автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Формирование культуры молодой семьи в современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование культуры молодой семьи в современной России"
На правах рукописи
005531221
РОСТОВСКАЯ Наталия Андреевна
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Специальность 24.00.01 Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
- 4 ИЮЛ ^013
Киров-2013
005531221
Работа выполнена на кафедре культурологии и литературы ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал)
Научный руководитель:
Прохоров Михаил Михайлович, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), профессор кафедры философии и религиоведения
Официальные оппоненты:
Гашева Наталия Николаевна, доктор культурологии, доцент, ФГБОУ ВПО «Пермская государственная академия искусства и культуры», профессор кафедры культурологии
Абрамова Ася Алекеевна, кандидат культурологии, РОО «Семейный клуб родительского опыта "Рождество"», вице-президент по программным вопросам
Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Защита состоится 28 июня 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.041.02 при ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет по адресу: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26, ауд. 104.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 89.
Автореферат разослан «_»_2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Поспелова Н. И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. По мере развития культурологии в качестве самостоятельной науки с междисциплинарным статусом открываются возможности для системного исследования ряда явлений, которые были предметом изучения специальных наук (социологии, социальной антропологии, этнологии, педагогики, естественных дисциплин). Особую значимость в контексте культурологического знания приобретают универсальные явления культуры, к которым с полным основанием можно отнести семью как способ зарождения и организации культурной жизни. Во все исторические эпохи семья оставалась тем «индикатором», посредством которого выявлялись историко-культурные доминанты этих эпох. Не случайно школа «новой исторической науки» (Школа «Анналов») особое внимание уделяла исследованию семейных отношений для реконструкции культуры повседневности, социально-экономических, религиозных и иных сфер жизни.
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствуют изменению его социокультурных характеристик, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, затрагивающие все сферы общественной жизни, в значительной мере влияют на проблемы отношений в семье, причем на одно из ведущих мест выходят общекультурные ценности- духовно-нравственные, эстетические, оказывающие непосредственное воздействие на формирование и становление семьи, качественные характеристики которой все чаще становятся предметом внимания культурологов. В особой степени это относится к молодой семье, и культурологический подход к исследованию проблем молодой семьи, основанный на интегративности методологии и методики гуманитарных исследований, представляется наиболее репрезентативным в рамках настоящего исследования.
Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что молодая семья является объектом не только молодежной политики государства, но прежде всего культурной политики (к сожалению, в структуре департаментов и министерств эти функции по-прежнему разделены). Это чрезвычайно важно в контексте новых социальных сдвигов, а также негативного воздействия на молодежь приоритетов общества потребления и пренебрежения традиционными ценностями культуры - об это свидетельствуют решения парламентов ряда стран, касающиеся однополых браков. В контексте обозначенных проблем культурный фактор является доминантным в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. И здесь недостаточно утвердить социальные программы или разработать меры по материальной поддержке молодой семьи - до тех пор пока мы не признаем приоритет духовно-нравственных ценностей, ответственности брачно-семейных отношений, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации, - все, даже самые радикальные экономические рычаги (безусловно, важные) будут бесперспективными. Именно в возрасте до 30 лет не только удовлетворяются, но и формируются духовные потребности личности, создаются и поддерживаются бытовые традиции, осуществляются психологическая поддержка и взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
3
Актуальность исследования определяется также необходимостью изучения принципиально новой общественной ситуации, получения оперативной информации о происходящих в России социокультурных переменах, разработки необходимых мер, направленных на развитие и поддержку социальных институтов в интересах общества, государства, конкретного человека. Особенности молодой семьи обусловлены ее ролью в обществе, недостаточным уровнем материальной обеспеченности, в особенности в ситуации рождения детей, которым необходимы особая жизнеохранная система, система воспитания, что требует не только серьезных материальных затрат, но и выработки особой культурно-образовательной стратегии.
В связи с этим в диссертации обозначен комплексный подход к решению обозначенных проблем: с одной стороны, в направлении поддержки молодых семей, а с другой — в направлении стимулирования желательного, с точки зрения развития общества, их культурного потенциала. Эффективность и действенность этой политики должны опираться на серьезные комплексные исследования жизнедеятельности молодых семей в России и за рубежом.
Исходя из актуальности темы диссертант определяет объектно-предметный вектор диссертации.
Объект исследования — молодая семья в её культурно-институциональном статусе.
Предмет исследования - культурные факторы формирования и функционирования молодой семьи в современном российском социуме.
Степень научной разработанности темы
Традиционные и современные (зарубежные и отечественные) исследования в обозначенной сфере представлены работами ученых — специалистов в области культурологии, культурфилософии, культурной антропологии — А. А. Абрамовой, Г. А. Аванесовой, О. Н. Астафьевой, В. Н. Архангельского, В. А. Борисова, С. И. Голода, Т. И. Гурко, И. С. Кона, С. В. Дармодехина, О. В. Дорохиной, В. И. Дорно, В. В. Елизарова, О. Д. Захаровой, Н. В. Зверевой, Ю. А. Зубок, В. А. Ионцева, А. Я. Кваши, А. А. Клецина, Р. Кромптон, А. И. Кузьмина, В. М. Медкова, Р. В. Овчаровой, И. Б. Орловой, О. Б. Осколковой, Т. К. Ростовской, 3. X. Саралиевой, Г. Г. Силласте, А. Б. Синельникова и др.
В зарубежной и отечественной литературе основательно разработанной областью является социология семьи и семейных отношений, в рамках которой накоплен большой эмпирический материал, позволяющий воссоздать картину социально-психологических доминант семьи. Наиболее активно этот пласт исследований был представлен в 1980-1990-е гг., когда было сформировано направление социологии семьи в её институциональных характеристиках (А. И. Антонова, Т. М. Афанасьева, К. К. Баздырев, И. А. Герасимов, А. Г. Харчев, Н. Г. Юркевич и др.1).
1 Баздырев К. К. Секс и революция. М., МГУ, 2000; Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Социум, 1983; Афанасьева Т. М. Семья. М.: Просвещение, 1983.
Феноменологический принцип исследования семьи как общности был положен в основу трудов отечественных и западных ученых, опиравшихся на этнические, исторические, психологические, социологические характеристики (М. Ю. Арутюнян, У. Бар, С. И. Голод, Т. А. Гурко, М. Р. Льюис, М. С. Мацковский, Г. Спанье и др.2).
В контексте обозначенных работ исследованиям молодой семьи в последние годы принадлежит особое место: предметом изучения в психологическом, педагогическом, философском аспектах являются студенческая семья, формирование семейно-брачных отношений, конфликты в молодой семье, проблемы сексуальных отношений, тендерных моделей и др. (П. И. Бабочкин, Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Н. Г. Малашева, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко и др.3). К этой же группе исследований можно отнести работы, в которых учитываются проблемы молодых семей, связанные с демографическими, психическими, тендерными аспектами, с сохранением высокого уровня репродуктивности родителей и здоровья всех членов семьи (А. И. Антонов, В. А. Башлачева, М. А. Беляева, И. А. Гундарова и др.).
Среди научных изысканий последнего десятилетия наблюдается интерес к национально-этническим и духовным основам семьи народов СССР/России в интересующем нас ракурсе. Это исследования семьи этносов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа и Закавказья и др. Особое место в этом ряду принадлежит изучению семейно-брачных отношений молодежи в контексте традиций русской культуры. Выводы и результаты, достигнутые в ходе таких работ, значительно обогащают знания в области культуры разных народов, формируют толерантность и, в конечном счете, ведут к преодолению конфликтных ситуаций в молодых интернациональных семьях. Анализ исторических артефактов, фольклора, брачной и семей-но-родственной обрядности, литературных источников позволяет реконструировать историко-культурную модель семьи на разных этапах развития российской культуры4.
Как следует из анализа литературы по проблематике диссертации, исследование феномена молодой семьи носит достаточно дифференцированный ха-
2 Гурко Т. А. Тендерный подход в социологии семьи // Социология тендерных отношений. М., 2004. С. 200-236; Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне. М., 1998 (в соавторстве); Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
3 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999; Ручкин Б. А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Социум, 1999; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб: СПбГУП, 2000.
4 См., например: Краюшкина Т. В. Мир семейных отношений в русских народных волшебных сказках (на материале фольклора Сибири и Дальнего Востока): дис. ... канд. фи-лол. наук. Владивосток, 2003; ОзиеваЛ. С. Роль семьи в формировании культурных ценностей: дис. канд.... филос. наук. Ростов н/Д, 2009.
рактер, несмотря на отчетливо намечающуюся тенденцию к интегративности. Проблема комплексного культурологического изучения молодых семей в современной России до недавнего времени привлекала внимание лишь отдельных исследователей (А. А. Абрамова, Н. И. Белоумова и др.). Культурологический подход представляется плодотворным и перспективным при изучении культуры молодой семьи, позволяя синтезировать различные дисциплинарные и проблемно-содержательные аспекты данной тематики. Вне обращения к культурному контексту данной проблемы, к динамике культурного развития нашего общества, к соотношению в нем базовых и современных культурных ценностей, а также субкультурных пространств, определяющих во многом семейную практику молодежи, невозможно сегодня понять всю сложность формирования молодых семей и воспитания подрастающего поколения.
В качестве законодательных источников автор опирался на нормативные правовые документы, программные материалы федерального и регионального уровней, отражающие специфику понимания процессов формирования культуры молодой семьи в современном российском обществе.
Цель диссертационного исследования — представить феномен молодой семьи как систему культурных ценностей и координат в контексте их социокультурной трансформации в современном российском обществе.
Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
- проанализировать базисные категории, связанные с пониманием проблематики исследования: «молодежь», «молодая семья», «культура семейных отношений», «культура молодой семьи» «молодежная семейная политика» и др.;
- охарактеризовать культурные факторы, социальные механизмы, типологические особенности исторического и современного развития семейных отношений в российском обществе; выявить представления, закрепленные в общественном мнении, в многоликой молодежной среде современной России, о браке и родительстве, семейных ценностях молодой семьи;
- проанализировать семейно-родительские отношения в молодых семьях с позиций развития в них традиционных и актуальных ценностей, а также ориентации на разные моральные императивы, стереотипы массовой культуры, поведенческие нормы;
- на основе опыта региональных общественных организаций и культурных центров представить основные направления социокультурных технологий по реализации государственной культурной политики в отношении молодых семей на региональном уровне.
Научная новизна настоящего исследования состоит:
- в развитии культурологического подхода к анализу культуры молодой семьи, позволившего интегрировать результаты узкодисциплинарных принципов ее изучения, а также выявить специфические ее доминанты, связанные с отечественной культурой, с ведущими факторами и механизмами ее развития на современном этапе;
- в разработке аналитической модели, учитывающей как этно-традици-онные корни молодых семей в России, так и важнейшие политико-экономические обстоятельства, социальные и общественные механизмы, информационные потоки и моральные факторы, определяющие семейную культуру молодежи;
- в сравнении на базовом мониторинговом материале ценностных ориентации и представлений о семье и браке, распространенных в молодежной среде, с одной стороны, и реального поведения и уровня культуры семейных отношений молодых супругов - с другой;
- в анализе влияния на формирование культуры молодой семьи разных (по масштабу, степени социального воздействия, моральной направленности) факторов, механизмов и информационных каналов, в частности массовой культуры и Интернет-среды.
Личный вклад диссертанта заключается в самостоятельно разработанной и реализованной организации и проведении измерительно-статистических работ, личных наблюдениях автора, сложившихся в процессе деятельности в различных семейных Центрах и учреждениях органов по делам молодежи. Основой для практических предложений и рекомендаций стало участие автора в проведении мониторинговых исследований (2008-2012 гг.), направленных на исследование доминантных особенностей культуры молодой семьи в современном российском обществе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На фоне актуализации проблем молодой семьи в современном российском обществе особое значение приобретает статус семьи как социального института, способного отзываться на требования времени и одновременно укорененного в общенациональной культуре. Важно учитывать, что при этом семейная практика и поведение молодых супругов определяются множеством культурных норм, духовных ориентиров по отношению друг к другу, к своим детям, а также к социальному окружению.
2. Формирование культурных доминант семейно-брачных отношений молодой семьи определяется системой факторов и механизмов — как внутреннего, так и внешнего характера. Существенное значение приобретают представления о значении любви, брака, культуры родительства, детства, обусловленные социокультурными, этническими и религиозными характеристиками.
3. Одним из важных механизмов воздействия на трансформацию семейных ценностей в молодежных субкультурах является массовая культура (реклама, массовое искусство, информационные потоки разных каналов СМИ, Интернета), в рамках которой распространяются идеи и ценности различного мировоззренческого и эстетического диапазона, в том числе отражающие искаженную картину тендерных и супружеских отношений. Некритическое освоение подобной информации приводит молодых людей к идеализации альтернативных форм брака и брачного поведения, неадекватным, с традиционной точки зрения российских народов, моральным ценностям и в итоге - к кризису культурной идентичности в сфере брачного поведения.
4. В контексте отчетливо выраженного кризиса семейных отношений и низкой рождаемости в крупных агломерациях в разных группах молодых супругов и молодых родителей в то же время спонтанно формируется глубокий интерес к интеграции традиционных норм и культурных ценностей (тяга к традиционной обрядовости, внимание к культурному фактору в воспитании детей, маркированию этнонациональных корней).
5. Особое значение в разработке государственной культурной и молодежной политики по работе с молодыми семьями придается комплексу социокультурных технологий, охватывающих психолого-педагогические, правовые, информационные, культурно-образовательные, рекреационные аспекты. Все технологии нацелены на формирование комплексной модели семьи, учитывающей принцип культурной самобытности и этнонациональных традиций России, характер диалога культур и субкультур в контексте процессов глобализации и модернизации общества.
6. В комплексе практических рекомендаций по совершенствованию системы поддержки молодых семей предлагаются дальнейшие шаги в разработке целевых программ, направленных на организацию просветительской работы, развитие репродуктивной культуры, создание культурно-образовательных и рекреационных проектов, диалог с конфессиями и диаспорами, кросскультурное сотрудничество в регионах с полиэтническим составом населения. Рекомендации разработаны с учетом Концепции государственной федеральной семейной политики, государственной культурной политики России и регионального опыта субъектов Российской Федерации.
В качестве теоретической базы диссертации использованы фундаментальные академические труды по теории и истории культуры (М. М. Каган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. Я. Флиер), социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Мид, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.), исследований современного культурного процесса и его системных характеристик (Т. Б. Щепанская, В. А. Луков, В. В. Зверева, Т. В. Чередниченко и др.).
Методологическую основу работы составляет принцип междисциплинарного подхода к исследованию семьи и семейных отношений на основе комплексного культурологического анализа, базирующегося на интегратив-ности методологии теоретико-прикладных исследований.
В качестве ведущих методов в диссертации используются: системно-функциональный, позволяющий проследить функциональную взаимосвязь всех составляющих феномена семьи в ее социокультурных характеристиках, и культурно-антропологический, применяемый для исследования связей человека с социальной (культурной) средой в определенные исторические периоды.
В ряду эмпирических использовались прикладные методы получения информации: анкетирование, опрос, включенное и невключенное наблюдение, анализ официальной статистики, контент-анализ популярных СМИ и художественных текстов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выработке интегративной методологии анализа социокультурных систем и групп (в данном случае семьи) в их динамике и трансформации.
Основные идеи и выводы могут быть использованы при разработке федеральных, региональных и муниципальных культурных программ в сфере поддержки молодых семей и молодежи, при формировании концепций молодежной политики в школах и вузах, а также при разработке инструментария прикладных социокультурных исследований молодой семьи.
Теоретические и практические результаты диссертации ориентированы на разработку общих курсов и спецкурсов по культурологическим психолого-педагогическим, социологическим дисциплинам.
Соответствие диссертации паспорту специальности. Данная диссертационная работа соответствует паспорту специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (область исследования «культурология»): п. 1.9 «Историческая преемственность в схранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 1.18. «Культура и общество», п. 1.23 «Личность и культура», п. 1.29. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики».
Апробация работы. Результаты исследования были изложены на всероссийских и межрегиональных конференциях в Москве, Кирове, Нижнем Новгороде, Пензе, Шуе, Чите и др. Основные положения диссертации нашли отражение в 10 публикациях, из которых 4 публикации входят в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка, насчитывающего 196 источников. Объем работы — 152 стр.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначаются цели и задачи исследования, анализируется степень изученности материала, определяется научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, освещается теоретико-методологическая база работы, представлены сведения об апробации диссертации и ее структуре.
В первой главе - «Социокультурный статус и ценностные ориентации молодежи как фактор формирования культуры молодой семьи» — анализируются теоретические подходы к проблеме, обосновывается необходимость культурологического подхода, наиболее адекватно выражающего интегративный характер исследования; охарактеризована система культурных доминант семейно-брачных отношений в молодежной среде.
В параграфе 1. 1. «Молодежь - основа формирования семьи в российском обществе: социокультурные аспекты» анализируются социо-
культурные процессы, определяющие характер изменений в системе ценностей внутрисемейных отношений молодежи.
Процессы эти проходят достаточно интенсивно на фоне тяги современной молодежи к западной культуре и западному типу семьи, образовательно-воспитательных проблем, разрыва с национальной традицией, разрушения этнокультурной идентичности в сфере семейных отношений, переосмысления ценностных значений понятий «отцовство», «материнство», «детство». Деструктивное воздействие этих процессов усиливается социально-экономическими причинами, ставящими молодую семью в сложную ситуацию, связанную с необходимостью решать проблемы образования, карьерного роста и т. д. По мнению диссертанта, выделение молодых семей в отдельную категорию позволяет детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, способствует более эффективному и адресному решению социокультурных проблем молодой семьи, что должно способствовать росту креативного потенциала молодежи.
В диссертации анализируется комплекс данных проблем, связанных с культурными основами семьи в целом: низкий уровень предбрачной подготовки, инфантилизм молодого поколения, рост уровня агрессивности, низкий образовательный и культурный уровень значительной части молодежи, изменения в системе ценностей. Это вызывает потребность не только получения оперативных и достоверных социологических данных, необходимых для формирования государственной молодежной семейной политики, но и потребность в расширении культурного вектора этой политики, поскольку именно в семье закладывается тот уровень сознания, который связан с развитием духовного потенциала нации. В таком контексте проблемы молодой семьи кроются не столько в отсутствии экономических условий для материальной поддержки семьи, сколько в отсутствии ценностных ориентации.
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач в сфере молодежной политики является содействие формированию культурных, нравственных и семейных ценностей среди молодежи.
Предусмотрено, что социально-культурная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
В диссертации приводятся различные концепции, связанные с научным статусом понятия «молодежь»; при этом диссертант отходит от «возрастного» критерия как единственного в отношении к молодежи, акцентируя духовно-нравственный компонент, определенный уровень культуры, выполнение гражданских обязанностей, активную позицию и деятельность на благо общественной жизни, что свидетельствует о сложности и многогранности
исследуемого феномена. В ряду подходов к определению молодежи отмечаются: социоисторический, социальный, функциональный, социально-демографический, культурологический. Последний был предложен И. М. Ильинским5 и заключается в его интегративном, «культуроориентированном» (термин исследователя) аспекте. Основные критерии этого подхода положены в основу реферируемой диссертации.
Сложность формирования культуры молодой семьи заключается в некотором консерватизме семьи как социокультурного института, её сопротивлении целому ряду социальных новаций, укоренённости в культуре народа, его традициях и ментальных характеристиках. В то же время установка молодёжи на модернизацию отношений автоматически переносится и на семью, а следовательно, и на характер демографической картины, воспитательных процессов и т. д. Культура молодой семьи - это воспитание, образование, мораль, этика и нравственность в рамках конкретной группы, связи в которой осуществляются на уровне быта, взаимной поддержки, общих целей и нравственной ответственности. Отсюда следует, что кризис молодой семьи — это прежде всего культурный кризис, проявляющийся в том, что со второй половины XX века наблюдается смена социально-культурных приоритетов: если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение культурным потребностям индивида, что влечет неизбежное изменение ориентации личности на внесемейные культурные ценности6.
Анализ доминирующих тенденций в сфере семейных ценностей предпринят диссертантом в параграфе 1.2. — «Культурные доминанты семей-но-брачных отношений в молодежной среде».
На основе полученных диссертантом данных о качестве типичных тенденций, связанных с влиянием западной культуры, политическими и экономическими переменами в стране, отмечаются:
—распространение нетрадиционных для российского общества форм брачно-семейных отношений: гражданского, «визитного», «пробного», брака «по расчету», брака, ориентированного на утверждение во внутрисемейных отношениях свободы, которая зачастую приводит к нарушению функций семьи, воспитания и в итоге - к конфликтам, негативным тенденциям в воспитании детей;
— изменение мотивации образования семьи в постиндустриальном обществе, где традиции продолжения рода уже не играют решающей роли при заключении брачного союза, основанного в большей степени на приоритете эмоционально-чувственных начал.
При этом из результатов опроса разных групп молодежи, проведенного в 2011-2012 гг., следует, что в той или иной степени надежды молодых людей на достижение семейного счастья в реальной семейной жизни оправды-
5 См.: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. С. 109-120.
6 Орлова Н. В. Брак и семья в международном частном праве. М.: Международные отношения, 1966. С. 129-145.
ваются, и это выступает одним из положительных факторов, обеспечивающих сохранение и стабильность молодой семьи. Анализируя смысл понятия «семейное счастье» в восприятии молодежи, диссертант подчеркивает важность духовно-нравственной составляющей, которая зачастую остается вне поля зрения социологов, представляющих «цифровую картину» семейных ориентиров молодёжи;
— отношение к парадигме г^енностей (родству, браку, детству, роди-тельству, личностным свойствам, межнациональному и межкультурному диалогу), обладающих культуротворческим потенциалом.
В системе функционирования обозначенной парадигмы намечаются как негативные, так и позитивные тенденции. Так, по наблюдениям диссертанта, приводимым в работе, можно констатировать позитивную тенденцию увеличения числа тех молодых супругов, которые положительно относятся к межнациональным бракам. Анализ проблемно-мотивационного поля кросс-культурных браков между представителями различных социальных групп, национальностей или государств позволяет сделать вывод о толерантном отношении молодых людей к такого рода брачным союзам, что характеризует данную проблему не столько с социальной стороны, сколько с культурной: с состоянием межнациональных и межконфессиональных отношений, уровнем толерантности в обществе, влиянием СМИ и современного искусства;
- трансформация гендерной культуры, в рамках которой формируется устойчивая модель молодой семьи и происходят серьёзные изменения, затрагивающие сознание молодежи.
Особенности динамики и трансформации гендерной культуры диссертант рассматривает в параграфе 1.3. — «'Тендерный дисплей" и его трансформация в системе культурных ценностей молодежи».
На основе теоретических представлений о «гендерном дисплее» (термин Ирвина Гоффмана) как типе социокультурной идентичности, проявляющейся в телесной сфере, символике, стиле, коммуникативном пространстве, диссертант характеризует тендерную культуру как специфическую матрицу внутрисемейных отношений молодежи, которая проявляется в том числе и в отношении к тендерным стереотипам, ориентированным на нравственные нормы и ценности.
На тендерные установки молодежи влияет огромное количество внешних факторов (в том числе семейная практика родителей, школа и вуз, игровое пространство), направленных на выработку определенных тендерных формул, которые проявляются в разных сферах культуры.
Диссертант анализирует тенденции в сфере отношения молодых семей и молодежи в целом к гендерной составляющей семейной культуры, которая направлена на формирование представлений о главном предназначении мужчины и женщины, качествах их характера, ценностей, функций в процессе сохранения гармоничных взаимоотношений в семье и обществе (женское и мужское достоинство, гордость, ответственность за близких, слабых, доброта и т. д.). Естественно предположить, что достижение абсолютного
тендерного равенства в семье (как это следует из опроса молодых людей до брака) невозможно, да и нецелесообразно.
Опираясь на модели распределения власти в семье, описанные И. В. Дорно7, диссертант раскрывает идеальную модель брака, основанную на равенстве статуса и высокой культуре общения супругов. Во многом, как полагает автор, эту культуру определяют особенности российской культурной модели семьи, в ценностно-нормативной системе которой прослеживается влияние доминирующей русской культуры. И в этой парадигме ценностей отмечаются: «инстинкт рода», «острое чувство человеческого гнезда» (В. В. Вейдле); духовно-нравственные ценности религиозной культуры - в частности «любовь», «милосердие», «сострадание» как доминанты женственности. На основе изучения факторов, влияющих на формирование тендерной культуры молодой семьи, в диссертации делается вывод, что при оценках по шкале главенства «матриархат - патриархат» решение склоняется в пользу последнего. Исследование подтвердило вывод о том, что в становлении культуры молодой семьи большое значение придается в основном сложившимся стереотипам семейного поведения.
В то же время, как подчеркивает диссертант, при мотивационной опоре на национальные особенности российская семья все больше ориентируется на западные модели тендерной культуры, что проявляется в противоречии между идеальной и реальной моделями семьи.
Для того чтобы эгалитарные равноправные ценности и образцы поведения стали частью внутреннего мира супругов переросли в социальные роли и определяли будущее развитие, молодая семья должна получить в первые годы брака необходимую психологическую, информационную, культурную и социальную поддержку. В противном случае институт семьи может стать нетрадиционным, что характерно для молодежного субкультурного пространства, формирующегося во многом под воздействием контркультурной среды и системы ценностей, созданных массовой культурой и обществом потребления в целом.
Во второй главе - «Проблемы семейных отношений в молодежной субкультуре и художественно-коммуникативном пространстве культуры» - рассматриваются основные сферы и источники, влияющие на трансформацию семейных ценностей молодежи в современную эпоху.
В параграфе 2.1. - «Молодежная субкультура как сфера трансформации семейных ценностей» - характеризуется место представлений о семье в системе ценностей молодежной субкультуры, формируемых через кино, телевидение, интернет, ориентацию на западные модели межличностного, в том числе семейного общения. Они обладают мощной притягательной силой, носят подражательный характер, приводя к социальному и культурному инфантилизму и негативному отношению к институту брака.
7 Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
В то же время в диссертации подчеркивается, что от простого отрицания ценностей молодежной культуры необходимо перейти к диалогу с ней, учитывать в работе её творческую интенцию, интерес к истории своего народа, ритуальной культуре, фольклору (что проявляется, например, в воссоздании свадебных обрядов «реконструкторами», в ролевых практиках некоторых сетевых субкультур).
В параграфе дается характеристика тендерных отношений в молодежных субкультурах. Установка субкультур на разрушение тендерных стереотипов приводит к размыванию тендера и тендерному синкретизму. В семиотическом пространстве субкультур это проявляется в языковом культурном поле, поведенческом дискурсе, вестиментарных кодах; в художественно-эстетическом - в литературных текстах, флеш-мобах и иных акциях. В моде преобладает стиль унисекс- как в знаках вербально-невербального пространства повседневной жизни, так и на уровне творчества.
Моделируя собственное поведение по принципу распределения ролей в субкультурной «тусовке», молодежь переносит их в сферу семейно-брач-ных отношений и эмоционально-эстетических предпочтений.
Своеобразную реализацию тендерных ролей диссертант рассматривает на примере субкультур готов, элю, аииме, неоязыческих молодёжных общин, объясняя их внутрисемейными конфликтами межпоколенного характера, сюжетами и образами массовой культуры. В качестве основных установок отмечаются принцип «бесполости» и нетрадиционных сексуальных отношений. В то же время имеет место и противоположная тенденция - гиперболизация межполовых различий, культивирование полового диморфизма (готы, рокеры, неоязычники).
Отмеченные диссертантом трансформации субкультур в современном обществе, многообразие их представленности создают социокультурную основу, на которой формируется и в дальнейшем развивается отрицатель-но-эпатажное отношение к традиционным семейным ценностям, наблюдается тенденция к альтернативным формам брачно-семейных отношений (групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи, свингерство, гомосексульные отношения и однополые браки, «открытый» брак, «гаремный» брак и т. д.).
Большое внимание в исследовании процессов трансформации семейных ценностей автор уделяет информационным технологиям, связанным с глобальной сетью Интернет. Виртуализация отношений молодежи в Интернет-среде затрагивает и семейный аспект. Диссертант подробно анализирует роль интернет-сайтов в создании модели, которую обозначает как модель «семьи-симулякра», представляющую сегодня особую и практически не исследованную сферу культуры межличностных отношений. На основе опросов, проведенных автором на различных форумах, характеризуется модель «виртуальной семьи», «виртуального брака», «виртуальной измены», «виртуального родительства» и т. д.
Ориентация культуры информационного общества на «симулятив-ность» превращается и в симуляцию социальных институтов, в том числе и
института семьи, потому что и следование определенным социальным ролям тоже становится виртуальным. Результатом подобной трансформации семейных ценностей является уменьшение количества традиционных семей, снижение качества семейных отношений, ослабление родственных связей, и это ставит сегодня перед модернизированными обществами сложнейшую задачу возрождения и сохранения наиболее сильных сторон исторической традиции, утраченных ценностей, способных сохранить культурный фонд нации.
В параграфе 2.2. - «Массовая культура как источник трансформации семейных ценностей молодежи» - рассматривается роль массовой культуры в выработке ценностной ориентации молодежи по отношению к культуре семьи. Это пространство создания имиджа семьи, отражения конфликта поколений, воспитания чувства ответственности перед близкими. Между тем, молодежная аудитория представляет благодатный материал для внедрения определенных «схем» и «фреймов», среди которых фрейму «семья» отводится если не главное, то одно из ведущих мест.
Культура массового спроса пользуется в своих целях не убедительными и образными фактами, а их суррогатом - стереотипами, которые легко «укладываются» в систему ценностной ориентации молодежи и её брачной культуры. В ряду этих стереотипов диссертант выделяет стереотип «имидж семьи», который создается символическим образом реальности, представленным на телевидении, в рекламе. Результаты воздействия этих культурных сегментов, полученные автором в ходе анализа массовой «продукции», ориентированной на молодежную аудиторию в телевизионных передачах «прайм-тайм», отражает установку на «модные» социокультурные стереотипы: образы женщин в равных пропорциях соответствуют стереотипам и «новой феминности», и традиционной «женскости» (забота о внешности, значимость взаимодействия и коммуникации с окружающими); соответственно, образы мужчин в большей степени вписаны в модель типичной западной «маскулинности», в которой подчеркиваются ориентация на карьеру, физический статус, активность. При этом молодежь совсем не попадает в «семейные» сюжеты в виде супругов или родителей, что свидетельствует о целенаправленном позиционировании её социальной и культурной инфантильности.
В рамках задач диссертационного исследования освещается отражение семейных стереотипов в музыкальной массовой культуре как источнике формирования ценностной ориентации молодежи. В работе на основе анализа текстов более 150 песен рассматриваются некоторые типичные символы-стереотипы семейной жизни, отмеченные в последние 10-15 лет, где наблюдается тенденция к расширению негативной семантики семьи, отсутствию «детской» темы, позиционирование замужества лишь как способа достижения высокого статуса и престижа, а сексуального влечения - как единственного типа отношений.
Подобная ситуация свидетельствует о фактическом снижении в сознании определенной части наших молодых современников образов «дома» и
«семьи» как основополагающих символов жизни, знаков заботы, любви, взаимопонимания и ответственности.
Третья глава- «Социокультурные стратегии и пути формирования культуры семейно-брачных отношений в молодежной среде» - реализует практически-прикладные аспекты формирования культуры молодой семьи в современной России.
В параграфе 3.1. - «Сущность и цели государственной политики в сфере формирования культуры молодой семьи» - анализируются основные принципы формирования государственной молодежной и культурной политики в отношении молодой семьи.
В соответствии с Концепцией федеральной семейной политики в России молодежная политика включает важный культурный компонент, предполагающий преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодых бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование патриотизма, гражданского самосознания, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов, умения строить диалог с чужими культурами, развития культуры межэтнических отношений.
Реализация принципа дифференцированного подхода к различным типам молодых семей предполагает также учет особенностей социально-экономического развития различных регионов России, их этнических и социокультурных традиций, определяющих многие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образ жизни, источники доходов, потребности и возможности реализации их интересов.
В качестве важнейших принципов в становлении, стабилизации молодой семьи и в ее взаимоотношениях с государством диссертантом выделены принципы гуманизма, развития, культурной преемственности, социокультурной субъектности, деятельности (самодеятельности), тендерного равенства, благодаря которым обеспечивается взаимосвязь культур, трансляция культурных ценностей, забота о будущих поколениях.
В диссертации обозначены основные задачи, которые должны быть реализованы в ходе осуществления главной цели культурной политики-возрождать и укреплять институт российской семьи на основе традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни, то есть ориентироваться на формирование культурного «ядра» семьи.
В параграфе 3.2. - «Социокультурные технологии в работе с молодой семьей: прикладные аспекты» - диссертант предлагает систему технологий, организующих процесс социокультурной деятельности».
Особое значение для социокультурных технологий (как организационной, так и практической направленности) придается условиям их реализации, к которым автор относит федеральную и региональную государственную политику в отношении молодой семьи; благоприятное общественное мнение о
роли семьи в воспроизводстве населения, укреплении экономических и нравственных основ общества; наличие информационного пространства, позволяющего выбирать оптимальные пути поддержки молодой семьи и др.
В диссертации представлен анализ социокультурных технологий по разным основаниям классификации. В соответствии с диссертационными задачами основным фактором формирования семейной культуры в молодежной среде являются технологии, которые отвечают потребностям молодой семьи в образовании, отдыхе, повышении культурной и интеллектуальной эрудиции (их называют «культуротворческими»): совместные занятия, клубы по интересам и по организации активного отдыха, совместные экскурсионные туры, встречи с деятелями культуры и искусства, семейные концерты, празднование значимых культурных событий. В современных условиях наиболее актуальными становятся тренинги, ролевые игры, дискуссии, творческие конкурсы, обучающие семинары, информационные проекты, организация специализированных смен лагерей для молодых семей.
В специальном разделе на материале ряда российских регионов анализируется опыт работы в сфере указанных технологий.
В становлении ценностных ориентации молодой семьи диссертант придает особое значение деятельности религиозных организаций (в частности, на примере деятельности Синодального отдела РПЦ по делам молодежи). На материале культурных программ Кировской области в работе показано, что лучший результат достигается в тех регионах, где в рамках целевых программ объединяются усилия государственных, общественных, конфессиональных, культурно-образовательных организаций. В то же время серьезное внимание следует обратить на поликультурные и поликонфессиональные регионы, где необходимо учитывать не только фундаментальные ценности православия и ислама в качестве основы молодежной политики, но и межконфессиональный/интернациональный статус семьи.
В специальном разделе диссертант подробно анализирует комплексные программы регионального значения, ориентирующиеся на повышение авторитета института семьи, возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры, преодоление разрушительных тенденций демографического кризиса, поднятие престижа отцовства и материнства в российской семье. При этом следует учитывать систему профессиональной подготовки кадров в области молодежной семейной политики, функционирования клубов молодой семьи, способствующих расширению культурно-образовательного, информационного пространства семейной жизни.
Опираясь на результаты мониторинга в молодежной среде и собственный практический опыт, автор обращает внимание на рекомендации в сфере культурной политики, призванные совершенствовать систему поддержки молодых семей. Приоритетами в этой области являются: организация просветительской работы с молодежью в сфере сохранения семейных ценностей; привлечение внимания к семейным родословным, подготовка к вступлению в брак; основы репродуктивной культуры, внимание к здоровью;
формирование психолого-педагогических основ родительства; введение в образовательных учреждениях спецкурсов по подготовке к семейной жизни и культуре семейных отношений; усиление внимания СМИ к проблемам гуманизации отношений между полами; пропаганда здорового образа жизни профилактика алкоголизма, наркомании, курения; интерес к культурным традициям своей страны и т. д.
Целый ряд рекомендаций связан с конкретными задачами и инициативами, подробно изложенными диссертантом и являющимися основой разработки и реализации конкретных целевых программ, связанных как с общими (на региональном и местном уровнях), так и с конкретными аспектами становления и функционирования молодой семьи.
В структуре параграфа значительное место отводится анализу опыта работы органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации (организация клубов материнской культуры, конкурсы и фестивали клубов молодых семей, спортивно-рекреационные программы и т. д.).
Стратегически важно повышать профессиональный уровень специалистов, работающих с молодыми семьями, что будет способствовать эффективности их деятельности, разработке новых программ, технологий, развитию инициативы по их реализации, а также позволит создать единое культурно-информационное пространство. В качестве примера такого опыта диссертант приводит комплекс программ, разработанных на базе Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета и Сибирской академии государственной службы, Кировского государственного гуманитарного университета, Регионального общественного центра «Рождество» и других учреждений Российской Федерации по делам молодежи, где создана эффективная система подготовки специалистов, работающих с молодыми семьями.
Опыт изучения такого подхода, осуществляемый в различных регионах России, свидетельствует о его результативности и качественном влиянии на семейную культуру молодежи.
В Заключении представлены выводы по диссертации, намечены перспективные пути дальнейшего научного осмысления поставленной в ней проблемы. В частности, перспективным представляется сравнительно-типологическое исследование проблем семейной культуры молодежи и молодой семьи в России и за рубежом. Актуально также расширение тематики диссертации в сферу художественной культуры (литературы, кинематографа, музыки и т. д.), а также более глубокая разработка проблемы, связанной с культурным «полем» Интернет-пространства.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Монографии:
1. Ростовская, H.A. Культура молодой семьи в современной России: монография / Н. А. Ростовская. - М.: ВНИИгеосистем, 2013. - 148 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК:
2. Ростовская, Н. А. Эволюция свадебной обрядности русского городского населения России в советский период / Н. А. Ростовская // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2012. - № 27. - С. 950-954.
3. Ростовская, Н. А. Молодежная субкультура как сфера трансформации семейных ценностей / Н. А. Ростовская // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т. XV. - Вып. 79-80. - С. 160-165.
4. Ростовская, Н. А. Информационные технологии и массовая культура как источники трансформации семейных ценностей молодежи / Н. А. Ростовская // Вестник Нижегородского государственного университета. Сер. Социальные науки. - 2013. - № 2. - С. 48-53.
В других изданиях:
5. Ростовская, Н. А. Молодежь как важный субъект социальных перемен в российском обществе и основа формирования института семьи / Н. А. Ростовская // Забайкальские социологические чтения «Социальные процессы в современном обществе: региональные аспекты российской модернизации: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чита: ЗабГУ: ЗабКИПРО, 2012,- С.225-236.
6. Ростовская, Н. А. Свадебная обрядность в советский период / Н. А. Ростовская // Научный поиск. - 2012. - № 2.4. - С. 39^10.
7. Ростовская, Н. А. Молодежь в социальной структуре общества / Н. А. Ростовская // Теория и практика организации работы с молодежью: материалы отраслевой конференции по молодежной политике (13-14 декабря 2012 г., г. Красноярск); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013.-С. 123-131.
8. Ростовская, Н. А. Семья в системе ценностных ориентации молодежной субкультуры / Н. А. Ростовская // Философия - Культура - Социум. Аспекты взаимодействия: сборник научных материалов студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 4-Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - С. 169-173.
Подписано в печать 22.05.2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 132.
Отпечатано
в полиграфическом цехе Издательства ВятГГУ, 610002, г. Киров, ул. Ленина, 111, т. (8332) 673-674
Текст диссертации на тему "Формирование культуры молодой семьи в современной России"
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
Ростовская Наталия Андреевна
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Специальность 24.00.01 Теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель -Прохоров Михаил Михайлович,
доктор философских наук, профессор
Шуя 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Социокультурный статус и ценностные ориентации молодежи
как фактор формирования культуры молодой семьи.................................12
1.1. Молодежь - основа формирования семьи
в российском обществе: социокультурные аспекты...................................12
1.2. Культурные доминанты семейно-брачных отношений
в молодежной среде.......................................................................................32
1.3. «Гендерный дисплей» и его трансформация
в системе культурных ценностей молодежи...............................................54
Глава 2. Проблемы семейных отношений в молодежной субкультуре и художественно-коммуникативном пространстве культуры..................69
2.1. Молодежная субкультура как сфера трансформации
семейных ценностей.......................................................................................69
2.2. Массовая культура как источник трансформации
семейных ценностей молодежи....................................................................87
Глава 3. Социокультурные стратегии и пути формирования культуры семейно-брачных отношений в молодежной среде...................94
3.1. Сущность и цели государственной политики
в сфере формирования культуры молодой семьи.......................................94
3.2. Социокультурные технологии в работе с молодой семьей: прикладные аспекты.....................................................................................112
Заключение.........................................................................................................133
Библиографический список............................................................................136
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По мере становления и развития культурологии в качестве самостоятельной науки открываются возможности для системного исследования ряда явлений, которые становились предметом изучения специальных наук (социологии, антропологии, педагогики, естественных дисциплин). Особую значимость в контексте культурологического знания приобретают универсальные явления культуры, к которым с полным основанием можно отнести семью как способ зарождения и организации культурной жизни. Во все исторические эпохи семья оставалась тем «индикатором», посредством которого выявлялись историко-культурные доминанты этих эпох. Не случайно школа «Новой исторической науки» (Школа «Анналов») особое внимание уделяла исследованию семьи для реконструкции культуры повседневности, социально-экономических, религиозных и иных сфер жизни.
В последние десятилетия в мировом социуме в целом и в российской социокультурной ситуации произошли значительные изменения, которые повлияли на становление и развитие новых общественных отношений и способствовали изменению социокультурной динамики нашего общества.
Нет сомнений в том, что эти процессы, затрагивающие все сферы общественной жизни, в значительной мере повлияли на проблемы отношений в семье, причем в настоящее время на одно из ведущих мест выходят общекультурные ценности - духовно-нравственные, эстетические, оказывающие непосредственное воздействие на формирование и становление семьи, качественные характеристики которой все чаще становятся предметом внимания культурологов. В этой связи следует отметить, одной из приоритетных ценностей современного общества является институт семьи, ибо общество заинтересовано в своем самосохранении и безопасности, в развитии всех социокультурных институтов, укреплении международного статуса. В особой степени это относится к молодой семье, и
культурологический подход к исследованию проблем молодой семьи, основанный на интегративности методологии и методики гуманитарных исследований, представляется нам наиболее репрезентативным в рамках настоящего исследования.
В рамках настоящего исследования необходимо подчеркнуть, что молодая семья является объектом не только молодежной политики государства, но и прежде всего культурной политики (к сожалению, в структуре департаментов и министерств эти функции по-прежнему разделены), что чрезвычайно важно в контексте новых социальных сдвигов, негативного воздействия общества потребления и пренебрежения традиционными ценностями национальной культуры. Именно культурный фактор является доминантным в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. И здесь недостаточно разработать социальные программы, принять меры по материальному стимулированию молодой семьи - до тех пор, пока мы не будем учитывать духовной составляющей, не признаем первостепенной значение культурных, духовно-нравственных ценностей, ответственности брачно-семейных отношений, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации - все, даже самые радикальные экономические рычаги (безусловно, важные) будет бесперспективными. Именно поэтому в исследовании этих, довольно сложных процессов необходимо в первую очередь учитывать проблемы культуры молодой семьи. Это связано и с тем, что в молодом возрасте молодежь стремится к удовлетворению и формированию духовных потребностей личности, пытается осмыслить ценностную систему, проявить интерес к своему роду, бытовым традициям, осознает необходимость взаимопомощи в ведении домашнего хозяйства и психологической поддержки супружеских отношений.
Актуальность исследования определяется также необходимостью изучения принципиально новой общественной ситуации, получения оперативной информации о происходящих в России социокультурных
переменах, принятия необходимых мер, направленных на развитие и поддержку социальных институтов в интересах общества, государства, конкретного человека. Особенности молодой семьи обусловлены ее ролью в обществе, недостаточным уровнем материальной обеспеченности, в особенности в ситуации рождения детей, которым необходимы особая жизнеохранная система, система воспитания, что требует серьезных материальных затрат, выработки особой культурно-образовательной стратегии.
В связи с этим в диссертации обозначен комплексный подход к решению обозначенных проблем: с одной стороны, в направлении поддержки этих семей, а с другой - в направлении стимулирования желательного, с точки зрения развития общества, культурного потенциала молодых семей, и прежде всего, при выполнении основных социокультурных функций - рождения и воспитания детей. Эффективность и действенность этой политики должны опираться на серьезные комплексные исследования жизнедеятельности молодых семей, а также учитывать опыт других стран.
Цель диссертационного исследования - представить феномен молодой семьи в системе культурных ценностей и координат в контексте их социокультурной трансформации и формирования в современном российском обществе.
Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
- представить в культурологическом измерении статус понятий «молодежь», «государственная молодежная политика», «молодежная семейная политика», «молодая семья»;
- охарактеризовать социокультурные доминанты становления и трансформации представлений о семье и семейных ценностях в рамках молодежной субкультуры и современной массовой культуры;
- проанализировать особенности современной культуры семейно-брачных отношений в молодежной среде;
- представить комплекс социокультурных технологий по формированию культуры молодой семьи;
- разработать рекомендации по развитию и совершенствованию государственной культурной политики в отношении молодых семей.
Объект исследования - молодая семья в её институциональном и социокультурном статусе.
Предмет исследования - культурные доминанты формирования и функционирования молодой семьи в современном российском обществе.
В качестве теоретической базы работы использованы фундаментальные академические труды по теории и истории культуры (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. Я. Флиер, М. М. Каган), социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Мид, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.),исследований современного культурного процесса (Т. Б. Щепанская, В. А. Луков, В. В. Зверева, Т. В. Чередниченко.
Методологическую основу работы составляет принцип междисциплинарного подхода, комплексного культурологического анализа семьи и семейных отношений, базирующегося на интегративности культурологии, что предполагает необходимость междисциплинарного исследования в его теоретико-прикладных характеристиках.
В качестве ведущих методов в диссертации используются: системно-функциональный, позволяющий проследить функциональную взаимосвязь всех составляющих феномена семьи; культурно-антропологический, применяемый для исследования связей человека с социальной (культурной) средой.
Для сбора данных использовались прикладные методы получения информации: анкетирование, опрос, включенное наблюдение, контент-анализ популярных СМИ и художественных текстов.
Степень научной разработанности темы
Традиционные и современные (зарубежные и отечественные) исследования в обозначенной сфере представлены работами ученых -специалистов в области культурологии, социологии, культурной антропологии, социологии культуры - А. А. Абрамовой, Г. А. Аванесовой,
A. И. Антонова, В. Н. Архангельского, В. А. Борисова, С. И. Голода, Т. И. Гурко, И. С. Кона, С. В. Дармодехина, О. В. Дорохиной, В. Дорно,
B. В. Елизарова, О. Д. Захаровой, Н. В. Зверевой, Ю. А.Зубок, В. А. Ионцева, А. Я. Кваши, А. Клецина, Р. Кромптон, А. И. Кузьмина, М. Медкова, К. Миллетт, Р. В. Овчаровой, И. Б. Орловой, О. Б. Осколковой, Н. М. Римашевской, Т. К. Ростовской, 3. X. Саралиевой, Г. Г. Силласте, А. Б. Синельникова, Б. Фридана и др.
Наиболее полно разработанной областью является социология семьи и семейных отношений, в рамках которой накоплен большой эмпирический материал, позволяющий воссоздать картину социально-психологических доминант семьи. Наиболее активно этот пласт исследований был представлен в 1980-1990-е гг., сформировавший направление социологии семьи в её институциональных характеристиках (Т. М. Афанасьева, К. К. Баздырев, И. А. Герасимов, А. Г. Харчев, Н. Г. Юркевич и др.1).
Феноменологический принцип исследования семьи как общности был положен в основу отечественных и западных ученых, также опиравшихся на социологические характеристики (М. Ю. Арутюнян, У. Бар, С. И. Голод, Т. А. Гурко, М. Р. Льюис, М. С. Мацковский, Г. Спанье и др.2).
В контексте обозначенных работ исследованиям молодой семьи в последние годы принадлежит особое место: предметом изучения в
1 Баздырев К. К. Секс и революция. М.: МГУ, 2000; Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Социум, 1983; Афанасьева Т. М. Семья. М.: Просвещение, 1983.
2 Гурко Т. А. Тендерный подход в социологии семьи // Социология тендерных отношений: учеб. пособие / под ред. 3. X. Саралиевой. М., 2004. С. 200-236; Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне. М., 1998 (в соавторстве); Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис. 1998.
психологическом, педагогическом, философском аспектах является студенческая семья, формирование семейно-брачных отношений, конфликты в молодой семье, проблемы сексуальных отношений, тендерные модели и др. (Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко, Н. Г. Малашева и др.3).
Среди научных изысканий последних лет наблюдается интерес к национально-этническим основам семьи в интересующем нас ракурсе. Это исследования семейной культуры Кавказа, Средней Азии, народов Сибири и Дальнего Востока. Выводы и результаты, достигнутые в ходе таких работ, значительно обогащают нас знаниями в области культуры других народов, формируют толерантность и, в конечном счете, ведут к преодолению конфликтных ситуаций в молодых интернациональных семьях. Особое место в этом ряду принадлежит исследованиям семейно-брачных отношений молодежи в контексте русской культуры. Анализ исторических артефактов, фольклора, литературных источников позволяет реконструировать историко-культурную модель молодой семьи на разных этапах развития культуры4.
Как следует из анализа литературы по проблематике диссертации, исследование феномена молодой семьи все еще сохраняет узкоспециальный характер несмотря на отчетливо намечающуюся тенденцию к интегративности. В этой связи представляется плодотворным и перспективным интегративный подход при изучении культуры молодой семьи и выработке путей её формирования. Это возможно в рамках системного анализа культуры, в структуре которой семейно-брачным отношениям принадлежит одно из ведущих мест. Вне обращения к
3 Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999; Ручкин Б. А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Социум, 1999; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000.
4 См., например: Краюшкина Т. В. Мир семейных отношений в русских народных волшебных сказках (на материале фольклора Сибири и Дальнего Востока): дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2003; ОзиеваЛ. С. Роль семьи в формировании культурных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2009.
культурному контексту проблемы, динамике культурного развития, соотношения базовых культурных ценностей и субкультурного пространства невозможно сегодня осуществлять какие-либо программы и проекты, вырабатывать рекреационные технологии, систему этико-эстетического воспитания в семье.
В качестве законодательных источников автор опирался на нормативные правовые документов, программных материалов федерального и регионального уровней, отражающих специфику понимания процессов формирования культуры молодой семьи в современном российском обществе.
Личный вклад диссертанта заключается в самостоятельно разработанной и реализованной организации и проведении измерительно-статистических работ, личных наблюдениях автора, сложившихся в процессе деятельности в различных семейных Центрах и учреждениях органов по делам молодежи. Основой для практических предложений и рекомендаций стало участие автора в проведении мониторинговых исследований (20082012 гг.), направленных на формирование культуры молодой семьи в современном российском обществе.
Научная новизна настоящего исследования состоит:
- в выработке интегративного (в рамках культурологии) подхода к анализу культуры молодой семьи, преодолевающего узкосоциологический принцип, доминирующий в современных исследованиях на эту тему;
- в установлении и анализе связей между ценностными установками молодежной субкультуры и культурой семейных отношений;
- в характеристике влияния массовой культуры и Интернет-культуры на формирование и трансформацию семейных ценностей молодежи;
- в характеристике механизма влияния массовой культуры на формирование и трансформацию семейных ценностей молодежи;
- в разработке и проведении мониторинговых исследований, отражающих культурные доминанты семейно-брачных отношений в молодежной среде на современном этапе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На фоне актуализации проблем молодой семьи в современном российском обществе важное значение приобретает семья не только как социальный институт, но и как культурный феномен, обладающий системными характеристиками. Это, в свою очередь, требует преодоления узкосоциологического принципа её научного осмысления и выработки интегративного (в рамках культурологии) подхода к проблеме формирования культуры молодой семьи как системы ценностей, усвоения и трансляции традиций, творческой самореализации молодежи.
2. Формирование культурных доминант семейно-брачных отношений в молодежной среде осуществляется под влиянием взаимоисключающих тенденций, связанных, с одной стороны с парадигмой ценностей национальной культуры, с другой - с влиянием западной культуры, социально-политических и экономических перемен в современном обществе. Это отражается в том, что на фоне общего сохранения культурно-исторической преемственности обнаруживается тенденция к нетрадиционным для российского общества формам брачно-семейных отношений, к изменению мотивации образования семьи, к трансформации тендерной культуры как матрицы внутрисемейных отношений.
3. Большое влияние на формирование и деструктивную трансформацию семейных ценностей оказывают нравственные установки, поведенческая и художественная модели молодежных субкультур, пространство Интернет-среды, СМИ, рекламы, ма