автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Формирование политического сознания в условиях демократизации общества

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Атоев, Сухбатхон
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Формирование политического сознания в условиях демократизации общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Атоев, Сухбатхон

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

§1.Социальная сущность политического сознания и его роль в развитии духовной жизни общества.

§2.Социально-политические и духовные факторы формирования политического сознания.

§3.Предпосылки роста политического сознания людей в условиях демократизации общества.

ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА.

§ 1 .Процессы демократизации общества и их влияние на развитие политического сознания . населения республики

Таджикистан.'.

§2.Особенности формирования политического сознания у различных слоев населения Таджикистана.

§3.Влияние культурно-образовательного уровня на повышение политического сознания населения Таджикистана.

§4.Тенденции дальнейшего возрастания роли и значения политического сознания в духовной жизни общества.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Атоев, Сухбатхон

Актуальность темы исследования. Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчётливо проявились в Таджикистане, вопросы сознания занимают особое место. От правильного решения этой крайне важной проблемы во многом зависит успех демократических преобразований, сплочённость, единство и нравственное здоровье, а в конечном счёте, судьба страны, нашего народа.

Формирование политического сознания каждого человека - насущная потребность нашего демократического общества. Поэтому разработка проблем формирования политического сознания приобретает актуальное теоретическое и практическое значение. Особенно в условиях демократизации общественной жизни, имманентно включающей в себя процесс раскрепощения сознания человека, приоритетным направлением теоретической мысли становится исследование проблем и противоречий закономерностей формирования политического сознания членов общества.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что демократическое преобразование нашего обществ, объективно требует нового подхода к теоретическому анализу политического сознания человека, как сложного и противоречивого социального феномена. Этот новый подход, с одной стороны, должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается плюрализм сознания, а с другой, связан с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознания взаимосвязанности всего человечества, несмотря на различные социальные системы. И в этих условиях значительно повышается социальный статус политического сознания, усиливается его роль в духовной жизни общества и человека.

Практика всех социальных революций, в том числе происходящие изменения в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиваться качественного обновления общества. Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей -этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества.

Вместе с тем, на каждом конкретно-историческом этапе развития нашего демократического общества выдвигаются всё новые и более сложные задачи, решения которых зависит от активизации социального творчества людей, их высокой политической сознательности и твёрдых убеждений в будущем.

Анализ экономических, социально-политических и духовных факторов общества показывает, что формирование политического сознания членов общества происходит противоречивым и трудным процессом. Это убедительно подтвердилось на опыте за последнее десятилетие. Как известно, начиная с 1990 года, в нашем обществе происходили крупные социальные потрясения и коренные изменения, что затормозило и загородило пути социального прогресса.

Дезинтеграционные тенденции, охватившие в настоящее время все сферы функционирования государства после распада СССР, проявились не только в кризисном состоянии социально-экономического и культурного развития страны, но и привели к глубокому ценностному конфликту, росту фрустрации и радикализма политического мышления и поведения.

Разрушение единой идеологии, десятилетиями объединявшей миллионы, гораздо сильнее, чем все экономические и социальные 4 проблемы, вместе взятые, способствовало нарастанию кризисного состояния политической системы: нарушился характер функционирования и взаимодействия между её элементами, разрушились прежние каналы коммуникации, исчезли чёткие границы ценностных политических ориентаций, дезинтеграционные тенденции охватили политическую культуру политические отношения.

Государство утратило доминирующую роль в процессе политической социализации граждан и, незащищённое партией, оказалось не способным к воспроизводству эффективных управленческих решений. Множество нерегулируемых степеней свободы порождают тенденцию хаоса и дезориентации в политическом сознании людей.

Актуальность исследования политического сознания граждан Таджикистан диктуется необходимостью повышения эффективности и достижения легитимности политического управления, особенно в период нестабильного социального и экономического развития страны, а также определяется объективной необходимостью формирования постсоветских ценностных ориентаций, лежащих в основе новой таджикской объединительной идеи, отвечающей гуманистическим тенденциям XXI века и обеспечивающей преемственность таджикского исторического наследия и традиций.

Актуальность исследования такой категории, как политическое сознание, определяется также и тем, что происходящие в экономике страны кризисные явления способствуют размыванию чётких границ между социальными группами и появлению множества индивидов, утративших свою социально-классовую принадлежность.

Процесс всеобщего обнищения, маргинализация общества и растущая социальная неудовлетворённость обусловливают политизацию сознания людей и одновременно отчуждают их от власти.

Восприятие окружающего мира через призму вторгающейся в жизнь 5 людей политики является одной из отличительных черт переживаемого страной переходного периода.

О многогранности, сложности и актуальности данной проблемы свидетельствуют то, что вопросы формирования политического сознания у каждого человека становятся предметом изучения и иследования философов, политологов, экономистов, юристов, историков, социологов, педагогов, психологов и представителей других областей науки.

Научная разработанность темы политического сознания довольно широка, поскольку включает в себя два взаимосвязанных направления исследования - массовое сознание и политическое сознание. Отдельно рассматриваются проблемы функционирования массового и общественного сознания в системе массовых коммуникаций, массового сознания как атрибута массового общества, политического сознания как элемента функционирования политической системы, политического и общественного сознания как элементов социального развития и политической культуры.

Учёными стран СНГ сделан значительный вклад в изучение проблем политического сознания. В последние годы по вопросам теории и практики формирования политического сознания вышло в печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматриваются соотношения сознания и философии, сознания и политики, сознания и идеологии, сознания и морали, сознания и психологии, сознания и традиций, сознания и религии и другие аспекты данной проблемы. В трудах известных учёных стран СНГ, таких как: А.Г.Спиркин, А.Аганбеян,

Е.Андрюшенко, В.Афанасьев, К.Гаджиев, В.Горохов, Г.Дилигенский,

З.Золотова, Ю.Иркин, В.Комаровский, Н.Кондратьев, В.Косолапов,

В.Куличенко, В.Пугачёв, В.Рукавишников, Л.Тимофеева, В.Тихомиров и другие рассматриваются социально-политические, духовно6 идеологические, нравственные, национальные, юридические и другие аспекты политического сознания в духовной жизни общества.

Целый ряд социальных явлений, теснейшим образом связанных с процессом формирования политического сознания в нашем обществе, рассмотрен авторами работ, которые не ставили перед собой задачи непосредственного изучения политического сознания. К ним относятся работы И.Бестужев-Лада, А.Гендина, В.Грушина, И.Добронравова, Т.Дридзе, А.Здравомыслова, А.Козакова, Л.Когана, Ю.Леведа, Н.Моисеева, М.Руткевич, Т.Румянцевой, Ж.Тошенко, В.Ядова,

B.Виноградова, А.Никитина, М.Ковальзон, В.Петренко, Е.Шестопал,

C.Аротюнова, Ю.Бромель, Л.Гумилёва, А.Осипова, В.Тишкова и других авторов, не только рассматривающих сложную взаимосвязь объективного и субъективного факторов в развитии нашего общества, но и с точки зрения социологического, философского, психологического, этнонационального факторов обосновывающих характерные черты политического сознания членов общества.

Исследование собственно сознания является важнейшей теоретической предпосылкой для успешного изучения политического сознания.

Проблемы сознания, его природа, структура, социальные факторы его развития в трудах наших учёных исследованы с различных сторон. Общефилософское рассмотрение сознания содержится в работах Э.Ф.Володина, Б.А.Грушина, В.В.Лазарева, А.И.Новикова и др1.

Существенный вклад в разработку проблем духовного прогресса нашего общества, анализе формы общественного сознания и формирования политического сознания населения внесли

1 Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. -M., 1982; Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -M., 1987; Лазарев B.B. Становление философского сознания нового времени. -М., 1986; Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление. -Л., 1988 и др. фундаментальные труды таких ведущих учёных, как Г.Я.Нестеренко, В.А.Реброн, А.А.Баталов, В.Ж.Ковальзон, А.А.Радугина и другие1.

Определённый вклад в области обобщения опыта работы по формированию политической сознательности таджикского народа внесли учёные Таджикистана. Весьма ценными являются работы Б.Г.Гафурова, А.М.Багоутдинова, М.К.Гафаровой, К.Р.Расулова, М.К.Комилова, Т.Рахмонова и других .

Вопросы политического сознания и практический опыт Республики Таджикистан по воспитанию населения в духе сознательности рассматриваются в работах таких учёных Таджикистана, как И.О.Обидов, М.Д.Диноршоев, А.Н.Махмадов, А.Р.Рахимов, И.Ш.Шарипов, С.Н.Наврузов, Н.С.Салимов, Р.М.Маджидов, М.Лутфуллоев и др.

Таким образом, изучение и анализ опубликованных работ показывает, что учёными стран СНГ в теоретическом плане проделана большая работа в обобщении исторического опыта по формированию политического сознания членов общества. И они, безусловно, оказали определённую помощь диссертанту в исследовании закономерностей и противоречий процесса формирования политического сознания таджикского народа в условиях суверенной Республики Таджикистан.

Весьма важно отметить, что большинство указанных работ несут на себе отпечаток застойного периода, когда искусственно складывались противоречия духовной жизни, особенно в области общественного сознания, недооценивались общечеловеческие ценности

1 Нестеренко Г.Я. Проблема сознания и марксистской социологии. -М., 1971; Реброн B.A. Методологические проблемы общественного сознания. -Новосибирск., 1974; Баталов А.А. К философской характеристике практического мышления. //Вопросы философии, 1982, №4; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественное сознание и его формы. -М., 1989; Мальцев B.A. Основы политологии:

2 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1998; Багоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.Душанбе,1961; Гафарова М.К. Духовный облик женщин Советского Востока. Душанбе, 1987; Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественного сознания. Душанбе, 2001; Расулов К.Р. Экология и современность. Душанбе, 1999; Комилов М.К. Формирование новой личности: философские и социологические аспекты. -М, 1975; Рахмонов Т. Политическая культура современного общества и тенднции её развития. Куляб, 1995 и др. в них. Недостаточно глубоко исследованы проблемы особенностей и противоречий процесса формирования политического сознания населения в условиях суверенных Республик Средней Азии и Казахстана.

Опыт работы Республики Таджикистан, как и других Республик Средней Азии и Казахстана, по формированию политического сознания отличается также особым противоречием, разнообразием форм, методов, средств, обусловленных специфическими и историко-этнографическими особенностями развития этого многонационального региона.

Процесс формирования политического сознания таджикского народа имеет свои специфические особенности. По мнению автора было бы теоретически неверно и практически вредно преувеличить и обсолютизировать специфические моменты формирования политического сознания в той или иной Республике, в том или ином регионе стран СНГ. Истина состоить в том, что специфические особенности формирования политического сознания таджикского народа есть результат конкретно-исторических условий.

Особая актуальность и недостаточная изученность вышеуказанных вопросов определили интерес к ним автора и были им учтены при выборе направления исследования. Диссертант при этом, разумеется, исходит из того, что более или менее полное расмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования политического сознания народов, на примере Республики Таджикистан в современных условиях, в рамках одной работы не представляется возможным. Данные задачи могут быть решены только совместными усилиями представителей различных общественных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности, источников диссертант и предпринял попытку исследовать особенности проявления 9 закономерностей формирования политического сознания членов общества на примере Республики Таджикистан. Эти и другие проблемы, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.

Основная концепция работы. Концептуальное направление диссертации состоит в доказательстве того, что после распада СССР и появления на месте бывшего Советского Союза Содружества Независмых Государств - СНГ, диктует новый подход к анализу духовной жизни общества с учётом особенностей формирования политического сознания таджикского народа. Эта основная концептуальная линия вбирает в себя ряд взаимосвязанных направлений исследования специфики идеологического механизма: структуры общественного сознания, характерные черты и структуру религиозного сознания и мировоззрения; трудности и противоречивые последствия его влияния на закономерный процесс формирования политического сознания таджикского народа.

Целью диссертационного исследования является анализ и изучение содержания и тенденций развития политического сознания таджикских граждан как основы формирования таджикской общенациональной идеи, усиливать идеи единства и гумманизации обеспечивающей устойчивое политическое развитие государства. Реализация данной цели требует решения следующих задач: -обобщения и систематизации различных научных подходов и методов, касающихся исследования политического сознания;

- исследования структуры политического сознания через взаимодействие индивидуального, группового и массового сознания;

-раскрытия сущности и функций политического сознания и его специфики в условиях реформирования таджикского общества;

-раскрытия особенностей традиционного таджикского самознания;

- анализа динамики влияния политических, экономических, социальных, этнонациональных, конфессиональных факторов на процесс формирования политического сознания таджикских граждан;

-раскрытия и систематизации характерных черт политического сознания представителей различных массовых социально-профессиональных, демографических и национальных групп таджикского общества в современных условиях;

-определения возможных направлений формирования политического сознания, обеспечивающих стабильное и устойчивое функционирование политической системы;

- исследования проблемы и выявление возможностей формирования таджикской общенациональной идеи.

Объектом исследования являются социально-политические и социокультурные процессы, происходящие в современном таджикском обществе, оказывающие воздействие на формирование политического сознания таджикских граждан и определяющие направления развития интеграционных тенденций, лежащих в основе формирования новой общенациональной объединящей идеи, способствующей стабильного эффективного функционирования политической системы.

Предметом исследования являются содержание политического сознания таджикских граждан, процесс и детерминанты его формирования, его функциональная роль в формировании таджикской общенациональной идеи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общеметодологических принципов: диалектики, сравнительного и системно-структурного анализа, теории систем и общесоциологической теории, политической статистики, психологии, логики, социального проектирования.

В исследовании анализируется важнейшая проблема, определяющая стабильность развития таджикской политической

11 системы - взаимосвязь основ традиционного таджикского национального самосознания и объективных тенденций развития современного политического сознания таджикских граждан, определяются гармоничные и не противоречащие этому развитию пути формирования новой объединительной общенациональной идеи, консолидирующей общество, обеспечивающей легитимность и эффективность власти, укрепляющей государственность.

Для раскрытия сущности политического сознания как важнейшего компонента политической культуры исследуются:

- взаимосвязь между массовым, групповым и индивидуальным политическим сознанием;

- зависимость политического сознания от уровня общего развития личности;

-психологические детерминанты формирования политического сознания;

-характер и генезис политического менталитета и особенности национального самосознания.

Для построения адекватной происходящим в таджикском обществе изменениям социальной структуры политического сознания исследуются рефлексивные стороны политического сознания и политического поведения представителей различных групп таджикского общества, формируемые в человеке под воздействием социальной среды и отчасти контролируемые ею.

Применение социологического инструментария для решения данных задач позволяет исследовать сущностные доминанты политического сознания различных массовых групп, выявить механизмы артикуляции политических интересов; определить и систематизировать факторы, воздействующие на формирование политической ориентации граждан.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе раскрыто и исследовано современное состояние политического сознания таджикских граждан. Проанализированы факторы, детерминирующие его формирование у представителей различных социально профессиональных, демографических и этнонациональных групп; показана его роль в реформирующейся политической системе Таджикистана.

Доказано, что формирование политического сознания не является простым реагированием на внешние обстоятельства, а представляет собой процесс переработки характеристик политической и социальной действительности с участием всего комплекса содержательных элементов психического склада как отдельной личности, так и групп: ценностей, интересов, ролей, потребностей.

Автор констатирует, что в настоящий момент в сознании таджиков динамично актуализируются прежде всего те ценности, которые так или иначе связаны с деятельностью государства, проблемой государственности.

Рассмотрены исторически обусловленные детерминанты таджикского самосознания и показано, почему проблема обеспечения правопорядка превращается в некую психологическую основу политической ностальгии части населения о советской государственной системе.

Подчёркнуто, что этот фактор используется рядом политических лидеров, которые, спекулируя на трудностях переходного периода, хотели бы восстановить прежнюю общественную систему с её политическим единообразием, жёстким административным контролем и господством государственной собственности, о чём свидетельствует стремительный рост прокоммунистических настроений граждан в последнее время.

Показаны пути дальнейшего формирования политического сознания и проанализирована его готовность к восприятию новой общенациональной объединительной идеи.

Определена роль этой идеи в реформирующейся политической системе Таджикистана и раскрыто её содержание, позволяющее консолидировать расколотое таджикское общество, обеспечить легитимность и эффективность власти, укрепить таджикскую государственность.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе указаны и проанализированы факторы, детерминирующие состояние политического сознания у представителей различных социально-профессиональных, демографических и национальных групп Таджикистана. Показаны основные тенденции его формирования. Выявлены основные детерминанты восприятия гражданами политической системы и социальной среды.

Аргументирована необходимость разработки новой таджикской общенациональной идеи на основе синтеза исторического содержания таджикского самосознания и основных ценностных ориентаций современного таджикского общества. Определена сущность этой идеи и её ориентация на стабилизацию политической ситуации, улучшение управляемости и повышение легитимности политической системы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на вузовских и республиканских научных конференциях, опубликованы в виде тезисов, научных статей. Важнейшие положения диссертационного исследования отражены в книге "Формирование политического сознания - насущная потребность нашего общества", опубликованной в 1999 г., в объёме 5 п.л. и "Особенности формирования политического сознания, (опыт, противоречия, перспективы) опубликованной в 2000 г. в объёме 5,5 п.л.

Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по предмету курса политологии.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование политического сознания в условиях демократизации общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели чрезвычайно сложную и вто же время наиболее актуальную для современных условий проблему формирования политического сознания. Процесс формирования взглядов, убеждений, мировоззрения и мышления развивается как единое диалектическое целое на всём протяжении конкретно-исторических условий развития общества.

В настоящей работе изучаются, главным образом, предпосылки возникновения социально-политических, экономических и духовных факторов становления и закономерности формирования политического сознания. В работе рассматривается понятие, сущность, социальные функции политического сознания и его роль в духовной жизни общества. Вместе с тем, подробно освещаются особенности формирования политического сознания таджикского народа. Автор на конкретном материале убедительно показывает отрицательное влияние пережитков прошлого, негативные явления и противоречия в процессе формирования политического сознания.

Исследуя данную проблему мы подошли к выводу, что формирование политического сознания - одна из важнейших закономерностей строительства нового общества. Утверждение политического сознания во взглядах всех людей зависит от зрелости его объективных и субъективных предпосылок, от степени активности субъективного фактора в реализации научно обоснованных планов развития и совершенствования демократического общества.

Политическое сознание является стержнем духовной жизни общества, фундаментом нравственности каждого человека. Оно даёт возможность познавать мир во всём его многообразии, во всей сложности и противоречивости, помогает правильному пониманию тенденций исторического развития, придаёт человеческий деятельности целеустремлённость.

Рассматривая исторические этапы возникновения, социальную сущность, освещая основные социально-политические, экономические, духовные предпосылки, показывая закономерности и особенности формирования политического сознания народа в условиях совершенствования нашего общества в данной работе, можно перейти к следующему заключению.

Формирование политического сознания является объективный процесс исторического развития общества. Новые социальные, экономические и духовная жизнь создали благоприятные условия для развития духовной жизни общества, которая основывалась на прочном фундаменте политического сознания.Сегодня строительство демократического, цивилизованного общества создают серьёзные предпосылки для развития нового политического мышления, свободного политического диалога различных политических сил в интресах процесса общества.

Анализ социально-политических факторов в данной работе показывает, что государство с первых дней своей политической деятельности приняло все меры, использовало все меры, использовало самые различные формы, средства и направило их влияние на формирование политического сознания у трудящихся республики.

Решение насущных социально-экономических и идейно-политических проблем будет способствовать стойкости, и тем самым, повышению эффективности и качества формирования политического сознания в каждом трудовом коллективе. Создание здоровой морально-психологической атмосферы, действенной нормы демократии в каждом коллективе является могучим фактором формирования политического сознания людей.

Конечно, круг вопросов, затронутых в работе, не исчерпывает всего их многообразия. Тем не менее, без глубокой и всесторонней разработки этих вопросов невозможно эффективное практическое совершенствование системы идейного воспитания людей и особенно процесса формирования политического сознания. Следует отметить, что за последние годы в определённой степени социально-политический анализ проблем политического сознания нашёл отражение в работах многих авторов, а также учёных из других стран. Однако многие проблемы, в том числе особенности формирования политического сознания Республик Средней Азии и другие, нуждаются в дальнейшем исследовании.

На каждом конкретно-историческом этапе развития нашего общества жизнь выдвигает всё новые и более сложные задачи, решение которых зависит от активизации социального творчества людей, их высокой сознательности и твёрдых убеждений. Строительство демократического общества в стране объективно создает условия для обогащению общественного сознания и психологии людей, утвержденая нового мышления, развивает у людей потребности разобраться в суть происходящих перемен, выдвигает задачи коренного изменения сознания, психологии и мировоззрения, преоделения стеротипов мышления. В этих условиях политическое сознание формируется в процессе борьбы с негативными явлениями, с тем, что называется антиподами демократического общества. Все эти проблемы мало разработаны в условиях Таджикистана и требуют дальнейшего исследования.

Формирование политических ориентаций непосредственно связано с устойчивостью или слаботью политических стереотипов, являющихся важнейшей составной частью политического сознания. Кризисное состояние стереотипов мышления влечёт за собой потерю политических ориентиров, отчуждение ранее привычных представлений как у индивида, так и у общества в целом, в связи с чем возникает потребность в поиске новых ориентаций. При этом возрастает требовательность политического сознания к обоснованности идеологических положений и их соответствию уровню и содержанию массовых ожиданий.

В этих условиях политическим субъектам, прежде всего лидеру и политической элите, необходимо учесть, что содействовать развитию нового в политическом сознании может только убедительная и соответствующая имеющемуся уровню потребностей, интеллектуальному и политическому развитию масс, политическая альтернатива.

Исследование показало, что содержание и направленность политического сознания детерминируется не только объективным социальным положением людей, совокупностью условий современного существовании нации, но и рядом других факторов:

- совокупностью политических знаний, которыми обладают субъекты политического действия;

- политическими и морально-этическими нормами, политическими ценностями, идеалами, осознанными групповыми и личными интересами;

-уровнем политического развития субъектов сознания, потенциалом его практической и интеллектуальной активности;

-уровнем развития политической культуры, влияющей на политическое мышление и форм политического действия, формирующей образцы индивидуальных и групповых позиций и ориентаций;

-особенностями национального характера, определяющий психический склад нации, формирующий определённый тип личности, социальных общностей;

- историческим политическим и социальным опытом субъектов политического сознания, возникшим в результате взаимодействия их с политической действительностью;

- особенностями политической ситуации в конкретный исторический период, совокупностью условий политической деятельности, предопределяющих возможности реализации и взаимной гармонизации потенций, ценностей и идеалов субъектов политического сознания.

Социальные, экономические и политические преобразования, происходящие в стране, кардинальным образом влияют на формирование политического сознания таджикского народа.

Исследование показало, что значительное большинство населения вынуждено адаптироваться к таким условиям и изменениям окружающей общественной жизни, осуществление которых оно не поддерживает или участие в которых по разным причинам принять не может и которые не воспринимаются им как благоприятные ни с позиций текущего момента, ни в перспективе.

Всё это ослабляет целостность общества и его возможность управлять процессом формирования социального характера своих членов, оно распадается на отдельные страты и утрачивает способность элементарного воспроизводства.

Комплексный анализ современного содержания политического сознания, коммуникативно интегрированного в системы и обеспечивающего её стабильность и легитимность, позволяет автору определить эффективные пути его дальнейшего формирования, консолидирующие его ценностную структуру и определяющие направление новой объединительной идеи.

Результаты комплексного анализа содержания и динамики развития политического сознания, проведённого в работе, свидетельствуют о том, что несмотря на дезынтеграционные тенденции, разрушающие таджикскую государственность, потребность населения в объединительной общенациональной идее довольно высока. Опирающаяся на присутствующие в глубинном таджикском сознании базовые общечеловеческие ценности, эта идея способна стать инструментом разрушения всех межнациональных и социально-политических проблем, обеспечивая успешное завершение политической трансформации Таджикистана построением устойчивой политической системы.

Главным условием гармоничного восприятия общенациональной идеологии, на наш взгляд, является доверие населения к её носителям. В этой связи становится очевидным, что только курс на снижение социальной и межнациональной напряженности в обществе, улучшение условий жизни и нейтрализация кризисных процессов в экономике, прекращение военных действий и вооружённых конфликтов, наведение порядка в стране и восстановление законности сможет обеспечить необходимый "кредит доверия", который так необходим властным институтам для обеспечения легитимности своего правления.

Осуществление устойчивого развития политической системы Таджикитана, на наш взгляд, обусловливается наличием устойчивых позитивных тенденций развития экономических и социальных процессов, упорядочиванием деятельности политических партий и созданием многопартийной системы, установкой на реализацию федералистской идеи и усилением в процессе первичной социализации воспитательной роли государства.

Одновременно с этим целям укрепления эффективности и легитимности политической системы должно служить развитие институтов гражданского общества, о готовности к гармоничному восприятию которых свидетельствует анализ ценностных ориентаций населения Таджикистана. Вышеизложенный анализ даёт возможность эфективно формировать политическое сознание таджикского народа.

Исходя из вышеизложенного анализа и с целью эффективности решения задач формирования политического сознания в условиях демократизации общества нам хотелось бы предложить следующие рекомендации и предложения:

Прежде всего необходимо учитывать особенности нынешнего кризисного состояния нащего общества, изменение социальной структуры и политических институтов общества, рост недовольства народа, оживление религии, её модернизацию, расширение и углубление современной идеологической борьбы и другие острые проблемы. Здесь, на наш взгляд, процесс формирования политического сознания надо осуществлять систематично, последовательно, целенаправленно, нужно дифференцированно подходить к каждому человеку

- С целью эффективности процесса формирования политического сознания таджикского народа необходимо усилить практическую деятельность духовно-идеологических институтов в борьбе с националистическими предрасудками, исламским фундаментализмом и экстремизмом: с помощью печати, радио телевидения, культурно просветительских учреждений и других средств раскрыть их реакционную сущность и вредность, дать своевременный и доказательный отпор, различными способами разоблачить все и всякие ухищрения враждебной пропаганды в современных условиях.

-Процесс формирования политического сознания людей происходит в упорной борьбе с негативными явлениями. Поэтому в докладах и выступлениях на теоретических и практических конференциях, в политической и экономической учёбе, на лекциях, в беседах на уровне молодёжных и других общественных организаций следует убедительно наглядно показать несостоятельность и вредность в демократическом обществе негативных явлений, бюрократизма, догматизма, консерватизма, взяточничества, коррупции и других антиподов общечеловеческой морали.

- Процесс формирования политического сознания людей - целостный процесс, предполагающий взаимодействия всех факторов, прежде всего, взаимосвязь обучения, труда, воспитания. Они должны быть направлены на осуществление их в школе, в трудовом коллективе и по месту жительства. Здесь, на наш взгляд, следует учесть то обстоятельство, что в процессе формирования политического сознания надо нацеливать внимание людей на взаимосвязь задач и цели каждого человека с задачами и целями каждого трудового коллектива и общества в целом.

- На наш взгляд правильный подход к вопросам формирования политического сознания даёт возможность вооружить каждого человека знанием демократического преобразования мира, современными выводами естественных наук, умело использовать все формы, методы и средства идейного влияния на них, вовлечь их в активную деятельность во всех сферах социальной жизни. По нашему мнению, комплексный план даёт возможность к изучению характера, индивидуальной психологии, эмоций, стремлений и конкретного поведения каждого человека. Мы считаем, что при планировании идейно воспитательной работы политических партий, общественных организаций необходимо учесть специфические особенности состава коллектива, запросы народа по изучению идейного наследия прогрессивных представителей Востока и Запада и другие актульные проблемы современной идеологической борьбы . Здесь следует учесть пожелание членов коллектива в той или иной форме идейно воспитательной сферы.

- При осуществлении комплексного подхода к формированию политического сознания в трудовом коллективе целесообразно уделить внимание следующим предложениям: учесть постоянные потребности людей в изучении теоретических и политических вопросов, разнообразить и целенаправленно организовать систему культурно-просветительных потребностей членов трудового коллектива; постоянно совершенствовать формы и средства воспитания в общеобразовательных школах и профессиональных училищах для подготовки молодёжи к поступлению в техникумы и вузы; совершенствовать пути, средства и формы воспитания молодёжи в духе патриотизма, интернационализма, дружбы народов и веры в будущее.

-В цельях повышения эффективности процесса формирования политического сознания людей, на наш взгляд, в первую очередь необходимо преодолеть застои в теории и практике идеологическои работы, пересмотреть отношения к духовной жизни народа, решительно отказаться от догматического подхода к объяснению явлений действительности и сосредоточить всю прогрессивную силу Таджикистана на формировании в сознании каждой личности чувства остроты переживаемого момента, его переломного характера. В этой связи, на наш взгляд, проблемы формирования политического сознания носит критический характер. Следовательно, решение формирования политического сознания требует индивидульного подхода и конкретной оценки.

- В области духовно-нравственного развития наступления на бюрократизм - значит возрождение гуманистических традиций и критериев духовной жизни, творческое использование и развитие основных принципов политического мышления, нетерпимое отношение к проявлениям догматизма, мещанской морали, социального иждивенчества и служебных злоупотреблений.

По нашему мнению в Таджикистане надо создать обстановку сопоставления взглядов и мнений, решительно преодолевать мелочную опеку, пережитки командного стиля в руководстве процессом формирования политического сознания.

Намеченные здесь рекомендации и предложения, разумеется, не могут исчерпать многообразия средств формирования политического сознания людей. Оно утверждается у людей не непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого человека, зависит от его образования, профессиональной подготовки, ценностных ориентации нравственности и т.д. Важно, чтобы все компоненты политического сознание людей созревали как прогнозируемый закономерный и естественный процесс, а не стихийно. Всё это дает эффективные возможности к решению задач проблемы формирования политического сознания у людей в условиях демократического общества.

 

Список научной литературыАтоев, Сухбатхон, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Арестов В.И. Религиозный экстремизм: содержание, причины, пути преодоления. - Харьков, 1987. - 149 с.

2. Асмолов А.Г.Довалчук М.А.О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии.В.кн. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, 1977.

3. Ахмедов А.Ф. Ислам в погоне за веком. М.: Политиздат, 1988. -79 с.

4. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. -М.: Политиздат, 1985. 240 с.

5. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинатне 1984.-235 с.

6. Алиев X. Формирование политической системы. Таджикистана: правовые и политические аспекты. Душанбе, 1997.

7. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (Методические проблемы). -М., 1996. 70 с.

8. Багдасаров К.А., Еськов А.А. Идеалогическая борьба и политическое воспитание личности.Ашхабад:Илим, 1987.-58 с.

9. Багоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.-332 с.

10. Баталов А.А. Философской характеристике практического мышления. //Вопросы философии. 1982, № 4. 68 с.

11. Бестужев -Лада И.В. Человеческий фактор: его сущность и пути активизации. //Научный коммунизм, 1988, № 4.-С.42-50.

12. Борисов Л.П. Политология. Учебное пособие. -М.: Белые альвы, -1996.-c.96.

13. БлюмкинВ.Дитя двух родителей: социально-нравственныеаспекты бюрократизма. //Научный коммунизм, 1988, № 4. -С. 24-31.14