автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Формирование жанров английской прозы о войне (40-80 гг.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Чич, Земира Муглиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Формирование жанров английской прозы о войне (40-80 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование жанров английской прозы о войне (40-80 гг.)"

№Ш!СКШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИЕВИЖЕТ СШЦШПОНРОВЛПШН СОВЕТ К 113.34.01

íla правах рук ощ» л

Ч1П Замира Мугдановна'

í'OmiPOÜAHIffi SAIIFOB АДЯ'ЕЬСКОИ ПРОЗЫ О ГОЙ31В (40 - 80 пО

10.01.03 - Ллгоратура пародов Российской фоюртшш

АВТОРЕФЕРАТ

дпсеортацнд па соискание учоноЗ стспввя к ми дат а филологических паук

ГЛаПлоп - 1994

штскш государстбынщ университет спвдшшзиговашшй совет к из.34.01

На'правах рукописи

ЧЛЧ заыира Мугдшювна

ФОРАЫРОЛАШШ ЫА11РОВ АДиГЙЛКОЙ ПРОЗЫ О БОННЕ (40 - 80 гг.)

10.01.03 - Лморагура народов Российской Федерации

авторк-ьрат

диссертации на соискание учеиои отенени кандидата филологических наук

гЛанноц - 1994

Диссертация виполнела в Адыгейском государственном унивврситето

Научний руководитель доктор филологических наук, профессор К.Г.Шаззо.

Официальные овпоненгш доктор филологических паук, профессор Схаллхо А.А.;

кандидат филологических наук, доцент Тлонцоргае Х.Г.

Ведущая организация - Карачаево-Черкесский государственный

падагогичоспи. университет

Зашита состоатся $0 1994 г. в . часов

по васоданлн специализированного совета к ИЗ.04.01 по защите ДЕСоертодии па соискание ученой степени кандидата филологических Наук при Адыгейском государственном унтзерситего.

Адрес: 352700, Майкоп, ул.Первома1)ская,208 в конференц-зале.

С дассортац&еИ мошю' ознакомиться в библиотека Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан 3 ^^^Си^ 1994 г.

. Учони11 секретарь слйцпаллзирошнного совета, кашшдат^Л^б и филологических наук, додонт г ^Я^Л^^ч А.И.Аброгов

ОШЯ XAPAKSIiPiSCTiKA РАБОТУ

Проза об ОтачествоцноЙ Boirna 19411945 годов состашшет значительный пласт совремошюй- общероссийской худонестЕошюи литературы, что а слуаит главной'причиной го-го, что она находится под пристальным впиманаом критики и литературоведения1. Успехи русской, белорусской, украинской литератур, оообонно nopBoii, оказала заматпоо влияние на развитие национальной прози о война, в том число и аднгонской. Следует отмотать,что гама ион ни в адыгейской лит а ¡и тура, кап ц в штдопвсьмвшшх литературах Северного Кавказа, нашла свое худоаастваиноа осмысление я породила определенное ..ицокно-худоааствошшв п сг левое своеобразно. Развиваясь в контексте духовно-эстетических искании "большой воопдзЛ прозы", адыгейская литература выработала свою систему жанров, закономерности оо развития. Это и стало объектом нагого диссертационного исследования.

В национальной наука о литература имеются серьезные статьи, р

касаю'диася и иасшх вопросов . Опдако, по ceil дань нет обобсшщл'о труда, в котором анализировались бы нацлопалышо особенности и танрово-сталовыз характеристики производишь о во1шо. Она сгазайц с г.шоговоковнм нравственны;.!, эстетическим и духовным oriuiow народа. Адыгейская проза о воине имаот собственную историю. Б данной • работа ми анализируем очерки, рассказы, повести и романы Т.'Кара-шева, А.Квтыха, Д.Костанова, й.Тлюствна, Х.Аяшнова, И.Мшбадш,

1 «.Вопросы литературы - I9G5, J? 5'; 1385, Ji 5; Адамович А. О современной военной проза. - М., I'J8I; Бочаров А. Человек a воЬна. - !,1., 1978; Иванова Л. Современная совотская проза о Великой ■ Отечественной воина. - Г,!., 1979; Мииокин U. Современная совотская проза о Великой Отечественной Boiiiio. - Ы., 1081.

2 КуняЕйв м. '.'^сли об аднгойскоИ лпторатурэ. - Майкоп, IS68; Мамин Р. Пути агшгеиского романа. - Uaiiison, 1974; Шаззо К. Но зову цроивни: Заметка о литература. - Маикоп, 1973;

П.Кошубаева, С.Палаша, Ю.Чуяко, мнояества других авторов, написавших одно'или несколько произведений о войне. То ость в поле нашего зрения находится вся национальная проза по избранной проблематике. Анализ проводится в контексте п сопоставлении с другими национальными литературами региона, что дает возможность отметить общио. закономерности их раавития.

Национальный фольклор, газетная и худокоствшшая публицистика оказали существенное влияние на формирование яаиров аяыгзиской военной проз», ее стилистику а язык. По характеру задач и море наших* возмоеностой ми пытаемся решить и их.

В рофорируемой диссертации сделана попытка обобщить опыт гсан-ров очерка, рассказа, довести п ро-лана в прозо о Велико!! Отечественной войне. Обода проблема литературы о вошш ставились в рецензиях об отдельных произведениях, в годовых курналышх и газетных обзорах. Что касается нанров Boonnoii прозы, то вопрос о них поднимался постольку, поскольку этого тробогад разговор о капроном системе национально!! литератури. Проблема худокосгъошюго своеобразия адыгейской noomioti прози в наше»! науко но рассматривалась.

Цбдя в зраачц исследования. Целью данноЬ работы является исследование вднрово-отилевых oco6ohhocto1i воонпо). прозы в адыгейской литература 40-80-х годов. Учитывая попостатоадуп лзучопность aroli проблемы, принимая во внимание ямоюдиося в национальной литературе серьезные труды по общим вопросам, ми став игл пород собоМ следующие проблемы: определить и изучить теоретические вопроси развития миров в отечественной военной прозо 40-ЧЮ-х годов; проанализировать произведения адыгейской военной прозы с точки зрения nx канрово-стплевах особенностей; проследить влилнио публицистики на процосс формирования рассказа, очерка, новости, романа, показать их аанро-

б

вое многообразно, осмыслить характер зарождения и развития документальной и художественно-документальной прозы о война.

ошва ..раОвгц» методологической основой работа послужили общетеоретические полокания в трудах ti. Бахтина, М.Пархомышо, Г.Ломадзо, М.Храпчвнко, А.Бочарова, Н.Надь-ярных, Е.ВоробьовоИ, других, исследования северокавказских авторов по отдельным вопросам регионального литературного развита Л.Беки-зовой, Х.ХашхочевоП, А.Хакуашева, Х.Хапсярокова, А.Схаляхо, ТЛа-мокова, Х.Тлопцерао, К.Шаззо, У.Панеша, Р.^лия, ¿.¡¿амий, Л.Чуч-вага и других, которые определили пути, характер и соиерианиа на работы о EooHiioii проза.

Натшишдшш. в работе ьпарвио на конкретном материале ставится проблегла системного изучопин процесса формирования жанров в aauroilcKoti проза о воЛна (40-00 гг.). Актуальные вопросы национальной прозы изучаются в -рефорируемой диссертации в сравни-толыю-типологпчес<;огл контексте других литератур, что позволяет опродолить национальное своеобразие адыгейской прозы о войне а общие с другими литературами особенности .вё развития,

ни наао исследование восполняет пробели в изучении вопросов формирования нанров BooiiHoú прозы в адыгейской литература, способствует становлению и утверждению теоретических взглядов н концепций о аанрово-стплевой система национальной литературы.

Результаты данного труда могут бить использованы спшшалпсга-ыа, занимающимися проблемам военной прозы, при чтении спецкурса по проблемам каиров литературы о война, а таккз lipa <та1{ашш академической истории адыгейской литературы. Наша иссдаай^^шй мою» использоваться в качество учебного пособия! в вузах .Республики Алнгяя, в ороаних школах и специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Содержание я основные результаты исследования диссертации обсуждались на заседаниях кафедр отечественной литературы и адигейско!! филологии Адыгейского государственного университета, в отдела литературы и фольклора Адыгейского Республиканского Института гуманитарных исслодованш!.

Сгвуртурз определена сочор ишгом, целям! и задачами

исследования. ДНссортащш состоит из вводопил, двух глав, заключения и библиографии. Главы реферируемой работы раЗдолинн на сце-циалчмыв подглпвы, посвященные исследованчю отдельных проблем формирования п развития жанров в адыгейской прозе о воине.

(ХЛЮЫЮЕ С0ДЫГА1ШЕ РАБОТЫ

^о рввДо(тц обосновываотсл актуальность избранно!; нами проблематики. Ь пая определена структура работы.

Ц. шшт. .аса^жсатлогости. о. ср'кцз_.£

Аййгоксйоц ароао 40-У0-х годов'1- анализируются и произволения иалих каиров - публицистические статьи, очерки, рассказы; Зто продиктовано Том обстоятельством, что повоет. 1 и роману о волне б национальной проза предшествовали именно произведения эти гхшров и том самым•смазали непосредственное влияние на их развитие. Здась ко необходимо отмотать, что, на паи взгляд, вше на слоится до высокого хуяоыоствонного уровня эпигонский рассказ о sjoi.no, хотя и имеются отдельные ого образцы. Локоторно произведения, как "След человека4 А.^втыха (в подзаголовке оно обозначено как рассказ), -скорее всего лирическая новость-анализ, повость-нсследовапио, новели роосказ. В атом аспекте изучаются в панной глав о рассказы Ю.Тлпстоиа, Д.Евтиха, Н.Козубаона, и).Чулко, Дм. ¡{останова как произведения, тяготогаие к «аиру повести.

В Главе нашли отра гпнио и анализ определенные соображения о

?

характера канрообразованил повести о войне, высказанные К.Шаззо, У.Напетом, Х.Тлонцашо, Л.Чучвага в ах работах. Теоретические суждения, которыо мы обнаруживаем в их исследованиях о прозе, ее дан-рових формированиях, помогают нам в выборе главных направлений исследовательских поисков.

Военная проза в адыгейской литература началась вместе с иачаг лом во;лш и ныне продолтлется. Борнео, она началась и до'воШш -имеем в вину то произведения, которые още до 19-11 года разрабатывали проблематику возмо\шой вошш. Хромо отихов, до воины появля- • лись ешо очерки о героях, проявивших себя в финской и халгии-гольской кампаниях. В январо 1341 года Х.Андрухаов пишет очорк "Геройство". Затем были опубликованы рассказы Х.Андрухаова "Связисты", "Смерть партизана". Дм.'¿останова "Гороь-богатнрь" (очерк), "Богатырь" (поэма). В понтре птнх произведении находится судьба одного или двух горозв, осмысливаемая с точки зрения проявления ими мужества и стойкости. Остальные измерения но принимаются в расчет писателом но потому, что он по ведаот об их существовании других, а потому, что время по требовало иных. При создании внешнего портрета героя автор подчеркивай! главным образом .то черты, которые дол'лш свидетельствовать о том, что перед нами насто'яиий герои. Основной задачей для плсатолой а в войну было показать не трудную правду о воине, о чслобоко на войне, а зверство врага и мужество защитников. У писателен не было времени углубляться во внутренний мир человока, показать ого порошшания и страдания главное - звать людей на борьбу с врагом, пробудить у наших людей ненависть к нему. .

Само суцастсованпи очерков и рассказов в национальной прозе; о воине поцталкии.'шт ¡шеатэлой и.Тлюетена, Лм.¡(останова, Х.Теуяо-'

б

ьа, А.Шогшщукова, А'.Евтыха к необходимости написания произведений болов.крупных форм, которые па практике сохраняют стилистические особенности рассказа и очерка.

Посла победа над фашизмом наряду о вовнноИ тематикой в национальной проза рассматривались и вопроси мирной низин. Разруха, бедность, деградация хозяйственных структур - все это нужно било брать "с боем" герою BoiiHu, хоториН возвратился домой, в перовню. Проза tax лет не отличалась большим разнообразием. По одним и тем же прилип наг,) построены новости Дч.Костанова "Лив высоты" и А.Евты-ха "Аул Псыбэ". D них немало раздушш авторов и их героев о войне.

Проблематику военной яоГ.ствитольности Ю.Тлюстон поднимает в романе "Немеркнущий свот", которш стал итогом воонно-патрлотичас-roU публицистики и началом нового этапа в развитии адыгейской прозы в Boiiiis, сориентировавшего писателей на поллшшо исследоваталь-сяиВ, вналцтичсски!', путь цсмыслеиия проблем воины. Ото был крупный шаг национально!) "военной пропы".

Послевоенная проза о Boimo в адыгейской литоратуро представлена главным образом повестью. Традиции -лого канра оказались болов слошшшмися и устойчивыми. В адыгейской литературе к 50-м годам было всего лишь два романа - Т.Корашева "ь1амбуль" ("Дорога к счастья") и "Наморкпувцш свет" й.Тлостена. ПовостоП было больше. Но но в количество доло.

На только в адыгейской, но л во многих иоводисьмошшх литературах средний -копр завоовиваст гланнио позиции и в прозе, и в поэзия. Молодые писатели в рассказах часто выходят за рамки рассказа: у них не хватает мастерства спрессовать события до уровня этого жанра, но и на развернутую эпическую панораму они но решаются.,Здесь возможности повести оказываются как раз кстати. Дело

не в том,чта писать повесть легче, чем рассказ, речь вдеу о природных, собитиИно-сшетних характеристиках среднего жанра,

К 50-м годам литература имела достаточный опцт в изображения человека и войны. В частности, русская проза стала активно вбирать в себя традиции литературы XIX века, особенно Льва Толсто^ го и западной классики о войне. Интенсивное обновление ее не могло не повлиять на процессы, происходящие в национальной прозе. Мсыно сказать, что основные вехи общероссийской .и национальной прозы совпадают, но кх идейно-эстетическая'наполненность разная.

Поело войны средний жанр продолкал некоторое время удерживать в адыгейской литературе перЕЫа позиции, пока'не вшишгнц. передний план "колхозный роман". Тема деревни оказалась наиболее популярной в этот период, но все не военная проблематика остава,-лась быть одной из ведущих.

В 1953 году виши эпическая поэма И.Маибагаа "Сильные- люди". На наа взгляд, эту сшотно органнзованнуо поэму моапо назвать первой послевоенной повестью о воине. В центре повести судьба одной семья, но есть в пей и судьбы других. Автор задался далью показать, кои обыкновенные, простые леди в суровых условиях становятся героями.

Законы эпической композиции иироко реализованы в "Сильных'., людях" И.Машбаша. Молодой Н.Лапбпя сумел глубоко, в национально-, психологическом контексте показать лэдекие характеры. Он тогда выходил к високо'лу уровню освоения елшних сшетно-композЕцасшшх особенностей эпического повествования, что, возмашо, и 'предопределило активное развитие адыгейской повести о войне^ Почти во всех литературах Северного Кавказа военная пробле.матшеа озалазь на втором плане, на пергом били нрартвецно-прахалогичеса:^ и хозяйственно-экономические вопроси деревни.

Новое дыхание военной проблематики дола русская проза. Рассказ М.Шолохова "Судьба человека" стал началом этого подъема. Затем появились повести Ю.Бондарев«», 13л.Богомолова, Г.Бакланова, А.Адамовича, Б.Астафьева, В.Быкова, А.Ананьева и других. Военная повесть отодвинула другие жанры па задний план и обратилась к исследованию трудной человеческой жизни на воИне, в окопах. В 60-70-х годах в северокавкаэской прозе появились новые произволения в кайре военной повести я рассказа, что послуюшо результатом влияния на нее "большой прозы".

В адыгейской прозе есть несколько произведении, которые имеют более или менее отношение к лизни человека в окопах, в условиях противостояния двух армии. Это частично романы П.машбаша "Сто первый перевал", Г.Схаплока "Дни воины", ¡О.Тлюсгена "Подкова счастья" Стремление показать окопную действительность болео характерна для до:/ментальных повестей, рассказов и очерков.

При атом полоаонии следует отметить, что адыгскио прозаики более склонны показать но воЬну как таковую, а чизнь людоЦ в условиях оккупации или плена. В произведениях "Аг.ши на дорого" X.Авилова, "Долг" П.Кошубавга, "След чоловока" А.Евтыха основательно проанализированы судьбы людой, оказавиихся в условиях вошы в экстремальных ситуациях. В зтих и других произволениях, как "Последняя неделя йвгуста" X.Авилова, "Семь дождливых дней" И.Кошубаова, повестях М.Тхаркахо, Х.Теучеаа, Б.Хачог.шзова, которые написаны в русле лирико-психологичоскоп исповеди, стиль воспоминании даот много я авторам, и их героям. Синтез лирического и зшпоского напол глубокое художественное воплощение в повостях А.Евтыха "Судьба одной жеиишш", "След чоловока". Лирическое и связанное с ним психологическое наполнение и жизни, и характера человека помогли писателям непосредственно обратиться к личности, со судьбо. Гот ото

существенно в проза нового этапа. Вклад в нее А.Евтыха в'жанра повести значителен.

В 60-х годах появились повести о судьбе обыкновенных адыгейских кенщин, оказавшихся на оккупированной немцами территории. Авторы повествуют о трудной аенской дола, р женщинах, которые предпоч- .■ ли смерть позору, оскорблениям и остались верными долгу а чувству справедливости.

Во всех этих произведениях канровие границы образуют сшотно- • '■' композиционные линии, связанные с судьбой женщины и часто вбирающие в себя и судьбу муишины. При всей "романнЬсти" сюаета, заданного судьбой человока, упомянутые канровие формы болео характерны.

г

для повести, ненели романа.

Жанр повости - воспоминания оказался весьма выгодный, но нелегким: рассказать о том, что было, означало не просто следить за том, как аил человек. А.Квтых в "Судьбе одной ненпшны" увидел и показал целую историческую эпоху, и одну из ее страшных страниц -воину. Повесть как канр вместила в себя и такое широкое одическое содержание. •

Спиральный характер сюаатостроения использован в вдввстях А. Евтыха "След человека", И.Кошубаова "Семь доадливых дней". В первой, повости кязнь героя осмысливается с помощью судеб других геро-' ев. Нельзя понять до конца судьбу ее главного героя Рамазана без анализа судьбы его состри, бывшей супруги Раи, Пльяса, полковнина. . Во второй ко "спирали" сюкета связаны не с отдеЛьнши персоиавамя, а о одним героем, который в течение семи доадливых дней вспоминает свою аизнь и осмысливает судьбу близких, в данной случае глав-*-ной героини.

В произведениях адыгских писателей 70ЧЮ-Х годов рамки худо i: а-

стввняоИ повести то суваютоя дб воспоминаний одного героя ("Семь дождливый дне!!"- П.Кошубаева, "След человека" А.Евтыха), то расширяются, до эпических линий романа'(не становясь им), как в "Испытании" С.Панета, "Не- все еот волк, что ему дают" ПДошубаева, "Боо-рувенннх людях" Х.Ашинова, других. Но и в тех и других психологизм и анализ словиых ситуаций - те качества, которые обрела повесть в адыгейской прозе, и которые удерживают «тот жанр на первом п»ане военной•проблематики.

Далее в дааноИ Главе мы обращаемся к повестям худокественно-документолышм, в который документг .факт, •воопоминаняя очевидцев играют очень большую роль в формировании их кадровых и стилистических особенностей.

Крупнвйршй теоретик литцратури М.Храпчонко отмечает в своих размышлениях вакнейшую функцию документа и факта в литоратуре и искусстве. Глубодал соображения о документалиэме сформулированы в работах Б.Ивашевой, П.Палиевского. В связи с развитием адыгейской литературы о войне и роли в ней документа высказывается Л.Чуч-вага: "Достоверное изображение важнейших событий нашего века через документы, воспоминания и судьбы конкретных личностей, изменение психологии читательспого восприятия проазводеиия к судьбе человека, н его внутреннему миру я - что очень вашю - правдивая кпогосгоронняя. информация, идущая но через посредника-автора, а прямо от документа к читателю - все это обусловило популярность талой литература

Основное худовоственноо и общественное достоинство адыгейских догумзятально-худокостБонных повестей о реальных героях войны

Э Чу1!гага Л. Факты, документы и худоявстввшшй вымысел в сопре-шшюй- адыгейской лптературо // Проблемы адыгейской литературы л фольклора. - Майкоп, 1980. - С.92-93.

состоит в том, что они подробно рассказывают' об шс жизненном пути, разных его этапах» главных идеологических направлениях, по которым шля становление я развитие личности. Необходимо отметить, что в молодых литературах.первыми' приявведениями были очерки я рассказы о передовых людях. В этом смысле а них имеются ода? а традиции. ¡I писатели вслед за aioii традицией продолжают писать чистые, "правильные" биографии своих героев, правда, ныне на более высоком худого-'

i

ствонно-повествоватольном уровне, нежели в очерках 20-00-х Годов,

Рамка документальной повести почти воегда ограничены хроникой жизни я судьбы героя - ото характерно для повестей Д.Йзсганова "Батыр", К.Нанэ "Хусон Лидрухаов", Б.Хачомизова."Подвиг артиллериста", Е.Вахога "Долги!! путь", Р.Мамдя "Пока айву"-, Дя.Чуяко "Где камни горят", Г.Духу "Дни, проведенные в седле"»- В повестях Дм.Коо-танова и К.Еанэ в центре композиции и сюзота - подвиг, к которому Хусон шел всю свои недолгуа, но яркую кизиь. В русле биографического сюжета и композиция построены нобольиие повести Б.ХачемЕзова "Подвиг артиллериста" и Дя.Чуяко "Где камни горят". Возмогшостн документа и (¡акта пироп о использованы в повести Р.'.'^амия "Пока ниву" - о герое Советского Союза Дауто Нохаэ, бывшем окольном учптолд автора.

В ряду повестей-документов о войне особое место- занимают две повести А.Шэудксша "Не забудьте!" к "Над Псокупсом". В Них много героев, много сю'.етных линий, характеры героев исследована психологически. Может быть, они выходят за рамки чисто документальных повествований д поднимаются на уровень худоаественноГо ссетслэния событий войны и ра проблем.

Супествошшо сдвиги произошли в документальной повести в сторону осроония ею психологии личности. Принципиальных успехов в nroti pnnuoHEUBioctfa копра MSHba¡a¿ чем в художественной.

Успехи адыгейской прозы о войне в малых жанрах и повести подготовила значительное продвишзниа социально-психологического романа к сарьезнии эпическим и художественным обобщения^.

• Bft руррэй рловд - "Гл'днровогдтилевио поиски романа о Boi.iue в qm.»refcpi'OÍi.i;pQ3e 4Q-80-y голов"-дан анализ романов Ю.Тлюстена "Свет в горах", "Подкова счастья", И.Машбаша "Оплаканных не ищут", ^Человек дшяды не рождается" ("Сто первый перевал"), "Метальные годы",Г.Схаплока "Дни boíihh". В главе исслодуштсн проблемы романа об оккупации, характер изображения человека на войне, особенности проявления национального характера в условиях обострения социальных и психологических ситуации в ешзни, прослеживаются ашнро-вца признаки фондирования крупных эпических и лиро-эпических образовании в прозе,

Роман о событиях I94I-I945 годов в отечественной литература складывался довольно трудно и долго. В русской прозе ко второй половине 50-х годов их было уао немало десятков. Ото произведения ¿.Фадеева, И,Оренбурга, В.Грорсмана, М.Шолохова, М.Алвисавва, Э. Казакевича, многих других.

В послевоенном романе, однако, в течение дисятилетия и более война изображалась традиционно, в черно-белых красках. Конфликт был ясен, идеологически он четко определен - пришел враг и его необходимо разгромить. Отсюда и задача писателя - показать свершение подвига советским человеком. При этом многие стороны совершаемого подвига - особенно философские и психологические.- оставались недостаточно выписанными. В прозе отсутствовали глубокий анализ- сложных процессов военной действительности, раскрытие психологии поведения человека на воьна, трудных ситуаций военного быта и т.д. Boa aro пришю к прозе позднее - в начале второй половшш &0—х годов. А до aтого в литературе и критике господствовала так

I5

называемая теория бесконфликтности, по которой утверядалась мысль об отсутствии противоречий в советском общества, победившем фашиэи. По канонам этой теории главным героем литературы долаен быть положительный человек, сознательно ведущий людой к свотлому будуиему. В этих условиях работали писатоли, пишущие о войне. Ото па могло не повлиять на худоиествонио-эстотическов содержание их произведо-ний. Военная ть.ла оставалась популярной, но была одновременно ограниченной в возможностях расширения ео психологических и нравственных границ.

Романов в национальной военной прозе народов Северного Кавказа но так много, но более глубокий и широкий показ событий 1941-1945 годов связан именно с ним. Несмотря па сложные идеологические и эстетлчоские обстоятельства, национальный роман о войне оловился и ямеот свои хуяояоствонныо особенности. Роман А.Кешокова "Сломанная подкова", в котором исследуются события времен войны на Кавказе и болоо всего в Кпбардо, - в первом их ряду. К психологически сложному роману севороканказская проза пришла но сразу. Она проболела болезнями оиисатольности, иллюстративности, локной основательности раскрываемых характеров.

Эти особенности харсктерпи и для эпигонского романа о война. Условно адыгейский роман о войне за редким исключением могло назвать "оккупационным". Тпг/лтичрски он определяется событиями, происходящими в оккупированном фашистами ауло. История п идойио-худо-гостлонныо особенности адыгейского романа о воШш чотко проелокп-вагатся при сравнении двух произведений Ю.Тлюстена "НоморкнущяЗ сшзт" (1949) и "Подкова счастья" (1983).

Я.Тлгостон имеот опыт, вооннбго корреспондента, аптор многих статен, очерков, посвяпонмчх героям войны. Том нвмопоо, после войны он не ш'лет Двпосредстнеино о гоШш. Зто имеет, наверное, обьэк-

тшцша и субъективные причины. Писатель, который был на фронте в уеЧакиа всех лет, пишат два романа об оккупации фашистами адыгейских-аулов и процессах, которые происходили в них. Здесь могут быть разные причины. Так шш иначе военная тома пришла- в национальные литературы Северного Кавказа как Тема оккупации, хотя Почти все ав-*оры являются участниками войны.

Роман об оккупации имеет во всех национальных литературах сходные приматы. Свдор'ланно и композиция повествования токе шло чом о1'Личеатоя в романах: война прибликаатся к церевно, пришли фашисты, кители аула разделяются На два группы, шкду ними идет то тайная, То отбритая борьба. Есть критики, которые появоргают сомнению возможность с?ать. чомаиным содержанием тому отрезку вромони и тому кругу событий, которые связаны с несколькими месяцами пребывания фашистов в ауло. В. отом ключо размышлений "Немеркнущий свет" называют то романом, то повестью. Для писателя это но имоот особого значения, но лйтаратуровадашш следует в этом разобраться.

' М.Куншев, сравнивая "Свет в горах" с романом ТЛСорашвпа "Дорога к счастью", видит в первом статичность в раскрытии действующих Лйц. Исследователь творчества Ю.Тлюстона Р.ыамий подтверждает ату ыасль М.Куникова. Критик К.Шаззо подчеркивает, что рассукдония "об абсолютной статичности героев Ю.Тлюстена кааутся несколько категоричными"4. Критика отмачала® документальную основу романа "Свет в горах"Главное но в этом, а в том, как видит и оценивает автор

4 Ыаззо К. Худоааствешшй конфликт и эволюция тиров в адыгских

литературах. - Тбилиси, 1Э76. - С.НО. б. Схаляхо А. Идойно-худомстввнноо становление адыгейской лигора-«уры. - Майкоп, 1980; МамиВ Р. Юсуф Тлюстан // АНШ. Вопроси история адыгейской советской литературы. - ййкоп, 1960. -Кн,2{ Панвк.У. ?раоишш и новаторство. - Майкой, 1904.

события и в худокествонном уровне повествования. А это складывается из той задачи, которую писатель поставил пброд собой, - показать становление единства духовной и нравственной сады людей. Здесь организация сто та, 4абулыюго дэйотвт-имоот пршщяппальпоо значение.

В диссертации ми пранонпм суапшшп критиков К.Шззо, А.Схаляхо, У.Панеша об освоении писателем принципов романного ганра. Нельзя яв согласиться с их суждениями, хотя в них имеются и расхождения. Но •хотелось бы сказать, что мне ль о недостаточности "драматизма судоб многих героев" романа несколько преуволнчопа. Как раз в романе й со-яет, и композиция, и система образов доряатся на том, что события папрят.пшш, наполнены тровогой и страданиями люлвй.

Роман "Спет л горах" папумипался как несколько книг. В подзаголовке значилось: "Лормп книга". И в публикации романа в 1964 году автор сохраняет эту запись. После порвого романа Ю.Тлюстеи пагшеал несколько книг очорков, невестой, два романа, но ни один из них на мо::от считаться продолженном "Света в горах". В 1988 году Ю.Тлюстен вновь обра:иатся к томе Садистской оккупации' адыгейского аула. "Подкопа счастья" - проПй1'<пгпш:о, которое по своей проблематики, сюжет-по-компоэиппонно.чу строению, системе образов, очень близко к "Свету в горох".

Подробный анализ пропзгедеиия даот понять, что Ю.Тлюстен чувствовал определенную неудовлетворенность первым произведенном, некоторую нодогодонность до конца судеб отдельных rnpoeà,нодовисказая-ность мысло» о добро и зло, мупоство и трусости, подвиге и предательстве. ооуаал психологическую неубедительность раскрытия характеров, особенно пз корпуса предателей. Во втором романе Психологизм хпр&пторов на более высоком уровне, что значительно укрупнило"его по сравнению с первым.

FoM.nnn а.Тлтстпна n nuiine дополняют друг друга при близости их

вдашю-худокествашшго содериания. В диссертации сделана попытка доказать существенные перемены во взглядах писателя на воину. Ю.Тлвстан чаще л свободнее опирается на то, что "выдает" человека без обиняков, непосредственно. Он показан в действий и психологическом поведении. События опроделяют ого поведение и водут сюжет, характеры. В этом взаимодействии, взаимопроникновении писатель видит главное.

Поело романа ЮЛ'люстона "Свет в горах" произошли существенные изменения в военной прозе. В процесс ее внутреннего "ошшления" активно включился и И.У.ашбаш. Романы Н.'иашбалш о ионне по времени совпав с тем периодом, когда в прозе Северного 1Савказа шел процесс последовательно^ психологизации человеческих судеб и характеров - это романы А.Кешокова, А.Абу-Бакара, Р.Тотрова, А.Евтыха, А.Твппеева, А.Бокова, многих других. Об этом шшот критик Т.Чашкой: "В ироизвоцониях многих писателей прослог.пваотся обновление национальной реалистической традиции прозы, ошютно усиливается социально-психологическая и нравстввшю-отлческая проблематика... Новой волне поэтов и прозаиков, заметно иошшшшй художественный уровень севорокавказской прозы, свойственно итромлошш к показу "диалектики души" человека, к достижению полноты психологического анализа"6.

' В этом ключо разбивалась и проза Псхака Г..ашба;иа. В романе "Оплаканных не идут" психологизм связан с трудньйшим обретением человеком нравственноп опоры . В "Человеке д.щади не рождается" он связан с деградацией одной личности и нравств&нно-духовнкм возвышением друго«.. В "и.етелььых годах" психологизм вытекает из осознанных и неосознанных поисков личностью собственного "я" и т.д.

6 Чамоков Т. В ритме эпохи. - Нальчик, 1ЭЪи. - СЛЮ.

То есть психологизм в военных романах íl.f.iaiudama призван открыть внутренний мир' личности и каждый раз связан с разными Фмосомскими и нравственными проблемами.

Тагир, главный герои романа "Оплаканных не вдут", оказался в слоаиои ситуации: ушел на ([ронт, воевал как мог, лойал d плен. Пле-пеино - порви;, виток ого страдании и первый виток слояюИ психоло-гичоскон динамики скпета и характера. Писатель нородавт процесс внутреннего переливания героем того, что происходит. Тагир лэ может принять философию того пира, который так безжалостно насилует человеко, но в даянии момент в нем нет ода той силы-, на которую он мог бы опереться для вознра шшш на рошшу. В ротрокаярах ¡шсаТоль мастерски восстанавливает долги!; и трудный путь героя К родно!; зомле, к самому codo. Тагир - но предатель, это мы утвпряпяем однозначно, хотя бы поточу, что в ого сознании ни разу не мелькнула■мьсль о том, чтобы "норомахнуть" к немцам.

Тагир оказался за чертой но no cbooíi воле: обстоятельства отбросили ого от родины, процесс ого возвращения оказался трудным И долгим, ицоя предательства и роабилитпшш продатодя, - не главное оргапизуииое начала в романе "оплаканных но ндут". Они затрагиваются в ном, но но п том аспекте, в каком ото могло быть обмуслено в производонни.

Проблема предательства но-яругому ропаотся во ятором романе )!..".албааа "Человек двгглди но роядаотся" ("Сто первый перепал"). В ном ш)а противостоя; ¡их характера. Это принципиально важно Я необходимо для (формирования канра психологического романа. ¡1х протпво-стояние образует глубокую линии анализа внутреннего мира героов. ]> романе "Человек nua-íjui но розпаотся" вроде бы нет проблемы предательства - глроп Аслан Дтрн'юк н Трам Таусов внешня нп имеют ни-

какого отношения :н атому типу поведения людей. Но тем не менее, если вести речь о предательстве как таковом, Аслан Даримок совершает продушнное, годаш выношенное предательство.

Существуют разные мнения по отношению к этому герою'. Нам кажется, что идея писателя и поддер::шпная некоторыми критиками мысль о необходимости пероровдания Аслана явно противоречат духовному и худоаестьошюму содору-аншо произведения. Как верно зшлочает У.На-иеш, "У Аслана... мотивом поступков выступает потаенный счот к Тра-му. Скрытый поединок двух друзсы-врагов имеет глубокие корни. Внешне полоаитолыш!) порсоиан проявляет себя в этой борьба кок личность лесйсТоятольная, а аброк, порывистый и ошибающийся, обнаруживает цельность натуры и настоящую гуманность"0.

На порвыи взгляд, Аслан как бы выполняет свой долг. Но с развитием скиота, с глубоким раскрытием ого характера убекдаемся в том, что нравственное падонио Аслана но имеет предела. Носло бес-цолозиого преследования Трама Аслан встречает в лосу разводчика Самогова. Аслан устроил ому кестокий допрос. Самогов почувствовал опасность и попытался беаать. А Аслан выстролил ому в спину. Псхак Кашбош психологически убедительно воспроизводит сло;л!ьо сцены, передает внутреинео состояние гороов, смысл п содержание их новодошш.

Гумшшстическио идей произведения связаны с Трамом Таусовим. В ого раскрытии автор продемонстрировал мастерство в проникновении во внутренний мир человока, в показа слошшх проявлений добра и ала. Машбаы II. построил на судьб<з,( главным образом, двух гороов, роман - внутренно слошшй, психологичио.^,. а^рииюплии и наполненный

7 Ергук Ш. Книга о человечности // Друьсба. - "!,лйкоп, 1093. - ^ О.

С.73 (на аднг.яз.); ¡йший Р. Пути адыгейского романа. - Майкоп, 1977. - С.117. 6 Палош У*. Типологические связи и формирование худокоственно-эс-тотпчаского едшштвг литератур. - Майкоп, 1990. - С.207.

современными идеями.

Проблема прядахольства поставлена и в третьем из военных романов писателя - в "¡.'.отельных годах". В ном ориентирами в постановке вопроса, стали традиционные подтопи, .- решение по ого, - новаторским. По вноаним признаком роман Н.Мапбапа - оборонной вариант распространенного в отечественной литературе "оккупационного" романа, "¡котельные годы" получи! достаточно широкую л аналитическую критикуй. Но он менее изучен как роман, с точки зрения ого Таировых особенностей.

"./.отельные го.ды" воссоздают драматическую атмосферу кизни лип о В в оккупированном (Тшнстамн ауле. Иисатоль сумел в слогло?.г двпнении доревоискон действительности увидоть и показать духовно и нравственно здоровых и сильных лгяо!:, открыть глубокие психологические харая-. тори героев разных убчт.донип, Во главными романными героями являются Хадлимое Кагазо-:оп и его сын ласе!., особенно второй. Он проходят через сложную сеть неннташп.. П.!.'лыбаа во дот своего гвроя по сложным ступеням раскрытия и проявления нравственно!) и психологической сушости других героев, камдш. из которых составляет определенное духовное З1!оно в иго .Зпогр.хнн и нонодгмшн. Внутренняя раздвоенность гороя проявляется клидн.. роз, когда начинается новиЬ впТоя его судьбы и ло1»ш; уроьоль ого отнопштя 8 людям.

¡¡скак ¿йзбаа слодит за кругом« нравственного падения и возноя-¡¡ого возрождения 1'лсол. 1! вот, когда колется, что наступила последняя минута "мирного" существования гороя и что вот начнется период взрыва, писатель находит тот сломныЛ поворот в екпето, развитие которого открывает для героя повив пути для ого самораскрытия,

У Пагюо д. ХуяочовшоишЛ! коЩлянт и эволлцяя танров в аднг.скях . литературах. - Тбилиси, М79. - 0.157; Шазэо 1С. Стуиош). Исхак |.'аг:б."пг ¡¡¡ишь и тиц^лптго. - .'.'-Школ, 19?1. - 0.162-103; Султанов Л. От с19'!н к яярктпру // Дру«5а пародов. - 1980.. — 9 1*

Писатель рисует фигуру человека, нравственные и духовные убеждения "которого ошв до конца но сформировались, в результате оказавшегося в слоьшейшей психологической ситуации. Углубление во внутренний мир героя заметно расширило границы психологического романа. Они охватывают значительный круг людей и событий, множество 'разнохарактерных ситуаций и обстоятельств, анализ и сопоставление которых приводят 1'Сасоя к запоздалому нравственному прозрению. Этот процесс убедительно показан И.Уяшбашом.

В романе сочетаются рассказ о-событии с исследованием внутреннего мира человека, показом его невидимых связей с окружающим миром» Главные открытия военной прозы в ианре романа связаны именно с произведениями П.!.;азбадш.

Адыгейская проза о война выработала и другой тип «анра: роман-репортах, роман-зарисовка, роман-очерк. В данном случае речь вдет • о романе Схаплока Г. "Дна войны". В нем автор пошатался увидеть иайдодневность войны, воссоздать до малейших протокольных подробностей то, что ему довелось увэдоть на воине. Он идот по такому гута, который .дает ему возмоьшость показать как ыошо больше войны.

Традиции романа-ронортаяа тоеэ очень сильны в отечественной литература, особенно периода войны. Вспомним хотя бы "Дни и ночи" К.Симонова, которые безусловно повлияли на роман Г.Схаплока.

Иа|юсный, публицистический слог - один из главных стилеобраэу-ющих факторов романа. Им пронизана речь генерала, командиров среднего звена, простого солдата. Он оказывает влияние и на формирование авторской речи, авторского стиля. На изрвоо место выходит военная лексика, словарный состав приказов и т.д. Основой скиота ро-шна становятся но людские судьбы, а сама война, "судьба одной дивизии от начала войны до ее конца. Писатель в романе показал свой nytb в'-DQiiua как путь каждого из миллионов воевавших,"ото и ныли-

лось в своеобразный конспект романа.-Он как бы 'составлен из нвдо-ппсашшх сцен специально для того, чтобы нааднй йэ воевавэях мог ' бы ее дописать, из людских судеб, тожа только обозначенных, но незавершенных. Писатель стромптся воссоздать всо, что хранят память, воссоздать в ого хропологичоской последовательности, что нарушает каноничоскио законы многоскпотного военного романа» но" при-блшаот ого к открытой публицистичности и документальной достоверности.

Роман Г.Схаплона "Дни вошш" имоот и другую особенность - в нем много диалогически выстроенных сцен, что, видимо, пдот от опыта Сханлона-праматурга. Диалог в этих картинах насален, динамичен, язык суховат, но репорта :по экспрессивен. Сцошгчиость, драматур-гизм многих картин дополняет недостаточность психологизма и анализа внутреннего мира действующих лиц.

Таким образом, в результате анализа особонносто!'! адыгейского романа о doí.ho мы прнгитл к выводу о том. что сформировалась крупная повоствовательно-эпичоская форма в национальной военной прозе с ее позпанровими и ctiuiobu::,;i разновидностями: роман с ипрозйтл показом событии в оккупированном ауле, роман с глубоким проиюшо-вониом в психология и внутренний мир чоло^ока и роман, в котором сроаства-'л хуяомостванноп публицистики воспроизводится хранила "дпон во-.ны", то есть роман-хроника. Эти три типа военного романа наиболее характерны :< для других национальных литоратур северокавказского региона.

излагаптся осномшо результаты исследования.

,1дя анализа глубинных конфликтов военного времени наиболее плодотворными для адигш.ской прозы стали вопры довести и романа. Главными достижениями военной прозы яиляптся достоверность пзобрз--.¡аомых событии, документальность и глубинный психологизм характеров герое п.

Ьовииаа проза военных и лославоеиных лот (очерки, рассказы, повести Т.Корашева, Дм.Костанова, А.Квтыха, йЛ'люстена, л.'-'лна) опиралась в ооновном па факт и па публицистику как па главиоо орудие в пропаганда, идеи подвига и за.чпти родины.

• Расцвет худоаественной и худокостванно-документальнои повести о война надает на 60-70-ио 1'оды. Повесть обратилась к противоречивый явлениям военного времени, к сложным неординарным ситуациям и характерам, что и позволило еи выйти на высокий уровень художественного обобщения.

Значительные успехи военной новости, ао пристальное внимание к ШШ1 и судьба личности способствовали обновлению и обогащению "большой прозы'"о война. Произведения А.Квтыха, В.Тлюстена, П.Маш-баша, Г.Схаплока и других продемонстрировгиш широкие возможности национального романа в художественном исследовании и осмыслении слошшх процессов военной действительности.

Основное • содержание диссертации издо ено ¡1 слаиулцих публикациях автора:

I, Нанрово-стилеши особенности новости о ьойно в адыгейской прозе 40-80-х годов. - Майкоп, издательство Адыгейского государственного ушшерситота. - 1994, 04 е., 2,0 п.л.

' 2. Дороги мукества // .Цруяба, 1990. - '' 1; О,С п.л.

формат 60хЬ4, обьегЛ"1,2 уч. изд.. л, тирак 100 экз., издательство "Дайю*", ДуковЪкого, 54.