автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Фразеологическая картина мира в творчестве А. Платонова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Доронина, Елена Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Фразеологическая картина мира в творчестве А. Платонова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Доронина, Елена Геннадьевна

Введение.

1 Полевая модель фразеологической картины мира А. Платонова.

1.1 Ассоциативное поле БЫТИЕ.

1.1.1 Микрополе ПРОСТРАНСТВО

1.1.2 Микрополе ВРЕМЯ.

1.2 Ассоциативное поле ЧЕЛОВЕК.

1.2.1 Микрополе ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

1.2.2 Микрополе ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.!.

1.2.3 Микрополе ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

1.2.4 Микрополе ДВИЖЕНИЕ.

1.2.5 Микрополе ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.3. Ассоциативное поле ОБЩЕСТВО.

1.3.1 Микрополе ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

1.3.2 Микрополе СОБОРНОСТЬ.

1.3.3 Микрополе БОРЬБА.

2 Окказиональная фразеология как выражение авторской картины мира.

2.1 Глобализация видения мира.

2.2 Овеществление абстракции.

2.3 Оживление неживого.

2.4 Идеологизация картины мира.

2.5 Интенсивность и поляризованность.

2.6 Сопротивление речевым стереотипам.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Доронина, Елена Геннадьевна

Смена научной парадигмы [Кун 1977: 11] в лингвистике обусловила активное исследование не только внутренних законов языка, но и его функционирования в сфере человеческой коммуникации, в тексте, поскольку «человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный)» [Бахтин 1986: 301].

Исследование языка произведений Андрея Платонова - одна из самых интересных и сложных проблем, касающихся изучения творческого наследия писателя. Значительная часть его произведений («Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море» и др.) опубликована в России только в конце 80-х годов XX века. Открывшаяся картина творчества А. Платонова поражает масштабностью изображения, смелостью предлагаемых проектов переустройства мира, крайне необычным, оригинальным языком. «Неправильная гибкость» платоновского языка, его «прекрасное косноязычие» [Шубин 1987: 27] является объектом пристального внимания ученых, поскольку «у Платонова чувствование мира показывает себя не с помощью языка, а через язык, через его неправильности и отклонения от нормы» [Дмитровская 1999: 108].

Исследование роли фразеологических единиц (в дальнейшем - ФЕ) в выражении авторского мировидения является на сегодняшний день весьма актуальным. Принцип антропоцентризма, признанный ведущим принципом современных лингвистических исследований, определяет обращение ученых к проблеме описания индивидуальной картины мира автора по результатам его речевой деятельности [Чижова 1994, Дмитровская 1999, Елизарова 1999, Лукьянова 2000, Проскуряков 2000, Сполохова 2000, Дзюба 2001, Беспалова 2002, Ежова 2002, Колячевская 2002, Мещерякова 2002, Немец 2002, Ты-рышкина 2002 и др.].

В работах отечественных ученых были отмечены и проанализированы такие особенности языка А. Платонова, как отклонение от норм грамматического управления, нарушение сочетаемости [Кобозева, Лауфер 1990], аналитизм [Левин 1991]; мифологизация картины мира на примере функционирования общественно-политической лексики [Радбиль 1998], тенденция к архаизации языковой картины мира [Дмитровская 1999], «приблизительность номинации» [Стернин 1999] и др. Все эти исследования проводились на базе анализа словоупотребления писателя. При основательной разработанности проблемы вербализации концептуальной картины мира Платонова лексическими средствами вопрос о роли фразеологической составляющей языковой картины мира писателя остался недостаточно исследованным, и это существенно препятствует построению общей концепции языковой картины мира данного автора. В сложившихся к настоящему времени представлениях о роли ФЕ в текстах А.Платонова содержится весьма важное противоречие: точке зрения о том, что Платонов принципиально отказывается от использования фразеологических единиц как готовых, потерявших свою новизну конструкций [Смирнова 1983, Геллер 2000], противостоит мнение о том, что Платонов создал «собственную» фразеологическую систему [Савельзон 1995, Баршт 2000].

Объектом исследования являются ФЕ, употребляемые в текстах А.Платонова.

Предмет исследования составляют фразеологические средства выражения авторской картины мира А.Платонова; семантическая динамика общеязыковых ФЕ, приведшая к созданию фразеологических окказионализмов.

Целью настоящего исследования является нахождение закономерностей фразеологической репрезентации авторской картины мира в художественных и публицистических произведениях А.Платонова.

Под картиной мира в работе понимается «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющийся глобальным результатом всей духовной активности человека» [Постовалова 1988: 21], она «не есть зеркальное отображение мира, и не открытое «окно» в мир, а именно. интерпретация, акт миропонимания. она зависит от призмы, через которую совершается мировидение» [Там же: 55]. Языковая картина мира - «это системное, целостное отображение действительности с помощью различных языковых средств» [Хайрулина 2001: 6]. Фразеологическая картина мира является частью целостной языковой картины мира. Важнейшими ее отличительными признаками являются антропоцентризм и экспрессивность. Центром картины мира в языке, и в частности во фразеологии, является сам человек, а потому основным критерием актуализации и значимости выраженных в языке фрагментов мира является его отношение к миру.

Авторская картина мира - это образ мира, смоделированный сквозь призму сознания художника как результат его духовной активности. Картина мира автора объективируется в создаваемых им текстах - едином текстовом пространстве. Его анализ обнаруживает своеобразие мировидения автора -творческой личности - создателя, преобразователя, эстетически трансформирующего и варьирующего средства языка, пользующегося им как тончайшим инструментом в выражении своих взглядов и оценок [Бахтин 1986, Виноградов 1961, 1980].

Выбор фразеологической составляющей авторской языковой картины мира не случаен. Ее анализ представляет особый интерес в силу того, что «фразеологизмы носят ярко национальный характер» [Кунин 1996: 5], вбирают в себя «огромный духовный опыт человечества, фиксирующий различные закономерности бытия, поведения человека и его отношения к миру» [Бондаренко 1995: 14]. Анализ ведущих способов преобразования общеязыковых ФЕ в тексте писателя позволяет выявить своеобразие его языковой картины мира и вместе с тем выявить влияние национальной картины мира на индивидуальную картину мира писателя. Кроме того, ФЕ «обращены не столько в мир, сколько на самого субъекта, то есть . изначально создаются не для того, чтобы описывать мир, а для того, чтобы его интерпретировать, чтобы выражать субъективное, и, как правило, эмоционально окрашенное отношение говорящего к миру» [Добровольский 1996: 38]. Интерпретация эмоционально-оценочного отношения, выраженного ФЕ, позволяет определить авторскую позицию при анализе художественного текста, судить о его пристрастиях, ценностных установках.

Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:

- выявить наиболее значимые в языковой картине мира А. Платонова ассоциативные фразеологические поля и микрополя;

- исследовать структуру ассоциативных фразеологических полей, выражающих картину мира автора;

- проанализировать семантические процессы, происходящие в конкретном текстовом употреблении ФЕ;

- установить концептуальные причины и закономерности окказионального преобразования ФЕ и создания авторских ФЕ в текстах Платонова;

- определить семантическое своеобразие авторских оборотов писателя;

- изучить динамику фразеологической картины мира автора.

Мы используем принципы лингвистического анализа текста, реализованные в работах, посвященных исследованию способов использования фразеологических единиц в изобразительных целях [Попова 1987, Бабенко 1997, Алещенко 1998, Ломов 1998, Заятуева 1999, Лаврушина 1999, Хруста-лев 1999, Проскуряков 2000, Фомина 2000, Захарова 2001, Михальчук 2002 и

ДР-]

Теоретической основой нашего исследования служат созданная В.В. Виноградовым концепция языка писателя как особой филологической категории, теория «художественного языка» Г.О. Винокура; современные представления о роли картины мира в жизнедеятельности человека, изложенные в работах Ю.Н.Караулова [1976, 1987], В. И. Постоваловой [1988], Б. А. Серебренникова [1988], В. Н. Телия [1996 б], Н. Д. Арутюновой [1999] и мн.др. С опорой на сформулированные A.M. Чепасовой, О.С. Ахмановой, Е.А. к Добрыдневой выводы о категориальных свойствах ФЕ в работе принято следующее ее определение: фразеологическая единица - это воспроизводимое в готовом виде сочетание компонентов, отличающееся цельностью номинации, устойчивостью структуры и значения, оценочностью и эмотивностью, образностью и экспрессивностью. Вслед за рядом ученых мы принимаем тезис о ядерно-периферийной организации фразеологического состава русского языка [Дидковская 1995, Шенделева 1999, Добрыднева 2000, Солодуб, Альбрехт 2002 и др.], что позволяет включить в объект исследования ФЕ, находящиеся в периферийной зоне фразеологии, отличающиеся неполным набором признаков ФЕ.

Решая вопрос о семантике авторских оборотов, концептуальных причинах трансформаций общеязыковых ФЕ, мы опираемся на работы, раскрывающие особенности философского мировосприятия Платонова в связи со своеобразием языка его художественных произведений [Корниенко 1986, 1987, 1995, Кожевникова 1989, 1990, Колесова 1991, Вознесенская 1995, Дмитровская 1999, Баршт 2000, Карасев 2002, Михеев 2003 и др.]. Основной чертой философии Платонова мы считаем сплав идей русского космизма, философии «общего дела» Н. Федорова и экзистенциализма, реализованный, в первую очередь, с помощью языковых средств. Особенностью творческой манеры А.Платонова является «взаимопроницаемость» голосов героев и автора [Толстая-Сегал 1995: 101], отсутствие языковой дистанции между автором и героем [Зюбина 1970, Вознесенская 1995, Левин 1991, Радбиль 1998].

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем впервые специальному научному исследованию подвергаются особенности употребления ФЕ с точки зрения отражения в них основных закономерностей авторской картины мира А.Платонова.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты о влиянии авторской картины мира на семантическую динамику общеязыковых единиц расширяют теоретические основы лингвистики художественного текста. В работе углублено понятие ассоциативного поля, рассмотрены способы фразеологической репрезентации авторской картины мира.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в составлении словаря фразеологии А.Платонова, основные положения диссертации могут найти применение в разработке вузовских курсов стилистики, филологического анализа художественного текста, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству писателя.

Материалом исследования послужили художественные и публицистические произведения А. Платонова, письма жене дневниковые записи. Оригинальная картотека включает 645 ФЕ в 4170 употреблениях. невниковых записеи, писем пласт информации о миров таких текстах выражается сопоставления, обобщения ого моделирования, семан

Привлечение публицистических текстов, д писателя позволяет рассмотреть более широкий воззрении автора, поскольку авторская позиция открыто. Данный материал предоставляет необходимый для анализа «социально-поведенческий контекст» [Караулов 1985: 34].

В работе используются следующие методы: описательный, включающий в себя приемы наблюдения, интерпретации, и классификации; компонентного анализа, полев тической идентификации, дистрибутивный.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Фразеологическая картина мира А.Платонова п редставляет собой иерархически организованную динамическую систему, изменение которой обусловлено развитием философско-эстетических взглядов автора.

2. Во фразеологической картине мира А.Платонова выделяются элементы общечеловеческого, национального и индивидуального характера, являя единство общего и особенного в языке.

3. Своеобразие фразеологической картины мира Платонова обусловлено спецификой индивидуально-авторского восприятия мира, а также художественно-коммуникативными целями автора как субъекта речи.

4. Окказиональные преобразования ФЕ и создание авторских ФЕ детерминированы такими атрибутивными характеристиками картины мира

А.Платонова, как глобализация, овеществление абстракции, оживление неживого, идеологизация, интенсивность и поляризованностъ. 6. Выражения типа вещество существования, чувство жизни, место жизни являются авторскими оборотами, функционирующими в тексте А.Платонова в качестве ФЕ.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах и сообщениях на итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов ЧГПУ (2002 - 2004), Всероссийской научной конференции «Семантика и форма фразеологических знаков языка» (Курган, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2003), Всероссийской научной конференции «Язык. Время. Личность» (Омск, 2002), Международных научных конференциях «Фразеология и миропонимание народа» (Тула, 2002), «Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе» (Магнитогорск, 2003) и нашли свое отражение в восьми публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 1 главы «Полевая модель фразеологической картины мира А.Платонова» (С. 11 - 71), 2 главы «Окказиональная фразеология как выражение авторской картины мира» (С.72 - 155), заключения (С. 156 - 158), библиографического списка, списка произведений А.Платонова, приложения. Объем диссертации составляет 174 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Фразеологическая картина мира в творчестве А. Платонова"

Выводы по второй главе

1. Окказиональные изменения ФЕ в художественном и публицистическом тексте А.Платонова носят неслучайный характер. Преобразованием общеязыковых средств автор выражает свое восприятие мира.

2. Одной из черт картины мира А.Платонова, оказавших наибольшее влияние на употребления фразеологических единиц, является глобализация мышления, что находит свое выражение в увеличении обобщенности значения ФЕ и превращении фразы, в которой употреблена ФЕ, в обобщенно-философское суждение.

2.¡.Наиболее яркое выражение глобализации картины мира А.Платонова -создание авторских оборотов типа вещество существования [жизни], сила жизни, чувство жизни. В авторских ФЕ проявляется уникальность миропонимания Платонова, и это обусловлено тем, что их компоненты в ипостаси лексем служат главным средством вербализации авторских концептов жизнь, сила, вещество. Широта и философская обобщенность значения индивидуально-авторских фразеологизмов соответствует неисчерпаемости философского смысла художественных текстов А.Платонова; окказиональные образования необходимы А.Платонову для выражения идей соборности, всеединства, необходимости гармонизации отношений человека и бытия. 2.2.Авторская установка на философское осмысление реалий бытия проявляется во фразеологической картине мира в целом ряде окказиональных преобразованиях ФЕ, в результате которых происходит изменение семантической структуры фразеологизма: наведение окказиональных сем, изменение коннотации, изменение статуса семы.

3. Одной из важнейших черт картины мира А.Платонова является овеществление абстракции. На уровне семантической структуры ФЕ овеществление абстракции проявляется в двойной актуализации, что соответствует основной черте мировоззрения А.Платонова - стремлению перевести отвлеченные философские проблемы в практическую плоскость - и основному конструктивному принципу прозы Платонова - принципиальной неоднозначности создаваемых им образов.

4. В картине мира А.Платонова все сущее оказывается живым, что соответствует не только мифологической картине мира, но и своеобразным естественнонаучным взглядам А.Платонова о взаимосвязи биологического и минерального миров. В семантике ФЕ эта черта находит выражение в наведении окказиональных сем «живое», «одушевленность».

5. Под влиянием общенациональной картины мира послереволюционной эпохи фразеологическая картина мира А.Платонова идеологизируется, что проявляется в наведении окказиональных коннотативных сем, фразеоло-гизации устойчивых сочетаний общественно-политического характера.

6. Картина мира А.Платонова отличается напряженностью, поляризованно-стью, особой экспрессивностью. Это проявляется в преобладании просторечных и грубо-просторечных ФЕ, наведении сем интенсивности в структуре ФЕ.

7. Для А.Платонова характерно неприятие речевых стереотипов, активно внедрявшихся в языковое сознание малограмотных людей в послереволюционные годы. Значение неосвоенного героем «чужого слова» - книжных, общественно-политических ФЕ - либо полностью затемняется, и речевое поведение героя ритуализируется, либо происходит обновление семантики ФЕ.

8. Если глобализация, овеществление абстракции и оживление неживого проявляются во фразеологической картине мира А.Платонова всех периодов творчества, вызывая семантические и структурно-семантические преобразования ФЕ, то идеологизация, интенсивность и поляризованностъ, сопротивление речевым стереотипам характерны только для раннего творчества и творчества 20 - 30-х гг.

Заключение

Проведенное исследование позволяет утверждать, что фразеологическая картина мира А.Платонова - иерархически организованная система, в которой выделяются элементы общечеловеческого (универсального), национального и индивидуального характера, являя единство общего и особенного в языке.

Наличие универсальных черт общечеловеческого характера в индивидуально-авторской картине мира базируется на универсалиях человеческого бытия и универсалиях языка. К числу универсальных черт языковой картины мира, проявляющихся во фразеологическом фрагменте языковой картины мира А.Платонова, мы относим антропоцентризм, экспрессивность, общность тематики фразеосемантических полей для описания отдельных фрагментов мира.

Черты русской национальной картины мира, нашедшие свое выражение в художественной картине мира, А.Платонова обусловили наличие ассоциативных фразеологических полей (микрополей), образно передающих черты мировоззрения русского народа: идею соборности и всеединства, концепт тоски. Склонность к категорическим моральным суждениям, проявляющаяся в закреплении в содержании ФЕ преимущественно отрицательной оценочности, проявилась и во фразеологической картине А.Платонова - 63 % ФЕ дают негативную оценку фактам и явлениям действительности. Система ценностей революционной и послереволюционной эпохи, сложившаяся в советском общественном сознании, с одной стороны, обусловила вхождение в состав ассоциативных фразеологических полей ФЕ, отражающих приметы времени, и идеологическую обусловленность коннотативного компонента ФЕ, с другой стороны, нашла своеобразное преломление в авторской фразеологической картине мира.

Индивидуальность картина мира А.Платонова проявилась в избирательности описания тех или иных реалий, их оценке, установлении существенных для автора отношений.

Своеобразие фразеологической картины мира А.Платонова определяют следующие существенные черты:

- Расширенная бытийность, соответствующая стремлению автора к постановке глобальных проблем бытия, наложение или пересечение поля бытия с большинством выделяемых микрополей; наиболее актуальными и концептуально важными для А.Платонова являются пространственные и временные характеристики бытия.

- Картина мира А.Платонова имеет черты мифологизации, но при этом отчетливо выявляется тенденция к научному освоению действительности человеком.

- Наличие уникальных микрополей - «энергетического состояния человека» и группы ФЕ, недифференцированно обозначающих состояние сна и обморока человека, обусловленное философскими воззрениями автора.

Употребление ФЕ в тексте А.Платонова сопровождается преобразованиями различных типов, отражающих постоянный поиск автором способов выражения сущностей, которые в понимании художника расходятся с отражением их в форме языковых значений в общественном сознании.

Окказиональные преобразования ФЕ и создание авторских ФЕ детерминированы основными характеристиками картины мира А.Платонова. Ее глобализация проявилась, в основном, в создании авторских ФЕ; овеществление абстракции на уровне семантики ФЕ выражается в двойной актуализации сем прямого и фразеологически связанного значений выражения; оживление неживого - в приращении семы «одушевленность», изменении сочетаемости ФЕ, идеологизация - в наведении ценностно-характеризующих сем «свой, пролетарский» и «чужой, буржуазный», интенсивность и поляризованность - в усилении сем интенсивности в семантической структуре просторечных и грубо-просторечных ФЕ. - Фразеологическая картина мира А.Платонова представляет собой динамическую систему, претерпевшую закономерные изменения на протяжении жизненного и творческого пути автора.

Представляется перспективным дальнейшее изучение картины мира А.Платонова в сопоставлении с общенациональной картиной мира 20-30 годов с привлечением для анализа творчества других писателей данной эпохи. Необходима реконструкция языковой картины мира автора на базе комплексного анализа лексических и фразеологических средств.

 

Список научной литературыДоронина, Елена Геннадьевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Адмони В. Г. Полевая природа частей речи (на материале числительных) // Вопросы теории частей речи. Л.: Наука, 1968. - С. 98 - 106.

2. Алексанян Ж.С. Историческая и функционально-стилистическая характеристика русских фразеологизмов библейского происхождения: Дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Махачкала, 2002. - 198 с.

3. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. - 608 с.

4. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.

5. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование. Волгоргад: Перемена, 2003. - 96 с.

6. Алещенко Е.И. Русская поэтическая фразеология. На материале произв. Гаршина и Лескова: Дис. .канд. филол. наук. Волгоград, 1998. - 197 с.

7. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 444 с.

8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.

9. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под общ. Ред. Проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.

10. Ю.Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, - 2000. - 533 с.

11. Бабенко Л.Г. Об аналитическом изображении чувств: (На материале худож. речи А. Платонова) // Вопр. стилистики. Саратов, 1985. -Вып. 20. - С. 61 - 77.

12. Бабенко Л.Г. Функциональный анализ глаголов говорения, интеллектуальной и эмоциональной деятельности: (на материале худож. речи

13. А.Платонова): Автореф. дне. .канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1980. -25 с.

14. Бабенко Н.Г. Окказиональная фразеология. Опыт структурносемантического анализа // Актуальные проблемы лингвистической семантики: Сб. науч. тр. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1997.-С. 17-27.

15. М.Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте: структурно-семантический анализ: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калининград. гос. ун-та, 1997. - 81 с.

16. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 104 с.

17. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. - 320 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-444 с.

19. Безрукова Л.Г. Двойная актуализация как универсальная и идеоэтническая черта функционирования фразеологических единиц: Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.02.01. М„ 1990. - 24 с.

20. Беспалова O.E. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева и ее лексическое представление: Дис. .канд. филол. наук. СПб., 2002. - 186 с.

21. Бойченко В.В. Индивидуально-авторские преобразования фразеологических единиц: Дис. .канд. филол. наук. СПб., 1993. - 179 с.

22. Болдырев H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. - 123 с.

23. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: : Изд-во ТГУ, 1992. -312с.

24. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле текста и слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск: Изд-во ТГУ, 2000.-С. 9-22.

25. Бондаренко В.Т. Варьирование устойчивых фраз в русской речи: Автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.02.01 -М., 1995.-42 с.

26. Боровой Л.Я. «Ради радости»: (Андрей Платонов) // Боровой Л.Я. Язык писателя: А. Фадеев, Вс. Иванов, М. Пришвин, Андрей Платонов. М., 1966. - С. 172—218.

27. Ботникова А.Б., Мущенко Е.Г., Никонова Т.А. «Язык и позиция повествования у Андрея Платонова.» // Филол. зап.: Вестн. Литературоведения и языкознания. Воронеж, 1999. - Вып. 13. - С. 242 - 246.

28. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. - 296 с.

29. Брысина Е.В. Коммуникативно-прагматические аспекты диалектной фразеологии // Фразеология 2000: Материалы Всерос. науч. конф. - Тула: Изд-во ТГПУ, 2000.-С. 304-305.■ .I

30. Буйлов В.В. Андрей Платонов и язык его эпохи II Рус. словесность. 1997. -№ 3. - С. 30-34.

31. Булыгина ТВ. Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -567 с.' ■ ' : . 1

32. Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. - 280 с.

33. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Современник, 1990. - 285 с.

34. Васильева А. А. Ассоциативные связи слов в поэтических текстах О.Э.Мандельштама в аспекте идиостиля // Русский язык в современном культурном пространстве. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. - С. 98 - 103.

35. Васильева М.О. Философия существования Андрея Платонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 1992. - № 4. - С. 13 - 20.

36. Вежбицкая А. Антитоталитарный язык в Польше: механизмы языковой самообороны // Вопр. языкознания.- 1993. № 4. - С.107 - 125.

37. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: «Языки славянской культуры», 2001. - 288 с.

38. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер.с англ. М.: Русские словари, 1997.-416 с.

39. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. школа, 1971. -240 с.

40. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М.: Наука, 1980.-360 с.

41. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961

42. Вознесенская М.М. Семантические преобразования в прозе А.Платонова: Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 М., 1995. - 15 с.

43. Вознесенская М.М., Дмитровская М.А. О соотношении ratio и чувства в мышлении героев Платонова // Логический анализ языка: Ментальные действия. М., 1993. - С. 140 - 146.

44. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.

45. Вострякова Н. А. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 1998.-22 с.

46. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.

47. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Наука, 1993.-362 с.

48. Гаибова М.Т. Прагматический анализ художественного текста. Баку: Азерб. гос. ун-т им. С.М. Кирова, 1986. - 88 с.

49. Гаибова М.Т. Пути и способы выявления образа автора во внутренней речи персонажа. Баку, 1984. - 87 с.

50. Гашева Л.П. Традиционные фразеологизмы как средство выражения русской ментальности // Вторые Лазаревские чтения: Материалы Всерос. науч. конф. Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003. - С. 199 - 203.

51. Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья. 2-е изд. - М.: Изд-во «МИК», 2000.-432 с.

52. Гриднева Т.В. Коммуникативно-прагматические свойства семантики глагольных единиц // Коммуникативно-прагматическая семантика: Сб. науч. труд. Волгоград: Перемена, 2000. - С. 95 - 105.

53. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. -М.: Просвещение, 1969. 184 с.

54. Джанаева Н.Е. Поэтическая семантика в контексте Андрея Платонова: (На материале повестей 20-х годов): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Воронеж, 1989.-20 с.

55. ДзюбаЕ.В. Концепты «жизнь» и «смерть» в поэзии М.И.Цветаевой: Дис. .канд. филол. наук. Екатеринбург, 2001. -255 с.

56. Дмитровская М.А. «Переживание жизни»: О некоторых особенностях языка А.Платонова // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М.: Наука, 1990. - С.107 - 115.

57. Дмитровская М.А. Понятие силы у А.Платонова // Логический анализ языка. Модели действия. М.: Наука, 1992. - С.42 - 49.

58. Дмитровская М.А. Язык и миросозерцание А.Платонова: Дис. .д-ра фи-лол. наук: 10.02.01 -М., 1999.-292 с.

59. Добровольский Д.О. Образная составляющая в семантике идиом // Вопр. языкознания. 1996. - № 1. - С. 37 - 48.

60. Добрыднева Е.А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. Волгоград: Перемена, 2000. - 224 с.

61. Ежова М.Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе JI.H. Толстого «Анна Каренина» : Дис. .канд. филол. наук. Воронеж, 2002. - 230 с.

62. Елизарова М.М. Языковая личность эмигранта в рассказах Тэффи 20 40-х годов: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. - СПб., 1999. - 156 с.

63. Елисеева О.В. Механизмы фразеологизации словосочетаний в современном русском языке: Дис. .канд. филол. наук: 10.01.02. Волгоград, 2000. -318 с.

64. Земская Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. 1996. -№3.-С23-31.

65. Золотых Л.Г. Фразеологическое значение и его смысловая реализация в речи: Дис. .канд. филол. наук: 10.01.02. Волгоград, 2000. -263 с.

66. Карасев Л.В. Движение по склону. М.: РГГУ, 2002. - 240 с.

67. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Кн.1. - М., 1994. - С.191 - 216.

68. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -270 с.

69. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н.С. Гумилева): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. Томск, 2000. - 26 с.

70. Касаткина Е. «Прекращение вечности времени», или Страшный Суд в котловане: Апокалиптическая тема в повести «Котлован») // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. — М.: Наследие, 1995. -Вып. 2.-С. 97- 134.

71. Ким Т.Я. Образ жизни и его языковая интерпретация в рассказах А.П. Платонова // Функционирование языковых единиц и грамматических категорий в разных типах и стилях речи: Межвуз. сб. науч. тр./ Башк. гос. пед. ин-т. -Уфа, 1997. Ч. 2. - С. 26—34.

72. Кирсанова H.A., Ножкина Э.М. Фразеологические и метафорические словосочетания // Словоупотребление и стиль М.Горького. Изд-во Саратовского ун-та, 1982.-78 -88.

73. Киселев А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: Наследие, 1994. -С. 237-248.

74. Китайгородская М.В., Розанова H.H. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. - № 3. - С. 13-18.

75. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.

76. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. К формальному описанию стиля А. Платонова // Стилистика и поэтика: Тез. всесоюз. конф. (Звенигород, 9-11 ноября 1989 г.). М., 1989. - С. 65 - 67.

77. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Языковые аномалии в прозе А.Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. М.: Наука, 1990. - С. 125 - 139.

78. Кожевникова H.A. О словах «жизнь» и «жить» в прозе А.Платонова // Стилистика и поэтика. Тез. всесоюзн. науч. конф. (Звенигород. 9-11 ноября 1989г.)- М., 1989.-С. 71-75.

79. Колесова Д.В. Фраза и синтагма в структуре текста Андрея Платонова // Вестн. Ленингр. ун-та — Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение.- 1991. Вып. 3.-С. 94-97.

80. Колотаев В.А. Мифологическое сознание и его пространственно-временное выражение в творчестве А.П. Платонова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1993. 16 с.

81. Колотовченкова Е.Л. Федоровские мотивы в «Рассказе о многих интересных вещах» Андрея Платонова // Философия бессмертия и воскрешения. — М., 1996, вып. 2.

82. Колячевская Г.П. Концепт «Москва» в русской языковой картине мира и поэтическом идиолекте М.И. Цветаевой: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. Владивосток, 2002. - 207 с.

83. Корниенко Н.В., Харитонов A.A. Андрей Платонов // Русские писатели, XX век. Биобиблиограф, слов.: В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1998. - 656 с.

84. Кузьменко О. А. Андрей Платонов: призвание и судьба. Очерк творчества. -Киев: Лыбидь, 1991.-231 с.

85. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. - 288 с.

86. Кунин A.B. Курс фразеологии современного английского языка. 2-е изд., перераб. -М.: Высш. школа, 1996. - 381 с.

87. Купина H.A. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатеринбург - Пермь: Изд-во УрГУ, 1995.-198 с.

88. Лабащук М.С. Лексико-семантические средства выражения художественно-экспрессивного значения. (На материале произв. А.Платонова и В. Распутина): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Киев, 1990. - 24 с.

89. Лаврушина Е.В. Фразеология как компонент идиостиля И.С.Тургенева и проблема сохранения этого компонента в иноязычных переводах писателя: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01.-М., 1999.-208 с.

90. Лазаренко О.В. Мифологическое сознание в антиутопии XX века и роман А.Платонова «Чевенгур» // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. - Вып. 3. - С. 76 - 82.

91. Левин Ю.И. От синтаксиса к смыслу и дальше. (О «Котловане» А.Платонова) //Вопр. языкознания. М., 1991. - № 1. - С. 170-173.

92. Ломов А.Г. Фразеология в творческой лаборатории писателя: на материале драматических произведений А.Н.Островского: Дис. .д-ра филол. наук: 10.02.01. Елец, 1998.-272 с.

93. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.

94. Лукьянова H.H. Лингвистическая интерпретация текста как способ моделирования фрагмента языковой картины мира: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. Барнаул, 2000. - 230 с.

95. Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова: Учебное пособие. М.: МПУ, 1995. - 96 с.

96. Малыгина Н.М. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск, 1985. - 204 с.

97. Мегирьянц Т.А. Концепт «город» в творчестве Б. Пастернака: Дис. .канд. филол. наук. Воронеж, 2002. - 198 с.

98. Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика неостранения у Андрея Плато-, нова. 3-е изд., испр. - Новосибирск: Наука, 2002. - 122 с.

99. Мелерович A.M. Проблема семантического анализа фразеологических единиц современного русского языка: Учеб. пособие по спецкурсу. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1979. - 79 с.

100. Мелерович A.M., Мокиенко В.М. Коммуникативный и номинативный аспекты фразеологического значения в языке и речи // Фразеологическое значение в языке и речи. Челябинск, 1988. - С. 3 - 11.

101. Мелерович A.M., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. Словарь. М.: Русские словари, Астрель, 2001. - 856 с.

102. Мещерякова O.A. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И.А. Бунина «темные аллеи»: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Орел, 2002. - 24 с.

103. Михальчук Н.Г. Фразеологические единицы как средство формирования идиостиля М.А.Булгакова: Дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. Орел, 2002. - 220 с.

104. Михеев М. Ю. Нормативное и «насильственное» использование словосочетаний в поэтическом языке Андрея Платонова // Русистика сегодня. -1998. -№ 1/2.-С. 13 -40.

105. Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предположения, факты, истолкования. Догадки. М.: Изд-во МГУ, 2003. - 408 с.

106. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. школа, 1989. - 287 с.

107. Молостова Е.П. Экспрессивный компонент семантики фразеологизмов-антропоцентризмов русского и французского языков: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Казань, 2000. - 23 с.

108. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -168 с.

109. Немец Г.И. Концептуальное пространство художественного текста: структура и способы представления (на материале романов И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Ф.М. Достоевского «Бесы»): Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. Краснодар, 2002. - 195 с.

110. Новиков JI.A. Художественный текст и его анализ. М.: Наука, 1988. -320 с.

111. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. - 286 с.

112. Прибытько E.H. Библеизмы в языке современных газет: Дис. . .канд. филол. наук. Воронеж, 2002. - 182 с.

113. Подорога В.А. Евнух души: Позиции чтения и мир Платонова // Параллели: Альманах философ, компаративистики (Россия Восток - Запад). -Вып. 2. - М., 1991. - С.ЗЗ - 72.

114. Полевые структуры в системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та,1989.- 198 с.

115. Попова Е.Ю. Художественные функции фразеологизмов: на материале романа И.А. Гончарова «Обрыв» : Дис. .канд. филол. наук. М., 1998. -206 с.

116. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. - 148 с.

117. Попова И.В. Закономерности и особенности функционирования фразеологических единиц в авторской речи (на материале произведений современной советской прозы): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Орел, 1987. -23 с.

118. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -С. 8 - 69.

119. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: Дис. . д-ра филол. наук: 10.02.01. СПб., 2000. - 330 с.

120. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова: Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998 - 116 с.

121. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985 1987. - М., 1989. - С. 439 - 145.

122. Сабурова H.A. Структура фразео-семантического поля пространства // Филол. наук. 2002. - № 2. - С. 81 - 88.

123. Савельзон И. Фразеопаремиологическая система А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.: Наследие, 1995. - Вып. 2. - С. 298 - 306

124. Свительский В.А. Конкретное и отвлеченное в мышлении А.Платонова-художника // Творчество А.Платонова. Воронеж: Изд-во ВорГУ, 1970. -С. 45 - 62.

125. Сейфрид Т. Писать против материи: о языке «Котлована» Андрея Платонова: Пер. с англ. // Андрей Платонов. Мир творчества: Сб. научн. трудов. М.: Современ. писатель, 1994. - С. 303 - 319.

126. Селищев A.M. Язык революционной эпохи (из наблюдений над русским языком последних лет: 1917 1926). - М.: Работник просвещения, 1928. -56 с.

127. Серебренников Б. А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С. 70 - 85.

128. Скалон Н.Р. Предмет в художественном мире А.Платонова // Творчество писателя и литературный процесс: жанрово-стилистические проблемы: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Изд-во Иванов, гос. ун-та, 1987. - С. 69 -70.

129. Смирнова В.П. Переосмысление отвлеченных существительных в художественной системе А.Платонова // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. -1983.-№5.-С. 70-73.

130. Соло дуб Ю.П. Структура лексического значения // Филол. науки. 1997. - № 2. - С.54 - 65.

131. Соло дуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык (сопоставительный аспект): Учеб. для студ. филол. фак-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Флинта: Наука, 2002. - 264 с.

132. Сполохова Е.А. Концепт истины в поэзии B.C. Высоцкого: к вопросу о языковой картине мира поэта: Дис. .канд. филол. наук. Череповец, 2000. -156 с.

133. Стернин И.А. «Язык смысла» А.Платонова // Филол. зап. Вестн. литературоведения и языкознания. Воронеж, 1999. - Вып. 13. - С. 248 - 252.

134. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. - 171 с.

135. Структурно-грамматические свойства русских фразеологизмов: Коллективная монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 263 с.

136. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. -М.: Наука, 1996 а. 143 с.

137. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лин-гвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996 6.-288 с.

138. Толстая-Сегал Е. «Стихийные силы»: Платонов и Пильняк (1928 1929) // Андрей Платонов. Мир творчества. - М.: Современ. писатель, 1994. - С. 84 - 104.

139. Топоров В. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.-С. 234-263.

140. Третьякова И.Ю. Типы и способы окказиональных преобразований фразеологических единиц в поэтических текстах: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Кострома, 1993. - 16 с.

141. Труфанова И.В. Типология окказиональных преобразований Ф.М. Достоевского: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. -М., 1985. 183 с.

142. Тырышкина Е.А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В.Набокова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Барнаул, 2002.17 с.

143. Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения: Межвуз. сб. науч. труд. / J1111И им. А.И. Герцена. Ленинград, 1986. -182 с.

144. Фомина О.Н. Фразеология в поэзии А.К.Толстого: Дис. . канд. филол. наук: 10.02.01.-М., 2000. -237 с.

145. Хайрулина Р.Х. Картина мира во фразеологии: от мировидения к миропониманию: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 285 с.

146. Халикова Н.В. Окказиональная фразеология: Дис. .канд. филол. наук: 10.02.01.-М., 1997.-191 с.

147. Харченко В.К. Экспрессивное употребление и контекст // Вопросы структуры предложения. Ульяновск, 1983.

148. Хорошавцева О.П. Цветосимволы как явление культуры // Человек. Язык. Искусство: Материалы Межд. науч.-пр. конф. М.: МПГУ, 2002. -С.106 - 108.

149. Хрусталев A.C. Роль фразеологических единиц в поэтическом тексте (на материале произведений Р. Киплинга и У.Б. Йейтса): Дис. .канд. филол. наук. М., 1999.- 188 с.

150. Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / Под общей ред. Проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. - 181 с.

151. Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. М.: Сов. Писатель, 1989.-448 с.

152. Чепасова A.M. Семантико-грамматические классы русских фразеологизмов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974. - 99 с.

153. Чепасова A.M. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1983.-91 с.

154. Чижова Е.А. Репрезентация концептуальной картины мира в художественных текстах: Дис. . .канд. филол. наук. М., 1994. - 224 с.

155. Чинь Тхи Ким Нгок Лингвокультурологические основы диалога культур (на материале обучения русскому языку вьетнамцев): Дисс. . д-ра филол. наук.-М., 2000.-361 с.

156. Шанский М.Н. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Высш. школа, 1995. - 315 с.

157. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1985.-160 с.

158. Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания / Волгогр. гос. пед. ин-т. Волгоград, 1983. - 94 с.

159. Шенделева Е.А. Полевая организация образной лексики и фразеологии // Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. -С. 74 - 79.

160. Шрейдер Ю.А. Сознание и его имитации // Новый мир. 1989. - № 11.-С. 244-255.

161. Шубин Л .А. Поиски смысла отдельного и общего существования. М.: Сов. писатель, 1987. - 254 с.

162. Яблоков Е.А. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20 30-х гг. (Л. Леонов, А. Платонов, М. Пришвин): Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1990. -24 с.

163. Яблоков Е.Я. Художественная философия природы. (Творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 20-х начала 30-х годов) // Советская литература в прошлом и настоящем: Сб. статей. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1990. - С. 55 - 71.

164. Язык. Человек. Картина мира: Лингвоантропологические и философские очерки. 4.1. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. - 224 с.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

165. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник СП.: Фолио-Пресс, 2001. -704 с.

166. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999.

167. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

168. Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.-703 с.

169. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. - М.: Русский язык. - 1981 - 1984.

170. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. М., Л.: Наука, 1948 - 1965.

171. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов.- СПб.: «Норинт», 2002. 960 с.

172. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. -М.: ОГИЗ, 1935.

173. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И.Федоров. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2001. - 720 с.

174. Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л.А. Войнова и др.; Под ред. и с поел. А.И. Молоткова. 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.- 543 с.

175. Чепасова A.M. Фразеологизмы в нашей речи: Учеб. толковый словарь. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 292 с.

176. Энциклопедический словарь русского библиографического института ГРАНАТ: В 59-и т.- 11-е изд., стереотип. Т.22. - М.: Рус. библиогр. ин-т ГРАНАТ, 1910- 1948.

177. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник: Ок. 1500 фразеологизмов. М.: Рус. яз., 1997. - 845 с.1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

178. Платонов А.П. Собр. соч. в 3-х т. Т.2: Повести, рассказы. 1934-1941; Размышления читателя. Статьи. - М.: Сов. Россия, 1985. - 525 с.

179. Платонов А.П. Течение времени: Повести, рассказы. М.: Московский рабочий, 1971.-463 с.

180. Платонов А.П. Государственный житель: Проза, письма. М.: Советский писатель, 1988.-491 с

181. Платонов А.П. Избранные произведения: Рассказы. Повести. М.: Мысль, 1983.480 с.

182. Платонов А.П. Вся жизнь: Сборник. М.: Патриот, 1991. - 297 с.

183. Платонов А.П. Чутье правды М.: Сов. Россия, 1990. - 464 с.

184. Платонов А.П. Смерти нет! М.: Сов. писатель, 1970. - 400 с.

185. Солдат и царица. М.: Росс. кн. собр., 1993. - 354 с.

186. Платонов А.П. Счастливая Москва // Новый мир. 1991. - № 9. - С.10 -58.

187. Ю.Платонов А.П. Технический роман. М.: Правда, 1991. - С.13. П.Платонов А.П. Деревянное растение: Из записных книжек. - М.: Правда,1990.-50 с.

188. Платонов А.П. Антисексус. М.: Агенство печати им.Сабашниковых,1991.-47 с.

189. З.Платонов А.П. «Вожди» студенчества// Студенческий меридиан. 1986. -№ 6. - С.52 - 53.

190. Платонов А.П. Собрание сочинений: В 5 Т. М.: ИНФОРМПЕЧАТЬ ИТРК РСПП, 1998. - Т. 1. - 560 с.