автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чагай, Леонид Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рациональное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования"

Москва-"

Работа выполнена в Инсмгуи государственной кад политая епцйитоге управления Российской Академ ущшвнопнн.

Научный руководитель—доктор философскихнаук ' профессор ШЕЛЯГ В. В. '

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

САМОЙЛЕНКОВ.Ф.

доктор философских наук, профессор —

МЕТЕЛИЦА Л. В.

Ведущая организация — Институт философии Российски Академии Наук (Лаборатория философских проблем этнол<

Защита состоится 28 мая 1992 г. в 15.00 час. на заседали специализированного совета Д—151.04.20 по философским наукам в Российской Академии управления по адресу: 11760 Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 1205.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии управления.

Автореферат разослан^ апреля 1992 года.

Учюый секретарь специализированного совета,

доктор философских наук КОМИССАРОВ С. Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Глубочайшие преобразования в современных условиях пронизывают все сферы жизнедеятельности людей. Сдвиги в процессах обновления будут в большой степени зависеть от оптимального соотношения социально-экономических преобразований и качественных изменений в самосознании общества и кавдого человека, в национальном самосознании общностей и личности. Необходим субъект, способный проявить высокую общественную активность, сознательность, интернационалистскую ответственность, решительно поддераать новое и передовое, бороться с негативными явлениями. Без этого невозможны ни нравственное совершенствование общества, ни научно-технический прогресс, ни широкая демократизация, ни создание правового государства.

Повышение степени социально-политической зрелости общества прямо связано с неуклошшм повышением зрелости дознания, обогащением духовного мира личности. Необходимо Золее глубокое теоретико-методологическое осмысление вопро-зов целеполагания и деятельности каздой личности, развития эе готовности, способности и воли к самосовершенствованию. Современные условия требуют углубления научных представлений з механизмах формирования личности, ее национального само-юзнанля, закономерностях этого процесса, возмонных вариан-:ах развития в зависимости от диалектики факторов и условий, ^терминирующих самореализацию национального "Л" личности.

Без демократизации, раскрепощения личности, укрепления фавствещшх устоев, ориентации па высшие ценности, объединяющие людей, немыслима оптимизация межнациональной сферы.

Актуальность теш исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью разработки концепции азвитш национального самосознания личности как главной ¡виаущей силы обновления. В настоящее время, когда расши-ились возможности свободного выбора деятельности, законо-ерна возрастающая роль . национального самосознания.

Как развивается личность, какую целевую установку она выбирает в качестве доминирующей во многом предопределяется уровнем ее национального самосознания, а также умением работать над собой. Последнее в огромной степени влияет на трудовую активность, общение, познание окружающего мира. Очевиден тот факт, что в современных условиях уровень осмысления Проблем становления и развития личности не адекватен потребностям социальной практики. Кроме того, возникло расхождение между абстрактно излагаемыми, лишенными противоречий умозрительными идеологическими стереотипами и.реальным процессом общественной жизни, противоречивой практикой формирования и развития национального самосознания личности.

Во-вторых, потребностями формирования национального самосознания в соответствии с курсом на преодоление бюрократизма и формализма, отказ от .командно-административных методов. От организационных структур всех степеней требуется искусство реалистического подхода, умение вскрывать, анализировать противоречия, понимать их природе- и на этой основе выстраивать систему политических, экономических, социальных мер. Это будет способствовать преодолению в теории и на практике грубейших ошибок, порозденных устаревшими методам управления, функциональным и технократическим подходами к формированию личности, к оценке ее социальных качеств и свойств, к проблеме человека вообще.

В-третьих, необходимостью решительного поворота от абстрактного к конкретно^ изучению личности во всем богат- . стве ее социальных взаимосвязей. Это предполагает выявление степени зрелости ее национального самосознания, отражения в нем критических моментов в развитии общества. Без изучения содержания этого реального процесса трудно найти конкретные пути совершенствования воспитательной работы в. соответствии с требованиями сегодняшнего дня, демократизации и,- гласности.

В-четвертых, важностью предвидения изменений в сущностных характеристиках национального самосознания личности в

новых условиях существования и взаимодействия республик бывшего Советского Союза, ставших, независимыми государствами, объединенных в сообщество* создания и широкого использования новых демократических механизмов и структур.

Необходимо учитывать, что проблема формирования национального самосознания личности ставится и реализуется главным образом самой личностью. В то яе время этот процесс не может осуществляться без посторонней помощи. Индивидуальное развитие во многом зависит от окружающей общественной и культурной среда, по своему объему превышающей опыт каждого отдельного человека. Но все большая роль принадлежит самолет человеку, его внутренней активности и деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В современной литературе проблема национального самосознания анализируется различными науками и отраслями знания - философией, социологией, психологией, педагогикой, этикой, этнографией и др., выраяавдими многообразие взглядов на проблему и характеризующими ее комплексный характер. Целенаправленное же изучение национального самосознания началось сравнительно недавно.

В начале 20-х годов сам термин "национальное самосознание" практически не применялся, но такие его составляющие, как национальная гордость, патриотизм, использовались достаточно широко. Речь шла о задачах ликвидации национального неравенства в первые годы НЭПа, когда обнажились социальные противоречия в стране, отразившиеся на межэтнических отношениях. Акцентировалось внимание на преодоление "шовинистических веяний".

В 30-е годы целостное изучение национального самосознания не могло быть осуществлено в силу складывающейся общественно-политической атмосферы в стране. В 1937 г. перестал издаваться журнал "Революция и национальности".

В 40-е годы, в канун Великой Отечественной войны, стало

возможным обращение к историческому сознанию, исторической

памяти народа^. По сути за национальным самосознанием призна-

1. Ьм.: Лихачев Д. Национальное самосознание Древней Руси. -Москва-Ленинград, 1945; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. - I., 1945.

валось консолидирующее значение, били сделаны шаги в определении вго истоков и форм.проявления. Определение понятая "национальное самосознание" было дано в 1947 году В.В Мавроди-ным: "Термин "национальное самосознание" я применяю в смысле сознания единства людей, принадлежащих к даныоцу народу, к данной народности или нации, единство их интересов, психологического склада и т.п."*. В дальнейшем в работе П.И.Куш-нера "Национальное самосознание как этнический определи-

п

тель был поставлен вопрос о специальном научном изучении национального (этнического) самосознания как важного индикатора этнической общности. Он показал историчность развития этнического самосознания, его особенности на разных этапах развития этнических общностей.

В 60-е года необходимость изучения проблемы национального самосознания была определена в ходе дискуссий по теории национального вопроса, прошедшей в 1966-1969 гг. на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы йилосодии", "Дружба народов", "Советская этнография", а также "Народы Азии и Африки". В работах советских ученых П.И.Кушнера, И.И.Потехи-на, А.Г.Агаева, М.Г.Вахабова, Г.Е.Глезермана, А.И.Горячевой, Н.Н.Дкандильдана, М.С.Даунусова, С.Т.Калтахчяна, М.Х.Каримова, Т.С.Сурикова и др. рассматриваются некоторые аспекты данной проблемы^. Только на страницах дурнала "Вопроси исто-

1. Мав^один В.В. Формирование русской нации. - Л., 1947. -

2. См.: Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. -М.: 1949: УШ. - С. 3.

3. См.: Агаев А.Г. Социалистический интернационализм, национальное самосознание и патриотизм: //Теоретические вопросы социалистического интернационализма: сборник. - ВылЛ. -М., 1968; Дяунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей //Вопросы истории. - 1966. -JM; Его же. Теория и практика национальных отношений. - Алма-Ата, 1969; Его же. Ленинизм и национальный вопрос. - м., 1970; Рога-чев ü.M., Свердлин H.A. О понятии нации //Вопросы истории.

- 1966. -JM; Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии "нация"' //Вопросы истории. - 1966. - Г; 6; Его zc. Ленинизм о сущности нации и пути образования национальной общности людей,

- Изд-во МГУ, ,1970; Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопроси теории нации // Вопросы истории. -1966. -В 12; Горячева A.I

, Является ли психологический склад нации признаком нации? // Вопросы истории. - 1967. - Гг 8.

рют" по этим вопросам выступило около 50 ученых^. Болыпин- . ством ученых было признано, что национальное самосознание -реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей, и в этом смысле она гносеологически вторична. Была отмечена важная социальная роль этого феномена, конкретизирован вопрос о его месте в системе характерных черт национальной общности, высказаны мнения о его структуре. Попытку пересмотреть сталинское определение нации предпринял В.И.Козлов, который отстаивал точку зрения этнографов о национальной (этническом) самосознании как цризнаке нации**. 3 целом в науке разработка проблем этнического (национального) самосознания с этих пор велась более активно и открыто.

3 70-е года сложилось представление о национальном самосознании как операционально изучаемом источнике массовых проявлений. В наиболее обобщенном виде оно представлено в работе Ю.З.Бромлея "Очерки теории этноса" (ГЛ., 1983).

Работы последних лет содержат разнообразные научные подхода прп анализе категории "национального самосознания". Работы по анализу национального самосознания, как неотъемлемого компонента жизнедеятельности нации, его сущности и социальных функций опубликовали А.Г.Агаев, Э.А.Баграмов, Н.Н.Дкандильдин, А.Ф.Ддщдамиров, К.Н.Хабибулин и др.

Осмысление проблемы национального самосознания в контексте общественной психологии дано в. публикациях Ю.В.Арутю-няна, А.П.Гаджиева, В.П.Левковича, В.€>.Панковой, Г.В.Старо-воитовой.

Весомы результаты в исследовании национального самосознания, полученные в этнографической науке. В работах Ю.В.Бромлея, К.В.Чистова, Г.В.Шелепова, В.И.Козлова и др. национальное самосознание рассмотрено в качестве одного из признаков нации, выявлена его многокомпонентная структура! определена объективная основа его формирования. Вместе с тем

1. Серцова А.П. Социализм и развитие наций. -М.,197,3. -С.16.

2. См.: Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советски этнография. - 1967. - ]*• 2.

«

исследованию феномена национального самосознания личности посвящены единичные работы. Наиболее глубоко эта проблема исследована в работах А.Ф.Дашдамирова,

Особая роль национального самосознания как личности, так и:социально-этнической общности, обусловливае/т и особое внимание к противоречиям, лежащим в основе причин его бурного роста в условиях демократизации общества. В ряде публикаций последнего времени многое сделано дай их познания, однако они пока не ответили на многие воцросы теории национального самосознания личности. В частности, явно недостаточен анализ имеющихся противоречий процесса формирования и развития национального самосознания личности в современных условиях, что снижает методологическую и методическую оснащенность управленческой работы в межнациональной сфере. Дальнейшая разработка теории национального.самосознания личности призвана оптимизировать этот сложнейший процесс в современных условиях. Указанные обстоятельства обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного философско-социологического анализа исследовать современное состояние национального самосознания личности, определить основные направления и методы разрешения противоречий его формирования.

Данная цель достигается в результате решения следующих основных задач:

- раскрытия сущности, структуры и функций национального самосознания личности как субъекта деятельности, определения основных этапов и объективных условий формирования национального самосознания личности;

- анализа противоречий процесса формирования национального самосознания личности в новых условиях, определения их характера, особенностей, типологии и тенденций развития;

- разработки теоретико-методологических и методических . основ разрешения противоречий, управления процессом формирования национального самосознания.

Объектом исследования выступает национальное самосознание личности.

Предметом исследования являются противоречия процесса формирования национального самосознания личности и пути управления их разрешением в современных условиях.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы материалистической диалектики, научные труда видных философов, социологов, психологов, этнографов о национальном самосознании, а также научные знания вообще о проблемах духовной жизни, общественном сознании и самосознании. Использованы решения государственных 'органов, в которых содержатся характеристики современного состояния национальной проблемы и ее основных тенденций, сформулированы конкретные задачи по разрешению межнациональных проблем. Диссертант опирался на труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, справочные и энциклопедические издания. Эмпирическую базу диссертации составили обширные данные ряда региональных социологических исследований, проведенных с использованием различных методов: анкетирования, экспертного опроса, контент-анализа материалов периодической печати, в т.ч. результаты социологических исследовании,проведенных диссертантом лично в Кокчетавской области Казахстана в 1990 году.

Научная новизна диссертации состоит: I) в постановке самой проблемы исследования, раскрытии сущности, содержания и структуры национального самосознания личности, соответствующих его функций. Национальное самосознание личности - это этноцентричная форма отражения и национальной идентификации человеком самого себя, ценностного осознания своих действий, творческих возможностей, национальных чувств, мыслей, мотивов поведения в сфере национальных отношений, формирующиеся в процессе развития и преемственного усвоения личностью национального способа духовно-практического освоения действительности, реализации личного национального "я". Национальное самосознание, как идеальный феномен, основывается на мыслительной деятельности, превращенных в факт национального самосозна-

ния материальных раздражений. В структуре национального самосознания автором выделяются функции: познавательная» приспособительная, защитная, функция самоконтроля и ответственности, интегративная, социально-творческая. Содержание национального самосознания характеризуется тем, что именно из действительности (внешней и внутренней) отражено субъектом и функционирует в его национальном самосознании.

2) В анализе гносеологических и методологических оснований формирования и развития национального самосознания личности и его механизмов, места в нем установок, национальных потребностей и интересов. Как и общественное сознание в целом, национальное самосознание в гносеологическом плане выступает в формах теоретического и обыденного. Теоретический уровень национального самосознания включает в себя теоретические знания и практический опыт личности. Обыденный уровень базируется преимущественно на повседневном эмпирическом опыте людей, существует в форме отдельных представлений и суждений, не имещих необходимой философской и научной базы. Это подтверждают данные проведенного опроса среди экспертов и респондентов Кокчетавской области. Обработка анкет методом контент-анализа привела автора к выводам, что в повседневной жизнедеятельности национальное самосознание личности проявляется

в виде единства трах сторон - познавательной (национальное самопознание, национальная идентификация),нравственно-эмоциональной (межнациональное сравнение, национальная саморегуляция) и поведенческой (национальная интеграция, реализация личного национального "Я"), включенное в более всеобъемлющие процессы: национальный способ духовно-практического освоения действительности, межличностное и опосредованное общение личности с явлениями этноцентризма или так называемого "эффекта призмы", склонности оценивать качества других народов через призму своей системы ценностей.

3) В совокупности разработанных философско-социологиче-ских вопросов формирования и развития национального самосознания личности в современных условиях, в определении' основ- -ных факторов, влияющих на этот процесс, среди которых выдели-

шея: внешний (макро-, микро-, этносреда), внутренний (личностный, реализация личного национального "Я"Л объективные условия государственно-территориальных образований (социально-экономические, духовно-культурные, национально-территориальные и др.), субъективные условия(наличие и деятельность социальных, в том числе государственных, институтов и др.).

4) В тенденциях развития национального самосознания личности, отражающих реальное состояние общественного сознания в переходный период,таких как: этноконсолидируадая, национальные приоритеты, стремление к новому статусу в национальных отношениях.

5) В систематизации и описании основных групп противоречий процесса формирования национального самосознания личности, выявлении их сущности. Выявлены противоречия трех типов:

а) противоречия личностного плана; б) противоречия в условиях межнациональной сферы; в) противоречия в условиях государственно-территориальных образ ований,

6) В разработке основных направлений и методов разрешения этих противоречий в современных условиях. В методологическом плане противоречия процесса формирования национального самосознания могут быть разрешены двуединым путем: изменением условий, которые их вызывают, совершенствованием общественных отношений в Содружестве (СНГ) в целом, внутриколлективных отношений личности в частности,и активизацией мышления и деятельности личности по самосовершенствованию, всестороннему развертыванию своих способностей и улучшению личностных качеств на основе национальной самооценки.

Апробация работы.

Различные аспекты исследования излагались и обсуждались в ходе республиканской конференции работников культуры (ноябрь 1990 г.) в г.Кокчетаве; в лекциях перед различными аудиториями Кзыл-Ординской, Кокчетавской, Ташкентской областей; на заседаниях проблемной группы Российской академии управления. Проведена проверка и адаптация сделанных выводов к современным условиям: автор провел ряд встреч, "круглых столов"

с руководителями различных национальных движений, экспертами. Основные вывода и предложения диссертации опубликованы в республиканском журнале "Замана" (Кыргызстан), в аспирантском сборнике Российской академии управления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Во введении определен предмет исследования, обоснована актуальность выбранной теш, проанализирована степень ее теоретической разработанности, сформулированы цель, задачи, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первом разделе - "Национальное самосознание личности: сущность и содержание" - рассматриваются феномен национального самосознания, его исторические корни и гносеологические аспекты, особенности механизма формирования национального самосознания, исследуется его соотношение с общественным сознанием, объективные условия и субъективные факторы формирования, определяются методологические принципы анализа национального самосознания.

Стержень философского подхода к изучению национального самосознания личности, по мнению автора, состоит в том, чтобы исследовать личность как продаст общества и в то же время как творца самой себя. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека необходимо дая практического овладения формами и методами помощи личности в ее самосовершенствовании. Общественная обусловленность формирования национального самосознания заключается в том, что каждый человек овладевает общественным опытом межнациональных отношений, усваивает социальные нормы поведения и ценности, учится адекватно понимать себя в системе объективных, исторически определенных национальных отношений. Однако внутренний мир человека не' является простым духовным слепком национальных отношений

имеет относительную самостоятельность, с которой связаны и адекватные, и неадекватные сложившимся межнациональным отношениям национальные формы поведения, образа жизни. В данном аспекте развитие национального самосознания является основой социальной активности, интегративных проявлений и интернационалистской ответственности и выбора средств национальной деятельности. Элементами его содержания являются: знания об истории и культуре своего народа; национальная самооценка своего и других народов, личные притязания и установки; представление о своей социальной роли и статусе в межнациональных отношениях; этнические стереотипы; национальные ценностные ориентации; потребности и интересы национально-культурного функционирования и развития; знание моральных норм и запретов, правил, этических принципов; национальные чувства (национальная гордость, национальное достоинство и др.); волевые мотивы национальных представлений (эмоциональные, рациональные и др.); национальные и интернациональные убеждения; контрольные идейно-психологические механизмы самоконтроля и интернациональной ответственности; представление об общности происхождения, территориальной, политической, экономической, культурно-языковой целостности; освоенный исторический и личный социальный опыт межнациональных отношений; творческие возможности личности, реализуемые в объектирован-ных формах национальных достижений, готовности действовать определенным способом, в определенном направлении в какой-либо сфере на основе национальных достижений.

Специфика национального самосознания личности состоит в особенностях субъектно-объектных отношений в сфере познания и практики. Личность выступает прямым субъектом объективированных форм национальных достижений, национальных видов деятельности, межнационального общения и познания прошлого, настоящего, охватывая и будущее как своего, так и других народов. Концентрируя в себе эмоциональную, познавательную и поведенческую сферу духовного мира личности, национальное самосознание является и условием, и гносеологическим механизмом, и фактором формирования,личности в целом.

- 12 -

Структура национального самосознания личности, сложившаяся в процессе его индивидуального развития - эволюции этноцентричных психофизиологических функций, усвоения национального духозно-црактичесЕого способа освоения действительности, истории развития конкретного человека как субъекта национальных видов деятельности, национального самопознания и национального самоотношения со складывающейся национальной самооценкой - сама детерминирует направленность, степень изменения и уровень развития всех качественных характеристик национального самосознания.

Национальное самосознание содержит в себе не только знания о нации, информацию о положении нации и констатацию перспектив ее развития, но и их оценку. При этом формируется определенное отношение к ним, представления о типичных чертах "своей" общности, ее свойствах как целого, всего, что входит б образ "Ш" в процессе национальной идентификации - самоотне-сйния личностью себя к той или другой нации. В качестве духовного фактора национальной жизни национальное самосознание обеспечивает сохранение и саморазвитие нации, ее духовную общность к целостность, историческую преемственность и своеобразие нации, ее отличие от других наций.

Национальное самосознание вовлекает в оборот не все знания, приобретенные личностью в процессе исторического познания, изучения истории и культуры своего и других народов, усвоения исторического и приобретения личного опыта межнациональных отношении, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связано с национальными интересами личности, складывается под влиянием объективных факторов национально-культурного фушеционирования и развития, воспитания в процессе усвоения моральных норм и запретов народной педагогики, в семье, посредством социальных институтов и реального участия личности в процессе реализации своих творческих возможностей в объективированных формах национальных достижений.

Становление национального самосознания и его функционирование молот быть пэкяю только как практическое взаимодей-

ствие личности с внешним миром. Практическая деятельность открывает новые аспекты национального самопознания, реализует неактуализированные познавательные, эмоциональные, поведенческие и другие возможности, а также выступает как критерий правильности сложившихся представлений и понятий о себе.

Второй раздел - "Основные противоречия процесса формирования и развития национального самосознания" - посвящен выяснению конкретных противоречий процесса формирования и развития национального самосознания личности.

Формирование национального самосознания представляет собой систему, имеющую свою структуру - целостное множество взаимодействующих элементов. Выявление структуры противоречий процесса формирования и развития национального самосознания дало возможность получить конкретное представление о его содержании, основных элементах, их специфике, функциях, взаимосвязи.

К противоречиям личностного плана относятся противоречия, действувдие в сферах национального самопознания, национального самоотношения, национальной саморегуляции личности. Практика наглядно демонстрирует разнообразие и многонаправлен-ность индивидуального развития, которое может включать в себя как позитивные, , так и негативные тенденции. Причем эти тенденции могут существовать, переплетаться в действиях и поступках конкретной личности.

В данной группе, на основе анализа результатов экспертного опроса, выделяются противоречия познавательного, нравст-зенно-эмоционального, поведенческого характера. В реальном функционировании национального самосознания личности они, естественно, тесно взаимодействуют.

Важное место зашатает противоречие между личными притязаниями и установками, приобретенными личностью знаниями о национальной истории, исторической памяти. Разрыв между неудовлетворенностью реальным социальным положением и национальной самооценкой находит свое отражение в стремлении

личности к новому социальному статусу (или условиям собственной самореализации, к самоутверждению) на национальной основе, к реализации социально-творческой функции национального самосознания.

Нравственно-эмоциональные противоречия обусловлены действием приспособительной функции национального самосознания. Разрыв между усвоенными личностью национальными ценностями, нравственными нормами и убеждениями в условиях социально-политического кризиса в обществе, общей девальвации духовных ценностей, находит свое отражение в реализации защитной функции национального самосознания: в стремлении личности к защите интересов нащюнально-кулътурного функционирования и развития.

Поведенческие противоречия определяются особой ролью социально.': практиш в национальном самосознании личности. Они включает с себя противоречил между усвоенными идеологемами о горлах поьо-денин в обществе, в действии самоконтроля и ответственных;; как фухисцул .-¡азонального самосознания и невозможностью с охспечпть полнокровную жизнедеятельность з слолигг^цхя увяокши адшистративно-государственной систем обществ."1.. ;тлт разрыв восполняется стремлением личности к националы^.: уе..чфэк':ио.; грухшо, к интеграции на национальной основе, реализации 1штегса':-ивноп функции национального самосознания.

Сформирование национального самосознахшя личности в современных условиях, особенности его ногут быть поняты только через связь с теми межнациональными отношениями, в которые вхслючен индивид. Методологически вакно учитывать, что в рассматриваемой системе противоречий процесса формирования национального самосознания личности внешние противоречия одной группы являются внутренними другой - более высокого порядка.

Противоречия в условиях межнациональной сферы непосредственно затрагивают личность, как субъекта межнациональных отношений, формируют ее национальное самосознание. Переотройка вскрыла целых! ряд болевых проблем, которые поразили общество в годы сталинщины, период застоя. Административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах, бюрократические

извращения, особенно в национальной политике страны - все это соответствующим образом отразилось на деформациях национального самосознания. Более того, искажения в межнациональной сфере и организации ее жизнедеятельности вылились в ряде республик в межнациональные конфликты. К числу реальных противоречий этой группы, как подтвердили данные социологического исследования, относятся противоречия между усвоением накопленного социально-исторического опыта в , межнациональной сфере, с одной стороны, и личным социальным опытом в этой сфере, с другой. Вторую по важности подгруппу составляют противоречия между интернациональным и национальным в национальном самосознании личности. В рамках третьей подгруппы выделяются противоречия между реальным социальным положением в обществе и стремлением к новому социальному статусу в межнациональной сфере.

Противоречия в условиях государственно-территориальных образований являются выражением макро-, микро-, этносреды, экономических, политических и других отношений общества, отражением объективных и субъективных условий специфики государственно-территориальных образований, характера, динамики. Определенная структура общественной среды и социальный статус личности как ее выражение, приводят к специфическим действиям экономических, политических» правовых, нравственных, этнических и других сфер общзственной жизни на развитие национального самосознания личности. В данной группе выделяются противоречия между осознанием формальности государственных структур и организаций и национальной самоорганизацией. Одними из наиболее глубоких противоречий, определяющими условия развития национального самосознания личности, являются противоречия между осмыслением государственно-территориальной национальной политики и личных демократических прав и свобод, а также между реальными региональными возможностями реализации и национальными потребностями и интересами.

Признание неизбежности и полезности.национального многообразия в сочетании с выявленными интегративными тенденциями

диктует необходимость разрешения двух основных ракурсов проблем в условиях многонациональности государственно-территориальных образований. Первый - нравственно-культурный. К нему относятся многочисленные вопросы национального демократического государственного устройства с содержательной стороны и с соответствующей государственной региональной национальной политикой, ее правовыми основами.'Второй - социально-экономический, предусматривающий, как следует наладить, государственную деятельность так, чтобы в максимальной степени обеспечить разрешение национальных противоречий, здоровое развитие национального самосознания личности, общностей и наилучшим образом направить социальную энергию, особенности той или иной нации, народности в интересах данного государственно-территориального образования в целом. Необходим учет всего комплекса интересов - личности, коллектива, классов, народов, профессиональных групп, сложной диалектики их взаимоотношений.

В третьем разделе - "Разрешение противоречий в национальном самосознании как управленческая задача" определяются теоретико-методологические и методические средства разрешения противоречий, управления процессом формирования национального самосознания личности в современных условиях.

Знание сущности, содержания, функций, закономерностей формирования национального самосознания личности дает возможность осуществления эффективной помощи личности, важной составной частью которой является уцравление разрешением противоречий.

В процессе руководства развитием национального самосознания личности решаются задачи: а) создание условий дом освобождения сознания от устаревших догм и стереотипов; б) возрождение, закрепление, усиление позитивного в национальном самосознании личности и ее поведении, связшшого с утверждением его человеческого достоинства, свободы сознания; в) активная разработка новых установок и ориентации, способных стимулировать устремления личности к самосовершенствованию.

Время обновления требует усилить социально-гуманистическую направленность управления, согласовав его с потребностями творческой самореализации личности, стимулами ее развития. В противном случае затухает стимулирующее воздействие самих объективных условий жизнедеятельности личности, происходит снижение активности, заинтересованности личности как в общественном, так и в своем собственном развитии.

Разрешение противоречий процесса.Нормирования национального самосознания личности должно быть комплексным, охватывать все сферы жизни и деятельности личности, ее связи и отношения, не ограничиваясь прямыми связями мекду субъектом и объектом.

Ц важнейшим направлениям разрешения противоречий относятся:

- демократизация национальных отношений в государственно-территориальных образованиях в ее личностном аспекте, обеспечивающая суверенитет личности, гражданское и нравственное равноправие;

- усиление правовых основ социальной защищенности личности, ее прав и свобод;

- решительное устранение пропагандистских клише и парадигм доперестроечного периода, новые подходы в пропаганде национальной политики государства, формировании чувства интернациональной ответственности и долга, патриотизма и интернационализма;.

- обеспечение научного подхода основания цроцесса самосовершенствования, развития социальной активности;

- придание межнациональной сфере личностно значимого характера на основе углубления процессов взаимопроникновения, в т.ч. национальных культур и развития системы стимулов, национальных потребностей и интересов в совместном труде и общественной ыизни;

- совершенствование меннациональных отношении внутри трудовых коллективов с учетом внеформальной социально-психологической самоорганизации референтных национальных групп;

- развертывание творческого потенциала личности, ее способностей и неповторимых качеств через организацию различных видов деятельности, развитие адекватной действительности национальной самооценки своих возможностей и поведения, обеспечение общественно значимой мотивации поведения.

При разрешении противоречий необходимо учитывать одну из важнейших особенностей формирования национального самосознания - внутриличностный характер ее контрольно-императивных механизмов. Специфика национального самосознания личности в том, что оно представляет собой область личной автономии, связано со свободным выбором, добровольностью принимаемых решений. При таком подходе объектом развития национального самосознания выступает каждая конкретная личность. Этот методологический вывод важен при решении вопроса о наиболее эффективных средствах и методах разрешения противоречий. К их числу следует отнести:

а) формирование ценностных общечеловеческих ориентации, установок и уровня притязаний личности;

б) использование общественного мнения, экспертных оценок и других средств для оценки деятельности личности, выработки конкретных рекомендаций, построенных по принципу добровольности;

в) создание атмосферы легального изъявления личного мнения через деятельность демократических институтов, развитие собственной политической активности личности;

г) отказ от использования пустых призывов без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями, включая материальное обеспечение;

д) активизацию внутренних структур национального самосознания через внесение установки на самосовершенствование в течение всей жизни, оказание конкретной помощи в планировании интеллектуального и духовного роста личности.

На основании социологического опроса автором выделены около 20 критериев уровня сформированности национального самосознания личности, которые характеризуют аффективный,

когнитивный, деятельностный комплексы проявления национального самосознания. К числу критериев относятся: положительные цели, мотивы и установки в личной жизни, в межнациональных отношениях; степень интереса к национальной истории, духовно-культурной сфере своего и других народов; уровень мировоззренческих знаний в области межнациональных отношений, в т.ч. знания о "национальном" и "интернациональном"; национальные и интернациональные убеждения; личная примерность в выполнения норм морали и взаимоуважения в межнациональных отношениях; соответствие формального и неформального ролевого статуса личности во внутринациональных и межнациональных отношениях; уровень самостоятельности и творческого начала во всех сферах деятельности и др.

В заключении автор формулирует общие итоги исследования, намечает перспективы решения отдельных аспектов .рассматриваемой проблемы, предлагает рекомендации по внедрению полученных результатов в практику организаторской деятельности.

X X

X

До теме диссертации опубликованы работы:

1. Противоречия процесса развития и формирования национального самосознания личности // Сборник научных статей. -И.: Рос .Акад. управления, 1992. - 1,0 п. л. (в печати).

2. Сущность и содержание национального самосознания личности // Замана. - Кцргызстан. - 1991. - № 12. - 0,5 п.л.