автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Формирование оперного стиля Муслима Магомаева (по материалам архива композитора)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гусейнова, Аида Неймят кызы
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Формирование оперного стиля Муслима Магомаева (по материалам архива композитора)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование оперного стиля Муслима Магомаева (по материалам архива композитора)"

ЗЯТ 11 9 Я

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. II. А- РИМСКОГО-КОРСАКОВЛ

На правах рукописи

ГУСЕЙНОВА АИДА НЕЙМЯТ кызы

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРНОГО СТИЛЯ МУСЛ ИМА МАГОМАЕВА

(по материалам архива композитора) 17.00.02 — Музыкальное искусство

АВТОР ЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

1992

«Л/

J

о)

л

Работа ¿нполлена на ка.Тсдре поторпк г,узь:;-:;! Азербайджанской Государственнсч консерватории ккскк У.Гвдкпбокова

НАУЧИВ; ряюишйль:

ОГЛОНЗЛТЫ:

ОРГАНИ&АШ:

заслуженной деятель искусств Агербаадканско?: Республики,

кандидат искусстЕОЕеденкя, профессор Ь.А.АЕАСОВА

доктор искусствоведения, и со Те ссор Е.КДШНСКДЯ

кандидат искусствоведения ?;„Д.ГАЛУЛГ)

Саратовская Государственнзя консерватория имени Л.В.СобшОЕа

Ьацита состоится "_" _19Э года в_часов

нз заседании Специализированного сонета К 092.09.01 Санкт-Петербургской' Государственной консерватории имеки Н.А.Римского-Корса-котга /1УС000, г.Санкт-Петербург, Театральная пл. ,3/.

С диссертацией ¡.южно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской Государственной консерватории.

Автореферат разослан "_" __годэ.

Учений се!фетарь

СпегдезлязпроЕапяого "овета, __

кандидат искусство?едения (ФЗ^^Ч,-^ Т.А.ЬМ^дЕВА

'•роои!;. 1 гу- V

СВОДЯ ХШХ1ШШКА РАБОТЫ

Актуальность теми. Диссертация обращена к наследие одного ¡53 основоположников азербайдзднского композиторского сотля Муслима Магсиаеза.Творческая биография иастера неотделима от сложных процессов становления и разнима национал но г о ком-'.озн-сорского искусства. Ставшая традиционной характеристика Иагоаае-за как сподвижника вали кого Узеира Гадаабзкола указывает па объективную общность их худогвствеино-эстетической платформы. • Суть ее - з достикэнии органичного синтеза основополагающие качеств азербайдканской музыки устной традиции и европейского композитора ко го творчества. Виесте с тзи,глубоко усзоив худогэ-стзешше открытия Гаддибекова.Магонаев "прочертил" в национальной цузике сзиобытцуа художественную стези.

Цель исследования - обосновать индивидуальность художественного вклада Ыагомаева в азербайд: энское оперное творчеетяо-ншрз - азербайджанскую иузыку в целол. Избрание в качества объекта изучения опер композитора - "Шах Исмаил " и "Нэргиз" - обусловлено приоритетной их ролью в творческом наследии Магоиаела, Последнее, в слою очередь, продуцируется исключительной оргакач-нсстьа данного канра в контексте азербайджанской цузыкл. Таган образом, в исследовании нанечавтся три уровня обобщений: авторский стиль -национальная опера - национальное коипозйторсков ио-^усстхо в грлои. Предоставляется такаэ гоэиояность пес ода на актуальную проблему синтеза егропойс-ого и вне европейского.

В работо анализируются не только окончательные гарнаатц цаготшских опер, но и процесс из создания. С этоЯ целью к исследована» привлекается обппрний пассив архивных документов. Петори-ко-архигпзя,текстологическая направленность диссертации отражает

возросший в последние годы интерес к теории художественного творчества (эвралогии). В данной работе наряда с фуидаманталышл равдрсоы текстологического метода ( исследование лабораторного процесса автора), частично "задействован " и прикжадной(реч:он-струкция художественного текста).Расшифровываются и привлекаются к анализу рукописи ранее не исследованных опусов Ыагонаева.

Нзучнап новизна работы. Труды о Магоыаеве. составляют сравнительно небольшую часть азербайджанского музыковедения. Несмотря на наличие обстоятельных исторических,теоретических изысканий,их проблематика ограничивается обзором творческой деятельности худоллшка, анализом его наиболее значительных сочинений. В настоящей диссертации :

- впервые изучаются общестилевне установки шгоыаевского оперного творчества,обосновывается индивидуальность его художественно-эстетического кредо ;'

-ыьувые текстологический ракурс подключается к исследованию стиля композитора ;

- на основе архивных изысканий обнаруиен новый фактологический материал ;

-впервые затрагивается проблема творческого метода Ыагомаева.

Для достинания цели исследования потребовалось разрешить ряд конкретных задач :

~ рассмотреть оперы - тире - сферу аудиовизуальных искусств,представленную в творчестве ьагомаева,в контексте социокультурных реалий ;

- осввтить историю создания опер композитора в свете общей типологии творческого процесса ;

установить основные принципы дра-атургии, музыкального нзыка

опер, ооозшчить их эволюцию ;

- проанализировать семзнтг'ескув структуру опер ;

- выявить ведущие тенденции освоения композитором различных образцов азербайджанской музыки устной традиции ;

- определить пути ассимиляции цлтат из своих к чуаих сочинений.

Материалом нее ледова ни я послу гада литературные и музыкальные документы из архива Нагомаева .хранящегося а Институте Рукописей Академии Наук Азербайджанской Республикк(фонды 25,14). Литературный фонд включает автокомментарии к творческой работе (дневники,воспоминания,письма,заыеии), в такав сценарии и либретто цузыкально-ецзничосних сочинений. Музыкальный фонд содержит сотни эскизов, ряд клавиров, дарекционов, партитур, сборники нар одних мелодий. Больпииство архивных источнпков-автографн композитора.

Практическая значимость диссертации определяется тен.что ее результаты ногут найт.. применение з курсах истории азербайджанской музыки, анализа музыкальных произведений. Выводи исследования могут быть учтены в работе по редактированию опер, а такке при подготовке магоыаевских рукописей к публикации.

Апробация работа. Диссертация была обсуадена на заседании кафедры истории музыки Азербайджанской Государственной консерватории ии.У.Гад?.ибвкова. Отдельные положения исследования изложены б статьях, выступлениях на научных конференциях.

Структура работы< Диссертация состоит кз введения, четырех глав, заключения. Имеется приложение, которое включает библиографию, список документальных источников, таблицы, нотные примеры и ряд авторских факсимиле.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введения обосновывается выбор проблеизтики.излагаются цели и задачи исследования, дается обзор литературы по данному вопросу, приводится классификация испо^ьзоЕанк::х архивных натериалов.

Первая глава - "Наследие Магонаеве в сфере аудиовизуальных искусств " - содержит два раздела о Б первой ("Иыогбаанро-вость творческих исканий композитора ") предпринята попытка целостного охвата иагоиаевского наследия б сфере аудиовизуальных искусств.Констатируется единство художественных установок автора,во-первых, в контексте эволюции его стиля,во-вхорькс» в различных жанровых срезах. Отмечается ухе упомянутая централизующая роль оперных опусов.

До содаально-позштического сдвига 1920 года йагоиаев в пог зках -сюжетов обращается к национальному эпическому наследию, причем избирает хорошо известные, популярные его образцы. Посла 1920 года темы, "подсказанные " национальной культурой,даффувди-руюж с современной проблематикой. Диффузия осуществляем на базе как трэдвдюнной, гак и современной проблематики* Отмочаегся попытка Магомаега вкйки за раыки национальных эпических сей, равно как и идеологических кливз, васавдаеных в советской художественной культуре.

Синтетичность чанровых истоков - стабильное свойство ыа-гомае веках опусов в сфера аудиовизуальных искусств. Обращаясь к испытанный в творческой практике канровыи ыоделяи, композитор активно насыщает их ннородныии качествами.

. Самобытный подход отличает ма г ома е векую интерпретацию ыу-гамной оперы. Если ГаджиОеков мыслит ее как своеобразное явление,

сформировавшееся на базе национальной худояестве'нной эстетики и представлявшее ее исключительное достояшш» то у Нагоиаева цугам на я опера "открыта" к проникновении классических опзрнцх признаков. В результате складывается оригинальный ган-ровый тип, который определяется в диссертации как художественное открытие Магоиаэва. Установка на бесцитатный контекст авторского тецатизиа гают высвечивает индивидуальность иагоиаев-ского претворения иодела - Гадаибеков, как известно,активно использует в своих иугаиннх операх подлинные образцы азербайдзан-ской музыки устной традиции»

Классические оперные нормативы осваиваются Магоцаегым в русла песенного направления советской опары ЗО-х годов „Однако Иагонаев отказывается от абсолютизации песенного начала на уровнях драматургии и музыкального языка и, тел самый, переосмысливает исходнув модель в контексте национального композиторского творчества» Тяга к синтетичности жанровых истоков сказывается и в сохранении а рамках классической оперной концепции отдельных элементов иугаыно-оперной эстетики .

Яанрово-стилелой профиль музыкальной комедий "Хорузбзй" в значительной мере приближается к гаджибековскна образцам данного явнра. Наряду с этим,в сочим,лии проявляется характерная тенденция советского музыкального театра 20-30 годов, связанная с обращением к " массовой культуре

Отдельно рассматривается специфика эволюции музыкального театра Цагоиаева. Бопер ном творчестве кои

поев тора, в отличие от Гадкибеко-I а , отсутствует четкое разделение н а " и у г а м н ы й " (до 1920года) к "классический 11 ( после 1920 года) этапы. Цагомаев продолаает разрабатывать мугамно-опернум модель наряду с клаесической-в то время, как Гаджибеков всецел: срсредоточивается на последней.

К жанру музыкальной комедии Uayouc .¡в .такке в отличие от Узеирбека.обрацаетсь лишь после 1920года. Значительная концеп-дионная преемственность по отношению к гадщбековской "триада" сочетается с частичный переосшслением идейно-содеркательного и стилевого комплексов.

Бо втором разделе ("История создания опер") выстраивается-общая логика творческого процесса Ыагомэева,реконструируются вахнейшие стадии его работы над операми. В диссертации предлагается обновленная классификация вариантов оперы "Шах Исмаил". Установлено существование четырех авторских редакций -I9I9,"924,I932 и 1934 годов ( в предыдусдох исследованиях упоминаются три - 1916,1924 и 1932 годов ). Обнаружена также ранняя версия (1913-14 годов), в которой опера фигурирует под названием "Любовь".Последнее обстоятельство следует п^черкнуть особо,ибо прежде "Любовь " ошибочно определялась как не реализованный до конца замысел самостоятельной оперы.

Вторая глава диссертации - "Драматургические принципы рперных к0Ш10зиции(путь от литературного первоисточника к музыкальной концепции) - состоит из двух разделов. Первый("Либретто") обращеа к литературному аспекту проблемы.Становление либретто происходит в каадой из опер индивидуально.Это объясняется различием не только оперных иоде лай,но и литературных первоисточников:

"Иах Исшил " опирается на даста^ - эпический кайр азербайджанского фольклора,"Норгиз" - на "агитку" с развитым шрическин элементом. Вместе с теь.воздрЮтвке единых требований музыкзль-но-сценичезкого ханра, частично,соцяокультурной ситуации обусловливает определенную общность процессов становления литературно- драызтургичзс кой канвы обеих опер.

Основное направление кристаллизации литературных текстов -сокращение эпических и наращивание драматических элементов .Эпическое продуцируется, презде всего, традициями устного народного творчества, а также - только в "Нэргиз" - качествами "агитки Драматизация в обоих сочинениях связывается с усиленней социального аспекта содержания. При этом черты эпоса и драмы соотносятся в "Шахе Псмаиле " и "Нэргиз" по-разному. В первой оперз на всех этапах ее творческой истории эпическое начало остается определяющий. Во второй - названные ганрови-драматургичесю-.е типы проявляется равнозначно, обуславливая эпако-драиатический характер замвзла.

Тенденция к драматизации обеих концепций прослеживается на уровнях идейного содержания .сюгетно-коапозиционного построения,системы образов и морфологии оперного действия (с цени адских ситуаций ).

В с одер аз ни и дастаиа о Шахе Исиаиле развиваются две идеи : любви как внсшей ценности бытия и справедливой власти. Соответственно ..амечаются две сюжетные линии :лгабовно-герсическая и социальная. При этом вторая носит подчиненный характер и воспринимается скорее как повод к раскрытию первой. Заострение социального аспекта,наблкдлщаеся в магомаевской интерпретации.

приводит кдуализыу идейной концепции оперы.

' В либретто, как и в дастане, ведущие сяжетные пишш развиваются изолированно друг от друга. Образ н о-с одер за те льва я дафференциадая действия усугубляется в "агомаевскоц контексте ганрово-д;аматургической ; социальная линия интенсивно "накапливает ™ драматические импульсы,любозно-героическая-сох-раняет традиционно-эпическую трактовку.

Геро».ко-революционная концепция "Нзртз" воспринишет-ся свгодля как исторический анахронизм. Однако идейное содзр-аакие опера и презде оценивалось как наиболее уязвимая сторона магомаавского замысла. Причина - перевес лирической коллизиы нед социальной. Архивные изыскания позволили вскрыть эго истою». Выяснилось „что социальный конфликт был изначально ч у к д концепции "Нэргиз" игериэнесен в нее во многом искусственно. В ходе творческой работы автор стремится перейти ог ¡швзрхностно-"агитационного " к драиатичзскому раскрытию социальной коллизии,а также сблизить последнюю с лирической. Однако органичного художественного результата достичь так и ве удалось.

Первая опера более тесно,чем вторая,связана с сюжетной основой первоисточника.2сли "Шах Исыаил " представляет собой "слепок " с дастана,то "Нэргиз"- самостоятельная фабульная конструкций,отпочковавшаяся от пьесы.Неодинаковы и количественная характеристика сюкета .степень его разветвлеиности. В "Шахе Исмаи-ле " число героев,не оказывающих прямого воздействия на сюжетный стержень,невелико. В "Нэргиз " же наблюдается обратное,что соответствует типичной для героико-революционных концепций советско-

го музыкального театра тенденции к Ш1!рокомасатабноиу,..;югифи-гурно>ч, действию. В названных художественных результатах"звер-нуты " соответствующие-разнонаправленные -процессы их ч-тановле-ния.

В обеих операх раздачи мы две группы обрачов: подв^рг-пиеся драматизации и сохранившие эпическую задаьлость.При этой в "Шахе Испоила " подобная дифференциация выглядит более органично,ибо продуцируется дуализмом драматургической концепции.

Ситуационный анализ сочи-ений базируется на методологии Т.Ниловой Оболы литературным первоисточникам присущ стабильный приоритет повествовательных ситуаций ("Слово","Обряд").Путь к оперному либретто ознаменован активизацией группы "Драма". В "Шахе Исцаиле" процесс этот, в целом, не нарушает ситуационных рамок литературного прототипа,в "Нэргиз"- предусматривает их радикальное переосмысление.

Второй раздел ("Музыкальная драматургия ") открывается анализом музыкально-драматургической концепции "Шаха Иснаила". Ее важнейшие истоки- искусство цуга:.шта, национальное эпичоское наследие (дастан) и европейская оперная модель - прослеживаются на всей "дистанции 11 становления замысла,однако соотноиенье их при этом существенно меняется: классические оперные признаки усиливаются,дастанность отходит на второй план, и лишь; мугаыное начало проявляется стабильно. 1

Метод типизации сюаетно-сце-нических ситуаций посредством устойчивых семантических зон н а Ц и о -

нальных лад о в продуцируется мугамной ЕСтетикой.Дей-

1)Нилова т. К проблеме морфологии сюжетно-сценического действия в опере (на примере творчества Глинки и кучкистов).-М. ,1У83.-90с.(ЙГК uu.ll .И.Чайковского ).

ствует он по отношению ко всем эпизода» оперы - и мугацныц,к авторский. 'lea самым преодолевается разобщенность двух важнейших сфер образных характеристик .Система соответствий меаду ситуациям и их лпдовв-выразительныш эквивалентами достаточно подвихша.что логично в условиях многокрасочного семантического спектра национального ладового мышления.Ориентируясь в большинстве случаев на традиционные типы ладово-экспрессивной характеристики, йагомаев,вместе с тем »учитывает не только их ситуационную адекватность, но и образно-драматургическую перспективу целого. Роль музыкадьно-сцаничеоких закономерностей еще более возрастает в эпизодах,где ладово-сеиантическпй ряд наделяется автономией по отношению к сккетно-сыызловоыу и становится дополнительный фок-юр оа драматургического становления.

ВакпеИаие из нормативных опорных признаков в концепции "Ваха Ксь-аила " - жанрово-стилевая индивидуализация образов,использование классических оперных форм, лейю:арактеристик,а такая испытанных в европейской оперной практике способов объединения композиции. (о последней cu.ниве).Большинство их намечается у*» в I редакции сочинения и последовательно усиливается по шре продвижения п "фокусу " замысла.

Дастанность наиболее наглядно проступает в I редакции "Шаха Исиаида " ,где наблюдается четкое разделение материала на сцеш-действия(разговорные,речитативные эпизоды) и сценыясостояния (мугшные .ариозные апи80ды).В последующих версиях оперы указанная дифференциация аатушевывзется-вследствиа "омуаыяаливания " словесных фрагментов при помовд цугамной.ариоэной сфер в преобразовании композиционного плава (купирования.перекомпоновка ситуаций}.

Выше отмечалась специфика «узыкально-драиагургаческой

концепциа"Нэргаз"- дифференцированное претворение песенной оперной модели. В цзлодако-интовациошюц содеркании,формообразовании оперы песенность сосуществует с типологическими признаками различных азнров азербайджанской музыки устной традиции-прегдв 2сего,муга!«'3.

В ряду оперных форм присутствуют но свойственные песенному направлению арии,речитативы. Арки "Нэргиз" обозначают освоение азербайдзанскии композиторским творчеством метода многогранной музыкально-сценической характеристики. Лейтмотивный принцип, используемый в "Нэргиз",такие нз типичен для песенного направле-ния.Претворпется он на ново«,более зрелом,по сравнении с "Еахоц Исиаилоы",уровне.Лейтмотивы второй оперы наделены высокий образно-выразительным потенциалом и подвержены трансформации.

Характерная для песенкой драматурга« "знефабульная рамка"-последовательность эпизодов,фиксиру»щах лирические и героически состояния народа и отдельных персонажей, э "Нэргиз" не абстрагирована от дэйствия.Во-первнх.от з значительной степени драматизируется,во-вторых,за ее пределами остаются не только "с луке б-иш" фрагменты,как это лрисуцз песенной опере,но и зоны яркой образной характеристики.

"Нэргиз" -первая азерба^аа некая опера,в которой присутствует розворнутый гротесково-пародийный пласт.Главный приец гротескового осмысления у Уагоказза - "обличение через канр".

Как узе отмечалось,а аоицепции "Нзргаз" присутствует отдельные элементы эдгамно-апэрной эстетики сохраняется образно-я?1»2озая роль гада,ощущается пробяекзтичность воссоздавая дей-:тззяеых ситуаций.

Глаза гавзроается рассмотрении факторов композиционного

единства магомаевских опер.Стремясь к тесной спаянности действия,автор апеллирует и к европейской оперной практике и к закономерностям национального музыкального мышления. Представленная ниже иерархия уровней объединения кошгзиции внводится из последовательнс-ти их возникновения в контексте эволюции стиля мастера.

Первый уровень зиадется на типично« для ыуглма-дэстгях аанровом взаимодействии элементов гсопрякенчи свободно-импровизационного ("иобэ") и метризованного ("тэсниф","рэнг", "дирингэ") вариантов моноинтонацпонного материала .Существенно, что в образцах подобного рода отсутствует процессуальный аспект мугамного развертывания ;здесь ваяен именно фактор ванрово-стиле-вой дифференциации.На основе данного принципа в драматургической ткани опер образуются двух-.трехссставные и куплетные группировка. "Мугамный " принцип чаще используется в "Шахе Исмаиле".Ладо-во-тональное объединение (второй уровень) в "Шахе Исмаиле" преломляется сквозь призму национального, в "Нэрги з"-класск чес кого европейского музыкального мышления. Трехчастные и .-ондообрав-ные группировки, тематическиь "арки".оркестровые связки между оперными сценаш (третий, четвертый, пятый уровни) характерны,главкым образом,для "Нэргиз",отчасти,последних редакций "Шаха Исмаила

В третьей главе - "Проблема "текст-контекст " в оперной эстетике Клгомаева" - изучается семантическая структура "Шаха Исиаила " и "Нэргиз". В ней присутствуют различные тексты-инозле-менты - подлинные образцы азербайджанской узыки устной традиции, выдержки из своих и чужих произведений. Утратив изначальный ¡сон-текст,все они подчиняются образно-драматургическим тенденциям

сочинен;:я-адресата( контекст сочинения ), стилевым установка« автора ( контекст стиля). Переключение контечста «-опровоадае"-ся переинтоиированпим первоьгточника.Архивные изыскания позволяют вскрыть лабораторию данного процесса.

Первый раздел ("Претворение образцов азербайджанской музыки устной традиции ") посвящен проолеие устных первоисточников магомаевского теиатизма. Ь "Шахе Исмаиле " и "Нэргаз " наблюдается различное соотношение двух установленных И.Земцов-скиц типов обращения композитора к устному наследию - "сознательного и бессознательного,нарочитого и ненарочитого,очевидного и неочевидного"."Нэргиз" характеризуется равнозначным проявлением обоих типов, в "Шахе Исмаиле" шире представлен второй.

Установлены освоаные критерии авторского отбора цитируемых источников.Некоторые из них - популярность."узнаваемость" мелодий, обращение к относительно поздним, развитым пластам устного наследия - типичны для этапа становления национальных композиторских школ.

Пероинтонирование устных первоисточников затрагивает в магоиаевских операх ланровый и тематический аспекты и осуществляется в двух направлениях. Первое подразумевает преобразования в • р е д е л а х типологических качеств азербайджанской музыки устной традиции, второе- привнесение "инородных" моментов. Детальный анализ обоих типов переинтонирования на мелодико-с.]Нтаксичсскон,ладово-интонационном.формообразовательном,фактурном уровнях затрагивает не только окончательные варианты опер, но и многочисленные прецеденты, " осевшие " в эскизах, черновых клавирах.

У&е в рамках псргого, в целом,пзссивного,способа воссоз-

дания устных образцов капо чается основополагающее качество второго - метроритмическое обновление^материала. Оно обусловлено обцестилевыми установкам Магомаева и тесно связано с кристаллизацией новых для азербайджанской музыки анрово-интонационных пластов- дшрико-ариозного,массово-песенного и декламационного. Необходимо особо выделить предвосхищение Магомаевым одного из ярчайонх художественных "открытий национальной композиторской вкоды - самфокизации ыугаиа, осущестглинной Ф.Амировим и Ниязи. Перспективной оказалась не только саиа ишль выстроить на базе мугаикого материала оригинальную авторскую концепцию,но и направленность нереинтонирования первоисточника - его новая композиционная организация,способствзювдя углублению ладово-интона-ционного и тематического контраста.

Во второй разделе ("Работа со "своиа" ипчузшм словом") амяшшютсн основные особенности цитирования Магоиаевша тем из сесях ¡е. чуетх произведений. Вначале анализируется адаптация "чу-гах слов". Отбор цитируемых источников выполнен с учетом слухового опыта, овесоциативной павяти аудитории: привлечены темы,хорошо известнее массовому сцусштели»

Слодуат особо остановиться на цитировании лирической веска ГаднибакоЕа "Чериыа глаза". Введение ее а "Ёэргаз" олицетворяет уважительное, пиететное отношение Нагоыавва к творчеству своего галнкого современника. Однако ^раглеит гадаибековской муаши а ¡¿¡низальной мере выполняет функцию "чугого слова",ибо поме^ние его в авторский контекст ке сопровождается резким сталэвын слоком. Б^г.сте с тец^воспроаззедение одной из известных,распространенных /а концертной &страде песев гарантирует эффект "сцепы на сцене" п,тьш1к образом,препятствует "присвоению" данного иноолеиента.

В результата гадгабековская тема.гомино всего,выступает и как знак определенного слоя музыкальной культуры.

Далеа предлагается анализ основных функций'цитат,опирающийся на методологию Л.Крыловой В семантическом аспекте дифференцируются группы разъясните лвй а иллюстраторов авторского содераания.В композиционном - учитывается ганровая специфика контекста: в драматических пьесах ино^лементы свободно вводятся л соответствующие моменты действия, в оперо- трактованы как учз-стки развернутых форм.

Специфика автоцитатного метода Магомаева подтвервдгэт централизующую роль опер в эволюции его стиля: иыеняо к "Еаху Ке-маилу" а "Нэргиз" стягиваются нити интонационных заимствований иэ произведений различных хавроз.

Семантика автоцитат согласуется с их изначальным функционированием. Глазнш критерием отбора становится для ¡¿агомаева обравно-смыслозая, нередко, ситуацн он-н а к то-жде.ственность момента в рамках йочпею-ния-адресата и -адресата .В свете сказанного отчасти проясняется количественное преобладание среди источников автоцата? сочинепиП сценического гзнра. Сходство основных компоноатов драмазургача-ского целого облегчает пореходы-вкраплания,способствуя нх оргавЕч-ной адаптации в новой ."оправе". Композиционные функции автоцатат различны.В зависимости от масштабов, переносимые отрывки могут выступать в качестве кратких тематических вкраплений,разделов оперной сцены и самостоятельных номеров.

Анализируются конкретные пути кагонаеЕСкого переинтониро-

1}Крьщова Л.Функции цитаты в музыкальном тексте// Сов.иузыаа.-1975.- Ё 8:с.92-97.

вания" своих " и "чуьях слов". В одних случаях сохраняется близость первоисточнику,в других - наблюдается значительная деформация материала.Степень последней подчас очень высока,и лишь "промежуточные " черновые записи позволяют установить в этих случаях факт цитирования.

В четвертой главе -"Музыкальный язык опер "- исследуется система выразительных средств теыатизма "Иаха Ксмаила " и "Нэргиз В творчестве йагомаева представлен иной,чем у Га дай-бекова,метод кристаллизации музыкально-тематической основы национального композиторского искусства. Суть гадзабсковског^ подхода-в творческом обобщении интонационного комплекса азербайджанской музыки устной традиции.¡.1а гомаев ке нацелен натв орческое освоение типических закономерностей гомофонной музыки, их адаптацию на нацпона'льно-характерной почве.

Среди выразительных средств цагомаевского тематизма ведущая роль принадлежи мелодике,В ней сосредоточены новаторские устремления композитора в с4ерах интонации,синтаксиса,формообразования.Поиски в области фактурно-гармонической вертикали и оркестровки, в целом, не увенчались значительными творческими достижениями.В художественных резуальтатах результируюк-л соответствующие тенденции лабораторного процесса Магомзева. Именно мелодические образы являются первичными в художественном мышлении автора .именно мелодика интенсивно совершенствуется на пути к "фокусу " замысла.

В начале первого раздела ("Интонация ") выявлен ряд устойчивых канроаых типов магомаеиского оперной интонации. Эю -

новые для азербайджанской музыки ариозный, декламационный и массово-песенный, а тага®.традиционные песенно-танцевальный ь цугамный. Эволюция магомаевском сти.л сопровокдается постепенным расширением круга используемых ¿анрово-пнтонационшх типов.

Определены два аьдацих источника интонационной структуры "Саха Исмаила " и "Кэ^гиз"» Первый, преобладацщий, - закономерности линеарного мелоса нацкональлой традиции, правде всего, мугаыа. Неслучайно ранние эскизы многих ариозиых, массово-песенных эпизодов содержат мугашшй тема та зи, который затеи постепенно модифицируется сквозь призму различных аанрозо-сти-левых ориентиров. Второй источник - гармоническая организация -характеризует ыелодчи декламационного и шссоао-п'оенного плена.

!1 8 1 р о р ¡1 I в а ч е с к 5 е расчленение мугамной интонации - главный фактор становления ариозного и массово-песенного пластов - наиболее ярко подтверждает спецярку магьлаевсяой концепции синтеза. Осуществляется оно за счет двух категорий средств : присущих искшчигель-но гомофонному стилю ( обрамление, повторность, ритм суммирования ) и находящихся на стыке европейской и национальной музыкальных систем (трехдольность, обраценный пунктирный ритм, синкопы). Архивные материалы позволяют проследать лабораторию метроритмической организации му га много тенатизма. Главный ракуро авторского переосмысления - упрощение ритмического рисунка, освобождение его от характерных витиеватостей.

Далее анализируются собственно мелодические закономерности. В диссертации выведен ряд устойчивых моделей построения музыкальной мысли, каждая из которых реализуется в различных канро-во-стилевнх условиях. Это : ядро-вариант ( повтор ) ; секвенции;

"дро-вариант (повтор ) - секвенции ; " мелодия, направленная к тонике " ( Н.Абезгауз ). Третья конструкция проявляется двояко : в одной случае оСра'зно-сшсловой " центр тяжести 11 гркходится на стадию " ядро-вариант ( повтор ) " ( акцент на первой стадии ), ь другом - на секвьнцировэние ( акцент на второй стадии ). Все сказанные модели, в целом,' типичны для лине^но-мелосного развертывания. Однако автор изыскивает г?кие средства, которые модифицируют традиционные схемы. Средства эти, ьак и в метроритмическом аспекте, подразделяются на две категории. К первой относится прием интонационной "вспышки", почергчутый из выразительного арсенала романтической мелодики XIX века, ко второй - задержания, прием превышения мелодической вериины.

При анализе модели " ядро-вариант ' ( повтор ) " особое вни: чнке уделяется магомаевской трактовке принципа опевания. Установлено, что композитор тяготеет к симметрии опевающей фигуры, т.е. к равновесию участков, окружающих устой. Если в песенно-танцеьальных и маршево-песенных эпизодах границы симметричного интонационного пространства остаются незыблемыми, то в кантилен-ных - наблюдается превышение верхнего уровня путем вторжения мелодической вершины - " вспышки ".

Магомаевские секвенции - в соответствии с устными традициями тональные и нисходящие. Во всех канрово-стилевых условиях композитор ориентируется на мугамный их тип, характеризующийся значительной развитостью звеньев. Специфику магомаевской трактовки опрэделяет тенденция к преодолению «¡¡сходящей энергии секвенции.

В первой разновидности модели " ядро-вариант ( повтор ) -

секвенции " секвенцирование отталкивается от стержневого тона стадии опевания и интонационно с ней связывается, во второй -вступает выше освоенного звукового пространства, производя ъие-чатленпз внезапного эмоционального "всплеска Таким образом, вновь проявляется принцип нарушения симметрии.

Общие свойства магомаевских фрагментов типа "• мелодия, направленная к тонике " - интонационная выпуклость и,одновременно, краткость показа вершины, поспешность нас па дания к заключительному устою - не характерны для традиционной практики, где наблюдается длительная монополия исходного тона и замедленное продвижение к тонике.

Магомаевскпе темы с гармонической первоосновой чаще всего опираются на типичную для гомофонной музыки формулу ТЗД Т. Подчеркнутое выявление каадой функциональной зоны формирует расчлененный, лапидарный интонационный рисунок, противостоящий пластичности мелоса линеарной природы. Однако и в образцах данного типа " кинут " отдельные принципы тематического развития, присущие азербайджанской музыке устной традиции ( опевание, секвенцирование, кульминирование путем провозглашения тоника в верхнем регистре и т.д.).

Во втором разделе ( " Нелос и синтаксис ") Дифференцируются два синтаксических пласта магомаевских опер.':Один связан с претворением структурных принципов, типичных для йационального музыкального мышления. Другой - содержит оригинальные модели синтеза структурных норм европейской музыки ( кристаллический ' аспект ) и присущего азербайджанской музыкальной традиции мелос-ного формообразования (процессуальный аспект ). Наибольшее внимание в диссертации уделяется второму типу, ярко запечатлевшему

индивидуальность ¡творческих поисков композитора.

Приверженность структура периода намечается у»е в I редакции "Шахч Исмаила "ив дальнейшем стимулируетсл обращением автора к сфере массовой песенности. Б магомаевской интерпретации нормативные для периода масштабные соотнйшения расшатываются вследствие проникновения мелосно-вариантного начала ; мелодико-тематическое содергашш нередко определяется национально-характерным динамическим профилем интонационного развертывания ; гармоническая логика испытывает определенное воздействие азербайджанской ладовой системы.

В " Нэртаз " складывается оригинальная модель, характеризующая совместным действием свобод-ио-мелосного и ритиоструктурного принципов. Линейная канва здесь продолжает оставаться объединяющим фактором, однако подвергается дополнительной конструктивной орг-шзации - путем квадратного оформления стадий мелосного развертывания, замыкания их синтаксическими кадансами, а таюе различных проявлений пувторности.

"Традиционный " и " новый " пласты прослеживаются ч в формообразовании опер ( третий раздел - "Форма ") Перлый характеризуется претворением куслетности, второй - репризной трех-частной и контрастно-составной композиций.

В I редакции " Шаха Исмаила " Иагомаев адаптирует реприз-нув трехчастность с учетом мугамной логики, значительно сокращая повторный раздел. На зтапе " Нэргаз " намечается также склонность к классическому типу данной формы, что проявляется в утверждении точной репризы, характере образно-эмоционального и ладово-тошль-ного соотношения разделов.

Контрастно-составной принцип, к которому Магомаев обращается в "Нзргиз " и после,'чих редакциях "Шаха Исмаилз ",стан -вптся для него главный способа постл-еиия специфики оперной Форш, й этои смысле опыт композитора корреспондирует с процзс-сок становления оперного ¿¡аира з европейской музыке. Семобыт-ность авторской трактовка контрастно-составного принципа закле-чазтся в синтеза его с линейно-мел ос но Л стезёй. Таким образом, ханрозо-иитонэциониый и сбразна-эмоциогальпый контраст у Маго-ызеза уравновешен единой канвой ледоэого развертывания, что обусловливает иоколадовость, мои ои.ч тока-циониость материала и, как результат, высокую спаянность композиции.

Четвертый раздел ( "Гармония, фактура, оркестр ") посвящен анализу многоголосной вертикали и тембровой основы нагокаев- . ских опер. I редакция " Шэха Исизила ", наряду с мугашшш операми Гадшбэкова, зафиксировала первиз в азербайджанской музыка попытки подвести под многоцветье национальных ладов сбобщавзий гармонический фундамент. Однако если в творчестве Гадтшбэкою впоследствии сформировался оригинальный модальный гармонический язык, то у Магомаева скачка к качественно новому уровню синтеза не проползло. Вместе с теч, гармонический контекст "Наха Исмаила" и "Нзргиз " содержит ряд самобытных творческих идей. Ключевая для композитора концепция " адаптации " сказывается в о с в о е-II и и нормативов классической Функциональной системы. Из национальных ладов " извлекаются " мааорные и шнорньв потенции, из функций мелодических тонов - элементы субдоминантовой и доминантовой направленности. В свою очередь, на европейскую лздово-тинальную,

ладово-гармоническую основу проецируются типические особенности национальных ладоз.

Фактура ыагогаеьских опер содаршт новаторские для азербайдгсанской музыки устремления. В вокальном ее пласте преодолевается традиционное одноголосное изложение и внедряются элементы многоголосия, оркестровый - активно " откликается " на канрово-интонационный, формообразовательный контекст действия.

В тембровой реве нив сочинений отчетливо различимы две тенденции : с одной стороны, претворяются принципы классической оркестровки, с другой - имитируптся типические приемы народного музицирования. Эволюция оперного творчества мастера сопровождается и последовательным расширением состава привлекаемых тембров ( от малого в I редакции "Шаха Исмаила" - к болыаоцу(трой-ному) в "Нэргиз"), и более уверенным их использованием.

В заключении констатируется моностильность оперного творчества Иагомаева. Освоение композитором новых художественных установок на приводит к отказу от изначальных,хотя и в определенной мере модифицирует их. Таким образом, налицо плавный характер эволюции оперного стиля мастера.

Важный вывод работы - индивидуальность художественного стиля Магомаева. В подтверждение достижения автора "Шаха Исмаила" и"Нэр1мз" в сферах »анра,драматургии, музыкального языка соотносятся с открытиями Гаднибекова. Особо отмечается объективность »уравновешенность,гармоничность гадвдбековского - а субъективность , экспрессивность,романтическая аффектация магоиаевского высказывания. Акцентируется более тесная, чем у Гад»;бекова, связь

Магомаева со стилевыми тендвншяии советской музыки ( современная проблематика, песенная опера, "массовая культупа п, "знаковость " ). Существенные различия творческих кредо двух основоположников национального композиторского искусства обна-рукиваются та км в области привлечения подлинных образцов азербайджанской музыки устной традиции. Если Узеирбек в процессе эволюции своего оперного творчества ограничивает сферу пряного заимствования, то Магомаев, напротив, расширяет ее. Пошио этого, Магсшаеи чаще Гаджибекова прибегает к нанровону переин-тонировашю устных образцов.

Уяснены некоторые параметры метода творческой работы Магомаева. Отмечается активное участие композитора э кристаллизации обоих либретто. Важнейшие стадии становления музыкального материала - создание мелодического, фактурно-гармонического и оркестрового пластов - не являются изолированными друг от друга. Усовершенствование мелодики продолжается шлоть до "фокуса 11 замысла, некоторые детали многоголосного контекста, оркестровка намечаются ум в эскизах..

В завершение рассматриваются повторные редакции кагома-езских опер, осуществленные унз после смерти автора К.Караезыи, А.Бадалбейли ("Шах Исиг.нл "), Р.Глиэром ( " Цэргиз ").

Индивидуальность художественного стиля Муслима Ыагомаева подтверждает сложность,неоднозначность и, одновременно, насыщенность, плодотворность процесса становления азербайджанского кон-, позиторского творчества. На фундаменте классических достижений Гадьнбекова и Ипговавва и поныне развивается композиторская школа респуол"::п.

По теме дпссерта:е'.и опубликовано :

1.К вопросу сравнительной характеристик! автографа и редакции Р.М.Глцэро оперы а.Магоиаева Нзргпз " // Тезисы докладов Межреспубликанской студенческой научной конференции "Узеир 1в дои бе коз - основоположник современной азербайджанской профессиональной музыки ( к ЮО-датию со дня рождения )"„-Баку, 1985.-е.8-9.-О,1п.л.

'¿.К проблеме изучения оперы "Йэршз " Муслима Магомаева// Ыьтериалы XI Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана.-Баку,1538- с.418.- 1стр.

3.Музыкально-драматургические принципы оперы "Нзршз " Муслима Иагомазва // Материалы У Всесоюзной студенческой конференции "Проблемы развития музыкальной культуры стран Блькиего и Среднего Востока ".-Баку,1991.-е.34-35.-0,1п.л.

Редакции оперы Иуслима Магомаева " Шах Исмаил "( по материалам архива ) // Материалы конференции "Опыт исторического развития музыкальной культуры в Советском Азербайджане V-Баку,1991.-е.114-115.-0,1п. л.

5.Судьба "Наргиз " //' Ьурнал " Азербайджан гадыны " ("Канщииа •. Азербайджана Кг^ I-H.-c.2I. - 0,3 д.л.-на

азерб.яа.

Принято к публикации :

1, 0 принципах формообразования з операх Цуслнш Магомаева ,/ Ученые записки Азгосковсорватории им.Уз.Гадкибакова.-0,5п.л.

2.Либретто опери " Шах Исмаил " : новы:" взгляд на проб-глщ авторства /Дурнал "Элл вэ хант"("Ноука и кизнь ").-0,гЬп.л.-ца азарб.пз.

З.Претзорение' образцов азербиЯдганскоЯ музыки устной традиции в опере " Нэргиз " Ыуслима Иагоцаеза Ц Материалы £1 Республиканской научной конферзнщи аспирантов вузов Азербайджана .-0,1п. л.

4.06 спорной интонации Муслима Яагокаеза // Сборник трудов кафедра истории музыки Азгоскопсерватории им.Уз.Гадга-бекоза.-1п.л.

2 л к Ъ£\ 1ч?. 100 Псч. лчст/.СТип АзИУ ч 1 М. А нибскооя. Влку- ГСП, прпг:1ск1 Лсмлиз, ЯО.