автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Формирование национального самосознания: социально-философский анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование национального самосознания: социально-философский анализ"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Центр государственной кадровой политики и социального управления
На правах рукописи
ОВЛЯКУЛИЕВ Еллы
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и образ жизни
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва —1993
Ж
Работа выполнена на кафедре социального управления Центра государственной кадровой политики и социального управления Российской академии управления.
Научный консультант — доктор исторических наук, профессор ВАРЛАМОВ К. И.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор — БАГРАМОВ Э. А.
доктор философских наук, профессор — РУДИЧ Ф. М.
доктор философских наук, профессор — БЕЛЯЕВ А. А.
Ведущая организация — Центр по изучению национальных и межнациональных отношений Института философии АН Республики Казахстан.
Защита состоится 21 января 1993 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета Д—151.04.23 в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84,1 уч. корп., ауд. 3411.
С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры социального управления Центра государственной кадровой политики и социального управления РАУ.
Автореферат разослан 21 декабря 1992 года.
Ученый секретарь
специализированного совета, ____________
доктор исторических наук,
профессор ГОЛУБЕ]
эссийская г,::'у
^ТЛ-'^лАЙ ---
ИБЛИОТЁКЛ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка вопроса и актуальность темы исследования. В условиях перехода к рынку и вызванных им социальных изломов процессы формирования национального самосознания нувдаются в глубоком теоретическом осмыслении. Исходной базой этого является осознание необходимости радикальных перемен современ- ' ной общественной жизни.
В национальном самосознании не могут не отражаться все социальные коллизии современности. Становится все более очевидным, что коренное преобразование общественных отношений сопровождается небывалой и весьма противоречивой динамикой развития национального самосознания. Происходит переход от идеологической одномерности и определенной узости представлений о путях общественного развития народов к более всеобъемлю-цему пониманию национальных ценностей, к широкому признанию эбщечеловеческих интересов, утверждению нового статуса лично-;ти.
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств при всех трудностях и неизбежных ошибках создает тредпосылки для свободного и демократического развития.
Вместе с тем, распад СССР вызвал многие негативные про-дессы. Разрываются хозяйственные связи мевду регионами и пред-1риятиями, ухудшается обеспечение населения продовольственны-ш и промышленными товарами. Неуклонно растет преступность, {абирает силу конфронтация разнородных социально-политических ;ил. Очевиден кризис системы власти и управления. Остаются не-¡огласованными на всех уровнях действия законодательных и ис-юлнительных органов, что приводит к противостоянию и борьбе 1ежду двумя ветвями власти.
По экспертным оценкам Центра государственной кадровой по-патики и социального управления РАУ сощально-психо логическое юстояние общества характеризуется фрустрацией. Прежде всего, )ечь идет о потере перспективы исторического развития, расту-;ей растерянности и тревоге, неуверенности в завтрашнем дне, гувстве безысходности, обесценении стимулов созидательной дея-
тельности, доминировании установки жить одним днем. Для преодоления массовой социально-психологической депрессии важно из! чать природу и характер общественных противоречий, отслеживав прогрессивные и реакционные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания и национального самосознания«чтобы своевременно отличить подлинно демократические всходы, соответствующие национальным интересам, от плевел национализма и реакционного экстремизма.
Драматические события последних лет показали иллюзорност! вывода, сделанного Х1Х-ой конференцией КПСС, о якобы закономе{ ном росте национального самосознания, вызванном перестройкой. Действительно, национальное самосознание многих народов разбужено, пришло в движение, однако процесс этот включает борьбу различных политических сил и тенденций общественного развития. Скорее всего нынешнее национальное самосознание многих народов представляет собой "разорванное самосознание" (Гегель!
Появились суждения о том, что современная Россия переживает глубочайший кризис самосознания, для выхода из которого : правительства нет пока готовых рецептов. В этой связи предпринимаются попытки определить с учетом географических, этнических, общенациональных факторов особенности новых структурных образований, которые возникли на месте бывшего Советского Союза.
Как свидетельствует мировой опыт, интересы развития на-I ций, народностей, национальных групп, их связи как социально-этнических общностей предопределяют^ во многом,содержание и форму национального самосознания, отношения народов к образу жизни, социальному строю, суверенитету. Лишь на путях удовлетворения этих интересов пролегает национальная консолидация и ) нормализация межнациональных отношений.
В основе национальных интересов лежат коренные интересы ] людей - экономические, социальные, политические, духовные. До ' биться высокого уровня жизни народа - достичь благополучия и счастья людей, построить нормально функционирующее, спокойно живущее демократическое общество^_оди.наковая-цель-для-русски —и-украинцекгтрузинов и туркмен, белорусов и казахов, других народов.
Социально-экономическая и политическая сущность развития народа, его духовность была и остается доминантой национального возрождения и формирования национального самосознания. Именно этим, прежде всего, определяется актуальность избранной нами темы исследования. Необходимо определить наиболее существенные факторы, которые воздействуют на основное содержание национального самосознания в современных условиях.
Важно отметить, что национальное самосознание может стать могучей движущей силой общественного процесса или превратиться в его непреодолимую преграду. Осмыслить процессы становления национального самосознания, оценить их оптимальное направление - важнейшая задача общественной теории и социальной практики. Без всестороннего учета всех факторов, влияющих на формирование национального самосознания, невозможно разработать адекватную концепцию развития национальных и межнациональных отношений.
Какое будущее ожидает каждый народ и разные народы? Что победит: конфронтация или совместимость самобытных путей, общая "дорога надевды"? Составить такой прогноз весьма сложно, тем более в обстановке борьбы атлантических, евразийских, восточных и ближневосточных ориентации, национально-государственных и общецивилизационных подходов.
В свое время О.Шпенглер опровергал тезис о всеопределяю-щей роли Европы в становлении мировой культуры, приравнивая значение своего "опровержения" к коперниковскому перевороту в науке"''. Тем не менее, идея локализованного центра, из которого бы кругами распространялось влияние, приводящее все и вся к единому, "всемирному" знаменателю, ныне повторяется в новых вариантах у разных политиков и ученых. В современных метаморфозах и эманащях национального самосознания она играет не последнюю роль и требует своего теоретического осмысления. Особую актуальность в связи с этим приобретает исследование диалектики формирования феномена национального самосознания в контексте многовариантности путей общественного развития и становления общечеловеческой цивилизации и целостности мира.
I. См.: Шпенглер 0. Закат Европы. - Т. I. - М.-Ег., 1923. -
Состояние научной разработки проблемы. Понимание феномена национального самосознания и путей его формирования в философской литературе связывается с фундаментальными понятиями I "общественное сознание", "самопознание", "самосознание".
Общественное сознание немыслимо без познания мира и его мыслящих субъектов как групповых, так и индивидуальных, без их самопознания и самосознания. В этом плане значительный теоретический и практический интерес представляют труды Аристотеля, Декарта, Локка, Беркли, Юма, Канта, Гегеля и других крупных мыслителей.
В России проблематикой сознания и самосознания занимались
H.Бердяев, Е.Бобров, Н.Алферов и другие*. Ясские ученые внесли заметный вклад в осмысление духовного становления среднеазиатских народов. Так, еще в 1873 г. был издан фундаментальный труд "Наш соседи в Средней Азии: Хива и Туркмения", в котором дана объективная характеристика экономической, социальной и духовной жизни туркмен.
Своеобразность подхода западных и российских философов заключалась в сосредоточении на глубоком исследовании проблемы самосознания на личностном уровне. Наряду с этим имеются в их работах ссылки на самосознание социальных общностей, в том числе и национальных*".
В России природа самосознания как проблема русского национального самосознания, русского характера, приобрела особую остроту и нашла впоследствии содержательное наполнение в полемике между "западниками" и "славянофилами". Сегодня доктрина "атлантистов" исходит из того, что главные беды России вытекают из стремления к самобытности развития, самоизоляции и ксенофобии.
Не отвергал важности разработки проблемы самосознания и марксизм, однако основное внимание уделялось классовому аспекту вопроса. При этом классовый подход нередко абсолютизировался, что в определенной мере сдерживало исследование проблем
I. Бердяев Н. Самопознаше.^^Ц^Э91т-^бров^г1ГсаШсозн^ ______нии.—-Казань—1898;—Алферов Н. Переход от сознания к самосознанию. - Одесса, 1884.
2. См.: Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии Сот Аристотеля до Декарта). - М., 1987.
формирования самосознания как личности, так и социальных общностей. Более того, сам термин "национальное самосознание" в ^ общественно-политической литературе часто идентифицировался с' национализмом. В результате до середины 80-х годов вопросы национального самосознания в отечественном обществоведении оказались неразработанными.
В течение последнего десятилетия положение дел в области исследования феномена национального самосознания заметно изменилось, о чем свидетельствуют труды Р.Г.Абдулатипова, Э.А. Баграмова, Л.М.Дробижевой, М.С.Джунусова, Л.В.Скворцова, А.К. Уледова, К.Н.Хабибулина и другие, в которых раскрываются истоки формирования сознания и самосознания в целом, общественного и индивидуального сознания, самосознания и мировоззрения личности*.
О повышении научного интереса к отдельным аспектам проблематики национального самосознания свидетельствует ряд диссертаций, защищенных в начале 90-х годов^.
Усилилось внимание к эмпирическому изучению этой пробле-
1. См.: Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. - М., 1991; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982; Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. // Традиции в современном обществе. - М., 1990; Дкунусов М.С. Национализм в различных измерениях. - Алма-Ата, 1990; Скворцов Л.В. Культура самосознания. - М.д 1989; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., 1990; Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. - Л., 1989
и др.
2. См.: Атамуратов С. Национальное самосознание и национальная культура в процессе обновления общества: Автореф. дис. ...д-ра философ, наук. - Ташкент, 1992; Атаев К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа: Автореф. дис. ... канд.социол.наук. - М., 1992; Дкендубаев А.Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании: Автореф. дис. ... канд.философ.наук: По материалам Северного Кавказа. - М., 1991; Калмырзаев A.C. Нация и человек: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... д-ра философ, наук. -М., 1992; Мухамметбердыев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 1992; Хал-лыев Т. Развитие духовной жизни крестьянства в условиях перехода от традиционного общества к современному: Автореф.
Йис. ... д-ра философ, наук: На материалах Средней Азии и азахстйна. - м., 1992 и др.
мы, к конкретным социологическим исследованиям и социально-психологическим проблемам*.
Тема национального самосознания активно разрабатывается сектором проблем национальных отношений Института философии и права АН Туркменистана. Данная проблема корреспондируется с научными исследованиями Российской Академии наук и Российской академии управления.
Вместе с тем, пока, практически отсутствуют труды, в которых бы давалось социально-философское обоснование развития национального самосознания. Это особенно очевидно на фоне активной научной разработки его этнических, социально-психологических, исторических аспектов. , Нуждаются в уточнении и в серьезном переосмыслении с по;'] зиций сегодняшнего дня содержание, структура, функции нацио-I нального самосознания, его место и роль в системе общественного и национального сознания.
Наиболее слабым местом в изучении исследования национального самосознания и поныне остается исследование его формирования. Внимание ученых в большей мере сосредотачивается на выяснении сущности национального самосознания, понятий,связан-( ных с ним. Однако, процесс возникновения, развития противоречий этапов, как в логическом, так и в историческом аспектах оказался практически вне поля внимания ученых. Этот существенный недостаток не давал возможности рассмотреть состояние и диалектику национального самосознания на различных этапах истории народов, что приводило к необоснованным оценкам и извращению действительного движения их духовной культуры.
I. См.: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - M., 1990; Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - M., 1991; Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - M.f 1987 Каган И.С. Мир общения. - М., 1988; Пищулин Н.П., Левашов В.И. Общественное мнение и рынок. - M., 1992;Тощенко Ж. Т. Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки. - M., 1991; Чешко C.B. Средняя Азия и Казахстан: Современное состояние и перспективы национального развития 7/ Расы и народы. Ежегодник. - 1990. - Вып. 20 и др. ______
В этих оценках преобладал статичный подход, который не давал возможности видеть всю глубину противоречий становления национального самосознания.
Подобный однобокий подход позволял вульгаризировать национальную историю, извращать ее реальную сущность, игнорировать самобытность.
В результате распространенным оказался сомнительный вывод о том, что формирование национального самосознания среднеазиатских народов началось лишь в послеоктябрьский период.
Пока в научной литературе превалирует констатация проблемы, отсутствует комплексный подход к вопросам национального самосознания. Чаще всего они оторваны от современных социальных процессов, отношений и институтов, не связаны с проблемами социального управления и образом жизни народов.
Нынешние условия неумолимо требуют объективной оценки национального прошлого, главных достижений и негативных явлений в общественно-политическом и национальном развитии. Необходимо подняться над прошлым, осмыслить настоящее. Назрела потребность глубокого проникновения в состояние национального самосознания на путях изучения закономерностей процесса развития общественных отношений, исследование становления новых социальных институтов и политических структур.
Одной из насущных является проблема формирования национального самосознания, генезис его становления, динамика, этапность и цикличность, условия торможения и роста.
Цели и задачи исследования. Целью социально-философского анализа проблем является определение концепции национального самосознания, его генезиса, путей формирования в контексте многовариантности общественного развития; изучение национального самосознания как фактора обновления общества, его характеристика в процессе углубления межнациональных отношений, прогнозирование тенденции движения и развития национального самосознания в русле общечеловеческой цивилизации и целостности мира.
В соответствии с этой основной целью поставлены следующие задачи:
- определить место национального самосознания в общественном сознании и самосознании; выявить его функции; показать исто рический характер и многообразие путей формирования, его структуру, генезис, этапы становления, противоречия роста;
- дать характеристику многообразия форм общественного развития как фактора становления самобытности национального самосознания, своеобразного социального института; на примере туркменской нации, раскрыть общие и специфические черты национального самосознания, рассмотреть народные обычаи и традиции как формы самосознания и социальные нормы;
- вскрыть движущие силы, истоки и механизм торможения развития национальных отношений, его объективную и субъективную обусловленность, показать пути и формы преодоления негативных явлений;
- обосновать идею о том, что национальное самосознание является основным фактором повышения культуры межнациональных отношений, проанализировать достоинства, и недостатки процесса интернационализации национального духа, уточнить вопрос о межнациональной общности и ее самосознании;
- исследовать диалектику развития национального самосознания в русле активного взаимодействия с другими народами и странами и решением общечеловеческих задач, раскрыть единство и многообразие национальных ценностей в современной мировой цивилизации.
Объектом исследования выступает национальное самосозна-I ние в его социально-философском преломлении, его феномен как комплекс научных понятий и как природно-биологический, этнический и социальный институт.
Предметом исследования является анализируемый процесс формирования национального самосознания, динамика его становления, эволюция, эманация и прогресс в современных условиях.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют диалектика общественного сознания и общественного бытия, теория познания, принципы системности, конкретно исторического рассмотрения фopлиpoвaнияJLДШBIm^я-нaциoнaяьнoгo —самосознания.
Соискатель отрицает вульгарное истолкование материализма как методологии в духе жесткого экономического детерминизма. Сделана попытка, основываясь на материализме, раздвинуть методологические рамки исследования, использовать приемы и способы исследования философов разных направлений, изучающих проблематику самосознания и национального самосознания. Единая линия исследования пролегает через социально-философский анализ движения и развития самосознания и национального самосознания как категорий науки и феноменов реальной жизни. Именно с этих позиций диссертант изучил произведения великих мыслителей прошлого.
Автор опирался на научные разработки самосознания индивида, его становления, соотношения с развитием сознания, содержащиеся в трудах немарксистских и домарксистских авторов. Методологически принципиально важно понимание проблемы диалектики индивидуального и общественного самосознания, ее глубокого проникновения в социальную ткань жизни народов, их возникновения и особенностей, в том числе и специфики мышления, осознания своей общей судьбы, общего бытия. И. Кант в "Логике" отмечает особенности мышления древних греков, римлян, китайцев, ! персов, арабов и других^.
Ф.Ницше в своих работах дает основательные, критические и вместе с тем достаточно конструктивные характеристики немцев, евреев, славян, русских^.
Особо следует сказать о трудах Гегеля. Его философские произведения, посвященные анализу общественного сознания, и особенно самосознания, безусловно, являются выдающимся достижением духовного творчества, служат источником теоретических работ по проблемам самосознания.
Методологической основой диссертации является гегелевский стиль исследования личностного и общественного самосознания, его выходы на анализ самосознания народов, национального самосознания. Особое значение имеет его "Феноменология духа", дающая возможность проследить процесс формирования самосознания
1. См.: Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - С. 335-340.
2. См.: Ницше Сочинения. - М., 1990. - Т. I. - С. 43-44.
личности и общества.
Используя теоретико-методологические конструкции Гегеля, соискатель не видит оснований для разрыва между историческим и логическим, между объективной "логикой вещей" и логикой познания.
Теоретико-методологическим подспорьем исследования стала диалектико-матерйалистическая теория детерминации духовных процессов, разработанная в трудах К.Маркса, Ш.Энгельса, В.Ленина, К.Каутского, А.Грамши, Г.Плеханова, а также идеи крупнейших русских философов Н.Бердяева, В.Соловьева и других.
Исследование осуществлено на основе изучения национального самосознания в трудах таких исследователей духовной культуры и общественного сознания, как Г.Е.Гяезерман, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, В.Н.Иванов, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледов, А.Г.Спир-кин, Г.В.Осипов, Б.Н.Бессонов, Н.П.Пищулин, М.М.Сужиков.
Большое значение для анализа функций национального самосознания, особенно его регулятивной функции, понимания национального самосознания как объективного регулятора национальных отношений, имеют работы В.Г.Афанасьева, А.А.Беляева, К.И. Варламова, Л.К.Науменко, Ф.М.Рудича, Е.В.Шороховой.
В качестве документальных источников автором проанализированы материалы государственных и общественных структур, в особенности Туркменистана.
Исследование осуществлено на базе анализа разрабатываемых или уже принятых Конституций России, Казахстана, Туркменистана и других стран Содружества. Сопоставляются Декларации о независимости и Конституция США, Билль о правах.
Главной особенностью, принятой в мае 1992 г. Конституции Туркменистана, является выражение вековых традиций и обычаев туркменского народа, образа жизни и национального духа. Этот дс кумент основывается на неотъемлемом праве народа на самоопреде; ние, верности заветам предков жить в единстве, мире и согласии, преследует цель охраны национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа, гарантирует права и свободы кавдогогравданина^^-----------~
Автор не!третендует на исчерпывающую полноту выбора мето-
дологических ориентиров. Нам импонирует мысль Гегеля о том, что "сама боязнь заблуждаться есть уже заблуэццение", "что называется страхом перед заблуждением, следовало бы признать скорее страхом перед истиной"
Соискатель исходит из важнейшей теоретической посылки, что путь познания любого явления есть вычленение противоречий в общественной жизни, что целиком соответствует диалектическому методу исследования.
В широком смысле слова, предметом настоящего исследования является общественное сознание в его самых различных формах, движение которого направлено к самосознанию, национальному самосознанию. Важно показать это диалектическое движение, совершаемое сознанием в себе самом, к самосознанию, его суверенитету.
Эмпирическую базу диссертации представляют сами национальные и межнациональные процессы наших дней, реальное состояние и объективные ситуации развития национального самосознания. Сосредоточено внимание на изучении событий и фактов последних лет, наиболее предметно отражающих социальную и национальную жизнь народов. Использованы материалы социологических исследований, выполненных при участии автора или под его руководством^. Так, в 1992 г. вместе с учеными Центра государственной кадровой политики и социального управления РАУ нами проведено комплексное социологическое исследование "Социальное и национальное развитие Дашховузского (Приаралье) региона Туркменистана" (руководитель Пищулин Н.П.). Эмпирическую основу работы составили также газетно-журнальные публикации последних лет, отразившие процессы формирования национального самосознания, и личные наблюдения соискателя, в основном, касающиеся событий в среднеазиатском регионе.
1. Гегель. - Соч. - Т. 1У. - М., 1959. - С. 42.
2. См.: Человек в трудовом коллективе. Проведено под руководством автора на ряде предприятий г. Безмеина, сентябрь 1991 г.; Национально-языковая ситуация и проблемы формирования культуры национального общения, г. Мары, Туркменистан, июнь 1991 г.; Социально-психологические исследования в авиакомпании "Туркменистан", апрель 1991 г. и др.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых работ, которая содержит систематический анализ процесса формирования национального самосознания, реальную оценку природы национального самосознания, его изменений, зигзагов роста, уровней развития, структуры, взаимосвязей, факторов, способствующих торможению или ускорению развития общества.
В теоретико-познавательном отношении новизна заключается в стремлении обосновать концепцию формирования национального самосознания как исторический процесс, природно-этничес-кое явление и социальный институт. Пользуясь терминами Гегеля, автор связывает природу национального самосознания со стадией "пресуществования", "эманации", "эволюции". Процесс перехода от "эманации" путем эволюции в самосознание народа есть процесс последовательного снятия "природной грубости", где есть свои стадии подъема, кризиса, роста, но ни одна стадия не может быть пропущена, ибо "нельзя опережать время".
Длительный процесс становления самосознания, выступающий своеобразной манифестацией собственного духа данного народа, имеет свои ступени, свои периоды. Они могут характеризоваться, во-первых, как движение духовных категорий по всей логической цепочке: общественное сознание, национальное самосознание, от простого созерцания до "нравственного универсума". Во-вторых, как движение самих экономических и политических реалий, посредством восхождения и взаимодействия социальных институтов - семья, гражданское общество, государственное устройство.
Соискателем выявлены пути развития сознания и самосознания, их соотношение, взаимодействие общественного и индивидуального самосознания, а также самосознания личности и общности, в первую очередь, национальной. Они находятся в единстве и взаимосвязи, всегда выступают в конкретно-исторической форме. Структура национального самосознания в результате такого теоретико-познавательного подхода к исследованию предстает не только в онтологическом, но и функциональном аспекте, позволя-_ет_вычленить-реальные-функции~национального самосознания в жи-
зни общества, народа и личности, определить детерминанты их развития.
В социально-политическом плане новизна исследования выражена в применении методологического и теоретико-познавательного направлений к анализу•особенностей формирования национального самосознания в условиях современного обновления общественных отношений, к практике урегулирования резко обострившихся национальных и межнациональных проблем.
Происходящие ныне изменения в социальной сфере воздействуют на состояние национальных и межнациональных отношений, являющихся специфическими разновидностями социальных отношений. Охватывая всю их совокупность, производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, они придают им свою природ-но-этническую, национальную и межнациональную форму, создают особый колорит. Каждый из народов имеет драгоценные шифры тысячелетий - язык, обычаи, традиции, навыки своих предков, память поколений, психический склад, образ жизни, наследственные гены, создающие неповторимость, самость этого организма.
Диссертант проанализировал природу национального самосознания, его истоки, исходящие из естественной и социальной среды, учитывая особенности антропо-, нацио-, этно- и социогенеза, определил место национального самосознания в общественном сознании л самосознании, исследовал еще одну актуальную проблему -о функциональной роли национального самосознания в народной жизни. Сделан вывод о том, что жизненный смысл национального самосознания сводится к регулированию сложнейших взаимоотношений внутри нации и отношений нации к другим народам.
Вместе с тем в функциональности национального самосознания есть и внутренний аспект - саморегуляция. В регулирующей деятельности национального самосознания соискателем выделено три функции: познавательная как самопознание, эмоционально-ценностная как самочувствие, волевая как саморегуляция. При этом саморегуляция является основной функцией, которая направлена на развитие самосознания, говоря словами Гегеля, из стадии в себе к стадии для себя и от нее - к стадии для других.
Носителем регулящи национального самосознания выступает
I сам народ. Он и объект, и субъект познания, национальных эмоций и волевых действий. Регулирующий момент, заложенный в национальном самосознании, во многом обусловливает социальную судьбу и биографию народа. Автор показывает отрицательные последствия унитаризации выбора пути развития, в частности, навязывании "некапиталистического пути развития" и выступает за многовариантность общественного прогресса, своеобразие различных путей, обусловливающих самобытность всех народов и их национального самосознания. Национальное самосознание фиксирует состояние устойчивости и изменчивости в общественном прогрессе, обеспечивает преемственность времен и поколений.
С новых позиций дана оценка национальных обычаев и традиций как формы национального самосознания, в частности, на примерах самобытной культуры туркменского народа. Сейчас многое делается с помощью этнографии, антропологии, археологии, топонимики, лингвистики, древнейших легенд и мифов, письменных источников, чтобы, как выражался русский писатель В.Чивилихин, восстановить "память земли".
Диссертантом на основе концепции перехода от традиционного общества, характерного для прошлого народов Средней Азии и Казахстана, к современному общественному устройству рассматриваются духовные потребности, интересы, чувства, настроения, представления, идеалы, выраженные в различных формах национального самосознания.
В исследовании аргументировано положение о том, что движение к национальному самосознанию - непрямолинейный процесс. Далеко не всегда оно характеризуется закономерным ростом. Ему свойственны периоды стагнации и кризиса. Последний наступает на переломных этапах истории, когда происходит глубокая, коренная смена общественных отношений.
Соискатель проанализировал современные противоречия становления национального самосознания, факторы роста и торможения, их исторические истоки и пришел к выводу о том, что воздействовать на развитие национальных отношений - это значит выявлят: его противоречия, находить пути и формы их разрешения и преодо-
лёния.
Национальное самосознание нельзя рассматривать в отрыве от процесса межнациональных отношений. Понятия "национальное | самосознание" и "культура межнационального общения" неразделимы. В диссертации проанализированы достоинства и недостатки интернационализации национального духа, имеющие объективную и субъективную природу. В негативной ткани этого процесса заложены источники сегодняшних трагических эксцессов. Приходится считаться с фактом, что национальное самосознание народов заволакивается непроницаемым туманом. Выход безусловно существует. "Самосознание народов, - писал Гегель, - состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах. Для этого они должны доказать, что являют собой самостоятельные народы"1.
В исследовании проводится мысль: национальная самостоятельность, народный суверенитет, национальное самосознание неотделимы от процесса нормального межнационального общения и взаимного духовного обогащения. Автор считает, что в процессе этого общения могут складываться межнациональные общности и, условно говоря, межнациональное самосознание. Они реальны уже сегодня.
Мировая история представляет собой царство мировой цивилизации. Интеграция национальных ценностей - ее главная тенденция. В диссертации показано, что она все более и неумолимо воздействует на национальное самосознание и раскрыты основные атрибуты интеграции.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы, обобщения могут быть использованы для:
- дальнейшего исследования теории и истории развития национальных и межнациональных отношений, углубления социально-философского анализа формирования национального самосознания;
- обновления теоретико-методологической базы государственной национальной политики и практической деятельности общественных движений политических партий в этой сфере;
- разработки конкретных государственных и общественных способов и методов воздействия и регуляции, выяснению форм саморегуляции национально-духовных процессов, связанных с форми-
I. Гегель Г. Философия права. - М., 1990. - С. 480.
рованием национального самосознания;
- преподавания учебных курсов по национальной политике, социальной работе, социальному управлению, государственной кадровой политике и государственной службе, социальным отношениям и социальным институтам;
- самообразования кадров по проблемам самосознания, саморегуляции, самосознания и национального самосознания, без учета представлений о которых сейчас едва ли можно находиться на государственной службе; подготовки учебников, учебных пособий, отдельных лекций и спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения и идеи диссертации изложены в монографии, научных статьях и других публикациях, высказаны в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах в Российской академии управления, на симпозиумах и конференциях в городах Алма-Ате, Ашхабаде, Душанбе, Киеве, Сухуми и др.
Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры социального управления и Совета Центра государственной кадровой политики и социального управления Российской академии управления. Автор выступал с научным докладом по основным проблемам формирования национального самосознания на ученом совете Института философии и права АН Туркменистана, на собрании отделения гуманитарных наук АН Туркменистана, а также в печати, по телевидению и радио.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, четырнадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение.
Глава I. Феномен национального самосознания.
§ I. Место национального самосознания в общественном сознании и самосознании.
§ 2. Исторический характер и пути формирования национального самосознания.
§ 3. Национальное самосознание, его регулирующая роль и саморегуляция.
Глава П. Особенности формирования национального самосознания в контексте многовариантности общественного развития.
§ I. Своеобразие общественного развития народов и самобытность национального самосознания.
§ 2. Национальные обычаи и традиции как форма самосознания.
Глава Ш. Развитие национального самосознания на этапе обновления общества.
§ I. Своеобразие процесса становления национального самосознания.
§ 2. Факторы обновления, развития и торможения национального самосознания,их исторические истоки.
§ 3. Пути и формы преодоления негативных явлений в развитии национального самосознания.
Глава 1У. Национальное самосознание в процессе развития межнациональных отношений.
§ I. Национальное самосознание и культура межнациональных отношений.
§ 2. Достоинства и недостатки интернационализации национального духа.
§ 3. К вопросу о межнациональной общности и ее самосознании.
Глава У. Тенденции национального самосознания в системе общечеловеческой цивилизации и целостности мира.
§ I. Новое мышление и национальное самосознание.
§ 2. Воздействие научно-технической революции на развитие национального самосознания.
§ 3. Тенденция к интеграции национальных ценностей в мировой цивилизации.
Заключение.
П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении - обоснована актуальность темы исследования, показано состояние научной разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования, охарактеризована научная новизна, представлена методологическая и теоретическая основы диссертации.
В первой гдаве - "Феномен национального самосознания" -рассматривается место национального самосознания в общественном сознании и самосознании, анализируются природа и характер их взаимосвязей.
Истоки самосознания уходят в глубь веков и тесно переплетены с развитием сознания индивидуума и становлением человечества как вида Homo sapiens . Эволюционируя, человек осознавал природу, свои связи с другими людьми, предметами материального мира, совершенствовал и развивал их. Логика выживания в суровом и необжитом мире привела к тому, что человек стал осознавать себя стадным, коллективным, социальным существом, не выделяя на ранних этапах своего развития себя как индивидуальность, довольствуясь лишь осознанием принадлежности к определенной общности. Эта родовая черта человеческого сознания и самосознания обладает исключительной живительной силой. Современные концепции самосознания опираются на богатейший опыт исследования этой проблемы в предшествующие эпохи, так же как идеи современных разнонаправленных философских школ, марксистских и немарксистских.
Идея о самосознании как развивающемся процессе, как отражении взаимоотношений собственного человеческого "я" с другими людьми, с природой, различными человеческими общностями -вот, в самой обобщенной форме, квинтэссенция поисков философской мысли.
Богатейшим арсеналом идей, подходов, решений к комплексу проблем самосознания для современных философов стали труда Гегеля. Впервые в истории философии Гегель пришел к выводу о тесной взаимосвязи индивидуального и общественного самосознания. Именно здесь содержится ключ к пониманию как самосознания человека, так и самосознания социальных общностей, в частности, национального самосознания. Особенностью гегелевской методологии является применимость разработанного им понятийного аппарата, а также наиболее существенных характеристик самосознания, его признаков и черт, структуры, движения, развития, функщй к индивидуальному и обществр.нному--сацпс'.г>:чнани1г>]-включая и самосознание народов (самосознание в "себе", "для се-
бя", "для других", "самость", "разорванное самосознание", "эманация" и т.д.).
Автор диссертации, отталкиваясь от гегелевских идей, используя его методологию и отчасти терминологию, учитывая достижения общественной мысли последних лет, анализирует процесс формирования национального самосознания, его движение и динамику развития. Его субъект - народ (нация) осознает самого себя, свою самость, свое место среди других народов через все атрибуты общественного бытия, свое понимание веры, морали, нравственности, свой национальный дух.
Считаем, что национальное самосознание - важнейший атрибут нации, совокупность ее признаков, пропущенных через сознание, показатель степени ее развития, ее оформленности и перспектив.
Процесс исследования национального самооЬзнания, его структуры, признаков, функций, институциональной роли в национальных и межнациональных отношениях может дать не только объективный срез состояния реальной жизни народа, но и уточнить понятие "нация" с точки зрения особой общности людей.
Соискатель сформулировал следующие важнейшие характеристики национального самосознания.
Во-первых, национальное самосознание - не только "комплекс", "совокупность", "духовное образование", "структура в . сознании", но прежде всего система духовной жизни народа, про-1 явление его духа во всех сферах бытия, - экономике, полити- ' ке, праве, культуре.
Во-вторых, национальное самосознание, как объект исследо-, вания, может рассматриваться и как система, и как процесс. Система и процесс неразрывно связаны мевду собой. Собственно, в природе не бывает нефункционирующих систем, и как процесс национальное самосознание определяется заданными системными параметрами, под которыми понимается зарождение, становление, развитие, ограничение, торможение, кризис, депрессия, рост. Представляется неприемлемой абсолютизация какой-либо одной стадии, считая ее постоянной, например, "закономерный рост". Ведь рост может прерываться кризисами, депрессией, разорванностью.
В-третьих, национальное самосознание рассматривается как ¡социальный феномен. Однако, мы далеки от абсолютизации этого утверждения и не отрицаем этническую, антропологическую стороны развития национального самосознания. При всей важности логического генезиса национального самосознания приоритет принадлежит историческому генезису. Гегель, гениально показав логику движения сознания к самосознанию, считал необходимостью связать ее с историческим развитием.
В диссертации выдвинут тезис о том, что с развитием общественного прогресса и мировой цивилизации национальное самосознание все более социализируется, что, собственно, и создает одну из обнадеживающих основ для сближения народов.
Провозглашая примат социального, мы не выступаем против принижения логического в угоду историческому. Напротив, считаем, что логические категории, имея, безусловно, свою "автономную", внутреннюю логику, должны анализироваться во взаимосвязи с социальной историей.
Автор подчеркивает, что развитие самосознания имеет свои логические законы. Среди них Гегель назвал законы мышления, психологические законы, законы индивидуальности. Особое внимание при анализе национального самосознания уделяется закону индивидуальности, моменту осознания человеком себя как индивида и одновременно членом сообщества, т.е. момента, говоря словами Гегеля, "признанного самосознания"'''. Здесь самосознание в форме единичности и форме всеобщности вступает в противоречие, которое является основой его самодвижения. И та, и другая сторона этого противоречия могут проявляться и отрицательно и положительно. Выпячивание какой-либо одной из этих сторон губительно для надаи и индивидуума и лишь синтез их или "самость" и во-
2
ля гражданина и нации , т.е. преодоление раздвоения сознания граждан, могут гармонично консолидировать нацию.
В диссертации раскрывается значение категории "самость" в современных условиях, ее проявление в сфере экономики, социальной жизни, политике, в духовной жизни. Особое ее значение по-
1. Гегель. Соч. - Т. IV. - М., 1959. - С. 188.
2. См.: Там же. - С. 177._
называется в самоопределении нации, ибо высшим выражением самости развития нации является именно ее самоопределение. Самоопределение нации предполагает осознание своего положения в системе международных связей, своих возможностей, своей силы и слабости. Наиболее важным в самоопределении нации является выбор своего исторического пути развития.
Соискатель анализирует этапы формирования национального самосознания, неразрывно связанные с историческим прогрессом народа, его самодвижением. Категория национального самодвижения дает возможность различать в процессе становления национального самосознания этапы, сопряженные с этапами истории народа, его становления и самобытностью.
В диссертации прослежены исторические корни национального самосознания, предпринята попытка найти материальное выражение этой духовной субстанции в истории народа, его психологии, этнических качеств, для чего широко привлечены этнографические трактаты. На примерах самобытной, весьма значительной истории туркменского народа, становления и формирования туркменской народности, а затем и нации, сформулирован вывод о том, что если будет игнорироваться своеобразный этнический подход к становлению туркменского, как и любого другого народа, мы окажемся в царстве заблуждений. Очевидно, прав был
H.А.Бердяев, когда писал, что в нации живут и пребывают все прошлые поколения, не менее, чем поколения современные, а национальное сознание признает наших дедов и отцов, наших предков столь же живыми, как и нас самих"''. В этой исторической селекции всего лучшего, что создано народом, проявляется регулирующая роль национального самосознания в ее трех основных функциях: познавательной - самопознании; эмоционально-ценностной - самочувствии; действенно волевой - саморегуляции.
Наиболее важной проблемой саморегулирующей функции национального самосознания является консолидация индивидуумов в нацию. Если индивидуумы выступают сами по себе, то даже при их высоком развитии они не могут составить общность, сделать ее реальной. Она может быть только суммой*людей, но не народом.
I. См.: Бердяев H.A. Философия неравенства. - М., 1990. -С • 74 •
Следовательно, суть национальной саморегуляции заключена в возвышении индивидуального к всеобщему и проникновении всеобщности в индивидуальность. У народа должны быть общие представления о путях своего развития, общие обычаи, обряды, язык, общий способ добывания средств к жизни, общие принципы нравственности и морали. Но все эти характеристики общего должны индивидуализироваться в каждой нации. Нац^я - это всеобщий индивид, в котором раскрываются общие моменты, каждый гражданин есть особый индивид. Взаимоотношения всеобщего индивида и особого индивида и составляют главный предмет саморегулирующей функции национального самосознания.
Регулирующая функция самосознания проявляется в реализации нравственных законов, правил морали, а также в комплексах, осуществляющих самоуправление народа.
Уровень развития любой нации во многом, если не в основном, зависит от степени развития ее самоуправленческих начал. Динамизм, устойчивость, способность народа к самоорганизации в решающей степени определяется тремя основными факторами. Определяющим ядром является развитие экономики, динамизм которой в свою очередь зависит от реализации собственности. В чьих руках находится собственность, насколько преодолено отчуждение трудящихся от средств производства, насколько она является компетенцией конкретного национального образования. От ответов на эти вопросы зависит реальность самоорганизации любой общности людей, в том числе и национальной.
Вторым важнейшим компонентом национальной самоорганизации является характер политической власти. Проблема народовластия - это проблема строительства и правового и социального государства. В его основе - заложены общечеловеческие ценности: верховенство закона, взаимная ответственность государства и гражданина, гарантированность прав личности и др.
Третьим важным фактором самоуправленческого независимого государства является формирование гражданского общества^. В свое время А.Грамши отмечал, что общество состоит из трех сос-
I. См.: Варламов К.И. Политическая власть и гражданской огЦр-ство~//т!олитика, теория и деятельность. - М., 1991.
тавных частей. Оно как бы включает три "общества": экономическое, политическое и гражданское общество. В отличие от политического общества (государство) гражданское общество призвано обеспечить систему идейно-нравственного, интеллектуального руководства в своей жизни*.
В диссертации раскрываются потенциальные возможности регулирующей роли национального самосознания в разрешении современных национальных конфликтов. Автор рекомендует признать как исходный принцип: регулирующее влияние должно, в основном, осуществляться силами самой национальности и без вмешательства извне. В национальном плане эта мысль может быть выражена следующим образом: национальные образования должны на деле превращаться из объекта управления в субъект самоуправления.
Во второй главе - "Особенности формирования национального самосознания в контексте многовариантности общественного развития" - анализируется своеобразие общественного развития народов и самобытность национального самосознания. Диссертант критически подходит к утвердившимся теориям о роли некапиталистического пути развития в формировании национального самосознания и национальности вообще у народов Востока, в частности, у народов Средней Азии и Казахстана и приходит к выводу, что в практике созидания новых общественных отношений игнорировался исторически устоявшийся строй жизни, складывавшийся тысячелетиями. Показана значимость для Востока традиционного общества, как социального феномена, ибо влияние этого общества на жизнь коренного населения Средней Азии огромно. В этом плане соискатель полностью поддерживает таких авторов, как М.А.Олимов, А.В.Кива, Т.Х.Халлыев, обосновавших возникновение и значение этого общества как своеобразного государства Востока^.
1. См.: Грамши А. Тюремные тетради. - М., 1959. - С, 467.
2. См.: Олимов М.А. Эталон некапиталистического развития? // Народы Азии и Африки. - 1989. - № 4. - С. 19-26; Кива A.B. Социалистическая ориентация: теоретический потенциал концепции и практические реалии // Мировая экономика и международные отношения. - 1988. - № II. - С. 77; Халлыев Т. Развитие духовной жизни крестьянства в условиях перехода от традиционного общества к современному (на материалах Средней Азии и Казахстана). - Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - М., 1992.
Равнодушие к национальному своеобразию, нерешенность многих социальных проблем болезненно отражались в национальном со знании, порождали чувство обиды. Нередко это использовалось для нагнетания обстановки, создавало питательную среду для национального экстремизма. Все это придало национальным проблемам в ряде регионов страны взрывной характер.
В исследовании показано, что вопрос о самобытном, суверенном развитии, государственном устройстве стал сегодня одним из наиболее злободневных, а его решение связано с объективной оценкой прошлой истории народа и с определением его будущего. В своих преобразованиях Туркменистан опирается на исторический опыт, приобретенный его народом за долгие годы, пытается взять все лучшее из наработанного, нажитого человечеством, цивилизациями Запада и Востока, особенно соседними мусульманскими государствами, с которыми он связан своей историей, культурой, вековыми традициями.
Разрабатывая новые принципы и формы государственного устройства нового светского государства, Туркменистан использует многовековой опыт России. Этим целям служит заключенный в июле 1992 г. в Москве Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Туркменистаном. В национально-государственном строительстве используется и опыт других государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
Национально-государственное возрождение Туркменистана зафиксировано в новой Конституции. В основу ее концепции положено соединение двух начал - государственного и национального. При этом учтены исторический опыт и сегодняшние тенденции, отражены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Система органов власти, управления и местного самоуправления построена с учетом национальных традиций. Анализ статей Конституции показывает, что государство является социальным институтом, целью которого является сохранение и развитие национальной культуры, уклада жизни и использование лучшего опыта других стран. В нем выражено единство этнических, национальных и политических задач. сктзепленное__народными пбн-чаями и традициями.
Своеобразие общественного развития народов и самобытность гационального самосознания наиболее ярко выражается в обычаях 1 традициях. Своими историческими истоками обычаи и традиции /ходят в тысячелетия. Они отражают то, что стало устойчивым в кизни народа, причем эта устойчивость не обязательно может 5ыть положительной по своему содержанию. Она может быть свя-?ана с трудностями в жизни, с неразгаданными тайнами бытия, с зеспомощностью перед стихийными силами природы и т.д.
Туркменский народ, как и другие народы, веками вырабаты-зал свои нравственные обычаи и традивди, передавая их из по-соления в поколение. Большинство из них проникнуты высоким гуманистическим содержанием и олицетворяют присущие туркменско-«у народу высокие нравственные качества. Однако, до последнего ¡ремени их использование в воспитании активной, социально от->етственной личности нередко сдерживалось официальной идеологией и пропагандой. Традиционные элементы объявлялись "отжив-1ими", "вредными", "религиозными" и т.д. В диссертации рас-¡матриваются особенности этих обычаев и ритуалов. Сделанные ¡ыводы подкреплены результатами социологических исследований, жспертных опросов различных категорий населения Туркмениста-1а.
Следует подчеркнуть, что обычаи и традиции выступают не ■олько как результат разума, но и как выражение веры, причем юры, нередко связанной со сплетением суеверия, предрассудков I заблуждений. В обычаях и традициях многих народов перемеши-1ается божественное и челозеческое, фантастическое и реальное, 1нание и незнание, суеверие и вера. Поэтому из каждого обычая [еобходимо отбирать положительное, созданное людьми для облегания своей судьбы, отделять от мистического и деспотическо-'0, сделать его полезным для себя, возвести его в степень доб->ой традиции, которая передается из поколения в поколение.
Невозможно представить обычаи и традиции народов без раз-ития языка, без слова, без гимнов, различных культов, без ли-ературы и искусства. Исследуя формы выражения национального амосознания, особое внимание уделено "новым" видам искусств новым, в том смысле, что они не были в прежних традициях на-
родов). Прежде всего это - живопись, театр, оперная и симфоническая музыка, кинематограф. Автор полагает, что сила их влияния на формирование национального самосознания заключается в обращении к народным традициям. Это отнюдь не означает игнорирования достижения духовного творчества других народов, поисков и сближения общности в разнородных культурах.
Третья глава - "Развитие национального самосознания на эа пе обновления общества" - посвящена анализу развития, национального самосознания в годы обновления общества. Национальные интересы всегда выступали и выступают основой регулирования ил национального самосознания. Забвение этого принципа в экономике, национальной культуре неизбежно приводит к деформациям в сознании людей, подмене истинных ценностей ложными, самоуничтс жению с одной стороны, чванству и нежеланию овладевать достижениями мировой культуры, с другой.
В.диссертации отмечается, что имела место стандартизация духовных ценностей, однообразие,одноликость. Преданной забвению оказалась истина, что каждый человек красив своей неповторимостью, своим индивидуальным своеобразием и непохожестью.
Диссертант анализирует механизм торможения развития национального самосознания. Особое внимание уделено факторам торможения общественного процесса, национального самосознания, которые дают о себе знать в настоящее время. Они могут быть классифицированы следующим образом:
Во-первых, дореволюционные факторы, действовавшие в Российской империи и оказывавшие влияние на темпы и характер социально-экономических преобразований.
Во-вторых, факторы торможения, присущие тоталитарному режиму.
В-третьих, ошибки, допущенные в ходе перестройки,и просче ты сегодняшнего дня.
В диссертации не только критически анализируются факторы, но и выяснены причины, вызвавшие их к жизни, взаимосвязи между объективными условиями и субъективными импровизациями. Так,
порождала игнорирование интересов национального развития. В ре
|ультате в обществе постепенно возобладал ведомственно-бюрокра-'ический, усредненный подход, который сказывался на всем: от )азмещения производительных сил до проблем языка, образования I культуры. Такой подход не мог не отражаться на формировании [ационального самосознания. Он порождал пассивность, безраз-щчие, настроение определенной обреченности.
Сегодня очевидно, что росту национального самосознания, побуждению интереса к истории своего народа, его культурным ценностям и традициям мешали теоретические установки на форси-ювание сближения наций, утверждение якобы полного и оконча-■ельного решения национального вопроса, что вело к умалению на-(ионального многообразия, особенностей духовной жизни. Одной 13 серьезных причин деформаций национального самосознания яви-[ись политические обвинения в адрес целых народов, сопровож-[.авшиеся произволом и беззаконием. Массовые репрессии, переселение целых народов из мест их традиционного проживания в [ругие республики и регионы принижали национальное достоинство, >азрушительно сказывались на состоянии национального самосоз-[ания.
Серьезными факторами торможения стали ошибки и просчеты юлитического руководства страны, допущенные в ходе перестрой-:и и рыночных реформ. Они не вывели общество из кризиса. Более ■ого, снизился уровень и качество жизни народов, возросла уг-юза безопасности граждан. Общество потеряло управляемость, ;емократия начала перерастать в охлократию и анархию.
Основная социальная база сегодняшних реформ - широкий слой :валифицированных рабочих, научно-технической и гуманитарной нтеллигенции более других страдает от "шоковой терапий" и теля ощущение своей сопричастности к происходящему, отворачивайся как от действующей власти, так и от политики вообще. Ча-[е - это уход в себя, утрата общественных интересов, политиче-кая апатия, абсентеизм избирателей. Более того, опасность и том, что этот слой размывается, уходит в различные коммерче-кие структуры и тем самым исключается из зоны возможной актив-ой поддержки, перестает быть надежным кадровым резервом реформ. Другая часть общества люмпенизируется и все более нища-
ет. В результате утрачивается необходимая для политической деятельности стабильность, независимость, образуется питательная среда, для авторитаризма, политической дезорганизации общества, разрушительных общественных процессов. Все это не может не отражаться на состоянии общественного и национального сознания и самосознания.
Соискателем отмечено, что одной из глубочайших причин, деформирующих национальное самосознание и вызывающих на этой почве вспышку национализма, стало игнорирование национальных интересов в сфере собственности. Взаимодействие собственности и самосознания является ключевой проблемой. Ее практическое решение определяет характер отношений между людьми. Собственность представляет собой единство владения, пользования, распоряжения материальными ценностями, иначе говоря присвоения условий и результатов производства. Проблема присвоения -это проблема реализации собственности, реализации права каждого народа, каждого трудящегося быть собственником, подлинным хозяином. Отношения собственности как и вообще экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы*.
Как показало исследование, в нынешних условиях одним из главных путей преодоления негативных явлений формирования национального самосознания, как и одной из самых значительных трудностей теории и практики общественного прогресса является решение вопроса об общественной, коллективной и частной собственности, ее реализации, ее присвоения в интересах каждого труженика, каждого народа. В сознании многих людей укрепился стереотип, согласно которому общественное достояние рассматривается как нечто такое, что дано на хранение, а то, что дается на хранение, как замечал Гегель - это есть собственность другого . Отсюда и отношение к этой собственности, представление о том, что это не моя собственность, это чужая собственность. Следовательно, для того, чтобы изменить сознание, необходимо изменить форму присвоения собственности, и в этом заклк
I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 18. - С. 271.
2г-См^-Гегельт-Соч. - Т. 1У.---М.,-1959.---С.-232.-
ается главная трудность для самосознания личности и националь-ого самосознания.
В диссертации анализируется вопрос как воспринимаются ознанием основы системы управления экономическим развитием, вязанной с переходом к рыночным отношениям. Идея рыночной кономики еще не окрепнув и не дав позитивных плодов, ощущае-ых всем обществом, уже оказалась на грани срыва, стоит лицом лицу с угрозой отторжения массовым сознанием. Перевод народ-ого хозяйства на рельсы рыночной экономики носит нередко ха-актер произвольной импровизации и эксперимента, не учитывает ребования законов рынка - закона стоимости, позволяющего со-змерять общественные затраты и их результаты. Пока что меро-риятия, связанные, скажем, с "установлением" свободных цен, бсолютно не соизмеряются с затратами общественного труда и е считаются ни с какими стоимостными принципами. Получается, то не стоимость является законом цены, а наоборот. Такого ро-а мероприятия не воспринимаются сознанием людей, а напротив, носят в сознание сомнение и неуверенность, обволакивают ду-ом спекуляции и торгашества. Такой рынок не может составить снову сильной и эффективной экономики государства.
В сознании народа экономика должна удовлетворять потреб-ости людей, реагировать на изменение общественных запросов, меть мощные стимулы к высокопроизводительному труду, широкую пору на достижения научно-технической и технологической рево-юции и современные формы организации производства. Будущее озяйство необходимо строить на основах множественности форм обственности, не исключающей перспективу становления общена-иональной, общенародной кооперации труда.
Для развития национального самосознания важнейшее значе-ие имеет взаимодействие реформ, прежде всего, отношений соб-твенности и широкой демократизации государственной и общестенной жизни, становление светского, правового, социального го-ударства и гражданского общества.
В четвертой главе - "Национальное самосознание в процес-е развития межнациональных отношений" - дан анализ проблемы ационального самосознания в контексте межнациональных отно-ений, определены пути решения национальных и межнациональных
проблем и особенности воздействия этих процессов на формирова! национального самосознания.
В межнациональных отношениях много проблем сошально-эко-номических, политических, государственных, на уровне предприятий, коллективных, личностных. Думается, для их решения важное значение имеет культура межнациональных отношений, которая уч1 тывает как межличностный, так и национальный уровни самосознания. Культура межнационального общения, в первую очередь, зависит от того, насколько принципы цивилизованных отношений вн< рились в национальное самосознание, в какой степени в ней учи1: ваются национальные интересы других народов. Культура межнацш нального общения должна основываться не только на национально! специфическом, но и на экономическом, политическом и социальнс нравственном опыте прогрессивного развития других наций.
Диссертант разделяет мнения М.М.Сужикова, Г.С.Сапаргалие-ва о том, что "культура межнациональных отношений в первую оче редь есть определенный качественный уровень межличностных отн< шений представителей различных национальностей"*.
Культура межнационального общения проявляется на разных уровнях: между народами, между коллективами и на личностном уровне. Взаимоотношениям лвдей на всех трех уровнях почти все! да свойственны состояния сотрудничества, нейтральности и конфликта. Сегодня эти состояния межнационального общения претерпевают коренные изменения. Драматические подтверждения тому обостряющиеся конфликты, неустойчивые нейтралитета, нестабильные формы экономического сотрудничества.
Для национального самосознания и его развития решающее значение имеет духовная область межнациональных отношений. Именно эта область духовно-нравственной жизни личности и наци! в целом выражают суть национального самосознания. Полагаем, что радикальные изменения, происходящие в мире, требуют новых критериев культуры межнационального общения. Едва ли ныне бесспорной является ранее признанная общеметодологической ленинская концепция двух культур в каждой национальной культуре^. Сс
1. Сужиков М.М., Сапаргалиев Г.С. Некоторые философско-право--вые-проблемн совершенствования культуры межнациональных отношений. - Алма-Ата, 1989. - С7Т2ЛЗ.
2. См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т. 24. - С. 121.
■ласно этой концепции, межнациональное общение должно разви-аться преимущественно на почве единства, в основном, классо-ых интересов. Такой подход не позволяет сегодня четко разгра-[ичить прогрессивные, демократические и реакционные тенденции ; национальном и межнациональном движении. Он сводит духовные ценности только к социалистическим,противопоставляя классовые [ общечеловеческие.
Постановка вопроса о примате общечеловеческих интересов [ает основание для развития межнационального общения и для :ичности, и для народов. В целом самосознание всегда развивайся как в самом себе, так и вне самого себя.- Пользуясь геге-[евской терминологией, можно утвервдать, что если националь-юе самосознание не выходит из себя, остается в себе, то его безоговорочно ожидает деградация.
В своем нравственном возвышении национальное самосознание южет развиваться как от человека к нации, так и от нее к меж-[ациональному общению, к интернационализму. Не исключено и дру-•ое направление движения национального самосознания. Оно может >азвиваться от общечеловеческих норм, их восприятия нацией, а >т него - к каждым его представителям. Оба направления движе-[ия самосознания реальны, они перекрещиваются между собой, вза-[модействуют и взаимообусловливают друг друга.
В этой связи в диссертации анализируются достоинства и недостатки интернационализации национального духа, раскрывается )бъективный характер интернационализации всех сторон общест-¡енной жизни.
В основе интернационализации общественной жизни, в том шсле духовной, лежат хозяйственные связи, способ ведения про-!зводства, однопорядковые производственные отношения, сходные ¡оциальные структуры, общность цели развития, близкая культура. )то отнюдь не означает, что формы проявления всего этого обще-'О должны быть одинаковыми. Рассматривая вопрос о выгодах хо-шйственного сближения различных государств, о создании хозяй-:твенного целого, необходимо учитывать права наций, их интере-:ы и стремления. Игнорирование этой истины нанесло огромный поэтический и экономический ущерб, подвело к началу разрушения
духовных ценностей народа во имя "единой социалистической культуры".
Соискателем высказано отрицательное отношение к утилита-ризированной интернационализации, выражением которой стала уродливая урбанизация, экологический кризис, гибель села и т.д. Проникновение утилитарных тенденций в процесс общественной жизни коснулся и городов. Для многих городов, республик стал свойственным не только один и тот же тип жилых застроек, но и однотипность интерьеров, постепенно стали исчезать нацио нальная одежда, украшения, блюда и т.д. В России, да и в других странах Содружества, заметен достаточно бурный процесс "европеизации", и особенно "американизации" духовной жизни. В репертуарах театров, кино, музыке, литературе, телевидении, радио преобладают иностранные спектакли, господствуют "подражательные" мелодии, из книжного ассортимента вытесняется национальная классика, на голубых экранах и в радиоэфире красуются иностранные "образчики" и модели. Подобного рода интернационализация не только разъедает здравую национальную ткань но и формирует извращенные вкусы, чужеродный образ жизни.
Процесс интернационализации содержит в себе объективные и субъективные моменты. Объективные моменты не зависят от сознания, они лишь отражаются им. Субъективная сторона зависит о' деятельности органов государственной власти и управления, политических партий, от господствующей в обществе идеологическо] концепции. Погрешности субъективной деятельности, естественно находят свое выражение и в национальной политике.
Общее направление исторического процесса, его интернационализация свидетельствует о реальности возникновения новых социальных общностей. За послеоктябрьскую историю, несмотря на трудности, создавались и определенные возможности для сохранения и развития национальной самобытности. Одновременно шли интеграционные процессы, обусловленные как экономическими потре< ностями, так и единством целей, которые вели к формированию не вой исторической общности - советского народа. Теперь эта новая общность - советский народ у многих вызывает сомнения. Разумеется, есть основания и не~только свяэаннш~с~развалом ССС1
эвая социальная общность не является национальной, не высту-ает в качестве какой-то "супернации". В том-то и дело, что ча новая исторически сложившаяся общность, у нее глубокие зторические корни. Она сроднила большое количество людей, ^следования генетиков Российской академии наук, впервые в ми-з создавших электронный атлас генофонда народов бывшего СССР, эзволяют даже говорить о природных, биологических основах ста-эвления "советского человека", генетической общности населяв-IX СССР народов, об их едином "коде". И нынешний разбег по щиональным квартирам, по мнению ученых, - всего лишь времен-ш историко-географическая флуктуация.
Автором аргументирован вывод о том, что эту общность мож-) было бы сейчас определять не как советский народ, а как ре-гьно существующую межнациональную общность. Эта общность на /тях своего развития придерживается схожих норм жизни, принтов интернационализма, развития экономических, политических, осовных связей между независимыми государствами. Полагаем, что шая межнациональная общность вполне реальное и перспективное шение общественной жизни.
Межнациональной общности свойственны тенденции самопозна-[я своей собственной самости. У межнациональной общности само-1знание возникло и развивается в процессе интернационализации щионального сознания в ходе строительства многонационального 'ветского государства, советской федерации, строительства еди-го народнохозяйственного комплекса, переустройства националь-к и межнациональных отношений, а ныне - в ходе становления дружества национальных государств.
Самосознание межнациональной общности формируется не толь-через осознание отдельным человеком своей жизнедеятельнос-, но и через осознание классом, социальными группами, наро-ми их реального взаимоотношения в процессе преобразования об-ства. Субъектом самосознания здесь является не просто челок, а человек, осознающий свою причастность не только к опре-ленному классу, социальной группе, нации или народности, но принадлежность к межнациональной общности. Для самосознания рактерно прежде всего познание социальной направленности бы-
тия, объективной необходимости интернационалистической сплоче] ности людей различных наций.
Межнациональная общность основывается не на отрицании на ций, а на сотрудничестве народов, на сближении всех наций и народностей, на уважении их достоинства и вклада в общее дело общественного обновления, их воздействия на изменение реальной действительности. Формирование самосознания новой общности как субъекта идет не от себя к миру других народов, а от мира других народов к выделению себя. Это необходимо учитыват в проведении национальной политики. Противоположные представл> ния являются источником обострения межнациональных отношений, насаждаемых сверху. Чувство межнациональной гордости, интерна циональное достоинство, вытекающие из осознания себя как общности, составляют важнейшие элементы самосознания новой общно сти людей.
Автор высказывает свое несогласие с некоторыми теоретика ми, которые допускали неверные суждения в отношении новой общ ности - советского народа, как социально-классовой, а не межклассовой общности. По сути дела, это было выражением стремления форсировать создание так называемой социальной однородности общества.
В условиях глубокого кризиса политической и экономическо системы общества новая межнациональная общность могла бы выступить трамплином для развития содружества народов. Для этого в самосознании этой общности необходимо найти разрешение трех групп проблем. Во-первых, представители разных наций дол ны быть убеждены, что ключевые политические и экономические задачи обновления общества могут быть решены совместными усилиями. Во-вторых, важнейшим проявлением зрелости самосознания народа является признание демократического выбора. Важно, что бы большинство людей понимали, что обновление общества на началах демократии и гуманизма является безусловным гарантом осуществления процесса национального возрождения. Ь-третьих, принципиально важным фактором развития самосознания межнациональной общности является понимание необходимости-равенства— прав граждан всех национальностей. Любые попытки ущемления пр
раждан всех национальностей. Любые попытки ущемления прав раздан по национальному признаку противоречат демократии и уманизму.
Пятая глава - "Тенденции национального самосознания в лсгеме общечеловеческой цивилизации и целостности мира". В эй отмечено, что последние десятилетия XX века поставили пе-эд народами планеты трудные и острые проблемы. Потребность зшить насущные общечеловеческие задачи должна побудить их к заимодействию, дать выход тенденциям к самосохранению чело-зчества. Насущной стала необходимость осознания объективных зловий мирового развития, добровольного соединения сил, пред-гавляющих самые многообразные интересы людей, классов, на-лй, государств, их готовность пойти друг другу навстречу.
Зрелость национального самосознания во многом определятся способностью усвоения новых объективных процессов мирово-з масштаба. Необходимы изменения в философских подходах и в элитических отношениях, выражающих понимание необходимости звоения господствующих тенденций мирового развития, понимание зго, что все народы являются частями, пусть разными, одной той же цивилизации, ясного представления того, куда и по-зму мы движемся, понимания общности исторических судеб наро-зв.
Взаимозависимость стран, высокая стадия процесса интерна-юнализации проявляется в жизни всех народов, но сейчас уже ало просто констатировать общность судьбы, необходимо, чтобы *ея единения была продумана и реализовалась в процессе сотвор-;ства всех наций и народностей. Прежде всего важно понять, что 1тернационализация экономической жизни народов усиливает про-зсс формирования мирового хозяйства. Ни одно государство, ка-)й бы общественной системе оно не принадлежало и на каком бы сономическом уровне оно не находилось, не может быть вне миро-)го хозяйства.
Стремление к единому взаимосвязанному миру, с такой силой >зродившееся в наше время, еще в древности выдвигалось в идее 1анетарного сотрудничества. Об этом писал в X веке Абу Наср фаби в своем учении об идеальном государстве, в котором бы
объединялось все человечество в единое сообщество путем созда
и принципах человекодюиия .
Интернационализация сознания с вступлением в новую эпох! имеет традиционные, ныне модифицированные черты. На первое ме сто выдвигается идея приоритета общечеловеческих интересов на интересами классовыми, национальными, государственными. В обе щенном виде общечеловеческие интересы сводятся к сохранению человеческой цивилизации. Приоритет общечеловеческих интересе отнюдь не означает игнорирования или даже принижения классовь интересов, так же как и национальных. Каждый народ в ходе выбора исторического пути развития, сам определяет формы, средства и методы строительства новой демократии, отвечающие его исторически сложившимся национальным ценностям, экономическим возможностям, духовному потенциалу.
Концепция целостного взаимосвязанного, хотя и противоречивого мира медленно, но фундаментально внедряется в обществе ное сознание и национальное самосознание народов. Она приобре ет все более реалистические очертания и является источником н только коренных преобразований экономического и политического сознания, но и открывает дорогу для утверждения высших ценное тей общечеловеческой морали.
В диссертации анализируются воздействия научно-технической революции на развитие национального самосознания. Характе современного обновления жизни народов, наций органично связан с научно-технической революцией, основное содержание которой составляет коренное обновление производительных сил общества. Сегодня нередко говорят об отрицательных последствиях научно-технической революции в национальных государствах. На наш взгляд, было бы правильнее говорить не об отрицательных после ствиях научно-технической революции, а о негативных результатах плохо продуманной интернационализации. Важно подчеркнуть, что развитие экономики каждого государства Содружества должно основываться на рациональном размещении производительных сил.
I. См.: Арипов М. Ислам и мировая цивилизация // Свпбппнян_
-мысль. - 1991г^№ 14. - С. 97.
ния добродетельных
основанных на разумных началах
ленно рациональное размещение производительных сил в конце )нцов определяет перспективы направления научно-техническо-з прогресса в целом в Содружестве и в каждом государстве.
В основу развития производительных сил Туркменистана и зугих государств Средней Азии были взяты, в основном, хлоп->вый сельскохозяйственный комплекс и комплекс топливной про-гашенности. Такой выбор имел свои основания и в то же время гизбежно толкал к однобокому развитию, сказавшемуся на мате-1альном и духовном уровнях жизни народов.
Автор обращает внимание на некоторые наиболее прогрес-ганые интернациональные черты, характеризующие тенденции раз-¡тия научно-технической революции. Современная научно-техни-юкая революция характеризуется в первую очередь превраще-[ем науки в ведущую сферу развития общественного производст-I. Другой важной чертой научно-технической революции являет-[ качественное преобразование всех элементов производительных ;л, предметов труда, орудий производства и самого работника.
В известной степени обобщающим признаком интернациональ-го характера научно-технической революции является тенден-я объединения человеческой деятельности в масштабе планеты сфере регулирования системы "общество - природа", возникно-ние и становление в связи с этим экологического сознания, убокие изломы в этой области поставили общество на грань ологического кризиса: загрязнение атмосферы и Земли, некон-олируемые изменения природы, воздействующие на здоровье и ихику современного и будущего поколения людей. Экологичес-й кризис грозит гибелью народам и человечеству.
Эта проблема становится глубоко национальной и интернацио-льной. В качестве примера можно сослаться на документы Кон-ренции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жаней-, Бразилия, июль 1992 г.), раскрывающие существо и цели реа-зации концепции устойчивого развития планеты, соотношение на-ональных и общечеловеческих интересов, роль государств и раз-чных социальных слоев населения и т.д."''.
См.: Коптюг В. На пути к устойчивому юазвитию цивилизации // Свободная мысль. - 1992. - № 14. - С."4-16.
- за -
Экологическое сознание с неизбежностью становится неотъе лемой частью национального самосознания. Являясь частью нацио нального сознания и самосознания, оно раздвигает горизонты мы ления народа, становится необходимым фактором гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, гуманизации межличностных отношений.
Диссертант приходит к выводу о том, что будущая информационная и технологическая эра, идущая на смену индустриальной явится единственным надежным способом вписаться в мировую цивилизацию. Это во многом зависит от осознания такой смены каж дой нацией. Чем скорее и полнее в национальном самосознании у репится социально-технологический критерий расцвета нации, че теснее оно будет выходить за свои национальные рамки, тем успешнее всестороннее развитие нации.
Каким человечество войдет в XXI век? Что ожидает его в б дущем? Как улучшить жизнь людей? Эти вопросы овладевают умами волнуют все народы. Анализ развития современного мира подтвер дает наличие двух традиционных тенденций в историческом движе нии народов: к независимости и к интеграции. Обе тенденции -реальные, они не исчерпали себя. Сосуществование обоих тенден ций, сохраняя противоположную определенность, все более модифицируется, снимаются многие противоречия между ними и постеп но вызревает то единое, интернациональное по своей сути, от к торого зависит судьба каждой нации, каждого народа.
Современная цивилизация по своим основным характеристика соответствует общечеловеческим интересам и является наследницей ценностей, накопленных предшествующими поколениями всех н родов и не может быть ограничена национальными или региональн ми рамками. Она развивается в процессе взаимодействия содруже ства стран с различным социальным строем, соизмеряя свои дост жения с научно-техническим, интеллектуальным и нравственно-мо ральным потенщалом человечества.
Усваивая общечеловеческие ценности, национальное самосоз нание как бы приобретает новую форму и развивается в действительной свободе, освобождаясь от ограниченности, выходя из за -кнутых-рамок^-устраняя-националистические ~путы^все оолее вкл
1ясь в процесс развития мирового духа. Но здесь необходимо эоявить волю для того, чтобы преодолеть прежние стереотипы дпления, старые представления и подходы, которые замыкаются *утри формационных рамок и не учитывают приоритет общечелове-зских интересов.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследо-ания, излагаются обобщающие теоретические выводы из него и формулированы конкретные практические рекомендации.
Основные выводы диссертации сводятся к следующему:
Проблема национального самосознания представляется ныне ак одна из важнейших проблем нашего бурного и столь сложно-з мира.
Природа национального самосознания исключительно самобыта и неповторима. Каждый народ имеет свою собственную ориги-альную историю, свои черты, свой национальный характер, на-гональный дух, свой образ жизни. В этом убевдает изучение амобытной и по своему социально значимой истории туркмен-*ого народа.
В каждом народе заложены два природных начала: потребить в национальном сплочении и потребность в общении с дру-¿ми народами, то есть в соприкосновение входят интерес, на-эавленный во внутрь жизни национального духа и национально-з воображения, и интерес,обращенный во внешний мир жизнеде-гельности других народов и усвоения их ценностей.
Внутренний мир народа не всегда одерживает верх над внешни. Но это отнюдь не означает принижения внутреннего мира арода. Напротив, если не придерживаться этого правила, оно здет к печальным последствиям, и даже к трагедии для нации.
Высшей ценностью всемирной истории является человек. Про-тема человека, гармоничности его развития, проблемы гуманиз-а по своей природе являются интернациональными, общечелове-зскими. Поэтому, отдавая дань и уважение национальной истоки, воплощающей в себе величие национального духа каждого арода, мы отдаем приоритет общечеловеческим ценностям и ин-зресам.
Человек должен быть равноправным участником народного
суверенитета. Только при условии реализации этого возникает феномен национального духа. Национальный дух есть обществен*» дух, обобщающий настроения индивидов и проявляющийся в свободе как естественном даре национального единения, что неразрьи но связано с национальным самосознанием.
Автор отмечает, что национальное самосознание предполагает разумность народа. Прав был К.Маркс, когда писал: "У неразумного народа не может вообще быть речи о разумной государственной организации"*. Можно издавать десятки различных указов и законов, но если их содержание не выражает коренных интересов народа, они антинародны и авантюристичны.
По нашему глубокому убеждению, суть национального самосознания состоит в осознании себя как общности, как субъекта исторического действия, своих интересов, своего места в обществе, своей истории и культуры. Именно с этих позиций в данной работе исследована, проанализирована проблема национального самосознания.
ххх
Основные публикации по теме исследования:
1. Национальное самосознание: Социально-философский анализ. - Ашгабат; Ылым, 1992. - 13,4 п.л.
2. Развитие межнациональных отношений на современном этапе. В кн.: Межреспубликанские связи Туркменистана: опыт и современные проблемы. - Ашгабат: Ылым, 1992. - 2,0 п.л.
3. Туркменистан: на пути к светскому обществу // Дияр-Родина, 1992. - № 4. - 0,3 п.л.
4. Национальное самосознание и новое политическое мышление // Известия АН Туркменистана. - 1991. - № 3. - 1,0 п.л.
5. Национальное самосознание и культура межнациональных отношений // Известия АН Туркменистана. - 1991. - № 4, -1,0 п.л.
6. Вопросы национального самосознания // Туркменистан коммуниста. - 1990. - № 12. - 0,5 п.л. (на туркм. яз.).
7. О новых подходах к решению проблем межнациональных отношений // Научный коммунизм. - 1989. - № 6. - 1,0 п.л.
I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. I. - С. 285.
. Партия и развитие национальных отношений // Туркменистан коммунисти. - 1984. - № 8. - 0,5 п.л. (на туркм. яз.).
Влияние научно-технического прогресса на развитие национальных отношений. В кн.: "Компартии Туркменистана 60 лет". - Ашгабат. - Туркменистан, 1984. - 1,0 п.л.
Совершенствовать подготовку рабочих кадров // Туркменистан коммунисти. - 1981. - № 7. - 0,5 п.л. (на туркм. яз.).
. Воспитательной работе - комплексный подход // Туркменистан коммунисти. - 1978. - № 3. - 0,5 п.л. (на туркм.яз.).
.. Целенаправленное использование различных форм воспитательной работы в пропаганде социалистического образа жизни. В кн.: Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. - М.: Политиздат, 1977. - 0,5 п.л.
. Выравнивание уровней социально-экономического развития социалистических наций (на материалах Средней Азии). -В кн.: Проблемы научного коммунизма. - Вып. 7. - М.: Мысль, 1973. - 1,25 п.л.
. Культурно-технический уровень трудящихся и экономика // Туркменистан коммунисти. - 1972. - Л» II. - 0,5 п.л. (на туркм. яз.).