автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Бэк Хи Сук
Введение.
Глава I. История развития фортепианной педагогики и образования в Корее.
1.1. Период внедрения (1885 - 1930)
1.2. Период творческой оптимизации (1931 — 1953)
1.3. Период развития (1953 - настоящее время)
1.3.1. Период создания средних художественных школ (1953)
1.3.2. Этапы становления средних художественных школ
1.3.3. Особенности учебных программ в средней художественной школе
Глава II. Произведения для фортепиано корейских музыкантов.
2.1. Характерные черты и особенности фортепианых произведений композиторов Кореи.
2.2. Виды жанров.
2.3. Стилевые особенности фортепианных произведений корейских композиторов.
2.4. Развитие фортепианного искусства в аспекте философских и эстетических течений XX века в Корее.
Глава III. Фортепианные методические принципы выдающихся музыкантов Кореи и России.
3.1. Основоположники пианизма в Корее
3.1.1. Ким Ён Хван
3.1.2. Ким Вон Бок
3.1.3. ЧонЧинУ
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Бэк Хи Сук
Актуальность исследования определяется современной ситуацией в Республике Корея, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентаций, обращением к общечеловеческим и национальным традициям. Проблема соотношения духовности, культуры и образования актуализируется в периоды смены жизненных укладов и постулатов в обществе. Именно образование, благодаря своей массовости и системности «переводит» ценности мировой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, таким образом,, оказывая влияние на процессы, происходящие в духовной, культурной, экономической и политической жизни страны.
Одна из важнейших особенностей современного этапа общественного развития - процесс сближения наций. Стремление к взаимопониманию, обмен духовным опытом Востока-Запада выступают важной предпосылкой объединения взглядов на мир.
В связи с активизацией образовательных преобразований в Корее наблюдается повышенный интерес к историческому опыту страны, I педагогическим традициям других стран и народов. Протекающие социальные преобразования способствуют расширению и углублению межкультурных связей, а также интеграции национальной культуры с культурами других 5 народов.
Музыкальное образование представляет собой процесс постижения искусства путем проникновения в природу музыкального творчества с позиции композитора, исполнителя, слушателя. XX век - целая эпоха в развитии корейской музыкальной культуры. Распространение фортепианной музыки в начале столетия, формирование основ методики преподавания фортепиано, творческий международный обмен опытом с представителями исполнительских школ разных стран - все эти этапы были пройдены Кореей в течение одного лишь столетия. Во многом благодаря постижению западной цивилизации, сформировалась и музыкальная культура, неотъемлемой частью которой стал корейский пианизм.
На данном историческом этапе созрела необходимость обобщения опыта и анализа творческих достижений корейских музыкантов, прогнозирования этапов дальнейшего формирования фортепианного искусства и образования в стране.
Актуальность темы диссертации определяется впервые предпринятым анализом истории развития фортепианного искусства, как одной из составляющих художественной культуры Кореи в аспекте философских и эстетических течений; исследованием современного состояния пианизма и перспектив развития фортепианной педагогики и образования в Корее на рубеже ХХ-ХХ1 столетий. 6
Степень изученности проблемы. Целесообразность обращения к теме настоящей диссертации вытекает из ситуации, сложившейся к настоящему времени в области музыкального образования в Республике Корея, в частности, в фортепианном искусстве и педагогике.
Серьезное изучение предмета фортепианной педагогики и образования начинается в Корее только во второй половине XX в., поэтому работы, посвященные данному вопросу, являются единичным явлением. Авторы первых научных исследований, рассматривая важность музыкального воспитания и образования, обращаются в своих работах к опыту зарубежных стран и описывают систему фортепианного образования, сложившуюся к тому времени в этих странах. Так, например, корейская исследовательница Сон Чжий Хи приводит в своей работе слова известных американских пианистов-педагогов Роберта Пако и Джерри Лаудера, которые размышляли о целях музыкального воспитания и образования и о красоте музыки.1 Американский педагог Джерри Лаудер утверждал, что смысл музыкального образования заключен в заложении прочной музыкальной основы и овладении приемами исполнительской техники, чтобы в дальнейшей своей жизни ученики могли непрерывно развивать в себе музыкальные способности. Он рассматривал музыкальное искусство как одну из важных составляющих духовного воспитания. Можно предположить, исходя из этих слов, что американские педагоги рассматривают музыкальное образование не как предназначение определенной небольшой части людей, мастерски 7 овладевших исполнительской техникой, а как неотъемлемую часть духовного воспитания любого образованного и эрудированного человека.
Американский музыковед, профессор Университета Таусон Майкл Марк в своей книге «Истоки чтения в истории музыкального образования» исследует исторические и философские истоки музыкального образования, а в книге «Современное музыкальное образование» рассуждает о роли и ответственности музыкантов-педагогов, которые должны представлять себе, что происходит в настоящий момент, чтобы быть готовыми к социальным преобразованиям в будущем и предложить такую систему музыкального образования, которая соответствовала бы социальным потребностям современного общества.
Корейский вокалист и педагог Чо Сан Хён в своем исследовании «Настоящее музыкального образования в Республике Корея и его перспективы» рассказывает о воздействии музыкального образования на эмоциональный настрой. Именно с помощью искусства прививаются патриотические идеи, и в этом смысле обучение музыке как образовательный процесс является важной частью социально-общественных отношений.
К вопросам фортепианной педагогики и образования обращается корейский пианист-педагог Пак Чхан Сок в своей книге «Правильное фортепианное I образование». Исследование Пак Чхан Сока является своего рода «путеводителем» по музыкальной теории не только для студентов фортепианных отделений музыкальных факультетов университетов,
1 Сон Чжин Хи. Направления фортепианного образования будущего (на примере современной американской 8 педагогических вузов и колледжей, но также и для всех тех, кто обучается основам игры на фортепиано самостоятельно. В своей работе автор обращает внимание на необходимость содействия и поддержки не только со стороны родителей ученика в процессе его обучения игре на фортепиано, но в большей мере со стороны умелого и опытного педагога.
Как видно из рассмотренных выше работ американских и корейских исследователей, в большинстве из них внимание уделяется общим вопросам, таким, как связь музыкального образования с социальными преобразованиями в обществе, философский подход к проблеме музыкального образования и история музыкального образования.
Поэтому в настоящее время существует широкий круг нерешенных и неизученных вопросов в области корейского фортепианного иску©%ва, педагогики и образования. Неразработанность этой проблемы, ее методологическая и практическая значимость и определили выбор темы диссертации.
Объектом исследования является теория и практика формирования фортепианной культуры в Корее, которая рассматривается в единстве I исторических, социокультурных и музыкально-педагогических аспектов.
Предмет исследования - процесс целостного развития фортепианного системы фортепианного образования). Ежемесячник «Фортепианная музыка». Сеул, 1983. С. 35. 9 искусства, педагогики и образования в Корее во всем их многообразии.
Цель исследования: разработка и реализация концепции обучения фортепианному мастерству в изменившемся социуме в Корее.
Гипотеза исследования:
Изучение развития фортепианного искусства и его национальных особенностей в Республике Корея обеспечит эффективный поиск путей совершенствования музыкального исполнительства и фортепианной педагогики в том случае, если будут:
- рассмотрена фортепианная культура как составная часть духовной культуры;
- выявлены прогрессивные тенденции в историческом развитии фортепианной педагогики и образования в Корее;
- произведен анализ характеристических свойств фортепианных произведений композиторов Кореи;
- изучен опыт зарубежных фортепианных школ (в частности, России) и прослежено его влияние на формирование корейской фортепианной культуры;
- определены прогностические пути совершенствования музыкальной (фортепианной) педагогики на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
10
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эволюцию фортепианного искусства в Корее в XX веке.
2. Выявить специфику фортепианной культуры в Корее.
3. Проанализировать стилистические и жанровые особенности фортепианного искусства Кореи во всем их единстве и многоплановости.
4. Раскрыть на конкретном нотном материале способы использования инструмента в произведениях корейских авторов.
5. Произвести сравнительный анализ фортепианных методологических принципов музыкантов России и Кореи, выявить преемственность теоретических и практических методических установок в преподавании игры на фортепиано.
6. С учетом позитивного исторического опыта разработать конкретные практические рекомендации для современной практики подготовки музыкантов в Корее
Методологической основой исследования явились:
- философское положение о единстве мира;
- комплексная теория деятельности человека, во всем многообразии его I взаимоотношений с окружающей средой; ■ прогрессивные концепции воспитания искусством, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий музыкой.
11
Теоретической основой исследования послужили труды корейских исследователей (Им Дон Ын, Со У Сок, Сон Тхэ Рён, И Ю Сон и др.) по истории музыкальной культуры; исследования по музыкальной педагогике (Пак Чхан Сок, Пан Кым Чу, Ю Док Хи, И Хон Су и др.); научные работы по музыкальной психологии и эстетике (И Ган Сук и др.); методическая литература по фортепианной педагогике (Ю Ён Хён, Пак Чхан Сок, И Сун Чжон и др.). Базой для исследований послужили труды российских исследователей по музыкальной педагогике и образованию (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, H.A. Терентьева, Б.Л. Яворский); по фортепианной педагогике (А.Б. Гольденвейзер, Я.И. Милыптейн, Г.Г. Нейгауз, Н.Е. Перельман, С.И. Савшинский, С.Е Фейнберг и др.). Изученная литература на английском и немецком языках посвящена проблемам философии, истории, теории и практики музыкального образования; техники композиции, вопросам современной музыки и ее интерпретации, искусству игры на фортепиано, детской музыкальной педагогике (А. Бентлей, Б. Реймер, И.Р. Хоффер, M.JI. Марк, Г. Паунтер, К. Сванвик и другие).
В диссертации использованы следующие методы исследования:
- анализ музыковедческой литературы, изданной на корейском, русском и других иностранных языка^ рр проблематике исследования;
- комплексный исследовательский метод;
12
- целенаправленное педагогическое наблюдение;
- научное изучение и обобщение педагогического опыта российских и корейских музыкантов;
- анкетирование;
- интервьюирование преподавателей;
- сбор и обработка статистических данных о современном состоянии фортепианного искусства в Корее;
- структурно-целостный анализ фортепианных произведений корейских авторов.
Организация исследования: Исследование производилось в 1990 - 2000 годах. Первый этап: 1990 - 1992 - анализ состояния проблемы,
Второй этап: 1992 - 1995 - изучение динамики развития фортепианного искусства в различные исторические периоды, сопоставительный анализ фортепианного искусства с другими видами художественного искусства, определение характерных особенностей фортепианного искусства. Третий этап: 1995-2000 год - целостный анализ факторов, обеспечивающих I дальнейшее развитие национального фортепианного искусства в Корее. Этапы исследования.
План изучения корейского фортепианного искусства в XX веке.
13
I этап.
Систематизация различных материалов по истории корейской фортепианной педагогики с начала XX века, их исследование и классификация.
II этап.
Нами были опрошены 120 преподавателей и профессоров различных университетов страны, ведущих как активную преподавательскую, так и композиторскую деятельность с тем, чтобы составить представление об особенностях корейских фортепианных произведений и фортепианной культуре в целом. Также была проведена классификация фортепианных сочинений на основе материалов Корейского общества композиторов.
III этап.
Сравнительный анализ фортепианно-педагогических принципов музыкантов Кореи и России в целях обоснования практических рекомендаций, направленных на совершенствование фортепианного образования в Корее.
На защиту выносятся следующие положения: 1. История развития фортепианного искусства и образования в Южной Корее подразделена на этапы: I период внедрения (1885-1930)
14
II период творческой оптимизации (1931 -1953)
III период развития (1953 - настоящее время).
В основе предложенной периодизации по этапам лежит обоснование эволюционных перемен, характеризующих фортепианную культуру Кореи.
2. Фортепианное искусство, представленное музыкальными произведениями композиторов Кореи, имеет свои национальные стилистические и жанровые особенности. Двуединство творческих исканий корейских композиторов, писавших для фортепиано, заключается во взаимосвязи современных композиционных приемов и национальных корейских традиций.
3. Основополагающие принципы фортепианной педагогики в Южной Корее 1 сформировались под прогрессивным влиянием зарубежных (и прежде всего | российской) фортепианно-педагогических школ и на основе накопления ^ национального корейского опыта в методике преподавания фортепиано. В числе основных принципов: единство общекультурных традиций общей и/ музыкальной педагогики: целостность эстетических и дидактических принципов, гуманистическое отношение к ученикам; «открытость» искусству; бескорыстность музыкально-художественной деятельности. 4. Сравнительный анализ методологических позиций пианистов-педагогов Южной Кореи (Чо Сам Чжин, Ким Мён Чжин, Ким Ён Бэ, Ким Ён Хо, Чо Сук Хён, Кан Чун Мо и др.) и России (Н.Е. Перельман, К.Н. Игумнов, Г.Г
15
Нейгауз, С.Н. Савшинский, С.Е. Фейнберг, А.Б. Гольденвейзер, Л.В. Николаев и др.) доказывает определенную связь в методических установках и подчеркивает прогрессивную направленность развития пианизма в Корее. 5. Фортепианная педагогика Кореи нуждается в дальнейшей оптимизации, в активном включении в мировой художественный процесс.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что впервые: рассмотрена сущность корейской фортепианной культуры в генезисе, -выявлены ее национальные традиции и проанализировано современное состояние в динамике;
- прослежено позитивное влияние зарубежных художественных культур на развитие музыкального искусства и образования в Корее;
- исследовано развитие фортепианного искусства в аспекте философских и эстетических течений XX века в Корее;
- определены основополагающие принципы фортепианной педагогики Кореи;
- впервые произведены систематизация фортепианных произведений композиторов Кореи по жанрам, исполнительский анализ отдельных произведений;
- выявлено общее и особенное в музыкально-педагогических позициях музыкантов Кореи;
16
- на основе сформулированных фортепианно-исполнительских и педагогических принципов выдающихся пианистов-педагогов Х1Х-ХХ веков России и Кореи определены основные условия, обеспечивающие совершенствование методической мысли в области преподавания игры на фортепиано в системе музыкального образования Кореи.
Практическая значимость исследования заключена в систематизации материалов по истории корейской фортепианной педагогики с начала XX века, классификации фортепианных сочинений на основе материалов Корейского общества композиторов, в разработке методических рекомендаций для современной практики подготовки музыкантов-пианистов в Корее; в проведении социологического опроса композиторов-педагогов, писавших для фортепиано, позволившего выявить: общность эстетических воззрений российских и корейских музыкантов, интерес к фортепианному жанру, его видам; пути внедрения творческих результатов в педагогическую практику. Диссертация вводит в научный оборот целый комплекс проблем, касающихся корейской фортепианной музыки и педагогики. Положения, выводы, материалы приложений позволяют значительно расширить научные представления о I существе изучаемой культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве учебного пособия для колледжей и вузов искусств по истории музыкального образования Кореи; в процессе чтения лекций и
17 проведения семинарских занятий по проблемам сравнительного образования и сравнительной педагогики; учеными и практиками при разработке концепции музыкального образования.
Методические рекомендации и перечень музыкальных произведений композиторов Южной Кореи может служить хрестоматией для практических занятий по фортепиано педагогам и студентам учебных заведений.
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры Музыкального воспитания и образования РГПУ им.А.И. Герцена (г.Санкт-Петербург, Россия), в Сеульской художественной школе искусств, а также в женском Университете Ихва. Теоретические материалы диссертации и нотные приложения были апробированы в лекционной и концертно-просветительской деятельности автора работ.
Структура работы: диссертация объемом 216 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее"
Заключение
Из пятитысячелетней протяженности исторического существования Кореи именно XX век стал временем глобальных преобразований и великого развития страны. Опираясь на древние культурные традиции народа, ставшие благодатной почвой развития музыкальной культуры и образования, а также на опыт зарубежных стран, корейские музыканты создали в течение XX века самобытную композиторскую и исполнительскую школы. В течение века реформировалась система музыкального образования в единстве всех ее составляющих. Природная любовь нации к музыкальному искусству, педагогический энтузиазм, благодатная духовная среда способствовали выходу музыкальной культуры Южной Кореи на конкурентоспособный уровень в мире.
В диссертации рассмотрены три этапа развития фортепианного искусства и образования в Южной Корее. Анализ исторического пути позволил констатировать прогрессивность развития системы образования Южной Кореи в XX веке. Подтверждением является расширение сети учебных заведений, включение в учебные планы преподавания музыкальных дисциплин, расширение концертной деятельности, упрочение интереса к музыкальному образованию в стране.
О развитии музыкальной культуры в Южной Корее свидетельствует творчество корейских композиторов. Так, фортепианные произведения композиторов из Южной Кореи имеют свои национальные особенности - двуединство их творческих исканий заключается во взаимосвязи современных композиторских приемов и национальных традиций. Широк жанровый спектр представленных в
194 диссертации фортепианных сочинений - фортепианное творчество представлено во всем многообразии проявлений.
На основе сравнительного анализа педагогических принципов корейских пианистов - Чо Сам Чжина, Ким Мён Чжина, Ким Ён Бэ и других - и методол-гических основ преподавательских систем выдающихся музыкантов России (Н. Перельмана, К Игумнова, Г Нейгауза, Л. Николаева и других) выявлена общность отдельных установок, в частности: целостность, единство эстетической и дидактической содержательности, гуманистическое отношение к ученикам, «открытость» искусству, особенности подхода к совершенствованию прогрессивного исполнительского мастерства и другие.
Материалы диссертации позволяют говорить о продолжении корейскими педагогами конца XX века национальных традиций в области фортепианного образования.
Тем не менее, фортепианная педагогика и образование в целом нуждается в дальнейшей оптимизации учебного процесса на всех уровнях системы.
Формирование эффективной и рациональной образованной среды в дальнейшем будет способствовать прогрессу в области музыкального фортепианного искусства. Однако, на сегодняшний день в музыкальном образовании Южной Кореи нельзя отрицать ряд факторов, замедляющий интенсивность развития. Отсутствие единой системы, в частности, в области фортепианного образования требует преобразовательных мероприятий.В корейской музыкальной культуре нет такой духовной сферы, которая была бы настолько приближена к
195 повседневной жизни и имела бы лучшие человеческие ресурсы, как музыкальное искусство.
Однако, количество интересных музыкальных произведений еще недостаточно. Учебные пособия для игры на фортепиано пронизаны насквозь западными идеалами и построены на европейском музыкальном материале: отсутствуют учебники, содержащие традиционный дух корейской культуры; реальное положение таково, что, начиная с раннего периода обучения, нет полноценной возможности воспитания в национальном духе.
Вот почему в настоящее время остро стоит проблема активизации творчества корейских композиторов, педагогов, - творчества, направленного на создание самобытных корейских сочинений. Для этого необходимо: первое — обеспечить тесные взаимосвязи между исполнителями и композиторами, организовать регулярные публикации новых произведений, объявлять специальные конкурсы на сочинение произведений различных жанров: вариаций, сюит, фортепианных дуэтов и т.п., созданных с учетом национальных традиций, и устраивать концерты. Второе - оказывать мощную финансовую поддержку тем, кто на фортепианных концертах в стране, а также за границей исполняет корейские произведения (уже сегодня в этой области наблюдается определенный прогресс). Третье - с помощью проведения конкурсов композиторов среди студентов и аспирантов знакомить слушателей современной корейской музыки и публиковать новые интересные произведения. Через средства массовой информации поощрять и широко распространять новые сочинения; эффективные меры смо
196 гут привести к сокращению дистанции между слушателями и исполнителями, будут способствовать популяризации музыки среди корейского народа.
Для того чтобы добиться успеха в этом, сами композиторы и исполнители должны владеть глубокими знаниями о своей национальной музыке, потому как, не зная корней традиционной музыки, невозможно постичь гармонию современной музыки.
В Корее, как мы уже отмечали, отсутствует образовательная система, которая моглы бы служить обучению талантливых детей с детского возраста. Получившие признание своего таланта в детские годы, в соответствие с современной корейской действительностью в сфере образования, дети, пройдя начальную школу, должны ожидать процесса обучения в школе искусств второй ступени. Возникшие в течение этого времени пробелы в эмоциональном отношении и в развитии способностей сложно впоследствии компенсировать.
В начальной стадии образования необходимыми являются наличие специального обучения и педагога-руководителя. Однако в Корее, по закону, штатные преподаватели ВУЗов не имеют права заниматься частным преподаванием. Поэтому талантам ничего не остается делать, как удовлетворятся записями в тренировочных классах или частных учебных заведениях, или же отправляться за границу для получения начального музыкального образования.
Обратившись за помощью к широко известной и общепризнанной российской системе обучения музыкально одаренных детей, Корея сможет постепенно решить проблемы. Во-первых, в Корее должна быть отлажена триада - детская музыкальная школа - среднее - высшее музыкальное учебное заведение. Во
197 вторых, музыкальная культура, в центре которой находилось бы обучение игре на фортепиано, должна определять процесс развития личности с детства.
Современное музыкальное образование нуждается не только в обновлении своего содержания, но и в коренном пересмотре своих основ. Способность музыки влиять на становление духовного мира человека, его фантазии, воображения, творческого мышления стала аксиомой педагогики искусства. Наиболее законченно совокупность принципов педагогики искусства представляют понятия «целостность», «образность», «ассоциативность» и «вариативность». Постижение музыкального искусства на основе обозначенных понятий дает возможность практической реализации искусства в собственной творческой деятельности.
Музыкально-творческое развитие - наиболее значимый компонент музыкальной культуры, особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию и выражающееся в умении воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку, осуществляя при этом самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. Универсальный принцип художественно-творческого процесса, отражающий природу искусства и природу познания в их единстве и позволяющий в логико-историческом плане воспроизвести сам путь становления музыкального искусства, выводит в широкое проблемное поле культуры.
Автор исследования также считает, что с учреждением подготовительных школ возможно решить комплекс проблем, связанных с начальным музыкальным образованием, а также нормализовать обучение способных детей. Есть все
198 основания полагать, что со вступлением в XXI век корейские пианисты закре пят свое положение на мировых сценах и будут совместно с музыкантами других стран участвовать в создании общества будущего посредством инновационного, эффективного образования.
199
Список научной литературыБэк Хи Сук, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Ким Ян Сон. Выдающиеся люди Кореи . (IV том). Сеул, издательство Пак Мунса. 1965.
2. Ким Тхэ Чжун. Хон Дэ Ёп и его эпоха. Сеул, издательство Ильчиса. 1982.
3. Им Дон Ын. Корейская новая история музыки. Сеул, издательство Хан-гильса. 1995.
4. Им Дон Ын. Проблемы современной корейской музыки. Сеул, издательство Унчжин. 1996.
5. Ю Ён Хён. Говорят великие пианисты. Сеул, издательство Ымакчхунчжу-са. 1994.
6. Син Чён Чхан. Нанпха и наши песни. Сеул, издательство Весальхве. 1984.
7. Пак Чхан Сок. Музыкальное образование. Сеул, издательство Пэмунса. 1966.
8. Пак Чхан Сок. Правильное фортепианное образование. Сеул, издательство Сегванымак. 1974.
9. Пак Чхан Сок. Общая теория музыкального образования. Сеул, издательство Тхэрим. 1977. '
10. Пак Чхан Сок. Фортепианная педагогика. Сеул, издательство Сегваымвк. 1987.
11. Пан Гым Чу. Основы музыкального образования. Сеул, издательство Сам-хо. 1990.200
12. Со У Сок. Использование и развитие западной музыки. Сеул, издательство Нанам. 1988.
13. Сон Тхэ Рён. Большая звезда истории корейской музыки. Сеул, издательство Чунмун. 1994.
14. Он По Тхак. Теория обучения музыкального искусства. Сеул, издательство Кёхакса. 1989.
15. Ю Док Хи. Теория всемирного музыкального образования. Сеул, издательство Халмупса. 1988.
16. И Ган Сук. Осознание музыки. Сеул, издательство Минымса. 1985.
17. У Май Бан. Список произведений корейских композиторов. Сеул, издательство Апкосырайбрариса. 1994.
18. И Суи Чжон. Сборник современной корейской фортепианной музыки. Сеул, издательство Тхэрим. 2000.
19. И Ю Сон. 100-летняя история западной музыки в Корее. Сеул, издательство Ымакчхунчжуса. 1985.
20. И Хон Су. Современное приближение музыкального образования. Сеул, издательство Сегван. 1996.
21. Чан Са Хун. Восточная и западная музыка рассвета Сеул, издательство По-чинчжэ. 1974. '
22. Чан Са Хун. История корейской музыки. Сеул, издательство Сегваымак. 1986.
23. Чан Са Хун. Мир западной музыки. Сеул, издательство Сегванымак. 1991.201
24. Чо Сан Хён. Перспективы и современность корейского музыкального образования. Сеул, издательство Чхоимокса. 1992.
25. Чхве Ён Чжа. Музыкальное образование периода расцвета. Сеул, издательство Ымакчхунчхуса. 1998.2б.Чхве Чон Чжин. Теория обучения музыки. Сеул, издательство Сонсиль-мункваса. 1984.
26. Ассоциация музыкантов. Эстетика музыки (тексты). Сеул, издательство Сечжон. 1998.
27. Литература на русском языке
28. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.
29. Баглич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества // Музыкальное воспитание в тсранах социализма. М., 1975.
30. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М. Л., 1975.
31. В фортепианных классах ленинградской консерватории. Л., 1968.
32. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1975.
33. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. -М., 1975.
34. Дельсон В. Г. Нейгауз. М., 1966.
35. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
36. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. -М., 1983.
37. Мастера советской пианистической школы. М., 1954.
38. Мильштейн Я.И. К.Н. Игумнов. -М., 1975.202
39. Музыкальное воспитание в современном мире // Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. -М„ 1973.
40. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973.
41. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.
42. Перельман Н.Е. В классе рояля: короткие рассуждения. -Л., 1970.
43. Портреты пианистов. М., 1962.
44. Риттерман Дж. О построении вопросов на музыкальных занятиях // Музыка в школе. 1987, №3.
45. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.
46. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л., 1963.
47. Савшинский С.И., Николаев Л.В. Очерки жизни и творческой деятельности. -Л., 1960.
48. Современные пианисты: Биографические очерки. М., 1985.
49. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. -М., «Прометей», 1990.
50. Терентьева H.A. Д.Б. Кабалевский музыкант, педагог, просветитель и проблемы современного музыкального образования. СПб.: Образование, 1999.
51. Терентьева H.A. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. Спб.: ВНИИБП, 1997.
52. Терентьева H.A. Новые информационные технологии современного музыкального образования для студентов музыкально-педагогических специальностей И Тезисы докладов VI Санкт-Петербургской международной конференции «Информатика 98», часть I, СПб., 1998.
53. Терентьева H.A. Теория и практика музыкально-художественного образования в ro^^i т pyße-ж-я XIX -XX столетий. СПб.: РАО, 1998
54. Терентьева H.A. Музыкальное образование в России в XIX-XX вв. М., РАО Л 996.
55. Терентьева H.A. К. Черни и его этюды. Спб.: Композитор, 1999.
56. Терентьева H.A. Гуманистическая парадигма музыкального образова-ния//Образование и культура Северо-Запада России: Вестник СЗО РАО.
57. Вып. 1 Спб.: Образование, 1996.205
58. Dennis Br. Experimental Music in Schools // International Music Educator. Journal of ISME. 1972. - #2.
59. Gale H. Roid, Thomas M. Haladyna. A Technology for Test-item writing. -Or-land Florida, Academic press, Inc. 1982.
60. Grant W. Ed. Music in Education. London, 1963.
61. H. Neuhaus (пер. Чо Юн Ён) The Art of piano playing. Сеул, издательство Самхо. 1992.
62. Louts Kentner Piano. -New-York, A division of Macmillion Publshing Co. Lnc. 1976.
63. Michael L. Mark (совместный пер. И Хон Сук, Пак Гыь Чжу, Ким Ми Су). Современное музыкальное образование (переработанное издание). Сеул, издательство Сегванымак. 1993.
64. Meyer Н. Schagerdidaktic und Musikpadagogik // Musik und Bildung. 1974.
65. Paynter J. Music Education and the emotional Needs of Young People. Towards a new Type of Research in Great Britain // Bontinck J., ed. New Patterns of musical Behavior of the Young Generation in industrial Societes. Wien, 1974.
66. Paynter G. Here and now. An introduction to modern music in schools. London,1972.
67. Schafer H. Angst vor Beethoven // Musik und Gesellschaft. 1970. - #11.
68. Scholium R. Musikpadagogik im Dilemma// Oesterreichische Musikzeitschrift.1973. -#3.
69. Swanwick K. Popular music and the teacher. London, 1968.206
70. Willi Apel (пер. Методического ценра корейской музыки). История фортели анной музыки. Сеул, издательство Сегванымак. 1986.1. Ежемесячные журналы
71. Редакция. Колыбель корейского искусства школа искусств Сонхва. //Фортепианная музыка.-Сеул: 1983. 12 т.
72. Редакция. Сеульская школа искусств. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1984. 28 т.
73. Чан Се Мун. Взгляд на художественное образование за прошедшие 30 лет. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1984. 33 т.
74. Редакция. Лучшие исполнители Кореи. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1987. 64 т.
75. Редакция. Корейская фортепианная музыка. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1987. 65 т.
76. И Хён Чжа. Современные учебные пособия и направления по фортепиано. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1987 66 т.
77. Пан Гым Чжу. Мы сейчас играем на фортепиано или учимся музыке. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1990. 101, 102 тт.
78. И Ён Ин. Мой учитель Чон Чин У. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1993. 132 т.
79. Хан Сан У. Первый корейский пианист Ким Ён Хван. //Фортепианная музыка.-Сеул: 1993. 136 т.
80. Редакция. Школа Евон. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1993. 136 т.207
81. Редакция. Школа искусств Кёнбук. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1995. 156 т.
82. Редакция. Изменение системы вступительных экзаменов в школы искусств. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1996. 171 т.
83. Редакция. В поисках корейских произведений. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1996. 171 т.
84. Редакция. Общий перечень корейских сольных произведений. //Фортепианная музыка. -Сеул: 1996. 172 т.
85. Редакция. Справочник имен и фамилий корейских пианистов. //Музыкальный год. -Сеул: 1992.
86. Редакция. Пианист Ким Вон Бок. //Музыкальный год. -Сеул: 1999. 42 т.
87. Диссертации, дипломные работы
88. Пак Кён У. Роль музыкальной критики для развития корейского музыкального мира. Работа на степень магистра, унив-т Ёнсе, аспирантура, 1998.
89. Пак Ир У. Исследования по введению в Корею западной музыки. Работа на степень магистра, унив-т Ёнсе, аспирантура, 1982.
90. Чхве Сын Хён. Музыкальное образование 1920-1930 гг. сборник диссертаций Корейского музыкального общества. 15 т. 1997.
91. Chung Won Куи/ Analysis and evaluation of beginning piano methods used in Korea. Doctor of philosophy. Graduate faculty of Texas Tech University in USA. 1992.2081. Словари
92. Большой музыкальный словарь. Сеул, издательство Синчжин. 1974.
93. Большой энциклопедический словарь корейской народной культуры (IV). Сеул, издательство института корейской духовной культуры.
94. The new grove dictionary of music and musicians, edited by Stanley, London: Macmillan publishers Ltd. 1980.
95. Газеты и другие научно-технические источники
96. К 80-летию основания университета Ёнсе: профессоры университета Ён-се. Сеул, издательство унив-та Ёнсе. 1965.
97. Комитет по составлению 80-летней истории университета Ихва. 80 лет истории университета Ихва. Сеул, издательство ихваёдэ. 1967.
98. Комитет по составлению 30-летней истории Сеульской школы искусств: 30 лет истории школы искусств г. Сеула. Сеул, издательство Есулькодын-хаккё. 1983.
99. Син Кым Сон. 100 лет музыки в университете Ихва.(Музыка Ихва). Сеул, издательство Ихваёдэыьдэ. 1986.111. 50 лет истории музыкального института при Сеульском государственном университете. Сеул, издательство Есулькехвек. 1997.
100. Со У Сок. Традиционная и западная культуры. издательство Гуманитарного исследовательского института при университете Сонгюнгван. 1985.
101. И Ён Чжо. О современном фортепианном творчестве Кореи. Сеул, издательство Ихваса. 1998.209
102. И Чон Ён. Исследование ныне действующих знаков и образовательной системы и музыкальное образование. Сеул, издательство Хагукымакхёп-хве. 1998.
103. Хан Сан У. Проблемы в практическом музыкальном образовании. Сеул, издательство Хагукымакхёпхве. 1998.
104. Русские пианисты, как принадлежность к мировой сокровищнице пианизма. Ымаккёюк синмун. 1998. №159.
105. Российские мастера-пианисты через изучение их гениалогии. Ымаккёюк синмун. 1998. №160.
106. Чон Ван Гю. Нам нужны учебники с традиционным Новым годом, а не с «Хелловином». Ымаккёюк синмун. 1998. №168.
107. Чан Хе Вон. Учреждение подготовительных школ и меры по нормализации практических занятий. Ымаккёюк синмун. 1998. №181.
108. James Е. Fisher/ Democracy and mission education in Korea. 1928. №4.
109. New-York Tims. 23 Apr. 1951 /
110. Hazel Nohavec Morgan (ed) music in the American education: Music education source book number two. Washington, D.C.: Music Education National Conference. 1955.1. Коты
111. Contemporary Korean Piano-Work И . -Сеул. 1996.
112. И Ён Чжа. Соната для фортепиано «Страсть и душа». -Сеул. 1986.
113. И ЁнЧжо. Сборник пьес для фортепиано №2. -Сеул. 1995.210
114. Ким Кук Чин. Баллада. -Сеул, издательство Тончисинымак. 1996.
115. Ким Кук Чин. Сборник сонат для фортепаино. -Сеул, издательство Сегван. 1983.
116. Ким Кук Чин. Сборник произведений для фортепиано. -Сеул, издательство Тончжинымак. 1997.
117. Ким Кук Чин. Дерево мечтаний. -Пусан, издательство Тосочхульпханхыван. 1998.
118. Ким Хён Ок. Orchestral masterpiece collections of Korean contemporary composers. -Сеул, издательство Еган. 1991.
119. Пак Чхан Сок. Сборник фрагментов для фортепиано из оперетты "Белоснежка". -Сеул, издательство Хёндэымак. 1996.
120. Мир фортепианных произведений. //Фортепианная музыка (ежемесячник). 1992-1995. 123, 124, 132, 133, 145, 156 тт.
121. Перечень опубликованных работ аспирантки кафедры Музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена г-жи БэкХи Сук
122. Как максимально на 120% использовать этюды Брукмштлера (Ор. 100, Ор. 105, Ор. 109) // Фортепианная музыка Сеул: 1998. № 198. С. 123127
123. Советы для двадцатилетних пианистов // Фортепианная музыка-Сеул: 1999. № 205. С. 34-35211
124. Музыкальное воспитание и образование в России в XIX в. // Фортепианная музыка Сеул: 1999. № 207. С. 62-64
125. Педагогика и музыкальное образование в Корее // Материалы V международной научно-практической конференции «История музыкального образования как наука и как учебный предмет» Москва: 1-2 декабря 1999. С. 366-369.
126. История развития фортепианной педагогики и образования в Южной Корее -С-Пб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999, 2,5 п. л.
127. Проблемы музыкального воспитания детей на раннем этапе развития. Чон Аи Культурный Центр, 15.10.99., 5 стр.