автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Янакова, Елена Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект"

На правах рукописи

ЯНАКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

РЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ АСПЕКТ

22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Ростов-на-Дону - 2013

Работа выполнена в ФГЛОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный кандидат политических наук, профессор

руководитель: Черноус Виктор Владимирович

Официальные оппоненты: Нечипуренко Виктор Николаевич

доктор философских наук, профессор, Филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Батайске, профессор кафедры социальной работы и экономики

Степанов Олег Васильевич

доктор социологических наук, профессор, ГБОУ С ПО «Донской педагогический колледж», директор

Ведущая организация: Институт социально-экономических и

гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

Защита состоится 21 июня 2013 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-па-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан 20 мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.В. Верещагина

РОССИЙСКАЯ

госу;;ЛНС1вьнная

БИБЛИОТЕКА

8013 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия произошло радикальное изменение отношения государства к религиозным ценностям и институтам, что отразилось на степени участия религиозных институтов в общественной жизни и решении социальных проблем. Если в период господства марксистской моноидеологии религиозные институты были отчуждены от государства и общества - речь идет не только о законодательном отделении, но и о фактическом оттеснении церкви на периферию общественной жизни, - то в настоящее время происходит активное возвращение общества и индивидов к религиозным ценностям и традициям, растет социальная значимость религиозных организаций. В целом, можно говорить о практическом изменении социальной роли и функций религиозных институтов, хотя в правовом отношении они остаются конституционно отделенными от государства.

В последние десятилетия социологические исследования фиксируют высокий уровень религиозной самоидентификации и положительную динамику отношения россиян к институту религии'. Хотя отношение к церкви как институту и активизации его участия в социальной жизни остается неоднозначным. Несмотря на эту неоднозначность, на сегодняшний день Русская православная церковь (далее - РПЦ) пользуется авторитетом и доверием у значительной части населения страны.

Происходящие изменения, связанные с превращением РПЦ в реальный субъект общественных отношений, расширением ее социальных функций и ее активным участием в социальных процессах, обусловливают социально-практическую актуальность темы настоящего исследования. Кроме того, обращение к данной теме важно и в связи с негативно-критическим отношением к возрастанию социальной роли религиозных институтов со стороны ради-

1 ВЦИОМ. Верим ли мы в Бога? 2010. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 13365

3

кально-либеральной и атеистически настроенной части общества, создающей повод для социальной напряженности.

Данная тема представляет также научно-теоретический интерес, связанный с возрастанием в последнее время исследовательского интереса к изучению роли религии и ее основных функций в общественных процессах, а также дефицитом теоретических представлений об этих процессах, сложившимся в силу длительного доминирования атеистически ориентированного обществознания.

Степень научной разработанности темы. Современные социологические представления о функционировании религиозных институтов в обществе базируются на использовании теоретико-методологических подходов, разработка которых восходит к классическому периоду истории социологии. Общетеоретические проблемы влияния религиозных институтов и ассоциируемых с ними ценностных представлений на социальные процессы были подняты еще М. Вебером и Э. Дюркгеймом . В дальнейшем свой вклад в изучение социального влияния, функций и практик религиозных институтов внесли и представители структурного функционализма Р. Мертон, Т. Парсонс и стоящий на позициях феноменологической социологии П. Бергер и др.3

В современной отечественной социальной науке общетеоретические проблемы функционирования религиозных институтов рассматриваются в работах таких авторов, как В.И. Веремчук, Ю.Г. Волков, М.Е. Добрускин, Г.Е. Зборовский, Г.И. Козырев, М.П. Мчедлов, Е.О. Настоящее, В.Н. Нечипуренко, В.Г. Тахтмышев и др.4 Эти исследователи пользуются системным

2 Вебер М. Избранное. Образ общества / ред. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1994; Дюркгейм Э. Религия и общество. Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

3 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, Хранитель, 2006; Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002; Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.

4 Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дата, 2012; Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д, 2012; Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской православной церкви) // Социологические исследования. 2002. № 4; Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004; Козырев Г.И. Социология. М.,

4

и структурно-функциональным подходами, дающими им возможность интерпретировать деятельность РПЦ в обществе как функционирование социальной подсистемы, взаимодействующей с другими подсистемами.

Российскими исследователями, в частности, активно разрабатывается проблематика, связанная с развитием взаимоотношений государственной власти и религиозных институтов; здесь необходимо упомянуть работы Э.В. Ананьева, J1.A. Андреевой, З.Г. Большакова, Е.В. Добреньковой, O.E. Казьминой, A.B. Логинова, A.B. Митрофановой, JI.H. Митрохина, Ж.Т. Тощенко и др.5

Теоретические разработки в области указанной проблематики дополняются эмпирическими исследованиями отношения современных россиян к религии и, в частности, РПЦ таких авторов как Ю.А. Гаврилов, К. Каариайнен, Д. Фурман, И.Г. Каргина, Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.Г. Шевченко и др.6

2003; Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005; Настоящее Е.О. Нормы социальной регуляции в Русской православной церкви: Дис. ...канд. социол. наук. СПб, 2010; Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И., Полонская И.II. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996; Тахтамышев В.Г. Религия и современное государство // Транспорт-2003: Труды науч.-теор. конф. проф.-препод, состава : В 2-х частях / РГУПС. Ростов н/Д, 2003. Ч. 1.

5 Ананьев Э.В. Социальная концепция РПЦ: ответ Церкви на вызовы времени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 4.; Андреева H.A. Процесс рехри-стинизаиии в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования. 2008. № 8; Большакова З.Г Влияние Русской православной церкви как социального института на процесс социализации личности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 4 (24); Добренькова Е.В. Общественная конфессиональная молодежная политика / Е.В. Добренькова, С.О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология: Науч. журн. 2010. № 3; Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009\ Логинов A.B. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005; Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. Вып. 1; Митрохин H.H. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник РАН. 2000. Т. 70. № I; Тощенко Ж.Т. Социология: Учебник. М.: Юнити-Дата, 2007.

6 Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России // Вестник Института социологии. 2012. № 4; Каариайнен К, Фурман Д. Религиозность в России в 90-е гг. // Старые церкви, новые верующие. СПб.:

5

Значение конфессионального фактора для развития российского общества и, в частности, религиозная ситуация на Юге России освещаются в работах отечественных философов, культурологов, социологов и историков: В.В. Боброва, O.E. Казьмина, A.M. Капалина, О.Ф. Лобазова, В.В. Черноуса и др.7

В последнее время внимание исследователей приковано к растущему социальному влиянию РПЦ. Так в Южном регионе среди авторов, пишущих по этой теме, можно назвать таких, как М.А. Аствацатурова, A.B. Громова, М.Ю. Денисенко, В.В. Кулаков,

B.Д. Лаза, A.C. Свистухина, В.В. Заярный, С.А. Раздольский,

C.B. Рыжова и др.8

Эта актуальная для современной России тематика вызывает интерес специалистов в разных областях социального знания. В

Летний сад, 2000; Каргина Н.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. 2004. № I; Филатов СБ., Лункин Р.Н. Свобода религии в России: от авторитаризма к общественной дискуссии (Материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы»). Киев, 2010.

7 Бобров В.В. Социализирующая роль Русской православной церкви: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Саранск, 2005; Казьмина O.E. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. М., 2009; Капалин A.M. Социальные функции Русской православной церкви: Дис. ...канд. со-циол. наук: Тюмень, 2009; Лобазова О Ф. Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ: Автореф. дис. ...докт. филос. наук. М., 2010; Православие в исторических судьбах Юга России. Отв.ред. Черноус В.В. // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д, 2004. Вып. 20.

8 Аствацатурова М.А. Конфессиональный фактор внутрирегиональных отношений // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2005. № 59; Громова A.B. Социологический анализ современной религиозной ситуации: региональный аспект // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры: Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2009; Денисенко М.Ю. Социальная концепция Православия в жизни современной России: автореф. дис. ... канд. философ, наук. Ставрополь, 2009; Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России: на материалах Южного федерального округа: дис. ... канд. филос. наук. М., 2006; Лаза В.Д. Опыт миссионерской деятельности Русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX вв. // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д, 2004. Вып. 20; Свистухина A.C. Православие как фактор современных российских трансформаций: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2009; Заярный В.В. Русская православная церковь в современном политическом процессе: автореф. дис. ... канд. полит.наук. Ростов н/Д, 2003; Раздольский С.А. Русский период (XVI -начало XIX столетий) христианизации Кавказа. Новационное воздействие христианства на культуры горских народов. Майкоп: АГУ, 2007; Рыжова C.B. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. № 12.

этой связи особого упоминания заслуживает коллективный труд российских философов и религиоведов «О социальной концепции русского православия» под редакцией М.П. Мчедлова9, в котором осуществлен первый основательный обзор практически всех проблем, затронутых в «Основах социальной концепции РПЦ» (отношение РПЦ к государству, политике, праву, обществу, институту семьи, нации и др.)- Стоит отметить также исследование C.B. Панпушина10, где в общих чертах рассматривается стабилизирующее влияние религиозных институтов и, в частности, проводится анализ деятельности РПЦ.

Таким образом, анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной научной литературе нашли отражение многие аспекты влияния РПЦ на состояние российского общества. Однако среди имеющихся научных разработок пока еще практически отсутствуют специальные социологические исследования, в которых бы анализировались и оценивались с научной точки зрения процессы складывающегося социального партнерства РПЦ и государства, расширение объема социальных функций и общественной роли РПЦ. Актуальность этой проблематики, ее востребованность современной социальной практикой обусловили выбор данной темы в качестве предмета специального социологического исследования.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, возможностей и перспектив изменения социальной роли и функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

В соответствии с этой целью формулируются следующие исследовательские задачи:

- показать социокультурный контекст институциональных практик РПЦ в современном российском обществе;

9 Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: Методология, характерные черты // О социальной концепции русского Православия. М., 2002.

10 Панпушин C.B. Традиционные религии как фактор стабилизации современного российского общества и укрепления государственности: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д„ 2010.

- определить специфику социального функционирования РПЦ в условиях переходного состояния общества;

- выявить состояние православной религиозности современных россиян как субъективную предпосылку изменения социальной роли РПЦ;

- на материалах социальной концепции РПЦ рассмотреть ее самопозиционирование как социального агента в новых условиях;

- оценить возможности и перспективы социального партнерства РПЦ и государства;

на материалах эмпирического социологического исследования выяснить оценку состояния православной религиозности населения и перспективы расширения социально-политической роли РПЦ экспертным сообществом Юга России.

Объектом исследования являются современные институциональные практики Русской православной церкви.

Предмет исследования составляет изменение роли и функций Русской православной церкви в контексте реинституционали-зации православия в трансформирующемся российском обществе.

Гипотеза исследования. В российском обществе православие традиционно представляло собой системообразующий социокультурный институт, выполнявший социализационные, нормативно-регулятивные и идентификационные функции. Этот институт, представленный в институциональной структуре общества в основном Русской православной церковью, подвергся деинституциона-лизации в послереволюционный период, когда транслируемые церковью нормы и ценности утратили регулятивное значение. Соответственно сократились до минимума социальные функции религии и церкви.

В настоящее время в обществе идет процесс реинституциона-лизации православия и РПЦ, подразумевающий расширение социальных функций церкви как религиозной организации, рост репрезентированное™ православия в системе образования, участие РПЦ

в решении ключевых социальных проблем. Формируется новая траектория взаимодействия РПЦ, государства и гражданского общества, характеризуемая как социальное партнерство и позволяющая шире использовать потенциал православия и РПЦ в поддержании российской цивилизационной идентичности и социальной стабилизации.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и труды классиков мировой социологической мысли: М. Вебера, предложившего методологию исследования роли религиозных институтов и влияния религиозных смысложизненных представлений на характер социального действия; Э. Дюркгейма, разработавшего применительно к исследованию религиозных феноменов принципы структурно-функционального анализа; Т. Парсонса, идеи которого дают возможность рассматривать религиозные институты с точки зрения их системных функций - как необходимый элемент для самосохранения и воспроизводства системы; П. Сорокина, создавшего социокультурный подход, позволяющий исследовать в единстве ценностно-культурные и социальные составляющие общественной жизни.

В качестве дополнительной методологической канвы в работе использованы идеи и положения отечественных социологов и религиоведов, касающиеся социальной роли и места РПЦ в функционировании российского общества. Среди авторов этих работ необходимо назвать таких исследователей, как В.И. Гараджа, Д.Е. Мануйлова, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, Ж.Т. Тощенко, И.Н. Яблоков и др.

В работе также применялись методы и методики проведения социологического исследования, в частности, метод экспертного интервью, метод контент-анализа.

Эмпирическую базу исследования составляет осуществленный автором вторичный анализ социологических исследований

Фонда «Общественное мнение» (ФОМ)11, Всероссийского института изучения общественного мнения (ВЦИОМ)12 и исследовательской службы «Среда»13, «Левада-центра»14 и др., а также самостоятельно проведенное автором в 2012 г. социологическое исследование в форме экспертного интервью. В качестве экспертов выступили ученые, священники и госслужащие Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. В интервью приняли участие 18 экспертов - специалистов по проблемам взаимоотношений государства и религиозных организаций. В ходе исследования автор стремился определить социальный статус РПЦ в его динамической и функциональной характеристике, а также показать специфику восприятия РПЦ со стороны российского общества, в данном случае, с точки зрения экспертов, представляющих сферу науки, религии и государственного управления.

В работе использованы материалы СМИ, в том числе интернет-ресурсы РПЦ.

Данное диссертационное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

- показано, что в последние десятилетия в российском обществе институциональные практики РПЦ реализуются в новом социокультурном контексте, который определяется процессом религиозного возрождения в обществе и обусловленными им изменениями в системе ценностей населения, уровне его религиозности;

- обосновано, что в ходе системной трансформации российского общества сложились предпосылки для реинституционализа-

" Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Доверие Русской православной церкви. 2010. [URL]: http://bd.fom.ru/report/map/dominant/domlOOI/dlOOI 10

12 ВЦИОМ. Сколько православных в России? 2010. [URL]: http://wciom. ru/index. php?id=268&uid= 13365

13 Исследовательская служба «Среда». Как россияне оценивают деятельность Патриарха Кирилла? 2011. [URL]: http://sreda.org/opros/deyatelnost-patriarkha

1А Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». Общественное мнение - 2012. Религия. М.: Левада-Центр, 2012. [URL]: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mncnie-2012

ции РПЦ, заключающиеся в расширении ее социальных функций и изменении траекторий ее взаимодействия с государством;

- выяснено в результате самостоятельного эмпирического социологического исследования, что в настоящее время состояние религиозности современных россиян свидетельствует в целом о росте авторитета и социального престижа православия и РПЦ, и тем самым - о расширении потенциала влияния РПЦ как социального института на общественное сознание;

- в результате контент-анализа «Социальной концепции РПЦ» выявлено, что самопозиционирование РПЦ по отношению к обществу и государству изменяется в сторону активизации социального участия и принятия большего объема социальной ответственности;

- показано, что сложившиеся в современном российском обществе институциональные конфигурации и социокультурный контекст создают возможность выстраивания новых траекторий взаимодействия РПЦ и государства в социальной сфере, характеризуемых как взаимонезависимое партнерство;

- выявлено, что экспертное сообщество Юга России в целом высоко оценивает социальную роль православия и РПЦ и перспективы их влияния на общество, которые связываются с позитивными социальными ожиданиями.

Приведенные элементы новизны конкретизированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. За последние десятилетия в российском обществе произошло радикальное изменение социокультурного контекста социальных взаимодействий, обусловленное отказом от государственной моноидеологии, плюрализацией и дифференциацией культурных ценностей россиян, но в то же время периодом посттрансформационной аномии и ценностно-нормативной неопределенности. Реакцией на эти процессы стало постепенное возвращение в общество религиозных ценностей, позитивная переоценка культурно-исторической роли православия и других традиционных для России

конфессий, поиск в религиозной сфере идей и ориентиров, потенциально способных стать основой духовно-социальной реинтеграции общества. Эта социокультурная динамика сформировала новый контекст взаимодействия РПЦ как социального института с обществом и государством.

2. Советский период характеризовался деинституционализа-цией религиозных институтов, в том числе РПЦ, что выразилось в ее эксклюзии в качестве агента ряда социальных функций: были практически нигилированы ее социализирующая, ценностно-нормативная, социально-интегративная функции. Атеистическая государствообразующая идеология придавала антагонистический характер взаимодействию государства и общества с религиозными организациями. В результате системной трансформации и деидео-логизации общества, инициированной в 1990-е гг., изменилась конфигурация взаимодействия государства с религиозными организациями, что создало объективную возможность для начала процесса реинституционализации РПЦ и возвращения ей части утраченных социальных функций при сохранении светского характера общества и государства.

3. Результаты эмпирических социологических исследований свидетельствуют о стабильном росте доверия и позитивных социальных ожиданиях значительного числа россиян по отношению к РПЦ, а также возросшем удельном весе православной религиозной идентификации в структуре национальной гражданской идентичности. При этом анализ полученных данных обнаруживает скорее формальный характер православной идентификации большинства причисляющих себя к этой конфессии. Однако в целом исследования позволяют сделать вывод о том, что в массовом сознании населения православная религиозность воспринимается позитивно и ассоциируется со стабильностью социального порядка, укреплением традиционных ценностей, возвращением к национальной культуре и духовности. Всё это, безусловно, можно рассматривать как инди-

катор психологической готовности россиян к социокультурной ре-институционализации и расширению социальной роли РПЦ.

4. Проведенный контент-анализ текста социальной концепции РПЦ позволяет констатировать изменение самопозиционирования РПЦ в обществе: в настоящее время церковь позиционирует себя как влиятельный и активный макроактор российского социального пространства, способный принять на себя ответственность за моральное состояние общества и готовый к осознанному сотрудничеству с государственными и гражданскими структурами, направленному на стабилизацию общества, укрепление социального порядка и возрождение традиционных для отечественной культуры нравственных ценностей. В то же время текст концепции свидетельствует о стремлении церкви, как социального макроактора, сохранять духовную и мировоззренческую независимость от государства, светского общества и современных идеологий, базировать свой подход к решению современных проблем на фундаменте православного мировоззрения и присущем ему понимании человека и общества.

5. В современном российском обществе имеются объективные и субъективные предпосылки для формирования новой институциональной конфигурации взаимодействия государственных и общественных структур с РПЦ, которую можно охарактеризовать как конструктивное социальное партнерство взаимонезависимых макроакторов. При этом данная конфигурация институтов не должна повторять симбиотическую модель сосуществования государства и православия дореволюционного периода. Развитие демократической государственности и гражданского общества создает возможность превращения РПЦ в независимый от государства социокультурный институт с широкими санкционированными гражданским обществом социально-ролевыми функциями. В настоящее время взаимонезависимое партнерство государства и церкви реализуется в практике решения отдельных социальных проблем, но отсутствие

законодательной базы не позволяет говорить о его институциона-лизации.

6. Экспертный опрос, проведенный автором с целью оценки религиозной ситуации на Юге России, показал достаточно положительное отношение опрошенных, независимо от их собственного вероисповедания, к институту церкви и его социальной деятельности, что показывает растущий социальный авторитет РПЦ и православия. Значительная часть экспертов отмечает при этом доминирование у населения формальной православной религиозности, что также свидетельствует о возрастании социального престижа религиозной обрядности. Эксперты, в целом, одобряют складывающееся партнерство государства и РПЦ, отмечая его конструктивный для решения общественных проблем характер и, соответственно, значительные перспективы религиозного влияния на социальное развитие российского общества. Однако в ответах большинства экспертов фиксируется неравенство возможностей активного социального участия РПЦ и других традиционных конфессиональных организаций, что выступает фактором роста противоречий в межконфессиональных отношениях современной России.

Научно-теоретическая значимость исследования обусловлена острой актуальностью и недостаточной научной разработанностью темы диссертации, а также тем, что полученные в ходе работы над ней результаты способствуют углублению и развитию имеющихся теоретических представлений о социальной роли православия и РПЦ в трансформирующемся российском обществе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные автором результаты могут быть использованы при разработке политики государственных структур по отношению к РПЦ и другим конфессиям для повышения эффективности участия религиозных институтов и организаций в решении социальных проблем на региональном уровне, в налаживании межконфессионального диалога. Материалы диссертационного исследования мо-

гут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по дисциплинам «Социология», «Социология религии». Материалы диссертации также могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами религиозности, культуры, духовности.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 18-19 сентября 2009 г.); Международная научно-практическая конференция «Духовность России в условиях глобализации» (г. Ростов-на-Дону, 22-23 апреля 2010 г.); II Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 21-23 сентября 2010 г.); Всероссийская научная конференция «Геополитическая миссия России в XXI веке и национальная идея» (г. Ростов-на-Дону, 17-18 марта 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Модернизация России: региональные особенности и перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21-22 апреля 2011 г.); IV международная школа молодого социолога «Модернизация и интеграционный потенциал регионов Кавказа» (Абхазия, г. Новый Афон, 2011 г.); III Международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 29 сентября 2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 20 апреля 2012 г.); V школа молодого социолога «Российское общество: проблемы идентичности и формирования гражданских институтов» (Краснодарский край, с. Дивноморское, 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности» (г. Ростов-на-Дону, 24-25 сентября, 2012 г.).

Результаты теоретического, методологического и практического характера, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, отражены в 19 публикациях общим объемом около 6 п. л., в том числе в 4 статьях в ведущих изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются основные цели и задачи исследования, формируются присутствующие в диссертации элементы научной новизны, излагаются тезисы, выносимые на защиту, демонстрируются теоретическая и практическая значимость работы, а также степень ее апробации и структура.

Глава 1. «Социокультурные и институциональные факторы изменения социальной роли Русской православной церкви в трансформирующемся российском обществе» посвящена изучению процесса возвращения православию его культурных позиций в обществе - позиций ценностнообразующего социокультурного института российского общества, что выражается главным образом в расширении социальной роли и функций РПЦ.

В параграфе 1.1. «Социокультурный контекст функционирования Русской православной церкви в современной России: феномен "религиозного возрождения"» анализируется изменившийся социокультурный контекст, в котором функционирует сейчас РПЦ. Автор акцентирует внимание на том, что изучение процессов институционализации и реинституционализации тех или

иных социальных институтов должно базироваться на применении соответствующих методологических парадигм и конструктов.

Длительный период господства принудительного атеизма сопровождался соответствующими изменениями институциональной роли всех религиозных структур, в том числе и РПЦ. Можно говорить о тенденции к ее деинституционализации, которая, хотя и не нашла полной реализации на протяжении всего советского периода, все же отразилась в очень существенном сокращении объема выполняемых РПЦ в обществе функций.

Показано, что на сегодняшний день обновление российского общества, его духовный подъем тесно связаны с процессом, получившим в современной социологии название «религиозное возрождение». Возрождение традиционных религий, и прежде всего православия, связано с глубокими социальными трансформациями. По мнению большинства исследователей, православная религия является важным фактором, влияющим на развитие современного российского общества. Однако такой социальный институт, как РПЦ, под воздействием социально-экономических и социально-политических реалий в современном российском обществе подвержен эволюционным изменениям. Таким образом, очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает совершенные и необратимые изменения. Религия может стать мощным фактором социальных изменений; религия, направляя духовные устремления людей, обеспечивает их социальную адаптацию к реалиям современной жизни.

Параграф 1.2. «Специфика функционирования института Русской православной церкви в современных макросоциаль-ных условиях» посвящен институциональным процессам современности, меняющим социальный облик РПЦ в сторону ее реин-ституционализации как полномасштабного и эффективного в своих практиках института российского общества. Автор исследовал из-

менения институциональных функций РПЦ в новых макросоциаль-ных условиях новой России.

Православие является основополагающим компонентом российского цивилизационного проекта, поддерживая собою идентификационное единство общества и его стабильность. Православие несет в себе традиционные базовые ценности, составляющие фундамент всей русской культуры, способствующие сохранению и воспроизводству российской цивилизационной идентичности.

Православие исторически существовало в России как системообразующий социокультурный институт, основа воспроизводства и трансляции цивилизационной духовно-культурной макроидентичности. На базе православия создавались и воспроизводились ценностно-нормативные характеристики российской культурной традиции. В дореволюционной России, однако, была отличная от сегодняшней институциональная конфигурация взаимоотношений РПЦ и государства, церковь иначе была вписана в политическую систему. Монархия и православие представляли собой соответственно главный политико-правовой и системообразующий социокультурный институты.

Советский период начинался с деинституционализации РПЦ в социокультурном плане: от нее были отчуждены нормативно-регулятивная, социализационная, легитимирующая функции. Это выразилось в предельном сокращении социальной активности и функционирования РПЦ в рамках советской структуры институтов общества.

Автор делает вывод, что в настоящее время идет обратный процесс реинституционализации РПЦ как социального института российского общества. Он проявляется в двух аспектах: социокультурном и институционально-структурном. С одной стороны, происходит религиозное возрождение и соответственно изменяется социокультурная среда, меняется отношение населения к церкви, возвращается осознание ее стержневой духовно-культурной роли в ис-

тории страны. С другой стороны, идет поиск новых институционально-правовых форм складывающегося и пока в правовом отношении не оформившегося сотрудничества в социальной сфере государства, гражданского общества и религиозных институтов, в первую очередь РПЦ.

В главе 2. «Социально-психологические факторы изменения социальной роли православия и Русской православной церкви» дается анализ субъективной, социально-психологической стороны изменений социальной роли православия, характера и степени глубины «новой» массовой религиозности, отношения россиян к РПЦ, в целях выяснения возможности реального формирующего воздействия православия и института РПЦ на внутренний мир и социальные практики населения.

Параграф 2.1. «Восприятие россиянами православия и Русской православной церкви: субъективный фактор ролевых изменений» посвящен исследованию уровня православной религиозности россиян и восприятия ими РПЦ.

Как отмечает автор, социологические исследования, проводимые в последние десятилетия различными центрами, показывают рост позитивного отношения россиян к религии, а также высокий уровень религиозной самоидентификации. Начиная с «перестроечного» периода, социологи фиксируют рост уровня религиозности населения страны, а также увеличение числа граждан, идентифицирующих себя в качестве православных верующих (по данным ВЦИОМ и других социологических центров, примерно половина россиян относит себя к верующим, причем около 80 % из них -православные)15.

Социологические исследования последних лет показывают положительную динамику роста религиозности среди граждан и степени их доверия религиозным институтам, а также высокий уровень религиозной самоидентификации. Отмечается стабильный

15 ВЦИОМ. Сколько православных в России? 2010. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 13365

рост доверия и позитивных социальных ожиданий значительного большинства россиян по отношению к РПЦ, а также возросший удельный вес православной религиозной идентификации в структуре национальной гражданской идентичности.

При этом анализ полученных данных, подчеркивает автор, обнаруживает скорее формальный характер православной идентификации большинства причисляющих себя к этой конфессии. В целом проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в массовом сознании населения православная религиозность воспринимается позитивно и ассоциируется со стабильностью социального порядка, укреплением традиционных ценностей, возвращением к национальной культуре и духовности, и это можно рассматривать как индикатор психологической готовности россиян к социокультурной институционализации православия и расширении социальной роли РПЦ.

Самопозиционирование РПЦ в качестве агента и субъекта социально-политических процессов, активно внедряющегося в различные сферы секулярного общества и его дискурса, неоднозначно воспринимается российским обществом, особенно его атеистической частью, которая способна выражать свой протест как в легальных, так и в радикальных и социально неприемлемых формах. Недовольство этой части населения свидетельствует, что различные слои и группы российского общества находятся в жестком идейном противостоянии, существующем пока еще в стабильно-латентном режиме.

На этом основании делается вывод, что выполнение РПЦ культуротранслирующей, нормативной, интеграционной, адаптационной и социализационной функций встречает оппонирование со стороны некоторой части населения РФ. Скорее всего, по мнению автора, оппоненты и критики полагают, что служители церкви в своем большинстве сами не придерживаются тех духовно-нравственных христианских идеалов, до уровня которых они соби-

раются поднимать сознание российских граждан. Однако эта критика не в состоянии принизить активную деятельность РПЦ в сфере благотворительности и милосердия, сохранения гражданского мира в России.

В параграфе 2.2. «Самопозиционирование Русской православной церкви как социального агента: социальная концепция Русской православной церкви» автор проводит контент-анализ текста «Социальной концепции Русской православной церкви» как основного документа, отражающего ее социальное самопозиционирование на современном этапе.

Если рассматривать ключевые разделы доктрины, то необходимость социальной концепции церкви исходит из того, что православная религия для верующего человека является принципом его жизни в целом, включая ее социальный, культурный, политический, экономический аспекты. В шестнадцати разделах социальной концепции отражено отношение церкви к различным аспектам современного российского общества. В доктрине рассмотрены проблемы межэтнических и международных отношений, взаимоотношения РПЦ и государства, уделяется внимание соотношению норм нравственности и закона. Помимо этого обсуждаются вопросы, связанные с демографическим и экологическим кризисом в нашей стране, говорится о проблемах глобализации и секуляризации мира. Далее раскрывается православная точка зрения по вопросу сотрудничества с государством в деле здравоохранения, в борьбе с алкоголизмом и наркоманией. И, наконец, излагается отношение церкви к светскому образованию и говорится о необходимости введения в школьную учебную программу предметов, посвященных раскрытию основ православной культуры и нравственности.

В то же время РПЦ остается в правовом отношении отделенной от государства, однако ее социальное функционирование превращает ее в институт гражданского общества, способный и готовый активно участвовать - наряду с другими гражданскими инсти-

тутами - в решении наиболее остро стоящих социальных проблем. Иначе говоря, РПЦ берет на себя гражданскую ответственность в рамках демократического общества.

Итак, в контент-анализе текста «Основ социальной концепции РПЦ» автор показывает, что церковь и ее иерархи находятся в поиске форм активного включения в решение многочисленных социальных проблем, готовы к принятию на себя гражданской и пастырской ответственности за состояние общества. При этом институциональная конфигурация сотрудничества РПЦ и государства не будет копировать модель, сложившуюся в дореволюционном прошлом, а, вероятно, впишется в структуру институтов демократического общества как партнерство в решении социальных и культурно-воспитательных задач.

В главе 3. «Границы и перспективы реинстнтуционализа-ции православия и расширения социальной роли Русской православной церкви в пространстве современной России» рассматривается содержательная сторона предпосылок и факторов изменения социальной роли РПЦ и реинституционализации православия в сегодняшнем российском социальном пространстве, в котором РПЦ становится активно действующим институтом развивающегося в России гражданского общества.

Параграф 3.1. «Социальное партнерство Русской православной церкви с государством: возможности институционального взаимодействия» посвящен анализу формирующегося социального партнерства РПЦ и государства как нового типа взаимоотношений между ними.

В современных условиях стратегическое социальное партнерство и совместная работа церкви и государства - это ключевой фактор сохранения и возрождения российской культуры, духовности, нравственности и традиций русского народа. Церковь и государство взаимодополняют и поддерживают друг друга, что, несомненно, служит делу укрепления и оздоровления гражданского общества.

В этой связи происходит изменение взаимоотношений РПЦ и государства в сторону развития социального партнерства между ними. Социальное партнерство РПЦ и государства осуществляется для возрождения традиций, культуры, духовности и нравственности российского народа. «Социальное партнерство предполагает взаимодействие и сотрудничество, направленное на улучшение жизни людей - на улучшение духовных и материальных условий жизни»16.

В современном российском обществе имеются объективные и субъективные предпосылки для формирования новой институциональной конфигурации взаимодействия государственных и общественных структур с РПЦ, которую можно охарактеризовать как конструктивное социальное партнерство взаимонезависимых макроакторов. В настоящее время это партнерство реализуется в практике решения отдельных социальных проблем, но отсутствие законодательной базы не позволяет говорить о его институционализации.

Подчеркнем, что современный статус РПЦ - это результат ее партнерских отношений с государством и гражданским обществом. И в итоге автор приходит к выводу, что необходимо разработать четкую нормативно-правовую базу и приоритетные программы совместной деятельности. Ключевой задачей государства является закрепление правового статуса РПЦ, позволяющего ей развиваться в качестве института гражданского общества. Благодаря совместным усилиям церковь осуществляет свою социальную деятельность и выполняет целый ряд социально значимых функций.

В параграфе 3.2. «Состояние православной религиозности населения и перспективы расширения социально-политической роли Русской православной церкви в экспертном измерении (на материалах Юга России)» анализируются результаты проведенного автором эмпирического социологического исследования, касающегося оценки россиянами сегодняшнего со-

"' Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря». 2011. [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/1475397.html

23

стояния православной религиозности и расширения социально-политического участия РПЦ. Автор остановился на проблеме: как общественное мнение в лице экспертов оценивает возможности и границы РПЦ по укреплению стабильности и общероссийской идентичности и перспективы изменения ее социальной роли в российском обществе.

За сравнительно короткий срок религиозная ситуация на Юге России коренным образом изменилась, авторитет православия и РПЦ существенно вырос в общественном мнении. Большинство граждан, проживающих на Юге России, положительно относятся к расширению деятельности РПЦ в сферах духовно-нравственной, просветительской и образовательно-воспитательной.

В мае 2012 г. автором диссертационной работы было проведено социологическое исследование в виде экспертного интервью представителей региональной научной, религиозной элиты и власти (госслужащих и депутатов) Юга России, целью которого была оценка роли РПЦ в современном российском обществе (на примере Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев). Экспертной группе был задан ряд вопросов, которые направлены на выяснение реального положения православной церкви в российском обществе.

Ответы экспертов из разных регионов показали, что большинство из них отмечают рост православной религиозности в Южном регионе и в целом по России. Помимо этого, многие эксперты считают, что роль православия возрастает благодаря активной позиции Патриарха Кирилла, епископата, священства, церковной интеллигенции, православных общественных организаций по многим социально значимым проблемам. На сегодняшний день церковь остается единственным духовно-морально-нравственным защитником, отстаивает устои морали, нравственности, семьи, брака, отношений полов, порядочности и т.д.

Однако эксперты почти единогласны в том, что распространение религиозности ограничивается, главным образом, ростом числа людей, формально идентифицирующих себя с православной конфессией и РПЦ, а количество реально воцерковленных является незначительным. Тем не менее, все опрошенные подтвердили, что социальная роль РПЦ в современном российском обществе стремительно возрастает. Этому способствовало увеличение числа епархий, омоложение священства и рост их активности.

Эксперты не проявили единодушия в ответе на вопрос о равноправии традиционных конфессий в участии в социально-политической жизни и в отношении развития партнерских отношений с государством. Ряд экспертов указал, что в отношения социального партнерства с государством вовлечены в равной мере все традиционные для России конфессии, тогда как примерно такое же число отвечавших подчеркнуло фактические приоритетные позиции в этом вопросе РПЦ как наиболее массовой конфессии, имеющей к тому же давние традиции взаимодействия с государством, и акцентировали нормальность, естественность и правомерность такого положения дел.

Для большинства экспертов, включая неверующих, характерно, в целом, положительное отношение к институту религии и осознание его социальной роли в российском обществе. Чем выше уровень религиозности экспертов, их компетентность в вопросах религии и заинтересованность делами церкви, тем выше они оценивают активность РПЦ. Об этом же свидетельствует и тот факт, что ряд опрошенных затрудняется с ответами на вопросы об участии РПЦ в решении социальных проблем. В то же время верующие и компетентные в данной области эксперты склонны отмечать активное участие РПЦ в решении социальных проблем, направленных на реализацию ее воспитательных и адаптационных функций.

Положительным является и отношение экспертов к увеличению количества епархий на Юге России, положениям социальной

доктрины Русской православной церкви, изучению в школах православной культуры и возрастанию роли православия благодаря активной позиции Патриарха, церковной интеллигенции, православных общественных организаций по многим социально значимым проблемам. Признаком возрастания роли православия можно считать и активное сотрудничество представителей РПЦ со СМИ, позволяющее в значительной мере упростить осуществление просветительской функции церкви и способствующее популяризации как отдельных ее представителей, так и структуры в целом. Полученные результаты свидетельствуют также о том, что сложились благоприятные условия для социального партнерства государства, местного самоуправления, РПЦ и ученых по влиянию на социализацию молодежи на Юге России.

В то же время эксперты утверждают, что у значительной части респондентов вызывает сомнение возможность выхода православного религиозного института на политическую сцену путем создания официальной политической партии на православной идейной платформе.

Согласно мнению экспертов, наблюдается тенденция реинсти-туционализации православия в России и отсутствие институционально-правовой базы для формального закрепления социального партнерства РПЦ и государства. По мнению автора, необходим переход в иное качество выработки программ социального партнерства государственной власти и Русской православной церкви. РПЦ, безусловно, значимый и важный общественный институт, который может способствовать развитию формирующегося сегодня в России гражданского общества. Ее опыт в области воспитания, образования и социального служения полезен и его следует использовать государству. Со своей стороны государство должно совершенствовать законодательную базу церковно-государственных отношений, укреплять механизм их регулирования с целью сохранения прав и

свобод, гарантированных российским гражданам конституционными принципами.

В Заключении подводятся основные итоги работы, делаются общие выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

В изданиях перечня ВАК:

1. Янакова Е.В. Социальные функции православия в условиях российской модернизации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. 0,5 п. л.

2. Янакова Е.В. Социальные практики Русской православной церкви на Юге России в экспертном измерении // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. 0,6 п. л.

3. Янакова Е.В. Социокультурный контекст функционирования РПЦ в современной России: феномен «религиозного возрождения» // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. 0,6 п. л.

4. Янакова Е.В. Социальная роль православия на Юге России в экспертном мнении // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2013. № 1. 0,6 п. л.

Монография:

5. Янакова Е.В. Духовная и культурная жизнь студента Южного федерального университета // Комплексный портрет студента Южного федерального университета: коллективная монография / отв. ред. A.B. Сериков. Ростов-на-Дону, Изд-во: Ростиздат. 2012. С. 110-135.

В других изданиях:

6. Янакова Е.В. Роль и функции РПЦ как социального института в истории Северного Кавказа в XX- начале XXI века // Кавказ -наш общий дом: Материалы II Международной научно-практической конференции (23-24 сентября, 2010) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2010. 0,25 п. л.

7. Янакова Е.В. Православие как социальный институт в современной России // Социальные проблемы в условиях модернизации российского общества: Материалы III Школы молодого социолога (17-22 мая, 2010) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2010. 0,25 п. л.

8. Янакова Е.В. Социальные функции православия в условиях глобализации // Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Вып. 10. Ростов н/Д, 2010. 0,25 п. л.

9. Янакова Е.В. Православие как социальный институт в современной России: Материалы научно-практической конференции Совета молодых ученых на базе Южного федерального университета. Ростов н/Д, 2011.0,25 п. л.

10. Янакова Е.В. Православие: северо-кавказское измерение социального института // Кавказ - наш общий дом: Материалы III Международной научно-практической конференции (29-30 сентября, 2011) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2011. 0,3 п. л.

П. Янакова Е.В. Православие и нравственные аспекты модернизации // Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Вып. 11. Ростов н/Д, 2011.0,25 п. л.

12. Янакова Е.В. Православие как фактор социальной стабилизации России // Трудов аспирантов и соискателей Южного Федерального Университета. Т. XVI. Ростов н/Д, 2011. 0,3 п. л.

13. Янакова Е.В. Православие - социальный институт (северокавказское измерение) // Модернизация и интеграционный потенциал регионов Кавказа: Материалы IV международной Школы молодого социолога (23-29 августа, 2011) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2011.0,3 п. л.

14. Янакова Е.В. Социальные функции православия в условиях глобализации // Модернизация России: региональные особенности и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции (21-22 апреля, 2011) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2011. 0,25 п. л.

15. Янакова Е.В. Социальная роль Русской православной церкви в современном российском обществе // Российское общество: проблемы идентичности и формирования гражданских институтов: Материалы V Школы молодого социолога (20-26 мая, 2012) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2012. 0,25 п. л.

16. Янакова Е.В. Интеграция православной культуры в модернизирующемся обществе // Культура как ресурс модернизации российского общества: Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2012. 0,3 п. л.

17. Янакова Е.В. Актуализация социальных функций православия в Российской Федерации // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: Материалы Международной научно-практической конференции (25 января, 2012) / под ред. Е.А. Угнич. Батайск, 2012. 0,35 п. л.

18. Янакова Е.В. Социальная роль православия в современном обществе Юга России // Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности: Материалы Международной научно-практической конференции (24-24 сентября, 2012) / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2012. 0,3 п. л.

19. Янакова Е.В. Социальное партнерство РПЦ с государством: возможности институционального взаимодействия // Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции (12-14 марта, 2013) / Отв. ред. Р.Д. Хунагов. Москва-Майкоп-Ростов н/Д, 2013. 0,25 п. л.

Сдано в набор 20.05.13. Подписано в печать 20.05.13. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Times» Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,1 Тираж 100 экз.

Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии» 344006, г. Ростов-на-Допу, ул. Пушкинская, 140, офис 201 тел. 8-918-570-30-30

2013072799

2013072799

 

Текст диссертации на тему "Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект"

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

04201359371

На правах рукописи

ЯНАКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

РЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ АСПЕКТ

22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: к.полит.н., профессор Черноус Виктор Владимирович

Ростов-на-Дону - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................................................................3

Глава 1. Социокультурные и институциональные факторы изменения социальной роли Русской православной церкви в трансформирующемся российском обществе.............................. 18

1.1 .Социокультурный контекст функционирования Русской православной церкви в современной России: феномен «религиозного

возрождения»........................................................................... 19

1.2. Специфика функционирования института Русской православной

церкви в современных макросоциальных условиях......................... 36

Глава 2. Социально-психологические факторы изменения социальной роли православия и Русской православной церкви ... 55

2.1. Восприятие россиянами православия и Русской православной церкви: социально-психологический фактор ролевых изменений......... 56

2.2. Самопозиционирование Русской православной церкви как социального агента: социальная концепция Русской православной

церкви................................................................................... 69

Глава 3. Границы и перспективы реинституционализации и расширения социальной роли Русской православной церкви в пространстве современной России............................................. 85

3.1. Социальное партнерство Русской православной церкви с государством: возможности институционального взаимодействия..... 86

3.2. Состояние православной религиозности населения и перспективы расширения социально-политической роли Русской православной

церкви в экспертном измерении (на материалах Юга России)............. 99

Заключение............................................................................ 139

Литература............................................................................. 143

Приложение........................................................................... 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия произошло радикальное изменение отношения государства к религиозным ценностям и институтам, что отразилось и на степени участия религиозных институтов в общественной жизни и решении социальных проблем. Если в период господства марксистской моноидеологии религиозные институты были отчуждены от государства и общества - речь идет не только о законодательном отделении, но и о фактическом отчуждении и оттеснении церкви на периферию общественной жизни, то в настоящее время происходит активное возвращение общества и индивидов к религиозным ценностям и традициям, растет социальная значимость религиозных организаций. В целом, можно говорить о практическом изменении социальной роли и функций религиозных институтов, хотя в правовом отношении они остаются конституционно отделенными от государства. В настоящее время общество все глубже осознает, какую роль сыграло православие в формировании национальных культурных ценностей, насколько значимо поддержание этих ценностей в условиях модернизации и глобализации, и какой ущерб национальному самосознанию россиян нанесло длительное отчуждение от религиозной культуры. В свою очередь, правящая элита общества видит в православии мощный мировоззренческо-идеологический потенциал, способный работать на укрепление государственности и российской идентичности.

Все большее число россиян соотносят себя с православными идеалами и ценностями. Возрастает роль религиозной составляющей в системе общегражданской идентичности россиян. В последние десятилетия социологические исследования фиксируют высокий уровень религиозной самоидентификации и положительную динамику отношения россиян к институту религии. По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМом в 2010 г., 75 % россиян причисляют себя к православным

христианам, 84 % исповедующих христианство являются крещеными, около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники, и лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии1. В общественном сознании отношение к религии, вере и православно-христианской системе ценностей стало положительным, хотя отношение к церкви как институту и активизации его участия в социальной жизни остается неоднозначным. Несмотря на эту неоднозначность, на сегодняшний день Русская православная церковь (далее - РПЦ) пользуется авторитетом и доверием у значительной части населения страны.

Таковы объективные факты, свидетельствующие об изменении общественной роли православия и РПЦ за последние десятилетия. Что касается субъективной позиции самой церкви, то она в настоящее время осознанно стремится к расширению своего общественного влияния и готова к обновлению взаимоотношений с обществом. С этой целью Русской православной церковью был создан богословский документ «Основы социальной концепции РПЦ». Кроме того, по мнению большинства экспертов, основным показателем идущего возрождения православной жизни в России является развитие религиозного образования и духовно-просветительской работы РПЦ, увеличение количества приходов, монастырей и храмовых комплексов, а также православных школ, гимназий и духовных семинарий, что также свидетельствует о стремлении РПЦ к более активному самопозиционированию в обществе и расширению своего участия в процессах социокультурного обновления и социальной стабилизации. Как нам представляется, можно утверждать, что в современной России имеет место тенденция к практическому постепенному расширению объема институциональных функций РПЦ при сохранении ее прежнего формального конституционного статуса.

1 ВЦИОМ. Верим ли мы в Бога? 2010. [URL]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 13365

Происходящие изменения, связанные с превращением РПЦ в реальный субъект общественных отношений, расширением ее социальных функций и ее активным участием в социальных процессах, обусловливают социально-практическую актуальность темы настоящего исследования. Кроме того, обращение к данной теме актуально и в связи с негативно-критическим отношением к возрастанию социальной роли религиозных институтов со стороны радикально-либеральной и атеистически настроенной части общества, создающим повод для социальной напряженности.

Помимо этого, данная тема обладает и научно-теоретической актуальностью, обусловленной возрастанием в последнее время исследовательского интереса к изучению роли религии и ее основных функций в общественных процессах, а также дефицитом теоретических представлений об этих процессах, сложившимся в силу длительного доминирования атеистически-ориентированного обществознания.

Степень научной разработанности темы. Современные социологические представления о функционировании религиозных институтов в обществе базируются на использовании теоретико-методологических подходов, разработка которых восходит к классическому периоду истории социологии. Общетеоретические проблемы влияния религиозных институтов и ассоциируемых с ними ценностных представлений на социальные процессы были подняты еще М. Вебером и

Л

Э. Дюркгеймом . В трудах Дюркгейма были заложены методологические основы функционалистского подхода к изучению религии, тогда как М. Вебер ввел в инструментарий социологической науки принципы понимающего подхода к анализу религиозного поведения и влияния содержания религиозных ценностных представлений на развитие социальных процессов. В дальнейшем свой вклад в изучение социального влияния, функций и практик религиозных институтов внесли и

2 Вебер М Избранное Образ общества / Ред С Я Левит М Юрист, 1994, Дюркгейм Э Религия и общество Сост В И Гараджа, Е Д Руткевич М Аспект Пресс, 1996

представители структурного функционализма Р. Мертон, Т. Парсонс, и стоящий на позициях феноменологической социологии П. Бергер и др.3

В современной отечественной социальной науке общетеоретические проблемы функционирования религиозных институтов рассматриваются в работах таких авторов, как В.И. Веремчук, Ю.Г. Волков, М.Е. Добрускин, Г.Е. Зборовский, Г.И. Козырев, М.П. Мчедлов, Е.О. Настоящее, В.Н. Нечипуренко, В.Г. Тахтамышев и др.4 Эти исследователи пользуются системным и структурно-функциональным подходами, дающими им возможность интерпретировать деятельность Русской православной церкви в обществе как функционирование социальной подсистемы, взаимодействующей с другими подсистемами.

Российскими исследователями, в частности, активно разрабатывается проблематика, связанная с развитием взаимоотношений государственной власти и религиозных институтов; здесь необходимо упомянуть работы Э.В. Ананьева, JI.A. Андреевой, З.Г. Большакова, Е.В. Добреньковой, O.E. Казьминой, A.B. Логинова, A.B. Митрофановой, JI.H. Митрохина, Ж.Т. Тощенко и др.5

3 Мертон Р Социальная теория и социальная структура М ACT, Хранитель, 2006, Парсонс Т О социальных системах М Академический Проект, 2002, Бергер П Приглашение в социологию М,1996

4 Веремчук В И Социология религии Учеб пособие М Юнити-Дата, 2012, Волков ЮГ Социология Ростов н/Д, 2012, Добрускин MEO социальных функциях церкви (на материалах Русской православной церкви) // Социологические исследования 2002 № 4, Зборовский Г Е Общая социология М Гардарики, 2004, Козырев Г И Социология М, 2003, Мчедлов МП Религиоведческие очерки Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России М Научная книга, 2005, Настоящее Е О Нормы социальной регуляции в Русской православной церкви Дис канд социол наук СПб, 2010, Нечипуренко В Н Самыгин СИ, Полонская И Н Религиоведение социология и психология религии Ростов н/Д, 1996, Тахтамышев В Г Религия и современное государство // Транспорт-2003 Труды науч -теор конф проф -препод состава В 2-х частях / РГУПС Ростов н/Д, 2003 Ч 1

5 Ананьев Э В Социальная концепция Русской православной церкви ответ Церкви на вызовы времени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом 2010 № 4 , Андреева Л А Процесс рехристинизации в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования 2008 № 8, Большакова 3 Г Влияние Русской православной церкви как социального института на процесс социализации личности // Вестник Нижегородского университета им Н И Лобачевского Сер Социальные науки 2011 № 4 (24), Добренькова ЕВ Общественная конфессиональная молодежная политика /ЕВ Добренькова, С О Елишев // Вестник Московского университета Сер 18 Социология и политология Науч журн - 2010 - №3, Казьмина О Е Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России этноконфессиональная составляющая проблемы М , 2009, Логинов А В Власть и вера Государство и религиозные институты в истории и современности М , 2005, Митрофанова А В Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации 2008 Вып 1, Митрохин Л Н Научное знание и религия на рубеже XXI века// Вестник РАН 2000 T 70 № 1, Тощенко Ж Т Социология Учебник М Юнити-Дата, 2007

Теоретические разработки в области указанной проблематики

дополняются эмпирическими исследованиями отношения современных россиян к религии и, в частности, РПЦ, осуществляемыми такими авторами как Ю.А. Гаврилов, К. Каариайнен, Д. Фурман, И.Г. Каргина, Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.Г. Шевченко и др6.

Значение конфессионального фактора для развития российского общества и, в частности, религиозная ситуация на Юге России освещаются в работах отечественных философов, культурологов, социологов и историков: В.В. Бобров, O.E. Казьмина, A.M. Капалин, О.Ф. Лобазова, В.В. Черноуса и др7.

В последнее время усиленное внимание исследователей уделяется растущему социальному влиянию Русской православной церкви; так, в Южном регионе среди авторов, пишущих по этой теме, можно назвать таких как М.А. Аствацатурова, A.B. Громова, М.Ю. Денисенко, В.В. Кулаков, В.Д. Лаза, A.C. Свистухина, В.В. Заярный, С.А. Раздольский, C.B. Рыжова и

ДР8.

6 Гаврилов Ю А , Шевченко А Г О некоторых тенденциях изменения этнорелигиозной структуры населения России // Вестник Института социологии 2012 № 4, Каариайнен К, Фурман Д Религиозность в России в 90-е гг // Старые церкви, новые верующие СПб Летний сад, 2000, Каргина Н Г Самоидентификация верующих социальная мотивация // Социологические исследования 2004 № 1, Филатов СБ Лункин Р Н Свобода религии в России от авторитаризма к общественной дискуссии (Материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии старые и новые вызовы») Киев, 2010

7 Бобров В В Социализирующая роль Русской православной церкви Автореф дис канд филос наук Саранск, 2005, Казьмина О Е Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России этноконфессиональная составляющая проблемы М , 2009, Капалин А М Социальные функции Русской православной церкви Дис канд социол наук Тюмень, 2009, Лобазова О Ф Религиозность современного российского общества социально-философский анализ Автореф дис докт филос наук М, 2010, Православие в исторических судьбах Юга России Отв ред Черноус ВВП Южнороссийское обозрение Ростов н/Д, 2004 Вып 20

8 Аствацатурова МА Конфессиональный фактор внутрирегиональных отношений // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов 2005 № 59, Гпомова А В Социологический анализ современной религиозной ситуации региональный аспект // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры Сборник статей междунар науч -практ конф Волгоград, 2009, Денисенко МЮ Социальная концепция Православия в жизни современной России автореф дис канд философ наук Ставрополь, 2009, Кулаков В В Религиозный фактор и национальная безопасность России на материалах Южного федерального округа дис канд филос наук М , 2006, Лаза ВД Опыт миссионерской деятельности Русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX вв // Южнороссийское обозрение Ростов н/Д, 2004 Вып 20, Свистухина А С Православие как фактор современных российских трансформаций Автореф дис канд филос наук Ставрополь, 2009, Заярный В В Русская православная церковь в современном политическом процессе Автореф дис канд полит наук Ростов н/Д, 2003, Раздольский С А Русский период (XVI - начало XIX столетий) христианизации Кавказа Новационное воздействие христианства на культуры горских народов Майкоп АГУ, 2007, Рыжова С В Становление православной идентичности русских традиционно-культурные и гражданские основания//Социологические исследования 2010 №12

Эта актуальная для современной России тематика вызывает интерес специалистов в разных областях социального знания. В этой связи особого упоминания заслуживает коллективный труд российских философов и религиоведов «О социальной концепции русского православия» под редакцией М.П. Мчедлова9, в котором осуществлен первый основательный обзор практически всех проблем, затронутых в «Основах социальной концепции РПЦ» (отношение РПЦ к государству, политике, праву, обществу, институту семьи, нации и др.). Стоит отметить также исследование C.B. Панпушина10, где на самом общем уровне рассматривается стабилизирующее влияние религиозных институтов, и в частности, значительное внимание уделено анализу деятельности РПЦ.

Таким образом, проведенный анализ степени изученности темы позволяет заключить, что в отечественной научной литературе нашли отражение многие аспекты влияния РПЦ на состояние российского общества. Однако среди имеющихся научных разработок пока еще практически отсутствуют специальные социологические исследования, в которых бы анализировались и оценивались с научной точки зрения процессы складывающегося социального партнерства РПЦ и государства, расширение объема социальных функций и общественной роли РПЦ. Актуальность этой проблематики, ее востребованность современной социальной практикой обусловили выбор данной темы в качестве предмета специального социологического исследования.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, возможностей и перспектив изменения социальной роли и функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

В соответствии с этой целью формулируются следующие исследовательские задачи:

9 Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: Методология, характерные черты // О социальной концепции русского Православия. М., 2002.

10 Панпушин C.B. Традиционные религии как фактор стабилизации современного российского общества и укрепления государственности: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2010.

- показать социокультурный контекст институциональных практик РПЦ в современном российском обществе;

- определить специфику социального функционирования РПЦ в условиях переходного состояния общества;

- выявить сост�