автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Воронкова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ"

а

ВОРОНКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

09 00 13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканне ученой степени кандидата философских наук

" 3 ДЕК 2009

Ростов-на-Дону 2009

003485928

Диссертация выполнена на кафедре философии религии факультета философии и культурологии Южного Федерального Университета

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор Капустин II. С.

Официальные оппоненты.

доктор философских наук, профессор Верещагин В Ю доктор юридических наук,

кандидат философских наук, доцент Воронцов С. Л

Ведущая организация - Ростовский государственный университет путей сообщения

Защита состоится 16 декабря 2009 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного Федерального Университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,

148

Автореферат разослан л ноября 2009 г.

Ученый секретарь_/ у ^ уС^^/

диссертационногодовСта УС/'у/^^/^^..^¿--^КМГШул^ман

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Характерной чертой современной российской культуры является существенная трансформация религиозной сферы, которая проявляется в широкой экспансии различных нетрадиционных религиозных организаций, концептуальные установки которых во многом оказываются далеко отстоящими или даже прямо противоположными традиционным христианским ценностям и идеалам Поскольку с момента принятия христианства и до установления социалистического режима многие парадигмы духовной культуры народов России определялись православием, имеющим статус государственной религии, постольку исследование причин появления и распространения в нашей достаточно секуляризованной стране нетрадиционных религий является весьма актуальной проблемой

В современной России, по мнению ряда исследователей, экспансия нетрадиционных религиозных объединений, теснящих традиционное для российской культуры православие, является следствием процессов глобализации и секуляризации Широкое распространение на территории России в 20-ом столетии нетрадиционных религий невозможно объяснить лишь активной прозелитической деятельностью зарубежных проповедников и изменением правовой базы страны, создавшей закон, гарантирующий подлинную свободу совести С нашей точки зрения, «расцвет» нетрадиционных религий во многом обусловлен тем, что политическая элита России взяла курс на реализацию в стране культурной модели стран Запада, что и привело к возникновению идентичных социокультурных основ, способствующих распространению нетрадиционных религий как зарубежного, так и отечественного происхождения

Одним из серьезных последствий односторонней европеизации и американизации российской культуры явилось то, что ее ценности и идеалы стали противоречить ценностям православия, изначально позиционирующего

примат духовного над материальным В современном российском обществе материальная сфера жизни человека и идеалы рынка выходят на первый план, что обуславливает сосредоточенность человека зачастую исключительно на материальных потребностях и интересах В отличие от православия, стремящегося акцентировать внимание человека на духовной стороне бытия и обещающему вознаграждение после смерти, большинство нетрадиционных религиозных движений «гарантируют» здоровье, удачу и богатство в настоящей, а не потусторонней жизни, чем и привлекают к себе многочисленных сторонников В связи с вышеизложенным большой научный интерес представляет анализ механизмов проникновения в сознание россиян нетрадиционных религиозных идей и концепций, что, в свою очередь, позволит аргументировано ответить на вопрос о соответствии этих идей духовным запросам граждан страны Актуальность исследуемой проблемы обусловлена также необходимостью раскрытия взаимосвязи нетрадиционных религий с процессом секуляризации, ибо, последняя способствует существенному снижению авторитета православия и одновременному распространению псевдохристианских, нехристианских и антихристианских религиозных объединений

Немаловажным обстоятельством в этом плане является и то, что в обществе, находящемся в ситуации духовного кризиса и нестабильности, наступивших на первом этапе перестроечных процессов в России, нетрадиционные религии сумели стать для многих верующих людей достаточно действенной формой нейтрализации стрессовых факторов, в отличие от не сумевшей сразу организовать активное противодействие экспансии нетрадиционных религиозных движений православной церкви Данное обстоятельство делает проблему изучения нетрадиционных религий остроактуальной

Для нахождения оптимального способа регулирования взаимодействия российского общества с нетрадиционными религиями весьма значимой представляется и задача показать, в каких формах и видах проявляется

нетрадиционность новых религий по отношению к традиционному христианству Актуальность проведенного исследования обусловлена также и тем, что изменения в религиозной сфере влекут за собой трансформацию духовной сферы российского общества, что, в свою очередь, отражается в отношении человека к государству, обществу, семье, труду, представлениям о добре и зле, о чести и долге и т д

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы нетрадиционных религий в России в силу ее актуальности посвящено достаточно большое количество исследований Понятие «нетрадиционная религия» сегодня используется как светскими религиоведами, так и православными богословами

У истоков определения понятия «нетрадиционная религия» стоят такие исследователи, как Е Г Балагушкин, Л И Григорьева, П С Гуревич, Л И Л Н Митрохин, М Мчедлов и др В частности, Е Г Балагушкин указывает, что нетрадиционные религии характеризуются как типичная альтернатива господствующей религиозной традиции, выражающая в форме новой религиозной идеологии конфронтацию с существующем социальным строем В свою очередь, исследователь Л И Григорьева рассматривает нетрадиционные религии как такие новообразования, которые демонстрируют полный разрыв с исторической религиозной традицией, создавая при этом качественно новые религиозные доктрины

Кроме того, ряд интересных идей относительно природы и особенностей функционирования нетрадиционных религий содержится у православно ориентированных авторов, таких как А Л Дворкин и А Кураев Так, отечественный сектовед А Л Дворкин рассматривает нетрадиционные религии как зарубежного, так и отечественного происхождения как тоталитарные секты При этом исследователь отмечает, что подобные секты имеют выраженный деструктивный характер и используют определенные техники манипулирования сознанием своих приверженцев с целью формирования у них состояния зависимости от религиозной группы

Большой вклад в решение вопроса о типологизации и классификации нетрадиционных религий были внесены отечественными исследователями Е Г Балагушкиным, О А Богдановой, Б Фаликовым, а также зарубежным исследователем К Боа

Так, исследователь Е Г Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берет их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные

В свою очередь, БФаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов, нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции, движения, имеющие своей основой оккультную традицию, синкретические нетрадиционные религии

Исследователь О А Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладет их отношение к традиционному христианству Исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии

Проблеме секуляризации русской культуры, послужившей фактором формирования нетрадиционных религиозных представлений посвящены работы таких авторов, как Л А Андреева, В Ю Инговатов, М О Шахов

Исследователь Л А Андреева отмечает, что в результате реформ Петра I произошла дискредитация Православной Церкви и десакрализация образа царя как наместника Христа на земле, что привело к углублению секуляризации общественной жизни

В Ю Инговатов отмечает взаимосвязь Церковного раскола 17 века и начала секуляризации русского религиозного сознания

М О Шахов указывает, что результатом реформ патриарха Никона стал подрыв незыблемости православных форм богопочитания, девальвация

авторитета Православной Церкви, что послужило началом процесса секуляризации

Для понимания феномена еретических учений и русского религиозного сектантства как носителей идей нетрадиционной религиозности мы обращались к работам известных русских философов Е Е Голубинского и Г Флоровского Весьма ощутимый вклад в исследование русского сектантства внесли современные исследователи А И Клибанов, Л Н Митрохин, Т С Оленич, В В Титов, идеи которых также были использованы в нашем исследовании

Исследованию масонства, теософии и рерихианства как нетрадиционных религий в России посвящены работы таких авторов, как В Аксючиц, В В Кучурин, В И Новиков и др

Немалый вклад в рассмотрение идеологии коммунизма как наиболее «секуляризованной религиозной формы» внесен русскими философами Н А Бердяевым, Б П Вышеславцевым, А Ф Лосевым, Л А Тихомировым

Н А Бердяев указывал, что коммунизм претендует занять место христианства, дать ответы на все религиозные вопросы человеческой души и предоставить человеку смысл жизни

Б П Вышеславцев усматривал в коммунистической идеологии прямое сходство с христианством, которая также имеет своих пророков, своих отцов церкви, свое священное писание, догмы, ереси и т д

Л А Тихомиров отмечал, что в период становления социализма произошло отбрасывание религиозного мировоззрения при сохранении христианской психологии, что и обусловило сходство коммунистической идеологии и христианства

Большое внимание исследованию проблемы коммунизма как «светской религии» уделено современными авторами Л А Андреевой, А Игнатовым, Н Карпицким и др

В частности, исследователь Л А Андреева указывает на подражание коммунизма христианству и на то обстоятельство, что образ вождя

революционного движения В И Ленина после смерти трансформировался в квазирелигиозный культ Нового Бога Отца

По мнению А Игнатова, коммунизм изначально задуманный как противопоставление христианству, на самом деле выступил как подражание христианству, причем подражание гораздо более авторитарное, чем само христианство

Большое значение для осмысления современной религиозной ситуации в России имеют работы К Каариайнена, С Б Филатова, Д Фурмана, М Эпштейна Среди множества работ, посвященных анализу социокультурных и психологических особенностей приверженцев нетрадиционных религиозных верований, следует выделить исследования таких западных авторов, как Э Фромма, К Хорни, И Ялома Проблемы нетрадиционных религий в аспекте их эффективного воздействия на верующих, способствующего избавлению человека от негативных переживаний, рассматриваются в работах отечественных исследователей Е Г Балагушкина и Д Угриновича

Особенности деятельности современных нетрадиционных религиозных организаций и течений нашли свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как Р Генон, Дж Макдауэлл, У Мартин, Г Рормозер, Д Стюарт и др Среди российских ученых, работающих в этом же плане, следует отметить работы исследователей А И Осипова, А В Пименова, Д Таевского, С Б Филатова и др

Специфика функционирования нетрадиционных религий была рассмотрена на обширном материале, представленном в трудах лидеров современных религиозных организаций Это, прежде всего произведения Д Смита, Ошо Раджниша, И Береславского, а также периодические издания общества «Свидетели Иеговы» и др Благодаря наличию такого широкого спектра работ, посвященных различным аспектам деятельности нетрадиционных объединений, возникает необходимость в обобщении и уточнении имеющегося знания, синтезе существующих подходов

Целью настоящего исследования является исследование нетрадиционных религий в контексте секуляризации культуры России Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач

1 уточнить определение понятия «нетрадиционная религия»,

2 раскрыть, как в процессе секуляризации российской культуры с неизбежностью возникают и распространяются нетрадиционные религии,

3 установить, что в русском религиозном сектантстве возникают качественно новые особенности, свидетельствующие о деконструкции христианской традиции и превращении теоцентрического христианства в антропоцентрическую религию,

4 показать, что эзотерическое течение, представленное в России масонством, теософией и рерихианством являло собой пример нетрадиционных религиозных систем,

5 установить, что в современных условиях модернизации и реформирования российского общества религиозность населения определяется такими «спутниками» секуляризации, как мировоззренческий плюрализм и религиозный эклектизм,

6 исследовать, каким образом нашел свое отражение процесс секуляризации как деконструкция христианской традиции в псевдохристианских религиозных организациях,

7 определить, является ли появление и распространение нехристианских и антихристианских религиозных организаций следствием падения авторитета христианства в России

Объектом исследования диссертации являются нетрадиционные религии в России

Предмет исследования - раскрытие природы и сущности нетрадиционных религий и их связь с процессом секуляризации российской культуры

Теоретико-методологическая основа исследования. Предмет исследования, определенный как выявление природы и сущности нетрадиционных религий в России в контексте с процессом секуляризации российской культуры и сформулированные выше задачи исследования, предполагают использование методологии, позволяющей раскрыть взаимосвязь нетрадиционных религий и процесса секуляризации в России Диссертационное исследование базируется на принципах историзма, логического анализа и синтеза В работе также использовались методы систематизации, классификации и теоретического обобщения Исходными методологическими принципами исследования является также компаративный подход, позволяющий выявить общее и особенное в нетрадиционных религиях, распространившихся в России Научная новизна исследования выражается в следующих положениях

1 на основе содержательного анализа взглядов и концепций на нетрадиционные религии дано определение последних как таких религиозных новообразований, которые представляют собой качественно новый тип религии по сравнению с исторически сложившимся Эти новообразования основаны либо на модификации предыдущей религиозной традиции, либо на ее синкретизации с элементами других религиозных традиций, либо базирующиеся на стирании границ между религией как таковой и светскими формами общественного сознания,

2 установлено, что процесс секуляризации российской культуры, понимаемый как единство падения авторитета традиционного для России православия и модификация христианства в целом во многом обусловил возникновение различных форм нетрадиционных религий в России,

3 выяснено, что уже в русском по генезису сектантстве явно обозначились качественно новые особенности, которые проявились, в частности, в проникновении рационализма в православие Это

выразилось в попытке замены богооткровенных истин частными мнениями отдельных харизматических лиц, в модификации ряда христианских догматов, и в заметном падении влияния Православной Церкви,

4 выявлено, что эзотерическая линия, представленная в России масонством, теософией и рерихианством, представляла собой образцы гетерогенных нетрадиционных религий Последние являлись синкретизмом различных религиозных компонентов с элементами разнообразных философских учений, явно расходящихся с традиционным христианством,

5 установлено, что широкое распространение в постсоветской России гетерогенных религиозных объединений обусловлено глобальной трансформацией всех сфер жизни общества,

6 проанализировано, что вероучения современных псевдохристианских религиозных объединений представляют собой значительную деконструкцию традиционного христианства,

7 выяснено, что формирование и распространение доктринальных положений нехристианских и антихристианских религиозных объединений являют собой следствие падения влияния православия в России на определенные слои и группы общества

На защиту выносятся следующие положения: 1 Нетрадиционная религия - это религиозное новообразование, демонстрирующее качественно новый тип религии, основанный либо на модификации и деконструкции предшествующей религиозной традиции, либо на синкретизации традиционной религии с элементами иных религиозных систем К нетрадиционной религии можно также отнести новообразование, сложившееся на основе стирания границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания (наукой, философией)

2 В процессе исторической трансформации нетрадиционных религий на территории российского государства уже в русском религиозном сектантстве проявились особенности, свидетельствующие о существенном переосмыслении православной традиции отрицание Православной Церкви и ее иерархии, что свидетельствует об отказе от христианского догмата о спасительной силе святой соборной апостольской Церкви, отрицание посредников между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа, что сближает мировоззрение русского сектантства с западным протестантизмом, активная ориентация на поиск живого Бога и вытекающее из этого поиска повышенное внимание к духовной практике личного богопознания, что никогда не поощрялось официальной Церковью Общей чертой русского сектантства выступило возвеличивание человека и переход от теоцентрического христианства к антропоцентрическому

3 Эзотерическая линия, представленная в России 18-начала 20 столетия масонством, теософией и рерихианством, представляет собой пример синкретизации различных религиозных и философских концепций, научных и паранаучных положений, с сохраненной ориентацией на сверхъестественное, что позволяет отнести российский эзотерические течения к нетрадиционным религиям Эзотеризм формирует принципиально иную картину мира по сравнению с христианской, что выражается в следующих аспектах представление о мире как результате эманации трансцендентного начала, представление о многократности воплощений человека на его пути к совершенствованию, отрицание богочеловечности Христа и постулирование его как одного из учителей человечества, что говорит об антропоцентризме эзотеризма, отрицание греховности человеческого рода и отождествление человека и Абсолюта

4 Активное распространение нетрадиционных религий в постсоветской России стало возможным вследствие глубоких изменений во всех сферах жизни общества Мировоззренческий и экономический кризис привел

население страны к нарастающей духовной неудовлетворенности Религия в обстановке духовного кризиса и деформации привычного мировоззрения оказалась весьма действенным механизмом объяснения и психологической нейтрализации негативных переживаний Возникший духовный вакуум не мог быть заполнен традиционным православным христианством в силу его консервативности, ригидности и жесткого следования традициям прошлого В результате определенная категория верующих людей обратилась к альтернативным православию формам религиозности

5 Вероучения современных псевдохристианских религиозных организаций представляет собой модификацию и такую интерпретацию христианства, которая связана непосредственно с секуляризацией общественной жизни

6 Распространение нехристианских и антихристианских религиозных объединений является следствием падения авторитета православного христианства в России Вероучения этих объединений основаны на таких противоположных православию ценностях как отрицание института церкви, неприятие христианской аскезы, отсутствие идеи страха Божьего Общей особенностью учений указанных объединений является принципиально признание ими тождества человека и Бога Теоретическая и практическая значимость исследования Содержащееся в диссертации авторское определение нетрадиционной религии позволяет глубже осмыслить особенности религиозной ситуации в России Проведенное исследование раскрывает суть связи секуляризационного процесса российской культуры с возникновением и развитием нетрадиционных религий в стране Данный вывод может использоваться в разработке стратегической линии в формировании политики российского государства в области религии Концептуальные выводы и материал диссертации могут использоваться в основных и специальных курсах по религиоведению, социальной философии, культурологи и других гуманитарных дисциплинах

Апробация результатов исследования. Разные аспекты исследования нашли свое отражение в статьях, а также выступлениях на научно-практических конференциях Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного Научного Учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и кафедры истории философии факультета философии и культурологи ЮФУ

Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии, содержащей 150 источников Общий объем диссертации — 150 страниц

Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются теоретико-методологические основания, цели и задачи диссертационной работы, формулируются пункты новизны, положения, выносимые на защиту, освещается практическая значимость диссертации, ее апробация

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические аспекты изучения нетрадиционных религий» рассматривается поливариантность подходов к пониманию понятия «нетрадиционная религия», анализируется понятие «традиционная религия» и ее критерии, рассматривается ряд подходов к типологизации и классификации нетрадиционных религий, а также исследуется историческая трансформация нетрадиционных религий в связи с процессом секуляризации российской культуры

В первом параграфе «Нетрадиционные религии проблема определения и типологии» анализируются различные подходы к осмыслению нетрадиционных религий, рассматриваются различные аспекты исследуемого феномена и критерии его классификации, и на основе

содержательного анализа рассмотренных подходов дается определение нетрадиционной религии и выделяются типы исследуемого феномена

Понятие «нетрадиционная религия» широко используется в современных гуманитарных дисциплинах, а также представителями различных религиозных систем Вместе с тем, существуют разнообразные подходы к пониманию сущности указанного феномена Многовариантность взглядов на нетрадиционные религии связана с различным пониманием сущности и специфики религии вообще, а также с позитивным или негативным отношением того или иного исследователя к альтернативным формам религии

В традиционном российском православии нетрадиционные религии однозначно рассматриваются как «секты» и, в ряде случаев, как «тоталитарные секты» При этом все нетрадиционные религии оцениваются как крайне негативное явление, как результат богоотступничества, отпадения от Бога

В светской философской и религиоведческой литературе понимание сущности нетрадиционных религий, как правило, лишены оценочного момента, столь характерного для религиозно ориентированных авторов В такого рода дефинициях под нетрадиционными религиями, в основном, понимаются альтернативные господствующей религиозной традиции образования, обладающие рядом качественных особенностей по сравнению с исторической традицией Как правило, к этим особенностям исследователи относят сравнительно недавнее время их появления на данной территории, создание новых сакральных текстов, особый статус основателей этих религий, значительная переработка традиционного вероучения и, в ряде случаев, отсутствие институциональной оформленности Данные аспекты нетрадиционных религий выделены П С Гуревичем, Е Г Балагушкиным, В К Шохиным, В В Кравчук и другими авторами

Рассмотрев ряд подходов к пониманию сущности нетрадиционных религий, можно выделить ряд основных моментов, которые будут браться

как исходные в нашей работе Во-первых, в качестве нетрадиционной религии мы рассматриваем образование, имеющее такое содержание, которое в своей основе качественно отличаются от предшествующей исторической традиции Здесь может иметь место значительная модификация и деконструкция этой традиции, в ряде случаев доходящая до полного разрыва с ней Во-вторых, нетрадиционная религия формируется за счет синкретизации исторической традиции с элементами иных религиозных традиций В-третьих, под нетрадиционной религией мы понимаем образование, формирующееся за счет стирания границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания (наукой, философией) В-четвертых, нетрадиционная религия представляет собой качественно новое образование, конституирующим моментом которого может выступать отказ от веры в сверхъестественное в традиционных ее формах

При исследовании нетрадиционных религий обращает на себя внимание обилие разнообразных религиозных направлений и отсутствие общепринятой их типологии и классификации Известно, что в современном религиоведении существуют различные классификации нетрадиционных религий, каждая из которых вносит дополнительный штрих в общую картину В частности, критерием классификации нетрадиционных религий во многих случаях выступает та исходная традиция, от которой отпочковались нетрадиционные религии В соответствии с этим критерием все нетрадиционные религии можно разделить на неохристианские, неоориенталистские, неоязыческие, оккультные, синкретические

В других случаях за основу типологизации нетрадиционных религий авторы берут отношение религии к социальной реальности В этом случае выделяют обновленческие движения, оппозиционные религиозные организации, альтернативные религиозные объединения и адаптированные религиозные системы Нетрадиционные религии в своей работе в тесной связи с секуляризационным процессом способствующим падению авторитета православия традиционной для России религии и его значительной

модификации, поэтому за основу типологизации нетрадиционных религий мы берем их отношение к традиционному христианству Исходя из данного критерия, можно выделить псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религиозные объединения

Во втором параграфе «Историческая трансформация и истоки нетрадиционных религий в России» рассматривается генезис нетрадиционных религий, в их непосредственной связи с процессом секуляризации российской культуры, во многом обусловленном, по нашему мнению, церковным расколом 17 века Трансформация религиозных новообразований обусловлена и особенностями русского религиозного сектантства как носителя нетрадиционной идеологии, а также спецификой эзотерических течений в период 18-20 столетия Завершает параграф анализ коммунизма как наиболее «секулярной религии» XX века

Степень воздействия религиозного плюрализма на российскую цивилизацию в современном мире многократно возросла Однако если ретроспективно посмотреть на историю России, то мы увидим, что нетрадиционные формы религии появлялись в стране во все периоды ее существования Не в последнюю очередь, это было вызвано особенностями ее пограничного положения В целом для древнерусской православной культуры было характерно рассматривать представителей иных религий как воплощение греха и ставленников сатаны Тем не менее, уже с 15 века на Руси начинает активно распространяться литература по астрологии и гадательной магии, поступавшая в страну из Западной Европы, где под влиянием Возрождения наблюдался расцвет эзотерической традиции Несмотря на недовольство представителей православной церкви, запрещенная литература, среди читающей части населения, продолжала распространяться К тому же на Руси были неизжиты языческие традиции, которые, слившись с христианством, породили христианско-языческий синкрет, который дожил и до наших дней

Феномен «двоеверия» способствовал образованию в русском религиозном сознании своеобразного «разрыва», через который в него проникали различные умонастроения и идеи нетрадиционного характера Фактически можно говорить о том, что языческие и эзотерические элементы, и личный опыт и практика первых ересиархов, сформировавших и вдохновлявших ранние еретические движения, способствовали постепенному зарождению внеортодоксального пространства, в котором впоследствии вырастало все многообразие нетрадиционных форм религии Уже в идеологии первых ересей возникли те идеи, которые несли в себе элементы возникшего на два века позже в Западной Европе протестантизма Однако подлинный размах и организационное оформление в форме сектантства нетрадиционные религиозные идеи получат после церковного раскола 17 века Реформы патриарха Никона подорвали незыблемость православных форм богопочитания, способствовали началу девальвации авторитета церкви, расшатыванию сакральных представлений русского народа, что положило начало процессу секуляризации российской культуры, проявляющей себя в нарастающем падении авторитета православия в культуре России, постепенном качественном преобразовании самого христианства, выявившемся в возникшем после раскола религиозном сектантстве Русское сектантство явило собой, с одной стороны, реакцию на секуляризацию, а, с другой, само несло в себе зачатки секуляризации, ибо в его доктринах и практике возникли элементы, подрывающие авторитет церкви как спасающего верующего человека института, что, естественно, разрушало традиционное православие

Секуляризационный процесс сопровождался религиозным поиском российской интеллектуальной элиты 18-начала 20 столетия В российских образованных кругах в этот период традиционное православие начинает вытесняться модным эзотерическим течением Все это было обусловлено теми изменениями, которые произошли в российском обществе под влиянием тесных контактов с Западной Европой Центральной идеей,

характерной для указанного периода, была идея объяснения мира, исходя из естественных, а не религиозных причин Однако отказ образованной части русского общества от традиционных православных доктрин не означал отказа от самой идеи Бога Главной целью, которую ставили интеллектуалы того периода было понять «конечный замысел Бога», опираясь при этом не на богословие, а на научные достижения того периода Возникновение и распространение эзотеризма в России обусловлено, как отмечалось, процессом секуляризации, и стало возможным в результате падения влияния православной церкви на общество Вершиной нового мировоззрения становится масонство, ставившее перед собой задачу создания новой «всеобщей религии» на базе Каббалы и иудаизма «Всеобщая религия» должна была заменить собой православие Подобные феномены, безусловно, свидетельствовали о том, что традиционное православное мировоззрение перестало удовлетворять духовные запросы определенной части российского общества В целом масонство было пантеистичным и представляло собой смесь гностицизма, язычества, Каббалы и соответственно вопиющим образом противоречило основным принципам и нормам православия

Рубеж 19-20 веков охарактеризовался разочарованием в прогрессе истории Надежда на решение проблем человеческого бытия с помощью науки не оправдала себя, так как объяснить все явления, процессы человеческой жизни, и общественного развития в целом исключительно с научной точки зрения оказалось невозможным Вот почему такую большую популярность приобрели такие учения, которые пропагандировались их лидерами, как несущие людям истинное знание, способное решить все проблемы посредством особого путем духовного самосовершенствования Среди этих путей особое место принадлежит теософии и возникшему несколько позже рерихианству В своем учении теософия и рерихианство исходили из признания тождества Творца и творения, а поэтому основная цель жизни человека, согласно указанным учениям, состоит в восхождении от менее совершенного состояния к более совершенному, ибо конечным

результатом личного совершенствования будет уподобление человека божеству И теософия, и рерихианство по своей сути представляют синкретическое образование, ключевыми элементами которого являются некоторые положения христианства, а также религиозные и философские учения Востока, расходящиеся с традиционной христианской картиной мира

Апогеем секуляризации российской культуры 20 века стала наиболее «секулярная квазирелигия» - коммунизм В извращенной форме коммунизма объект поклонения не имеет сверхъестественного характера Задуманный изначально как противопоставление христианству, «советский коммунизм» на самом деле выступил как подражание ему, причем подражание гораздо более авторитарное, чем само христианство Развенчав христианство, эта форма коммунизма претендовала на создание универсальной картины мира Его принципы деятельности должны были приниматься его последователями абсолютно некритически Но чтобы коммунизм окончательно занял место христианства, необходим был какой-нибудь авторитет, который по своей значимости в какой-то мере мог уподобиться Богу Этим богом в коммунизме стал лидер революционного движения В И Ленин Причем доверие к вождю у части народа было подобно доверию богу и намного превосходило доверие человека к самому себе

Таким образом, можно сделать вывод, что последовательная секуляризация российской культуры привело к возникновению и распространению начальных форм нетрадиционных религий, выраженных в форме сектантства, а также в форме эзотерических течений масонства, теософии и рерихианства Апогеем секуляризации русской культуры выступил коммунизм как разновидность «светской квазирелигии»

Во второй главе диссертационного исследования «Природа и сущность нетрадиционных религий в современной России» исследуются социокультурные и психологические факторы, способствующие распространению нетрадиционных религий на территории Российской

Федерации, проводится анализ основных особенностей современной религиозной ситуации в России, а также раскрывается суть вероучения и организационных принципов псевдохристианских, нехристианских и антихристианских религиозных объединений

В первом параграфе «Нетрадиционные религии социокультурные и психологические аспекты распространения» исследуются причины распространения нетрадиционных религий в современной России

Распространение нетрадиционных религий в современной российской культуре обусловлено глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, начавшейся в период перестроечных процессов в конце 80-х -начале 90-х г г XX столетия

Радикальные социальные и культурные преобразования привели к кризису мировоззрения россиян и девальвации привычных ценностей и идеалов Государственная идеология, находясь в состоянии реформирования, не смогла предложить своим гражданам какую-нибудь альтернативу утраченным идеалам Традиционные религии страны, в силу застойного консерватизма, также оказались не в состоянии удовлетворить духовные потребности россиян В итоге определенная категория граждан России обратилась к альтернативным православию формам религии В ситуации всеобщего мировоззренческого и экономического кризиса нетрадиционные религии смогли стать альтернативой, как традиционным конфессиям, так и беззрелигиозному мировоззрению, господствующему в стране после свержения самодержавия Нетрадиционные религии оказались в состоянии удовлетворить ряд духовных потребностей своих приверженцев и снизить интенсивность психологического давления негативных факторов, предложив новые мировоззренческие установки

Анализ религиозной ситуации в России позволяет прийти к выводу, что, начиная с 80-х годов 20 столетия, в стране идет постепенное нарастание публичного интереса к религии Менталитет граждан страны в указанный период характеризуется освобождением от негативных представлений о

религии и ликвидацией административного и морального преследования церковнослужителей и верующих, что позволило исследователям религии писать о ренессансе последней Постепенно, однако, религиозное возрождение обнаружило ряд особенностей Во-первых, в связи с тем, что первоначально произошла реабилитация религии вообще без всякого различения вероисповедных особенностей, то следствием этого явилось формирование такого феномена как «верующий вообще», что указывает на деградацию формы веры, так как религиозная вера оказывается верой без принадлежности Во-вторых, для многих россиян характерна синкретизация в сознании различного рода фрагментов из других религий, что приводит к «мировоззренческой всеядности», которая имеет лишь косвенное отношение к традиционной религиозной вере, так как оказывается верой без принадлежности к какой-либо конфессии Достаточно характерной чертой современной религиозной ситуации в России является распространение архаичных или ранних форм религии, например, таких, как полидемонизм, политеизм, тотемизм, шаманизм, магические практики В подобной ситуации говорить о религиозном возрождении становится весьма затруднительным, так как оказывается непонятным, что же, в конце концов, возрождается По нашему мнению, в России на современном этапе получила развитие скорее формальная, чем подлинная религиозность, представляющая собой проявления безразличия к собственно проблемам религии при некотором соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия

Во втором параграфе «Распространение псевдохристианских религий как отражение процесса секуляризации» анализируются такие религиозные объединения, как «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней», «Церковь Объединения» Муна, а также объединения автохтонного происхождения, такие, как «Православная Церковь Божьей Матери Державная» и «Церковь Последнего Завета», вероучения которых представляют собой радикальную модификацию и интерпретацию христианства, вызванную секуляризацией общественной жизни

Анализ концептуальных положений данных объединений показывает, что их основные принципы не соответствуют и противоречат традиционному христианству Указанные объединения, за исключением автохтонных, по своему генезису связаны с протестантизмом и его установкой на материальный успех и земное процветание, что гораздо больше соответствует современной российской идеологической ситуации, чем православие с его призывами к аскетизму Подобная точка зрения содержится у исследователей О А Богдановой и Д Таевского, которые объясняют причину падения интереса к православной церкви и распространение нетрадиционных религий установкой современных россиян на материальный успех и благополучие

Одной из наиболее общих черт, присущих псевдохристианским религиозным организациям, является их тотальный рационализм, выражающийся в достаточно свободном, произвольном толковании священных текстов В ряде случаев, лидеры нетрадиционных религозных объединений заменяют Библию своими трудами, так как в них, с их точки зрения, наиболее полно отражена божественная истина Для многих нетрадиционных религий характерно отрицание догмата о Троице, который сопоставляется ими с языческим многобожием, отрицание Божественности Христа, который рассматривается ими как или вознесшийся человек, или как человек, лишенный первородного греха, или же как просто божественное Слово Отрицание Божественности Христа приводит к изменению христианской сотериологической концепции, так как получается, что уже не Бог, а человек спасает мир Аналогично в вероучении псевдохристианских религиозных объединениях представление о Святом Духе Как правило, природа и роль Святого Духа в их учениях принижается, ибо рассматривается как безличная сила Бога-Отца, которая по статусу занимает место значительно ниже Бога Для некоторых организаций (например, для мормонов и мунитов) общим является представление о тождестве человека и Бога, ибо, как когда-то Бог был человеком, так и человек может стать Богом,

причем исключительно своими собственными усилиями и без помощи Бога, что свидетельствует о выраженном антропоцентризме вероучений этих организаций

Таким образом, анализ ряда псевдохристианских религиозных организаций, как западного, так и отечественного происхождения, позволяет прийти к заключению, что секуляризация культурного пространства России породила не только плюрализм религиозных концепций, но и обнаружила в них черты, не совпадающие с традиционным христианством или напрямую противоречащие ему Несмотря на все заявления руководителей этих организаций представить свое вероучение как истинное христианство, основные доктринальные положения указанных организаций демонстрируют качественное преобразование христианства, в ряде случаев доходящее практически до полного разрыва с исторической православной традицией

В третьем параграфе «Нехристианские и антихристианские религии как следствие падения авторитета христианства в России» исследуется связь процесса секуляризации как падения авторитета традиционного христианства в России с вероучительными концепциями нехристианских и антихристианских религиозных организаций Анализируются такие объединения, как «Нью Эйдж», «Международное Общество Сознания Кришны», неоязыческие объединения, «Церковь Сайентологии», неотантризм, сатанинские культы

Анализ основных положений нехристианских и антихристианских религий позволяет заключить, что падение влияния православия приводит к распространению духовных ценностей, во многом противоположных христианству Наиболее общим отличием указанных религий от христианства выступает то, что христианство утверждает первенство духовных целей жизни, ценностей строительства христианской личности и спасения ее души, а современные нехристианские религии в основном нацелены на земную жизнь и на практически неограниченные возможности человека Направленность на материальное бытие, отсутствие объективной

истины, оптимизм, характерные для ряда нехристианских объединений в достаточно сильной степени отвечает духу и запросам современной российской действительности, культивирующей принципы коммерческого успеха и индивидуализма как единственно прогрессивных и продуктивных и отрицание которых несовместимо с современными веяниями

Анализ сатанизма как антихристианского религиозного объединения позволяет заключить, что сатанизм ниспровергает все христианские идеалы и проповедует такие ценностные установки , которые оправдывают полный аморализм человека, культивируя освобождение от всех нравственных ограничений и раскрепощение биологических инстинктов в человеке

В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы относительно сущности нетрадиционных религий в современной России и их связь с процессом секуляризации

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях

Статьи и тезисы

1 Социокультурные и психологические особенности приверженцев нетрадиционных религиозных верований// Философия права Ростов-на-Дону, 2009 - №5 - 0,5 п л

2 Техники манипулирования сознанием в сектантских объединениях// Молодежь XXI века - будущее российской науки Тезисы докладов 2-ой Межрегиональной научно-практической конференции Ростов-на-Дону,

2004 -№3 -0,5 п л

3 Лингвистическое моделирование реальности как метод воздействия на сознание в сектантских объединениях// Молодежь XXI века - будущее российской науки Тезисы докладов Юбилейной Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию РГУ Ростов-на-Дону,

2005 - №4 - 0,5 п л

4 Причины популярности нетрадиционных религий в постсоветской России// Рубикон Сборник научных работ молодых ученых Ростов-на-Дону, 2007 -№43 - 0,5 п л

5 Определение тоталитарной секты и ее признаки// Рубикон Сборник научных работ молодых ученых Ростов-на-Дону, 2008 - №50 -0,5 п л

6 Парадоксы современной российской религиозности// Ученые записки факультета коммерции и маркетинга РГЭУ «РИНХ» Ростов-на-Дону, 2009 -№15 - 0,5 п л

7 Теософия и рерихианство как проявление нетрадиционной религиозности в России начала 20-го столетия// Философские проблемы вчера, сегодня, завтра Ежегодный сборник научных статей кафедры философии и культурологии РГЭУ «РИНХ» Ростов-на-Дону, 2009 - 0,5 п л

Сдано в набор 11 11 2009 Подписано в печать 11 11 2009 Формат 60x84 1/16 Ризография Уел печ л 1,1 Бумага книжно-журнальная Тираж 100 экз Заказ 1111/01

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30 www сору61 ru e-mail info@copy61 ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Воронкова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения нетрадиционных религий.

1.1.Нетрадиционные религии: проблема определения и типологии.

1.2. Историческая трансформация и истоки нетрадиционных религий в России.

Глава 2. Природа и сущность нетрадиционных религий в современной России.

2.1. Нетрадиционные религии: социокультурные и психологические аспекты распространения.

2.2. Распространение псевдохристианских религий как отражение процесса секуляризации.'.

2.3. Нехристианские и антихристианские религии как следствие падения авторитета христианства в России.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Воронкова, Ольга Владимировна

Актуальность исследования. Характерной чертой современной российской культуры является существенная трансформация религиозной сферы, которая проявляется в широкой экспансии различных нетрадиционных религиозных организаций, концептуальные установки которых во многом оказываются далеко отстоящими или даже прямо противоположными традиционным христианским ценностям и идеалам. Поскольку с момента принятия христианства и до установления социалистического режима многие парадигмы духовной культуры народов России определялись православием, имеющим статус государственной религии, постольку исследование причин появления и распространения в нашей достаточно секуляризованной стране нетрадиционных религий является весьма актуальной проблемой. 1 . 1' 'г' ■:;

В современной России, по мнению ряда исследователей, экспансия нетрадиционных религиозных объединений, теснящих традиционное для российской культуры православие, является следствием процессов глобализации и секуляризации. Широкое распространение на территории России в 20-ом столетии нетрадиционных религий невозможно объяснить лишь активной прозелитической деятельностью зарубежных проповедников и изменением правовой базы страны, создавшей закон, гарантирующий подлинную свободу совести. С нашей точки зрения, «расцвет» нетрадиционных религий во многом обусловлен тем, что политическая элита России взяла курс на реализацию в стране культурной модели стран Запада, что и привело к возникновению идентичных социокультурных основ, способствующих распространению нетрадиционных религий как зарубежного, так и отечественного происхождения.

Одним из серьёзных последствий односторонней европеизации и американизации российской культуры явилось то, что её ценности и идеалы стали противоречить ценностям православия, изначально позиционирующего примат духовного над материальным. В современном российском обществе материальная сфера жизни человека и идеалы рынка выходят на первый план, что обуславливает сосредоточенность человека зачастую исключительно на материальных потребностях и интересах. В отличие от православия, стремящегося акцентировать внимание человека на духовной стороне бытия и обещающему вознаграждение после смерти, большинство нетрадиционных религиозных движений «гарантируют» здоровье, удачу и богатство в настоящей, а не потусторонней жизни, чем и привлекают к себе многочисленных сторонников. В связи с вышеизложенным большой научный интерес представляет анализ механизмов проникновения в сознание россиян нетрадиционных религиозных идей и концепций, что, в свою очередь, позволит аргументировано ответить на вопрос о соответствии этих идей духовным запросам граждан страны. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена также необходимостью раскрытия взаимосвязи нетрадиционных религий с процессом секуляризации, ибо последняя способствует существенному снижению авторитета православия и одновременному распространению псевдохристианских, нехристианских и антихристианских религиозных объединений.

Немаловажным обстоятельством в этом плане является и то, что в обществе, находящемся в ситуации духовного кризиса и нестабильности, наступивших на первом этапе перестроечных процессов в России, нетрадиционные религии сумели стать для многих верующих людей достаточно действенной формой нейтрализации стрессовых факторов, в отличие от не сумевшей сразу организовать активное противодействие экспансии нетрадиционных религиозных движений православной церкви. Данное обстоятельство делает проблему изучения нетрадиционных религий остроактуальной.

Для нахождения оптимального способа регулирования взаимодействия российского общества с нетрадиционными религиями весьма значимой представляется и задача показать, в каких формах и видах проявляется нетрадиционность новых религий по отношению к традиционному христианству. Актуальность проведённого исследования обусловлена также и тем, что изменения в религиозной сфере влекут за собой трансформацию духовной сферы российского общества, что, в свою очередь, отражается в отношении человека к государству, обществу, семье, труду, представлениям о добре и зле, о чести и долге и т.д.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы нетрадиционных религий в России в силу её актуальности посвящено достаточно большое количество исследований. Понятие «нетрадиционная религия» сегодня используется как светскими религиоведами, так и православными богословами.

У истоков определения понятия «нетрадиционная религия» стоят такие исследователи, как Е.Г.Балагушкин, Л.И.Григорьева, П.С.Гуревич, Л.И Л.Н.Митрохин, М.Мчедлов и др. В частности, Е.Г.Балагушкин указывает, что нетрадиционные религии характеризуются как типичная альтернатива господствующей религиозной традиции, выражающая в форме новой религиозной идеологии конфронтацию с существующем социальным строем. В свою очередь, исследователь Л.И.Григорьева рассматривает нетрадиционные религии как такие новообразования, которые демонстрируют полный разрыв с исторической религиозной традицией, создавая при этом качественно новые религиозные доктрины.

Кроме того, ряд интересных идей относительно природы и особенностей функционирования нетрадиционных религий содержится у православно ориентированных авторов, таких как А.Л. Дворкин и А.Кураев. Так, отечественный сектовед А.Л.Дворкин рассматривает нетрадиционные религии как зарубежного, так и отечественного происхождения как тоталитарные секты. При этом исследователь отмечает, что подобные секты имеют выраженный деструктивный характер и используют определённые техники манипулирования сознанием своих приверженцев с целью формирования у них состояния зависимости от религиозной группы.

Большой вклад в решение вопроса о типологизации и классификации нетрадиционных религий были внесены отечественными исследователями Е.Г.Балагушкиным, О.А.Богдановой, Б.Фаликовым, а также зарубежным исследователем К.Боа.

Так, исследователь Е.Г.Балагушкин за основу типологии нетрадиционных религий берёт их отношение к социальной реальности, в соответствии с чем все религии можно определить как принадлежащие к одному из следующих типов: обновленческие, оппозиционные, альтернативные и адаптированные.

В свою очередь, Б.Фаликов указывает, что существует четыре типа нетрадиционных религий. К ним исследователь относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов; нетрадиционные религии, возникшие в результате традиции; движения, имеющие своей основой оккультную традицию; синкретические нетрадиционные религии.

Исследователь О.А.Богданова в основу классификации нетрадиционных религий кладёт их отношение к традиционному христианству. Исходя из этого исследователь выделяет псевдохристианские, нехристианские и антихристианские религии.

Проблеме секуляризации русской культуры, послужившей фактором формирования нетрадиционных религиозных представлений посвящены работы таких авторов, как Л.А.Андреева, В.Ю.Инговатов, М.О.Шахов.

Исследователь Л.А.Андреева отмечает, что в результате реформ Петра I произошла дискредитация Православной Церкви и десакрализация образа царя как наместника Христа на земле, что привело к углублению секуляризации общественной жизни.

В.Ю.Инговатов отмечает взаимосвязь Церковного раскола 17 века и начала секуляризации русского религиозного сознания.

М.О.Шахов указывает, что результатом реформ патриарха Никона стал подрыв незыблемости православных форм богопочитания, девальвация авторитета Православной Церкви, что послужило началом процесса секуляризации.

Для понимания феномена еретических учений и русского религиозного сектантства как носителей идей нетрадиционной религиозности мы обращались к работам известных русских философов Е.Е.Голубинского и Г.Флоровского. Весьма ощутимый вклад в исследование русского сектантства внесли современные исследователи А.И.Клибанов, Л.Н.Митрохин, Т.С.Оленич, В.В.Титов, идеи которых также были использованы в нашем исследовании.

Исследованию масонства, теософии и рерихианства как нетрадиционных религий в России посвящены работы таких авторов, как В.Аксючиц, В.В.Кучурин, В.И.Новиков и др.

Немалый вклад в рассмотрение идеологии коммунизма как наиболее «секуляризованной религиозной формы» внесён русскими философами Н.А.Бердяевым, Б.П.Вышеславцевым, А.Ф.Лосевым, Л.А.Тихомировым.

Большое значение для осмысления современной религиозной ситуации в России имеют работы К.Каариайнена, С.Б.Филатова, Д.Фурмана, М.Эпштейна. Среди множества работ, посвященных анализу социокультурных и психологических особенностей приверженцев нетрадиционных религиозных верований, следует выделить исследования таких западных авторов, как Э.Фромма, К.Хорни, И.Ялома. Проблемы нетрадиционных религий в аспекте их эффективного воздействия на верующих, способствующего избавлению человека от негативных переживаний, рассматриваются в работах отечественных исследователей Е.Г.Балагушкина и Д.Угриновича.

Особенности деятельности современных нетрадиционных религиозных организаций и течений нашли своё отражение в работах таких зарубежных авторов, как Р.Генон, Дж.Макдауэлл, У.Мартин, Г.Рормозер, Д.Стюарт и др. Среди российских учёных, работающих в этом же плане, следует отметить работы исследователей А.И.Осипова, А.В.Пименова, Д.Таевского, С.Б.Филатова и др.

Специфика функционирования нетрадиционных религий была рассмотрена на обширном материале, представленном в трудах лидеров современных религиозных организаций. Это, прежде всего произведения Д.Смита, Ошо Раджниша, И.Береславского, а также периодические издания общества «Свидетели Иеговы» и др. Благодаря наличию такого широкого спектра работ, посвященных различным аспектам деятельности нетрадиционных объединений, возникает необходимость в обобщении и уточнении имеющегося знания, синтезе существующих подходов.

Целью настоящего исследования является исследование нетрадиционных религий в контексте секуляризации культуры России. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. уточнить определение понятия «нетрадиционная религия»;

2. раскрыть, как в процессе секуляризации российской культуры с неизбежностью возникают и распространяются нетрадиционные религии;

3. установить, что в русском религиозном сектантстве возникают качественно новые особенности, свидетельствующие о деконструкции христианской традиции и превращении теоцентрического христианства в антропоцентрическую религию;

4. показать, что эзотерическое течение, представленное в России масонством, теософией и рерихианством являло собой пример нетрадиционных религиозных систем;

5. установить, что в современных условиях модернизации и реформирования российского общества религиозность населения определяется такими «спутниками» секуляризации, как мировоззренческий плюрализм и религиозный эклектизм

6. исследовать, каким образом нашёл своё отражение процесс секуляризации как деконструкция христианской традиции в псевдохристианских религиозных организациях;

7. определить, является ли появление и распространение нехристианских и антихристианских религиозных организаций следствием падения авторитета христианства в России.

Объектом исследования диссертации являются нетрадиционные религии в России.

Предмет исследования - раскрытие природы и сущности нетрадиционных религий и их связь с процессом секуляризации российской культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования. Предмет исследования, определённый как выявление природы и сущности нетрадиционных религий в России в контексте с процессом секуляризации российской культуры и сформулированные выше задачи исследования, предполагают использование методологии, позволяющей раскрыть взаимосвязь нетрадиционных религий и процесса секуляризации в России. Диссертационное исследование базируется на принципах историзма, логического анализа и синтеза. В работе также использовались методы систематизации, классификации и теоретического обобщения. Исходными методологическими принципами исследования является также компаративный подход, позволяющий выявить общее и особенное в нетрадиционных религиях, распространившихся в России.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях: 1. на основе содержательного анализа взглядов и концепций на нетрадиционные религии дано определение последних как таких религиозных новообразований, которые представляют собой качественно новый тип религии по сравнению с исторически сложившимся. Эти новообразования основаны либо на модификации предыдущей религиозной традиции, либо на её синкретизации с элементами других религиозных традиций, либо базирующиеся на стирании границ между религией как таковой и светскими формами общественного сознания;

2. установлено, что процесс секуляризации российской культуры, понимаемый как единство падения авторитета традиционного для России православия и модификация христианства в целом во многом обусловил возникновение различных форм нетрадиционных религий в России;

3. выяснено, что уже в русском по генезису сектантстве явно обозначились качественно новые особенности, которые проявились, в частности, в проникновении рационализма в православие. Это выразилось в попытке замены богооткровенных истин частными мнениями отдельных харизматических лиц, в модификации ряда христианских догматов, и в заметном падении влияния Православной Церкви;

4. выявлено, что эзотерическая линия, представленная в России масонством, теософией и рерихианством, представляла собой образцы гетерогенных нетрадиционных религий. Последние являлись синкретизмом различных религиозных компонентов с элементами разнообразных философских учений, явно расходящихся с традиционным христианством;

5. установлено, что широкое распространение в постсоветской России гетерогенных религиозных объединений обусловлено глобальной трансформацией всех сфер жизни общества;

6. проанализировано, что вероучения современных псевдохристианских религиозных объединений представляют собой значительную деконструкцию традиционного христианства;

7. выяснено, что формирование и распространение доктринальных положений нехристианских и антихристианских религиозных объединений являют собой следствие падения влияния православия в России на определённые слои и группы общества На защиту выносятся следующие положения:

1. Нетрадиционная религия - это религиозное новообразование, демонстрирующее качественно новый тип религии, основанный либо на модификации и деконструкции предшествующей религиозной традиции, либо на синкретизации традиционной религии с элементами иных религиозных систем. К нетрадиционной религии можно также отнести новообразование, сложившееся на основе стирания границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания (наукой, философией).

2. В процессе исторической трансформации нетрадиционных религий на территории российского государства уже в русском религиозном сектантстве проявились особенности, свидетельствующие о существенном переосмыслении православной традиции: отрицание Православной Церкви и её иерархии, что свидетельствует об отказе от христианского догмата о спасительной силе святой соборной апостольской Церкви; отрицание посредников между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа, что сближает мировоззрение русского сектантства с западным протестантизмом; активная ориентация на поиск живого Бога и вытекающее из этого поиска повышенное внимание к духовной практике личного богопознания, что никогда не поощрялось официальной Церковью. Общей чертой русского сектантства выступило возвеличивание человека и переход от теоцентрического христианства к антропоцентрическому.

3. Эзотерическая линия, представленная в России 18-начала 20 столетия масонством, теософией и рерихианством, представляет собой пример синкретизации различных религиозных и философских концепций, научных и паранаучных положений, с сохранённой ориентацией на сверхъестественное, что позволяет отнести российский эзотерические течения к нетрадиционным религиям. Эзотеризм формирует принципиально иную картину мира по сравнению с христианской, что выражается в следующих аспектах: представление о мире как результате эманации трансцендентного начала; представление о многократности воплощений человека на его пути к совершенствованию; отрицание богочеловечности Христа и постулирование его как одного из учителей человечества, что говорит об антропоцентризме эзотеризма; отрицание греховности человеческого рода и отождествление человека и Абсолюта.

4. Активное распространение нетрадиционных религий в постсоветской России стало возможным вследствие глубоких изменений во всех сферах жизни общества. Мировоззренческий и экономический кризис привёл население страны к нарастающей духовной неудовлетворённости. Религия в обстановке духовного кризиса и деформации привычного мировоззрения оказалась весьма действенным механизмом объяснения и психологической нейтрализации негативных переживаний. Возникший духовный вакуум не мог быть заполнен традиционным православным христианством в силу его консервативности, ригидности и жёсткого следования традициям прошлого. В результате определённая категория верующих людей обратилась к альтернативным православию формам религиозности.

5. Вероучения современных псевдохристианских религиозных организаций представляет собой модификацию и такую интерпретацию христианства, которая связана непосредственно с секуляризацией общественной жизни.

6. Распространение нехристианских и антихристианских религиозных объединений является следствием падения авторитета православного христианства в России. Вероучения этих объединений основаны на таких противоположных православию ценностях как отрицание института церкви, неприятие христианской аскезы, отсутствие идеи страха Божьего. Общей особенностью учений указанных объединений является принципиально признание ими тождества человека и Бога.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержащееся в диссертации авторское определение нетрадиционной религии позволяет глубже осмыслить особенности религиозной ситуации в России. Проведённое исследование раскрывает суть связи секуляризационного процесса российской культуры с возникновением и развитием нетрадиционных религий в стране. Данный вывод может использоваться в разработке стратегической линии в формировании политики российского государства в области религии. Концептуальные выводы и материал диссертации могут использоваться в основных и специальных курсах по религиоведению, социальной философии, культурологии и других гуманитарных дисциплинах.

Апробация результатов исследования. Разные аспекты исследования нашли своё отражение в статьях, а также выступлениях на научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного Научного Учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и кафедры истории философии факультета философии и культурологи ЮФУ.

Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии, содержащей 149 источников. Общий объём диссертации - 151 страница.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ"

Заключение

Подводя итоги анализу нетрадиционных религий, получивших развитие и распространение на территории России, можно сделать ряд выводов, представляющих собой ответы на вопросы, поставленные в начале нашего исследования.

Во-первых, определение понятия нетрадиционных религий привело нас к выводу, что в качестве нетрадиционной религии необходимо понимать религиозное новообразование, демонстрирующее собой качественно новый тип религиозности по сравнению с исторически сложившимся на данной территории и основанный либо на модификации религиозной традиции вплоть до полного разрыва с ней, либо на синкретизации предшествующей традиции с элементами различных религиозных традиций, либо основанный на стирании границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания.

Во-вторых, исследование истоков и трансформации нетрадиционных религий позволяет сделать вывод о том, что российская нетрадиционная религиозность во многом обусловлена процессом секуляризации культуры, подразумевающей под собой падения влияния традиционного христианства, обмирщение христианства, что проявилось в искажении христианских догматов, в отказе от них, замене основных онтологических и этических принципов христианства псевдохристианскими и нехристианскими доктринами и положениями, подмене теоцентризма христианства антропоцентризмом, в падении авторитета Православной Церкви. Кроме того, первоначальное возникновение нетрадиционной религиозности напрямую связано с церковным расколом 17 века, в результате которого произошёл разрыв с традиционным христианским мировидением. Далее, последующие реформы Петра I, приведшие к европеизации практически всех сфер общественной жизни, обусловил возникновение качественно новой цивилизации, ценности которой во многом оказались несовместимы с ортодоксальным христианством. В результате анализа генезиса нетрадиционных религий была обнаружена связь между уровнем развития процесса секуляризации, с одной стороны, и развитием нетрадиционных религий в России, так как было показано, что, если в период раскола 17 века имело место лишь зарождение нетрадиционных религий, то в период русской революции 1917 года секуляризация достигает своего апогея, результатом которого выступила наиболее секулярная религия - коммунизм. В-третьих, исследование социокультурной обстановки, сложившейся в России в конце XX столетия позволяет отметить, что глобальная трансформация всех сфер жизни общества в период перестроечных процессов в России привела к нарастанию кризисных явлений в развитии личности, вследствие чего человек начинает искать опору в нетрадиционных формах религиозности, так как традиционные религии с их установкой на приоритет духовного над материальным, с точки зрения современного обывателя, не соответствуют духу времени.

В-четвёртых, анализ психологических свойств личности позволяет сделать вывод о том, что нетрадиционная религиозность обладает возможностью нейтрализации стрессогенного фактора в гораздо большей степени, чем ортодоксальное христианство, что и обусловило обращение определённой категории российских граждан к нетрадиционным формам религиозности. В-пятых, анализ природы и сущности псевдохристианских нетрадиционных религий позволяет прийти к заключению, что, несмотря на всё своё многообразие, они обладают схожими чертами, позволившими им занять определённую нишу в современном российском обществе, а именно, в них наличествует: установка на антропоцентризм, устремлённость в радикально новое будущее, открытая критика традиционного христианства, рационализм и сосредоточенность на земных проблемах. Кроме того, все псевдохристианские религии в той или иной степени демонстрируют переосмысление первоначальной традиции, её модификацию и замену библейских истин мнениями отдельных частных лиц.

В- шестых, анализ природы и сущности нехристианских и антихристианских нетрадиционных религий позволяет отметить, что причина их популярности в современной России связана, в первую очередь, связана с их установкой на релятивизм, оптимизм, гедонизм и утилитаризм.

В-седьмых, фактически можно говорить о том, что нетрадиционные религии в настоящее время по своей сути выражают дух современной эпохи и являют собой попытку адаптации российского человека к современным реалиям жизни. а

142

 

Список научной литературыВоронкова, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Авдеев В.Б. Преодоление христианства (опыт адогматической проповеди). -М., 1993.

2. Агаджанян Ф.А. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму. Электронный ресурс. Режим flocTyna:http:www.archipelag.ru/geoculture/religion/Eurasia/altemative/cBo6oAHbm. -Загл. с экрана.

3. Аксючиц В. Родовые болезни дворянской интеллигенции Электронный ресурс.- Режим дocтyпa:http:www.шsk.ru/stphp.idaг.cвoбoдный. Загл. с. экрана.

4. Александр (Милеант) Епископ. Лжеучение мормонов Электронный ресурс. -Режим дocтyпa:http:www.globi.ru/biblio/egeuehenia 39.htm.

5. Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997.

6. Ангельский покров. М., 1991.

7. Андреева Л.А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. — М., 2001.

8. Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. 2006. № 4.

9. Антихрист. Ад и мытарства. — М., 1991.

10. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М., 1984.

11. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. - М., 1999.

12. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. — 1996. № 5. ,

13. Балагушкин Е.Г., Шохин В.К. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе Электронный ресурс. —а 143

14. Режим доступа: http://www.ecsosman.edu.rii/images/pubs/ 2009/04/12/0000329045 balag206pdf.CBo6oflHbiM. Загл. с экрана.

15. Боа К. Лабиринты веры // Боа К. Лабиринты веры. Литтл Л. Путь к истине. Российско-Германско-Американская миссия. GEO.

16. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

17. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2000.

18. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 2006.

19. Бердяев Н.А. Теософия и антропософия в России Электронный ресурс. -Режим доступа:1Шр ://www/magister.msk.ru/librari/philos/berdyaev/berrdn072.htm.

20. Береславский И. Огонь покаянный. М., 1991. . ;

21. Богданова О.А. Нетрадиционные религиозные движения в России: истки и смысл // Гуманитарные и социально-экономические науки,- 2000. №2.

22. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону, 2001.

23. Богданова О.А. Мировоззренческие основы кризиса личности в постсоветской России // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра. Ежегодный сборник научных статей кафедры философии и культурологи Ростов-на-Дону, 2007.

24. Богородичный собор. М., 1991. № 1.

25. Богородичный собор. М., 1991. № 2.

26. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины: сб. ст. М., 1991.27.Бхагавадгита. Л., 1986.

27. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самосознания. М., 1991.а 144

28. Вдовченков Е. Современное славянское неоязычество как реакция на кризис русской этнической идентичности Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://www.vdovchenkov.livejornal.con./1592.html свободный. - Загл.с экрана.

29. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

30. Венчание на Престол. М., 1991.

31. Вышеславцев Б.П. Избранные сочинения. М., 1995.

32. Гайдуков А. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб., 1998

33. Генон Р. Кризис современного мира Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://www.philosophy.ru/libraiy/guenon/01/,свободный. - Загл. с экрана.

34. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991.

35. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России Электронный доступ. Режим flocTyna:http//www.srnihome.ru/philosophy/11970,CBo6o/iHbifi. - Загл. с экрана.

36. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.1. М.,1997.

37. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. -Красноярск, 2002.

38. Григорьева Л.И. К вопросу об использования понятия «тоталитарная секта» Электронный ресурс. Режим AOCTyna:http:www.yro.narod.ru/bibliothecal/L-Grigorieva.htm,свободный. - Загл. с экрана.

39. Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм. М., 1984.

40. Гуревич П.С.Культурология. — М., 2003.

41. Да будет Бог истинный. СПб., 1998.

42. Дароносица печатей. Омск, 1991.

43. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 1998. . ,а 145

44. Деструктивный культ или патриотическое движение? Электронный доступ.-Режим дoc^yпa:http://www.dypt.rll/aпalitics018htm,свободный. Загл. с экрана.

45. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. 2001 .№ 4.

46. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

47. Инговатов В.Ю. Русское старообрядчество и секуляризация русского сознания Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://www.elibaltstu.ru/elib/books/Files/1999-03/HTML/31/рар-31 .htm, свободный. - Загл. с экрана.

48. Иоги Махаджан. Восхождение. Тольятти, 1989.

49. Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. № 6.

50. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий // Общественные науки и современность. 2007. № 1.

51. Каменский А. Российская империя в 18-ом веке: традиция и модернизация. -М., 1998.

52. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2004.

53. Карпицкий Н. Коммунизм в системе типизации дуалистических ересей Электронный ресурс. Режим дoc^yпa:http://wлvw. tvfi.narod.ru/eresil.htm, свободный. - Загл. с экрана.

54. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965.

55. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т.1. Рига, 1991.

56. Коскелло А. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма Электронный ресурс. Режим AOCTyna:http://www.archipelag.ru/geoculture/religion/Eurasia/extreme, свободный. -Загл. с экрана.

57. Кураев А. Христианство на пределе истории. М., 2003.

58. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции Электронный ресурс. Режим AocTyna:http ://www.koob.ru/kuraev-andrei/satanism dla intell.

59. Кучурин В.В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства Электронный ресурс. Режим дoc^yпa:http://www.sofik-rgi.narod.ru/avtori/slovomisl/kutchurin.htm, свободный. -Загл. с экрана.

60. Лавей А.Ш. Записная книжка Дьявола Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://dominus.agavav.ru/magic/laway/satanrituals, свободный. - Загл. с экрана.

61. Ливен А. Война в Чечне и упадок российского могущества Электронный ресурс. Режим дocтyпa:http://www.sakharov-center.гu/chc/cllгus 122htm, свободный. - Загл. с экрана.

62. Лири Т., Стюарт М и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Перевод с англ. - «Janusbooks», С-Пт, 2002.

63. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

64. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

65. Лункин Р., Филатов С. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М-СПб., 2002.

66. Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш. Тантрическая любовь. М., 1995.

67. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://www.jesuschrist 2012.narod.ru/books/liars.htm, свободный. - Загл. с экрана.

68. Мартин У. Царство культов. СПб., 1999а 147

69. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

70. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.З. М., 1995.

71. Митрохин JI.H. Религиозные культы в США. М., 1984.

72. Митрохин Л.Н. Формирование баптизма в России Электронный ресурс. -Режим AOCTynaihttpV/www.reghi.spb.iri/cristian/mitrokh^l.html, свободный. -Загл. с экрана.

73. Мчедлов М. Приоритет традиции или права // Религия и право. 2003.№ 2.

74. На самом ли деле Бог заботится о нас. — Бруклин, 1992.

75. Назаров В.Н. Введение в теологию. М.,2004.

76. Неманов И.Н., Рожнов И.А., Рожнова В.Е. Когда духи показывают когти. -М., 2000.

77. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996.№ 12.

78. Никитина Е. Психологические механизмы зависимого поведения в сектах и принципы терапии пограничных состояний с позиций экзистенциальной терапии и православного христианства // Психология и религия на стыке тысячелетий. -Харьков,2004.

79. Ницше Ф. Сумерки богов. СПб., 1993.

80. Новиков В.И. Масонство и русская культура. М.,1998.

81. Оленич Т.С. Возникновение и трансформация русского сектантства. Ростов-на-Дону, 2004.

82. Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск, 2007.

83. Ошо Р. Психология эзотерического. М., 1992.

84. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация?// Вопросы философии. 2002, №4.

85. Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М., 1996.

86. Платонов О. Святая Русь и окаянная нерусь. Русская цивилизация против мирового зла. М., 2005.а 148

87. Плотникова Т.В. Политическое поведение в России. Ростов-на-Дону, 2004.

88. Покровский М.Н. Очерки русской культуры. Курск, 1924.

89. Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995.92.Родные боги. М., 2001.

90. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодернизма» глазами христианского публициста // Вопросы философии. 1991. № 5.

91. Рыжов Ю. Новая религиозность в культуре и искусстве Электронный ресурс. Режим дocтyпa:http://www.binetti.ш/studia/гushoyl lj2.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

92. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Т.4., кн. 1- СПб., 1898.

93. Семёнова С.Г. Николай Фёдоров. Творчество жизни. М., 1990.

94. Семёнова С., Гачева А. Смерть, бессмертие и воскрешение в «Философии общего дела» // Философия бессмертия и воскрешения. Вып.1. М., 1996.

95. Семотюк О.П. Буддизм. История и современность. Ростов-на-Дону — Харьков, 2005.

96. Смотри! Я творю всё новое. Бруклин, 1986.

97. Смотри! Я творю всё новое. Бруклин, 1989.

98. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7.

99. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т.4. М., 2006.

100. Соловьёв B.C. Византизм и Россия. Византизм и славянство. — М., 2001.

101. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб, 2000.

102. Сторожевая башня. 15.01. 1992.

103. Сторожевая башня. 01.08.1994.

104. Сторожевая башня. 01.10.1994.

105. Сторожевая башня. 15.02. 1995.а 149

106. Таевский Д. Двойственность современного религиозного сектантства в кривом зеркале российской журналистики Электронный ресурс. Режим AOCTyna:http://www.lib.babr.ru/index.php.book=3147, свободный. - Загл. с экрана.

107. Таевский Д. Протестантская Россия реальная ситуация Электронный ресурс. - Режим дocтyпa:http://www.news.invictori.ord./issue 14225.html, свободный. - Загл. с экрана.

108. Титов В.В. Ложные и отречённые книги славянской и русской старины: тексты-первоисточники XV-XVIII вв. с примечаниями, комментариями и частным переводом. М., 1999.

109. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 2004.

110. Толкиенизм в странах России и СНГ: становление неорелигиозного движения Электронный ресурс. Режим дocтyпa:http:www.kulichki.com/tolkieп/podcЫvka/021218.htm.

111. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного Электронный ресурс. -Режим flocTyna:http://www.gumeri info/bogoslovbuks/Relig/Torch/index.php, свободный. Загл. с экрана.

112. Ты можешь жить вечно в раю на земле. Бруклин, 1989.

113. Угринович Д. Психология религии. М., 1986.

114. Ушакова Ю.В. В какие времена живём мы? // Альфа и Омега. 1998. № 4(18).

115. Фаликов Б. В ожидании конца света // Новое время. 1998.№ 34.

116. Фаликов Б. Неоязычество // Новый мир. 1999. № 8.а 150

117. Фесенкова JI.B. Теософия сегодня // Дискурсы эзотерики (философский анализ). -М, 2001.

118. Фёдоровское религиозно-философское движение как пример религиозного модернизма. 4.1. Электронный ресурс. Режим доступа:Ьйр://\у\¥ЛУ. kestor.org.ru/russia articles/apr2006/03Fedorov.html.

119. Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. №8.

120. Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // ПОЛИС. 1999. № 3.

121. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

122. Франки В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб, 2000.

123. Фромм Э. Бегство от свободы // Э. Фромм. Догмат о Христе. М., 1993.

124. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

125. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2001.

126. Харкив В. Сознание «Нью Эйдж» религия Антихриста? Электронный доступ. - Режим доступаййр^^ш^обеззазет.сот/риЬНзЫг^ bogomyslie0402 html, свободный. - Загл. с экрана.

127. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. М., 2006.

128. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

129. Шахов М.О. Философские аспекты староверия Электронный ресурс. -Режим дocтyпa:http://www.portal-cred.ru/site/prinrl/php, свободный. Загл. с экрана.

130. Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм Электронный ресурс. -Режим flocTyna:http://www.community.livejornal.com/cherkassity/248917.html, свободный. Загл. с экрана.

131. Шнирельман В.А. Второе пришествие арийского мифа // Восток. 1998.

132. Шнирельман В.А От «советского народа» к «органической общности»: образ мира русских и украинских неоязычников // Славяноведение. 2005. № 6.1.Isi С <(<(£

133. Элбакян Е.С. КвазирелигиозностъТ/ Религии народов современной России: словарь. 2-е изд. испр. и доп. М., 2002.

134. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.З. От Магомета до Реформации. М., 2002.

135. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России ( 1970-1980-е годы). М., 1994.

136. Эппггейн М. Постатеизм, или Бедная религия // Октябрь. 1996. № 9

137. Эпштейн М. Русская культура на распутье // Звезда. 1999. № 2

138. Эткинд А. Хлыст,- М., 1998.

139. Яковенко И. Большая и малая традиции европейской культуры Электорнный ресурс. Режим дocтyпa://www.lebed.com/2006/art4598.htm, свободный. - Загл. с экрана.

140. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. — М.,

141. Яшин В.В. Церковь православных староверов-инглинов Электронный ресурс. Режим flOCTyna:http://wwwis/omsk/ru/relbion/kult/ingling-htm, свободный. - Загл. с экрана.

142. Marts Т. Secrets of the New Age: Satans Plan for a One World Religion. -Westchester, 1987.

143. McConkie B.R.Mormon Doctrine. Salt Lake City, 1992.

144. Smith J.F. Teachengs of the Prophet. Salt lake Sity, 1997.

145. Habbard L.R. The Creation of Human Ability. Los Angeles,1968.1997.1. Иностранные источники: