автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье
Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье"
На правах рукописи
005007137
Беляков Алексей Олегович
Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье (философско-религиоведческий анализ)
Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
12 янв т
Благовещенск-2011
005007137
Работа выполнена на кафедре религиоведения факультета социальных наук Амурского государственного университета
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор А.П. Забияко доктор философских наук, профессор C.B. Пишун; кандидат философских наук Д.В. Буяров
Ведущая организация: Алтайский государственный университет
Защита состоится «03» февраля 2012 года в 10 часов 30 минут на заседании Объединенного диссертационного совета ДМ 212.006.01 при Амурском государственном университете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук по адресу: 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21.
Автореферат разослан «11» декабря 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат философских наук С.Э. Аниховский
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью систематизации разного рода источников, касающихся истории буддизма на Дальнем Востоке России, определения генезиса, исторических этапов, факторов, способствовавших развитию и распространению буддизма в Приамурье. Религиоведческий анализ позволит не только интерпретировать соответствующий археологический и этнографический материал, но и будет полезен для более глубокого понимания культурного, религиозного и этнического взаимодействия
народов Приамурья.
Буддизм - одна из древнейших религий, получивших свое распространение по всему миру. Возникнув в IУ-У вв. до н.э., он распространился в Индии, Тибете, Китае, в странах Юго-Восточной Азии, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, государствах Средней Азии и Дальнего Востока. Взаимодействие с культурами различных стран и регионов приводило к тому, что буддизм естественно интегрировался в их общества.
Несмотря на то, что буддизм существует уже более 2,5 тыс. лет, возможность для его всестороннего изучения зарубежными и отечественными исследователями появилась сравнительно недавно - в начале XIX в. Основное внимание исследователей было сосредоточено на теоретических и философских аспектах буддизма, в то время как его культурная и цивилизационная роль долгое время оставалась без должного внимания. Между тем нельзя недооценивать вклад буддизма в культурное
развитие стран Востока.
Буддизм в Приамурье имеет давнюю историю существования среди различных народов и государств, однако имеются различные точки зрения относительно момента его генезиса в данном регионе. Так, согласно одной из них, буддизм появляется в Приамурье вместе с племенами, пришедшими из
Центральной Азии во II тыс. до н.э.1. Иная точка зрения утверждает, что буддизм на Амурскую землю мог проникнуть и раньше - в начале новой эры, поскольку в 1-1V вв. он получает свое распространение в Китае и Корее2. В средневековой истории Приморья и Приамурья буддизм получает распространение в древнейших государствах региона - Бохай и Цзинь. С падением этих государств буддизм утрачивает свое влияние на данных территориях, что, однако, не мешает ему оставаться привилегированной религией правителей соседних с Приамурьем Китая, Кореи и Японии. Новая волна буддизма в Приамурье связана с династией Мин, правители которой пытались возродить былое могущество предыдущей монгольской династии Юань. Следующий период истории развития буддизма был связан с маньчжурской династией Цин, также поощрявшей развитие буддизма в своем государстве.
Изучая историю буддизма Приамурье, необходимо учитывать влияние этномиграционных и этнокультурных процессов, проходивших в регионе в различные временные периоды. Как правило, эти процессы тесно связаны с политической и экономической ситуацией в соседних с Приамурьем государствах. Поэтому диссертационное исследование является значимым и актуальным для понимания тенденций, способствовавших распространению и развитию буддизма на территории региона, а также связанных с ним процессов этнокультурного взаимодействия. Особая актуальность исследования заключается в том, что в диссертационном исследовании впервые рассматриваются основные моменты генезиса и развития буддизма в Приамурье; в научный оборот вводятся новые артефакты и данные, которые получают соответствующую интерпретацию.
' Болотин Д.П., Сапунов Б.С. Бронзовая статуэтка буддийского культа с Верхнего Амура И Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий. - Благовещенск, 1993. -С. 106 -
1 Воробьёв м.в. Чжурчжэни и государство Цзинь. - М.: Наука, 1975. - 448 с.
Степень исследованности проблемы
В настоящее время в научной литературе по данной теме опубликовано достаточное количество эмпирического и теоретического материала. Однако необходимо учесть, что, несмотря на его обилие, все же в настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное изучению истории буддизма в Приамурье. Имеющиеся исследования условно можно разделить на несколько групп:
1) Статьи ученых-археологов, затрагивающие данную проблему в свете интерпретаций археологических находок. А.Р. Артемьев и Н.Г. Артемьева в своих трудах описывают материал ряда буддийских храмов и построек на территории Приморья, а также выдвигают ряд предположений относительно происхождения буддизма у чжурчжэней и бохайцев3. Д.П. Болотин и Б.С. Сапунов описывают и трактуют статуэтку «ползущего Будды», а также говорят о ранней истории буддизма в Приамурье4. В трудах М.В. Воробьёва рассматриваются проблемы истории и культуры чжурчжэней, изучается появление буддизма у этого народа5. В.Е. Медведев также разрабатывает тему буддизма у чжурчжэней и выдвигает ряд концепций об истории буддизма в Приамурье6. Э.В. Шавкунов, A.J1. Ивлиев и H.H. Крадин анализируют материальную и духовную культуру государств Бохай и Цзинь, этнические миграции и религиозные представления народов, входивших в эти государства7. А.П. Окладников формулирует гипотезы, касающиеся
3Лртемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. - Владивосток, 2005. - 202 е.; Артемьева Н.Г. Культовые сооружения бохайского времени на территории Приморья // Российская археология. - 1998. -№4. - С. 174-191; Артемьева Н.Г. Новые эпиграфические находки в Приморье // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, - 2003. - №1. - С. 200-210.
Болотин Д.П., Сапунов Б.С. Бронзовая статуэтка буддийского культа с Верхнего Амура II Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий, - Благовещенск, 1993. - С. 106-110;
5 Воробьёв М.В. Некоторые спорные вопросы культурной и этнической истории чжурчжэней // Страны и народы Востока. - 1973. - Вып. XV. - С. 248-255; Воробьёв М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь. -- М., 1975. - 448 е.; Воробьёв М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. - 1234 г.). - М,, 1983. - 326 с.
6 Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия. - Новосибирск, 1986. - 206 е.; Медведев В.Е. Корсаковский чпгильник. Хронология и материалы. - Новосибирск, 1991. - 175 с.
7 Шавкунов i.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - Л., 1968. - 163 с.; Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. - М., 1990. - 282 е.; Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжурчжэней Н Проблемы древних культур Сибири; Сборник научных статей. - Новосибирск, 1985. - С. 146155; Шавкунов Э.В. Согдийская колония VII-X вв. в Приморье // Материалы по этнокультурным связям
миграции племен мохэ, истории бохайцев и чжурчжэней8. Китайский исследователь Чжань Цзюнь делает упор на рассмотрении полиэтничности бохайцев как фактора, способствовавшего толерантности открытой внешней политики и культуры. С.П. Нестеров рассматривает бохайские миграции в Приамурье, происхождение чжурчжэней, а также фактор влияния бохайцев на культуру Цзинь9. Г.Г. Пиков анализирует процесс создания киданьского государства Ляо и распространения буддизма в нем и за его пределами10. Л.Л. Викторова исследует религиозные верования киданей, в том числе и буддизм". Данные статьи не только вводят в научный оборот новые артефакты, памятники и свидетельства, касающиеся истории буддизма в Приамурье, но и дают возможность проанализировать основные моменты генезиса и развития буддизма с точки зрения этномиграционных, политических и экономических процессов, происходивших в Приморье и Приамурье в эпоху Средневековья. Для раскрытия темы диссертации также необходимо учитывать вскрытый в этих исследованиях этнорелигиозный характер исторических процессов. Однако специфика исследований археологов недостаточно охватывает особенности культурного и религиозного взаимодействия, линии преемственности религий и культов народами Приамурья, а также ограничена соответствующими временными периодами, памятниками и этносами.
2) Публикации статей историков и религиоведов, рассматривающих данную проблему в свете религиозной истории Приамурья и Китая. Так, С.Э. Аниховский и А.П. Забияко в ряде своих статей и в коллективной
народов Дальнего Востока в Средние века: Сборник научных трудов. - Владивосток, 1988. - С. 100-104; Ивлиев А.Л., Крадин H.H. Государство Еохай (698-926) // Приморский край России. - Режим доступа: http:/Avww.feei.ni/primorvc/historv/bohai3.htm (дата обращения: 12.09.2010); Крадин H.H. Становление и эволюция средневековой государственности // Российский Дальний Восток в древности и Средневековье. Открытия. Проблемы. Гипотезы. - Владивосток, 2005. - С. 439-448.
8 Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья (очерки по древней и средневековой истории Приморского края). - Владивосток, 1959. - 292 с.
9 Нестеров С.П. Бохайские миграции в Приамурье и происхождение чжурчжэней // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001. - С. 76-79.
10 Пиков Г.Г. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. - 1996. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 148-154. .
11 Викторова Л.А. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск,
1974.-С. 261-265.
монографии «Маньчжурский клин: история, народы, религии» освещают проблему существования китайских религий на территории Приамурья, религиозные верования маньчжуров в Маньчжурии и на Дальнем Востоке России12. С.М. Широкогоров, изучая Маньчжурию Х1Х-ХХ вв., представляет свидетельства существования китайского буддизма на этих территориях в среде коренных народностей13. Т.А. Пан рассматривает проблемы религии маньчжуров в Китае при династии Цин14. В диссертации Чжан Линьбэй рассмотрен этногенез и религиогенез маньчжуров в контексте этой темы рассмотрен ряд аспектов маньчжурского буддизма15. Огромный вклад в изучение истории буддизма в эпоху династии Цин внес В.Л. Успенский16. Яо Фэн и Хан Гю Чхоль рассматривают политическую и культурную историю государства Бохай'7. Вэй Цуньчэн проводит анализ архитектуры Бохая и делает выводы о культурной преемственности государства Бохай и ближайших соседних государств18. Особо следует упомянуть монографию Б.У. Китинова, связанную с историей развития буддизма в России и на сопредельных с ней
12 Аниховский С.Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в XIX - начале XX вв. // Религиоведение. - 2009. - №2. - С. 13-18; Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (середина XIX - начало XX вв.) // Религиоведение. - 2002. - №4. - С. 122-126; Аниховский С.Э. Китайцы и китайские религии в системе межконфессиональных отношений на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Религиоведение. - 2004, - №1. - С. 104-112; Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М., 2008. - 1520 е.; История Амурской области с древнейших времен до начала XX века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. - Благовещенск, 2008. - 424 е.; Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история народы, религия. - Благовещенск, 2005. - 316 с.; Забияко A.II. Современный буддизм на сопредельных территориях России и Китая // Буддизм Ваджраяны в России; История и современность. - СПб., 2009. - С. 69-77.
13Shirokogoroff S.M. Psychomental Complex of the Tungus. - London, 1935. Цит. по; Аниховский С.Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в XIX - начале XX в. // Религиоведение. - 2009. - №2. - С. 17.
"Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история народы, религия. -Благовещенск, 2005. - С. 119-137.
15 Чжан Линьбэй Исторические трансформации и современное состояние религиозных традиций маньчжуров северо-восточного Китая. - Дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук. -Благовещенск., 2011. - 179 с.
16 Успенский В.Л. Тибетский буддизм в Пекине при династии Цин (1644-1911) в культурно-историческом контексте эпох; Дис. на соискание учёной степени доктора исторических наук. - СПб., 2004. - 356 с.
17 Яо Фэн. Политика национальной автономии империи Тан в отношении Бохая // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001. - С. 90-96; Хан Гю Чхоль. Кидани и чжурчжэни как оставшиеся бохайцы // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001. - С. 66-71.
1вВэй Цуньчэн. Архитектура Бохая //Хэйпунцзян вэньу цункань. - 1984. -ЛЬ4. - С. 15-43 (на кит. яз.).
территориях". Анализ этой работы позволяет провести параллели и сделать выводы относительно некоторых схожих моментов в истории развития буддизма в Приамурье. Труды данных авторов, безусловно, вносят неоценимый вклад в изучение этнорелигиозной ситуации в регионе в течение длительных исторических периодов, что дает возможность выделить основные тенденции развития, распространения культурного и религиозного взаимодействия между народами Амура20.
3) Труды ученых-буддологов, востоковедов и культурологов, рассматривающих буддизм в контексте этнического и культурного взаимодействия народов. В этих трудах содержатся важные философские выводы, объясняющие причины столь широкого распространения буддизма в инокультурной среде.
Огромный вклад в развитие отечественной будцологии внесла петербургская востоковедческая школа. Труды В.П. Васильева, Ф.И. Щербатского, Е.Е. Обермиллера и О.О. Розенберга являются огромным вкладом в науку и образцом для ученых всего мира. Их продолжателями являются В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, Е.П.Островская, Т.В.Ермакова, Л.С. Васильев и др.21.
19 Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XII-XV1I вв.). - М., 2004. -190 с
20 Под народами Амура в данной работе понимаются этнические образования, заселявшие бассейн реки Амура в древности и Средневековье (мохэ, чжурчжэни, кидани, маньчжуры, дауры, эвенки и некоторые другие).
Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. - СПб., 1857-1869. - Т. 1-3; Васильев В П Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. - СПб., 1873; Васильев В.П. Заметан по буддизму -СПб., 1887; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М„ 1988. - 427 е.; Щербатской Ф И Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб., 1995. - Ч. 1,2; РозенбергОО Труды по буддизму. - М., 1991. - 296 с.; РозенбергО.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч. I.: Свод лексикографического материала. - Токио, 1916; Рудой В.И. Вклад классиков Санкт-Петербургской буддологической школы в теорию источниковедения: подходы, методы и методики // Вестник РХГА. - 2009. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 23-38; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций -СПб., 2000. - 304 е.; Торчинов Е.А. Рецепция буддизма в Китае как пример межкультурного взаимодействия Il Взаимодеиствие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке: Тезисы докладов и сообщений Ш Всесоюзной конференции востоковедов. - М„ 1988. - Т. 1. - С. 131-133; Торчинов Е.А Буддизм и формирование дальневосточного историко-культурного ареала // XX НКОГК. - М., 1989. - Ч. 1. - С 94-97-Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб ' 1997. - 384 е.; Торчинов Е.А Религиозно-философские учения Китая // История Востока. Т. 1.: Восток в древности. - M., 1999. - С. 601-606; Торчинов Е.А Философия китайского буддизма. - СПб., 2001 - 256 с • Островская-младшая Е.А. Буддийский университет в духовной культуре средневекового Тибета // Восток. -1997. - №1,- С. 68-73; Островская-младшая Е.А Тибетский буддизм. - СПб., 2008. - 336 с • Ермакова Т В Островская Е.П. Классические буддийские практики. - СПб., 2005. - 262 е.; Ермакова Т В. Буддийский мир
Общие вопросы, связанные с пониманием основных терминов буддизма, его истории и культуры раскрыты в трудах ряда зарубежных исследователей: Э. Конзе, Л.Э. Мялля, М. Анесаки, Д.Т. Судзуки и некоторых др.22. В трудах этих ученых осмыслена важная для понимания истории буддизма в Приамурье парадигма развития этой религии на территории стран Дальнего Востока.
Важной частью исследования при интерпретации имеющегося археологического и этнографического материала является рассмотрение его с позиций культурологии и китаеведения. В этой связи нельзя не упомянуть труды В.В. Малявина — синолога, переводчика, автора многочисленных работ по истории и культуре Китая23; исследования китайского народного буддизма М.Е.Ермакова24; труды Л.С.Васильева,25; труды И.Г.Баранова и его исследование «Верования и обычаи китайцев»26, а также K.M. Тертицкого и его труд «Китайские синкретические религии в XX веке»27.
Пониманию роли буддизма в ходе цивилизационного развития обществ способствовали публикации С.Ю. Лепехова28, М.С. Уланова29,
глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). - СПб., 1998. - 340 е.; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М,, 2001. - 488 с.
22Conze E.Buddhist Thought In India. - London., 1962. - 293 p.; Мялль Л.Э. Буддийская мифология // Мифы народов мира. - М., 1980. - Т. 1. - С. 191-195; Anesaki М. Buddhist Cosmotheism And The Symbolism Of Its Art. - London, 2005. - 88 p.; Anesaki M. An Oriental view of foreign missions. - New York, 1913. - 121 p.; Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махалны. - СПб., 2002. - 382 е.; Судзуки Д., КацукиС, Дзен-Будцизм: Основы Дзен-Буддизма. Практика Дзен. - Бишкек, 1993. - 672 с.
23 Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. - М., 1987. - 262 е.; Малявин В.В. Китай в XVI-XVII вв.: Традиция и культура. - М., 1995. - 287 е.; Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. - М., 2000. - 436 е.; Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2000. -627 е.; Малявин В.В. Китай управляемый: Старый добрый менеджмент. - М., 2005. - 303 е.; Малявин В.В. Восток, Запад и Россия. Статьи. - М., 2005. - 320 е.; Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. -М„ 2008. -496 с.
34 Ермаков М.Е. Синобуддология. Китайский буддизм первой половины I тысячелетия н.э. - New York, 2001.
- 368 е.; Ермаков М.Е. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань): В 3 т. - СПб., 2005.
- Т. II. - 240 е.; Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики. - СПб., 2008. -192 е.; Категории буддийской культуры / Ред.-сост. Е.П. Островская. - СПб., 2000. - 320 с.
25 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае,- М., 2001,- 488 е.; Васильев Л.С. История Востока. -М., 1994. -Т. 1,2; Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. - М., 1976. - 368 с.
26 Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. - М., 1999. - 302 с.
27 Тертицкий К. л. китайские синкретические религии в XX веке. - М., 2000. - 414 с.
28Лепехов С.Ю. Буддийская цивилизация и парадигма открытого общества // Вестник РХГА. - 2009. -Т. 10.
- Вып. 3.- С. 161-172; ЛепеховС.Ю. Буддизм в контексте межкультурного и межконфессионального
диалога // Вестник РХГА - 2008. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 177-184; Лепехов С.Ю. Буддийская философия как
идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного
Востока: Сборник статей. - М., 1998. - С. 24-35.
Е.С. Сафроновой30. Использование ряда основополагающих научных трудов позволило осмыслить динамику развития и распространения буддизма в Приамурье в рамках цивилизационного подхода31. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые напрямую не связаны с формационным членением общества (формационный подход).
Помимо этого, существует и целый ряд публикаций по данной теме, большей своей частью этнографического и статистического характера. Материал такого рода был полезен при формировании эмпирической части исследования.
Объект и предмет исследования
Объектом диссертационного исследования является буддизм в Приамурье.
Предметом исследования являются генезис, закономерности и исторические этапы существования буддизма на территории Приамурья в период с VII в. по начало XX в.
Цели исследования
1. На основе имеющегося этнологического, археологического и статистического материала выявить основные тенденции, касающиеся возникновения и распространения буддизма в Приамурье.
2. Определить роль буддизма в культуре народов Приамурья.
3. Установить функции буддизма в этнокультурных и этномиграционных процессах народов этого региона.
35 Уланов М.С. Буддийская цивилизация: теоретический дискурс и социокультурный феномен // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 7(63). - С. 383-388.
Сафронова Е.С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации И Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. -№1. - С. 73-79.
Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. - 592 е.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М., 2003. - 603 е.; Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - 736 е.; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - 543 е.; Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. -М., 1998. - 556 с.; Фролов Э.Д. Проблема цивилизаций в историческом процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2006. - №2. - С. 96-100.
Задачи исследования
1. На основе археологических, этнографических и письменных источников выявить предпосылки и факторы, обусловившие возможность возникновения буддизма в Приамурье.
2. Определить основные этапы истории буддизма в Приамурье.
3. На основе имеющихся эмпирических данных идентифицировать и охарактеризовать направления буддизма, существовавшие в Приамурье на протяжении разных исторических этапов его истории в этом регионе.
4. Установить функции буддизма в процессе этнокультурного взаимодействия народов Приамурья.
5. Выявить общее и особенное в этнокультурных вариантах буддизма, а также в тенденциях распространения буддизма в некоторых регионах Евразии.
Источниковая (эмпирическая) база исследования
1) Российские письменные источники XIX - начала XX в. Г.М. Пермикин свидетельствует о двух стелах (близ п. Тыр), покрытых письменами; первым, кто попытался их прочесть, был известный синолог Аввакум, опубликовавший данные о них в 1856 и 1881гг. в Санкт-Петербурге и в Париже32. Далее над ними работали синолог В.П. Васильев (1857)33 и член-корреспондент Петербургской академии наук П.С.Попов (1905). Позднее памятник описан в статье А.Р. Артемьева «Некоторые итоги археологических исследований буддийских храмов»34 и в его работе «Буддийские храмы XV века в низовьях Амура»35. Д.В. Путята в «Экспедиции в Хинган»36 описывает ламский монастырь и кумирни.
32 Аввакум. О надписи на каменном памятнике, находящемся на берегу реки Амур, недалеко от впадения ея в море // Записки Сибирского отделения РГО. - СПб., 1856. - Кн. 2. - Отд. I.
33 Васильев В.Г;. И. тория и древность восточной части Средней Азии от X до ХШ в. - СПб., 1857. - 235 с.
34Артемьев А.Р. Некоторые итоги археологических исследований буддийских храмов // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001. -С. 21-51.
35 Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. - Владивосток, 2005. - 202 с.
36 Путята Д.В. Экспедиция в Хинган. - СПб., 1893. - 74 с.
Д.М. Позднеев в «Описании Маньчжурии»37 дает свидетельства об истории Маньчжурии и о государстве Бохай. A.B. Кириллов в «Географо-статистическом словаре»38 представляет сведения о населении Приамурья в XIX в., а также о религии, распространенной у этих народов. Ф.К. Маак в своем труде «Путешествие на Амур» повествует о религии тунгусов, дает описание маньчжурских кумирен, описание идолов и храмов, а также сведения о ламах и предметах их культа, молитвах местного населения39. Н.Я. Бичурин (Иакинф) подробно описывает буддийские храмы в Пекине40, что дает возможность судить о тибетском буддизме, распространенном при династии Цин. Л.Я. Штернберг в труде «Орочи, гольды, негидальцы, айны» приводит факты заимствования нанайцами внешней атрибутики из буддизма41. Г.С. Новиков-Даурский в одной из своих статей описывает и трактует короны маньчжурских шаманов42. Васильев В.П. в своем исследовании «История и древность восточной части средней Азии»43 описывает быт, традиции и культуру государств на территории Дальнего Востока с древности до конца XIX в. Л.И. Шренк приводит данные об этническом составе и религиозных представлениях жителей Маньчжурского клина, а также о влиянии китайских религиозных воззрений на верования и обряды народов Амура44. Сведения о духовной культуре китайского населения, а также о процессе ассимиляции сунгарийских нанайцев с китайцами и маньчжурами содержатся в трудах известного русского ботаника К.И.Максимовича, бывавшего на Амуре в 1854-1856 и 1859-
"Позднеев Д.М. Описание Маньчжурии. - СПб., 1897. -621с.
Географо-статистический словарь / Автор-сост. А. В. Кирилов. - Благовещенск, 1894. - 541 с.
Маак Р.К. Путешествие на Амур. - СПб, 1859. - 320 с.
40 Иакинф. Описание Пекина. - СПб., 1829. - 130 с.
^ Штернберг Л.Я. Орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск,1933. - С. 456, 492-496.
Новиков-Даурский Г.С. Историко-археологические очерки. Статьи. Воспоминания. - Благовещенск. 1961 - С. 30.
Васильев В. История и древность восточной части Средней Азии от X до XIII в. - СПб., 1857. - 235 с. "ШренкЛ.И. Об инородцах Амурского края. - СПб., 1899-1903. - Т. 1-3; Schrenli L. Reisenund Forschungenim Amur land einden Jahren 1854-1856. - СПб., 1858-1895; Письмо Леопольда Шренка к Секретарю Академии Наук отЗ мая 1856 г.//Вестник ИРГО. - 1857.-Кн. 1 -Ч 19
12
1860 гг.45. Сведения о различных аспектах духовной культуры китайского населения в 60-е гг. XIX столетия можно также встретить и у других авторов46.
2) Свидетельства, взятые из китайских источников. В.П. Васильев в работе «История и древность восточной части Средней Азии» представляет свидетельства из китайского сборника Гу-Цзинь-Шо-Хай и Лу-Цзи (Мин, 1544). В Ляо чжи представлены свидетельства о киданях, а в Цзинь ши (Анчунь Гурунь, История Золотой империи) детально описывается история государства чжурчжэней и их взаимоотношения с соседними государствами. Китаец Ху Цзяо, проживший среди киданей 7 лет и убежавший от них в 953 г., рассказывает об их культуре и традициях. Сунский ученый Е Лун Ли свидетельствует об истории киданей в своем труде «Цидань Го Чжи», написанном в 1179 г.47.
3) Археологические источники и материалы, связанные с историей и культурой чжурчжэней, были взяты из трудов М.В. Воробьёва, В.Е. Медведева, А.П. Окладникова, А.П. Деревянко и других археологов и историков48.
4) Данные статистики: материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.49, а также статистический материал фондов Амурского областного краеведческого музея им, Г.С. Новикова-Даурского (АОМ). Так, были использованы акты принятия экспонатов
45Известия о реке Сунгари, извлеченные из письма господина Максимовича к Л. Шренку // Записки Императорского русского географического общества. - СПб., 1861. - Кн. 4. - С. II.
45Венюков М. Путешествия по окраинам русской Азии и записки о них. - СПб., 1868. - С. 17; Лопатин И.
Обзор Южной части Приморской области Восточной Сибири за рекой Суйфун // Записки Сибирского отдела Императорского русского географического общества. - СПб., 1864. - Кн. 7. - Отд. 1. - С. 186, 187, 200; Брылкин А. Краткий очерк о туземцах Уссурийского края // Записки Сибирского отдела Императорского русского географического общества. - СПб., 1864. - Кн. 7. - Отд. 2. - С. 2, Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг. - СПб., 1870. - С. 160; Путевые журналы учителя Благовещенской духовной семинарии Р.В. Цыренпилова // Аниховский С.Э., Болотин ДП., ЗабиякоА.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история, народы, религии. - Благовещенск, 2005.-С. 263-314.
" Е Лун-Ли. Цддачь го чжи (Записки о государстве киданей). - М., 1979. - 608 е.; Описание Маньчжурии / Под ред. Д. Позднеева. - СПб., 1897. - 620 с.
« г.
См. описание источников выше. "9 Тройницкий Н. А. Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи, 1897 г. Амурская область. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. - М., 1905. - Тетрадь 1. -95 с.
Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского (АОМ) за 1891-1944 гг., материалы картотеки фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского (АОМ)50, а также материалы Российского Государственного исторического архива (РГИА)" и материалы Государственного архива Амурской области (ГААО)52.
Географические и хронологические рамки исследования
Рассматривая историю буддизма в Приамурье, необходимо учитывать те этномиграционные и этнокультурные процессы, которые имели место в разное время на всей территории Дальнего Востока. Без понимания динамики этих процессов невозможно понять генезис и дальнейшее развитие не только буддизма, но и различных культур аборигенных народов этого региона.
Для ограничения области исследования и внесения ясности в терминологию территориально и хронологически определим границы Приамурья. Под Приамурьем понимается бассейн Верхнего, Среднего и Нижнего Амура в пределах современной Амурской области и Хабаровского края, а с китайской стороны - часть провинции Хэйлунцзян, прилегающая к Амуру. Хронологические рамки определяются VII - началом XX в.
Методологическая основа и методы исследования
Методологическая основа работы представлена следующими методами:
1) методом исторического анализа, в ходе которого реконструируется история буддийского учения в Приамурье, его преемственность между различными народами Приморья и Приамурья;
2) описательным методом, использующимся для первичного анализа, выявления характеристик материала и его дальнейшей систематизации;
50 Акты принятия экспонатов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского (АОМ)за23.Ю.1891 -24.12.1944гг. - 515 с.
51 РГИА. Ф. 796: Священный синод. - Оп. 444-, Канцелярия Синода.-Д. 301.
" ГААО. Ф. 4И. - On. 1.-Д. 298; ГААО. Ф.4И.-Оп. 1. - Д. 286; ГААО. Ф. 4И. - On. К-Д. 276.
14
3) сравнительным методом, позволившим исследовать сходства и различия материала, что в свою очередь дало возможность более точно его интерпретировать;
4) текстологическим методом, предполагающим работу с первоисточниками XIX в., свидетельствами очевидцев религиозной ситуации в Маньчжурии и Приамурье, записанными в путевых заметках (дорожниках), а также с китайскими текстами, в которых есть упоминание о религии и культовой практике в Приамурье и в Китае;
5) Герменевтическим методом, использование которого позволяет с наибольшей ясностью понять смысл переданных в текстах первоисточников (как иностранных, так и российских) свидетельств о культовой практике, именах божеств, названиях областей и т. д., а также трактовать и интерпретировать их в русле заданной темы.
Новизна диссертационного исследования
В отличие от предыдущих исследований, в которых заявленная тема освещена лишь частично, в диссертации впервые комплексно исследуется проблема генезиса и развития буддизма в Приамурье, структурируется его история по основным периодам. Помимо этого, в диссертации рассматривается роль буддизма в рамках государственных образований на территории Приамурья и близлежащих государств; выделяются основные закономерности развития, свойственные буддизму как транснациональной религии, способной передавать не только вероучение, но и достижения в области культуры, науки и техники буддийских цивилизаций от одних государств и народов к другим. В результате исследования установлено, что буддизм в Приамурье существовал, прежде всего, в рамках конкретных государств и получал поддержку среди правящей верхушки общества. В более поздний период буддизм в Приамурье существует в двух разновидностях - китайском народном варианте буддизма в рамках «трёх учений» и его тибето-монгольской ветви. Впервые определено, что буддизм в данном регионе не имеет строгой линии преемственности в рамках
15
конкретных школ. Диссертационное исследование основано на большом количестве археологического, этнографического и статистического материала, большая часть которого до сих пор не была исследована учеными.
Положения, выносимые на защиту
1. Буддизм в Приамурье выступает как транснациональная религия, обладающая высокой степенью интегративности по отношению к другим культурам за счет толерантности и универсализма своего учения.
2. Буддизм в Приамурье имеет давнюю историю, в ходе которой он взаимодействовал с культурой различных государств, народов и этносов региона. В этом взаимодействии буддизм играл роль культурного медиатора между отдельными этническими общностями, народами и государствами.
3. В средневековой истории Приамурья буддизм был распространен в основном среди аристократов и правящей верхушки общества. Таким образом, он выступал в роли респектабельной идеологии образованных правителей и чиновников. В более позднее время он получает широкое распространение в массах.
4. Буддийское учение в Приамурье не имело строгой линии преемственности в рамках конкретных школ.
5. В Приамурье буддизм был развит в двух своих направлениях: в рамках китайской традиции «трех учений» (Сань цзяо), а также в рамках Ваджраяны тибето-монгольской традиции.
Научно-практическая значимость исследования
Результаты исследования частично восполнят пробелы в области истории религии народов Приамурья, в первую очередь относительно буддизма, а также позволят глубже взглянуть на проблему этнорелигиозных и этнокультурных процессов, происходивших в Приамурье. Рассмотрение генезиса и основных тенденций развития буддизма в Приамурье позволяет делать не только частные выводы относительно значимости и роли этого учения для народов Амура, но и выводы . более общего характера, касающиеся основных тенденций в процессе становления ее в качестве
16
мировой религии. Значимость диссертационного исследования обусловлена не только введением в научный оборот ранее неизвестных артефактов и исторических данных, но и их подробным описанием. Результаты исследования могут быть интересны буддологам, историкам, этнографам и краеведам. Материалы исследования могут найти применение в учебных курсах по религиоведению, истории, этнографии и краеведению.
Апробация работы
Промежуточные результаты исследования были представлены на следующих научных конференциях:
1) Студенческая научная конференция «Дни науки АмГУ-2003» (Благовещенск, АмГУ, 2003).
2) Международная научная конференция «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древних времен до начала XX в.)» (Благовещенск, БГПУ, 17-18 мая 2004 г.).
3) Научно-практическая конференция «Приамурье - форпост России на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, октябрь 2006 г.).
4) Международная научно-практическая конференция «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 20-21 октября 2008 г.).
5) Всероссийская научная школа для молодежи «Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству» (Благовещенск, АмГУ, 14-21 октября 2009 г.).
6) V (Ь) Российская (с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов и молодых ученых «Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология» (Иркутск, Иркутский гос. ун-т, 4-9 апреля 2010 г.).
Основное содержание исследования отражено в публикациях:
Буддизм в Приамурье: вопросы истории культуры региона// Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до
17
начала XX века): Материалы международной научной конференции (Благовещенск, 2004). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 45-46
Буддизм в Приамурье: история и перспектива возрождения // Подготовка специалистов социальной сферы. Студенческий выпуск: Сб. статей. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. - С. 29-35.
История развития буддизма в Приамурье (по материалам Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского) // Амурский краевед: Материалы региональной научно-практической конференции «Приамурье - форпост России на дальневосточных рубежах», 2007. -Вып. 24.-С. 231-242.
К истории буддизма в Приамурье // Россия и Китай на дальневосточных' рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. — Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2009. - Вып. 8. - С. 209-216.
История возникновения и распространения буддизма в Приамурье // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во «Unlimited Space», 2009. - С. 303-312.
Колокол с буддийской кумирни 1901 года из фондов музея им. Г.С. Новикова-Даурского // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы V Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. - Иркутск: Оттиск, 2010. - С. 454-456.
Публикации в изданиях, включенных в перечень ВАК: Историко-религиоведческий анализ экспоната музея им. Г.С. Новикова-Даурского «Колокол с буддийской кумирни 1901 года» // Религиоведение. -2010. -№1. - С. 13-17.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложения.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее
научной разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет
диссертационного исследования, его научная новизна, описываются
методологические основания и источники исследования, теоретическая и
практическая значимость диссертационной работы.
Первая глава «Буддизм как фактор цивилизацнонной динамики»
состоит из трех параграфов и посвящена рассмотрению роли буддизма в
процессе цивилизационного развития обществ.
В первом параграфе «Определение буддизма как
транснациональной религии» буддизм рассматривается как
транснациональная религия, то есть религия, способная передавать свои
ценности между обществами благодаря универсальности, толерантности и
открытости своей системы, изменяясь внешне в силу культурного фона
конкретного общества, но сохраняя свое внутреннее мировоззренческое
основание. Понятия «мировая религия» и «транснациональная религия»
являются синонимичными, однако, несмотря на это, не все мировые религии
проявляют свойства транснациональных. Одним из важнейших условий
определения транснациональных религий является то, что эти религии
активно способствуют межкультурному и межнациональному диалогу,
стирая национальные границы с целью объединения ее последователей.
Буддизм является открытой системой, в которой на почве глубокого
философского и психологического учения интегрируются различные
мировоззрения и традиции. В зависимости от условий и культурной среды
конкретного общества он предлагает подход, в центре которого всегда
остается человек. Это объясняет толерантность и высокую культурную
интегративность буддизма, а также дает возможность определять буддизм
как транснациональную религию, то есть религию, способную передавать
свои ценности различным обществам и объединять их на этой основе. В этой
связи уместно будет назвать буддизм и «цивилизованной религией», то есть
19
религией, которая основывается на высоком уровне развития культуры и выходит за рамки локальных областей и политики53. Использование термина «транснациональная религия» применительно к буддизму разрешает многие научные противоречия и парадоксы, оставляя пространство для историко-культурного анализа.
Во втором параграфе «Подходы к пониманию буддийских цивилизаций» рассматриваются основные подходы к пониманию обществ, называемых буддийскими цивилизациями. Такое рассмотрение необходимо, поскольку верное понимание причин генезиса, дальнейшего развития и распространения буддизма невозможно без исследования культур обществ, в котором он возникал в разные исторические периоды благодаря определенным условиям и факторам. Сравнительное изучение таких обществ, а также подходов, осмысляющих их основы и развитие, позволит выделить некоторые общие моменты, способствовавшие широкому распространению и интеграции буддизма в культуру.
В параграфе рассматриваются подходы к буддийским цивилизациям О. Шпенглера, А. Тойнби. С. Хантингтона, B.C. Соловьева, Б.С. Ерасова, JI.C. Васильева, С.Ю. Лепехова, М.С. Уланова, Ю.В. Яковца.
Делается вывод о том, что развитие буддизма на почве аборигенных культур при определенных социально-политических и экономических условиях приводило к возникновению собственной уникальной буддийской цивилизации. Помимо этого, делается вывод о том, что буддизм являлся медиатором между культурным наследием различных стран и регионов. Этому способствовало само учение Будды, обладающее качествами транснационализма, толерантности и высокой интегративной способностью. Таким образом, сущность буддийских цивилизаций заключается в транснациональных свойствах буддизма, в его высоких адаптивных и интегративных способностях, связанных с универсализмом учения.
S3 Reynolds F. Hallisey Buddhism: an overview. Buddhism as civilizational religion // Encyclopedia of religion, -USA, 2005. - Vol.2. - P. 1090.
\
В третьем параграфе «Буддизм в культуре Древней Индии: анализ причин возникновения и распространения буддизма за пределами индийской цивилизации» рассматриваются основные причины возникновения буддизма в древнеиндийском обществе, а также анализируются причины его широкого распространения не только в самой Индии, но и далеко за ее пределами. Опираясь на труды ЕЛ. Торчинова, Г.М. Бонгард-Левина, А.А. Тереньтьева, Т.В. Ерамковой, автор делает вывод о том, что социокультурная среда Северной Индии середины первого тысячелетия до нашей эры характеризуется религиозно-философским избытком, поиском новой, более гибкой доктрины, а также кризисом старой традиции ведизма. На фоне растущего числа приверженцев буддизма, дальнейшего развития его философско-религиозной базы, а также при поддержке правящих кругов власти буддизм формирует свою культуру и выходит за пределы Индии. Помимо этого, необходимо учесть и то, что Сангха поддерживалась правителями государств, являясь, с одной стороны, показателем респектабельности царя (на фоне культуры других буддийских государств), а с другой стороны - проводником учения в массы.
Вторая глава «Буддизм как транснациональная религия народов Средней, Центральной Азии и Дальнего Востока» состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению причин и факторов, способствовавших широкому распространению буддизма в странах Азии и Дальнего Востока.
В первом параграфе «Великий Шелковый путь - ретранслятор буддийской культуры» рассматривается распространение буддизма на территории государств Великого Шелкового пути, делается вывод о его роли культурного ретранслятора, а также о причинах его широкого распространения на территории этих государств.
Государства Великого Шелкового пути на протяжении многих веков
играли в мировой истории важную роль во взаимодействии различных
культур, традиций и этносов. Здесь соединялись две цивилизации: западная и
21
дальневосточная. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианство, а затем ислам. Таким образом, эти государства служили своеобразными ретрансляторами культурного наследия той эпохи. Здесь открывается еще одна грань буддизма, которая весьма характерна для него: он служил определенным медиатором в передаче культурного наследия между цивилизациями. Речь идет о передаче не только материальной культуры, в форму.которой он был облачен, но и норм права и морали, а также идеала высокой образованности его практикующих, что также подчеркивает транснациональность этой религии.
Во втором параграфе «Китай как культурный центр буддийской цивилизации на' Дальнем Востоке» рассматривается распространение и адаптация буддизма в Китае - крупнейшем культурном центре, ставшем эталоном развития цивилизации для многих государств и стран Дальнего Востока; выделяются основные тенденции, позволившие буддизму широко распространиться как в самом Китае, так и далеко за его пределами.
В процессе распространения китайской культуры за пределы Китая буддизм, с одной стороны, выступал в качестве посредника между китайской и местными традициями, а с другой - являлся представителем норм и ценностей китайской цивилизации. Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую был) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством).
Основными тенденциями, позволившими буддизму широко распространиться, являются его высокие адаптивные и интегративные возможности, связанные с универсализмом и толерантностью самого буддийского учения. Выступая в роли респектабельной «царской» религии, при благоприятных социально-политических и экономических условиях он получал поддержку правящих кругов общества, а затем его идеи получали
22
развитие среди широких масс. Отметим также и то, что вначале буддизм благодаря государствам Великого Шелкового пути, а затем прежде всего посредством Китая передавал ценности буддийских цивилизаций народам Восточной Азии и Дальнего Востока.
Третья глава «Генезис и основные тенденции развития буддизма в государствах Приамурья и Приморья» состоит из двух параграфов и посвящена начальному периоду развития и распространения буддизма на территории первых государственных образований Приамурья и Приморья.
Первый параграф «Начальный период развития буддизма на Дальнем Востоке» посвящен начальному этапу распространения буддизма в Приамурье и Приморье. Предложенное деление на Приамурье и Приморье является в значительной степени условным: в главе речь пойдет о территориальных образованиях эпохи Средневековья на указанных территориях. Помимо этого, рассматривая генезис и основные тенденции развития буддизма на Дальнем Востоке России, необходимо учитывать сложность этномиграционных процессов, которые проходили в разное время на всей территории данного региона.
По мнению большинства исследователей, первоначальное знакомство приамурских племен с буддизмом приходится на период его распространения в Китае и Корее в 1-1V вв. н. э. Помимо этого, с центральноазиатского направления на территорию Приамурья во II тысячелетии могли проникать некоторые культурные влияния в виде определенных идей и артефактов. О том, в какой форме практиковался буддизм в добохайский период в Приморье и Приамурье, практически ничего не известно. Однако, если исходить из исторической логики развития буддизма на территориях сопредельных государств, наиболее вероятно, что это было одно из ответвлений махаяны, получившей распространение в I-IV вв. в Китае и Корее.
Развитие и распространение буддизма в Бохае стало возможным на этапе перехода от варварства к цивилизации. В тот момент, когда кочевники
23
становятся оседлыми, появляется государственность, одновременно (прежде всего у высших сословий) появляется и необходимость в «цивилизованной религии», пользующейся уважением у соседей, транслирующей высокий уровень культуры и образованности. Следует учесть и то, что локализация буддийских храмов в государстве Бохай территориально совпадает с его
«а
префектурными центрами, что говорит о взаимном сотрудничестве светской и духовной власти на местах. О степени распространенности буддизма в Бохае можно судить исходя того, что он был распространен среди правящей верхушки общества, и того, что буддийские храмы располагались в Верхней столице вблизи Дунцзинчэна в Северо-Восточном Китае, а также в Восточной столице, расположенной на территории Приморского края.
Основными' тенденциями, способствовавшими распространению буддизма в Бохае были:
1) Период становления государственности предполагает и становление государственной идеологии, сплочающей народ.
2) Развитие инфраструктуры, рост внешнеполитических и торгово-экономических связей предполагают также и культурный обмен.
3) Полиэтнический состав государства предполагает наличие различных религиозных мировоззрений. Известно, что «наряду с тунгусскими племенами в Бохай с самого начала входили монголоязычные шибэры и кидани, палеоазиатские племена кушо (куюё) и когурёсцы»54. Позже в состав Бохая вошли еще и уйгуры. Кроме того, как показал анализ археологического материала, на территории этого государства имелись колонии согдийских купцов и ремесленников55.
4) Китайский исследователь Чжань Цзюнь предположил наличие в государстве Бохай «открытой внутренней политики, благоприятствовавшей слиянию народностей» и культурному просвещению56.
54 Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - Л., ] 968. - С. 54-55.
55См. стр. 77 диссертационного исследования (Прим. A.B.).
55Чжань Цзюнь. Особенности развития культуры Бохая // Медиевистские исследования на Дальнем Востоке России. - Владивосток, 1994, -С. 59,65.
С одной стороны, доминирующим религиозным мировоззрением в Бохае оставался шаманизм, поскольку он являлся традиционным мировоззрением большей части общества. С другой - существовала необходимость в организованной, толерантной и одновременно с этим респектабельной религии, представляющей высокий статус правителя и аристократии. Буддизм, как носитель просвещенной китайской культуры и традиций, являясь при этом транснациональной и толерантной религией, как нельзя лучше подходил на эту роль.
Второй параграф «Буддизм у кнданей и чжурчжэней» посвящен рассмотрению истории буддизма у киданей и чжурчжэней.
С буддизмом кидани знакомятся довольно рано. Буддизм до создания киданями государства Ляо был распространен среди их соседей - в Китае, Корее, Бохае. Неоднократно совершая набеги на соседние территории, кидани уводили в плен большое количество жителей, среди которых были буддийские монахи. Да и сами буддисты из Китая, Уйгурии и других стран активно проповедовали свои взгляды за пределами родины. Установление могущественной державы открыло дорогу широкому распространению буддийского вероучения. Распространившись сначала среди земледельческого населения, буддизм вскоре приобрел приверженцев и среди кочевников, преимущественно знатных.
В киданьской империи происходил процесс медленной ассимиляции древних форм религии, включение в буддийскую практику местных обрядов. Буддизм был связан, прежде всего, с теми сферами человеческой судьбы, где важны были оккультные возможности реинкарнации, окончательного спасения и вечного отдохновения. Кроме того, ушедшие на запад от разгрома кидани принесли свою религию племенам и народам Восточного Туркестана.
Таким образом, буддизм в характерной синкретизированной форме был распространен в государстве киданей Ляо, вобравшем в себя наследие Китая и Бохая, откуда он и попадает к чжурчжэням.
Относительно чжурчжэней известно, что буддизм к ним пришел еще в догосударственную эпоху, по крайней мере в XI в., как полагает М.В. Воробьёв, сначала с Корейского полуострова, а потом от киданей'7.
Так же как и в Бохае, буддизм у чжурчжэней начал распространяться в среде правителей и аристократии в период перехода от варварства к цивилизации. «Завоеватели переодевались в одежды побежденных, перенимали их этикет и письменность, либо создавали свое письмо. Города становились центрами ремесленного производства, торговли, идеологии и своеобразной полиэтнической культуры»58. Позже буддизм становится все более популярным и даже создает определенную политическую конкуренцию императору, что приводит к тому, что с 1157 г. начинаются гонения на буддистов.
В государство Цзинь буддизм был привнесен сначала с Корейского полуострова, а затем от киданей. Предположительно, была распространена Махаяна, однако наблюдаются и культовые ваджраянские предметы. Как в Ляо, так и в Цзинь буддизм распространяется в основном среди аристократии и сосуществует с автохтонными народными верованиями. Однако на верования народов Приамурья буддизм в то время не оказал значительного влияния.
Четвертая глава диссертационного исследования «Основные тенденции развития буддизма в XV - конце XIX века (по материалам изучения буддизма у народов Верхнего Амура)», посвящена рассмотрению политических и социальных причин, способствовавших дальнейшему распространению буддизма среди народов Амура. Помимо этого, в главе рассматриваются и трактуются археологические, статистические, этнографические и некоторые другие данные, касающиеся распространения буддизма среди народов Амура в конце XIX в.
57 Цит. по: Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия. - Новосибирск, 1986. - С. 156.
58 Крадин H.H. Становление и эволюция средневековой государственности // Российский Дальний Восток в древности и Средневековье. Открытия. Проблемы. Гипотезы. - Владивосток, 2005. - С. 445.
Первый параграф «Закономерности и пути развития буддизма в Приамурье» повествует о специфике распространения буддизма в Приамурье в XV- конце XIX в.
В период династии Мин (1368-1644) происходит освобождение Китая от монгольского завоевания, восстанавливаются традиционные китайские ценности и вместе с тем усиливается политическая роль буддизма, игравшего роль воспитательного средства в деле управления государством.
Дальнейшая история буддизма в Китае и приграничных с ним территориях связана с пришедшей на смену Мин маньчжурской династией Цин, потомками чжурчжэней. Маньчжоу объединяет своих соседей и утверждается как единое централизованное государство; Нурхаци называет себя ханом, а свою династию - Поздняя Цзинь.
Коренное население Приамурья, будучи активно вовлеченным в этномиграционные и этноконфессиональные процессы, происходившие в цинской империи, также было знакомо с буддийским мировоззрением и культом. В XIX - начале XX в. эвенки Забайкалья и Маньчжурии уже были знакомы с тибетским вариантом буддизма, который они восприняли от бурят и маньчжуров. Дауры также были знакомы с тибетским буддизмом, который получает распространение среди них, вероятнее всего, еще со времен династии Юань.
В конце XIX - начале XX в. вследствие проводимой Цин переселенческой политики, контакты коренного населения Приамурья с китайцами становятся интенсивнее, в результате чего получает развитие и синкретизированный вариант китайского буддизма. Отметим и то, что с окитаиванием династии Цин,связана и возрастающая популярность именно китайского варианта буддизма.
Стоит отдельно отметить, что, несмотря на отсутствие линии преемственности в рамках конкретных школ, с XIII по конец XIX вв. буддизм в Приамурье оказывал сильное влияние на коренные народности данного региона.
Во втором параграфе «Археологические, этнографические и другие свидетельства присутствия буддизма в Приамурье» рассматривается, прежде всего, история буддизма у народов Верхнего Амура в конце XIX в., приводятся этнографические, археологические, статистические и некоторые другие свидетельства присутствия буддизма в Приамурье. Помимо этого, автором вводятся в научный оборот и соответствующим образом трактуются культовые предметы, принадлежащие последователям различных буддийских традиций.
В XVII в. маньчжурское правительство Китая переселило земледельческие племена дауров, дючеров, гогулей с берегов Амура вглубь Маньчжурии. Эти переселенцы были включены в состав маньчжурских восьмизнаменных* войск как ичэ-маньчжу (новоманьчжуры). После подписания Нерчинского договора (1689 г.) некоторые группы ичэ-маньчжу, в значительной степени окитаившиеся, начали возвращаться на прежние места. По пути к ним присоединились группы так называемых фэ-маньчжу (староманьчжуров). Переселенцы оседали в основном на правом берегу Амура, часть их переходили на левый берег, где в XVIII в. образовалась сеть поселений «зазейских маньчжуров»59. Постепенно в эти поселения стали проникать ссыльные и беглые китайцы, а затем и целые группы китайских переселенцев. Среди выходцев из Китая находились проповедники буддизма и фоизма. По мере увеличения численности китайских переселенцев на Дальнем Востоке России расширялось их экономическое и культурное влияние в крае. Следствием этого явилось и распространение здесь китайских верований60. В Зазейском районе (Маньчжурский клин) Амурской области в 1858 г. подданных Китая насчитывалось около 10500 человек. Из этого населения собственно китайцы составляли только третью часть, а остальные две трети приходились на маньчжуров и дауров.
"Аниховскяй С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин', история народы, религия. -Благовещенск, 2005. - С. 170.
60 Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (середина XIX - начало XX вв.) Н Религиоведение. - 2002. - Ife4. - С. 122.
В конце XIX - начале XX в. доля китайского населения на Дальнем Востоке России в среднем составляла 10% от общего числа населения региона. Китайцы представляли здесь вторую по численности (после русских) этническую группу населения. Это подтверждают статистические данные первой Всероссийской переписи населения 1897 г.: «В двух областях Дальнего Востока проживало 38 520 китайцев, из которых 37 101 или 96,3% были буддистами»6'. Следует отметить то, что в рассматриваемый период буддизм, усложненный и дополненный культом предков, элементами конфуцианства и даосизма, оказывал заметное воздействие на традиции тунгусо-маньчжурских народов всего региона.
Фактически в рассматриваемый период можно выделить две разновидности буддизма: тибето-монгольская линия буддизма Ваджраяны и синкретизированная разновидность китайского буддизма. Это подтверждают данные Первой Всеобщей переписи населения Амурской области за 1897 г. В таблице «Распределение населения по вероисповеданиям» значится: «буддистов и ламаитов - 8 417 обоего полу, лиц остальных нехристианских вероисповеданий - 3 751, православных и единоверцев - 91 621 обоего полу». Конкретно в Благовещенске «буддистов и ламаитов - 2 959 обоего полу, а по уезду (без города) - 5 458 обоего полу»62.
К последователям тибето-монгольской разновидности буддизма следует отнести, прежде всего, маньчжуров, а также небольшое число монгол и бурят; к последователям китайской синкретизированной разновидности -китайцев, а также представителей некоторых аборигенных народностей, проживавших в непосредственной близости к китайцам и, как следствие, частично или полностью перенявших их религиозный культ. Так, по подсчетам С.К. Патканова, из проживавших в Приамурье народностей в
" Аниховский С.Э. Китайцы и китайские религии в системе межконфессиональных отношений на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX-начало XX вв.) // Религиоведение. - 2004. - №1- С. 111.
Тройницкий H.A. Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи, 1897 г. Амурская область. -Издание Цетрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1905. - Тетрадь 1. - С. 52-
1897 г. буддистами себя считали 100% солонов, 27,3% орочей, 19% маньчжуров, 3,8% гольдов (нанайцев), 3,1% манегров и 0,1% ороков.
Помимо статистических и этнографических данных, существуют и конкретные артефакты, свидетельствующие о распространении буддизма в данном регионе. Основные артефакты, связанные с буддизмом, находящиеся в музеях г. Благовещенска и Амурской области приводятся, в работе.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и намечаются пути дальнейшего изучения заявленной темы.
«Библиография», общий список использованных источников и литературы, насчитывает 167 наименований на русском и английском языке.
Изд-во АмГУ. Отпечатано ИП Сажиновым A.A. Благовещенск, ул. Калинина, 127, кв. Подписано в печать 10.11.2011. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,9. Тираж 100 экз.
Ч1
Текст диссертации на тему "Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье"
61 12-9/167
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
На правах рукописи
Беляков Алексей Олегович
Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье (философско-религиоведческий анализ)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук по специальности 09.00.14 - Философия религии и религиоведение.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Забияко А.П.
БЛАГОВЕЩЕНСК - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Буддизм как фактор цивилизационной динамики 22
1.1 Определение буддизма как транснациональной религии 22
1.2 Подходы к пониманию буддийских цивилизаций 29
1.3 Буддизм в культуре Древней Индии: анализ причин возникновения и распространения буддизма за пределами
индийской цивилизации 38
2.Буддизм как транснациональная религия народов Средней, 51 Центральной Азии и Дальнего Востока
2.1 Великий шелковый путь - ретранслятор буддийской культуры 51
2.2 Китай как культурный центр буддийской цивилизации на 57 Дальнем Востоке
3. Генезис и основные тенденции развития буддизма в
государствах Приамурья и Приморья в УП-ХШ веках 74
3.1 Начальный период развития буддизма на Дальнем Востоке 74
3.2 Буддизм у киданей и чжурчжэней 90
4.0сновные тенденции развития буддизма в Приамурье в период с XV до начала XX века (по материалам изучения буддизма у народов Верхнего Амура) 105
4.1 Закономерности и пути развития буддизма в Приамурье 105
4.2 Археологические, этнографические и другие свидетельства присутствия буддизма в Приамурье ^
Заключение \ 52
Библиография 157
Приложение 171
ВВЕДЕНИЕ
Буддизм относится к числу религий, получивших мировое распространение. Его возникновение в У1-У вв. до н.э. - первоначально как религиозно-философского учения Шакьямуни - предопределило его дальнейшее развитие в течение 2,5 тысячи лет. Область распространения учения огромна: Индия и Тибет, Китай и страны Юго-Восточной Азии, Монголия, Бурятия и Тува, Калмыкия, районы Средней Азии, Дальний Восток и Япония. Все эти страны исторически имели собственные развитые религиозные системы, считающиеся традиционными. Тем не менее буддизм распространился и на большей части этих территорий занял господствующее положение, хорошо вписавшись в их традиционную культуру. Это обусловлено самим учением Будды, ориентирующимся более на внутренний духовный и нравственный рост человека, нежели на догматы и особенности культа. Именно поэтому он мог хорошо вписываться в различные культуры, внутренне их дополняя и обогащая, а не заменяя собой или уничтожая. Вместе с тем буддизм передавал научные знания, накопленные предыдущими цивилизациями, и привносил новое философское и религиозное измерение в автохтонные культуры, на почве которых приобретал собственное уникальное выражение. Однако, несмотря на наличие общего религиозного каркаса, в различных странах и эпохах буддизм проявлялся по-разному. И поэтому понимание буддизма в целом невозможно без изучения его локальных проявлений в определенных государствах и культурах в разные исторические эпохи. Изучение этапов развития и распространения буддизма в конкретном регионе позволит выявить роль этой религии в культурной, политической и экономической жизни общества.
Географические и хронологические рамки исследования
Рассматривая историю буддизма в Приамурье, необходимо учитывать те этномиграционные и этнокультурные процессы, которые существовали в разное время на всей территории Дальнего Востока. Без понимания динамики
3
этих процессов невозможно понять генезис и дальнейшее развитие не только буддизма, но и различных культур аборигенных народов этого региона.
Для ограничения области исследования и внесения ясности в терминологию территориально и хронологически определим границы Приамурья. Под Приамурьем понимается бассейн Верхнего, Среднего и Нижнего Амура в пределах современной Амурской области и Хабаровского края, а с китайской стороны - часть провинции Хэйлунцзян, прилегающая к Амуру. Северная граница Приамурья проходит по Становому хребту, являющемуся водоразделом Лены и Амура, южная часть ограничена хребтом Ильхури-Алинь, западная и восточная отрогами Малого Хингана, разделяющими притоки Амура, Нонни и Сунгари1.
Несмотря на четкие географические рамки, при рассмотрении этномиграционных процессов народов Амура2 в исторической ретроспективе необходимо учитывать и близлежащие территории соседних государств. С другой стороны, часть Приамурья (бассейн Верхнего Амура, Шилки и Аргуни), а также западная часть Маньчжурии (Большой Хинган, бассейн р. Нонни) были заселены племенами монголоязычных шивэй, улохоу и дидэгуань3. С.П. Нестеров, говоря об этномиграционных процессах на территории Приамурья в раннем Средневековье, отмечал: «В культурном отношении такое деление (географическое. - Прим. А.Б.) достаточно условно, так как, например, памятники найфельдской группы известны и на Амуре, и в Приморье, и в Маньчжурии, вплоть до Ашихэ. По этой причине, уделяя основное внимание истории Приамурья, мы не будем ограничиваться районами, прилегающими только к Амуру, а будем использовать материалы памятников Северо-Восточного Китая и Приморья»4. Автор разделяет такую трактовку и опирается на нее в своём исследовании.
1 Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего Средневековья. - Новосибирск, 1998. - С. 5-6.
Под народами Амура в данной работе понимаются этнические образования, заселявшие бассейн реки Амура в древности и Средневековье (мохэ, чжурчжэни, кидани, маньчжуры, дауры, эвенки и некоторые другие).
Дьякова О.В. О корреляции раннесредневековых культур Приамурья // Материальная культура Востока -М„ 1988.-4. II.-С. 222. Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего средневековья. - Новосибирск, 1998. - С.6.
4
Рассматривая развитие буддизма в Приамурье, необходимо говорить и о развитии буддизма в Корее, Японии, а также других географических районах, связанных с этномиграционными процессами народностей Приамурья. Такая связь объясняется не только генетически - предки большинства современных народностей Приамурья и Приморья были тунгусы, - но и культурно-исторически: территориальная и этническая близость народов неизбежно приводила к культурной диффузии между ними. Так, например, в материальной и духовной культуре чжурчжэней Э.В. Шавкунов выделяет несколько культурных напластований, дающих наглядное представление о сложности и многообразии тех культурно-исторических процессов, конечным результатом которых стало появление чжурчжэньского этноса с его самобытной культурой5.
В средневековой истории Приморья и Приамурья важнейшей вехой был период сложения, развития и гибели древнейших государств Бохай и Цзинь (Золотой империи чжурчжэней). Их объединяют территория расселения и доминирующий тунгусский этнос мохэ, принявший активное участие в образовании этих государств. В верхних слоях этих обществ был распространен буддизм, что документально подтверждается раскопками, проводившимися в Приморском6 и Хабаровском краях7. Позднее, уже в культурах народов этнографического периода также наблюдаются отдельные признаки буддийской традиции. Известно, что буддийская религия до 1917 г. имела определенное распространение на Российском Дальнем Востоке. Таким образом, географические рамки исследования охватывают Приамурье
5 Первое - древнетунгусское напластование связано с общими палеоазиатскими корнями этого народа. Второе - центрально азиатское напластование связано с приемами градостроительства (равнинные укрепления), а также ряд элементов хунно-сяньбинского и древнетюркского происхождения. Третье -бохайское напластование связано с чертами когурёской культуры (сельскохозяйственный инвентарь, горные укрепления, общие лексические понятия). Подробнее см.: Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. - М., 1990. - С. 186. Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский храмы находятся в Уссурийском районе, а Краскинский храм и прихрамовая постройка обнаружены в Хасанском районе. Они относятся к бохайскому времени. Краснояровское городище, располагающееся в Уссурийском районе, датировано эпохой Золотой империи чжурчжэней.
Корсаковский могильник, каменные базы от храмовой постройки на правом берегу р. Тунгуска, близ ее впадения в р. Амур в Хабаровском районе Хабаровского края, буддийские храмы, расположенные близ п. Тыр Ульчского района Хабаровского края, также датированы эпохой чжурчжэней.
5
и граничащие с ним районы, а хронологические рамки определяются VII -началом XX века.
Актуальность темы диссертационной работы
Исследование истории буддизма в Приамурье представляется актуальным в силу ряда обстоятельств:
1) Изучение истории развития и распространения буддизма в Приамурье является актуальным в силу того, что подобный анализ позволит сделать выводы о значении этого учения в культурном развитии народов и государств региона, а также о той роли, которую играл буддизм в процессе межкультурного и межэтнического диалога.
2) Актуальным также является анализ линии культурной преемственности буддизма между государствами и народами Дальнего Востока в различные исторические эпохи; данный анализ позволит сделать выводы о влиянии культур развитых государств на локальные культуры и выявить основные моменты цивилизационной динамики, связанной с распространением этого учения в среде древних и аборигенных народов Амура.
3) Актуальным является сравнение процесса распространения буддизма в Приамурье с аналогичными процессами, происходившими в некоторых других государствах- и странах, исторически связанных с этим регионом; оно даст возможность выделить основные тенденции, способствующие широкому распространению этого учения и сделать выводы относительно причин его высокой интегративности, универсальности и полиморфности.
4) Актуальным представляется изучение причин распространения буддизма в Приамурье, что дает более полную картину развития истории и культуры государств и народов этого региона.
5) Несмотря на внимание ученых к проблемам этнографии и этнологии Приамурья, а также на обилие фактического материала, на данный момент отсутствует качественное и структурированное изложение истории буддизма в Приамурье - религии, повлиявшей на культуру, историю и мировоззрение
многих народов этого региона. Поэтому актуальным является детальное описание основных этапов развития и распространения буддизма в Приамурье.
6) Актуальной представляется интерпретация имеющегося археологического, статистического и иного материала с целью реконструкции различных этапов истории развития и распространения буддизма в Приамурье.
7) Эта работа представляется особенно актуальной в силу того, что археологические находки продолжают пополнять коллекции музеев г. Благовещенска, так и оставаясь без должного внимания со стороны ученых и не получая соответствующей интерпретации специалистов.
Степень исследованности проблемы
В настоящее время в научной литературе по данной теме опубликовано достаточное количество эмпирического и теоретического материала. Однако необходимо учесть, что, несмотря на его обилие, все же в настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное изучению истории буддизма в Приамурье. Имеющиеся исследования условно можно разделить на несколько групп:
1) Статьи ученых-археологов, затрагивающие данную проблему в свете интерпретаций археологических находок. А.Р. Артемьеви Н.Г. Артемьева в своих трудах описывают материал ряда буддийских храмов и построек на территории Приморья, а также выдвигают ряд предположений относительно происхождения буддизма у чжурчжэней и бохайцев8. Д.П. Болотин и Б.С. Сапунов описывают и трактуют статуэтку «ползущего Будды», а также говорят о ранней истории буддизма в Приамурье9. В трудах М.В. Воробьёва рассматриваются проблемы истории и культуры чжурчжэней, изучается
8Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. - Владивосток, 2005. - 202 е.; Артемьева Н.Г. Культовые сооружения бохайского времени на территории Приморья // Российская археология. - 1998. -№4. - С. 174-191; Артемьева Н.Г. Новые эпиграфические находки в Приморье //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - №1. - С. 200-210.
9 Болотин Д.П., Сапунов Б.С. Бронзовая статуэтка буддийского культа с Верхнего Амура // Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий,- Благовещенск, 1993 - С. 106-110;
появление буддизма у этого народа10. В.Е. Медведев также разрабатывает тему буддизма у чжурчжэней и выдвигает ряд концепций об истории буддизма в Приамурье11. Э.В. Шавкунов, A.JI. Ивлиев и H.H. Крадин анализируют материальную и духовную культуру государств Бохай и Цзинь, этнические миграции и религиозные представления народов, входивших в эти государства12. А.П. Окладников формулирует гипотезы, касающиеся миграции племен мохэ, истории бохайцев и чжурчжэней13. Китайский исследователь Чжань Цзюнь делает упор на рассмотрении полиэтничности бохайцев как фактора, способствовавшего толерантности открытой внешней политики и культуры. С.П. Нестеров рассматривает бохайские миграции в Приамурье, происхождение чжурчжэней, а также фактор влияния бохайцев на культуру Цзинь14, Г.Г. Пиков анализирует процесс создания киданьского государства Ляо и распространения буддизма в нем и за его пределами15. Л.Л. Викторова исследует религиозные верования киданей, в том числе и буддизм16. Данные статьи не только вводят в научный оборот новые артефакты, памятники и свидетельства, касающиеся истории буддизма в Приамурье, но и дают возможность проанализировать основные моменты генезиса и развития буддизма с точки зрения этномиграционных,
10 Воробьёв M.B. Некоторые спорные вопросы культурной и этнической истории чжурчжэней // Страны и народы Востока. - 1973. - Вып. XV. -С. 248-255; Воробьёв М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь.- М., 1975 - 448 е.; Воробьёв М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. - 1234 г.). -М., 1983. - 326 с.
Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия - Новосибирск, 1986 - 206 е.; Медведев В.Е. Корсаковский могильник. Хронология и материалы. - Новосибирск, 1991. - 175 с.
Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - JL, 1968. - 163 е.; Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ ХП-ХШвв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. -М., 1990.-282 е.; Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжурчжэней // Проблемы древних культур Сибири: Сборник научных статей. - Новосибирск, 1985. - С. 146155; Шавкунов Э.В. Согдийская колония VII-X вв. в Приморье // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в Средние века: Сборник научных трудов. - Владивосток, 1988. - С. 100-104; Ивлиев А.Л., Крадин H.H. Государство Бохай (698-926) // Приморский край России. - Режим доступа: ha^w^^egi.ru/primorve/historv/bohaiS.htm (дата обращения: 12.09.2010); Крадин H.H. Становление и эволюция средневековой государственности // Российский Дальний Восток в древности и Средневековье.
Открытия. Проблемы. Гипотезы. - Владивосток, 2005. - С.439-448.
Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья (очерки по древней и средневековой истории Приморского края). - Владивосток, 1959. - 292 с.
Нестеров С.П. Бохайские миграции в Приамурье и происхождение чжурчжэней // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001.-С. 76-79.
15 Пиков Г.Г. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. - 1996. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 148-154.
Викторова Л.А. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск, 1974.-С. 261-265.
политических и экономических процессов, происходивших в Приморье и Приамурье в эпоху Средневековья. Для раскрытия темы диссертации также необходимо учитывать вскрытый в этих исследованиях этнорелигиозный характер исторических процессов. Однако специфика исследований археологов недостаточно охватывает особенности культурного и религиозного взаимодействия, линии преемственности религий и культов народами Приамурья, а также ограничена соответствующими временными периодами, памятниками и этносами.
2) Публикации статей историков и религиоведов, рассматривающих данную проблему в. свете религиозной истории Приамурья и Китая. Так, С.Э. Аниховский и А.П. Забияко в ряде своих статей и в коллективной монографии «Маньчжурский клин: история, народы, религии» освещают проблему существования китайских религий на территории Приамурья, религиозные верования маньчжуров в Маньчжурии и на Дальнем Востоке России17. С.М. Широкогоров, изучая Маньчжурию Х1Х-ХХ вв., представляет свидетельства существования китайского буддизма