автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Французская историография русской духовности и философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Французская историография русской духовности и философии"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
б оа
На правах рукописи
Б йЕ8
ШМЕДЕь'А Елена Анатольевна
ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ И ФИЛОСОФИИ
Специальность 09.00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 1996
Работа выполнена на кафедре истории русской философии фш софского факультета Санкт-Петербургского государственного унив< ситета.
Научнай руководите^ - доктор философских наук, профессор
ЗАМАЛЕЕВ А.Ф.
Официальные оппонента: доктор философских наук, профессор
КОРНЕЕВ М.Я.
кандидат филологических наук, науч; сотрудник ИРЛЙ (Пушкинский Дом) РА} ФЕДОРОВ B.C.
Ведущая оргашюацш - Нижегородский государственный педаз
гический университет
Защита состоится 1996 г. в час
на заседании диссертационного совета К 063.57.18 по защите д> сертацин на соискание ученой степени кандидата философских Hayi Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Саш Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5, философский факульт* ауд. idj).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке i А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университет.
Автореферат разослан "/0" ¡Z^SfwCX^C^ 1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,
доцент й.А.Тул]
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Запад всегда проявлял пристальный ерес к русской духовности и философии. Начиная с ХУ-Ш вв. вляется делая "литература путешествий", которая запечатлела ественко-политические и духовно-интеллектуальные реалия оте-твенного средневековья. Со времени петровской европеизации, да окончательно устраняются преграды, воздвигнутые между Рсс-й и Европой в результате церковного раскола 1054 г.. "русский рос" стал ключевой темой западноевропейской историографии, му вопросу посвящены многочисленные труды английских, немец-, итальянских, испанских историков, мемуаристов, путешествек-:ов.
Выбор французской историографии русской духовности и филосо-: в качестве теш диссертационного исследования обусловлен ря-: обстоятельств. Французская историография является наиболее ¡чительным направлением западноевропейской "Россики". Первые юты французских авторов о России появились еще в XVI в., и их :ичество прогрессивно возрастало с каждым новым десятилетием, юмное число путешествий, записок, исследований позволяет ярос-;ить динамику восприятия русской духовности и философии во щади. Французская историография наиболее полно демонстрирует шейшие тенденции и направления европейской историографической ¡ли, неотъемлемой частью которой она является. Немаловажное мение приобретает то обстоятельство, что на протяжении всего 1 и большей части XIX вв. французская философия и социально-по-•ическая мысль играли в Европе первенствующую роль и тем самым [авали основной характер и тон восприятия русской духовности и юсофии, вырабатывая определенные константы и стереотипы.
В диссертации главное внимание уделяется прежде всего мето-югическим аспектам французской историографии. Мсториографичес-: мысль инокультуры развивается в контексте межгосударственных, ¡итических, идеологических связей. Взаимные отношения России и шцки всегда отличались остротой и радикальностью. На восприя-! русской духовности, философии, общественно-политической мысли изьшали влияние Французская революция 1789 г., наполеоновские ¡ны 1812-1814 гг., русские революции 1905-190? и 191? гг. Эти ¡ытия определяли оценки и суждения французских авторов, вносили
разнообразие ь понимание общественной и интеллектуальной жиэ£ обеих стран.
В аспекте методологии существенно также то. что Французскг историография, как и любая другая национальная историография, нг ходится в прямой зависимости от внутреннего состояния собственнс национальной духовной традиции. Этим определяется своего рог "избирательное" восприятие русской духовности и философии. Ке заметил И.В.Киреевский: "Чужие масли полезны только для развита собственных"1. Русская духовность и философия рассматриваются пс определенным углом зрения, в соответствии с требованиями фрак цузского общественного мнения и мировоззренческими позициям французских авторов. Свой заметный отпечаток на методологию фран цузской историографии наложили и просветительские ориентации XV в., и преобладание интереса к социальным и политическим теориям первой половине XIX в., и французский позитивизм, в разных форма господствовавший в науке и философии в течение XIX-XX вв.
Таким образом, состояние французской историографии русскс духовности и философии обусловливается соответствующими идей но-мировозвренческими тенденциями французской философии, социаль но-политическими реалиями французского общества, а также субъек тивно-научными ориентадаями самих исследователей. Все это в совс купности и придает неповторимое своеобразие французской "Росси ке".
Изучение французской историографии русской духовности и фу лософии позволяет осознать исторические формы диалога двух куль тур, двух самобытных философских традиций и их взаимное воздей ствие друг на друга.
Степень разработанности темы. Французская историография рус ской духовности и философии стала объектом изучения в XIX в. Осс бенно велика здесь роль представителей исторической науки. И усилиями была выявлена и систематизирована "литература путешест вий" - сочинения французских авторов, побывавших в России. В 30гг. XIX в., благодаря Н.Г.Устрялову, были изданы работы Ж.Марже рета, Невилля, Ж.де Ту. Позднее в исторических журналах: "Русска старина", "Русский архив", "Древняя и новая Россия", "Сборни Русского исторического общества" и журналах общественно-литера
'^ит.по: Бердяев К.А. А.С.Хомяков. СПб., 1912. С.116.
- о -
него направления: "Былое". "Вестник Западной России", "Отечест-ные записки", "Журнал Министерства народного образования" полются переводы графа де ла Мессельера, Л.-Ф.Сегюра, М.де Бра-й.-Ж.Шетарди и многих других. Зти публикации позволяли вос-дать духовную жизнь Московской Руси, ее религиозно-нравствен-и социальные идеалы. В частности, на них опирался в своих ис-ических исследованиях В.О.Ключевский1. В советское время "ли-атурой путешествий" активно занимался Ю.А.Лимонов, который не ько переиздал многие текста, но и ввел их в контекст современ-исторической культурологии2.
С конца XIX в. появляются библиографические труды по фран-ской "Россике". Систематизация оригинального и переводного ма~ «ала была осуществлена Ф.П.Аделунгом и С.Р.Минцловым, работы ■орых явились серьезным фундаментом позднейших историю-георе-:еских исследований. Продолжением этого дела стал био-библио-4ический справочник "История дореволюционной России в дневни-: и воспоминаниях" (1976-1988), значительно расширивший диала-I французской "Россини".
В этом же контексте заслуживают упоминания труды Е.В.Тарле, ■пнейшего специалиста по истории русско-французских отношений, ¡ный материал для осмысления французской историографии русской штуры содержится в трудах М.А.Алпатова, раскрывающих западно-юпейские, в том числе и французские, концептуализации "образа :сш" нескольких столетий3. Близко к ним примыкают работы Д.М. !ского и М.Н.Соколовой, в которых обобщается эволюция методоло-¡еских установок исторических школ во Франции с XVI в. до 80-х
1 Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государ-*е (Вступит.статья и комментарии А.Н.Медушевского). М., 1991.
2Россия ХУ-ХУП вв. глазами иностранцев (Подготовка текстов, ^упит.статья и комментарии Ю.А.Лимонова).Л. ,1986; Россия ХУШ в. ¡вами иностранцев (Подготовка текстов, вступит.статья и коммен-)ии Ю.А.Лимонова). Л., 1989; Россия первой половины XIX в. гла-и иностранцев (Подготовка текстов и вступит, статья Ю.А.Лимоно-I. Л., 1991.
3Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа Ш1 - первая половина XIX вв.). М.. 1985; Алпатов М.А. Русская дорическая мысль и Западная Европа ХП-ХУП вв. м., 1973.
гг. XX в.1
Богатый материал по части французской историографии русской духовности и философии содержится в историко-литературных исследованиях (П.Н.Берков, С.А.Макашн)2. В частности, три тома "Литературного наследства" за 1937-1939 гг. полностью посвящены теш "Россия и Франция". М.Б.Алексеев изучал влияние на русскую культуру XVIII в. французских просветителей (Дидро, Вольтера и др.)13. Ю.М.Лотман исследовал отношение русского общества ХУШ-Х1Х вв. I Руссо4. Н.Я.Верковский анализировал взаимовлияние русской и французской литератур, распространение русской литературы во Франции, акцентируя внимание на творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевско-го-\
Начиная с 50-60-х гг. разработка проблемы французской "Рос-сики" предпринимается в советской историко-философской науке. Изучение французской историографии русской философии намечается I общем русле исследований по западноевропейской историографии русской философской мысли, где акцент делается на англо- и немецкоязычных авторах (работы В.А.Малинина, й.Я.Щипанова, С.А.Покровского и др.)6. Среди современных исследователей в данном направ-
11Цанский Д.М. Французская историография феодальной России. U., 1991-, Соколова М.Н. Современная французская историография. М. 1979.
<гВеркоз Б. Изучение русской литературы во Франции /У Литературное наследство. М., 1939. Т.33-34. С.721-768; Макашин С. Литературные взаимоотношения России и Франции XVIIi-XIX вв. // Литературное наследство. М., 1937. Т.29-30. C.V-XXXIL
3Алексеев М. П. Вольтер и русская культура XVIII века // Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983. С.198-239.
4Лотман Ю.,М. Руссо и русская культура XVIII века // Эпоха Просвещения. Ив истории международных связей русской литературы. Л., 1967. С.208-281.
^ерковский H.H. О мировом значении русской литературы. Л.,
1975.
Калинин В.А. Русская философская мысль начала XIX в. и ее современные идеалистические толкования // Против современных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960. С.144-172; Щипанов И.Я. Идейные истоки современных буржуазных извращений ис-
Г}
- ( -
'Нии продолжает работать М.А.Маслин'. Некоторые аспекты фран-'зс-кой историографии русской философии рассмотрены в публикациях В.Антохиной, П.П.Алрышко, К.И.Власенко, Э.И.Каленовой, Б.С.Оси-Фа, И.Я.Поповой и других, в которых внимание обращалось на крику "буржуазных" авторов, занимавшихся историей русского матери-ивма и радикализма, "разоблачение" их методологических и миро->ззренческих "установок"^. Тем не менее, несмотря на преоблада-!е критического тока, в научный оборот вводились новые идеи и ¡следования, расширявшие горизонт восприятия отечественной ду-шности и философии.
В целом можно констатировать, что до настоящего времени от-■тствует целостное изучение французской историографии русской ховвости и философии. Между тем опыт анализа инонациональной порнографии позволяет оценить достоинства и недостатки взгляда ■О стороны", наметить значимые тенденции развития отечественной ■ховно-интеллектуальной традиции.
¡рии русской философии // Критика современных буржуазных фальси-каций истории философии народов СССР.- М., 1974. С.5-28; Псковский С. А. Фальсификация истории русской политической мысли в временной реакционной буржуазной литературе. М., 1957 и др.
хМаслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русой философии. М., 1988; Маслин М.А. От конфронтации к диалогу, тория русской философии: состояние и перспективы изучения // лос.науки. 1989. N 8. С.79-81.
2Антохина Н.В. Ломоносов и французская научнс-филссофская льтура ХУЛ века /7 Актуальные проблемы истории философии наро-в СССР. и. , 1977. Вып.4. С.13-28; Апрышко П.П. Критика совранных буржуазных фальсификаций идейного наследия В.Г.Белинского Критика современных фальсификаций истории философии народов СР. М., 1974. С.115-138; Власенко К.И. Идеология декабристов в вещении французской буржуазной историографии // Вестн.Моск. -та. Сер.УШ. Философия. 1976. N 2. С.51-57; Власенко К.И. Исто-я русской философии в современном западном сознании // Вестн. ск.ун-та. Сер.УП. Философия. 1988. С.85-86; Попова И.Я. Против ржуазной фальсификации идейного наследия А.Н.Радищева // Против временных фальсификаторов истории русской философии. М., 1960. 120-143 и др.
Общая цель н основные задачи исследования. Общая цель асом дования состоит в том, чтобы проследить изменение методологичес ких позиций французской историографии русской духовности и филе софии, выявить ее ключевые тенденции и константы.
Цель исследования предполагает реализацию следующих задач:
- осмыслить пути формирования методологических позиций фра цузских авторов ХУШ-ХХ вв., писавших о русской духовности и филе софии;
- проанализировать наиболее характерные для французской ис ториографии тенденции анализа сущности и направлений отечестве* ной .мысли;
- определить значение французской исторической и филолог» ческой школ в изучении русской духовности конца ХУШ - начала > вв.;
- выделить основные направления французской историограф* русской философии, систематизировать методологические ориентащ. и установки французских исследователей русской философии;
- рассмотреть наиболее характерные тексты французской истс рико-философской литературы, которые в большей своей части впер вые вводятся в научный оборот;
- наметить общую периодизацию французской историографии рус ской духовности и философии.
Методология и источники исследования. Методологической оснс вой исследования является диалектика преемственности духовны традиций, позволяющая выявить взаимосвязи между основными направ лениями французской историографии русской духовности и философии их оригинальное своеобразие и специфику. При исследовании учтен методологические и аксиологические установки французской истори ографии, дан их квалификационный анализ,
Б качестве методологических ориентиров в диссертации принят теоретические разработки отечественных историков русской филосо фии (А.А.Галактионова, А.Ф.Замадеева» П.Ф.Никандрова, М.Н.Тихоми рова). а также и видных историков отечественной мысли русског зарубежья (В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, М.Й.Ра ева ), оказавших определенное влияние на становление французско историографии русской духовности и философии.
Источниками диссертационного исследования послужили текст: французской "Россики" и научные издания исторического, филологи
гкого и историко-философского направлений. Необходимо отметить, > в данной работе, говоря о "Россике", имеются в виду сочинения исследования о России, написанные только французскими авторами. \ наличии переводов в диссертационной работе используются рус-зе издания французских текстов.
Новизна работы состоит в попытке систематизации и обобщения Финального материала французской историографии русской духовой и философии. В процессе исследования сформулировались сле-сшдае основополагающе идеи.
- Восприятие русской духовности и философии во всех ее фор-< и аспектах по сути "франкоцентрично". Это значит, что осмыс-те инокультуры (б данном случае, русской духовности и филосо-я) всецело ■ обусловливается национальной традицией. Соответст-ино, во французской историографии внимание обращается преиму-зтвенно на те факты и реалии русской интеллектуальной жизни, горые соотнесены (положительно или отрицательно) с французской здицией, французской историей, французской культурой.
- Во французской историографии первостепенное внимание уде-ется компаративистской методологии, т. е. сравнению и сопоставимо ценностных элементов русской и французской традиций.
- Существенной чертой французской историографии русской ду-вности и философии является ее "погруженность" в контекст фило-гических и исторических изысканий, вследствие чего анализ ду-вности превалирует над осмыслением собственно философии.
- Основными чертами русской философии французская историо-афия признает историософскую и социологическую проблематику, анцузская историография выводит начало формирования историо-фского вопроса из чувства "ущемленного" национального сознания, вства русского патриотизма. Социологический характер, в свою ередь, представлен как результат практической ориентации фшю-фской мысли в России.
- Для Французской историографии русской философии характерно общеяное восприятие русской философии, выделение преимуществен-х школ и направлений, вследствие чего остается на втором плане дивидуальная специфика воззрений того или другого русского мыс-теля.
- Предлагается общая периодизация французской историографии сской духовности и философии.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы 1 полученные результаты позволяют дополнить понимание своеобразия } специфичности русской духовности и философии и тем самым расширить тематику изучения историко-философского и культурологического процессов в России.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской философии, культурологии; в спецкурсах по историко-философским, историографическим и источниковедческим отделам, а также по сравнительному анализу русской и западноевропейской мысли.
Апробация работы. Диссертация обсуздалась на кафедре исторж русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. Основные идеи исследования излагались на конференциях } симпозиумах, а также на лекционных и семинарских занятиях на философском факультете СЛОГУ. Содержание диссертации представлено I трех публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, дву> глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы (на русском и французском языках).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состояние ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенной работы, формулируются общие соображения замысла исследования в целом.
В первой главе - "Французская историография русской духовности" - обращение к французской историографии русской духовности обусловлено тем, что русская философия достаточно долгое время, во всяком случае вплоть до конца XIX - начала XX вв., оставалась составной частью общей духовной традиции, была вплетена в ткань религиозных, социально-политических, литературно-художественны* представлений. Особенно это было ощутимо на начальной стадии формирования русской философии, которая относится к эпохе московское централизации.
Б первом параграфе - "Французская "Россика" ХУП-ХУШ вв." -
¡тмечается, что ранние попытки осмысления русской духовности, редпринимавшиеся иностранными путешественниками (английскими, емецкими, итальянскими, французскими), в принципе не дифференци-овали духовность с точки зрения ее составляющих элементов. Так азываемая "литература путешествий", которая до второй половины ;УШ в. оставалась основным иностранным источником по истории Рос-ии, охватывала весь спектр духовной, интеллектуальной жизни усского народа, включая его нравы, обычаи. В составе таких до-таточно широких обобщений складывался интерес к литературным,фи-ософским и научным фактам. По мере расширения культурных отноше-ий между Россией и Францией интерес к русской философии все бо-ее принимал самостоятельный характер, отражая одновременно ста-овление и развитие самой русской философии.
Анализируя этапы восприятия русской духовности во француз-кой "литературе путешествий", можно выделить три методологически подхода, обусловленных эволюцией самой французской социаль-о-политической и философской мысли.
Первый подход связан с методологией средневекового дуализма: благочестие-варварство", в соответствии с которым "варварское" сведение московитов противопоставлялось "культурному" поведению ападного человека, живущего в рамках рыцарского закона чести, тикета, морали. В таком ключе были написаны "Известия о Моско-ии" (1689) Невилля. Историческая литература этого времени, на-авшая формироваться как светское направление мысли, была пред-тавлена "описательным государствоведением". Ж.де Ту, С.Шаппюзо ключаяк Россию в свои исторические повествования, подчеркивая ем самым принадлежность российской державы к европейскому сооб-еству.
В ХУШ в. сохраняется дуалистическая методология. Однако из-еннлись исходные константы французской историографии. В соот-етствии с социально- политическими и философскими теориями эпохи росведения совершается смена оппозиции "благочестие-варварство" а новую оппозицию: "цивилизация-варварство". Под цивилизацией знимаяся тот уровень культуры, который достигла к этому времени зладная Европа, в том числе и Франция. "Варварское" состояние эперь не представлялось статичным. Оно предполагало "чистое" /льтурное пространство, возможность воспитания, просвещения, ,е. допускало потенциальную способность достижения "дикими" ка-
родами цивилизации.
Для французской "литературы путешествий" первой половины Ху'Ш в. характерно постоянное обращение к личности Петра I. Анализ его государственной деятельности укреплял тезис о постепенной трансформации России в сторону цивилизованного Запада. Противоречие между "варварской" Московией и "цивилизаторской" деятельность» царя оформилось в образы "европейского" Петербурга и "азиатской" Москвы б работах графа де да Мессельера, Л.-Ф.Сегюра, Ж.-Ж.Шетар-ди и других французских авторов.
Тема эта оставалась актуальной и для французских просветителей XVI в. (Вольтера, Дидро, Руссо и др.), много сделавших для концептуализации просвещенного "образа России" в Западной Европе. Просветительская схема "воспитание - образ правления - нравы" позволяла им развести "нравы" русского народа и "русскую систему правления", обозначить не только их совпадение, но и различие. Особенно губительным, с их точки зрения, оказалось господство монархии, существование которой они объясняли на основе принципа географического детерминизма. Именно упрочение монархии, согласно воззрениям французских просветителей, ослабило развитие наук и искусств в России, деформировало русский национальный характер. В результате сформировался определенный склад русского ума, для которого характерно не столько "творчество", сколько "подражание". Им не могло не льстить то, что русские предпочитали больше "подражать" французам, недели другим западноевропейским народам. В то же время для них были очевидны успехи России на поприще политики и идеологии, чему подтверждением служила деятельность таких "просвещенных" монархов, как Петр I и Екатерина П.
Во втором параграфе - "Французская историческая и филологическая традиция изучения русской духовности" - отмечается, что в первой половине XIX в. дуалистическая позиция "цивилизация - варварство" сменяется третьим методологическим подходом в изучении русской духовности: "французская демократия - русский деспотизм". Политический момент настолько доминировал в исторических и публицистических работах, что оставлял на втором плане проблемы духовности и философии в России.
Появлявшиеся в первой половине XIX в. издания типа "литературы путешествий" в большинстве случаев написаны представителями либеральных кругов (Ж.де Сталь, А.Рабб, А.де Кюстин, Ж.Мише и
ф.). Немаловажную роль в формировании критического взгляда на 'оссию сыграла русская политическая и религиозная эмиграция.
До 70-х гг. XIX в. происходит накопление исторического мате->иала о России., который не подвергайся концептуальной обработке, юдобно просветительской. Исторические труды Ж.Эно-Шеньшо, Ж.Дю-¡ерона, Ж.-Г.Шницлера и других историков компилятивны, посвящены -эким темам, слабо затрагивают социально-экономические и культур-ю-идеологические аспекты развития российского государства. Вмес-'е с тем на одно из первых мест выдвигался тезис сб "азиатском арактере" России, о принадлежности ее к "восточному миру". Рсс-ия отделялась от Запада и замыкалась в пределах особой "русской" даилизации.
С 60-70-х гг. XIX в. в исторической литературе утвердился озитивизм, который придавал первостепенное значение конкрет-о-историческим обобщениям и разработкам. Для данного периода на-более типичными являются труды А.Леруа-Болье и А.Рамбо, в кото-ых намечалось новое, интеллектуально-психологическое видение оссии, утвердившееся во французской историографии в последней рети XIX в. Вследствие этого понятным становится интерес к твор-еству Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя. Всеобщее внимание ривлекали Толстой и Достоевский. Исследования этих десятилетий реимущественно оперировали понятием "русская душа", что намечало сихологизацию "образа России" в исторической и филологической итературе, переход от общедержавных схем к социологическим, гу-анитарно-историческим.
В качестве позитивного момента следует отметить, что истори-еская и филологическая литература о России много сделала для даптащш к западноевропейской культуре наследия русских писате-зй, публицистов, мыслителей, подготовив тем самым широкую почву ая изучения русской философии.
Во второй главе - "Французская историография русской филосо-га" - дается общий обзор французской историографии русской фило-эфии, предлагается ее периодизация, анализируются основные тен-знции развития.
На основе предыдущей историографической традиции, ориентире-знной на широкий охват русской духовности, появилась возможность ^следовать собственно философские направления русской мысли. По-збная "профилизацмя" в значительной мэре обусловливалась самим
фактом быстрого развития и профессионализации русской философии, ее превращением в одно из заметных направлений не только западноевропейской, но и мировой интеллектуальной мысли.
В процессе разработки историографических проблем выделились своего рода "сквозные" темы, составившие основу концептуализации и теоретического обобщения материала. К ним прежде всего нужно отнести русский социализм и нигилизм, славянофильство, религиозную философию конца XIX - начала XX вв. На характер подобной про-фидизации определенное влияние оказали труды отечественных историков русской философии, прежде всего А.И.Введенского, Н.О.Лос-ского, H.A.Бердяева, Г.Г.Шпета, Э.Л.Радлова. В соответствии с этим в диссертации анализируются источниковедческие и методологические подходы французских ученых к исследованию русской философии. При этом акцент делается на выделении важнейших направлений русской философии, которые преимущественно разрабатывались вс французской историографии.
В аспекте методологии ключевое значение французская историография уделяла проблеме начала русской философии. К этому вопросу наметилось два подхода. Один из них относил начало философского процесса в России к эпохе европеизации и Просвещения. Следу? традиционной схеме, согласно которой русское Просвещение возниклс исключительно под влиянием западноевропейского, французские ученые предпочитали рассуждать о заимствованном характере pyccKOï мысли, о "запоздалом старте" русской философии. Они отрицали какие бы то ни было профессионально-философские стремления в допетровскую эпоху.
В данном контексте обращают внимание труды А.Монье, С.Влана, Э.Омана, Л.Легра, С.Бенсидуна, А.Безансона и др.1 Обобщая их суждения о русской философии XVIII в., можно выделить следующие теоретико-методологические тезисы.
- В основе философских и общественно-политических взглядоз русских просветителей лежали западные источники, среди которыз преобладающее значение имели труды французских просветителе!
1Haument Е. La Russie au XVII 1-е siècle. P., 1904: Monniej A. Un publiciste frondeur sous Catherine II. Nicolas Novikov. P. 1981; Blanc S. Un disciple de Pierre Le Çrand dans la Russie di XVII 1-е siècle. V.N.TatiSöev. /1686-1750/. Lille, 1972, etc.
Вольтера, Дидро, Руссо и др.).
- Век Просвещения в России прошел под знаком "борьбы настоя-эго и прошлого", под знаком "отрицания" прошлого.
- Отличительная особенность русского просветительства эаклю-злась в ярко выраженной практической ориентации. Основные темы азыышдений русских просветителей связаны преимущественно с ана-изом сачюй русской действительности. Это отчасти способствовало эму, что в русской мысли преобладали заимствованные формы твор-эства, затрудняющие "выработку" собственной оригинальной филосо-ии.
Тема самобытности, своеобразия русской философской мысли первые обозначилась в исследованиях Ф.де Лабриоля1. Согласно его акцепции, русские просветители, несмотря на их обращение к идеям ранцувских философов, были представителями "самобытного и нацко-эльногс" движения, обсуждали свои собственные теш с учетом потребностей и целей национальной истории. Ими, на его взгляд, было ¿двинуто большинство проблем, которые становятся ведущими темами русской философии следующего столетия.
Значительным фактом французской историографии было стремле-ае персонализировать русскую мысль, выделить ее наиболее выдаются представителей, в частности таких, как В.Н.Татищев, Н.И.Но-íkob, А.Н.Радищев.
Второй по значению "скеозной" темой во французской историо-зафии было славянофильство. Оно характеризовалось с учетом тех цейных движений, которые возникли в русском обществе в 20-40 гг. IX в. Так, под углом зрения "подготовки" славянофильства, трак-эвалась идеология декабризма. Важное место в трудах французских 1еных занимает творчество П.Я.Чаадаева, которое прямо понимается контексте подготовки и развития "русской идеи"2.
Славянофильство признавалось самостоятельной формой русской аософии. В его изучении особое место принадлежит А.Койре, кото-ш выделял национальные истоки мировоззрения славянофилов, отво-
ЧяЬПоП е F.de. Le ProsveSóenie russe et les "Lumières" en -anee /1760-1798/ // Revue des études slaves. T.45. 1966. 75-91.
2Quénet Ch. Tchaadaev et les lettres Philosophiques. Contri-îtion à l'étude du mouvement des idees en Russie. P., 1931, etc.
1G -
дя при этом важную роль православию1. В качестве ключевой константы славянофильства он признавал историософскую проблематику. Идеи Койре получили самое широкое распространение во французской историографии. Его работы способствовали утверждению точки зрения, согласно которой начало русской философии следует относить к 40-м гг. XIX в. Этот тезис нашел свое продолжение в трудах многих исследователей (I.-Л.Дюма, Б.Же и др.).
Что касается западничества, то это направление русской мысли фактически оставалось неизученным во французской историографии, т.к. в нем не находили оригинальности и своеобразия.
К разряду "сквозных" тем французской историографии относится русский радикализм, отождествлявшийся в большинстве случаев с нигилизмом (О.Лурье, Н.Селибер, Ж.Давинь)2. Некоторые изменения акцента трактовки русского радикализма намечаются в работах А.Кока-ра, который отказался от отождествления русского радикализма с нигилизмом и попытался выявить философско-мирозоззренческие идеи его виднейших теоретиков, в первую очередь Д.И.Писарева3.
После октябрьской революции 1917 г. намечается новый фазис в исследованиях русского радикализма. Теперь в нем на первый план выдвигались идеи русского социализма. Выходят множество трудов, посвященных Герцену и Бакунину (П.Лабри, В.-П.Элкер и др.)4. Для них характерна тенденция обозначить идейную преемственность между русским социализмом и марксизмом, выставить идеологов русского народничества предшественниками советского большевизма и "стали-нократии". Подобная установка во многом определялась влиянием советологических концептуализации идеологов русского зарубежья.
Французская историография придавала особое значение исследо-
1Koyre A. La philosophie et le problème nationale en Russie au de'but du XlX-e siècle. P., 1929, etc.
2Lavigne E. L'Histoire du nihilisme russe. P., 1880; Lourié 0. La philosophie russe contemporaine. P., 1892, etc.
3Coquart A. Dmitri Pisarev /1840-1868/ et 1'idéologie du nihilisme russe. P., 1946, etc.
4Labry R. Alexandre Ivanovifi Herzen. 1812-1870, Essai sur
formation et le développement de ses idées. P., 192S; Hepner
8.-P. Bakounine et le panslavisme révolutionnaire. Cinq essais
sur l'histoire des idées en Russie et en Europe. P., 1950, etc.
занию религиозных, богоискательских течений русской мысли конца (IX - начала XX вв. Отчасти это было связано с деятельностью федставителей католичества, которые пытались осмыслить богословские идеи Толстого, Бердяева, Соловьева, стараясь найти в них люру для критики русского православия и церкви (П.Маффр, {.-Л.Сегундо, Ж.Рюпп и др.)1. Наибольшим вниманием пользовалось творчество Толстого. Во французской историографии сложилось два 1аправления в подходе к толстовству: одно его сводило к разновид-юсти необуддизма (М.де Вогюэ, П.МаффР). другое признавало тол-гговство вершиной собственно русской религиозной философии (0. 1урье)2. Противоборство этих тенденций в интерпретации толстсв-:тва сохраняется до сих пор.
Последний раздел диссертации посвящен современному этапу зравдузской историографии. Особенность его состоит в том, что в голе зрения французских ученых находится советская философия. !ногие из тех, кто писал о ней (П.Паскаль, Б.Же, Р.Запата) были ¡риверженцами марксистской методологии3. Они пытались дать перио-¡изацию советской философии, выдвигая тезис о существовании "мо-юлитной сталинской философии". Вместе с тем французские авторы >бращали внимание на философские споры внутри марксистского лаге-)я в 20-30-е гг. Это позволяло им прогнозировать закат "сталинского догматизма", появление новых "неортодоксальных" идейных течений. Однако дело не шло дальше общей констатации, и во франку зской историко-философской литературе не наша отражения так азываемая русская "апокрифическая" философия советского периода4.
Итоговый вывод диссертации состоит в том, что современное остояние французской историографии в полной мере соответствует
-^affre P. Le Toistoisme et le christianisme. Montauban, 896; Segundo J.-L. Berdiaeff. Une reflexion chrétienne sur la ersonne. Aubier, 1963, etc.
2Voguê E.-M.de. Le roman russe. P., 1886; Lourié 0. La phi-osophie de Tolstoi. P., 1899, etc.
JPascal P. Les grands courants de la pensée russe contempo-aine. P., 1971; Jeu B. La philosophie soviétique et l'Occident. ., 1969; Zapata R. La philosophie russe et soviétique. P., 1988.
4См. : Замадеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. R6., 1995.
общим тенденциям рагьэтия руссксй фксоссфгс и открывает возможности для более углубленных историко-философских исследований.
В заключении подводятся итоги исследования, суммируется основное содержание диссертационной тематики, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
По теме диссертации имеются следующие авторские публикации:
1. Французская историография русской философии: исследования и проблемы // Русская философия: новые решения старых проблем: Тез.дета, и выступлений: П Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии. СПб., 1963. Ч.П. С.83.
2. Обрав России во французской духовкой традиции // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Тез.докл. науч.конф. СПб., 1994. Ч.П. С.132-133.
3. От "человека службы" к "лишнему человеку": В. Н. Татищев // Нравственный идеал русской философии: Матер,Ш Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии. СПб., 1995. Ч.П. С. 130-133.