автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чагай, Леонид Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Специальность 23.00.03 — политическая культура и идеология

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

На правах рукописи

ЧАГАЙ Леонид Петрович

Москва—1992

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования» Глубочайшие преобразования в современных условиях пронизывают все сферы жизнедеятельности людей. Сдвиги в процессах обновления будут: в большой степени зависеть от оптимального соотношения социально-экономических преобразований и качественных изменений в самосознании общества и каддого человека, в национальном самосознании общностей и личности. Необходим субъект, способный проявить высокую общественную активность, сознательность, ин? ер националистскую ответственность, решительно поддержать новое и передовое, бороться с негативными явлениями. Без этого невозможны ни нравственное совершенствование общества, ни научно-технический прогресс, ни широкая демократизация, ни создание правового государства.

Повышение степени социально-политической зрелости эбщества прямо связано с неуклонным повышением зрелости зознания, обогащением духовного щра личности. Необходимо 5олее глубокое теоретико-методологическое осмысление вопросов целеполаганая и деятельности каздой личности, развития ¡е готовности, способности и воли к самосовершенствованию. !овременнне условия требуют углубления научных представлений. > механизмах формирования личности, ее национального самопознания, закономерностях этого процесса, возможных вариан-■ах развития в зависимости от диалектики факторов и условий, ;етерминирущих самореализацию национального "Л" личности.

Без демократизации, раскрепощения личности, укрепления равственных устоев, ориентации на высшие ценности, объеданя-шре людей, немыслима оптимизация межнациональной сферы.

Актуальность теш исследования обусловлена рядом обсто-тельств. Во-первых, необходимостью разработки концепции азвития национального самосознания личности как главной викущей силы обновления. 3 настоящее время, когда расшиблись возможности свободного выбора деятельности, законо-эрна возрастающая роль . национального самосознания.

Как развивается личность, какую целевую установку она выбирает в качестве доминируодей во многом предопределяется уровнем ее национального самосознания, а также умением работать над собой. Последнее в огромной степени влияет на трудовую активность, общение, познание окружающего мира. Очевиден тот факт, что в современных условиях уровень осмысления проблем становления и развития личности не адекватен потребностям социальной практики. Кроме того, возникло расхождение между абстрактно излагаемыми, лишенными противоречий умозрительными идеологическими стереотипами и -реальным процессом общественной жизни, противоречивой практикой формирования и развития национального самосознания личности.

Во-вторых, потребностями формирования национального самосознания в соответствии с курсом на преодоление бюрократизма и формализма, отказ от .командао-адаинистративных методов. От организационных структур всех степеней требуется искусство реалистического подхода, умение вскрывать, анализировать противоречия, понимать их природу и на этой основе выстраивать систему политических, экономических, социальных мер. Это будет способствовать преодолению в теории и на практике грубейших ошибок, порожденных устаревшими методами управления, функциональным и технократическим подходами к формированию личности, к оценке ее социальных качеств и свойств, к проблеме человека вообще.

В-третьих, необходимостью решительного поворота от абстрактного к конкретному изучению личности во всем богатг-стве ее социальных взаимосвязей. Это предполагает выявление степени зрелости ее национального самосознания, отражения в нем критических моментов в развитии общества. Без изучения содержания этого реального процесса трудно найти конкретные пути совершенствования воспитательной работы в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, демократизации И'гласности.

В-четвертых, важностью предвидения изменений в сущностных характеристиках национального самосознания личности в

новых условиях существования и взаимодействия республик бывшего Советского Союза, ставших независимыми государствами, объединенных в сообщество, создания и широкого использования новых демократических механизмов и структур.

Необходимо учитывать, что проблема сформирования национального самосознания личности ставится и реализуется главным образом самой личностью. В то же время этот процесс не модет осуществляться без посторонней помощи. Индивидуальное развитие во многом зависит от окружающей общественной и культурной среды, по своеиу объегду превышающей опыт каждого отдельного чатовека. По все большая роль принадлежит самого человеку, его внутренней активности и деятельности.

Степень, научной разработанности проблемы. В современной литературе проблема национального самосознания анализируется различными науками к отраслями знания - философией, социологией, психологией, педагогикой, этикой, этнографией и др., вира^аоднш многообразие взглядов на проблему и характеризующими ее комплексный характер. Целенаправленное же изучение национального самосознания началось сравнительно недавно.

В начале 20-х годов сам термин "национальное самосознание" практически не применялся, но такие его составляющие, как национальная гордость, патриотизм, использовались достаточно широко. Речь шла о задачах ликвидации национального неравенства в первые года НЭПа, когда обнажились социальные противоречия в стране, отразившиеся на межэтнических отношениях. Акцентировалось внимание на преодоление "шовинистических веяний".

В 30-е годы целостное изучение национального самосознания не могло быть осуществлено в силу складывающейся общественно-политической атмосферы в стране. В 1937 г. перестал издаваться журнал "Революция и национальности".

В 40-е года, в канун Великой Отечественной войны, стало

возможный обращение к историческое сознанию, исторической

таияти народа*. По сути за национальным самосознанием призна-

I. им.: Лихачев Д. Национальное самосознание Древней Руси, -Москва-Ленинград, 1945; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - Л., 1945.

валось консолидирующее значение, били сделаны шаги в определении его истоков и форм проявления. Определение понятия "национальное самосознание" было дано в 1947 году В.Б Мавроди-ныы: "Термин "национальное самосознание" я применяю в смысле сознания единства людей, принадлежащих к данному народу, к данной народности или нации, единство их интересов, психологического склада и т.п."*. В дальнейшем в работе П.И.Куш-нера "Национальное самосознание как этнический определитель"^ был поставлен вопрос о специальном научном изучении национального (этнического) самосознания как важного индикатора этнической общности. Он показал историчность развития этнического с шлосознания, его особенности на разных этапах развития этнических общностей.

В 60-е года необходимость изучения проблемы национального самосознания была определена в ходе дискуссий по теории национального вопроса, прошедшей в 1966-1969 гг. на страницах журналов "Вопросы историк", "Вопросы философии", "Друкба народов", "Советская этнография", а также "Народы Азии и Африки". В работах советских ученых П.И.Куннера, И.И.Потехм-на, А.Г.Агаева, М.Г.Вахабова, Г.ЕЛ'лезерьтана, А.И.Горячевой, Н.Н.]1дандальдаша, М.С.Дзунусова, С.Т.Калтахчяна, !,1.Х.Каримо-ва, Т.С.Сурикова и др. рассматриваются некоторые аспекты данной проблемы^. Только на страницах аурнала "Вопросы исто-

1. Иав|юдин В.В. нормирование русской нации. - Д., 1947. -

2. См.:" Краткие сообщения: Института этнографии АН СССР. 'М.: 1949: УШ. - С. 3.

3. См.: Агаев А.Г. Социалистический интернационализм, национальное самосознание и патриотизм: //'Теоретические вопро сн социалистического интернационализма: сборник. - Вш.1. И., 1968; Днунусов М.С. Нация как социально-этническая, общность людей //Воцросы истории. - 1966. 4; Его ие. Т орня и-практика национальных отношений. - Алма-Ата, 1969; Его же. Ленинизм е тдаональшй вопрос. - М., 1970; Рога-чев ПЛ., Свердлин М.А. О понятии нации //Вопросы истории

<••- - 1966. I; Калтахчян С.Т. 1С вопросу о: понятии "нация" //Вопросы истории. - 1966. - й 6; Его ае..Ленинизм о сущности нации и пути образования национальной общности лкще . - Изд-во МГУ, Д970; Вурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы

- теории нации // Вопросы истории. -1966. -К 12; Горячева А

- Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы историк. - 1967. - .'г 8.

рии" по этим вопросил выступило около 50 ученых*. Большинством ученых было признано, что национальное самосознание -реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей, и в этом смысле она гносеологически вторична. Была отмечена важная социальная роль этого феномена, конкретизирован вопрос о его месте в системе характерных черт национальной общности, высказали мнения о его структуре. Попытку пересмотреть сталинское определение нации предпринял В.И.Козлов, который отстаивал точку зрения этнографов о национальной (этническом) самосознании как признаке нации^. В целом в науке разработка проблем этнического (национального) самосознания с этих пор велась более активно и открыто.

В 70-е годы слозшлось представление о национальном самосознании как операционально изучаемом источнике массовых проявлений. В наиболее обобщенном виде оно представлено в работе Ю.З.Бромлея "Очерки теории относа" (ГЛ., 1983}.

Работы последних лет содержат разнообразные научные подходы при анализе категории "национального самосознания", работы по анализу национального самосознания, как неотъемлемого компонента жизнедеятельности нации, его сущности и социальных функций опубликовали А.Г.Агаев, Э.А.Баграмов, Н.Н.Дкандильдин, А.Ф.Двшдямиров, К.Н.Хабибулин и др.

Осмысление проблемы национального самосознания в контексте общественной психологии дано в. публикациях Ю.В.Арутю-няна, А.П.Гаджиева, В.П.Левковича, В.Ф.Панковой, Г.В.Старовойтовой .

Весомы результаты в исследовании национального самосознания, полученные в этнографической науке. В работах Ю.В.Бромлея, К.В.Чистова, Г.В.Шелепова, В.И.Козлова и др. национальное самосознание рассмотрено в качестве одного из признаков нации, выявлена его многокомпонентная структура, определена объективная основа его формирования. Вместе с тем

[. Серцова А.П. Социализм и развитие наций. -М.,1973. -С.16. 3. См.: Козлов В.И. О понятии этническом общности // Советская этнография. - 1967. - X 2.

исследованию феномена национального самосознания личности посвящены еданичные работы. Наиболее глубоко эта проблема . исследована в работах А.Ф.Дашдашрова.

Особая роль национального самосознания как личности, так и социально-этнической общности, обусловливае/т и особое внимание к противоречиям, ле^лщим в основе причин его бурного роста в условиях демократизации общества. В ряде публикаций последнего времени многое сделано ддя их познания, однако они пока не ответили на многие вопросы теории национального самосознания личности. В частности, явно недостаточен анализ имеющихся противоречий процесса формирования и развития национального самосознания личности в современных условиях, что снижает методологическую и методическую оснащенность управленческой работы в межнациональной сфере. Дальнейшая разработка теории национального самосознания личности цризвана оптимизировать этот сложнейший процесс в современных условиях. Указанные обстоятельства обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного философско-социологического анализа исследовать современное состояние национального самосознания личности, определить основные направления и методы разрешения противоречий его формирования.

Данная цель -достигается в результате решения следующих основных задач:

- раскрытия сущности, структуры и функций .национального самосознания личности как субъекта деятельности, определения основных этапов и объективных условий формирования национального самосознания личности;

- анализа противоречий процесса формирования национально^ самосознания личности в новых условиях, определения их характера, особенностей, типологии и тенденции развития;

- разработки теоретико-методологических, и методических основ разрешения противоречий, управления процессом форми-м рования национального самосознания.

Объектом исследования выступает национальное самосознание личности.

Предметом исследования являются противоречия процесса формирования национального самосознания личности и пути управления их разрешением в современных условиях.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы материалистической диалектики, научные труда видных философов, социологов, психологов, этнографов о национальном самосознании, а также научные знания вообще о проблемах духовной жизни, общественном сознании и самосознании. Использованы решения государственных органов, в которых содержатся характеристики современного состояния национальной проблемы и ее основных тенденций, сформулированы конкретные задачи по разрешению межнациональных проблем. Диссертант опирался на труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, справочные и энциклопедические издания. Эмпирическую базу диссертации составили обширные данные ряда региональных социологических исследований, проведенных с использованием различных методов: анкетирования, экспертного опроса, контент-анализа материалов периодической печати, в т.ч. результаты социологических исследований,проведенных диссертантом лично в Кокчетавской области Казахстана в 1990 году.

Научная новизна диссертации состоит: I) в постановке самой проблемы исследования, раскрытии сущности, содержания и структуры национального самосознания личности, соответствующих его функций. Национальное самосознание личности - это этноцентричная форма отракения и национальной идентификации человеком самого себя, ценностного осознания своих действий, творческих возможностей, национальных чувств, мыслей, мотивов поведения в сфере национальных отношений, формирующиеся в процессе развития и преемственного усвоения личностью национального способа духовно-практического освоения действительности, реализации личного национального "Я". Национальное самосознание, как идеальный феномен, основывается на мыслительной деятельности, превращенных в факт национального самосозна-

ния материальных раздражений. В структуре национального самосознания автором выделяются функции: познавательная» приспособительная, защитная, функция самоконтроля и ответственности, интегративная, социально-творческая. Содержание национального самосознания характеризуется тем, что именно из действительности (внешней и внутренней) отражено субъектом и функционирует в его национальном самосознании.

2) В анализе гносеологических и методологических оснований формирования и развития национального самосознания личности и его механизмов, места в нем установок, национальных потребностей и интересов. Как и общественное сознание в целом, национальное самосознание в гносеологическом плане выступает в формах теоретического и обыденного. Теоретический уровень национального самосознания включает в себя теоретические знания и практический опыт личности. Обыденный уровень базируется преимущественно на повседневном эмпирическом опыте людей, существует в форме отдельных представлений и суждений, не имеадих необходимой философской и научной базы. Это подтверждает данные цроведенного опроса среди экспертов и респондентов Кокчетавской области. Обработка анкет методом контент-анализа привела автора к выводам, что в повседневной жизнедеятельности национальное самосознание личности проявляется

в виде единства трех сторон - познавательной (национальное самопознание, национальная идентификация),нравственно-эмоциональной (межнациональное сравнение, национальная саморегуляция) и поведенческой (национальная интеграция, реализация личного национального, "Я"), включенное в более всеобъемлющие процессы: национальный способ духовно-практического освоения действительности, межличностное и опосредованное общение личности с явлениями, этноцентризма или так называемого "эффекта призмы",, склонности оценивать качества других народов через цризму своей системы ценностей.

3) В совокупности разработанных философско-социологиче-ских вопросов формирования и развития национального самосознания личности в современных условиях, в определении основ-. ннх факторов, влияющих на этот процесс, среди которых выделяв

готся: внешний (макро-, микро-, этносреда), внутренний (личностный, реализация личного национального "Я"А объективные условия государственно-территориальных образований (социально- • экономические, духовно-культурные, национально-территориальные и др.), субъективные условия!наличие и деятельность социальных, в том числе государственных, институтов и др.).

4) В тенденциях развития национального самосознания личности, отражающих реальное состояние общественного сознания в переходный период,таких как: этноконсолидирувдая, национальные приоритеты, стремление к новому статусу в национальных отношениях.

5) В систематизации и описании основных групп противоречий процесса формирования национального самосознания личности, выявлении их сущности. Выявлены противоречия трех типов:

а) противоречия личностного плана; б) противоречия в условиях межнациональной сферы; в) противоречия в условиях государственно-территориальных образований.

6) В разработке основных направлений и методов разрешения этих противоречий в современных условиях. В методологическом плане противоречия процесса формирования национального самосознания могут быть разрешены двуединым путем: изменением условий, которые их вызывают, совершенствованием общественных отношений в Содружестве (СНГ) в целом, внутриколлективных отношений личности в частности,и активизацией мышления и деятельности личности по самосовершенствованию, всестороннему развертыванию своих способностей и улучшению личностных качеств на основе национальной самооценки.

Апробация работы.

Различные аспекты исследования излагались и обсуждались в ходе республиканской конференции работников культуры (ноябрь 1990 г.) в г.Кокчетаве; в лекциях перед различными аудиториями Кзыл-Орданской, Кокчетавской, Ташкентской областей; на заседаниях проблемной группы Российской академии управления. Проведена проверка и адаптация сделанных выводов к современным условиям: автор провел ряд встреч, "круглых столов"

с руководителями различных национальных движений, экспертами. Основные вывода и предложения диссертации опубликованы в республиканском -лурнале "Замана" (Кыргызстан), в аспирантском сборнике Российской академии управления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Во введении определен предмет исследования, обоснована актуальность выбранной теш, проанализирована степень ее теоретической разработанности, сформулированы цель, задачи, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первом разделе - "Национальное самосознание личности: сущность и содержание" - рассматриваются феномен национального самосознания, его исторические корни и гносеологические аспекты, особенности механизма формирования национального самосознания, исследуется его соотношение с общественным сознанием, объективные условия и субъективные факторы формирования, определяются методологические принципы анализа национального самосознания.

Стеряень философского подхода к изучению национального самосознания личности, по мнению автора, состоит в том, чтобы исследовать личность как продукт общества и в то же время как творца самой себя. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека необходимо для практического овладения формами и методами помощи личности в ее самосовершенствовании Общественная обусловленность формирования национального самосознания заключается в том, что каждый человек овладевает общественным опытом межнациональных отношений, усваивает социальные нормы поведения и ценности, учится адекватно понимать себя в системе объективных, исторически определенных национальных отношений. Однако внутренний мир человека не является простым духовным слепком национальных отношений,'а

имеет относительную самостоятельность, с которой связаны и адекватные, и неадекватные сложившимся межнациональным отношениям национальные формы поведения, образа жизни. В данном аспекте развитие национального самосознания является основой социальной активности, интегративных проявлений и интернационалистской ответственности и выбора средств национальной деятельности, элементами его содержания являются: знания об истории и культуре своего народа; национальная самооценка своего и других народов, личные притязания и установки; представление о своей социальной роли и статусе в межнациональных отношениях; этнические стереотипы; национальные ценностные ориентации; потребности и интересы национально-культурного функционирования и развития; знание моральных норм и запретов, правил, этических принципов; национальные чувства (национальная гордость, национальное достоинство и др.); волевые мотивы национальных представлений (эмоциональные, рациональные и др.); национальные и интернациональные убеждения; контрольные идейно-психологичесгаге механизмы самоконтроля и интернациональной ответственности; представление об общности происхождения, территориальной, политической, экономической, культурно-языковой целостности; освоенный исторический и личный соцаальный опыт межнациональных отношений; творчес1ше возможности личности, реализуемые в объектирован-ных формах национальных достижений, готовности действовать определенным способом, в определенном направлении в какой-либо сфере на основе национальных достижений.

Специфика национального самосознания личности состоит в особенностях субъектно-объектных отношений в сфере познания и практики. Личность выступает прямым субъектом объективированных форм национальных достижений, национальных видов деятельности, межнационального общения и познаши прошлого, настоящего, охватывая и будущее как своего, так и других народов. Концентрируя в себе эмоциональную, познавательную и поведенческую сферы духовного мира личности, национальное самосознание является и условием, и гносеологическим механизмом, и фактором формирования личности в целом. ...,

- 12 -

Структура национального самосознания личности, сложившаяся в процессе его индивидуального развития - эволюции этноцентричных психофизиологических функций, усвоения национального духовно-практического способа освоения действительности, истории развития конкретного человека как субъекта национальных видов деятельности, национального самопознания и национального сгмоогношения со складывающейся национальной самооценкой - сала детерминирует направленность,- степень изменения и уровень развития всех качественных характеристик национального самосознания.

национальное самосознание содержит в себе не только знания о иа'даи, информацию о положении нации и констатацию перспектив ее развития, но и их оценку. При этом формируется опре деленное отнопеше к ним, представления о типичных чертах "своей" общности, ее свойствах как целого, всего, что входит в образ "Мы" в процессе национальной идентификации - самоотнесения личностью себя к той или другой нации. В качестве духовного фактора национальной кизни национальное самосознание обеспечивает сохранение и саморазвитие нации, ее духовную общность и целостность, историческую преемственность и своеобразие нации, ое отличие от других наций.

Национальное самосознание вовлекает в оборот не все знания, приобретенные личностью в процессе исторического познания, изучения истории и культуры своего и других народов, усвоения исторического и приобретения личного опыта межнациональных отношений, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связано с национальными интересами личности, складывается под влиянием объективных факторов национально-культурного функционирования и развития, воспи тания в процессе усвоения моральных норм и запретов народной педагогики, в семье,'посредством социальных институтов и реаль ного участия личности в процессе реализации своих творческих возмокностей в объективированных формах национальных достижений.

Становление национального самосознания и его функционирование может быть понято только как практическое взашодей-

ствие личности с внешним миром. Практическая деятельность открывает новые аспекты национального самопознания, реализует неактуализироваяные познавательные, эмоциональные, поведенческие и другие возможности, а такие выступает как критерий правильности сложившихся представлений и понятий о себе.

Второй раздел - "Основные противоречия процесса формирования и развития национального самосознания" - посвящен выяснению конкретных противоречии процесса формирования и развития национального самосознания личности.

Формирование национального самосознания представляет собой систему, имеющую свою структуру - целостное множество взаимодействующих элементов. Выявление структуры противоречий процесса формирования и развития национального самосознания дало возможность получить конкретное представление о его содержании, основных элементах, их специфике, функциях, взаимосвязи.

К противоречиям личностного плана относятся противоречия, действующие в сферах национального самопознания, национального самоотношения, национальной саморегуляции личности. Практика наглядно демонстрирует разнообразие и многонаправлен-ность индивидуального развития, которое может включать в себя как позитивные,, так и негативные тенденции. Причем эти тенденции могут существовать, переплетаться в действиях и поступках конкретной личности.

В данной группе, на основе анализа результатов экспертного опроса, выделяются противоречия познавательного, нравственно-эмоционального, поведенческого характера. В реальном функционировании национального самосознания личности они, естественно, тесно взаимодействуют.

. Важное место занимает противоречие между личными притязаниями и установками, приобретенными личностью знаниями о национальной истории, исторической памяти. Разрыв между неудовлетворенностью реальным социальным положением и национальной самооценкой находит свое отражение в стремлении ,

личности к новому социальному статусу (или условиям собственной самореализации, к самоутверждению) на национальной основе, к реализации социально-творческой функции национального самосознания.

Нравственно-эмоциональные противоречия обусловлены действием приспособительной функции национального самосознания. Разрыв меяду усвоенными личностью национальными ценностями, нравственными нормами и убеждениями в условиях социально-политического кризиса в обществе, обще!; девальвации духовных ценностей, находит свое отражение в реализации защитной функции национального самосознания: в отрешении личности к защите интересов национально-культурного функционирования и развития.

Поведенческие противоречия определяются особой ролью социальной практики в национальном самосознании личности. Они Еклотаат в себя противоречия мевду усвоенными идеологе;лаш о кормах поведения в обществе, в действии самоконтроля и ответ-схвецносси как функции национального самосознания и невозможность» с их помощью обеспечить полнокровную жизнедеятельность в слож2Ееосоя условиях адаштстративно-гооударст венной систем общества. Этот разрыв восполняется стремлением личности к на-даокальной референтной группе, к интеграции на национальной основе, реализации интегративной функции национального самосознания.

Формирование национального самосознания личности в современных условиях, особенности его могут быть поняты только через связь с теш межнациональными отношениями, в которые включен индивид. Методологически важно учитывать, что в рассматриваемой системе противоречии процесса формирования национального самосознания личности внешние противоречия одной группы являются внутренними другой - более высокого порядка.

Противоречия в условиях межнациональной сферы непосредственно затрагивают личность, как субъекта межнациональных отношений, формируют ее национальное самосознание. Перестройка вскрыла целый ряд болевых проблем, которые поразили общество в годы сталинщины, период застоя. Адаинистрашвшй произвол в экономике, социальной и духовной сферах, бюрократические

извращения, особенно в национальной политике страны - все это соответствующим образом отразилось на деформациях национального самосознания. Более того, искажения в межнациональной сфере и организации ее жизнедеятельности вылились в ряде республик в межнациональные конфликты. К числу реальных противоречий этой группы, как подтвердили данные социологического исследования, относятся противоречия между усвоением накопленного социально-исторического опыта в межнациональной сфере, с одной стороны, и личным социальным опытом в этой сфере, с другой. Вторую по важности подгруппу составляют противоречия меяду интернациональным и национальным в национальном самосознании личности. В рамках третьей подгруппы выделяются противоречия между реальным социальным положением в обществе и стремлением к новому социальному статусу в межнациональной сфере.

Противоречия в условиях государственно-территориальных образований являются выражением макро-, микро-, этносреды, экономических, политических и других отношений общества, отражением объективных и субъективных условий специфики государственно-территориальных образований, характера, динамики. Определенная структура общественной среды и социальный статус личности как ее выражение, приводят к специфическим действиям экономических, политических, правовых, нравственных, этнических,и других сфер общественной жизни на развитие национального самосознания личности. В данной группе выделяются противоречия мездг осознанием формальности государственных структур и организаций и национальной самоорганизацией. Одними из наиболее глубоких противоречий, определяющими условия развития национального самосознания личности, являются противоречия между осмыслением государственно-территориальной национальной политики и личных демократических прав и.свобод, а также между реальными региональными возможностями реализации и национальными потребностями и интересами.

Признание неизбежности и полезности-национального многообразия в сочетании с выявленными интеграгивными тенденциями

диктует необходимость разрешения двух основных ракурсов проблем в условиях многонациональности государственно-территориальных образований. Первый - нравственно-культурный. К нему относятся многочисленные вопросы национального демократического государственного устройства с содержательной стороны и с соответствующей государственной региональной национальной политикой, ее правовыми основами. Второй - социально-экономический, предусматривающий, как следует наладить государственную деятельность так, чтобы в максимальной степени обеспечить разрешение национальных противоречий, здоровое развитие национального самосознания личности, общностей и наилучшим образом направить социальную энергии, особенности той или иной нации, народности в интересах данного государственно-территориального образования в целом. Необходим учет всего комплекса интересов - личности, коллектива, классов, народов, профессиональных групп, сложной диалектики их взаимоотношении.

В третьем разделе - "разрешение противоречий в национальном самосознании как управленческая задача" определяются теоретико-методологические и методические средства разрешения противоречий, управления процессом формирования национального самосознания личности в современных условиях.

Знание сущности, содержания, функции, закономерностей формирования национального самосознания личности дает возможность осуществления эффективной помощи личности, важной составной частью которой является управление разрешением противоречии.

В процессе руководства развитием национального самосознания личности решаются задачи: а) создание условий для освобождения сознания от устаревших догм и стереотипов; б) возрождение, закрепление, усиление позитивного в национальном самосознании личности и ее поведении, связанного с утверяде-нием его человеческого достоинства, свободы сознания; в) активная разработка новых установок и ориентации, способных стимулировать устремления личности к самосовершенствованию.

Время обновления требует усилить социально-гуманистическую направленность управления, согласовав его с потребностями творческой самореализации личности, стимулами ее развития. В противном случае затухает стимулирующее воздействие самих объективных условий жизнедеятельности личности, происходит снижение активности, заинтересованности личности как в общественном, так и в своем собственном развитии.

Разрешение противоречий процесса формирования национального самосознания личности должно быть комплексным, охватывать все сферы жизни и деятельности личности, ее связи и отношения, не ограничиваясь прямыми связями кааду субъектом и объектом.

Ц важнейшим направлениям разрешения противоречий относятся:

- Демократизация национальных отношений в государственно-территориальных образованиях в ее личностном аспекте, обеспечивающая суверенитет личности, гражданское и нравственное равноправие;

- усиление правовых основ социальной защищенности личности, ее прав и свобод;

- решительное устранение пропагандистских клише и парадигм доперестроечного периода, новые подходы в пропаганде национальной политики государства, формировании чувства интернациональной ответственности и долга, патриотизма и интернационализма;

- обеспечение научного подхода основания процесса самосовершенствования, развития социальной активности;

- придание межнациональной сфере личностно значимого характера на основе углубления процессов взаимопроникнове- ; ния, в т.ч. национальных культур и развития системы'стимулов, национальных потребностей и интересов1 в совместном труде и ! общественной ¿шзни;

- совершенствование межнациональных отношений внутри трудовых коллективов с учетом внеформальной социально-психологической самоорганизации референтных национальных групп;

- развертывание творческого потенциала личности, ее способностей и неповторимых качеств через организацию различных видов деятельности, развитие адекватной действительности национальной самооценки своих возможностей и поведения, обеспечение общественно значимой мотивации поведения.

При разрешении противоречий необходимо учитывать одну из важнейших особенностей формирования национального самосознания - внутриличностный характер ее контрольно-императивных механизмов. Специфика национального самосознания личности в том, что оно представляет собой область личной автономии, связано со свободным выбором, добровольностью принимаемых решений. При таком подходе объектом развития национального самосознания выступает каждая конкретная личность. Этот методологический вывод важен при решении вопроса о наиболее эффективных средствах и методах разрешения противоречий. К и числу следует отнести:

а) формирование ценностных общечеловеческих ориентации, установок н уровня притязаний личности;

б) использование общественного мнения, экспертных оценок и других средств для оценки деятельности личности, выработки конкретных рекомендации, построенных по принципу добровольности;

в) создание атмосферы легального изъявления личного мнения через деятельность демократических институтов, развитие собственной политической активности личности;

г) отказ от использования пустых призывов без обеспечения этих цризывов соответствующими конкретными действиями, включая материальное обеспечение;

д) активизацию внутренних структур национального самосознания через внесение установки на самосовершенствование в течение всей жизни, оказание конкретной помощи в планировании интеллектуального и духовного роста личности.

На основании социологического опроса автором выдедены около 20 критериев уровня сфоршровашости национального самосознания личности, которые характеризуют аффективный,

когнитивный, деятельноотный комплексы проявления национального самосознания. К числу критериев относятся: положительные цели, мотивы и установки в личной жизни, в межнациональных отношениях; степень интереса к национальной истории, духовно-культурной сфере своего и других народов; уровень мировоззренческих знаний в области межнациональных отношений, в т.ч. знания о "национальном" и "интернациональном"; национальные и интернациональные убеждения; личная примерность в выполнении норм морали и взаимоуважения в межнациональных отношениях; соответствие формального и неформального ролевого статуса личности во внутринациональных и межнациональных отношениях; уровень самостоятельности и творческого начала во всех сферах деятельности и др.

В заключении автор формулирует общие итоги исследования, намечает перспективы решения отдельных аспектов -рассматриваемой проблемы, предлагает рекомендации по внедрению полученных результатов в практику организаторской деятельности.

х х х

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Противоречия процесса развития и формирования национального самосознания личности // Сборник научных статей. -М.: Рос.Акад.управления, 1992. - 1,0 п.л. (в печати),

2. Сущность и содержание национального самосознания личности // Замана. - Кыргызстан. - 1991. - № 12. - 0,5 п.л.