автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И. А. Бунина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Житков, Андрей Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ВОСПРИЯТИЯ
ЗАПАХА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА.
§ 1. Место лексико-семантического поля чувственного восприятия в системе языка.
1.1. Принципы организации и структуры лексико-семантического поля чувственного восприятия в русском языке.
1.2. Особенности организации и структуры лексико-семантического подполя восприятия запаха в русском языке.
1.2.1. Количественная и качественная характеристика лексико-семантического подполя восприятия запаха.
1.2.2. Семантическая структура и грамматические признаки лексико-семантического подполя восприятия запаха.
1.2.3. Переносные значения в семантической структуре слов лексико-семантического подполя восприятия запаха.
§ 2.,. Исследование лексики функионально-семантического поля восприятия запаха в произведениях И.А. Бунина. К истории вопроса.
§ 3. Особенности семантики и структуры функционально-семантического поля восприятия запаха в произведениях
И. А. Бунина.
§ 4. Нейролингвистическое программирование и языковая доминанта чувственного восприятия.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЯВЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИНЕСТЕЗИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА.
§ 1. Синестезия как объект изучения философии, психологии искусствоведения и филологии.
§ 2. Метафора как родовое понятие синестезии. Предпосылки возникновения семантической синестезии в языке.
§ 3. Семантическая синестезия в поэтическом тексте
И. А. Бунина.
§ 4. Семантическая синестезия в прозе И. А. Бунина.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Житков, Андрей Викторович
Одна из самых важных задач современной лингвистической поэтики - создание типологии словесно-художественных стилей отдельных мастеров слова. Предварительным этапом для создания такой системы является исследование идиостилей отдельных писателей с учетом специфики соответствующего литературного направления и соответствующей эпохи, что должно помочь увидеть и общие черты, объединяющие художников определенного направления или определенной эпохи, и специфические, неповторимые особенности идиостиля, воссоздать индивидуальную поэтическую картину мира определенного автора,
Существуют различные • методики исследования и описания идиостиля конкретных писателей (Н. С. Болотнова, М.Л. Распаров, В. П. Григорьев, H.A. Кожевникова, H.A. Купина, H.A. Кузьмина, Е.Г. Малышева, Л. А. Новиков, В. А. Пищальникова, С.Ю. Преображенский, Л.Н. Синельникова, Ю.А. Сорокин, C.B. Старцева, В.Я. Суржко, A.A. Чувакин и др.). Одно из наиболее перспективных направлений - методика М.Л. Гаспарова, который понимает текст как "систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте" (1986, 125), что предполагает создание полного частотного построения по принципу тезауруса словаря знаменательных слов соответствующего текста. Такой тезаурус - это своего рода "картина нестандартных семантических связей, присущих не языку вообще, а только данному автору., и как таковая, по-видимому, имеет право называться иди-остилем"(там же, 134). При таком подходе исследование идиостиля А становится максимально комплексным.
Второе направление в исследовании идиостилей - это поиск доминант, наиболее ярких индивидуальных признаков для текстов того или иного писателя. Термин "доминанта" широко использовался в публикациях "русских формалистов"- 20-х гг. нашего века (Ю.Тынянов, Р. Якобсон и др.) и активно применяется в современной линг-вопоэтике (С.Т. Золян, В.А. Кухаренко, Е.Г. Малышева, Л.А. Новиков и С.Ю. Преображенский, Л.В. Суржко и др.). В процессе конкретного исследования обычно разграничивают доминанты различных уровней - фонетического, лексического, стилистического, синтаксического.
ГИПОТЕЗА настоящего исследования заключается в том, что одной из наиболее, ярких лексико-семантических доминант в творчестве И. А. Бунина является функционально-семантичекое поле восприятия при помощи органов чувств. Едва ли не всякий читатель остро ощущает насыщенность бунинских текстов описаниями мира цвета, звуков, запахов. Свою способность фиксировать даже малейшие одори-ческие нюансы отмечает и сам писатель:"Это же было тогда, когда все было внове, когда было такое обоняние, что отличался запах росистого лопуха от запаха сырой травы!"(Жизнь Арсеньева). О способности И.А. Бунина ощущать и отражать в своем творчестве чувственное восприятие мира пишут многие литературоведы, мемуаристы, языковеды(Т.М. Бонами, Т.С. Бояринцева, И.В. Одоевцева, К.Г. Паустовский, Н.Д. Стернина, В.Н. Стехина, А. Т. Твардовский, К.И.Чуковский и др.).
При всем обилии лингвистических и литературоведческих публикаций, посвященных особенностям идиостиля И. А. Бунина, до сих пор лексика чувственного восприятия запаха в его произведениях не становилась предметом монографического исследования ученых, хотя многие специалисты отмечали особую чувственность его текстов и наличие значительного пласта лексики восприятия запаха. Необхо
- 6 димость специального лингвистического исследования "мира запахов" в творчестве И.А. Бунина и определило АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации впервые монографически исследуется функционально-семантическое поле восприятия (ФСПВ) запаха в произведениях И. А. Бунина. Вместе с тем исследование не замыкается в рамках одного функционально-семантического поля (ФСП): кроме выявления особенностей функционирования "одори-ческой" лексики в диссертации рассматриваются также возможности пересечений ФСП, переходов единиц со значением запаха в другие ФСПЧВ (синестетических переносов). До сих пор пристальное внима- ■ ние лингвистов привлекала преимущественно синестезия в поэтическом тексте. В данном случае в задачи исследования входит рассмотрение с точки зрения синестезии как прозаических, так и поэтиче-сикх текстов писателя, выявление общих и различных черт в синестетических переносах И.А. Бунина.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - описание ФСПВ запаха и семантической синестезии одорической лексики в произведениях И. А. Бунина. В соответствии с этой целью мы ставим перед собой следующие ЗАДАЧИ:
1) рассмотреть место ЛСПВ запаха в системе языка;
2) определить структуру ЛСПВ запаха, особенности составляющих это поле компонентов в сравнении с другими полями чувственного восприятия (ЧВ);
3) исследовать ФСПВ запаха в произведениях И.А. Бунина, выявить свойства объектов восприятия запаха, их особенности и сделать выводы^ специфике их обозначения в речи автора;
4) используя теорию Нейролингвистического программирования (НЛП) выявить в произведениях И.А. Бунина речевую доминанту чувственного восприятия (РДЧВ) на всех этапах' его творчества, обобщить и просчитать данные, полученные из разных источников для выявления языковой доминанты чувственного восприятия (ЯДЧВ) писателя; 5) выявить закономерности семантической синестезии одорической лексики в текстах И. А. Бунина и исследовать ее значимость для создания неповторимого бунинского идиостиля.
МАТЕРИАЛОМ для нашего исследования послужили прозаические тексты всех периодов творчества писателя (с 1892 по 1949 год), а также поэтические произведения (всего 397 стихотворений), созданные с 1870 по 1953 год. Мы намеренно не стали ограничивать себя рамками только поэзии или прозы автора: во-первых, нами поставлена задача наиболее полного описания ФСПВ запаха, а не какого-то его фрагмента, при сужении материала по формальным показателям его организации часть поля может остаться неисследованным; во-вторых, мы поставили себе задачу определения языковой доминанты чувственного восприятия (ЯДЧВ) И.А. Бунина, а она определима только при глобальном исследовании творчества автора на основе просчитывания нескольких РДЧВ; в-третьих, синкретизм восприятия и возникающая на его основе семантическая синестезия являния глобальные, характерные для всех видов художественных текстов (независимо от жанров и формальной организации), интересно проследить эти явления на примере всего творчества автора, чтобы сделать объективные выводы.
ОБЪЕКТ нашего исследования - лексика со значением запаха ( в том Числе слова, используемые во вторичных значениях) в произведениях И.А. Бунина.
ПРЕДМЕТ настоящего исследования - системная организация ФСПВ запаха в его взаимосвязях со смежными пластами лексики в произведениях И. А. Бунина
Всего методом сплошной выборки нами было выделено 1047 единиц собственно ФСПВ запаха, кроме того, для определения речевых доминант, периферийных явлений, явлений пересечения и синестетических переносов была также выявлена лексика других ФСПЧВ (слуха, зрения, осязания, вкуса, тепла и холода) - всего более 6200 единиц. Большое количество выявленного и описаного материала позволило говорить о достоверности исследования.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При исследовании ФСПВ запаха и одоричес-кой синестезии в произведениях И.А. Бунина использовалась совокупность методов и исследовательских приемов, отработанных при анализе художественных текстов: контекстологический (целостно-системный, концептуально-знаковый, функционально-семантический, культурологический, эстетико-стилистический, компонентно-семантический); в качестве дополнительных приемов исследования использовались статистические подсчеты и элементы методики нейролингвистического программирования.
Важно подчеркнуть, что используемая в настоящей диссертации методика исследования и описания идиостиля И.А. Бунина опирается на лучшие традиции отечественной лингвистической поэтики (В.В. а
Виноградов, В.П. Григорьев, В.М. Жирмунский, H.A. Кожевников, Б.А. Ларин, Л.А. Новиков, Ю.А. Сорокин, A.A. Чувакин и др.)
- 9
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что впервые в глобальном масштабе подвергнуто исследованию ФСПВ запаха в текстах одного писателя, сделана попытка выявления РДЧВ и ЯДЧВ, выявлены и описаны синестетические переносы как языкового, так и речевого характера, в прозаическом и поэтическом тексте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Наблюдения и материалы, полученные при рассмотрении проблем функционирования одорической лексики и семантической синестезии в произведениях И.А. Бунина могут быть применены в практике вузовского преподавания, в том числе при чтении курсов "Современный-русский язык" и "Риторика"; при создании спецкурса "Семантическая синестезия в поэзии и прозе начала XX века", при ведении спецсеминаров "Теория НЛП и методики определения речевых и языковых доминант чувственного восприятия для выявления психолингвистических особенностей автора", "Теория Функционально-семантического поля чувственного восприятия применительно к творчеству отдельного писателя".
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты исследований ФСПВ запаха в произведениях И.А. Бунина отражены в следующих публикациях:
1. Явление синестезии в прозе И.А. Бунина// Язык. Система. Личность. Материалы докладов и сообщений научной конференции 23-25 апреля 1998 года.- Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1998.- С. 68 - 69.
2. Особенности организации и структуры лексико-семантичес-ких групп глаголов обонятельного, вкусового и тактильного восприятий.// Денотативное пространство русского глагола. Материалы !Х Кузнецовских чтений. - Екатеринбург, Издательство Уральского уни
- 10 верситета, 1998. - С. £5-56.
3. Нос Ивана Бунина, - М., Алфавит, 1999.- 8 (15).- С. 22.
4. Особенности организации функционально-семантического поля восприятия запаха в произведениях И.А. Бунина// Слово в языке, речи, тексте. Материалы конференции 28 - 29 сентября 1999 года.-Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1999.- С. 27.
5. Нейролингвистическое программирование и речевая доминанта чувственного восприятия в прозе A.C. Пушкина и И.А. Бунина// Слово в языке, речи, тексте. Материалы конференции 28 - 29 сентября 1999 года.- Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1999.- С. 28 - 30.
Автором сделаны доклады на межвузовских научных конференциях в Уральском государственном университете(1998, 1999) и на международной научной конференции в Уральском государственном педагогическом университете (1998).
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кофедры русс-' кого языка и методики его преподавания в специальной школе и кафедры риторики и культуры речи Уральского государственного педагогического университета.
Материалы диссертационного исследования использовались на занятиях со студентами Уральского государственного педагогического университета при изучении курсов "Современный русский язык" и "Риторика", а также при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов.
- и
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту:
1. ФСПВ при помощи чувств - одна из речевых лексико-семан-тических доминант в идиостиле И. А. Бунина. Лексика одорического восприятия, несмотря на свою относительную немногочисленность, занимает важнейшее место в ФСПВ при помощи органов чувств.
2. К числу основных особенностей структуры ФСПВ запаха в идиостиле И.А. Бунина относятся:
- глаголы ФСПВ запаха имеют наиболее общую, нерасчлененную семантику;
- ядро ФСПВ запаха смещено в сторону объекта чувственного восприятия;
- в связи со смещением ядра ФСПВ запаха в объектную сторону основную семантическую нагрузку несут на себе объекты одорическо-.го восприятия, которые могут быть классифицированы по разным основаниям.
3. Семантическая синестезия - одна из речевых лексико-семан-тических доминант в идиостиле И. А. Бунина.
4. К числу основных особенностей синестезии в идиостиле И. А. Бунина относятся:
- проявление семантической синестезии на лексическом, синтаксическом и текстовом уровне;
- синестетические переносы многокмпонентны (в одном микроконтексте могут совмещаться не только два, но три и более чувственных представлений автора).
КОМПОЗИЦИЯ настоящего исследования определяется его целью и задачами. Во введении к диссертации обосновывается актуальность избранной темы, определяются предмет и объект исследования, раек
- 12 рывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, выделяются используемые методы и приемы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации сначала анализируется место ЛСПВ запаха в системе языка, затем рассматривается история изучения лексики чувственного восприятия в произведениях И.А. Бунина ( в общем контексте лингвистической "бунинианы"), далее исследуются особенности семантики и структуры ФСПВ запаха ( в том числе с использованием методики лингвистического программирования) в поэзии и прозе И.А. Бунина.
Вторая глава диссертации посвящена синестезии одорической лексики. Сначала анализируется сущность семантической синестезии, ее место в теории и практике русской словесности "серебряного века", затем рассматривается специфика синестезии одорической лексики в произведениях И.А. Бунина.
В заключительном разделе диссертации подводятся основные итоги исследования одорической лексики в произведениях И.А. Бунина и намечаются перспективы дальнейших исследований лексики чувственного восприятия в произведениях русских писателей.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И. А. Бунина"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Представленный в настоящей главе анализ синестетических переносов в поэтических и прозаических текстах И.А. Бунина позволяет сделать следующие выводы:
1. Семантическая синестезия является характерным и показательным явлением как для поэзии, так и для прозы И.А. Бунина. Наиболее сконцентрированы синестетические признаки в атрибутивных словосочетаниях, хотя синестезия может проявляться и на уровне сложного слова, и на предложенческом уровне, и на уровне целого текста. Семантическая синестезия является емким средством для создания яркой, индивидуально-авторской образности.
2. И для поэзии, и для прозы И.А. Бунина характерны синестетические цепочки, состоящие из 2-6 членов-синтагм (по числу ФСПЧВ). Обычно такие цепочки развертываются в пределах предложения или ССЦ, реже - на уровне текста (только стихотворного). В них выражается нерасчлененное, синкретическое восприятие внешнего мира автором и синкретическое представление об этом мире. С помощью построений подобного рода автор дает комплексное постижение предметов и явлений по всем.чувственным модальностям, через вне-шее восприятие и возникающие при этом ощущения раскрывает внутренний мир, переживания героев. Кроме того, апеллируя к чувствам воспринимающего текст (читателя, слушателя), И.А. Бунин заставляет нас вспомнить и представить наши собственные синкретические ощущения и пережить их вместе с героями его произведений (восприятие с помощью всех пяти органов чувств самое яркое, образное и запоминающееся. Это, так называемое, эйдетическое восприятие, оно
- 156 сродни импритингу - мгновенному синкретическому запечатлению образа). ' ' .
3. Рассмотренный материал подтверждает вывод Ст. Ульмана о том, что перенос значений осуществляется от обозначения более "низких" ( осязание и температурное восприятие) к обозначению более "высоких"( слух, зрение), от обозначения менее дифференцированных к обозначению более дифференцированных представлений. Действительно, данные, полученные при исследовании синестетичес-ких переносов в поэтических и прозаических текстах И.А. Бунина соответсвуют гипотезе, выдвинутой Ст. Ульманом, то есть лексика температурного восприятия является самым распространенным исходным пунктом синестетического переноса, а ФСПВ запаха, которое занимает срединное положение между "низкими" и "высокими" ЧВ, может заимствовать периферийную лексику из ФСПЧВ других модальностей, тем' самым создавая переносные синестетические значения. Явления подобного рода обусловлены синкретической природой восприятия человеком окружающего мира. Семантическая синестезия является формой проявления этого синкретизма.
4. Семантическая синестезия как форма проявления функционально-семантического синкретизма, актуализируется в первую очередь в синестетических словосочетаниях, основанных на ассоциативном перенесении смысла, где взаимодействуют лексемы - члены различных ФСПЧВ, - которые создают новое синкретическое значение из взаимовлияния составляющих его компонентов, том числе и новую обобщенную коннотацию.
5. Совмещение цветовых, зрительных, вкусовых, температурынх, осязательных и обонятельных представлений является основой семантической синестезии, моделирующей образную структуру бунинско
- 158' -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексное исследование функционально-семантического поля восприятия запаха и синестезии одорической лексики в произведениях И.А. Бунина позволяет сделать следующие выводы:
1. Лексика со значением восприятия запаха, несмотря на свою относительную немногочисленность, играет очень важную роль в ЛСП восприятия при помощи органов чувств, исследование структуры и функционирования ЛСП восприятия запаха показало, что центр этого поля (в отличие, например, от ЛСП восприятия звука) смещен в сторону объектной семантики, потому что глаголы данного поля обладают наиболее общим значением и количество их невелико.
2. Вполне закономерен интерес языковедов к творчеству великого русского писателя начала - середины XX века И.А. Бунина. До настоящего времени интерес ученых не распространялся на исследование ФСПЧВ в поэтических и прозаических произведениях писателя, хотя в ряде публикаций отмечалась необычная сочетаемость лексики ЧВ в текстах писателя и его способность ярко представлять мир цвета, звука и запахов.
3. В процессе описания и анализа ФСПВ запаха нами была выявлены и описаны одорические признаки и свойства объектов ЧВ запаха в текстах И.А.Бунина. Чаще всего они обозначаются глагольной лексикой, а также причастиями, прилагательными, существительными и наречиями. При исследовании реализованных в контексте объектов ЧВ А запаха, мы разграничили их по нескольким основаниям:
1) по признаку выраженности/ невыраженности семантики "запаха у объектов;
- 159
2) по признаку "простоты"/ "сложности" объектов;
3) по признаку определенности/ неопределенности одорического признака;
4) по признаку "присваивания"/ "неприсваивания" объектом ЧВ запаха свойств других объектов ЧВ запаха;
5) по признаку имплицитностиV неимплицитности выражения объекта ЧВ запаха в контексте.
4. Анализ лексики восприятия запаха в произведениях И.А. Бунина с использованием теории нейролингвистического программирования позволил выявить, что в большинстве прозаических и поэтических текстов всех периодов творчества И.А. Бунина несомненно РДЧВ является ЗРИТЕЛЬНО-ЦВЕТОВАЯ, причем результаты однотипны для любого хронологического отрезка творчества, что позволяет говорить о стабильности доминанты, лексика же других ФСПЧВ достаточна частотна, полно представлена во всех изученных творческих периодах (результаты опять-таки стабильны), однако выявление вторичной, дополняющей доминанты не представляется возможным (И.А. Бунин одинаково хорошо "чувствует" четырьмя чувствами - осязанием, обонянием, слухом, ощущает тепло/ холод - у него ярко выраженный синкретизм восприятия действительности). Единственная чувственная модальность, которая слабее задействована в произведениях писателя - вкусовая. Вместе с тем обнаружено, что лексика ФСПВ запаха представлена в текстах И.А. Бунина в значительно большей степени, нежели в текстах других писателей. В итоге исследования, на основании выявленных речевых доминант определена языковая доминанта И. А. Бунина.
5. Изучение проблем синестезии, и особенно семантической синестезии, с точки зрения философии, психологии и лингвистики,
- 160 позволило более полно рассмотреть особенности синестетических переносов в творчестве И.А. Бунина и выработать соответствующую объекту исследования методику анализа синестезий в текстах И.А. Бунина.
6. При изучении закономерностей семантической синестезии в поэтических текстах И.А. Бунина были выделены основные виды синестетических переносов с одной чувственной модальности на другую, описаны не только синестезии - совмещения, но и синестети-ческие цепочки, в которых одно чувственное представление дополняет другое (синестезия в широком смысле этого слова). Обнаружены синестетические цепочки разной длины, в том числе имеющие максимально возможное количество элементов - 5 ( по числу чувственных модальностей).
7. При изучении синестетических переносов в прозаических текстах И. А. Бунина выявлено, что синестезия в прозе И.А. Бунина представлена не менее полно, чем в поэзии: в процессе исследования было отмечено большое количество синестетических переносов,
4 » выявлены отправные точки для совмещения модальностей и причины синестезий, описаны синестетические цепочки, в том числе состоящие из 5-6 компонентов. В целом обнаружено, что синестезии- в поэзии и прозе И.А.Бунина развиваются в одном направлении и формальная организация текста не является препятствием для синестетических переносов.
8. Проведенное исследование показывает, что, во-первых, семантические синестезии характерна как для поэзии, так и для прозы писателя; во-вторых, синестетические переносы идут от "нижних" (осязание, вкус) к "верхним" (зрение, слух) чувствам. Лексика ФСПВ запаха, согласно интенции автора и занимая срединное положе
- 161 ние в системе, одинаково хорошо "заимствует" лексику как "верхних", так и "нижних" чувств, служа основой для создания необычных (порой окказиональных) значений; в-третьих, синестетическое словосочетание актуализируется в рамках СФСЕ, которое, в свою очередь,является лингвистическим выражением синкретизма чувственного восприятия.
9. Широкая представленность лексики чувственного мира, поразительно тонкая, многоаспектная фиксация малейших нюансов чувственного восприятия (в том числе восприятия при помощи органов обоняния), как и блестящее использование возможностей семантической синестезии (в том числе с использованием одорической лексики) - все это может быть определено как одна из важнейших доминант идиостиля И.А. Бунина.
Логика развития ■ науки требует продолжения исследований в области анализа идиостиля с точки зрения закономерностей использования различными писателями лексики восприятия при помощи органов чуств. Дальнейшие исследования лексики ФСПВ запаха могут быть проведены по следующим направлениям:
1. Сопоставительный анализ функционально-семантических полей чувственного восприятия в произведениях различных авторов (направлений, методов, этапов развития литературы) с целью выделения общих закономерностей функционирования указанных разрядов слов в художественных текстах и выявление доминантных признаков идиости-лей.
2. Выявление речевых чувственных доминант и языковых чувственных доминант у других авторов и сравнительная их характеристика. Важно на основании объективных данных психолингвистики оп
- 162 юделить, всегда ли основной речевой чувственной доминантой бу-1ет ЗРИТЕЛЬНО-ЦВЕТОВАЯ, или у некоторых авторов возможны другие 3ДЧВ и ЯДЧВ.
3. Изучение семантической синестезии в прозе других писателей 1ачала XX века. Выявление идиостилевых особенностей и роль в едиостиле различных видов синестезий. Интересно проанализировать, насколько часто проза так насыщена синестетическими переносами, как в произведениях И.А. Бунина, а также всегда ли лексика ФСПВ запаха является "синестетическим центром".
4. Сопоставительное исследование функционально-семантических полей лексики чувственного восприятия в произведениях, написанных на различных языках с целью выявления особенностей национального менталитета, специфики художественной картины мира, сформированной у разных народов. источники
Бунин И. А. Собр. соч. В 9 т. - М.: Худ. литература, 1965. -Т. 1-9.
Лингвистический энциклопедический словарь,- М.: Сов. энциклопедия, 1990. Словарь'русского языка (под ред. А. П. Евгеньевой) : В 4 т. - 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1981-1984.
Словарь современного литературного 'русского языка: В 17 т.-М.: Рус. яз., 1950-1965.
Лексическая основа русского языка. Комплексный учебный словарь (под ред. В. В. Морковкина).- М., Русский язык, 1984.
Список научной литературыЖитков, Андрей Викторович, диссертация по теме "Русский язык"
1. Адмони В. Г. . Синтагматическое напряжение в стихе и в прозе// Инвариантные синтаксические, значения и структура предложения: Доклады на конференции по теоретическим проблемам синтаксиса.-М.: Наука, 1969.- С. 24- 31.
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.- Л. Изд-во ЛГУ, 1961.- 456 с.
3. Андреев Н.Д. Структурно вероятностная типология отношений- 164 1ежду семантикой слова и его грамматическими категориями. // Ти-юлогия грамматических категорий, М., 1975.- С. 77-90.
4. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышлени-ш. Л., Наука, 1970. - 137 с.
5. Анциферова Г.М. Опыт исследования .семантической микроструктуры.- Автореферат дисссертации.кандидата филологических наук М., 1967.- 20 с.
6. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонмиические средства языка.- М.: Наука, 1974.- 367 с.
7. Арват H.H. Безличные предложения в структуре художественного текста ( на материале прозаических произведений И.А. Бунина)// Бунинский сборник, Орел: Орловский пед. институт, 1974. - с.' 5769.
8. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1976.- 446с.
9. Артемьева'Е.Ю. Психология субъективной семантики.- Автореферат диссертации. доктора филологических наук.- М., 1987.- 32 с.
10. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексических значений.// Аспекты семантических исследований. М., 1980.- С. 158-249.
11. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика)// Лингвистика и поэтика.- М.: Наука, 1979.- С. 147-179.
12. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М., 1976.- 384 с.
13. Афанасьев В. Н. И'. А. Бунин: очерк творчества. М.: Просвещение, 1966,- 71 с.
14. Афанасьев В.Н. Художественность прозы И.А. Бунина: автореферат диссертации. доктора филологических наук,- М. 1966.- 28 с.- 165
15. Афанасьев В.Н. О некоторых чертах поздней лирической прозы И. Бунина// Известия АН СССР, серия лит. и яз., т. ХХ!Х, вып. 6, 1970.- 215- 234.
16. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз,. 1957.- 295 с.
17. Ахманова О.С. Словарь лингвистическиз терминов. Изд. 2-е, стереотипное.- М.: Сов. энциклопедия, 1969.- 608 с.
18. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1968.- 160 с.
19. Бабенко Л.Г. Функциональный анализ глаголов говорения в интеллектуальной деятельности ( на материале художественной речи А. Платонова): Диссертация. канд. филол. наук.- Свердловск, 1980.-320 с.
20. Бабенко Л.Г. Текстовая интерпретация семантики глаголов чувства в художественгной речи// Классы глаголов в функциональном аспекте: Сборник научных трудов.- Свердловск: Уральский ун-т, 1986.- С. 45-93.
21. Бабенко Л.Г. Пересекаемость глаголов чуства с глаголами других ЛСГ// Слово в системных отношениях на разных уровнях языка: Борник научных трудов.- Свердловск, Уральский ун-т, 1985.- С. 12-20.
22. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, Издательство Уральского ун-та, 1989.-184 с.
23. Баборенко А.К. И.А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917 г.г. 2-е изд.- М.: Художественная литература, 1983.- 351 с.
24. Бажинов И.Д. Дооктябрьская проза И.А. Бунина.- Киев, 1963.- 166 234 с.
25. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. Перевод с трет. фр. изд.- М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.
26. Барковская А.Ф. Идейно-эстетическое значение ритма в расказах И. Бунина// И.А. Бунин.- Воронеж, 1971.- С. 54-61.
27. Бахилина Н.Б. история цветообозначений в русском языке.- М., 1975.- 288 с.
28. Башкова И.В. Грамматика восприятия в современном русском языке. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.-Екатеринбург, 1995.- 24 с.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1989.- 437 с. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// Бахтин М.М. Работы 20-х годов,- Киев: Некст,- 1994. С. 257-312.
30. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского: 5-е изд. до-полн.- Киев, Некст,,1994. 512 с.
31. Бахтин М.М. Слово в романе// Вопросы литературы.- 1965.- 8,-С. 84-90.
32. Бекова C.B. К проблеме идеологического словаря писателя ( се-мантико-стилистический аналиг группы слов со значением цвета у М. Горького).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.-Л., 1973.- 19 с. •
33. Белецкий А.И. В мастерской художника слова.// Избранные труды по теории литературы. М., 1964.- С. 51-233.
34. Белый А. Поэзия слова: Пушкин, Тютчев, Баратынский в зрительАном восприятии природы// Семиотика.- М.: Радуга, 1983. С. 551-556.
35. Белый А. Символизм, М., 1910.- 108 с. Бердяев H.A. Кризис- 167 искусства// Репринтное изд. -М.: СП Интерпринт, 1990.- 48 с.
36. Бережан С.Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц.- Кишинев, Штиинца, 1973.- 372 с.
37. Берлизон С.Б. Эмоциональное значение особый компонент смысловой структуры слова// Вопросы описания лексико - семантической системы языка.- М., 1971.- С. 93- 117.
38. Бернштейн С.Н. Опыт анализа "словесной инструментовки"// Поэтика,- Л., Гос. институт истории искусств, 1929,- С. 156-192.
39. Богуславский В.М. Семантико-стидлистические группы слов, соотносимых с понятием// Синонимы русского языка и их особенности. М., 1972.- С. 154-183.
40. Бонами Т.М. Художественная проза И.А. Бунина (1887-1904).-Владимир, 1962.- 214 с.
41. Бондарко A.B. К теории поля в грамматике залог, залоговость ( на материале русского языка// Вопросы языкознания, 1972, 3.- С. 20-35.
42. Бондарко A.B. Функциональная грамматика.- J1.: Наука, 1984.-136 с.
43. Бондарко A.B. Основы построения функциональной грамматики ( на материале русского языка)// Изв. АН СССР.- Сер. лит. и яз.- Т. 40.- 6. 1981.- С. 487-490.
44. Борисова М.Б. Смысловая двуплановость слов в драматургии М. Горького// Исследования поэтического слова и стилистика художественной литературы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.- С. 42-64.
45. Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения,- М.: Высш. школа, 1966,- 150 с.
46. Бояринцева Т.С. Необычная сочетаемость слов в прозе И. А. Бу- 168 нина // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина.- Орел, 1970,- С. 132-147.
47. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений// Лексикология и лексикография.- М., 1977.- С. 43-105.
48. Брендлер Р., Гриндер Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Спб., изд-во Белый кролик, 1996.- 231 с.
49. Брудный A.A. Семантика языка и психология человека.- Фрунзе: Илим, 1972.- 234 с.
50. Брюсов В.Я. Сочинения: В 2-х т.- Т. 2: Статьи и рецензии 1893-1924 г. г.- М.: Худож. лит., 1987.- 576 с.
51. БудаговР.А. Сравнитнльно-семасиологические исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1963,- 302 с.
52. Бунджулова Б.Е. Стилевые особенности прозы И.А. Бунина,- М., 1972.- 319 с.
53. Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.- Спб.: Изд-во Д.Е. Кожанчикова, 1861. Т. 1.- 643 с.-Т. 2.- 429 с. Перепечатка 1970.
54. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи.- М.: Художественная литература, 1990.- 512 с.
55. Бухбиндер В. А., Розанов Е.Д. О целостности и структуре текста// Вопросы языкознания, 1975, 6.- С. 73-86.
56. Вайсман H.H. Семантическая природа сенсорных прилагательных французского и русского языков.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 1983.- 22 с.
57. Вантенков И.П. Структура повествования в рассказах И. Бунина (1890 1916 гг.). - Минск, 1978.- *153 с.
58. Васильев Л.М. Семантические классы русского глагола (глаголы чувства, мысли, речи и поведения).- Автореферат диссертации.- 169 доктора филологических наук.- М., 1971.- 38 с.
59. Васильев Л.М. Теория семантических полей.// Вопросы языкознания, 1971, 5.- С. 105-113.
60. Васильев Л.М. Полисемия// Исследования по семантике: межвузовский научный сборник, Вып. 1.- Уфа, 1975.- С, 3-10.
61. Васильев С. ' Теория отражения и художественное творчество// М.: Прогресс, 1970. 496 с.
62. Васильева И.А. Лирическое и эпическое в творчестве И.А. Бунина: Соотношение и взаимодействие.- М., 1979.- 160 с.
63. Вежбицка А. Восприятие семантики абстрактного словаря// Новое в зарубежной лингвитсике. М.: наука, 1986,- Вып. 18.->С. 21-47.
64. Вежбицка А. Семантическая перспетика// Семантика.- М.: Радуга, 1989.- С. 225-240.
65. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.- М., 1973.- С. 54-58.
66. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.: Высш. школа, 1989.- 404 с.
67. Виноградов В. В. Русский язык в современном мире// Будущее науки: международный ежегодник. Вып. 3, М., 1970,- С. 363-379.
68. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Госиздат, 1959,- 654 с.
69. Виноградов В.В. О теории художественной речи.- М.: Высш. школа, 1971.- 239 с.
70. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., Наука, .1963. 327 с.
71. Винокур Г. 0. Об изучении языка художественных произведений// Избранные работы по русскому языку.- М.: 'Учпедгиз, 1959.- С. 229-257'.- 170
72. Винокур Т.Г. Филологические исследования лингвистики и поэтики. М. : Наука, 1990.- 456 с.
73. Вихрян O.E. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина "t Жизнь Арсеньева".- М., 1990.- 184 с.
74. Воронин C.B. Основы психосемантики.- Л, 1982.- 154 с.
75. Выготский Л. С. Психология искусства, М., 1968.- 412 с.
76. Гаврилин И.Н. Историко- семасиологическое исследование группы глаголов зрительного восприятия во французском языке: Диссертация. . . кандидата филологических наук.- М., 1962.- 209 с.
77. Гак В.Г. К диалектике семантических отношений в языке // Принципы и методы семантических исследований. М. : Наука, 1976.-С. 81-89.
78. Гак. В. Г. Метафора: Универсальное и специфическое// Метафора в языке и тексте. М., 1978.- С. 15-26.'
79. Гак В.Г. К проблеме общих семантических законов//Общее в романском языкознании. М. : Изд-во МГУ,' 1972.- С. 144-157.
80. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология.- М., Международные отношения, 1977.- 264 с.
81. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М., 1981.- С. 42-118.
82. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный// Проблемы структурной лингвистики.- 1984,- М., Наука, 1988.- С. 125 136.
83. Гей Н.В. Художественность литературы. Поэтический стиль.- М.: Наука, 1975.- 472 с.
84. Гейдеко В. А. А. Чехов и И. Бунин. М., Сов. пис. .1976.- 324с.
85. Гейдеко В.А. Проблематика и поэтика рассказов А. Чехова и И. Бунина (сравнительный анализ).- М., 1973. 216 с.- 171
86. Герасимова K.M. Лексикографическая и семантическая интерпретация прилагательных вкусового ощущения.- Авторферета диссертации . кандидата филологических наук,- М., 1986,- 16 с.
87. Глушич О.Д. Существительные звукообозначения в русском языке и их функционирование в художественной речи. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.- Киев, 1986.- 24 с.
88. Головин Б.П. Ведение в языкознание. Изд. 3-е, испр.- М., Высш. школа, 1977.- 311 с.
89. Горбаневская Г.В. Семантическое поле звучания в современном русском языке.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 1985.- 16 с.
90. Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литеру-турного языка. Л.: Наука, 1979.- 968 с.
91. Городецкий Б.Ю. К проблеме семантической типологии.- М.: Изд-во МГУ, 1969,- 564 с.
92. Грановская Л.М. Прилагательные обозначения цвета в русском языке 17-20 в.в.- Авторферерат диссертации. кандидата филологических наук, М., 1964.- 24 .с.
93. Грановская Л.М. Синестезия в поэтической практике начала XX века// Уч. записки Азерб. пед. ин-та рус. яз. и лит. им. М.Ф. Ахундова. Сер. 2. Баку, 1976.- с. 137-143.
94. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. М., Наука, 1979.- 244 с.
95. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников.- М.: Книга, 1983.- 224 с.
96. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Ф.И. Тютчева.- М.: Наука, 1980.- 248 с.
97. Гудавичус А. Лексико-семантическая группа зрителбного воспри- 172 ятия в русском и литовском языках.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.- Вильнюс, 1970. 22 с.
98. Долгополов К. А. Судьба Бунина// Долгополов JI. К. На рубеже веков.- Л., Сов. пис., 1985.- С. 261-318.
99. Долинин К.А. Интерпретация текста.- М.: Просвещение, 1985.288 с.
100. Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина "Темные аллеи".- Харьков, 1990. 173 с.
101. Ермаков Н.В. Исторический путь физиологических ощущений.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1959.- 302 с.
102. Ерасова Л.Г. Глаголы физического восприятия в современном английском и французском языках ( опыт сопоставительного исследования): Диссертация. канд. филол. наук.- Воронеж, 1973.- 295 с.
103. Ермилова З.В. Теория и образный мир русского символизма.-М.: Наука, 1989.- 176 с.
104. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы, поэтика, стилистика.- Л., Наука, 1977,- 407 с.
105. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов.- М.: Просвещение, 1978.- 160 с.
106. Жуковская Е.Е. Семантический анализ некоторых глаголов эмоционального состояния их производные.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 1975.- 20 с.
107. Забелина В.В. Художественный стиль в прозе И.А. Бунина о деревне.- Иркутск, 1965.- 447 с.
108. Захарова H.H. О разграничении синонимов и видо-родовых обозначений, выраженных существительными // Уч. записки Кишиневского ун-та, т. 71, Кишинев, 1964.- С. 41-48.
109. Звегинцев В.А. Семасилоогия.- М.: Изд-во МГУ, 1957.- 221 с.- 173
110. Земская Е.А. Об основных процессах словообразования прилагательных в русском языке X!X в.// Вопросы языкознания., 1962, 2.- С. 44-45.
111. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование.- М.: Просвещение, 1973.- 304 с.
112. Золотова Г.А. Синтаксическое поле предложения // Синтагматика и парадигматика, их взаимоотношение на уровне синтаксиса: Материалы научной конферении. Рига, 1970.- С. 189-193.
113. Золян С.Т. От описания идиолекта к грамматике идиостиля// Язык русской поэзии XX века. - М., АН СССР, 1989. - С. 238 - 260.
114. Золян С.Т. Семантическая структура слова в поэтической речи// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - Т. 40.- 6.- 1981.- С. 509-520.
115. Зубова Л.В. Потенциальные-свойства языка в поэтической речи М. Цветаевой: Семантический аспект.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- С7 4-81.
116. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект.-Л: Изд-во ЛГУ, 1989.- 264 с.
117. Ибрагимова Д.А. Некоторые парадигматические особенности глаголов зрительного восприятия// Сборник научных трудов Моск. пед. ин-та ин. яз-ков,- Вып. 10,- М., 1976,- С. 88-100.
118. Иезуитова Л.А. Роль семантико-композиционных повторения в создании символического строя повестл-поэмы И.А. Бунина "Деревня"// Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Л., 1985,- С. 38-59.
119. Ильенко С. Г. О семантическом радиусе действия предложения в тексте// Теория языка, методы его исследования и преподавания: К 100-летию со дня рождения Л.В. Щербы. Л.: Наука, 1981.- С. 129-134.- 174
120. Караваева С.Д. Лексика восприятия в поэзии начала XX века ( на материале поэзии Ю. Балтрушайтиса). Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.- М., 1989,- 16 с.
121. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография: М.: Наука, 1976.-356 с.
122. Карпенко М.А. Максим Горький и русский литературный язык советской эпохи.- Киев: Изд-во КГУ, 1972.- 216 с.
123. Катлинская Л.П. Об особой категории слов в разряде относительных прилагательных современного русского языка.// Грамматика и норма. М., 1977.- С. 92-106.
124. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение.-М.-Л., Наука, 1965.- 110 с. .
125. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление.- Л., 1972.- 216 с.
126. Клименко Т.И. Возможности прогнозирования текстовых связей слов// Проблемы исследования слова в художественном текста.- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1990,- С. 136-140.
127. Ковалев В.П. Бунинские "рисунки пером"// Русская речь, 1972.3.- С. 9-14.
128. Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы. Киев, Вища школа, 1981.- 183 с.
129. Ковалевская Е.Г. Семантическая структура слова и стилистические функции слов// Языковые значения.- Л., 1978.- С. 63-72.
130. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис.- М.: Наука, 1986.- 208с.
131. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX- 175 века. M., Наука, 1986.- 252 с.
132. Кожевникова H.A. Язык Андрея Белого.- М., Институт рус. языка РАН, 1992.- 256 с.
133. Кожин А.Н. О роли слова в тексте ( проза).// Вопросы языкознания, 1979, 2,- С. 73-79.
134. Колесов В.В. Исторические основания многозначности слов и лингвистические средства ее устранения// Русское семантическое словообразование.- Ижевск, 1984.- С. 317-322.
135. Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях. Соч.: В 3-х т.- М., 1982.- Т. 2.- С7 195-367.
136. Колшанский Г.В. Контекстная семантика.- М.: Наука, 1980.- 149с.
137. Комлев Н.Г. Компонентная содержательная структура слова,- М.: Изд-во МГУ, 1969,- 192'с.
138. КотлярЛ.В. Художественная проза И.А. Бунина (1917-1953)-Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.- М., 1967.- 19 с.
139. Кочетков П.Н. Лексика восприятия в русской поэзии конца Xi X-начала XX века ( на материале поэзии В.Я. Брюсова).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук,- М., 1992.- 16 с.
140. Кра.вков C.B. Взаимодействие органов чувств. М. : Изд-во АН СССР, 1946.- 128 с.
141. Кравков C.B. Цветовое зрение.- М. : Изд-во АН СССР, .1951.- 171с.
142. Кравков C.B. Очерки общей психофизиологии органов чувтсв.-М.-Л. Изд-во АН СССР, 1946.- 71 с.
143. Краснянский Л.И. Сюжетно-композиционная организация рассказов И. Бунина 1990 1910 -х гг. - Диссертации. кандидата филол. на- 176 ук. М.6 1973.- 260 с.
144. Кретов A.A. О лексикографической интерпретации глаголов общего физического восприятия// Аспекты лексического значения.- Воронеж, 1987.- С. 103-108.
145. Кретов А.А. Оеамнтические процессы в лексико-семантической группы глаголов зрительного восприятия современного русского языка. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.-Воронеж, 1980.- 23 с.
146. Крутикова Л.В. "Чаша жизни" И. Бунина и споры о смысле человеческого бытия в начале XX века// От Грибоедова до Горького. Из истории русской литературы,- Л., 1979,- С. 412-419.
147. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы и методы ее исследования.- М., Изд-во МГУ, 1963. 59 с.
148. Кузнецова Э.В. Русские глаголы "приобщения объекта" как функционально-семантический класс слов ( к вопросу о природе лексико-семантической групп): Автореферат диссертации. доктора филологических наук. М., 1974.- 27 с.
149. Кузнецова Э.В. Русская лексика как система.- Учебное пособие.- Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1980.- 89 с.
150. Кузьмина H.A. Слово в поэзии А. Блока// Вопросы стилистики.-Саратов, Изд-во Сарат.,гос. ун-та.6 1985,- С. 27 34.
151. Кузьмина H.A. Концепты художественного мышления // Проблемы деривации: семантика, поэтика,- Пермь, изд-во Пермского ун-та, 1991.- С7 57 65.
152. Куликова И.С: Словесные эстетические парадигмы в художественном тексте// Семантические и эстетические модификации слов в тексте.- Л.: Изд-во ЛГПИИЯ, 1988,- С. 75-85.
153. Купина H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингвос- 177 мыслового анализа,- Красноярск, Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1983. 160 с.
154. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., Наука, 1962.- 234с. Курляндский Г.Б. Авторская позиция И.А. Бунина в романе"Жизнь Арсеньева" // Бунинский сборник. Орел, Орловский пед. ин-т, 1979.- С. 35-66.
155. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.-188 с.
156. Куценко А.В. Семантическая структура прилагательных-вкусоо-бозначений и их семантическая сочетаемость в английском и русском языках. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. - М., 1979. - 16 с.
157. Кучеровский Н.М. Иван Бунин и его проза,- Тула, 1980. 127с.
158. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя,- Л.: Худ. литература, 1974.- 288 с.
159. Лебединский В. В., Никольская О.-С. , БаенскийЕ.Р. Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -М., Изд-во МГУ, 1990.- 197 с.
160. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке, М.: Высш. школа, 1974,- 160 с.
161. Леонтьев A.A. Психологическая структура значения// Семантиfческая структура слова,- М., 1978.- С. 239-243.
162. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности// Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности,- М.: Наука, 1965.- 245 с.
163. Леонтьев А.А, Проблемы развития психики,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 245 с.
164. Лечицкая Ж.В. Прилагательные вкуса в современном русском язы- 178 ке: В аспекте номинации.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук,- М., 1985.- 17 с.
165. Лещенко В.В. Принципы организации и структурирования лекси-ко-семантического поля чувственного восприятия в современном русском языке.- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Киев., 1990.- 19 с.
166. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории.- М.: изд-во МГУ, 1972.- 200 С.
167. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.- 655 с. Лотман Ю. М. Структура художественного текста.- М.: Искусство, 1970.- 384 с.
168. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.-Л.: Просвещение, 1972.- 271 с.
169. Лурия А.Р. Курс общей психологии: психология ощущения и восприятия,- М.: Изд-во МГУ.- Секция 11-15.- 135 с.
170. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии,- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 112 с.
171. Лурия А.Р. Психология восприятия,- М.: Изд-во МГУ, 1973.146 с.
172. Максимов Л.Ю.О методике филологического анализа художественного произведения ( на материале рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание"// Русский язык в школе.- 1993.- 6.- С. 3-12.
173. Мальцев Ю. Феноменологический роман// Грани, 1995., 177.- С. 27-43.
174. Малышева Е.Г. Идиостиль Владимира Ходасевича ( опыт когнитивно- языкового анализа).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук,- Барнаул, 1997,- 18 с.
175. Маркович Я.С. Традиционное и новаторское в поэзии И.А. Бунина- 179 1883-1917).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 1977.- 13 с.
176. Миллер-Будницкая Р.З. Символика света и синестетизм в поэзии на основе лирики А. Блока// Труды института: Крымский пед. ин-т, 1930.- Т. 3.- С. 78-144.
177. Михайлов О.Н. Иван Бунин. Очерк творчества.- М.: Наука, 1967.- 174 с.
178. Михеев A.B. Психолингвитические исследования семантических отношений ( на материале слов цветообозначения).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук.- М., 1983.- 21 с.
179. Мокиенко В.М. Славянская фразеология.- М.: Высш. школа, 1980.- 207 с.
180. Москальская О.И. Семантика текста// Вопр. языкознания,1980. 6.- С. 32-42.
181. Москальская О.И. Грамматика текста.- М., 1981.- 183 с.
182. Москович В.А. Типология семантического поля// Проблемы формализации семантики языка. М., 1964. С. 117-118.
183. Мыркин В.Я. Текст, подтекст и контекст// Вопр. языкознания.-1976.- 2,- С. 86-93.
184. Нестерская Л.А. Анализ ЛСГ прилагательных как лексической микросистмы русского языка (прилагательные осязания).- Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. М., 1979.- 16 с.
185. Нефедов В.В. Бунин как художник,- Минск, 1992,- 232 с.
186. Нефедов В.В. Чудесный призрак: Бунин художник.- Минск, Полымя, 1990.- 239 с.
187. Нефедов В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды.- Минск, Вышэйш.школа, 1975,- С. 3-122.- 180
188. Никитин М.В. 0 семантике метафоры// Вопр. языкознания.- 1979, 1.- С. 91-102.
189. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значений.-М., Высш. школа, 1988. 168 с.
190. Николина Н.А. Прием остранения в художественном тексте ( на материале произведений о детстве)// Русский язык в школе.-1989.-5.- С. 66-73.
191. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация.- М.: Наука, 1983.- 214 с.
192. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста.- М., 1979.- 252 с.
193. Новиков Л.А. Преображенский С.Ю. Ключевые слова и идейно-эстетическая структура стиъотворения// Язык русской поэзии XX века.- М. : АН СССР, 1989,- С. 13 35.
194. Одоевцева И.В. На берегах Сены.- М.: Худ. литература, 1983.-438 с.
195. Павлова И.С. Русские прилагательные, обозначающие тепловое восприятие ( сопоставительно с болгарским и чешским языками): Автореферат диссертации. кандидата филол. наук.- Л.,1978.- 15 с
196. Павлович Н.П. Семантика оксюморона.- Автореферат диссертации. . . кандидата филологических наук.- М., 1982.- 21 с.
197. Панченко Н.В. Композиционно-речевая структуры текста короткого рассказа И.А. Бунина.- Авторферат диссертации. кандидата филологических наук. Барнаул, 1998.- 208 с.
198. Паустовский К.Г. Золотая роза: Повести.- Кишинев, 1987.- 607181 326.340.
199. Пелевина Н.Ф. Теория значения .и опыт построения семантических полей (значение сцета и цвета): Автореферат диссертации. доктора филолог, наук, Л., 1971.- 32 с.
200. Пестова О.Г. Символическое значение слова как особый объект лингвистической семантики ( на материале русского и английского языков.). Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. -Саратов, 1988,- 15 с.
201. Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику.-Барнаул, Изд-во Алтайского ун-та, 1993.- 209 с.
202. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ поэтического текста.-Барнаул, Изд-во Алтайского ун-та, 1991.- 87 с.
203. Плешков В.В. Концепция человека в творчестве И.А. Бунина: Авторферат диссертации. кандидата филол. наук.Елец, 1997. 24 с.
204. Потебня A.A. Теоретическая поэтика.- М.: Искусство, 1976.-616 с.
205. Прохорова В.Н. Тематические группы слов как микросистема //Вопросы русского языкознания. Вып. 2. М., 1979.- С. 160-166.
206. Принципы и методы семантических исследований.- М.: Наука, 1976.- 379 С.
207. Райт Р.X. Наука о запахах (пер. с английского).- М.: Мир, 1966.- 224 с.
208. Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика. Проблемы и методы. -М.: Прогресс, 1977.- 126 с.
209. Рыжова Н.В. Речевые средства создания образа автора в проза И.А. Бунина,- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. -М., 1991,- 19 с.
210. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов.- М.:- 182 1. Наука, 1975.- 240 с.
211. Семиотика.- М.: Радуга, 1983.- 636 с.
212. Синтенберг И.В. Лексическая семантика английского глагола.-М., 1984,- 61 с.
213. Сергеева Г.Н, Семантическая композиция цикла коротких рассказов И.А. Бунина.- Авторферат диссертации. кандидата филол. наук. М., 1994.- 18 с.
214. Серебренникова Б.А., Кубрякова Е.С. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира,- М., 1988.- 317 с.
215. Сидельников В.П. Лексика со значением"запах" в русском языке. К проблеме языковой сущности лексических микросистем.- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук,- Харьков, 1983.- 25 с.
216. Сидорец B.C. Структурно-семантическая характеристика прилагательных в прозе И.А. Бунина. Автореферат диссертации. кандидата филол. наук.- Мозырь, 1971.- 17 с.
217. Скатов Н. Книга женской души: 0 поэзии Анны Ахматовой// Ахматова A.A. Соч: В 3-х т. М.: Правда, 1990.- Т7 1.- С. 3-16.
218. Скобелева Г.Н. Качественные прилагательные, обозначающие физические ощущения ( на материале произведений А.П. Чехова)// Проблемы исследования слова в художественном тексте.- Л., Изд-во ЛГПИ, 1990.- С. 105-113.
219. Сливицкая 0.В. "Образ мира" и "образ человека" в художественной системе Бунина// Тезисы межвузовской научной конференции.-Орел: 1991.- С. 127.
220. Смирницкий А.И. Значение слова // Вопросы языкознания, 1955, 2.- С. 79-89.
221. Смирнов И.П. Семантика литературного текста и семантика языка// Язык и стиль. Типология и поэтика жанра,- Волгоград, 1971,- 183 1. С. 158-175.
222. Соколова H.K. Слово в русской лирике начала XX века: Из опыта контекстологического анализа.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.- 160 с.
223. Соколовская Ж.П. Проблемы системного описания лексической семантики.- Киев, Наук, думка, 1990.- 184 с.
224. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистка: Сложное синтаксическое целое. М.: Высш. школа.- 1976.- 214 с.
225. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М. : Наука, 1971.- 292 с.
226. Соловьева М.Г. К вопросу об исследовании лексико-семантичес-кой группы глаголов зрительного восприятия// Вопросы структуры германских языков.- Омск, 1978.- Вып. 3.- С. 151-158.
227. Солоник Н.В. Структура значения глагольных слов и их синонимические связи.- Автореферат диссертации.кандидата филол. наук. Л., 1983.- 20 с.
228. Соссюр Ф. Труды по языкознанию (пер. с французского языка под ред. A.A. Холодовича) М., 1977.- С. 31-285.
229. Спивак P.C. Художественное время в поздней новелле И. Бунина //Русская литература XX века (дооктябрьский период.- Калуга, 1973. С. 147 - 163.
230. Старцева C.B. Семантика и структура поэтического слова A.A. Вознесенского.- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук, 1991. 20 с.
231. Степанов В. В. Границы слова в тексте//Проблемы лексико-семан-тической координации.- Л., 1985.- С. 83-92.
232. Степанов Ю.С. В трехмерном протстранстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства, М., 1985.-261 с.- 184
233. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, .1975.- 312 с.
234. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Изд. 2-е, перераб.-М.: Просвещение, 1975,- 271 с.
235. Степанов Ю.С. В поисках прагматики ( проблемы субъекта)// Известия АН СССР Сер. лит. и яз., 1981, 4, Т. 40.- С. 325-332.
236. Степанченко И.И. Поэтический язык Сергея Есенина (анализ лексики).- Харьков, Харковский гос. пед. ин-т, 1991.- 189 с.
237. Стернина Н.Д. Иван Алексеевич Бунин.- Липецк, 1968.- 237 с.
238. Стехина В.Н. Функционально-семантические синкретизм как явление русской поэтической речи и индивидуального стиля И.А. Бунина поэта. Автореферат диссертации. кандидата филол. наук.-Киев, 1992.- 24 с.
239. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987,- 232 с.
240. Сулименко Н.Е. Качественные прилагательные в их отношении к типам лексических значений. Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. Л., 1966.- 20 с.
241. Тараненко A.A. Языковая семантика в ее динамических аспектах. Основные' семантические принципы.- Киев, Науч.думка, 1989.- 256 с.
242. Твардовский А.Т. О литературе. М.: Современник, 1973.- 443с.
243. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция// Метафора в языке и тексте.- М., 1988,- С. 29-52.
244. Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанные значения слова в языке. М.: Наука, 1981.- 269 с.
245. Тил.ьгнер Д.Е. Органолептический анализ пищевых предметов. М.:- 185 1. Пищепромиздат, 1962.
246. Токарева Т.Е. ЛСГ прилагательных, обозначающих температуру в русском языке,- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. М., 1976.- 28 с.
247. Толкачева A.B. Художественное творчество И.А. Бунина: Проблемы поэтики. Авторферат диссертации. кандидата филол. наук.-М., 1979.- 24 с.
248. Толстых Л.И. Смысловые парадигмы в тексте и их лексическое выражение.- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. -Л, 1988.- 16 с.
249. Томашевский Б.В. Стилистика.- 2-е изд.: Л., Изд-во ЛГУ, 1983.- 288 с.
250. Тростников М.В. Идиостиль И. Анненского (лексико-семантичес-кий аспект).- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук.-М., 1990.- 19 с.
251. Трубачев О.Н. Реконструкция слов и их значений// Вопр. языкознания, 1980, 3.- С. 3-14.
252. Тураева З.Я. Художественный текст- и пространственно-временные отношения// Семантико-стилистические исследования текста и предложения: Межвузовский сборник научных трудов.- Л., ЛГПИ им. A.M. Герцена, 1980 С. 3-11.
253. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка,- Л.: Сов. пис., 1965.- 304 с.
254. Тынянов Ю.Н., Якобсон P.O. Проблемы изучения литературы и языка// Новый Леф.- 1928,- 2.- С. 36-37.
255. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания,- М.: Наука, 1977,- 256 с.
256. Ульман Ст. Семантические универсалии// Новое в лингвистике,- 186
257. Вып. 5.- М. 1970.- С. 276-293.
258. Уорф Б.Л. Грамматические категории// Принципы типологического анализа языков различного строя.- М., 1972. С. 132-165.
259. Уорф Б. Отношение норм поведения к мышлению и языку// Новое в лингвистике,- Вып. 1.-М., I960.- С. 163-169.
260. Усминский О.И. Критерии актуализации эстетическокого значения в пределгах антиномии "текст-читатель"// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики.- Екатеринбург, 1995.- С. 97.
261. Уфимцева А.А. Лексическое значение слова. Принципы семасиологического описания. М., 1986.- 128 с.
262. Федоров А.А. Семантическая основа образных средств языка.-Новосибирск, Наука, 1969. 92 с." Фигуровский И.Л. О синтаксисе прозы И.А. Бунина// Русская речь.- 1970,- 5,- С. 63-66.
263. Филин Т.П. О лексико-семантических группах слов// Езиковедски изследо'вания в чест. на акад. Ст. Младенов.- София, 1957.- С. 523-538.
264. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение.-1990.- 447 с.
265. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа, М.: Наука, 1984. - 175 с. ,
266. Фрумкин& P.M. , Михеев"А.В., Терехина А.Ю. Экспериментальное изучение семантических отношений в группе слов -цветообозначе-ний,- М., 1982.- 106 с.
267. Ханпира Эр. Окказиональные элементы в современном русском языке// Стилистические исследования на материале современного русского романа,- М.: наука, 1972.- С. 245-316.- 187
268. Хованская 3.И. Лексическая актуализация// Филол. науки. -1983.- 1.- С. 46-53.
269. Хованская 3.И. Принципы, анализа художественной речи и литературного произведения.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975.429 с.
270. Хромых Г.С. Переносные значения в лексических микросистемах (закономерности развитяи и организации).- Автореферат диссертации. кандидата силол. наук.- Киев, 1974. 20 с.
271. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.- М.: Высш. школа, 1981.- 374 с.
272. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984.- С. 13-21.
273. Чувакин A.A. Смешанная коммуникация в художественном тексте. Основы эвокационного исследования.- Барнаул, Изд-во Алтайского ун-та, 1995. 126 с.
274. Чудинов А.П. Проблемы варьирования словесной семантики в свете антропологической лингвистики// Лексика, ■ грамматика, • текст в свете антропологической лингвистиви.- Екатеринбург, 1995.- С.
275. Чудинов А.П. Типология варьирования глагольной семантики.-Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1987. 145 с.
276. Чуковский К. Ранний Бунин// Вопросы литературы.- 1968, 5.- С. 12-39.
277. Чуковский К.И. Собрание соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1990. Т.2,- С. 282-306.
278. Чуковский К.И. Смерть, красота и любовь в торвчестве И. А.Бунина// Нива. 1914.-49.- С. 947-950; 50.- С. 967-969.
279. Шамота А.Н. Переносное значение слов ( на материале языка ху- 188 дожественной литературы).- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук. Киев, 1971.- 20 с.
280. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.-Л., Просвещение, 1990.- 415 с.
281. Шапилова Н.И. Глаголы чувства в современном русском языке: Автореферат диссертации. кандидата филол. наук- Кемерово, 1967. 20 с.
282. Шахова Л.И. Структурно-функциональный характер ЛСГ существительных "чувств", "переживания" в русском языке,- Автореферат диссертации. кандидата филол. наук.- Киев, 1980.- 24 с.
283. Шведова Н.Ю. Об активных потенциалах, заключенных в слове// Слово в грамматике и в словаре: М.: Наука, 1984.- С. 7-15.
284. Шеврыгин Б.В. Взаимосвязь органов чувств.- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
285. Шидо Т.А. Психолингвистическое описание лексических единиц семантического поля ощущений. Автореферат диссертации. кандидата филол. наук, - Саратов, 1989.- 18 с.
286. Ширина Л.И. Прилагательные вкуса в современном русском языке: опыт структурно-семантического исследования. Автореферат диссертации. . . кандидата филол. наук.- Ташкент, 1971.- 20 с.
287. Шкловский В.Б. О теории прозы.- М.: Сов. пис., 1983.- 387 с.
288. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков.- Изд. 2-е, испр. и доп. М., Сов. пис., 1955.- 160 с.
289. Шмелев Д.Н. Об анализе языка художественного произведения// Вопросы литературы,- 1958,- 7.- С. 109-128.
290. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиолбгии русского языка.- М.: Просвещение, 1964.- 367 с.
291. Шмелев Д. Н. Слово и образ. М. : Наука, 1964,- 120 с.- 189
292. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика.- М., 1977.-335 с.
293. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательныхтна материале современного русского языка).- Л.: изд-во ЛГУ, 1979.- 134 с.
294. Шур Г.С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1976.- 256 с. Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике.- М., 1958.- 458 с.
295. Эйзенштейн С. Режиссура: Искусство мизансцены// Избр. произв. в 6 т. М.: Искусство, 1966.- Т. 4.- С. 178-329.
296. Эйхенбаум Б.М. О прозе.- Л.: Художественная литература, 1969.- 503 с.
297. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика: Структурализм "за" и "против"// Сборник статей под редакций Е.Я. Васина и М.Я. Поляковой.- М., 1975,- С.
298. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.- 464 с. Якубова В.Г. Глаголы чувств в современном русском языке: История функционирования.- Автореферат диссертации. кандидата фи-лол. наук. - М., 1988.- 16 с.
299. Янценецкая М.Н. Семасиологические вопросы теории словообразования.- Томск, 1979.- 242 с.
300. Beadford C.N. The fulfilment of Iuan Bunin// Canadian slauo-nic papers. Uol. 1.- 1956.- -P. 31-44.
301. Connolly W. Iuan Bunin.- Boston: Twayne, 1982.- 159 p. Palmer F.R. Semantics: A new outline.- M., 1982.- 213 p. Searl J. Speach acts: An Essey in the philosophy of Language.- Lnd. 1969,- 412 p.
302. Stanford W.B. Greece Metaphor.- Oxford, 1936,- p. 49-57.