автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Фортепианная соната и концерты вьетнамских композиторов: национальные особенности и европейская традиция

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Та Куанг Донг
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Фортепианная соната и концерты вьетнамских композиторов: национальные особенности и европейская традиция'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Та Куанг Донг

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Общая характеристика традиционной музыки Вьетнама.

Основные жанры вьетнамской традиционной музыки.

Проблема многоголосия.

Ритмическая организация.

Ладовая система.

Мелодика

ГЛАВА II. Национальные основы в тематизме фортепианных сонат и концертов вьетнамских композиторов.

Фольклор и композитор: позиция музыковедов.

Интонационные и структурные особенности тем.

Имитация звучания народных инструментов.

Орнаментация.

Жанровые черты тематизма.

Метроритм.

Ладовая основа.•.

Проблемы гармонизаг^и и строение вертикали.

Фактура.

ГЛАВА III. Проблемы сонатной композиции и трактовка цикла в сонатах и концертах для фортепиано вьетнамских композиторов.

§ 1. Проблемы сонатной композиции.

Строение экспозиции.

Разработки.

Репризы.

§ 2. Проблема цикла.

Многочастные циклы.

Композиция и образное соотношение частей.

Тематические связи.

Стилистические модели.

Образно-тематическая драматургия.

Моноцикл.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Та Куанг Донг

Вьетнамская музыкальная культура имеет многовековую историю, за время своего существования она не раз испытывала различные иностранные влияния. Однако это были в основном заимствования из близких по типу и менталитету культур - китайской и индийской. Только в XX веке Вьетнам (подобно многим другим традиционным культурам Востока) столкнулся с проблемой освоения принципиально иной системы музыкального мышления - европейской. Без этого вхождение профессиональной музыки Вьетнама в мировое культурное пространство кажется невозможным - данная мысль является ключевой во многих вьетнамских музыковедческих исследованиях. Синтез национальных и европейских музыкальных традиций начал осмысливаться как важная историко-теоретическая проблема потому, что уже на протяжении почти столетия его достичь с большим или меньшим успехом стремятся и вьетнамские композиторы. В рамках актуальной для профессиональной музыкальной культуры задачи особенно интересной нам представляется проблема освоения жанров сонаты и концерта в фортепианных произведениях вьетнамских композиторов разных поколений.

В XX веке профессиональное фортепианное искусство во Вьетнаме развивалось быстро и интенсивно, превращаясь в неотъемлемую часть 1 национальной культуры. Открывались музыкальные школы, училища, консерватории. В этих условиях особенно остро вставала проблема репертуара, основанного на национальных традициях - и не только простого в исполнительском отношении, ориентированного на начальное образование, но и более сложного, концертного. Вьетнамские композиторы, откликнувшись на потребности времени, стали разрабатывать новые для них жанры фортепианной сонаты и концерта.

Эти жанры (наряду с симфонией) для большинства композиторов восточных музыкальных традиций являются наиболее сложными, что вызвано прежде всего различиями в европейском музыкальном мышлении, в рамках которого соната возникла, и особенностями национального фольклора, на который, как правило, композиторы ориентируются в сфере интонационно-жанровых особенностей тематизма, ладовой организации и других компонентов музыкального языка.

Сонатная форма как вид музыкальной композиции, в отличие от других структур - строфической, вариационной, рондальной - не имеет аналогов в традиционной музыке народов Вьетнама. Ее внедрение в нарождающуюся профессиональную струю музыкального творчества, с одной стороны, означает новый качественный этап в освоении европейских норм музыкального мышления, а с другой, демонстрирует многообразие возможных подходов к этому освоению и синтезу двух культур.

Материалом исследования послужили сонаты и концерты вьетнамских композиторов, живущих и работающих во Вьетнаме: Нгуен Ван Нама, Нгуен Синя, Чань Тат Тоая, Данг Хыу Фука, Ка Ле Туана, Чу Миня, Динг Куанг Хопа, Куанг Хая, До Зунга, Фам Минь Кханга, Фам Минь Туана и др. Эти произведения существуют главным образом в рукописных копиях, изданы лишь немногие из них, такие как, например, I финал Полифонической сонаты Данг Хыу Фука. Помимо этого, в нашем исследовании мы опирались на личные беседы с некоторыми из упомянутых композиторов. В этих беседах они рассказывали об особенностях своего творческого метода и отношении к различным стилистическим моделям сонатной формы.

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе существования жанров фортепианной сонаты и концерта во вьетнамском музыкальном искусстве ощущается насущная потребность в осмыслении этих явлений. В то же время ни в отечественном, ни в российском музыковедении не существует трудов, посвященных проблемам сонатной формы и вопросам соотношения национального и вненационального во вьетнамских фортепианных произведениях крупных форм. Подобное осмысление пройденного пути призвано помочь вьетнамским композиторам в их дальнейших творческих поисках в рамках жанров сонаты и концерта.

В ходе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза - вьетнамская фортепианная соната и концерт находятся в стадии освоения и адаптации западноевропейских норм на почве традиционного музыкального искусства и поиска наиболее адекватных форм их сочетания. В связи с этим основной задачей работы стало исследование принципов взаимодействия национального и европейского в фортепианных сонатах и концертах вьетнамских композиторов и выявление некоторых общих закономерностей, позволяющих говорить о вьетнамской фортепианной сонате как о целостном явлении.

Решение этой задачи поможет внести новые штрихи в проблему диалога Восток - Запад, которая имеет устойчивую актуальность на протяжении последнего столетия. Это и является главной целью исследования.

В диссертации ставится ряд конкретных задач: I выявить те черты традиционной вьетнамской музыки, которые так или иначе преломляются в фортепианной сонате; => рассмотреть, как именно происходит соединение национальных и вненациональных черт на уровне тематизма, ритма, гармонии, ладовых структур; =>выяснить особенности сонатной композиции и их соотношение с национальными принципами музыкального мышления; рассмотреть различные варианты трактовки сонатного цикла в сонатах и концертах.

Основным методом исследования стала традиционная для российского музыковедения методология структурно-функционального анализа. Основополагающими в этом отношении для нас явились труды Б.Асафьева, Л.Мазеля, В.Цуккермана, В.Бобровского, Е.Назайкинского и др. В анализе сонатной композиции мы опирались также на работы В. Протопопова, Н. Горюхиной, А. Климовицкого, Т. Кюрегян, специально посвященные проблемам сонатности.

Кроме того, с методологической точки зрения очень важными представляются работы, посвященные проблеме "композитор и фольклор". Это прежде всего исследования И. Земцовского, Г. Головинского, Н. Шахназаровой, С. Закржевской, Е. Теминой, Р. Янов-Яновской и др. В них выделены общие принципы соотношения европейского и неевропейского в традиционных культурах, прежде всего в сфере жанров, тематизма, сформулированы важные мысли о соотношении монодийных по своей сути фольклорной восточной и многоголосной европейской традиций.

Краткий обзор литературы. Важную роль в разработке концепции диссертации сыграли исследования, посвященные вопросам становления и развития сонатной формы в различных национальных культурах, а также у отдельных авторов. Данной теме посвящены, в частности, диссертации Р. Мамедова, К. Надыршиной. Вместе с тем необходимо отметить, что исследований, посвященных исключительно фортепианной сонате или концерту в рамках той или иной национальной, прежде всего, восточной, культуры, немного. Обычно авторы выбирают объектом своего исследования национальную фортепианную школу в целом, рассматривая сонату лишь как один из ее элементов, что не позволяет остановиться на этом явлении с достаточной степенью подробности (диссертации Ш. Апояна, М. Ахметовой, А. Досаевой, JI. Дьябелко).

Проблемам вьетнамской музыки в целом посвящено немало работ (прежде всего диссертаций и статей) на вьетнамском и русском языках. Эти работы можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют труды, освещающие проблемы традиционной музыки Вьетнама - такие, как диссертации Нгуен Ван Нама, Фам Минь Кханга, Нгуен Синя, By Хан Лама1. В них рассматриваются виды и жанры национального музыкального искусства (прежде всего вьетнамской народной песни), его ладовые закономерности, ритмические особенности, формообразующие принципы и проч. В некоторых из них затрагивается и проблема синтеза традиционной вьетнамской и профессиональной европейской музыки. Так, например, Фам Минь Кханг в своей диссертации "О принципах систематизации напевов для свода Вьетнамского фольклора" (Одесса, 1985) отмечает необходимость пристального изучения вьетнамской музыки "в связи с решением практической задачи обучения композиторов-профессионалов, осваивающих технику многоголосной композиции на основе одноголосной народной мелодии Вьетнама"2. Тем самым подчеркивается важность и актуальность изучения народной и профессиональной музыки в их взаимодействии. Фам Минь Кханг выделяет также в качестве I существенного "вопрос о соотношении между национальными традициями и иноземными влияниями". По словам исследователя, "трудность этой проблемы заключается в многообразии контактов и взаимодействий с

1 Нгуен Ван Мам. Существенные черты традиционной музыки Вьетнама. Диссертация. JL, 1981. Фам Минь Кханг. О принципах систематизации напевов для свода Вьетнамского фольклора. Дисс. канд. иск. Одесса. 1985. Нгуен Синь. О происхождении лада во вьетнамской традиционной музыке. // СМ, 1975, № 9. Нгуен Синь. Коренные свойства музыки Вьетнама. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1982. By Хан Нам. Ладовая организация Вьетнамских народных песен. Дисс. СПб, 1992. До Нюан. Национальная музыка Вьетнама. // Музыкальная жизнь, 1971, № 11. другими музыкальными культурами (китайской, индийской, индонезийской, позже - арабской и в самое последнее время - с европейской)". Вместе с тем исследователь отмечает, что подробный анализ этих взаимодействий не является целью его работы.

Зоан Ньо в своей работе «Песенный фольклор и современная массовая песня Вьетнама» (Киев, 1980) делает попытку исследовать ладовую, жанровую, тематическую и композиционную структуру вьетнамского песенного фольклора, взаимосвязь лада и композиционной формы, связь между речевой интонацией и ладом, перенося затем все это "на анализ современной песни", чтобы определить черты ее преемственности с народной музыкой3. Вместе с тем проблема взаимодействия вьетнамской и европейской культур в его диссертации почти не затрагивается. Правда, исследователь уделяет внимание вопросу о слуховом восприятии европейской мажоро-минорной системы и ее 4 влиянии на современную вьетнамскую песню , однако он считает, что вьетнамская и европейская традиции представляют собой слишком разные явления и потому должны рассматривать отдельно5. Показательно, что в работе совершенно отсутствует анализ инструментальной музыки: автор ограничивается современной массовой песней, отмечая, что "нисколько не претендует на всеохватность своей версии" и что его диссертация -"посильный вклад в начальную стадию [решения - Т. К. Д.] сложной задачи"6.

В ряде работ проблема соотношения национального и вненационального в современной вьетнамской музыке ставится во главу

2 Фам Минь Кханг. О принципах систематизации напевов для свода Вьетнамского фольклора, цит. изд., с. 28.

Зоан Ньо. Песенный фольклор и современная массовая песня Вьетнама (К вопросу об эволюции общих закономерностей монодической системы вьетнамской песенности). Дисс. канд. искусствоведения. Киев, 1980. С. 5.

Этой проблеме посвяшено всего несколько страниц (160-169).

5 Гам же. с. 163.

6 т

1 ам же. с. 5. угла. Это прежде всего монография Фан Динь Тана "Проблема "Восток-Запад" и Дальневосточная художественная культура" (Киев, 1998), а также диссертация Т. Зиминой "Творчество композиторов социалистического Вьетнама в его связях с национальным музыкальным фольклором" (Ташкент, 1986). В первой из названных работ проблема взаимодействия восточной и западной культур рассматривается на материале современной вьетнамской гитарной музыки. В диссертации Т. Зиминой дается очерк современной музыкальной культуры Вьетнама, а также рассматриваются особенности гармонического языка и полифонического стиля, характерных для вьетнамской композиторской школы, в их соотношении с аспектами традиционной музыки7.

Особо следует упомянуть диссертации, ставящие вьетнамскую музыкальную культуру в контекст южно-азиатских и дальневосточных традиций. Так, работа Е. Васильченко посвящена анализу связей традиционной вьетнамской музыки с культурами Юго-Восточной Азии и о

Дальнего Востока , а исследование А. Алпатовой представляет вьетнамское музыкальное искусство как одну из составляющих общей музыкальной традиции Южной и Юго-Восточной Азии9.

Большой интерес для нашего исследования представляет работа Фам Jle Хоа «Инструментальная музыка Вьетнама в контексте стилевой эволюции музыки XX века» (Киев, 1997), где рассматривается ряд I инструментальных произведений вьетнамских авторов (в основном для скрипки соло и с фортепиано, а также симфоническая музыка) и оценивается то влияние, которое оказала на стилистику этих сочинений

7 Зимина Т. Творчество композиторов социалистического Вьетнама в его связи с национальным музыкальным фольклором. Дисс. канд. иск. Ташкент, 1986.

8 Васильченко Е. Традиционная музыка Вьетнама и ее связи с музыкальными культурами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Дисс. канд. иск. М., 1982.

9 Алпатова А. Музыкальные традиции Юго Восточной Азии. Дисс. канд. иск. М., 1996. музыка ведущих мастеров XX столетия (И. Стравинского, Б. Бартока,

С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др.)10.

Собственно фортепианной музыке вьетнамских композиторов на русском языке посвящена всего одна диссертация - Чан Тху Бак Ха

Фортепианная культура Вьетнама" (Москва, 1987). Вьетнамская фортепианная музыка рассмотрена в ней, главным образом с исторической и исполнительской точек зрения. Из интересующих нас сочинений в ней упоминаются только три: Сонатина Нгуен Тхи Нюнг, Соната Нгуен Ван

Нама и Полифоническая соната Данг Хыу Фука. Автор останавливается главным образом на исполнительских нюансах, а общий анализ этих произведений дан очень обобщенно".

На вьетнамском языке также существует всего несколько работ, где так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с жанрами фортепианной сонаты и концерта в национальной музыке. Наиболее фундаментальной из них является исследование Нгуен Тхань Ча "Анализ некоторых вьетнамских произведений для фортепиано крупных форм и 11 жанров" . Среди произведений, проанализированных автором - сонаты и концерты Ка Ле Тхуана, Чан Тат Тоай, До Зунга, Нгуен Динь Лыонга, Фам

Минь Кханга, Данг Хыу Фука. Работа содержит ряд ценных наблюдений, касающихся особенностей формы. Вместе с тем основной акцент сделан на аналитических этюдах (структурном анализе отдельных сочинений), в то t время как обобщающие разделы сведены к минимуму, а проблема соотношения национального и европейского вообще осталась за рамками диссертации.

Большой интерес для нашего исследования представляет также дипломная работа By Ту Кау, выполненная на кафедре теории музыки

10 Фам Jle Хоа. Инструментальная музыка Вьетнама в контексте стилевой эволюции музыки XX века. Автореф. дисс. канд. иск. Киев, 1997. Чан Тху Бак Ха. Фортепианная культура Вьетнама. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1987.

Ханойской консерватории - "Жанр концерта для фортепиано [во

11 вьетнамской музыке]" (1996) . В ней рассмотрен ряд концертов для фортепиано с оркестром, среди которых произведения Чу Миня и Ка Jle Туана, а также (не совсем понятно, почему) Сонатина Нгуен Тхи Нюнг14. Помимо структурного анализа основной акцент сделан на особенностях гармонического языка концертов. Кроме того, автор попытался выявить и описать национальные элементы — прежде всего в рамках тематизма. Однако ограниченный объем дипломного исследования не позволил раскрыть эти аспекты с достаточной степенью подробности и углубленности.

В целом можно сказать, что главной особенностью такого рода работ является преобладание последовательно изложенных анализов тех или иных сочинений без попыток рассмотреть вьетнамскую фортепианную сонату как целостное явление, выявить драматургические особенности циклов и определить соотношение европейских и национальных элементов на уровне не только мелодики, но также гармонии, ритма, методов развития и т.д.

Все это определяет научную новизну данной диссертации. В ходе исследования возникли некоторые терминологические неясности, требующие особого уточнения. Они связаны с транскрипцией и переводом терминов вьетнамской традиционной музыки на русский язык. В некоторых случаях существует несколько вариантов транскрипции и написания на русском языке вьетнамских музыкальных терминов. Так, например, наименование одного из театральных жанров — Cheo — транскрибируется как «тео» или как «тьео», кроме того пишется со строчной или с прописной буквы. Сложности возникают и в написании

12 Нгуен Тхань Ча. Phan tfch met sб tac ph&n piano Vi6t Nam vie't a nhOng hinh thuc va th£ loai Ion. Ханой, 1999.

13 By Ту Kay. Tim hiiu tac phdm cho Piano & thS loai Congxecto. Дипломная работа. Ханой, 1996.

14 Там же, с. 48. названий вьетнамских провинций. Например, Вас Ninh транскрибируется и как Бакнинь, и как Багнинг15, а пишется как одно слово или как два (Бак нинь), причем второе может начинаться как со строчной, так и с прописной буквы.

Кроме проблемы транскрипции, возникает также проблема перевода тех или иных слов. При обозначении жанров часто используется слово hat, что по-вьетнамски означает «петь», «пение». В одних случаях оно переводится на русский, в других - нет. В результате, песни одного жанра могут выступать в исследовательской литературе и с предпосланным им словом hat, и без него (например, «песни ви» или «песни хат ви», «куан хо» или «хат куан хо»), иногда даже в одной и той же работе16. То же относится и к обозначению инструментов: названиям струнных обычно предпослано слово dan, что значит «музыкальный инструмент». Употребление названий струнных инструментов с этим словом и без него никак не регламентировано, и часть инструментов обозначается вместе с

17 ним (например, дан чань), а часть - без (ни, нгует) . Все это приводит к некоторой путанице в терминологии.

В процессе изложения мы попытались, насколько это возможно, унифицировать написание различных традиционных терминов.

Композиция работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Во втором разделе введения

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фортепианная соната и концерты вьетнамских композиторов: национальные особенности и европейская традиция"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вьетнамская фортепианная соната и концерт принадлежат к характерным проявлениям дальневосточной профессиональной культуры, на протяжении всего XX века осваивавшей нормы европейского музыкального мышления. Оба жанра в данный момент находятся в стадии адаптации западноевропейских норм на почве традиционного музыкального искусства и поиска наиболее адекватных форм их сочетания.

Соната как жанр и сонатная форма, с одной стороны, и фольклорная восточная традиция, опирающаяся на монодийные жанры, с другой, имеют значительное число противоположных качеств. Для сонаты характерны тематический и образный контраст, разработка, направленное тональное движение, активное развитие, преобразование материала. Народная музыка, напротив, характеризуется экстенсивностью развития, вариантностью, модальностью, малой степенью тоникализации, отсутствием тематических контрастов.

За период с конца 60-х гг. XX века, когда появились первые фортепианные сонаты и концерты, написанные вьетнамскими композиторами, и до настоящего времени создано такое количество произведений этих жанров, которое позволяет выделить некоторые тенденции в их развитии на почве национальной вьетнамской культуры.

Освоение западноевропейских традиций в рамках фортепианной сонаты и концерта в целом находится в русле тех тенденций, которые выделяются исследователями профессиональных музыкальных школ, возникших на основе национальных культур (прежде всего монодических). Сочетание национального и европейского во вьетнамской сонате имеет различные формы и выражается на разных уровнях - от интонационно-тематических процессов до методов развития и особенностей композиционных структур.

Наиболее ярко и узнаваемо национальный колорит проявляется в ладовых особенностях мелодики. Несмотря на то, что пентатоника является универсальной ладовой системой, лежащей в основании различных музыкальных традиций, во вьетнамской музыке она обладает рядом черт, позволяющих говорить о ее национальной специфике. Эта специфика обнаруживается, с одной стороны, в использовании характерных ладовых наклонений пентатоники (прежде всего ладов Бак и Нам), с другой, в характерных попевках, через которые проявляются эти ладовые наклонения. Во вьетнамских фортепианных сонатах и концертах пентатонные структуры используются не только в чистом виде или в сочетании друг с другом, но и во взаимодействии с европейской тональностью.

Другая сфера преломления национального - метроритмическая организация. Метроритмическая нестабильность («асимметрия») народной песни как проявление ее импровизационного характера находит отражение в использовании во вьетнамской сонате переменных и нестандартных размеров, обилии синкопированных ритмов. С другой стороны, «симметричные» ритмические структуры, также характерные для ряда вьетнамских народных жанров, в сонатах и концертах проявляются через продолжительные остинато.

Жанровость также является важнейшим признаком национального в рамках профессиональных форм. В ряде тем сонатных аллегро народные истоки ощущаются именно через преломление того или иного жанра вьетнамской национальной музыки (чаще всего лирических песен хо, куан хо, а также колыбельных и некоторых танцевальных жанров).

Создавая то или иное произведение в сонатной форме, вьетнамские композиторы обычно - осознанно или неосознанно - опираются на определенную стилевую модель. Этих моделей несколько. Наиболее распространенная - романтическая фортепианная соната и романтический фортепианный концерт. Обращение к этой стилевой модели закономерно, так как ее основные качества - эпичность, картинность, контраст больших разделов экспозиционного характера - лучше отвечают духу вьетнамской традиционной музыки, чем драматизм и острая конфликтность.

Вместе с тем необходимо отметить, что объединение европейского и традиционного способов музыкального мышления в рамках романтической стилевой модели далеко не всегда проходит успешно. Различные разновидности пентатоники, которые являются органической основой музыкального языка вьетнамских мастеров, не всегда естественно сочетаются с классико-романтической функциональной гармонией. Вкрапление национальных элементов в музыкальную ткань часто происходит насильственно, что влияет на общий художественный результат.

Гораздо более перспективными в этом отношении представляются сонаты и концерты, опирающиеся на модальные принципы развития материала (близкие к импрессионистическим) и современные композиторские техники. В этом случае соединение национальных элементов музыкального языка и европейских форм оказывается гораздо более органичным и естественным. Среди наиболее удачных образцов такого рода следует назвать Полифоническую сонату Данг Хыу Фука, Сонату Нгуен Синя и Концерт для фортепиано с оркестром Нгуен Динь Лыонга. Нужно сказать, что многие позитивные в этом отношении тенденции очень ярко проявляются в жанрах фортепианной миниатюры и вариаций, которые более естественно связаны с особенностями национального музыкального мышления, более легко адаптируют и фольклорный тематизм и присущие народно-песенным образцам вариантные принципы развития и вокально-строфического формообразования.

Вьетнамские композиторы продолжают вести активные поиски в рамках этих жанров, так как в музыкальной культуре Вьетнама продолжают развиваться не только ее фольклорные или производные от них формы, но и те виды деятельности, которые связаны с европейской музыкальной культурой. Профессиональное и любительское музыкальное образование, концертно-филармоническая работа требует расширения пианистического репертуара за счет произведений национальных авторов, в том числе в таких крупных жанрах, как соната и концерт. Главным условием для достижения убедительного художественного результата, как нам кажется, является не механическое соединение вьетнамских музыкально-языковых особенностей с наиболее сложной и развитой европейской формой (соната, сонатный цикл), но поиск гибких и органичных способов построения масштабной композиции, не противоречащего принципам восточного музыкального мышления. Многие тенденции в европейской музыке XX века дают нам такие примеры. В концертах и сонатах А. Берга, сонатах П. Хиндемита, концертах Р. Щедрина, концертах и симфониях А. Шнитке и многих других сонатная форма в ее классико-романтическом варианте отступает перед весьма свободной трактовкой сонатного принципа. Именно по такому пути, по всей видимости, и будет развиваться фортепианная соната и концерт во Вьетнаме. И хотя слушательский интерес к современной и сложной в техническом отношении музыке во Вьетнаме пока еще не очень велик, но поиски новых форм диалога с европейской культурой несомненно принесут свои плоды.

 

Список научной литературыТа Куанг Донг, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Абукова Ф. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры нации. Автореф. дисс. канд. иск. Москва-Ашгабат, 1994.

2. Аверинцев С. Западно-восточные размышления // Восток-Запад. М., 1988.

3. Аксюк С. Композиторы Вьетнама детям // Музыкальная жизнь, 1965, №4.

4. Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент, 1983.

5. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждение о судьбах народной песни. М., 1988.

6. Алманжол Б. Об отражении своеобразия традиционной казахской инструментальной музыки в творчестве современных композиторов // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999.

7. Алпатова А. Историческая эволюция инструментального музицирования в Юго-Восточной Азии и место в нем ансамбля малого состава // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986.

8. Алпатова А. Музыкальные традиции Юго Восточной Азии. Дисс. канд. иск. М., 1996.

9. Асафьев Б. Композитор имя ему народ // Избранные труды. Т. IV. М., 1955. С. 17-21.

10. Ю.Асафьев Б. О русском музыкальном фольклоре как народном музыкальном искусстве в музыкальной культуре нашей действительности // Избранные труды. Т. IV. М., 1955. С. 22-24.

11. П.Асафьев Б. О русской песенности // Избранные груды. Т. IV. М., 1955. С. 75-84.1. Библиография

12. Ахмедова М. Туркменская фортепианная музыка. Дисс. канд. иск. Баку, 1974.

13. Бахтиярова Ч. Национальное и интернациональное в татарской музыке // Музыка и современность: Сб. ст., вып. 6. М., 1969. С. 179-230.

14. М.Белорусец И. Из вьетнамских музыкальных впечатлений // Музыка народов Азии и Африки, вып. 1. М., 1969.

15. Белорусец И. Композитор и фольклор // СМ, 1971, № 11.

16. БерковВ. Формообразующие средства гармонии. М., 1971.

17. Бордюг Н. Интонационные процессы в музыке современного Узбекистана. Авторефе. дисс. канд. иск. М., 1973.

18. Бражник J1. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Автореф. дисс. докт. иск. Новосибирск, 2003.

19. Буи Конг Тхань. Культура мелодического интонирования на скрипке в аспекте национальной специфики речевой интонации. Дисс. канд. иск. Магнитогорск, 1998.

20. Бянь Мэн. Очерки становления и развития Китайской фортепианной культуры. Дисс. канд. иск. СПб, 1989.

21. Валитова J1. Проблемы ладовой организации в башкирской народной музыке. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1989.

22. Валькова В. Музыкальный тематизм мышление - культура. Нижний Новгород, 1992.i

23. Васильченко Е. Современная музыкальная культура Вьетнама // Музыкальный научный реферативный сборник, вып. 1. М., 1979.

24. Васильченко Е. Ка чу традиция женского пения // Азия и Африка сегодня, 1982, № 8, с. 48-49.

25. Васильченко Е. Традиционная музыка Вьетнама и ее связи с музыкальными культурами Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Дисс. канд. иск. М., 1982.1. Библиография 161

26. Васильченко Е. Культура звука в традиционных Восточных цивилизациях. Дисс. докт. иск. М., 1997.

27. Взаимодействие культур Востока и Запада. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. 18-19 октября 1988 г. Вильнюс, 1988.

28. Виноградов В. Заметки о среднеазиатском многоголосии // Музыка народов Азии и Африки, вып. 2. М., 1973. С. 98-127.

29. Виноградов В. Музыка Советского Востока (от унисона до полифонии). М., 1968.

30. Волков К. Фольклор и современное композиторское творчество // СМ, 1982, № 11, с. 25-33.3 .Волкова С. Отражение особенностей музыкального мышления Китайцев в специальной терминологии. Дисс. канд. иск. М., 1990.

31. Восток-Запад: диалог культур. Материалы III Международного симпозиума. Алматы. 25-27 октября 2001 г. В 3-х частях. Алматы, 2001.

32. By Хан Лам. Ладовая организация Вьетнамских народных песен. Дисс. канд. иск. СПб, 1992.

33. Вызго И. Зарождение и первые этапы развития симфонической музыки в республиках Средней Азии и Казахстане (1917-1945). Дисс. канд. иск. Л., 1967.

34. Вызго Т. О характерных чертах языка современной узбекской музыки // Музыка и современность: Сб. ст., вып. 6. М., 1969. С. 142-178.

35. Галицкая С. Теоретические вопросы монодии. Ташкент, 1981.

36. Гафурбеков Т. О фольклорных истоках узбекского профессионального музыкального творчества. Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1977.

37. Гафурбеков Т. О фольклорных истоках узбекской профессиональной музыки. Ташкент, 1984.

38. Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981.1. Библиография 162

39. Горковенко А. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной музыкальной культуры // Актуальные проблемы современной фольклористики. JI., 1980. С. 65-82.

40. Горюхина Н. Эволюция сонатной формы. Киев, 1973.

41. Гуреев С. Камерно-инструментальные сочинения Кара Караева 60-х годов // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13. Л., 1974. С. 146162.

42. Двилянский А. Киргизская народно-песенная монодия как объект переинтонирования. Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1989.

43. Димитриади Н. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13. Л., 1974. С. 106125.

44. До Нюан. Национальная музыка Вьетнама. // Музыкальная жизнь, 1971, № 11.

45. До Нюан. Народная музыкальная культура Вьетнама и проблемы развития профессиональной музыки. // СМ, 1975, № 9.

46. Досаева А. Становление и развитие казахской фортепианной музыки. Дисс. канд. иск. Ташкент, 1989.

47. Дьябелко Л. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока. Дисс. канд. иск. Л., 1989.

48. Дюшембиева К. Творчество Калыя Молдобасанова в аспекте проблем традиций и новаторства. Дисс. канд. иск. Ташкент, 1989.

49. Есипова М. В. Сущностные черты японской традиционной музыки. Автореф. дисс. канд. иск. Ташкент, 1988.51 .Закржевская С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент, 1979.

50. Зимина Т. Творчество композиторов социалистического Вьетнама в его связи с национальным музыкальным фольклором. Дисс. канд. иск. Ташкент, 1986.

51. Климовицкий А. Судьба традиций классической сонатности в двух антагонистических течениях западноевропейской музыки XX века // Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3. М., 1976.

52. Кон Ю. О двух типах подхода к отражению в гармонии натурально-мелодических ладов // Музыка и жизнь, вып. 2. Л.-М., 1975. С. 129-162.

53. Красильников И. Встречи с искусством. Впечатления о музыкальной жизни Вьетнама // СМ, 1980, № 9

54. Краткая история Вьета. М., 1980.

55. Курочкин Ю. Когда над Ханоем опускается вечер // СМ, 1959, № 7.

56. Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958.1. Библиография 164

57. Кюрегян Т. Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 50-х 70-х гг.: Автореф. дисс. канд. иск. М., 1982.

58. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979.

59. Мазель Л. О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Шостаковича// Этюды о Шостаковиче. М., 1986.

60. Макарова М. Вопросы ритма и фактуры произведений композиторов Туркменистана. Автореф. дисс. канд. иск. Ташкент, 1989.

61. Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. Ташкент, 1978.

62. Мамаджанова Э. Воплощение внутривосточной тематики в творчестве композиторов Узбекистана: методы, эволюция. Автореф. дисс. канд. иск. Ташкент. 1991.

63. Мамедова Р. Роль мугамной ладоинтонационной основы в возникновении сонатной формы в творчестве Уз. Гаджибекова. Автореф. дисс. канд. иск. Тбилиси, 1981.

64. Махней С. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). Автореф. дисс. канд. иск. Магнитогорск, 1997.

65. Месхишвили Э. Фортепианные сонаты Скрябина. М., 1981.

66. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.

67. Музыкальные традиции стран Азии и Африки / Сб. науч. тр. МГК имени П. И. Чайковского. М., 1986.

68. Муров А. Письма из Ханоя // СМ, 1973, № 3, с. 122-127.

69. Надыртина К. Фортепианный концерт в Средней Азии и Казахстане. Дисс. канд. иск. М., 1984.

70. Назайкинский Е. Логика Музыкальной композиции. М., 1982.

71. Народные вьетнамские песни / Сост. Суан Хай. Ханой, 2001.

72. Народные песни Вьетнама. Ханой, 2001.1. Библиография 165

73. Народные песни Вьетнама. Расшифровка Тхань ха с голоса Фам Ван Киена. Ханой, 1973.

74. Народные песни Нам бо. Расшифровка Чан Киет Тыонга. Т. 1. Ханой, 1959

75. Нарымова Н. Зарождение и развитие симфонической музыки в Туркмении. Автореф. дисс. канд. иск. Ашхабад-Баку, 1975.

76. Новикова Л. Развитие жанра концерта в творчестве композиторов Советского Туркменистана. Автореф. дисс. канд. иск. JL, 1985.

77. Нгуен Ван Нам. Существенные черты традиционной музыки Вьетнама. Дисс.канд. иск. JI., 1981.

78. Нгуэн Динь Тан, Нгуэн Синь. Вьетнамская музыка. // Музыкальная энциклопедия: В 6-ти. Т. 1. М., 1973.

79. Нгуен Л. Музыка страны гор // СМ, 1974, № 7, с. 118-122.

80. Нгуен Л. Традиционный театр Вьетнама. Новосибирск, 1997.

81. Нгуен Лан Туат. Театр тео и его музыка. Дисс. канд. иск. Л., 1980.

82. Нгуен Синь. О происхождении лада во вьетнамской традиционной музыке. //СМ, 1975, № 9.

83. Нгуен Синь. Интернациональная природа вьетнамской музыки // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: Сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных.

84. Нгуен Синь. Коренные свойства музыки Вьетнама. Дисс. канд. иск. М., 1982.

85. Нгуен Тронг Банг. Наша музыкальная культура // СМ, 1971, № 11, с. 118-120.

86. Нестьев И. О национальном и интернациональном в развитии современных музыкальных культур // Социалистическая музыкальная культура. М., 1974. С. 9-26.

87. Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке // Музыкальный современник, вып. 1. М., 1973. С. 144181.1. Библиография 166

88. Орджоникидзе Г. Фольклор в контексте интернациональных взаимосвязей культур // Музыкальная трибуна Азии. М., 1975. С. 42-48.

89. Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина. М., 1979.

90. Поляновский Г. Певцы и музыканты народного Вьетнама // Советская музыка, 1960, № 1. С. 133.

91. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.

92. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М., 1970.

93. Протопопов В. Вторжение вариаций в сонатную форму // Протопопов В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. С. 151-159.

94. Протопопов В. Некоторые особенности сонатно-симфонических циклов Бетховена // Протопопов В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. С. 231-241.

95. Протопопов В. О принципах формообразования у Шостаковича // Протопопов В. Избранные исследования и статьи. М., 1983. С. 75-98.

96. Протопопов В. Методы анализа современной музыки // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. VII Международный музыкальный конгресс. М., 1973.

97. Ручьевская Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // СМ, 1975, № 5, с. 129-134.

98. Склютовская Т. Черты национального стиля в киргизской камерно-инструментальной музыке. Дисс. канд. иск. JL, 1982.

99. Скребкова-Филатова М. Драматургическая роль фактуры в музыке //1

100. Проблемы музыкальной науки, вып 3. М., 1975.

101. Современность и фольклор. М., 1977.

102. Сорокина Е. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России. Дисс. канд. иск. М., 1976.

103. Сохор А. Национальное и современное в советской музыке // Музыкальный современник. Вып. 1. М., 1973.1. Библиография 167

104. Субхи Р. К вопросу об использовании европейской композиторской техники в арабском профессиональном творчестве. Дисс. канд. иск. М„ 1979.

105. Темина Е. Теоретические вопросы взаимодействия монодической и многоголосной музыкальных систем в регионе Востока. Дисс. канд. иск. Ташкент, 1984.

106. Тимонен Т. Общие проблемы гармонической обработки монодийных народных напевов. Дисс. канд. иск. Л., 1980.

107. Толон Р. Национальные тенденции в кубинской фортепианной музыке 20-х 50-х годов XX века. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1994.

108. Трембовельский Е. Теоретические проблемы казахской симфонии (На материале симфоний Е.Брусиловского). Дисс. канд. иск. Л., 1972.

109. Тюлин Ю. Произведения Чайковского. М., 1973.

110. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М., 1976.

111. Узких Л. О симфонизме циклических произведений Жубановой. Дисс. канд. иск. М., 1979.

112. Фам Динь Сау. В одном строю с бойцами Вьетнама // СМ, 1969, № 5, с. 120-122.

113. Фам Ле Хоа. Инструментальная музыка Вьетнама в контексте стилевой эволюции музыки XX века. Автореф. дисс. канд. иск. Киев, 1997.

114. Фам Минь Кханг. О принципах систематизации напевов для свода Вьетнамского фольклора. Дисс. канд. иск. Одесса. 1985.

115. Фан Динь Тан. Гитарное искусство Вьетнама (в контексте мирового гитарного искусства). Дисс. канд. иск. Киев, 1996.

116. Фан Динь Тан. Проблема "Восток-Запад" и Дальневосточная художественная культура. Киев, 1998.

117. Флярковский А. Вьетнамский дневник//СМ, 1970, № 9, с. 112-121.1. Библиография 168

118. Хашимов А. Скрипичные концерты композиторов Узбекистана. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1981.

119. Холопов Ю. Пентатоника // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1973. С. 234-238.

120. Холопова В. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб., 1999.

121. Хоанг Тан Ши. Народные музыкальные инструменты Вьетнама. // Из истории музыки XX века. М., 1971

122. Хоанг Тан Ши. Народные вьетнамские инструменты. Дисс. канд. иск. М., 1971.

123. Цуккерман В. Лад // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Т. 3. М., 1976. С. 130-146.

124. Чан Ван Хе. Вьетнамская традиционная музыка (пер. на вьетн. язык). Ханой, 1977.

125. Чан Тху Бак Ха. Фортепианная культура Вьетнама. Дисс. канд. иск. М., 1987.

126. Чигарева Е. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой произведения в целом // Проблемы музыкальной науки, вып 2. М., 1973.

127. Шарафутдинова Р. Фольклорная основа камерно-инструментальной музыки композиторов Поволжья. Автореф. дисс. канд. иск. Вильнюс, 1988.

128. Шахназарова Н. Интонационный словарь и проблема народности. М„ 1966.

129. Шахназарова Н. О национальном в музыке. М., 1968.

130. Шахназарова Н. Музыкальный профессионализм в контексте культуры // СМ, 1981, № 7, с. 7-17.

131. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М., 1983.1. Библиография 169

132. Шахназарова Н. Национальная традиция и композиторское творчество. М., 1992.

133. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М., 1952.

134. Юденич Н. О натурально-ладовой гармонии. Минск, 1966.

135. Юнг К. Г. Различие между восточным и западным мышлением // Сознание и бессознательное. СПб., 1997. С. 500-522.

136. Янгибаева Г. Туркменский симфонизм: К вопросу о национальном в системе музыкального мышления. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1995.

137. Янов-Яновская Н. Узбекская симфоническая музыка. Ташкент, 1979.

138. Янов-Яновская Н. Богатство многообразия // СМ, 1981, № 1, с. 28-33.

139. Янов-Яновская Н. О национальном стиле современной узбекской симфонической музыки // Советская музыка на современном этапе. М., 1981. С. 165-203.

140. Янов-Яновская Н. К проблеме освоения многоголосия монодийными культурами // Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент, 1983. С. 69-73.

141. Янов-Яновская Н. Опыт типологизации процессов освоения многоголосия // Традиции музыкальных культур Ближнего, Среднего Востока и современность. М., 1987. С. 113-114.

142. Am nhac Trung Qutfc Ki£u Kie'n Trung chu bi£n, Trinh Trung Hieii dich. Ha N6i, 2002.

143. Dao Viet Hmig Tim hi£u ditu thtfc dan ca ngucd Viet BUc Trung b6. Ha N6i, 1999.

144. Ha Huy Giap, Liru Htfu Phtfcrc, Nguyen Хийп Khoat V6 tmh d^n t6c trong am nhac Viet Nam. Ha N6i, 1976.

145. Hoang Ta'n Sy Dan dan t6c Viet Nam. Luan van pho tien sy. Moscow, 1971.

146. Huynh Khai Vinh NhGng v^Ln de van hoa Viet Nam dilofng dai. Ha N6i, 2000.

147. Le Anh Hai Dieu thuc va hoa thanh Han T6c. Le Bich dich. Ha N6i, 1961.

148. Le Van Lan, Pham Van Kfnh, Nguyen Linh Nhtfng d£u vet d&u tien cua thoi ky d6 d<5ng cr Viet Nam . Ha N6i, 1963.

149. Le Huy Hoa Hoang Due Nhu&n chu bidn. Van hoa Viet Nam truy£n th6ng va hi6n dai. Ha Ndi, 2000.

150. Ng6 Van Doanh, Cao Xuan Pha, Trdn Thi Ly. Nghe thuat Dong Nam a. Ha N6i, 2000.

151. Nguyen Thi Thu Thucfng Tim hieu ng6n ngur am nhac cua Nhac si Nguy6n Van Nam qua ban giao htfcfng so 6. Нб Chi Minh, 2000.

152. Nguy6n Chi Вёп Van hoc dan gian Viet Nam - Nhftng suy nghi. Ha N6i, 1999.

153. Nguyen Thuyet Phong and P.S.Campbell. From Rice Paddies and Temple Yards: Traditionel Music of Vietnam. Danbury, CT, 1990.

154. Nguy€n Thuyet Phong, ed.: New Perspectives on Vietnamese Music: Six Essays. New Haven, CT, 1991.

155. Pham Duy Dac khao dan nhac Viet Nam. Sai Gon, 1972.

156. Pham -Duy. Musics of Vietnam. Carbondale, II and London, 1975.

157. Phan Ngoc Ban sdc van hoa Viet Nam. Ha N6i, 2001.

158. Thuy Loan Lich sir am nhac Viet Nam. Ha N6i, 1993.

159. T6 Ngoc Thanh, H6ng Thao Tim hi^u am nhac с6 truyen - Tap 1. Ha N6i, 1986.

160. Тгёп Ngoc Them Tim vi ban sac van hoa Viet Nam. Ha N6i, 1999.

161. Tr^n Ngoc Them Co so van hoa Viet Nam. Ha N6i, 1999.

162. Тгёп Qu6c Vuong NhOng net lich sir Viet Nam. Ha Noi, 1998.

163. Van hoa Viet Nam Xa h6i va con ngiroi. Nhi6u tac gia. Ha N6i, 2000.

164. Vietnamese Music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.1. V. 26. P. 588-597.

165. Vo Phan Tranh Giao Trinh. Ca-dao: Vietnamese Popular Songs. Brussels, 1975.