автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Функциональные основы ладовой системы А. Бородина

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шабалина, Людмила Константиновна
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Функциональные основы ладовой системы А. Бородина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Функциональные основы ладовой системы А. Бородина"

117.-2 3!

л1инистерств0 культуры ссср

всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания

ШАБАЛИНА Людмила Константиновна

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ А. БОРОДИНА

(в аспекте поэтики эпоса)

Искусствоведение 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — 1991

)

Работа выполнена па кафедре теории музыки Уральской ордена Трудового Красного Знамени государственной консерватории имени М. П. Мусоргского

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ —

доктор искусствоведения, профессор

Ю. Н. Тюлин

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ —

доктор искусствоведения Г. Л. Головинский кандидат искусствоведения И. В. Степанова

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ —

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Защита состоится « О » ^АМ^Т/Укл- 1991 года в часов на за-

седании специализированного Совета Д 092 Ю 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствоведения при Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР (103009, Москва, Козицкий пер., 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ искусствознания.

Автореферат разослан « » 1991 года

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения

Ю. И. Паисов

ОЕЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темь: исследования. Современное музыкознание переосмысливает многие. страницы искусства упедших эпох. Наименее затронутыми б этом процессе оказываются достижения вегл минувшего -в частности музыкальное наследие А.Бородина. Б представлении потомков оно нередко видится величественным, самобытным, но несколько замкнутш в себе, обращенным более к прошлому, начата к настоящему или будущему. Созданное Бородиным в художественной cQcpe героического эпоса действительно трудно превзойти по силе выражения к духу подлинности, по емкости п обобщенности музыкальнее образов, по монолитной целостности форм. Не случайно изучение"эпоса в творчестве композитора Бсегда привлекало большее внимание музыковедов, чем исследование лирики и драмы в его музыке. Ученики выделены многие черты эпического в бородинских произведениях. Однако некоторые существенные художественные принципы, в том числе связывающие его творчество с искусством IX столетия, остаются еще не раскрыты;,и. Б произведениях эппко-героической тематики наиболее ярко выявился свойственный композитору стиль обобщенно-целостного моления. Он характерен не только для монументальных полотен: "Бородин всегда мыслил крупными масштаба',си" (Ю.Келдьп). Средства, способствующие созданию единства панорамных этномузыкальных миров его музыки еще недостаточно исследованы..Ие вполне .определен тс "скрепы", которые обоспечивгцзт прочную спаянность массив^г-: cor::: и обнаруживают могучие заряды поступательной энергии, приводя в лишение. Все 'еще загадке;-: остается мера соотпопюсл стат:::и: i: дянаг.якв в этой 7 учоязг. .ео госприятнс ассс:::::~-;>";•:-

ся с образом "врзс~ого в зе.-.'-э груболевского Согггцрд" (Ь.Асафьев). &оугпе полг-гг.:;.?, что "в русской r.;y2i-:e копгЛ ircnnirr - голевой - впервые зазвучал явственно в :трог.гг".гп:"л: 1

(Б.Яворский).

Ответы на многие нерешенные вопросы - наглые дош понимания творчества крупнейиего представителя отечественной музыкальной культуры - обнаруживаются в области ладовой, систеж. Анализ ее позволяет встыть глубинные творческие принципы Бородина и осознать их преемственную связь с гяшкензем композиторов нашего времени. Изучение бородинского лада дополняет картину всей звукоЕы-сотной системы русской музыки, перспективы развития которой просматриваются от середины XII века до настоящих дней. Не меньшее значение имеет анализ ладовой организации произведений когшозито-ра с позиций обзих проблем поэтики эпоса в профессиональной музыке. Актуальность данного аспекта исследования обусловлена возросшей ролью эпического рода отражения действительности в искусстве л! .столетия.

Г.1атет)идлом настоящего исследования являются произведения Бородина, отра-'ивпие принципы эстетики и поэтики героической эпопеи, ¡¡х преобладание наиболее оаутимо в крупных "лирах - опере, симфониях, но проявляется и в некоторых камерных сочинениях. В качестве предмета исследования избрана функциональная организация ладовой систем: этих произведении, Интонационно-обобщащая роль лада позволяет - сквозь призму функционального анализа - приблизиться с. пониманию эстетико-стклевых норм эпохи и композиторской сколе, к осознание национальных, социальных к индивидуальных черт психики и мировоззрения худокника, к постит.ешш особенностей различных родов тзсрчестза.

цель исследование - выявление функциональных основ ладовой системы, связанных с вошюцзние:,! в музыка эстетических принципов "динамического монуызиталпзыа" (термин ¿.Лихачева). Характерные дая г.анра героической эпопеи, ела цаходнт отражение в высотной

организации бородинских произведений, в частности - в логических связях различных ладов, выступающих в качестве носителей суши::":.

Выдвигаемая цель исследования предусматривает решение» ряда теоретических и аналитических задач. Первые связаны-с разработкой -некоторых существенных аспектов теории ладовых функций, а тагсг.е с проблематикой, эпоса как рода и с одним из его ганров - героической эпопеей. Задачи аналитической части диссертации определяются комплексом содержательных и конструктивных функций, несомых в музыке ладом; учитывается и коммуникативный ракурс действия ладовой с~.унк- I ¡хиовальности. В центре исследования вопросы целостности высотной системы композитора, общих законов ее организации, их соответствия эстетическим цринципам эпики. Особое внимание уделяется выявления хроцессуальности в сочинениях Бородина.

Круг заявленных в .диссертации задач и их комплексное репенке тотребоЕали обращения к различны;.! методам исследования. Ведущим тяяется опирающийся на философские принципы диалектики метод си-;темного анализа и составная его часть - логико-чоункциональный

ь "

годход. В число языковедческих трудов, составлявших теоретически ¡азу исследования, включены работы, посвященные общей теории функций в музыке и ладовому ее аспекту. Приалекается тагсг.е ряд поло.~е-шй сменных с музыкознанием наук: литературоведения, эстетики, шнгвистики, психологии восприятия.

Научная новизна диссертации заключается в рассмотрении ладо-юй организации Бородина как некой целостности, синтезирующей ледообразования различных типов - тонального и модального. Осущест-яяется попытка построения ее иерархической структуры. Выявленный I результате исследования уровень функциональных связей ладов не ыл ранее предметом специального изучения. В музыкознании не стаилась тагле задача соотнесения особенностей высотной системы ком-

позитора о определенным родом художественного отражения действительности.

Практическое значение имеют разрабатываемые в диссертации общие положения то проблемам теории ладовых функций, методологии ауккциональяого анализа тонально-модальных систем, поэтике эпоса в профессиональной музыке. Они могут обогатить вузовские курсы гармонии и анализа музыкальных произведении, особенно если данные дасцишшны читаются в историко-стилевом ракурсе, а также способствовать разработке курса музыкальной эстетики.

Аггообадия работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за щите на заседаниях кафедр теории и истории музыки Уральской государственной консерваторий и сектора Истории музшш народов СССР ВНИИ искусствознания. Ее результаты апробированы в выступлениях на научша конференциях в Свердловске, Ташкенте, Астрахани. Материалы исследования включены автором в лекции и практические занятия по курсу гармонии в Уральской консерватории. Основное содержа нне работы освещено в публикациях.

Структура работу. Диссертация состоит из введения, двух глах заключения, списка литературы на русском и иностранных языках и нотного"приложения. Основные главы, посвященные изложению теоретв ческих и аналитических результатов исследования, имеют внутреннщ рубрикацию.

0СН0ВН03 С0ДЕ?£АШЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность тегы диссертации, ог ределяются ее цели и задачи, проводится обзор литературы в связи рассматриваемой проблематикой.

С точки зрения поставленной в работе цели существенны накопленные в музыковедении знания о тояально-модатьной системе, харк

верной для композиторов "Могучей кучки". Осознание взаимодействия принципов тонального и модального мышления в русской музыке второй половины ИХ века еще не отличается полной ясностью. Слонявшаяся в этой области ситуация - результат методологии раздельного изучения специфических ладов, свойственных композиторам того времени (например, только натуральных или только симметричных). ¡¡£-лостиое исследование высотной органпзадии произведений композито-рсв—кучкистов дает возможность выделить общую проблему - места и ггуякстй в ее' структуре различных модальных латгов.

Языковедческие подходы к бородинской звуковысотной системе могло подразделить на два направления: одно из них отталкивается от специфики диссонантяых вертикалей, второе - от шоголадовости мелодических горизонталей. Ученые выделяют "нефункциональные" доследования гармоний (А.Сохор) или отмечают снижение функциональной активности, приближение к результативным мелодическим ладам (А.Друкт). Данные наблюдения весьма существенны для понимания ладовой систем Бородина, но они не дают ответов на вопросы об архитектонике целого, о стимулах ладового развития. Одна из причин этого кроется в некоторых традициях ладофункционального анализа, позвохчюядах опускать при исследовании проблемы ладовой целостности и процессуальности. Такие установки, связанные с воззрениями, уходящими в коренные вопросы теории, вызывают необходимость специального рассмотрения некоторых общих положений, касающихся понятия ладовой функциональности.

Заявленный в диссертации аспект исследования ладовой системы Бородина предполагает выявление в ней особенностей эпического рода. Комплекс черт эпоса - в частности, глубоко повлиявшей на композитора героической эпопеи - наиболее полно раскрыт в трудах по .эстетике и литературоведению. Ныне и в музыковедении больное вни-

мание уделяется категориям рода, характеризующимся "типом рече- ' вой организации и познавательной направленностью на объект или субъект" (Ы.Эпштейн). В эпосе предает содержания определяется направленностью на объективную сторону бытия; между автором и отображаемым в его творчестве миром образуется некая дистанция, способствующая . объективности суждений и философскому осмыслению действительности.

3 прямом сопоставлештис му зыкальной поэтикой проблема претворения особенностей, эпического рода представляется довольно сложной. Однако через посредство конкретных нанров родовые черты эпоса 3~е давно освоены музыкальным искусством, в том числе русским. Ыно-пю из шас нашли отражение в музыковедческих трудах. В комплексе черт наименее исследованной остается самая существенная для - ладовая ее основа. Сопоставление эстетико-литературовед-ческнх и музыковедческих характеристик эпоса с традиционно выде-лаемыми признаками эпического в области лада свидетельствует о разрыве мекду ними. С одной стороны - широкий масштаб, пространственно-временных горизонтов, высокая дистанцированяость позиции автора, емкость обобщенно-типизированных образов, монументальность форм, сильное волевое начало, выражающие сущность героического эпоса. С другой - скромный перечень ладовых средств, которые обычно упоминаются при описании произведений, отмеченных чертами эпики: диатонкзм, ллагальность, переменность, трихордность и мажорное наклонение (последние при характеристике бородинского лада). Налицо разительное несоответствие ыедду общей теорией эпоса п знания-!.е о ладовой стороне эпических музыкальных творений. Оно свидетельствует о том, что исследование поэтики эпоса в профессиональном искусстве не макет ограничиваться сопоставлениями с архаическими слоями фольклора. Произведения художников, творивсих в пе-

риод расцвета русско-европейской культуры Нового времени,' отвечают более широким и сложным эстетическим задачам. £анр эпопеи- реализуется в этой культуре на новой уровне, иными средствами и в сочетании с принципами других поэтических родов.

Первая глава - "Некоторые проблемы теории и методологии пунп-ционального анализа лада" открывается с вопроса, основного для данной области науки. Рассмотрение его выделено в раздел "О содержании и объеме понятия "ладовая функция". Понятийные разночтения в истолковании категории "ладовая функция" обусловлены различными представлениями о соотношении в ней статического I? динамического, эмоционального и рационального начал, о специфике логических основ ладовой функциональности.

Тенденция к преодолению прежних статических установок в интерпретации функциональности в музыке иногда приводит к однозначной абсолютизации другой,-кпнетпко-данампческой ее стороны. В настоящей диссертации разделяется мнение ученых, указывающих на односторонность обеих крайних позиций. Двоякое действие лада учитывается в данном исследовании при анализе как статико-кристалличе-ской, так и процессуально-динамической сторон высотной структуры. Аналогия с двумя сторонами формообразования рассматривается в плане отражения общих закономерностей функционирования музыкальных систем:

Осшсление содержания понятия "ладовая функциональность" свидетельствует о возмомости синкрезиса чувственного и логическосэ-в едином феномене. Его специфика выражена в объединении способностей человека и высшей степени обобщения в искусстве и к создании слоеных понятий в научном познании. В ладовом мышлении организующая роль абстрактно-логического начала всегда проявляется в единстве с эмоционально-чувственной. Эти две стороны аналитически под-

разделяется на содержательные и конструктивные функции лада толь-' ко в теории.

Обобщение - один из начальных,логических приемов, лежащих в основе формирования лада. К исходным, наряду с ним, относится прием расчленения звукового потока, обеспечивающий реализацию сравнения. Логическая операция сравнения, дифференцирующая звуковые элементы на тождественные и различные, приводит к основной оппозиции лада: опорность - неопорность, устойчивость - неустойчивость. Б качестве фундамента логических отношений она присутствует во всех исторически изменчивых высотных системах. Ладовые парные категории, отражающие психические свойства возбуждения - торможения, обобщают множество различных по своим оттенкам полярных состояний. В характере взаимодействия диалектически синтезируемых начал сосредоточены не только содержательные, но и конструктивные свойства. Разная степень прочности высотных систем отвечает зако-■ну диалектики о зависимости целостности объекта от степени дифференциации интегрируемых элементов. Согласно идеям Б.йворского, поддергиваемым другими учеными, разделение ладов на устойчивые и неусто}5чивые зависит так^е от расположения в ялх тритона. В случае с высотными системами, объединяющими лады различной степени устойчивости и неустойчивости, между ними возникают соотношения, аналогичные дифференциации звуковых элементов внутри лада. К такого рода объединениям относится высотная система,исследуемая в настоящей работе.

"йушсцпокалькая организация тояалъно-модадной с::сте.'.ш в русской музыке второй половины XIX ьека" рассматривается во втором разделе первой главы. Доказательство системности слоглвпегося об-х-едпкеки.^ обуславливает необходимость анализа лстнко-кокструк-тизпз его оснований. Субординация применяемых лздоз выявляет их

разделение на опорные (тональные) и неопорные (модальные). Тональность выполняет роль эталона, по образцу и подобию которого в соответствии с принципами соразмерности и аналогий, осуществляется унификация модальных ладов. Определяется' два кошсретных способа • их координации: при соблюдении общего с главной тональностью звукового состава (по принципу односоставности) и при соблюдении общего с ней устоя (по принципу одноименности устоев).

Единство системы 'обеспечивается не только конструктивными, но и фуякциопально-дифференцирущиыи связями. Большая степень прочности и логической предустановленности характеризует связи в односоставных объединениях. Путь к осознанию их функциональных основ ле-етт через анализ структуры и выявление иерархии составляющих компонентов. Правила логики диктуют при построении восходящего ряда, или при делении объема, соблюдать одно и то ге основание. В данном случае таковым целесообразно избрать критерий образования ладовых систем. Построенная с соблюдением этого цринцппа иерархия позволяет проанализировать структуру тонально-модального типа, содержащую ледообразования различного уровня. В результате переменности функций в ней постоянно образуются побочные ладовые субсистемы (термин И.Способина), ?хтомитгугш;е особы;? иерархический творень». он занимает промежуточное положение матду Енутритональным уровнем -отношений тонов н аккордов и высшим уровнем - взаимодействия тональностей.

Преодолевая инерцию малопродуктивного дал тональяо-модальшг. систем анализа аккордовых связей, исследователи рекомендуют переносить основное внимание на взаимоотношения тонов (Т.БерпадскаО. Но выход должен бить совзраен и к единицам Солее высокого уровня -к отношения:,: гзгду самими модалыаслп и топальялмп ладили, которые .выступая здесь носителями пункций неустоев я устоев.

В бородинских произв&дениях, испытавших сильное влияние мону-' меятализма героической эпопеи, логично предположить исключительно важное значение "рудного штриха" в. ладовой сгаере. При общепринято П трактовке в качестве такового подразумевается высший уровень тональных планов. Не случайно дане в камерно-инструментальных жанрах Бородина "тональные перемещения становятся основным йормообра-зующпм фактором" (Г.Головинский). Осуществление с их помощью ста-тпко-кристаллических функций отражает одну из сторон конструктивного действия высотной системы. Вторую ее сторону составляет организация движения, цроцессуальности. "Сознательное ограничение испытанных средств гармонического развития", в.том числе модуляций (А.Сохор), и длительные выдергивания тональностей у Бородина скорее говорят об усилении статического начала. Вопрос об основном механизме, способном создавать направленность ладового движения, остается при обращении к анализу тональных планов не разрешим. Причина этого заключается в ориентации хотя и яа самый крупный, но не самый активный уровень носителей йункций в бородинской музыке.

В отличие от тональностей, структура которых в принципе одинакова (изоморфизм систем)модальные лады имеют явные функциональные преимущества в силу болызего различия друг с другом и особенно с тональными ладами■(полиморфизм систем). Отсюда исходит субординационное их подчинение тональности и именно здесь - в меньше:: структурной прочности и внутренней устойчивости модальных ладов - обнаруживается источник ладового движения относительно крупного масштаба. К его обоснованию возмолзо такие подойти с точки зрекпя музыкальной психологии. Всяглй непривычный лад воспринимается как временное нарушение нормы, "поэтому коллизию могло открыть дат.е в диатоническом звукоряде, если он основан на старищю^ ладе, малопривычном для слуха второй половины XIX века" (В.Цуккер-

мая).

Конкретные задачи исследования функциональности высотной системы Бородина на уровне отношений ладов-компонентов отвечают двоякой роли лада в музыке: содерпательной и конструктивной. Коммуникативный аспект их анализа, во-первых, может объяснить использование- апперцепции ладового чувства, провоцирующего при введении непривычного и неустойчивого лада ожидание нормативного лада с устойчивой тоникой; во-вторых, способен "пролить свет" на тайну создания иллюзии отстраненности в системе автор - произведение - слушатель, типичной для эпического рода творчества.

Вторая глава - "Солепкательнне и конструктивные гункггпп лада в эпических произведениях Бородина" - аналитическая. Она открывается разделом "Роль семантики ладов в поэтике бородинского эпоса". Эпико-исторпческий охват пространственно-временных горизонтов, обозреваегшх худолитком, обусловит экстенсивный путь развития лада.- Палитра бородинских произведений отличается ладовым многообразием. Натуральные семиступенные и пентатонические лады, гемиольные и симметричные (термины Ю.Холопова), различные разновидности маиора-минора составляют богатую ладовую основу его сочинений.

Большинство модальных ладов заимствовано из древнейпих культурных формаций и пластов фольклора - отечественного и инонационального. Чуждые по эмоциональному тону ма^сорно-минорным ладам с их динамической устремленностью, они привносят аромат архаики,.--' экзотики - дух иного мироощущения, отражающий состояние статики, пребывания. Необычность структурно-функциональной организации симметричных ладов дает блпз::ий эффект отчулдешюсти от гпвой, "настоящей" .глззки. 3 содеп.тательноп ггредпазиаченнп всех гола^ьн:?: .палов ягно проступает семантическая гункщтя "знака отдаленного".

1.2

Конкретная семантика отдельных ладов в музыке композиторов "Ыогу- " чел кучки" определяется разнообразием их национально-исторического происхождения, а также опорой на, многовековые традиции применения "церковных тоное", идентифицировавшихся в те годы с ладами крестьянского фольклора. Семантика симметричных ладов обычно связывается у кучкистов с мифическими образами эпической поэзии.

Общеязыковые семантические закономерности приобретают в речв-вом использовании Бородиным индивидуальную окраску. Ока проявляется в нормировании групп ладов различного звукорядного строения. объединенных вокруг ведущих миксолидкйской и стигийской интона-

Каглач из групп обладает единым "семантическим полем"; лады первой группы связаны с эпико-геропческой тематикой, лады вгорой-з образами восточного склада.

В типичной дня эпопеи ритуально-торжественной сцене Пролога "Князя Игоря" лад'основной тональности с-йиг изменяется в диапазоне от ионийского, с выделением пентатонических оборотов в мелодии,' через миксолидайский ("славильный" лад в русской музыке) и мелодический мажор до кульминационного одноименного макоро-ыинора, за.шкаясь в коде возвратным движением к диатонике. В "Спящей . ккягле" в близкую по составу группу ладовых вариантов основного лв-¿иг - включен увеличенный в целотоновом звукоряде. Отличия в степени внутренней напряженности позволяют с помощью смен ладов одной группы достигать значительного роста в развитии образов сквозного значения.

На основе фригийской интонации в "Князе Игоре" объединяются —атонический фригийский, "доминантовый лад" (термин И. Способина), : р::г::;":ско-гармокическпй (термин Ь.Тюлина) и более сложные хроматп-зпровакные звукоряды, наделенные общей семантикой. Постоянно присутствуя е половецких сценах, лады с фригийской секундой вознлка-

юг в русских картинах оперы при всех упоминаниях о половецком на-пествип. Возникает тенденция к формированию "лейтладовости".'

В соответствии с законами эпики, закрепление характеристических значений ладов .опирается на обобщенно-типизированный принцип-мышления. Художественные образы предстают как отстаяЕпиеся, целостные и завершенные в себе, что соответствует авторскому взгляду с далекой пространственно-временной позиции. Одновременно опора на ладовую семантику повышает информационную насыщенность музыкального искусства'. Автор, рассчитывающий на слушателя, знакомого со словарем употребительных семантем, вправе ожидать.от него более глубокого постижения своих .замыслов. Создаются условия для постановки и раскрытия слсшшх программ: смыкаются типичная для эпоса слушательская ориентация на узнавание с задачами новрго искусства, активизирующими момент познания.

Во втором разделе аналитической главы - "Логико-организующие функции ладов в тонально-модальных объединениях" - выясняется, каким образом чевез взаимосвязи ладов организуются в иузнке Бородина кристаллическая и ппопесстальная стороны высотной и композиционной систем. Освещаются следующие проблемы: ладовый состав многокомпонентных структур, Форш их крепления и бактурно-ладозые разновидности; характеристика функциональности на уровне-ладов-носителей функций, дигйеренциадия отношений в оппозиции устойчивость -неустойчивость, израненной ладовнш субсистеыаш; определяются типичные для Бородина логико-функциональные модели ладового развития и формулы стереотипных оборотов в исследованиях ладов; выясняется взаимодействие ладовой функциональности с композиционных. Сгушгцияш разделов сорн. Содержательные функции лада проягянптся г. темпе смены состояний, степени их контраста, чередовании стагигл ■и динамит, направленного и ненацравяекпого дггг.ешг., его -с-.:-;с-

нлях и замедлениях. Все эти свойства функциональной энергии лада, как и логика его конструктивной организованности, существенны в своей эмоционально-смысловой обусловленности.

Тональность, обогащенная побочными модальными образованиями единого с ней звукового состава, в наибольшей степени определяет специфику русской гармонии. Особое место в односоставных объединения?: занимает паратлельно-перемешшй лад. Он отбывает возможности продления и рассредоточения состояния устойчивости, но не абсолютной, моноцентричной, а относительной, полицентричной. Усто!:че-зость паратаельно-переменного лада определяет преимущественное его предназначение для экспозиционного изложения материала. Ыногоггоат-ное чередование ладовых ячеек - так называемое балансирование или колебание - способствует пространственно-временному расширении относительной устойчивости. В народных песенных и плясовых жанрах, где более всего сосредоточен у Бородина параллельно-переменный лад, равнинная шрь кантилены или динамика плясовых ритмов не на-рупаит ладового спокойствия рассредоточенных устоев.

¿адовые системы, расположенные па П, Ш, У ступенях бородинского мат.ора характеризуются безусловны;.! субординационным подчинением. Системоприобретенными для фригийского, миксолидлйского и других мэдатьных ладов являются выполняемые ими функции верхней медлачты, дог.кнанты, субдоминанты - соответственно аккордике по-бочнхо: центров. Внчвдяется единство трактовки композитором одних и тех ге ступеней тональности, выраженных различными носителями: ззука.с, аккордами, ладовыми субсистемами. Действие побочных ладов не сводится 1: укрупнению или продлению соответствующих внутри-топа^ьннх функции, так как ладовые субсистемы всегда придают им долю относительной устойчивости. •

ОсоДе'тгю типнччы лля Боводина многокомпонентные лрдогче ■

структуры. в их реализации обнаруживается наличие постоянных функциональных формул. Механизм типовых оборотов обычно определяется приемом балансирования метлу двумя ладовыми системами при постоянстве третьей, выполняющей функцию общего звен а. В балансирования участвуют как основные параллельные тональности (при выдергивании здиной для них побочной ячейки), так и побочные (при объединяющей IX центральной тональности).

Балансирование в кварто-квинтовой паре ладов П - У1 ступеней основного майора свойственно для изложения по модели "устой -пустой - устой". Расширяется зона субдошшантовой, ненаправленной 1еустойчивости, оттягивается появление однозначно тяготеющей дог,;п-зантн. В Трио П части квинтета c-moll и в начальном построении хора "Слава" из "Князя Игоря" однотипно организованная трехкомпэнен-гная структура повторяется в одной и той ке тональности c-aur с оа-гансирующш.га субсистемами на "з" и " а

Балансирование в тшшчно-бородинской болыдесекундоЕой паре I - Ш ступеней, как и вообще привлечение автентического тяготения зерхяемедиантового лада (термин Л. .Адама), предназначается для реа-шзации модели "неустой = относительный устой - устой". Утверждение главной тональной сферы, разрешающей ладовое колебание, воспринимался как введение "результирующей тональности" (по G.Танееву).Среде ряда подобных образцов вторач тема Andante "Богатырской симфо-шк". Она построена как модуляционный процесс, в котором появление [аклкллтельной тоники г-;иг оттянуто предварительнш.1 разрешение«' , в верхнюю медианту. С нее начинается балансирование побочных :фер на Ш - П ступенях. Трезвучие верхней медианты вновь - как ¡естная опора - задерлз:вается перед заключительным разрешением в юкику. Возникает типичный для Бородина момент ладогармонического

обрамления, раздела.

Гибкое сочетание координационных и субординационных связей в трехкомлоненткых структурах позволяет достигать как длительного статического состояния, так и сильной динамической устремленности Воссоздаваемые на более высоком уровне ситуации функциональной неустойчивости, напряжения и разрешения придают изложению далевые пространственно-временные перспективы. Огромная роль принадлежит действию тонально-динамических стереотипов связей. Устоявшиеся в общественном музыкальном сознании, они используются в более слож-.ных условиях. Возникающее ощущение логичности ладового процесса к детерминированности движения дает возможность прогнозировать развертывание дальнейших событий с достаточной степенью определенное' тп. О-лттанпя - тяготения на уровне места.тговцх отношений становятся главно*? иругзшой ладового действия в бородинской ладовой системе. Отсюда исходит масштабность проявления дипампзма в музыке композитора. Не отказ от прежней тональной организации, а опора на прочные рычаги ее функциональных сопряжений (ярче всего они проявляют ся во взаимоотношениях односоставных ладов) обнаруживает основные движущие силы и причинно-следственные связи в том "русском варианте" тональности, в котором обычно фиксируется только их ослаблена

Ыгоголадовость - очевидный признак модальности - ставит тактическую задачу способов включения различных ледообразовании в мажорно-минерную систему. Она привела к расширению круга ладов. огНетттнлеу'.р: односменной тоникой. В музыке Бородина одноименно-то кикальные соотношения тональных и модапьннх ладов универсальны: через функцию общего устоя объединяются все встречающиеся у него ледообразования. Логико-конструктивные функции скрепленных едины:.! устоем ладов есть та область.которая в наименьшей степени бываем затронута при изучении явлений одноименности. Поскольку данные со

четания ладов не ограничены соблюдением общего звукоряда"(как при односоставяости), постольку диапазон их различил оказывается' более гшроквм. Ка основе единого устоя возможны контрастные ладовые переходы, рельефность градаций которых обусловливает способность ладов выполнять различные функции. Скрепленные общей тоникой одни из ладов выступают в качестве логических опор-устоев, другие в роли' неопор-неустоев. В центре системы^ находится тональная пара мэнора и минора. .

По сравнению с односоставными объединениями здесь отсутствуют высотно-позиционные различия, преемственно связанные с соответствующими функциями ступеней и аккордов тональности. По этой причине момент перехода неустойчивого лада в структурно-прочный мспор или мпнор на том не устое в меньшей степени отвечает^ апперцепции тонального чувства. В восприятии совершившегося разрешения возникает относительность, складывается вероятностная логика доследования ладов. Вследствие этого система связей на одноименной тонике матет быть определена как результативная.

Данные обстоятельства повышают значение музыкальной драматургии и формы в выявлении функций ладов. Доказательством этого служит согласование степени устойчивости шш неустойчивости ладов с их расположением в соответствующих разделах: вступительных, экспозиционных, развивающих, репризных, заключительных. 3 некоторых случаях процесс развертывания связей-отношений осуществляется исключительно на одноимеяно-тоникалъной основе. В Сцене затмения-г: "Князя Игоря", отличающейся концентрацией слоеных ладовых средстг, переходи из начального б-иоН следует в уменьшенный, увеличенной, одноименный гашоро-маяор и во фригийский лады. Непзмэнякм остаетсг. ладовый устой - тон "г скреплЕгх^й все разноликие, с разнп.г. .тоническга.О! созвучиями ладо образования. НеподвЕкиосУЬ общего г сто-

способствует достижению особого эффекта - передачи состояния оцепенелости массы испуганных людей. Четко спланированная последовательность ладовых смен от экспозиционной устойчивости к длительно: неустойчивости п репризныы возвращением к минорному ладу складывается в системлое единство крупного масштаба.

Содержательные функции одноименно-тоникальных смен проявляются как в отражении процессуальной стороны развития какой-либо одной образно-тематической сферы, так и при поворотах к другим образным планам. Этапы событийной канвы цроизведения непременно отмечаются изменениями лада. Воссоздание "полнцх биографий" ведущих тем-образов через анализ изменений их ладового облика требует охвата всех, в том числе разнотональных проведений музыкальных тем. Исследованию комплекса ладоЕых средств работы с тематическим материалом посвящен третий раздел аналитической главы "Специфика ладового варьирования тематизма в бородинских произведениях и его процессуальное функции".

Для утвераденкя и утепления характерных для Бородина эпичес-ITJ-: образов мало пригодны не только приемы тематической работы с помощью дробления и вычленения мотивов, но и общепринятые способы варьирования. Различного рода фигурации - мелодическая орнаментна, ссглурн&ч те%нш:а, рптшческое дроблениеучащение пульса гармонии пли ее хроматкзацкя - не соответствуют характеру бородинские тс:.;, поскольку перекосят акцент на местные связи к тяготения. Зала г г остинатиостп. статичности обоазов-моно.литов c-KPima-

г"""':^": г.;: движение. зз-на'^п-.ой: дол"-чв репатъся только четэез логику -трудного, плана. Но одни тональные перемещения не могут со-дергать стимулов к развитию целостно- проводимых тем - их ладовая cproinsatjis долгяа бить различной, отличаться разной степенью ус-тсйч::гост::. Горонаходит нуглое для него решение в ладофушарю-

1альяо2 дифференциации структурно неизменных мелодико-тематпческих юстроений., Неустойчивость вносится либо во внутреннюю ладовую ор-■анизацию мелодии-темы, либо во внешнее "конфликтное" ее столкко->ение с другими компонентами фактуры. Сохраняя синтаксическую ус-'ойчпбость тематизма при изменении лада, композитор получает воз-юяность придавать перспективую функциональную направленность веньяы остинатно-вариантной цепи.

Вырисовываются две типичные для Бородина логические модели адового процесса. По плану "устой- неустой - устой" строятся фор-¡ы, опирающиеся па остинатно-куплетные принципы. 3 Песне гудощни-:ов из финала "Князя Игоря" пять куплетов-вариантов основывается а схеме гармонического оборота' " - s2"*s ~ si ~ ~

алдая функция равна или почти равна куплету. Сгладывающаяся из г.с-ледовательности ладов репризная форма второго плана - "трехчас:-ая" - является таковой только по ладокомпозиционным функциям чае-ей, но не по реальному их количеству. В диалектике различны:: тлев мышления найдены соотношения, не угнетающие относительной ус-оЗч1гзости остинатных по своей природе, народных форм.

В сонатных miegri симфоний разрабатывается другая модель адового процесса, отталкивающаяся от относительной устойчивости ачального изложения. Для увеличения crescendo в становлении бразов значительно разрушается устойчивость экспозиции и главной артии. Рассредоточение устоев не ограничивается здесь балакс:;ро-аннегл параллелей, а дополняется другими, менее устойчивыми ладо-ымп ячейками,

В главной теме I симфонии, наряду с устоями параллелько-пере-енногоЕз-dur - c-moll, акцентируется опора на тоне "s"; в влагой теме П симфонии параллельная переменность h-жоИ - i*-iur оттес-яются колебанием устоез "h" - " е" в ядре темы. Возникают г^от::-

воречия между тематической устойчивостью остинатных повторений тем и ладойункциональной их. относительностью, раздаются импульсы к дальнейшему динамическому развитию. Сохраняя таким образом в те-матизме о знатных форы классическую функцию источника развития, композитор реализует ее особыми способами.

При .изменении первого эвена, перестраивается и весь дальнейший ход: синтаксическая целостность тематизма придает сонатной разработке не столько характер развивающего и контрастирующего раздела, сколько - цродолжакцего. Широкое использование в разрабоч ках и даже в репризах "ладоступеневого варьирования" (термин Т. Головинского) позволяет менять внутритональнне позиции неизменных тем, усиливая или ослабляя их ладовую устойчивость или неустойчивость. Создается впечатление органического мужания эпико-героиче-ских тем-образов, внутренняя целостность которых проходит как бы ряд испытаний, стоически защищая свою прочность и непоколебимость, Направляющая_нить движения ведет от широкого охвата ладово многоликого материала через длительное ожидание устойчивой структуры л; да к единой и прочной тонике. Ее утверждение становится высшим, кульминационным этапом развития. В результате, при небольшом значении собственно тематической работы, функция двигателя процесса оказывается переданной ладовому варьироваггго.^В трактовке сонатно сорг"г возникает дзутсуровпевость. аналогичная осяовянм соотношения в области лада: на более крупном уровне действуют закономерности тоиатьной системы и сонатноГ' бормк. на более медком - модальной систем: п остинртно-вариачтннх рюрм.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, подтвердившего важное значение в ладовой системе эпических произведе ний Бородина принципа "крупного птоаха". Его проявление не завпоЕ от конкретных ладовнх разновидностей, поэт оку необходимая стелен*

лечения от них оправдывала себя в поисках функциональных основ остной системы. ■

В качестве носителей содержательных пункций обобщенно-харак-истического плана выделены лады-семантемы, которые играют зна- -о-указующую роль. За него гооется глубинное эаоциональное содер-ие модусов; В контексте бородинских произведений оно отражает не характер авторского высказывания. Почти все модальные лады содержат резких шутриладовых контрастов тяготения - разреие-. Это-способствует переключению внимания на внешние, иногда пенчатые смены и связи ладов. На более высоком уровне проявляя тональные функции, но контроль их здесь не столь очевиден. Ос-огдается пространство и время для развертывания, модально-мело-ескпх образований, формирующих высказывание отстраненно-эшчес-о тона. В широком "ладовом' ритме" открывается простор для моц-о п свободного - без нервных сбоев и прерывистого пульса - дыня эпоса.

Относительная автономия ладогь'х конструкций позволяет абстра-оезть ее и рассматривать'музыкальные цропзведенцЕ с точки зре-ладовой организации. Смены ладов в не меньшей степени, чем альностей, слунат осуществлению архитектоники пропорционально-троенных, эпически закругленных разделов бородинских форм, сер-ьную симметричность придает.им концентрическое распределение .ов-компонентов. Вместе с ладофункцпональной и мелодкко-интона-нной уравновешенностью, внутренняя завершенное?ь форм способе?-* т воспроизведешь событий или реакции на них не как сиюминутно исходящих, а кат: уг.е сверпшансся и отлившихся в законченные тяг. Складывается характерная дтя эпического рода иллюзия отдает, временной дистатции.

Героический эпос невозможен без динамики; п эппчеспи": стиль

Гсрэдана обоснованно иокно назвать "динамическим монументализмс Чтобы ответить на поставленный вопрос о том, где скрыта и как г ствует в его произведениях функциональная динамика, оказалось £ обходами обратиться к процессуальному анализу крупного плана л Основные генераторы движения обнаружились в функциональных связ осуществляемых ладами-носителями функций.

Широкого масштаба ладовые соотношения в тонально-модальных системах применяются и другими композиторами, в частности кучки та'ли. Более последовательное и целеустремленное их введение Бор дпныи имеет свои эстетические обоснования. Сказочная эпика Риме кого-Корсакова не нуждается в сильной динамической устремленное ти. Исследователи отмечают у него "отсутствие перспективности дали" (Е.Яворский), предпочтение "малых и средних масштабов ла^ гармонического развития перед крупными" (В.Цуккерман). В бороде ских эпических полотнах нет обилия хроматических отклонений и б гатс1за фактурно-гармонической "росписи", как у Римского-Кпрсак ва, но нет и "разрывающей" тональные рамки остро-выразительной аккордпки и непрерывной, пр и водящей к тонатьной "рыхлости" ыо дуляы^онности, как у Мусоргского. Не столько сказочно-эпическое повествование или напряженный драматизм, сколько монументально-героический эпос диктует "Бородину выбор ладовых средств.

учение ладовой стороны эпоса, драмы и лирики б различных музнкатъно-ганровых их воплощениях способно углубить цредставле еля о специфике каждого из родов художественного творчества к о их синтезе в пктеллектуалпзировачном искусстве нашего века. Км.! зитор-эпик Новейшего времени, беря на себя роль демиурга и проЕ ника в иные Бремена и пространства, опирается на средства, репр зентпрующие целке эпохи. Привлечение принципов палистилистичейк письма подразумевает сочетание ладовых систем различного происх

14 и разнообразного иктонацсонно-смнслового ссдер."::анпя.

Соотнесение рассмотренных в работе явлений с организацией геменпых слогно-ладовых структур свидетельствует о перспективой нововведений русских композиторов. 3 XX столетии мышление ими звукоблсками пришло на смену мышлению токат." (^.Аранов-¡). С позиций наших дней йоршгоованце многоуровневых структур знке Бородина и его современников ма~ет быть оценено как на-| серьезной реорганизации высотных систем. В построении идеать-моделей многомеряцх лэдоенх структур совершается переход от костных, линейно-планиметрических представлений, к объемным, еометрическим, гребущим соответствующего анализа и страттра-ского изображения, йенее Есего разработанный на сегодня оста-воцрос о логике функциональных отношений сопрягаемых единиц, едование этой проблемы современной музыки требует выработки сальных критериев.

Мировоззренческой и методологической базой логики как яаугс: конах и формах мышления является фглосос&я. Следовательно, ение функциональности музыкально-ладового мышления могет най-пору для своего развития в обращении к достижениям фундамента: наук, связанных с познанием мира. Усложнение фуншюнаяь-связей в ладовой системе русской музыки второй половины XIX татае отраглет происходивший в тот период процесс эволюции зофской мысли и углубления о бдел огиче ских представлений. Ис-иванпе логико-фуш:цно. яльных законов тонально-модальной систа-усских композиторов способствует развитию знания о целостной -:не отечественной культуры XIX гека, ибо мировоззрение и млро-гнле человека определенной эпоха всегда находит к-'ра-енне в <альЕнх его творениях.

По теме диссертации опубликовали следующие материалы:

1.Древнерусский фольклор в творчестве А.Бородина // Еаучно-методпческие записки // Сб.ст. Уральской гос. консерватории и,:. Li.Мусоргского. - Свердловск: Ср.-Ур. книги.изд-во, 1972. - Вып. 7-С.145-156. ' .

2.Натуральные лады в музыке А.Бородина // Научно-методически записки // Сб. ст. Уральской гос. консерватории им.М.Мусоргского. Свердловск: Ср.-Ур.книжн.изд-во, 1978., - Вып.8. - С.98-136.

3.0 некоторых особых ладообразованиях в музыке А.Бородата // Вопросы теории музыки // Сб. тр. ШШ им.Гнесиных. - М.: изд-во ШШ им.Гнесиных, .1977. - Вып.Ш. - С.76-89.

4.Рассредоточенность ладовой устойчивости в музыке А.Бородина // Традиции русской музыки ХУЛ - XIX веков // Сб. тр.ЕЛИ им.Гнесиных. - М.: изд-во ШШ им.Гнесиных, 1978. - Вып.38. -

с.81-87.

5.Тип структуры как возможный принцип классификации ладов // Актуальные проблемы ладогармонического мышления // Сб. тр. ШЛИ им.Гнесиных,- I.!.: изд-во ИЛИ им.Гнесиных, 1982. - Зып.бЗ. -

С.14-23.

6.Ладовый аспект музыкальной поэтик: эпоса (на примере творчества'^.Бородина) // Проблемы современной музыкальной культуры: творчество, исполнительство, музыкальная эстетика.и педагогика (тезисы докладов к региональной научпо-практической конференции 1-3 декабря 1989 года). - Свердловск: Свердловский пед. институт, 1939. - С.25-26.

7.Ладовый аспект музыкальной поэтики эпоса (на примере творчества А.Бородина) // Рукопись депонирована в НИО Информкультура Гос. б-ки пм.Б.П.Ленпна 02.04.90, ]} 2238 // Еиблпогра^'леское описание опубликовано: Музыка.- I9S0. - Вып.7. - 24 с.

Зак. ¿У/-, Тир. /SO ТМК СССР