автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Фотография: концептуализация реальности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Карбасова, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Фотография: концептуализация реальности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фотография: концептуализация реальности"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ооьиэоч—

КАРБАСОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА ФОТОГРАФИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 п МАЙ Ш

Санкт-Петербург 2013

005058443

Работа выполнена на кафедре культурологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Сурова Екатерина Эдуардовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Рассадина Софья Александровна Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

кандидат философских наук, ассистент Могилевич Мария Николаевна Санкт-Петербургский государственный университет

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Защита состоится «#?» ЛМЯ<9 2013 года в часов на

заседании совета Д 212.232.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан «хУ» ¿¿Уг-у^-^ 2013 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета кандидат философских наук

.Е.Радеев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. К концу XX века стало понятно, что фотография незаметно сформировала свою собственную альтернативную реальность. Человек, погруженный в мир фотографических образов, начал действовать и идентифицировать себя как образ. Процесс становления «цивилизации образа» происходил на протяжении Х1Х-ХХ веков, и важно определить, какими именно средствами и путями он осуществлялся.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что влияние фотографии на человека и культуру в целом никогда не оспаривалось, но механизмы и пути этого влияния остаются неизученными. Следует отметить, что если воздействию фотографии на психологию поведения человека уделялось достаточно внимания в научных работах, то способность фотографии создавать концепты и в тоже время быть концептом, является ранее не исследуемой проблемой. Это связано с тем, что только в современную эпоху социально-ориентированного информационного пространства фотография приобрела особую значимость, и ее влияние на культуру стало настолько заметным, что позволило говорить о ее собственных путях концептуализации реальности.

Фотография по своей природе является техническим искусством, следовательно, пути концептуализации реальности фотографией во многом зависят от технического уровня аппаратов. Поэтому важно проанализировать влияние развития техники аппаратов на способность фотографии концептуализировать реальность. Данная проблема представляется мало изученной. Кроме того, этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в XXI веке, благодаря введению абсолютно новой техники, возникает альтернативное развитие фотографии.

Определенная трудность в изучении фотографии состоит еще и в том, что при современном состоянии культуры мы не можем четко определить роль и раскрыть механизмы воздействия фотографии. Это объясняется тем,

что фотография по своей природе полиморфична, и каждый вид фотографии воздействует на человека и культуру своими собственными путями, что приводит к неоднородности формирующейся реальности. В данном исследовании приводятся классификация и определения ключевых видов фотографии XX века, а также осуществляется подробный анализ способностей и путей концептуализации реальности каждого жанра.

Конец ХХ-начало XXI века характеризуются тем, что фотография перешла на новый этап. Многие исследователи называют этот феномен переходом к пост-фотографии. С одной стороны, это связано с техническими особенностями, с другой — с потерей фотографией связи с непосредственной реальностью. Так как такое положение фотографии стало характерным только в последние годы, представляет особый интерес обозначить ключевые характеристики и определить дальнейшие тенденции развития фотографии.

Настоящее исследование, наряду с решением основных задач, призвано дополнить общую картину истории развития фотографии и ее возможности влиять на реальность.

Степень разработанности проблемы. Способность фотографии быть средством концептуализации рассматривается в различных аспектах ее бытования многими авторами. Наиболее близкими к интересующей проблематике являются работы Бодрийяр Ж., Флюссер В., Кемп В., Вирильо П. Особое место в активных дискуссиях занимает работа Сьюзан Зонтаг «О фотографии».

Историко-культурологический подход, определяющий не столько техническую, сколько культурную значимость фотографии, представлен в работах Бажака К. «История фотографии. Возникновение изображения», «Новой Истории Фотографии» под редакцией Фризо М. и Поллака П. «Из истории фотографии». Огромный вклад в понимание становления фотографии как средства контроля сделал Фуко М. Также эти идеи отражались в работах Дебора Ги-Э. и Тэгга Дж. Фотография как технический

образ явилась предметом философского анализа Беньямина В. и Флюссера В., и в этом качестве Флюссер связал с ней начало «аппаратного универсума» - нового типа взаимоотношений и нового способа коммуникации, в которых пересекается направленность оператора, аппарата и зрителя.

Психофизиологический подход к рассмотрению влияния фотографии представлен в работах Нурковой В.В., Бергера Дж. и Фридберга Д. Исследование онтологического статуса фотообраза было предпринято Бартом Р., Базеном А., Делёзом Ж., Зонтаг С., Вирилио П., Краусс Р., Кэйвлом С. и нашло широкое отражение в философских работах Савчука В., Подороги В., Петровской Е. Медиальный аспект фотографии исследован в работах МакЛюэна М., Гройса Б., Киттлера Ф.

Осмысление фотографии как художественной практики нашло отражение во многих работах, но наиболее ценными для данного исследования являются исследования Жарковского Дж., Брайт С., Пондопуло Г.П., Ростоцкой М.А., Фрида М. Эротизация и эстетизация фотографического образа нашла отражение в работах: Савчука В., Батая Ж., Петровской Е., Зонтаг С., Жарковского Дж. Субъективное восприятие автором своего произведения и основные характеристики, применяемые в создании изображения, были исследованы Картье-Брессоном А., Китаевым А., Кокс Дж., Олсеном С.В., Раппапортом А., Ньютоном X.

Специфика рекламного образа в фотографии с философской точки зрения рассматривалась Бодрийяром Ж., Бартом Р., Фридбергом Д.

Дигитальность пост-фотографической эпохи нашла отражение в работе Ритчена Фреда «После фотографии» (RitchinF. After Photography). Это исследование открыло возможность говорить о новой эре фотографии, характеризующейся постоянными манипуляциями с изображением. Он поставил ряд вопросов, представляющих особый интерес для дальнейшего изучения пост-фотографической практики. Так, например, он ставит под

сомнение роль фотографа как автора, задается вопросом об определении границ искусства и т.д.

Необходимо также отметить, что некоторые явления (мобилография, айфонография) еще не рассмотрены в научной литературе, поэтому материалом для исследования служили анонимные статьи в сети Интернет.

Объектом исследования выступает фотография как неотъемлемый компонент действительности.

Предмет исследования — способность фотографии концептуализировать реальность.

Цель исследования: проанализировать фотографию как средство концептуализации реальности.

Для достижения поставленной цели, является необходимым решить следующие задачи:

• определить границы фотографической реальности в историческом, идентификационном, структурном аспектах;

• классифицировать порядки фотографического дискурса;

• произвести анализ использования телесного образа в художественной фотографии;

• определить границы эстетизации реальности в художественной фотографии;

• классифицировать образы и обозначить специфику коммерческой рекламной и нерекламной фотографии;

• рассмотреть любительскую и бытовую фотографию как особые жанры, концептуализирующие повседневную жизнь;

• выявить дигитальные основания современного фотографического процесса;

• определить новые тенденции в развитии пост-фотографической практики.

Методологическая основа диссертации базируется на принципах междисциплинарного исследования, которое осуществляется благодаря культурфилософскому подходу. Культурфилософский анализ, обобщающий данные различных дисциплин и учитывающий все многообразие подходов к предложенной теме, позволяет проанализировать фотографическую концептуализацию реальности. В ходе работы по данной проблеме по отношению к исследованию положения фотографии в культуре (I глава) применялся исторический метод, также как во II и III главах он применялся по отношению к развитию техники и технологии фотопроизводства. По отношению к исследованию идентификационных проблем, проблем памяти и самосознания, в рассмотрении проблем общественных реакций в различные исторические периоды и значимости фотографического принципа в сетевой реальности и т.д. применялись теоретические методы психологии и социологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование фотографического дискурса существенно влияет на изменения в культуре, привнося в нее новые тенденции (технической воспроизводимости), что расширяет границы представимого.

2. Формирование фотографического дискурса меняет структуру восприятия индивида по идентификационным, психологическим, структурным аспектам.

3. В связи с развитием фотографического дискурса в различных направлениях, необходимым является типологизация фотографической реальности и выделение профессиональной художественной, коммерческой, любительской и бытовой фотографии.

4. В современной фотографии появляются новые принципы, практики и технологии, что снижает ценность фотографии как самостоятельного произведения.

5. Концептуализация фотографического дискурса производит на свет пост-фотографическую реальность, для которой характерна потеря осмысленности самого акта фотографирования с выделением значимости пост-фотографической интерпретации.

Научная новизна результатов исследования.

• Проведен комплексный анализ зависимости развития фотографии как технологического средства от ее способности деформировать культуру. Так же выделены основные направления влияния фотографии как на психофизиологическом уровне человека (новая мозаичность сознания, альтернативная модель самоидентификации), так и на пространственно-временном уровне (новое представление о времени (доли секунд), движении и т.д.).

• Осуществлен комплексный анализ фотографии XX века, результатом которого является актуальная типологизация фотографической деятельности, включающая фотографии: профессиональную художественную, коммерческую профессиональную (рекламную), нерекламную коммерческую (фотографии с «торжеств», «школьных», «выпускных» альбомов), любительскую и бытовую фотографии.

• Осуществлен анализ художественной профессиональной фотографии. Особое внимание уделено фотографии в стиле «ню» (эротической), а также обозначены границы, определяющее ее различие с порнографической. Аргументирована способность эротической фотографии создавать концепты «эталонного» тела и транслировать их в культуру. Также проведен подробный анализ фотографий, выполненных в стиле «эстетика безобразного» и рассмотрены варианты применения данных образов в социальной и коммерческой рекламе.

• Особое внимание было уделено рассмотрению роли в культуре

любительской и бытовой фотографии. Обнаружено, что эти виды

фотографии оказывают сильное влияние на положение фотографической

деятельности в социокультурной среде. Анализируя содержание данных

8

видов фотографии, было сделано предположение, что именно фотографии данного жанра могут являться «зеркалом реальности».

• Концептуализированы основные направления развития фотографии в XXI веке и выявлено, что основная характеристика фотографии этого периода - ее дигитальная основа. Вследствие этого, были выделены и изучены новые тенденции, условно называемые «айфонография» и «фотография светового поля». Также произведен анализ популярных в первом десятилетии XXI века направлений — ломографии, мобилографии, светографии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего философско-культурологического изучения роли фотографии в пространстве культуры. Выводы исследования могут служить для более целостного понимания изменений в культуре и вызывающих их факторов.

Диссертация может быть использована при подготовке общих и специальных лекционных курсов по философии культуры, культурологии, некоторые положения работы могут быть отражены в курсах о современной культуре и постмодерне, философии техники, истории и философии искусства, философии медиа, философии фотографии.

Работа может представлять интерес в качестве теоретической базы для понимания механизмов воздействия изображения, например, для специалистов в области рекламы и связи с общественностью, а также может послужить источником для понимания и более целостного восприятия философии фотографии для обучающихся фотомастерству и кинооператоров.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях и семинарах. По теме исследования были сделаны доклады на научной конференции «Новые традиции» Центра изучения культуры факультета философии и политологии СПбГУ - доклад «Глубина резкости в трансформации традиции фотографирования» (декабрь 2008); на научной

конференции «Культурное наследие в ситуации постмодерн» при участии Философского факультета СПбГУ, ГУК ГМП «Исаакиевский собор» и «НИИ Стандартизации музейной деятельности» - доклад «Фотография в ситуации постмодерн: выработка моментальной памяти» (ноябрь 2009); на международной конференции «Игровые практики культуры», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии - доклад «Спорт и фотография: перспективы взаимодействия» (ноябрь 2009); на Всероссийской научной конференции «Медиафилософия. Принципы и способы анализа медиареальности» - доклад «Отношения фотографии» (ноябрь 2009). По теме диссертации было опубликовано 11 работ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 25 января 2013 года и рекомендована к защите.

Структура исследования обусловлена целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, выделены методологические основания работы. Также определена степень разработанности темы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. В этом же разделе отмечаются исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, повлиявшие на формирование концепции работы.

Глава 1. Исторический путь фотографии как «частный случай» освоения реальности — посвящена истории развития фотографии с момента ее изобретения до середины XX века и вызванной ею трансформации как на физиолого-психологическом, так и на общекультурном уровне. Особое внимание уделяется изучению технического аспекта развития фотографии и его влиянию на становление нового вида искусства.

1.1 Положение фотографии в культуре - в данном параграфе дается краткий экскурс в историю развития фотографии. Появившись как техническое изобретение, фотография вскоре вышла за пределы лабораторий, и уже в 40-х годах XIX века стала достоянием широкой публики. Стремительное распространение фотографии по всему миру способствовало как техническому усовершенствованию процесса создания изображения, так и открытию новых граней применения фотоснимков. С одной стороны, фотография представлялась как документ, имеющий непосредственную связь с действительностью, с другой — фотографы художники и документалисты в равной мере — все больше становились идеологами и проводниками индивидуального взгляда на мир или критиками общепринятых ценностей, создававшими гармоничную утопическую реальность средствами фотографии. Фотографии последней четверти XIX века часто имели антропологический характер и были посвящены выстраиванию представления о жизни «другого» (примером могут служить работы Эмерсона П.Г. и Кертиса Э., а также альбомы, представляющие собой собрание этнических типов, например, «Китай и китайцы» ТомсонаД.). Одним из ключевых аспектов развития фотографической практики, сохранившихся по сегодняшний день, стала туристическая фотография. Начиная с 50-х годов XIX века, по всему миру стали появляться фотомастерские, специализирующиеся на фоторепродукциях культурного наследия, в 1890-м году появились первые «открытки», и именно с этого момента можно говорить о проникновении клишированного образа Другого в повседневный обиход рядового жителя. Также именно к концу XIX века фотографирование стало практикой, не требующей особенного знания технологии, что способствовало распространению феномена «фотолюбительства».

Другая ветвь развития фотографии носила «служебный» характер.

Практически с момента своего появления фотография носила статус

объективного отражения действительности, вследствие чего была

востребована в качестве инструмента познания. Основное практическое

11

применение фотографии в XIX веке - это государственные этнографические экспедиции, каталогизация преступников, фотофиксации в сфере медицины, психиатрии и т.д.

Фотография поставила вопросы об уникальности изображения, возможности тиражирования, технологическом начале произведения и спровоцировала переоценку оснований и критериев для определения истинно художественного в произведениях искусства.

1.2 Влияние фотографии па психофизиологию человека — в данном параграфе раскрывается возможность фотографии трансформировать представление человека о самом себе и «своей истории».

Фотография использовалась как средство идентификации практически с момента своего зарождения. К началу XX века фотография стала появляться в документах, и фотообраз стал ключевым для идентификации человека. Самоидентификация по фотообразу представляется сложным процессом самопознания, представляющим человеку возможность приобрести уникальный опыт стабилизации своего телесного образа. Человек привыкает к фотообразу, начиная верить в то, что фотография в большей степени отражает действительность, чем присутствовавшее до этого в его сознании представление о себе; с другой стороны, человек учится позировать, контролировать свое лицо и тело для получения заранее предвосхищаемого результата.

Большой пласт накопленных фотообразов позволяет выделить черты, воспроизводимые с наибольшей частотой, что позволяет говорить о том, что человек не только идентифицирует себя с фотообразом, но начинает вести себя как образ, вбирая и экстраполируя те позы и положения, которые кажутся ему наиболее привлекательными. Таким образом, фотография представляется средством не индивидуализации, а унификации.

Принцип социальной идентификации переносится также на самого фотографа, который, отдавая предпочтения той или иной технике съемки, может идентифицировать себя принадлежащим какому-либо сообществу или группе.

Фотография внесла существенные изменения в механизмы памяти - с одной стороны, она дала возможность «запомнить» в деталях все важные события жизни (или же освободить память - взяв эти функции на себя), с другой - позволила конструировать воспоминания согласно желанию человека. Изобретение фотографии вошло в резонанс с уже существующей у личности потребностью осознавать историю своей жизни. Потребность иметь презентацию истории личностного существования воплощается в особую деятельность — «судьбостроительство», материалом для которого выступает содержание автобиографической памяти. Свое отражение оно имеет на страницах фотоальбома, где с помощью манипуляций с фотокарточками появилась возможность конструировать воспоминания (убирая или добавляя фотоснимки) согласно своему желанию. Целостность воспоминаний становится сомнительной. Уже в начале XX века процесс выбора фотографий для архива (не только личного, но и государственного) приобретает массовый характер. Фотографии обрезаются, ретушируются и уже в таком виде снова попадают в архив. История и память поколений теперь всецело зависят от фотообразов, которые, в свою очередь, благодаря точности, идее достоверности и конструктивному потенциалу способны подменить собой энграмму памяти.

1.3 Изменения восприятия реальности на структурном уровне - в данном параграфе рассматриваются ключевые позиции, сформировавшие новую «структуру реальности».

Технологическое совершенствование фотографии кардинальным образом изменило картину мира человека, включив в нее невидимые ранее микро- и макромиры, «заставило» обратить внимание на «незаметные», «скрываемые» вещи, проникло внутрь человека (одно из ответвлений в развитии фотографии - изобретение рентгена), показав ему с полной достоверностью то, из чего он состоит. «Потусторонняя» фотография показала не только возможности камеры, но и заставила задуматься о достоверности собственного способа видеть.

Кроме того, технический прогресс в фотографии позволил изменить восприятие времени. Сверхкороткие выдержки позволили увидеть то, что было не доступно глазу человека, поделив целостное восприятие времени на сотые доли секунды; они позволили увидеть малейшие изменения реальности и тем самым усилили разрыв между объективно-существующим и субъективно воспринимаемым. Сформировавшаяся новая образная система продемонстрировала расширение границ видимого.

1.4. Общая характеристика и классификация фотографии XX века - в данном параграфе рассматриваются основные направления развития и критерии фотографической деятельности в XX веке.

Основная характеристика фотографии этого периода - это ее всеобъемлющий характер. Именно с середины XX века можно говорить о проникновении фотографии абсолютно во все стороны жизни человека, трансформации в постоянный «аккомпанемент». Это, прежде всего, связано с технологическим прорывом в области «мгновенной» фотографии -изобретению Ра1апмс1 и компактной фотокамеры ("мыльницы"). Став полностью демократическим установлением, доступным абсолютно каждому, фотография из художественного творчества успешно перешла в ряд бытовых ежедневных практик человека, а эмоциональная составляющая «отпала» в связи с желанием «захватить» все. В XX веке наблюдается четкое выделение определенного типа фотографии — художественной. Именно она наделена наибольшей силой концептуализировать действительность, так как в основе лежит осмысленная деятельность, направленная на акцентирование моментов, «вскрытие» реальности; а также она зарождает те концепты, которые будут транслироваться в культуре.

Роль фотографии XX века заключалась в ее способности передавать информацию, что- в некотором смысле стало заменой текста и вызвало другую черту XX века — превращение информации в «комикс». Фотография подарила наиболее простой способ передачи информации, концептуализируя событие в свои «ограниченные рамки», и фотограф стал единственным, кто

делает отбор между тем, что происходит в действительности, и тем, что он хочет репрезентировать.

Фотография, с одной стороны, представляет собой информационное поле, позволяющее интерпретировать его согласно индивидуальным желаниям зрителя, с другой - является быстрым способом донести конкретную «лежащую на поверхности» информацию. Способ короткого выражения мысли, особенно с помощью фотографии, стал доминирующей практикой для человека XXI века.

В последней четверти XX века возникает ситуация, которую можно охарактеризовать, как «наблюдение за наблюдающим». Из-за повсеместной распространенности фотокамер, а также различных средств слежения, стало практически невозможным остаться не запечатленным на фотографии или видео.

Также для XX века характерно включение фотографии в медиаконтент - попадая в него, она становится развлечением и теряет свою самодостаточность.

Оценивая задачи фотографии в конце XX века, можно наблюдать попытки фотографии выйти за пределы видимого, уйти от типологизации и упорядочивания мира вокруг к фрагментарному восприятию, лишенному какой-либо пространственной, исторической, временной логики. Фотография на рубеже ХХ-ХХ1 веков направлена на изображение взгляда, на субъективный образ снимающего или непосредственно связана с самим актом фотографирования как социальной практикой, но изображенный объект (будь то человек или предмет мебели) не играет для фотографа никакой роли.

Тотальная фотографичность XX века привела к потере границ изображаемого, так к началу XXI века большой популярностью стала пользоваться фотография, выполненная в стиле «эстетика безобразного». Отсутствие границ также позволило фотографии стать частью медиа-инсталяций, хэппенингов и т.д.

Рассматривая различные основания (экономические, жанровые, видовые и т.д.), можно выстроить классификацию, совмещающую все эти подходы. Согласно ей, фотографию становится возможным поделить на: профессиональную художественную, документальную, коммерческую нерекламную, рекламную, любительскую и бытовую, а также выделить отдельный жанр, получивший свое наибольшее распространение в последнее десятилетие XX века - фотозависимое искусство.

Глава 2. Типология фотографического дискурса XX века - в данной главе подробно рассмотрен каждый вид фотографической деятельности и приведен анализ их воздействия на культуру. Фотографическое деформирование мира начинается с реформы видения. Наиболее сильный потенциал по трансформации окружающей реальности несет в себе художественная и рекламная фотография, отражения этих изменений наиболее сильно заметны при анализе бытовой и любительской фотографии.

2.1 Профессиональная художественная фотография - в данном параграфе рассматриваются критерии определения и основные формы профессиональной художественной фотографии. Выделяются черты, способные деформировать видение, и приводится ряд примеров фотографической концептуализации реальности, превращения обыденной действительности в поле художественного творчества. В качестве базового критерия «элитарной» (профессиональной художественной) фотографии определяется ее способность формировать виденье человека и являться средством, позволяющим трансформировать человека не только телесно, но и идеологически. Тем самым можно говорить о том, что художественная фотография дает первоначальные основания (образы) к изменению окружающего мира, а человек, находясь под ее влиянием, экстраполирует полученные образы в реальность. Также в этом параграфе приводится анализ последствий эстетизации фотографии как таковой, определяется особое отношение художественной профессиональной фотографии к другой фотографической деятельности.

Исследуя становление и развитие эротической фотографии, были выделены критерии, определяющие границу между эротикой и порнографией. Эротическая фотография представляет особый интерес, так как использует обнаженное тело как проводник в «инобытие». Эротическая фотография деконструировала тело, отделив сексуальность в чистую субстанцию, которая может проявляться в обнаженной натуре, а может быть перенесена на любой предмет реальности.

Другим аспектом концептуализации реальности фотографией является снятие границ, определяющих прекрасное. При анализе фотографий, выполненных в стилистике безобразного, становится очевидным, что, как эротическая фотография смогла вынести сексуальность за грани телесности, так фотография «безобразного» смогла «освободить» тело от общепринятых критериев красоты (как соответствие определенным нормам), акцентировав внимание на «отклонениях», сделав их предметом изображения и восхищения. Тело, лишенное последней атрибутики - жизни, воспринимается на этих работах как прекрасная чистая форма.

2.2 Коммерческая профессиональная фотография — в параграфе рассматриваются механизмы создания и воздействия рекламной фотографии, определяются основные характеристики создаваемых образов и принципы их функционирования.

Коммерческая рекламная фотография использует те же способы выразительности, что и профессиональная художественная, но целью ставит притягательность создаваемого образа (воплощение в образе идеалов человека о самом себе). Рекламная фотография сформировала особый фотоуниверсум, в котором все вещи ждут своего потребления, а все силы тратятся на создание образов, которые должны вызвать желания. Человек, оказавшийся под бесконечным воздействием таких образов, привыкает к ним и позволяет им собой манипулировать. Рекламная фотография заменила собой процесс выбора и сама определяет «желанное», формирует новые ценности.

На рубеже веков классические «привлекательные» образы в рекламной фотографии заменяются на эпатажные или провокационные. Это может быть связано, прежде всего, с тем, что у человека вырабатывается «иммунитет» к рекламе как таковой. Задача маркетологов - привлечь внимание к рекламируемому продукту - остается неизменной, но пути достижения этой цели меняются. Так начинает рекламироваться не товар, а стиль жизни, в котором этот товар является неотъемлемой частью. Провокация в рекламной фотографии выходит из рамок, определенных маркетингом, в пространство культуры. Рекламная фотография, влияя на образ мыслей людей, все более расширяет горизонты восприятия, погружая людей не просто в «схватывание образов на поверхности», а в осмысление происходящего в мире, заставляя выработать или позаимствовать тот стиль поведения, который человек выберет из уже «готовых» решений.

2.3 Нереклампая коммерческая фотография — в этом параграфе рассматривается фотографическая деятельность, направленная на получение экономической выгоды, но не претендующая на создание произведения искусства. В качестве нерекламной коммерческой фотографии исследуется: свадебная фотография, фотография для школьных и выпускных альбомов, фотография на различных корпоративных мероприятиях.

Сам процесс фотографирования занимает лидирующее положение относительно своего результата — так фотографирование стало неотъемлемой и одной из важнейших составляющих свадебного торжества. Акт фотографирования является дисциплинирующей силой при проведении различного рода корпоративных мероприятий. При анализе влияния такого рода фотографий было выявлено, что они становятся средством конструирования идентификации человека.

2.4 Любительская фотография — в данном параграфе рассматривается феномен фотолюбительства, получивший особую популярность во второй четверти XX века. Любительская фотография является одной из самых многогранных фотографических практик, и может являться «зеркалом»

культуры. Преобразовавшись в отдельный жанр со своими особенностями, любительская фотография вобрала в себя все основные особенности, свойственные другим видам фотографии, и при ее анализе явнее всего читаются воздействия других жанров фотографии на человека. Популярность любительской фотографии имеет как негативные, так и положительные последствия для человека и культурной реальности в целом. В качестве отрицательного влияния на формирование единого образа реальности следует отметить следующее: исчезновение целостности мира (покадровая раскройка реальности), увеличение клонирования стереотипов, рост «лишней» информативности, возрастание недовольства окружающим миром (реальность не всегда «фотографична"), усиление социальной отчужденности (непризнание результатов творческой деятельности). Положительные изменения выражаются в том, что любительская фотография стала способом самовыражения для каждого человека, независимо от физических, национальных, экономических факторов; она способствовала «расширению» мира (трансформация видения путем включения ранее не замеченного), эстетизации повседневной реальности, экранированию от внешних «раздражителей» (видоискатель фотоаппарата может послужить психологической «ширмой» от «неприятностей»).

2.5 Бытовая фотография — в параграфе рассматривается феномен бытовой фотографии, ее история, виды и формы воздействия на реальность современной культуры. Наиболее распространенный вид — туристическая фотография. Такого рода фотографии выстраивают концепты — образы, транслируемые в культуру, обретающие статус долженствования и являющиеся неотъемлемой частью социальной жизни человека. Туристическая фотография, с одной стороны, является результатом личного открытия новых территорий, с другой — мотивирует людей на путешествия и определяет аспекты их поведения, акцентирует внимание на «знаковых» местах.

Другой вид — фотография с праздников, торжеств. Такие снимки значимы в момент их создания — акта фотографирования, так как позволяют проявить свою сопричастность, «сопереживание» событию.

Бытовая фотография оправдывает свое название на так называемых «кухонных» фотографиях. Это фотографии, которые делаются интуитивно, запечатлевая членов семьи или друзей в самые обыкновенные моменты их жизни. Чаще всего они не помещаются в выставочное пространство, а являются просто способом коммуникации, некоторого рода «игрой».

Ситуативная фотография - это изображение случайностей, или чего-либо показавшегося забавным, чаще носит коммуникативный характер и используется в качестве предлога для общения, передачи информации. «Забавные» фотографии попадают в социальную среду в Интернет и иногда вызывают появление «мемов». Фотографии инцидентов имеют другую направленность — с одной стороны, они позволяют быть соучастником события, добавляют дополнительную «ценность» бытию, с другой — выполняют роль «щита», ставя фотоаппарат между самим событием и человеком, его наблюдающим. В последнее время появилась новая разновидность ситуативной фотографии, которую можно охарактеризовать «наблюдение за наблюдающим». На ней обычно изображаются люди, снимающие какой-либо инцидент, но не проявляющие реального участия в нем. Появление такого рода фотографий вызвало неординарную реакцию: с одной стороны, страх быть запечатленным на таких снимках вызывает у человека желание либо не попасть в кадр, либо «быть героем» (т. е. тем, кто реально пытается решить возникшую ситуацию, оказать помощь), а с другой— порождает в человеке желание быть тем, кто снимет такую компрометирующую ситуативную фотографию.

Глава 3. Связывание актуальной реальности фотографией: новые тенденции в фотографии — в этой главе речь идет о появлении постфотографии, сущность которой кроется в дигитальных основаниях. Постфотография не имеет четкой связи с действительностью, зато приобретает

другую черту — актуальность, которая проявилась в создании собственной актуальной реальности, основанной на принципах мгновенной передачи изображений.

Можно выделить две основные характеристики «постфотографической» эпохи: фотография как изображение становится одним из «кирпичей» для создания картины. (Приставку «пост-» можно трактовать, как указание на то, что фотография становится только поводом); фотографический процесс стал определяться набором характеристик, таких как «мгновенность», «альтернативность виденья», «эмоциональность».

В некотором смысле, пост-фотография провоцирует развитие «комплекса Бога» - когда человеку начинает казаться, что в его силах не только «ухватить кусочек реальности», но и бесконечно его изменять, в зависимости от своего настроения и желаний.

3.1 Дигиталыюсть современной фотографии — в данном параграфе раскрывается история становления цифровой фотографии и дается определение того момента, когда цифровая фотография стала дигитальной. Дигитальность определяется возможностью манипуляций с любым изображением (включая аналоговые фотографии, переведенные в цифровой вид). Первоначально манипулирование использовалось для эстетизации реальности, впоследствии изменениям стали подвергаться фотографии прошлого, чаще всего для рекламных целей. От изменений фотографий прошлого довольно скоро был сделан шаг к созданию фотографий «будущего» — чаще всего это использовалось в СМИ для иллюстрации еще не произошедшего события. Фотографическое время, как момент привилегированной встречи между наблюдателем и объектом, перестроилось.

Манипуляции с фотографией в СМИ позволили «настраивать» общественное мнение практически одновременно с происходящим событием. К началу 2000-х фотографирование объекта стало скорее церемониальной

функцией, нежели художественным актом. Скандалы, связанные с измененными фотоизображениями, стали неотъемлемой частью медиамира.

Компьютерное моделирование привело к тому, что фотография потеряла единственного автора, превратившись в коллективное творчество, и статус достоверности был заменен на «возможность».

Постоянная манипуляция с фотографиями способствовала появлению нового вида творческой деятельности - компьютерному искусству (цифровое, дигитальное искусство). Оно основано на использовании информационных технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме. Компьютерное искусство появилось в последние годы, и еще рано говорить об уникальном роде творческой деятельности. Основная проблема этого жанра в том, что его сложно отличить от обычной фотографии и от компьютерного дизайна. Если в первом случае речь чаще идет о технической стороне вопроса (измеряется степень модификации изображения), то разница между компьютерным искусством и дизайном простирается в сфере целей и идей.

Другое направление в применении дигитальных основ современной реальности выразилось в становлении жанра ломографии. Определяющими принципами его является фотографирование с помощью Lomo Compact и определенной «философией» изготовления изображения, базирующегося на сиюминутности и отказе от любого рода «постановок». Ломография стала ключевым поворотом в развитии фотографии конца ХХ-начала XXI века, ознаменовав собой переход от ценности готового товара к процессу создания товара. Массовое распространение ломографии (продержавшееся всего одно десятилетие) является непосредственной частью реальности современной культуры, где творческий акт приобретает ценность только тогда, когда он происходит «здесь и сейчас».

Похожей по принципам направления развития фотозависимого искусства является мобилография. Основой этого вида фотографии является инструмент — любой электронный прибор, имеющий фотокамеру, но

первоначально не предназначенный для профессиональной съемки (например, мобильный телефон, планшет, КПК и т.д.). Мобилография создает совершенно новую медиасреду, в рамках которой общение происходит посредством мобилографий. Также можно отметить, что мобилография представляет собой рефлексию на те изменения, которые произошли в фотографии в XX веке, а именно на смещение акцентов с объекта съемки на уровень профессиональности аппаратуры, особенно характерной для любительской фотографии. Основным принципом мобилографии является концентрация на объекте и моменте съемки, а техническая сторона создания изображения нивелируется.

Еще одно движение в развитии фотографии XXI века - светография -основывается на игре света, исключая при этом все остальное, включая сам объект съемки. Как и компьютерное искусство, светография предлагает соединить художественные навыки с техникой фотографии. Светография, как письмо светом или как «подсвечивание» чего-либо, являет собой новый вид не только фотографии, но и искусства — без автора и героя, без реальности. Светография - это отображение фантазий, мифологизация действительности путем полного отхода от нее.

3.2. Новые тенденции в развитии пост-фотографической практики - в данном параграфе речь идет о том, что развитие пост-фотографических практик тесно связано с совершенствованием и изобретением новых технологий.

В последние годы активно набирает популярность айфонография, которая является развитием идеи мобилографии, только с одним отличием -все фотографии должны быть сделаны на iPhone, iPod Touch, iPad и обработаны на этих же устройствах. Основная специфика создания изображений в айфонографии заключается в том, что все изображения должны быть обработаны с помощью специальных программ, установленных на телефоне, которые имитируют различные эффекты, характерные для фотографической техники середины XX века, или наоборот - дают

изображения в стиле «ломографии». Популярность использования ¡Phone в качестве камеры послужила тому, что снимки, сделанные этим телефоном, стали публиковаться в крупнейших издательствах, и многие профессиональные фотографы также перешли на использование этого телефона в качестве основной камеры. Принципиальным кажется то, что говоря об айфонографии, мы имеем в виду готовые образы, которыми апеллирует потребитель. Клишируемость, техногенность, повсеместное мгновенное распространение, нивелирование взгляда автора становятся ключевыми характеристиками современных изобразительных образов. Все эти особенности могут служить подтверждением того, что фотография как искусство в современном состоянии претерпевает кризис.

Особый интерес представляет новая технология - фотография светового поля. Ключевая особенность такого рода фотографий в том, что они позволяют создавать «живые фотографии» — мультимедийный проект, в котором сам зритель выбирает «точку фокусировки». Фотография, сделанная на аппарате «Литро», вбирает в себя 1000 различных фотографий, позволяя достичь невиданной ранее детализации. Эта сверх-реальность фотографии кажется чем-то фантастичным, и последствия введения этой технологии сейчас очень трудно предположить. Единственное, что можно сказать с уверенностью, так это что данная камера — не просто усовершенствование технологий (как было до этого — сначала в аналоговой, потом в цифровой фотографии), это принципиально другой способ построения кадра.

Другой тенденцией является уход фотографии в сферу Интернет пространства. Распространение социальных сетей, блогов и сервисов микроблоггинга позволили фотографии стать средством актуализации виртуальной реальности или «реальной виртуальности» в пространстве повседневной жизни нашего современника. Ключевой характеристикой фотографии стала способность передавать наиболее полную информацию и являться средством коммуникации.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обосновывается значение фотографии как средства концептуализации реальности.

Публикации

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рецензируемых ВАК:

1 .Карбасова Е.Б. Общая характеристика фотографической концептуализации реальности XX в.//Наука и бизнес: пути развития. №Ю(16) 2012. - М„ 2012. С. 63-68. (0,50 п.л.)

2.Карбасова Е.Б. Аспекты возвращения телесности в искусстве фотографии // Глобальный научный потенциал. №10 (19) 2012. - СПб., 2012. С. 63-69. (0,63 п.л.)

3.Карбасова Е.Б. Постановочная фотография: эстетика безобразного// Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования №7 (27) 2012. - Орел, 2012. С. 345-250. (0,72 п.л.)

Статьи, опубликованные в научных изданиях:

1. Карбасова Е.Б. Роль фотографии в становлении диалога культур// Studia culturae. Выпуск 13. Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб., 2011. С. 122-129. (0,44 п.л.).

2. Карбасова Е.Б. Спорт и фотография. Перспективы взаимодействия // Игровые практики культуры. Научные доклады и сообщения. - СПб., 2010. С. 225-230. (0,46 п.л.).

3. Карбасова Е.Б. Фотография в ситуации постмодерн: выработка моментальной памяти // Культурное наследие в ситуации постмодерн. Материалы докладов и выступлений научной конференции 6 ноября 2009 года. - СПб.:СПбГУ,ВВМ,2009. С.87-93. (0,38 п.л.).

4. Карбасова Е.Б. Постмодерн, фотография, музей: на память// Музей и культурное наследие: постмодерн. - СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2009. С. 252-267. (0,97 п.л.).

5. Карбасова Е.Б. Фотореальность современности // ЯШсНа сикигае. Выпуск 10: юбилейный. Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. - СПБ.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С. 220-228. (0,46 п.л.).

6. Карбасова Е.Б. Черный ящик фотографии // Метафизические исследования. Выпуск 214: Дагерротип. Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. —СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2010. С. 100107. (0,46 п.л.)

7. Карбасова Е.Б. Практика разрушения образов вещи в виртуальном музее// Музей в эпоху постмодерна. ЧастьЗ. Репрезентация музея./ Коллективная монография. — СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2010. С. с. 98-112. (1,01 пл.).

8. Карбасова Е.Б. Глубина резкости в трансформации традиции фотографирования // Новые традиции. /Коллективная монография. Под ред. Е.Э. Суровой и С.А. Рассадиной. - СПБ.: Издательский дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. С. 199-206 (0,40 п.л.).

Подписано в печать 11.04.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 3061.

Отпечатано в ООО «Издательство "ЛЕМА"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Фотография: концептуализация реальности"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201357320 КАРБАСОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

ФОТОГРАФИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Сурова Е.Э.

Санкт-Петербург 2013

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ФОТОГРАФИИ КАК «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» ОСВОЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ...............................................................................................................................................12

§1.1. Положение фотографии в культуре XIX века..................................................................................12

§ 1.2. Влияние на психофизиологию человека.......................................................................................35

§ 1.3. Изменения на структурном уровне................................................................................................45

§ 1.4. Общая характеристика и классификация фотографии XX века...................................................52

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ДИСКУРСА XX ВЕКА.........................................65

§ 2.1. Профессиональная художественная фотография.........................................................................66

§ 2.2. Коммерческая профессиональная фотография..........................................................................108

§ 2.3.Не рекламная коммерческая фотография....................................................................................128

§ 2.4. Любительская фотография............................................................................................................134

§ 2.5. Бытовая фотография и ее влияние на культуру..........................................................................140

ГЛАВА 3. СВЯЗЫВАНИЕ АКТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ФОТОГРАФИЕЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОТОГРАФИИ........................................................................................................................................146

§ 3.1. Дигитальность современной фотографии...................................................................................146

§ 3.2. Новые тенденции в развитии пост-фотографической практики...............................................166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................................173

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................184

ВВЕДЕНИЕ „

Актуальность проблемы. К концу XX века стало понятно, что фотография незаметно сформировала свою собственную альтернативную реальность. Человек, погруженный в мир фотографических образов, начал действовать и идентифицировать себя как образ. Процесс становления «цивилизации образа» происходил на протяжении Х1Х-ХХ веков, и важно определить, какими именно средствами и путями он осуществлялся.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что влияние фотографии на человека и культуру в целом никогда не оспаривалось, но механизмы и пути этого влияния остаются неизученными. Следует отметить, что если воздействию фотографии на психологию поведения человека уделялось достаточно внимания в научных работах, то способность фотографии создавать концепты и в тоже время быть концептом, является ранее не исследуемой проблемой. Это связано с тем, что только в современную эпоху социально-ориентированного информационного пространства фотография приобрела особую значимость, и ее влияние на культуру стало настолько заметным, что позволило говорить о ее собственных путях концептуализации реальности.

Фотография по своей природе является техническим искусством, следовательно, пути концептуализации реальности фотографией во многом зависят от технического уровня аппаратов. Поэтому важно проанализировать влияние развития техники аппаратов на способность фотографии концептуализировать реальность. Данная проблема представляется мало изученной. Кроме того, этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в XXI веке, благодаря введению абсолютно новой техники, возникает альтернативное развитие фотографии.

Определенная трудность в изучении фотографии состоит еще и в том, что при современном состоянии культуры мы не можем четко определить роль и раскрыть механизмы воздействия фотографии. Это объясняется тем, что фотография по своей природе полиморфична, и каждый вид фотографии воздействует на человека и культуру своими собственными путями, что приводит к неоднородности формирующейся реальности. В данном исследовании приводятся классификация и определения ключевых видов фотографии XX века, а также осуществляется подробный анализ способностей и путей концептуализации реальности каждого жанра.

Конец ХХ-начало XXI века характеризуются тем, что фотография перешла на новый этап. Многие исследователи называют этот феномен переходом к пост-фотографии. С одной стороны, это связано с техническими особенностями, с другой - с потерей фотографией связи с непосредственной реальностью. Так как такое положение фотографии стало характерным только в последние ' годы, представляет особый интерес обозначить ключевые характеристики и определить дальнейшие тенденции развития фотографии.

Настоящее исследование, наряду с решением основных задач, призвано дополнить общую картину истории развития фотографии и ее возможности влиять на реальность.

Степень разработанности проблемы. Способность фотографии быть средством концептуализации рассматривается в различных аспектах ее бытования многими авторами. Наиболее близкими к интересующей проблематике являются работы Бодрийяр Ж., Флюссер В., Кемп В., Вирильо П. Особое место в активных дискуссиях занимает работа Сьюзан Зонтаг «О фотографии».

Историко-культурологический подход, определяющий не столько техническую, сколько культурную значимость фотографии, представлен в

работах Бажака К. «История фотографии. Возникновение изображения», «Новой Истории Фотографии» под редакцией ФризоМ. и Поллака П. «Из истории фотографии». Огромный вклад в понимание становления фотографии как средства контроля сделал Фуко М. Также эти идеи отражались в работах Дебора Ги-Э. и Тэгга Дж. Фотография как технический образ явилась предметом философского анализа БеньяминаВ. и ФлюссераВ., и в этом качестве Флюссер связал с ней начало «аппаратного универсума» - нового типа взаимоотношений и нового способа коммуникации, в которых пересекается направленность оператора, аппарата и зрителя.

Психофизиологический подход к рассмотрению влияния фотографии представлен в работах Нурковой В.В., Бергера Дж. и ФридбергаД. Исследование онтологического статуса фотообраза было предпринято Бартом Р., Базеном А., Делёзом Ж., Зонтаг С., Вирилио П., Краусс Р., Кэйвлом С. и нашло широкое отражение в философских работах Савчука В., Подороги В., Петровской Е. Медиальный аспект фотографии исследован в работах МакЛюэна М., Гройса Б., Киттлера Ф.

Осмысление фотографии как художественной практики нашло отражение во многих работах, но наиболее ценными для данного исследования являются исследования Жарковского Дж., Брайт С., Пондопуло Г.П., Ростоцкой М.А., Фрида М. Эротизация и эстетизация фотографического образа нашла отражение в работах: Савчука В., Батая Ж., Петровской Е., Зонтаг С., Жарковского Дж. Субъективное восприятие автором своего произведения и основные характеристики, применяемые в создании изображения, были исследованы Картье-Брессоном А., Китаевым А., Кокс Дж., Олсеном C.B., Раппапортом А., Ньютоном X.

Специфика рекламного образа в фотографии с философской точки зрения рассматривалась Бодрийяром Ж., Бартом Р., Фридбергом Д.

Дигитальность пост-фотографической эпохи нашла отражение в работе Ритчена Фреда «После фотографии» (Ritchin F. After Photography). Это исследование открыло возможность говорить о новой эре фотографии, характеризующейся постоянными манипуляциями с изображением. Он поставил ряд вопросов, представляющих особый интерес для дальнейшего изучения пост-фотографической практики. Так, например, он ставит под сомнение роль фотографа как автора, задается вопросом об определении границ искусства и т.д.

Необходимо также отметить, что некоторые явления (мобилография, айфонография) еще не рассмотрены в научной литературе, поэтому материалом для исследования служили анонимные статьи в сети Интернет.

Объектом исследования выступает фотография как неотъемлемый компонент действительности.

Предмет исследования - способность фотографии концептуализировать реальность..

Цель исследования: проанализировать фотографию как средство концептуализации реальности.

Для достижения поставленной цели, является необходимым решить следующие задачи:

• определить границы фотографической реальности в историческом, идентификационном, структурном аспектах;

• классифицировать порядки фотографического дискурса;

• произвести анализ использования телесного образа в художественной фотографии;

• определить границы эстетизации реальности в художественной фотографии;

• классифицировать образы и обозначить специфику коммерческой рекламной и нерекламной фотографии;

• рассмотреть любительскую и бытовую фотографию как особые жанры, концептуализирующие повседневную жизнь;

• выявить дигитальные основания современного фотографического процесса;

• определить новые тенденции в развитии пост-фотографической практики.

Методологическая основа диссертации базируется на принципах междисциплинарного исследования, которое ' осуществляется благодаря культурфилософскому подходу. Культурфилософский анализ, обобщающий данные различных дисциплин и учитывающий все многообразие подходов к предложенной теме, позволяет проанализировать фотографическую концептуализацию реальности. В ходе работы по данной проблеме по отношению к исследованию положения фотографии в культуре (I глава) применялся исторический метод, также как во II и III главах он применялся по отношению к развитию техники и технологии фотопроизводства. По отношению к исследованию идентификационных проблем, проблем памяти и самосознания, в рассмотрении проблем общественных реакций в различные исторические периоды и значимости фотографического принципа в сетевой реальности и т.д. применялись теоретические методы психологии и социологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование фотографического дискурса существенно влияет на изменения в культуре, привнося в нее новые тенденции (технической воспроизводимости), что расширяет границы представимого.

2. Формирование фотографического дискурса меняет структуру восприятия индивида по идентификационным, психологическим, структурным аспектам.

3. В связи с развитием фотографического дискурса в различных направлениях, необходимым является типологизация фотографической реальности и выделение профессиональной художественной, коммерческой, любительской и бытовой фотографии.

4. В современной фотографии появляются новые принципы, практики и технологии, что снижает ценность фотографии как самостоятельного произведения.

5. Концептуализация фотографического дискурса производит на свет пост-фотографическую реальность, для которой характерна потеря осмысленности самого акта фотографирования с выделением значимости пост-. фотографической интерпретации.

Научная новизна результатов исследования.

• Проведен комплексный анализ зависимости развития фотографии как технологического средства от ее способности деформировать культуру. Так же выделены основные направления влияния фотографии как на психофизиологическом уровне человека (новая мозаичность сознания, альтернативная модель самоидентификации), так и на пространственно-временном уровне (новое представление о времени (доли секунд), движении и. т.д.).

• Осуществлен комплексный анализ фотографии XX века, результатом которого является актуальная типологизация фотографической деятельности, включающая фотографии: профессиональную художественную, коммерческую профессиональную (рекламную), нерекламную коммерческую

(фотографии с «торжеств», «школьных», «выпускных» альбомов), любительскую и бытовую фотографии.

• Осуществлен анализ художественной профессиональной фотографии. Особое внимание уделено фотографии в стиле «ню» (эротической), а также обозначены границы, определяющее ее различие с порнографической. Аргументирована способность эротической фотографии создавать концепты «эталонного» тела и транслировать их в культуру. Также проведен подробный анализ фотографий, выполненных в стиле «эстетика безобразного» и рассмотрены варианты применения данных образов в социальной и коммерческой рекламе.

• Особое внимание было уделено рассмотрению роли в культуре любительской и бытовой фотографии. Обнаружено, что эти виды фотографии оказывают сильное влияние на положение фотографической деятельности в социокультурной среде. Анализируя содержание данных видов фотографии, было сделано предположение, что именно фотографии данного жанра могут, являться «зеркалом реальности».

• Концептуализированы основные направления развития фотографии в XXI веке и выявлено, что основная характеристика фотографии этого периода - ее дигитальная основа. Вследствие этого, были выделены и изучены новые тенденции, условно называемые «айфонография» и «фотография светового поля». Также произведен анализ популярных в первом десятилетии XXI века направлений - ломографии, мобилографии, светографии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего философско-. культурологического изучения роли фотографии в пространстве культуры. Выводы исследования могут служить для более целостного понимания изменений в культуре и вызывающих их факторов.

Диссертация может быть использована при подготовке общих и специальных лекционных курсов по философии культуры, культурологии, некоторые положения работы могут быть отражены в курсах о современной культуре и постмодерне, философии техники, истории и философии искусства, философии медиа, философии фотографии.

Работа может представлять интерес в качестве теоретической базы для понимания механизмов воздействия изображения, например, для специалистов в области рекламы и связи с общественностью, а также может послужить источником для понимания и более целостного восприятия философии фотографии для обучающихся фотомастерству и кинооператоров.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях и семинарах. По теме исследования были сделаны доклады на научной конференции «Новые традиции» Центра изучения культуры факультета философии и политологии СПбГУ - доклад «Глубина резкости в трансформации традиции фотографирования» (декабрь 2008); на научной конференции «Культурное наследие в ситуации постмодерн» при участии Философского факультета СПбГУ, ГУК ГМП «Исаакиевский собор» и «НИИ Стандартизации музейной деятельности» - доклад «Фотография в ситуации постмодерн: выработка моментальной памяти» (ноябрь 2009); на международной конференции «Игровые практики культуры», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии - доклад «Спорт и фотография: перспективы взаимодействия» (ноябрь 2009); на Всероссийской научной конференции «Медиафилософия. Принципы и способы анализа, медиареальности» - доклад «Отношения фотографии» (ноябрь 2009). По теме диссертации было опубликовано 11 работ.

Структура исследования обусловлена целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка

использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ФОТОГРАФИИ КАК «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» ОСВОЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

История возникновения фотографии и первые шаги ее развития были изначально противоречивы. Фотография была открыта как техническое изобретение, а для получения признания в качестве самостоятельного вида искусства понадобились многие годы. Будучи изобретением, фотография ' раскрывала себя постепенно в различных сферах жизни человека и этот путь от открытия к искусству - являлся только одним из возможных векторов ее развития. Стоит также отметить, что развитие фотографии шло настолько быстрыми темпами, что открытие различных ее свойств часто оставались не замеченными и к ним возвращались спустя многие десятилетия. §1.1. Положение фотографии в культуре XIX века

1.1.1. История развития фотографии: первые шаги

Историю возникновения фотографии можно рассказывать, начиная с

изобретения "волшебного фонаря" или "камеры обскуры", т.е. с XVI-XVII веков. "Камера обскура стала первой техникой приема изображения, волшебный фонарь - первой техникой воспроизведения изображения. Единственное, чего совершенно не было до развития фотографии - это технологии, закрепления и переноса изображения, которая позволила бы передавать принятые изображения сквозь время и пространство и посылать их вновь в другой точке времени и пространства".1 Изобретение фотографии шло извилистыми