автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Формирование интеллектуальной элиты и системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный и постколониальный периоды

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Мохамед К. Мансарей
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Формирование интеллектуальной элиты и системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный и постколониальный периоды'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мохамед К. Мансарей

Введение. 3

Глава I. Формирование интеллектуальной элиты в Сьерра-Леоне и ее роль в становлении национального государства. 11

§ 1. Основные тенденции и особенности культурных процессов в Сьерра

Леоне в конце XVIII - первой половине XIX вв.12

§ 2. Общественная мысль и формирование интеллектуальной элиты в сьерралеонском обществе в колониальный период.20

§3. Идеологи британской Западной Африки и их воздействие на общество Сьерра-Леоне.:.38

§ 4. Культурная политика и роль интеллектуальной элиты на современном этапе независимого развития Сьерра-Леоне.48

Глава II. Эволюция, цели, содержание и организация системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный и независимый периоды.61

§ 1. Традиционные формы воспитания и образования в Сьерра

Леоне.Система образования в колониальный период.61

§2. Факторы, влияющие на развитие образования в период независимости.72

§ 3. Структура и содержание системы образования Сьерра-Леоне в независимый период.93

§4. Особенности политики в сфере образования и структурные изменения в Сьерра-Леоне в 1990-е годы.122

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Мохамед К. Мансарей

В отличие от большинства колониальных владений в Западной Африке колония Сьерра-Леоне (западная область) развивалась как переселенческая колония, что определило своеобразие ее этнического и культурного развития.

Культура этой страны была образована как бы несколькими слоями и на сегодняшний день Сьерра-Леоне испытывает эту дуалистичность: афроевропейской культуры креолов и традиционной африканской культуры народов, населяющих территорию бывшего протектората.

Целью данной диссертации является исследование становления, развития, эволюции системы образования в Сьерра-Леоне и процесс формирования и роль интеллектуальной элиты в этой африканской стране.

Хронологические рамки работы - это конец ХУШ века до сегодняшнего дня, - т.е. колониальный и постколониальный период истории страны. Объясняется это тем, что именно в колониальный период в Сьерра-Леоне зарождается и развивается система неформального образования, и на этот же период приходится процесс формирования новой интеллектуальной элиты, что явилось следствием сложившихся условий в стране, разработанной политики и конкретных шагов со стороны колониальных властей и местной администрации. Однако момент стихийности в этом процессе также присутствовал. Также автор рассматривает систему образования и место и роль интеллигенции в независимый период, когда изменились сами условия существования страны и народа, потребовавшие самостоятельного развития всех областей и структур государства и общества. Это в свою очередь, потребовало концентрации всех возможностей, ресурсов материальных и духовных, напряжения всего потенциала страны. И главным условием независимого социально-экономического и общественно-политичесого развития Сьерра-Леоне стало обеспечение своими национальными квалифицированными кадрами. А главным разработчиком стратегии развития независимого государства стала национальная интеллигенция.

Автор диссертации попытался комплексно проследить эти процессы, происходившие на протяжении двух веков истории Сьерра-Леоне.

В современной историографии большое внимание уделяется культурным процессам. Очень дискуссионной является проблема взаимодействия культур, взаимоотношений традиционных обществ с западной цивилизацией, как в период колониализма, так и в период независимости. Для истории Сьерра-Леоне эта проблема также является актуальной. Общество этой африканской страны исторически сложилось из различных этнических компонентов, следовательно разных культур. В середине XIX в. в Сьерра-Леоне образовалось креольское общество - самобытное, непохожее ни на одно другое культурное смешение европейских и африканских компонентов. В дальнейшем и до сегодняшнего дня в стране идет процесс консолидации этого креольского общества с культурами местных африканских народов. Кроме того, свою роль сыграла эпоха колониализма, затронувшая традиционное общество, многое в нем нарушившая, принесшая новые веяния, европейскую науку, технику, экономику.

После достижения независимости Сьерра-Леоне в 1961 г. культурная политика страны была направлена на то, чтобы стать полноправным участником всемирно-исторического процесса. Завоевание политической независимости вызвало у многих оптимистические настроения и большие надежды на быстрый подъем экономического и культурного уровня Сьерра-Леоне. Однако история показала, что политический суверенитет не стал гарантом решения проблем культурного строительства, что процессы, происходящие в сфере культуры, оказались гораздо сложнее, чем представлялось ранее.

Прежде всего со всей очевидностью стало ясно, что культурная политика не должна сводиться к возврату к культурным традициям прошлого, к их гипертрофированной идеализации. Она предполагает «. синтез старого и нового, согласованность африканских культурных моделей с требованиями модернизации и прогресса, т.е. развития на национальной почве привнесенных извне современных форм культуры - образования, прессы, радио, телевидения, кинематографии и т.д.».1

Развитие системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный период происходило под воздействием целого ряда внешних факторов. После завоевания политической независимости Великобритания продолжала оказывать влияние на дальнейшее формирование и развитие системы образования через предоставляемую стране техническую помощь (участие в создании учебных заведений, направление своих преподавателей, консультирование по вопросам планирования просвещения, подготовка национальных кадров за рубежом, функционирование университета Сьерра-Леоне и т.д.).

Исходя из вышесказанного автор поставил следующие задачи.

Показать каким образом происходило проникновение европейских влияний в страну, как происходило взаимодействие европейской культуры с креольским обществом, с местными африканскими культурами.

Рассмотреть как эволюционировала политика Великобритании в отношении к Сьерра-Леоне, т.е. цели и задачи, конкретные шаги в этой области на протяжении Х1Х-ХХ вв.

Рассмотреть отношение к этой политике сьерралеонского общества, особенно новой интеллектуальной элиты в колониальный и постколониальный период.

1 Африка: взаимодействие культур. - М., 1990. С.277.

Показать основные тенденции развития образования, влияние традиций и влияние европейской культуры, роль колониальной администрации и религиозных миссий на этот процесс, эволюцию системы образования в независимый период и факторы, влияющие на это.

Комплексно рассмотреть интеллигенцию как особую социокультурную общность (ее социальные характеристики, социокультурные и психологические особенности, функции, выполняемые в обществе). Т.е. проследить ее генезис, развитие и показать ее роль на современном этапе.

Необходимо отметить, что высокообразованная интеллигенция вместе с высокообразованным чиновничеством, входящим в управленческие структуры, составляет интеллектуальную элиту Тропической Африки и является главным носителем ее современного интеллектуального потенциала

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе по новой и новейшей истории стран Африки, культурологии.

При написании данной диссертации автором был проработан и использован широкий круг источников и литературы.

В качестве источников были использованы официальные документы. К ним относятся: публикации выступлений, статей и др. государственных и партийных лидеров Сьерра-Леоне, работы общественных деятелей и идеологов Западной Африки второй половины XIX века, издания международных организаций, официальные статистические издания, справочники, мемуарная литература, периодические издания.

Важной группой источников являются выступления и публикации лидеров Сьерра-Леоне.1

Другой важной группой источников являются работы общественных деятелей и идеологов Западной Африки второй половины XIX века2

Очень значительной группой источников являются публикации отчетов, исследований, по проблемам развития стран Западной Африки, и в частности, Сьерра-Леоне.3

Следующей группой источников, очень информативной являются периодические издания, в которых находятся сведения нигде более не содержащиеся.4

Еще одна часть источников - это данные политики в области образования, опубликованные в разных изданиях.5

Полезная информация была почерпнута из справочной литературы.1 При написании диссертации автором использовался широкий круг научной английской, западноафриканской, французской, советской и российской литературы по вопросам исторического, культурно-политического, социально-экономического развития Сьерра-Леоне, а также контактов этой страны с Великобританией.

1 Sierra Leone: 12 Years of Economic Achvement and Political Consolidation under A.P.C. and Dr. Siaka Stevens 1968-1980. - Freetown, 1986.; Stevens S. What life has taught me (kensal press, England). 1984.

2 Blyden E.W. West Africa Before Europe, and Other Addresses Delivered in England in 1901 and 1903. - L., 1905. Horton J.A.B. West African Countries and Peoples. - L., 1868.

3 Country Report. Liberia, Sierra Leone. - L.; Creating the African University. Emerging Issues of 1970's. - Ibadan, 1973.; Census of Sierra Leone. - Freetown, 1965.; Crooks J.J. A history of the colony of Sierra Leone, Western Africa. - L., 1903.

4 Sierra Leone Newsletter. - Freetown.; Sierra Leone Studies. - Freetown.; Statistical Yearbook. - P., UNESCO.

5 High Education in Africa. - Geneva, 1989.; Education in Africa. - L., 1982.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы российских исследователей, касающиеся вопросов взаимодействия культур, сочетания культурного наследия и современности, традиций и новаций в традиционных обществах, культурных процессов в африканских странах.2

Ценную информацию содержат материалы международных конференций и совещаний. В них отмечаются общие тенденции культурной политики в мире и по регионам, разрабатываются общие теоретические подходы к изучению культурных процессов и их претворению в жизнь.3

Необходимо выделить работы, рассматривающие основные направления, тенденции, успехи и трудности в развитии образования.4

Проблемам формирования африканской интеллигенции и общественной мысли посвящен ряд интересных работ.5

Культурная политика в Сьерра-Леоне освещается в некоторых исследованиях, а также разрабатываются вопросы культурного, общественно-политического развития Сьерра-Леоне.1

1 Шпажников Г. А. Религии стран Африки. Справочник. - М., 1981.

2 Африка: взаимодействие культур. - М., 1989.; Африка: культура и общество. Традиции и современность. - М., 1994.; Васильев Л.С. История Востока. - М., 1993. Т.1,2.; Брасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.; Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. - М., 1996.

3 См., напр.: Conference mondiale sur les politiques culturelles: problèmes et perspectives. - P., UNESCO, 1982.; Education Conference. - Freetown, 1974.; Всемирный доклад по образованию. 1998 г. - Париж, ЮНЕСКО, 1998.

4 Дмитриева И.В. Образование в Африке: достижения и проблемы. - М., 1991.; Николаева О. Л. Африка: опыт культурных преобразований. - М., 1991.

5 Ashby Е. African Universities and Western tradition. - L., 1954.; Hargreaves J.D. The End of Colonial Rule in West Africa. Essays in Contemporary History. - L., 1979.; Катагощина И.Т. Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки. - М., 1991. ; Катагощина И.Т. Интеллигенция Нигерии. - М., 1977.; Френкель М.Ю. Общественная мысль Британской Западной Африки во второй половине XIX в. - М., 1977.

Интересен ряд работ по истории Сьерра-Леоне и стран Западной Африки.2

Несмотря на обилие конкретных исследований на Западе, можно внести свой вклад в историю Сьерра-Леоне, теоретически ее осмыслить, установить определенные закономернсти и тенденции. Недостаточно количество работ об интеллигенции Сьерра-Леоне. В литературе много споров о креолах, языке крио и др., что говорит о том, что нет единого подхода к проблеме креолов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи диссертации, дается характеристика источников и историографический обзор. В первой главе рассматривается процесс формирования интеллектуальной элиты Сьерра-Леоне и факторы, способствовавшие этому; роль и место новой элиты в сьерралеонском обществе в колониальный и постколониальный период; влияние первых африканских идеологов британской Западной Африки на общество Сьерра-Леоне. Во второй главе исследуется процесс возникновения, развития системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный период, влияние на этот процесс традиционной и европейской культуры; эволюция системы образования в независимый период,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование интеллектуальной элиты и системы образования в Сьерра-Леоне в колониальный и постколониальный периоды"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После достижения независимости в Сьерра-Леоне (1961 г.), как и в других африканских странах, остро встал вопрос каким путем осуществлять дальнейшее развитие - своим самобытным или заимствованным. Однако проблема эта не нова. В свое время первые идеологи британской Западной Африки, такие как С.Кроутер, Дж.Хортон, Э.Блайден, по-разному отвечали на этот вопрос. С.Кроутер и Дж.Хортон считали, что необходимо ориентироваться на Европу, Э.Блайден выдвинул идеи «культурного национализма», где призывал Африку развиваться самостоятельно, опираясь на свой культурный потенциал. С тех пор вопрос этот не потерял своей актуальности.

Есть два стремления в обществе, две тенденции - сохранение самобытности и неизбежные заимствования из других культур. Ответ, скорее, должен состоять в разумном сочетании этих направлений, в их оптимальном равновесии.

Очень сложно происходит процесс встречи разных цивилизаций, его понимание и осмысление, в результате которого рождаются новые формы. Встречи цивилизаций происходят по-разному - это может быть, причем часто одновременно, и столкновение, и поглощение, и взаимопроникновение разных культур. Но необходимо понимать, что изменение, взаимовлияние и взаимодействие культур - необходимый и постоянный процесс культурной жизни человечества. Традиции и инновации сосуществуют в обществе - иначе происходит его стагнация.

Однако воспринимается из «чужого» не все, а то, что отвечает запросам общества. Конечно, это длительный, сложный и противоречивый процесс не просто принятия, а переработки новых элементов культуры материальной и духовной. Сначала новые влияния воспринимаются верхними слоями общества, и только потом более медленно и болезненно проникают в другие слои.

Конечно, особую роль в истории африканских народов, и народов Сьерра-Леоне в частности, сыграл период колониализма, принесший влияние страны-метрополии - Великобритании.

Степень восприимчивости к инновациям, возможности их включенности в свою культуру различна у разных народов.

Культура Сьерра-Леоне была образована из афроевропейского (переселенцы), европейского (англичане) и африканского (коренные народы) компонентов. В этой стране происходит сложный процесс взаимодействия разных уровней: местные культуры Сьерра-Леоне влияют друг на друга; европейская культура (преимущественно английская) влияет на местные культуры и наоборот; исламские и христианские ценности влияют на традиционные системы ценностей и наоборот.

История Сьерра-Леоне не укладывается в общую концепцию колонизации Африки. Считается, что появление первых европейцев в Африке принесло с собой постоянное нарастание колониального подчинения и угнетения народов. Однако первые поселения Сьерра-Леоне недаром назывались «Провинцией свободы», ведь ее жители считались подданными Великобритании и обладали свободой слова и организаций, правом выбора в законодательные органы власти, Фритаун пользовался самоуправлением. Это говорит о том, что в Сьерра-Леоне были закреплены передовые для XIX в. демократические права и свободы. Основали Сьерра-Леоне реэмигранты, вернувшиеся после веков рабства к себе на родину. Они принесли в Африку новые жизненные установки, идеалы буржуазного общества Европы и Америки.

Общество Сьерра-Леоне образовалось из разных этнических компонентов, но еще разнообразнее были его культурные составляющие. В результате симбиоза традиционных и новаторских отношений в Сьерра-Леоне к середине XIX в. формируется креольское общество. Самым главным его компонентом были так называемые освобожденные африканцы, т.е. потомки африканцев, освобожденных при захвате британскими военными кораблями невольничьих судов и доставленные во Фритаун. Сохраняя определенную верность традициям, они освоили многие элементы европейской цивилизации, включая товарно-денежные отношения, христианство, моногамию. Именно благодаря креолам Фритаун во второй половине XIX в. превратился в ведущий центр по подготовке специалистов для всей Западной Африки и стал называться «Афинами Западной Африки». Креолы стали руководящими деятелями во многих странах континента и именно из их среды вышли первые идеологи британской Западной Африки.

Итак, в британской Западной Африке в середине XIX в. сложились благоприятные условия для возникновения группы всесторонне образованных людей, новой интеллектуальной элиты (в отличие от традиционной элиты, т.е. родо-племенной знати), быстрого развития общественной мысли, появления первых африканских идеологов. В результате она значительно опередила страны Центральной и Восточной Африки в формировании национальной идеологии. Это объяснялось некоторыми особенностями исторического процесса как в Западной Африке, так и в Великобритании, и особенностями проводившейся колониальной политики Великобритании. И центром этих процессов до 70-х гг. XIX в. была именно Сьерра-Леоне.

В колониальной политике Великобритании в Западной Африке прослеживаются три этапа. Первый - совпадает с эпохой первоначального накопления капитала и его идеологическим обоснованием - меркантилизмом -и сводится к «точечному колониализму» и работорговле. Второй этап приходится на период победившего промышленного капитализма и учения фритреда, когда ставился вопрос о целесообразности колоний. Третий этап соответсвует эпохе империализма и опирается на концепции протекционизма, превосходства белой расы и неполноценности африканцев и характеризуется колониальным разделом континента в условиях острейшего соперничества великих держав.

В первой половине XIX в. Западной Африке не отводилось важного места в колониальной политике Великобритании из-за отсутствия легкодоступных минеральных богатев, губительного для европейцев климата, сопротивления африканских народов.

В 40-60-е гг. XIX в. в Великобритании восторжествовали идеи фритредерства (свободной торговли). Во имя торжества принципов свободной конкуренции фритредеры готовы были вести борьбу с работорговлей и даже с расизмом. Щей фритредеров наложили определенный отпечаток на действия колонизаторов в Западной Африке. В это время они до некоторой степени удовлетворяли стремление африканцев к образованию для того, чтобы использовать их в качестве чиновников (африканские служащие обходились казне значительно дешевле, чем европейские). В это же время различные миссионерские организации стали готовить священнослужителей-африканцев, а аболиционисты и филантропы - медицинский персонал и учителей. Среди африканцев появились лица с университетским образованием, они стали получать места в высшей колониальной администрации.

Но такая обстановка сохранялась всего несколько десятилетий. В начале 70-х гг XIX в. Великобритания вступила в стадию перехода к империализму, взяла курс на всемерное расширение колониальной империи, в том числе за счет территорий Западной Африки. Средством к достижению этой цели было провозглашение политики «белого превосходства». Дискриминация африканцев возросла во всех сферах.

На этапе перехода к империализму, Великобритания внедрила в Западной Африке систему косвенного управления. От опоры на креолов, на новую элиту, колониальная власть переориентировалась на традиционную элиту, которая стала осуществлять исполнительную и судебную власть на местах и состояла на жаловании у властей. Если раньше вожди и правители возглавляли сопротивление африканцев колонизаторам, и англичане видели в них врагов, то после установления колониального режима вожди, получив целый ряд льгот и привилегий, стали активно сотрудничать с ними.

Новая элита же, напротив, перешла к критике колониальных властей. Этот слой состоял из людей обслуживавших колониальный режим, -чиновников и торговцев, учителей и священников, врачей и юристов. Эти африканцы в большинстве своем приобщились к европейской культуре, приняли христианство. Из этого нового слоя африканского общества стали складываться национальная буржуазия и национальная интеллигенция. Сначала они всячески приветствовали и возлагали большие надежды на сотрудничество с Европой, но с усилением дискриминации пришли чувства разочарования, недовольства и протеста проводившейся политикой, критики колониального режима. Та прослойка, которая возникла из условий, созданных колониальным периодом, и созданная колонизаторами, выступила против своих творцов. Она стала разработчиком идеологии национально-освободительного движения, она создала партии и организации, которые выдвигали требования политической независимости, она встала во главе национально-освободительной борьбы, обращаясь к широким слоям населения за поддержкой, и мирным путем добилась поставленных целей.

После достижения независимости, именно национальная интеллектуальная элита должна стать разработчиком стратегии развития и претворителем этих планов в жизнь. Эта элита, находящаяся в центре диалога с западной культурой во многом подвержена стремлению к сближению с Западом, преимущественно воспринимает западные ценности и культурные нормы.

Интеллектуальная элита явилась продуктом особенного взаимодействия буржуазного Запада и добуржуазных африканских обществ, как в период колониализма, так и в ходе становления мирохозяйственных связей в постколониальный период. Это повлекло за собой разрушение автохтонных общественных структур и традиционного уклада жизни, появление новых общественных институтов, в том числе университетов (с их структурой, программами, принципами организации по образцу западных университетов и т.д.), которые были перенесены из европейских обществ XX в. как элемент буржуазной культуры на африканскую почву с ее историко-культурной спецификой и самобытностью. Отсюда своеобразие общественной роли этих культурных центров и сложность их адаптации к потребностям развития африканских стран. Поэтому интеллектуальная элита, и высшие учебные заведения, как центры ее создания, связаны с формированием современного общества и государства, влияют на социальную структуру, на формирование правящих групп и средних слоев, на эволюцию идеологических течений и накладывают печать на политическую, социальную, экономическую, культурную ситуацию в стране.

В формировании интеллектуального потенциала нации главную роль играет система образования.

В доколониальный период вмешательство государства в культуру было минимальным. Структура неформального образования (т.е. профессиональная подготовка) была обусловлена потребностями господствовавших тогда форм хозяйственного производства. С помощью традиционных методов профессионального обучения в области ремесла, кустарного производства и сельского хозяйства от родителей к детям передавались различные знания и навыки. Обучение проходило на фоне привычного образа жизни, было тесно связано с ним и нередко представляло собой составную часть естественного семейного воспитания.

В Сьерра-Леоне традиционные верования играли и продолжают играть большую воспитательную роль в жизни человека, большое влияние имеют тайные союзы. Раньше эти тайные союзы являлись школами для подготовки молодого человека к участию в жизни своего общества, несли экономические, социальные, политические функции.

В колониальный период рост городов и развитие всего общества потребовали профессиональной подготовки рабочей силы в значительно больших масштабах. Появилась и необходимость в работниках более высокой квалификации, подготовка которых требовала минимального общеобразовательного уровня. Это побуждало колониальные власти и различные религиозные миссии к осуществлению подготовки африканцев в рамках школьной программы. Вся система организации школьного образования в этот период практически была сосредоточена в руках администрации метрополии и этих религиозных миссий, ее финансирование также зависело от них.

Для колониальных властей культурная политика была естественным дополнением (хотя и не всегда обязательным) системы политико-экономического подчинения. Ее важной целью была европеизация поколения и образа жизни элиты, призванной самим своим существованием поддерживать колониальный режим. Для религиозных деятелей задача состояла в том, чтобы в нарастающем колониальном хаосе поддержать порядок, основанный на ритуале и догме. Одна из особенностей образования Сьерра-Леоне в Западной Африке связана с тем, что после создания в 1827 г. колледжа Фура-Бей колония стала поставщиком специалистов для колониальных администраций всей британской Западной Африки, здесь получили образование и многие выдающиеся деятели культуры Сьерра-Леоне, и некоторые выдающиеся деятели национально-освободительного движения других африканских стран. Специалисты для Сьерра-Леоне готовились как в самой стране, так и в метрополии.

Структура, программы и процесс обучения в Сьерра-Леоне во многом были скопированы с англоязычных программ и структур метрополии и в значительной степени оторваны от местных условий. Миссионерское образование имело свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, деятельность миссионеров играла значительную роль в развитии образования Сьерра-Леоне - они открывали школы, обеспечивали строительство больниц и дорог в глубинных районах. Основная задача миссионеров состояла в «моральном» воспитании африканцев. Эти миссионерские школы были бесплатными; дети в них получали в дар тетради, карандаши, одежду и т.д. Колониальные власти, как и миссионеры, были убеждены в том, что образование поможет улучшить условия жизни африканцев. С другой стороны, некоторые школы были превращены в интернаты, которые явно способствовали ослаблению влияния традиционной среды.

Благодаря сложившимся условиям, о которых речь шла выше, в обществе Сьерра-Леоне сложился качественно новый социальный слой - новая элита, из которой и сформировались национальная интеллигенция и буржуазия. Постепенное обновление и активизация этой прослойки населения превращали ее в средство противодействия влиянию колониализма. Все большего влияния добивалось движение за политическое и культурное освобождение. Важным компонентом этого движения была «духовная деколонизация», призванная осободить общественное сознание от давления той апологетики культуры буржуазного Запада, которая служила идеологам колониализма оправданием подчинения других народов.

На протяжении периода борьбы за независимость политика и культура (в том числе образование) во многом дополняли друг друга и переплетались в сложных процессах освободительного движения. Оба эти фактора играли огромную роль в самоопредлении общества, в постановке проблем преобразования и развития. Политические движения различных направлений обращались к культуре в своих идеологических программах и призывах, различных актах национального самоутверждения и противостояния колониализму.

После достижения независимости сразу стало понятно, что необходимо развивать независимую экономику, для чего нужны квалифицированные кадры. Для этого необходимо создать свою независимую систему школьного и внешкольного образования, развивать высшее образование, научные исследования, систему финансирования, печать, телевидение, радио и др. Система образования зависит от экономических, социальных, политических и демографических процессов в обществе, а система образования, в свою очередь, воздействует на квалификационный уровень, психологию, систему представлений населения. Причем все это происходит в рамках целенаправленной государственной политики.

После достижения политической независимости наиболее острые потребности в кадрах были связаны прежде всего с африканизацией системы управления. В стране возникла острая нехватка в специалистах и необходимость организации и форсирования их подготовки. Все внимание тогда обращалось на то, чтобы изыскать возможности для создания национальной системы образования и подготовки специалистов.

За годы независимости значительно расширилась сеть начальных и средних школ, создана система подготовки квалифицированных кадров в высших и средних специальных учебных заведениях. Были осуществлены меры по демократизации образования, его африканизации, изменены структура системы образования, пересмотрены учебные программы в соответствии с конкретными нуждами страны, выросло число полных средних школ, обучение в которых состоит, как правило, из двух циклов (так называемые промежуточная и средняя школа, или младшая и старшая средняя школа).1

Смена руководства в стране неизменно приводила к изменению курса в политике образования. Хотя декларировалось многое, но также многое оставалось на бумаге. Самых значительных достижений в области просвещения и подготовки кадров добилось правительство С.Стивенса. Политика правительсвта Дж.Момо в сфере образования была сведена к тому, что образование стало «привилегией, а не правом».

Организация и содержание образования в Сьерра-Леоне неоднократно подвергались критике, особенно с точки зрения использования подготовленных специалистов. В стране возлагают слишком большие надежды на неформальное образование. В этой связи было решено пересмотреть структуру и содержание образования и была предложена система «6-3-3-4», которая начала вводиться в 1993/94 учебном году, и которая имеет и сторонников и противников в стране. Эта система была составлена для того, чтобы преодолеть негативные моменты в образовании.

А проблем накопилось много, самыми острыми из них являются: нехватка квалифицированных специалистов, «утечка умов», трудоустройство специалистов, финансирование системы образования, улучшение уровня жизни преподавателей. Необходимо принимать меры по более рациональному использованию имеющихся кадров. В условиях «информационного бума» получает распространение концепция «непрерывного образования».

Внедрение системы «6-3-3-4» в Сьерра-Леоне является частью тенденции мировой. Эта система делает упор не на качество образования, а на связь образования с жизнью, с производством, с экономикой, т.е. на применение полученных знаний на практике. Поэтому эта система должна

1 Образование в ст>ранах Африки в 80-е годы. - М., 1988. гарантировать занятость тем, кто получает образование. По своей сути система «6-3-3-4» - это отход от английской системы образования, которая внедрялась в Сьерра-Леоне в период колониализма и далее развивалась в независимый период, и переход к американской системе образования. Однако уже в колониальный период английская система образования была далека от реальных потребностей сьерралеонского общества. В независимый период страна оказалась перед конкретными задачами самостоятельного экономического и политического развития.

Слабость и отсталость в экономическом развитии страны, зависимость от иностранных инвестиций, невозможность нормального финансирования государственных систем, в том числе образования, политическая нестабильность, военные действия (фактически затяжная гражданская война), неразработанность проектов долгосрочного и ближайшего развития страны во всех областях - все эти факторы отрицательно влияют на проведение культурной политики в стране, на полноценное функционирование системы образования, на уровень квалификации специалистов, на качество знаний, получаемых в школе и высших учебных заведениях, на возможности трудоустройства выпускников. Современное состояние образования в Сьерра-Леоне призвано обеспечить квалифицированную рабочую силу для экономики, но не соответствует в полной мере этой задаче.

Продолжающаяся политическая нестабильность и социальная напряженность в Сьерра-Леоне, выражающаяся в борьбе различных партий и течений за власть, в том числе и вооруженной, и в стихийных выступлениях различных социальных слоев населения, недовольных ухудшением жизненного уровня, привели к тому, что в функционировании системы образования наметился застой. Система образования работает как бы по инерции. Планы, которые были разработаны правительством в области образования и в политике в области образования не выполняются.

143

За годы независимости в Сьерра-Леоне шел постоянный поиск пути к преодолению экономической отсталости, перестройке политических институтов, разрешения этнических противоречий, урегулирования межгосударственных отношений. За этот период в стране были испытаны разные модели развития: капитализм, социализм, традиционализм, модернизм. Силы, стоявшие и стоящие у власти действовали методом проб и ошибок, не было разработано стабильной программы развития, меры осуществлялись непоследовательно.

Для полноценной деятельности всех сфер жизни общества необходима политическая стабильность. Для достижения этой цели в Сьерра-Леоне нужно устранить очаги вооруженных противоречий, разрешить этнические проблемы, создать гарантированную систему конституционной передачи власти, расширять демократические принципы в управлении государством, наладить мирную жизнь.

 

Список научной литературыМохамед К. Мансарей, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. An Open Letter from Member of the Senior Staff Fourah Bay College to the Chairmun of National Reformation Conncil. Freetown, 1967.

2. Background to Sierra Leone. Freetown., 1980.

3. Blyden E.W. African Problem, and Other Discourses delivered in America in 1890. -L., 1890.

4. Blyden E.W. Christianity, Islam and the Negro Race. L., 1888.

5. Blyden E.W. Sierra Leone and Liberia: Their Origin, Work and Destiny. A Lecture Delivered in the Court Hall at Freetown, Sierra Leone, April 22, 1884. -L., 1884.

6. Blyden E.W. Stady and Race. A Lecture to the Young Men's Literary Association of Sierra Leone, May 19, 1893. / Sierra Leone Times. Freetown, May 27, 1893.

7. Blyden E.W. West Africa Before Europe, and Other Addresses Delivered in England in 1901 and 1903. L., 1905.

8. Buxton T.F. The African Slave Trade and its Remedy. L., 1840.

9. Census of Sierra Leone. Freetown, 1965.

10. Country Profile. Ghana, Liberia, Sierra Leone. L., 1986-1990.

11. Crooks J.J. A history of the colony of Sierra Leone, Western Africa. L., 1903.

12. Crummell A. Africa and America. N.Y., 1869.

13. Education Conference. Freetown, 1974.

14. Education in Africa. L., 1982.

15. Fyfe Ch., Jones E. Freetown Symposium. Freetown, 1968.

16. High Education in Africa. Geneva, 1989.

17. Horton J.A.B. West African Countries and Peoples. L., 1868.

18. Memorandum from Senior Staff Njala University College. Njala, 1967.

19. National Budget 1969/70. Freetown, 1969.

20. National Budget 1973/74. Freetown, 1973.

21. Ngu A.V. The Development of University Capabilities and Capacities. PAMM/AAU/ED/8/82/ 26.11.1981. - Conference of vice-chancellors. - Addis Ababa, 1982.

22. Rizing Sun Freetown. Freetown, 1982.

23. Roberts J.J. African Colonization. N.Y., 1869.

24. Sierra Leone Yearbook. Freetown, 1960.

25. Sierra Leone: 12 Years of Economic Achvement and Political Consolidation under A.P.C. and Dr. Siaka Stevens 1968-1980. Freetown, 1986.

26. Stevens S. What life has taught me (kensal press, England). 1984.

27. The New Era. Ministry of Education, Youth ans Sports Sierra Leone. Newsletter. Freetown, 1998. Vol.3, N1.

28. The Sierra Leone. Constitution. Freetown., 1992.

29. UNESCO. Statistical Yearbook. 1963-1990. P.

30. West Africa Education Conference. Freetown, 1971.

31. Yearbook of Labour Statistics. Geneva, 1960-1980.1. ЛИТЕРАТУРА

32. Aboagey A.A. Pattern indusmalization and Employment and incomes in Sierra Leone. Addis Ababa, 1985.

33. Abraham A. Cultural policy in Sierra Leone. P., 1978.

34. Abraham A. Topics in Sierra Leone History: A Counter-Colonial Interpretation. L., 1977.

35. Africa South of the Sahara. L., 1990.

36. African research bulletn. Economic series. L.

37. Alexander A. History of Colonization of the West Coast of Africa. -Philadelphia, 1946.

38. Allie J.A. A new history of Sierra Leone. L., 1990.

39. Ashby E. African Universities and Western tradition. L., 1954.

40. Ashby E. African Universities and Western Tradition. L., 1964.

41. Boudou Hama. Essai d'analuse de l'éducation africaine P., 1968.

42. Cavtwright. J. Political Leader Ship of Sierra Leone. L., 1978.

43. Clapham Ch. Liberia and Sierra Leone. An Essay in Comparative Politics. L., 1982.

44. Clarke W.R.E. The Morning Star of Africa. L. 1960.

45. Clarke. The Morning Star of Africa. 1960.

46. Codestria klorking paper. Military and Militarism in Africa; a research Agenda.-N.Y., 1990.

47. Collier G. Sierra Leone: Experiment in Democracy in an African Nation. -N.Y., 1970.

48. Conference intergouvernementale sur les politiques culturelles en Afrique, 27 octobre 6 novembre 1975. Rapport final. - P., 1975.

49. Conference mondiale sur les politiques culturelles: problèmes et perspectives. -P., UNESCO, 1982.

50. Conference of Ministers of Education and those Responsible for Economic Planning in African Member States. Harare, 28 june 3 jule 1982. Final report. -P., 1982.

51. Country Profile. Ghana, Liberia, Sierra Leone. L.

52. Country Report. Liberia, Sierra Leone. L.

53. Creating the African University. Emerging Issues of 1970's. Ibadan, 1973.

54. Crooks J.J. A history of the colony of Sierra Leone. Western Africa. L., 1972.

55. Du Bois W.E.B. The Autobiography of W.E.B.Du Bois. New York, 1969.

56. Du Bois W.E.B. The World and Africa. New York, 1965.

57. Education and Endogenous Development in Africa: Trends, Problems, Prospects /OAU. Addis Ababa, 1982.

58. Education and politics in Tropical Africa. N.Y., 1979.

59. Edwards A. Marcus Garvey 1887 - 1940. - L., 1967.

60. Eminent Sierra Leoneans in the Nineteenth Century. Freetown, 1961.

61. Forster N. Education and Social Change in Ghana. L., 1965.

62. Fyfe Ch. The History of Sierra Leone. L., 1981.

63. Fyfe Ch., Jones E. Freetown a Symposium. Freetown, 1968.

64. Garique P. The West African Students UNION. Africa. 1953. N2.

65. Gervis P., Sierra Leone story. L., 1952.

66. Giroux H.A. Pedagogy and the politics of hope: theory, culture and schooling.- Colorado, 1997.

67. Giroux H.A. Teachers as intellectuals: Toward a critical pedagogy of learning.- Massachusetts, 1988.

68. Introduccing West Africa.-L., 1952.

69. Hargreaves J.D. The End of Colonial Rule in West Africa. Essays in Contemporary History. L., 1979.

70. Ki-Zerbo J. Histoire de l'Afrique noire. D'hier a demain. P., 1972.

71. Kup A.P. Sierra Leone: Concise History. L., 1975.

72. Kweng E. L'Afrique dans l'eglise: paroles d'un croyant. P., 1985.

73. La culture, l'éducation et la science et la technique dans les strategies de développement en Afrique au Sud du Sahara: Bilan et perspectives. P., 1988.

74. Morrow J.H. First American Ambassador to Guinea. New Brunswick, 1968.

75. Mweng E. L'Afrique dans l'eglise: paroles d'un croyant. P., 1985.

76. National Account Statistic of Sierra Leone. Freetown.

77. Newland H.O. Sierra Leone, its People, Products and Secret Societies. N.Y., 1969.

78. Nicol D. Africanus Horton. The Dawn of Nationalism in Modern Africa. Extracts from the Political, Scientific and Medical Writings of J.A.B .Horton. MD, 1835-1883. -L., 1969.

79. Pan-Africanism Reconsidered. Berkeley, 1962.

80. Peil M. Consensus and Change in Tropical Africa. L., 1978.

81. Petterson J. Province of Freedom A History of Sierra Leone 1787-1870. -Evanston, 1969.

82. Porter A.T. Creoledom. A Study of the Development of Freetown Society. L., 1967.

83. Sanderson E. Africa in the 19th Century. N.Y., 1969.

84. Sanderson E. Great Britain in Modern Africa. N.Y., 1970.

85. See Sahr J. Krundeh. Prospects in Contemporary Sierra Leone // Corruption and Reform. Dordrecht, 1992. - N3.

86. Sibthorpe A.B.C. The History of Sierra Leone. L., 1970.

87. Sierra Leonean Heroes. L, 27 April, 1988.

88. Sierra Leone. Ten Years of Independence 1961-1971. Freetown, 1972.

89. Spitzer L. The Creoles of Sierra Leone. Responses to Colonialism. 1970-1945. -Madison, 1974.

90. The Historical backgrround to Sierra Leone Foreign Policy. Freetown, 1970.91. West Africa.-L.

91. UNESCO Publications.-P., 1999.

92. Африка на пути в XXI век. М., 1989.

93. Африка на рубеже десятилетий. / За рубежом. №1, 1990.

94. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1,2. М., 1986-1987.

95. Африка: взаимодействие культур. М., 1990.

96. Африка: культура и общественное развитие. М., 1984.

97. Африка: культура и общество. Традиции и современность. М., 1994.

98. Африка: культурное наследие и современность. М., 1985.

99. Африка: проблемы занятости. М., 1988.

100. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность. М., 1987.

101. Васильев JI.C. История Востока. М., 1993. Т.1-2.

102. Всемирная конференция по политике в области культуры. Мехико 26 июля 6 августа 1982 г. Заключительный доклад. - Париж, 1982.

103. Всемирный доклад по образованию. 1998 г. Париж, ЮНЕСКО, 1998.

104. Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. М., 1992.

105. Дмитриева И.В. Образование в Африке: достижения и проблемы. М., 1991.

106. Дьячков М.В. Язык крио. М., 1981.

107. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

108. Ерасов Б.С. и др. Культура и политика в странах Азии и Африки. М., 1986.

109. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

110. Ерофеев H.A. Английский колониализм в середине XIX века. М., 1977.

111. Закономерности формирования национальных кадров специалистов развивающихся стран. М., 1978.

112. Интеллигенция и социальный прогресс в развивающихся странах Азии и Африки. -М., 1981.

113. История Африки в XIX- начале XX в. М., 1984.

114. История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. М., 1994.

115. Катагощина И.Т. Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки. -М., 1991.

116. Катагощина И.Т. Интеллигенция Нигерии. М., 1977.

117. Кобищанов Ю.М. Ислам в Западной Африке. М., 1990.

118. Крылова Н.Л., Костеньянц К.А. Студенчество Африки. М., 1983.

119. Культура и политика в странах Азии и Африки. М., 1986.

120. Культурное наследие Африки. М., 1987.

121. Культурные процессы в развивающихся странах Азии и Африки. Тезисы международной конференции в Институте Востоковедения АН СССР. Ноябрь 1986 г. М., 1986. Т.1. 4.1.

122. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996.

123. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1970.

124. Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 1996.

125. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

126. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

127. Массовая информация и коммуникация в развивающихся странах. М., 1988.

128. Маценко И.Б. Африка: социальное развитие и стратегия самообеспечения. М., 1990.

129. Николаева О.Л. Африка: опыт культурных преобразований. М., 1991.

130. Образование в странах Африки в 80-е годы. М., 1988.

131. Политика Англии в Африке. М., 1967.

132. Пономарев Д.К. Проблемы просвещения и подготовка кадров в Африке. -М., 1980.

133. Прибытковский Л.Н., Фридман Л.А. Сьерра-Леоне. М., 1964.

134. Проблемы языковой политики в странах Тропической Африки.- М., 1977.

135. Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиски, тенденции, перспективы. М., 1988.

136. Сергеева И.С. Сьерра-Леоне. М., 1984.

137. Скоров Г.Е. Развивающиеся страны. Образование, занятость, экономический рост. М., 1971.

138. Смирнов A.B. Интеллектуальный потенциал развивающихся crpzs. Проблемы формирования. М., 1984.

139. Смирнов А.Г. Национальные кадры освободившихся стран. М., 19S6.

140. Смирнов А.Г., Побокова О.П., Ткач Г.Ф. Национальные авдрн освободившихся стран. М., 1980.

141. Смирнов Е.Г. Очерки экономической истории Либерии и Сьерра-Леове -М., 1997. 1

142. Смирнов Е.Г. Республика Сьерра-Леоне. Справочник. М., 1988.

143. Современная Африка. Итоги и перспективы развития. Идеологи* i культура.- М., 1990.

144. Современная Африка. Итоги и перспективы развития. Идеологи® i политика. М., 1990.

145. Старостин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность. М- 19S4

146. Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1987.

147. Френкель М.Ю. Общественная мысль Британской Западной Афржк ig второй половине XIX в. М., 1977.

148. Френкель М.Ю. США и Либерия. Нигретянская проблема в США з образование Республики Либерия. М.} 1964.

149. Ширинский А.Е. Проблемы образования в развивающихся странах. М. 1985.

150. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник. М., 1981.

151. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. -М„ 1984.

152. ЮНЕСКО и образование в мире. Париж, 1985.

153. Языковая политика и языковое планирование в развивающихся стршах. -М., 1982.