автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Генезис Черкесской диаспоры в Арабском мире
Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис Черкесской диаспоры в Арабском мире"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ АФРИКИ
На правах рукописи КУШХАШЕВ АНЗОР ВИКТОРОВИЧ
ГЕНЕЗИС ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ В АРАБСКОМ МИРЕ / НА ПИ1МЕРЕ СИМИ/
Специальность 07.00.03. - Всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических'наук
Москва - 1391
Работа выполнена в Секторе арабских стран Института Африки АН СССР
Научный руководитель - доктор исторических наук
А.М.Васильев
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
В.А.Субботин - кандидат исторических наук Ю.Д.Анчабадэв
Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки
при МГУ им. М.В.Ломоносова
Защита состоится "if* г. в /Учао,
на заседании Специализированного совета К 003.13.01 при Институте Африки АН СССР Адрес: I0300I, Москва, ул.Алексея Толстого, 30/1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Африки АН СССР
Автореферат разослан
■"Z2." 1991 г. .
Ученый секретарь Специализированного совета
кандидат исторических наук Г.Г.Бабаян
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ /
Актуальность исследования обусловлена следующими фактор», ми. В наши дни около 3,5 млн. иммигрантов из Северного и Западного Кавказа жавет в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США, Австралии - всего в 40 странах мира. Подавляющее большинство их составляют черкесы (советские адыгейцы, кабардинцы и черкесы) - около 3 млн. человек и абхазцы - около 350 тыс. человек. Оказавшись эа пределами своей родины в силу исторически сложившихся обстоятельств, черкесские иммигранты сумели противостоять ассимиляционным процессам, сохранить родной язык, обычаи, культуру и принимать активное участие в общественно-политической жизни государств их проживания. В связи с этим возникает необходимость дать анализ проблеме эмиграции черкесов, их роли в социально-политической жизни указанных выше стран, главных проблем черкесского зарубежья наших дней.
Выбор в качестве предмета исследования черкесской общины Сирии определяется следующим:
во-первых, этой общине, как одному из звеньев всего черкесского зарубежья свойственны основные процессы, происходящие во всех зарубежных черкесских общинах;
во-вторых, она шеет более длительные и прочные связи о республиками Северного Кавказа.
Дель исследования состоит в том, чтобы осветить на основе изученного материала место и роль черкесских иммигрантов в социально-политической жизни Сирии со времени их поселения там до,наших дней.
В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:
- осветить причины, формы и периоды проникновения черкесов в страны Ближнего Востока и Соварнг^ Африки;
- дать новый объективный анализ проблемам выселения большей части народов Северного и Западного Кавказа в Османскую империю, роли иммигрантов в социально-политической жизни этого государства;
- показать цели и этапы расселения черкесов османским
правительством на территории Сирии, а также роль иммигрантов в атом региона в годы османского правления;
- исследовать место черкесской общины Сирии в колониальной политике Франции и показать основные аспекты борьбы общины за предоставление ей статуса национального меньшинства и автономии в период французского мандата;
- выявить роль общины в военной истории САР после завоевания независимости страны;
- отразить основные социальные и политические процессы, происходящие в черкесской общине в настоящее время.
Научная новизна и значимость работы определяется презде «сего неизученностью данной проблемы. В советской и зарубежной исторической литературе существуют отдельные публикации, посвященные преимущественно вопросам завоевания Северного Кавказа Россией и выселения черкесов в Османскую империю, однако нет специальных исследований, отражающих дальнейший путь, пройденный иммигрантами в странах бывшей Османской империи. Настоящая диссертация представляет собой первое исследование как в кавказоведении, так и в востоковедении, посвященное истории черкесов Сирии. Она заполняет один из пробелов в истории народов Сирии, так как нельзя считать изученной в полной мере историю страны без отражения в ней истории национальных меньшинств. Диссертация заполняет й один из пробелов в кавказоведении - не может быть в достаточно?"! степени полной история адыгейцев, абхазцев, кабардинцев и черкесов без истории большой их части, проживающей за рубежом.
Практическая значимость. Основные положения и вывода настоящей диссертации могут оказаться полезными практическим организациям, поддерживающим отношения с зарубежными черкесами и в частности с черкесской общиной Сирии. Исследование может быть использовано в учебном процессе - в высших учебных завед шях республик Северного и Западного Кавказа.
Источники и литература. Источниками для написания диссертации послужили документы Архива внешней политики России (АВПР), представляющие собой в основном консульские донесения, в которых отражены процессы переселения черкесов в Турция, их расселение на территории Сирии и Палестины, а также
роль черкесов в межэтнических конфликтах региона.
Использованы в диссертации и материалы Архива черкесского благотворительного общества Сирии ("Адыгэ ф1вд1э хасэ" -черкесс. яз.). В архиве хранятся саше разнообразные материалы: воспоминания участников событий, записки очевидцев, неопубликованные' статьи и книги по проблемам истории и культуры черкесского народа, фотоматериалы и т.д. Главная ценности этих материалов в том, что они составлены представителями самой общины. Однако материалы архива не дают полной картины исторического пути черкесов Сирии, а лишь ее отдельные эпизоды. Объясняется это утерей большей части материалов во время оккупации Израилем Голанских высот в IS67 г.. откуда были изгнаны черкесы. Не имеет архив и строгой систематизации.
В работе использованы опубликованные документы архива Великобритании Public Record Offioо . Документы представляют собой донесения английских консулов, в которых нашли отражение некоторые эпизоды из жизни черкесских иммигрантов в Сирии в конце XIX в.
Важным источником для освещения жизни черкесской общины в период французского мандата стала опубликованные документы Мандатной комиссии Лиги Наций. В них представлены прошения черкесов Сирии о предоставлении им статуса национального меньшинства и автономии.
В диссертации использованы сборники документов, опубликованные в дореволюционный' и советский периода, а также различные статистические материалы и справочники.
Большой фактический материал, посвященный вопросам рос-знйской экспансии на Кавказе и выселения черкесов в Османскую империю содержится в трудах российских историков: Ад. ГГ. Берне В.Каница2', Я.В.Абрамова^, Е.Д.Фзлицина4', Н.Грабовскокг'и
I/ Беряе Ад.П. Выселение горцев с Кавказ-// Русская ста-эина. Т.ЗЗ.Январь.С. 16-173. Февраль. С "¡37-363. Т.36. Октябрь. 3.1-32. С-Пб., 1882.
2/ Какиц Ф. Кавказ на Балканах // Всемирный путешествен-П5К. С-Пб., I87S. С.330-351.
3/ Абрамов Я.В. Кавказские горцы. Краснодар, 1927.
4/ Фелицин Е.Д.Княсь Сефер-Еея Зан // Кубанский сборник. Зкатеринодар, 1904. Т.10. С.1-Т67.
о/ Грабовскцй Н.Присоединение д России Кабзрды и борьба ¡е за независимость // ССК1.Вып.9. I87G. С Л12-212.
д р. Эти авторы старались несколько сгладить военно-феодальные метода царизма в политике завоевания Северного Кавказа и изгнания его народов в Османскую империю, в связи с чем мы нередко сталкиваемся с искажением политических событий, жизни и быта северокавказских народов. Так, в этих книгах народи Кавказа обвиняются в жестокости и агрессивности, что как-будто бы и побудило Россию вести против них войну. Насильственное изгнание черкесов в Османскую империй подменяется идеей чуть ли не добровольного переселения по религиозным и другим причинам, в связи с чем труды историков этой юколы могут рассматриваться только как источник фактического материала.
Новое, объективное освещение данной проблемы представлено в работах советских историков: Г.Кокиева*/, Т.Х.Кумыко-ва2Л А.Х.Касумова3/ и др. Эти труды, написанные на основе архивных материалов дают более объективное освещение причин переселения, и отчасти положения иммигрантов в Османской империи в первые года после иммиграции. Наряду с этим, нельзя не отметить, что в трудах советских историков несколько пре-увеиичина "негативная" роль местных феодалов в указанных событиях. Наиболее обобщающим исследованием по данной теме является работа Г.А.Дэидзария '. В ней представлен глубокий анализ причин, процесса и последствий выселения народов Западного Кавказа, а также роль иммигрантов в общественно-политической жизни Османской империи. Однако, в этой работе освещены преимущественно вопросы абхазской эмиграции и меньше уделено внимания проблемам выселения черкесов и других народов Северного Кавказа.
В некоторых трудах европейских, американских и арабских исследователей по историй арабских стран затрагиваются отдель-
1/ Кокиев Г. Военно-колонизационная политика царизма на Севеоном Кавказе // Революция и горец. 1929.й 4. С.30-35, № 5. С.33-38, № 6. С,32—37.
2/ Кумыков Т.Х. К вопросу о переселении адыгов в Турцию //Ученые записки НБ1У. Вш. 43.Нальчик, 1971, С.12-26.
3/ Касумов А.Х, Разные судьбы. Нальчик, 1967.
4/ Дзидзария Г.А. Махадлшрство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982.
ные стороны жизни черкесов в Сирии, но, как правило, они содержат краткую, агорой и не точную информацию. Среди работ европейских авторов наибольший интерес представляет стаггт французской исследовательницы де-Пру "Черкесы" . Работа охватывает период истории черкесов со времени их расселения в Сирии до середины ЗО-х гг. XX в. Ценным является этнографический материал, написанный на основе личных наблвдений автора, побывавшего среди черкесов, а также статистические данные, приведенные в работе. Но в целом, статья де-Пру носит несколько описательный характер и не отражает достаточно полной картины жизни черкесов, мало уделяется внимания и роли общины в политической жизни региона.
В отдельную группу можно выделить работы черкесов-иммигрантов. Среди них - работа жившего во Франции (конец XIX -начало XX вв.) писателя-публициста М.Ечеруха'*', которая отличается объективным и критическим отражением действительности.
Работы иорданских историков: Шевкета Му£ти Хавжоко "Герои и императоры в черкесской истории"3/, М.Хагондокй "Чер-кесы"У Бэрзедж Нехад "Эмиграция черкесов"5'. В основном, в этих работах объективно отражены проблемы русско-кавказской войны и эмиграции, положение черкеров в Османской империи. Наряду с этим, некоторые работы приведенных авторов подвержены влиянию идеологии, господствующей в стране их проживания. Так, М.Хагондоко склонен преувеличивать роль ислама в жизни черкесов-на Кавказе,'в частности, в период указанных выше событий. Более ваяны в изучении данной проблемы разделы книги этого автора, касающиеся расселения иммигрантв на территории современной Иордании и их участия в общественно-политической жизни края.
I/4e-Proux. 1«вв Tcherkesaea // La Prance Mediterraneene et Afrioaine. P., 1938. Paso. 4. P.43-87.
2/ Ечерух M. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции // "Мусульманин.' Париж, 1910. №6. С. 143-147.
3/ Souket üufti Havjoko. Heroes and Emperors in Circassian History, Beirut, 1972.
4/ Haghandoqa 11.Kb. The Circassians, Amman, 1985.
5/ Берзедж Нехад. Тахджир аш-шаракиса. Амман, 1987.
Особый интерео представляет исследование турецкого историка Иззета Айдемира "Эмиграция"1^. Автор рассматривает миграции черкесов в различные периоды на протяжении двух тысячелетий, но главное внимание он уделяет проблемам завоевания Северного Кавказа Росоией и последовавшего за ней выселения, которое определяет как "Великое изгнание черкесов". Для нас в большей степени ваяны разделы, касающиеся расселения черкесов в Сирии и их роли в политической жизни этой страны. Они написаны на основе западноевропеклшх источников, а также полевых материалов, собранных Иззетом Айдемиром в Сирии,
Богатый фактический материал содержится в мемуарной литературе, это различные путевые заметки, дневники и воспоминания западноевропейских и русских путешественников: разведчиков, агентов, а нередко и ученых. Среди них работы английских путешественников: Лоренса Олифанта^', Эрскин Стюарт^'.
Русских путешественников: полковника Томилова4', врача и антрополога А.В.Елисеева
Среди работ этого жанра особый интерес представляет работа германского археолога Г.Шумахера6'. .Путешественник, посетивший черкесские деревни в 1688 г., запечатлел живую картину жизни иммигрантов, внутренний облик их поселений, собрал статистические данные.
Важное значение в работе над данной темой имел полевой материал, собранный дисоертантом в Сирии в декабре 1990 г. Это различные родословные, биографии, воспоминания участников событий, а также личные наблюдения автора.
В процессе работы над диссертацией автор уделял большое внимание комплексному изучению советских и зарубежных исследований по истории Османской империи, арабских стран, народов Северного Кавказа, а также материалов зарубежной и советской периодической печати.
I/lzzet Aydemir. Qoç. Ankara, 1988.
2/Oliphant L.Land of Gilead with Excursion in the Lebanon. L., 1880.
3/ Stvarte E. Trans-Jordan. L., 1924.
4/ Томилов. Отчет о поездке по Азиатской Турции в 1904 г. С-Пб., 1907.
5/ Елисеев А.В.ГЬперек Малой,Азии. С-Пб., 1887; По белу свету. Т.З. С-Пб., 1896.
6/ Schumacher G. The Jaulan. L., 1889.
Структура исследования отвечает ее'основным задачам. В основу диссертации положен хронологический принцип. Она состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии .
Во введении обоснованы актуальность, цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы, дается обзор источников и литературы.
В первой главе - "Проблемы переселения народов Северного и Западного Кавказа в страны Ближнего Востока и Северной Африки" - приводится краткая характеристика социально-политического строя черкесов, освещаются причины, формы и периоды проникновения черкесов в указанные страны, а также роль черкесов в политической жизни Османской империи.
Диссертантом предлагается периодизация процесса черкесского проникновения в страны Востока: первый период - охватывает IX - середину XIX вв.; второй - середину XIX - начало XX в. В первый период черкесское проникновение в указанные регионы было обусловлено преимущественно двумя факторами -налаженной черкесами эффективной системой военной подготовки и феодальной раздробленностью Северного и Западного Кавказа; черкесские воины, обладавшие хорошими боевыми качествами в условиях отсутствия централизованного государства превращались в своего рода "товар", который находил спрос в деспотических странах Востока. Главными формами этого проникновения являлись - продажа невольников феодалами и найм отдельных групп на военную службу. Численность черкесов возросла в Египте в годы правления тюркских султанов (1250-1382 гг.), которые стали комплектовать основную часть войск из мамлюков (невольников). Скопление в Египте значительного количества черкесских воинов привело к захвату шли власти в 1382 г. В период правления черкесских султанов (1382-Т517 гг.) осуществлялся массовый перевоз невольникоЕ, наемников и родственников мамлюкских военачальников из Северного и Западного Кавказа в Египет. Потеря значительной части, преимущественно молодого населения сыграла отрицательную роль в истории Западной Черкесии и Кабарды - привела к нарушению демографических процессов, ослаблению этих стран в социалыю-экономичес-
ком к -политическом отношениях. В Египте черкесская военно-чиновничья верхушка сохраняла влияние и в годы османского господства и правления династии Мухамеда Али, вплоть до конца XIX столетия.
История черкесов в Сирии складывалась параллельно с ситуацией в Египте, провинцией которого она была в указанные период«. В годы правления черкесских султанов в сирийских городах дислоцировались присланные из Каира военные гарнизоны, назначались губернаторы и т.д. Ь период османского правления в сирийских городах находилось незначительное количество черкесов - преимущественно солдат гарнизонов и их военачальников. В начале XIX в. численность черкесов в арабских странах и, в частности, в Сирии была невелика; большинство их будучи профессиональными воинами гибло в сражениях, уцелевшая часть ассимилировалась в арабской среде.
Второй период связан с массовым выселением черкесов (около 90 % населения) в Османскую империю по окончании завоевания Северного Кавказа царской Россией. План массовой депортации "непокорных горцев" был разработан русским командованием с целью ускорения окончания войны. Правительство Османской империи дало согласие (неофициальное) на данную иммиграцию, также преследуя определенные военно-политические выгоды; оно предполагало расселить иммигрантов в христианских регионах империи с целью использования их в борьбе с местными националистическими силами, а также привлечь их на службу в регулярную армию.
Переселение отдельных групп, преимущественно из числа северокавказской феодальной и старшинской верхушки, осознавшей неизбежность поражения в войне с Россией, началось в 50-х гг. XIX в. Наиболее массовое выселение народа Западной Черкесии произошло в 1863-1864 гг. Необходимость депортации населения именк' Западного Кавказа - черкесов и абхазцев, русское военное командование обосновывало стратегической важностью данного региона. Оно опасалось, что в случае какой-либо очередной войны и появлении у Кавказского побережья Черного моря вражеского флота, черкесы возобновят военные действия. Под натиском царских войск черкесы покидали свои жилища и скапливались на побережье в ожидании кораблей. Переселение проте-
кало в сложных условиях; холодная зима, голод и эпидемические болезни послужили причиной гибели большого количества эмигрантов. Значительное число их погибло и на турецком побережье.
В меньших размерах выселение народов Северного и Западного Кавказа продолжалось вплоть до начала 20-х гг. XX в.
До настоящего времени как среди советских, так и среди зарубежных исследователей нет единого мнения относительно итоговой численности черкесских эмигрантов. Цифры, приводимые в работах разных авторов колеблются в пределах от 600 ООО - до более чем 3-х млн. человек. Это объясняется прежде всего тем, что не установлена точная численность черкесов накануне эмиграции. По мнению диссертанта численность переселенцев из Северного и Западного Кавказа, включая погибших в процессе эмиграции, соответствует как минимум,1,5 млн. человек.
Политику, которую османское правительство проводило по отношению к черкесским иммигрантам можно охарактеризовать следующим образом: султанский двор "заигрывал" с иммигрантской верхушкой, представители которой получали высокие назначения в государственных структурах, земельные владения и др.-В истории Османской империи XIX в. известны имена черкесских офицеров, дипломатов, государственных деятелей и даже великих ■везирей. Среди них: дипломат и политический деятель, великий везир в I86I-I866 гг. Мехмед ад-паша; министр тайной полиции при султане' Абдул-Хамиде П Зия-бей; известный государственный деятель, премьер-министр Туниса в 1873-1877 гг., великий везир Османской империи в 1878-1879'гг. Хайреддин ат-'Гуни-си и др.
Основная масса иммигрантов была использована в военно-политических интересах османского правительства. Значительное количество черкесов было зачислено на военную службу - в регулярную армию и в состав иррегулярной кавалерии (отдельными полками). Силами иммигрантов укреплялись позиции центральной власти на Балканах, где юс было расселено свыше 150 ООО человек.
Во второй главе - "Роль черкесских переселенцев в общественно-политической жизни Сирии п период османского правде-
ния (конец XIX - начало XX вв.)" - рассматриваются цели и этап» расселения черкесских иммигрантов на территории Сирии, их участие в политических событиях региона, хозяйственный уклад и процессы, происходившие внутри черкесской общины.
Расселяя черкесских иммигрантов на окраинах Сирии, османское правительство преследовало ряд политических целей. Бо второй половине XIX в. Сирийско-Палестинский регион был одной из "неспокойных" окраин империи; рост национально-освободительного движения, сопровождавшейся восстаниями и различными антиправительственными акциями, межрелигиозные и межэтнические конфликты, активизация политики колониального проникновения Великобритании и Франции в данный регион обостряли политическую ситуацию.
Османские власти предполагали опереться на черкесских иммигрантов - создать из их поселений военные барьеры, которые должны были оградить земледельческие районы от набегов кочевых племен и использоваться в борьбе с друзским движением.
Переселение черкесов в Сирию осуществлялось несколькими этапами, начиная с середины 60-х гг. XIX в. Часть их направлялась в данный регион после эмиграции с Кавказа, другая -из европейских вилайетов (провинций) империи, где они были расселены прежде. Отдельные группы иммигрантов' были расселены в Сирии в 1865-1866 гг. и в 1872 г. Основную массу черкес ских беженцев из Балкан и Северного Кавказа османские власти расселили в Сирии по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
В годы войны османское правительство привлекло черкесское население Балкан к участию в боевых действиях. Иррегулярные отряды черкесской кавалерии использовались и в борьбе с партизанским движением славянских народов. .
На конференции европейских держав, проходившей в Зтамб} ле в декабре 1876 - январе 1877 гг. с целью подготовки проекта реформ на Балканах, было предложено упразднение иррегулярных войск и выселение черкесов из Балкан в азиатские вилайеты империи.
В ходе боевых действий, при'наступлении русской армии,
черкесы покидали свои дома и уходили вместе с турецкими войсками. В решениях Сан-Сгефанского и Берлинского мирных договоров вопрос о черкесских беженцах фактически был обойден стороной. В текстах договоров лишь указывается, что султан Османской империи "обязуется не употреблять в пограничных гарнизонах иррегулярных войск, как-то башибузуков и черкесов".
Выполняя условия договоров, османское правительство предоставило черкесским беженцам земли в Малой Азии, Сирии и ■ Палестине.
После окончания войны, в эти регионы направлялись на поселение и группы иммигрантов из Северного Кавказа и Абхазии, поток которых возрос после окончания войны.
Начиная с ранней весны 1878 г. в течение двух лет к сирийско-ливанскому побережью прибывали корабли, доставлявшие черкесских беженцев. Сложно установить численность черкесов, перевезенных в Сирию в эти годы. Их перевозка осуществлялась без строгого статистического учета, а значительная часть беженцев погибла в результате тяжелых условий переселения (пребывания под открытым небом в течение длительного времени, эпидемических и инфекционных болезней, голода и неприспособленности к особенностям местного климата). По данным русских консульств (в Бейруте, Дамаске и Халебе) в указанный период в Сирию иммигрировало более 45 ООО черкессов. Иззет Айдемир приводит цифру 70 ООО человек. В меньших размерах черкесская иммиграция в Сирию продолжалась вплоть до начала 20-х гг. XX в., а незначительное количество иммигрантов обосновалось там в 1930 г. и в конце второй мировой войны.
Черкесские иммигранты расселились главным образом в следующих местностях: в санджаке Хауран - на Гбланских высотах; в Заиорданье (совр. Иордания); вблизи современных.городов - Дамаска, Халеба, Хамы, Хомса, Рас-эль-Айн (чеченцы). Незначительное количество их обосновалось в городах: Дамаске, Халебе, Бейруте.
Данные о численности черкесского населения появились после установления мандатного правления Франции в Сирии в 1920 г. Летом 1935 г. французской администрацией было зарегистри-
ровано 4 039 черкесских семей. Исхода из соотношения 5-6 человек в одной семье, численность черкесов могла приблизительно соответствовать 25 ООО человек. На территориях,отошедших под британский мандат в 1935 г. проживало: в Трансиордании - около 9 ООО черкесов, среди которых было 850 чеченцев; в Палестине - 900 черкесов.
С первых же дней по прибытии в Сирию, черкесские иммигранты были вовлечены османским правительством в борьбу с местным населением - земельные наделы, которые иммигранты получили в подарок от султана, бедуины, друзы, курды, туркмены, а в некоторых районах и арабы-феллахи считали своими пастбищными угодьями. Предварительные переговоры,как правило, успеха не имели и земельные споры перерастали в вооруженные конфликты. В некоторых случаях столкновения черкесов с бедуинскими племенами завершались заключением■мирных Д9Говоров. Например, с племенем фадыль в 1880 г. на Голанских высотах, с племенем бени-сахр в Заиорданье. Но в большинстве случаев бедуинско-гчеркесские конфликты приобретали характер кровной мести и затягивались на долгие годы.
Особенно затяжной и ожесточенный характер носил друзско-черкесский конфликт, возникший также в результате спора из-за аемли. Крупные вооруженные столкновения между враадуюцими сторонами имели место в I88I-I889 гг., в 1894 г., и в 1895 г. Османские власти, пользуясь друзско-черкесскмми противоречиями, привлекали черкесские иррегулярные отряды наряду с отрядами курдов и бедуинов к подавлению друзоких восстаний. Однако, необходимо отметить, что черкесы принимали участие в вооруженных столкновениях с местными общинами и племенами вынужденно они были уверены в том, что отстаивают свои права на землю, которой их наделило правительство.
Османская адаинистрация отводила черкесам земли из категории Мири - т.е. государственных, распорядителем которых был султан. Семи иммигрантов получили участки размерами в 70-130 дунамов*', в'зависимости от количества членов семьи.
I/ I дунам - 990 кв.м.
Дворянские семьи получили по 500-600 дунамов.
Черкесские иммигранты занесли с собой культуры, не возле лывавшиеся местным населением (просо, овес), а также не развитые в данном регионе виды ремесел - производство колесных повозок, сооружение мелышц, что способствовало экономическому развитию районов расселения иммигрантов.
Торговля в черкесских поселениях первоначально носила меновой характер. Изделия ремесленного производства и земледельческую продукцию они обменивали у бедуинов на скот и • продукты животноводства. Наиболее крупные из основанных черкесами поселений - Амман, Джераш, Зарка, Кунеигра и Мин-беда стали развиваться как торгово-ремесленные и административные центры, которые со временем переросли в города. Развитие торговых отношений нарушило мононациональный характер этих селений в начале XX в.; торговцы - арабы, армяне и турки стали переселяться из разных районов Сирии и открывать в' указанных селениях свои лавки.
В Сирии социальная структура черкесской общины подверглась изменениям. Иммигранты были наделены землей по военно-ленной системе (за несение военной службы), в результате чего они образовали своеобразное военно-служилое сословие.
Характер взаимоотношений мевду османскими властями и черкесскими иммигрантами в Сирии (Сирийском, Халебском и отчасти в Мосульском вилайетах) был определен политикой султанского двора по отношению к черкесам в целом по империи. Османские власти привлекали черкесских иммигрантов на ' административную и военную службу, и главным образом в полицию. Иммигранты стали вступать в османскую армию и полицию, главным образом потому» что с первых же дней расселения в • этом регионе они оказались преимущественно во враждебных отношениях с местным населением и нуждались в поддержке османских властей. Так, из черкесов были сформированы отдельные полицейские кавалерийские отряды, которые дислоцировались в Аммане, Кунейтре, Халебе, Джераше, Кераке и.Диарбе-кире (чеченский полк). На эти отряды возлагались следующие задачи: сбор налогов с населения; охрана коммуникаций, а главное -. военно-полицейский "надзор" за непокорными прави-
тельству бедуинскими племенами.
В военной историй Сирии известны имена офицеров-черкесов османской службы. Среда нгх: маршал Осман Февзи-паша, находившийся в Дамаске в начале XX в.; Хосров-паша, долгое время возглавлявший полицию Сирийского вилайета; абхазец Му-хамед-бек Маршан, занимавший ноет коменданта г.Хаяеба в начале XX в.; генерал Мирза-паша Уасфи - командир полицейского отряда, дислоцировавшегося в Аммане и др. В года первой мировой войны турецкие власти произвели массовую мобилизацию в черкесских районах Сирии, причем новобранцы были отправлены в наиболее "жаркие" пункты фронтов. Отряды черкесской полиции использовались военным командованием для охраны коммуникаций и продовольственных баз. Во время боевых действий, развернувшихся на территории Сирии и Палестины, черкесское население оказало вооруженное сопротивление наступавшим частям английской и французской армий.
В третьей главе - "Черкесская община в периоды французского мандата и независимости Сирии (1946-1991 гг.)" - освещаются: место общины в колониальной политике Франции; основные аспекты политической борьбы черкесов Сирии за предоставление им статуса национального'меньшинства и автономии; участие черкесов в военных событиях Сирии в первые годы после завоевания независимости страны; основные социальные и политические процессы, происходящие в общине в настоящее время.
После установления в Сирии французского мандатного правления*' значительная часть черкесов пошла на сближение с .-колониальными властями. Причины в данном случае были те же, по которым многие черкесы находились на службе у османских властей; относительно немногочисленная община, находившаяся в окружении коренного населения, воспринимавшего ее преиму-
I/ На конференции в Сан-Ремо (апрель 1920 г.) европейский державы-победительницы в первой мировой войне произвели окончательный раздел арабских провинций бывшей Османской империи по системе мандатов; Ирак и Палестина отошли к Великобритании, большая часть Сирии и Ливана попала в состав колониальных владений Франции.
щественно недружелюбно, искала поддержки у французских-властей.
Французская администрация, привлекала черкесов на службу наряду с другими этническими и религиозными меньшинствами с целью создания себе военной опоры среди местного населения. Черкесские кавалеристы бывшей османской полиции, а также группы новобранцев поступили на службу во французскую армию, где были зачислены отдельным полком в состав военно-полицейских формирований - гак называемых "Специальных войск" • ("Troupes apeciaies"). К середине 20-х гг. Черкассгай полк состоял из восьми эскадронов, в которых насчитывалось но 100-150 чел. Первым командиром этого полка стал кабардинский дворянин Осман Абей. Полк использовался французскими властями в борьбе с национально-освободительным движением в стране.
Во время арабского восстания 1925-1927 гг. происходили вооруженные столкновения между арабскими повстанцами и черкесским населением. В результате этого черкесская община понесла значительные потери, как среди военнослужащих, так и среди мирных жителей. По сведениям де-Пру они составили: 302 человека убитыми и 600 - раненными. •
В период французского мандата произошло размежевание черкесской общины на две группировки -. профранцузскую и проарабскую. Первая состояла из.феодалов, старшин и их приближенных, а также- военнослужащих "Специальных войск". Вторая была представлена отдельными семьями крупных-землевладельцев и их приближенных. . ' '
Французское правление создало благоприятные условия для развития черкесского национального движения (политического., и культурного). В середине 20-х гг. группа интеллигенции во главе с Амином Самгугом развернула деятельность, направленную на предоставление черкесам Лигой Наций статуса национального меньшинства и создание автономии в округе Кунейтра. Группа также добивалась выделения мест в сирийском парламенте для общины, права на основание национальных школ, периодических изданий и т.д. Эти требования несколько раз (в 1927, 1929 и 1933 гг.) передавались на рассмотрение французской администрации и Лиги Наций. Одобрение получили только пункты,
касающиеся сохранения черкесского языка и создания национальных школ. Политические требования, включая проект создания автономии, были отвергнуты Лигой Наций.
Б отличии от политической борьбы, более удачно складывались дела группы Самгуга в области культуры и образования -в 1927 г. в г. Кунейтре было образовано "Черкесское общество содействия просвещению и культуре". Оно наладило издание школьных учебников, брошюр, первой газеты "Марж" на черкесском языке. В 1933 г. этим обществом была учреждена первая черкесская десятилетняя школа, которая содержалась за счет пожертвований и личных средств группы Самгуга.
Деятельность общества протекала в противоборстве с проарабской группировкой черкесов, которая выступала против создания черкесской автономии и национально-культурных преобразований. Лидеры группировки подчеркивали религиозную общность .с арабами и общесирийское единство и призывали своих соотечественников поддержать арабское освободительное движение. В 1936 г.. "Черкесское общество содействия просвещению и культуре" было'упразднено по требованию арабских националистов и черкесской проарабской группировки,- которые предъявили ему объвинения всотрудаичества о французами и анти- • арабской деятельности. Груша Самгуга создала в 1937 г. новую организацию "Джолан", которая ставила главной целью организацию массового возвращения черкеоов на Кавказ. Представители "Джолан" обратились в советское посольство в Париже о просьбой предоставления им права на репатриацию, но получили . отрицательный ответ, после чего деятельность указанной организации была прекращена. Неудачное завершение политической деятельности группы черкесской интеллигенции, а.также то обстоятельство, что французская администрация не оказала ей серьезной поддержки в этом вопросе, способствовало рооту численности сторонников арабского освободительного движения среди черкесов. В годы второй мировой войны отряд черкеоских добровольцев во главе о бывшим офицером "Специальных войск" Ихсаном Щурдумом выступил на стороне сирийского национально- . го правительства, и в мае 1945 г. принял участие в боевых опер.днях пробив французских войск.
После завоевания независимости Сирии, лидеры черкесской общины стремились укрепить свое положение в новых политических условиях и искали пути сближения с национальным правительством. Эти мотивы побудили их предоставить сирийскому правительству вспомогательные отряды для участия в партизанском движении арабов Палестины (декабрь 1947 г.) и в арабо-израильской войне 1948-1949 гг. Черкесский отряд (около 500 человек), возглавляемый Джевадом Анзором, был одной из наиболее боеспособных частей сирийской бригады, участвовал в боевых операциях против израильских войск. Добровольное и эффективное участие этого отряда в войне способствовало улучшению отношений арабов к черкесской общине.
Черкесские военнослужащие активно участвовали в государственных переворотах, совершенных арабскими офицерами в 1949 г.(Хусни аз-Заимом, Семи Ханауи, Адибом Шишекли).
В первые года независимости черкесы, как и другие национальные и религиозные меньшинства были лишены прав, которыми обладали во время французского правления; Под запрет попало преподавание в школах черкесского языка, издание национальных газет и т.д. Лидеры арабских националистических партий и главы правительств взяли курс на создание унитарного государства и арабизацию этнических меньшинств.
Арабо-израильская война, разгоревшаяся в июне 1967 г. вн'есла глубокие изменения в социально-экономическое и политическое положение черкесской общинн. С территории оккупированных Израилем Бэланских высот было депортировано около. 15 ООО черкесов. Большинство их расселилось в Дамаске и других городах страны, а около одной тысячи - иммигрировало в США, 'в г. Патерсон. Черкесы, депортированные из этого ре-, гиона, лишились мест компактного проживания, утратили без какой-либо компенсации свои земельные наделы, дома и -другое имущество, традиционные занятия, национальные культурные реликвии и др.
К 1990 г. численность черкесов в Сирии составила 70 ООО чел. Кроме собственно черкесов (адыгов) в Сирии проживает незначительное количество представителей других народов Северного и Западного Кавказа: абхазцев, балкарцев, карача-
евцев, чеченцев, осетин, народов Дагестана. Большей части черкесов удалось сохранить родной язык, народные обычаи и культуру..
В период независимости страны социальная структура черкесского общества претерпела серьезные изменения, отразившие основные закономерности развития народов освободившихся стран. Эти изменения определены снижением до минимума удельного веса земледельцев по причине лишения их земель на Голанских высотах, а также ускоренной урбанизации в других районах проживания черкесов. Устойчивее оказалась традиционная популярность службы в вооруженных силах, чему в значительной степени способствовала политическая ситуация - после освобождения страны от колониализма офицерство было практически единственной организованной силой, определившей политическую направленность в государстве. В наши дни в вооруженных силах САР насчитывается свыше '20 генералов-черкесов. Однако, военная служба в последние года.приобрела тенденцию к снижению. Невысок среди.черкесов процент торговой и промышленной буржуазии. Ма-лочисленен и рабочий класс. Большая часть общины представлена средними и промежуточными слоями, процент которых высок в развивающихся странах. Это служащие государственных учреж-' дений, преподаватели, журналисты, переводчики, инженеры, врачи и т.д.
Община имеет единственную общественную организацию "Черкесское благотворительное общество" ("Адыгэ ф1ыщ1э хасэ" - черкесс. яз.), которая/осуществляет культурно-просветитель-.• скую ц благотворительную деятельность среди черкесского населения. Помощь благотворительному обществу в области сохранения языка и культуры оказывает республики Северного Кавказа, связь с которыми была установлена в конце 50-х гг.
Анализируя факторы, обусловившие этническую сохранность черкесских иммигрантов в арабской среде, можно выделить наиболее значительные: во-первых, черкесы были военно-служилым сословием в периоды османского и французского правления и смыкались с вяастяш; во-вторых, черкесы были расселены на окра-' инах "чрии срс да наиболее отсталой части населения (кочевого), уровень социального развития которых был ниже чем у иммиграп-
tob; в-третьих, черкесские обычаи, регулирующие 'внутреннюю жизнь общины, очень сложны и имеют характер, препятствующий смешению с другими народами; з-чегвертых, чпркесы считают своей истиной родиной только Северный Кавказ; в-пятых, единственная общность черкесов с арабами - ислам не играл существенной роли в социально-политической жизни черкесов накануне их выселения; в-шестых, большая часть их проживала в мононациональных поселениях вплоть до конца 60-х гг. Когда они лишились мест компактного проживания и возросла угроза-ассимиляции, были установлены связи с Северным Кавказом, откуда стала поступать помощь (языковая, культурная и др.).
В настоящее время главной проблемой черкесской общины Сирии является поиск путей сохранения этноса в условиях усиления курса правительства страны на арабизацию этнических меньшинств. Представители молодого поколения видят в качестве единственного выхода из данной ситуации - необходимость эмиграции из Сирии. При этом часть из них стремится к переселению в США, другая - на Северный Кавказ, обосновывая свой выбор тем, что сохранение и развитие национальной культуры возможно только на исторической родине. В связи с этим возрастает актуальность проблемы черкесской репатриации, которая возникла еще в первые годы после иммиграции народов Северного и Западного Кавказа в Османскую империю. На протяжении более чем столетнего периода группы зарубежных черкесов, и, в частности, черкесов Сирии предпринимали попытки (официальные и неофициальные) к возвращению на родину, которые, однако, имели неудачный исход. Как правительства царской России, а позже СССР (в годы "сталинизма" и "застоя"), так и Османской империй препятствовали репатриации черкесов.
Изменения наметились во второй половине 80-х гг. XX в., когда с развитием перестроечных процессов в СССР стали расширяться связи черкесской общины САР о республиками Северного и Западного Кавказа. Однако, вплоть до настоящего времени проблема остается нерешенной; получение зарубежными черкесами советского гражданства осложнено бюрократическими преградами и осуществляется лишь в индивидуальном порядке. В наши дни, в связи с ростом самостоятельности республик Северного
и Западного Кавказа, а также активизацией деятельности зарубежных черкесских организаций создаются более благоприятные условия для решения указанной проблемы.
В заключении подводятся основные итоги исследования, изложенные выше при общей характеристике главных положений диссертации.
В приложениях приводятся некоторые документы АВПР, посвященные черкесской иммиграции в Сирию, а также обращение черкесской общины Сирии к руководству СССР.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Из истории освободительного движения.// 1уащхьэмахуэ. Нальчик, 1988. 1! 2. С. 87-90. / на кабард.-черкесс. яз./.
2. Хайреддин ат-Туниси. // 1уащхьэмахуэ. Нальчик, 1990. № 2. С. 94-97. / на кабард.-черкесс. яз./.
3. Из истории расселения черкесов пк территории Сирии и Иордании. Сообщение по теме. // Всесоюзная научная конфаропщи "Национально-освободительная война народов Северного Кавказа в XIX веке и проблемы мухадаирства". Нальчик, 1990.
4. Из истории черкесов Сирии. // 1уашхьэмахуэ. Нальчик, 1991. № 4. С.76-77. /на кабард.-черкесс. яз./.