатый вид. Это качество звука з сохраняется и при присутствии начальных согласных Л^иы-за-й, д-алг/1-Г;/. Звук 5 используется в качестве модификата /б^ ал-за-й, д-ал1]а-й/, при этом он несет объемное,'мешковатое содержание. Таким образок, идеофонема 13 имеет устойчивое образное содержание, отражающее плавно изогнутый, мешковатый вид.
Идеофонема д. Модель -д~ /¿^^^й^^що^й/ изображает вертикально стоящий вид, при этом акыентируотся верхняя часть этс формы. Начальный д/д-элла^^^сЭЙ^Й/ Ука31Шае'г> что изображение, построенное данным комплексом идеофонем, откосится к вертикально стоящему виду.
Идеофонема дь. Модель--дь- /а^йа^ .^^лла^й/ образует подкосившийся, кривой вид. Начальный дь/дь^аща^й, дь^алла-й/ в семантике звукового комплекса придает значение кривости,' мягкости, иногда углубления или торчания. Нодификат дь /б-ал-дьа-й, с-агдьа-н/ несет значение кривости, подкотенности.
Идеофонема к. Модель -й- /айа-н^аа, эйэ-Л;ээ/ отображае плавно качающийся, мягкий вид. Этот звук в аилауте не употреб ляется. Конечный корневой й /х-айба-й, д-айда-й, б-^ыйгы-й/ вносит ь звукокоыплекс значение качания, мягкости.
• Идеофонема к. К г/одели окс^й/ присуще идея
согнутости. Начальный придает форме сог-
нутое положение, иногда вспученный, вспухший вид. Б роли мод! фиката он /б-ыйкы-й, белкэ-к/, в зависимости от того, с какш
- 13 -
согласным сочетается, принимает то согнутое положение, то ■ вспученный вид. Конечный корневой к./б^ьж^ккй, б^ексе^й/ придает форме сгсатое, согнутое положение,
Идеофонема л. Модель воспроизводит
слегка выпуклый, гладкий вид. Начальный л /л-а_ба-х, л-оппо-й/ направляет под свою семантику, заключении:" в основе образ, придавая ему низкий, раздавшийся еид.
Идеоконсма и. Модель изображает вьшук-
лый вид или углубление. Начальный м /м-сло^й/, оформляя под свою семантику модели, придает форме гладкое, небольшое, объемное проявление. Звук_ы^такое же содержанке сохраняет и в роли конечного корневого согласного /х^омяьо^, -¡¿ампа^йЛ
. Идеофонема н. Звук н в интервокальном положении в основах образных слов /ана-й, от-й/ изображает среднюю часть тела, акцентируя его переднюю часть: живот и отчасти грудь. Начальный н /н-ана-й, н^азга^й/ пРиДае'г форке низкий еид. Конечный корневой н /х-анта-й, с-анта-й/ дополняет изображаемую форму -обьемно-прсстранегвенным содержанием или утолщением.
. Идеофонема н". Модель экЪ-й/ изображает полый,
дкросбразнкй вид. Б неусеченных основах /х-ан"а-й, х-онЪ-рой/ семантика звука^г реализуется в "противополо;кном" направлении, воспроизводя выпуклый вид. Конечный корневой^Г^б^-онко^, х-анЬа-й/ во многих случаях указывает, что данная форма'полая.
Идеофонема нъ. Звук нь в интервокальном положении употребляется в удвоенном /долгом/ виде /а^ньа-^^^шьо-^й/ и образует мягкий, кривой,ВДдатливый вид. Начальный нь^/д^^ба^й, нъ^ыкььй/ придает форме низкий вид или мягкое состояние. Мо-ди! лкат нь^/х-амньа-й, с-амньа-й/ дополняет форму мягким, расплывшимся свойством.
„Идеофонема п. Звук п в интервокальном положении употребляется в долгом виде /адш^й^оппо-^/ и образует плоскую гу-бообразную форму. А при наличии начального согласного /б^ап-па^-й, с-аппа-^й/ он придает форме плоско-выпуклый, утолщенный вид.
Идеофонема р. Модель ^^ образует торча-
щий вверх вид. Звук р ату семантику сохраняет и при наличии
- 14 -
анлаутных согласных и* К0ГДа он выступает
в конечного корневого согласного /арба-й, ардьа-й/.
Кдеовонека с. Звуков интервокальном полокении не употребляется. Начальнкйс^алла^й/, оформляя семантику модели под свою, образует распростертый по форме вид. Б роли конечного согласного /б^аяпа-^^^мпа^^ он несет идею вспученности, пухлости.
Кдеог-онема Ь. Звук ¡^употребляется лишь в интервокальном положении /¡¿оНа^, ооЬо-й/ и изображает мешковатый вид. Такое же содержание сн сохраняет к наличии начальных согласных /м^, ааЬа-й, л^оЬо^й/.
Ицеофокема т. Модель изображает вер-
тикально стоящий, невысокий вид, иногда воспроизводит переднюю часть тела: грудь. Начальный ^с/З^В^с^^З^^сМ/-' °Ф°Р~ мляя форму под свою семантику, делает размер формы небольшим. В роли модификата /б^олто-Д^^о^то^/ несет идею утолщения.
Идсофонема х- Звуков интервокальном полокении /б^аха-й, нь-охо-й, т-аха-й/ изображает шароподобный вид. Начальный х^Л^агата^й^м придает форме признак кривизны и глад-
кости. Звуков роли модификата подчеркивает шароподобность,- объемность формы.
1?део<т>онема ч. Модель -ч- /очо-й, очо-й/ образует остро торчащий вид. ';акое не содержание сохраняется и при наличии анлаутньх согласьък/л-очо-й, б-счо-й, ч-очо-й/.
Глава третья посвящена структуре образных слов. Бее звуки, которые входят в состав основы образных слов, имеют свои определенные значения, т.е. они выступают в качестве кдеофо-нем. В якутском языке анлауткыш согласными выступают 12 согласных: Все они употребляются в той же роли в образных словах. В двусложных основах на стыке слогов употребляется одно согласное/корневое/ или двое согласных/корневое согласное и модификау/. Например, в словах тара-й, далла-й, дагда-й средними согласныш/согласным/ будут -лл^» -гд-. Кахдый отдельный согласный или сочетание согласных на стыкё первого к второго слогов называется типом средних согласных или согласного. Б якутском языке акт'у-
- 15 - ■ ' *
ализируется 109 типов средних согласжх или согласного? По нашим материалом в образных словах активно используются 85 типов: ®1ба-й/-£/, Лабда-й/-б_^-/ и т.пр.
Е зависимости от того, какие согласные выступают в качес- ■ тве анлаутнкх согласных, изменяется и число сочетагадеося с ними типов средних согласных или согласного:
Начальные звуки : Количество типов средних соглас-
: них или согласного, употребляе-_:_мга_с_начальными звуками
гласные б Д дь к л и н
нь с т
X
ч
В сумме актуализируется 544 сочетания. Иначе говоря образуется 544 модели. Всего в якутском языке в двусложных образованиях с конечным открытым слогом используется около 700 конструкций из сочетаний анлаутных согласных с типами средних согласных или согласного. Таким образом, образные слова в пределах структуры своей основы актуализируют почти все фонетические возможности якутского языка.
Модели путем огласовки образуют варианты. Некоторые модели образуют более двадцати вариантов, редко- встречаются модели,
* Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. Консонантизм.- Якутск, 1977.- С.128-142.
- 16 -
68 45 22 38 57
(С2.
54 26 45 43 35 48 30
обраэущие только одну основу.
Варианты образуются из сочетания корневых гласных и гласных модкфкнатэз. В якутском языке каждая модель посредством оглассвж монет образовать до 100 вариантов /сумма
у, е^и у, э^и и/, из них 71 употребляется теми таи иными моделями. В нашем материале имеются 544 модели, которые образуют 3150 основ. Значит, каядая модель в среднем образует 5,8 варианта.
Активный у. пассивный словари образных слов.
Каи анализ показывает, что 27 образных идеофонем по определенней звуковой схеме образуют огромное количество образных основ. Такая системная структура образных слов облегчает овладение имя. Достаточно овладеть каким-то количеством.образных слов, чтобы неосознанно чувствовать их фоносемантику и принципы построения. Вот поэтому говорящие, чтобы передать какое-то впечатление, актуализируя заложенные в структуре возможности спонтанно могут образовать те образные слова, которые они сами никогда ке произносили и не слышали.; Именно этим и объясняется феномен индивидуального словотворчества в образных словах.
Таким образом, мокно отметить< что в системе образных ело имеются два вида словаря : активный словарь и пассивный словарь
Активный словарь ~ это конкретно усвоенные слова, зафикси рованные в письменной речи. А пассивный словарь - это заложенная в структуре образных слов, возможность.
Глава четвертая посвящена вопросам генезиса идеофонем. Губно-губные звуки моделируют губообраоную форму. Здес
по нашему мнению, решающее значение имеет наполняемость воздухом полости рта, которая дает пространственнее содержание, а губы, которые переграглдают воздух, конкретизируют значение. П] произношении губы значительно выпячиваются, образуют объемное содержание. При произношении пагубы принимают плоское пол< кение и при выходе воздуха они резко расходятся. Эта особенно переходит в значение, образуя впечатление плоско-выпуклого ви да. При прокгкенекки ь^губы, замыкаясь, преграждают поток воз духа в г.олостк рта и воздух выходит через нос. Эта особенност
- 17 -
отражается в семантике, образуя значение плавной, мягкой выпуклости, даже создавая значение углубления.
Заднеязычные г, к^и увулярные х,отличаются от губно-губных звуков тем, что при произношении этих звуков преграда образуется в глубине полости рта, поэтому так называемая наполняемость почти отсутствует. Преграда образуется путем сужения голосовой щели. Век эта особенность артикулягии создает изображение суженного вида, который легко переходит в изображение изогнутого, согнутого положения.
Звуки 1^по месту образования расположены глубт.е, чем звуки г^и д. Смыкание и-размыкание органов речи осуществляются постепенно по сравнению со звуками г. Поотому отп звуки изображают более плавную согнутость, иногда обозначают мелковатый, шароподобный вид. Звуки _гм-1 к^по сравнению с увулярными произносятся более энергично, это мускульное ощущение помогает им символизировать более резкую согнутость или изогнутость.
При произношении т^ и д кончик языка упирается в верхние зубы и их альвеолу. Язык находится в поднятом положении. Это мускульное ощущение переносится в значение, символизируя вертикально стоящий вид, при зтом подчеркивая среднюю часть тела. Звук произносится болве энергично, чем звук^тч Поэтому он изображает большую фигуру и акцентирует грудную часть тела.
Артикуляция ^сводится к тому, что язык принимает локко-образную форму, образуя гладкие щели для прохода воздуха между языком и коренными зубами. Ощущение языка переходит-в значение, образуя представление >ладко выпуклого вида.
Звук ^произносится следутсщим образом. Воздух, наполняесь в полости рта, напирает на язык и, не находя выхода, идет по полости носа. Это выпирание является копией живота-, брхшины.
Звук отличается слабой напряженностью и незначительным шумом. Наполняемость воздуха в полости рта слабая, воздух выходит без особого затруднения. Такой характер артикулемы служит способом-изображения мягкого, расплющенного, искривленного вида.
Звук дь по способу артикуляции почти не отличается от
- 18 -
звука нь, Только отсутствует носовой резонанс и смычка рас- • крывается, постепенно образуя щель для выхода воздуха. Этим он приближается к звуку д. Поэтому этот звук по изобразительности напошпает звук-^кь^, иногда приобретает черты д. Он символизирует кривой, мягкий, иногда торчащий вид.
При артикуляции^, занятое воздухом пространство в полости рта, представляет собой тонкий слой, распростертый по поверхности языка. Именно сто свойство произношения переходит в значение. Поэтому звук с изображает вспухший, или распростертый по какой-л. форме вид.
Звук^образуется сужением в полости глотки. Здесь наполненное воздухом пространство от суженного положения плавно переходит в широкую полость. Все это ощущение служит обозначением мелковатого, мягкого вида.
При артикуляции й, наполненное воздухом пространство в полости рта свободно выходит через узкий проход. Такой свободный выход воздуха ощущается языком и через него переходит в его семантику, образуя мягкую, качающуюся форму.
Артикуляция н, производится таким образом: средняя часть языка собирается в комок, поднимаясь к небу. Опускание среднего неба способствует выходу воздуха через нос. Здесь для образования значения главную роль играет полость носа, через которую, реэонггруя, выходит воздух. Общение ее переносится в значение, копируя полую, дырявук форму.
При артикуляции р кончик языка, слегка загнутый кверху у основания передних зубов, приводится в колебание выдыхаемой струей воздуха. Именно этот, вверх направленный кончик языка, является генезисом значения торчащегося вида.
При артикуляции дсначала осуществляется смычка средней части языка с передней частью твердого неба, которая постепенно раскрывается. Здесь, по видимому, ощущение кончика языка имеет определяющее значение, символизируя острый, торчащий вид.
При произношении звуковд^ о^_е^э_рот открывается шире, чем при узких звуках. Это отдается в семантике. Широкие гласные изображают большой, широкий или объемный вид. А узкие
- 19 -
гласные ы, у, у; и воспроизводят маленькое или удлиненное пространственное проявление.
Губные звуки е, у, о, у обозначают выпуклое штч удлиненное пространственное проявление.. Здесь вытягивание губ становится копией выпуклых гаи удлиненных форы. При артикуляыии негубных звуках ГУ®ЬТ пе выпячиваются. Поэтому эти звуки обозначают большой, широкий или маленький вид. Это зависит от раствора рта.
Заднеязычные гласные носят значение твердого
состояния и увесистости. Здесь значимым является мускульное ощущение языка. При произношении задних гласных язык идет назад, совершая движение, он напрягается. Именно это напряженное состояние переносится в значение твердости и массы. При произношении передних гласных е, у, э, и язык находится в естественном положении, поэтому они образуют значение мягкости, иногда легкости.
Губные звуки о-, у, э, у отображают тусклый свет. Зто, по-видимому, связано с тем, что вытянутые губы способствуют затуханию звучания. В нсгубннх гласных не происходит : затухания звука. Поэтому они обозначают интенсивный цвет, яркое световое проявление.
Все эти'примеры показывают, что именно признак артикулем переносится в значение.
В заключении даются основные выводы.
1. В якутском языке имеются десятки тысяч образны:: слов. Это значит, что образные слова в якутском языке занимают важное место.
2. В образных словах выделяется основа, которая состоит йз двух.частей: корневого и суффиксального элементов. Образные слова, как система, проявляют себя только на уровне двух слогов.
3. Звуки, составляющие основы, содержат определенное значение, г.-е. отражают отдельный элемент образности. Поэтому эти звуки не являются знаковыми звуками, а представляют собой идеофонемы. Свое образное содержание они проявляют в составе
ОСНОЙЫ.
4. Содержание идеофонем заключается в том, что признак" артикулем переносится в пространственное и качественное значение. Отсюда вытекает вывод, что значение образные слсв существует в форме ощущения.
5. Согласные идеофонемы образуют каркас формы /модель/, гласные дополняют этот каркас пространственны/ содержанием.
6. Акустическая сторона идеофонем играет сигнальную функцию. Слушающий, получив этот сигнал, путем имитации быстро декодирует значение образного слова.
7. Образные слова в рамках двусложной структуры с конечны!»! открытым слогом теоретически способны актуализировать-почти все варианты построения слов в якутском языке. Таким образом, они представляют собой как бы особый параллельный язык, сосуществующий наряду со знаковыми словами.
Основные положения и результаты диссертации отражены в следующих статьях:
1. .Афанасьев Л.А. ДьуЬуннуур тыллары '.уерэтии/Дотугу сулус.- № - Якутск, 1988.-'с.92-93.
2. Афанасьев Л.А. Идеофонная структура образных слов якутского языка //Якутский язык: лексикология и морфология.-Якутск, 1939.- с.124-128.
3. Афанасьев Л.А. Переход образных слов в знаковые слова// Якутский язык: семантика, фразеология.- Якутск, 1991.— сЛ15-122.
' ' Му