автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Функции английского артикля в тексте
Полный текст автореферата диссертации по теме "Функции английского артикля в тексте"
Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет
Специализированный совет К-053.17.01
На правах рукописи
ОНИ ГАРЕН КО Галина Павловна
ФУНКЦИИ АНГЛИЙСКОГО АРТИКЛЯ В ТЕКСТЕ (в плане двух семантических сфер)
Специальность № 10.02.04 — германские языки
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва —
1991
Диссертация выполнена иа кафедре грамматики и истории английского языка Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета.
- доктор филологических наук, профессор Д.А.Ш'ШИШ'
11АУЧНЫЯ РУКОВОДИТЕЛЬ иШЦИАЛЫШ шмшш
ведущдя ОРГАНИЗАЦИЯ
Защита состоится "М-
- доктор филологических наук, профессор Н.М.РАЗШ0111А
- кандидат филологических наук, доцент А.Н.КГОРОВА
- Московский государственный университет им.М.И.Ломоносова.
кСЬЯтЛ 1991 г. на заседании специализированного совета K-t353.I7.Ol по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Дружбы народов государственном лингвистическом университете. Адрес
совета: 119034, Москва, ул. Остоженка, 38. С диссертацией можно ознакомиться в научном зале библиотеки Московского ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета. /7
Автореферат разослан
.«¿л ли^ЛЛ
Ученый секретарь специализированного совета
н.м.освйтшская
F«}'jp"/rayfcMí'a диссертация является пош'.гой рг.са.:от?зял:; английского адтккяп на основе аятропоцентрлиесках пргкцкюв, исходя кз способности языка отражать в себе челоге:с&, суспачг, его мир. Это свойство языка, понимаемое как субъективность /Э.Бснвенхат/, ауторефарентнссть /Ю.С.Степанов/, "'чслсззэдс-хий момзкг" /Д.А.Птелинг/ зсе более резкт&ино згдзигаэгся на первый план в созремешюй лжгзистже. Сознаше человека ттргг,-стагляет собой единство объективного я субъективного. Субъективное понимается как свойственное субъекту, ¡'.сходящее от субъекта. Субъективность сознания состой? з том, что aro содзр:?э:ие не мож-зг быть всецело сведено к внешк'Л:! О'лжзм. Газ участия субъзкта не 1'.0;к,ет быть отражения скрухсг^его ;;:¡pa /В.А.СересЗрзк-ни.чов/.
Обращение н проблеме артикля с тагсоН тот::: сражя не яз-лгэгея случзШйм. Местоименное прсисхокдснк?. артикля нзцехиэа--ст нас-ка трактовку артикля как доГгкт;;чосной единицы, т.е.единицы, ориентированной на предмет, о котором идёт речь, так и ка субъект речи - на человека, на центр дейктичзско;! ориентации. Таким образок, по ржежу мненив, разрезенкз пробдемн артикля в речи может быть осуществлено только з прагматике, изучающей отношения мзаду знакам и теми, кто эта,«', опаками пользуется - говорящими людьми, субъзктиш речи.
Работы обусловлена ра ступим интересом к семантике и прагматике, к изучении функционирования языковых здиииц в p'j-jh, к иг референциальккм отноиенням, к функциональному взаимодействии единиц разных язмногнх уровней. Выяснение закономерностей употребления артикля в тексте представляется весьма актуальны.! и для практической грамматики.
-I-
Нзуаипя ког/зна "сследопания устоит в ток, что в работа артикль рассматривается на функцконалыю-кокмуникахквнск уроше - в тексте. В работе делается попытка выявления етгтусй артикля как единица, подчиняющейся г,ели к сиыслу всего вжджзазатая. Ношм является и избранный з рао'ото антропоц-знтркчаскнй подход, попаоляив'.лй рассматривать артикль как лейктическую единицу,ори-ентироиакиую как на предает, о котором идет речь, таге и на субъект - говорящего человека.
1£?ль дакной диссертации - раскрыть роль артикля в высказывании, внутри текста кшс показателя отнесения имени существительного к одной из двух семантических сфер - денотативной или сищифихатиЕкоЗ. Иними словами, выяснить, каким образом говорящий /цизущий/ репрезентирует предметы, явления и т.п., обозначая их при помощи существительных с артиклем во взаимодействии с другими.единицами - как денотат - реальность или как сигнификат - субъективное представление о реальности. Во многих случаях репрезентация одного и того же предмета - то в качестве денотата, то - сигнификата позволяет обнаружить различнее точки зрения на этот объект у различных субъектов, Различие в представлениях об объектах действительности способствует обнаружению субъектов этих представлений. Субъектом речи в художеств энной произведении, как известно, может быть автор, рассказчик /"вымышленный автор"/, персона«, от лица которого или через чьё восприятие ведётся повествование, либо все они поочередно. Таким образом сопутствующей, дополнительной целью исследования является такие попытка выявить лицо, субъективному представлению которого принадлежит та или иная репреззн-тагди! объектов, предметов в высказывании, поскольку имя сумеет-
Бятглыгоз с api.titrest» кап текста. участвующая в выраже-
ш елка егсЕггягзкдл, so з^каюдоЛсткда с другими языковыми сдясгцзли .чсзм слосоЗетяазагь jiaariHrai на этот субъект - ¡'.а одного г:г гладк??* угастккяэв реъчггго акта.
кя посгав;:елкай р-здачя изучения артикля не просто в свезк со сгазжг и схс зас^.\г , а внутри текста, подбирал-
ся к «ат-зркч.т для яселедогагая. Каобжджо' было изучить употребление различиях пр-гжсл;?. э cxczxx хонтзхстах, отличающихся на переыЯ взгляд тольяо арга.—.р;::. ¿де гтрздставителькой Еыборки сопоставимых контекстов с рззг:отиим артиклями материал был ограничен некоторыми темэ?яческ»'.ч группами: предметы мебели, помещения, одежды, описание внешности, картикь;, местности, воображаемой сцеш, контексты зрительной я слуховой перцепции. Анализу также подлежали контзксчи с на»Есчмсдкежми абстрактными суЕ;зстрит0льки?ди, с сущеетз.:тельнв£и, обозначавшими уникальные предметы» с именами собственными с артиклем. В оби;ей сложности такие примеры составили свыше 4WQ контекстов. Кроне того, было отобрано свшге 3U00 таких: струг«.урньос групп, как сравкотальдаа конструкции с like и аа, содержание существительные с артиклями и представляющими собой минлыалькыэ самостоятельнее сопоставимые контексты. Общее количество примеров составило более 7UUD. Особенности отбора диктовались необходимостью сопоставительного изучения артиклей в речи, внутри текста: во-первых, преимущественно в отношения к субъекту речи, а во-вторых, главным образом, в отношении к референту. Таким образом в диссертации исследовались две стороны употребления артиклей в речи: в связи с субъектом речи я в связи с тем, о чем идёт
речь, - с референтом. Следует заметить, что основное
ш.шеи!е а рабогз уделялось семантике всего контекста, i котором употреблялось то или иное существительное, словосочетание, конструкция ил;: предложение. Цзльа было тюказать роль артикля s --¿ыаалекул: двух семантических сфер и тексте.
Рсбота выполнена в си:аронном плане на материале англоязычной художественной прозы :: публицистики XX века оба?« объ-ё:,;о:<; около 10 ООО страниц.
Те иге" !<ая значимо ст ь исследовыш за&чвчгвтся в тс:,;, • ■кто fc работе оозсиогьггаотся кесбходксол-ь j-чета речзвнх гтсрамет-1>ов при кзу-теняк закономерностей употребления артЯдлаГг, s тас*е выдвигаемся коксретгй подход к ргссиотргнию язы;сойой ¿ди;:ицц
- артикля - в речи, В диссгрт&ц-ш показывается, кал покнадлек-лссгь виекагьтиакля тому или инсы/ субъекту pevu, реализуемая через азторскуа, кееобетвекно-агтерскуя к пессбст^енно-прлгув речь, проявляется и б употреблении артиклей, Кжми словаки, в ог.боте делается попытка доказать» что употребление ярткклей ¡.■arcei' быть обусловлено од,ним из основных речевых парамеа'роз
- субъектом речк к кзососдимостью "проявить" его б тексте. Тага « образам, материал диссертаср'к кожвт бить использован а Курса мори:: язикс s разделе "грамлатлгл тзкета".
)Тррктичас'№{7 ценность кеследоваьяя определяется нюбхо~ ,»гостьи синтезированного овладения различными раздедали линт-.эдетш-'к - в даже,,: случае граьматики к етияиспш: - ка ксодги-нутаас этапах обучиняя английскому языку. Материал дяссзртацк.ч тскот быть также полезен для перезода и лмтерахурсьедекиг.
Pziwxz состоит из ьачденил, ïpëx mis и .чакяячеькя, г, тпюее библиографии и списка литераг/уках
МС^ичИЛ^ОП.
На эа-диту выносятся еледую'дие положения диссертации:
1. артикли является основным средством, формальна.! показателем тего, какой компонент значения имени существительного - денотативный или сигнификативный - выступает в речи, в тексте на первый план;
2. неопределенный артикль как маркированный член оппозиций a/the и a/i является средством актуализации сигнификативного компонента значения имени существительного;
3. будучи средством актуализации сигнификативного компонента значения имени существительного, неопределенный артикль выявляет интенсиональную, субъективную сторону предметов и лвлениП и тем самим - и субъект той или иной репрезентации их з тексте;
4. определенный артикль, помимо выражения синтаксических к анафорических связей, актуализирует в тексте денотативный компонент значения имени существительного.
XXX
3" главе I даётся, краткий обзор обширной лингвистической литературы по артиклю и теоретич ски обосновывается необходимость изучения закономерностей употребления артиклей в тексте, В силу своей независимости от рода я падеж' существительного английский артикль получает более шгрокую возможность 'функционировать не только на уровне слова, но и на уровнз синтаксиса и текста /Д.А.Етелинг/. Поэтому только изучение функционирования артикля в тексте может охватить весь диапазон любого возможного употребления его и полностью раскрыть его семантический потенциал. Всё это заставляет аас учитывать при анализе модель коммуникаций, которая, как известно, включает следующие элементы: говорящий /твлущи?/, слуиающий /читагаций/, речевая цепь /текст/, предает, о котором идёт речь /референт/ и язык. В исследовании
рассда.трнг&ется употрео.-зние артикля а речи с учетов практически • з~сх г'каогкнах компонентов коммуникативной кодели. В диссертации разделяется та точка зрения, согласно которой денотат, ркстенси-онзд - с одно": сторони, а сигнификат, интенсионал - с другой строки являются элементами содержательной стороны слова. В от-яичгле от нм;, референт - ото зьстралингвистическаа судлость, прздде? или явление, о котором идёт речь з высказывании. ¡1роб-гяь'л артлклей, определениях и неопредэленк-гс дескрипций, как известно«изучалась в райках теории ре|ереиця1!, ориентирующей исследователей па выяснение ^характера связей мекду,именем ни высказизанкеи к шеязыкавей действительность». Развитие«: теории рз^еренции ягяягится ьгеддльш о к интенсиональные л о глхи С.Лрише, Я.Хинтикки и Р.Иоктегэ, формально учитывавшие говорящего и контекст, т.е. человека, его сознание и рефэрен? в ситуации коммуникации.
В реферируемой работе за основу принята "грамматика КМон-тега", в которой значение, данотат пзнжаетея как производивэ ст Д1.ух аргументов: "возможного кирз" к иентзкета употребления, а едасл, сигнификат - как производное от одного аргумента - "ь молаого мира". "Ьозьяжкый икр" трактуется гжм вслед за м.-гггими исследователями как сфера сознания человека, с/ирэ кнтеьсцсяаль-ного, ^бгектяького, к которой в равной мера г:огут прлкадлгжйт:* как адппичшяз представления, предположения, мнения, желания к т.п., так и развернутые, воображаемые ситуации, предполагкзасс человеком развитие цепи событий или даже целый воображаемый мир, описьваешй писателем в романе. Упрощенно говоря, ото сознание .чзлот.екь'к его продукты. Б отличие от "возможного мира", кап реельяий, действительный мир - это сфера экстенсионального,
-б-
сб-изктизиого, в больной степени независимого от голоряцзго ^е-ло?«!££, от суоъгктп.
В 'лиш-систичеексй терминология поло/сеняя "граьгмотн.'гл г'.г.'о.чтогч)" сзкачаат, что денотат /зкстенсчокал/ зависит •/. от ' якт^рпрзтсция а,тола человеком /от его "возможного г/лра"/ и от контекста употребления - зкстралнягвистичзской ситуацг.".. Сигни-фкгсатэтшоэ гсэ значение, интенсискал зависят только от иктерпре-тирул.'дзгс, зсгцзлпзасцгго деХстпктеяьнэсть человока, от его' сознания, его "возможного мира".
Второе сазизз положение "грамматики Р.Монтегв", принимаемое в работе, заключается з том, что' Р.Мс-г.'егн рассматривает интенсиональное откояенлз мэяву субъектом л объектом действительности з самом содержании сообщаемого. Т.е. речь идёт об уточнении субъеятно-тгрздикатных отнесений в содержания сообщче-мого в плане выявления - через семантику глагола - отношений между человеком и объекте:! деЯетзигелытасгя. Б примере "X ваез .а гX находится в интенсиональном откэшекии с объог.ом а Лгек з момент * при атом глагол 1)0 зав в данном предложении трактуется как впечатление, переживание, интзнсионглькое отношение субъекта X к объекту а в момент Субъект здесь понимается не как поддежацее, а как деятель источник активности, направленной на объект. Субъектом интенсионального отнесения может бить не только говорящий - субъект первого порядка,'но и другое лицо - X, как в примерз выше, или выукштеннйй персонаж , художественного произведения, т.е. субъект второго порядка.
С этих теоретических позиций в главе II и рассматривается употребление артиклей в тексте, В объективированном повествовании, при котором персонажи остаются объектами аиторс-
когч ¿нсионального с^ноцения и не лолучакт "самостоятельной" интенсиональной с^еры, их чувства, переживания приписываются им писателем извне, как объектам, со стороны, т.е. объективно: /1/ Рог a brief spoil there ws si lance everywhere, no motion «v.ruh.sre. There was the illusion of a petrified village viit'a petrified people. (...) Only in I'act 1 Anni's bouse was there silence us Fieto tat nurri.bg the limp foxra of 8вв,
-оа ./^Trnt hatred Tiiu.cling in her brsin r.r.d wirrorln;: in in hor ayeri. /Abrahams/.
ti субъективированном же повествовании сак авторский текст ст«-овитсп иногосубъоктикм, благодаря несобственно-авторской с даеоС'стволно-пряглой речи. Шенко в таких случаях прк г писании чуьс-ris, перет.дааний изнутри, интроспективно, для того чтобы показать, что опискгасиое передаётся через субъективное восприятие героев - а несобственно-авторской или насобственно-пряиай речи - перед неисчисляемыми суцзсТЕИтельншга появляется неопределенный артикль:
/2/ ЯЬл rt-ploced the brush on the tnVif, stood looking ir.to the the flenjES of the firj Phoebe hsd started.
It via л important for Her to к'пок Uou John А4ппз did
feel about what had happened in Boston. She felt ntron^ly «bcrt hi*:!. !jt!o had no wish to go back to the dnys before ihr:t ¡¡er.ri'ig, еаЪгьсе, but neither could she expose her feeling:j to airror.o who ¡right be cavalier about them. S.he had ^n^ined for herself 2,Ji2£2. rr,u tunlly arrived at, о knowledge nnd emotion thgt seized ami permeated both portias equally, »t the sn'r.e tsonient. /Sto.no/. /3/ ... and the man bore in his brain the sound of the General Obrtp.r.n'e Eiren. Ho knew what it nwont s the ship had Hspt to the ti.met.iblfir ho wf.s abandoned. 2Ja f<.l_t п.; jnn;< il 1 j r<: hatred ..¡Г
-е-
th-ч <5htld at.e-.ei of Uia aid tViV! aick norimi - he wnn unworthy of nhnt ho -irrie-2. /Greene/.
/4/ Ho ¡Pelt n —t eoiu-.v-s bolit prase-it and iutuie
- and а ип1эиэ-лзкс, n having dans ooaeth.in'* nnonrolleled (...) He ts-isd Surahs - p Snrn.t Inufihtri;;, Siruh
sinking, ЗагчЬ Tiifjf <f .то h'irci to ii-i/jins, nnd yot not
teporsrribia... ^е^гчя^чЪегоЛ thfit rsnilla vthen th^y Ivsci been яо nearly discovered by Sa:a and l-'ягу. It been »gymt ятпИе. a Hcoin/~ into thu fittirft. /7о
/5/ Kiobelari.^alo с ctaep ftffaction for 2orri/;inni, 1py.i
nlmoat. He folt hl'Meli to be ta riave won the admiration
of so beautiful and desirable a ;л> ith as Torrigiani .../St on»:/.
Исследованной материал говорит о том,что наличие описательного определения не является решшцам фактором употребления неопределэнного артикля перед неисчисдяе:агд существительным /см. примеры 4,5/. 1'лавнкм, на наш взгляд, является смещение центра .субъективности текста, .перемещение его от субьоктд первого порядка - автора к субъекту интенсионального отношения второго порядка - персонажу, через сознание которого как бы описывается изображаемое. Этот эффект достигается при помощи такого стилистического приёма, как насобственно-авторская и мосоо'с'гестю-пря-мая речь, которая суживает рамки авторского ведения до янчеасц-о на ль на и сферы персонажа, фокусирует вп;маниз читателя на отио-иении, восприятии предметов самим персонажем, Одним из грамматических средста осуществления этого художественного, стилистического приёма и является употребление неопределенного артикля /примеры 2,3,4,5/.
Ь несобственно-прямой речи возможно употребление неопределенного артикля и с исчисляемыми существительными, ранее
-9-
упомянутыми в токстэ з зсбстзекно-азторской речи с определенным артиклем:
/6/ Sho looked cro;jnd her with nhat Poirot judged to bs nn ab-eenef. of enthusiasm. It wan hnndoomo^y furnirhed r.w. of a com*entionnl typo - without personality. (...) Che led the vie у out of ¿he, roo_ra^ Poirot looked back over his shoulder. A dul? roan, я roo-i without: chnrncter — except perhaps for two portraits. /Christie/.
/7/ He teds his friends farewell nnd innde his nay Ъу hack paaa-agea to the Arno. crossed the river end «lipped quietly to the bfill—towcr_cf Sun iliooolo, (...) •-- V.'hst did ha hnve to shew for thoce fourteen yonrr? ... ITothirg. Kothin? finished, nothing put together, made vihole, delivered. (...) And here he ксс r. self-incarooratod prisoner cowering in nn rr.cient be!l-torer, afraid to соша down for fear he would be hanged from Bargello ns he hod seen so шоп/ handed durinc hie youth. /Stone/.
Исходя из идей Р.О.Якобсона, Л.Долекаяя.К.Бюлера, мы рассматриваем артикль как деЯктическую единицу, а дейксис -как речевой феномен, при котором дейктичос кие' единица пмо:от центр дейктичзской ориентации. В наиболее распространенном случае центром дойктической ориентации выступит гэзоряияй, субъект речи. Олределзнныи артикль, как, отмечалось в лингвис-кой литературе, может выступать единицей идентифицирующего дейкснса: с одной стороны, он связан с предметом, обозначаемым существительным, а с другой стэрош - с центром дейктичесяой ориентации, в самом простом случае - с говорящим, как например, В предложении I shall tun он tv>a r^dto.
Неопределенный so артикль, по наиему мнению, является единицей дейкснса указания на представляемо;» (ср. "мь'слзнныЯ
дейксг.с"у К.Емера. ¿ели определенный артикль идентифицирует, указывает на предмет, объективно существующий г ситуации'акта коммуникации или репрезентируем;! как объективно сущестзуюднй для субтакта дейкткчеекоГ: ориентации, то неопределенный артикль указывает на предмет, который сначала каде представить, вообразить, классифицировать, ввести в речь. Как и определенная тикль, неопределенный артикль, по нашему мнения, будучи дейктической единицей, указывает к на предает, который имеется в виду, и в то :хе зрелл связан с центром дейктической ориентации в речевой ситуации, ü классическом, наиболее простом случае им является говорящий, соотнося'днй асе со своей точкой зрения. Однако в тексте могут возникнуть ситуации, в которых центром дейктической ориентации становится не говорящий, а другое лицо - персонаж, как в примерах 2, Ó, 4, О, с, 7.
Ü тексте может быть и более одного центра дейктической ориентации. à пр:шере ниже существительное world два раза употребляется с пеопредоленньм артиклем, причем центры дейктической ориентации представлены в высказывании двумя субъектами: teen-a~nra и adults, на субъективных представлениях которых .< заруется я данном случае "мысленный дейкс/с":
/8/ Teen-ogers ere upset these dnyn because they are living In a world dominated Ъу nuclear weapons - and edults are upset be-caune they are living in н vrorld dominated Ъу teen-agers. /Header's Digest/.
С другой стороны, при одном центре дейктической ориентации существительное может быть употреблено как с определеш{ЬЫ, так и с неопределенным артиклем:
-II-
/9/ 5ho was sitting blor.G in the convent rrnrflen, her hands foiled in her lap, hзг hoad veiled. Из vma overcomo./.«./ Ко listened to the noise cl' the beea ая they buzaed in the cups of the flo«orn. Hi a heart cched ior her in despair, /. .„/ And shs к as gone, into a aids door of the convent, leaving him In о pardon cold about Uira, /Stone/,
Центром дсйгстической ориентации здесь выступает йикеланддело. Вначале сущсствктольноэ eax-i.en употребляется с определенны}.! кдептифп-цирувщюг дойктическим артиклем, поскольку обозначает предмет, реально, объективно существующий для Шшелаццжело. Но далее перед sTiiu же существительным, обозначающим тот же самый предмет, появляется неопределенный артикль, в первом случае неопределенной артикль указывает на то, что предаст реально существует для субъекта, центра дейктической ориентации - йикеландкело. Но втором случае неопределенный артикль как дейктическая единица также указывает на связь с субъектом, центром дейктической ориентации -Мнкелэидаело. Однако здесь ш имеем дело не с реальность», а с субъективны»;, интенсионально отношением, индивидуальным впечатлением, В субъективном представлении Маазлакдаело сад становится холодным, это его индивидуальное, ошибочное, окрашенное зьюцикми впечатление. Неопределенный артикль здесь актуализирует сигннфк-катиыый компонент значения шзии существительного и, будучи д;е£ктич2скоЯ единицей, указывает на связь с субъекте:« интенсионального отнесения, с субъектом ьтор^го порядка - Ыикеландяело.
.1мечно "грамматика Р.Монтегю1' дает формальные, логические обоснования дейксиса в естественных языках, поскольку в ней истинность предложения задается "возможным миром" и контекстом, то есть, вс-першлс, субъектом с его сознанием, а во-вторых, объек-
-12-
тлвньши, материальными условиями речоьоа ситуации. С почэдгыо этих двух аргументов определяется идентифицирую!",ий деикснс - дейксис репрезентации объективней реальности - к его единица - определенный артикль. "Мысленная" яе делкснс, дейксис интенсионального от-ноаения является производным только от одного аргумента - "возможного кира", сознания субъекта, то есть его истинность определяется только сознанием субъекта. Опора на контекст, на объективный мир отсутствует. Тем самым допускается возможность списания несуществующих, воображаемых объектов, допускается и 'возможность ошибки.
¡¿ц полагаем, что идентифицирующие деЕктические элементы (и среди них - определеншй артикль) обращены одной своей стороной к реально существующим для субъекта предметам и выявляют их экстенсиональность, а другой своей стороной они связаны с этим субъектом. Опираясь на контекст первого порядка - реальную речевую ситуацию или контекст второго порядка - ситуацию, которая "реальна" для персонадой в литературном произведении, определенный артикль актуализирует в речи денотативный компонент значения, экс-тенсиоипл имени существительного. Единица же "мысленного" дейкснса - к ним, по нашему мнению, принадлежит неопределетый артикль - таете обрпцзны но только ес объектам, ка которые направлено интенсиональное отношение субъзкта, но - и главным образом - д интенсиональной сфере этого субъекта, к его "возможному миру". Тем самым они указывают на присутствие, наличие згого субъекта в тексте, на проявление сознании, "возможного мира" субъекта з речи. Не опираясь на контекст, неопределенный артикль актуализирует в существительном сигнификативную сторону его значения.
-и-
ii i. ч'стве попытки доказательства того, что неопределенный артикль, буду-ш депктической единицей, указывает на "присутствие" и те: оте субъекта, проявление интенсиональной сферы которого он маркирует, в глезз П рассматривается интенсиональные контексты восприятия (зрительного и слухового). Кзобходиыостью указания на субъект восприятия, на того, кто видит изображаемое о ро:.:ане, объясняется употребление неопределенного артикля з примерах, приведенных н.ке. В обоих фрагментах субъектом восприятия является Джим И. аи - главный герой романа Д-к.Стейнбека "В сомнительной борьбе". Эгот персопак выступает героем-рефрактором, через его восприятие описываются все события в романе:
/10/ At last it vub evening. The_ limits in ths street outside enme oil, nnd the neon restaurant -sign on the corner Jerked on and о if, exploding ita hard red light in the air. Into Jin: No-lan'a root) the sign thre\i a coft red light. /Steinback/» /11/ lino ntepped rniftly forward, hin face black with enger. /.../ He /'Лйс/ turned e serious face to Jim and quoted: "iV'atch your step, baby,"... /Stalnbeck/.
Описание внешности персонажей, их портреты также даются, часто через восприятие персонажей или других субъектов. На это указывает несобственно-авторская или несобственно-прямая речь и неопределенный артикль перед существительными, обозначающими предметы, воспринимаемые персонажем:
/12/, ¿he pressed the 1 1. 2егЬпрд o/ervone »inn ou_t. However the door opened almost nt once. A tall, hnndaome Kirl stood in the doornay. She v»ss wearing a dark, aell-cnt suit with n very nhort skirt. a white 3ilk shirt and nas very nell shod. She trad swept
up dnrk hiir, pood but discreet make up, ar.d for go- reason HS_t<! Мгд,_v-ir^. /Christie/.
d следующих примерах необычным япляется^ютребление неопределенного артикля в олоеосочетаниях from п corner of the mouth, in a corner of the п-.outh, направленное на создание у читателя иллюзии непосредственного восприятия описываемого через ге-роя-ре^рзкторз, "чьими глауами" читатель "зидит" происходящее в литературном произведении:
/13/ Before Кеб Beauinont could reply the rasping voice's ояпгг had соме to the bedroom end мач saying: "Pre!ty soft for you". Ho war n ntnrdy чоччг rnnn with nqur.re-cut face, a wide thick-lipped mouth, from a corner of which a cigarette dangled and merry squinting eyes. /Hemmett/,
/14/ Jack put the cigarette in я corner of his mouth no it moved bator.7Jise with his norda. /Hammett/, Напротив, в тех случаях, когда герой-рефрактор - Нед Бомонт, через восприятие которого показано описываемое в романе, не видит предмет или явление, употребляется определенный артикль:
/15/ IMvig took tio step3 into the center of tho room, /.../ He raid fron *~he side af lrin mouth, without looking Gt Tied Beaumont: He took в step towards the telephone and bnl-
ted. "i.'over mind", he naid and turned_ta /Наптпе tt/.
Субъективность восприятия, связь его с другими чувстЕочи, суждениями, ицллаидуальиняи представлениями выражается при помощи неопределенного артикля не только п несобственно-авторской
и несобсгзинно-прямой речи, но и в речи от первого лица: /16/ Г ггга hi™ now as а г. object apart - no lender linked with гаэ /or good or bad. He was, jC think, about my d^o but shaped in school, n manner. perhaps, n cult - n lcn:: foas and Ьчзг cfiruiul-1 у trimed short and standing ¡straight up, whito shirt of n co-rtrre viovwn linun tilth the collar buttonad down find n tie chos'tri by his wife, and without doubt, pnttad nnd straightened by hor из ho left tha house. His suit - в prny dn.rknenn and hia nails home-cared for but sell cared for, n v*tdo ftold redding ririfl on hi я left hand, я tiny bnr in his button hole, a c."-BCstion of the decoration he would not wear. /Steinbeck/.
Аналогичным образом в работе кратко рассматриваются контексты зрительного госприятия портрета, одежды, пейзажа, интерьера, а также контексты слуховсго восприятия.
Субъект речи, субъект восприятия может "зрительно воспринимать" не только реально существуюи^а объекты, но также и ъообра-каемые:
/17/ Reykjavik, with its briar vision of a non-nuclear world, looked like a nightmare. /The Guardian/.
/18/ Hon Michelangelo' could come to criPs with God: God Creating Adam, Creating the Sun end tha Moon, Dividing tho V/aters from the Earth, Separating Light and Darkness; strive to visualize 2. God of auch transcendence that everyone mould cry out: "YesJ That is the Lord Godi Hone other could bej" /Stone/. Б этих случаях, а также при описании несуществующих, Л!шь желательных, потенциально возможных ситуаций в существительных с неопределенным артиклем актуализируется сигнификативный компонент значения, реализуется "возможный мир", интенсиональная сфера
субьекга ыстенсионельн'^'о отношения - говорящего (примеры 17, 19) или персонажа (примеры 1В, 20):
/19/ Втen яо, thi3 in зп eanentinl з»ер towards a Folnnd thit •produces noro fo* i end so eventually cheeper food. /Sconomist/. /?0/ Ke /George Wnaliin^ton/, в natural letdz.? ior the field, emanates poise, dignity and Jn.tcr strength. Ii no oould have-Uim eh ;;ert0".ral oi pn African jVrtny it noul'l ceraant the colonies. /Stone/.
В главе Ш расс:.:атркьаьтся употребление артиклей с сравните-лыда: конструкциях и славится, задача вкг.екдть, как упс рвоиение артиклей в сравнениях соотносится с денотативной и сигнификативной сторонами значения акени существительного, с ре^зренгизог»-»/ шреферентностью существительных н как в каждом конкретном случае проявляет себя субъект оценки - тот, кто сравнивает, чьей интенсиональной сфере принадлежит сравнение.
В контекстах первого порядка, то есть в высказываниях о реально..! , действительном мире, субъектами сравнений выступают авторы высказываний, субъекты реши В таких контекстах - письмах, ?чневнкка:с, газетных к к; рнальтас статьях - речь идет о . реи-гетах 1.явлениях реального инрэ. 3 образных сравнениях с like и гая »талоном, то есть • те;г, с чем сравнивается описываемое, выступают нерзференпй'.е существительные с игопредалвннич (пород исчи-:ляе;щчи суцестЕителыалш) или нулевым артикле;.! (перед неисчисля-¡.мша существительными шги перед исчисляемыми еупрст£;г5еяьиьзл1 во таи-ественном числе):
'21/ Tho 10:115 Тinfers of the pnln trees quite still which in the :'.r,rtll9r,t iiuspicion ol' i- breiae to play like finders on a
iano. /Greene/.
При этом неопределенный артикль актуализирует сйгжЗик^мвжГ; компонент значения ::мени суЕЭСТВятельного, раскрывает кндигьду-альнуя, интенсиональную сферу говорящего, его "возлгояакЧ мчр", а ¿в реальный мкр, на экстенсионал, не экстаолпнгЕпстичзекуг.' реальность. Нппротив, определенный артикль в предчетно-логлчееких сралнчтелыах конструкциях актуализирует денотативный компонент • значения существительного и реализует референтную соэтнесенноать имени существительного с предмета?.-. Екстралингв'/.сткческог: реальности:
/22/ But for this team tho tools were as important nn the tren-gure. /Uevianeek/.
При изучении сравнительных конструкций в контекстах второго' порядка, принадлежащих воображаемой "экстралингвистической реальности" романа, рассказа, было обнаружено', что образные сравнительные конструкции с неопределенным и нулевым артиклем перед эталоном образного сравнения такка нереферентны, то есть не имеют опоры на контекст второго порядка, на ту "реальную" ситуацию в литературном произведении, в котором "живут"-персонажи, создаваемые автором. Например, в разговоре, происход цем в холодный ноябрьский день, говорится:
/23/ "Nobody reeded their footvinrmersr or muffa in meeting today. The glow on your face flooded the Meeing House lit;с an August oaru /Stone/.
Предметно-логические сравнения с определенным артиклем перед эталоном сравнения являются референтными, то есть.опираются на "мир" художественного произведение, который вполне реален для персонажей, "живущих" в нем:
-18-
/24/ Ног VenuSy «as lilo the noondny nun, fillin;» the garden with it.-? light but atthe ячшо tine blinding him. /Gtoivj/.
Анализ употребления в сравнительных оборотах неопределенного артикля с нзисчисляе:!ъыи сущзствнтельшс.ш н с существительными, обозначающими уникальные предметы, показал, что неопределенный артикль появляется перед такими существительжми, во-першх, тогда, когда позорящий (автор, рассказчик 'ли персонаж) в речи от первого лица открыто шраказт спой субъективны,} взгляд на описываемое, реализуя сгой "иозу.окный мир", сгое впечатление: /25/ I'.ijor Chi г gs lenot at it ai<i gave я short ] nu/jhttr or raer-ailesn -in n пояе bl ow in?;. /Greone/»
/2(i/ 'Inspiration ha5! rande the difference", ячМ Sir, iJnrleo ie-Sciith solemnly. "It cnne qjli'b .'¡uddeaiy 1 ika n gev.tln dnvi froi.i heaven/Huxlsy/,
¿^-вторых, неопределенный артикль .употребляется перед неисчисля-емыни судзствительнычи и сугрсгвктсльньми, обозначаема уникальные продукта, когда адоор литературного гроязиедонид в полестео-гакии от третьего лица ;:очэт показать читатели, что з сравнительной обороте реализуется китенсионалышй, субъективней мир персонажа, его чувс£2л иг со ггерош - объективно, а ингроспектип-но, изнутри '.1 кесебствонно-пршей или нес-бствень'с-аь-торскоЯ речи:
/27/ You've ot nll_ jhe tVs.
2Л.1Л, be_liоt_eningiou.'re_r;o took hi a
handkerchief from his pocket nnd wiped awiy the /»rise fro-n hio hutids. He van terribly tired; bin tire'jdnes« vir.x like ;i r>b'/;il~ 4'J despair.«. /LoCr,rre/.
/2i/ bsclerc vtas wniling egein; nn iron bar of a saile, "like a_n off 1 lotion. I.../ Avery felt Runcry. /.../ Sarah «аз right_:_.to heiP_hip_'»ait. /ХеСогго/.
Итак, рассмотрение распространенных сравнительных оборотов и сравнительных предложений, а также случаев анафоры и аллвзи:-. позволяет утверждать, что в сравнительных конструкциях определенный артикль монат актуализировать в речи денотативную сторону значения имени суцесгвктельного и указывать на то, что суцестви-тельное соотносится либо с реально существующим предметом (в контекстах первого порядка, рассказывающих о действительном мирз), либо с предметом, репрезентируемым автором как реально существуа-щ.1м в мире литературного произведения для субьектс (рассказчика или персонажа) - в контекстах второго порядка. Кроме того, определенный артикль может выполнять и синтаксические функции в нереферентных контекстах.
Неопределенный артикль в сравнительных конструкциях актуализирует сигнификативный компонент значения существительных и переносит существительное, перед которым он стоит,'в интенсиональную сферу, сферу воображения субъекта, его"возможна"о мира", его сознания, не опирающегося непосредственно ш на контекст первого порядка - реальный мир, ни. на контекст второго порядка - "мир", создаваемый, репрезентируемый автором литературного произведения как реальный, действительней для субъекта.
Fe ф ер а нтно ст ь/нерефере нт но с т ь имени не является решающим условием для употребления того или иного артйкля. Это показано в работах С.Куно, в грамматике Р.Кверка с соавторами и в других исследованиях. Референтность выражения не означает, что в нем актуали-
-20-
зируотCii денотат. При налички референта а экеаралннгвисгачоской реальности в тени может актуализироваться, как дедагат, так к сигнис шса*. Э-:о зависит ст того, как рредк-зт репрезентируется субъекто.ч речи. Нереуерентьость s-.¡ пирауения с определенностью сяидетельстиует о том, что t ш/ени актуализируется сигнификат, поскольку тол:ко сигнификат яъляется производили от "возисжнс-го мира™ и иолсет быть ке связанные с предметом оксгр.дангвиетк--чоской реальности.
lía соиовинил ас.то выиееказанного '.'.окно птс.-ачмс,. что как определенный артикль, так и неопределенный артикль могут выполнять э речи, в тексте дейктичеcicie функции. Определенней артикль реализует в тексте кдент.чфицирувар'Й дейксис, осуществляющий связь как между суцестзительныч и референтом, так к между существительным и субъектом дейкгичесхой ориентации -автором, рассказчиком или персонажем. Неопределенней ке артикль а силу своей способности актуализировать з существительном еигнифнкативниП компонент значения является в речи, в тексте элементом "мысленного11 "дейкскса и реализует в тексте связь, с одной .сторона, с обмктои, мислимым предметом, перед которым оп стоит, а с другой стороны - с субъектом, с центром дейкти-чоской ориентации (актором, рассказчиком, пореэпяжгм) - тем, чей "зооможкай i:«p", чьё сознание он помогает выразить, х :: х
Осксзные положения диссертации отражены з едздуюцих публикациях:
I. Употребление артикля к тексте в плаче денотативной и сигнификативной сфер. -- 3 сб.: Базовые грамматические единицу языка з речевой ко»Е.г/киктцм. Ос. каучных трудов МГЖЯ im. Н. Topesa, пан. SOG. - .{., >93ä. - п.л.
2. Неопределенный артикль как показатель, интеисионала жига существительного в английском языке„ - В сб.: Фзрнгльье.к и семантическая организация текста. Сб. научних трудов Ш'£У, вып. 333. -М., 1990. - 0,0 п.л.