автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Дележа, Елена Мироновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)"

[»ЙЫХГПлУШ; Ю'лч.Гг'Ш РОССИЙСКОЙ ФЛДЫ'л^Ш.

ОА11КТ-ШТК1'№'1-1-СШ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШДЫГЛ Т^Л'РД.ШЮГО ИСКУССТВА

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ТЕАТРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (XIX - НАЧАЛО XX века)

Социальность - 17. 00.01 - гзатралъноа иокуоотво

АВТОРЕФЕРАТ лиссаргащш на соискание ученой степени кандидата искуаствоведэния !

На правах рушншов

ДЕЛЕЖА Елена Мироновна

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Санкг-Пегербургокой государственной ака геагрального вокусетва.

Научпый руководитель: докгор искусствоведения,

профеооор Н.Б.КУЕЯКШЛ

Официальные оппонент: докюр вокуоогвоведения, '• . профеооор А.Я.АЛЪЖШЕР ■

докгор фйлософоких наук, . в.о.профессора С.Т.ШШШНА

В«дуоая органввацдя - Кемеровский государственный васгигуг ' кульгуры.

Заивга ооогоигоя О^&с 1993 г.. в М чаоов на

•аоеданвя Специализированной оовега Д.092.06.01 по дриоуадан! ученой огепени кандидата наук при Санкг-Пегербургской гооударс (ой академия театрального иокуоогва по адресу: 191065, Санкг-Явгербург, ул.Моховая, д.35, аул.418.

С днооергацивй можяо ознакомиться в библиотека пногигуга.

Автореферат разослан " О " 1993 г.

, Ученый оекрэгарь Специализированного оовега кандидат вокуосгвоведения

Мельникова

В истории русской культуры провинциальный театр представлял собой вакное, но до конаи ещо неизученное явление. Ймонно поэтому сегодняшние попытки ^шгроводов-историков сопря:;;енц с устойчивым стремление« познать сложные !1 подчас противоречивые процессы театрального искусства в проЕшщик. Насущным становится выявление н оценка новых фактов, которые могли бы дополни 1Ь уже имеющиеся знания об этом явлении.

Феномен русского провинциального гаагра исследуется пса 'балва углубленно. В сущности, выработана концепция комплексного изучения творческого и организационного бытования театра. Наиболее полно и убедительно эта концепция отражена в семитомной "Истории русского драматического театра". В этом издании имеются отдельные главы, в которых показан процесс становления и развития сценического искусства в провинциях России на протяжении болеа двухсот .пат*. Однако, несмотря на широкий географический охват и глубоки.*! анализ, история провинциального гоагра все еще гребуег дальнейшего осмысления. Напрвмор, театральная жизнь Сибири в сомигомнико рассмотрена фрагментарно, на нашла своего отражения п история театра самых дальних российских окраин - Дальнего Востока, Забайкалья, Хабаровского края, Якутии.

Несомненную ценность представляют собой ¡'(¡следования по ко торга русского провинциального гоагра, предпринятые А.Я.Альтшулларо.л, А.П.Клинчшшм, И.Ф.Петровской, Е.А.Табатчиковой2. Работы этих торов, основанные на большом печатном в архивном материале, -

* Клкнчин А.П. Провинциальный театр // История русского драмагв-ческого театра: В 7-ми т. .У., 197? - 1979. Т.2. С.399-427; Т.З. С.150-205; Т.4. С.220-271; Фельдман Ü.M. Провинциальны;: таагр // История русского драматического гоагра. М., 1980-1'982. Т.5. С.259-38Э; тТб. С.291-411.

^ Альгшуллор А.Я. Провинциальный театр // Русская .художественная культура конца ПХ-ХХ века: В 4-х кн. Кн.2. М., 1963. C.IC8-176; Альгшуллар А.Я. Провинциальный театр в гг^иод русский революции // Первая русская роволвцрл д театр. i.i.f 1956. С.210-265 и др.; Клинчи« А.П. Николай Хрисан^ович Рыбаков. М., 1972; Петровская И.Ф., Островский и акюрокоо искусство в провинциальном театре России (1860-е годы) /.' АЛ!.Островский и .литературно-театральное движение XIZ-XX вока. Л., 1974; Петровская II. Ф. Театральная критика в провинции (1660-х гг.) // Очерки истории руоской театральной критики. Вторая половина

результ: глубокого изучения проблемы. Но л здесь представлена история тса ;а наиболее крупных городов российской провинции. В книге 11.Ф. Па : опекой мир провинциальной театральной жизни второй половины XIX во'а показан удивительно живым и интересным, автор открыта немало забытых актеров, неизвестных ранее критиков. Анализ театрального искусства провинциальной России, столь тщательно проделанный исследователем, с особой наглядностью демонстрирует зависимость театра от конкретной социальной и культурной среды, которая. его формировала.

Поэтому закономерно появление работ, в которых жизнь провинциального театра рассмотрена г нерасторжимой связи с "социокультурны:.! портретом" отдельного города, области, региона, республики, своеобразно в сразившимся в облике театра. В последние годы С1^50 -

- 1950 п'О выпью несколько таких, работ, освещающих историю теат-

ч

ров ['осени, Белоруссии, Украины, Урала .

В диссертации Л.Б. Косториной театральная культура Урала в ХУТИ - XIX веках исследована в совокупности ее наиболее типических проявлений как в общерусском, так и в региональном масштабах. А.Б. Косторпна пришла к выводам, что существовавшая па территории Урала в ХУП1 - XIX веках театральная культура имела ярко выраженный локальный характер и включала в себя три слоя. Первый, так на-зиваемии "низовой", - крестьянская и городская культура, связанная с различными ¡]-ормзш фольклорного театра. Второй, "средний", выражая ¡эстетические запросы городской интеллигенции, проявившей себя в создании таких форм, как актерские артели и первые любительские театры на горнозаводском Урале. Третий, "верхний", отражал жжлтктсльно потребности заводовладельцев Урала, с ними связано создание в крае частновладельческих крепостных театров.Так под влияния..«

Х2Х века. 1976; Петровская Й.Ф. Театр и зритель провинциальной России, г.гогая половина XIX века. Л., Табатчикоъа Е.А. Рус-

ское ак-1".рс:«эе ш'.7о--,тво в протшцкадьио"л театре на рубеже XIX -- XX лр, «. л, ,1ьг''; Габатчикова Е.Л. }><• ж*серские антрепризы рубежа Х1л - XX веки;1: с'К проблеме становлли-.я рехкссурк* в русском театре). СПб.,

^Андрпано i~.il. Кз театрального прошлого. ''олгоград, 1н35; Голота В., . Театральная Ояесса. КиевЛлКг, "х-стотпма А.33. Особенности раавк-ая театральной культуры на > к».1 *Л11 - ЛХ. вв. Авто-рсф. лис... канп. -иск./ Ш., ОТ; ¡Ьвгкш а. ¡усскнй драматический театр в Бел русски XIX века. Кинск.

культурно-этнических д социально-экономических факторов возникла своеобразная региональная культура края'*.

Позиция Л.Б.Косториной представляется плодотворной и близкой взглядам автора предлагаемой работы, в которой рассматривается ран вита театральных форм в кульгура Забайкалья XIX - начала XX века., анализируются специфические особенности этого процосса и выявляются его сложные взаимосвязи с общероссийской театральной системой»

Такая попытка, по существу, предпринимается впервые, развернутых публикаций по данной теме нет. Есть мельчайшие факты из театральной жизни Забайкалья дореволюционного времени, разбросанные в десятках краеведческих работ и утонувшие в мемуарах современников. О театре в Забайкалье написано несколько газетных статей. Но именно потому, что набор использованных там фактов мал и произволен, первой исследовательской задачей должно стать собирание, проверка и систематизация фактов. Такую именно задачу поставила перед. собой автор диссертации. Эта работа позволила воспроизвести неизвестные и частично забытые историко-культурные и театральные события в их последовательное!1!! - от истоков . театра в Забайкалье через любительские спектакли, переросшие в любительское движение,-до утверждения в Чита профессионального театра.

В процессе исследования выделились обусловленные ходом исторического и социального развития края временные и территориальные координаты: хронологические рамки работа охватывают период от на чала колонизации русскими Сибири (вторая половина ХУЛ - первая половина лУШ века) до 1911 года - времени открытия стационарного театра. Территориальные границы большей частью соответствуют административному делению, сломившемуся в 1851. году н просуществовавшему до 1917 года, когда край выделился из состава Иркутской губернии, став самостоятельной областью.

Освоение такн диссертации вызвало необходимость применения комплексного подхода - использования методик театроведения и род огненных наук: этнографии, фольклористики, культурологии, лиге-

4 Косторина А.Б. Особенности развития театральной культуры на Урале ХУ111 - ЛЯ вв. Авгореф. дис.... канд.иск. / И., 1991. СЛ9-^0.

ратуроводенпя. Учтены все доступныо публикации фольклористов литера гуроводов6, краеведов7, культурологов8, связанные с проблемами культурно;; кпзни Сибири. Это позволило показать процосои театральной кпзни в широком социокультурном контоксг8.

При работа над диссертацией обнаружились трудности, которые предстояло праодолоть. Первая заключалась в том, что б сибирских архивах: Государственном архива Иркутской области (ГАИО), Государ-сгвонном архиве Читинской области (ГАЧО), Центральном архива Бурятии (ЦГЛ Бур.), краеведческих музеях Нерчинска (ПШ) и Читы (ЧОКМ) - фактически отсутствуют материалы о театрально]) жизни края. В 1У30-а годи многие архивы, хранившие, быть моет т., ценные сеодошш о театра Забайкалья, были ликвидированы "за ненадобностью' В это же время были уничтожены архивные материалы Селенгииска, Баргузина, утрачена часть архива Верхнеудинска.

Ограниченность материалов сибирских архивов автор частично восполнила первоисточниками из архивов центральной России: Российское государственного исторического архива (РГИА), Рукописного отдела института русской литературы (КРЛИ РАН), отделов рукописей Российской государственной библиотеки (РТБ) к Российской национальной библиотеки Ш1Б).

Другая сложность связана с тем, что пресса АТХ - начала XX века довольно охотно писала о Забайкалье, но более касалась экономических вопросов, действий администрации п оптовых новостей. Лишь в начало XX столетия стояв появляться специальные заметки о театроль по!'! и'зии края, однако профессиональных рсиинши! было немного.

' Кошолов Я.Р. Сибирь к русская Фольклористика. Томск, 1964; Элиасои Л.К. Русский Фольклор Восточно!; Сибири, Улан-Удэ, 1973: Солонев С1.-.'. Нзрод:ш!» календарь сомонских Забайкалья ('¿-т половина /.,[„ - начала XX вв.). Новосибирск, £У7В: Ульянова I*.Р, Народное оскислонво социальных к пиавсгвениьх проблем в устных рассказах Восточного Забайкалья // Проблем:! прзвегпошю-гевхоло-гпчоского содпркапт в литературе и с ольклоро Скбирп. Иркутск,

1. *

" Кунгуров Г.0>. Сйбгрь и литература. Пхксугск, 1у55: АзачогопиЬ М.К. «воврокве сграиаци. Иркутск, 19с;8.

г*

' Похряеп с. Д. Люди и судьбы. Очерк!! из истории к?дьг»Р" Забайкалья. Чита, 1957; Потопов Е.Д. Псевдоним!: .'штяшг/ров-сибитков Новосибирск, ЗУ73; Климов А.В. Кяхта, Улыа-Удэ. РЛб.

^ Копылов А. И. Очорки КУЛЬТУРНОЙ ГВЗШ! Спбир'Л "ч; - 1!П"'М1Л XI А гп Новосибирск, 1972. ...........

Главнои историографической базой диссертации стали статьи, заметки, корреспонденции, опубликованные в дореволюционной печати, как столичной (журналы "Москвитянин", "Театр и искусство1', "Рампа и жизнь" и др.;> , так и местной с.газеты "Восточное Обозрение", "Забайкалье", "Забайкальская Навь", "Нерчинский листок", "Сибирь" и др.,) . Большинство из, обнаруженных газетных материалов впервые вводится в научный оборот;.

Таким образом, на основании материалов, находящихся в'архивах, .музеях, в периодической печати, автор собрала факты, относящиеся к истории русского театра в Забайкалье. И впервые предприняла попытку воссоздать картину театральной жизни в XIX - начале XX века самого трудного для изучения региона Сибири.

Театральна^ культура Забайкалья складывалась в течение длительного времени. Более ста лет потребовалось краю, чтобы появился профессиональный театр. Такой медленный процесс развития объясняется некоторыми особыми причинами. На протянении почти трехсот лет Забайкалье было местом каторги и ссылки. Это влияло на социальный я де~ г.юграфический состав населения региона. В период колонизации конпа ХУЛ - начала ХУГНвв. свободные русские люди не торопились в Забайкалье. Увеличение численности русского населения произошло к концу ХУШ века, что связано с насильствен ним переселением в этот край старообрядцев(семейских} • Географическая удаленность от центральной России и искусственная обособленность "каторжного края" от губернских городов Сибири тормозили культурный процесс. Как было уже сказано ранее, театральная среда имеет важное значение для возникновения театра, позтцу проблема ее формирования в Забайкалье привлекает пристальное внимание автора работы.

lía протяжении XIX века существенным пластом театральной культуры становится любительский театр - путь, по которому шло приобщение забайкальского зрителя к европейской культуре. В начале нашего столетия Забайкалье приобретало черты "малой" театральной провинции. Не было постоянных театров, драматические тругиш комплектовались на нахдыЗсезон. Только к 1^11 году в Чите, областном центре края, начали возникать "театральные ситуации", когда театр закреплялся на насколько сезонов, тогда жа оказывалось возмешшм более плодо-творноо ого влияние на культурную жизнь города и всего края в целом.

Двосоргацвя сосмиг вз введения, грох глав и заключения. Кяя- •

лая глава дялпгся из разделы. сост&9Гст£у%;ва осневингл этапом мазввтвя гечтра в Забчйкальо в ДХ - канале XX пока.

Вро-У нпп дастся сбосиованзе тигли, формулируется цоль у. задач;! patíoí i, оценивается pa3f>a0o?amiocyi> теми в печати и обоспо-чошгость ¡¡сточшшооадчвсаой базой, ощюдилвотся структура дкссор-т&щш.

Порван глава состоит ш грех разделов. В первом раздела рассматриваются до го а тральный втравые види фольклора (ХУШ - первая четверть XIX века). Здась автор вивсинл следувдое: на первом о vane колонизации русскими забайкальских зоглоль (вгарая половина Ш1 - ОТ вв.) сохраненные новоселами игровио виды фольклора били идингичними общерусским. К началу XIX века некоторые из них трансформируются: взиоияотсд календарики срок, вносятся иовво эло-vtetmi в обрядн, среди действующих лец появляются новно персонах«;. Региональное своеобразию проявилось в представлениях святочного ц масленичного циклов, в использовании в обрядах оюлсотов из мастной Г.ИЗИИ, в присутствии среди дойогвувпшх лиц национальных типак бурят, китайцев, украинцев я др. Характерный отгонок в Забайкалье; носила народная русская свадьба - слояшоо,.яркое обрядовое действ з котором протерпели язмэаоиш срок проведения и скшшшя схема (свадьба обычно проводилась на осенью, как пршшго било о России, я змь. Отсутствовал к эпизод.свадебного представления' - саотрк-¡ш). Непосредственно забайкальскими стали праздник "капусгки", •»брядн "бабий день", "праздник девиц", игры "разлука" и "черта".

На территории Забайкалья распространился "каторяннЬ фольклор", звособразно выразившаяся в вовусство сказочников, играх..

В силу сложиьавхся до'лограяя;чйских, религиозных, этнических я других особенностей в крас вплоть до IC20-X годов бяговалн толь :о собственно вгровио види (¡'ольклора, 1:огорко но являлись тоат-яогл, по пронотешллот инторис как споцяЪгаскгл вор-ла tiолт.клорно-..'о драмагпчпекого твсрчоство. Так па;я:ва!яли^ г] эчькдорпс:! театр 'вкпал" из народно;: культуры Зчаблпкади:. Народная лряла, куколь-гид театр Пагругях а другие пяда. с.,от;я ляяеля'о итог reavo, отсутствовали в края. Баргеп, ...аоняоетраншлддкя: к утвярпявлвяел з Сибири j; на грале оде в начале лТи пока, проник в Забайкалья т. та ко в начале "и.-', века, по на еглог закрепиться. Ля :аялялияяав ятя ситуация и с притоком никои sap тос.яявлосяяя волня в I"L -ч яяяо. В Хабаявалня) по-г:р'ллас-г.-у яяяя! яяот- --я?лвя я<я^ ;

ИСЯСГДиНКЯ ,

- ? -

Но восполнили образоваг-^мася вакуум и зрелищные представления буряs и китайцев. Яссеаевгш русскими переселенцами ламаисакой мистерии "Цам" и китайского ¡традиционного таагра "Сицюй" удовлит-вор$ло потребность в познании иовздомнх занятных форм иных культур, накапливался некоторый зрительский опыт, но он оставался мертвым капиталом.

Второй раздел, главы посвящен зарождению городской культуры Забайкалья (1820-1840 гг.), когда в крае появились первые приматы стабильной культурной жизни - литературные крукки, выпуск первых рукописных газет и журналов. На этот период времени приходится и первый опыт любительского таагра в Нерчинске (18-11 г.).

Ускоренное формирование городов з Сибири в первой половине XIX века - результат государственной реформы, проведений М.М. Сперанским, Изменяются и социальные обогоягольсгва для Забайкалья. В том социальном тупике, kotoxium могла казаться тогда залйкаль-ская замш, среди факторов, влиявших на форсированно горсг^кой культуры, постепенно определялась особо ваышз: необычное в целом для страны соотношение дворянства и купечества, нлкогда не останавливающийся приток новых ладой, в том числе ссыльной интеллигенции.

Своеобразие зароздавлогося забайкальского общества очевяд>.>: купечество, выполнявшее,в Сибири ту роль, которую игр;ао в -тральной России дворянство, активно впитывало в себя многие euад-иве черта дворянской культуры. Медленно и трудно, но формирует?..-; собственная интеллигенция. В этой специфической социальной срэдз формировался и будущий зритель."

Особенности общественного устройства влияли нь кульгуркуп ::jwh Забайкалья. Подчеркнуто "общительный" характер культурного Зкга в небольших городках Забайкалья не олучаон. Ьлнднй приезжий был заметен и относительно быстро лахохил себе мал в казня ойцооува. Вольные маскарады, бали, иаскаради-аллегри прслодвлп беи скучна-го этикета, атмосфера m rop.-.wosnax привлекал-, непринужденноегио. В_о_тл11ЧИ1Э от официальных культурных визитов г. центральной Россия и даже на Урале, таги» торжества иапомвнали оолъие "домашние вече-ра.и.

Литературные увлочопиа становятся оглэ-шольвоЛ чертой городской яшзнй. И Зй5п?:кэльо поаол поток книг, «уризлов из столиц. Среди вилг.^цкашлой лигора>урп вородко пглвямяоъ журналы сугубо

гоэтральш -i, к примеру, "Репертуар и Пантеон",что говорит о зарождавшемся в городской среде интереса к театру. Создавались литературные кружи, их члени (в основном чиновники, учителя, врачи, богатое купечество) издавали рукописные газета, альманахи, журналы. Среди них большой популярность» пользовались журналы "Метлик" (Верхнаугцшск) и "Кяхтинскал стрекоза" (Кяхта). Вероятно, что в этих рукописных изданиях могли появляться !! отрывки из драматических произведении. Таким образом, кропилась нить, связывающая столицы империи и далекое Забайкалье.

Литературные вочора увлекают и учащуюся молодежь, в их привычку входит чтение из отрывков литературных: произведений. В конце .1030-х годов духовноо училище в Нерчинске, одно из первых стало устраивать показы живых картин о декламацией. Для своей программы учащиеся нобираяитроизводишя Л.С.Пушкина, К.Л.Крылова, В.Л. Жуковского и др. По воспоминаниям современников, чтение "исполнялось па намять". Большое внимание уделялось интонации речи, мимике, жестикуляции. Учаявосп сами рисовали декорации п шили костяки. Кратко охарактеризовав лкторзгурнкв занятия учзшихся, автор работы склонен полагать, что открытие ученические выступления в Нерчинске,в сущности, являлись порв:;.м оптом театральной практики и предназначались для "развлечения к поучения публики".

Увлечения лвмратурой, comqUhuo чтения драматических производств прпобшплн забайкальцев к искусству сцены.. Забайкальское купечество часто виозхало в столицы, крупные сибирские города, где обкааголыш было посещение театров. Автор впоказивает продполо-яоипо, что в дошлниг. саакгакдях кяхтписких купцов играли драма-твчоепш ирокзтконпп, вщвсиваемно на России. На волне литературных г.риотрзегий проявился ингерос к сочини.тольству пьос. Одним из «г - ачх -ьоких лрамагургов 'М-л нирчинскиЬ г.упоц ".'.А.

Son3i. 'В. ]':.! îî.ih:- .то более дооятп иьес. Лпссортанту удалось вос-ст'цогпть назван:» • трех; "Опора", "Иргтилг поссорились" и "Окоя-ский и тух, ил;: шесть о:;«и из .чпзш: Ч;:п:ч;е-хцнз". Тексты порвпх двух пьоп утеряй:-!, norjil и рукописный орнгзл "г.рамамс" в другими г.ьоовмв Зонзшюва (1032-1635 гг.).

В 1840 > годы кяхгинский щшказчвк й.Д.зравяикви написал одно-ак-.-'.ую ко;- п.у,п "Лупа г, стихи", посвятив ее истории романтической лг• .">ь;î русского купца и кигайсг.'-й яегуикв. Рилакуор рукописного г:урпа;г; '"'.lo: -■-г" .] .И.Орлов т*з'с:г соч;-г-::л гкюкотт.ко »ь>_*с. J;

- У -

Ü40 ГОЛУ, пороолоз В Иркутск, он ДЛЯ ЛЮ0ИтеЛ9Й сцогш, по сввд9-ольству современников, создал ряд остроумных пьес в стихах (такты не сохранились),

Лешадаче до нас первые драматические произведения забайкаль-ких aBiopon при всем их литературном несовершенство привлекали :йга5олей и зрителей своеобразием мостних сшвгов.

В воспитании художественных вкусов у местных язи гелей роль пер-шх учителей сыграли декабристы. Они принимали активное участие I литературных чтениях, вечерах, домашних спектаклях.

Привлеченные авторсм письма л воспоминания декабристов п их ювромшшиков свидетельствуют о том, что их интерес к театральному искусству не был утрачен в условиях каторги и па поселении. Зроди ich иг, присылаемых им из России, ставших для них серьезной годдоржкой, были сочинения Болгария, Вольтера, Корноля, Расина. Гомики Шекспира и Байрона находились в тюремной библиотеке и с 5ерв:киосгьг> перевозились на места поселения, где дзкабрисгн вновь а вновь возвращались к своим лв&вшм авторам. В знаменитой " каторжной академии" читались лекции по теории драмы, история литературы, устраивались литературные дискуссии. В тюромннх казематах /страивались литературные в кузнкалъные вечера. Подобные вечера доставляли минуты радости как с mm узникам, гак н том, кто общался с шмп. Сначала это были местные жители Ччга и Петровского завода. В серодинп 1830-х годов потянулись к Петровскому заводу кяхгинскио, селенгинскпэ и иркутские купцы. Приезжал сюда к зЗ-байкальский литератор А.И.Орлов. Ему удалось поддерживать связь с декабристам». Последние был« постоянными читателями "Кяхтвнской стрекозы", присылали и свои небольшие сочинения.

В период поселения декабристы в мэру своих сил продолжали театральную деятельность. Их дома становятся центрами культурной жизни Солэнгшска, Баргузина, Акши, Кяхты и Иркутска. С именами H.A. орсту^ова, i.i.K. и В.К.Кюхельбекеров, ы.Н.Волконской (супруга декабриста С.Г.Волконского) связано начало театральной жизни в крае. У декабристов II.А.Бестужева и В.К.Кюхельбекера слояилпсь крепкие дружеские связи с местными литераторами: с ужо известными А.П.Орлоп"'!, М.Л.Звпзвповш, а такав с А.Л.Мордвиновым. Влиянии декабристов на культурную жизнь края (участие ли в литературных крултои, куэякальигх сплопа£, устройство домашних спектаклей) г'> .-гг^иЬчгг"г?"ся Bpwuw пребывания их з ссылке. .'¿поспоя вятеллп-

г акция, приобщенная к само;лу понятию "театр" я всетлу ему сопутствующая, продолжила театральные начинания декабристов в 1860 -1870-е годы.

Во второй четверги XIX века в развитии кулыуры Забайкалье выдвигаются новые социальные группы - мелкие торговцы, мещане, ре-посланники, солдаты. Это изменило характер культурной мизпи региона, она стала более открытой к доступной горохсанину.

В 1840-а годы, когда Нерчинск выполнял неофициально роль областного центра Забайкалья, родился в крае первый любительский театр (.1841 г.). Любительский театр состоял из двух коллективов, один вз которых был создай мещанином, секретарем Нерчпнской окружной управы В.Арсентьевым, второй - "из наезжих солдат". В репертуара лвбпгелэй ведущим был комичоский >:анр. Сравнивая исполнение любителей кружка В.Арсенгьева и коллектива из солдат, описанные в воспоминаниях, автор отмечает низкий уровень Солдатских спектаклей, В более выгодном положении оказалась местная "группа", так как зрители относились к гому га социальному слою, что и исполнители. Однако Еоаараяышй опыт норчинцев был ещэ невелик, спектакли шли очень редко, поэтому оба коп'текяша пользовались раополока-квем зрителя.

Пу?ъ этого любительского, театра прослеживается до конца 1840-х годов. К 1851 году, благодаря более выгодному географическому положат:», областным центром Забайкалья становится Чита. Нерчшмкио казенныа учреждения упраздняются или частично переводятся в ад,ми-яисграгивнкЬ центр; в культурной кивни Нерчинска наступает затишье, но зато оживляется культурный быг купеческой Кяхты.

В третьем раздело первой главы, который охватывает 1850-е годы, анализируя архивный материал а воспоминания,-создается впечатление, что увлечение театром в то время несколько угасает. В указанный период в Кяхте преобладают литературные и музыкальные вечера, салоны, гостиные. Симпатии и вкусы кяхгинского общества обращены в музыка. Тяготение к ней поддерживают му зшсанга-га с тро • лари. В Кяхте побывали пианист ¡.¡алар, скрипач Отава, популярная французская виолончелистка Христиан*:. Большим музыкальный событием в жизни кяхгинского общества являлся приезд в марга 1853 г оолисга-флайгисга Антона Совле.

ГаогролвЁ драматических артистов в го время не било. Попитк кяхпшцов пригласить в 1858 году аруяога Малого готрп М.С. Щапквна оказалась безр&зультагноЬ.

хылим образом, первую половину XIX вока в культуре Забайкалья можно было бч назвать периодом господства внокотлх терм дворянской культур'!. Основная направленность которяпоского процесса - формирование театрально благолрт гной среды, долгоговка и воспитанно будущего зрпголяо По тоцп^пко Забайкалья пси протекало особо медленно, шг вперед не гарантировал лосшгошгосгп и неуклонности общего движения, -Дпбитэльокпй театр ото только зарождался» Для ..его стапоплошш необходима была иная общественная ситуация, й она действительно возникая? в 1060-е годы.

Вторая глава отоаговаог 1860-1090/гг. и посвящена любительскому театру. В раздела первом автор пытается определить роль и место любительского театра в культурной ипзип Забайкалья. Здэсь подчеркивается, что в сгющйпческях условиях Забайкалья, с ото оторванностью от культурных центров в отсутствием профессионального искусства, любительский геагр в городской среде проявлял себя многофункционально, В небольших городках кроя он порой был о два ли но единственным источником культурного роста населения, приобщения ого к искусству сцонн.

В конце 1В50 - начале 1860-ят. в Забайкалье прибывает новый поток люден, из которых можно выделить дво группы: разночинную пнтзл-лпгощвв из европейской части России, добровольно охавшую в Забайкалье п кочгавзую "пробудить и заставить ;кить далекую окраину", д политических ссыльная, приток которых га-прс;швму ко иссякал.

В указанный период в Забайкалье возникает собственная почата, заметно активизируется рукописная журналистика и литература, учреждаются общественные библиотеки, появляются благотворительные общосгва, создаются комитеты по устройству народных чтений, развивается сеть учебных заведений, открываются женские учебные заведения.

На этой цочво укрйн.таптся порпдяв любительского театра. Раз-аоч?,тс я гкго.'ша'зшшя, боря на себя роль ирэсзогпх'ола!!, объединялась в лмЗпг'зльекпо коллегией. Театральный опыт многих добвто-лей пз лртзмдл, нолучокннй когда-то в европейской части России, помогал дол:', по накопленные знания и приемы пород,"шэлись все с;г;з с труде.-.: инертность гневного населения была велика.

Пои язем том засИйкплъскко лгх$иетли достаточно чутко роагирова-лп но ттыд-тыяы своего времени. Они стремились играть те пьосы, п тотог.'-' енот".";;, пиетлп чо страницах ¡урнелов. Однако и зритель • " ■■ • тч. . '.-гут" зрителей быти гчрокп и не укладива-

лисъ в какие-либо конкретные рамки. Гак, пристальный интерес вызывала драматургия А.Н.Островского. Но забайкальские любители с наибольшим удовольствием играли его ранние драмы и комедии. Такая социальная драма Островского, как "Гроза", не нашла своего зрителя в крае, зато ого бытовые комедии ("В чужом пиру похмелье", "Бедность не порок"), в которые был включен элемент народных зрелищ, оказались ближе забайкальскому зригелю. Он лагче воспринимал пьасн с явной "установкой" на добро и зло и непременной победой первого над вторым. Вот почему большая доля репертуара в 1860-х годов состояла из пьес А.Л.Потохина, П.Д.Боборыкина и др.

Приурочивались любительские спектакли обычно к праздникам, выходило не более 6-7 спектаклей в год. В летние месяцы и в пост любители не устраивали представлений. Техническое устройство любительских театров было очень слабим, многие не имели своего помещения.

Скупые заметки в печати о стило игры любителей тех лет дают основания говорить о крайней чересполосица: примитивность нередко соседствовала с. тщательной проработайте тьв. Местные рецензенты часто подчеркивали "добросовестное отношение актеров к исполнению взятой на себя роли" (Чита, 1868 г.). И все же общий уровень представлений оставался невысоким (бедность декораций, костюмов, отсутствие оркестра, к тому же многие любители просто не имели сценических навыков), театрально скудные_спектакли еще не раскрывали всего богатства театра.

В середине XLX века самоопределяется "острожный театр" - явленно сугубо сибирское. Непосредственным источником в изучении забайкальского "острожного театра" стала для диссертанта мемуарная литература. О тоагра Александровского завода оставили некоторый сведения Н.Ф.Николаев, Д.Д.Баллод, С.Г.Сгаховдч, В.Н.Шаганов. Их воспоминания связаны с театральными увлечениями Н.Г. Чернышевского, отбывавшего каторгу на Александровском заводе СТВ64 -1871гг.) .

В диссертации выявляется специфика "острошюго театра" в Александровском заводе, его роль и место в быте каторжан. Автор находят, что этот театр обнаруживает общие черты с "острожным театром", который описал Ф.М. Достоевский.

Второй х)аздел главы охватывает период 1870 - 1890-х годов и посвящен ({ормированив устойчивой театральной среды, интенсивному росту любительского театра.

а это двадцатилетие Забайкалье притягивает новые молодые интеллектуальные емн России, продолжает формироваться своя, сибирская, интеллигенция, которая настойчиво выступала с идеями преобразования края. В заботе об экономическом расцвете Сибири'интеллигенция, с гордостью называвшая себя "областниками", провозглашала идеи "культурного сепаратизма". Она надеялась, что культурное движение в областях Сибири,' ее независимость от государственного центра даст мовщнй толчок развитию собственной региональной культуры.

Политическая ссылка тех лет подарила Сибири ученых, педагогов, литераторов, деятелей искусства, принимавших самое деятельное участие в развитии местной печати, литературы, искусства. Идеями культурного сепаратизма они не увлекались, однако потребность общего подъема духовной жизни ощущали все.

В конце 1870 - начале 1890-х годов в Забайкалье заметно возрастает роль любительского театра. Лктеры-лэтбители, ранее собиравшиеся от случая к случаю, объединяется теперь в пос/оянна действующие кружки. Большинство в спектаклях любителей видело водную форму просвещения и воспитания. Культурное единодушие определяет подъем любительства.

Порвш и спмсл деятельным ели НерчиисшШ крукок музыки и литературы, основанный в 1886 г. и просуществовавший до 1914 года. Этот кружок выделялся прели других подобных крушеов характером детальности, серьезным отношением к своей работе. Основателем и меценатом крупка бил купец Михаил Дмитриевич Бугпн. В организаций и художественном руководстве этого лчбителЬского объединения помогли ссыльные П.1!'. Иорданский и А.К. Кузнецов. В кругюк входили учителя, врач-", кушрг, различные слугздие и члены их семвЗ.

Добросовестно относясь к любительское цвлу, круяковцы раз~ работали свой .Устав, первый в Забайкалье, а котором были определены цели и задачи крухка, обязанности ого членов, функции руководителей а т.д. При кр.унко бил создан лйгероуурно-мубикальнвй оо-"ог, на котором еЗсуудались и утворждались програ«г.:и вечеров, лпкцпЛ, .ропал-упп театра. Анализ докголькосги Нчрчинокого кружа показал, что н гочоппе этого вроконп любители регулярно учасгво-галя з слохг&к.-стч, ^узикалмю-гфаглагичоских вочорах. Учитывая, что тегорасп вкуси широкого зрителя были обращены к развлекательным когюдгл'л, лалодра:.*.:;:;, ^арсол, возникала необходимость в проевзщо-::нп пуилглп:. •:.?<• лпЗпголи проводили публичные локцви, которые ••пг.-—;•.•!« клр с пл'срно:! овропо1-ского таатрального искус-

стаа» Театральная деятельность кружка отличалась тщательностью подготовки к спектаклям, хорошим исполнительским уровнем. Среди актеров- любителей выделяются имена: П.Ф. Иорданский, Т.М. йас:о-.ков, A.B. Михайловский, 0. Горшкова, Д. Шилова.

В условиях Забайкалья кружок становится центром культурной жизни многих любителей. В конце 1880-х и в начало 1890-х годов подобные кружки ужа появились в Нерчинском завода, Верхнаудинске, Чита и Кяхте. Объединенные общей просветительской и воспитательной целью они открывали кабинет для чтения, устраивали публичные лекции по литература, музыке, театру. Таким образом, организация и постановка любительских спектаклей стала одной из активных форм вовлечения молодежи в общественную жизнь края и пробуждения у нее интереса к искусству.

Худйжаствонный уровень любительских кружков был далеко но одинаков. В деятельности крукка все зависело от руководителей, степени одаренности, причастности к знанию искусства сцены. В этот период времени встречается немало отрицательных отзывов об игре актеров-любителей, их отношения к театральному делу. В газетных пуб-лйкациях порицают "дилетантство". Действительно, большинство любительских коллективов вряд ли могло вызвать своей игрой яркие незабываомыо художественные впечатления, но недооценивать их деятельность, наполненную просветительским смыслом, было бы неправомерно .

Репертуар любительоких трупп Забайкалья в конце XIX вока был достаточно пестрим и преимущественно опирался на пьесы популярных российских авторов того времени. Любители играли остросюжетные пьасы современных драматургов А.И.Суыбагова-Юадю, В.И.Намвровича-Ланчонко, А.И.Пальма и да. Наряду с этим забайкальский зритель по-прешэму проявлял интерес к комедиям, фарсам, "психологическим палодрамам". Мелодраматизм И.В.Шпанинского, П.М.Нввежина и других обеспечивал им успех у публики.

В европейской части России с постановкой мелодрам и фарсов креп-сие профессиональные группы справлялись шуга, легко. Для лабитель-;ких коллективов Забайкалья многое оставалось еще нодостигшим, ю общий уровень спектаклей все жо возрастал.

Архивные материалы и сьидетальства прессы даыт возмонность увидеть в Г890-О годы начало важного процесса - освоение крал гастролирующими труппами. Праоблакаяи иркутские артисты, приезжали в Забайкалье и труты, сформированные ь Москва в других городах ив-

1 свойской части России. Среди первых акгоров-профоссионалов - Ё.Н. Горста, Л.А.Огарев Я.ЛД'аргшюв, чьи имена были извоспш в провинции. Гастроли первнх профессиональных трупп были эпизодическими, однако они открывали возможность существования антреприз и товариществ в Забайкалье.

Третья глава охватывает период конца 1890-х годов и первое десятилетие XX столетня и посвящена театральной жизни Забайкалья. Здесь лродпрпштга попытка отразить особенности театрального искусства в крае, а такжо выяснить точки соприкосновения с театральной тспзпья провинциальной России.

В конце девяностых годов почать старалась сломать сломившиеся яродсгавланпя о Сибири как о кагорпзюм крае. Эту яурналистскую кампанию поддерживали и официальные власти. Реформа Столыпина вызвала большое поросоленчаскоо движение. Транссибирская железнодо-ролзхая магистраль положила конец оторванности края от Европейской части России. В Сибирь поехали уде профессиональнее труппы, которые находили приют на забайкальской земле. Это перелегший момент Ьормпрозания театральной культуры края.

Характерной особенностью театральной практики 1890-х годов Зил союз местных театралов, профессионалов и любителей, выступавших вместе. В 1899 го ад актера П.М.Строев и Р.А.Кучазв создали первое артистическое товарищество в Чите. Оно ставило целью самостоятельно организовать жизнь труппы, основанной па принципах самоуправления, по з действительности товарищество оказалось экономически уязвимым и вскоре распалось.

С 1903 года начинается новый этап в развитшГгеатра в Забайкалье. К этому промели относится формирование собственных забайкальских антреприз. Анализ деятельности первых забайкальских антреприз показал, что они били поставлены в несколько иные условия работа, чем антрепризы в Европейской России, хотя и имела сходные черти. Особенность забайкальской антрепризы - формировало труппу. Антрепризы обычно состояли из случайно оставшихся за 1ортсм ^второсортннх артистов, которые не смогли попасть в лучшие коллоктиви Европейской России. Антрепренеры шли па различные хитрости: широко рекламировали новый край, обещали разнообразней репертуар, внеокио оклады.

Однако антреприза в Забайкалье ¡¡мела. - вопреки всем трудностям л противоречиям - прогрессивное значение. Благодаря ой, край приобретал яро."! яояиональпяс актеров. Ведь ежегодно поробрасввались

из России десятки акторов разных амплуа и положений, и добрая по ловина этих актеров - по там или иным причинам - оставалась в к|<

Антрепризы в городах Забайкалья во многом зависели от местных условий» Обичнок была миграция драматических трупп, но а предолги одного большого театрального региона - Дальнего Востока. Постоянно обновлялся актерский состав трупп, он всегда был необычайно пестрым, рассчитанным на разные зрительские симпатии, вкуса и г-]х бования разноликого репертуара. Это типичная ситуация "малой" театральной провинции, в систему которой включалось и Забайкалье.

В это время в Забайкалье работали, кроме русских, украинские драматические антрепризы, часть из которых стала собственно сибирской. Появление украинских трупп в крае не случайно. Переселе! ческая политика вызвала большой приток в Забайкалье не только рус скшс, но и украинцев. Естественно возникла потребность в перенесении на новую родину своего искусства и быта. Одной из ведущих украинских антреприз тогда была труппа К.П.Мирославского, выступавшая с большим успехом в городах края.

Активное развитие театрального дела на Дальнем Востоке (в период 1904-1909 гг.) способствовало и появлению крепких актерских антреприз в Забайкалье. Обстоятельства выдвигали на первый план творческую личность актера-антрепренера, осуществлявшего не только организационное, но и художественное руководство. Среди антрепренеров, работавших на протяжении этого периода, сколько можно судить по отзывам прессы, выделились П.А. Рудин, В.В. Рамазанов и особенно Е.М. Долин»

К Т9П году завершается период формирования забайкальских антреприз. В это время театр смог стать неотъемлемой частью культур ной жизни областного центра Забайкалья - городе Чите. Администрация области подтвердила надобность постоянного театра в Чите, пос троили театральное здание, создали вентральную дирекцию. Театр уке закрепился на несколько сезонов, происходила относительная стабилизация труппы и репертуара, можно било наблюдать неразрывна его связь с культурной жизнью города.

Сложные обстоятельства закрепления театров, подъема и спада в их творческой жизни наиболее выпукло открываются в деятельности антрепренера Евгения Михайловича Долина. Самими обстоятельствами он был ввдвинут как главная и типическая фигура на театральном и ризонге тех лет.

Не Бее в его деятельное?! уцалооь полностью вменить1. Нам ней: вестны материала фонды, которые давали возможность ему подниматься после крахов. Обращает на себя внимание то,' что его театр упорно, из года в год играет пьесы из репертуара МлТ, ио мотивы у подробности пока остаются неясны, В 1У0? году Долин открывает "Общедоступный театр", который внес новые веяния в театральную жизнь края, Правда, анализ его деятельности не дает, основани/. говорить о драматическом коллективе Е^М. Долина, как-о. театре»: яриш пиально нового типа. И тем не менее, его активность привлекала гс родские власти?-_аасгнук> интеллигенцию; ' '■

На этом отрезке времени театр в Забайкалье привлекает внимание столичной критики. Так, например, журналы "Тэагр I! искусство", "Рампа и жизнь" ужо отведя г определенное место театрально.' ж и..{!! з;'б.'.::ка.:1л;::!:х :\>; • •;:•>!), особенно Чити, па страницах ьчюнх изде'Чг.

Во::и".о.< ¿пач^км в куьтууиой лтыш йабапг.ш.г: нмпли м/сгуплб ния артпотов столичной оцакн. В дисоиртации собраны и систяматиз рована гга^о-точ характернее отклики месшоН печати о гаотролнх е начале XX столетия М.М.Петипа, К.А.Варламова, 1!. И.ГаЪдебуров и его театоа, а.-.".Комисыц.«пвско&, В.П.Далмагова, Б.II.Давидова и др. Зсо ого по^оллот судить о том, что Забойка- . а о тот период времен!! постоябино впятив ген в единую роосшюк., . тмагральную си ть,;у, которая объединяла театры столиц и провинции.

ц собстьйнная .театральная критика, приобретая постепенно чар ты пр^'.оооисЯмиэма. Вахцю, что театральные критики наступали то.терь /га эпизодически, е сиатвмап; :.и, чему способствовало наличие в местных газетах спациальних рубрик. Среди небольшого числа роцинзонтоа особой оперативностью отличались нзго ры под псевдонимами "Зрити.и", "Гамма" (к сожалению, шжа ясовдо ними остались нераскрытыми).

В конце третьей глав» автор ....моргании дмает вывод о том, что театральная культура Забайкалья, разышаишцнел в таено!1, опяз. о историей^сгвноэдедин края, складывалась по срокам много поздне-Российской. Не к началу М. столетия она стола органической часть .общороссийского театрального лроцасоы, вобравшего в себя всо про тиворечвя этого сложного периода.

В Заключении дпссзргации обобшаюгсн еообрь.'^нил, выгэк«.ицво г.;» анализа собранных ¿.актов.

В конце рзбогь и...Си юл описок использовашпи ¡шчапшх и архивных источников.

По теме дноооргацш: опубликованы следующий работи:

1. Роль политических ссыльных в развитии театрального дела

в Забайкалье // Бушг;ш ВЦ - начала XX вв. Зкономика и социально-■культурные процесси. Новосибирск: Наука, 1^89,-(1.0 а.л.).

2, Роль II.Л.Бестужева в зарождении театрально]: культуры оабай кальк // Зестулизвокиа чтения. XI научно-практическая коафс^нщш, посьящзпнач "¿00-литию со для рождения дькаоркста П.А.Бесту.ме:!!.!. Тезисв докладов. Улан -Удо, Новосибирск, - 10,5 а. л.;.

СГМШК. Зак. 420. Тир. 100. 21.10.1ЭЭЗ.