автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Проблема становления и развития западноукраинского романса XIX - начала XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Совяк, Роман Петрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ЖАНРОВО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНСА.
ЗАРОЖДЕНИЕ РОМАНСОВОГО ЖАНРА В ЕГО СВЯЗИ С ФОЛЬКЛОРОМ,ЛИТЕРАТУРОЙ /ПОЭЗИЕЙ/,МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИМ И АНСАЫБЛЕВО-ХОРОВЫМ ТВОРЧЕСТВОМ.
Роль украинского песенного фольклора в формировании жанра романса. Значение репертуарно-фольклористиче-ских сборников первой половины XIX века.
Значение творчества поэтов Западной Украины для развития песни-романса. Первые образцы песенромансов в творчестве профессиональных композиторов.
Влияние музыкально-сценического творчества на профессиональный романс
Развитие романса в его связях с ансамблевым и хоровым творчеством
Глава П. МНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНСА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.
Фольклорное направление - определяющее в развитии жанра- романса
Жанрово-стилистические особенности западноукраин-ского романса /конец XIX - начало XX вв./.
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Совяк, Роман Петрович
В свете ленинской оценки культурного наследия исторического прошлого, а такте решении и постановлении съездов и пленумов ЦК КПСС изучение проблемы становления и развития вокалышх тан-ров явилось актуальной задачей советского музыковедения.
Развитие вокалышх танров., в частности романса,- одна из наиболее характерных закономерностей отечественной,в том числе и украинской профессиональной культуры дооктябрьского периода. Фольклор и книтная поэзия - вот два мощных источника, постоянно питающие вокальное творчество. В процессе интонационного взаимопроникновения фольклорного, любительского и профессионального видов творчества формировалась песня-романс. Многие ее образцы зафиксированы в рукописных и песенных сборниках ХУП-ХУШ вв.
Объектом данного исследования является становление и развитие западноукраинского романса XIX - начала XX вв.
В эволюции украинского романса дооктябрьского периода запад-ноукраинская ветвь представляет особый интерес в аспекте общей проблематики танрогенезиса, а такте для понимания индивидуально-стилевых закономерностей композиторского творчества определенного исторического периода. Исследование разносторонних связей' романса с поэзией, фольклором, музыкально-сценическими и ансамбле-во-хоровими произведениями позволяет определить место танра в контексте культуры.
Для культуры западноукраинских земель, насильственно отторгнутых на протяжении нескольких столетий от Надднепрянской Украины, вопрос становления музыкального профессионализма был исклп-чительно актуальным. Этот затянувшийся процесс отличался своими сложностями, сказавшимися на неравномерности развития музыкальных танров, преобладании вокально-хоровых форм композиторского творчества, которое было своеобразным заслоном против проникновения наводнявшей музыкальный быт низкопробной продукции - шаблонных водевильно-опереточных, салонно-сентпментальних образцов немецких, польских, французских авторов.
Первая половина XIX века в Западной Украине прошла под знаком становления и утверждения национально выраженной демократической культуры. Зарождавшиеся внутри европейского классического искусства и литературы романтические тенденции нашли также свое отражение и в творчестве западноукраинских авторов. Под влиянием общеславянского движения за создание национальных культур во Львове начало свою прогрессивную деятельность литературно-художественное объединение "Руська тр1йця", куда вошли М.Ша-шкевич, И.Вагилевич и Я.Головацкий. Их фольклористическая и литературно-общественная деятельность, протекавшая в содружестве с деятельностью представителей культуры польского, чешского,сербского и других народов, приобретала масштабный, интернациональный характер.Поставив перед собой цель создания украинской национальной литературы на народной основе, молодые энтузиасты одновременно дали.толчок развитию музыкального искусства. Б свою очередь их поэтические произведения, опирающиеся на народнопесенную образность, ритмику, лексику стимулировали появление новых песен. Б подавляющем большинстве музыка к ним была написана авторами-любителями, имена которых до нас не дошли. Несколько позже, в связи с участием в этом процессе профессиональных музыкантов, поэтов и композиторов любительское направление обнаруживает признаки слияния с профессиональным.
Развитие сольной песни получает также новый импульс в связи с началом деятельности в Западной Украине музыкального театра /первые спектакли состоялись в г.Коломне в 1843 году/. Создание снектаклей, где музыка была средством индивидуализированного раскрытия чувств, характера отдельного персонажа, способствовало утверждению жанра сольной сценическом песни. Немаловажным условием моделирования форм романса явилось осмысление развитых форм оперной музыки западноевропейских /В.Моцарт, Дж.Россини, К.Вебер, Ш.Гуно, Дж.Верди, С. Ионвшио/ и отечественных /Д.Борт-нянский, С.Гулак-Артемовский, а позже Н.Лысенко/ композиторов.
Но магистральной линией развития жанра украинского романса стал поступательный характер перехода песенных моделей от менее развитых к более развитым.
Вопросам становления и развития сольного профессионального вокального жанра на западноукраинских землях частично уделялось внимание в монографических работах и статьях, посвященных творчеству отдельных композиторов, но комплексно проблема формирования и развития западноукраинского романса в указанных аспектах не ставилась. Глубоко не освещался, в частности, вопрос взаимодействия романса с лирико-бытовым песенным пластом запад-ноукраинской музыки.- А между тем, песни-романсы литературного происхождения, так называемые старогалицкие песни, будучи образцами полуфольклорного-полупрофессионального творчества, оказали большое художественно-эстетическое влияние на формирование мелоса вокального творчества, были своеобразными посредниками между народной лирической песней и собственно романсом как жанром профессионального творчества.
Заметный упадок общественной жизни, наступивший после поражения революции 1848 года, тяжело отразился на развитии запад-ноукраинскоп культуры, в частности музыки. Выход из десятилетнего застоя хронологически совпавший и в значительной мере обусловленный началом второго этапа освободительного движения в
- б
России и на Украине /60-е годы XIX в./, сопровождался существенным подъемом всех сфер культуры.
Наряду с развитием традиционного для украинском культуры хорового жанра, романс в этот период обнаруживает признаки самостоятельной области профессиональной музыки, в нем все яснее определяется тенденция к претворению в жанре образно-тематических и художественно-выразительных средств украинского фольклора. Развитие западноукраинскоп музыки стимулировалось усилением взаимосвязи с искусством Надднепрянской Украины, с творчеством русских и западноевропейских композиторов, с поэзией И.Котля-ревского, Т.Шевченко, которая начала проникать на земли Западной Украины еще в первой половине XIX века. Оценивая влияние Т.Шевченко на национально-культурное возрождение Украины,выдающийся поэт-революционер П.Грабовский отмечал, что его имя "сделалось кличем, под которым начало собираться все, что проснулось и мыслило" /138,т.17,с.125/. Особую силу воздействия на профессиональную музыку имело творчество гениального Кобзаря. По словам одного из выдающихся музыкальных интерпретаторов творчества великого Кобзаря С.Людкевича, его поэзия "побудила всех украинских музыкантов в меньшей или большей степени сознательно или бессознательно интенсивно проявить народный украинский характер в музыкальной вокальной литературе" /51,с.143/.
Настоящая диссертация является первой работой, посвященной исследованию закономерностей становления и развития западноукра-инского профессионального романса Х1Х-начала XX вв., целостному анализу романсового творчества М.Вербицкого, И.Лаврпвского,И.Во-робкевича, Л.Вахияшша, О.Ныжанкивского, Д.Сичинского,Я.Лопатин-ского, Я.Ярославенко, С.Людкевича.
В сферу исследования вовлечены художественно полноценные произведения, а также материалы, хранящиеся в рукописных фондах государственных архивов и частных коллекций.
Предпринятый в диссертации системный анализ позволил глубже постичь общеэстетические закономерности межжанровых связей, детерминированную зависимость художественных явлений, различных форм и жанров искусства.
Цель диссертации - проследить разносторонние связи западно-украинского романса на фоне и в контексте отечественной и зарубежной культуры исследуемого периода /XIX- начало XX вв./, показать, каким образом нашли в нем отражение ведущие тенденции времени, связанные с демократизацией искусства,его профессионализацией, доказать закономерности этого процесса и выявить специфические особенности его в условиях западноукраинской культуры. В исследовании поставлены такие конкретные задачи: на основании ленинского положения о двух культурах в буржуазном обществе и значимости художественного наследия прошлого дать объективную и, по возможности, наиболее полную картину развития западноукраинского романса исследуемого периода; исходя из принципа историзма, показать особенности формирования жанра в общем процессе демократизации искусства в сложных условиях становления музыкальной культуры на рубеже столетий; научно обосновать положение о западноукраинской романсе как органической и неотъемлемой части всего украинского музыкального искусства ; раскрыть важные образно-стилевые и формообразующие факторы западноукраинского романса, опирающегося на песенный фольклор и взаимодействующего с литературой и другими жанрами профессиональной отечественной и зарубежной музыки.
Наиболее близким к профессиональному романсу жанром, в котором смыкались приемы профессиональной музыки с фольклорными элементами, явился жанр сольной обработки /гармонизации/ украинских народных песен. Б поступательном развитии этого кайра наблюдается два направления - любительское и с тенденцией к профессионализму. Если первое, любительское направление развития жанра сольной народной песни с сопровождением было призвано для удовлетворения запросов многочисленных любителей музыки /обработки К.Липиньского, А.Коципиньского, А.Едлички, В.Матюка, Д.Сичинского/, то второе, функционирующее внутри музыкально-сценического творчества, было направлено на самостоятельное развитие жанра сольной песни концертного характера.
Под влиянием творчества Н.Лысенко и, в частности, его гармонизаций украинских народных песен, жанр сольной обработки в Западной Украине получает оригинальную трактовку в творчестве О.Ныжанкивского, С.Людкевича, непосредственно влияя на романс, а нередко и смыкаясь с ним. Некоторые обработки О.Ныжанкивско-го, благодаря усилению эмоционально образной функции сопровождения, перерастают рамки гармонизации, приближаясь к романсам на народнопесенной основе /"Колисанка", "Ой в пол1 садок", "Отама-не, батьку наш"/.
Более органичное слияние фольклорных и профессиональных выразительных средств, которое отмечаем в музыке С.Людкевича, приобретало черты национально-стилевой характерности, заметно влиявшие на жанровую сущность сольной обработки, в частности, содействующие структурному расширению оригинала /то есть народной песни/, углублению его содержательной основы, психологизации /"Над бер1женьком стояла" и др./.
На материале музыкально-сценического и оперного творчества прослеживается зарождение и развитие сольного романса как своеобразного феномена, впитывающего ф.ольклорно-битовие элементы и трансформировавшего их на уровне профессиональных форм с широким взаимодействием выразительних приемов и средств инструментального камерно-ансамблевого и хорового компонентов. Отмеченная в работе образно-тематическая драматизация романса явилась его важным стилевым показателем, приобретенным в результате длительного взаимодействия жанра с музыкально-сценическим,оперным /Д.Сичинский/ и вокально-симфоническим /С.Людкевич/ творчеством. Доминирующее у западноукраинских композиторов музыкально-сценическое творчество воздействовало на характер синтезирования профессиональных /преимущественно оперного плана/ приемов и фольклорных выразительных элементов.
В диссертации рассматривается также вопрос о влиянии на романс ансамблево-хоровых форм музыки, несущих в себе элементы сольного пения, черты камерности и т.д. Взаимодействие сольного жанра с ансамблево-хоровым творчеством способствовало утверждению гармонического типа мелодики, расширению арсенала ладо-гармонических средств, освоению различных фактурных приемов.На основании анализа конкретных произведении К.лавривского, В.Иа-тюка, Д.Сичинского и др. диссертант пришел к выводу, что "хо-ральность" гармонии сопровождения явилась одной из показательных стилистических черт западноукраинского романса. Генетические корни явления "хоральноети" как следствие взаимодействия сольного и хорового творчества уходят в глубину веков и связаны с многообразием западноукраинской вокально-хоровой исполнительской практики, с распространением канта как посредника между "высокими" жанрами профессиональной музыки /например, хоровой концерт/ и народными песнями.
В работах украинских советских музыковедов накоплен немалый опыт изучения романсового творчества, обнаружения художественно-образных основ вокальной лирики, связи слова-напева и т.д.
Еще в 20-е годы появилась работа Н.Гринченко "Хсторгя укра-1нськ01 музики". В одном из ее разделов - "Музика в Галичшп" -затронут вопрос западноукраинского романса, но, к сожалению, из-за небольшого объема работы он недостаточно полно освещен /27, с. 176-195/.
Более широко проблема развития украинского дооктябрьского романса в канрово-генетическом и жанрово-стилевом аспектах представлена в работах Н.Гринченко "Украшський романс"*,
А.Шреер-Ткаченко "Розвиток сольноТ пгснг з гнструментальним супроводом у мгському побутг" , Т.Булат "Украгнський романс /докторская диссертация/. По своей проблематике названные работы оказались наиболее близкими к поднятым в данной диссертации вопросам общеметодологического характера, в частности, к освещению западноукраинского романса дооктябрьского периода как важного звена в системе развития отечественной камерно-вокальной музыки.
В монографических же работах, посвященных творчеству запад-ноукраинских композиторов, романсу указанного периода /XIX -начало XX веков/ в целом отведено довольно скромное мес
1Гр1нченко М. О. Вибране / Упор. I ред. М .1,1. Горд 1йчу-ка.- К.: Дерк. вид-во образотворч. мистецтва I муз. Л1т. УРСР, 1959, с. 177-303. 2Шреер-Ткаченко О.Я. 1стор1я укра'1нсько'1 музики. Ч. I.- К.: Муз. Укратна, 1980, с. 142-146. то-'-. Учитывая неравнозначную роль ;:-:анра в творчестве того или другого композитора, исследователи ограничились преимущественно отдельными, хотя порой и меткими замечаниями по поводу романсових произведении, особенностей их стиля.
Важным импульсом изучения ;::анрово-генетических п стилевых источников западноукраинского романса явились так^е статьи, в которых рассматриваются вопроси ганрових источников романса /С.Людкевич "Старогалицька niсеннхсть XIX ст" ; 142/, взаимодействия слова и музшси /Т.Булат "Питания музично-стильово'1 едност1 в солосшвах С.Людкевича";1б/, дольклорно-профессионалышх связей /Я.Якубяк "Солосшви С.Людкевича"; 92/.
Богатый обобщающий материал, помогающий ориентироваться в сложном и противоречивом процессе становления и развития запад-ноукраинскоп музшси, заключен в книге П.Загаккевич "Ыузычне ;::ит-тя Зах1Дно1 Укра'1'ни друго'1 половини XIX ст" /35/.
Отталкиваясь от основных положений упомянутых работ, а таклсе исследований по фольклору, автор диссертации выдвигает ряд положений о взаимосвязи фольклорных источников с камерно-вокальной музыкой, о стирании стилистических отличий фольклорного и авторского характера в романсах, о ¡таировом взаимовлиянии и др. При решении проблемы ::анрово-генетических основ западноукраинского романса диссертант опирался на выдвинутое исследователем украинского романса Т.Булат положение об исторической закономерности полистадиального развития ;:;анровых форм /17, с.58/.
I См.: Ei л и н с ь к а Ii. Л. "Сидхр Воробкевпч".- К., 1982; Г р и н е в е ц ь к и й I.O. А.К.Вахняшш.- К.,1961; 3 а -г а и к е в и ч М.П. П.И.Вербицысип.- К.,1961; С.П.Людке-вич.- К.,1957; К о с - А н а т о л ь с ь к и й А.л. С.Людкевич.- К.,1951; Л ю д к е в и ч С. Вгктор Матюк. Льв1в,1912; П а в л и ш и н С.С. Стангслав Людкевич.-К.,1974; Денис Сiчинський.- К.,I980.
Учитывая преобладающую в западноукраинскоы романсе Х1Х-нача-ла XX вв. народнопесенную природу поэтических источников, представилось возможным сочетать различные методы анализа синтеза поэзии и музыки /обобщающие и конкретизирующие/, а такие использовать некоторые фольклористические положения, в частности, терминологического характера, например, "музыкально-синтаксическая стопа" /термин Ф.Колессы/, "реконструкция" песенных типов /термин С.Людкевича/ и др. и перенести их на музыковедческую почву.
Наряду с фольклорными связями существенную роль в становлении романса сыграло также индивидуально трактуемое слово. Роман-совое творчество западноукраинских композиторов обнаруживает ряд интересных примеров жанрово-стилистического решения проблемы связи слова и музыки как в обобщенном, близком к фольклорному /объективных момент/, так и в конкретизирующем /субъективных момент/ понимании.
Синтетический аспект исследования проблемы вызвал необходимость обратиться к некоторым научным положениям трудов современных исследователей жанра романса. В частности, на материале за-падноукраинского камерно-вокального творчества нашли свое подтверждение известные положения "интонационной теории" Б.Асафьева /8,9/, наблюдения Е.Ручьевской о так называемом "встречном ритме1'' /78/, о "поэтической" и "прозаической" декламации В.Васиной-Гроссман /20/, об "образной комплиментарноети", "авторизующей" и "резонирующей" тенденциях во взаимосвязи слова-напева,выдвинутые в диссертации Н.Огарковой /67/ и др. Прямое отношение к проблеме взаимодействия поэтического и музыкального компонентов имеют также работы X'.Малышева /59/, Б.Фильц /84/, А.Пентюкова /61/, А.Порфирьевой /74/.
Из анализа литературы следует, что вопросы исследования западноукрапнского романса хотя избирательно и затрагивались в топ или пно:: работе, но не вылились в отдельную научную проблему. Автор диссертации попытался восполнить существующий пробел.
Методологически важным явилось рассмотрение западноукраинско-го романса в контексте украинской культури и во взаимодействии с другими славянскими музыкальными культурами, например, с русской, польской, в обнаружении близости идейно-эстетических и художественных поисков с прогрессивным зарубежным камерно-вокальным творчеством. Такой широкий контекст позволяет увидеть развитие жанра романса в свете новых прогрессивных устремлений,обусловленных становлением национальных композиторских школ, утверждением новых художественно-стилистических норм.
Б соответствии с историческими закономерностями эволюции за-падноукраинского романса наметилась структура исследования.Диссертация состоит из введения, двух глав, охватывающих шесть разделов, заключения, списка рекомендованной литературы /библиография, нотография/, приложения нотных образцов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема становления и развития западноукраинского романса XIX - начала XX вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов,которые представляются важными для лучшего понимания процесса демократизации музыкальной мысли на западноукраинских землях, истории украинской музыки вообще.
Прежде всего отметим, что жанр профессионального романса в Западной Украине сыграл чрезвычайную роль в утверждении прогрессивных форм музыкального искусства, а также в эстетическом воспитании исполнителей и слушателей. Он формировался, начиная с середины XIX века, в сложных условиях социального неравенства, в период борьбы передовых представителей украинского и других, прежде всего славянских, народов за свою национальную культуру. Это отразилось на идейно-тематической направленности всего искусства, в том числе и камерно-вокального, глубже предопределив в нем тенденцию взаимодействия национального и интернационального. Романс с присущей ему гибкостью формы отразил важнейшие процессы художественных поисков, "выравнивания" отдельных звеньев в творчестве композиторов.
Примененный комплексный метод исследования проблемы позволил вскрыть сложный механизм взаимодействия романса с фольклором, с литературой, с музыкально-сценическим и хоровым творчеством. Основы формирования этого, в широком смысле слова, синтетического вокального жанра западноукраинской музыки ныне невозможно представить вне глубоких и разносторонних связей с указанными источниками.
Музыкально-сценическое творчество оказалось важным фактором д р а м а т и з а ц и и и к о н к р е т и з а ц и и в романсе художественно-выразительных средств, приемо:в разножанрового синтезирования образно-интонационных элементов. В
- 168 частности, интонационному обновлению лирического мелоса способствовало "вторжение" в сольный вокально-сценический жанр эпических элементов,органически сливающихся с бытовой песенно-романсо-вой интонационностыз /"Поле мое, поле" Ы.Вербицкого - из музыки к пьесе И.Гушалевича "П1дг1р"яни"; "Замовкли торбани" И.Лаврив-ского - из музыки к пьесе по одноименной поэме Т.Шевченко "Невольник"; "Нема мен1 порадоньки" А.Вахнянина - из оперы "Купало"; "Родимий краю" В.Матюка - из оперетты "Капрал Тимко"/. Лучшие сольные вокально-сценические номера становились популярными и приобретали самостоятельную жизнь в музыкально-бытовой и концерт-но-исполнительской сфере. Музыкально-сценическое и оперное творчество^ частности,способствовало расширению жанровых разновидностей сольного романса /романс -ариозо, романс -ария, романс -монолог/, формированию в нем реалистических стилевых черт.
В процессе исследования установлено, что в хоровом творчестве, как наиболее развитой отрасли западноукраинской музыки,прежде всего формировались многие важные стилистические и образно-интонационные черты профессионального романса. В частности,с хоровым жанром, развивающимся на основе старогалицкой песенности, в значительной мере связано проникновение в романс элегичности высказывания и характерных для нее музыкально-лексических и интонационных приемов. Весьма плодотворными оказались также поиски фактурно-гармонических средств выразительности,наиболее четко проявившихся в "хоральноети" гармонии сопровождения. Унаследованная от хорового жанра и непосредственно стимулирующая мелодическое развитие, эта черта /"хоральность"/ явилась одной из наиболее показательных в историческом развитии сольного западноук-раинского романса. Нередко один и тот же композитор создавал на один и тот же текст и хоровое,и сольное произведения /"Шсне
- 169 моя" Д.Сичинского на слова И.Франко, "Ой сшваночки мо'1" и "Як Н1ч мя покрие" С.Людкевича на народные тексты/. Положительным при этом было осознание композиторами монологической природы поэтических первоисточников и особенностей воплощения их в сольном либо в хоровом варианте. Обусловленная подобным взаимодействием практика исполнения хоровых произведений как сольных /хоровые романсы И.Воробкевича в исполнении Д.Гнатюка/ и сольных как хоровых /романс В.Матюка "Весшвка" в переложении Н.Колессы/, является перспективной и в наше время.
Стержневым явилось рассмотрение песен-романсов литературного происхождения /так называемой старогалицкой песенности/ как своего рода художественно-стилистического феномена, аккумулировавшего в себе существенные специфические черты западноукраинской культуры. Исследование связей сольного романса со старогалицкой песенностью, с фольклором позволило установить песенно-романс о в у ю природу жанра, определяющую все его развитие. Универсальность и самостоятельность формирования при этом мелодического ряда песни-романса оказали решающее влияние на диалектическое взаимодействие и взаимопроникновение в западноукраинском профессиональном романсе принципов конкретизации и обобщения.
Обновление композиторского мышления, предусматривающее индивидуально-разнообразное, традиционное и новаторское переосмысление фольклорных выразительных средств,явилось одной из наиболее показательных прогрессивных тенденций профессионального развития западноукраинского романса конца XIX - начала XX вв. Об этом свидетельствуют хотя бы находки О.Ныжанкивского и С.Людкевича,касающиеся ладогармонического, ладомодуляционного и структурно-композиционного переосмысления эпических и обрядовых песенно-фольклор-ных пластов. При этом,как наиболее показательные черты,подчерки
- 170 ваются оригинальность и неповторимость индивидуально-художественных выразительных приемов, воплотившихся в свободно-метрическом типе мелодики обоих авторов /"Не видавай мене замгж" - Ны-жанкивского, "Одна шсня голосненька" и др. - Людкевича/. А "реконструированная" цитатноеть С.Людкевича, зафиксированная в ряде сольных произведений на народнопесенной основе, явилась своеобразным и уникальным,индивидуально апробированным художественным принципом "вхождения" композитора в фольклорную образную систему, в закономерности народного песнетворчества.
Главным источником постоянного образно-тематического и художественно-выразительного обновления романса явилось индивидуально трактуемое поэтическое слово. Творчество Т.Шевченко, имевшее огромное влияние на всю украинскую культуру,стало важным условием преодоления композиторами Западной Украины жанровой определенности фольклорно-бытовых песенно-романсовых образцов, оказало решающее влияние на формирование индивидуальных романсовых стилей и в целом - всего романса. Многие сольные произведения на тексты Кобзаря - "Минули Л1та молодП" О.Ныжанкивского, "I золото?, й дорогоГ' Д.Сичинского, "За байраком байрак" С.Людкевича, "На город1 коло броду" Я.Лопатинского, "Якби меш, мамо,намисто" Я.Ярославенко и др.- могут служить иллюстрацией глубокого индивидуального проникновения авторов в содержание первоисточников. Больше того: последние нередко оказывали существенное влияние на формирование индивидуальности композиторов. Так,экспрессивность и драматизм высказывания,присущие произведениям Ныжанкивского, Людкевича и др.,во многом обусловлены влиянием шевченковского творчества,насыщенного социальными мотивами,органически связанного с эпико-драматическими фольклорными жанрами. На примере созданных композиторами Западной Украины романсов на слова Шевченко обнаружилась реализация нового,интонационно-синтаксического
- 171 иногда в синтезе с обобщенно-образным/ подхода к синтезированию слова и музыки, обусловленного особенностями поэзии Кобзаря с ее богатством строфики,приемами переноса /enjambement /, гибкой ритмикой. Нельзя не отметить,что для углубленного понимания проблемы взаимодействия поэзии и музыки большое значение имели теоретические исследования Ф.Колессы и С.Людкевича.Отдельные положения и идеи их работ не только помогли глубже постичь процесс проникновения закономерностей народной песеннос-ти в композиторское творчество, но и раскрыть "музыкальную" сущность шевченковского поэтического слова,определить пути художественно-стилистического воплощения поэзии в камерно-вокальном жанре.
Следует отметить,что кульминацией в развитии западноукраин-ского романса на рубеже XIX-XX веков явилось творчество Д.Си- „ чинского. Это наиболее показательно прежде всего в плане отбора, творческого переосмысления^ также художественного синтезирования композитором лежащих на поверхности фольклорно-бытовых и профессиональных интонационно-образных элементов. Б творчестве Сичинского выкристаллизовалось одно из ведущих направлений развития западноукраинского романса,которое состоит в образно-художественном обобщении и индивидуализации музыкально-выразительных средств старогалицкой песенности. Продолженная в творчестве Лопатинского, Ярославенко и др. тенденция сближения данного пласта с индивидуальными приемами сыграла решающую роль в демократизации образно-интонационного языка профессионального сольного романса.
Новый,лирико-психологический подход композиторов к воплощению поэтической образности в полной мере раскрылся в сольных произведениях на тексты И.Франко,Леси Украинки,П.Грабовского, А.Олеся и др. Творчество этих и других поэтов по-разному вли
- 172 яло на индивидуальную стилистику музыкальных интерпретаторов. Так, лирико-драматические черты романсового жанра Д.Сичинского во многом были определены поэтическим творчеством И.Франко. "Лиризации" музыкально-выразительных средств романсов Я.Лопатинского в немалой степени способствовала ярко выраженная песенно-романсовая структура отдельных стихотворений Леси Украинки,А.Олеся. Показательно, что усиление принципа образной индивидуализации,этого важнейшего фактора в развитии профессионального романса,ярче всего проявилось в тех произведениях,поэтические первоисточники которых отличались эмоциональной глубиной, лирическим подтекстом,полижанровой основой. Этот принцип осуществлялся композиторами в жанре параллельно с преломлением другого художественного принципа - образного обобщения через жанры лирической и танцевальной песен, песни-вальса, песни-баркаролы. Реализация указанных художественных принципов, отмеченная постоянным стремлением к преодолению жанровой стабильности,явилась прогрессивным явлением в западно-украинском романсе. Ярче всего она обнаруживалась в произведениях с социальным звучанием текстов /"Спи, дитинко моя" С.Людкевича, "Горить мое серце" Я.Лопатинского, "Пгсне моя" Д.Сичинского, "Минули Л1та молодИ", "I молилася я" О.Ныжанкивского, "Хвиля" Я.Ярославенко и др./.
Заметным и весьма положительным явлением западноукраинского романса явилось стремление композиторов к преодолению элегических выразительных приемов старогалицкой песни-романса. Своеобразное "жанровое модулирование" с лирической в драматическую сферу высказывания обнаруживается в частности в романсах С.Людкевича "Розпука" /сл.М.Шашкевича/, "Одна П1сня голосненька" /сл. Ульяны Кравченко/ и др.
В связи с особенностями развития украинской поэзии конца XIX-начала XX вв. есть смысл говорить о зарождающейся в западноукра
- 173 инском романсе тенденции к миниатюризации жанра,наиболее четко проявившийся в творчестве Я.Лопатинского /"Ах,С1ильки струн в душ1 дзвенить", "II душа - то чайка над водою" на сл.А.Олеся и др./. Традиционно отмеченный лиризацией музыкально-выразительных средств и приемов, романс - м и н и а т ю р а , благодаря индивидуальным находкам С.Людкевича,приобретает новые черты,указывающие на возможность драматизации этой формы /"Тайна" на сл.А.Олеся/, слияния с куплетной строфичностью /"Одна шсня голосненька" на сл.Ульяны Кравченко/. Разумеется, определяющим в западноукра-инской романсовой практике явилось стремление к масштабности воплощения поэтических образов. Эта тенденция указывает одновременно и на тяготение композиторов к широкой драматизации и даже сим-фонизации выразительных средств в камерно-вокальном жанре /Люд-кевич - "Спи, дитинко моя" на слова П.Карманского, "За байраком байрак" на слова Т.Шевченко; Ныжанкивский - "Минули Л1та молод1'1" на слова Т.Шевченко; Лопатинский - "Горить мое серце" на слова Леси Украинки; Сичинский - "I золотоГ, й дорого1" на слова Т.Шевченко/
В конце XIX - начале XX вв. углубляются связи западноукраин-ского романса с жанрово-генетическими источниками - песенным фольклором, литературой, с оперной, вокально-симфонической и хоровой музыкой. Это обусловило появление романса-монолога, лирико-драматического романса, романса-сцены, трагического монолога и т.п. Непосредственно под влиянием фольклорной практики возникают такие жанровые разновидности романса, как романс -дума /"Скорбная дума" Ныжанкивского, "Дума про Нечая" Сичинского/, трагический монолог-сцена с признаками баллады /"За байраком байрак" Людкевича/, романс -колыбельная /"Спи, дитинко моя" Людкевича, "Сон" Ярославенко/. доминирующей в жанре явилась "неромансовая" образно-тематическая направленность,
- 17 4 продиктованная развитием украинской литературы и искусства, формированием национально-художественных школ,обнаруживающаяся в воплощении гражданской и даже революционной тематики /С.Людкевич, частично Я.Лопатинский/.
Достаточно прочными были интернациональные связи западноукра-инского романса рассматриваемого периода, в частности,с русской музыкальной культурой. Эти связи непосредственно проявились и в образно-тематическом плане,и в комплексе музыкально-выразительных средств,присущих романтическому и реалистическому художественным направлениям. Б частности, прослеживается влияние на за-падноукраинский романс вокальных произведений г.1.Глинки,А.Даргомыжского,П.Чайковского /В.Манок - "Елег1я", "Коб так в одное слово"; М.Вербицкий - "Поле мое, поле"; О.Ныжанкивский - "О,не забудь!", "Вериться сни мо!" и др./. Имеются образцы западно-украинских романсов, написанных на стихи русских поэтов /например, романс "Я вас любил" Я.Лопатинского на слова А.Пушкина/.
Определенное влияние на камерно-вокальное творчество композиторов Западной Украины оказала и западноевропейская музыка. Это в частности касается попыток музыкальной интерпретации стихотворений Р.Бернса, Н.Ленау,Г.Гейне и других европейских классиков /романсы Натюка,Сичинского,Ярославеыко/.
В целом в музыкальном искусстве на западноукраинских землях XIX- начала XX веков, в том числе и в романсовом жанре,отмечается восходящий процесс демократизации. Здесь нашли плодотворное развитие все лучшие прогрессивные идеалы как отечественной, так и зарубежной музыкальной культуры. Взаимодействие различных приемов профессионального и народнопесенного искусства способствовали созданию высокохудожественных произведении с синтетическими жанровыми признаками.
Обусловленный процессом развития всей западноукраинской музы
- 175 ки,ее широкими интернациональными связями,романсовый жанр достиг высокого профессионального уровня и заметно обогатил украинское дооктябрьское камерно-вокальное творчество.
Оценивая развитие западноукраинской ветви отечественного романса XXX- начала XX вв. с позиций марксистско-ленинской науки о культуре прошлого,можем говорить,что этот жанр объективно зафиксировал идейно-тематическую и образно-стилистическую определенность эпохи и тем самым создал предпосылки нового осмысления его функциональной сущности в современных условиях.
Неисчерпаемые возможности дальнейшего развития жанра романса на западноукраинских землях открылись перед композиторами после воссоединения этих земель в единой Украинской Советской Социалистической Республике в 1939 году. Глубокое переосмысление лучших традиций отечественной классической и современной музыки, обращение композиторов к многонациональным поэтическим источникам значительно обогатили музыкально-выразительный арсенал жанра. Доминирующим стало слияние в романсе интимных чувств лирического героя с чувствами любви к социалистической Родине, к родному краю, насыщение жанра мотивами советского патриотизма и интернационализма.
Важным звеном, соединяющим развитие западноукраинского романса с современным камерно-вокальным жанром,явилось творчество С.Людкевича. О неограниченных возможностях жанра говорит создание композитором произведений на революционную тематику /романс на слова П.Франко "Коваль",1965/. Над сольными романсами С.Людкевич продолжает работать почти до конца жизни /один из последних романсов композитора - "Не вмре моя П1сня" на слова Ульяны Кравченко - датирован 1974 годом/.
Осмыслением новых форм жанра романса,обусловленным плодотворной работой композиторов в области симфонической музыки,
- 176 характеризуются вокальные циклы Р.Симовича /на стихи И.Франко и Леси Украинки/, Н.Колессы /на слова И.Такубоку/. О дальнейшем плодотворном развитии профессиональных и фольклорных тенденций свидетельствует сольный жанр А.Кос-Анатольского. Этот композитор не только успешно работал над новой в украинской музыке формой концертной арии /романс "Ргдна мати"/, но и создает свою оригинальную форму - романса-рапсодии /"Ой шду я межи гори"/. Доступность музыкально-выразительных средств, демократическая направленность мышления, сочетающиеся в творчестве А.Кос-Анатольского с национальной образной интонационноетыо, обусловили переход некоторых его романсов /например, "Ой ти, д1вчино, з гор1ха зерня" на слова И.Франко/ в песенно-фольклорную сферу. В ряде романсов А.Кос-Анатольского, как и других современных композиторов Львов-щины, на тексты М.Рыльского и Я.Купалы, В.Сосюры и Я.Коласа, П.Воронько и Ы.Танка, Д.Павлычко и Р.Братуня,Т.Одудько и Б.Сте-льмаха нашли отражение идеи советского патриотизма и интернационализма .
Традиции украинского дооктябрьского романса активно продолжают и такие выходцы из львовской композиторской школы, как Б.Фильц, П.Скорик. В частности, прослеживается внесение ими в современное камерно-вокальное творчество образно-интонационных и структурно-ладовых элементов прикарпатского мелоса.
В наше время композиторы Советского Прикарпатья развивают лучшие классические черты роиансового жанра,приумножают профессиональные достижения советской музыки. Тем самым они вносят существенный вклад в дело эстетического воспитания,в дело духовного обогащения советского человека.
Список научной литературыСовяк, Роман Петрович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Парке К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.- 3-е изд.- 1,1.: Искусство, 1975-1976.- Т.1. 1975.- 330 с.
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- 6-е изд.-И.: Худое. литература, 1979.- 827 с.
3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.-Поли.собр.соч., т.24, с.113-150.
4. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение.- Поли.собр.соч., т.25, с.255-320.
5. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу.- Поли.собр.соч., т.25, с.314-322.6. материалы ХХУ1 .съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
6. Проблемы теории и истории музыки и театра.
7. Антоневич В.А. Творчество композиторов Советской Белоруссии в его связях с национальным музыкальным фольклором: /конец 50-х~70-е годы/: Автореф.дис. канд.искусствоведения,- Вильнюс, 1982.- 23 с.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: 2-е изд.- Л.: Музыка, 1971, кн.1-2. 376 с.
9. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М. ; Л.: Музыка, 1965.- 136с.
10. Асафьев Б ¡'В.- Русская музыка: ИХ и начало XX века.- Л.: Музыка, 1968.- 323 с.
11. Боинська М.Л. Сидгр Воробкевич.- К.: Муз. Украина, 1981.- 45с.
12. БШшська М.Л. Грае Кобзар висшвуе.- К.: Муз.Украина, 1981.- 127 с.
13. Булат Т.П. Гер01К0-патр10тична тема в творчостг М.В.Лисенка. -К.: Наук.думка, 1965. 151 с.- 173
14. Булат Т.П. Зачинатель пр0фес10нал1зму в обробид укра1нсько1 народноI П1сн1.- Нар.творч1сть та етнограф1я,1972, }' 3,с.24-29.
15. Булат Т.П. Про динампсу розвитку романсу.- Пузика, 1978, Т,- 5, с.12-13.
16. Булат Т.П. Питания музично-поетично1 едност1 в солосшвах С.Людкевича.- В кн.: Творчгсть С.Людкевича/ Упор.Загайке-вич П.- К.: Муз.Укра'ша, 1979, с. 54-81.
17. Булат Т.П. Украшський романс.- К.: Наук.думка, 1979.- 314 с.
18. Васина-Гроссман В.А. Камерно-вокальная музыка на рубеже Х1Х-ХХ ст.- В кн.: Музыка XX века: Очерки: В 2-х частях/ Ред.Житомирский Д.В. П.: Музыка, 1977, Ч.1.: 1890-1917. Кн. 2, с. 278-302.
19. Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса. Изд.2-е.- М.: Музыка, 1980.- 315 с.
20. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово.- М.: Музыка, 1972.- 1978. 4.1-3.
21. Васина-Гроссман В.А. О некоторых проблемах камерной вокальной музыки рубежа XIX и XX веков.- Музыка и современность, 1975, вып.9, с. 131-160.
22. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века.-М.: Изд-во АН СССР, 1956.- 352 с.
23. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века. М.: Музыка, 1966. - 405 с.
24. Гордгйчук Ы.М. На музичних дорогах: Статт1 та рецензП".-К.: Муз.Украша, 1973.- 306 с.
25. Гриневецький 1.0. А.К.Вахнянин: Парис про життя I творч1сть.- К.: Держ.вид-во образотворч.мистецтва муз.л1Т.УРСР.- 32 с.
26. Грица C.¿. Ф.М.Колесса,- К.: Держ.вид-во образотворч. мисте-цтва муз.Л1 т. УРСР, 1962.- ПО с.
27. Гр1Иченко И.О. Музыка в Галичиш.- Б кн.: Гр1нченк0 И.О. 1стор1я украУнсько! музики.- К.: Спока, 1922, с. 176-195.
28. Гр1Нчеико К.О. УкраУнсышй романс.- Б кн.: Гр1нченк0 М.О. Бибране/ Упор, i ред. Горд1йчука М.М. К.: Держ.вид-во образотворч. мистецтва муз.л1т. УРСР, 1959, с.177-303.
29. Бурков В. О "ладово-мелодкческом" направлении в музыке XX века.- В кн.: Критика и музыкознание: Сборник статей, вып.2.- Ы.: Музыка, 1980, с. 78-100.
30. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XI A— лХ веков: Очерки.- П.: Музыка, I981.— 279 с.
31. Денис С1чинський: Матер1али до б10-б1бл10граф1i Д1яч1в укра-ÍHCbKo'f куль тури/ Упор. Кос тюк С.П., Ыедведик П.К., Павли-шин С.С. Льв1в, Каменяр, 1966.- 58 с.
32. Ejibí CTopiHKH украУнсько i музики: Статт1, дослхдження, пуб-Л1кащ1.- К.: Наук, думка, 1965, с. 55-120.
33. Загайкевич М.П. М.М.Вербицький: Нарис про життя i творч1сть.- К.: Держ.вид-во образотворч.мистецтва муз.л1т. УРСР, I961.- 48 с.
34. Загайкевич М.П. 1ван Франко i укра'Унська музика. К.: Держ. вид-во образотворч.мистецтва муз.л1т. УРСР, 1958.- 120 с.
35. Загайкевич М.П. Музичне життя Зах1дноУ УкраУни другоУ поло-вини XIX ст.- К.: Вид-во АН УРСР, 1960.- 189 с.
36. Загайкевич М.П. С.П.Людкевич: Нарис про життя i творч1сть.- К.: Держ. вид-во образотворч.мистецтва муз.лгт. УРСР, 1957. 154 с.
37. Загайкевич М.П. С.П.Людкевич i украУнський музичнии фольклор.- Нар.творч1Сть та етнограф1я, 1959, .," 4, с. 32-41.
38. Конькова Г.В. Черты нового в преломлении фольклора и развитие жанров в украинской музыке 60-70 годов: Автореф. дне. канд.искусствоведения.- К.: 1978.- 28 с.
39. Кос-Анатольський A.£i. С.П.Людкевич.- К.: Ыистецтво, 1951. 45 с.
40. Золочевськиы В.Н. Ладо-гармонхчьп засади украпюько! радян-ськоТ музики: Деяга питания народност1.~ К.: Муз.УкраТна, 1976.- 222 с.
41. Курышева Т. Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке: Вопросы музыкальной формы.- Вып.1.- М.: 1967, с. 278-313.
42. Лаврентьева II. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений.- П.: Музыка, 1978.- 77 с.
43. Левашева О.Е. Русская вокальная лирика ХУ111 века: Памятники русского музыкального искусства.- Вып. I.- Li.: 1972.
44. Лгсецький С.И. Риси стилю творчост1 К.Стеценка.- К.: Муз. УкраГна, 1977.- 125 с.
45. Ливанова Т.П. Русская музыкальная культура ХУШ века в ее связях с литературой, театром и бытом: Ксслед. и материалы. /С прил. кантов ХУИ в./ М.: Музгиз, 1952.- Т.1-2.
46. Лисенко М.В. Листи / Упор.,прим. та комент. Лисенка 0.- К.: Мистецтво, 1964.- 533 с.
47. Людкевич С.П. BiKTop Матюк.- Льв1в, 1912. 24 с.
48. Людкевич С.П. Вокальна музика на тексты поезп! "Кобзаря".- В кн.: С.Людкевич: Досл1днення I статтг /Вгдп.ред. М.Ы.Гордшчук.- К.: Пуз. УкраУна, 1976, с.132-143.
49. Людкевич С.П. 1ван Франко I музика.- В кн.: С.Людкевич: Дослгднення I статт1., с. 198-202.
50. Людкевич С.П. ПоезП М:Шашкевича в музшц.- В кн.: С.Людкевич: Досл1днення I статт1., с. 195-197.
51. Людкевич С.П. Про коыпозицН до поезп! Т.Шевченка.- В кн.: С.Людкевич: Дослгдження I статтг., с. 127-131.
52. Людкевич С.П. Форма солосшву у м.Лисенка: Спроба аналгзу.- В кн.: С.Людкевич: Досл1дження х статт1., с.159-170.
53. Ляшенко Нац10нальн1 традицы в музшц як гсторичний процес,- К.: Ыуз.Украша, 1973.- 325 с.
54. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм.- М.: Музыка, 1967.
55. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1957. - 300 с.
56. Малышев Ю.В. Принципы образного синтеза музыки и поэзиив современном романсе: Опыт анализа творчества Ю.Ыейтуса: Автореф. дис., канд. искусствоведения.- К.: 1977.- 25 с.
57. Малишев Ю.В. Солосшви: Нариси та нотатки про украУнську вокальну л1рику,- К.: Муз.УкраУна, 1968.- 219 с.
58. Ментюков А.П. Опыт классификации декламационных приемов: Автореф.дис. канд. искусствоведения.- П.: 1977.- 16 с.
59. Москаленко В.Г. Принципы претворения фольклора в современной симфонической музыке: Автореф.дис'. канд.искусствоведения.- К.: 1972.- 25 с.
60. Мурз1на 0.1. Про принципи мелодично!' декламацП.- К.: Муз. УкраУна, 1972.- 67 с.
61. Мурз1на 0.1. Напрями вгдбору I трансформащ I фольклорного ыатер1алу в обробках народных шсень С.Людкевича,- Б кн.: Творч1СТь С.Людкевича /Упор. Загайкевич М.- К.: Муз.Украина, 1979, с. 117-144.
62. Назайкинский Е.Б. О психологии музыкального восприятия. -'М.: Музыка, 1972.- 83 с.
63. Нестьев И. Музыкальная культура рубежа веков.- Б кн.: Музыка XX века. 1890-1945: Очерки: В 2-х частях/ Ред. Житомирский Д.В. М.: Музыка, 1977, ч.1: 1890-1917, с. П-94.
64. Огаркова II.А. Принципы взаимодействия поэзии и музыки в русской советской камерно-вокальной музыке 70-х годов: Автореф. дис. канд. искусствоведения.- Л.: 1982,- 23 с.
65. Олександр Мишуга: Спогади. Матер1али. Листи /Упор.,п1дг. текс., вст.ст.та прим.Головащенка М. К.: Муз.УкраГна, 1971.- 778 с.
66. Павлишин С.С. Денис С1чинський: Творч1 портреты украТнських ' композитор! в.- К.: Муз.Укра 1'на, 1980. 4-7 с.
67. Павлишин С.С. Риси стилю С.Людкевича.- Б кн.: Творч1сть С.Людкевича: Зб1рник статей /Упор. Загайкевич 1.'.- К.: Муз. Украша, 1979, с. 16-29.
68. Павлишин С.С'. Станислав Людкевич: Творч1 портрети укра*1н-ських композитор:в.- К.: Муз.Украина, 1974.- 53 с.
69. Пилипчук Р.Я. Украинский театр Восточной Галиции и Северной Буковины /30-е-60-е г. XIX ст./: Автореф.дис. канд. искусствоведения.- К.: 1971.- 32 с.
70. Питания методологП радянського теоретичного музикознав-ства: Зб1рник статей /Упор. Горюхпш. И.О. К.: Муз.Украина, 1982.- ИЗ с.
71. Порфирьева А.Л. Каперное вокальное творчество Н.Я.Мясковского и новые пути развития русского романса первой трети XX века: Автореф.дис.канд.искусствоведения.- Л.: 1978.- 22 с.
72. Поставка А.К. Становления творчого методу Л.Ревуцького.-К.: Муз.Укра!на, 1978.- ЮГ с.
73. Романтизм в музыке.- Б кн.: Критика и музыкознание: Сборник статей: Вып.2.- 1.1.: Пузика, 1980, с. 262-269.
74. Ручьевская Е.А. Мелодия сквозь призму жанра.- В кн.: Критика и музыкознание: Сборник статей: Вып.2.- М.: Музыка, 1980, с. 35-53.
75. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века.- В кн.: Русская музыка на рубеже XX века.- М.; Л.: Музыка, 1966, с.65-111.
76. Ручьевская Е.А. Слово и музыка.- Л.: Госыузиздат, 1960.56 с.
77. Солом!я Крушелышцька: Спогади. Натер!али. Листування: У 2-х частинах/ Упор. I прим. Головащенка М.- К.: Муз.УкраУна, 1978.-1979. Ч.Г-2.
78. Сохор А. О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов.- В кн.: Сохор А. Статьи о советской музыке.- Л.: Музыка, 1974, с. 80-99.
79. Сохор А. Романс и песня.- Сов.музыка, Г959, }," 9.
80. Труш Г., Людкевич С. Артистичиий вхсник. Р1ЧН.1.- Льв1в, 1905.
81. Ф1льц Б.М. Гармония солосшву.- К.: Наук.думка, 1979.- 190с.
82. Фгльц Б.М. Укра!нсышй радянський романс.- К.: Наук, думка, 1970.- 124 с.
83. Франко I. Про театр i драматургию: Bnöpani статт1, рецен-3ii та висловлювання /Упор. Нечиталюк М.Ф.- К.: Вид-ео АН УРСР, Г957.- 237 с.
84. Цуккерман В.А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке.- М.: Музыка, Г957.- 498 с.
85. Чарнецький С. Нариси iciopii укра'/нського театру в Гали-чин1. В кн.: Степан Чарнецький. Вибране /Шдгот. текс., вст.ст. Ящука П. - Льв1в: Книж. журн. вид-во, 1959,с. IOI—199.
86. Шевчук О.В. Роль сборника К.В.Квитки "Укра1нськг народн1 мелодП" в становлении украинской советской музыки 20-х годов: Автореф.дис.канд.искусствоведения.- К.: 1982.- 26 с.
87. Шреер О.Я. 1стор1я украпюько!' музики. Ч.1.- К.: Муз. Укра-¥на, 1980. 196 с.
88. Шуст Я. nicHi на слова М.Шашкевича.- Льв1в, 1961.- 34 с.
89. Якуб"як Я.В. Солосшви С.Людкевича: До питания про деям нац1ональн1 елементи у мелодшц та rapMOHii.- Укр.музико-знавство, 1973, вип.7, с. 39-57.
90. Якубяк Я.В. Влияние народного одноголосия на профессиональную гармонию: На материале творчества украинских советских композиторов: Автореф. дис.канд.искусствоведения.- К.: 1973.- 22 с.
91. Яросевич Л.В. Леся Украгнка i музика.- К.: Муз. Украгна, 1978.- 125 с.
92. П. Теория и история фольклора.
93. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов.- М.: 1966.- 78 с.
94. Вагилевич I. Передгсшр к руським народшш гленям,- В кн.: Мары ян Шашкевич. 1ван Вагилевич. Як1в Головацький: Твори. /Упор.,вст.ст., прим.Шалати М.Й.- К.: Дн1про, 1982,с. 183-187.
95. Гнатюк В.М. niceimi новотвори в украУнсько-русьмЁ народн1й словесности.- В кн.: Гнатюк В.М. Вибран1 статт1 про народну творч1сть.- К.: Наук.думка, 1966, с. 78-95.
96. Горд1йчук М.М. Фольклор i фольклористика: Зб1рник статей. К.: Муз.УкраТна, 1979.- 250 с.
97. Грица С.Й. Категор1я парадигми у вивченн1 BapiaiiiTmoï спе-цифгки фольклору.- Нар.творчгсть та етнографгя, 1979, }.? 2, с. 61-67.
98. Грица С.Й. Мелос укра'1Нсько*1 народно? ешки.- К.: Наук.думка, 1979.- 246 с.
99. Грица С.Й. Про cTiuibOBi нашарування в музшц дум.- Укр. музикознавство, 1971, вип. 6, с. 15-ЗГ.
100. Гусев В.Е. Про поняття i суть фольклоризму в умовах соща-Л1зму й кашталхзму.- Нар.творч1сть та етнограф1я, 1973,5, с. 41-45.
101. Дей 0.1. 1ван Франко i народна творч1сть.- К.: Дершптви-дав Укра'1'ни, 1955.- 300 с.
102. Дей 0.1. Народноп1сенн1 жанри. Вип.1.- К.: Муз.Укра1'на, 1977.- 107 с.
103. Дей 0.1. Народнойсешп танри. Вип.П.- К.: Муз.Украша, 1983,- III с. "
104. Дей 0.1. Спокування митщв з народною noe3ieio: 1ван Франко та його оточення.- К.: Наук.думка, 1981.- 331 с.
105. Земцовский И.И. Б.Б.Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки.- В кн.: Критика и музыкознание.- 1,1.: Музыка, 1980, с. 184-197.
106. Земцовский И.И. Народная музыка и современность.- Б кн.: Современность и фольклор.- Л.: Музыка, 1977, с.28-74.
107. Земцовский И.И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке.- Л.: Сов.композитор, 1978, 173 с.
108. ПО. Иваницкий А.И. Композиционные особенности взаимодействия слова и музыки в украинской народной песне: Автореф.дис. канд.искусствоведения.- К.: 1972.- 24 с.
109. Квитка К.Б. Избранные труды: В 2-х томах /Сост. и комент. Гошовского В.Л. М.: Сов.композитор, 1973.- 422 с.
110. Колесса Ф.М. 1йлька слгв про збирання i rapMOHiзування укратських народних шсень.- В кн.: Колесса Ф.М. Музико-знавч1 пращ.- К.: Наук.думка, 1970, с.444-455.
111. ИЗ. Колесса Ф.М. Наверствування i характернотичнг признаки украх'нських народних мелодгй.- В кн.: Колесса Ф.М. Музи-кознавч1 пращ.- К.: Наук.думка, 1970, с. 248-269.
112. Колесса Ф.М. Погляд на тепер1пшй стан niceHHo'f творчо-CTi украУнського народу.- В кн.: Колесса Ф.М. Музикознав-41 пращ., с. 237-247.
113. Колесса Ф.М. Речитатива форми в укра"1нськ1й народн1й noe3ii.- В кн.: Колесса Ф.М. Музикознавч1 пращ.,с. 289-351.
114. Колесса Ф.М. Ритмпса укра¥нських народних niceHb.- В кн.: Колесса Ф.М. Музикознавчг пращ., с. 25-236.
115. Колесса Ф.М. Фольклористичн1 пращ.- К.: Наук.думка, 1970.- 413 с.
116. Лисенко M.Б. Народы музичн1 хнструыенти на Украпп.- К.: ■ Мистецтво, 1955.- 64 с.
117. Лисенко М.В. Про народну шсню i народшсть в музшц,- К.: Мистецтво, 1955.- 66 с.
118. Лисенко М.В. Характеристика музичних особливостей украш-ських дум i ni сень у виконашп кобзаря Бересая /Ред.,пе-редм. та прим. Гордгйчука М. Вид. 2-е.- К.: Муз. УкраУна, Г978.- 95 с.
119. Правдюк O.A. Ладов1 основи украпюькоУ народно'1 музики.-К.: Вид-во АН УРСР, 1961.- 194 с.
120. Правдюк O.A. Укра'/нська ыузична фольклористика /Вгдп.ред. Березовський 1.П., Грица С.П. К.: Наук.думка,1978.- 327 с.
121. Сокальский П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от современной гармонической музыки. Харьков, 1888.- 394 с.
122. Щурат В. Початки слави украУнсько! nicHi в Галичшп.-Льв1в, 1927.1. Ш. Литературоведение.
123. Вагилевич I. Заштки о русьый Л1тератур1,- В кн.: Письмен-ники Зах1дно'1 Укра*1ни 30-50-х рокхв XIX ст. -К.: Дн1про, 1965, с. 158-170.
124. Грицай М.С., Микитась В.Л., Шолом Ф.Я. Давня украшська Л1тература /За ред. проф.Грицая М.С. К.: Вища школа, 1978.- 412 с.
125. Далгат У.Б. Литература и фольклор.- М.: Наука, I98I.-302 с.
126. IcTopifl укра'1нсько1 Л1тератури: у 8-ми томах/ Ред.кол., гол. Кирилюк е.П.- Т.2.-К.: Наук.думка,1967.-480 с. ;т.4,кн.2.- К.: 1969.- 448 е.; т.5.- К.: 1968.- 521 с.
127. Каспрук A.A. Поез1я i.Франка.- В кн.: I.Франко: ПоезП.-В 2-х томах.- К.: 1964, т.1.
128. Колесса Ф.М. Про BipinoBy форму поез1й Ыаркгяна Шашкевича.-В кн.: Колесса Ф.М. Фольклористичн! npani.- К.: Наук.думка, 1970, с. 347-363.
129. Колесса Ф.Ы. СтудИ над поетичною творчгстго Т.Шевченка.
130. В кн.: Колесса Ф.М. Фольклористичн1 пращ.- К.: Наук.думка, 1970, с. 172-326.
131. Колосова В.П., Чегпга 1.П. Визначна пам"ятка украшського письменства.- В кн.: ЗгновНв Климент!: Bipmi, npiinoBÎCTi посполитг.- К.: Наук.думка, 1972.- 391 с.
132. Людкевич С.П. Про основу i значения cniBHOCTi в поезП Тараса Шевченка. В кн.: Людкевич С. Досл1Дкення i статт1.-К.: Муз.Укра*1на, 1976, с. 107-126.
133. Русалка Днгстрова: /фотокошя з видання 1837 р./ Вст.ст. Д1йсн.чл.АН УРСР Б1лецького 0.1. К.: Держ.вид-во худож.1950.- 133 с.
134. Teopifl лгтератури /Ред.проф.Воробйова В.Ф. та проф.В"язов-ського I.A. К.: 1975.- 223 с.
135. Украшською музою натхненн1 /Упор.,прим. Кирч1ва Р.Ф. та Гнатюка М.П., вст.ст.Кирч1ва Р.Ф. К.: 1971.- 303 с.
136. Франко I. Краса i секрети поетично'1 творчостг : Статтг. Досл1Дження. Листи.- К.: Мистецтво, 1980.- 498 с.
137. Франко I. Твори: В 20-ти томах.- Т.16.- К.: Дерк.вид-во худон.Л1т., 1955.- 466 е.: т.17.- К.: Держ.вид-во худож. Л1Т.,1955.- 528 с.
138. Франко I. 31брання TBopiB у 50-ти томах,- Т.33.- К.: Наук, думка, 1982.- 526 е.; т.35.- К.: Наук.думка, 1982.- 510 с.
139. Шалата М.Й. Марыян Шашкевич: Життя, творчгсть I громад-сько-культурна Д1яльн1сть.- К.: Наук.думка, 1969.- 251 с.1.. Архивные источники /библиография и нотография/
140. Вербицкий М. "Итара 16" зб1рник гпсень та романсгв для голосу в супроводг Г1тари.- Львовская научная библиотека им.В.Стефаника АН УССР, отдел рукописей, арзив Львовской консерватории.
141. Людкевич С. Старогалицька шсешпсть XIX ст. Из домашнего архива композитора.
142. Нотний збгрник Гушалевича.- Львовская научная библиотека им. В.Стефаника АН УССР, отдел рукописей, архив "Наукового товариства 1М.Шевчепка", К 491/У1.
143. Шсн1 народн1 зхбрав I П1Д ноти зложив О.Нижашавський, 1891.- Львовская научная библиотека им. В.Стефаника АН УССР, отдел рукописей, архив Львовской консерватории,)} 4365.
144. Титович А.Г. Ярослав Лопатинский.- Дипломная работа,1954.- Архив Львовской консертатории им. Н.В.Лысенко,}} Т-45.
145. V. Сборники народных и популярных /авторских/ песен и романсов
146. Альбом П1сень на один голос в супровод1 фортешано Дениса С1чинського.- Льв1в, 1908.- 30 с.
147. Альбом шсень на один голос в супровод! фортепиано Я.Ло-патинського.- Льв1в, 1922.- 33 с.148. "Боян" зб1рник малоруських квартет1в /Упор.Матюк В. -Вид. П.- Перемишль, 1896,- 80 с.
148. Буковинськ1 народы шсн1 /Упор.,вст.ст.та прим. Ященка Л,- К.: Вид-во АН УРСР, 1963.- 677 с.
149. Галицько-pycbKi народы мелодП '3i6paB у с.Ходовичах 1.Колесса.- Льв1в,1902.- /Етнограф1Чний 36ipmiK, т. II/.
150. Едличка А. Собрание малороссийских народных песен для одного голоса с аккомпанементом фортепиано.- СПб, 1860.
151. Chants polonais nationaux et populaires, textes et notices publiés par A.Sowinski a Paris, 1830.
152. МелодП укра'1'нських народних ni сень з Под1лля i Холм-щини 3i6paHi Л.Плосайкевичем i Я.Сенчиком ыд редакщею Людкевича С. з передмовою Колесси Льв1в, I916 /Етнограф1чний збгрник, т. 16/.- 108 с.
153. Muzyka do piesni polskicn i ruskich ludu galicyjskego zebranych. i wydanych przez Waclawa z Oleska. Do spiewu i na fortepian u£ozy£ K.Lipinski. Lw6w,1833. 174 s.
154. Народы nicHi в записах 1вана Франка / Упор.,вст.ст., прим. Дея 0.1. К.: Муз. Украпга, 1981. - 283 с.
155. Народы nicHi в записах Марыяна Шашкевича / Упор., вст. ст. i прим. Шалати М.И. К.: Муз. Украша, 1973.- ПО с.
156. Народы nicHi в записах 1вана Багилевича / Упор., вст. ст.,прим. Шалати М.11. К.: Муз. Украша, 1983.- 158 с.
157. Ilichi л1тературного походження /Упор. Бойко В.Г. ,Омельчен-ко А.Ф. К.: Паук.думка, 1978.- 492 с.161. nicHi, думки i шумки руського народу на Подол1, УкраУш iв Малорос11, списаьн i переложен: пгд музику Антоном Коц1-П1ньским: Перша сотня.- К.: 1862.
158. Роздольський Й.1., Людкевич С.П. Галицько-русыи народн1 мелод11.- Льв1в, 1906-1907.- 4.1-2.- /Етнограф1Чний зб1р-ник, т.т. 21-22/
159. С1чинський Д. 152 украУнськ1 народн1 i патр10тичн1 nicni для фортеп!ано 3i словами.- Стан1слав, 1904.- 151 с.
160. Сто украТнських народних niceHb села Скородишц на Терно-П1льщин1: Фольклорн1 записи /Шснг 3i6p. та упор. Стельма-щук С. К.: Муз. УкраУна, 1967. - 79 с.
161. Укра"1нськ1 народнг nicni в обробцг С.Людкевича / Упор., вст.ст. Байко М.- К.: Муз. УкраУна, 1980.- 63 с.
162. Укра1*нськ1 народнх nicHi з репертуару СоломгУ Крушельниць-Koi /Упор. Майчик I. -К.: Муз. УкраУна, 1971.- 74 с.
163. УкраУнськ1 народн1 романеи / Упор., передм. та прим. Ящен-ка Л. К.: Бид-во АН УРСР, 1961. - 411 с.
164. Щастний Соломон. Коломийки i шумки.- Львгв, 1863.- 92 с.