автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Французская художественная критика конца ХIХ века
Текст диссертации на тему "Французская художественная критика конца ХIХ века"
Санкт-Петербургский Государственный Университет
На правах рукописи
Кудрикова Светлана Федоровна
Французская художественная критика конца XIX века Проблемы и тенденции развития 1880-1890-е гг.
Специальность 07.00.12 - история искусства Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель -доктор искусствоведения профессор Н. Н. Калитина
Санкт-Петербург - 1999
Оглавление
Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Парижский Салон в литературно-художественной
периодике.................................................................................................................15
Глава 2. Полемика вокруг импрессионизма
и неоимпрессионизма...............................................................................44
Глава 3. Символизм в искусстве сквозь призму художественной
критики.....................................................................................................................99
Глава 4. Творческие портреты художественных
обозревателей.................................................................................................173
Заключение..............................................................................................................................208
Приложения /Примечания и библиографический список
использованной литературы/........................................213
Введение
Художественная критика как литературный жанр („искусство об искусстве")1 сформировалась во Франции в XVIII в. и именно во Франции она достигла наивысшего расцвета в XIX - начале XX вв., выдвинув блестящую плеяду имен.
Широкий размах выставочной деятельности во Франции в конце прошлого века и повышение социального статуса искусств в культурной жизни нации оказали непосредственное влияние на издательскую практику. Количество газет и журналов, в том числе специализированных, с каждым годом неуклонно росло (около ста в год) и достигло в 1893 г. более пяти тысяч. Согласно Р. де Гурмону, к началу XX в. только эфемерных petites revues функционировало около 130-и.2 Почти во всех периодических изданиях имелась рубрика, посвященная вопросам искусства, где печаталась актуальная художественная информация. Ежегодное открытие официального Салона в Париже всегда становилось-злобой дня, отодвигая временно на задний план другие события общественной жизни. Критические обзоры Салонов регулярно публиковались на страницах газет и журналов, стимулируя интерес читателей. Визитеры Салона, всецело доверяя прессе, восхищались, как правило, художниками, которые заслужили похвальные отзывы журналистов, и критиковали тех, кто удостаивался негативной оценки.
В течение всего XIX в. любая новация в искусстве вызывала дебаты, в ходе которых происходило размежевание позиций. Некоторые газеты и журналы не имели четкой идеологической ориентации и служили подчас своеобразным „перекрестком", где скрещивались „копья" противоборствующих концепций. Однако
подавляющая часть прессы являлась рупором мнения определенных политических партий,3 хотя и в таких изданиях многие публикации выходили за пределы идейно-теоретической программы редакции. Нередко газеты и журналы противоположного направления высказывали сходную точку зрения по одному и тому же вопросу и наоборот. Динамика исторического развития страны и напряженный ритм быстрой смены событий в различных областях жизни вовлекали художественных критиков в сложный „водоворот" новых идей. Не случайно их убеждения, как и политический вектор значительной части изданий, претерпевали порой эволюцию или отличались эклектичным соединением полярных тенденций.4 С одной стороны, критики выражали вкусы и взгляды тех газет и журналов, с которыми сотрудничали, однако с другой, - информируя читателей, они предлагали им часто свою, субъективно окрашенную аксиологическую шкалу и оказывали, таким образом, существенное влияние на формирование их симпатий и антипатий.
Основная цель данной диссертации заключается в том, чтобы раскрыть сквозь призму художественной критики сложные процессы, происходившие в искусстве Франции на переломном этапе его развития и, высветив новые грани отчасти уже известного, заполнить, таким образом, существенные лакуны в отечественном искусствознании. Автор диссертации не претендовал дать исчерпывающую панораму французской художественной критики конца XIX в. во всем многообразии ее „персоналий", идей и концепций и в равной мере осветить все вопросы, которые находились в центре ее внимания. Предметом исследования являются наиболее важные и существенные аспекты развития художественной критики Франции конца XIX в.
В соответствии с этим в диссертации ставятся следующие задачи:
- Обозначить круг главных искусствоведческих и эстетических проблем, по которым велась полемика на страницах французской прессы в конце XIX в.
- Проанализировать особенности интерпретации и оценки художественной критикой салонного академизма и оппозиционных ему течений (импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм).
- Воссоздать напряженную атмосферу журналистских баталий вокруг Салона и художественного авангарда в конце XIX в.
- Дать творческие портреты наиболее ярких и типичных представителей художественной критики Франции конца XIX в. Охарактеризовать их эстетическое кредо и литературный стиль, выявить общие черты и индивидуальное своеобразие.
- Определить основные тенденции развития французской художественной критики конца XIX в. и сформулировать ее историческое значение.
К настоящему времени в зарубежном искусствознании сформировалась уже солидная историография художественно-критического наследия Франции конца XIX в. Помимо фундаментальных общих трудов по истории французского искусства и монографий об отдельных мастерах, где в той или иной степени затрагиваются проблемы художественной критики,5 существует целый ряд работ, посвященных конкретно периодике6 и критике7 рассматриваемого периода. Творчество многих французских критиков (Ш. Бодлер, Ф. Бюрти, Т. Визева, А. Вольф, Ж.-К Гюисманс, Л.-Э. Дюранти, Т. Дю-ре, Г. Жеффруа, Э. Золя, Ж.-А. Кастаньяри, Ж. Лафорг, П. Мантц, Р. Маркс, О. Мирбо, П.-А. Сильвестр, Ф. Фенеон, Ж. Шанфлери, Ш. Эфрусси и др.) являлось предметом специальных исследо-
ваний.8 Некоторые из них были удостоены персональных выставок (Гюисманс - 1948 г., Жеффруа - 1957 г., Бодлер - 1968-69 гг.).9
Среди трудов зарубежных ученых необходимо особо выделить монографию Л. Вентури „История художественной критики" (первое издание - Нью-Йорк, 1936 г.), в которой намечена общая схема развития критики от античной эпохи до XX в. Задуманная как история эстетических идей, определявших художественно-критические суждения, книга Вентури явилась первой в западном искусствознании обобщающей работой по данной теме. Вводная часть исследования представляет собой размышления теоретического характера. Вентури объяснил „необходимость истории критики", дал определение понятий „теория искусства", „художественная критика", „вкус", „художественное суждение", а также рассмотрел такие проблемы как воображение и творчество, природа и идеал, личность художника и „законы искусства". В десятой главе монографии содержится краткая характеристика французской художественной критики эпох неоклассицизма, романтизма и реализма, а также два маленьких раздела, посвященные „критике импрессионизма" и „символистской критике".
Серьезным вкладом в изучение вопросов, связанных с французской художественной критикой второй половины XIX в., явилась книга Ж.Летева „Импрессионисты и символисты перед прессой" (1959 г.), которая имеет как источниковедческую, так и концептуальную ценность. Размышления и выводы автора сопровождаются изобилием цитат из периодики, причем привлекаются и отрицательные, и положительные рецензии. Основному тексту в работе Летева предшествует хроника главных событий в художественной жизни Франции второй половины XIX в., а в заключении дается перечень газет и журналов с краткими сведениями о них.
Среди исследователей французской художественной критики конца XIX в. исключительно важное место принадлежит Д Гальперину, составителю двухтомного собрания сочинений Ф. Фенеона „Oeuvres plus que complètes" (1970 г.) На основе тщательного изучения периодики, выставочных каталогов, а также бесед с людьми, лично знавшими критика, Гальперин атрибутировал ему значительное количество публикаций, подписанных псевдонимами. Он же составил биографическую летопись жизни и творческой деятельности Фенеона как литературно-художественного критика, а в предисловии к изданию дал глубокий анализ стилистики его статей.
С проблемами французской художественной критики конца
XIX в. и ее представителями знакомит исследование Л. Ноклин „Импрессионизм и постимпрессионизм. 1874-1904. Источники и документы" (1966 г.), в котором цитаты из оригинальных текстов писателей, живописцев и критиков сопровождаются краткими комментариями.
Ценная информация о писателях и поэтах, выступавших в роли художественных критиков, содержится в книгах „От Дидро до Валери. Писатели и визуальные искусства" Ф. Фоска (I960 г.) и „Взаимопомощь в искусствах со Второй империи до конца века" Т. Браниуса (1972 г.). В работе Ф. Фоска дан подробный анализ эстетических взглядов Стендаля, О. де Бальзака, Э. Фромантена, Ш. -О. Сент-Бёва, Ж. Мишле, А. Ренана, И. Тэна, Ш. Бодлера, Гонкуров, ЖЛафорга, М. Барреса, М. Пруста. В исследовании Т. Браниуса художественно-критическая деятельность Э. Золя, Ж.-К Гюисманса, А. Орье и Ф. Фенеона рассматривается в культурно-историческом русле эпохи. Особого внимания заслуживает также фундаментальный труд Л. Отекёра „Литература и живопись во Франции с XVII по
XX вв." (1963 г.), в котором можно почерпнуть сведения и о
художественной критике интересующего нас периода. Взаимосвязям французских писателей и художников в конце XIX в. посвящен небольшой раздел монографии С. Адамса „Мир импрессионистов" (1989 г.).
Вопросы, связанные с деятельностью парижского Салона, творчеством официальных художников Третьей Республики и отношением к ним художественной критики, почти не исследованные в отечественном искусствознании, нашли отражение в книге Ж. Креспелла „Мастера Прекрасной эпохи" (1966 г.), оснащенной богатым фактическим и иллюстративным материалом, а также в каталогах выставок: „Экивоки. Французские картины XIX века" (Париж, Музей декоративных искусств, 1973 г.), „Картины французского Салона из южных коллекций" (Атланта, Музей изящных искусств, 1983 г.), „Традиция и новаторство в искусстве художников французского Салона" (Муниципальный музей Фукуака, 1989 г.), ,^~А.Жером" (Балтимор, Картинная галерея Уолтерса, 1973 г.), ,Д. Жервекс" (Париж, Музей Карнавале, 1993 г.), ,Ж-П. Лоране" (Париж, д'Орсэ, 1997 г.) и др.
Обширная фактология относительно духовной атмосферы, литературно-художественной периодики и художественной критики эпохи fin de siècle содержится в книгах „Наби и их эпоха" А. Юмбер (1954 г.), „Ревю Бланш и Наби" Ф.Херманна (1959 г.), „Наби и их время" Ш. Шассе (i960), „Символизм и искусство конца века" Г. Хофштэттера (1965 г.), „Мифы и фантазии в искусстве" (1971 г.) и „Символисты" (1975 г.) Ф.Жюлиана, „Символизм" Р. Делевуа (1982 г.), в монографии П.-Л. Матьё о творчечтве Г. Моро (1976 г.), а также в каталогах выставок „Символизм в Европе" (Париж, Гран Пале, 1976 г.), „Фантен-Латур" (Париж, Гран Пале, 1982-1983 гг.), „1893 год, Европа художников" (Париж, д'Орсэ, 1993
г.), „Наби" (Париж, д'Орсэ, 1993-1994 гг.) „Одилон Редон, принц снов" (Чикаго, Художественный институт, 1994 г.).
Освещая историографию вопроса, нельзя не упомянуть эссе Г. Лебела, посвященное библиографии французской художественной периодики с 1746 по 1914 гг. („Gazette des Beaux-Arts", 1951, № 1), а также статью M. Николя „Антология художественной критики во Франции" („Gazette des Beaux-Arts", 1931, № 1), которая оказалась полезной для автора диссертации не только с точки зрения информации, но и для понимания традиций французской художественной критики. Разграничив понятия „история искусства", „эстетика" и „художественная критика" и определив предмет исследования каждой из них, Николь сделал историографический обзор французской художественной критики. В частности, он охарактеризовал работы Ф. Бюрти (1876 г.) и Ф. Брюнетьера (1880 г.) о „Салонах" Д Дидро, сочинения П. Петроза „Искусство и критика во Франции с 1822 г." (1875 г.) и „Художественный критик в XIX в." (1884 г.), монографию Массарани об историке искусства и художественном критике Ш. Блане, а также эссе Ф. Бюрти о Сент-Бёве (1869 г.) и Ж. Лафенетра о Т. Готье (1873 г.). Значительный интерес представляет статья Ж.-Ф. Ревела „Будущее аристархов", в которой рассматриваются проблемы и особенности французской художественной критики XIX в. („L'Oeil", 1962, septembre), а также исследование П. Дюмона, посвященное узкому вопросу: интерпретации французского искусства в 1890-е гг. ежедневной газетой „Le Journal", где сотрудничали, в частности, Г. Жеффруа и О. Мирбо. („Gazette des Beaux-Arts", 1976, février).
Отечественная историография менее многочисленна. Между тем российские искусствоведы также внесли определенный вклад в изучение вопросов, связанных с французской художественной критикой конца XIX в. Среди них следует отметить Н. Калитину.
Проблемы художественной критики рассматриваются в ее эссе о Г. Жеффруа (1978 г.) и О. Мирбо (1981 г.), в книге «„Эпоха реализма" во французской живописи XIX в.» (1972 г.), учебнике „Французское изобразительное искусство конца XVIÏI-XX веков" (1990 г.), а также в статьях „Революция 1848 г. и французская художественная критика (Торе, Бодлер, Шанфлёри)" (1975 г.) и „Французская художественная критика конца XIX в. Некоторые аспекты развития" (1982 г.), в которой автор показала сложность процессов, происходивших в художественной критике Франции конца прошлого века на примере публикаций в журналах „Revue Indépendante", „Mercure de France" и „Revue Blanche". Анализ критики символистской ориентации дан в книге В. Крючковой „Символизм в изобразительном искусстве" (1994 г.), посвященной теории и практике символистского движения. Важной вехой явился выход в свет монографии В. Турчина „Из истории западноевропейской художественной критики XVTII-XX вв." (1987 г.) - первый и пока единственный в российском искусствознании обобщающий труд, в котором формирование и развитие художественной критики освещается в неразрывной связи с эволюцией искусства и социально-политическими воззрениями эпохи. Однако в работе В. Турчина характеристика творческого наследия интересующих нас Ж. Лафорга, Г. Жеффруа и О. Мирбо носит обзорный характер, а Ж.-К Гюисманса и Ф. Фенеона - нуждается в конкретизации и дополнениях. Что касается художественно-критической деятельности Р. Маркса, то она не рассматривается.
В отечественном искусствоведении эстетические позиции французских художественных критиков известны благодаря переведенным на русский язык исследованиям Л. Вентури, Д Ревалда и О. Рейтерсверда (предисловия и комментарии А. Изергиной, А. Барской, Б. Зернова), которые достаточно под-
робно осветили полемику вокруг импрессионизма в его „героический период" (1870-е гг. XIX в.). Поэтому автор диссертации сконцентрировал внимание на восприятии искусства импрессионистов художественной критикой в 1880-е и 1890-е гг. Необходимо также отметить, что частично тексты художественных обозревателей второй половины XIX в. опубликованы в сборниках документов, связанных с жизнью и творчеством Э. Мане, Э. Дега, К Писсарро, П. Сезанна, Ж. Сера и П. Синьяка, вступительные статьи и комментарии к которым были написаны В. Прокофьевым, К Богемской, Н. Яворской. Ценная информация содержится в беллетризованных биографиях французских художников А. Перрюшо (серия „Искусство и судьба"). Некоторые сведения можно почерпнуть в изданиях: „История французской литературы" (Т. 2. - 1956 г.; Т. 3. - 1959 г.), „История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли" (Т. 3, 1967 г.), „История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века - начало XX века" (Кн. 1-2, 1969 г.), „История западноевропейского театра" (Т. 5, 1970 г.), ,Лекции по истории эстетики" (Т. 3. Ч. 1, 1976 г.), „История эстетической мысли. Вторая половина XIX века" (Т. 4, 1987 г.). С размышлениями самих живописцев по вопросам искусства, выступавших в своей переписке, по сути, в роли художественных критиков, эстетиков, искусствоведов, позволяют познакомиться книги из серии „Художник о себе и современники о нем" и „Мастера искусства об искусстве". Опубликованы письма и сочинения П. Гогена (вступительная статья А. Кантор-Гуковской), эпистолярное наследие В. Ван Гога (вступительная статья Ю. Кузнецова). Проблеме восприятия личности и творчества Ван Гога в художественной критике и практике искусства была посвящена в 1980 г. диссертация Т. Илатовской.
Источниковедческую базу диссертации составляют, главным образом, журналы: „Gazette des Beaux-Arts" с приложением „Chronique des arts et de la curiosité", „Revue Encyclopédique", „Revue de l'art ancien et moderne" и некоторые номера других изданий, а также каталоги парижских выставок конца XIX в. и публикации оригинальных текстов художественных обозревателей этого периода. Кроме того, автором диссертации бы