автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Фортепианное искусство Якутии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Варламова, Александра Васильевна
Том 1.
Введение.
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ
1.1. Истоки и пути развития фортепианного исполнительства.
1.2.Этапы и особенности профессионального образования пианистов в условиях Севера.
Глава 2. ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
2.1. Якутская фортепианная музыка: аспекты исследования.
2.2. Теоретико-исполнительский анализ произведений якутских авторов как основа интерпретаторского творчества пианистов.
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Варламова, Александра Васильевна
Многие национальные культуры, отражая свое миропонимание и способы самовыражения этноса, в течение тысячелетий остаются для других народов как бы за семью печатями. Они ждут определенного им судьбой времени, чтобы выйти на поверхность, вызвать к себе интерес и завоевать признание. «Современная эпоха, — пишет Н. Шахназарова, — одна из интереснейших в истории музыки. В привычную орбиту музыкального профессионального искусства втягиваются новые народы. <. > Значительно расширяются представления о ""культурном музыкальном мире41: народы, прежде третируемые как малоразвитые, дают такие образцы творчества, которые покоряют самых требовательных знатоков свежестью и новизной музыкального мышления, щедростью красок» (164, 3).
В последние десятилетия, привлекая общественное внимание, все активнее начинает заявлять о себе профессиональное музыкальное искусство Якутии, которое благодаря своей самобытности, становиться ярким художественным явлением нашего времени. Сегодня якутская профессиональная музыка — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.
Это сравнительно молодая музыкальная культура, опирающаяся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора, уходящего своими корнями в глубокую древность, ибо арктическая цивилизация существует несколько тысячелетий и лишь в XIX — XX вв. мировая наука открыла для себя выдающиеся явления художественной культуры, созданные численно небольшим народом саха (якуты), проживающим на гигантских просторах «белого безмолвия». Якуты смогли не только сохранить свою жизнь, но и создали богатейшее музыкально-поэтическое народное творчество, осознанное ныне как ценнейшее культурное наследие прошлого.
В 40-е гг. XX столетия была осуществлена своего рода экстраполяция на якутскую почву музыкальных канонов европейского типа, в корне изменившая всю художественную жизнь, северного края. Притом приобщение национальной культуры к музыкальному профессионализму в Якутии произошло в кратчайшие сроки: менее чем за полвека сложилась своя композиторская школа, состоялось становление музыкального образования и исполнительского искусства
Русская композиторская, фортепианная, струнно-смычковая и другие школы, опыт организации обучения и воспитания исполнителей, композиторов и педагогов позволили создать самобытное и целостное направление в современном музыкальном искусстве, каковым сегодня является якутская профессиональная музыка. Но в силу ряда объективных причин (отсталая экономика, отдаленность от культурных центров, суровость климата и пр.), темпы строительства музыкальной культуры и музыкального образования Якутии сравнительно с иными регионами России (Бурятия, Поволжье, Приуралье и т.д.) поначалу оказались замедленными. Так, начало организации здесь профессионального музыкального образования относится лишь к 1944 году, первый педагог-пианист коренной национальности с высшим образованием появился лишь в 60-м году (А. А. Попова), а первый профессиональный композитор-якут — в 70-е годы (3. К. Степанов)1.
Будучи одной из важнейших областей национального музыкального искусства, фортепианная музыка и исполнительство Якутии тесно связаны со всей национальной музыкальной культурой и отражают характерные особенности ее развития. Обращение композиторов к истокам народного творчества, интерес к народной музыке проявляются как одна из ведущих, определяющих тенденций. Одним из убедительнейших примеров этого и является национальная фортепианная музыка
1В 1944-1994 годах, то есть в течение 50-ти лет, в Якутии окончательно сформировалась полная система музыкального образования «школа-училшце-вуз».
Молодая, находящаяся на пути становления, фортепианная культура Якутии прошла сравнительно небольшой, "но весьма стремительный путь развития, которое берет свое начало в середине 40-х гг. прошедшего столетия и интенсивно продолжается в наши дни. В настоящее время фортепианное искусство северной республики представляет собой одно из заметных явлений ее музыкальной культуры. В течение указанного периода была создана довольно обширная нотная литература, представленная различными произведениями малых и крупных форм и отличающаяся тематическим многообразием, значительным разнообразием жанров и выразительных средств, уровня трудности. Наиболее яркие и самобытные из них постоянно звучат на концертной эстраде Якутии, а в последнее время и за ее пределами не только в России, но и за рубежом. Феномен фортепианных произведений якутских авторов, выступая как конечный продукт композиторского творчества, чрезвычайно своеобразен в плане исторических форм бытия, социального функционирования и в качестве объекта изучения в образовательном процессе.
Однако этот пласт якутской профессиональной музыки и, соответственно, вопросы исполнительства не были объектом комплексного исследования с учетом всех перечисленных аспектов. Приходиться констатировать, что из-за отсутствия теоретических, аналитических и обобщающих научных исследований широкому кругу музыкантов фортепианное творчество композиторов Якутии, к сожалению, пока еще мало известно.
Якутская национальная музыка систематически изучается в фортепианных классах различных учебных заведений республики — от сельских музыкальных школ до высших образовательных учреждений, поскольку практически вся она может быть использована в процессе всестороннего воспитания молодых музыкантов. Реальное существование в течение многих лет обширного и разнообразного фортепианного репертуара давно уже поставило задачу не только практического использования, но также всестороннего анализа и мотивированной оценки как творческого наследия композиторов в целом, так и отдельных, наиболее самобытных произведений.
Благодаря наличию самобытного репертуара (сочетаемого с изучением различных стилей фортепианной классики), с конца 40-х — а более всего с 90-х годов — большие успехи в Якутии были достигнуты в музыкальном образовании, в русле которого произошло определенное становление якутской фортепианной школы.
Мировое фортепианное искусство, в частности, исполнительство, как известно, имеет богатую теоретическую литературу, посвященное анализу его основ и обобщению огромного исторического опыта. Начиная с 70-80-х годов, в отечественной литературе появился и ряд специальных работ, исследующих фортепианные культуры отдельных регионов и стран. В этой литературе есть, однако, тема, пока еще мало затронутая исполнительским музыкознанием: развитие пианизма в Якутии, деятельность там профессиональных исполнителей и педагогов. Изучение, разносторонний анализ их исполнительской и педагогической деятельности несомненно может способствовать расширению представлений о многообразии современной музыкальной жизни республики, ибо в этой сфере работают самобытные композиторы, яркие исполнители, авторитетные преподаватели, творческая деятельность которых внесла весомый вклад в развитие национального музыкального искусства Поэтому, повторим, большой научный и практический интерес представляет исследование всего того, что связанно с якутским фортепианным исполнительством, которое до сих пор не изучалось.
Так, до сих пор не существует сколько-нибудь значительных работ, посвященных изучению и исполнению яркого национально-самобытного явления, каким ныне являются фортепианная музыка и исполнительство Якутии. При этом необходимо отметить, что многочисленные интереснейшие факты и историко-хронологическая информация, касающаяся фортепианной культуры Якутии в целом, остаются неизученными; нотная литература до сих пор не систематизирована, а каталогизация изданий и нотных рукописей вообще отсутствует. Высказанными соображениями и определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.
Состояние изученности проблемы. В той или иной мере интересующие нас проблемы частично освещались в материалах, посвященных якутским композиторам и содержащихся в монографических очерках и исследованиях Г. Г. Алексеевой (11; 12), К И. Головневой (57; 58), 3. И. Кириллиной (59; 76), Г. М. Кривошапко (86), А. С. Ларионовой (88), Н. Н. Николаевой (10;129), Л. К. Потаповой (139; 140) и др. Все они посвящены различным вопросам истории и теории якутской музыки. Фортепианное же творчество рассматривается в них либо в русле общего развития музыкальных жанров, либо в процессе анализа творчества изучаемого композитора. Авторы этих трудов не ставили своей задачей дать полное представление об историческом процессе развития якутской фортепианной музыки. Но их значение в накоплении и осмыслении музыковедческих знаний о национальной культуре народа саха бесспорно.
Так, большое значение в этом плане имеют монографии «Музыкальная культура якутского народа» Г. М. Кривошапко, «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры» (1920-1985 гт.) Н. И. Головневой. Среди опубликованных работ несомненную ценность представляет книга Л. К. Потаповой «Якутская музыкальная культура и ее деятели», заметной публикацией стали статьи и очерки о деятельности первых пианистов Якутии П. К Розинской и А. А. Поповой: «Наш любимый педагог» и «Ей слышалась музыка во всем» (11; 71).
Музыкальному искусству республики посвящены многочисленные публикации в российской и республиканской периодической печати, авторами которых являются видные деятели музыкальной культуры, музыковеды, педагоги — Э. Е. Алексеев, В. М. Беляев, Г. А. Григорян,
3. И. Кириллина, Г. М. Кривошапко, В. Г. Никулин, 3. Г. Павлова, Л. К. Потапова, А. П. Решетникова, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Н. И. Пейко, И. А. Штейман, Ю. М. Упхолова и многие другие.
Разносторонний материал о якутском музыкальном фольклоре содержат фундаментальные работы Э. Е. Алексеева, М. Н. Жиркова, С. А. Кондратьева, А. С. Ларионовой, В. С. Никифоровой, Н. Н. Николаевой, Г. У. Эргис, Ю. И. Шейкина и других исследователей-этнографов.
В плане сравнительного анализа для изучения самобытности процессов развития якутской фортепианной музыки большой интерес для нас представили такие работы о фортепианном искусстве других республик, как «Фортепианная музыка Советской Армении» Ш. А. Апоян, «Туркменская фортепианная музыка» М. Э. Ахметовой, авторефераты диссертаций Н. Ф. Гариповой «Башкирская фортепианная музыка», О. Г. Шевченко «Фортепианная культура Беларуси XX столетия» и др.
Все отмеченные выше обстоятельства позволяют определить проблему исследования. Она состоит в выявлении национальной специфики якутской фортепианной музыки, обосновании путей и средств ее активного освоения в исполнительском и образовательном процессах. Исходя из сказанного, можно сформулировать цель диссертационного исследования.
Целью диссертации являются систематизация характерных фактов и событий, обобщение интенсивного и самобытного пути развития фортепианного искусства Якутии, а также исследование якутской фортепианной музыки, выявление ее связей с народным творчеством и традициями мировой музыкальной культуры, разработка теоретических основ интерпретации якутской фортепианной музыки и ее использования в образовательном процессе.
Объектом настоящего исследования являются фортепианное исполнительство, исторический процесс становления профессиональной подготовки пианистов, а также фортепианное творчество композиторов
Якутии, в частности, для детей и юношества, начиная с конца XIX века до настоящего времени. '
Предметом исследования являются интенсивность и самобытность путей становления якутского фортепианного искусства (музыки, исполнительства, образования) в его тесных связях, с одной стороны, с традиционным музыкальным творчеством якутов, с другой — с классическими устоями европейского пианизма, русской фортепианной школы и современными тенденциями их развития.
Осуществляемый впервые анализ якутского фортепианного искусства неизбежно затрагивает широкий круг проблем. Использованный в работе материал дал возможность вести исследование якутского фортепианного искусства в трех основных связях: с истоками становления (исторический аспект), условиями бытования (творческий аспект), процессом профессиональной подготовки пианистов (мегодико-аналитический аспект).
Ясное представление о специфике и особенностях развития фортепианной музыки, исполнительства и образования в республике можно получить, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с историческими условиями, предшествовавшими, а затем сопутствовавшими возникновению музыкального профессионализма в Якутии. Общие положения, выдвинутые в историческом разделе диссертации, в дальнейшем конкретизируются путем исследования исполнительского репертуара (преимущественно в жанрово-образном аспекте), комплексного анализа фортепианных произведений, принадлежащих разным авторам.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи диссертации:
- охарактеризовать особенности якутского национального фольклора как основы якутской фортепианной музыки;
- выявить главные исторические предпосылки становления и развития якутского фортепианного искусства;
- систематизировать произведения якутских композиторов для фортепиано по жанрам, времени их создания и другим параметрам;
- дать всестороннюю и обоснованную оценку якутского фортепианного репертуара;
- комплексно проанализировать ряд сочинений якутских авторов, представляющих наибольший интерес как в художественном плане, так и с точки зрения той роли, которая принадлежит им на концертной эстраде и в процессе профессионального развития якутских пианистов;
- разработать проект создания и представить макет «Хрестоматии фортепианных произведений якутских композиторов для детей и юношества».
Основной методологической и исследовательской базой диссертации послужили труды отечественных музыковедов Б. В. Асафьева, В. П. Бобровского, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. А. Цуккермана и др.; исследователей общих проблем музыкального исполнительства М. М. Берлянчика, В. Ю. Григорьева, Н. П. Корыхаловой, А. В. Михайлова, и др.; исследователей-пианистов, музыкантов-педагогов, среди которых необходимо назвать А. Д Алексеева, Л. А. Баренбойма, А. Б. Гольденвейзера, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, А. А. Николаева, А. В. Малинковскую, С. И. Савшинского, Е. М. Тимакина, Г. М. Цыпина и ряд других.
Важнейшим источником, характеризующим основные национальные особенности якутской музыки, явились исследования Г. А. Григоряна, М. Н. Жиркова, Ю. И. Шейкина, других якутских музыковедов и прежде всего капитальные научные труды Э.Е.Алексеева, открывшие миру самобытное искусство якутского народа, заложившие основы терминологии при изучении песенного фольклора в якутском этномузыковедении.
В диссертации использованы следующие методы исследования.
- анализ философско-эстетической, краеведческой, искусствоведческой и исполнительской литературы по проблеме исследования;
- поиск, систематизация и анализ архивных материалов, касающихся истории развития якутского фортепианного искусства — творчества, исполнительства, педагогики;
- аналитический обзор и целостный анализ содержательности и формы фортепианных произведений якутских авторов.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой первую попытку комплексного исследования якутского фортепианного искусства: исполнительства, творчества и педагогики. Цель, предмет и задачи диссертации определили научную новизну настоящей работы. Впервые в якутском музыкознании предпринято целенаправленное изучение фортепианных произведений якутских авторов, охватывающее также проблемы исполнительства и профессиональной подготовки пианистов в условиях Севера. В частности, исследованы и введены в исполнительскую практику незаслуженно забытые рукописи фортепианных произведений на якутскую тематику, написанных московскими композиторами и датированных 1945 годом.
Также в диссертации впервые привлечены архивные материалы, характеризующие состояние музыкальной жизни Якутии конца XIX — начала XX столетий, что позволило выявить истоки некоторых существенных явлений якутского фортепианного искусства.
Поскольку в Якутии еще не предпринималось теоретическое и методическое обобщение основ и опыта фортепианной педагогики, мы сочли важным зафиксировать основные черты мастерства лучших педагогов в условиях особенно интенсивного в последние годы широкого распространения в республике фортепианного искусства. В результате обобщены и использованы ранее не опубликованные фактические данные о процессе становления здесь фортепианного искусства.
Новой также является попытка систематизировать созданную фортепианную литературу и на этой основе составить «Хрестоматию для детей и юношества» из фортепианных произведений якутских композиторов.
В этом находит практическое подкрепление тезис о необходимости активной популяризации новых фортепианных сочинений в целях обеспечения возможности их более широкого использования в музыкально-образовательном процессе.
Практическое значение диссертации многообразно. Ее материалы краеведческого характера могут быть широко использованы в вузовских и училищных курсах истории якутской музыки, истории фортепианного искусства, методики обучения игре на фортепиано; в процессе работы над исполнением фортепианных сочинений якутских композиторов в музыкальных школах, училище, институте и других учебных заведениях республики, а также при проведении воспитательной работы с учащимися.
Построение диссертации. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает Введение, две главы, Заключение, примечания, нотные примеры и список литературы. Во втором томе сосредоточены приложения: краткие биографические справки о деятелях фортепианного искусства Якутии, архивные материалы из истории его становления, антология фортепианной музыки якутских композиторов, макет «Хрестоматии фортепианных произведений якутских композиторов для детей и юношества», звукозапись избранных фортепианных произведений якутских композиторов и проч.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фортепианное искусство Якутии"
ВЫВОДЫ
1. За пройденные исторические этапы становления якутской композиторской школы заметно изменился подход к претворению народного мелоса в фортепианных сочинениях. Их можно разделить на произведения, которые основаны на подлинных народно-песенных мелодиях и те, где взаимодействие элементов национальной интонационной речи и традиций европейской музыкальной культуры приводит к их органическому синтезу и, в результате, к появлению сочинений, отмеченных печатью самобытного творческого высказывания автора О теснейших связях фортепианного творчества композиторов Якутии с фольклорными традициями позволяет говорить не только и не столько буквальное совпадение тем с народными напевами, что характерно дня первых сочинений русских композиторов на якутскую тематику (Р. Ромм, Л. Шульгин, В. Салиман-Владимиров и др.), сколько.интонационная общность этих тем с их песенными прототипами, свойственная следующему поколению авторов якутской фортепианной музыки (Г. Григорян, В. Кац, К Берестов, 3. Степанов, П. Иванова и др.).
Кроме того, народные мелодии теперь подвергаются кардинальной переработке, приобретая совершенно иной индивидуальный облик, и используются, в частности, в качестве тематического материала для полифонического развития («Прелюдия и фуга» Н. Берестова, «Инвенции» Л. Вишкарева, «Полифоническая тетрадь» В. Ксенофонтова и др.).
В произведениях такой направленности были заложены основы национальной фортепианной музыки — намечены пути развития определенных жанров и форм, прежде всего миниатюры и сюитных циклов. Притом именно миниатюра оказалась наиболее перспективной формой для инструментального перевоплощения в якутской профессиональной музыке. Этому в огромной степени способствовал высокий профессионализм «второй волны» работавших в Якутии российских композиторов, которые одновременно были и пианистами (Л. Вишкарев, Г. Комраков, В. Кац).
С середины 70-х годов якутская фортепианная литература обогатилась творчеством целой плеяды национальных композиторов (3. Степанов, В. Ксенофонтов, П. Иванова и другие), которые успешно развивают традиции создания произведений для фортепиано, заложенные в предшествующее время. Вместе с тем в ней пока наблюдается определенное «жанровое неравновесие», выравнивание которого нуждается в большом внимании к созданию крупных циклических форм фортепианной музыки — сонат, концертов, вариаций и др., что способствовало бы выходу якутской профессиональной музыкальной культуры в новое, более широкое пространство художественной содержательности и духовного наполнения.
2. Поводя итоги комплексного исполнительского анализа нескольких произведений для фортепиано якутских авторов, вновь подчеркнем, что рассмотренные в диссертации фортепианные произведения, связанные с традициями народной якутской музыки, обладают неповторимой самобытностью, яркой национальной характерностью звучания. Исполнение их предоставляет пианистам немало возможностей для исполнительского творчества, разрешения художественных и технологических задач. Их ладовая красочность, ритмическое своеобразие, оригинальный мелос и другие ценные отличительные черты нуждаются в активной работе слуха и музыкально-художественного мышления.
Использование подобного комплексного анализа сочинений разного уровня трудности в процессе профессиональной подготовки пианистов, позволит, по нашему мнению, в значительной мере приблизить решение вопросов, связанных с процессом последовательного введения в специфику национального музыкального и нарождающегося фортепианного стиля. Целенаправленное изучение произведений якутских композиторов с соответствующими исполнительскими комментариями будет способствовать пополнению исполнительского репертуара пианистов и практическому освоению самобытной якутской фортепианной музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая диссертация была посвящена изучению трех составляющих фортепианного искусства Якутии — творчества, исполнительства и образования (в аспекте профессиональной подготовки пианистов). Она явилась первым исследованием в данной области якутского музыкального искусства, что до известной степени обусловило множественность затронутых вопросов и конкретных тем, определенную обзорность изложения, сочетаемую с углублением в наиболее существенные проблемы, среди которых едва ли не важнейшей является необходимость интеграции самобытных особенностей якутской народной музыкальной культуры с традициями исторического развития мирового и русского фортепианного искусства.
В первой главе диссертации сначала было исторически рассмотрено становление фортепианного исполнительства в Якутске, начиная с первых десятилетий XIX века до современного его состояния — широкого распространения по всей Республике Саха (Якутия) и качественного приближения к уровню профессионализма, достигнутого в мировом пианизме. Затем в исторической последовательности детально рассмотрен процесс зарождения и развития в Якутии фортепианного образования, начавшийся, в сущности, лишь с 40-х годов прошлого столетия.
Во второй главе сначала прослежено развитие якутской фортепианной литературы — от первых сочинений столичных композиторов, изредка приезжавших в Якутию и знакомившихся тут с песенным творчеством ее народов, затем — написания ярких произведений на якутском интонационном материале группой композиторов разных городов страны, поселившихся здесь на долгие годы и, наконец, до богатых по мастерству и содержанию произведений, созданных национальными композиторами, прошедшими основательную профессиональную школу в разных консерваториях страны.
Во втором разделе данной главы предложен опыт комплексного теоретико-исполнительского анализа ряда этапных сочинений якутской фортепианной литературы, что как бы перебрасывает мостик от изучения самой музыки, ее языковых средств, тематизма, композиционных особенностей формы и т.д. непосредственно к проблемам ее исполнения и изучения в процессе преемственно выстроенной профессиональной подготовки пианистов.
К диссертации приложен второй том, где сосредоточены приложения — составленные автором исторические и биографические справки о пианистах, найденные архивные материалы, антология фортепианных произведений якутских композиторов, несколько записей наиболее популярных произведений в исполнении ведущих пианистов Якутии, а также макет подготовленной автором «Хрестоматии фортепианных произведений якутских композиторов для детей и юношества».
Исследовательская работа, представленная в диссертации, позволила сделать следующие итоговые обобщения и выводы.
Фортепианное искусство Якутии — яркое, интересное и самобытное явление в музыкальной культуре, гармонично сочетающее в себе опору на древние национальные традиции, классические европейские формы и современный музыкальный язык. За короткий срок, пройдя стремительный и интенсивный путь становления и развития творчества, исполнительства, образования от самых истоков и начальных этапов, эта область национального искусства северной республики ныне находится, на наш взгляд, в стадии подъема»
С середины 70-х годов большинство якутских композиторов уделяют немалое внимание созданию разнообразного концертного и педагогического фортепианного репертуара. В якутском фортепианном творчестве к настоящему времени сложились традиции, связанные, с одной стороны, с народными истоками, с другой — с современной профессиональной фортепианной культурой. Последние были усвоены, продолжены и обогащены композиторами коренной национальности, что во многом способствовало успешному развитию их творчества Молодые якутские композиторы в своих фортепианных сочинениях имеют возможность опираться на творческие накопления старших коллег, ибо начало их деятельности совпало с тем временем, когда основополагающие принципы отечественного многонационального искусства уже достаточно определились. Таким образом, становлению якутской фортепианной музыки способствовали широкие и тесные творческие связи с российскими и другими музыкальными культурами, контакты со многими деятелями искусства
Широкие перспективы для развития фортепианной музыки открыло появление, а затем и значительный рост даровитых исполнителей, прошедших основательную профессиональную школу в консерваториях Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска и других городов. Большие надежды в плане дальнейшего развития фортепианного исполнительства связываются со становлением нового вуза — Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия). Качественный рост профессионального обучения в ВШМ, связанный со значительными достижениями якутской фортепианной школы, может стать предпосылкой для дальнейшего возвышения уровня всего якутского пианизма, выдвижения новых талантливых интерпретаторов якутской фортепианной музыки. Но и сегодня музыкальная жизнь Якутии в плане наличия разнообразных видов и форм фортепианного творчества, в сущности, ничем не отличается от любой высокоразвитой страны.
Дальнейшая исследовательская работа в области изучения исторического процесса становления и развития якутского фортепианного искусства могла бы, по нашему мнению, идти в следующих направлениях: в области теоретического музыкознания
- структурный анализ методов преобразования интонационных богатств фольклорных истоков в тематизм произведений разных жанров фортепианной музыки;
- исследование сонорных средств фортепианной фактуры, подлинных «колористических открытий» якутских композиторов в этой области, позволяющим приближаться к особенностям звуковыражения, свойственным традиционной якутской музыке; в области исторического музыкознания
- углубленный целостный анализ фортепианного творчества отдельных авторов в контексте цельного монографического изучения их композиторского творчества; в области исполнительского музыкознания и музыкальной педагогики
- исследование факторов интенсификации процесса овладения основами пианизма детьми раннего возраста с учетом их ментальных особенностей;
- проблемы вариантной множественности интерпретации фортепианных сочинений якутских композиторов;
- исполнительский анализ и методические комментарии к отдельным, наиболее репертуарным сочинениям для фортепиано якутских авторов.
Таким образом, изучение сочинений якутских авторов может обогатить современный фортепианный репертуар в силу своей исключительно яркой образности и самобытности. Думается, что ее с успехом можно культивировать в российском и мировом фортепианном исполнительстве с целью привлечь внимание широкого круга музыкантов и любителей музыки к творчеству якутских авторов.
В заключение, еще раз напомним, что совсем недавно якутская музыка для многих музыкантов нашей страны, как и для всего мирового музыкального сообщества, оставалась «землей необетованной». Сейчас, когда профессиональное искусство Якутии завершает пятидесятилетие своего интенсивного развития, достижения в области композиторского творчества, фортепианного исполнительства и образования в качестве важной составной части духовного наследия и художественного опыта якутского народа, может быть определена как якутская фортепианная культура. Ее неуклонный и стремительный подъем позволяет видеть, что земля Олонхо, считаемая краем Ойкумены — это регион с высокой культурой.
Список научной литературыВарламова, Александра Васильевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Айзенштадт С. А. Детский альбом П. И. Чайковского — М.: Классика XX1. 2003. — 80 е., ил.
2. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. (Для муз. вузов и училищ). Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка 1971. — 278 е., нот., ил.
3. Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка (1917-1945). Исследование. — М.: Музыка, 1974. — 248 е., 8 л. ил., нот.
4. АлексеевА. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / ВНИИ искусствознания. — М.: Музыка, 1991. — 102 е.: нот. ил.
5. Алексеев А. Д. Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки. (Сб. ст. Ред.-сост. А. Д Алексеев). — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — Труды вып. 17. — 223 с. с черт, и нот. ил.
6. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). Исследование.— М.: Музыка, 1976. — 287 с.
7. Алексеев Э. Е Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Сов. Композитор, 1988. — 237 с.
8. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование (Звуковысотный аспект). — М.: Сов. композитор, 1986. — 240 с.
9. Алексеев Э. Е., Алексеев 3. 3. Якутская музыка // Музыкальная энциклопедия.— М.: Сов. Энциклопедия, 1982. Т.6. — С. 615-617.
10. Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. — Якутск.: Бичик, 1994. — 160 с.
11. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сб. трудов, вып. 62., отв. ред. В. И. Авратинер. — М. ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — 158 с.
12. Апоян Ш. А. Фортепианная музыка Советской Армении.— Ереван: «Айстан», 1968. —С. 245.
13. Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа: Историко-социальное исследование образа жизни/ отв.ред. В. И, Бойко, В. Н. Иванов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1985. — 319 с,
14. Аргунов Ф С. Саха бастакы ьгрыалара // Первые якутские песни. — Якутск: Бичик, 1966. — 70 с.
15. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е.— Л.: «Музыка», Ленингр. отд-ние, 1973. — 144 с.
16. Асафьев Б В Музыкальная форма как процесс, кн. 1, 2. — Л.: Гос. муз. изд., 1963 —379 с.
17. Асафьев Б. В. О народной музыке. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1987. —247 с.
18. АхметоваМ.Э. Туркменская фортепианная музыка. — Ашхабат: «Ылым»,1991. — С. 112.
19. Баренбойм JI. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства — Л.: Музыка. 1969. — 283 с.
20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. — Л.: «Сов. композитор», 1979. —С. 351.
21. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. — М.: Музыка, 1966. — 79 с.
22. Башарин Г. П. Искусство: театр, музыка и кино // Культура, искусство и здравохранение ЯАССР за 20 лет (1922-1942), — Якутск: Гос. изд-во ЯАССР. 1944. — С. 29-33.
23. П.Башарин Г. П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины 19 — начала 20 века. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1974. — 215 с.
24. Берестов Н. С. Музыка — дыхание времени. — Из архива композитора.
25. Берлянчик М, М Воспитание музыканта-исполнителя: проблема преемственности // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. ст. Сост. М. М. Берлянчик. — Новосибирск: НТК, 1989 —С. 13-20.
26. Благой Д. Д. Роль детских фортепианных пьес в художественном развитии учащихся. // Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Музыка 1976. — С. 190-214.
27. Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы. — М.: Музыка, 1970. — 227 с. с нот. ил.
28. ЪА.Вайнберг Б. Н., Ставицкий Б. Я. История и культура Средней Азии в древности.— М.: Наука,!994. — 345 с.
29. ЪЪ.Васильев Г.М. Живой родник. — Якутск: Кн. изд-во, 1965. — 125 с.
30. В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Сб. ст. под ред. JI. А. Баренбойма. — Л: Сов. комп., 1968. — 188 с. с нот.
31. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе: Сб. ст. / Отв. ред. Б. Е. Милич. — Киев: Мистецтво, 1964. — 217 е., нот., ил.38 .Вопросы фортепианного исполнительства. Сост., общ. ред. М. Г. Соколова. Сборник, вып.1. — М.: Музыка, 1965. — С. 245.
32. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. — 232 с.
33. Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи. Вып. 4 — М.: Музыка, 1976. — 205 с.
34. Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики. Сб. статей. — JI.-M.: Сов. композитор. 1973. — 136 с. с нот. ил.
35. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. научн. труд. — М.: МГПИ, 1980.— 132 с.
36. В опросы фортепианной педагогики. Сб. статей под общей ред. В. А. Натансона. Вып. 1. — М.: Госмузизд., 1963. — 197 с.
37. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под общей редакцией В. А. Натансона. Вып 2. — М.: Музыка, 1967. — 239 с.
38. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей. Вып. 3. — М.: Музыка, 1971. — 333 с.
39. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Музыка, 1976. — 272 с.
40. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. статей. Ред.-сост. В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. 159 е., нот.
41. Выготский Л. С. Психология искусства Предисл. А. Н. Леонтьева. Комм. Л. С. Выготского, В. В. Иванова; Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М. Искусство, 1986. — 573 с.
42. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сб. статей. Общ. ред. С. М. Хентовой. —М.-Л: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1966.315 с.
43. Высшая школа музыки Республики Саха (Якутии) / М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия). — Якутск: Бичик, 2003. — 160 с.
44. Гарипова N. Ф. Башкирская фортепианная музыка (к проблеме воплощения национального). Автореферат. — Магнитогорск: 2000. — 20 с.
45. Гоголев А. И. Эпико-мифологический мир саха // Язык, миф, культура народов Сибири. Сб. научн. тр. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. — С. 10-22.
46. Гоголев 3. В. Якутия на рубеже XIX и XX веков (социально-экономический очерк). — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1970. — 234 с.
47. Головинский Г. Л. Фольклор и профессиональная музыка как два метода, две системы художественного мышления. Очерк 1 // Композитор и фольклор. Из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков. Очерки. — М.: Музыка, 1981.1. С. 8-55.
48. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под общей редакцией В. А. Натансона. Вып. 2. — М.: Музыка, 1967. — С. 5-25.
49. Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. и общ. ред. Д. Д. Благого. — М.: Сов. комп., 1969. — 488 с. с порт.; 16 л. илл.
50. Головнева Н. И. Композитор Николай Берестов и якутская музыкальная культура (Монография). — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. Глинки, 1992. — 109 с.
51. Головнева Н. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985 гг.). — Новосибирск: ЯНЦ АН России, 1994.— С. 384.
52. Головнева Н. И., Кириллина 3. И. Якутская музыкальная культура. Учебное пособие для муз. уч. заведений. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1991.— 400 с.
53. Григорян Грант. Воспоминания, очерки, статьи. — М.: Советский композитор, 1971. — 118 с.
54. Григорян Г. А. Музыкальная культура Якутской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. — М.: Музгиз, 1957.— С. 331-351.бЗ.Григорян Грант. Воспоминания, очерки, статьи. Сост. Г. Г. Алексеева — Якутск: М-во культуры PC (Я), 2000. — 208 с.
55. Емельянов Н. В. Якутские мифы и олонхо // Поэтика эпического повествования. Сб. научн. тр. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. — С. 90-94.
56. Жирков М.Н. К 100-летию со дня рождения. (Статьи К И. Головневой, В. Г. Никулина, Г. М. Кривошапко, Н. Н. Николаевой, Л. К. Потаповой). — Новосибирск, 1994. — 76 с.
57. ЖирковМ. Н. Якутская народная музыка. Сост., автор предисловия Г. Г. Алексеева — Якутск: Як. кн. изд-во, 1981. — 118 с.
58. Ю.Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. — М. Наука, 1966. — 168 с.
59. Захарова В. К. Ей слышалась музыка во всем (воспоминания П. К. Розинской), вступ. ст. Г. Г. Алексеева. — Якутск: Мин. культуры и духовного развития PC (Я), 2002. — 32 с.
60. Зенкин К В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма — М.: Музыка, 1997. — 509 с.
61. Землянский БЯ. О музыкальной педагогике. Сост. О. Дворниченко.
62. М.: Музыка, 1987. — 140 с.
63. Автономные республики РСФСР. Якутская АССР. — С. 404-412; Т. 5 1956-1967. — 1974. — Ч. 1 Автономные республики РСФСР. Якутская ССР.1. С. 485—492.
64. Казарян П. Л. Якутия в системе политической ссылки в России. — Якутск: Як. кн. изд-во, 1998. 496 с.1 в.Кириллина 3. И. Композитор Захар Степанов. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. — 32 с.
65. П.Коган Г. М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1. Сб. статей. Ред.-сост. В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. — С. 71-85.
66. Коган Г. М. Работа пианиста 3-е доп. Изд. — М.: Музыка, 1979. — 182 с. нот. ил.
67. Кондратьев С. А. Якутская народная песня. — М.: Сов. композитор, 1963. — 180 с.
68. Композитор и фольклор. Сборник трудов, вып. 64. Отв. ред. Э. П. Федосова, — М.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — с. 116.
69. Копчевский 77. А. О фортепианном педагогическом репертуаре и методической литературе // Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Музыка. 1976. — 215-272 с.
70. Корыхалова Н. 77. Педагогический репертуар и современная музыка// Музыка — детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Сб. статей. Сост. JI. А Михеева. Вып. 1. — JL: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1975.1. С. 133-149.
71. Креме нштейн Б. А. Из опыта пересмотра учебных планов и программ // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — С. 58-63.
72. Кривошапко Г. М. Музыкальная культура якутского народа. —-Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 184 с.
73. Ксенофонтов Г. В. Ураанхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1 в двух книгах. — Якутск: Национальное изд-во PC (Я), 1992.415 с.
74. Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов. — Новосибирск: Наука, Сиб. издательская фирма РАН, 2000. — 151 с.
75. Ъ9.Ларченко О. Педагогические принципы П. А. Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сборник статей. Сост. Т. А. Гайдамович. — М.: Музыка, 1991. — С. 50-75.
76. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. Пер. с англ. Ред. Г. М. Когана. — М.: Музыка, 1978. — 75 с.
77. Литинский Г. И. Народный эпос в музыке.// Праздник якутской культуры. Традиции и современность. — Якутск: Кн. изд., 1958. — С. 93-94.
78. Любому дрова Н. А. Основные задачи педагога-пианиста// Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Ред. А. А. Николаева, Изд. 2. — М.: Гос. Муз. изд.,1955. — С. 21-39.
79. Любомудрова Н. А. Педагог и ученик. Проведение урока // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Ред. А. А. Николаева, Изд. 2. — М.: Гос. Муз. изд., 1955. — С. 21-39.
80. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: «Музыка», 1982. — 141 с.
81. Маак Р. К Вилюйский округ Якутской области. — СПб., 1887. — 192 с.96Мазель Л А. Вопросы анализа музыки. Изд.2-е, дополненное. — М.: Советский композитор, 1991.— 376 с.
82. Мазель Л. А. О музыке. Проблемы анализа. — М.: Сов. композитор, 1974. — 391 с.98Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — 536 е., нот.
83. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1991. — 79 с.
84. МазельЛ. Ау Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. — 749 с.
85. Малинковская А. В. — Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в м его дико-теоретической литературе XVI—XX веков: Очерки. — М.: Музыка, 1990. — 191 с.
86. Медушевский В. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа.— Киев: «Музычна Украйина», 1988. — С. 5-18.
87. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. — М.: Сов. композитор, 1993. — 262 с.
88. Мелетинский Е. М. Народный эпос // Теория литературы. Кн.2: Роды и жанры литературы. — М.: Наука, 1964.— С. 50-96.
89. Мельцер И. В. О некоторых вопросах воспитания пианистов в современных условиях // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб ст. Сост. М. М. Берлянчик. — Новосибирск. НТК, 1989. — С. 90-96.
90. Метнер Н. К, Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек. Сост. М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомского. В ст. ст. и текст приложения П. И. Васильева. — М.: Музгиз, 1963. — 92 с. с нот.
91. Миддендорф А. Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Отд.6, ч. 2. — СПб., 1878.— С. 619-835.
92. Милич Б. Е. Работа над полифоническими произведениями с учениками детских музыкальных школ // Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. — Киев: «Мистецтво», 1964,— С. 215-270.
93. Михайлов М. К. Стиль в музыке. — Л.: Сов. композитор, 1981. — 188 с.
94. Музыка — детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Сб. статей. Сост. Л. А. Михеев а. Вып. 1. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1975. —159 с.
95. Музыкальное исполнительство. Сб. статей. Вып. 10. Сост. В. Ю. Григорьев, В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. — 238 с. с нот. ил.
96. Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей. Сост. Т. А. Гайдамович. М. . Музыка, 1991. — 239 с.
97. Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник научных трудов. Ред. коллегия: Ч. Н. Бахтиярова (отв. редактор), Н. Г. Жиганов. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1978. — 181 с.
98. Музыкальная фольклористика. Вып. 1. — М.: Музыка, 1973. — 216 с.
99. П.Мухоплева С. Д. Вопросы сохранения и использования фольклорного наследия народов Якутии // Языки, культура и будущее народов Арктики: Тезисы докладов межд. конференции 17-21 июня 1993 г. Часть 1— Якутск: ЯИЯЛИ СО РАН, 1993. — С. 36-37.
100. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. Монография. — М.: Музыка, 1988. — 254 е., нот.
101. Назайкинский Е. В. Инструменты // Звуковой мир музыки. Монография. — М.: Музыка, 1988. — С. 118-144.
102. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с. с черт, и нот. ил.
103. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. Монография — М.: Музыка, 1982. — 319 с. нот ил.
104. Назайкинский Е. В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. Сб. ст. Ред.-сост. Е. В. Назайкинского. Вып. 3. — М.: Музыка, 1978. — С. 3-12.
105. Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сб. тр. Вып. 56. Редколлегия: Ч. Н. Бахтиярова (сост. и отв. ред.), Н. Г. Жиганов, 3. Г. Исмагилов. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. — 168 с.
106. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 300 е., портр. ил., нот. ил.
107. Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо. Автореферат канд. дис. — СПб, 1995. — 18 с.
108. Николаев А. А. Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. — М.: Музыка, 1964. — 326 с.
109. Николаева H. Н. Эпос олонхо и якутская опера. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. — 187 с.
110. Окладников А. П. Якутия до присоединения к русскому государству. Ранняя история якутского народа.// История Якутской АССР: 1 т.— М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1955-1963. — С. 227-428.
111. Они пишут для детей. Вып 1, 2, 3 .Сост. Т. Карышева. — М.: Советский композитор, 1975; 1978; 1980. — 352; 285; 286 сс.
112. Орджоникидзе Г. Ш. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке // Музыкальный современник. Вып. 1. — М. : Сов. композитор, 1973.— С.144-182.
113. Орджоникидзе Г. Ш. О динамике национального стиля // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. (7 международный музыкальный конгресс). — М.: Сов. комп., 1973. — С. 5966.
114. Павлова Т. В. О некоторых особенностях фортепианной музыки Г. А Григоряна. // Грант Григорян. Сост. Г. Г. Алексеева. — Якутск: М-во культуры PC (Я), Армянский культурный фонд. Музыкальное училище им. M. Н. Жиркова, 2000. — С.61-79.
115. Павлова 3. Г. Информационный вестник Ургэл № 3. — Якутск: Мин. культуры PC (Я), 2000. — С. 55-56.
116. Павлова 3. Г. Информационный вестник Ургэл № 3. — Якутск: Мин-во культуры, 2001. — С. 33-47.
117. Переверзев Н. К. Исполнительская интонация. — М.: «Музыка», 1989. —208 с.
118. ХЪЪ.Перельман Н Е. В классе рояля: Короткие рассуждения. Издание 3-е, дополненное. — JL: Музыка, Ленингр. отд., 1981. — 95 с.
119. Потапова Л. К. Якутская музыкальная культура и ее деятели: Очерки, статьи, выступления, рецензии. Воспоминания коллег и учеников о Л. К. Потаповой. — Якутск: Мин. культуры PC (Я), 2000. — 165 с.
120. Потапова Л. К. Композиторы и музыковеды Республики Саха (Якутия). Библиографический справочник. — Якутск, 1994. — 55 с.
121. Пропп В. Общее определение эпоса.// Русский героический эпос. — М.: Гослитиздат, 1958. — С. 29-58.
122. Ребенок за роялем: педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. Сборник. Пер. с нем. Ред.-сост. Я. Досталь. — М.: Музыка, 1981. — 333 с. нот. ил.
123. Решетникова А. П. Музыкальный фольклор и этногенез якутов // Фольклор и современная культура: Сб. научн. трудов. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. —С. 147-153.
124. Романов И. Г. Государственная политика в области культуры в дореволюционной Якутии // Культурное взаимодействие народов республики Саха: история и современность.— Якутск: Кн. изд-во, 1995.— С. 11-20.
125. Роменская Т. А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года.— Томск: Изд. Томского гос. университета, 1992. — 412 с.
126. Савшинский С. И. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. — Л.: Сов. комп., 1960. — 68 с. с илл.; 1 л. порт.
127. Савшинский С. И. Пианист и его работа. — Л.: Сов. комп., 1961. — 270 с.
128. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — М.: РОССПЭН, 1993. — 713 с.
129. Смирновы. А. Русская фортепианная музыка. — М.: Музыка, 1983.334 с.
130. J 50. Сохор. А. Национальное и современное в советской музыке. //Музыкальный современник. Вып. 1. — М.: Советский композитор, 1973.1. С. 13-32.
131. Стоянов А. Искусство пианиста Предисл. С. М. Хентовой. М.: Музгиз., 1958. — 145 с. с нот ил.
132. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина — М: Молодая гвардия, 1971, — С. 304.
133. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста Методическое пособие. Изд. 2.
134. М.: Советский композитор, 1989. — 143 с.
135. Тихонова Т. В. Формирование и развитие музыкально-образовательной системы в Якутии. // «Лаврентьевские чтения» Республики Саха (Якутия): Научная конференция студентов и молодых ученых PC (Я): Тез. докладов — Якутск, 2000. —С. 204-206.
136. Токарев С. В. Очерк истории якутского народа. — М.: Соцэкгиз, 1940. — 248 с.
137. Троев П. С. Влияние ссыльных народников на культурную жизнь Якутии. — Якутск: Як. научн. центр СО РАН, 1998. — 370 с.
138. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Предисл. В. Натансона. 2-е изд. — М.: «Музыка», 1969.— 598 с. с нот. ил.
139. Фомин M. М. О связях якутского языка с другими языками // Язык, миф, культура народов Сибири. Сб. научн. тр., Вып. 1. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. —С. 32-36.
140. Фортепианное искусство (аннотированный библиографический указатель) под общей ред. M. М. Берлянчика — Новосибирск: Новосибирская госуд. консерватория им. М. И. Глинки, 1977. — 181 с.
141. Хентова С.М. Фортепианная музыка композиторов Ленинграда // Очерки по истории советского фортепианного искусства: Учеб. пособие / Ред.-сост. А. Николаев, В. Чинаев. — М.: Музыка, 1979. — С.74-94.
142. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., исправл. — СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 496 с.
143. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. — СПб.; «Лань», 2000. — 320 с.
144. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа Якутской области. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — 439 с.
145. Шахназарова N. Г. О национальном в музыке. Изд. второе, испр. — М.: Музыка, 1968. — 86 с.
146. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. — М.: Сов. композитор, 1983. — 152 с.
147. Шацкес А. В. Воспоминания о Н. К. Метнере-педагоге // Вопросы фортепианного исполнительства. Сост., общ. ред. М. Г. Соколова Сборник, вып. 1. — М.: Музыка, 1965. — С. 237-245.
148. Шевченко О. Г. Фортепианная культура Беларуси XX столетия. Автореферат. — Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2000. — 22 с.
149. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. — Якутск: РДНТ, 1996. — 123 с.
150. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. — СПб, 1844. — 315 с.
151. Чахов А. И. Саха былыргы музыкальной инструменнара. — Якутск: Бичик, 1993. — с. 75.
152. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. — СПб.: «Алетейя», 2001. — 320 с.
153. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: учебник — М. Музыка, 1987. — 239 е., нот.
154. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974.— 402 с.
155. Яворский Б. JI. Статьи. Воспоминания. Переписка. — Том 1. — М.: Музыка, 1972 —375 с.
156. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632-1917 гг. / Ком. Гос. арх. Службы при Правительстве PC (Я); сост. А. А. Калашников. — Якутск: Бичик, 2000. — 480 с.
157. Якутская АССР. Административно-территориальное деление. — Якутск: Бичик, 1986. — 32 с.
158. Статьи в журналах и газетах
159. Алексеев Э. Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора // Полярная звезда. — 1965. —№ 4. — С. 174-216.
160. ПЪ. Беляев В. M Якутская народная песня // Советская музыка. — 1937.9. —С. 11-26.
161. Винокуров 3. Г. О музыке Якутии. // Социалистическая Якутия. — 1936. — 26 апреля.
162. Винокурова 3. За роялем Аиза Решетникова. — Социалистическая Якутия. — 1976. — 24. декабря.
163. Володина Н. Филармония в Якутске // Социалистическая Якутия. — 1964. — 21 ноября.
164. Гоголев А. И. История и духовная культура якутов-саха // Полярная звезда. Якутск. — 1992 №1, 2. — С.135-140, С. 136-140.
165. Гоголева А. Якутская музыка в Москве // Социалистическая Якутия.1989. — 24 марта.
166. Голованов С. Музыкальный вечер // Социалистическая Якутия. —1966. —17 апреля.
167. Голованова Т. Концерт музыканта-энтузиаста // Соц. Якутия. —1967. — 16 марта.
168. Гольдер Э. «Москва говорит» премьера харьковского театра эстрады // Соц. Якутия. — 1942. — 6 мая.
169. Григорян Г. А. В Якутии // Советская музыка. — 1956. — № 10. — С. 71-78.
170. Егорова Д. Искусство, дарящая радость // Соц. Якутия. — 1972. — 27 июня.
171. Ильина Л. Играет Марк Слепцов // Соц. Якутия. — 1985. — 3 марта.
172. Кабалевский Д. Главное — любить музыку. — «Советская музыка», 1965, № 6.
173. Кириллина 3. Встреча с Бетховеном // Соц. Якутия. — 1980. — 20 февраля.
174. Кривошапко Г. О музыке олонхо (Якутский народный эпос) // Полярная звезда Якутск. — 1971. —№4. С. 120-124.
175. Круглое В. Концерты лауреатов всесоюзных конкурсов — «Социалистическая Якутия». — 1943. — 25 июля.
176. Николаева Н. Встреча с высоким искусством // Соц. Якутия. — 1977. —17 декабря.
177. Никулин В. Г. Первая скрипка Якутии. — Илин. Якутск. — 1992. — С. 39-40.
178. Пейко Н. И., Штейман И. А. О музыке якутов // Советская музыка.1940. — № 2 — С. 84-91.
179. Павлова 3. Г. Вечер музыки // Социалистическая Якутия. — 1973.9 апреля.
180. Потапова Л. К. О педагогике Ивановой // Соц. Якутия, 1984. 15 ноября.
181. Потапова Л. Сольный концерт // Соц. Якутия. — 1980. — 6 мая.
182. Потапова Л. Играет Марк Слепцов // Соц. Якутия. — 1982. — 14 февраля.
183. Потапова Л. К. Зрелостью мастерства, глубиной чувств // Соц. Якутия. — 1987. — 31 января.
184. Решетникова А. П. Горизонты якутской музыки // Полярная звезда.1979. № 2. — С. 105-107.
185. Рогаль-Левицкий Д. Г. Якутская народная песня // Музыка и революция. 1926.№ 10. — С. 33-35.
186. Социалистическая Якутия. — 1934. — 1 июня.
187. Социалистическая Якутия — 1972. — 14 февраля.
188. Социалистическая Якутия 1989 — 24 марта
189. Упхолова Ю. М. Мгновенья музыки прекрасной // Вестник Академии духовности. — 1998. — Декабрь.
190. Упхолова Ю. М. Ориентиры духовности на рубеже веков // Вестник академии духовности. — 1999. — Март.
191. Упхолова Ю. М. Новому веку — гармоническую личность // Якутия. —2001. — 5 января.
192. Упхолова Ю. М. Новому столетию — гармоническую личность // Якутия. — 2001. — 21 ноября.211 .Шадрин В. Самая большая загадка Сибири // Якутск вечерний. — 2004. — 17 апреля.
193. Шахназарова Н. Г. 50 лет пути. — Советская музыка. — 1972. — № 2. — С. 65-73.
194. Якобсон Б. Звучат мелодии Гайдна // Соц. Якутия. — 1972. — 4 октября.
195. Якобсон Б. Играет Людмила Окоемова // Соц. Якутия. — 1976. — 17 июня.
196. Якобсон Б. Почерк мастера // Соц. Якутия. — 1975. — 12 марта.1. Архивные материалы
197. Национальный архив PC (Я), фонд 56. Якутский губернский отдел народного образования, оп. 2, д. 23, л. 17.
198. НА PC (Я), ф. 56, оп. I, д. 38, л. 18.
199. НА PC (Я), ф. 56, оп. 1, д. 38, л. 2.
200. НА PC (Я) ф. 56, оп.1, д. 78, л. 15.
201. НА РС (Я) ф. 56, оп. 1, д. 78, л. 30.
202. НА РС (Я), фонд 1006. Управление по делам искусств при Совете министров ЯАССР, оп. 1, д. 3, л. 4.
203. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 187, л. 20.
204. НА РС (Я) ф. 1006, оп. 1, д. 77, л. 1.
205. НА РС (Я) ф.1006, оп. 1, д. 179, л. 24.
206. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 205, л. 64.
207. НА РС (Я), фонд 1069. Якутская музыкальная школа, оп.1, д. 7, л.39.
208. НА РС (Я), ф.1344. Министерство культуры ЯАССР 1947-1981 гг., оп.1, д. 38.
209. НА РС (Я) ф.1344, оп. 3, д. 205 л. 35.
210. НА РС (Я) ф. 1006, оп. 3, д. 166 на 8 лл.
211. Личный фонд Н. А. Ожигова 476и, оп. 1, д. 82, л.6.
212. Программы концертов ф.476 и, оп.1, д. 82, лл. 1,3,4,6.
213. Якутские Епархиальные Ведомости, 1900, № 11,01.06. с. 136.
214. Якутские Епархиальные Ведомости, 1913. № 10. 16.05. с. 111
215. Якутская окраина 7.07. 1913.
216. НА РС (Я), ф. 1016, оп. 16, д.2, л. 24.
217. Саха аймах // Бюллетень Якутского земства. — 1919. — № 35.237. Якутская окраина 1913 г.
218. Якутские Епархиальные ведомости, 1900, № 11, 01.06. с. 136.
219. Якутские Епархиальные ведомости, 1913. № 10. 16.05. с. 111.
220. Якутская окраина 8.08. 1913.
221. Социалистическая Якутия, 1942 — 2 апреля.
222. НА РС (Я), ф. 1344, оп. 3, д. 206.
223. НА РС (Я), ф. 1344, оп. 3, д.206, л. 43.
224. НА РС (Я), ф. 1344, оп. 3, д. 206, л. 21.
225. На РС (Я), ф. 1344, оп. 3, д. 206, л. 11.
226. НА РС (Я), ф. 1068. Якутское музыкальное училище, оп. 3, д. 4 13.
227. НА РС (Я), ф. 283-и. Духовная семинария Якутской епархии, 2050.
228. Якутские епархиальные ведомости, № 8,16. 04. С. 125-126.
229. НА РС (Я), ф. 56, оп. 1, д. 38, л. 22.
230. НА РС (Я), ф. 56, оп. 1, д. 151, лл. 28-29.
231. НА РС (Я), ф. 56, оп. 1, д. 78, л. 2.
232. Автономная Якутия от 6 декабря 1927.
233. Автономная Якутия от 27 августа 1929.
234. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 3, л. 159.
235. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 3, лл. 144, 159-161.
236. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 3, л. 162.
237. НА РС (Я), ф. 1006, оп.1, д. 4.
238. НА РС (Я), ф. 1006, оп.2, д. 19, л. 4.
239. НА РС (Я), ф. 1006, оп.1, д. 187, л. 260.
240. НА РС (Я), ф. 1069, оп 1, д.7, л. 1.
241. НА РС (Я), ф. 1069, оп.1, д.7л. 5.
242. НА РС (Я) ф. 1006, оп. I, д. 179, л. 24.
243. НА РС (Я), ф. 1069, оп. 1, д. 7, л. 28.
244. НА РС (Я), ф. 1006, оп. 1, д. 205, л. 4.
245. НА РС (Я), ф. 1069, оп 1, д.7, л. 93.
246. НА РС (Я), ф. 1344, оп. 1, д. 38.
247. НА РС (Я), ф. 1068, оп. 3, д.6, л. 5.
248. НА РС (Я), ф. 1068, оп. 4, д.6, л. 5.
249. НА РС (Я), ф. 1344, оп. 3, д. 240, л. 76.
250. НА РС (Я), ф. 1068, оп. 3, д. 38, л. 5.