автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Формирование духовности сельской молодежи и влияние на неё национальных и религиозных ценностей

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Маматов, Махмут
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Формирование духовности сельской молодежи и влияние на неё национальных и религиозных ценностей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование духовности сельской молодежи и влияние на неё национальных и религиозных ценностей"

л п Министерство высшего и среднего специального " образования Республики Узбекистан

к 0

\ т.

Ташкентский государственный университет имени Мирзо Улугбека

на правах рукописи УДК 1; 297 (575.1)

МАМАТОВ МАХМУТ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

09.00.06-философня религии и свободомыслия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Ташкент -1998

Диссертация выполнена на кафедре Религиоведения и свободомыслия Ташкентского государственного университета имени Мирзо Улугбека

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор ТАШЛАНОВ Т.Т.

, Официальные оппоненты -заслуженный деятель

науки Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор Ортиков A.A.

• - доктор философских наук,

профессор Аликулов Х.А.

Ведущая организация - Ташкентский государственный

аграрный университет

-

Защита состоится «/<■&» года в /У час на заседании

специализированного совета "ДК 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук при Ташкентском государственном университете им.Мирзо Улугбека (700095, г.Ташкент, ВУЗгородок, ТашГУ, философский факультет, ауд.215).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке у н иверситета (Вузгородо к).

Отзывы на автореферат заверенной печатью просим направлять ученому секретарю спецсовета (700095, г.Ташкент, Вузгородок, ТашГУ, Философский факультет, комн.З 18).

Ученый секретарь спецсовета, , -*' J

доктор социологических наук ' / Д . М.Бекмурадов.

У к

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Узбекистан на пороге 8-легия ^зависимости стремительно продвигается по пути прогресса, что являлось ;ковой мечтой народа. Идеи независимости все глубже и глубже сореняются в душе населения республики, нацеливает его на новые успехи свершения.

В своей книге «Узбекистан на пороге XXI века; угроза безопасности, ;логшя стабильности и гарантии прогресса» Президент Республики 'збекистан И.А.Каримов поднял важнейшие социально-экономические, илософские проблемы всестороннего обогащения духовности и повышения ровня самосознання, развития национальной самобытности народа и пределил пути средств и способы их решения.

Подчеркивая непреложную истину, что никакое общество не может :ить и строить великое будущее народа без богатых духовных и равственных ценностей, создаваемых им самим и оставленных з наследство го предками, академик И.А.Каримов писал: «Ни одно общество не может ндеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, уховных и нравственных ценностей в сознании людей».1

Эти глубокосодержательпые, судьбоносные идеи имеют епосредственное отношение к молодежи Республики вообще и к сельской юлодежи, в особенности, так как она составляет подавляющее большинство юлодого поколения страны. И такая соцнапьно-дсмографнчга- пя ситуация

Каримов И Л. У '.бекисган н;\ пороге XXI век;г угрели бсюл;1Снсоиг усчоппч стпбклнюсш >' гпргпгппг рогрссса. Т.-.У'-.осшст;>н, ! 'У) \ с. 131

будет сохраняться, так как прирост населения о сельской местности выше, чем в урбанизированных регионах.

Актуальность темы исследования тесно связана с

вышеперечисленными обстоятельствами и заключается в следующем:

1.Сельская молодежь составляет и будет составлять в дальнейшем большинство населения республики, увеличиваясь в нарастающем темпе. Поэтому в формировании её духовности необходимым является создание сосуществующих условий для пользования достигнутыми успехами культуры, просвещения и искусства, богатым духовным наследием.

2.Актуальным требованием сегодняшнего дня является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей, разработка социальных мер и методов использования их в повседневной жизни общества, органически связанными с ними исламскими ценностями для достижения их консенсуса в формировании социально востребованной духовности молодежи.

3.Под влиянием обеспечения свободы совести, открытия широких возможностей для деятельности религиозных организаций, гарантированных принятым в новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», других социально-политических и идеологических факторов наблюдается повышение интереса молодежи, особенно сельской, к исламу. Проявление нашим государством справедливой политики по отношению к религии не означает допущения догматизма, фундаменталистских тенденций. Для их предотвращения актуально исследование путей, способов воспитания молодежи в духе свободы от идеализации религии, от догматизации её постулатов, а тем более попыток её политического использования.

4.В формировании духовности молодежи большое значение имеет исследование роли фондов «Камолот», «Умид», «Улугбек», «Устоз», «Соглом авлод учун», «Махалля», направлений деятельности общественных

объединений, национальных культурных центров, партий и движений, рожденных прогрессом демократических реформ.

5.До настоящего времени эти процессы недостаточно отражены в имеющейся литературе, не стали целью специальных научных исследований, что ослабляет методические основы идейной защиты молодежи от тлетворного влияния исламских фундаменталистов, ваххабистов, религиозных экстремистов.

Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования духовности нашли своё глубокое обоснование, принципиальную характеристику, всестороннее освещение в трудах академика И.А.Каримова. Уже в его первом монументальном труде «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», пятая глава была посвящена полностью вопросу о «духовно-нравственных основах» развития независимого Узбекистана. Новое развитие этой проблематики с учетом пройденных этапов реформирования и успехов национальной независимости отражено в книге «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса» (Т., 1997). Принципиальные замечания Президента стали методологической основой настоящего диссертационного исследования.

В освещении вопросов формирования духовности сельской молодежи использовались публикации академика Э.Юсупова «Факторы духовного совершенствования» (Т.'.Университет, 1997), А.Джалалова «Узбекистан: независимость, духовность, идеология» (Т.:Узбекистан, 1994)

Проблемы влияния ислама и принимаемых им светских ценностей на совершенствование духовности народа нашли отражение в теоретических исследованиях А.Абдусамедова, А.Артыкова, И.Жаббарова, С.Жаббарова, М.Усманова ( в диссертациях Ибрагима Каримова, А.Мансурова,

М.Имамназарова, Т.Ташланова, И.Хужамуродова, И.Худайбердиева, А.Кульназарояа, Д Ортиковой, А.Рахмонова и др.1

В диссертации автор ссылается также на труды зарубежных исламоведов. Ценными источниками светского и религиозного характера для работы над диссертацией явилось творчество мыслителей Центральной Азии, узбекских просветителей, а также крупных богословов, улемов и мусульманских деятелей.2

Для выяснения влияния исламских ценностей на формирование духовности молодежи было обязательным обращение к Корану, Хадисам и другим богословским работам прошлого и настоящего.

Цель н задачи исследования. Целью настоящего исследования явилось - выявление механизма воздействия на формирование духовности сельской молодежи в условиях независимости республики национальных культурных и религиозных ценностей.

Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие задачи:

-исследовано философское содержание и уточнены дефиниции таких феноменов как духовность, религиозные ценности, национальные идеалы;

-раскрыты действующие факторы механизма формирования духовности, общего мировоззрения сельской молодежи;

-охарактеризовано научное обоснование творческого и эффективного использования исторического наследия народа в процессе обучения и воспитания молодежи;

-показано его место в формировании духовности, нравственно-эстетических идеалов;

1 Перечень н библиографические данные трудов включены в «Список неполыованнон литературы»,

приложенных к диссертации ' См : тог же «Список»

-определены способы и средства использования ценностей ислама в обогащении духовности сельской молодежи;

-показаны возможные пути предотвращения отрицательного воздействия тенденций догматизма, фундаментализма, ваххабизма в процессе использования в работе с молодежью исламских ценностей;

-разработаны практические рекомендации, направленные на формирование и обогащение духовности сельской молодежи.

Методологические основы и теоретические источники исследования. Методологической основой диссертации явились идеи объективности, взаимосвязи и взаимообусловленности, детерминизма, историзма, преемственности, консенсуса национальных и религиозных ценностей.

К теоретическим источникам настоящего исследования относятся труды Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, в которых содержатся идеи, мысли, соображения и принципиальные установки, относящиеся к иследуемой нами проблеме.

Конкретно-социологическая база диссертации включает в себя результаты анкетных опросов с охватом 3 тыс. молодых людей (парней и девушек), проживающих в Юго-Западных регионах республики, а также методы обобщения экспертных оценок по исследоваемому вопросу, анализ документальных источников интервьюирования и наблюдения.

Научная новизна диссертации заключается в том, что внесены уточнения в имеющиеся дефиниции таких феноменов как духовность, ценности, идеалы сельской молодежи;

-исследованы и уточнены механизмы объективных условий и субъективных факторов процесса формирования духовности, научного мировоззрения сельской молодежи, укрепление в её сознании принципов национальной независимости;

-осуществлено исследование специфических для сельской молодежи особенностей, способов и средств претворения в жизнь в процессе обучения и воспитания духовного наследия, использования национальных ценностей в общеобразовательных школах, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведениях;

-обоснована необходимость разумного и взвешенного использования ценностей ислама, показаны возможности сотрудничества светских и религиозных структур в развитии духовности сельской молодежи, приверженности её народной нравственности.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертации. Теоретическое значение работы заключается в том, что выдвинутые в ней идейные положения, систематезированный материал и выводы можно использовать в дальнейшей, более углубленной и расширенной разработке проблем повышения духовности молодежи, формирования у неё научного мировоззрения, что может найти применение в деятельности фондов «Камолот», «Умид», «Улугбек» и др., ведущих воспитательную работу среди сельской молодежи.

Практическая значимость результатов данной диссертации заключается в том, что её материалы можно использовать при чтении учебных лекций в разделах, посвященных теории и истории культуры, философии, социологии, новой истории Узбекистана, в соответствующих темах этики, эстетики, религиоведения в проблематике «Круглых столов», на вечерах вопросов - ответов и других культурно-просветительских мероприятиях, организуемых по линии «Маънавият ва маърифат».

Апробация диссертации. Материалы её использовались на занятиях по Истории религии, Моралеведения в вузах, профессиональных училищах, колледжах и лицеях, общеобразовательных школах юго-западного региона республики.

По теме диссертации опубликованы две статьи в республиканских журналах: «Хал^ таълими», «Гулистон» и две статьи в научных сборниках ] 993; СамДУ, 1997). Кроме того её отдельные положения изложены в научных докладах, с которыми диссертант выступил на различных научно-теоретических и практических конференциях, прошедших в 1993, 1994, 1995, 1996, 1997 г.г. в городах Ангрен, Наманган, Самарканд, Гулистан, Карши, Ташкент.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите: -на кафедре Релнгиоведения ТашГУ им.Мирзо Улугбека; -на Научных Семинарах:-в Ташкентском государственном Техническом Университете имени Беруни; -на кафедре философии; -на Научном Семинаре Специализированного совета ДК 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском государственном университете им.Мирзо Улугбека по специальности 09.00.06 -«Философия религии и свободомыслия».

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения. 4 разделов. Заключения и Списка использованной литературы.

2.0СП01Ш0Е СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

В I разделе - «Диалектическая связь между понятиями молодежь. независимость и духовность» - дано дополнение к определению и характеристике понятиям «молодежь», «независимость», «духовность», соотнесенных с опытом суверенного развития Узбекистана. Изложены взгляды мыслителей народов Центральной Азии и узбекских ученых-просветителей на эти понятия1. Приведены данные о том, что дала узбекской молодежи независимость республики. Освещена забота государства и общества об обогащении духовности сельской молодежи. Раскрыты глубокое содержание, богатый смысл, неоценимое значение положений, идей, установок Президента Республики Узбекистан академика И.А.Каримова по вопросам теории и практики развития духовности.2

Исходя из содержания и логики нашего исследования в качестве объекта изучения выбрана молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, интегрированных в возрастные группы, отличающиеся социальным статусом.

В содержание «независимости», исходя из характеристик, данных Президентом И.А.Каримовым, мы включаем новый тип государственного образования, являющегося суверенным, демократичным, правовым, гражданским, справедливым, светским, имеющего свою Конституцию, знамя, герб, гимн и национальную валюту.

В результате анализа многочисленных определений понятия «духовность», нами дано собственное толкование, которое заключается в следующем: «Духовность есть определенное качество человека, достигшего социальной зрелости, присущее сознанию здравомыслящей

'См.: Диссертацию, сс. 17-18.

2 См.: Там же, с с.25-29.

личности, основывающуюся на национальном самосознании. уважении культурного наследия, опирающемуся на определенный уровень научных знаний.

Республика Узбекистан с первых дней обретения независимости стала обращать особое внимание вопросам духовно ста настоящего 1! будущего молодежи. Не случайно, а закономерно, что уже в январе 1992 г. разработан и утвержден по инициативе и при непосредственном участии Президента И.А.Каримова Закон «Об основах государственной молодежной политики Республики Узбекистан». Тем самым впервые о истории нашего общества проблемы молодежи возведены в ранг государственной политики .

В диссертации подчеркнуто, что в данном законе были на правовой основе закреплены все проводимые широкомасштабные мероприятия по социальной защите, по обеспечению всеобщего обязательного среднего образования и воспитания молодого поколения, по созданию всех необходимых благоприятных условий для её всестороннего развития с опорой на национальные и общечеловеческие, в том числе религиозные ценности.

В целях раскрытия значения богатых идейных истоков молодежной политики, как продолжения на новом уровне традиций наших великих предков, в данной главе анализируются общественно-философские, этические воззрения мыслителей народов Центральной Азии.

Далее в диссертации предложена половозрастная характеристика дифференциации сельской молодежи, смоделирована социальная карта и определены структура и содержание процесса формирования духовности с учётом специфики каждой из молодёжных социальных групп. Это вызвано необходимостью учета специфики каждой из крупных социальных групп сельской молодежи при проведении

образовательных, воспитательных мероприятий и повышения их эффективности.

Особое внимание в данном разделе уделено раскрытию невиданного ранее значения для формирования духовности молодежи -создания по инициативе Президента Республиканского Центра «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство») в соответствии с Указом от 23 апреля 1994 года. В диссертации подвергнуты всестороннему анализу и философскому обобщению многочисленные факты и эмпирические материалы, свидетельствующие о ходе успешного претворения в жизнь данного указа Президента.

В качестве подтверждения его выполнения в данном разделе приведены факты и примеры об изданиях литературы по проблемам духовности и просветительства, о её востребованности для изучения сельской молодежью, о деятельности областных, городских, районных организаций и отделений Республиканского Центра духовности и просветительства, а также учебных заведений. В разделе подвергнуты научно-критическому анализу как положительные стороны, так и недостатки научных публикаций по проблемам духовности, их направленности и учете в них возрастных особенностей сельской молодёжи.

Диссертант не ограничивался изучением, собиранием и иллюстрацией положительных фактов, свидетельствующих о позитивных результатах проделанной работы, но и подверг анализу, теоретическому обобщению негативные явления, иллюстрирующие промахи, недостатки, досадные упущения в деятельности местных органов Центра, молодежных фондов.

Для обеспечения объективности и сопоставимости позиций в разделе подвергнуты анализу и научно-критическому разбору монографии и статьи, касающиеся проблем духовности, созданных

И.Абдуллаев, З.Гафуров, Е.Сиддиков, М.Имамназаров, С.Тошев, Азамат Зпё, А.Хайдаров, Ю.Бабаджанов и др.!

В конце раздела сформулированы выводы в 8 пунктах.

Во втором разделе - «Объективные условия и субъективные факторы. оказывающие воздействие на формирование духовности сельской молодежи» - определено содержание объективных условий и субъективного фактора, позитивно или негативно влияющих на духовный облик сельской молодежи, на её национальное самосознание.

К объективным условиям относятся материализованная основа общества - сфера труда, производства, базирующегося на новых экономических отношениях, на принципах рынка, сюда же относятся социальные условия, политические факторы и, наконец, природная среда.

К субъективным факторам относится деятельность личностей, классов, наций, партий, общественных организаций, функционирование науки, образования, духовной культуры, общественного сознания, идеологии, психологического настроя общества. Между содержанием субъективного фактора и духовностью есть единство, общность, но они не синонимичны, не идентичны, между ними имеются определенные различия. Оба являются потенциальными возможностями и целями целостного воспитательного процесса, следовательно, предполагают социальную востребованность.

В данном разделе особое внимание и место уделено раскрытию всемерного повышения роли, воздействия субъективного фактора на оптимально эффективное формирование богатой духовности сельской молодежи, являющейся столь же необходимой как воздух и вода, как хлеб насущный.

Для обеспечения обоснованности и достоверности достигнутых теоретических положений, философских обобщений, для подтверждения

1 См.: Там же. сс.ЗО-.>7.

реальности практических предложений в диссертации широко использованы результаты конкретно-социологических исследований, проведенных самим диссертантом с охватом 3 тыс.респондентов из Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях нашей республики, обоснованы ^экспертные оценки. Одновременно дано теоретическое обоснование используемым методам: наблюдению, интервьюированию, анкетированию.1 Все данные составленных на основе социологических исследований семи таблиц подвергнуты детальному анализу и обобщению, благодаря чему выявлены оптимальные способы формирования духовности у сельской молодежи.

В конце данного раздела сформулированы выводы из 5 пунктов.

■ 111 раздел - «Влияние национальных и религиозных ценностей на формирование духовности сельской молодежи» - посвящен раскрытию значения и роли национальных ценностей узбекского народа и светских, реальных ценностей ислама, направленных на становление, обогащение, очищение от вредных наслоений духовности сельской молодежи.

Для этого в начале раздела кратко охарактеризованны структурные, сущностные аспекты понятия «ценности», определены их виды, группы, формы, принципы реализации в социальных отношениях и связях.

В диссертации подчеркнуто, что ценности являются философской категорией. Ввиду этого им может дать адекватное определение и характеристику лишь философия, опрающаяся на научно обоснованные факты. Учитывая многовариантность имеющихся дефиниций, диссертант приходит к следующему определению: ценностями являются материальные и духовные блага, созданные человечеством, служащими интересам. удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и народностей, народов, наций, классов, социальных слоев.2

1 См : 1-7 номера таблиц, приведенных на 74,76.77.79.80 страницах диссертации.

: См.:Диссетрацил. с.КЗ.

Целостный процесс формирования духовности молодежи вообще, сельской молодежи в частности, включает в себя прежде всего обогащение ее светскими ценностями, т.е. атрибутами материальной и духовной культуры, знакомства с религиозными ценностями, которые включают в свое содержание наставления, заповеди, знания, имеющиеся в религиозных учениях вообще, в исламе - в частности.

«Укрепление и развитие духовности народа, -пишет И.А.Каримов,-важнейшая забота государства и общества в Узбекистане. Духовность - гот драгоценный плод, который созрел в нашем древнем и молодом народе вместе с свободолюбием и осознанием своей самостоятельности и в огромной семье всего Человечества. Духовность приходит к человеку вместе с молоком матери и с примером отца, заветами предков. Велико значение родного языка в том, чтобы духовность сплотила людей в одно целое. Близость к природе, необыкновенной красоте родного края питает умножает духовность. Она становится мощной силой, когда опирается яг. глубокое познание и понимание истории своего народа, его культуры и предназначение».'

В данном разделе диссертации изложены также факты, явления, события из истории, относящиеся к исследуемому региону в сфере материальной культуры светского и религиозного характера, созданными руками и умами наших предков. Они служат и в настоящее время х формирования и обогащения духовности современной молодежи, дл воспитания её в духе патриотизма, национальной гордости. Приведены многочисленные примеры, собранные егмим диссертантом и свидетельствующие о создании полной и достоверной истории памятников светской и религиозной (исламской) культуры народов региона. Кроме топ об изучении их школьниками и студентами как на аудиторных занятиях, так и

1 Каримов И А. У збекистан: спои путь обновления и прогресса. Т.. 1992, сс.64-65

во время внеаудиторных экскурсий под руководством и непосредственным участием самого диссертанта.

Особое внимание в данном разделе уделено также на классификации, характеристике объектов экскурсий учащихся, студентов, молодежи, пожилых людей обследованного региона.

В IV разделе - «Формирование духовности сельской молодежи и влияние на него исламских ценностей» - изложены благотворные для ислама и мусульман результаты коренного изменения отношения политики независимого государства к религии и религиозным организациям вообще, к исламу и мусульманским объединениям в особенности. В качестве подтверждения в разделе отмечены функционирование 15 религиозных конфессий, нескольких десятков медрессе и начальных мактабов, свыше 3 тыс.мечетей; официальное санкционирование тысячам паломников посещения Мекки и Медины, создание Исламского научного центра, издании религиозных газет и журналов, календарей и книг.Подробно описывается организация государством беспрепятственного распространения их среди населения, разрешение и содействие в обучении будущих духовников в зарубежных конфессиональных учебных заведениях, предоставление свободного выступления официальным духовникам через средства массовой информации и т.д.

Благодаря этому, как никогда благоприятному для ислама и мусульманского духовенства, доброжелательному отношению, ислам

.....;____г утраченные в советское время позиции, разбивает

вероучение и подготовку кадров с учетом достижений НТП, очищает свои «ые .^ ..аты от антигуманных наслоений, осуждает фанатизм и предрассудки, нацеливает свою деятельность на служение делу укрепления согласия и мира в независимой республике, на содействие обогащению духовности верующих и неверующих, молодых и пожилых.

содействие обогащению духовности верующих и неверующих, молодых и пожилых.

Все эти логические выводы подкреплены в диссертации

достоверными фактами из деятельности религиозных объединений и их

руководителей. Благодаря им, как отмечено нами, сельская молодежь

получает возможность читать и изучать религиозную литературу,

принадлежащую таким деятелям религии как Имом Исмаил аль

Бухорий, Ат - Термизий, Аз-Замахшарий, Раззоли, Хузури, аль-

Пойканди, аль- Жуфи, Кубро, Накшбанд, Рабгузи, Ахмад Яссави и др.1

Далее в диссертации для иллюстрации собственной позиции дан

анализ научных исследований С.Арифхановой, М.Имамназарова и др., в

определенной мере осветивших место и роль ислама в формировании

духовности народа. Здесь же предпринята попытка раскрытия значения

исламских ценностей, путем привлечения многочисленных аятов из

Корана, Хадисов, из Сунны и ссылок на шариат.2

В дополнение к ним диссертант выдвинул ряд идей, взглядов,

положений, сформулированных им на основе собственных исследований

процесса влияния исламских ценностей на сельскую молодежь

обследованного им региона.

В Заключении диссертации сформулированы краткие выводы и

предложены конкретные практические рекомендации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих

публикациях автора:

1. Маматов М. У^увчидар маънавиятини шакллантиришда

1$адимий обидалар. // Халц таълими. Т., 1997, 4 —сон, 43 — 47

•ч бетлар. .... тсг.:;»!::г.-.!>.:|.,...«

2. Маматов М. Улкан обидалар ва ^адриятлар улкаг- //Гулистон Т., 1998, 4-сон, 25-6.

1 См.: Диссертация, с. 110-115.

2 См.. Диссертация, е.] 13-120.

3. Маматоп М. Ёшлар маънавиятининг шаклланишида ислом манбаларнинг урни. (Узбекистан мустакиллнгининг ижтимоий — и^тисодий ва маънавий ривожланиш масалалари.) Хал^аро конференция маърузалари. СамДУ, 1997, 108-110 бетлар.

4. Мамато» М. Педагогика билим юрти талабаларини умуминсоний ?;здриятлар ру^ида тарбиялаш. (Ёшларни умуминсоний цадриятлари ру^ида тарбиялашда хал^ анъаналарининг а^амияти — Республика илмий — назарий конферендияда му^окама этилган маърузаларнинг мухтасари). Ангрен, 1993, 11—12 —июн, 92 —бет.

М.Мамаговнинг "Кишлок. ёшларининг маъиавиятини шакллантирншга миллий ва диний кдцриятларнинг таъсири" номли номзодлик диссертация«! нинг Kj-lcK.auа БАЁНИ

Диссертациянинг М у кадонм а с ид а мавзунинг долзарблиги, муаммонннг тадкик, этилганлик даражасн, мак.сад ва вазифалари, илмий янгилнкларц, назарий ва амалий ахамиятлари, диссертацияннлг синовдан утказилншн, структураси баён этилган.

Дисеертацнянинг 1- булими "Ёшлар, истиклол ва маънавнят тушупчалари уртасндаги диалектик богликлйк" деб номланиб, унда ёшлар, истиклол деган тушунчаларга ва маънавият деган фалсафий категорн.чга таъриф ва тавсифлар берилган.

Илмий асарнинг 2-булими "Кишлок. ёшларида маънавиятин шакллантирншга таъсир этувчи шарт-шароит ва омиллар" деб номланган, унда кишлок. ёшларишшг маънавий киёфасига асосан ижобий, гохо сгшбий таъсир этадиган объектив шарт-шароитлар ва субьектив омиллар батафсил баён этилган.

Диссертациянинг "Миллий ва диний кадриятларнинг кишлок. ёшлари маъиавиятини шаклллантиришга таъсири" номли З-булими узбек миллий кддриятларн ва реал тилдаги дунёвий кдцриятларнинг кишлок. ёшлари турмуши ва онгида маънавиятнинг к.арор топтирилиши, бойитилиши, унинг турли зарарли таассублардан саклаб к,олиш каби масалаларни баён этишга багишланган.

Бу илмий асарнинг 4-булими "Кишлок. ёшларининг маъиавиятини шакллантнрпш ва целом манбалари " деб аталиб, унда умуман дннга ва днний ташкилотларга, айнцкеа исломга ва мусулмонларнинг уюшмаларига мусгакил давлат мупосабатннинг тубдан узгарганлигининг ислом ва мусулмонларга {■оят манфаатлилиги баён этилган. Хотим а да бутун диссертация;;, ан хулос;шар чикарилган ва амалий тавсиялар олга сурилган.

THE SUMMARY of the candidate dissertation of M.Mamatov on the theme: "The influence of the national and religion values for the process of spirituals of rural youth "

This scientific work consist of Introduction, 4 Chapters, Conclu sion and List of used literature.

The Introduction of the present dissertation consist from the basis of actuality of the scientific problem, the degree of learning the said problem, the aim and analysed problems, theoretical and practical meanings, the aprobation process and structure of this dissertation.

In the first Chapter "The dialectical connection between ideas of independence and spiritual of rural yuoth "are in detail explaned and analysed philosophical means of the ideas of indépendance and spiritual and its understanding of rural youth.

Li the second Chapter "The object condition and subject factors.

the detail object conditions, subject factors and its positive and negative influence to the formation spiritual views of rural youth.

The third Chapter "T|ie influence of the national and religion values for the process of spirituals of rural youth" is analysed the process of forming and enreaching in the life and views of rural youth the uzbek national and real typical world values and its protection against any negative influences.

In the fourth Chapter "The spirituals of rurals yuoth and islam sources" is aualuzed the process of changing relations between the independend state and a religion organizations and associations, including muslims, also its positive results for the interests of muslims.

At the end of each Chapter the resume are made, in Conclusion the practical recommendations are put forward, also the List of the used literature of the analysed primary sources is given.

Подписано к печати 3.11.98. Объем 1 п.л.

Формат бумаги 60x84 1/16. Тираж 60 экз. Заказ 58г..

Отпечатано на ротапринте в типографии ТзшГУ.