автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Гатчина в 1783 - 1855 годах

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Петрова, Ольга Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Гатчина в 1783 - 1855 годах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гатчина в 1783 - 1855 годах"

На правах рукописи

Петрова Ольга Валентиновна

Гатчина в 1783 - 1855 годах: город - резиденция в контексте русской градостроительной культуры

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ООЗ1Т57 Ю

Москва - 2007

003175710

Работа выполнена на секторе теории и истории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств

Научный руководитель: кандидат искусствоведения

A.B. Степанов

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор искусствоведения Б.М. Соколов

доктор искусствоведения Е.И. Кириченко кандидат искусствоведения Е.Г. Щёболева

Московский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится "12" ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.06 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., 6

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Автореферат разослан "12 " октября 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии

Е.Г. Лапина - Кратасюк

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Гатчина - один из городов придворного ведомства, или дворцовых городов, являвшихся резиденциями русских императоров. Такие города заслуживают пристального внимания исследователей, так как происходившие в них процессы не только отражали общую градостроительную ситуацию в стране, но и во многом ее определяли. Дворцовые города могли рассматриваться монархами как образцы для будущих преобразований в масштабах всего государства В городах придворного ведомства опробовались новые виды производств и технические достижения, подготавливались военные реформы, а также впервые возникали постройки и ансамбли, пропагандирующие новые архитектурные теории. Внимательное и подробное изучение архитектурной истории городов придворного ведомства необходимо для всестороннего осмысления истории русского градостроительства. Этим обусловлена актуальность темы исследования. В силу своего привилегированного положения города придворного ведомства, постоянно находясь под пристальным вниманием представителей царствующего дома, имели больше финансовых возможностей и творческого потенциала для своего развития К строительным и планировочным работам в этих городах привлекались уже широко известные или молодые талантливые и подающие большие надежды архитекторы. Началу строительных работ предшествовало создание многочисленных проектов, некоторые из которых не были реализованы, но представляют несомненный интерес для истории архитектуры.

Гатчина как город-резиденция исследуется нами в контексте русской градостроительной культуры. Мы используем термин "градостроительная культура" как понятие более широкое, чем "градостроительное искусство" или "градостроительство". Традиционно градостроительное искусство связывается с архитектурно-художественным и утилитарным аспектом

планирования и возведения городов. Это профессиональная деятельность специализированных институтов, мастерских, отдельных архитекторов Градостроительное искусство должно опираться на реалии времени, расчеты, технологии конкретного исторического момента, интегрировать работу людей разных специальностей Градостроительную культуру мы понимаем как базу градостроительного искусства, тот фон многообразных идей и концепций, на котором она формируется. Градостроительная культура может не ориентироваться на строительные нормы современности и не отвечать им. Она вбирает в себя архитектурные фантазии и утопии. Продукт градостроительной культуры может быть плодом воображения и раздумий человека, не связанного с профессиональными аспектами строительной деятельности, талантливого дилетанта. Для него важна не причастность к группе профессионалов, не решение специальных градостроительных проблем, он интересуется архитектурой и градостроительством с точки зрения идеального устройства общества и его архитектурного и градостроительного эквивалента

В соответствии с избранным углом зрения история проектирования и строительства г Гатчины рассматривается в работе в тесной связи с анализом эстетических представлений и мировоззренческих позиций ее царственных владельцев, в контексте развития русской архитектуры и градостроительной культуры

Гатчина как город изучена значительно меньше, чем другие дворцовые города в окрестностях Петербурга. Первая значительная монография по истории Гатчины вышла в 1896 году1 Она была написана СИ. Рождественским к 100-летию города и издана под патронажем императорского дома. Работа С.И. Рождественского, основанная на рукописных материалах архива Гатчинского дворцового правления, остается и на сегодняшний день самым подробным опубликованным исследованием по истории города Гатчины. Вместе с тем автор совершенно не обращался к анализу архитектурной графики, сохранившейся в архиве правления, и не затрагивал в своей работе вопросы, связанные со стилистическими особенностями архитектурных сооружений. История строительства гатчинских комплексов и ансамблей представлена в работе фрагментарно.

1 Рождественский С.И Столетие города Гатчины 1796 -1896 г. Т.2. Гатчина, 1896.

В 1914 году Гатчине был посвящен специальный выпуск журнала "Старые годы", однако его статьи раскрывали преимущественно историю дворцово-паркового ансамбля После революции 1917 года, когда в Гатчинском дворце был организован музей, началась систематическая работа по изучению Гатчины, в первую очередь дворца и парка, затем города, непосредственно связанного с дворцом. Однако в монографиях, посвященных Гатчине, история формирования и развития города представлена лишь фрагментарно, в разделах "Архитектурные памятники города", "Художественные памятники города"2 Большинство из этих очерков не носит научного характера, содержит ряд неточностей, связанных с устоявшимися стереотипами о Гатчине Наибольшую ценность представляет раздел, посвященный городу в монографии В К Макарова и А.Н. Петрова "Гатчина" (Л., 1974). В нем содержится много существенных подробностей о возведении значительных городских ансамблей и зданий Гатчины. В 2001 году была опубликована книга известного гатчинского краеведа Т Ф Родионовой "Гатчина. Страницы истории". Это единственная на сегодняшний день монография, посвященная в большей степени городу Гатчине, чем дворцово-парковому ансамблю. Однако книга не носит научного характера, имеет краеведческую направленность и не затрагивает искусствоведческой проблематики. Она предназначается в основном в качестве пособия для изучения краеведения в школе

Ценным исследованием истории застройки г. Гатчины, опирающимся на значительную базу архивных источников, является историко-методическая записка к "Проектным предложениям по комплексной реконструкции исторической застройки города Гатчина", составленная Н.В. Якимовой в 1990 году. Однако в записке, имеющей определенные практические задачи, история развития Гатчины рассматривается в основном вне контекста русского градостроительства и архитектуры. В исследовании не выявляются зарубежные и отечественные прототипы гатчинских построек, не освещается проблема заимствования, без которой не возможно понять специфику архитектурного облика г. Гатчины конца XVIII - середины XIX века

2 А С Елкина, Д.А.Кючарианц, В К Макаров А.Н Петров, Ю.М. Пирютко, А Г- Раскин Л.В Рузов, Ю Н. Яблочкин.

Помимо работ общего характера о Гатчине существует несколько публикаций, посвященных отдельным гатчинским зданиям, комплексам или ансамблям3 Упоминания о проектах для города Гатчины XVIII - первой половины XIX века, выполненных различными зодчими, встречаются также в монографиях, справочниках и статьях, посвященных архитекторам, работавшим в Гатчине4.

Несмотря на наличие нескольких серьезных исследований, в изучении проектирования и строительства ряда значительных ансамблей и комплексов Гатчины остаются лакуны. Сохранившиеся в архивных собраниях, не введенные в научный оборот чертежи демонстрируют фасады гатчинских построек, необычные и нехарактерные для исторического периода, в который они создавались. Многие проекты являются копиями гравюр известных зданий и ансамблей или "образцовых фасадов". При этом выбор прототипов некоторых гатчинских построек ХУШ века настолько неожидан для эпохи, в которую возводился этот город, что требуются специальные исследования для того, чтобы понять, чем он был обусловлен

В работах о Гатчине до сих пор не делалось серьезных попыток определить роль художественных идеалов и политических программ императоров в формировании архитектурного облика этого города. История проектирования и застройки Гатчины не рассматривалась ранее в контексте развития русской и европейской архитектуры и градостроительства. В связи с этим особую ценность для данного исследования представляют труды, воссоздающие общий ход развития архитектуры и градостроительства России и Западной Европы второй половины ХУШ - середины XIX века, а также касающиеся темы влияния механизма заказа на архитектурный процесс. Это работы, в которых рассмотрены вопросы русского и европейского градостроительства5, образцового проектирования6,

3 П Гурьев, НГ. Никифорова, О.В Петрова ВЛЗ.Федорова,.

4 ВВ. Антонов, ГГ. Гримм, Н. Лейбошиц, , БМ.Кириков, ДА Кючарианц, А Липман, П. Петров, И И Свиязев, А, В К Шуйский В.К, О.В Петрова.

5 А В. Бунин, В Е Быков, Е И. Кириченко, М.В Нащокина, Т Ф Саваренская, В Л Глазьгчев, ФА Петров Д. Уоткин, 3 Гидион, Л. Мамфорд

6 Е Белецкая, И Крашенникова, Л Чернозубова, И Эрн, С.С. Ожегов, В Л Пилявский

становления петербургской архитектурной школы7 Особую актуальность для данного исследования представляют публикации, связанные с темой влияния заказчика на архитектурный процесс8, а также книги и статьи, характеризующие особенности личности, художественные предпочтения и роль в развитии русской архитектуры и градостроительной культуры в целом коронованных заказчиков Гатчины9.

В диссертации значительное внимание уделяется стилистическим изменениям в гатчинской архитектуре, так как в них наиболее ярко и иногда неожиданно проявилась личность заказчика В связи с этим большую ценность для нашего исследования представляют работы, рассматривающие проблемы стилевых направлений10

Одним из ключевых вопросов, исследуемых и анализируемых в диссертации, является проблема заимствования Выделяя внеличностные элементы, исследователи понимают их как нечто, принадлежащее вневременным (надиндивидуальным) ценностям искусства. Будучи узнаны, эти мотивы позволяют нам "прочесть" послание архитектора (или заказчика) и связывают его творчество как с определенной эпохой, к которой он обращался в своем творчестве, так и с художественными идеалами, которые его вдохновляли В связи с выявлением большого количества французских, в основном парижских, прототипов гатчинских зданий павловского времени большое значение для диссертации имели работы, связанные с историей французской архитектуры ХУЛ - XVIII века, особенно включающие значительный иконографический материал11.

Источниковой базой исследования являются графические и текстовые архивные документы. Основная часть исследования выполнена на материалах Государственного музея-заповедника

7 И Э Грабарь, ВГ. Лисовский, Б.М. Кириков, A.JL Пунин, ТА Славина, Н.Ф Гуляницкий

8Е.А Борисова, ЕИ. Кириченко, E^ Беляева, Д.О Швидковский, Бусева-Давыдова

9 М Б Асвариц, Н.Ю Бахарева, А Н Бенуа, АА Васильева, С.Б Горбатенко, Е И Жерихина, Г 3 Каганов, Е И Кириченко, Л В. Коваль, Д.Ф. Кобеко, Е.В Королев, Е Е Лансере В В. Пучков, ВА. Семенов, ВЛ Сергеев, Б.М Соколов, ЛВ. Хайкина, ILK Шильдер, Е С. Щумигорский, Н.Я. Эйдельман, Б.В Янупг

10 ЕА. Борисова, Т П Каждан, В.В. Кириллов, Е И. Кириченко, В Г Лисовский

11 Ж-П. Бабелон, ЖФ Блондеяь, Ж Левран, Ж.-М Перуз де Монпшо, ДЕ Аркин, Н И Брунов, А И. Каплун, А.К Якимович

"Гатчина" (далее ГМЗ "Гатчина") и Российского государственного исторического архива (далее РГИА). Более 600 проектов и обмерных чертежей из фонда архитектурной графики ГМЗ "Гатчина" отражают архитектурную историю города Гатчины. Ряд чертежей из этого собрания был впервые атрибутирован или получил новую атрибуцию в процессе работы над данной диссертацией В фонде рукописей ГМЗ "Гатчина" содержатся ценные источники по истории города XVIII века. Наиболее полно текстовые материалы, связанные с городом Гатчиной, представлены в фонде Гатчинского Дворцового Управления РГИА (ф 491) При работе над диссертацией были использованы также материалы из других фондов этого архива' "Планы и чертежи гражданской архитектуры" (ф. 1488), "Планы и чертежи Министерства Императорского Двора" (ф. 485), Департамент искусственных дел (ф. 218), Капитул российских орденов (ф 496), Контроль (ф 482), Канцелярия главноуправляющего дворцовыми правлениями и Царским Селом (ф. 486).

В фондах Российского государственного архива древних актов удалось обнаружить интересные документы о строительстве в Гатчине в XVTH веке. В работе использованы материалы из фонда Демидовых (ф 1267) и Дворцового отдела (ф 1239) Обращение к обширному архивному материалу было необходимо в связи с недостаточной изученностью истории проектирования и строительства г Гатчины.

Из опубликованных источников наибольшего внимания заслуживают альбомы образцовых проектов и другие сборники гравированных чертежей, в которых нам удалось обнаружить прототипы гатчинских построек XVIII и XIX веков.

В целях выявления закономерности развития города-резиденции в работе совмещается хронологическое изложение материала, анализ стилистических концепций, описание отдельных зданий и ансамблей с характеристикой эстетических предпочтений, мировоззренческих позиций и политических установок тех представителей русского императорского дома, которые владели Гатчиной с конца ХУЛЕ до середины XIX века.

Объектом исследования являются планы г. Гатчины конца XVIII - середины XIX века, сохранившиеся постройки этого периода, проекты зданий, ансамблей и комплексов города, отражающие творческие замыслы коронованных заказчиков и работавших в тесном контакте с ними архитекторов

Предметом исследования является архитектурный облик, планировочная, объемно-пространственная структура города Гатчины конца XVIII - середины XIX века в контексте русской градостроительной культуры этого периода.

Цель работы - выявление специфики Гатчины конца XVIII -середины XIX века как города-резиденции, отразившего архитектурные вкусы и политические установки своих владельцев, и своеобразной модели, на которой отрабатывались новые архитектурные решения и идеи.

Задачи исследования:

1. Систематизация источников по проектированию и строительству города в XVIII, первой половине XIX века.

2. Выявление роли царственных владельцев Гатчины в направлении строительных процессов в городе

3. Определение влияния зарубежных прототипов на формирование города

4. Выявление роли отечественных образцовых проектов в формировании архитектурного облика Гатчины.

5. Определение воздействия господствующих в каждый из рассматриваемых периодов архитектурных и градостроительных теорий на развитие города, а также места и роли Гатчины в истории архитектуры России конца XVIII - середины XIX века

Хронологические рамки исследования.

Строительные процессы в Гатчине, с 1796 по 1917 годы являвшейся собственностью нескольких представителей российского императорского дома, во многом направлялись волей ее царственных владельцев. В разные периоды истории города участие владевших им императоров в проектировании и контроле за строительством отличалось различной степенью интенсивности. До середины XIX века влияние владельцев Гатчины на ее формирование и развитие было определяющим, во второй половине XIX - начале XX века оно постепенно ослабевало. С 1880-х годов возрастает роль общественности в строительных процессах, происходящих в городе, и деятельность архитекторов Гатчинского дворцового правления приобретает большую самостоятельность.

Нам представляется, что наиболее ярким в истории города Гатчины был период интенсивного влияния царственных владельцев на его развитие. Хронологические рамки данного диссертационного исследования ограничиваются этим периодом, длившимся с 1783 по

1855 год. В 1783 году великий князь Павел Петрович вступил во владение Гатчиной и она стала резвденцией будущего императора. Несмотря на то, что Гатчинский посад получил статус города только в 1796 году, к этому времени он уже имел четкую планировочную структуру и был достаточно плотно застроен. Планировочные и строительные работы, проводившиеся до 1796 года, определили лицо будущего города, поэтому необходимо начать изучение истории Гатчины со времени вступления великого князя в права владельца. Вдова Павла, императрица Мария Федоровна, и ее сын, император Николай I, последовательно владевшие Гатчиной с 1801 по 1855 годы, оставили заметный след в истории города. Со смертью Николая I в 1855 году заканчивается период активного влияния владельцев Гатчины на развитие ее планировочной структуры и особенно архитектурного облика

Методология исследования.

Реализация исследовательских задач диссертационной работы обусловила применение совокупности различных методов.

Метод формально-стилистического анализа потребовался для атрибуции ряда архитектурных объектов и чертежей, а также для определения художественной ценности анализируемых объектов.

Метод исторической реконструкции был использован для воссоздания в исследовании планировочной структуры и архитектурного облика Гатчины в каждый из значительных периодов ее развития

Историко-хронологический анализ материала потребовался для определения последовательности изменений, происходивших в планировочной структуре и архитектурном облике города.

Сравнительный анализ иконографических источников был проведен с целью определения степени влияния зарубежных прототипов и отечественных образцовых проектов на формирование города и выявления процента реализации проектов.

Биографический метод оказался необходимым в работе в связи с определяющей ролью владельцев Гатчины в ее формировании и развитии.

Научная новизна исследования.

В данном диссертационном исследовании архитектурная история города Гатчины была рассмотрена под углом отражения в ней эстетических предпочтений и мировоззренческих позиций ее царственных владельцев. Личность монарха раскрывается не только в

политических программах и законодательных актах периода его царствования, но и в архитектурном облике его резиденций Проведенное исследование позволило добавить новые штрихи к портретам русских императоров и их роли в развитии русского искусства Кроме того, формирование архитектурного облика Гатчины рассматривается в работе в контексте градостроительной культуры и архитектуры конца XVIII - середины XIX века, что позволяет понять специфику города

В диссертации впервые полностью была проанализирована история проектирования и строительства большинства гатчинских зданий и комплексов. В научный оборот были введены многие неизвестные ранее источники. Собранная в различных архивах информация дала возможность составить достаточно полную картину проектирования и строительства Гатчины в конце XVIII - середине XIX века, необходимую для дальнейших обобщений.

Результаты анализа архитектурных чертежей XVIII века, проведенного в данном диссертационном исследовании, позволили отказаться от многих стереотипов, бытующих в современной литературе о городе Гатчине конца XVIII века. Наиболее устойчивым из них является утверждение, что Гатчина напоминала в то время небольшой прусский городок, в то время как выявление прототипов гатчинских построек XVIII века показало, что все они были французскими. Ни один из парижских прототипов гатчинских зданий, выявленных в ходе данного исследования, не был ранее известен и опубликован.

Впервые было проведено сравнение проектов, выполненных для Гатчины в XIX веке, с отечественными "образцовыми фасадами" частных домов XIX века всех годов выпуска, а также изданиями, альтернативными альбомам образцовых проектов. В результате исследования было обнаружено много конкретных прототипов гатчинских построек

Выявленные прототипы гатчинских зданий 1840 - 1850 - х годов, дополненные обнаруженными в архивах текстовыми документами, позволили сделать вывод о заметном влиянии на гатчинскую архитектуру этого времени немецких образцовых проектов и творчества К.Ф. Шинкеля Влияние немецких проектов на гатчинскую архитектуру середины XIX века не отмечалось ранее исследователями.

Положения, выносимые на защиту.

1 Гатчина, одна из резиденций русских императоров, в 17831855 годах была городом, в котором в соответствии с волей царствующего монарха воплощались архитектурные и планировочные идеи, предполагавшиеся для широкого введения в русскую градостроительную культуру. Каждый из коронованных владельцев города этого периода старался приблизить его архитектурный облик к тому образцу, которому, по его мнению, должна была соответствовать архитектура всего государства.

2. В истории проектирования и застройки Гатчины указанного периода отразились эстетические идеалы и политические убеждения трех ее царственных владельцев — Павла I, Марии Федоровны и Николая I. Личность заказчиков особенно ярко проявлялась в стилистических изменениях гатчинской архитектуры.

3. Уникальность города Гатчины в эпоху ее проектирования и застройки по замыслу цесаревича, а впоследствии императора Павла I, связана с созданием образа идеального города западноевропейского типа с ориентацией на ансамбли Парижа эпохи абсолютной монархии и средневековую крепостную и замковую архитектуру

4. Уникальный облик Гатчины, отражавший политические и эстетические идеи Павла I, был нивелирован и приведен в соответствие с градостроительными требованиями и эстетическими нормами высокого классицизма в эпоху Марии Федоровны, а в царствование Николая I Гатчина оказалась в авангарде стилистических перемен в массовой застройке русских городов.

5. История проектирования города Гатчины в период 17831855 годов тесно связана с использованием графических материалов — в первую очередь гравированных проектов, выбор которых в качестве прототипов будущих построек был излюбленным способом коронованных владельцев влиять на развитие архитектуры принадлежащих им городов.

Практическая значимость работы.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании выставок, подготовке каталогов музейных коллекций, реставрации городских зданий, создании перспективных планов развития Гатчины

Материалы исследования уже были использованы на практике при создании выставок Автором была разработала концепция, подготовлен тематико-экспозиционный план, аннотации, экспликация

выставки по истории города Гатчины "Веков ушедших отраженье", проходившей в Приоратском дворце с 30.05.03 по 21.09.03.

В том же году разработана концепция, подготовлены тематико-экспозиционный план, аннотации и экспликация выставки ". Придавать домам хорошие фасады" Город Гатчина в проектах архитекторов XVIII - XIX веков", проходившей в Российской Национальной библиотеке с 4 11.2003 по 15.12.2003. По материалам выставки подготовлены три телесюжета на каналах "Информ ТВ", "ЛОТ", "Орион".

Для выставки "Император Павел I", проходившей в центральном выставочном зале "Манеж", были отобраны предметы из фондов архитектурной графики, рукописей и редкой книги ГМЗ "Гатчина", составлены научные аннотации на 50 предметов, на базе которых в дальнейшем был сделан ряд экспликаций выставки

Результаты данного исследования, оформленные в виде научно-исторических справок, используются в работе экскурсоводами ГМЗ "Гатчина".

Апробация исследования.

Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на научных конференциях. "Штакеншнейдеровские чтения" (Государственный музей - заповедник "Петергоф", 8-9 августа 2002 г); VIII Царскосельская научная конференция "В тени "больших стилей" (Государственный музей - заповедник "Царское Село", 25 -27 ноября 2002 г); "Пространство и время воображаемой архитектуры", (Государственный музей - заповедник "Царицыно", 29 сентября - 1 октября 2003 г), "Императорская Гатчина" (Государственный музей - заповедник "Гатчина", 28, 29 октября 2003 г.); "Император Павел I - взгляд XXI века. К 250-летию со дня рождения" (Государственный музей - заповедник "Гатчина", 21 - 22 октября 2004 г); "Синтез искусств и рождение стиля" (Государственный музей - заповедник "Царицыно", 29 сентября - 1 октября 2004 г.). По теме диссертации были опубликованы 8 научных статей, альбом и научный каталог.

Структура работы определяется хронологией материала. Она состоит из Введения, трех глав- "Гатчина при Павле Петровиче, великом князе и императоре (1783 - 1796 гг)", "История развития города Гатчины при вдовствующей императрице Марии Федоровне (1801 - 1828 гг )", "История развитая города Гатчины при Николае I (1829 - 1855 гг.)", списков источников и использованной литературы и

альбома иллюстраций. Совпадение основных разделов работы с периодами владения Гатчиной Павлом I, Марией Федоровной и Николаем I соответствует их роли в разработке новых генеральных планов города, стилистических нововведениях в гатчинской архитектуре.

II. Основное содержание диссертации.

Во введении обоснованы цель и задачи исследования, определена актуальность работы, обозначены объект, предмет и методы исследования, рассмотрена историография вопроса, а также охарактеризованы источники, на которых базируется работа

Первая глава - "Гатчина при Павле Петровиче, великом князе и императоре (1783 -1801)" посвящена истории формирования архитектурного облика города Гатчины в конце XVIII века В начале главы дается характеристика эстетических предпочтений Павла Петровича и тех черт его личности, политических и религиозных идеалов, которые нашли отражение в архитектурном облике города Гатчины. В этом отношении особенно следует подчеркнуть увлеченность Павла I французской культурой, его религиозность и интерес к рыцарским орденам. Из документов Гатчинского городового правления известно, что Павел Петрович сам направлял и контролировал архитектурные процессы в Гатчине и утверждал все проекты возводившихся в это время построек.

В работе характеризуются перспективные планы развития Гатчины начала 1790-х годов Гатчинский посад начал формироваться при Павле. К моменту его вступления в права владельца в 1783 году вблизи дворцово-паркового ансамбля находились только две деревни -Большая и Малая Гатчина. Чертежи 1790-х годов свидетельствует о желании Павла упорядочить планировочную структуру Гатчины, расширить границы застройки посада, придать регулярность плану всего имения

Далее рассматривается история проектирования и строительства четырех "частей" города Гатчины, отдельных архитектурных комплексов и ансамблей от первых проектов до состояния построек к концу царствования Павла I.

Значительное внимание уделяется истории проектирования и строительства Ингербурга, самостоятельного поселения на въезде в Гатчину. В работе анализируются ранние неосуществленные проекты Ингербурга в виде крепости со рвом, валом, гласисом и равелинами. В этой главе делается также попытка объяснить феномен Ингербурга, запечатленного на ранних чертежах. Названия улиц и ворог Ингербурга, связанные с религиозными праздниками, характерны для поселения монастырского типа, что, видимо, было обусловлено романтическим увлечением Павла рыцарскими орденами В проекте Ингербурга Павел Петрович, вероятно, пытался связать свои представления об идеальном городе с образом рыцарской твердыни, защитницы христианских идей и установленного богом миропорядка. В дальнейшем архитектурные ансамбли, вызывавшие ассоциации со средневековыми замками, крепостями и монастырями, нашли широкое распространение в резиденциях Павла Петровича.

Одно из зданий на раннем проекте Ингербурга имеет конкретный французский прототип Проект ратуши является незначительно видоизмененной копией водонапорной башни "Самаритянка" на Новом мосту в Париже, чертеж которой был опубликован в книге Ж.Ф. Блонделя "Французская архитектура.. "12. Башня была построена инженером Линтлаером в 1607 году, перестраивалась Р. де Котом в начале XVIII века В 1813 году ее разрушили.

Дальнейшая история проектирования Ингербурга демонстрирует активное использование французских прототипов при разработке архитектурно - строительных чертежей Нам удалось определить, что окончательный план Ингербурга является копией плана парижской Королевской мануфактуры Гобеленов середины XVIII века, чертеж которой был также опубликован в 1752 году в "Французской архитектуре. ." Блонделя. Точная копия плана мануфактуры окружена на новом проекте Ингербурга рвами, валами, гласисом, равелинами. Таким образом, в архитектурном образе одного и того же комплекса нашли отражение как идеи рыцарского замка, так и города мастеровых эпохи абсолютной монархии. Павел Петрович понимал, что величие и блеск французского двора эпохи абсолютизма

12 Blondel J. F Architecture Française ou recueil de plans, élévations, coupes et profiles des églises, maisons, royales palais, hôstels Vol 1-4 Paris, 1752 - 1756

обеспечивались централизованным и эффективным управлением мастерскими, создававшими высококачественную продукцию, необходимую для декорирования и меблировки королевских дворцов Некоторые отдельные здания Ингербурга также имели французские прототипы. Архивные документы свидетельствуют, что проекты зданий для Ингербурга разрабатывал В Бренна

В соответствии с окончательным планом Ингербург строился с 1794 по 1801 год. Были возведены казармы, ратуша, школа, дома Е.И Нелидовой, H.H. Демидова, А.Б. Куракина, А.Л. Нарышкина, С.М Голицына и др В процессе строительства отказались от устройства крепостного вала, рва, равелинов и гласиса, показанных на ранних чертежах.

Сразу за Ингербургом начинался Гатчинский посад (с 1796 года - город Гатчина). В формировании его облика особенно важное место заняли работы по застройке главной его магистрали - Большой улицы, которая являлась частью Порховской дороги, проходившей через Гатчинский посад В работе подробно анализируется история проектирования и застройки Большой улицы, а также композиционно связанных с ней Малогатчинской, Бомбардирской и Загвоздинской улиц. Проекты зданий разрабатывались под влиянием французской архитектуры конца XVII - начала XVIII века Некоторые постройки имели конкретные парижские прототипы. Например, на композиционное и декоративное решение госпиталя на раннем проекте повлияло оформление главного фасада Дома Инвалидов в Париже (JI. Брюан, Ж Ардуэн-Мансар, 1671-1708)

Важным композиционным акцентом Большой улицы была и остается площадь Коннетабля. Архитектурный замысел ансамбля в целом, включая мосты и площадь с обелиском (построен в 1792 -1793 гг К.А. Пластининым), имел свой прообраз - площадь с памятником коннетаблю Монморанси в Шантийи. Влияние Шантийи на формирование площади Коннетабля неоднократно отмечалось исследователями Анализ чертежей XVIII века показывает, что существовали проекты построек вблизи площади, также имевшие французские прототипы. Со стороны Приоратского парка предполагалось возвести собор, в плане являвшийся точной копией парижского собора Дома Инвалидов (Л Брюан, Ж.А. Мансар, Р де Котт, 1671 - 1735). Со стороны дворца планировали построить ворота, архитектурный облик которых восходил к парижским воротам Сен Дени (Ф. Блондель, 1672). Эти проекты не были осуществлены, но

представляют интерес с точки зрения художественного уровня архитектурных объектов, вдохновлявших Павла и работавших в его резиденции архитекторов

Большая улица вместе с Загвоздинской, Бомбардирской и Малогатчинской составляли значительные 2-ю и 3-ю части города Гатчины. Другой важной, "первой", частью Гатчины была территория вблизи Гатчинского дворца.

В работе анализируются неосуществленные проекты застройки этой части Гатчины С Гатчиной связан интересный этап предыстории Михайловского замка Еще до вступления Павла на престол возле Гатчинского дворца планировали возвести новый дворец, проект которого представлял собой ранний вариант Михайловского замка.

Особый интерес представляет история проектирования казарменного и гофмаршальского комплексов Екатеринвердера Существовало несколько грандиозных проектов застройки прилегающей к дворцу территории, сменявших друг друга почти каждый год При разработке планов комплексов и фасадов отдельных зданий использовались итальянские и французские прототипы, один из проектов был точной копией строившегося в то время на въезде в Гатчину Ингербурга. Несмотря на то, что первые работы, связанные с реализацией раннего проекта, начались в 1795 году, ни один из замыслов не был осуществлен. Планы Гатчины конца XVIII - начала ХЗХ века фиксируют на месте Екатеринвердера только одиноко стоящую башню, остатки каменной ограды и сарай.

В конце XVIII века существовал проект возведения напротив Дворцовых конюшен на месте современного Липового сада нового корпуса дворца с театром. В ГМЗ "Гатчина" имеется три варианта фасадов этого корпуса. Мы установили, что фасады здания на одном из проектов повторяют с большой степенью точности восточный и южный фасады Лувра (КПерро, 1667 - 1674) В дальнейшем от реализации проекта отказались.

В первой главе анализируется также история проектирования и застройки Мариенбурга и прилегающей к нему территории. Среди проектировавшихся для этого района построек наибольший интерес представляет монастырь Св. Харлампия. АД. Захаров разработал проект комплекса, напоминавшего средневековый монастырь с мощными контрфорсами и колокольней над домовой церковью. На колокольне и над дверным проемом предполагалось поместить мальтийский крест. Вероятно, здание предназначалось для кавалеров

мальтийского ордена. Работы по строительству монастыря, начатые 9 ноября 1800 года, прекратились со смертью императора. Та же участь постигла и другие строительные начинания Павла I. В 1801 году по распоряжению Александра I прекратились все незавершенные работы в Гатчине Однако сделано было к тому времени уже очень много Рядом с гатчинскими парками вырос регулярный город, архитектурный облик которого был архаичен для конца ХУШ века, но ярко отражал эстетические воззрения Павла I Крыши с переломом, рустованные пилястры, фигурные люкарны, служившие приметами гатчинской архитектуры, скорее были бы характерны для России петровского времени, но для Павла они служили напоминанием о французской архитектуре эпохи абсолютизма Сравнительный анализ гравированных проектов известных парижских зданий из "Французской архитектуры ..." Ж.Ф. Блонделя и гатчинских чертежей дает возможность предположить, что большинство гатчинских проектов было создано на основе французских гравюр из этого издания Вероятно, Павел видел город Гатчину Парижем в миниатюре и мечтал воспроизвести в своей любимой резиденции все лучшее, что было создано в великом городе в XVII - первой половине XVIII века. Вместе с тем, большинство проектов, выполненных на базе французских образцов, было творчески переработано их создателями. Облик многих сооружений выглядит на гатчинских проектах строже и иногда скромнее. Вне всякого сомнения, уменьшение размеров рада построек, упрощение их декоративного убранства было во многом вызвано ограниченностью средств, которыми располагал Павел в великокняжеский период, когда разрабатывалось большинство проектов для Гатчины, а также тем, что проекты создавались для небольшого, расположенного среди лесов и полей поселения, которое Павел, вероятно, рассматривал как плацдарм для будущих преобразований во всей империи. Вместе с тем, в архитектурном облике зданий, проектировавшихся в Гатчине на базе французских образцов, отразилась эпоха зрелого классицизма, в которую возникали эти новые проекты, и творческий почерк архитекторов, их разрабатывавших. В проектах для Гатчины павловского времени проявило себя новое ансамблевое мышление в масштабах города, которое станет характерным для русской архитектуры только в первой четверти XIX века.

Проектирование ряда городских комплексов Гатчины в виде средневековых крепостей, замков и монастырей было обусловлено

повышенным интересом Павла к рыцарским орденам и демонстрировало желание великого князя и затем императора реконструировать религиозные опоры монархии, облагородить ее "твердые начала" романтизмом в духе Средневековья.

Во второй главе "История развития города Гатчины при вдовствующей императрице Марии Федоровне (1801 - 1828)"

анализируются изменения архитектурного облика и планировочной структуры Гатчины в первой трети XIX века. В начале главы характеризуются эстетические предпочтения императрицы, характерные особенности развития русской архитектуры эпохи высокого классицизма, роль Марии Федоровны в формировании архитектурного облика города Павловска, другой загородной резиденции императрицы.

Вероятно, ход развития современной архитектуры соответствовал вкусам и художественным идеалам Марии Федоровны Для нее К.И. Росси перестроил в 1818 - 1822 годах дворцово-парковый ансамбль на Елаганом острове, ставший одним из замечательных памятников архитектуры русского классицизма. В любимой загородной резиденции Марии Федоровны Павловске в первой трети XIX века работали выдающиеся архитекторы высокого классицизма Ж Б Тома де Томон, А.Н. Воронихин, К.И Росси. В этот период парк и сам город Павловск обогатились торжественными и строгими сооружениями, характерными для русской архитектуры того времени.

В 1801 году Мария Федоровна вступила во владение Гатчиной. Она сама решала все вопросы по управлению городом, ежегодно внимательно рассматривала отчеты директора о деятельности городового правления.

Архитектором Гатчинского городового правления в 1813 году стал талантливый выпускник Академии Художеств А.М. Байков (17901854 гг.). A.M. Байков осуществлял общий контроль за строительством в Гатчине в 1810-1850-е годы. В диссертации уделяется значительное внимание деятельности этого талантливого архитектора, посвятившего всю свою жизнь Гатчине.

При Марии Федоровне был разработан новый генеральный план развития города, соответствующий градостроительным требованиям эпохи высокого классицизма. В этом отношении Гатчина шла в ногу со временем, так как упорядочивание планировочной

структуры малых городов было частью правительственной градостроительной программы первой половины XIX века

Стиль гатчинских построек изменился при Марии Федоровне. Вдовствующая императрица распорядилась использовать при создании проектов для частных домов в Гатчине "образцовые фасады", разработанные в 1809 - 1812 годах архитекторами В.И. Гесте, ЛИ Руска, В.П. Стасовым. Альбомы "образцовых фасадов" были куплены городским правлением Гатчины в 1822 году Нам удалось выявить ряд чертежей А М. Байкова, разработанных на базе образцовых проектов для частных домов Они подробно анализируются в работе.

* В рассматриваемой главе значительное внимание уделяется истории проектирования и строительства новых общественных зданий и ансамблей на Большом проспекте (так стала называться в XIX веке Большая улица). В этот период проекты для значительных гатчинских ансамблей и комплексов создавали такие известные архитекторы, как А Е Штауберт, А.Н. Воронихин, А.Д Захаров, КпИ. Росси, Д Квадри. Ряд проектов не был осуществлен, но они представляют несомненный интерес для истории русского искусства, поскольку разработаны выдающимися архитекторами эпохи классицизма.

Характерным примером перестройки значительных сооружений павловского времени в "новом стиле" послужила перестройка по проекту А Е. Штауберта гатчинского госпиталя (1820 -1823 гг), в ходе которой архитектурный облик здания значительно изменился. Деревянная колокольня, определявшая силуэт госпиталя в XVIII веке, не была воссоздана в камне после перестройки, хотя и существовал проект ее возведения с незначительными изменениями Новое здание госпиталя с ризалитом, имитирующим увенчанный треугольным фронтоном колонный портик, соответствовало требованиям своего времени. Это была торжественная постройка эпохи высокого классицизма, которая мало чем напоминала госпиталь павловского времени. Здание сохранилось без значительных изменений

Другим примером такого рода служит история перестройки Каменного каре. В 1802 году Гатчинское городовое правление заключило с подрядчиками договор о перестройке ими каре под нужды учрежденного Марией Федоровной Сельского воспитательного дома. В том же году здание было надстроено двумя этажами. Перестройка каре носила чисто функциональный характер. В ходе нее

архитектурный образ сооружения значительно пострадал. Одноэтажная постройка XVIII века с возвышающимися по углам над основным объемом башнями напоминала средневековые крепости, отвечала романтическим настроениям Павла I. После перестройки основной объем здания был уравнен по высоте с башнями, что упростило образный строй сооружения. Сельский воспитательный дом был открыт 22 мая 1803 года.

Несмотря на перестройку, здание Сельского воспитательного дома оказалось тесным для питомцев. Возле него возводились новые деревянные флигеля, покупались расположенные рядом с воспитательным домом частные дома. Мария Федоровна предполагала значительно расширить Сельский воспитательный дом и присоединить к нему комплекс воспитательного селения для слепых детей Проекты новых построек для этих учреждений разрабатывали А.Н Воронихин и А.Д. Захаров. Проект училища для слепых в Гатчине в 1820 году разработал К.И Росси. Выполненные в прекрасных классических пропорциях проекты этих архитекторов в случае осуществления могли бы значительно обогатить архитектуру города Гатчины. Однако от реализации проектов отказались по финансовым соображениям.

В 1824 - 1828 годах для Сельского воспитательного дома по проекту Д. Квадри было возведено монументальное трехэтажное здание в стиле высокого классицизма, оформившее комплекс со стороны Большого проспекта. Оно сразу же стало одним из наиболее величественных архитектурных сооружений Гатчины.

Индивидуальность Марии Федоровны сказалась не столько в архитектуре новых зданий, сколько в их функциональном назначении. Большинство из значительных гатчинских сооружений первой трети XIX века предназначалось для благотворительных учреждений Известно, что именно благотворительная деятельность Марии Федоровны привела к реконструкции нескольких значительных территорий Петербурга, придав им учебное или больничное назначение

Таким образом, Гатчина первой трети XIX века развивалась в ногу со временем, в городе появились новые замечательные ансамбли, однако активная перестройка зданий павловского времени и стремление оформить фасады всех городских построек в едином ключе в стиле высокого классицизма привели к тому, что уже в этот период своеобразие и уникальность павловской Гатчины были утрачены навсегда

В третьей главе "История развития города Гатчины при Николае I (1829 - 1855)" анализируются изменения, произошедшие в архитектурном облике Гатчины в этот период. В начале главы характеризуется роль Николая I в развитии русской архитектуры середины XIX века, его участие в составлении проектов для Петербурга и его пригородов. При Николае I в русском искусстве классицизм сменился эклектикой. В работе отмечается значительная роль императора в этом процессе. Особое внимание в этой части главы уделяется интересу Николая I к немецкой архитектуре, так как немецкие образцовые проекты оказали влияние на формирование архитектурного облика Гатчины Стремление Николая I возродить в архитектуре национальный стиль, особенно при возведении культовых сооружений, также характеризуется в работе. В этой части главы рассматривается и роль отечественных образцовых проектов в развитей русской архитектуры николаевского царствования, так как образцовые проекты 1838-1856-х годов активно использовались гатчинскими архитекторами. Исследователи по-разному оценивают вклад Николая I в развитие русской архитектуры, но несомненно его непосредственное влияние на художественные процессы в России и огромный размах направляемых императором строительных работ. Особенно наглядно и ярко проявилась личность императора в преобразовании его загородных резиденций и в первую очередь Петергофа

В Гатчине при Николае I также развернулись значительные строительные работы. Изменения планировочной структуры города происходили в два этапа. Так, в 1830-1840-е годы проводились работы, связанные с осуществлением проекта планировки Гатчины, разработанного в конце 1810-х годов. В 1830-е годы решено было расширить и упорядочить территорию Мариенбурга, достаточно обособленной самой западной части Гатчины. Николай I сам участвовал в его проектировании Он обозначил на плане карандашом новые границы Мариенбурга и "выпрямил" на чертеже его улицы.

Четкой геометрической планировке сложившегося к середине XIX века города Гатчины соответствовал архитектурный облик построек. До 1835-го года частные дома и общественные здания возводились в стиле классицизма. При возведении частных зданий продолжали активно использовать образцовые проекты 1809 - 1812 годов. Нами была выявлена целая серия проектов А.М.Байкова 1830-х

годов из собрания ГМЗ "Гатчина", выполненных по этим образцовым проектам По образцовому проекту для военных поселений в 18311832 годах строилась Павловская слобода на въезде в Гатчину. Однако с начала 1830-х годов А.М.Байков обращается при проектировании также к руководству по построению деревянных домов В. Федосеева, изданному в 1831-м году В. Федосеев поместил в свое издание проекты домов в стиле классицизма, отличающиеся от "образцовых" проектов большей декоративностью, контрастным сочетанием гладких плоскостей стены с рельефными деталями.

Главной магистралью Гатчины в царствование Николая I по-прежнему оставался Большой проспект. В 1830-е годы облик его претерпел существенные изменения

С 1829 по 1831 год по проекту В.А. Глинки перестраивался под казармы лейб-гвардии гарнизонного батальона Ингербург. Почти никаких новых казарм не было построено в этот период В основном перестраивались здания павловского времени. Ко времени перестройки уже был снесен ряд построек восточной части комплекса, где в конце XVIII века находились дома, принадлежавшие лицам из окружения Павла I. Все значительные здания перестроенного Ингербурга получили скупой декор позднего периода развития классицизма

На всем протяжении Большого проспекта вдоль него располагались наиболее значимые общественные постройки. В работе подробно анализируются общественные здания и частные дома, возведенные на Большом проспекте и прилегающей к нему территории в николаевское царствование. Особого внимания заслуживает перестройка "госпитального городка" 1830 - 40-х годов. Все деревянные здания были заменены каменными постройками Рядом с госпиталем был создан законченный архитектурный ансамбль, с наибольшим эффектом открывавшийся со стороны Большого проспекта.

Анализ проектных чертежей начала 1830-х годов показывает, что задуманное Марией Федоровной превращение Гатчины в образцовый классицистический город было поддержано и продолжено в этот период начинаниями ее сына. Однако с 1835 года классицизм в Гатчине начал постепенно уступать свои позиции эклектике. В этом году министр императорского двора князь П.М Волконский по приказу Николая I отправил в Гатчину 30 тетрадей немецких "образцовых фасадов", изданных К.А. Менцелем в 1830 - 1834 годах

Эти проекты должны были служить образцами для гатчинских построек Проекты из издания К А. Менцеля демонстрировали композиционные решения фасадов, декоративные детали и орнаменты, впоследствии широко встречающиеся в "неостилях" эклектики неогрек и неоренессанс Издание К.А Менцеля было отправлено Николаем I в Гатчину в том же году, что и в Царское Село Вероятно, император рассматривал города придворного ведомства как своего рода плацдарм для новых преобразований, создавая образцы городской застройки для подражания при строительстве в других городах. Исследователи неоднократно отмечали, что с момента отправки в Царское Село тетрадей К.А. Менцеля в массовой застройке русских городов начался постепенный переход от классицизма к эклектике. Факт отправки проектов Менцеля в Гатчину не был ранее широко известен В Петергофе, любимой резиденции императора, к тому времени уже были возведены городские здания в "неоготическом стиле".

A.M. Байков использовал при проектировании построек для Гатчины только отдельные декоративные мотивы либо общие композиционные решения представленных у Менцеля образцов. Здания на проектах из тетрадей К А. Менцеля скорее подходили для богатых загородных домов, чем для частной застройки небольшого города Вместе с тем А М Байков буквально скопировал в двух своих проектах чертеж более скромного по размерам и характеру оформления дома из другого рекомендательного издания, составленного под влиянием творчества К Ф. Шинкеля13 Роль Шинкеля в развитии русской архитектуры и формировании "стиля неогрек" была очень значительной. В ХЕХ веке его считали основоположником "неогреческого стиля" и даже называли это стилистическое направление эклектики "шинкелевским стилем". В соответствии со стилистическими предпочтениями КФ Шинкеля большинство проектов из издания "Архитектор XIX столетия .. " выполнено в "стиле неогрек"

В дальнейшем А.М. Байков неоднократно обращался к предложенному в различных вариантах в этом издании типу "дома с

13

Архитектор XIX столетия или магазин дня городских и сельских хозяев, состоящий из архитектурных чертежей, рисунков и разных хозяйственных построек, с присовокуплением чертежей и рисунков знаменитого берлинского архитектора Шинкеля (СПб, 1840)

мезонином", декорированного с использованием мотивов античной и ренессансной архитектуры.

В 1843 году министр императорского двора по приказу Николая I отправил в Гатчину тетради чертежей с новыми образцовыми проектами 1838 -1843 годов "для применения .. к обывательским постройкам". Новые тетради кардинально отличались от "образцовых фасадов" 1803 - 1830 годов, так как демонстрировали отход от классицизма и были выполнены под влиянием проектов Шинкеля и Менцеля. В Гатчине по новым образцовым проектам возводились как частные постройки, так и казенные здания В диссертации анализируется ряд проектов, выполненных по этим "образцовым фасадам"

С 1850 года большое значение придавалось застройке Бульварной улицы. Это было связано с расширением Гатчины на восток и образованием новых улиц и кварталов. Некоторые кварталы император обозначил на плане собственноручно. В соответствии с пожеланием Николая I на бывшей границе города, за Бульварной улицей, предполагалось устроить новую площадь с собором в центре и зданиями присутственных мест, полиции и тюрьмы по периметру. Проектирование административных построек, которые должны были оформить новую площадь, поручили А М. Байкову. В ГМЗ "Гатчина" сохранились созданные A.M. Байковым в 1847 году проекты зданий присутственных мест и тюрьмы На решение фасада здания присутственных мест, спроектированного А.М Байковым, повлияли образцовые проекты зданий "для помещения уездных присутственных мест" 1845 года. Проекты административных зданий для Соборной площади не были реализованы Впоследствии площадь застроили частными деревянными домами.

Разбивка на участки новых кварталов утверждалась императором и была жестко регламентирована. В соответствии с волей Николая I участки увеличивались в размере и должны были составлять не менее 15 сажен по улице "... для того, чтобы можно было строить дома более в виде дач" с большими садами возле них. Сохранилось несколько домов, построенных в царствование Николая I на Бульварной улице. В работе подробно рассматривается история их проектирования и строительства

В середине XIX века в Гатчине стали появляться первые постройки в "русском стиле", впоследствии широко распространившиеся в застройке Гатчины На площади, за

Бульварной улицей, Р.И. Кузьмин построил в 1846 - 1852 годах Павловский собор в "русско-византийском стиле" Собор, как и многие церкви, построенные по указу императора в это время, являлся архитектурным выражением государственной идеологии

Одним из первых частных домов, возведенных в "русском стиле", была дача архитектора Р.И. Кузьмина. В 1853 году ему был пожалован участок возле вокзала Варшавской железной дороги. Николай I придавал большое значение застройке территории возле железнодорожного вокзала и лично утверждал планы и фасады всех построек на участке Кузьмина

В царствование Николая I территория Гатчины значительно расширилась. Город получил четкую планировочную структуру и границы, в которых существовал до 1917 года. Именно в царствование Николая I и по его пожеланию Гатчина стала превращаться в дачный пригород Петербурга, что определило дальнейший характер развития города. Утопающая в садах деревянная Гатчина рубежа XIX и XX веков была результатом бережного отношения к традиции планировки и строительства дачного города, заложенной в середине XIX века.

Пристальное внимание императора к строительным процессам, происходившим в дворцовых пригородах Петербурга, отражало характерное для Николая I стремление максимально благоустроить и упорядочить окрестности столицы Российской империи. При Николае I была принята программа благоустройства двух уездов - Санкт-Петербургского и Царскосельского. Согласно проекту 1845 года эти два уезда предполагалось привести во всех отношениях в образцовое состояние, чтобы в дальнейшем они служили примером для других губерний и уездов. Образцами совершенных рекреационно-хозяйственных комплексов, в которых эстетическое и практическое начала были неразрывно связаны общей культурно-ландшафтной концепцией, должны были стать императорские имения с их парками и дворцовыми городами. Активное строительство в городе Гатчине, окончательное оформление границ парковых ансамблей, устройство новых дорог, связавших Гатчину с Петербургом и Красным Селом, а также возведение по специальным образцовым проектам Павловской и Николаевской слобод наглядно демонстрируют, как эти мероприятия по созданию двух образцовых уездов осуществлялись на территории гатчинского имения.

В заключении еще раз подчеркивается, что решающее влияние на формирование и развитие архитектурного облика города

Гатчины в конце ХУШ - середине XIX века оказали эстетические воззрения и политические идеалы его царственных владельцев Владельцы Гатчины в этот период были яркими представителями градостроительной культуры своего времени. Каждый из них старался приблизить город к тому образцу, которому, по его мнению, должна была соответствовать архитектура всего государства.

Возникший при Павле I город заметно выделялся среди других русских городов конца ХУШ века оригинальностью и в то же время архаичностью своего облика. Архитектурный образ Гатчины полностью сформировался в воображении Павла Петровича и проектных чертежах работавших для него архитекторов еще в великокняжеский период. И если Михайловский замок исследователи часто называют "архитектурным автопортретом" Павла - императора, то город Гатчину можно с полным основанием назвать "архитектурным автопортретом" Павла - великого князя. Большинство проектов гатчинских зданий и ансамблей было выполнено на основе гравюр из "Французской архитектуры" Ж.Ф Блонделя. Проектирование зданий и ансамблей, архитектура которых повторяла фасады известных парижских построек XVII - начала XVIII веков, свидетельствовало о восхищении Павла государственным устройством и уровнем развития градостроительной культуры Франции этого периода Разработка проектов больших городских комплексов Гатчины в виде средневековых крепостей, замков и монастырей была обусловлена повышенным интересом Павла к рыцарским орденам и демонстрировала желание великого князя и затем императора реконструировать религиозные опоры монархии, облагородить ее "твердые начала" романтизмом в духе Средневековья.

Уникальная павловская Гатчина была почти полностью утрачена уже в первой четверти ХЖ века, когда во владение городом вступила вдова Павла, императрица Мария Федоровна. Большинство значительных построек павловского времени в этот период было полностью перестроено в стиле высокого классицизма Частные постройки возводились по образцовым проектам 1809 - 1812 года, и к 1828 году, времени смерти императрицы, Гатчина полностью соответствовала градостроительным требованиям эпохи и ее эстетическим идеалам. Индивидуальность Марии Федоровны сказалась не столько в архитектуре новых зданий, сколько в их функциональном назначении. Большинство из значительных гатчинских сооружений предназначалось для благотворительных учреждений.

Архитектурный облик города Гатчины середины XIX века ярко отражал эстетические взгляды Николая I. В 1830-е и 1840-е годы Гатчина оказалась в авангарде стилистических перемен в массовой застройке русских городов. Интерес Николая I к современной ему немецкой архитектуре в полной мере отразился в гатчинских постройках. Проекты многих зданий были выполнены под влиянием работ выдающегося немецкого архитектора К Ф. Шинкеля и образцовых проектов К А. Менцеля Вместе с тем программное для Николая I стремление возродить русский стиль, особенно в церковном зодчестве, также нашло отражение в гатчинской архитектуре. Построенный Р.И. Кузьминым в "русско-византийском" стиле Павловский собор имел существенное значение для выражения государственной идеи николаевского царствования - официальной народности. Представления императора о том, как должен выглядеть пригород столицы, сказались в превращении Гатчины в дачный город с большими садами возле невысоких деревянных домов. В 1840-е годы Гатчина рассматривалась как одно из важных звеньев в программе приведения в образцовое состояние Санкт-Петербургского и Царскосельского уездов

История развития Гатчины с конца XVIII до середины XIX века наглядно демонстрирует роль гравюры, в частности гравированного проекта, в формировании архитектурного облика города этого периода. При смене исторических стилей новая интерпретация архитектурной формы через гравюру-образец переходила в архитектурный проект и сказывалась при его воплощении. Однако частое использование гравированных образцов при создании новых проектов снижало интенсивность творческого поиска гатчинских архитекторов

В разные периоды своего развития Гатчина имела разное значение для русской архитектуры в целом, но несомненно ее особое место в истории отечественной архитектуры и градостроительной культуры

Основные положения диссертации отражены в следующих. публикациях;

I Культурные ландшафты "большого" Петербурга в царствование Николая I // Памятники истории и культуры Санкг -Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 5 СПб: Белое и черное, 2000 С. 108 - 125 (в соавторстве с С Б Горбатенхо) -1 п л

2. Город Гатчина в царствование Николая I // Штакеншнейдеровские чтения. К 200 - летию со дня рождения А И Штакеншнейдера Петергоф Абрис, 2002 С.53-55 - 0,3 п л.

3. Архитектурная графика А М. Байкова 1830 - 1850-х годов из собрания Государственного музея-заповедника "Гатчина" // В тени "больших стилей" Материалы VHI Царскосельской научной конференции. СПб • Изд-во Государственного Эрмитажа, 2002 С 127-133. - 0,5 п л.

4 Екатеринвердер - часть застройки Гатчины павловского времени, миф или реальность // Императорская Гатчина Материалы научной конференции СПб.: ООО "Форгекс групп", 2003. С.8 -17. - 0,8 п л.

5 Париж в миниатюре. Французские прототипы городских построек Гатчины конца XVEH века // Император Павел I - взгляд XXI века К 250-летию со дня рождения Материалы научной конференции. СПб.. ООО "Селеста", 2004 С. 190-207 -1 пл.

6. Город Гатчина в проектах архитекторов XVIII - XIX веков из собрания Государственного музея-заповедника 'Гатчина": Альбом - каталог. СПб.: Деан, 2005 Вст. статья - 1,5 ал.; научн. аннотации к 85 ил

7. Ингербург на въезде в Гатчину. История проектирования и строительства в XVIII - XIX вв // Пространство и время воображаемой архитектуры Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник Вып 7-8 М.. Пробел - 2000,2005. С. 122 -138. -1,1 п л.

8. Роль гравюры в формировании архитектурного облика Гатчины // Пространство и время воображаемой архитектуры Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып 7-8. М. : Пробел-2000,2005 С. 305- 321 -1,2пл

9. Ингербург Город-крепость Павла I //Архитектура, строительство, дизайн № 3 (44) 2006. С 103 -105 - 0,25 п л

10. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца. Научный каталог С-Пб: Изд-во Сергея Ходова, 2006. - 7,2 п.л

II "Причудливый вкус" Павла I в проектной графике конца XVIII века из собрания Гатчинского дворца.// За гранью стиля Оригинальное в искусстве. Материалы научной конференции. СПб, 2007 С. 48-66 - 0,7 п л

Заказ №719. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». г. Москва, ул. Палиха-2а, тел. 250-92-06 www.postator.ru