автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Литвинов, Олег Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА!, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В МАГРИБЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА.
1. Специфика государственной модели телевещания в период становления и развития национального телевидения.
2. Проблемы дисбаланса в информационных отношениях и нового международного информационного порядка в дискуссиях 70-х - 80-х годов и их влияние на политику развития телевещания в Магрибе.4.
3. Особенности программной политики.
4. Французская политика в Магрибе и се влияние на формирование мультикультуриой модели телевещания в 80-е годы.
5. Инициативы стран Магриба в подготовке национальных кадров для телевидения: особенности мультикультурного подхода.
ГЛАВА 11. НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ВЕЩАНИЯ В 90-Е ГОДЫ.
1. Концепция идентичности в коммуникативистике 90-х годов и ее прикладной характер для определения рамок мультикультурной модели вещания.
2. "Меди-1" как "пролог" развития канала мультикультурной вещательной модели в Магрибе.
3. Особенности влияния ислама на телевещание и формирование "аудиовизуального арабо-исламизма".
4. "2 М Энтернасьоналъ" как модель международного кабельного телевидения.
5. Особенности позиционирования западных вещателей и их филиалов в 90-е годы.
6. Специфика развития рекламы на телевидении стран Магриба как канала мультикультурного воздействия.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Литвинов, Олег Валерьевич
Информационные процессы в современном мире характеризуются пересечением разных культурных, вещательных моделей и тенденций, а также тем, что мы можем определить таким емким понятием, как информационное взаимодействие. Настоящее развитие средств массовой информации и коммуникации (СМИ К) делают информационную закрытость практически невозможной. "Телевидение без границ", вещание с помощью спутников, создание совместных (например, франко-марокканских) теле- и радиостанций делают СМИ, в особенности телевещание, поистине уникальным феноменом современного мира, эвол ю цио ни зирующи м на стыке разных информационных и культурных моделей, разнообразных поведенческих подходов, лингвистических решений.
Динамика развития современного мира превращает СМИК в активных участников геополитических, региональных и национальных отношений, в результате чего они в полной мере заключают в себе конфликт ценностей и интересов, составляющих многообразие этих отношений.
Сегодня информационное пространство какой-либо страны или региона, без сомнения, невозможно ограничить рамками национальных СМИК. Однако так называемая мондиализация (mondialisation) информационных потоков 1), ставшая феноменом геополитики на
1) Мы имеем в виду международные информационные потоки, т.е. систему передачи информации, а также доктрипальпос понятие, подразумевающее превращение информации в фактор геополитики. пороге XX i века, может находить различную адаптацию и восприятие на национальном уровне, от неприятия и гипертрофии национальной идентичности в СМИК до влияния на поведенческий уровень аудитории и стереотипы общественного сознания.
Констатируя невозможность изолированности регионального и национального пространства на пороге XXI века, мы вполне справедливо приходим к проблеме: из чего же оио складывается, на пересечении каких факторов и феноменов формируется?
Отметим, что данный ракурс постановки проблемы актуален по отношению к разным странам и регионам, независимо от географических границ и политических рамок (запреты и ограничения в странах с тоталитарными режимами не могут бесконечно долго "сдерживать ситуацию"). Однако выбранный нами регион Магриба представляет особый научный интерес, являясь практически идеальной моделью для изучения полюсов мультикультурной модели и прогнозов ее развития в будущем.
Итак, регион Магриба выбран не случайно. Он является особенно интересным в смысле взаимодействия и пересечения разных культурно-информационных моделей (включая религиозный и лингвистический факторы).
Здесь мы имеем в виду страны, которые и составляют регион собственно Магриба - Марокко, Тунис и Алжир. Именно они стали объектами исследования в данной работе. Отметим для ясности, что страны, входящие в так называемый Большой Магриб (Ливия, Мавритания и Западная Сахара), нами не рассматриваются.
Алжир, Марокко, Тунис дают уникальную возможность исследования, как на эволюцию информационной ситуации в этих странах влияют информационное взаимодействие с Францией, воздействие арабской, исламской модели вещания с ее персонализацией личной власти, а также билингвизм аудиовизуальных СМИ. Такую возможность дает и исследование французских проектов спутникового вещания ("Каналь Оризон") на Тунис, радиостанции "Мсдитеранс-1" (или "Меди-Iй) в Марокко. Мы сознательно ограничиваем наши исследования телевещанием, так как именно оно позволяет изучить в полной мере, что такое мультикультурная модель телевещания.
Исследование ее с точки зрения особенности процесса формирования, тенденций развития, конфликтов систем и ценностей, лежащих в основе ее развития, и составляет объект нашей работы.
В этих рамках мы изучаем и компоненты этой мультикультурной модели, различные каналы и вещательные стратегии. Непосредственно анализ содержательных аспектов телевизионного продукта интересует нас в той мере, в какой в них проявляются основные ценности и интересы вещателей или тех, кто влияет на содержание информационного продукта (например, исламские центры).
Таким образом, объектом данного исследования является процесс формирования мультикультурной модели телевещания в Магрибе в период с начала создания национального телевещания до 1998 года включительно, что дает возможность проследить развитие определенных тенденций в его процессе исторически, параллельно с формированием государственности и изменением геополитических процессов в мире.
Предметом исследования данной работы стали закономерности и логика, тенденции и противоречия в эволюции аудиовизуального пространства Магриба, которое мы исследуем в качестве мультикультурной модели, векторы его трансформации на пороге XXI века под влиянием новых геополитических, региональных и национальных влияний, а также факторы, связанные с конфликтом ценностей и интересов, определяющих политику телевещательных систем и каналов в регионе.
С этой точки зрения мы считаем необходимым кратко обозначить термин, ключевой для нашей концепции, - мультикультурная модель вещания. В общих чертах отметим (т.к. этому фактически посвящена вся работа), что она состоит из присутствия в информационном пространстве разных телевещательных продуктов, зачастую конфронтационных и всегда так или иначе конкурирующих между собой (даже в случае позиционирования к различным гаммам аудитории). Ее чертой является билингвизм и возможные опосредованные формы проникновения зарубежных поведенческих стереотипов (через рекламу, например). Мультикультурная модель формируется в результате диалектического взаимодействия информационной идентичности и мондиализации информационных потоков, зачастую на основе конфликта ценностей и интересов.
Отметим, кстати, что мультикультурным императивам подвержены не только информационные, но и любые другие продукты современного мира. Безусловно, в странах, где пет сильных противоречий между продуктом эндогенным и импортируемым, конфликта между институциональными ценностями, первого и второго может и не быть, но противоречия в основном могут иметь место. (Вспомним, к примеру, недавние острые дебаты об эфтаназии и легитимности ее показа на телевещании Голландии, Бельгии и Франции).
Ситуация в Магрибе интересна с исследовательской точки зрения потому, что она своего рода - гипербола мультикультуриой модели вещания, и западные вещатели, несмотря на культур но-политические факторы, усложняющие их позиционирование в Магрибе, продолжают рассматривать складывающуюся там модель вещания как модель будущего. При этом они считают, что Магриб полностью оказался включен в эру спутников и "телезаппинга". Это, по их оценкам подтверждает предвидения относительно того, что именно Магриб лучше и быстрее других регионов (за исключением Западной Европы и Северной Америки) "может воспринять и пережить аудиовизуальную революцию"!).
Ситуация в Магрибе интересна для исследования прежде всего потому, что проецируется на многие другие информационные пространства, где телевизионный продукт (а именно таким он будет в ближайшее десятилетие) формируется на стыке конфликта ценностей и интересов и на базе осознанной и нередко гипертрофированной политики информационной и культурной идентичности. Именно поэтому (и опять-таки независимо от регионов) иностранные вещатели вынуждены будут все больше позиционировать марку своего телевидения через дилемму - навязать (мы имеем в виду систему собственных ценностей) или разделить (систему ценностей зарубежной аудитории).
Этот вопрос, который мы экстраполировали сознательно в достаточно схематичном виде, имеет в действительности очень тонкий подтекст, так как в случае варианта "разделить" встанет проблема
1) 1/audiovisuel francais dans Ics sables monvants des TV arabes. -P., 1998, p. 107 идентичности институционального имиджа уже самого вещателя.
Актуальность данного исследования и определяется комплексом изложенных выше проблем и заключается прежде всего в том, что логика развития телевещания ставит во главу угла дилемму: идентичность коммуникационной политики и информационного продукта или мондиализация информационных (и вещательных) потоков. Исследованию ее через вектор телевидения в Магрибе и посвящена данная работа.
Отметим, что три страны региона - Марокко, Тунис, Алжир -представляют интерес в том смысле, что они придерживаются разных политических ориентации. Алжир долгое время декларировал соц-ориентацию, Марокко - монархию, Тунис - буржуазно-демократическая республика президентского типа.
Итак, основные цели нашего исследования: выявить влияние разных политико-культурных факторов на формирование информационных процессов в регионе;
- исследовать специфику воздействия исламской модели вещания ТВ в регионе; изучить влияние традиционных политических исламских ценностей (сильной личной власти) на специфику вещания в регионе;
- выявить воздействие экономического фактора в Магрибе на развитие рекламы; исследовать влияние западной, в особенное™ французской, информационной деятельности на страны Магриба;
- проанализировать особенности формирования так называемого "аудиовизуального арабо-исламизма", получившего развитие в последние десятилетия в связи с изменениями геополитических факторов;
- определить влияние "аудиовизуального арабо-исламизма" на позиционирование западных телевещателей.
При этом наша основная гипотеза сводится к тому, что в основе мультикультурной модели вещания, полюсной по своей структуре, лежит конфликт системы ценностей и интересов.
Научная новизна данного исследования заключается, на наш взгляд, прежде всего в подходе, который мы пытаемся здесь адаптировать. Мы имеем в виду анализ рамок мультикультурной модели вещания в Магрибе и феноменов, ее составляющих, прежде всего через понятие идентичности вещательной политики, которое мы рассматриваем как стержневое для нашей концепции.
Отметим также, что мы вводим в активный научный оборот это понятие применительно к анализу конкретной вещательной модели, непосредственно стратегии и содержания коммуникационной политики.
В работах, датированных 1997, 1998 годами, зарубежные исследователи обращают внимание на феномен идентичности, но либо осмысливая его скорее в общефилософском контексте (Фати Трики "Стратегия идентичности". Париж, 1998; "Идентичность", под редакцией Ж-К Руано-Борбалапа. Париж, 1998) 1), либо как общее понятие коммуникативистики, не проецируя его на конкретную политику в СМИ в какой-либо стране или регионе (мы имеем в виду фундаментальный труд Д.Вольтона "Размышляя
1) TrikiF. La strategic deHdcntitc. - P., 1998, 142 p. о коммуникации" Париж. 1997) 1).
Затем пока что еще не делалось попытки исследовать модель вещания в Магрибе, беря за основу региональные рамки и изучая одновременно все факторы, ее составляющие. Именно "региональный" подход нам представляется как наиболее продуктивный, так как позволяет выявить разницу и универсальность тенденций, проявляющихся в зависимости от политических и иных императивов, узость и бесперспективность политических табу и ограничений в эру "телевидения без границ". Этот же подход позволяет определить такие явления, как "аудиовизуальный арабо-исламизм" и франкофонный фактор, которые являются явлениями мирового порядка и уровня и поддаются анализу только в случае более универсального подхода, чем анализ СМИ отдельной страны.
Для большей точности отметим, что на факультете журналистики была защищена кандидатская диссертация, посвященная СМИ Марокко (Бен Садик Мухаммед, 1992), однако она вполне естественно ограничивается географическими и временными рамками и имеет совершенно иную научную концепцию. Впей в силу вполне очевидных причин, связанных с развитием научной мысли в последние годы, речь не идет ни о позиционировании телевещательного продукта, ии о мультикультурной модели, формирующейся на базе конфликта интересов и ценностей и конфликта идентичности и мондиализации (и космополитизма) коммуникационно-информационных потоков.
Мы пытаемся также ввести в активный научный оборот термин
I) Wolton D. Penser de la communication. - P., 1997, 399 p. аудиовизуальный арабо-исламизм", поясняя, что это явление, имеющее корни в роли ислама в политико-общественной системе исламских государств. Катализатором его формирования стали некоторые явления в геополитике в 90-е годы. Его частью является усиление места международных арабских вещательных каналов, как, например, MJBC (телеканал, вещающий на Магриб из Лондона с саудовским капиталом).
Механизмы "аудиовизуального арабо-исламизма", который мы преднамеренно закавычиваем, гораздо более сложны, чем волевое решение режима в стране, контролирующего вещание. Они носят наднациональный и надрегиональный характер и могут идти даже в разрез с мнением главы государства, навязывая ему определенные императивы (мы имеем в виду политику телевидения Туниса в связи с конфликтом в Персидском заливе в 1990 -1991 гп).
Особенность нашего подхода состоит также в том, что мы стараемся исследовать, как "аудиовизуальный арабо-исламизм" влияет на позиционирование 1) в регионе западных вещателей, что
1)Термин "позиционирование" (информационного продукта или вещателя) пришел в исследования о СМИ из сферы маркетинга и менеджмента. Под ним подразумевается то, как располагается вещатель по отношению к конкурентам, какую нишу он занимает, как продвигает свой продукт на информационном рынке, как работает с аудиторией и т.д., т.е. стратегия и формы "освоения" информационного пространства. Термин "позиционирование" относится, безусловно, к тем информационным пространствам, где действуют либеральные условия и существует многообразие в эфире. является абсолютно новым явлением, принадлежащим к 3-5-летней давности и все более острым и актуальным.
Предполагаем также, что его значимость в ближайшие годы только усилится.
В качестве теоретико-методологической базы при написании данной работы мы использовали научную литературу, которую можно сгруппировать по следующей проблематике.
Во-первых, собственно монографии по СМИ, как сводящиеся к анализу мировых тенденций информационных процессов, так и посвященные отдельным регионам. Отметим тут труды авторов факультета журналистики МГУ, монографии под ред.Я.Н.Засурского, работы А.-Х.Ибрагимова, Р.И.Галушко, Т.Ю.Лебедевой. Выделим также монографию Е.П.Прохорова "Введение в теорию журналистики", в которой в контексте данного анализа нас интересуют прежде всего концептуальные положения об уровнях свободы СМИ в зависимости от общественных рамок, о формах политической деятельности в журналистике, адекватности журналистского послания аудитории, динамике эволюции общественного мнения как системы ориентаций в современности (с.57). Это находит определенные проекции в нашем исследовании в связи с изучением роли ТВ в разных политических системах региона и проблемы восприятия или отторжения телевизионного "послания".
К этому первому типу литературы мы можем также отнести и аналогичные труды зарубежных авторов по СМИ. Мы имеем в виду работы Э.Буржа, посвященные анализу тенденций эволюции франкоязычного ТВ, Ф.Балля, Д.Вольтона.
И, сслн Э.Бурж 1) в основном концентрирует свое внимание на анализе различных проектов, то Д.Вольтои в своей фундаментальной работе "Размышляя о коммуникации" 2) демонстрирует подход, аналогичный Е.Прохорову. Он исследует глобальные явления и тенденции, из которых на нашу работу непосредственно проецируются положения о феномене идентичности как основе современной коммуникационной политики, о так называемой системе кодов доя восприятия телевизионного послания, о системе интересов (имеются в виду политические), которые тем или иным образом проявляются в функционировании СМИ.
Особенно полезны разделы работы, посвященные "транспаранты ости, электронной демократии, телевидению как общественному пространству", о векторе межличностной коммуникации в обществах с традиционно-иерархической системой ценностей, сопутствующем современным СМИ (с. 17, 52). Целесообразно также обратить внимание на проблему конфликтов и мсдиа-равновесия у Вольтона. Идеи об агрессивной информационной политике и медиа-равновесии очень полезны для анализа моделей телевидения в регионе Магриба.
Вторая категория литературы носит страноведческий характер.
Здесь мы имеем в виду прежде всего монографии, которые выпускались в рамках АН преимущественно в 80-е годы и посвящались анализу политико-экономических и международных факторов на регион
1) В о urges Н. Unechainesurlesbras. - Р., 1987.
2) Wolton D.Penser de la communication. - P., 1997.
Магриба.
В отличие от первой категории литературы, среди которой мы находим работы 1997 и 1998 годов, эта группа в основном ограничивается определенными временными рамками, но небезынтересна в историческом аспекте.
И, наконец, еще одна группа используемых научных монографий, включающая самые последние исследования, носит социолого-философский характер с явной проекцией (что неоднократно и явно подчеркивается ее авторами) в сферу массовой коммуникации. Мы имеем в виду работы, изданные во Франции французскими и тунисскими учеными и посвященные проблеме идентичности 1) 2).
Не случайно, что эти исследования, сконцентрированные на проблеме идентичности, в том числе и ее информационном выражении, стали столь актуальными. Термин "аккультурация", бывший столь популярным в 70-е - 80-е годы, все больше отходит на дальний план, уступая центральное место более емкому и многогранному понятию идентичности, которое исследователи склонны все больше рассматривать в качестве основы информационной политики.
В данном исследовании в качестве эмпирической базы автор использовал программы телевидения стран Магриба, которые он имел возможность регулярно посещать, начиная с 1989 года. Кроме этого, систематизации фактических данных и материалов для анализа послужила работа в агентстве ИТАР-ТАСС, ИНО-ТАСС. Привлекались,
1) TrikiF. La strategic de Г identite\ - P., 1998, 142 p.
2) L" identitc. V individu, la socictc\ - P., 1998, 394 p. в частности, периодические издания стран Магриба, издания школ и институтов журналистики Алжира, Марокко и Туниса, что дало возможность документально представить позицию региональных практиков и теоретиков по проблемам телевидения и информационно-коммуникационной политике в целом.
Апробация результатов исследования, в особенности выводов и положений о развитии современных моделей вещания на базе столкновения и конфликта интересов и ценностей, об отторжении космополитической информационной политики в странах с традиционными ценностями и гипертрофии феномена идентичности как реакции на космополитизм и мондиализм СМИ, была сделана в материалах, представленных в качестве доклада в Институте восточных языков и цивилизаций в Париже и в ходе ассистирования в 1994-1996 гг. при проведении спецкурсов и спецсеминаров на факультете журналистики МГУ,
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования содержащихся в ней выводов и положений, а также прогнозов относительно тенденций эволюции моделей телевидения в ближайшие десятилетия в работе внешнеполитических и международных организаций, всех, кто участвует в формировании и реализации информационной политики и сотрудничества, независимо от регионов и географических границ.
Дело в том, что проблематика телевещания - конфликты интересов и ценностей - идентичность через СМИ - мондиализм информационных потоков - полностью проецируется на различные регионы мира и не утрачивает актуальности с изменением географических границ, хотя, безусловно, акценты могут смещаться из-за политических, культурных и поведенческих рамок. И, как мы уже отмечали выше, регион Магриба представляет собой в этом смысле практически уникальный материал для анализа и прогнозов.
Структура данной работы определена общей концепцией и логикой нашего исследования, где мы предполагаем изучить формирование мультикультурной модели вещания на базе конфликта системы ценностей и интересов.
Именно поэтому мы преднамеренно экстраполируем два полюса информационного пространства Магриба. Один, связанный с тенденциями национальной идентичности и оказавшийся в итоге в зоне влияния "аудиовизуального арабо-исламизма". И другой, связанный с информационной политикой западных вещателей в регионе.
Однако существуют1 они не изолированно, один влияет на позиционирование информационного продукта другого. В силу этого мы изучаем их параллельно, в зависимости от того, как один полюс детерминирует поведение другого, насколько определяет агрессивность или, напротив, лояльность его информационной политики.
Таким образом, наша первая глава посвящена тенденциям, определившим развитие системы телевещания в регионе, где наряду с феноменом сильной этатизации вещания и использования его как "рупора власти" присутствует феномен его "оксиденталмзации" в силу влияния Франции.
И, наконец, вторая глава исследует непосредственно мультикультурную модель вещания с точки зрения конфликта системы интересов и ценностей, которые лежат в основе эволюции.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование мультикультурной модели телевещания в странах Магриба"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя наше исследование, отметим прежде всего, что информационные процессы в регионе отличаются разнообразием и пол и валентностью тенденций. Все это во многом является результатом влияния разных культурно-информационных моделей и пересечения арабских, исламских и европейских традиций. Интерес Франции к региону, его экономическое положение определяют Магриб как "международный перекресток" информации.
Прогнозируя ситуацию в сфере аудиовизуальных СМИ, можно предположить реальное развитие билингвизма, несмотря на политику арабизации. Это во многом объясняется развитием спутникового вещания на французское языке.
Мы вынуждены заключить, что аудиовизуальные СМИ Магриба остаются "заложником" политической ситуации в регионе и именно они определяют специфику их эволюции. Это объясняется многими причинами, в том числе и тем, что именно аудиовизуальные СМИ являются всегда предметом контроля со стороны правящего режима -особенно в странах с отсутствием демократических традиций.
В плане демократизации информационных процессов регион ставит больше вопросов, чем дает ответов. Трудно прогнозировать ситуацию в Алжире, Безусловно персон ал из ация режима личной власти по каналам СМИ, ставшая результатом монолитизма в идеологии и информации, негативно влияет на характер демократических процессов в СМИ. В целом есть основании предположить, что политическая ситуация не благоприятствует демократизации информационных процессов ни в одной исследуемой стране. В каждой из них политические режимы, несмотря на колоссальную разницу, стремятся монополизировать СМИ. Практически единственная возможность достижения разнообразия в эфире - развитие международного взаимодействия.
Полагаем, что усилия Франции будут сосредоточиваться на крупных амбициозных проектах как в сфере телевидения, так и радиовещания. При этом Франция, удерживая франкофонное пространство в сфере информации и всячески борясь за сохранение роли и места французского языка в проектах развитая спутниковых программ и крупных радиостанций мирового класса, тем не менее учитывает специфику североафриканской культуры. Можно утверждать, что если в сфере языка эти проекты, как и вся политика Франции, "не потерпят конкуренции", то в сфере культуры французы весьма лояльны по отношению к африканской музыке и культурным традициям.
Идея сохранения приоритетных партнеров в мире по-прежнему движет Францией в ее информационной политике ровно на столько на сколько это было и в 70-е годы. Именно эта идея лидирует и во всей постколониальной тактике и стратегии Франции в сфере внешней политики вообще. Поэтому все рассмотренные нами проекты, как правило, опираются на приоритетных партнеров - это Марокко и Тунис в Северной Африке.
В перспективе учитывая, что французская информационная политика все больше строится на том, чтобы Франция могла избежать обвинений в патернализме, можно утверждать, что франкофония, благодаря весьма целенаправленной и амбициозной политике Франции в аудиовизуальной сфере, получит по крайней мере в североафриканском регионе еще более четко очерченные контуры с использованием новых систем спутникового вещания и мощных радиостанций.
Мы с полным правом можем подтвердить в заключении нашего исследования нашу первоначальную гипотезу о том, что мультикультурная модель телевещания формируется на стыке конфликтов системы интересов и ценностей.
Для этого мы преднамеренно экстраполировали два полюса информационного пространства.
Один, связанный с тенденциями национальной идентичности и находящийся в зоне влияния "аудиовизуального арабо-исламизма".
И другой, связанный с информационной политикой западных вещателей в регионе.
Отметим при этом, что мы старались показать, что они существуют не изолированно. И именно их взаимовлияние, несмотря на конфликт интересов, мы старались показать.
Итак, мультикультурная модель вещания полюсна по своей природе и структуре, по не разграничена на эти полюса, они взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Каждый из полюсов способен влиять на позиционирование информационного продукта другого, внося коррекцию в его коммуникационную политику.
Системы интересов и ценностей в рамках информационного пространства Магриба, представленные разными вещателями, отражают как тенденцию их противодействия, так и необходимость принятия императивов к сосуществованию в силу того, что развитие информационно закрытых обществ превратилось в утопию. Особенно если речь идет о гаком регионе, как Магриб, которому в силу географических и исторических факторов изначально было суждено стать "перекрестком эфиров".
Суждено ли телевидению будущего оставаться телевидением, формирующимся на стыке интересов и конфликтов, противоречивых тенденций и гипертрофированной идентичности? Несомненно одно, все эти факторы играют активную роль в складывании мультикультурной модели вещания, являющейся продуктом как национальной идентичности, так и мондиализации.
Информационное пространство становится все более эклектичным, подчиняясь логике взаимозависимого мира. Международный масштаб событий (будь то Персидский залив, Югославия или введение евро) вносят свои коррективы в вещательные модели. Гипертрофия региональных вещательных феноменов (как "аудиовизуальный арабо-исламизм ) спосоона сыграть роль индикатора, на который должны реагировать в позиционировании своего продукт а другие вещатели.
Относительно прогнозов и предложений, касающихся будущего в формировании мультикультурной модели телевещания Магриба, следует отметить, что ее контуры зависят от геополитических тенденций. Так, в частности, реально заключить, что если в дальнейшем арабский мир будет развиваться hojuocho ho отношению к остальному и будет формироваться антиарабский западный блок, то это вряд ли скажется позитивно на формах телевещания в Ма1рибе и можег послужить, в частности, усилению "аудиовизуального арабо-исламизма".
В то же время западные вещатели будут усиливать свое присутствие в регионе, который попытаются сохранить в качестве не только стратегической зоны с политической и географической точек зрения, но и как один из приоритетных рынков западных потребительских товаров. Именно поэтому коммерческое вещание и присутствие рекламы в пр01раммах будут иметь все более охватывающую роль.
Оптимальным представляется вариант, который мы могли бы условно определить как "медиа-равновесие". То есть это ситуация, когда присутствие западного и регионального вещательного продуктов не противоречит друг другу, а взаимодополняется.
Магриб - "перекресток" культурный и информационный - в идеале должен существовать в качестве модели информационного взаимодействия. Безусловно, это потребует дальнейшей либерализации информационного пространства этих стран - не только на уровне декларативном, но и на уровне реального обеспечения равной возможности разным вещателям. И здесь, безусловно, проявятся сильные "расхождения" между Тунисом, Марокко и Алжиром. В последнем наиболее дало знать себя банкротство системы государственного контроля за содержанием информации, а также то, что финансовый кризис и отсутствие экономических условий делают невозможным реальное многообразие в эфире.
Мы оставляем тем не менее открытым вопрос, насколько международные и региональные организации могут повлиять на рамки и содержание мультикультурной модели вещания.
Безусловно, они могут играть роль арбитра в урегулировании наиболее острых "углов" в отношениях между западными вещателями и государственной властью, а также традиционными исламскими центрами влияния.
Международньге организации могли бы также оказывать и некоторую инвестиционную помощь - особенно образовательным программам в аудиовизуальных СМИ, однако реально ее объемы не могут быть достаточны существенными.
Более логичным представляется вариант дальнейшего развития коммерческого телевещания при учете традиционных ценностей стран Магриба и приоритетов сбалансированного развития разных сегментов населения.
Однако увеличение коммерческих каналов и возможностей в области вещания приведет к разрыву в доступе к новым средствам массовой информации, к спутниковым каналам.
Это заставляет предположить, что проблема демократизации информационного пространства, "освобождения" телевещания от роли заложника ситуации в стране или регионе будет оставаться центральной для определения рамок мультикультурной модели телевидения в Магрибе, степени доступности телеканалов для широкой аудитории и уровня их диалога с обществом.
Список научной литературыЛитвинов, Олег Валерьевич, диссертация по теме "Журналистика"
1. Африка на пути в XX1 век. М., 1989.
2. Галушко Р.И. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1986.
3. Громыко А. Культура и общественное развитие. М., 1984.
4. Деев А. Современная Франция. Механизм формирования внешней политики. Мм 1985.
5. Ермишина Е. Международный обмен информацией. М., 1988.
6. Журналистика в политической структуре общества. Под ред. Я.Н.Засурского. М., 1978.
7. Исмагилова Р. Африка. Культурное наследие и современность. М., 1990.
8. Исмагилова Р. Африка; Культура и общество. М., 1990,
9. Кашлев Ю., Лебедева Т. Информационное взаимодействие. -Прага, 1990.
10. Культура и политика в странах Африки. М., 1986. И. Лебедева Т.Ю. На волне тамтамов. - М., 1993.
11. Малашенко А. В. Официальная идеология современного Алжира. М., 1983.
12. На службе монополии. Под ред. Проф. Я.Н.Засурского. -М., 1977.
13. Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. М., 1987.
14. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. -М., 1974.
15. ПрохоровЕ.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
16. Сиберг Р., Шрамм У., ПитерсонТ. Четыре теории прессы.-М., 1998.
17. Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Идеология и культура. М., 1990.
18. Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Эволюция политических структур. М., 1990.
19. Сэндидж и др. Реклама. М., 1989.
20. Траскунова A.M. Печать алжирской революции. М., 1979.
21. Федякин И. Общественное сознание и массовая коммуникация. М., 1988.
22. Черкасов Л.П. Распад колониальной империи Франции. -М., 1985.
23. Шагаль В.Э. Арабизация на современном этапе: социально-политические последствия и перспективы. Культура и политика в странах Азии и Африки. М., 1986.
24. Шерковин Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.1. XXX
25. Aldert Bouqi, Ch. Casteran. LePrintemps de PAfrique. P., 1992.
26. Albert L., Wai Lan J. Journalismc el liers mondc. Belgiquc, 1989.
27. Alain Mine. Lc medias choc. P.,1993.
28. Anzien D. L'illusion groupal: un Moi ideal commun. P., 1987.
29. Arendt Jl. La Crise de la culture. P., 1972.
30. Auroux S. Journalistes et linguistes, meme langue, теше langage? -Versailles, 1994.
31. I/ audiovisuel francais dans Jes sables mouvants des TV arabes. -P., 1998.
32. Antennes n 13. Edite par Nelediffusion S.A. France, 1989.
33. Balie F. Medias et Societe'- P., 1992.
34. Balle F. Medias et Societe' P., 1992.
35. Bala! A.A. Developpement et lacteurs non-economiques. -Rabat, 1980.
36. Beneton P. Introduction a la poiitiqie moderne. P., 1987.
37. Benot D. La commercialisation et les problemes financiers de la television africaine. P., 1990.
38. Bourges H. Decoloniser reformation. P., 1978.
39. Bourges H. Une chaine sur les bras. P., 1987.
40. Bourges H.,GriUi J. L'cnjeu de la communication mondiale. -Dakar, 1986.
41. Bourges Jl., GrittiJ. Le village planetaire. P., 1986.
42. Castells M. La societe' en reseaux. Lere de Pinformation. -P., 1998.
43. Castells Manuel. The power of identity. N.-D., 1996.
44. Charaudean P. Le discour de Tinformation mediatiqie. P., 1997.
45. Canal France International. La television lrancaise a Theure internal! on ale P., 1993.
46. Corset P. Les jluncs tufants de la Television. P., 1978.
47. Canal Horizons, c'est plus P., 1993.
48. Coulon Ch., Costant-Martion D. Les Afriques Politiques. P.,1992.
49. ConrtalJ. La Communication piegee. Bordeaux, 1992.
50. CheikA. L'unite' culturelleon barbarie. P., 1981.
51. Daniel Etounga Manguelle, L'Afrique a-t:elle besom d'un programme d'ajustement cullurel? Editions Nouvelles du Sud, 1990.
52. Demain, d'autres chaines algeriennes? P., 1997.
53. Joure E, Le tiers monde dann la vie Internationale. P., 1986.
54. Jost F. La TV fransaise du jour au jour. P., 1994.
55. Escapit R., Theorie de Pinformation et pratique politique, -P., 1981.
56. Esguenazi J P. Le temps televisuel et le statut de Pinformation. -P., 1997.
57. Ehrenberq A. LMndividu imertain. P., 1995.
58. EllulJ. L'Histoire de la propagande. P., 1976.
59. Ghiglione R.ParoIes en images, images de parole. P., 1997.
60. Guemriche S. La SOFIRAD au Maghreb: le cas de la Radio Mediterranee intenationale, P., AJERI, 1983.
61. Hermassi E. Etat et societe au Maghreb. Etude comparative. -P., 1972.
62. Irani Gusbrev. Des mcdias independants ne peuvent pas transigcr sur les principes. Comite mondial pour la liberte' de la presse. P., Economica. 1987.
63. Islam in the Political Process. Cambrige, 1983.
64. Kerdellant C.H. Television: la course a la coverture de PAfrique. P., 1989.
65. KizerboJ. Les identites culturelies africaines. Geneve, 1981.
66. LemonicrM. Le plus court chemin pour vendre au Sud. Medi-1: Voire media pour Maghreb. P., 1986.
67. L'identite' Pindividuc, le groupe, la socicte' Coordonne' par C.Ruano Borbalan. - P., 1998.
68. Le Hisse J. Communication et Societes. Essai de typologie evalutive. P., 1980.
69. Masmoudi M. The New World information Order/World communication. A Handbook. N.-Y., 1983.
70. Masmoudi. Le NOMJC: Rappel historigue. Geneve, 1981.
71. Mattelart F. Multi nation ales et systemes de communication. -P., 1976.
72. Mattelart A. La culture, centre dc la democratic. P., 1992.
73. Monlana H. La circulation internationale de la communication. -P.,UNESCO, 1985.80. "Medi-Г: votre media pour le Maghreb.- P., 1986.
74. Marin L. Des ponvoins de Pimage. P., 1993.
75. Mathien M. Les Journalistes et le Systeme mediatique. P., 1992.
76. Mc Luhan. Pour comprendre les medias. P., 1968.
77. Mehl L. La television compassionnefle. P., 1996.
78. Miege B. Logignes sociales et reformation televise. P., 1989.
79. Mouiilaud M. Le journal guotidien et la TV. P., 1989.
80. Mouiilaud M. L'information ou la part de Fombre. P., 1994.
81. Mouchon J. Visibilite'mediatique et lisibilite'' sociale. P., 1994.
82. Mouchon J. et Leblane G. Le visuel dans reformation. Lille,1994.
83. Nobke-Cerreia J. Technologie professionnelle des Moyens de communication sociale. Bruxell. 1985.
84. Okkent C. Duel: Comment la television faconne le President. P„1988.
85. Palmer M. Boyod Barre. Le trafie des nouvelles. - P., 1983.
86. Paperman P. Les emotions dc Fespacc public. P., 1992.
87. Porcher L. Ouverture on Representations en didactique des langues et des cultures outes du collogue. P., 1995.
88. Ping J. Que vent le Monde? P., 1987.
89. Pinto R. La liberie' deformation et le droit internationale. P.,1997.
90. Polin R. La liberie' de temps. P., 1977.
91. Renaud J. La politique etrangere de la France. P., 1993.
92. Same N'Gosso, Ruelle C. La television en Afrique. P., UNESCO,1985.
93. Sola! P. Dictionnairejuridigue: communication audiovisuelle. -P., 1985.
94. Les TV du Monde. P., 1995.
95. Triki F. La strategic de Pidcntite' P., 1998.
96. Tudesg A. FeuiJIes d'Afrique. Bordeaux, 1995.
97. Tudesg A. Les TV en Afrique. Bordeaux, 1997.
98. Zavalloni M. L'identite' psychosociale. P., 1997.
99. Zayed A. Relations de PEgypte aves le reste de Г Afrique. P., 1980.
100. Ziglier J. Main basse sur I Afrique. Suisse, 1996.
101. Wolton D. Penser de la communication. P., 1997.•к * *105. Enaction. Tunisie.
102. Cahicrs de communication. Bordeaux.107. Deux ecram. Algere108. Jeune Afrique.109. Jeune Afrique Economie.
103. Journal Officiel de la Republique Algerienne Democratique et Pop ul aire.llf. Journal OfTiciel de la Republique Tunisienne. 112. JNA magazine. Nouvelles de Pinstitut nationale de raudiovisuel. - P.i 13. Lotus. Tunisie.
104. Marchet tropicaux et mediteranneens. P.115. Le Monde. P.116. Le Monde diplomatique. P.117. Presse Tunisie.
105. Remarques arabo-africaines. P.
106. Revue tunisienne de Pinformation.
107. Revue africaine de communication. Maroc.121. Le Temps. Tunisie.122. Vie economique. Maroc.