автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Формирование личности в обновляющейся религиозной и секуляризованной среде (теоретико-методологический аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование личности в обновляющейся религиозной и секуляризованной среде (теоретико-методологический аспект)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РРО ОД имени АБАЯ
На правах рукописи
АРТЕМЬЕВ Артур Игоревич
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБНОВЛЯЮЩЕЙСЯ РЕЛИГИОЗНОЙ И СЕКУЛЯРИЗОВАННОЙ СРЕДЕ
(теоретико-методологический аспект) Специальность 09.00.06 — религиоведение, теология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Работа выполнена на кафедре этики, эстетики и религиоведения. Ал-матинского государственного университета имени Абая.
Научный консультант — доктор философских наук, профессор
ШЕХТЕРМАН Е. И.
Официальные оппоненты — доктор философских наук
A. Г. КОСИЧЕНКО
— доктор философских наук, профессор
B. А. ЧЕРНЯК
— доктор философских наук, профессор К. X. РАХМАТУЛЛИН
Ведущая организация — Кафедра философии Карагандинского
педагогического-института.
Защита состоится ¿-¿■■>//1994 г. в часов
на заседании специализированного совета ДР.14.05.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Алма-тинском государственном университете имени Абая по адресу: 480100, Алматы, ул. Казыбек би, 30.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алматинского государственного университета имени Абая по адресу: 480100, Алматы, ул. Казыбек бн, 30.
Автореферат разослан «
_1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент
О. П. П^ЗАНОЙ
- 3 -
об^л хпракт^рист/ла работа
Актуальность исследозения. Нале общество сегодня находится на очень сложном этапе своего обновления. Не только экономическая, но и идеологическая ситуация в Республике Казахстан за последнее время заметно усложнилась. лдет болезненный процесс переоценки ценностей, ломки старых стереотипов. По мере того, как между верующими, и неверующими, наукой и религией, верой и 1 знанием» церковью и государством, последователями различных концессий V человеком и средой его жизнедеятельности устанавливают-йя новь-е отношения, казарменно-бнрократические конструкции и установления вытесняются* догматические стереотипы обществозна-ния, рассчитанные на максимальную регламентацию любых форм самодеятельности. в том числе религиозной, преодолеваются. Общественное сознание и практика освобождаются от иллюзий о собственной непогреиимости * потлок к какому-то определенному сроку сделать всех без исключения индивидов "сознательными носителями' прогрессивной политической культуры и научно-материалистического мировоззрения^
Б отличие от субъективистских, волюнтаристских, поверхностно-эмпирических и метафизических, фаталистических установок, рассчитанных на стихийно-автоматическое и канпелярно-бумажное, отчетное "преодоление" возникающих в развитии личности и общества трудности и противоречий, исторически-конкретная, объективная и всесторонняя системно-комплексная опенка явлений и процессов позволяет рационально сочетать теорию и практику, прокладывая путь к творческому преобразовании действительности реальной гуманизации социальной среды, мировоззренческому пдьрали.оыу и духовно^культурному самоопределении личности.
1 Жизненная необходимость всестороннего изучения "личности '
как уникального по своим качествам феномена, субъекта И объекта общественных отношений, функиионально-ролевой "системы систем", способ!' -П к саморегулированию, сознательному и свободному нрав-1 ственн. остетическому, политическому и мировоззренческому выбо-* ру, - ьсо более полно осознается современном объествознанием,
Представляется, что содержание и структуру духовно-црахти-* ческих сил возрождения общества могут существенно дополнить к теоретические соображения, и конкретные материалы религиоведе--ния, традиции свободолюбия, его социально-политические, философа ско-мотодологлческие, этико-педагогические птщ-ж.ы мирог;онкма-* ния и ценностные ориентации, критически переосмысленный опыт становления демократической системы религиоведческого воспитания.
Взаимодействие воспитательной работы с гуманистически ори-г оптированной социальной, хозяйственной, научно-технической, кад^ ровой политикой государства, материальной и духовной средой жи?г= недеятельноеги человека, формирующей личность, - комплексный, многоплановый процесс. Б нем происходят внутрисистемные к меж-сястемнью переходы от теоретических источников - к практике от практики - снова к теории; возникновение и исчезновение отдельных звеньев и компонентов системы, их дифференциация, интеграция. "Сопрягаются", дополняя, и вместе с тем ограничивая друг друга, различные формы развития эмпирических индивидов к их общностей, воспитания и самовоспитания, индивидуализации и социализации, открываются новые пути обретения истины, преодоления згблуудекий и пороков, формирования гармоничного духозно-го облика к творческого сознания масс и личности.
•¡езтому, на наа взгляд, актуальность рассмотрения методологического "среза" вопроса о формировании и развитии личности
в сбнсьля'.сщейся религиозней и секуляризованной среде определяется следующими сбст^.-'гельствау.и.
¿с— пэрЕь'х, возрастанием эвристической и социальной роли философской методологии в условиях углубляющегося кризиса материальной и духовной культуры.
Во-вторых, необходимостью использования методологического потенциала религиоведения, теории и исторической практики вне-, религиозного и внутрирелигиозного свободомыслия, т.е. критически-творческой философско-антнрелигиозной и философско-религиозной рефлексии для стимулирования человеческого фактора, де.'/о-кратизл!;.:.-! 'л гуу.анизации общества, гармонизации отношений верующих и неверующих, церкви и государства, создания благоприятных условий для проявления творческих способностей личности.
Б-третьих, заметной активизацией идеологов клерикального фундьуент.. ...ома и их союзников, разрабатывающих программа! и методики. обработки верующих и неверующих не только в духе традиционных религиозных установок", но и с еще более консервативных, националистических, аозинистических, патриархально-феодальных
Г.СЗ.Ч'МЙ.
В-четвертых, наличием ряда дискуссионных, недостаточно рв--раб0?8ншлс аспектов з постановке и решения проблем развития религиозней к секуляризованной среды, формирования личности ь этих средах, борьбы противололоетых тенденций социокультурных процессов.
Ь-пятых, проблем "личность и религия", "человек и рел;ги-опнг.я среда", "верующий чолоаок и,общество" требуют те;г»7'-л»ио.'-о кручения и« » раздельности, » ? их г.рот/ьоречигс:: —о, взаимосвязи и р.заи^ооОп.тгл-'чпсстп, к*--: того трейу.'.-т ,
р<.г. IсТ( с х стнсч.е' /л>: и т.д.
- О -
Степень разработанности проблемы. Как справедливо заметил выдающийся биолог и гуманист Пьер Тейяр де Карден, "в человека резюмируется все. что мы познаем. Целостное видение яробяе-
мы личности предполагает учет достижений философско-методологи-ческого знания, при всей неоднозначности его противоречивых ' взаимоотношений с религиозно-мифологической традицией. Поэтому ' при рассмотрении различных аспектов форм/гевания личности и ее взаимодействия со средой широко испольгск-^нъ; историко-философские и богословские источники.
Денные, конструктивные идеи, обога^агадле научное понимания закономерностей развития общества и личности,выдвинуты в работах /гяца казахстанских, российских, украинских, белорусских,средне-!;1_латских философов, религиоведов, историков,психологов, этнографов, педагогов, в частности: /К. Абди льдина, Р. и Т. Абдушукуро-вых, Г.Акмамбетова, А.Алимбаева, С.Анисимова, Г.Арефьерой, А.Ар-тыкова, В.Афанасьева, Е.Бабосоьа, К.Бейсембкева, З.Бондаренко, Ю. Ворункова, А.Будоаа, ¿¡.Бурабаева, Л.Выготского, З.Гарадаи, Б. Глаголева, Г.Глезермакя, Н.Гордиенко, А.Икенов'а, А.Калуырзаеьа, А.Касымжанова, В.Келле, «.Ковалева, л1.Ковальзонэ, И.Кона, вады, А.леснтьеаа, А.Лосева, Б.Лобовика, Г.Луяарева, Г.^окроусс-еа, А.Москаленко, З.йукааева» М.Новикова, А.Кксанбаева, Т.Сйзео-кана, В.Лавлюка, Ы.Плсыаника, й.РезБИшеого, С.Рубинштейне, В.Сапрыкина, К.Сатыбалдиной, О.Сегкзбаева, 3.Соколова, Г.Соловьевой, .У.Суркова, А.Сухоэа, Ю.Сычева, З.Танчера, а. Угриновича, А.Удил-к»:ка, А.Уледова, Г.Уманова, М.Усеновой,Г.Филимонова, Ю.Франиев'., >1.Фролова, А.Хпкадова, 3.Черняк, 3.2абельникова, К.Цехтермана, л.^улембаева, Е,Щербины-Яковлевой, И.Яблоксва к других.
у-^Т] д.Т< -¡яр де Нарден. Феномен человека. - I.!.: Наука, Юи7. -
Однако степень разработанности исследуемой проблемы характеризуется, по нашему мнению, наличием нескольких, отчасти независимых друг от друга, подходов: общеметодологического, теоретико-философского и антропологического, социологического и социально-психологического, педагогического и культурологического, религиоведческого, и историогр-фического, юридического, эти- " ческого, эстетического. Попытки абсолютизации любого из них не* кзбежно ведут к ошибочным решениям.
3 этом отноаении значительные преимущества имеет, на наш взгляд, комплексно-системный подход. И качавшееся интенсивное изучение в -70-80-е годы системных качеств и возможностей гносеологических, аксиологических и культурологических.субъектов и объектов, в более полном объеме применений комплексного анализа сферы общественного сознания, облегчило в дальнейшем и разработку новых, альтернативных моделей исторического процесса в целом.
Вместе с тем, говоря о степени разработанности проблемы армирования личности, мы должны подчеркнуть, что, хотя учеными и проделана большая работа в этом направлении, к сожалению, еа;е нет ни одного исследования, в котором с позиций системно-комплексного, теоретико-методологического подхода рассматривался бы | такой актуальный аспект, как формирование личности в обновляю; [цейс я религиозной и секуляризованной среде.
I
Сснспнне цели и задачи исследования: I. Способствовать поиску новых путей преодоления отчуждения между ьеруицими и нв»й-ру:х',имл, исправления деформаций е-отнолеки/сс государства к церкви. 2. Дополнить и уточнять качественно новыми сот''' ^ гжл су^зстаукг^нэ в реллгногедении представления о религии как социальном феномене якобы "вненадстроечксго", ерхаически-п-- го-.
- в - °
ниточного типа. 3. Расширить теоретический базис систем мировоззренческого, сб^екультурного, художественно-эстетического, этического, религиоведческого воспитания с помоцьк выявления ранее остававшихся в теки гуманистических и демократических компонентов религиозности, при активном участии и содействии самих воруя-дих.
Б соответствии с этими целями предп;'./.-;к?е попытка решения получасах новую форку поисковых задач ее:.. .лпчо-филоссфского и реляг/сгюдческого характера, лсслидоэаны :;;■:;• ь ьзаккрегяччнпкх аспектов темы: а) фундаментальный вопрос с гуманистической, сс-юбодителиной направленности преобразований социально»: среды жи.спедектельности личности; б) ранее почти не изучавшиеся вопрос об особенностях становления и функционирования религиозной :.:икросреды, ео структурных элементах, механизмах воспроизводства, стабилизации и обновления; в) игнорировавшийся догматиками . ярое о содержании и значении религиозной системы воспитания,
духовно-культурном потенциале, в том числе и вне рамок религиозного комплекса; г) на основа новых фактов' и материалов продолжены ранее начатые нами исследования проблем интеграции '„о-гослсзия, профессиональной и "дилетантской" проповеднической доятс-льност;;, семейной общности ьерущих и конфессиональной оби религиозный образ жизни (как индивидуальный, так и груя-пг'Ьой), ь социокультурную микро- и макросреду; д1 в контексте г.ооисхсдкцхх в обществе изменений рассмотрен вопрос о характере гчап/.оденствий с обновляющейся религиозной средой систем миро-ы&зрспиеского, религиоведческого, духовно-нравственного воспи-т».«г, о социальных и гносеологических источниках и функциях '•тих систем, их структурных составляющих и этапах становления. I'■■■'~л гопогия исследования и основные источники, ¿акономер-
кость эволюции религиозной и г.олурелигиозной микроспада, формирования и раззития л;,ч.:остн верующего и кадличпостных конфэсси-снальнкх обцностей рассмотрены з рамках комплексного анализа многопчановых взаимодействий сферы религиозности и систем вне-религиозного воспитания, в соответствии с мировоззренческими и методологическими принципами про г;- зссизных философских учений.
3 своей работе мы опирались ка классическое философское , насле-дие, стараясь охватить крупнейаие историко-культурные эпохи и регионы, Включая и труды казахских просветителей.
Нами внимательно проанализирована практически вся религиозная литература» выледаья на русском языке в странах СНГ к в дальнем зарубежье за последние 15 лет, а также основные периодические издания христианских конфессий (всего 1а изданий) за 1С лет.
Крох», философской, религиоведческой, ь том числе и бого-. слс5ской литературы, характеризующей взаимоотнояения церкви и государства, диалектику формирования личности в различных сре-
1х, механизм социализации и перооналкзации, противоречивые Сскулягн^г ¿.чтюсхухярные тенденции, использованы также статистические и архивные источники, лроееден социологический анализ.
Не-"--нвя чоаиена исследования: I). Проблемы рассматриваются под углом зрения примата общечеловеческих ценностей. 2). Дастся анализ не получивших достаточного' освещения в литературе вопросов об интенциях (к универсализации, сь.мс замыканию и др.), единстве и разлъ'-мях сехулярной, секуляризованной и религиозной ерэды жэнедеятелоности личности, о "Бкутрасредогьэс" ' ■гхс.сз-довкх" идеологических, морг'.льно-психологичзских, педагогических, организационных факторах послитания личности. 3). Хчракгор/е; -
стся механизмы взаимодействия общинной, семейной и индивидуальной религиозности, анализируется динамика их частичного обособления друг от друга и взаимоперехода, интеграции. 4). Сделана попытка анализа, белее полного, г.с сравнения с уке проведенным, идеологических функций богословия, проповеднической деятельнос-т/. и культовой пргхти/.и, их сочетания е сопельными »функциями религиозного комплекса в целом. 5). fia основе новых качких, г.:::учо;::-:ух в результате социологического H'j.'v-.'HKk мировоззренческих, социально-политических и ценностных сознания и поведения ссьра.ме.-лллх Беруг,щ:лх, пох&зшь> изменения, прс/.сходя-щнз о последнее время в их взглядах и жизненных позициях. Тем сл»«м представлен, по нашему мнению, качественно кевкй материал, .orw.wiKf. решение проблем свобода: совести, отношений 'государства и церкви, лучшее понимание потребностей и интересов Eepj-конфеосискаяьнюс групп к организаций, с). Локазанк тенденции, требующие переосмысления диалектически противоречивого, "спиралевидного", нередко как бь: возвращающегося к У-:е пройденному состояний, многопланового процесса становления разкоилп-лв-лешй.х систем воспитания. ?). 3 рамках комплексного, исто; . сгй-коикрьтлого изучения состояния и ззолвжи религиозности дама критика идеологических стереотипов религиозного мышления и повс-допи.я, догматических установок казарменного, ксманднз-ад:..икпст-ратигного атеизма, получившего антигуманистическую направленность. Ô), Предпринята попытка комплексной характеристики религиозного типа личности, выступающего в действительности как совокупность ряда перех-одных: диффузнкх "педтшзоь" и вариантов с; и поведения, как сочетание разнокачественных (ьерздке и. ¡.е'.нмо'.-.склвчающ'лх) элементе,г-.
Гларнке г.олотенк? дпссертагии, выносиууе на згиткту:
1. Философская р-флекция на проблему личности всегда била исторически весьма подвижной, социально детерминированной и многоплановой, ib/, самом активном участии философии осуществилась демифологизация и демистифика^.я представлений и понятиГ. о человеке и обществе, раскрывались индивидуальные, личностные и групповые, массовые, народные начала социального прогресса. Учитывая органичное срастание философской культуры в становление, формирование и развитие нравственно свободной,целостной личности, есть все основания для рассмотрения философского сознания в качестве одного из важнейших гносеологических источников творческой индивидуализации человека и человечества.
2. ¿ухозная культура, ее источники и-механизмы, субъекти и объекты, и возникающая на ее основе жизненная среда в философской и col:;.^.логической, в этнографической, демографической, антропологи ческой, культурологической, религиоведческой литературе
пснимается и истолковквается'с самых различных, нередко с диаметрально прстисополояных, позиций. Богословы и примккаащие к ним богоискатели и богостроители пытаются представить культурную личность как порождение культа, религии. Любая культурная среда и личность рассматриваются как изначально религиозные, Вместе с те:,;, в определении личности и в подходе к проблемам ее развития нзльзя не отметить наличие ряда крайних, в том числе формально-нерелигиозных, псевдонаучных взглядов, догматических и консервативных по своей cjt;¡. Представляется недопустимом уврсльчог': ю в изучении и прогнозировании закономерностей формирования личности и различных г.о своему типу социокультурных i^Kpoc"'-, - Ce'v1--л/гиозшяс, полу религиозных 'л религиозных. 1Ь даяе с«т г- - 'fc-ws ' носозпадение кироаоззречческого и позеденческсго :
и неверующих не дает оснований для игнорирования того обдего» что имеется между ними, отрицания рациональных моментов рели-» гиозного познания.
3. Современные богословские и богослозско-философские системы, за крайне редкими, исключениями, не выход®за рамки стерео-* типизированных форм мышления. Взаимодействуя со всеми другими компонентами религиозных комплексов, богословские архетипы (ис-ходже, "корневые" основания) и стерсстнпы, заблонн самоотчужденного, авторитарного мышления выступает как своеобразные сочетания об^лх, особенных и единичных свойств и признаков "верхушечной", элитарной, и массовой, обыденней,религиозности,
К числу универсальных признаков богословских, богословско-философских и философско-богослозских (бого-кскательских и богостроительских) установок относятся: догматизм и формализм, упрощенчество и ссфистичность, злоупотребление цитатами и манипулирование мнениями, нетерпимость, необъективность и претензии на абсолютную истину, категоричность высказываний и антиисторический подход к рассматриваемым явлениям, событиям, фактам.
В особенностях теологических стереотипов, мировоззренческих, социально-политических и ценностных орпен-тапиях фетишизированного и фидекзированксго сознания закрепляются результаты исторической эволюции религиозных комплексов. 3 национальных и наднациональных, локальных и мировых религиях богословские идеологические инфраструктуры и "механизмы" определяет рсаль(гый объем, ыасатаб, меру и специфический способ ис-лсльссвакия основных источников информации и дезинформации, со-четсчпк элементов старого и нового, языческого и церковного, философского и мифологического, обыденного и теорет/.чьскс!о,
- 13 -
национального и наднационального, общечеловеческого.
3 единичных характериологических {атрибутивных) призникех богословских и богословско-фияософских построений с наибольшей полнотой и наглядностью обозначены образы мира и человека, мыслительные к поведенческие стандарты, принятые в данной, конкретной конфессиональной микросреде к отличающие ее от всех других, в том числе родственных.
4. В современном богословии осуществляется значительная модификация и модернизация основных функций: а) совершенствуются способы оправдания и приведения е систему религиозных идей, взглядов, представлений, традиционных мифологических и церковных скг.етов к формул; б) разрабатыз'аются метода обоснования истинности религии, защиты ее от критики, пропаганды мнимых преимуществ веры над'зканием, религиозной морали над светской; в) ве-< дутся интс..з::знке поиски путей и средств укрепления и воспроизводства конфессиональных организаций, "оздоровления" и "очищения" религиозной микросреды, 'сохранения религиозных традиций б ее:.'.ье и быту, в воспитании подрастающих поколений; г) разрабатывается стратегия и тактика межконфессиональных и внекснфессио-«¿льных отноеений; д) уточняется и корректируется социально-политическая, морально-психологическая и духовно-культурная ориентация религиозных объединений, групп, организаций. Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и дополнение совокупности функций, выполняемых религией в целом.
Благодаря все более активному органичному и целенепркьленному включению богословия в структуру к функции религиозного духовно-практического комплекса облегчается его дифферс.": ".иня (специализация, расчленение) на осноеных направлениях и синтез, интеграция составляющих современную секуляризованную ре.':пг>:е
компонентой. Богословие стремится к восстановлению утраченных религией позиций,способствует приспособлению реей религиозной системы деятельности к изменяющейся социальной среде, новым условиям существования, "духу опехи", к изменившимся потребностям и интересам веруюцих, сознание и поведение которых оно стремится удержать под конфессиональным контролем. Отсюда и тенденция к явней реставрации схоластических и мистических подходов, созвучных наиболее консервативным идеям, упрощенным, стерестал.зд'4-™ рованным представлениям о мире и человеке.
о. В процессе приспособления к новой ситуации богословие переосмысливает ряд коренных мировоззренческих проблем и катего^ рпй. Частично демистифицируется понятия "мир", и "человек", "общество" и "личность", "служение" к "труд", "совесть" и "долг" и некоторые другие. Борьба между модернистами и консерваторами проявляется как стремление одних 6огослоесв (модернисты) к об-, новлекию религии и церкви; других (полумодернисты-подукоксерва-торы) - к максимальной постепенности в любых преобразованиях с целью сохранения духовной традиции; либо к отказу от каких-либо изменений вообще (консерваторы-фундаменталисты). Каждое из -о-гослсвских течений имеет несколько вариантов и степеней выражения, начиная с полностью кегативистских. по отнозенир к кованиям, явно обскурантских, и вплоть до радикальных.
Анализ богословской литературы и состояния- обыденной религиозности свидетельствует, по накему мнению, не о каком-то качественном, коренном изменении религиозного духовно-практического комплекса, что означало бы его перерастание, превращение в другой (нерелигиозный) способ освоения мира, а лишь о внеаних моди-фик.дциях, не затрагивавших сущности религии, ее социальной и гнэсеог.с: '-¡ческой природы.
- 15 -
6. Фактически углубляются противоречия между религией и жизнью, а также все впутриконфессиональные и медконфессиональные противоречия. Так, з православии явно растет разрыв между "горизонтальным" и "вертикальным" богословием; усиливается такч;е полемика с протестантизмом и разк ^жевание различных течений самого протестантизма, стремящихся к максимальной вероисповедной и организационной самостоятельности, «меет место тенденция к взаимодействию бытового аовинизма и этноцентризма, националистического фетишизма й популизма, имеющих мещанско-обывательские и административно-бюрократические корни, уходящие в периоды культа, волюнтаризма и застоя, с национализмом и аовинизмом клерикально-Монархического , клерикально-буржуазного, клерикально-феодального и патриархального типа. Распространение панисламист с ких, г.ан-тюркистских, панславистских, униатско-националистическ.пх и тому подобных умонастроений правого толка, превращающих нацию в кексе подобие Бега, зачастую подкрепляется богословскими конструкция 'л в духе крайнего фундаментализма и неоконсерватизма. С учетом -существующих социально-экономических, межнациональных и социокультурных реалий предкризисного или кризисного характера, вряд лл
в обозримом будущем существует перспектива смягчения межкокфес-оксналькъгх. различий и противоречий.
7. Комплексное, в том числе конкретно-социслогическое, изучение общественной среды, в которой формируется религиозный образ жизни, позволяет убедиться в явной несостоятельности как метафизической абсолюизации, так л субъективистской релятивизации этих категорий; Элементы жизненной среды, длительное время взаимодействующие друг с другом, интегрируется и П'^.-^дг-лгс.т, персонифицируются и Сймволизируотся в индивидуальных к групповых образах жизни верующих, неверующих и колеблющихся мелду со-
- 16 - -лигией и нерелигиозностью индивидов. Представляется зесьма плодотворным соображение о постепенно усиливающемся влиянии нерелигиозного образа жизни на религиозный вследствие совпадения коренных интересов верующих и неверующих И.Гараджа). Вместе с тем, по нагему мнению, следует полнее учитывать к "обратное" воздействие конфессиональной среды и соответствующего образа жизни на нерелигиозные т/.г.ы и. формы жизнедеятельности, фактическое сосуществование идеологических разнокачественных духевно-практичес ких комплексо в.
6. Конфессионально-общинная к семейная религиозность -важпейщие источники современного религиозного образа жизни. Им принадлежит ведущая роль в .сохранении и восстановлении стереотипов сознания и поведения, обеспечивающих свертывание и формализацию общественных связей до уровня потребностей и интересов верующего, зависимого индивида и авторитарной группы. Социальные и гносеологические корни религии, ее мировоззренческая, коммуки-• ;ипная, компенсотаркая и другие функции реализуются через механизмы внутркобщинного, межобщинного и оемейно-группового взаимодействия. Преломляясь э религиозной мккросреде, они приойое-таш новые системные качества, проходят путь от общего, через особенное, - к единичному, от сущности - к явлению, непосредст-генному бытию, крепнут, разветвляются, конкретизируются. Последующее "возвышение" религии от состояния единичного, случайного сущестзсважя.через особенные, специфические формы,и вплоть до всеобщих, универсальных завершает многозвенный процесс воспроизводства религиозных духовно-практических комплексов.
•Л й условиях значительной неоднородности половозрастного, ндциоьально-зтнкческого и культурно-образовательного состава, реот2 д. "оеных запросов верующих и омоложения общин в ряде кон-
фессий происходят слот.нке органйй&циокные и идейно-психологические процессы. Улогсксатно увеличились масштабы, углубилось содержание проповеднической деятельности духовенства. Реалии сегодняшнего дня Есе более учитываются в культовой практике (особенно у протестантов). Вместе с те 1 обострилась борьба ¡>.екду отдельными (зачастую самозванными) претендентами на руководство "паствой"\ столкновение интересов групп верующих. Б рамках формально единых христианских общин функционируют слабо связанные друг с другом слои, уровни-, группировки с различной политической й социальной ориентацией-. Речь идет о фактической плюрализации общинной структуры-, о конкурентном сосуществовании и борьбе под оболочкой религиозной организации. Все более неоднозначной и неоднородной становится и семейная религиозность.
10. Комплексный подход в религиоведении предполагает всестороннее изучение особенностей религиозной семьи, ее отличий с? нерелигиозной и антирелигиозно ориентированной семейной общности, определение ее действительной роли в сохранении'« воспроизводстве религии. Но нашему мнению, внутрисемейная религиозность функционирует, как правило, на индивидуальном и микрогрупповом обыденно-психологическом уровне. Но она так или иначе связана с общинной, ыерковно-сектантской идеологической формой, нередко является не только ее дополнением, но и прямым продол;;;ен.1-е.:, питательной почвой. Семейная религиозность, в отличие от общинно-церковной, редко принимает политические формы, является, по общему правилу, обрядовой и бытовой.
11. Тенденции функционирования и эволюции группового к индивидуального сознания и поседения в религиозной сеу.:---. сбуу.но обнаруживает растущую поляризации мировоззренческих устаиоаау: от тргдигксачого (формального) единобожия - до полуязычо-'.кого
политеизма, возрождающего дохристианские культы; от мистического пантеизма - до богостроительства # богоискательства. Наблода-ются колебания между фатализмом и волюнтаризмом, политической лояльностью и экстремизмом, абстрактным гуманизмом и моральным нигилизмом, религиозным социализмом и реакционным утопизмом эсхатологического толка.
12. Гармонизация отношений личности и общества, человека и среды его жизнедеятельности, качественные прербразоаания (так или и пересекающихся, взаимодействуй« друг, е другом) "мик-' ред" индивидуального и группового бытия и развития осуществ-. ляются как комплексный процесс, в котором, в зависимости, от обстоятельств, выдвигаются на первый план различные звенья,, "участки", стороны, элементы. В каждой из дифференпирсвачных-лидь частично микрссред - в бытовой, семейной, трудовой, рели-* гиозно-общиняой, "поколенческой", этнической, профессиональной и т.д. - вырабатывается свой способ решения проблем социализации личности, ее подчинения внешним условиям, регулирования ее сознания и поведения. Классификация основных видов морального, но-политического и социокультурного поведения - это одновременно и ассификапия соответствующей микросреды, задающей доминанту, основной образец (модель, стандарт и т.д.) такого поведения.
12. Ба>/.нейдая предпосылка оптимизации и гармонизации социокультурной среды жизнедеятельности и развития человека - обога-цен/.е его мировоззрения и мироощущения идеями и принципами общечеловеческой солидарности, подлинного гуманизма и реализма, терпимость к инакомыслию, рациональность и логическая послодователь-носто мыишенкя, несовместимого ни с какой формой догматизма, фе-'.мОсобая роль в развитии сознания, поведения и общения, духовно-нравственного облика, интеллектуального и эмоционального
мира и образа лизни злостной личности, принадлежит умения; и навыкам сочетания эл^-.ентсв индивидуального и надындивидуального, личного, группового и общечеловеческого культурного опыта. 3 качестве концептуальной основы теории и практики формирования Целостной личности на первый план выдвигаются принципы системно-14) и индивидуального подхода, максимального вовлечения б активную преобразовательную деятельность самих индивидов, единства воспитания и самовоспитания, воспитания и развития личности, непрерывности и разносторонности образования, постоянного обновления и обогащения его содержания и форм, -конкурентного сосуществования и состязательности религиозных и безрелигиозных систем воспитания.
14. 3 религиоведческом и культурологическом анализе следует учитывать многообразие типов секулярных и антижкулярных процессов, т;.-. или иначе связанных с противоборством факторов развития и торможения общества,и наличие в религиозной психологии, педагогике, этике й правосознании ряда рациональных, общегуманистических усИановой. Специфические для каждой конфессии направления и формы Секулярных и ант/.секулярнюс изменений преломляется и преобразуются в многочисленных микросредах, вырабатывающих для себя соответствующие установки, средства и методы формирования верующей личности.
15. Административно-бюрократические, канцелярские, казар-менно-догматичесяие подходы к воспитанию, обучению, духовному формированию личности неизбежно порождают феномены мнимой, формальной секуляризацйк и фактически способствуют сакрализации общественных отношений и институтов, их отчужден;:^ ."? века. Подавление творческой инициативы, дегуманизация услсг-нй ссципльно»зйокомической и духовно-культурной деятельности,
тоновка неуверенности, зависимости, страха, з&броаекности, бесчеловечности не только не способствуют распространению оптимистического и реалистического, творчески эвристического миропонимания, но, наоборот, укрепляют и углубляиг всю корневую систе-:\v религиозности. I 3 современных условиях в сущности возникает своеобразная
^ превратно-иллюзорная полурелигиозная гибридная система социальной мифологии и полупринудительной, фиг-исной, официозной рели-. ' гиозност/. Она представляет собой зеркальное отражение сзоего i секулярного антипода - авторитарной антирелигиозности. ¿ обстг,-'ноьке демократического и гуманистического возрождения общества и секулярные и антисекулярные процессы долины приобрести демократическую и гуманистическую окраску. Лиеь постепенно может смягчиться традиционное недоверие и напряженность в отношениях между верующими и неверующими, личностью и обществом, государством и церковью.
Теоретическое и практическое значение исследования. Они непосредственно связ&кы с целями, задачами и основными этапами исследования.
Проведенное в диссертации комплексное изучение обновляющейся религиозной и секуляризованной микросреды ее влияние на личность осуществлено с учетом особенностей современной кризисной ситуации во всех сферах жизни общества, йри ото:.: анализируется прелке всего казахстанский материал. Использованы материалы ¿первые проведенного в Казахстане {под нагим руководство:.:) социологического исследования духовного мира Еерукщпх, ак-tkikíi'Wi участниками которого являлись руководители религиозных центиов, что позволяет говорить об его уникальности и большой поакт; чсокой значимости.
диссертация направлена на поиск путей преодоления злмо.-.-тоз субъективизма и упрощенчества, формализма и догматизма в религиоведении. Ке основное содержание соответствует, как нам кажется, задачам гуманизации и активизации всей сферы ,\;е>ктично-стных и межгр;,паовых отношений, нескольку более полное включение верующих в социокультурные и политические процессы будет способствовать консолидации, оздоровлению и обновлению образа , жизни, общества в целом.
Основные положения, социологические материалы и выводы диссертации могут быть использованы в философско-религиоведче-ских и культурологических разработках проблем взаимодействия различных жизненных сред, образов жизни, типов и подтипов индивидуального и группового сознания, поведения и общения.
Практические рекомендации, изложенные в диссертации, могут
способствовать: а) поиску новых путей преодоления отчуждения
можду верующими и неверующими; б) исправлению деформаций б от/
несениях государства и церкви; -в) дополнению и уточнению качественно новыми соображениями существующих представлений о религии как социальном феномене якобы "вненадстроечного", архаически-пережиточного типа и т.д.
Результаты исследования могут найти применение в вузовских религиоведческих, культурологических, философскйс спецкурсах.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики, эстетики и религиоведения Ллматинского государственного унньерситета имени Абая и рекомендована к защите.
Диссертация обсуждалась такж,е на кафедре культуролог:-;; Московского института электронного машиностроения и б'.-ла сдобрена.
¡Зажнейл:е положения и результаты диссертации излагались
ее автором:
- на "круглом столе", проведенном редакцией газеты "Казахстанская правда" (см.: Казахстанская правда, 19^0, 24 июля);
- ьа межреспубликанской конференции в г.Ташкенте в 1Эо7 г.;
- на расширенном семинаре сотрудников ^чститута научного итеизмн (г.Москва) в 1990 г.;
- на ежегодных научно-методических конференциях Алматин-ского аьтомобильно-дорожного института;
- при разработке и обсуждении Закон5 Республики Казахстан свободе вероисповеданий и религиозных объединениях";
- в радиодискуссиях ¡/.ировоззренческогс цикла "Личность и религия" ь программе "¡Аир Человека" Казахского радио и т.д.
По теме исследования и проблемам,близким к нему,опубликовано более 50 работ общим объемом свьпе 50 печ.листов, сто - различные по характеру книги, бродюры, статьи в сборниках, журналах, тезисы. Индивидуальная монография "Атеизм, религия, личность" получила положительную опенку в республиканской прессе и ряде областных изданий.*
Как составитель и один из авторов коллективной книги ''Са человека - творца" - удостоен Диплома Г; степени Всесоюзного общества "Знание".
Структура диссертационной работы, ^ссертаи'/.я состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
I С\!., например, Каск.жанов Л. Актуальное исследование.р //
с гг.". /У Огни Алатау (Алматы). - 1ь'»0. - о декабря; " ;гсльскпй ¡1. Атеизм, оелигяя, личность, // .-аок г ;Тг.лд;:.:!-:соган). - 2 марта, и др.
ОСНОВУ-■: СО^РдАНЖ РАБОТЫ
Зо зведении обосновывается актуальность темы, выясняется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи исследования, его научная новизна, методологическая основа, теоретическая и практическая значимость.
Лезвая глава "философско-методологические предпосылки теоретического анализа проблемы личности" состоит из двух параграфов.
3 первом - "Общность и индивид: первоначальные религиозно-филоссФские подходы к проблеме личности" - показано, что накопление эмпирического материала и теоретических соображений, позволяющих *лаг за ¡лагом продвигаться по пути, ведущему к объективно-истинному пониманию проблемы личности, адекватному меняющейся во эрег •■•:к исторической среде, - многоплановый, диалектически протнЕоречивьй процесс. Б его содержании можно отметить ряд ступеней и узловых, поворотных пунктов, после которых начинает-' ся качественно новое, более глубокое и конкретное истолкование соотношений личности и предпосылок ее деятельности. При этом имеются в виду кок внешние, так и внутренние фактора, материальные и духовные, объективные и субъективные механизмы становления, формирования и активизации человеческой индивидуальности. Подчеркивается, что без учета достижений философско-кетодс-логическогг. знания невозможно целостное видение проблемы личности:
- во-перьых, философское сознание возникает на почве г:рсд-ф^лософии, Екявчающсй элементы религиозной, этической, \ дс:-о-ствснно-эстетической, лингвистической, правовой и быте гол .<у:.1.~ туры;
- во-вторых, собственно философское кь:лление, понятий.;•:-
категориальное, дискурсивное, аналитическое и синтетическое одновременно, складывается как постмифолсгическсе и антимлфологи-ческсе;
-- ь-третьих, сама философия как стремление к истине и слу-кению ей, бескорыстная любовь к мудрости, знание о знании к путях его достижения непосредственно опирается на творческие достижения коллективного и индивидуального разума человечества, мыслящего духа, его неисчерпаемость, способность к самокритике, сг ''орегвитию, возвышению.
г.е претендуя на исчерпывающее описание Есего историко-фило-с. 'скоро опыта, анализа проблемы личности, мы ограничились лни:ь характеристикой наиболее важных, на над взгляд, позиций древнеиндийский и древнекитайских мыслителей, античных и раннехристианских философовпредставителей мусульманской и западноевропейской философии средневековья.
Зо -тоссм паратифе "Со'таякдд'-'пя и индкпидупризагия: фи;; с с '.-^.ско-теопети чеекке и воеал;>но-ас?еткцесзие подход1' к цело-с'-ой личности" показано, что возникшее в 14-Го веках в »¡талии, 1 аате»! распространившееся в Германии, Голландии, Франции, плГ-я-х\ странах Зосточнсй Европы антифеодальное культурнее движение иома. одним из важнейших своих требований провозгласило рискрепощен/с личности. Разумеется, гуманизм - движение неоднороднее . многоплановое, лищь в незначительной степени затрагиваемое т.-./. называемые "низы" общества.
идеологи зревлей в недрах феодального общества буржуазной :-/-чо.:-е;гии, последовательные просветители и демократы, непри-и'.'.,::: гт, критики теология и идеалистической кетаф/.эачи выступают сьх.} учекикх о человеке французские просветители - деисты и у.г»^:попытки диалектического синтеза разноплано'-ьх учо-
- СО -
ниЯ о человеке и мире были осуществлены немецкой классической философией, начиная ... Лейбница, Канта и вплоть до Маркса и снгельса.
«
подчеркивается, что в теоретическое осмысление проблемы личности достойный вклад внесло русское Просвещение.
К духовному наследив просвет ¡тельства примыкает, хстя и в своеобразной форме, "самосознание казахского народа в лице известных трех мыслителей - Абая, Алтынсарина, Задиханова". На взглядах "всех трех лежит печать национального своеобразия, острого пережигания за духовные основы бытия родного народа, стремление содействовать его росту в общечеловеческом плане".^
3 первой половине XIX века в России складываются два непримирим;/ направления в общественной мысли: философское течение славянофильства к русского теизма и русский революционный демократизм. .. сский теизм возник как попытка философского обоснования православия, придание его догматике системного характера.
s
Его представителям удалось Довольно полно изложить вая;нейаие принципы этого православно-христианского направления а философии,
Продолжая традиции французских материалистов л Фейербаха, в полежке с ябстрактнологически.ч объективизмом, с консгрэатиз-мом идеалистической системы Гегеля создают свою философскую концепцию русские революционные демократы, ¡¡¿.последователями были, и так называемые "народники", философской основой учения которых, как и у Герцена, Белинского', ЧерышеЕСкого, был антропологический материализм с его центральной проблемой - человек, личность.
Огромный и только сегодня по-настоящему доступ.-;ц!'1 ,г."я
С:.:.: Кь,с;:ц:.:анов А.л., Ка.с:_м-.;анзва С.А. Духовнее наслелие г'".-с&хского народа. - Алма-Ата, I3VI. - С. оо-оо.
объективного исследования пласт русской фкяессфии - ото мировоззренческий деизм, плюрализм, теизм, «ix палитра включает е себя самые разнко оттенки, но вместе она составляет хотя и недолгую, но, безусловно, яркую эпоху расцвета религиозно-философской мысли на стыке двух веков - XIX и XX. Художественная литература, искусство, правовая и этическая рефлексия в этом религиозно-философском ренессансе приняли самое непосредственное, зачастую ресавщее участие.
Не имея возможности подробно рассмотреть все направления русского теизма конца XIX качала XX веков, ибо это - исключительно обыирная тема, мы ограничились лисаь кратким изложением взглядов на проблему личности наиболее ярких, по нашему мнению, его представителей.
Таким образом, на протяжении веков проблема человека, проблема личности всегда находилась а центре философских исканий. Собранный и обобщенный, теоретически исследованный философией (в определенной степени также и фклософско-богословской мысльа) материал по проблеме личности способствовал обогь-:ен:<» духовной культуры общества и разработке концептуальных осно. решения этого слокнейаего вопроса.
Вторая глава "Принцип системности к сопиокультугные пседпо-оул'-'i' ¿оаукоования личности" также состоит из двух г,'.рпг'оп*д?ч Ъ первом - "Значение принципа системной целостности, для. теоретического и практического решения проблемы личности" -подчеркивается, что комплексное, конкретно-историческое изучение и сопоставление действующих в общ^стЕе механизмов ферм:*.резания :; р^-длизации илщивидуальных и групповых потребностей и ннторесо;?, игг.я'гхг потребности и интересы религиозного и полурелигиозного типа, даьт реальную возможность преодоления разрыва у.ежду теоре-
гическим и эмпирическим, фундаментальным и прикладным уровнями и методами культурсло.'/.ческого анализа, определения рациональных путей оптимизации и творческого обновления социокультурной среды.
Человеческое общество представляет собой колоссальную "систему систем" разнокачественных ог.ноаений и связей, сред/ которых, реиаюцее значение имеют материально-производственные, экономические.
3 современной литературе зачастую отождествляются понятия "система" и "структура". Считается, что они представляет собой обладающие свойством саморегулирования, внутренние организованные совокупности элементов, звеньев системы, которые подчинены относительно независимому от своих частей•целому.
Понятие "комплекс" относится к тому же порядку философс.ко-научных ао-тракций, что и "система", "структура". Оно выражает многоплановое, многостороннее единство и взаимодополнительность непосредственно связанных друг с другом элементов системы, особое ее качество, один из высших уровней ее развития. Входящие в системы, подчиненные им более мелкие образования (подсистемы) при определенных условиях переходят друг в друга, трансформируется.
Системный подход играет конструктивную методологическую роль при изучении не любых объектов, а прежде всего таких образований, которые представляют собой органичные целые. Привлечение, присоединение признака комплексности к определенны с истом:; и системного подхода позволяет обозначать такие важные их аспекты, как конкретное богатство состава и многообразие ти■■гп внешних и внутренних связей, отноаений.
Структура личности и ее духовный мир, среда жизнедеятельно—
сти и общения, совокупность внешних и внутренних предпосылок социальной активности представляют собой подсистемы (закрытые, застойные или открытые, динамичные) единого в своем многообразии социокультурного процесса, "самопорождения" и саморазвития общества и индивида.
3 любой системе:теоретической (в том числе теологической) и практической (в том числе обрядно-культоной) деятельности че-ловека-осуществляется взаимодействие, а следовательно, и определеннее преобразование, изменение субъекта и- объекта. Субъект "опредмечивает", как бы отчуждая от самого себя, свои силы л способности, умения и навыки, знания и убеждения, цели и сред-с~-а их реализации. Вместе о тем, он и "раслредмечивает'*, прн-С1 ;ивает предпосылки и условия собственного бытия и развития.
¡¡дея системно-комплексного подхода к проблеме личности логически предполагает учет сложности религиозной системы и составляющих ее .элементов.
Второй параграф "Формирование личности как религиоведческая проблема" посвящен одной из фундаментальных задач теоретического религиоведения - анализу источников и значения релиь.-озкого раздвоения личности и условий восстановления ее целостности, преодоления деперсонализации и дегуманизации, сопоставления конфессионально-теологических и научно-материалистических взглядов на личность, ее формирование и развитие.
Религиоведческие аспекты формирования личности, объективнее и субъективные факторы самореализации верующего индивида в *ао;с5й7ноЛ и неадекватной его потребностям, и интересам, жро-зсз^ргнмсским и ценностным ориентация?.) жизненной среде, условия
.";;е.';.''"склли сохранения и развития гуманистических идеалов не допт-ьь- противопоставляться философским, аксиологическим, социо-
- 29 -
логическим, культурологическим, психологическим подхсдзм. '
Личность не только субъект-"производнтельи, но и объект--"г.отребитель" своих собственных'чувств и Переживаний, формирующих сознание и поведение человека, непосредственно влияющих на его жизнь и судьбу. Социальные и индивидуальные, материальные и духовные потребности и интересы личности, ее мировоззренческие, и ценностные ориентации испытывают на себе воздействий внутренних гносеологических и психологических механизмов верообразова-ния, направляющую роль специфических процессов и состояний религиозной или нерелигиозной (либо той я другой) веры со всеми ее особенностями и атрибутами.
¿¿ш конкретного религиоведческого анализа чрезвычайно валкое значение имеет описание нормально (типичных) и аномальных компонентов и условий формирования и развития индивида в его взаимодействиях с социокультурной макро- и микросредой, знаний . истсчникоз, механизмов л меры культурнотвсрческой и культурно-, потреблкющей деятельности личности - как выдающейся, так и рядовой, "массовой". . ■
Религиозные представления о личности л ее формировании содержат в себе ряд неразрешимых противоречий л логических несо--образностей. Строгий, последовательный монотеизм, требования абсолютной тринспеыденцаи Бога, его единства с собой и единичности ньсовместиуы с идеей богочеловечества, обозначением Бога как личности и, тем более трех личностей, с допущением самой возможности существования обособленной от Бога личности челове- ' ка. Теология, в том числе и модернистская,' тяготеющая к гуманистическим идеалам, не в состоянии осуществить логически непротиворечивый анализ проблемы формирования личности.
Тоетья глср.а "Секуляризация общества и религиозная система
воспитания* посвящена анализу процессов секуляризации и сакрализации и их влияния на религиозную систему воспитания.
3 первом параграфе "Основные направления и формы секуляризации" показано, «то а религиозно-практически;; комплексах и противостоящих км секулярных образованиях возникают многочисленные воплощения разобщенных, изолированных и объединенных, сплоченных друг с другом индивидов.
Па уровне общества, в больших'и малых социальных группах, и на уровне личности, в сферах базиса и нпдстройки, вне и внутри определенных форм общественного сознания и познания одни и те же социальные тенденции и процессы приобретают различный характер.
Существенно различаются по своей структуре и функциям, масштабу и глубине, содержанию и форме проявления и процессы секуляризации, десакр&лизации, проходящие вне и внутри религии, в неконфессиональной, межконфессиональной и конфессиональной макро- и микросреде»
Не только научным религиоведением., но'и многими богословами отмечается усиление тенденций к секуляризации современного общества, вытеснению религии на периферию общественного сознания и практики. По нааему мнению, если бы на протяжении нескольких десятилетий отношения между социалистическим государством и церковью, верующими и неверующими были более лояльными, демократичными и гуманистичными, то реальный процесс секуляризации продвинулся бы значительно дальше того уровня, на котором он находится е настоящее время.
.Для современного общества характерна тенденция к усиленной деферколизацик и плюрализации религиозных организаций, появлению ьге большего количества сект и промежуточных между церковью и
сектой организаций. Наблюдается и рост вкеконфессиональной 'религиозности, Религиоведы отмечают появление особого рода межконфессиональной (граздянской) религиозности, не имеющей собственного культа.
£длее дается анализ состояния религиозности в Казахстане, на конкретных примерах обосновывается вывод о том, что процесс секуляризации здесь имеет ряд особенностей, существенно влияющих на его содержание и формы проявления.
¿о втссом папаграфо "'элементы се.кулгоизаиии и сакрелизснии в религиозной системе воспитания" говорится о том, что среди факторов, противостоящих процессу секуляризации обществе, особое место принадлежит конфессиональным системам обучения и воспитания, призванный! обеспечить самовсспроизводство религиозной микросреды. Зосг.итателькая функция религии - одна из интегральных ферм проявления всех других ее функций. В ней специфическим -обрезом сочетаются, взаимодействуют мировоззренческая и компенсаторная, коммуникативная и регулятивная-, ичтегративная и дифференцируемая функции религии. Воспитательное воздействие на верующих оказывают в той или иной степени все элементы религиозного комплекса - идеология и психология, мораль, и право, конфессиональная организация и обрядность, содержание и язык проповедей, способы истолкования священных текстов, традиции и обычаи
3 конфессиональных системах воспитания усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей, формирование верующей личности, ориентированной на трансцендентное,, становится специфическим мотивационным и поведенческим стандартом, закладывается з фундаментальные мировоззренческие установки, психологические механизмы оценки- познаваемого материала и способы общения. 3 качестве наиболее активных факторов религиозной социализации,
конфессионального подчинения индивида выступают отнозения "учитель-ученик", "пастырь-пасомый", "верующие родители-дети", ."церковь-община-верующий".
Конфессиональные системы воспитания, несмотря на иррациональность стоящих перед ними конечных целей (богсуподобление, полное освобождение от греха, личное дуыеспасение и т.п.), интегрируют в свою структуру ряд рациональных моментов.
Интеграция конфессиональной микросреды, формирование религиозной системы воспитания происходит не стихийно, а, наоборот, при самом активном участии профессиональных служителей культа, стремящихся к максимальному расширению сферы своей пропагандистской, проповеднической, воспитательной деятельности.
Далее дается сравнительный анализ состава служителей куль- • та в Казахстане,'отмечается, что за последние 10 лет по всем конфессиям, кроме старообрядческих, произошло омоложение кадров духовенства, заметно возрос их общеобразовательный уровень и богословская подготовка, что сказалось на общей религиозной ситуации.
Духовенство и религиозный актив, стимулируя и поощряя ан-тисекулярные тенденции в сфере воспитания и общения, активно использует стремление рядовых верующих и колеблющихся к религии людей найти в теологии и ее воспитательно-образовательных установках противоядие от аморализма, нравственного и социального отчуждения. . .
Оздоровление социальных отношений, личностных и надличностных взаимосвязей сопровождается переосмыслением и корректировкой церковных установлений, внутриконфесскеналькой поляризацией д дифференциацией., "размягчением" наиболее консервативных, традиционалистских подходов и стереотипоз религиозного мышления,
поведения и общения.
Два параграфа и в четвертой г;:?зе "Совоег.'енноо хоястигл-ское богослпг-ие и борьб.-. тенденций в кудьто'ых сообществах".
3 георо:.; - "Современное христианское богословие в религиозном духовно-практическом комплексе" - отмечается, что богословие (теология) представляет собой общественно-теоретическое проявление социальной и гносеологической сущности религии, обусловленное, во-г.ершх, преимущественно умственным, интеллектуальным. характером труда той прослойки духовенства, которая создает произведения религиозной литературы, и, во-вторых, местом теологических построений в религиозном духсвно-лрактичзс.ком комплексе. В богословии и примыкающей к нему религиозной философии сотрудничают и. соперничают друг с другом различные направления и 'лколы. Зачастую ведется яростная, непримиримая борьба не только и не столько с противниками религиозного мировоззрения, сколько с конкурентами, действующими з рамках других конфессий, либо придерживающихся иного мнения по тем или иным ключевым вопросам вероучения,, культа, церковной практики и т.д.
¡¡а основе анализа обширной религиозной литературы, делается вывод, что в своей онтологии (учение о бытии), г н о с е о л о г и к (учение о познании), а н т р о п с л о -г и ¡1 (учение о человеке), э к к л е с и о л о г и-и (учение о церкци) богсслозиэ, ссылаясь прекде всегс на данные "■откровения", стремится осуществить такого рода "синтез" сознания и бытия, при котором бытие попросту тонет, растворяется в религиозном сознании, становится как бы одним из производных церковной организации.
Зперпые в казахстанском религиоведении дается анализ идеологических источников недавно появившихся в республике религиоз-
' - 34 -
них формирований, называющих себя "Белым братством" и "Источником". Данный анализ позволяет сделать вывод, что оба эти направления, несмотря на провозглашаемое неохристианстзо, ничего общего с ним не имеют и представляют собой довольно типичное псевдохристианство.
На конкретном материале показ".ю, что на религиозную обстановку в Казахстане большое влияние оказывают тенденции к дальнейшему усложнению, затемнению и запутыванию духовно-нравственной и социокультурной ситуации в связи с г-озрсждением, реанимацией богоискательства и богостроительства в якобы новых формах, усилившимся взаимодействием традиционных к модернизированных религиозных и полурелигиозных установок секулярного, кризисного и индифферентного, апатичного, колеблющегося к религии сознания.
Во втором параграфе "Консерватизм и модернизм в социально-политических и этических установках религиозных организаций" подчеркивается, что оба эти направления формируют системы ценностей, способы мотивации деятельности и социальные установки либо препятствующие (консерватизм), либо в какой-то мере способствующие (модернизм) вовлечению верующих и конфессиональных объединений в процессы гкономи-ческого, политического' и духовно-культурного развития общества. Вся мировоззренческая основа конфессионального консерватизма определяется богословским и философским спиритуализмом, тяготеющим к мистицизму, агностицизму, перерастающим в иррационализм, фаталистическое, эсхатологическое и волюнтаристское понимание природных и социальных процессов. Конфессиональному модернизму также присущи глубокие и безысходные внутренние противоречия, ос. крайне редкими исключениями, его сторонники постоянно колеблется в сторону консервативных традиций, доказывая тем самым
слабость и непоследовательность отстаиваемых ими позиций согласования, гармонизации требований прогресса и принципов застоя, неподвижности, увековечения старого.
Будет явным-упрощенчеством полагать, что идейные и организационные тенденции массовой религиозности всегда более демократичны, прогрессивны и динамичны, чем тенденции религиозности верхулечной, "профессиональной", хотя нередко это действительно так. Ли-дь анализ конкретной исторической обстановки может предотвратить нивелировку или приукрааизание реального положения дел.
Современные общественные реалии, ломка старого уклада жизни и происходящие в этой связи болезненные коллизии,не могут не отражаться на состоянии и ориентасиях богословия.. Однако эти события и процессы преломляются в богословской сфере сознания отнюдь не адекватно, а в соответствии с потребностями самого религиозного комплекса. .
1ятая глава "Религиозный образ жизни как многоплановый развивающийся объект и специфическая система, деятельности" посвящена анализу состояния, источников и значения трех основных .видов (и уровней) религиозности: общинной, семейной и индивидуальной. Она состоит из четырех параграфов.
■ 3 первом - "Община в религиозном комплексе и о'боазе кизил веоудщпх - показено, что, являясь .первичной единицей в системе-религиозных институтов, община выступает в качестве основного источника формирования устойчивой религиозности, как спепифиче-
т
•екая форма организации верующих для осуществления культа.А
I а религиозной общине сочетается и организационно оформляются культовые и внекультовые взаимодействия верующих, через них преломляется их отношение к миру, обществу к государству, нерелигиозной среде, а таклее религиозная мораль, эстетика, право, лодагогика, групповое общественное мнение к т.д.
- 36 -
При этом важно иметь в виду, что в современном обществе иироко распространена и индивидуальная, вернее индивидуализированная, внеобщинная религиозность; значительная часть, возможно, даже большинство, верующих не связана с религиозной общиной, не принимает никакого участия в ее деятельности.
Религиозные группы, включающие в свой состав верующих и колеблющихся между Еерой к неверием, - наиболее распространенные типы мировоззренческих групп.
При анализе современных внутриобщинных процессов, как и религиозности в целом, необходимо учитывать все многосложные реальности, общие и особенные тенденции в деятельности религиозных общин и групп. Общая картина наблюдающихся в многонациональном, расположенном на огромной территории Казахстане типов и форм, видов и разновидностей конфессиональной и межконфессиональной, полуконфессиональной и внеконфессиональной, групповой и индивидуальной, церковной и сектантской, традиционной и модернизированной, политической и бытовой религиозности является чрезвычайно сложной и противоречивой.
Тип организации, распределение позиций и ролей входящих в нее групп и отдельных лиц существенно различаются. Так, в мусульманских религиозных общинах чаще всего нет устойчивой организационной структуры, хранителями веры выступают нередко лица, усвоившие лишь азы религиозной догматики. Совершенно другая-картина наблюдается в общинах баптистов, меннонитов, адвентистов, лютеран.
Одной из глагных причин разделения ряда общин на противоборствующие группы являются противоречия интересов, борьба за гласть.
J рамках сбщины л под влиянием религиозного сообщества от-
г- 3 7 -
дельно взятый чдец включается в целый ряд неформальных функциональных групп, связывающих его жизнедеятельность с религиозными ... отношениями и религиозней общностью. Практика мировоззренческого и нравственного воспитания свидетельствует,,что в настоящее время именно религиозная община, а не семья, становится главной действующей силой для воспроизводства организованной религиозности не только среди взрослых верующих, но и. в подрастающем поколении.
Таким образом, процессы интеграции и дезинтеграции, модер-. икзяции и "реконсервацни" религиозных общин,, конфессий и деноминаций, начиная с "классических"1 ссркЕей. и сект и вплоть до никому не известных неомистических и полусектантских группировок, оказывают самое непосредственное влияние на идсологичес-. кую и психологическую среду воспитания, на уровень мировоззрен- ' •ческой зрелости общества,
Зо втором параграфе "Религиозная проповедь и культовая практика - системообразуюнг/е Факторы группового и индивидуального образа жизни верующих" отмечается, что религиозная микросреда и соответствующий образ жизни формируются под непосредст- . ■ венным влиянием проповеднической и организаторской деятельности руководителей и лидеров религиозных общин (церквей, сект и т.д.) и культовой практики.
,Как и другие элементы ре.игки и религиозности, проповедническая деятельность и культовая практика продли долгий и трудный путь раззития, приобретая постепенно все более тонкие и-изобретательные формы, отделяясь и отдаляясь от религиозной поэзии, традиционных богослужебных текстов, священных танцев,• молптвсслсвия, пророчествования, колдовства.
г!а основании анализа конкретных проповедей и церковное
- зв -
сектантских установок по их содержанию» делается вывод, что направленность и идейно~нравСТвенной замысел протестантского (прежде всего баптистского й адвентистского) проповедования весьма существенно, если не сказать в корне, в принципе, отлИ" чается от традиционного, мало изменившегося в современных уело-» виях, авторитарно-догматического ' своему духу проповедований праяоелавного, что, наряду с явно архаичными, консервативный тенденциями, Наиболее характерной, основной сегодня все же яв=» ляотся идеологическая и духовно-культурная адаптация, умение приспосабливаться к запросам и чаяниям верующих. -
Религиозная проповедь одна из важных составляющих сложной и многогранной системы взаимоотношений личности - общины -конфессии - образа жизни в целом. Имея определенную самостоятельность, она в'то же врзмй Является звеном в общей системе культовой практики как одна йз специфических форм человеческой деятельности.
В последнее время предпринимаются многочисленные попытки расширительного, универсального истолкования религиозной практики как всей вообще духовной культуры. При этом, разумеется, происходит фактическое растворение любой практики, вклю^". конфессиональную, в сфере теории»
Любые культовые действия бдноврг - направлены и на конкретного верующего, и на общину в __ * цел. сохранения ее
пнетва и жизнеспособности, на совокупность тех принципов, которые и составляла сущность вероучений. Они предназначены для закрепления религиозной идеологии и психологии.
Общие задачи функционирования религиозной Системы через ритуалы и обряды как бы конкретизируются и эстетизирующей( заземляются и возвышаются, проверяются на Конкретной личности.
, 33 -
Другими олова:.;«, происходит своеобразное "распредмечивание"' сложной социокультурной среды благодаря активности верующих субъектов. Тем самым в рамках религиозной Системы и одновремен-» но рядом с ней создается художественно-эстетическая среда жизнедеятельности, выступающая в качестве одного из. важнейших КС-« точников религиозного мироотнощения.
Отмечается теоретическое значение типологического анализа религиозных систем в зависимости от особенностей культовой практики, а также такой существенный момент, как борьба тенденций : с одной стороны - к расаирению, универсализации, с другой к ограничению, упрощению культово-конфессиональной практики, В третьем'параграфе "Воспроизводство религиозной микросре«--ды, образ жизни и верующая семья" исследуется место семьи в религиозно-практическом комплексе.
Формирующаяся-личность адаптируется к религиозной микрс. -де отнюдь не в результате сознательного Еыбора, поисков своего: "я", внутреннего самоопределения, свободного волеизъявления и т.п., а вследствие своей экономической, бытовой и психологической зависимости от носителей религиозного комплекса, нередко - . в результате психологического и идейного принуждения, давления или даже ■ насилия.
• Научная разработка и практическья реализация взаимосвязей в цепочке: социальная макросредаобраз жизни - система во.спи*. тьния и обучения подрастающего поколения - семейная микросреда - мировоззренческая культура личности '- является важной методологической проблемой.
Таким образом, конфессионально-общинная и семейная религии озность - определяющие структурные элементы современного религиозного комплекса. Им принадлежит ведущая роль в сохранении и
- 40 -воспроизводстве религиозного стереотипа сознания и поведения» в свертывании и формализации общественных связей до уровня потребностей самоотчуядекного, зависимого индивида и авторитарной группы.
Социальные и гносеологические корни религии» ее мировоззренческая, коммуникативная, комг.. ¡саторная и другие функции реализуются через механизмы внутриобщиннсго, межобщинного и се-мейно-груг.пового взаимодействия. Преломляясь в религиозной микросреде, они приобретают новые системные качества-. Модификация корней, структуры и функций религии способствует ее приспособлению к новым условиям» равсйфяо* зозмбкной^и Манипулирования и маневрирования;
Сложный и многоплановый характер нойк^ и взэикоотноаения религиозной семьи и общины» возникающие кгелЗДг ними силы притяжения и отталкивания. '. •
Основу четвертого парагоайа "Верующий как личность и типичный носитель „религиозной микросреды" составляют социологические исследования духовного мира верующих. На основании их Дается характеристика нового типа верующего.
Сегодня духовный мир верующих меняется буквально на глазах-. Общий рост образованности и культуры членов нааего общества не мог не затронуть и, безусловно, затронул все его слои, включая и верующих. При этом надо иметь в виду, что в их сознании, поведении и общении преломляются» сталкиваясь друг с другом, противоположные тенденции: к индивидуализации и обезличиванию, к (частичному) отделению, обособлению от общины, религиозней и зкерелигиезной среды и все болэе полному включению, интеграции ь нее, вплоть до растворения и потери своего "я";
Конечно, аналогичные и подобные тенденции проявляются
также в сознании, поведении и общении тех, кто погружен в качественно совершенно другую социальную среду, но, так сказать, в заторможенном или ослабленном виде, в то время как религия дает полный простор интегратпвным и дезинтегративным тенденциям.
В настоящее время, по назему мнению, наблюдается значительное возрастание многообразия типов и подтипов сознания, поведения и общения верующих, колеблющихся к религии и уходящих (отходящих) от нее к безверию, либо к скептицизму, свободомыслию, нетрадиционным формам религиозности и т.д.
Предстоит изучить и осмыслить новые механизмы и источники, социально-психологические, идеологические и социокультурные особенности того "религиозного опыта", который человек воспринимает и усваивает из окружающей его социальной, хозяйственной, экономической, политической, нравственно-эстетической, правовой ' и педагогической, конфессиональной, полуконфессиокальной и вне-конрессиональной среды. Выяснить, каким образом скрытая (латентная) религиозность переходит в открытую, поверхностная - а глубокую, пассивная - в активную. ' , •
Нельзя забывать о тем, что среди верующих встречаются и закоренелые фанатики, и колеблющиеся, и особенно много промежуточных, переходных вариантов сознания и поведения. У каждого верующего наряду с общими типичным!: признаками обнаруживается и своя /.ндивидуальная форма Ееры, свои психологические, этические,' эстетические и бытовые корни религиозности.
3 заключении подеодятся итоги проведенного исследования и предлагается практические рекомендации, характеризуются перспективы дальнейшего раззития темы.
» 42 «.
По теме диссертаций опубликованы следующие работы: I» Монографии!
1. Атеизм, религия, личность» - Алма-Ата: Казахстан» 1991»
- 208 с. (11,0 п.л»).
П. Книги, броаюон:
2. Община. Семья..Верующий. - Алма-Ата: Знание, 1969» •
- А' с, (2,3 п.л.).
3. .Итоги социологических исследований духовного мира верующих. - Алма-Ата: РОТ» 1988. - 35 с. (1,5 п.л.).
4. Социально-политические ориентации меннонитов» -
- Алма-Ата: Знание, 19901 - 17 С1 СI»0 П»л»). .
5. Ислам: происхождение, история й Современность» *» М» I Знание, 1964, - 64 с» (3,5 п»л») » в соавторстве»
6. ¿ля верующих и неверующих» вопросы и ответы» -Алма-Ата: Казахстан, 1991» *» 144 6» (6^ п»л») - в соавторстве»
7. Политика и религия» » АлМа»АТа1 ААДИ, 1992.,-.48 с» (2,0 п.л») - в соавторстве»
8» Политика и культура» » Алматы»'ААДИ, 1993. - 69 с» (3,0 п.л») - в соавторстве»
Ш. Разделы в коллективных труй&х. И научных Сборниках:
9. Русская правславная церковь. // Казахская ССР» Краткая энциклопедия в 4 томах. - Т.1. - Алма-Ата» Главн»редак. Казах» советск. энцикл., 1984. С.415-416 (0,6 п.л»)«
10. Учет социальных позиций духовенства в работе советских органов. // Информационный бюллетень, № 4» - Инс-та научного атеизма АОН при ЦК КиСС в г»Талкенте» - Ташкент» 1987» -
- С.63-104 (0,7 п.л»)»
, 43 -
11, 0 путях преодоления догматических и релятивистских стереотипов в молодежной среде, // Социальные проблемы образа жизни студенческой молодежи, ™ Алма-Ата; КазйИ им,Абая, 1988, -- С.2В-35 (0,4.п.л.) в соавторстве,
12, Религиозная ситуация в Казахстане. // Проблемы комплексного подхода а духовно-нравственном воспитании'студенческой молодежи. - Алма-Ата; КазПЧ им,Абая, 1991. - С.72-76 (0,2 п,л.).
1У. Г.урнальные статьи:-
13. Порядок, а не вседозволенность (ответы на письма читателей), // лурнал "Агропромышленный комплекс Казахстана". -1988, - Х> 4, - С.34-35, (0,4 п.л.),
14. Кому строить Государство. (Личность и общество), // Курнал "Казахстан: экономика и жизнь, - 1992. - № I, - С.52-05 (0,о п.л.).
Лртемьеэ Артур Игорь-улы
Жада.ратын дхни жане секулярламган ортада жеке тулганын чаяыг.тасун /теориялыт;-методологиплъ!т; мэселе/.
Диссертпциядя жанаратын omí^-ík ортада кекс тулгянъгн Ks-лыгтг.еуьтын iprer.i гроблемасын чв^тылаудчн дДнддк,. жартылаЯ д1нг,.к жане дхнсхя дарялау мен ембебагтау, жекелеу мен жялгк-ля.удын ismi чурылысы мен цо'ягаулш хуштерЬан, рандылц^тарымьтн ecyÎHÏH, коифронтацияльтт? жайдян дуниетпннмдкц, багалаушылык жане тэртхгт:к плюрализмге кетудхн жолдары мен чуралдарын хр-деудхн мхндеттер1 цойнладо. Татедзыгтын категориялык; - методо-логиялых; моселесхке 6ipiçaTap туйхндх т/с1н1ктерд1 толыц вкъгч-талмагандыгын есепке ала отырыг ерекше кешл болхнген.
Тура^танган жане жанирган дхни жане секулярлыч ортада, осы гродест1н умдат бойкнпза таралуына байланысты, жеке тулга-ккн чалыптасуы бхр^атар жуйел1к жэне жуйелхк емес сапалары бай-цалатындыгы кэрсетхлген. Олардьш ici^e: а/ стихиялыя; жэне 6ip на^сат^а багытталган, об"ективтхк жэне суб"ектиЕТХк, куштеу жэне cpiKTÏ жолмен еананын, индивидтхн TapTÍ6ÍHÍH жэне аралясун-ньтн детерминациясынын жаке емнД1к детерминаииясынын жугтясуы; э/ жеке тулганын т?алыгтасуы тосхлдер1н1н царагайым турлерхнен курделх турлер1не царай дамуы; б/ алыг тасталган, чайта чурыл-гян турде буркн ^ол жеткен жеке тулгвнын цалыгтесу денгейлерх-híh с.ацталуы; .в/ тглгалыц, тулгаар<-.лыг; жэне тулгадан бихк Тур-ган болмнс ген рефлекцияиын, ерхндак тужыркм мен егйндхк те -рхске шгарудап, оз1нг,1к жерудДь жене конфессиочалдич г.огьмдэс-TKfjTbih жинщталуы меч ынталяидыру мехачиамдерхнхн тандаг алу; г/ герсоногенег'дегх конфессиочалдьгс; жэне дучиелхк, элеучеттхк
г.энс гносеологиллы^ 1^£рву2ылардын о?ара осерлесух кон езярэ иектеух зхэне олардьгн мергпмдхк цяйта топтясуы,
Зерттеулгрдхн нэтижелерх мен онын Herinri белхмдерх бой-мнга мядалаляр í/он брошюралар, бхр монография, -гилями яонфернн-
циялар, симго.-'иумдар, спминарлардягн сейлеулер мен. бвяндамяляр-дкн тезистерх гиты* кврдх. Диссертант ce^yciлермен болгвя
<"ipr,a.Tsp гтктртглястарг?, гхмрчлысуларга к;атыстн, нсгй?гх коя-феос/ч хетекылегхмек жумые i стой журхг.дхнге еенушхлердхн дх-ии жэнэ дуниеталамдыц куЯхн элеуметтхк -тургмдан r-ерттеулор куР" ri ад.
Вхр^а-:ар яылдвр бойы дхнитаяымдьп?, элеуметкк мадечиетта-»«кмдаг,, тярихи-фэлсафалы^, гсихологиялыц, зоидащ.гедагогиквлыц даче худайгасенузхлхк эдебиеттер зерттелд! жэне куйслендхрхл-дх; !{э."адетзидягь'дхнге семуя1лхкт1н куйх таггрибэ то/пике .-»ерт-тел.-i. Тарихклк^, диалектихялыц на^тыльц парттары, та^ырыгкп гадухтизтхк жолмен барудон дедуктивих жолмен, твлдаудш бхрхн-тхрумен уйлестхрхлу!, нахты деречтердх гуйелхк - кезендхк г-ерт-геу жэнй оларды теориялиц тусхндхрулсрдх диссертант обмектив-1XX - ЕНН'3"К дсрсхтерд1 алудын алгы варттврк ретхнде царады.
Зегттеу .жинацтала хеле жеко тулгалш ^алыптасу пене даму ортась-н хуря?тын дхннхн сигу капДерхнхн, Х7ТямЛаРы:'Г!»н маттерШн о ,napi осерлесулерх :íh динамккасына арналгаг. Дхни кесеннхн т^грылымдык коне хкямеttík р^рауагилярынын ер??айсысынын о?1не гая а тдн белсенд1лхгхн1н, дхнгэ сенуи1л1кт1н турлх г,а -ба?т»ры мен дечгейлерх бойынпа тарала отырыг, дчлай интегра -циялзнаткндьты тане дифференциалдянаткндигы йньщталада. Дхнге сенук го гпне ош:н емхр суру жслына, рухани бейнесхне, грякти-кялуг, дуниемсн яраласуына орталкх эсер етулердхн жалгы багат-гллугкгагынкн сойхег. хелксухмн себептерх анк^талада. Будяч
- 4ô -
и.тиа бурынгй дейхнг! жеке тудга мен очки *;длыгтясу ортлсы, дЬш ж?н0 секулярлк^ жеру м<?н ег^нддк жеру турялы тусхнхятер догияльп;, тарихя емес, лгологет^альц сигатта болг*ндш;та.ч, жеке Т7лгань1н Гроблемаларыч шёгуд1н кенцегтуялдыя; негхг>дер: тубхрлхк егтертулердх, сагялы^ жянлртуларды т^зжет ететхндхт^ керсетхлгеч.
Дисссртациядагы сагплы!5 жанялкцтар: гроблемыи ДУаяечтй-к&лы^ няцты, жуйел1к-кеяенд1к зерттеу жеке тулганш ^р-Лигта -сунн, элеуметтхк-гносеологиялъгц жэне м^ральда^-гс'лхояогиялн^ оэ1Т1дхк ыгы^талукн тарихк твшры ете узгц еткенгё барыг Tip-елет1н когжосгарлы, сызь;г;сь!п, уздхк гроцесс ретхнде Tyc.itt ~ дхруге мумкхндхк беред!. Гуманист! к жекелеудхн рухами салт -достурлср1н!к мазмуньиа жеке жене ршвдых теорйяльн? лоне грактихалыц тэжрибе, олеуметтхк шындащ, шынайлыг, ген еркхндхк упин курес, сенуяял1к пен сенбеувхл1ктхн, еркхн жене epixcis, гврмониклш; жэке дксгармонинльт,, дамыган жэне дамаиган, г»ч-thbtí жэне нассивк, 6vtíh жэне фрагуенттхк туЛгалын катего--рияланган сиг.аттамаларынын i pre л i 6ipÍKTÍpy гнедК Мзн мен емхр сурудхн* кеядейсо^ болмыс ген к£1змэттхл1кт1н, цяжеттхлхк-ген еркхндхкмн, эгоизм мен альтуризмшн ^айшлы^тарш жснуго тырнсатын, ез1нхн "mshíh" irreren дцнгв сснулх жэне д:Ыге сен-бейтхк жеке адамнын емхрлтк opTaf.a бейхмделуЬпн жэне бей!м -ci здекухихн цоРгяуш факторлары ашлады.
Кеке тулганш калкгта'су гроЙЛемаеына бутхндхк коэ^араетй чактамасыз ететхн гонарвлы^ эдхстердх кэбхрек кпмгйту; пжгар-маотлш; арсеямга. ксгймдыц 6i, дхни тежрибемн материал-дары у.сн бай^ауларыч, гуманисток теологигин енгхзу усычкладн. Когадт-^ смь мен Cxsímhík барак?, форм&лары об"ектг.г,т1г. бегала;.' «он б&гаЛаудц, деректердх езхндхк талдэу ven сглыс-
•труды цпжст етед!. Слэрдягы бар блрлыд рационвлдиц нврселер «з? орнкн э-лк.'.ряттиц гуманистах интеграциясннкн элеуметтак -гносеологкялъ.'^ жэне рух^ни - грмсттсалыц еагдаярттирыгот ког-тп-грлилыгкндлгы 6ip кяна. жуйеден îsôa мади.
- 4d -
Artemyev Artur Igorevich
Formation of a personality, in the renovating religious and secularizing environment (theoretic-methodological aspect),
The dissertation raises the tasks of the fundamental prob~ I era of a personality formation in t'o renovating social environment, knowledge increment about regularities, internal mechanisms and motive forces of religious, semi-religiou3 and unreligious individualization, and universalization, personalization and depersonalization; search of ways and means of transition from the oonfrontation positions to the outlook, valuable and behaviour pluralism. Special attention i3 paid to the categoric*methodolo-gical aspect of the theme ÛH account of insufficient work out of a number of key ideas »
The work shows that formation of a personality in the stable and renovating religious and secularizing environment displays a number of systematic and extra-systematic properties as far as this process developes in time, among them: a) combination of spontaneous and purposeful, objective and subjective, compulsory and voluntary dfiterminâtion and self-determination of individuals' consciousness, behaviour and communication; b) development of methods of a personality forming from the simplest up to move complicated ones; c) preservation of early reached outputs of a personality formation in a transformed condition; d) accumulation and selection of mechanisms of stimulation and forms of limitation of personal, inter-persor.al and above-personal being and reflexion, self-affirmation and self-ne-gation, self-estrangement and confessional community; e) interaction cui in-tirrosTraction in the person-genesis of confessional and seoa-
lir, social and gnosiological oonpononta and their perlodio regroupings .
As a result of the investigation a number of articles and booklets, one monograph, theses of reports on scientific confe-ríT.oe3, symposiums and seminars wore published. The author took part in numerous discussions and publio debates with believers, together with the leaders of main oonfessions he carried out a sociological study of the believers' yisty and orientation outlook.
For a number of yetira the author has studied religious, sociological, culturological, hiatoric-phylo3op_hical, psychological, juridical, pedagogical sources and theological literature^ there has been also carried out empirical investigations of the religious state in Kazakhstan. The principles of historism, dialectical concretion, combination of inductive point of view on the the.-." with the deductive one, analysis with synthesis, syo-teB-ocspiex 3tudy of actual data and their theoretical interpretations are considered as a premise of receiving the objective-true results.
The investigation is devoted to the dynemjes of interaction cf sources, structures and functions of the religion making in their totality the environment of a personality formation and "..iveltipment. It ia determined hov the specific activity of each, rtructural and functional component of religious complex inter-rates and differentiates, being distributed among various lay-r-i and levels cf piety, There have been defined the reasons of possible of convergence of general direction of the envirownen-x.-.i ir.fluor.ee:: upcr. a believer and its way of living, spiritual djj'-iisr.c-', practical attitude. 1'he author proves that the con-
- 50 - '
ceptual bases of solving the personality problem need some radical changt;, the qualitative renovation because the recently predominating ideas about a personality and its environmental forming, religious and secular estrangement and self-estrangement frequently had dogmatic,-unhistoric, apologetic character.
< The qualitative novelty of the dissertation is as follows? dialectic concretion, system-complex investigation of the problem allows -o interpret the formation, socio-gnoseological and moral-psychological self-determination of a personality as nultiplann-ed, non-linear, discret process, whose historic roots go back to the distant past. Individual, collective theoretical and practical experience, fight for social Justice, truth and freedom, fundamental generalize knowledge of categoric characteristics of sovereign and non-sovereign, free and dependent, harmonious and disharmonious, well-developed and undeveloped, active and passive, integral and fragmentary personality are included into the concept of spiritual traditions of humanistic personalization. The work considers The motive factors of adaption and disadaption to the vital environment of a believing and unbelieving individual, searching his own "self", trying to overcome the contradictions of esrence and existence, casual being and officiality, necessity and freedom, selfishness and altruism.
It is recommended that the follo-.ving aspects should bo taken into account: broadening of interdisciplinary approaches, ensuring the integral view on the problem of a personality forma-. tion; inclusion in creative arsenal of social knowledge of materials and observations from the sphere of religious experience, huaanintic Theology. All the forma of social 'consciousness and cognition withcut exception need objective estimation and reva-
■ - 51 - .
luation, in critical self-examination and confrontation of -data.
The rational they рсзаеза, may find its placa in a now system of common in their variety of socio-gnoseological and spiritual-practical premises for the humanistic integration of the mankind.