автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Логико-метафизические аспекты исследования лада в области православной музыкальной культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Карабань, Мария Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Логико-метафизические аспекты исследования лада в области православной музыкальной культуры'

Текст диссертации на тему "Логико-метафизические аспекты исследования лада в области православной музыкальной культуры"

1; ац

'£■ г

I

Московская Государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Кафедра теории музыки

ЛОГИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАДА В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

Карабань Мария Георгиевна

Научный руководитель -Заслуженный деятель

искусств Российской Федерации,

доктор искусствоведения, профессор Соколов А.С.

Москва 1999

Содержание

Введение............................................................................................... 3

Глава 1. Об опыте системного подхода в исследованиях лада

(теоретический и методологический аспекты)....................... 12

1.1 Системный подход как область логики

и методологии науки. Основные сведения........................ 12

1.2 Элементы системного исследования в отечественном музыкознании. Ладовая организация как область системных представлений. Принцип иерархичности

в научном описании ладовой системы............................. 20

1.3 Проблемы формализации и интеграции в определении лада..................................................................................... 37

Глава 2. Лад как образ или "умозрение в звуках"

(особенности ладового мышления в монодических и многоголосных формах распевов в контексте православной культуры)......................................................... 60

2.1 Целостность как многоединство: основное чувство

"православной цельности" .............................................. 60

2.2 Распевы в многоединстве православного богослужения.. 68

2.3 Выбор звукового материала и особенности формирования звукового строя ладовой системы распевов в проекции целостного мифологически -художественного мировосприятия................................... 72

2.3.1 Природа звука "умного художества" ........................ 73

2.3.2 "Звуковая перспектива" при абстрагировании

музыкального пространства "точной настройки".. 77

2.3.3 "Звуковая перспектива" при абстрагировании музыкального пространства как многомерной целостности............................................................. 84

2.3.4 Информативная сущность "тайнозамкнённого

начертания" распевов............................................. 98

2.4 Особенности структурно-функционального описания ладовой системы распевов................................................111

Глава 3. Связь веков. Ладовая константа звукового пространства......160

3.1 Диалог "Взаимодействие" .................................................160

3.1.1 XIX век: Модест Мусоргский...................................161

3.1.2 XX век: Родион Щедрин, Юрий Буцко...................188

Заключение..........................................................................................231

Литература...........................................................................................243

Введение

В соответствии с теорией М. М. Бахтина [ 19 ], уровень информативной сущности художественного текста в большой степени определяется моделью восприятия, осознания характера его границ и функций. Насыщенность информационным зарядом музыкального текста обусловливает высокой степени сложность функционирования его коммуникационной системы. Слух — поразительный дар, дающий по физическим параметрам гораздо больше, чем зрение, ведь все цвета радуги передаются волновыми колебаниями с диапазоном частот менее одной музыкальной октавы. Частотный диапазон звуков, которые воспринимает человек, в десять раз шире диапазона зрения[ 220 ] . Недаром, философская мысль человечества с древности признала музыку как "искусство из искусств" и "науку всех наук", так как она содержит внутри себя "источник всего знания", ибо "<...>знающий тайну звука, знает тайну всей вселенной" [252 ,с. 258].

Более ста пятидесяти лет назад, гениальный русский математик Н. И. Лобачевский — основоположник неевклидовой геометрии, высказал анти-кантовскую мысль, в то время оставшуюся лишь смелым афоризмом. Суть ее заключается в следующем: различные явления физического мира протекают в разных пространствах и подчиняются, следовательно, соответственным законам этих пространств. Иными словами — каждое пространство "имеет разную кривизну и свою специфическую физиономию", — как метафорично заметил другой отечественный ученый, мыслитель XX века — А. Ф. Лосев [132,с. 15].

Развивая теорию художественного творчества,

П. А. Флоренский — философ, математик, искусствовед и православный священник, — определил единство корня всех искусств в организации пространства, достигаемой в значительной мере прие-

мами однородными. Музыка, по его замечанию, в организации своего — звукового — пространства обладает чрезвычайной, безграничною свободой действия и "делает пространства решительно какие угодно" [ 239,с. 61 — 63]. По замечанию ученого, причина этого кроется в природе самих звуков — беспредельно податливых и способных запечатлевать собою пространство любого строения.

Из данных установок следует, что коммуникационный канал музыкального искусства есть сложная система открытого типа1, так как "<...> музыкальное произведение оставляет слушателю наибольшую степень свободы и, как алгебра, дает формулы, способные заполняться содержаниями почти беспредельно разнообразными. Задача, предстоящая слушателю музыки, допускает множество решений и, следовательно, ставит соответственные трудности выбрать, наилучшее, слушателю" [ 239,с. 62 — 63]. Отсюда и музыкальный текст, кодирующий информацию звукового пространства2, как знаковая система, — являет собою синтез разновариантных сложных динамических структур, которые могут обладать как свойствами полиморфизма, так и изоморфизма. Иными словами, воплощает принципы нелинейного синтеза, реализующиеся в наличии различных, но не каких угодно, способов объединения структур в одну сложную цело-

1 системы открытого типа предполагают различные варианты своего "поведения", возрастающую сложность формообразования и их объединений в эволюционирующие целостности; см. об этом: И. Антониу "Вероятностное обобщение динамики и сложности"; Дж. Николис "Хаотическая динамика лингвистических процессов и формирование паттернов в человеческом мозге: новая модель селективной передачи информации"; в сб. материалов Международного Московского синергетического форума "Sustainable Development in the Changing World" ("Устойчивое развитие в изменяющемся мире"). — М., 1996.

2 имеется в виду не тождественность "музыкального текста" и "нотного текста", которую обосновал Соколов А. С. — см. Соколов А. С. К проблеме текста и его информационной специфики в современной музыкальной культуре. В сб. Проблемы информационной культуры. — М.: Изд. Моск. гос. универс. культуры, 1994. - 215 с. (С. 137 - 145).

стность и придании соответственного значения правильной топологии, "конфигурации" самого объединения в сложное. Поэтому, смена "топологической конфигурации" музыкального текста означает переход к иному способу объединения организующих структур музыкального мышления в художественную целостность, факт исторического перехода от одного типа нотации к другому есть "<...> не замена менее совершенного способа фиксации музыки более совершенным, а следствие обнаружения новых ориентиров творчества, отражение качественного скачка в художественном мышлении" [205, с. 137 - 145].

Несмотря на сложившуюся, уникальную в своем роде, отечественную концептуальную базу построения моделей пространств творческого мышления на основе "единства множества", в области отечественной теории музыки основным принципом при описании тех или иных закономерностей важнейшей организующей системы музыкального мышления — ладовой, остается до настоящего времени "образ и логика" единого "банка данных" западно-европейской классической традиции. Поэтому, с особой остротой встает проблема адекватного определения и описания тех параметров организующих структур музыкального мышления и способов их объединения в сложные целостности, которые кодируют особенность, своеобразие информационного поля русской национальной музыкальной культуры.

"Глубин христианства никто еще не постиг, — и эта задача, даже не брезжившая Западу, может быть есть оригинальнейшая задача русского гения", — таким замечанием в начале XX века известный философ и публицист В. Розанов подчеркнул духовную обусловленность национального творческого промысла. Художественное наследие русской православной культуры, и в частности, музыкальной, —

яркое тому подтверждение. Исследование ее корней становится путем поиска основ и сущности национального самосознания. Данная проблема приобрела, в силу сложившихся обстоятельств, особую актуальность к концу XX века. Недаром, на всем протяжении уходящего столетия не ослабевает интерес к эпицентру русской духовной музыкальной культуры — удивительной красоты гармонии древнерусскому храмовому распеву, к истокам ее богатейших традиций, своеобразно воплотившихся в неповторимом стиле русских композиторов различных исторических эпох. Таким образом, определение тех или иных сторон национального музыкального мышления предполагает соответствующий уровень абстрагирования в контексте православной культуры.

Только за последнее десятилетие (90-е годы) в области теории музыки появилось достаточно интересных работ, посвященных как изучению результатов адаптации распевов в современной богослужебной практике, так и исследованию своеобразия стиля тех или иных композиторов, особенно современных, — через призму использования ими наследия древнерусского певческого искусства [25; 54; 61; 62; 65; 76; 165; 167; 173; 212; 216; 230; 254; 270].

В данных работах, как и в современных исследованиях отечественных музыкальных медиевистов, выдвинут ряд новых научных предположений и идей. Однако в области определения закономерностей ладовой структуры собственно распевов и уровня их проявления в ладовом мышлении композиторов русской школы, в свою очередь и обусловливающего в большей степени неповторимость т.н. "русской гармонии", преобладающим является метод дискурсивного вывода. Последний же, базируясь на аппарате строгой, формальной (традиционной) логики каузально-аналитического характера, непосредственно отражает строй мышления рацио-культуры Западной Ев-

ропы Нового времени. В проекции на ладовое пространство, подобный тип логики формирует четкую сеть связей элементов в зоне проявления горизонтальных временных отношений на основе суборди-национизма. В итоге образуется замкнутая, строго обозначенная структура "тональной функциональности", допускающая модификации параметров, но внутри своего — гомогенного и ограниченного подобными связями пространства. Грамматика такого языка реализуется через соответствующую "топологическую конфигурацию" ното-линейной записи.

Для определения и описания тех параметров ладовых структур и способов их объединения в сложные целостности, которые отражают специфику национального восчувствования звукового пространства музыкального Космоса, в работе предложен метод исследования, соответствующий "метафизике сознания" [ 161, с. 53] православного менталитета. Метафизический подход обусловливает постижение целостности как сложного многоединства, "совершенного единства множества", что способствует панорамному ее восприятию и составляет суть теорий художественного творчества, корнями своими уходящих в целостность православного миропонимания (С. Булгаков, В. Зеньковский, И. Концевич, Н. Лосский, В. Новик, П. Флоренский). На языковом уровне метафизические свойства сознания проявляются в синтетическом типе следования мысли, который включает гибкую антиномичность исходных посылок, опирающуюся на особенности интуитивной, вероятностной, нетрадиционной логик.

Художественной формой, аккумулирующей подобные свойства метафизичности сознания в "производном" звуковом пространстве, является древнерусский церковный распев, специфические ладовые характеристики которого стали центральным предметом изучения в

данной работе. Проявление в различных историко-стилевых условиях (включая последнюю четверть XX века) "кода" национального своеобразия ладового мышления, сфокусированного в распевах, обусловило выбор в качестве изучаемого материала произведений М. Мусоргского, Р. Щедрина и Ю. Буцко.

Избранный материал рассмотрен в диссертации как в аспекте выявления общих позиций через принадлежность к православной культуре, так и в ракурсе определения специфических типов связей ладовых структур имманентных процессов музыкального искусства. Полученные выводы стали базовым звеном для достраивания теории лада в направлении моделирования ладовых структур на основе принципов синтетического следования мысли-слуха и нетрадиционной логики. Последние образуют уровень логико-метафизических закономерностей в ладовой системе и обусловливают принципиальную ее открытость.

Перечисленные положения стали основополагающими при постановке целей исследования:

- Обоснование категории ладового пространства как сложной динамической системы открытого типа, которая базируется на закономерностях различной "генетической " природы восприятия звукового пространства и включает как вариант их синтез. Необходимо для адекватного описания сложных разнообразных специфических свойств ладового мышления.

- Описание инвариантных параметров, отражающих специфику структуры ладового пространства распевов и аккумулирующих важнейшие составляющие национального "звукового мышления", так как "<...> корень своеобразия русской культуры вечен и неизменен, а состояния меняются"[ 142, с. 17].

- Установление сути глубинной связи, не прерываемого пропастью веков "legato" национального генокода в области восприятия звукового пространства.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Определить специфические виды системнозначных связей элементов ладовой структуры распевов, составляющих ее инвариантную ось.

2. Рассмотреть характеристики ладовой структуры распевов в контексте православной культуры (распев как символическое художество православной культуры)3.

3. Реконструировать ладовые параметры звукового пространства распевов, учитывая "языковые" уровни4 последних как воплощающие тип целостного мифологически-художественного восприятия на основе "нелинейных методов ", 0нечеткого вывода ".

4. Выделить в ладовых структурах музыки русских композиторов параметры, эквивалентные характеристикам древнерусского храмового

3 Здесь необходимо использование базы синергетического видения мира и возможностей интертекстуальных связей, заложенных музыкальным текстом в передаче информации. Синергетика (теория самоорганизации) — междисциплинарное направление научного поиска конца XX столетия, меняющее понятийный строй мышления и перестраивающее отчасти мироощущение, восприятие пространства и времени в сторону познания важнейших параметров системности — таких как: самоорганизация, сложность, спонтанность, нелинейность, открытость и т.п. Развитие гуманитарных приложений синергетики означает творческое переоткрытие известных образов, символов, ценностей культуры, в некотором смысле — возврат к более глубинным или забытым традициям, переосмысление слоев истории и древа культурных традиций. См. Материалы Международного Московского синергетического форума "Sustainable Development in the Changing World" ("Устойчивое развитие в изменяющемся мире"). — М., 1996. Общая направленность теории интертекстуальных связей в музыке в контексте современного уровня исследований изложена А. С. Соколовым [ 204; 205].

4 имеется в виду "язык" как система "грамматик" речи.

распева (на примере произведений М. Мусоргского, Р. Щедрина, Ю. Буцко).

Использование интеллектуальной системы богатейшего опыта построений моделей ладовой системы, многомерных моделей комплексных исследований звукового пространства ведущих отечественных учёных (Н. Гуляницкой, И. Котляревского, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Ю. Parca, А. Соколова, Ю. Тюлина, Ю. Холопова, Б. Яворского и др.), а также - основных научных концепций отечественной медиевистики (Н. Бражникова, А. Конотопа, И. Лозовой, Н. Серёгиной и др.) стало фундаментом для разработки теоретических положений в настоящей работе.

Методология системных исследований, использованная в работе, дала возможность применения накопленных другими науками знаний в области изучения систем как сложных целостностей в условиях выявления специфических параметров ладового пространства, трактовки последнего как динамической системы открытого типа [ 5; 166 ].

Так, именно в XX веке, во второй его половине, развиваются научные методики, основанные на синтетическом следовании психомыслительных операций, и где целостность как сложное многоедин-ство, не поддающееся строгому описанию, выводится и концептуально обосновывается с помощью теорий нетрадиционной логики и спонтанности, вероятностного описания и нечетких множеств, самоорганизации как творческого процесса (синергетики) и распознавания образов (Т. Бейес, JL Заде, Е. Князева, А. Колмогоров, В. Налимов, П. Фейераб�