автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Делека, Елена Мироновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование русского театра в Забайкалье (XIX - начало ХХ века)"

о»

м '.'^л'ййлллпни;:;: л 1\:Суда!л;.лл ?- ■'* лллклллго '.-'лосота-

Па правам

ДБЛЙЛА Еяоип Шрояовпэ

■ СОЕЯПШДШ1В РУССКОГО ТЕАТРА В ЗАВАЙКАЛК (XIX - НАЧАЛО IX вэка)

Споцкалхлшогь - 17. 00.01 - тоахрашюо зокусогоо

А В Т О Р Е Е Р А Т дгтсооргашш ез сопскаипо ученой сгоиенп кандидата покуосгвоводоипя

С;шк 1419 '.'•эрбупг 1993 ■

Работа хглголиена в Сншст-Оо горбу ргскес государственной акодошп тоатрального ьоауеогл-а.

Науп:.'!:; руководи голь: док гор гскусохвоводшни,

профессор Н. Б.КУЗЯШШ

Официальные оппонент: доктор искусствоведения,

профзссор Л.Я.МКШГ/ЛЛЕР

доктор философских паук, и. о.профессора С.ТЖШШ

Еэдуцач организация - Кемеровский государственник иыотвгуг

культур а.

■Д вияЯ* 1993 г. в У*

Защита соогоигоя > " ^-«-¿¿с¿'г-- 1993 г. в часов но васоданпв Сцоцпализвроваиного совета Д.092.06.01 по присуждению ученой стопштп кандидата наук при Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: 191065, Сапкг-Яеторбург, ул.Моховая, д.35, оуд.418.

С дцосоргацпой мокйо ознакомиться в библиотека института.

Автореферат разослан " ^ " 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат покуссгвоЕодешш

С.И.Мольпикова

В историк русской культуры провинциальный таатр представлял собой важное, но до конца еще неизученное явление. Именно поэтому сегодняшние попытки теитроводсв-псторпков сопрякенц о устойчивым стремлением познать с:;о:лша к подчас противоречивые процессы театрального искусства ь провинци!.. Насущным становятся выявление и оценка новых фактов, которые могли бы дополнить ужа имзющкеся зна-нпя od этом явлении.

Феномен русского провинциального театра исследуется все 'болео углубленно. В сущности, выработана концепция комплексного нзучепвл творческого и организационного бытования тоатра. Наиболее полно п убедительно эта концепция отражена в семитонной "Истории русского драматического гаатра". В этом издании имеются отдельные главы, в ко горы:: показан процесс становления я развития сценич? "¡кого веку ссгва в провинциях России на прогяг^нии более двухсот ляг*. Однако, несмогря на широкий географически1: охват и глубокие анализ, история провинциального театра всэ еще требует дальнейшего осмыс-леняя. Например, театральная кизнь Сибири в семитомнико рассмотрена фрап/.энтарно, но иаыла своего ограаешш я история тоатра самых дальних российских окраин - Дальнего Востока, Забайкалья, Хабаровского края, Якутии.

Несомненную ценность лрадставляют собой исследования по исгорва русского провинциального театра, предпринятые А.Я.Алышулларо. А.П. Клинч иным, И. Ф. Петровской, Е.А.Табатчиковой . Работы эгпх торов, основашша на большом печатном п архивном материале, -

J Клинчпн А.П. Провинциальный театр /7 Которая русского драмам-чаского reama: В 7-вп г. И.. 1977 - 1979. Т.¡2. 0.059-427; Т.З. С. 150-205; Т.-1. С.220-271; Фельдман O.K. Пргглшциальний гэагр//Исгосея русского драматического тэатрз. М., 1930-1902. Т.5. 0.259-ЗВУ; Т.6. С.291-411.

^ Альтшуллер А.Я. Провинциальный гаагр // Русскаг; художественная культура конца ЛХ-ХХ века: В 4-х кн. Кп.2. М., T9S8. С.1Г.З-176; Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр в период русской революции // Первая русская революция и roavp. f.!., I95S. С.218-265 и др.; Клинчян А.П. Николай ХрисагИ.свич Рыбаков, !.{., 1972; Петровская И. 1\, Островский в актерское искусство в провинциальном театра России (1860-е годы) ,у А.II.Островский л лпгэрзгурно-гоатральное движение ХГХ-ХХ в'.,га. Л., 1974; Петровская II. Ф. Театральная критика в провинции (1860-х гг.) // Очоокя истории русской театральной крич;кв. Вторая половина

Р';зуль'к глубокого изучения проблемы. Но и здесь представлена история тса- -а наиболее крупных городов российской провинции. В книге И.Ф. Пе; -«веко!! мир провинциальной театральной казни второй половины XIX вега показан удивительно лишим и интересным, автор открыла немало забитых актеров, неизвестных ранее критиков. Анализ театрального искусства провинциальной России, столь тщательно нро-деланшй исследователем, с особой наглядностью демонстрирует зависимость театра от конкретной социальной и культурном среди, которая. его формировала.

Ноотсму закономерно появление работ, в которкх жизнь провипци-ального театра рассмотрена в нерасторжимой связи с "социокультурны:.! портретом" отдельного города, области, регион, республики, своеобразно выразившимся в облике театра. В последние годы С1950 -- 1920 И'О вшло несколько таких работ, освещающих историю театров России, Белоруссии. Украины, Урала®.

В диссертации Л.Б. Косториной театральная культура Урала в ХУ1П - XIX веках исследована в совокупности ее наиболее типических проявлений как в общерусском, так и л региональном масштабах. Л.Б, Косторпна пришла к выводам, что существовавшая на территории Урала в ХУП1 - XIX веках театральная культура имела ярко виракен-:шй локальный характер и включала в себя три слоя. Первый, так на-;:1шаемий "низовой", - крестьянская и городская культура, связанная с различии',;;! формами фольклорного театра. Второй, "сроднил", вкракал остетпческне запроси городской интеллигенция, проявившей себя в создании таких форм, как. актерские артели и первые любительские театры на горнозаводском Урале. Третий, "верхний", отражал пскл-чительно потребности заводовладельцев Урала, с ними связано создание в крае частновладельческих крепостных театров.Так под влиянием

XIX века. 3976; Петровская И.Ф. Теагп и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., 19^; Табатчикова Г.Л. Русское ак\юрское ис-г'ство в провшадально.-/. театре на рубске а1Х -- XX ь»>. и, ?>, : .¡абатчиг.ола К.А. I'1 .'л'верское антрепризы рубежа XIа - лл веко;-': с'К нгоолеме становл-чгл Ьскг.ссуры р "русском теате). СПб., 39':;....

3

Андрианс- ,'.Ц. "з театрального прошлого. ;олгоград, 1«сЪ; Голога В.!. Театральная Огес':а. КкеиЛ.пН.»; .\.>сторсна А.Б. Особенности рази.- "кя театральной культура на ^ лЛЛ - >.1л вв. Лвто-ре:р. дне... :'анп.'иск./ а., ТЛЯ;' |Ьц-к;-.н л». ¡'усскип щ-аматичеекни т^атр в Бел -тески XIX века. Кшгск, IV.- о.

культурно-этнических п социально-экономичоских факторов возникла своеобразная региональная культура края'"*.

Позиция А.Б.Косториной представляется плодотворной и близкой взглядам автора предлагаемо»'! работы, в которой рассматривается ра:< витие театральных форм в культуре Забайкалья XIX - начала XX века анализируются специфические особенности этого процесса и выявляются его слоглыэ взаимосвязи с общероссийской театральной системой.

Такая попытка, по существу, предпринимается впервые, развернутых публикаций по дайной темо пат. Есть мельчайшие факты из театральной жизни Забайкалья дореволюционного времени, разбросанные в десятках краеведческих работ и утонувшие в мемуарах современников. О театре з Забайкалье написано несколько газетных статей. Но именно потому, что набор использованных там фактов мал и произволен, первой исследовательской задачей должно стать собирание, про верка и систематизация фактов. Такую именно задачу поставила перед. собой автор диссертации. Эта работа позволила воспроизвести неизвестные и частично забытые историко-культурные и театральные события в их последовательности - от истоков ■ театра з Забайкалье через любитольские спектакли, переросшие в любительское движенце,-до утверждения в Чите профессионального театра.

В процессе исследования выделились обусловленные ходом исторического и социального развития крал времешше и территориальные координаты: хронологические рамки работы охватывают период от па чала колонизации русскими Сибири (вторая половина ХУЛ - первая половина ХУШ века) до 1911 года - времени открытия стационарного театра. Территориальные границы большей частью соответствуют административному делению, сломившемуся в 1651. году и просуществовавшему до 1917 года, когда край выделился из состава Иркутской губернии, став самостоятельной областью.

Освоение темы диссертации вызвало необходимость применения комплексного подхода - использования мзгодик театроведения и род ствешшх наук: этнографии, фольклористики, культурологии, лиго-

Косторина А.Б. Особенности развития театральной культуры па Урале - .Ял вв. Автореф. дне.... канд.иск. / 1991. С.19-У0.

ратуровидэиия. Учтены все доступные публикации фольклористов ,- литературоведов6, краеведов'7, культурологов®, связанные с проблемами культурной мизни Сибири. Это позволило показать процессы театральной жизни в широком социокультурном контекста.

При рабой! над диссертацией обнаружились трудности, которые предстояло преодолеть. Первая заключалась в том, что в сибирских архивах: Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), Центральном архиве Бурятии (ЦГЛБур.), краеведческих музеях Нерчинска (НКМ) и Читы (ЧОКМ) - фактически отсутствуют материалу о театральной жизни края. В 1У30-О годы многие архивы, хранившие,быть мо>:;ет, ценные сведения о театре Забайкалья, были ликвидированы "ва нонадобиоегью' В это жо время были уничтожены архивные материалы Ссленпшска, Баргузина, угрцчона часть архива Верхнеудинска.

Ограниченность материалов сибирских архивов автор частично восполнила первоисточниками из архивов центральной России: Российской государственного исторического архива (РГИА), Рукописного отдала института русской литературы (ИРЛИ РАН), отделов рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ) и Российской национальной библиотеки (ГИБ).

Другая сложность связана с те:.:, что пресса XIX - начала XX века довольно охотно писала о Забайкалье, но Оолес касалась оконогт.чес-клх вопросов, ненствий администрации и сиговых новостей. Л:шь в начале XX столетия стали появляться специальные заметки о театральной этяпи ¡".рая, однако про{ессковальних го циник ¡1 било немного*

Косолоа Я.Р. Сибирь и русски" фольклористика. Томск, Т964; Элиасов Л.К. Русский Фольклор Восточно:; Сибири. Улан-Удэ, 1973; Болонсв 1Ьрод:иЛ: кадонларь со::о1;«>:кх ЗпЗаЬка-гья поло-

вина /Л.. - начала XX вв.). Новосибирск, Ш?в: Ульянова У.р. Народное осмысленно социальных и нравствен;:!,:; проблем в устных рассказах Восточного Забайкалья // Проблем!: ирзвегвлаио-иевхоло-гпческого содоркапия в литературе и «олы:;:оре Сибири. Иркутск,

ь Кунгуров Г.V. Сибирь :: литература. Пгжугсг, 1л'о5: Аг-ачог-пп::.'- Г.'.К. ьибпрокие мранпци^ Иркутск, 1узЗ.

' Потряси Е.Д. Люди и судьбы. Очерки из ¡¡сгори;: кг ль г» те1 Забайкалья . Чита, 1Уэ7; Поит» В.Д. Псевдоним:' лк гвраг/роа-свбвтков. Новосибирск, ]У73; Климов А.В. Кяхта, Улан-Удэ. 1 'Ш.

^ Копылов А.И. Счорки ктльтмпной мизчи Снйпг»:: и - ¡п'-''-п "I ■' т^ Новосибирск, К>72. ' ' ' .....* """

- о

Главно« историографической базой диссертации стали статьи, заметки, корреспонденции, опубликованные в дореволюционной печати, как столичной (куриал» "Москвитянин", "Театр и искусство", "Рампа и жизнь" и др._) , так и местной с газеты "Восточное Обозрение", "Забайкалье", "Забайкальская Новь", "Нерчинский листок", "Сибирь" и др._) . Большинство из, обнаруженных газетных материалов впервые вводится в научный оборот,.

Таким образом, на основании материалов, находящихся в' архивах, музеях, в периодической печати, автор собрала факты, относящиеся к истории русского театра в Забайкалье, И впервые предприняла попытку воссоздать картину театральной жизни в XIX - начале XX века самого трудного для изучения региона Сибири.

Театральная культура Забайкалья складывалась в течение длительного времени. Более ста лет потребовалось крага, чтобы появился профессиональный театр. Такой медленный процесс развития объясняется некоторыми особыми причинами. На протяжении почти трехсот лет Забайкалье о ил о местом каторги и ссылки. Это влияло на социальный и демографический состав населения региона. В период колонизации конца ХУН - начала ХУГПвв. свободные русские лхэди не торопились в Забайкалье. Увеличение численности русского населения произошло к концу ХУИ1 века, что связано с насильственным переселением в этот край старообрядцев(семеиских? . Географическая удаленность от центральной России и искусственная обособленность "каторжного края" от губернских городов Сибири тормозили культурный процесс. Как било уже сказано ранее, театральная среда имеет важное значение для возникновения театра, поотому проблема ее формирования в Забайкалье привлекает пристальное внимание автора работы.

На протяжении XIX века существенным пластом театральной культуры становится любительский театр - путь, по которому ишо приобщение забайкальского зрителя к европейской культуре. В начале нашего столетия Забайкалье приобретало черты "малой" театральной провинции. Не было постоянных театров, драматические труппы комплектовались на казоыЗсеиои. Только к Xdll го/у в Чите, областном центре края, начали возникать "театральные ситуации", когда театр закреплялся на несколько Сазонов, тогда .'¡'.а оказывалось возможным болзо плодотворнее ого влияние на культурную жизнь города и всего края в целом.

Двсооршшш состоит вз ввбдопвя, трех глаз и заюгачонпя. Как- •

лая глава делится па раздели, еооополоугуллдпо основном отапом развития ?'с-:в 3'¡ Ф'нкалы; в Л л -- лл» ою .'С-', во::а.

Do [¿олллл; дается o<5ocnoE£¡m tomo, орлу лируи тол циль i i задачи работ f, глтоппБаотсл ■ а з ¡ i ¿¡ Л : - • rt •; i то с v i. темп в поч.-j v¡; п обеспеченность i:c гочикководчеcuoíi базой, онрсдояяотся структура дяссор-ТаЦИП.

ГГорвая гласа состоит вз грох раздолен. В порвогл раздело рас-отлагрвваюгся догаатральнво вгровио вид» Фольклора (ХУШ - первая чотворгх, ЛХ века). Здись автор виксннл слодующоо: на первом ora-no колонизации русскими забайкальских аоглоль (вторая половина ХЛ1 - ОТ вв.) сохранонние новооолаш игровые шиш фольклора били идонтичнами общерусским. К началу XIX вока некоторые из них трансформируются: изменяется калоидарпн». срок, виосягся новио эло-vjouru в обряди, среди дэЬсгяулздх лиц игошлпотся повив порсоиая». Региональное своеобразно проявилось в иродсгавлэииях святочного в каслоиичного циклов, в использовании в обрядах свйогов из мзсг-aoii глизни, в присутствии сроки действугаих лиц национальных гвпаш! бурят, китайцев, украинцев и др. Характерна!: оттенок в Забайкальз зосила народная русская свадьба - ел о;лн о о, .ярко о обрядовое действо, з котором протерпели изменения срок провидения и сшогиая схема 'свадьба обычно проводились не осенью, как првикго било в России, л зимой. Отсутствовал и эпизод свадебного представления - смотри--:¡;¡). Иопосродсгвонно забайкальски;.»» столп праздник "капусткв", обряди "бабий дань", "праздник поит", пгри "разлук" i: "чорга".

На горрпгорли Забайкалья распространялся "катормиай фольклор", своеобразно вкразввигЛ'.ся в искусство сказочников, играх.

В силу слозсвкзвхся деллогра ллшеких, рчш-козиих, отнпчеекпх i других особошсистзЬ в коао вплоть Jti> IСГ.-0-х годов блтогалн со.-л -'■'о сибсгвсшго пгропне ни;;;; фольклора, глгорло ли являлись театром, по иродот^вл'я nv HHTjpoc как сполг : плоская ог::.ч; о лллллорпо-ло драматического творчества. Так паз:.оломл;; г: ольллоряол гиатр 'солод" из породной культуры ФосЬлко ллл. Народило дол ;л. кукол е.-л.л тлато Потррмлл и л руг и о лила, о.л:г,'хл.л.ио о-ог театр, о voy ■ лтлолллл :. л;лл, 1л,лтоя, ,,сояроотрлллллл..сл и р т: орллл лл;о" о Сибири и ьа Упало олт в начал л X."L' ю;-;, лл.л:ик л лололлолла т.-л: -ко л начало XI' пока, ни л;., с "ог "лллл л'"л.сл ллл-лллл ллл .л,. o¡:л./:::;;:}: с критиком чиылй 'лл.л ллл: л ол ¡клял' .. Г: лллл.

I оабайкальо гю-кро ль'л.у Hv ли :ао>г.. ........:,-.<■ ллрл Ллчл -о' л<>ло л'

лслллллинл .

Но восполнили образовавшиеся вакуум и зрелищные представления (Зурят п китайцев. Поселение русскими переселенцами ламаиськой мистерии "Цам" и кигааокого традиционного театра "Опций" удовлетворяло потребность в познании невэдомых занятных форм иных культур, накапливался некоторый зрительшшй опыт, но он оставался мертвым капиталом.

Второй раздел главы посвящен зарождении городской культуры Забайкалья (1820-1840 гг.), когда в крае появились первые приметы стабильной культурной жизни - литературные кружки, выпуск первых рукописных газет и журналов. На этот период времени приходится и первый опыт любительского театра ь Нерчинска (1841 г.).

Ускоренное формирование городов ? Сибири в первой половине XIX века - результат государственной реформы, лроввлоннгЛ. М.М. Сперанским. Изменяются и социальные обстоятельства для Забайкалья. В том социальном тупике, которым могла казаться тогда засХЧкаль-ская земля, среди факторов, влиявших на формфовшшо городской культуры, постепенно определялись особо ваашэ: необычное в целом для страны соотношение дворянства и купечества, никогда не останавливающийся приток новых людей, в том числе ссыльной интоллнгон-ции.

Своеобразие зарождавшегося забайкальского общества очевид.:"): купечество, выполнявшее, в Сибири ту роль, которую сгрчло в ц; -тральной России дворянство, активно впитывало в собя многие ги:«:-ние черты дворянской культуры. Медленно и трудно, но формируете; собственная интеллигенция. В этой специфической социальной ерпдо формировался и будущий зрптоль/

Особенности общественного устройства влияли на ¡'ультур:-;;/:-, «tc.;: Забайкалья. Подчеркнуто "общательный" характер кгльтурного ¡toi",а в небольших городках Забайкалья па случаен. Ka.TViä приезжий сЬл заметбн и относительно бистро находил собо изо.:, в п'изил общества. Вольные маскарады, балы, маскарады-аллегри проводила без скучного этикета, атмосфера на торжествах привлекал.; наприпуждониостг-ю. В отличие о1:1 официальные культурных визитов е центральной Рзсови_ и даже на Урале, гакцп торжества напоминал'; больше "домашние вечера" .

Литера ту рш:и у становятся ога<т чертой город-

ской жизни, В Забайкалье помел поток чур.-^лев из стсгац.

Ср^ди юй литературы нередко г~::, вались .т/онлта сугубо

- г, -

тоатралыь к примеру, "Репертуар и Пантеон", чго говорит о зарождавшемся в городской среде ингороса к гэагру. Создавались лп-таратурныо кру;хки, их члени (в основной чиновники, учителя, врачи, богатое купечество) издавали рукописные газеты, альманахи, курна-лн. Сроди них большой популярностью пользовались журналы "Ыетляк" (Верхноудинск) и "Кяхтпнскал сгракоза" (Кяхга). Вероятно, что в этих рукописных изданиях могли появляться и отрывки из драматических произведений. Таким образом, кренилась нить, связывающая столицы империи и далекое Забайкалье.

Литературные вечера увлекают и учащуюся молодежь, в их привычку входит чтение из отрывков литературных: произведений. В конце Д#30-х годов духовное училища в Нерчинске, одно из первых стало устраивать показы жилых карпш с декламацией. Для своой программы учадпеся избирали произведения Л.С.Пушкина, К.А.Крылова, В.Л. Еуковского и др. По воспоминаниям современников, чтение "исполнялось на память". Еольдоо внимание удалилось интонации речи, мимике, ¡вдетикуллщш. Учацпося сами рнсовзли декорации и шили кос-

Кратко охарактеризовав литературные занятия учапшхея, автор работы склонен полагать, что открыто ученические выступления в Норчинсг.о.в сушостн, являлись порв'.:м опитом театральной практики п предназначались для "развлечения и поучения публики".

Увлечения литературой, семейные чтения драматических произведений црпобшали забайкальцев к искусству сцены». Забайкальское купечество часто выозл'-ало в столицы, крупные сибирские города, гдо обязательным было посотенно театров. Автор высказывает продполо-7.:;({'•.', что в домя.'ншх спектаклях ккхтппских купцов играли драма-гичосги.у произведения, вшпюпсаемпп из России. На волно литературных попе¡¡астпй проявило« интерес к сочинительству пьес. Одним из п-- >о!1х зэбп!у 1 чокпх драматургов 'Ч'Л норчвиский куноц ГЛ.А. Зенз!.. л». Им и.!м.но более доиягп ныч;. Кпсоорганху удалось вос-сг-тюгитт. ппзвапг.! трех: "Озера", "При сели поссорились" и "Сионский :; :ух, пли ыость кч гшзпи Чг ¡вис-хана". Тексты порвгх двух пь'.'о утеряны, поги1 и рукописный сЗгрягз;. с "драмами" и другими т;'.псами Зензшюва (1032-1835 гг.).

В 1840 • годн кяхтипский приказчик И.Двроаяшкип написал одно-акплую по. црп "Луна к стихи", посвягвв во истории романтической лг'ьи );•;сег.ох'о кушп и кигайсг:-.'' девупки. Редактор рукописного мурпат; '"!•!■••• " ,11.Орл-¡п та':4'-" ога:"-::л гмакты'о пьес. .В

- У -

IÜ4U году, переохав в Иркутск, он для любителей сцены, по свидетельству современников, создал ряд остроумных пьес в стихах (текст не сохранились).

Дсшодпше до нас первые драматические произведет«] забайкальских авторов при всем их литературном несовершенстве привлекали читателей и зрителей своеобразном местных сшетов.

В воспитании художественных вкусов у местных кзптелей роль первых учителей сыграли декабристы. Они принимали активное участие в литературных чтениях, вечерах, домашних споктаклях.

Привлеченные автором письма и воспоминания декабристов п их современников свидетельствуют о том, что их интерес к театральному искусству на был утрачен в условиях каторги и на поселенки. Среди книг, присылаемых им из России, ставших для них серьезной поддержкой, были сочинения Бомарше, Вольтера, Корнвля, Расина. Томики Шекспира п Байрона находились в гаремной библиотеке и с бережностью перевозились на моста поселения, где декабристы вновь п вновь возвращались к своим лвйодым авторам. В знаменитой "каторжной академии" читались лекции по теории драма, истории литературы. устраивались литературные дискуссии. В тюремных казематах устраивалась литературные и музыкальные вечера. Подобные вечера доставляли минуты радости как самим узникам, гак и том, кто общался с ними. Сначала это были мастные жители Чпш и Потровского завода. В середине 1830-х годов потянулись к Потровскому заводу кяхпшскпо, солэнгнискио л иркутские купцы. Приозетл сюда п забайкальский литератор Л.И.Орлов. Ему удалось поддерживать связь с декабристами. Последние были постоянными читателями "Кяхтинской стрекозы", присылали и своп небольшие сочинения.

В период поселения декабристы в мору своих сил продолжали театральную деятельность, Их дома становятся центрам;! культурной жизни Солэнгинска, Баргузина, Акши, Кяхты и Иркутска. С именами H.A. Бестужева, Ц.К. к В.К.Кюхельбекеров, ¡.i.¡{.Болконской (супруга декабриста С.Г.Волконского) связано начало театральной жизни в крае. 7 декабристов II.А.Бестужева и В.К.Кюхельбекера слояилпсь крепкие друлескпе связи с местными литераторами: с уяо известными А.И.Орлсв!"', -i.A.бензиновым, а также с А.А.Мордвиновым. Влияние докобрйстоп па культурную жизнь края (участие ли в литературных крутках, куэчкзлш'Х салона^, устройство домашних спектаклей) г > оггч,иЬ«"!,"с,г-с.ч БГЛ'.! пребывания их в ссылке, "потная интеллп-

гонция, приобщенная к самому понятию "театр" и всему ему сопутст-вуадзму, продолжила театралыше начиианпя домбристов в 1860 -1В70-е годы.

Во второй четверти XIX века в развитии культуры Забайкалья выдвигаются новые социальные группы - мелкие торговцы, мещане, ра-ыоолвшшкв, солдаты. Это изменило характер культурной кизпи региона, она стала более открытой и доступной горожанину.

В 1840-е годы, когда Нерчинск выполнял неофициально роль областного центра Забайкалья, родился в крае первый любительский театр (1841 г.). Любительский театр состоял из двух коллективов, один из которых был создан мещанином, секретарем Нерчипской окружной управи В.Арсонгьовым, второй - "г.з наезких солдат". В репертуара любителей ведущим был компчоский канр. Сравнивая исполнение любителей кружа В,Арсентьева и коллектива из солдат, описанные в воспоминаниях, автор отмочаэт низкий уровень Солдатских спектаклей. В более выгодном положении оказалась местная "группа", гак как зрители относились к тому ке социальному слои, что и исполнители. Однако театральный опыт нерчшщев был еще невелик, спектакли шла очень редко, поэтому оба коллектива пользовались расположением зриголя.

Путь этого любительского театра прослеживается до конца 1840-х годов. К 1851 году, благодаря более выгодному географическому положению, областным центром Забайкалья становится Чита. Нерчвнские казенные учрохсдвния упраздняются или частично пероводягся в административный центр; в культурной жизни Нерчинска наступает затишье, но зато окивляется культурней быт купеческой Кяхты.

В третьем раздело первой главы, который охватывает 1850-е годы, анализируя- архивный маториал и воспоминания, создается впечатление, что увлечение театром в то врвмл несколько угасает. В указанный период в Кяхте преобладают литературные и музыкальные вечера, салоны, гостиные. Симпатии и вкусы кяхпшского общества обращены в музыке. Тяготение к ной поддерживают музиканги-гастро-лары. В Кяхта побывали пианист Малер, скрипач Отава, популярная французская виолончелистка Христнани. Большим музыкальным событием в казни кяхпшского общества являлся приезд в марте 1653 г солиста-флейтиста Антона Совле.

Гастролей драматических артистов в го время не било. Попыгк кяхтинцев пригласить в 1853 гогу артиста Малого театра Ц.С. Щепкина оказалась безрезультатной.

ictRKM образом, первую половину XIX века в культуре Забайкалья г/ойзю било бы иазпагь периодом господства виохипх ']орм дворянской культуры. Оспошая направленное п, когорпчосхсого процесса - «армирование театрально благоприятной среды, подготовка п воспитанно будущего зрителя. По специфике Забайкалья все протекало особо медленно, маг вперед но гарантировал постепенности и неуклонности общего дяименш. Любительский театр еде только ззроэдалол. Для , ого становления необходима била .иная общественная ситуация. И она действительно возникает в ISGO-o годы.

Вторпя ГЛЗПП охпагьтаог 1000-1890ггг. п посвящена любительскому театру. В раздело нервом автор пытается определить роль н моего любительского театра в культурной мпзпп Забайкалья. Здесь подчеркивается, что в специфических условиях Забайкалья, с ого оторвал-ностъв от культурник центров а отсутствием профессионального искусства, любительский гоагр в городской средо проявлял себя многофункционально. В небольших городках края он порой был одва ли по единственным источником культурного роста населения, приобщения ого к искусству сцены.

В конце 1850 - начале 1860-хгг. в Забайкалье прибивает новый поток люд,оii, из которых можно выделить две группы: разночинную интеллигенции из европейской части России, добровольно охавлуп в Забайкалье и мечтавшую "пробудить и заставить мить далекую окраину", и политических ссыльный, приток, которых пп-пре.'шому но иссякая.

В указанный период в Забайкалье возникает собственная печать, заметно акгквазвруегся рукописна" лг/рналисгика и литература, учреждаются об: ¡оствен пи о библиотеки, появлшгея благо твори талый; о общества, создается комитеты по устройству иэролннх чтений, развивается сеть учебных заведений, открываются менекпо учебные заведения,

H s ото;: печнп укрепляптся позиции любительского театра. Разночинная •.шг.'одлкх'.гпп'я, беря на себя роль просветителей, объединялась з л:"б:1г''л;.акпе коллективы. Театральный опыт многих любителе/ гп ::у''оо":*х, гготг/мак:::;:; когда-то в европейской части Рссспя, помогал по знания И лриг:."М перековались нос- еде

с ."-у,;"": рлт:зг,ь 7 i-r. еоге '::лл велика,

м г- ; s тем :гтл! ские бнтлля достаточно чутко роагироча-то;" 'У'.':: ну'-менк. Очи стремились i:ri:ai:> та дьесы,

о '-я я' с::-,'г:,.1г :ли на страницах му: налов. Однако a зритель • ...... ''''г' ' ;л. , 'дуты зыитолгй б:гги мира:;;: и не укладыва-

мвоъ в какие-либо конкретно рамки. Так, пристальный интерес визы-вала драмагургия А.II.Островского. Но забайкальскио любители с наибольшим удовольствием играли его ранние драмы и комедии. Такая социальная драма Островского, как "Гроза", не нашла своего зрителя в крае, зато ого битовые комедии ("В чу:-.:ом пиру по зало лье", "Бедность но порок"), в которые был включен элемент народных зрелищ, оказались ближе забайкальскому зрителю. Он легче воспринимал пьесы о явной "установкой" на добро и зло и непременной победой первого над вторым. Вот почему большая доля репертуара в 1860-х годов состояла из пьес А.А.Погехина, П.Д.Боборыкина и др.

Приурочивались любительские спектакли обычно к праздникам, выходило но более 6-7 спектаклей в год. В летние месяцы и в пост любители но устраивали представлений. Техническое устройство любительских тоатров было очень слабым, многие на имели своего помещения.

Скупые заметки в печати о стиле игры любителей тех лот дают основания говорить о крайней чересполосица: примитивность нередко соседствовала с, тщательной проработанностью. Местные рецензенты часто подчеркивали "добросовестной отношение актеров к исполнению взятой на себя роли" (Чита, 1868 г.). И все же общий уровень представлений оставался невысоким (бедность докорацпй, костюмов, отсутствие оркестра, к тому ;;:е многие любители просто не имели сценических навыков), театрально скудные_спектакли еще но'раскрывали всего богатства театра.

В сародине XIл века самоопределяется "осгрошый гоагр" - явление сугубо сибирское. Непосредственным источником в изучении забайкальского "острожного театра" стала для диссортанта мемуарная литература. О тоагра Александровского завода вставили некоторые сведения Н.Ф.Николаев, П.Д.Баллод, С.Г.Стахович, Ь.Н.Шаганов. Их воспоминания связаны с театральными увлечениями Н.Г. Чернышевского, отбывавшего каторгу на Александровском заводе с 1834 -1871ггО .

В диссертации выявляется специфика "острожного театра" в Александровском заводе, его роль и место в быте каторжан. Автор находят, что этот театр обнарулшвает осщие черты с "острожным театром", который описал 'D.M. Достоевский.

Второй раздел главы охватывает период 1870 - Т8:>0-х годов и посвящен формированию устойчиво;! театральной среди, интенсивному росту любительского театра.

и это двадцатилетие Забайкалье притягивает новые молодке интеллектуальные силы России, продолжает формироваться своя, сибирская, интеллигенция, которая настойчиво выступала с идеями преобразования края. В заботе об экономическом расцвете Сибири'интеллигенция, с гордостью называвшая себя "областниками", провозглашала идеи "культурного сепаратизма". Она надеялась, что культурное движение я областях Сибири, ее независимость от государственного центра даст мощный толчок развития собственной регионально!; культуры.

Политическая ссшпса тех лет подарила Сибири ученых, педагогов, литераторов, деятелей искусства, принимавших самое деятельное участие в развитии местной печати, литературы, искусства. Идеями культурного сепаратизма они не увлекались, однако потребность общего подъема духовной лизни оз^гдалп все.

В конце 1870 - начале 1890-х годов в Забайкалье заметно возрастает роль любительского театра. Актеры-любители, ранее собиравшиеся от случая к случаю, объединяется теперь в постоянно действующие круяки. Болыпинство з спектаклях любителей видело ваднуо форму проскгцсиия и воспитания. Культурное единодушие - определяет подт-см л;пГ)ительстга.

Первым и самым деятельным был НерпкнскиП кругсок музыки и литературы, оспсвшишй в 1826 г. и просуществовавший до 1914 года. Этот кру:;-.ок рвделялся оредп других подобных круяков характером дс-тольности, серьезном отношением к своей работе. Основателем и меценатом крута бил купец .Михаил .Дмитриевич Бутии. В организаций и художественном руководстве этого л'обителЬского объединения помогли ссшгьнче П.-1--. Корданпот.Ч и А.К. Кузнецов. В крумок входил!! учителя, врач", купим, различные сдузвдие и члены их семей,

Лоброссвестно отнесясь к лобительскому делу, кру>:п:свцы разработали свсп Устав, первый в Забайкалье, а котором были определена цчгл: и задач;: кругаса, обязвпиосш ого членов, функции руководителей и т.д. При неузко бы л создан литературно-музыкальный сонет, на котором сбсумдалиеь и утверждались программы вечеров, л-ткцпй, .р?пе . туг.р гзагра. Анализ деятельности Перчинского кру.тка п-л: :гал, что в точение этого времени любители регулярно участво-гнли в снох та: ■.:■::■:, тмю-дрзгзтичосквх вочорах. Учигывзя, что

киг.згокн. :; вхуи; мкрексго зрителя били обрашш к развлокатолышм •.•с.мо.тгл'.:, .»Л'.'.-рпг/!:', -'аре;.':?, возникала пообходшлоегь в яроевзее-Цйй публики. ду лебкто.га проводили лублпчпыо лекции, которые '.'"к,:-•;-.-::■. :•:.■>;■;:—•■•.-■■ о :: ,:ср!'он оврепз; окого театрального искус-

ства» Театральная деятельность кружка отличалась тщательноетьы подготовки к спектаклям, хорошим исполнительским уровнем. Среди актеров- любителей выделяются имена: П.Ф. Иорданский, Т.?,!. Масюков, А.В. Михайловский, 0. Горшкова, Д. Шилова,

В условиях Забайкалья кружок становится центром культурной кпз-ни многих любителей. В конце 1880-х и в начало 1890-х годов подобные кружки узка появились в Нерчинском заводе, Верхнеудинске, Чита и Кяхго. Объединенные общей просветительской и воспитательной целью они открывали кабинет для чтения, устраивали публичные лекции по литературе, музыке, театру. Таким образом, организация и постановка любительских спектаклей стала одной из активных форм вовлечения молодежи в общественную жизнь края и пробуждения у нее интереса к искусству.

Худйаосгвонный уровень любительских кружков был далеко но одинаков. В деятельности кружка все зависело от руководителей, степени одаренности, причастности к знанию искусства сцонц. В этот период времени встречается немало отрицательных отзывов об игра акторов-любителей, их отношения к театральному делу. В газетных публикациях порицают "дилетантство". Действительно, большинство любительских коллективов вряд ли могло вызвать своей игрой яркие незабываемые художественные впечатления, но недооценивать их деятельность, наполненную просветительским смыслом, было бы неправо-марко .

Репертуар любительских групп Забайкалья в конце XIX вока был достаточно пестрым и преимущественно опирался на пьесы популярных российских авторов того времени. Любители играли остросюжетные пьеси современных драматургов А.П.Супбагова-КЬлна, В.И.Немировича-Данченко, А.И.Пальма и др. Наряду с отим забайкальский зритель по-проинему проявлял интерес к комедиям, фарсам, "психологическим мелодрамам". Ыолодраматизм И.В.Шпаэ-лшского, П.М.Невежцна и других обеспечивал им успех у публики.

В европейской части России с постановкой мелодрам и фарсов крепче профессиональные группы справлялись шутя, легко. Для любительских коллективов Забайкалья многоо оставалось еще нодостикимым, .¡о общий уровень спектаклей псе ко возрастал.

Архивные материалы и свидетельства пресса ¿амг возможность увидеть в Т890-1) годи начало ваыюго процесса - освоение края гастролирующими труппами. Преобладали иркутский артисты, приезжали в Забайкалье в трулчп, »}ор:.Н1рою..!:ио ь Москва и других города. «и-

1 июйской части России. Срддп первых актеров-профессионалов - ЕЛ1. Горова, /I. А Огарев , п..'-..Мартынов, чьи имена были извоошы в провинции. Гастроли первых профессиональных групп были эпизодическими, однако они открывали возможность существования антреприз и товариществ в Забайкильо.

Третья .глава охватывает период конца 1890-х годов п первое десятилетне XX столетия и посвящена театральной геизнп Забайкалья. Здось предпринята попытка отразить особоиноогп театрального искусства в крао. а так;ко выяснить точки соприкосновения с театральной кнзньн провинциальной России.

В конце девяностых годов печать старалась сломать сложившиеся иродегавлонйя о Спбпрп ¡сак о ка гораздом крае. Эту ,турналнсгскую камланию поддерживали п официальные власти. Реформа Столыпина вызвала большое переселенческое движение. Трапссибнрокая жэяегнодо-рогиая магистраль полонила конец оторзанности края от Европейской части России. В Сибирь поехали укз профессиональные труппы, которые находили приют ни забайкальской земле. Это лоролесткй момент формирования театральной культуры края.

Характерной особенностью театральной практики 1890-х годов бил союз местных театралов, профессионалов и любителей, выступавших вместе. В 1599 году актеры П.М.Строев и Р.Л.Кучаев создали порвоо артистическое товарищество в Чите. Оно ставило целью самостоятельно организовать жизнь группы, основанной па принципах самоуправлении, по в действительности товарищество оказалось экономически уязвимым и вскоре распалось.

С 1903 года начинается повыл этап в развитии тоатра в Забайкалье. К этому времени относится формирование собственных забайкальских антреприз. Анализ деятельности первых забайкальских антреприз показал, что они были поставлены в несколько иные условия работы, чем антрепризы в Европейской России, хотя п имели сходные черты. Особенность забайкальской антрепризы - форсированно труппы. Антрепризы обычно состояли из случайно оставшихся за боргом"второсортных? артистов, ко горно не смогли попасть в лучшио коллективы Европейской России. Антрепренеры или па различные хитрости: широко рекламировали новый край, обещали разнообразный репертуар, высокие оклады.

Однако антреприза в Забайкалье имела - вопреки всем трудностям и противоречиям - прогрессивное значение. Благодаря ой, край приобретал про.!еосвоналыгь'т акторов. Ведь ояец'одно перебрасывались

из России десятки актеров разных алшлуа и долокений, и добрая половина этих актеров - по тем или иным причинам - оставалась в кра'

Антрепризы в городах Забайкалья во многом зависели от мастных условий. Обичной била миграция драматических трупп, но в продолах одного большого театрального региона - Дальнего Востока. Пост,¡явно обновлялся актерский состав трупп, он всегда был необычайно пестрым, рассчитанным на разные зрительские симпатии, вкуса и требования разноликого репертуара. Это типичная ситуация "малой" театральной провинции, в систему которой включалось и Забайкалье.

В это время в Забайкалье работали, кроме русских, украинские драматические антрепризы, часть из которых стала собственно сибирской. Появление украинских трупп в крае не случайно. Переселенческая политика вызвала большой приток в Забайкалье не только русских, но и украинцев. Естественно возникла потребность в перенесении на новую родину своего искусства и быта. Одной из ведущих украинских антреприз тогда была труппа К.П.Мирославского, выступавшая с большим успехом в городах края.

Активное развитие театрального дела на Дальнем Востоке (в период 1904-1909 гг.) способствовало и появлению крепких актерских антреприз в Забайкалье. Обстоятельства выдвигали на первый план творческую личность актера-антрепренера, осуществлявшего не только организационное, но и художественное руководство. Среди антрепренеров, работавших на протяжении этого периода, сколько можно судить по отзывам прессы, выделились П.А. Рудин, В.В. Рамазанов и особенно Е.М. Долин.

К 1911 году завершается период формирования забайкальских антреприз. В это время театр смог стать неотъемлемой частью культурной жизни областного центра Забайкалья - городе Чите. Администрация области подтвердила надобность постоянного театра в Чите, построили театральное здание, создали вентральную дирекцию. Театр уяе закрепился на несколько сезонов, происходила относительная стабилизация труппы и репертуара, можно било наблюдать неразрывную его связь с культурной жизнью города.

Сложные обстоятельства закрепления театров, подъема и спада в их творческой жизни наиболее выпукло открываются в деятельности антрепренера Евгения Михайловича Долина. Самими обстоятельствами он бил выдвинут как главная и типическая фиг-ура на театральном горизонте тех лет.

Не псе н его деятельности удалось полностью выяснить. Нам неизвестны материальные фонды, которые давали возможность ему подниматься после крахов. Обращает на себя внимание то. что олл театр упорно, из года в год играет пьесы из репертуаре. „;лт, но молили п подробности пока остаются неясны. В 1о07 гогу До.лин оххрллаетр "Общедоступный театр", который внес новые речник в театральную жизнь края. Правда, анализ его деятельности не дает ockoiанид говорить о драматическом коллективе E..VÍ. Долила, кок о театре принципиально нового типа. И тем не менее, его активность привлекала городские власти, местную интеллигенции}.

Репертуар забайкальских театров тех лет многсобразгк: разности-левость, разножанровость его очевидна. Однако появились и характерные для этого периода особенности, хивол интерес вызвала драматургия Л.П. Чехова. ítoorne антреиронеры вкл зчали его плесы в свой репертуар, но решенные сценическими приемами дореяиссе^схого театра, теряли глубину и сложность новой драмы Чехова. В начале ьеха не было театра, где бы не шли пьесы М, Горького. Острота еоциаль-нпх конфликтов выдвинула его в число самых репертуара: лраматур-гов эпохи российских катаклизмов. Горьковские пьесы ",,"е.тл:л.;", "На дне" неоднократно игрались па забайкальской сцене. Эти ;ч:ектак-лп собирали большое количество публики,вызывали в лрессе полемику. Включалась в репертуар и классика. По новому прозвучали в ото. годы Шекспир, Шиллер, русские исторические пьесы, которые воспринимались как гимн свободе, торжеству благородного герся.

Видное место па провинциально;! сцене з_ это ьро.мя заняла "рама-тургпл "знаньевцов": С.Найденова, С.Юшкевича, Е.Чприкова, .1.Андреева. Но забайкальские драматическио коллективы отдавал;: явно-i предпочтение известной семейной драко С.Найденова "Дети Занклкка".

Забайкальские антрепризы, предпочитая играть рзалпетичоекпа драмы, не избегали веяний нового времени и, отдавая дань моде, пытались играть оимволико-модерниогекпо пьосы. Но в силу разных причин, в том число и неподготовленности зритоля к нов:л/. формам театрального искусства, такие пьесы в Забайкалье успеха не имели.

Говоря об актерском искусстве, автор отмечает, что в Забайкалье но родилось крупных актерских имен, по тел: :гз .мэное театр посильно сгромился выполнить свое общественное назначенко.

На этом отрезка примет: театр а Забайкалье привлекает внимание столичной критики. Так, например, куриалы "Театр и искус-стло", "Лклпа и жизнь" ужо отводят определенное .место театральной

¡¿пзн:1 город,.'Ь, особонни Чти, на страниц-.!:, оиоих

надан;!::.

Бо.мго; значение в кул: -¡узии Забайкалья им ;ли выо^у^лн--нлн артистов столичной оцен;.. В днлсрр'ллчип соболий а опо'.'^.щгиь; рога?:!.: н.,обстой хараг^эрнпо отклики ивслюЬ печати о гастроли;: г. начале XX отология М. >•■. По тина, К. Л. Варламова, П.И.ШщебуроРи и его ¡.ой три, В.Ко:.;1*.оса¡.новокой, Ь.Н.Далматова, В.П.Давыдова к др. Все ото позволяет судить о том, что Забайкалье в этот нирнод ырэмеш! постепенно включайтоя в осиную российскую га,} уральну» систему, которая сдъизд'нял* театр.! столиц и провинции,

Ззрс.тг;п«?с<: и сэбсг£-:;.»!: ■>: тральная критика, приобретая постепенно черты профос;.^!Важно, что театральные критики ь:.:: ту па л и теперь ко эпкяодкчоски, а. систематически, чиму способствовало налички в местных газетах специальных рубрик. Среди небольшого числа рецензентов особой оперативностью отличались автора под поезяонк:.;и:.:и "Зрптиль", "Гамма" (1; сохалош»), пока псевдоним:! остались яораскриуими).

В конца третьей гя&еи автор диссертации делает шкод о том, что театральная культура Забайкалья, разБцьцшаясд в тоской связи с историей становления края, складывалась по срокам много позднее Российской» Но к началу лХ столетня она стала органической частью .обдоросс;:,'1сг.ого то а трального процесса, вобравиего в сой.': все противоречия этого сложного периода.

В 3;-кл'очепп: дцссзру;щ!Ш обоб№икм сообразны, ьытекаицне из ышляза собравпих Фактов,

В конца работы имеется список использованных початых и архивных источников.

По теме диссертации опубликованы олодумцие работа:

1. Роль политических ссыльных в развитии театрального дола

в Забайкалье // Еурьтия В'П - начала XX вв. Экономика и согцщльно-культурные процесс«. Новосибирск: Наука, 1969.-(1.0 а.л.).

2. Роль П.А.Бестужева в зарогденш: т-оаирадышй культуры Яаоай кальь. // Зоогу^азкие едчшш. Д научно-практикеокая конференция,' пось/.копная ^00-лиУйд» со да рождения цведбриезд П.А!Беоту;.:ова. Тезисы докладов, Улаи-Удо, Новосибирск, 1991. - (¡0,5 а.л.). СШ1ИК. Зак. 42иТткр. 100. 21.ГоТВЭЗ.