автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье, 1917 - 1922 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Хамидов, Рамиль Ильдарович
Введение.3
Глава I. Развитие народного образования среди татарского населения Среднего Поволжья до середины 1918 года.27
§1. Состояние школьного образования среди татарского населения к 1917 году.27
§2. Первые шаги советской власти в области национального образования.51
Глава II. Оформление общих принципов школьной политики Советской власти.75
§1. Разработка концепции советской школы.
Единая трудовая школа.75
§2. Организационное оформление вхождения органов управления национальным образованием в структуру Наркомпроса.92
Глава III.Становление советской школы среди татарского населения среднего Поволжья губерний (середина 1918 - 1922 года).113
§1. Проблемы подготовки учительских кадров для советских татарских школ.113
§2. Материально-хозяйственное положение советских татарских школ.129
§3. Функционирование советской школьной системы среди татарского населения.149
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Хамидов, Рамиль Ильдарович
Современный период развития общества, ознаменованный к объективным и закономерным процессом пробуждения самосознания народов России, способствовал повороту общественного сознания к национальным проблемам образования, осмыслению роли национальной школы как важного элемента национально-культурного возрождения. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что исследование истории народного образования и просвещения России - актуальная проблема сегодняшнего дня. Это всецело относится и к вопросу изучения богатой историей национальной школы татарского народа, стоящего в Российской федерации на второй позиции по численности населения.
Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Не отрицая важности изучения всех составляющих системы народного образования - дошкольного, внешкольного воспитания, профессионально-технического, высшего образования и т.д., -исследование развития школьного образования нам представляется наиболее ценным. Так как школьное образование являлось наиболее массовым типом образования среди народов России, имело самый длительный курс обучения, именно оно обеспечивало базовыми знаниями, оказывало существенное воспитательное воздействие. В связи с этим школа выступала как первооснова, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения.
Будучи самостоятельной отраслью человеческого знания, система школьного образования всегда должна была соответствовать своей эпохе и поэтому постоянно изменялась. Можно полностью согласиться с мнением, что «школа есть особый социальный организм, обслуживающий все общество и изменяющийся в зависимости от потребностей общества. Для каждой эпохи характерны свои представления о задачах школы, чем выше социальный прогресс, тем значительней роль школы в обеспечении этого прогресса».1
Вместе с тем, школа не только зависела от уровня прогресса, но и сама оказывала на него активное воздействие. Таким образом, школа выступала и как продукт и как ускоритель общественного развития.
В этой связи особое место занимает изучение истории Октябрьской революции 1917 года и первых послереволюционных годов. Как известно, Октябрьская революция привела к таким глубоким общественным и политическим изменениям в стране, что возникла возможность для принципиально иного подхода к решению всех социально-экономических проблем. Это в полной мере относилось и к проблемам школьного образования. Кардинальные изменения в общественном строе страны расчистили почву для реорганизации старой и создания новой школы, соответствующей новым политическим и экономическим реалиям. К этому и приступили новые руководители и деятели системы народного просвещения. Школа стала одним из фронтов борьбы за утверждение «коммунистических идеалов». Власть чувствовала острую необходимость в развитии образования, которое Луначарский называл «третьим фронтом» (после военного и хозяйственного).
1 Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. С.5.
Уже в первые месяцы после революции были сформулированы и оглашены основные принципы новой школы. В качестве конкретных целей намечалось: а) добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности и ввести обязательное и бесплатное образование; б) организовать единую для всех граждан абсолютно светской школы.
Такие грандиозные задачи, требовавшие полной перестройки школьной системы, содержания, организации и методики школьной работы, вполне естественно не могли быть разрешены полностью в течение нескольких лет. Для их решения требовалось длительное время. Нужно было разрушить старую школьную систему и создать новую, наметить новое содержание образования, разработать новые учебные планы, программы, составить и издать новые учебники, переучить старые кадры учительства и подготовить новые. Необходимо было резко увеличить сеть школ, охватить ими широкий круг населения, создать методы учебно-воспитательной работы. Отдельным пунктом перед советскими просветителями стоял вопрос о строительстве советской школьной системы для многочисленных национальностей, проживающих на территории России, в том числе и татарского населения.
И сегодня, когда общественность вновь пытается определить оптимальный вариант национальной школы, опыт советских органов образования может оказаться востребованным. Например, опыт советского времени показал, что государство способно оказать решающую поддержку развитию народного образования, но не в состоянии учесть все местные особенности огромной по территории и многонациональной по этническому составу страны.
Так в конце XIX - начале XX века все татарское население, разбросанное по территории практически всех внутренних губерний
Российской империи, представляло единую общность и в сфере обеспечения учебными заведениями находилось практически на одном уровне. В советский же период, с созданием Татарской республики как национально-территориального объединения, возник вопрос о национальйо-культурном развитии татарского населения, не вошедшего в территориальную автономию. Если в Татарстане создавались условия для развития национального языка, традиций, национальной самобытности, то татарские диаспоры в других областях России в силу различных причин все еще несут существенные потери в языке, литературе, системе национального воспитания и образования. Одной из причин сложившегося положения, стало наличие языковых конфликтов, обусловленных фактическим отсутствием равноправия языков, ограничением функционирования языков национальных меньшинств. Даже в современный период концепция развития национальной татарской школы, находящейся вне Татарстана, предполагает обучение и воспитание учащихся в условиях билингвизма, постоянного контакта между русским и татарским языками, преподавание учебных дисциплин инвариантной части учебного плана на русском языке, предметов национального компонента - на татарском.
Вследствие этого анализ современного положения в деле татарского школьного образования, поиск путей дальнейшего развития нам представляется невозможным проводить без глубокого и серьезного исследования советского периода его развития. И особую важность приобретают первые послеоктябрьские годы, когда закладывались основы государственного и общественного строя, определялась национальная политика, создавалась система советского народного образования в целом и национального - в частности, изменялись форма и содержание обучения в школах.
Вместе с тем изучение истории народов России в наше время переживает новый этап. От исследований мест проживания этносов в виде республик и автономных областей, округов происходит переход к изучению истории, быта, культуры, народного образования диаспор, разбросанных нередко по всему свету. Это относится в полной мере к татарскому народу, где на территории, носящей его имя, живет только 25% нации.
Объектом исследования выступает школьная организация среди татарского населения Среднего Поволжья.
Предметом исследования является процесс становления татарской советской школы.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с октября 1917 года по 1922 год включительно. Исходной точкой нашего исследования стала Октябрьская революция 1917 года, выдвинувшая задачу преобразования системы народного образования. Завершающим моментом следует указать конец 1922 года. В декабре 1922 года образовалось единое государство - Союз Советских Социалистических Республик, в рамках которого начался новый этап в развитии народного образования. Оформляется система народного образования в целом и национального - в частности (6 января 1923 года коллегия Наркомпроса утверждает положение о Совете по просвещению национальностей нерусского языка при коллегии Наркомпроса).
Кроме того, для более широкого взгляда на проблему и увеличения сравнительно-исторического поля исследования в диссертации не исключается выход за установленные временные границы.
Территориальные рамки исследования охватывают в основном территории Самарской и Симбирской губерний, на которых проживало значительное число татарского населения, большая часть которого после образования в 1920-м г. Татарской республики осталась вне национальной автономии, и приобрела статус национального меньшинства. Что предопределило особые условия и специфику развития этой части татарского этноса. Кроме того в диссертации использовались материалы Казанской губернии, а также других регионов компактного проживания татарского населения.
Выбор территориальных рамок в основном в пределах вышеназванных губерний был обусловлен рядом причин. В первую очередь, обращение к историографии вопросов татарского народного образования, показало существование крайней неравномерности исследования аспектов этой проблемы. Это выразилось в ограничении ареала исследований, большая масса которых базируется на материалах Казанской губернии, а затем Татарской республики. Особенно ярко это отразилось на советском периоде татарского образования. Такое положение ставит перед исследователями задачу расширения исследовательского поля, за счет привлечения материалов других губерний Среднего Поволжья в которых компактно проживала существенная часть татарского этноса.
Самарская и Симбирская губернии граничили между собой. Значительный исторический период их территории находились в пределах единой административно-территориальной единицы: вначале Казанской, затем Симбирской губернии. До 1918 года
Самарская и Симбирская губернии входили в ведение Казанского учебного округа. С 1928 года эти губернии оказываются в. составе Средне-Волжской области (края).
Степень изученности. Следует отметить, что исторические работы, написанные в различные периоды времени, характеризуются рядом существенных особенностей, обусловленных общественно-политическими причинами. Так, литература 20-х годов занимает особое место в силу того, что создавалась современниками, а зачастую и непосредственными участниками описываемых событий. Поэтому литература тех лет носила оперативный характер и была представлена в основном статьями, вышедшими в периодической печати, и брошюрами. Безусловно, в ней не было полных выводов и обобщений в связи с незавершенностью событий, а статистические данные не отличались особой точностью. Исследования 30-х - середины 50-х годов находились в политических и идеологических рамках, что было обусловлено влиянием догматов сталинского режима. В исторической литературе второй половины 50-х - 80-х годов под влиянием процессов «оттепели», перестройки происходит освобождение исторической науки от ряда догматов и переход к более объективному рассмотрению отечественной истории. На современном этапе развития исторической науки наблюдается отказ от дискредитировавших себя принципов написания истории и оценок прошлого. Важным направлением становится разработка ранее запрещенных тем.
Необходимо подчеркнуть, что непосредственное обращение к работам показывает, что степень изученности в них деятельности по созданию советской школьной системы среди татарского населения
Среднего Поволжья незначительна. Поэтому наиболее целесообразно, на наш взгляд, сгруппировать исследования отечественных ученых по проблемному признаку.
Логика построения нашего исследования не исключает рассмотрение некоторых аспектов развития дореволюционной татарской школы, поэтому представляется необходимым уделить место работам, посвященным ее деятельности.
Изучением татарских конфессиональных школ занимался достаточно широкий круг исследователей в разные временные периоды. До революции к вопросам форм и содержания обучения в татарских школах, материального их состояния, оценки уровня подготовки, как преподавательского состава, так и учащегося, осмыслению места школы в татарском обществе обращались как татарские ученые и общественные деятели, в основном в связи с развитием движения за реформирование школы (К.Насыри, И.Гаспринский, И.Терегулов, Ш.Ахмеров, Г.Ибрагимов и многие другие), так и русские исследователи, в большинстве своем представители Министерства народного просвещения (Я.Коблов, А.Анастасиев и др.). Работы эти имеют особую ценность, так как создавались современниками, лицами, которые были, не только непосредственно связаны с татарским народным образованием, но зачастую влияли на ход его развития.
Продолжались исследования этой темы и после Октябрьской революции. Среди татарских ученых, изучавших историю просвещения своего народа, следует упомянуть прежде всего Дж.Валидова, который еще в 1923 году опубликовал «Очерки истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года)». Эта работа не потеряла своего значения до сих пор. Правда, нужно иметь в виду, что многие рассмотренные им вопросы впоследствии были критически переосмыслены и изучены более глубоко и всесторонне.
Основательное исследование вопросов развития школьного дела среди татарского населения в дореволюционный период провел В.М.Горохов.1 Несмотря на то, что автор уделил основное внимание политике царских властей по обрусению и христианизации татар, деятельности Ильминского, созданию русских классов при мектебе и медресе, функционированию русско-татарских школ, в работе отводится значительное место и истории татарских конфессиональных школ. Введен обширный архивный материал, проведен серьезный анализ. Научные работы В.М.Горохова служат одной из основ для дальнейшей исследовательской деятельности вплоть до настоящего времени.
Основные этапы развития дореволюционной национальной татарской школы нашли место в книге А.Х.Махмутовой «Становление светского образования у татар».
Серьезное внимание изучению некоторых аспектов развития татарского образования в условиях царской России уделяли такие исследователи, как Я.Г.Абдуллин, С.М.Михайлова, Р.И.Нафигов, Я.И.Ханбиков, М.К.Мухарямов. Среди работ последнего периода определенный интерес представляют работы З.Г.Шарафутдинова, в которых рассматривается проблема педагогического пространства
1 Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1991.
2 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль (социальная природа и основные проблемы). Казань, 1986; Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX в.), Казань, 1979; Нафигов P.M. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (очерк истории 1895-1917). Казань, 1964; Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967. татарского народа в связи с его генезисом и преемственной континуальностью, дается историко-теоретический анализ татарского научного наследия и основополагающих направлений.1 Вопрос о социально-правовом статусе татарских учебных заведений
•у проанализирован С.Рахимовым.
Следует отметить, что практически все вышеперечисленные исследователи при изучении истории развития татарского национального образования охватывали в основном татарское население всего Среднего Поволжья и Приуралья, поэтому в той или иной степени использовали материалы татарских школ Самарской и Симбирской губерний.
Обращаясь непосредственно к советскому периоду в истории народного образования татарского населения Среднего Поволжья, необходимо подчеркнуть, что историю и специфические особенности развития народного образования на местах невозможно рассматривать без общей связи с развитием его в России данного периода.
Как одно из первых серьезных исследований практически всего круга проблем становления советской школы и развития просвещения в послереволюционной России можно выделить работу Н.А.Константинова и Е.Н.Медынского «Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет», изданную в 1948 году. Для удобства исследование было разбито на хронологические этапы (очерки): I. Первый год советской школы (1917 - 1918 гг.); II.
1 Шарафутдинов З.Г. Педагогическое пространство татарского народа. Казань, 1998.
2 Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти XVII - начала XX вв. // Ислам в татарском мире; история и современность: материалы международного симпозиума. Казань, 1997. С. 72 -82.
Советская школа в период гражданской войны и интервенции (1918 - 1920 гг.); Очерк III. Советская школа РСФСР в 1921 - 1929 годах и т.д. Давая характеристику периоду с 1917 по 1929 годы, в рамки которого входит наше исследование, авторы отметили, что его можно назвать временем «исканий». «В этих исканиях не всегда, однако, сразу отыскивалась правильная линия: были увлечения, перегибы, ошибки и даже извращения».1 Подчиняясь требованиям времени, Н.А.Константинов и E.H.Медынский посчитали необходимым показать в своей работе «извращения и ошибки, которые, препятствуя развитию школы на отдельных этапах, все же не могли, конечно, остановить ее огромного количественного и качественного роста».2 В частности, такая позиция сильно отразилась на объективности рассмотрения первых советских распоряжений в области просвещения, в том числе положения о единой трудовой школе, деятельности П.Н.Лепешинского и т.д. Определенное место в «Очерках.>> было уделено и деятельности советских органов просвещения в области строительства национальной школы. Однако при имевшемся глубоком, детальном изучении русских школ вопрос реформирования и функционирования школ национальных меньшинств был рассмотрен лишь поверхностно. К тому же основной упор сделан на историю развития национального образования в автономных национальных объединениях.
Нельзя обойти вниманием и полномасштабные, богатые фактическим материалом работы Ф.Ф.Королева: «Очерки по
1 Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет». М., 1948. С.190.
2 Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет». М., 1948. С. 3. истории советской школы и педагогики 1917 - 1920 гг.» и «Очерки по истории советской школы и педагогики 1921 - 1931 гг.».1 В этих монографиях подробно освещаются вопросы послереволюционного преобразования школы: перестройки системы образования, переподготовки старых и подготовки новых учительских кадров, изменения цели, содержания, организации и методов воспитания и обучения подрастающего поколения. Автор ввел в научный оборот широкий круг новых источников. Часто обращаясь в своей работе, к исследованию Н.А.Константинова и Е.Н.Медынского, он вполне обосновано пересматривает многие их положения и выводы. Тем не менее, и в книгах Ф.Ф.Королева практически не рассматриваются вопросы образования национальных меньшинств. Так в первом его очерке, посвященном истории советской школы в 1917 - 1920-е годы, этим вопросам уделено лишь 26 страниц, во втором - ни одной.
Среди современных исследований вопросов народного образования хотелось бы выделить работу Э.Д.Днепрова «Четвертая школьная реформа в России». Автор проанализировал историю образовательной политики в России, выделив четыре школьные реформы, реально повлиявшие на судьбы российской школы, раскрыл суть школьных контрреформ и псевдореформ, разобрал теоретические основания и этапы реализации современной, четвертой реформы школы. Обращаясь к первым советским декретам о школе, Э.Д.Днепров писал, что они «казалось бы, открывали новую, долгожданную эру в жизни российского
1 Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917 - 1920 гг. М., 1958; Он же. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921 -1931 гг. М„ 1961. общества, предвещая педагогический ренессанс».1 Далее он отмечал, что до конца 1920 годов цели советского правительства в образовательной сфере не входили в противоречие с интересами свободного развития образования, более того, Наркомпрос в то время сам выступал как двигатель этого развития, был инициатором многих начинаний. Но, несмотря на это, по мнению автора, уже в первых документах советской власти были заложены зерна социальной нетерпимости, классового подхода, установки на замену семьи школой и т.п., которые впоследствии «дали буйные всходы».2 И первым документом, в котором режим «обнажал свою суть» стал «Устав единой трудовой школы», утвержденный 18 декабря 1923 года.
Проведя глубокий анализ, как многочисленных проектов, так и самих школьных реформ, к интересным и вполне аргументированным выводам пришел казанский ученый
Р.В.Шакиров. По вопросу о дореволюционном пути развития татарских учебных заведений он пишет, что, несмотря на серьезные различия исходного положения, несовпадения содержания обучения, можно говорить о «совпадающем направлении развития л русской и татарской (мусульманской) школ». Обратившись в своем диссертационном исследовании к системно-концептуальному анализу реформ общего среднего образования, Р.В.Шакиров доказал, что в ходе реформы школы 1918 - 1920 годов советские деятели образования почти полностью использовали разработанную общественно-педагогическим движением и сконцентрированную в
1 Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. С. 33.
2 Там же. С. 35.
3Шакиров Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX века. Казань, 1999. С. 33. проекте реформы 1915 - 1916 годов программу реформирования системы среднего образования (Игнатьевская реформа).1 Исследователь не обошел вниманием и проблемы развития советской татарской школы, отметив, что это были скорее не национальные, а общеобразовательные школы с преподаванием на родном языке.2
Отдельное место занимает литература, рассматривающая деятельность Народного комиссариата по делам национальностей, в функции которого наряду с разработкой вопросов общенационального развития, входило решение вопросов просвещения нерусских народностей РСФСР. Так, специально изучению опыта работы Наркомнаца в этой области посвящена статья К.Е.Бендрикова.3 Значительное место просветительной сфере деятельности комиссариата уделено в книге Г.П.Макаровой «Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. 1917 — 1923. Исторический очерк».4 На сегодняшний день это, наверное, наиболее полное исследование, посвященное Наркомнацу. В нем рассматривается история создания комиссариата, его национальных подразделений, их деятельности по преобразованию национальных систем народного образования, проанализирован процесс передачи полномочий в сфере национального просвещения в ведение Наркомпроса, взаимоотношение этих комиссариатов. Среди работ,
Он же. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования России в XX веке: Дисс. .докт. пед. наук. Казань, 1997. С. 10.
2 Он же. Казанская педагогическая школа во второй половине XX века. Казань, 1999. С.401 - 402.
3 Бендриков К.Е. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в области просвещения масс: (1917 - 1920 гг.) // Советская педагогика. 1951. № 5. С. 46 - 63.
4 Макарова Г.П. Из истории национально - освободительного движения в России в 1917 году. Восточные районы. М., 1974. направленных на изучение функционирования Мусульманского комиссариата, следует выделить исследования Р.Г.Хайрутдинова,1 в которых нашли отражение мероприятия комиссариата в области советского строительства в целом, и создания советской школы в частности, среди татарского населения Среднего Поволжья.
Из литературы, посвященной непосредственно истории строительства советской школьной системы среди татарского населения, выделим несколько работ. Это брошюра В.М.Горохова и В.П.Рождественского «Развитие народного образования в Татарской АССР», вышедшая в 1958 году в г. Казани. В ней кратко, но достаточно квалифицированно освещается история школьного строительства в республике за годы Советской власти. Большой вклад в изучение народного образования в Татарии внесли исследования М.З.Тутаева. Автор, собрал и проанализировал большой фактический материал, подробно осветил практически все стороны развития просвещения. Его монографии по своему вкладу в развитие изучения советского периода в истории народного образования Татарстана можно, наверное, сравнить со значением «Очерков.» Ф.Ф.Королева для исследования истории советской школы в целом. Однако работы М.З.Тутаева явились первой и, к сожалению, пока единственной попыткой создать целостную картину истории становления советской образовательной системы
1 Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. Проведение в жизнь ленинской национальной политики центральным мусульманским комиссариатом в 1918 - 1919 гг. Казань, 1972; Он же. Осуществление коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917 - 1920 гг. (По материалам Поволжья и Приуралья). Казань, 1976; Он же. Трудное возрождение (февраль 1917 - 1920 гг.) Казань, 1992.
2 Тутаев М.З. Октябрь и просвещение: Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы советской власти. Казань, 1976; Он же. Развитие народного образования в Татарии (1917 - 1940 гг.). Казань, 1979. среди татарского населения. Одним из последних исследований, в котором представлен весь круг проблем развития народного образования в интересующий нас период, является выпущенная в 1986 году книга «Культурная революция в Татарии (1917 - 1937 гг.)». Сведения о народном образовании в ней представлены на фоне общекультурных изменений в послереволюционный период. Это позволило более наглядно представить проблемы истории народного образования, выявить закономерности и своеобразные черты его развития на территории Татарстана.
Среди круга работ, направленных на анализ отдельных сторон развития школьной жизни, особый интерес представляет диссертация И.Э.Ярмакеева «Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школах Татарии в 1920-е годы».1 В своем исследовании автор, тщательно изучил деятельность опытно-показательных школ Татарстана. Им были отмечена противоречивость изменений в школьной жизни 1920-х годов. И.Э.Ярмакеев считает, что, несмотря на включение татарской школы в общий гуманистически-демократический процесс, произошло вытеснение национально-педагогических традиций и особенностей. Обращает на себя внимание представленная автором периодизация развития школьной системы в 1920-е годы (ноябрь 1917 г. - конец 1918 г.; 1918 - 1923 гг.; 1923 - 1926 гг.; 1927 - 1929 гг.). Выделяя тот или иной период, И.Э.Ярмакеев, ориентировался на особенности деятельности школ в разные временные отрезки, а не на этапы общественно
1 Ярмакеев И.Э. Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школах Татарии в 1920-е годы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1986. политического развития государства, как это было принято до сих пор в советской историографии.
Отметим, что большинство работ, затрагивающих вопрос просвещения татарского населения России, ограничивается исследованием состояния образования в рамках Татарской республики, оставляя без внимания татарские диаспоры в других регионах.
Рассматривая блок исследований местных, куйбышевских и ульяновских ученых, посвященных проблемам советского строительства в губерниях в первые послереволюционные годы,1 мы, к сожалению, вынуждены признать, что вопросы народного образования и просвещения татарского населения там практически не рассматривались.
Таким образом, обзор литературы свидетельствует о том, что, несмотря на наличие ряда работ, касающихся вопросов народного образования в целом и татарского - в частности, специальных исследований по истории становления советской школьной системы среди татарского населения Самарской и Симбирской губерний нет.
В связи с этим целью данной работы является всестороннее изучение процесса преобразования системы школьного образования
1 Медведев E.H. Установление и упрочение советской власти на Средней Волге. Куйбышев, 1958; Установление советской власти в Симбирской губернии. Ульяновск, 1957; Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1985; Наякшин К.Я. Культурное строительство в Куйбышевской области за 30 лет. Куйбышев, 1947; Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области - бывшей Самарской губернии. Куйбышев, 1962; Кривов М. Из истории комсомола в Симбирске (1918 - 1922 гг.) Ульяновск, 1957; Биргер Л.И. Введение всеобщего начального обучения на Средней Волге // Ученые записки по истории Среднего Поволжья. Вып.51. Куйбышев, 1966; Палагин Д.А. Советы Среднего Поволжья в борьбе с детской неграмотностью в 1918 - 1920 гг. // Великий Октябрь и Социалистические преобразования в Поволжье. Куйбышев, 1977 и др. среди татарского населения Среднего Поволжья в период 1917 -1922 годов.
Исходя из цели исследования, в работе определяются следующие задачи:
- охарактеризовать значение первых послереволюционных мероприятий советских просветительных органов в области школьного образования татарского населения;
- рассмотреть оформление принципов советской школьной политики в целом и национальной - в частности.
- исследовать деятельность органов просвещения по созданию советской школы среди татарского населения. Проанализировать результаты этой деятельности.
Реализация поставленной цели и задач исследования стала возможной благодаря комплексному использованию разнообразных опубликованных и архивных источников, которые были поделены на две группы. Внутри каждой группы проведена своя классификация.
1) Архивные материалы.
Различные стороны процесса советского школьного строительства среди татарского населения Самарской и Симбирской губернии нашли отражение в документах, хранящихся в фондах архивов Куйбышевской и Ульяновской области. В первую очередь, это фонды Самарского губернского отдела народного образования (Ф. 353), Отдела народного образования Самарского уезда (Ф. Р-1252) Государственного архива Куйбышевской области (ГА КО); Симбирского губернского комиссариата народного просвещения (Ф. Р-2), Отдела народного образования исполнительного комитета Ульяновского окружного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-190) Государственного архива Ульяновской области (ГА УО).
В данных фондах сосредоточены документы, раскрывающие разноплановую деятельность губернских и уездных органов народного образования по созданию советской татарской школы: постановления, распоряжения, циркулярные письма как Наркомпроса РСФСР, так и Губернских отделов народного образования, материалы, протоколы, тезисы докладов, резолюций губернских и уездных съездов по народному образованию, переписка по работе среди национальных меньшинств, переписка по вопросам открытия мусульманских педагогических курсов, отчеты и доклады Губернских отделов просвещения национальных меньшинств (затем Губернских советов просвещения национальных меньшинств), уездных подотделов, татарских секций. Давая общую характеристику представленных в вышеназванных фондах материалов, нельзя не отметить в целом ряде случаев, скудность, отрывочность и зачастую неточность сведений. Это было связано с тяжелым положением в губерниях, на территории которых в 1918 году проходили военные действия, а в 1921 - 1922 году бушевал голод. Наряду с этими объективными причинами на полноте сведений о состоянии образования среди татарского населения сказалось неопределенность положения учреждений, занимавшихся вопросами просвещения национальных меньшинств: они официально находились сначала в ведении отдела по делам национальностей, затем в отделе просвещения; позднее оформление уездных подотделов и татсекций.
Отдельно можно выделить находящийся в Куйбышевском областном архиве фонд Ведомства народного просвещения
Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (Ф. 3931). Так, среди документов этого фонда есть отчет Мусульманского отдела при отделении Губернского земства по народному образованию за период с 18 октября 1917 года по октябрь 1918 года, позволивший рассмотреть ранее не изученный момент в развитии татарского образования.
Особую группу источников составили документы, находящиеся в фондах Национального архива Республики Татарстан (НА РТ). Сведения, представленные в фондах Казанского учебного округа (Ф. 92), Директора народных училищ Казанской губернии (Ф. 166) позволили исследовать развитие школьного дела среди татарского населения Среднего Поволжья в дореволюционный период.
Фонды Бугульминского кантоного отдела образования (Ф. 315) дополняют материалы о состоянии татарского образования в Самарской губернии. Как известно, Бугульминский уезд находился в составе этой губернии до 1920 года. Отметим, что сведения, представляемые в отчетах Бугульминского подотдела просвещения национальных меньшинств о состоянии школьного дела среди татарского населения уезда, отличаются от сведений из других уездов Самарской и Симбирской губерний многогранностью, большей достоверностью и полнотой.
Материалы фонда Казанского губернского отдела РКП(б) (Ф. 868), Центрального Государственного архива историко-политической документации Республики Татарстана (ЦГА ИПД РТ) позволили изучить некоторые моменты формирования мусульманских партийных организаций, губернских отделов Мусульманского комиссариата, аспекты партийной борьбы.
2) Опубликованные источники.
Важное место среди них занимают сборники декретов, директив и постановлений Советского правительства.1 Прежде всего это постановления Совнаркома, Наркомпроса и Наркомнаца. Эти материалы позволяют проследить основные этапы государственной политики по отношению к национальному образованию и народному образованию в целом, формирование органов управления народным образованием, определить их прерогативы.
Особую группу источников составляют опубликованные отчеты о деятельности Наркомпроса и Наркомнаца, статистические гу сборники. Эти источники создают достаточно полное представление о практическом внедрении в жизнь советских принципов школьного строительства в общероссийских масштабах; о сложностях и проблемах, с которыми приходилось сталкиваться в ходе этой работы, о первых результатах.
Наконец, в специальную группу мы выделили опубликованные документы, касающиеся непосредственно состояния народного образования в Среднем Поволжье. Правда, необходимо отметить, незначительность находящихся там данных о состоянии
1 Декреты Советской власти. Тт. I - VI. М., 1957 - 1973; Собрание узакононений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917 - 1922; Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917 - 1947 гг. Вып I. М.-Л., 1947; Политика Советской власти по национальным делам за три года: 1917 - X -1920. М.,1920.
Народный комиссариат по просвещению. 1917 - октябрь - 1920 (Краткий отчет). МД920; Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац: (Вместо отчета). М, 1924; Народный комиссариат по делам национальностей. Отчет о деятельности: 1 ноября 1917 - 20 июня 1918. М, 1918; Грамотность в России. М.,1922.
3 Культурное строительство в Куйбышевской области 1917 - 1937 гг. Сборник документов. Куйбышев, 1979; Народное образование в Ульяновской губернии за 1914 - 1924 гг. Ульяновск, 1927; Борьба за установление и упрочение Советской власти в Симбирской губернии (март 1917 - июнь - 1918). Сборник документов. Ульяновск, 1937; Десятилетие культурного и хозяйственного строительства в Ульяновской губернии. Ульяновск, 1927. образования среди татарского населения и вообще национальных меньшинств губерний.
Определенный интерес представляют материалы центральной и местной печати. Среди них следует особо обозначить, печатные органы Народного комиссариата по делам национальностей - газету «Жизнь национальностей» и журнал с одноименным названием. В них публиковались все распоряжения советских органов власти, затрагивающие сферу национального образования и просвещения, и - что особо ценно - отчеты национальных органов с мест, в том числе и из Самарской и Симбирской губерний. Важное место в исследовании заняли сведения, содержащиеся в таких татарских общественно-педагогических журналах, как «Укытучы» и «Магариф». Обращение к обнаруженным губернским и уездным печатным изданиям Симбирской и Самарской губернии позволило создать представление о деятельности местных советских органов власти в строительстве нового общественного строя в губерниях.
Краткий обзор источников свидетельствует о наличии достаточной документальной базы для объективного освещения проблемы.
Методология исследования. В диссертационном исследовании автор придерживался принципов объективности, историзма и системности. Принцип объективности предусматривал анализ названной проблемы на основе репрезентативного материала. Принцип системности предполагал изучение народного образования, как части общей системы: государственной, идеологической, культурной, этнической и т.д. Принцип историзма позволил рассматривать любое явление на всех стадиях его развития.
Для исследования указанной темы использовались следующие методы, реализующие принципы историзма, объективности и научности. Это в первую очередь сравнительно-сопоставительный метод, использованный при анализе советской татарской школы изучаемого региона, её соотношения с предшествующим положением татарского школьного образования, так и при выявлении специфики становления татарской школы в Самарской и Симбирской губерниях, сходства и различия развития школы с другими областями компактного проживания татар и Татарстаном. Проблемно-хронологический дал возможность оценить результаты реализации постановлений советского правительства о школе. Компаративности - позволил определению степени достоверности разных групп источников. Ретроспективный метод - обращение к обстоятельствам формирования татарской школьной системы с целью проследить его эволюцию.
Научная новизна. Данная диссертация - первое специальное исследование по истории создания советской татарской школы на территориях Среднего Поволжья в период с 1917 по 1922 год. Впервые был:
- рассмотрен процесс создания советской системы образования среди татарского населения Симбирской и Самарской губернии на территориях, где оно носило статус национального меньшинства, отмечена его специфика в сравнении с положением в Казанской губернии (затем в Татарской республике);
- выделен и изучен период с 1917 по 1922 годы, в рамках которого подробно проанализировано состояние татарской школьной сети в период голода 1921 - 1922 годов;
- подробно освещен процесс выработки оптимальных форм организации дела национального просвещения, как в центре, так и на местах;
- отдельно изучены такие вопросы как материальное положение татарских советских школ, решение проблемы создания национальных педагогических кадров для них, воплощение основных принципов новой школьной системы в татарских учебных заведениях и др.
Исследование проблемы осуществлялось с учетом новых достижений исторической и педагогической наук, носит междисциплинарный характер. Были рассмотрены как общероссийские тенденции, так и национально-региональные процессы становления и функционирования советской школьной системы. В ходе исследования был выявлен, проанализирован и впервые введен в научный оборот широкий круг источников.
Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по отечественной истории, истории и культуры татарского народа. В педагогических учебных заведениях результаты исследования могут явиться базой для специального или основного курса по истории народного образования. Отдельные положения и наблюдения исследования могут представить интерес и для руководящих органов народного образования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье, 1917 - 1922 гг."
Основные выводы диссертационного исследования состоят в следующем:
Привлечение ранее не использованных архивных документов позволило проследить процесс складывания советской организации национального образования в период 1917 - 1922 годов, определить ее роль и место в общей системе народного образования, а также проанализировать результаты по ее практическому внедрению на примере татарского населения Среднего Поволжья.
Татарское население Среднего Поволжья к моменту Октябрьской революции имело сложившуюся систему учебных заведений, охватывавших в своей деятельности практически всех детей школьного возраста. В этих условиях грамотность на своем языке у татар была гораздо выше, чем у других народов России.
Основную массу татарских школ составляли мектебе и медресе. Они имели преимущественно религиозный, конфессиональный характер. Упор делался на изучение догматов мусульманской веры, изучение же общеобразовательных предметов имело второстепенное значение. Имея частный характер, татарские школы не входили в общую систему учреждений Министерства народного просвещения. Учебные власти Казанского учебного округа, в составе которого находились Самарская и Симбирская губернии, могли в своей работе вести лишь осторожное обследование этих школ, не вмешиваясь в их внутреннюю жизнь. Функции эти были возложены на директоров и инспекторов народных училищ. В этих условиях практически все вопросы существования и развития школьной системы регулировались и определялись всецело самим татарским обществом, его потребностями на том или ином историческом этапе. Попытка царского правительства повлиять на положение дел народного образования среди татар путем создания государственных учебных заведений - русско-татарских училищ - не имела успеха. Татарское население губернии крайне отрицательно восприняло эту инициативу, всячески противодействуя открытию у себя русско-татарских училищ.
Октябрьская революция стала исходным рубежом в истории становления светских татарских школ. Новая идеология требовала перестройки всей системы народного образования, ее основных принципов и организации. Однако на первом этапе изменения, происходившие в политике государства в области образования, практически не повлияли на жизнь татарских школ. Так, основной проводник мероприятий советского правительства среди татарского населения Мусульманский комиссариат при Народном комиссариате по делам национальностей был создан только в январе 1918 года, а его культурно-просветительный отдел - лишь в апреле. И в этот период на первый план вышли татарские национальные органы просвещения. В центре общее руководство делом народного образования среди татарского населения сосредоточилось в Назарате просвещения, на местах - при отделах просвещения местных Милли шуро. Работа их базировалась на программах реформ, выработанных на двух Всероссийских съездах учителей мусульман. Основной целью этих программ было преобразование всех видов татарских учебных заведений в национальные училища с единым содержанием обучения. Вплоть до своего разгона продолжали начатую после февральской революции деятельность по включению татарского населения в общую школьную сеть губернские земские управы.
Только с середины 1918 года советские органы народного образования приступают к практической деятельности по преобразованию школьной системы. 30 сентября 1918 года публикуется «Положение о единой трудовой школе», определившее общие принципы школьной политики Советской власти, основные начала самоуправления в школе, порядок и условия школьной работы, меры к осуществлению плана преобразований школы. Вслед за ним, 31 октября, выходит в свет постановление «О школах национальных меньшинств».
Оценивая значение и роль «Положения о Единой трудовой школе» и постановления «О школах национальных меньшинств» для татарского образования, необходимо подчеркнуть, что эти документы стали началом нового этапа в истории татарского образования. Татарские школы, их учительский персонал и их ученики получили полное равноправие со школами других национальностей. Бывшие до этого частными татарские учебные заведения вошли в общую сеть государственных школ. Коренные изменения коснулись и в содержании обучения, главным из которых было введение светскости образования. Однако следует отметить, что вместе с этим татарские школы перестали быть подлинно национальными учебными заведениями, а получали статус «школ нерусского языка», в которых необходимость изучения родного языка начинала определяться лишь временной педагогической, а не общекультурной потребностью.
Характеризуя реформы 1918 года, заметим, что они произвели разрушение старой и конструирование новой школы. Но это отнюдь еще обозначило завершенности процесса реформирования, дискуссии, о дальнейших путях которого велись в течение всех 1920-х годов. Причем зачастую в них уже не шла речь о соответствии школьной системы даже общественным потребностям. Создавалась лишь видимость этого соответствия, а фактически стремление все сломать, ярко выраженное нигилистическое отношение к старым, проверенным временем ценностям, что разрушало не только стабильность старой системы, но и создавало предпосылки для неустойчивости и вновь созданной.1 Но не смотря на отдаленность многих теоретических разработок новой школьной системы от реального положения школы и запросов общества, на местах с осени 1918 года началось практическое внедрение принципов «Единой трудовой школы».
В исследуемый период происходил и процесс выработки оптимальных форм организации дел народного просвещения России, в целом и национального - в частности. В июне 1918 года был пересмотрен сам принцип построения системы советского образования, которая начала строиться по централистскому принципу, с четким распределением функций как центральных, так местных органов просвещения. В системе национального образования получил логическое завершение наметившийся уже в первые послереволюционные месяцы процесс перехода управления национальными учебными заведениями из Наркомнаца в Наркомпрос. 31 октября 1918 года в Наркомпросе был учрежден Отдел школ национальных меньшинств, и в апреле 1919 года в его
1 Шакиров. Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования России в XX веке: Дисс. . докт. пед.наук. Казань, 1997. С. 55. состав перешли все культурно-просветительные отделы Наркомнаца. Однако, даже находясь в составе Наркомпроса, органы управления национальным образованием продолжали действовать автономно и только к концу 1922 года после целого ряда реорганизаций смогли относительно гармонично влиться в общую структуру комиссариата. При чем, с этого периода, а именно с образования Татарской республики в 1920 году, как национально-территориальной автономии, можно говорить о начале различий в условиях для дальнейшего культурного развития татарского населения. Так за татарами оставшимися проживать вне автономного объединения, закрепился статус «национальных меньшинств».
Изучив результаты строительства советской татарских школ в Среднем Поволжье в 1918 - 1922 годах, отметим ряд специфических моментов.
На первом этапе деятельности по строительству советской татарской школы губернским органам образования пришлось столкнуться с трудностями проведения принципа абсолютной светскости образования. В течение 1918 - 1922 годов в изучаемом регионе не удалось полностью разрешить эту проблему. Причинами тому были: во-первых, особая приверженность татарского населения к своей религии, которая играла важную роль в жизни татарской общины; во-вторых, активная деятельность мусульманского духовенства (особенно в период голода) и потепление отношения к религии в начале 1920-х годов советской государственной политики; в-третьих, материальная необеспеченность советских школ.
Характеризуя состояние сети советских татарских школ, заметим, что она на прямую зависела от экономического состояния страны. Так, к 1919 - началу 1920 годов было создано значительное количество советских татарских школ, но уже в 1920 году, часть этих школ или не функционировала или действовала по неполной загрузке. В 1921 - 1922 годы школы стали закрываться повсеместно, что явилось последствием страшного голода. При этом даже в самый благоприятный период, советская школьная сеть среди татарского населения Самарской и Симбирской губерний была менее значительна, чем сеть религиозных дореволюционных школ, когда как в Татарстане сложилось обратное положение. Причиной такого явления стало холодное отношение губернских отделов образования к проблемам национального школьного строительства (сеть национальных школ была в 2,5 раза реже, чем сеть русских).
Останавливаясь на внутренней жизни татарских школ, в ходе исследования мы зафиксировали, что преподавание в татарских школах велось по предметной системе, учителя не имели специально разработанных программ и методик обучения. В большинстве татарских школ не изучался русский язык, не были внедрены трудовые процессы в процесс обучения. Отмечен был, также значительный отсев учеников во время учебного цикла.
Все вышеназванное, по нашему мнению, позволяет сделать вывод о том, что в период с 1918 по 1922 годы на территории Среднего Поволжья была создана сеть советских татарских школ. Однако губернским органам просвещения не удалось полностью воплотить в жизнь основные принципы новой советской школьной системы, как они были представлены в «Положении Единой трудовой школе».
Основными причинами такого положения были выделены следующие:
• Незавершенность теоретической разработки вопросов деятельности новых школ. «Положение о Единой трудовой школе» было по своей сути декларативным документом. Даже сами руководители Наркомпроса не имели четкого представления о школе, которую хотели создать.
• Затянувшийся процесс оформления аппарата для управления делом просвещением национальных меньшинств, оказавшихся вне автономных национальных объединений. Постоянные реорганизации, которого затрудняли работу, как в центре, так и на местах.
• Тяжелое экономическое положение в стране и, исходя из этого недостаток финансовых средств на нужды образования.
Кроме этих объективных причин, на положение татарских школ Самарской и Симбирской губернии повлияли также следующие факторы:
• Обеспечение нужд татарских школ губерний по «остаточному» принципу. Находившиеся в тяжелом материально-хозяйственном положении татарские учебные заведения были поставлены в менее выгодное положение, чем русские школы губерний.
• Отсутствие учебников, учебных планов и программ для татарских школ.
• Недостаток квалифицированных татарских педагогических и инструкторских кадров.
Только с окончанием Гражданской войны, ликвидацией последствий голода и переходом к НЭПу стало возможным сосредоточить усилия на устранении вышеназванных причин. Именно такая задача была поставлена уже на 1923 / 24 учебный год, что позволяет говорить о начале нового этапа в развитии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Революция, произошедшая в России в октябре 1917 года, произвела коренной переворот не только в политической и социально - экономической сфере, но и в культурной, поставив одной из главных задач преобразование всей системы народного образования в целом и национального в частности.
Список научной литературыХамидов, Рамиль Ильдарович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Архивные источники.
2. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан /ЦГА ИПД РТ/.14.1. Фонд 868. /Казанский губернский комитет РКП (б)/. Опись 1. Единицы хранения 2, 12, 44.2. Опубликованные источники.
3. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Татарии XIX века. M.-JL: Изд. АН.,1936. 640 с.
4. Блюменталь И.И. Революция 1917 1918 гг. в Самарской губернии (хроника событий). T. I. 1917 (март - декабрь). Самара: Изд. Самарского губкома ВКП(б), 1929. 306 с.
5. Борьба за установление и упрочение советской власти в Симбирской губернии (март 1917 г. июнь 1918 г.). Сборник документов /Под ред. М.А.Гнутова. Ульяновск: изд. Ульяновск. Правда, 1957. 344 с.
6. Вахитов М. Избранное: статьи, речи, письма, документы /Сост., автор предисловие и примечания Р.И.Нафигов. Казань: Таткнигоиздат, 1967. 122 с.
7. Временное правительство и Учредительное собрание. Вступ. ст. И.Рубинштейна //Красный архив. 1928. № 3(28). С. 107 -191.
8. Государственное издательство РСФСР: Самарское отделение: Отчет о деятельности .июнь 1920 21 января 1922. Самара, 1922. 16 с.
9. Грамотность в России. М., 1922. 55 с.
10. Десять лет культурного хозяйственного строительства в Ульновской губернии /Состав. В.Алексеев, М.Панов. Ульяновск: изд. Ульяновск, губисполкома, 1927. 116 с.
11. Деятельность издательского отдела Центральной мусульманской Военной коллегии (Вместо отчета с 1 января 1919 г. по 1 января 1920 г.) //Жизнь национальностей. 1930. 7 марта.
12. Деятельность Народного комиссариата по просвещению (октябрь 1917 г. ноябрь 1918 г.) //Народное просвещение. М., 1919. Кн. 9. С. 69 - 83.
13. Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917 1947 гг. /Сост. И.И.Болдырев.
14. Вып.1. М Л.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1947. 320 с.
15. Из деятельности Наркомнаца: татарский (мусульманский) Отдел Наркомнаца за три года его существования //Жизнь национальностей. 1921. 29,31 декабря, 1922. 15 января.
16. Культурное строительство в Татарии 1917 1941. Казань: Таткнигоиздат., 1971. 672 с.
17. Красная печать за год существования ТССР (1 июня 19201 июня 1921 ). Казань, 1921. 25 с.
18. Культурная жизнь в СССР. 1917 1927. Хроника. /Ред.колл.: М.Л.Ким, Е.Н.Городецкий и др. М: Наука, 1975. 768 с.
19. Культурное строительство в Куйбышеской области. 1917 -1937. Сборник документов. Куйбышев: Книгоиздат., 1976. 312с.
20. Мухитдинов И.К. Наши культурные достижения за 10 лет //Просвещение в Татарии. Пед. сборник Наркомпроса РТ Казань, 1930. С. 6 9.
21. Народный комиссариат по делам национальностей: Отчет о деятельности: 1 ноября 1917 20 июня 1918. М., 1918. 86 с.
22. Народный комиссариат по просвещению. 1917 октябрь -1920. (Краткий отчет). М.: Гос. изд-во, 1920. 112 с.
23. Народное образование в Ульяновской губернии за 1919 -1924 гг. Ульяновск: Изд. Ульяновск, губстат. отд., 1927. 38 с.
24. Народное образование по основному обследованию 1920 г. (1920 21 учебный год). Вып.1. По уездные итоги предварительного подсчета. М., 1922. 145 с.
25. Отчет о деятельности Самарского отделения государственного издательства: июль 1921 1 января 1922. Самара, 1922. 12 с.
26. Отчет о деятельности Татнаркомпроса за время с последнего Всетатарского съезда Советов по 1е октября 1922 г. Казань: Изд. Наркомпроса, 1922. 91 е., 6 л. с табл.
27. Отчет о состоянии начального образования в Самарском уезде за 1903 г. Самара: Земская типография, 1904. 196 с.
28. Отчет о состоянии низших общеобразовательных и профессиональных учебных заведений Симбирской губернии за 1906 г. Составил директор народных училищ И.Ишмерский. Симбирск: Губернская типография, 1908. 190 с.
29. Отчет о состоянии низших учебных заведений Симбирской губернии за 1909 г. Составил директор народных училищ Симбирской губернии А.Васильев. Симбирск: Губернская типо-литограф., 1910. 238 с.
30. Петр Кондыбин: магометанам необходимо, по моему мнению, особенно высшие училища (Проект реформы мусульманской школы первой четверти XIX века). Публикация Е.Вишленковой //Эхо веков. 1998. № 3. С. 29 55.
31. Политика советской власти по национальным делам за 3 года: 1917 ноябрь - 1920. М.: Госиздат, 1920. 185 с.
32. Попов Ф.Г. Летопись революционных событий в Самарской губернии в 1902 1917 гг. Куйбышев: Куйбыш. книгоиздат., 1989. 622 с.
33. Постановление III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. Казань, 1906. 20 с.
34. Революция и национальный вопрос. Документы и материалы по истории национального вопроса в России и СССР в XX веке /Под редакцией С.М.Диманштейна. Т. III. 1917 февраль октябрь. М: изд-во Комм. Академ., 1930. 467 с.
35. Резолюция XII съезда РКП (б) по национальному вопросу. //Жизнь национальностей. 1923 г. Кн. 3-4. С.24 28.
36. Симбирская губернияв 1918 1920 гг. Сборник воспоминаний. Ульяновск: Книгоиздат., 1958. 432 с.
37. Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1894 года. Составил П.В.Кругликов. Самара, 1890.245 с.
38. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922.
39. Троицкий В.В. 1919 год в Средневолжском крае. Изд.2. М.-Самара: Средневолж. гос. изд-во, 1933. 88 с.
40. Троицкий В.В., Демидов А.Д. 1920 год в Средневолжском крае. (Хроника революционных событий). М.-Самара: Средневолж. гос. изд-во, 1934. 233 с.
41. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль (Социальная природа и основные проблемы). Казань, Таткнигиздат, 1986. 319 с.
42. Анастасиев А.И. Магометанские духовные школы (мектебе и медресе) в Симбирском и Сенгилеевском уездах Симбирской губернии. 2 издание Симбирск: Губерн. изд-во, 1893.20 с.
43. Анастасиев А.И. Открытие начального училища в с. Лаишевское Симбирского уезда. Симбирск, 1888. 10 с.
44. Анастасиев А.И. Русская национальная народная школа. Казань, 1898. 56 с.
45. Арбатов С. Борьба за пролетарскую культуру в Татарстане.
46. Казань, 1930. 20 с. Отд. оттиск.
47. Аршаруни А., Губайдуллин К. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: изд-во Безбожник, 1931. 190 с.
48. Ахмеров З.С. Н.К. Крупская и народное образование в многонациональном Поволжье. Казань: Таткнигоиздат, 1968.145 с.
49. Ахметова А.Р. К вопросу о татарских школах в 1917 1925гг. /Историческая наука в Казанском университете: Материалы научной конференции. Казань. 3-4 декабря 1999. Казань: Хэтер, 2000. С. 156.
50. Бакеев М.К. Очерки по истории развития школьного образования среди татар Горьковской области: 1917 -1939 гг. Казань: Татгосиздат, 1941. 113 с.
51. Бакиров P.M. Живые родники. История становления татарской культуры в Магнитогорске. Магнитогорск: АРС Экспресс, 1999. 232 с.
52. Баранов Е.П. Губернские комиссариаты Временного правительства //Вестник Московского государственного университета. Серия 11. Вып.5. М.: Право, 1974. С. 61 -68.
53. Бартольд В.В. Культура мусульманства. С-Пб.: Огни., 1918. 112 с.
54. Бендриков К.Е. Народное образование в России при Временном правительстве //Народное образование. 1947. № 4. С. 50 60.
55. Бендриков К.Е. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в области просвещения масс (1917 1920 гг.) //Советская педагогика. 1951. № 5. С. 46 - 63.
56. Биктимирова Т.А. О Всероссийских мусульманских съездахв 1905 1906 г. //Языки, духовная культура и история тюрков: традиция и современность: Труды международной конференции июнь 9 - 13, 1992. г. Казань, т. III. М.: Инсан, 1997. С. 104 - 105.
57. Биргер Л.И. Введение всеобщего начального обучения на Средней Волге //Ученые записки по истории Среднего Поволжья. Вып. 51. Сборник аспирантских работ. Куйбышев: Книгоиздат, 1966. С. 36 43.
58. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-Л.: Госиздат, 1923. 107 с.
59. Волчкова A.A. Развитие национального образования в городе Самаре //Национальное (татарское) образование: состояние и перспективы. Казань: Хэтер, 2000. С. 80 94.
60. Габидуллин Н. Татарстан за семь лет: 1920 1928. Казань: Таткнигоиздат, 1967. 122 с
61. Гаспринский Н. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь: Опиро, 1881. 45 с.
62. Гимпельсон Е.Г. Из истории строительства Советов / ноябрь 1917 июль 1918 г. / М.: Госюриздат, 1958. 177 с.
63. Гиззатуллин И.Г. Защищая завоевания октября: Центральная мусульманская военная коллегия: 1918 -1920. М.: Наука, 1979. 160 с.
64. Гнутов A.A., Чистов Б.Н., Афанасьев Б.Н. Установление Советской власти в Симбирской губернии. Ульяновск: Обл. отд. общ-ва по распространению полит, и науч. знаний РСФСР, 1957. 84 с.
65. Городецкий E.H. Рождение советского государства. 1917 -1918 гг. М.: Наука, 1987. 350 с.
66. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. 280 с.
67. Губайдуллин Г.С. Из прошлого татар. Казань, 1925. 114 с.
68. Десять лет социалистического строительства в Татарстане:1920 1930. (Сборник статей). Казань: Татгосиздат., 1930. 178 с.
69. Диманштейн С. Февральская буржуазно-демократическая революция и национальный вопрос //Революция и национальности. М., 1937. № 3. С.15 26.
70. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интепракс, 1994. 242 с.
71. Зарипов М., Миндубаев Ж. От Ульяновска до Казани. М: Искусство, 1976. 151 с.
72. Иванов П.Г. К истории татарской школы в Сибири в связи с подготовкой культурных работников среди сибирского турецкого населения //Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда. Т.5. Томск, 1928. С. 132 138.
73. История Татарской АССР. С древнейших времен до наших дней /Ред.колл.: З.И. Гильманов и др. Казань: Таткнигоиздат., 1968. 719 с.
74. Исхаков С.М. Первые шаги Совнаркома и российские мусульмане //1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М: Институт Российской истории РАН, 1998. С. 207 238.
75. Кавлис A.A. Самарские профсоюзы в борьбе с голодом (1921 1922 гг.) //Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. Вып. IV. Т.143. Куйбышев, 1974. С. 70 - 77.
76. Каримуллин А.Г. Становление и развитие татарской советской книги. 1917 1932. (Очерки о ведомственных, специальных и кооперативных изданиях Татарской АССР). Казань: Таткнигоиздат, 1989. 293 с.
77. Каримуллин А.Г. Татарское государственное издательство и татарская книга России (1917 1932). Казань: Таткнигоиздат, 1999. 319 с.
78. Кармышева Б.Х. К вопросу об участии татарского духовенства в джадидистком движении //Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции. Казань. 9-13 июнь 1992. Инсан, 1997. T.III. С.166-189.
79. Касимов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозномудвижению среди татар до и после революции. Казань: Татгосиздат, 1932. 56 с.
80. Коблов Я. Конфессиональные школы казанских татар. Казань: Центротипограф., 1916. 119 с.
81. Коблов Я. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. Казань: Типогр. литогр. Имп-го ун-та, 1908. 20 с.
82. Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по историисоветской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедиздат, 1948. 472 с.
83. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1917 1920 гг. М.: АПН РСФСР, 1958. 551с.
84. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921 1931 гг. М.: АПН РСФСР, 1961. 508 с.
85. Кривов М. Из истории комсомола в Симбирске (1918 -1922 гг.) Блокнот агитатора. Ульяновск, 1957. №20. С.1 -10.
86. Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Изд.II. Куйбышев, 1983. 352 с.
87. Культурная революция в Татарии (1917 1937 гг.). Казань: Таткнигоиздат, 1986. 304 с.
88. Людмилин A.C. Контреволюция в рясах и чалмах. Казань: Таткнигоиздат, 1931. 48 с.
89. Лягушев Е. Дифференциация Поволжской деревни в годы НЭП // Из истории революционного движения и социалистического строительства на Средней Волге. Ученые записки. Вып. 90. Куйбышев, 1971. С. 46 53.
90. Макарова Т.П. Из истории национально освободительного движения в России в 1917 году. Восточные районы. М.: Наука, 1974. 224 с.
91. Макарова Г.П. Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР. 1917 1923. Исторический очерк. М.: Наука, 1987. 172 с.
92. Махмутов М.И. Н.К.Крупская и становление татарской советской школы. Казань, 1970. 43 с.
93. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татиздат, 1972. 502 с.
94. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса 1861 1917). Казань: изд-во Казанского ун-та. 1982. 96с.
95. Медведев Е.И. Установление и упрочение Советской власти на Средней Волге. T.I. Куйбышев, 1958. 290 с.
96. Мец. А. Мусульманский ренессанс /Пер. с нем. предисловия, библиогр. и указатель Д.Е. Бертельса. М.: изд-во В. и М., 1996. 544 с.
97. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX в.). Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1979. 224 с.
98. Мухаметдинов Р.Ф~ Зарождение и эволюция тюркизма. Казань: Заман,-1996. 272 с.
99. Мышлевский И. С нацмен книгой //На книжном фронте. М.,1930. С. 13.
100. Народное образование в СССР 1917 1967 гг. /Под ред. М.Я.Прокофьева, П.В.Зимина и др. М: Просвещение, 1967. 543 с.
101. Насыров Т.М. Октябрь и печать Татарии: 1917 1920. Казань: Таткнигоиздат, 1975. 212 с.
102. Нафигов Р.И. Деятельность центрального мусульманскогокомнссаритата при Народном комиссариате по делам национальностей в 1918 году //Советское востоковедение. М., 1958. № 5. С. 118 128.
103. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. (Очерк истории 1895 1917). Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1964. 445 с.
104. Национальная политика России: история и современность. М: Русский мир, 1997. 680 с.
105. Нацменьшинства средней Волги (наши достижения, недостатки и перспективы работ среди нацменьшинств Средне-Волжского края) /Под ред. И.В. Шотина. Самара: Центриздат, 1931. 80 с.
106. Наякшин К.Я. Культурное строительство в Куйбышевской области за 30 лет. Куйбышев: Облает, изд-во, 1947. 27 с.
107. Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области бывшей Самарской губернии. Куйбышев: Книгоиздат, 1962. 670 с.
108. Нуруллина P.M. Становление партийно-советской печатина татарском языке: 1917 1925 гг. Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1978. 166 с.
109. Обухов М.И. Конфессиональные начальные народные училища Уфимской губернии. 1914 1915 учебный год. Уфа, 1915. 51 с.
110. Павлович М. Культурные достижения тюрско-татарских народностей со времен Октябрьской революции //Новый Восток. 1926. Кн.12. С. 6 21.
111. Палагин Д.А. Советы Среднего Поволжья в борьбе с детской неграмотностью б 1918 1920 годах //Великий Октябрь и социалистические преобразования в Поволжье. Куйбышев: изд-во Куйбыш. ун-та, 1977. С. 86 - 90.
112. Песекина Е.И. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917 1918 г. М., 1950.154 с.
113. Попов Ф.Г. За власть Советов, Разгром Самарской учредиловки. Куйбышев: Книгоиздат, 1959. 215 с.
114. Попов Ф.Г. Чехо-Словацкий мятеж и Самарская учредилка.
115. Изд.4. Куйбышев: Куйбышев, изд-во, 1937. 237 с.
116. Рахимов С. Социально правовой статус татарских учебных заведений последней четверти XVII- нач.XX вв. //Ислам в татарском мире: история и современность: Материалы международного симпозиума. Казань. 1997. С. 72 82.
117. Родной край. Библиографический указатель работ, напечатанных по материалам государственных архивов Ульяновской области. Ульяновск, 1959. 57 с.
118. Розен В. Просветительская работа среди национальных меньшинств //Жизнь национальностей. М., 1923. Кн.2. С. 82 87.
119. Сафаров Г. Национаьный вопрос и пролетариат. Изд. 2., доп. Москва: Красная Новь, 1923. 296 с.
120. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движениев Российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. Казань: РИЦ. Школа, 1999. 236с.
121. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Таткнигоиздат, 2000. 310 с.
122. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX века). Казань: Таткнигоиздат, 1999. 467 с.
123. Татары Среднего Поволжья и Приуралья /Отв. ред. И.И.Воробьев и Г.М.Нисамутдинов. М.: Наука, 1967. 538 с.
124. Толстяков К.А. Из истории борьбы за развитие народного образования в Татарии в первые годы Советской власти //Борьба КПСС за развитие народного образования и культуры. Казань, 1975. Вып. 118. С. 3 14.
125. Трайнин И.П. СССР и национальная проблема: по национальным республикам и областям Советского Союза. М.: Красная Новь, 1924. 242 с.
126. Тутаев М.З. Октябрь и просвещение: Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы советской власти. Казань, 1975. 201 с.
127. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарстане (1917 1940 гг.). Казань: Таткнигоиздат, 1975. 204 с.
128. Фахрутдинов P.P. Этапы татарского национального движения начала XX века (1905 1917 гг.) //Язык, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции. Казань 9-15 июня 1992. T.III. М.: Инсан, 1997. С. 74 -82.
129. Формы национального движения в современных Государствах Австро-Венгрия, Россия, Германия /Ред.
130. А.М.Костелянского. С-Пб.: Изд. тов-ва Общая польза, 1910. 821 с.
131. Фрид Л.С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР 1917 1929 гг. Л., 1941. 185 с.
132. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900 1918 г. Казань: изд-во Казанск. ун-та., 1997. 4.1. 61 е.; Ч.П. 61 с.
133. Худяков М. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань: Гос. типограф, 1922. 21 с.
134. Хайрутдинов Р.Г. На путях к советской автономии. Проведение ленинской национальной политики центральным комиссариатом в 1918 -1919 г. Казань: изд-во Казанск. ун-та. 1972. 160 с.
135. Хайрутдинов Р.Г. Осуществление коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917 1920 г. (По материалам Поволжья и Приуралья). Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1976. 246 с.
136. Хайрутдинов Р.Г. Трудное возрождение (февраль 1917 — 1920 г.) Казань: Таткнигоиздат, 1992. 183 с.
137. Хамитбаева И.С. Некоторые вопросы развития народного образования в Казанской губернии в период капитализма (Опыт количественного анализа) //Развитие культуры Татарии в до октябрьский период. Казань: АН. СССР, Казан, филиал, 1988. С. 57 73.
138. Алмаева A.M. Деятельность большевиков Южного Урала по осуществлению ленинской национальной политики в 1917 -1922 гг.: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Казань, 1973.22 с.
139. Гаврилов В.А. Проблемы нравственного воспитания в теории и практике советской школы. (1917 1931 гг.): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1966. 21 с.
140. Куреев И.С. Роль общественных движений и политических партий национальных районов Поволжья в национально государственном строительстве в 1917 1920 (на материалах Башкортостана и Татарстана): Дисс. .канд. ист. наук. С-.Пб., 1993. 212 с.
141. Мулюков И.Н. Руководство Советов культурно-просветительными учреждениями в первые годы Советской власти 1917 1920 (по материалам Казанской губернии): Автореф. дисс. .канд. ист. наук. Казань, 1990. 23 с.
142. Панина O.A. Начальное образование в Среднем Поволжьево второй половине XIX начале XX вв.: Автореф. дисс. .канд. ист наук. Самара, 2000. 25 с.
143. Фаттахова Г.А. Деятельность Академического центра Татнаркомпроса в 1920 г.: Дисс. .канд. ист. наук. Казань, 2000. 276 л.
144. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века.: Дисс. .канд. ист. наук. Казань, 1996. 227 л.
145. Черник С. А. Принципы и организация ученическогосамоуправления в единой трудовой школе. (1917 1931 гг.): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1965. 26 с.
146. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования России в XX веке.: Дисс. .докт. пед. наук. Казань,1997. 285 л.
147. Шарафутдинов З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования.: Дисс. в виде науч. доклада на учен. степ. док. пед. наук. Казань,1999. 82 с.
148. Ярмакеев И.Э. Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школах Татарии в 1920-е годы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань,1986. 20 с.в